Функции психолога в пмпк – 2.2. Основные принципы, задачи и функции деятельности психолога пмпк 52

Деятельность педагога психолога ПМПК образовательного учреждения

Деятельность педагога-психолога психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

В настоящее время уделяется максимум внимания созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во всех образовательных организациях. Для этого необходима упорядоченная, своевременная работа психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (далее ПМПк ОО). ПМПк ОО является одной из форм взаимодействия специалистов, объединяющихся для сопровождения воспитанников, обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Основной целью ПМПк ОО является создание оптимальных условий для пребывания, воспитания и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями.

Работа членов консилиума любого образовательного учреждения регламентируется следующими документами:

  1. Инструктивное письмо Министерства образования РФ( приказ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. « О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательных учреждений»)

  2. Конвенция о правах ребенка

  3. Закон РФ « Об образовании» от10.07.1992 г. № 3266-1

  4. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ

  5. Семейный кодекс РФ

  6. Устав образовательного учреждения

  7. Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка

Члены консилиума ОО осуществляют работу в соответствии со своими должностными инструкциями. Иногда незнание нормативных документов приводит к нарушениям в работе, несвоевременному оказанию помощи нуждающимся детям. К ним относятся воспитанники и обучающиеся с установленным зональным ПМПК статусом «ОВЗ», а также дети, не имеющие статуса, но нуждающиеся в специальных образовательных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения.

Далее рассмотрим особенности работы педагога-психолога в рамках ПМПк ОО. Цель деятельности педагога-психолога – создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Для осуществления своевременной, комплексной помощи особенно важна ранняя диагностика адаптации детей и особенностей их развития. Педагог-психолог начинает свою работу с получения согласия родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение детей, разъясняя в доступной форме необходимость проведения запланированных мероприятий, действуя согласно своему плану работы на учебный год или в рамках возникшего запроса ПМПк. Согласие оформляется на соответствующем бланке с указанием перечня используемых методик. Подбор стандартизированных, валидных (надежных) методик педагог-психолог определяет сам, учитывая возрастные особенности обследуемых детей. Для уточнения нарушений в развитии возможен подбор идентичных заданий, дублирующих друг друга методик.

Индивидуальная диагностическая работа должна начинаться с изучения анамнеза ребенка в амбулаторной карте из поликлиники по месту жительства, а не со слов родителей. В случае выявленных отклонений в физическом и речевом развитии педагог-психолог при необходимости может просить заключение невролога, психотерапевта, врача-психиатра или логопеда. Затем исследуются особенности развития основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, педагог-психолог реализует диагностическую функцию ПМПк, а именно распознает причины и их характер отклонений в развитии и/или недостаточном усвоении программы обучения.

Далее членами ПМПк обсуждаются результаты по проведенной диагностической работе и все аспекты создавшейся неблагополучной ситуации. Психолог на данном этапе помогает воспитателям/учителям с разных точек зрения подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, пониманию его интересов и склонностей, показывает сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений со взрослыми и сверстниками, отражает особенности его самооценки, уровня притязаний, эмоционального настроя. Именно педагог-психолог должен обеспечить понимание причин отклонения от нормы и с оптимистической позиции разъяснить перспективы его дальнейшего развития.

На основе полученных результатов важно наметить реально реализуемую работу со всеми участниками образовательного процесса. Следует принимать решение по подбору необходимых мероприятий, учитывая интересы самого воспитанника/обучающегося. Совместно с родителями ребенка выбираются предложенные специалистами ПМПк ОО конкретные программы воспитания и обучения по оказанию необходимой помощи. Возможно составление индивидуального коррекционного маршрута, плана психолого-медико-педагогического сопровождения с установленным сроком. На данном этапе педагогом-психологом намечается коррекционно-развивающая работа с ребенком или группой детей, разрабатываются рекомендации работникам образовательного учреждения и родителям ребенка. Либо рекомендуется обращение в зональную ПМПК для прохождения процедуры освидетельствования проблем в развитии ребенка и получения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий. В соответствии с методическим рекомендациями письма МО РФ от 23.05.2016 г. № ВК- 1074/07 о совершенствовании деятельности ПМПК необходимо подготовить психологическую характеристику на воспитанника/обучающегося ОО в рекомендованной форме:

Заключение (представление) педагога-психолога

1.ФИО ребенка_______________________________________________________________________

2.Дата рождения_____________________________________________________________________

3.Дата и время проведения обследования ________________________________________________

4. Присутствие третьего лица (родителя, законного представитель)______________________________________________________________________

5.Методики обследования_____________________________________________________________

I .Особенности аффективно-личностной сферы:

7.Контакт___________________________________________________________________________

8.Интерес ___________________________________________________________________________

9. Особенности эмоционального реагирования

10.Преобладающий фон настроения ____________________________________________________

11. Специфические симптомы ( не смотрит в глаза, грызет ногти, стереотипные движения, иное)______________________________________________________________________________

12. Способность к волевому усилию____________________________________________________

13. Устойчивый/неустойчивый интерес к заданиям________________________________________

14. Темп деятельности________________________________________________________________

15. Работоспособность________________________________________________________________

16. Внешние проявления утомления_____________________________________________________

17. Особенности психических процессов (гиперактивность, подвижность) ____________________

II. Интеллектуально-мнестическая деятельность

Понимание инструкций _______________________________________________________________

Ориентировка в задании ______________________________________________________________

Целенаправленность действий_________________________________________________________

Особенности речи____________________________________________________________________

Способность к переносу задания________________________________________________________

Обучаемость_________________________________________________________________________

Виды оказываемой помощи (направляющая, стимулирующая, организующая, обучающая) __________________________________________________________________________________

Объем оказываемой помощи (в легком, умеренном, выраженном объеме) ___________________

Мышление:

повышенная конкретность мышления _____________________________________________________

искажение процессов обобщения _________________________________________________________

способность к вербализации своих рассуждений ____________________________________________

Оценка интеллекта_____________________________________________________________________

Диагностический вывод: ________________________________________________________________

Рекомендации_________________________________________________________________________________

Так психолог со своей стороны реализует коррекционно-реабилитационную функцию ПМПк ОУ.

Обязательной в работе педагога-психолога в рамках ПМПк является оценка эффективности коррекционно-развивающей работы по сопровождению детей с нарушениями и особенностями в развитии. Для этого проводится повторная диагностика, фиксирующая динамику в состоянии ребенка. Оформляется документация требуемым образом.

На современном этапе педагог-психолог незаменимый специалист в любом образовательном учреждении. Повышение эффективности работы психологов ОО зависит от соблюдения в практике этических принципов и правил. Объем работы регулярно увеличивается, поэтому важно использовать активные часы по назначению. Для решения возникших вопросов педагог-психолог может обратиться за консультацией в зональные ПМПК г. Уфы (структурное подразделение ГКУ РПМПК Южная ЗПМПК т. 237-09-92, структурное подразделение ГКУ РПМПК Северная ЗПМПК т. 240-18-15), в случае конфликтных ситуаций в Республиканскую ПМПК ( т. 284-18-47).

2019г.

videouroki.net

Глава 2.Организация и содержание деятельности психолога на психолого-медико-педагогической комиссии (пмпк)

2.1. Специфика деятельности психолога в составе пмпк

Деятельность ПМПК особенно важна и сложна при комп­лектации начального звена коррекционных школ различного вида. Именно здесь в наибольшей степени задействован психо­лог. В настоящее время только начинает развиваться служба практической психологии в дошкольных образовательных уч­реждениях. Соответственно, и требования к деятельности пси­холога в составе ПМПК, комплектующего дошкольные обра­зовательные учреждения компенсирующего и комбинирующе­го видов, пока еще только разрабатываются. В данной главе мы рассмотрим деятельность психолога в составе комиссии, ориентированной на работу с детьми младшего школьного воз­раста. Хотя в целом описанное ниже адекватно и для работы психолога в составе ПМПК с детьми дошкольного возраста.

Очевидно, что имеется определенное своеобразие в деятель­ности ПМПК разного уровня. Муниципальные, областные, региональные ПМПК несколько отличаются по своим целям и задачам. Но в целом в характере деятельности как психо­лога в составе ПМПК, так и всей ПМПК, других ее специали­стов можно выявить общие составляющие, единые цели, за­дачи и технологии работы.

В качестве члена ПМПК психолог должен не только про­вести углубленное психологическое обследование ребенка и дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы специального обучения, но также указать последовательность и направленность психологической коррекционной работы, необходимость консультации других специалистов (логопе­да, дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолога ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и вы­работке решения по организации системы специального обу­чения ребенка.

Основной задачей углубленного обследования является постановка психологического диагноза в соответствии с при­нятой на комиссии типологией и принятие решения о том, насколько данное коррекционное учреждение соответствует возможностям и особенностям ребенка.

В качестве примера можно привести случай из реальной практики работы ПМПК.

Для принятия решения об обучении во 2-м классе коррекционной школы VII вида на ПМПК был приведен Саша Л. (10 лет 3 месяца), до этого обучавшийся в домашних условиях. По данным педагоги­ческого тестирования ребенок не полностью владел программным материалом 1-го класса (программа 1-4). Психологический диаг­ноз этого ребенка представлял вариант нормативного развития, отягощенного общим снижением темпа деятельности. Нарушений речи не наблюдалось. Неврологический статус был определен как невыраженные признаки резидуально-органических повреждений ЦНС, что в наше время можно рассматривать почти как неврологи­ческую норму.

Совершенно очевидно, что обучение такого ребенка по программе и методами специального образования в течение 3-4 лет во фрон­тальном режиме совершенно необоснованно, поскольку в индиви­дуальном режиме он может овладеть общеобразовательным про­граммным материалом начальной школы существенно быстрее. Такой вывод делается на основании выявленных особенностей раз­вития ребенка. В связи с этим комиссией не было рекомендовано обучение по программе школы VII вида, а предложено рассмотреть возможность обучения по индивидуальной программе массовой общеобразовательной школы.

Можно привести еще один пример.

В возрасте 9 лет на ПМПК был приведен Боря Б., который на протя­жении двух лет пребывания в 1-м классе массовой школы (програм­ма 1-4) не смог овладеть программным материалом. В педагоги­ческой характеристике из школы, в которой обучается ребенок, присутствовали жалобы не только на трудности овладения про­граммным материалом, но и на трудности поведения, отсутствие какой-либо заинтересованности в учении (учебной мотивации) и т.п. По результатам психологического обследования был поставлен диагноз: «тотальное недоразвитие психических функций простого уравновешенного типа с грубой эмоциональной незрелостью и на­рушениями нейродинамических характеристик деятельности по типу колебаний работоспособности и темпа деятельности». Лого­педический диагноз: «ОНР третьего уровня, нарушения чтения и письма у ребенка с первичными интеллектуальными нарушения­ми». Диагноз невролога: «невыраженные признаки резидуально-органического повреждения ЦНС». Поликлиническим психиатром был поставлен диагноз: «выраженная задержка психического раз­вития». Педагогическая оценка: «фрагментарные, не систематизированные знания программного материала 1-го класса общеоб­разовательной школы у ребенка с низкой обучаемостью и трудно­стями переноса навыков на аналогичный материал».

После коллегиального обсуждения на комиссии было принято ре­шение о дополнительном психиатрическом обследовании и, вдальнейшем, направлении ребенка во 2-й класс школы VIII вида, по­скольку за исключением психиатра все специалисты комиссии со­чли возможности ребенка неадекватными и недостаточными для обучения в школе VII вида.

В большинстве случаев работы ПМПК подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования (впрочем, как и обследова­ний других специалистов). В целом, в соответствии с общими задачами ПМПК [78], функция психолога в качестве его чле­на коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности школы (дошкольного образовательного учреж­дения) данного вида возможностям и психологическим осо­бенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности пси­холога ПМПК заключается в понимании того, насколько дан­ная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и сред­ства обучения, включая и дидактическое наполнение коррекционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны воз­можностям и специфике развития ребенка.

Все большее значение при такой индивидуализации начи­нает приобретать психологический диагноз и дифференциа­ция особенностей состояния и развития детей от близких и сходных по феноменологическим проявлениям других типов отклоняющегося развития [110].

Помимо этого, в соответствии с представлениями о прогно­зе дальнейшего развития, психологом может быть рекомен­дована как длительность, так и форма (индивидуальная, фрон­тальная с дополнительными индивидуальными занятиями и т.п.) обучения ребенка в школе. Совершенно очевидно, что свое мнение о необходимости для ребенка того или иного вида коррекционного учреждения, длительности пребывания ре­бенка в нем имеют полное право выражать и другие члены комиссии. Конкретизация направления, видов, формы и дли­тельности коррекционной работы — задача уже психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, где будет находиться ребенок.

Достаточно часто в практике деятельности ПМПК встреча­ются случаи, когда ребенок направляется в коррекционное учреждение на так называемый диагностический срок, что также определяется решением ПМПК. В случае положитель­ной динамики развития и овладения программным материа­лом ребенок продолжает обучение в данной школе, в против­ном случае он вновь направляется на ПМПК для принятия решения об адекватном для него образовательном маршруте. В обоих случаях на комиссию должны быть в обязательном порядке представлены заключения каждого специалиста, ра­ботающего с ребенком (педагогов, логопеда, дефектолога, пси­холога и врача).

Подобные условия, безусловно, должны оговариваться в договоре, который на время нахождения ребенка в коррекционном учреждении (например, в школе VII вида) заключает­ся с родителями [78]. Точно так же все условия организации обучения и развития ребенка в рамках специального (кор­рекционного) учреждения (ДОУ или школы) должны быть тщательнейшим образом прописаны в уставе учреждения. Это позволяет избежать многих недоразумений и даже судебных преследований со стороны родителей в случае их несогласия, отвержения решений, принимаемых администрацией учреж­дения, его консилиумом.

Следует отметить, что комплектация коррекционного уч­реждения осуществляется в основном в соответствующем ДОУ и начальной школе. Однако академически неуспешные по различным причинам дети могут попасть на психолого-ме­дико-педагогическую комиссию и после 5-го класса, то есть в среднем звене.

Такие проблемы могут встречаться и у условно нормативных детей, которые часто и подолгу по разным причинам не посеща­ли школу. В качестве причин непосещения наиболее часто мо­гут выступать как социальные условия развития, так и пропус­ки по болезни (вследствие соматической ослабленности или хро­нического заболевания). В реальной жизни дети последней категории часто направляются в коррекционную школу, хотя в последнее время создаются и специальные школы для больных детей и детей-инвалидов1. В этих школах обучение ведется, как правило, по общеобразовательным программам, что более адек­ватно для соматически больных детей (в том случае, если у них не обнаруживаются особенности психического развития, даю­щие повод для обучения в школе VII вида).

В подобных ситуациях задачи дифференциальной психо­логической диагностики стоят особенно остро. С одной сторо­ны, все большее влияние на поведение и мотивацию ребенка оказывают эмоционально-личностные особенности, а с дру­гой — могут накапливаться пробелы в программных знани­ях, не позволяющие ребенку усвоить последующий матери­ал. При обсуждении ребенка такого возраста на комиссии особенно важно бывает сопоставить результаты психологи­ческого обследования и собственно педагогического тестиро­вания, для того чтобы более четко определить причины и механизмы неуспеваемости ребенка. Не всегда простой пере­вод ребенка из массовой школы в систему специального обра­зования при наличии пробелов (которые есть у детей, кото­рым показана данная программа обучения) будет способство­вать уменьшению его трудностей и тем самым эффективному усвоению материала.

studfile.net

11.Цели и задачи пмпк, направления работы.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это усовершенствованная форма оказания диагностических и консультационных услуг детскому населению, апробированная и внедренная в различных регионах России.

ПМПК решают важнейшую задачу выявления детей и подростков с нарушениями развития в детской популяции, дифференциации их по возможностям обучения, определяют оптимальный психолого-педагогический маршрут для каждого обследованного ребенка и соответствующие специальные образовательные условия. В этой связи, становится очевидной актуальность проблемы организации специальной психолого-медико-педагогической службы и диагностики интеллектуальных, сенсорных, двигательных, психических и речевых нарушений, а также комплексной работы направленной на их предупреждение и коррекцию.

Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

В настоящее время психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют диагностику и консультирование детского населения как по направлению консилиумов и консультаций, так и по обращению.

В результате деятельности консультативно-диагностической службы в последние годы (2002-2006) наметились положительные изменения в деятельности образовательных учреждений: своевременно выявляются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, открываются новые коррекционные группы и классы, укрепилась связь с родителями.

Анализ научных исследований и нормативной документации показывает, что особенностями ПМПК на современном этапе является:

• расширение направлений деятельности: диагностическая, консультативная, информационная, просветительская, профилактическая аналитическая и др.;

• расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды помощи;

• изменение контингента обследуемых детей в связи с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и его качественных изменений;

• изменение организационных форм работы.

Основными задачами психолого-медико-педагогических комиссий являются:

• раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

• комплексная динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

• определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;

• подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностической и коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

• использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, оздоровительных, лечебно-профилактических, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

• стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Mинистерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, и проектом Положения о психолого-медико-педагогической комиссии.

На территории каждого субъекта Федерации создана, как минимум, одна ПМПК. ПМПК субъекта Федерации является головной по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня является головной по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

Основные направления работы  психолога  ПМПК.

Психолог ПМПК осуществляет следующую деятельность:

  • проводит изучение особенностей детско-родительских отношений и наблюдение за характером взаимодействия между матерью и ребенком в ходе совместной (игровой, изобразительной или пр.) деятельности;

  • выявляет посредством экспериментально-психологического обследования ребенка причины, затрудняющие становление его личности, психологические механизмы, обуславливающие имеющиеся у него нарушения в развитии;

  • информирует родителей об особенностях психического развития ребенка, проводит вместе с ними вероятностный прогноз развития ребенка с учетом родительских установок и ожиданий по отношению к нему, социальной ситуации его развития в целом, объясняет родителям источники происхождения трудностей и проблем в развитии ребенка;

  • разрабатывает совместно с родителями конкретные меры помощи и программу индивидуальной коррекционной работы для ребенка, реализуемые в дальнейшем при активном участии самих родителей;

  • осуществляет эффективные коррекционные мероприятий, способствующие повышению уровня произвольной регуляции психических процессов и поведения у ребенка, необходимого для успешной социальной адаптации в соответствующих его возрасту детских образовательных учреждениях;

  • проводит подгрупповые и групповые занятия с детьми, имеющими сходную проблематику или предусмотренные учебным планом;

  • своевременно составляет необходимую документацию, качественно ведет записи при планировании коррекционной работы и заполнении дневника наблюдения за детьми, которым оказывается психологическая помощь;

  • занимается осмыслением опыта практической работы, анализом и обобщением результатов своей деятельности, подготовкой методических рекомендаций для родителей и образовательных учреждений;

  • систематически повышает уровень профессиональной квалификации, изучая материалы по психологической коррекции и консультированию, опубликованные в периодической печати и научной литературе, участвуя в психологических тренингах и семинарах.

Психолог ПМПК в своей профессиональной деятельности должен знать: декларацию прав человека, конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании”, базовые знания по общей психологии, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, основы психотерапии и консультирования, принципы психогигиены и психопрофилактики, инновационные методы обучения и воспитания детей, методы социально-психологического тренинга, основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства, охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.

  1. Функции психолога на ПМПК

Должностные обязанности педагога-психолога.

2.1. Осуществлять психологическую диагностику детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет, на основе анализа представленных документов о развитии ребенка, информации полученной от родителей (законных представителей).

2.2. Определять направления работы по коррекции психических отклонений в развитии детей и подростков рамках ПМПк.

2.3. Участвовать в заседаниях ПМПк согласно плана ПМПк

2.4. Профессионально и грамотно оформлять документацию установленного образца с соответствующими индивидуальными рекомендациями по результатам обследования детей.

2.5 Проводить коррекционные занятия с учащимися, находящимися на сопровождении в рамках ПМПк

2.6 Участвовать в разработках коррекционных программ учащихся, находящихся на сопровождении в рамках ПМПк

2.7 Готовить необходимую документацию на учащегося на районную ПМПК

2.8. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), педагогам школы, принимающим непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.

2.9. Участвовать в проведении мониторинга по выполнению рекомендаций ПМПк и анализировать результаты динамики развития детей и подростков.

2.10. Выполнять требования устава учреждения, положение о ПМПк, внутренний трудовой распорядок, осуществлять ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности.

Диагностическое направление Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения ( в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т.д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза ( тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т.е. направлено на установление функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются :

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

studfile.net

Статья «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей в условиях работы ПМПк»

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей

в условиях работы ПМПк.

Бондаренко В.П.,

педагог-психолог

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад «Капелька».

с.Красное

2018г

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей в условиях работы ПМПк.

Бондаренко В.П.,

педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад «Капелька».

Задачи психолога в консилиуме

Педагог- психолог
  1. Проведение диагностических исследований.

  2. Подготовка материалов к консилиуму

1.Предоставление участникам консилиума необходимой психологической информации об обучающихся.

2. Участие в разработке индивидуальных программ развития обучающихся

I. Проведение развивающих, коррекционных и консультативных занятий с детьми.

  1. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педколлективом и родителями.

  2. Планирование совместной работы с воспитателями

Исходя из целей и задач работы ПМП консилиума, в деятельности редагога-психолога выделяются следующие направления работы:

  • диагностико — консультативное;

  • коррекционно — развивающее;

  • просветительское;

  • профилактическое;

  • организационно – методическое.

Основными формами работы являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно – развивающая работа с воспитанниками, индивидуальная и групповая консультативно – просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями, подготовка заседаний ПМПк и непосредственное участие в них.

Важным в деятельности педагога-психолога является комплексный подход к проблемам ребёнка, который предполагает:

  1. Многоуровневую диагностику развития ребёнка.

  2. Создание индивидуальных коррекционно – развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребёнка.

  3. Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

  4. Организацию развивающего пространства.

  1. Диагностико – консультативный этап

На этом этапе собираются первичные сведения о воспитаннике. Проводится наблюдения за ребенком в повседневной жизни режимных моментах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне сконцентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости и т. д.

Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся с целью определения уровня развития каждого ребёнка: психологом (познавательная деятельность и эмоционально – личностное развитие). По результатам диагностики специалист заполняет представление на ребенка.

Далее проводится повторная консультативная встреча с родителями и воспитателями, на которой до их сведения доводиться результаты диагностики, разъясняются этапы коррекционной программы, происходит включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

  1. Организационно – методический этап

Организуется проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составление индивидуальных комплексных программ развития. Обсуждение строится на основе представления каждого специалиста об уровне развития ребёнка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, рассчитывается суммарная нагрузка на ребёнка, разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.

  1. Коррекционно – развивающий этап

Усилия педагога-психолога направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию нарушений в развитии.

Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

  1. Индивидуально – коррекционная работа

  2. Групповые интегративные занятия. (по 4 – 5 человек).

  3. Занятия – путешествия (групповые игры вне кабинета специалиста, обычно вовлечены воспитатель, с которыми группа детей вступает во взаимодействие. Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу).

  4. Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребёнка к новым  условиям развития в переходные этапы Обычно это специальные этюды, индивидуальное сопровождение.

  5. Социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией – выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и т.д.).

  6. Занятия – тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).

  1. Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.

Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесённых изменений, проводится консультативная работа с родителями  и педагогами.

  1. Итоговый этап

По итогам года проводится завершающий консилиум, где  обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. Любая работа специалиста осуществляется при постоянном взаимодействии с воспитателем и родителями. Формы взаимодействия: индивидуальные консультации, составление рекомендаций.

Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.

  1. Психологическое обследование

  1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.

  2. Метод наблюдения за ребенком на НОД, режимных моментах, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной  деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на НОД оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. В режимных моментах фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с воспитателями и сверстниками.

  3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, аппликация.

  4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.

  5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.

  6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей.

Схема заключения психолога представлена в приложении № 3.

В заключении выделяются те сферы психической жизни ребенка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, особенности латерализации, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.hello_html_m247786cb.jpg

Приложение

Написание заключения на ПМПК.

аключение по результатам психологического обследования Ф.И.О.

возраст (дата рождения)

Проживающей(го) по адресу:

Обследование проводилось с целью определения уровня развития познавательной деятельности.

( в присутствии……).

В ходе обследования был использован следующий диагностический комплекс:

(перечисление используемых методик)

На момент обследования…………………………………

( по Карабейникову)

Заключение:

  1. Уровень развития познавательной деятельности соответствует возрасту.

вариант: Уровень развития познавательной деятельности приближен к возрасту, но необходимо наблюдение в динамике.

  1. Анализ данных за частичное снижение познавательной деятельности.

вариант: Часть данных находится в диапазоне частичных нарушений, а часть данных за стойкое снижение познавательной деятельности.

  1. Анализ данных за стойкое нарушение познавательной деятельности.

Работа психолога в рамках ПМПК :

  1. Организация и проведение консультаций по вопросам развития психических процессов.

  2. Анализ результатов диагностики на начало и конец года.

  3. Написание заключений по результатам психологического обследования на определение уровня познавательной деятельности (для оформления ребенка в логопедическую группу)

  4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с проблемными детьми.

  5. Коррекционно- развивающая работа

: Развитие познавательной и эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочение группы. Активно применяю: психогимнастику, игротерапию, арттерапию, сказкотерапию, беседы, тематическое рисование, дидактические игры.

Релаксация

-снятие физического и эмоционального напряжения

-обучение самопомощи и саморегуляции

  1. Консультации для воспитателей логопедических групп по профилактике психомоторных расстройств.

  2. Согласование коррекционных мероприятий.

infourok.ru

5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.

Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) создаются как постоянно действующий орган осуществления квалифицированной помощи детям и профилактической работы с родителями и педагогами.

Задачи ПМПК:

  1. Выявление детей, нуждающихся в специальной медико-психолого-педагогической помощи.

  2. Изучение и диагностика особенностей психофизического развития детей.

  3. Дифференцированный отбор детей в специальные общеоб­разовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы образования, в учреждения социального обеспечения, а также в учебно-профи­лактические учреждения в соответствии с положением по приему в эти учреждения.

  4. Решение вопросов перевода детей из одного типа детс­ких учреждений в другой или на индивидуальное обучение.

  1. Коррекционная и реабилитационная работа с деть­ми с учетом их индивидуальных, половых и воз­растных особенностей.

  2. Выявление диагностически сложных случаев и решение диагностических задач на основе обучения детей в диагности­ческих группах.

  3. Оказание научно-методической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии, детским школьным и дошкольным учреждениям, в которых они обучаются, а также осуществление консультации.

Структура ПМПК:

1. Информационно-научно-методический отдел. Собирает и систематизирует различную информацию о детях с проблемами развития.

2. Клинический отдел

Устанавливает характер отклонений, приведших к нарушени­ям в психофизическом развитии ребенка. Осуществляет проведение педиатрического, генетического, иммуноло­гического, неврологического, психиатрического обследования ребенка.

3. Психологический отдел

Данному подразделению принадлежит ведущая роль в ПМПК, так как здесь осуществляется обобщение всех сведений о ребенке, накопленных различными специалистами, выявляются индивидуально-психологические особенности ребенка, и дается заключение, на основании которого ребенок направляется в тот или иной тип педагогического или лечебного учреждения. В функции этого отдела входят выявление индивидуальных особенностей психофизической сферы ребенка с определением первичных и вторичных отк­лонений и их причин; разработка рекомендаций по направлению детей в опре­деленный тип детского учреждения или в диагностические груп­пы и классы; консультирование родителей и педагогов.

4. Педагогический отдел

Проводит педагогическое изучение ребенка, как в ус­ловиях его индивидуального обследования, так и в условиях его обучения в диагностических группах или классах. Такие группы или классы организуются при ПМПК по мере необходимос­ти (Диагностические группы сроком от 2 недель до 1 месяца. Диагностические классы сроком от полугода до 1 года).

Основные функции подразделения:

а) выявление объема и уровня знаний, умения и навыков ребенка, особенностей усвоения программного материала;

б) выявление поведенческих реакций ребенка и их откло­нений;

г) проведение системного изучения ребенка в диагности­ческих группах и классах;

д) разработка рекомендаций по коррекции отклонений в развитии (совместно с психологом) и конкретных методик для индивидуальной работы с ребенком;

е) пробное обучение в диагностических группах;

ж) обучение в диагностических классах;

з) работа с родителями, их консультирование;

и) консультативная помощь учреждениям, в которые опре­делен ребенок для обучения.

5. Отдел социальной поддержки изучает обстановку и условия жизни детей в семье; оказывает социальную и правовую помощь ребенку и его семье;

studfile.net

План работы педагога-психолога в составе ПМПк

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» а.Джерокай

Шовгеновского района Республики Адыгея

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №3

_______ /М.И Дачева/

Приказ №___от «___»____2017г

План

работы педагога-психолога в составе ПМПк

МБОУ СОШ № 3 а. Джерокай

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

педагог-психолог

Жачемукова А.А.

Пояснительная записка

Актуальность ПМПК создается на основании приказа МОУ СОШ №3а.Джерокай , во исполнения приказа Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Цель деятельности :

В осуществлении диагностико-корреционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем связанных со своевременным выявлением, обучением и воспитанием, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящих к школьной дезадаптации.

Задачи:

1.Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.

2.Обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готовности к обучению и определения содержания, форм и методов их обучения и воспитания в соответствии особенностями их физического и психического развития.

3.Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися в системе коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы.

4.Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности обучающихся (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально- волевого и личностного развития.

5.Выявление резервных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.

6.Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов детей, организация лечебно-оздоровительных мероприятий

п/п

Дата

Тема заседания консилиума мероприятие

Заседание ПМПк

1

Сентябрь

О направлении на комплексное психолого-медико-

педагогическое консультирование в ПМПк поступивших в 1-й

класс детей, не посещавших детский сад перед поступлением в

школу или посещавших группы компенсирующей направленности

2

Формирование групп по результатам обследования для занятий

у педагога-психолога

Семинар классных руководителей «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями»

Работа с педагогам

3

Сентябрь

Семинар классных руководителей «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями»

4

Семинар «Технология и методы психолого-педагогического со- провождения детей с ОВЗ»

5

Психологический тренинг «Развитие навыков социализации у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Работа с обучающимися

6

Сентябрь

Психологическая диагностика: познавательная сфера, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие, коммуникативные качества. Социометрия, анкетирование, выявление детей с при- знаками коммуникативной дезадаптации

7

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся 1-х классов 5 с целью выявление резервных возможностей развития

8

Диагностика обучающихся 1-х классов с целью выявления уровня адаптации к школе

Работа с родителями

9

Сентябрь

Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

10

Сентябрь

Родительская школа: 1. Ваш ребенок – первоклассник

11

Консультация «Адаптация ребенка к школе»

Заседание ПМПк

12

Октябрь

Анализ результатов комплексной диагностики обучающихся интеллектуального развития (2–4-е классы). Разработка индивидуальной комплексной коррекционно-образовательной программы и выработка рекомендаций по дальнейшей работе

Анализ результатов комплексной диагностики обучающихся группы риска (1–4-е классы). Разработка групповой комплексной программы и выработка рекомендаций по дальнейшей работе. Формирование групп по результатам обследования для занятий у педагога-психолога

Работа с педагогами

13

Октябрь

Консультация «Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у обучающихся»

Работа с обучающимися

14

Октябрь

Выявление группы слабоуспевающих младших школьников (1-й класс), изучение их познавательных затруднений и учебных 6 возможностей

Работа с родителями

15

Октябрь

Консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

Заседание ПМПк

16

ноябрь

Результаты диагностики адаптации обучающихся 1-х классов (наблюдение, оценка и прогноз состояния). Проблемы адаптации к ситуации школьного обучения.

17

Направление на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК обучающихся 2-х классов, испытывающих трудности в усвоении учебного материала и имеющих неудовле- творительные отметки по итогам 1-й четверти

Работа с педагогами

18

ноябрь

Семинар «Здоровьесберегащие технологии в коррекционно- развивающем сопровождении обучающихся»

19

Консультация «Проблемы адаптации обучающихся 1-х, клас- сов. Пути их устранения»

Работа с обучающимися

20

ноябрь

Диагностика обучающихся, нуждающихся в психолого-медико- педагогическом сопровождении

21

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий (1–4-е классы)

22

Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения

Работа с родителями

23

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школе»

Заседание ПМПк

24

Декабрь

Анализ процесса адаптации обучающихся 1-х классов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения

Работа с педагогами

25

Декабрь

26

Семинар «Раннее выявление и коррекция отклонений в раз- витии детей»

27

Семинар-практикум «Технология и методы психолого- педагогического сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (по нозологическим формам)»

Работа с обучающимися

28

Заполнение и проверка карт развития обучающихся

Работа с педагогами

29

Январь

Семинар «Диагностические аспекты выявления агрессивности у обучающихся»

Психологический тренинг «Агрессивность. Причины ее появления. Как педагоги провоцируют агрессивное поведение»

Работа с родителями

30

Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»

Консультация «Адаптация ребенка к школе»

Работа с педагогами

31

Февраль

Психологический тренинг «Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как модель успешной социализации»

32

Консультация «Эмоциональное состояние обучающихся»

Работа с родителями

33

Февраль

Групповые и индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников

34

Тренинг «Ошибки в воспитании»

Работа с педагогами

35

Март

Лекция «Психологический климат школы как фактор развития

личности обучающегося»

36

Семинар-практикум «Содержание и организация работы с обучающимися с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

(СДВГ) в условиях образовательного учреждения»

Работа с родителями

37

Март

Групповые и индивидуальные консультаций родителей будущих

первоклассников.

Заседание ПМПк

38

апрель

Итоги диагностической работы с обучающимися 4-х классов

Работа с педагогами

39

апрель

Психологический тренинг «Психологическое обеспечение образовательного стандарта второго поколения»

40

Консультация «Снятие психоэмоционального напряжения у обучающихся»

Работа с обучающимися

41

апрель

Заполнение и проверка карт развития обучающихся

Работа с родителями

42

апрель

Консультация «Особенности взаимоотношений в семье»

43

Групповые и индивидуальные консультации родителей будущих

первоклассников

Заседание ПМПк

44

Май

Результаты диагностики готовности к школе дошкольников 6–7 лет

Работа с педагогами

45

Май

Консультация «Гимнастика мозга как средство коррекции и раз-

вития интеллектуальных способностей обучающихся»

Работа с родителями

46

Май

Родительская школа:

1.Эмоциональный контакт с родителями – источник полноценного развития ребенка.

2.Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе

развить?

47

Семинар-практикум «Застенчивый ребенок»

48

Групповые и индивидуальные консультации родителей будущих

первоклассников

infourok.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *