Функции родителей в семье – —

Содержание

Основные функции родителей в влспитании и развитии ребенка.

1 Вопрос: Семья как социальный институт. Стадии развития семьи.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования — жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья — малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Стадии развития семьи.

Семья — это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

1. Первая стадия жизненного цикла — это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек — элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, — явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная — создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка — сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, «чтобы полюбоваться на этих голубков».

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку — скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение. Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки — идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как по ходу предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип «хорошей дочери (сына)»: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как «некому подать им стакан воды». Упрек плохим детям: «Некого попросить подать стакан воды». То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков. В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

а) семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

б) материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

в) границы семейной системы имеют некоторые особенности, как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации.

Часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина — муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она — глава семьи.

г) индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность — это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается в присутствии ребенка, и сообщение при этом такое: «Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее».

studfile.net

Статья: Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи.

Воспитание    в    семье    отличается   глубоким    эмоциональным,    интимным

характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными от неизвестности и опасностей окружающего мира. Здесь можно укрыться в маминых объятиях от подлинных и мнимых страхов, узнать обо всем на свете у дедушки, который «самый, самый умный». Домашнее тепло — одно из условий счастливого детства.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. Такое постоянство воспитательных воздействий благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка, которая вырабатывает ответные действия на внешние раздражители.

Даже если по содержанию, форме выражения эти воспитательные воздействия не всегда педагогически грамотны, ребенок знает и предвидит в каждый жизненный момент, что его ожидает. Например, возвращаясь с прогулки в испачканной куртке, он заранее готовит себя к неодобрительной реакции мамы, настораживается на ту деятельность, которая требуется для «успокоения» мамы («Попрошу прощения, поцелую, возьму и почищу куртку»).

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого). Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде от случая .

Выражение «Дети — зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те, духовные и моральные ценности, которые исповедуют его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жесткости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-х летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Многие великие педагоги считали, что семейное воспитание, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама — учительница, папа — шофер, бабушка -медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности.

Итак, семья — начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа и мама, бабушка и дедушка, внуки и правнуки. Брак двух людей еще не составляет семью:   она   появляется   и   укрепляется   с   рождением   детей.    В   Воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть, в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным

достижениям   человечества,   с   поддержанием   его   здоровья,   а   также   с предотвращением  «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий» семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи, в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом опыта. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект -постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

nsportal.ru

Статья на тему: Характеристика воспитательной функции родителей

Мозжухина Л.А

Характеристика воспитательной функции родителей

Аннотация: В статье рассматривается понятие «семья» и « функция семьи». Раскрывается содержание воспитательной функции, которое представляется комплекс воспитательных задач. Также дается характеристика воспитательных задач родителей.

Ключевые слова: семья, родители, воспитательные функции, воспитание.

В любой исторический период развития общества семья, являлась той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный уклад личности, транслирует подрастающему поколению семейные и родовые ценности, является залогом стабильности государства. Анализ показывает, что современная российская семья ослаблена материально и психологически. Исследователи современного состояния российской семьи оценивают его как кризисное, отмечая снижение воспитательных функций семьи. Особая значимость родителей как первых воспитателей всегда подчеркивалась и является неоспоримой, также статус родителей закреплен в официальных документах нашей страны: Конституции РФ, законе «Об образовании», а также Семейном кодексе РФ. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. При всем многообразии педагогических трудов многих заслуженных педагогов до конца не определены конкретные воспитательные функции, которые должны выполнять родители. Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции), с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н.Я. Соловьевым: “Семья — это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических), которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.[2, с.85]

Под термином «семья» А.В. Мудрик понимает основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. [5,с.94] Однако нельзя не согласиться с мнением Ф. Адлера, « семья – это “общество в миниатюре”, от целостности которого, зависит безопасность всего “большого общества». Наиболее полным определением по нашему мнению является следующий термин: Семья — малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью». В связи с рассматриванием функций семьи, необходимо дать определение самой функции. Под функцией понимают роль, выполняемую объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил. Таким образом, функции семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.  Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. [1, с. 31]Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др. На основе изученной литературы У.Теккерей содержание воспитательной функции можно представить как решение семьей следующих воспитательных задач:

  • здоровье детей;

  • гармоническое развитие ребенка;

  • помощь в учении:

  • трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

  • помощь в социализации личности;

  • формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

  • забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

  • развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

  • подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

  • половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Характеризуя функцию заботы о здоровье детей нельзя не согласиться, любые сознательные родители стараются с первых дней укрепить и сохранить здоровье ребенка. Здоровье — этот тот ресурс, который является невосполнимым. Забота о здоровье ребенка является залогом благополучия семьи. Немаловажную роль играет гармоническое развитие ребенка, поскольку к вопросу развития ребенка в последнее время многие семьи подходят по максимальному принципу: как можно больше студий, секций, с раннего возраста иностранные языки и тд. Но речь идет о гармоническом развитии ребенка, его всестороннем раскрытии. Именно поэтому к развитию ребенка стоит относиться без фанатизма, и даже с некоторой осторожностью. Развитие ребенка будет происходить только тогда, когда это интересно и ребенку и родителям. Гармоническое развитие будет осуществляется, если мода на максимальную самостоятельность, самостоятельную подготовку домашнего задания у родителей не будет перевешивать здравый смысл. Где, как не в решении сложной задачки ребенок почувствует близость и сплочение с мамой? К тому же в критические моменты отчаяния именно родители должны подбадривать ребенка, вселять в него уверенность в своих силах. Современные родители должны не только подбадривать ребенка, но и приучать к труду. Ничто в жизни не достается без большого труда. (Гораций.) Именно к этой мысли родители должны подводить своих даже самых маленьких детей. Некоторые тенденции в воспитании отрицают трудовое воспитание для ребёнка в саду, школе, предпочитая все делать за детей. Однако ничего, кроме эгоистичной личности родители не смогут вырастить в таких условиях. Трудовое воспитание должно быть соразмерным и посильным, но в тоже время и не облегченным донельзя. Помощь в выборе профессии в старших классах является важной задачей родителей, которые знают предпочтения своего ребенка и смогут направить его возможности в достойную профессию. Однако прежде, чем ввести ребенка в мир профессии, родители должны помочь ребенку социализироваться в первых попытках общаться с другими детьми. Помочь объяснить правила общения, дружбы должны родители в первую очередь. Также помощь родителей в адаптации ребенка к детскому саду, школе является важным звеном в жизни ребенка. Важным является и то, что родители являются первым самым сильным нравственным примером. Именно они могут привить гуманность, сформировать адекватные эмоции и нравственную позицию. Также, забота об общекультурном и интеллектуальном развитии ребенка немаловажно для ребенка, но важно, чтобы в сенситивный период его развития ребенка окружало то, что будет способствовать прогрессу в его интеллектуальном развитии. Говоря о развитии, следует сделать акциент на развитии интересов, склонностей, способностей и творчества ребенка, поскольку каждому родителю хочется знать, что его ребенок уникален. И не важно, в чем он уникален: в пении, лепке, гримасах и тд. Всестороннее развитие и опора на интересы ребенка дадут мощный толчок для развития творчества и интересов, если оно будет происходить в сотрудничестве. Помощь и сотрудничество с ребенком является важным элементом воспитания ,но и не стоит забывать про самостоятельность и саморазвитие. Ребенок должен понимать, над чем предстоит работать в дальнейшем, и в какой сфере надо продолжить развитие. Подготовить к этому ребенка — одна из наисложнейших, но в тоже время результативных задач. Наряду с этим, подготовка к будущей семейной жизни и половое воспитание должно закладываться с первых дней ребенка. Мальчики должны четко понимать, на какие качества в будущем девочки будут обращать внимания. Девочки, в свою очередь должны понимать круг будущих обязанностей как хозяйки дома. Без этих знаний в период знакомства и активного общения с противоположным полом ребенок будет испытывать трудности. При реализации данной функции важнейшим является личный пример.

В 90% случаев воспитание ребенка зависит от воспитания родителей, от их семейных ценностей и моральных устоев. Существует изречение «Воспитывая детей, начинайте с себя« . Поэтому ключом к реализации всех воспитательных функций родителей является осознанное родительство.

Список литературы:

  1. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; М, 2008.-98 с.

  2. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи, — М :Владос, 1976 — 275 с.

  3. Захарова Л «Дитя в очереди за лаской» — Москва, 1999.- 185 с.

  4. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Академия», 2000. — 200 с.   

  6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987. — 352 с.

  7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.-Л.: Медицина, 1990.- 192 с.

infourok.ru

Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения

Библиографическое описание:

Раззакова Р. С., Матчанова Д. Ю. Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 133-136. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10656/ (дата обращения: 06.12.2019).



Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которыми человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня. Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. [1. 62.] В современном индустриальном обществе семейные связи между поколениями нарушаются. Поэтому общество берет на себя заботу о передаче необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей. В настоящее время родителям необходима помощь со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов в воспитании детей. В консультациях данных специалистов сегодня нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой совместно проживают и ведут домашнее хозяйство, объединены совместными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семья — социальный институт, в котором устойчивая форма взаимоотношений между людьми. В рамках этих взаимоотношений осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, бытовой уход, образовательное и медицинское обслуживание и т. д. Семейно-брачные отношения известны человечеству с ранних лет. Уже в неолите (15–20 тыс. лет назад), когда появился человек разумный, существовали общности людей, которые основывались на естественном половозрастном разделении функций (муж, жена), совместном ведении хозяйства и воспитании детей. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать. [4. 32] Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productio — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. В последние годы увеличились семьи, которые состоят из 2–3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, ограничивают свободу родителей: в получении образования, в работе, повышении квалификации, реализации своих способностей. Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это характерно для европейских стран. Сокращение величины семьи происходит из-за следующих факторов: падение рождаемости; отделение молодых семей от родительских; увеличение семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10–15 % взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей (приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и др.) частично были переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты; калым для жениха; вещи передавались по наследству; страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Семья первая и главная социальная группа, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья социальная микросреда и один из факторов социального воздействия. Она оказывает влияние на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей. [5. 26]

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Вся атмосфера и микроклимат семьи влияют на формирование личности ребенка. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Иногда опыт ребенка, приобретенный в семье, становится единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, в некоторых семьях воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Рекреационная (восстановительная) и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение.

Выражение «Мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Большинство женщин сегодня тоже работают и приходят домой усталые. Полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Семья — целостное системное образование. В современных условиях одна из проблем, стоящих перед семьей — это адаптация (лат. adapto — приспособляю) семьи в обществе, т. е. приспособление семьи к условиям жизни в современной среде (обществе). основной характеристикой процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Для определения социального статуса семьи нужно знать целый ряд ее структурных и функциональных характеристик, а также индивидуальных особенностей членов семьи. [7. 51]

Структурные характеристики семьи:

  1. Наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная).
  2. Стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая).
  3. Порядок заключения брака (первичный, вторичный).
  4. Количество поколений в семье (одно или несколько поколений).
  5. Количество детей (многодетная, малодетная).

Индивидуальные особенности членов семьи. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; его интересы и способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Первый компонент социальной адаптации семьи — материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи, ее обеспеченность оценивается по нескольким количественным и качественным критериям. Это уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение (т. е. вещи, которыми владеет семья), а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи. Если уровень доходов семьи, а также качество жилищных условий ниже установленных норм (величины прожиточного минимума и др.), вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жилье, то такая семья считается бедной, ее социально-экономический статус — низкий. Если материальное благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т. е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, ее социально-экономический статус — средний. Существует множество типологий семьи: психологические, педагогические, социологические. Задачам деятельности социального педагога отвечает комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий (типов) семей, различающихся по уровню социальной адаптации в обществе. Разделяются типологии семьи:

  1. Высокий уровень — благополучные семьи
  2. Средний — семьи группы риска
  3. Низкий — неблагополучные семьи
  4. Крайне низкий — асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога. Такие семьи за счет адаптивных (приспособление) способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро приспосабливаются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи (консультации) социального педагога.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.). Это снижает адаптивные способности таких семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, это те, которые имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно (например, низкий уровень доходов семьи, неблагоприятный психологический климат, низкий уровень культуры в семье и т. д.). Такие семьи не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для такого типа семьи необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи — те семьи, где родители ведут аморальный, противоправный (нарушение закона) образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Воспитанием детей в таких семьях, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадежными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Когда семья не обращается за социально-педагогической и психологической помощью (а она в ней нуждается), то к ней применяется такая форма работы, как патронаж. Патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными адаптационно-реабилитационными целями.

В Республике Узбекистан патронажный опыт работы существует и реализуется педиатрическими службами, центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможностей патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Наряду с индивидуальными консультативными беседами могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан, устремленный в 21 век. Т., Узбекистон, 1999.
  2. Каримов И. А. Без исторической памяти нет будущего. Т., Узбекистон, 1999.
  3. Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т., Узбекистон, 2000.
  4. Азизходжаева Н. Н. педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т., 2005.
  5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  6. Вайндорф-Сысоева М. Е. Педагогика. Учебное пособие. М., 2005.
  7. Волынкин В. И. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2007.
  8. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Ташкент. 2000.
  9. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001.
  10. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. Учебное пособие. М., 1982.
  11. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие. М., 2006.
  12. Подласый И. П. Педагогика. Учебник. М., 2006.
  13. Самоненко Ю. А. Психология и педагогика. Москва. 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальный педагог, воспитание детей, общество, ребенок, состояние семьи, воспитание ребенка, уровень доходов семьи, форма работы, домашнее хозяйство.

Похожие статьи

Воспитание детей в современной семье является процессом…

Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальный педагог, воспитание детей, общество, ребенок, состояние семьи, воспитание

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале…

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»…

Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях — все это является главными проблемами…

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Работа социального педагога в образовательном учреждении…

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»… ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная психокоррекция, оказание помощи.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале…

На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование…

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад — первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение…

Специфика работы социального педагога с неполной семьей

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи. Организация семейного досуга как условие эффективной…

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями…

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, родитель, проблема, супруг, развитие, член семьи, детский сад, коррекционная работа, воспитание ребенка.

moluch.ru

Функции детей в семье

    Рассматривая семью с социологической точки зрения, можно говорить о таком феномене,  как функции детей в семье. Семья как единый организм определяет для всех ее членов конкретные роли, которые они призваны выполнять. Это одно из необходимых условий существования семьи как целостной системы. Соответственно, функции детей в семье также четко определены. Если перефразировать этот вопрос, избегая сухих социологических формулировок, то собственно говоря, функции детей в семье, можно выразить через вопрос: зачем нам нужны дети; почему мы в браке заводим детей? На этот вопрос нельзя дать примитивный биологический ответ,  поскольку в человеческом обществе  влияние биологии, под которой понимается «животная природа человека» сведено практически к абсолютному минимуму. Здесь действуют уже немного иные законы. Соответственно, в чем же выражаются функции детей в семье?

    Функции детей в семье могут быть основными и второстепенными, осознаваемыми и неосознаваемыми, современными и архаичными (сохранившимися в древних времен). Потребность в детях связана со многими потребностямиличности, а следовательно, функции детей в жизнедеятель­ности индивида и семьи также многозначны.   В контексте эконо­мических интересов семьи и личности дети рассмат­риваются как кормильцы, опора в старости и помощники в домашнем хозяйстве; в контексте супружеских отношений дети выступают как условие прочности брака; в рамках целенаправленного поведения личности дети расцениваются как смысл жизни и объект приложения раз­личных потенциалов личности — педагогического, коммуникатив­ного, интеллектуального, творческого и т. д.; в сфере эмо­ций и чувств  дети оцениваются как источник и объект проявления гуманизма, любви и привязанности.

    Дети необходимы для того, чтобы семья была прочной, ра­достной и полноценной, соответственно, одна из функций детей в семье заключается в том, что они придают гармонию супружеской жизни.Также через детей осуществляется  самореализация личности родителей, дети являются средством проявления и воплощения от­цовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя, дети также рассматриваются как потомки, в которых можно было бы продолжить свои лучшие черты. Помимо этого, роль детей в семье также несет на себе психологически защитную функцию для родителей. Она выражается в том, что, имея детей, родитель меньше боится старости, рассчитывает на помощь и поддержку в преклонные годы.

    Названные социально-психологические функции детей имеют положительный смысл для семьи и личности. Одна­ко рождение ребенка влечет за собой и некоторые негатив­ные следствия, а с этим сопряжен тот факт, что появление детей связывается с отрицательными их функциями. Есте­ственно, что репродуктивное поведение семьи осуществля­ется с учетом негативных сопутствующих обстоятельств. Еще одна  социально-психоло­гическая функция детей в семье, в соответствии с которой они рассматриваются как причина обремененности супру­гов (или одного из них) семейными заботами и полного или частичного выключения их из сфер общественной, культур­ной жизни, отказа от любимых дел, круга друзей. Дети не­редко способны выполнять и роль катализатора осозна­ния жизненных условий, то есть импульса для переоценки ценностей, понимания сложности и серьезности жизни. Наличие того или иного числа детей в се­мье может обострить в сознании супругов неудовлетворен­ность условиями быта, материальными недостатками, напря­женными семейными отношениями, занятостью женщин на работе, обременительностью домашней работы.

family-abc.ru

Родительское собрание «Воспитательные функции семьи»

Воспитательные функции семьи.

Петрова Т. Е. – педагог-психолог.

«Научить человека быть счастливым

нельзя, но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно».

А.С. Макаренко

Уважаемые родители и их родственники!

Сегодня я хотела бы Вам рассказать о важной роли родителей – это умение устанавливать благополучные детско-родительские отношения.

И хотелось бы начать мое выступление с небольшой притчи.

«Однажды Царь спросил у Визиря: «Что важнее природа или воспитание?». Визирь, подумав, ответил: «Природа! Ибо это корень. А как известно жизнь даже самого маленького листочка зависит от корня».

И как Вы поняли, что корень – это Вы – родители, которые дают начало детской жизни!

Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка — все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

СЛАЙД Функции семьи:

  • репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;

  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

  • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

  • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних

и нетрудоспособных членов семьи;

  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:

  • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

  • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

  • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

  • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию в мире. Семья, очень уважаемый социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения — ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы.

Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание.

СЛАЙД Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы (по классификации А. В. Мудрика).

  • Макрофакторы (космос, планету, страну, общество и государство).

  • Мезофакторы (рост и развитие детей в разных частях земного шара).

  • Микрофакторы (тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия).

Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Как надо воспитывать своего ребенка?

Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом?

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности. Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач.

СЛАЙД То есть, основными задачами воспитания детей в семье являются трудовое, эстетическое, нравственное, физическое и половое воспитание.

На половом воспитание мы с Вами остановимся поподробнее.

ПРОФИЛАКТИКА РАННЕЙ БЕРЕМЕННОСТИ

СЛАЙД За последнее десятилетие, как в нашей стране, так и в городах и селах, резко изменилось сексуальное поведение молодых людей. Возросла сексуальная активность подростков, порождающая комплекс проблем:

· Нежелательная беременность;

· Болезни, передаваемые половым путем, включая СПИД;

· Половые преступления.

Очень часто родители не замечают, как их маленькая девочка и маленький мальчик в один миг становится взрослой женщиной и мужчиной.

Каковы причины беременности в раннем возрасте? Как предостеречь свою дочь от незапланированной ранней беременности?

СЛАЙД Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции, недостаточное их использование приводят к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости.

Деторождение в раннем возрасте связано с высоким риском заболеваемости и смертности как самой матери, так и ее ребенка. Кроме того, юное материнство ограничивает возможности для получения образования и оказывает неблагоприятное влияния на социальное и культурное развитие подростка.

СЛАЙД Подростки в силу своей психо-социальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса.

В России давно заговорили о буме подростковой беременности, но мы пока еще спокойно наблюдаем за процессом. А может, уже пора бить во все колокола?

Сегодня мы должны во весь голос говорить о важности роли семьи, об ответственности не только матерей, но и отцов.

Нервная система подростков весьма ранима, она терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям.

СЛАЙД Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью первого чувства, получить совет от близких людей, а не от людей «с улицы». Нельзя воспитание на этом этапе сводить к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями как поступать. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу юные влюбленные пришли сами.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Наберитесь мудрости, отнеситесь с понимание к тому, что ваш ребенок стремиться общаться с противоположным полом: так он обретает социальный опыт, без которого вряд ли будет в последствии счастливым.

В первую очередь, необходимо быть в доверительных отношениях, разговаривать со своим ребенком, не обходя так называемые «запретные» темы. Это, конечно, касается не только родителей девочек. Мальчики также нуждаются в подобном общении, особенно со стороны отца. Можно дать почитать своему ребенку необходимую литературу, если чувствуете, что не готовы к подобным разговорам. «Подбрасывание» подросткам «таблеток от головной боли родителей» — презервативов — вариант неплохой, но этого, конечно, недостаточно. Ведь только комбинируя полученные знания о половом воспитании и методы предохранения, девочки-подростки смогут себя защитить от нежелательной ранней беременности. Конечно, здесь речь не идет о криминальных случаях, таких, как изнасилование, от которых, к сожалению, никто не застрахован. Тем не менее, и об этой опасности дети тоже должны быть проинформированы.

Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многим кинофильмы «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать среди нас?

Период взросления сопровождается проблемами, с которыми необходимо уметь справиться. Одна из самых серьёзных – незапланированная беременность. Более миллиона девушек в год оказывается в «интересном положении» раньше, чем справляет 18-й день рождения.

Всем родителям хочется думать, что их дочери ещё не повзрослели, но, увы, с начала пубертатного периода никто не застрахован от неприятных сюрпризов.

Организм подростка не вполне готов к беременности – тазовые кости ещё недостаточно расширились, гормональный фон не стабилизировался, рост тела не завершился. У несовершеннолетних мам высок риск выкидышей, токсикозов, материнской и детской смертности – у девушек моложе 15 лет вероятность умереть во время беременности или от родов вдвое выше, чем у взрослых. Из менее опасных осложнений часто встречаются анемия, недостаточный набор веса, преждевременные роды, низкий вес, гипоксию и родовые травмы у новорожденных.

Для школьницы беременность означает серьёзные проблемы с учебой, домашнее обучение или вечернюю школу спустя несколько лет. Да и материальные проблемы не стоит сбрасывать со счетов.

Аборт у нерожавшей девушки приводит к тяжелым последствиям. Среди возможных осложнений – кровотечения, перфорация матки, спайки в яичниках и трубах, бесплодие и заражение крови. Психологические последствия раннего аборта, в особенности проведенного против желания молодой мамы, остаются на всю жизнь. Однако при зачатии в результате инцеста или изнасилования сохранение беременности может привести к тяжелейшим душевным заболеваниям или суициду.

СЛАЙД Начало половой жизни — это очень ответственный момент для каждого молодого человека или девушки.  Вы в ответе за здоровье своих детей, будущее и судьбу ребенка. Всегда необходимо помнить о возможных последствиях.

Гораздо проще и безопаснее предовратить беременность, чем ее прерывать! Для этого всего лишь необходимо пользоваться эффективными и безопасными методами контрацепции.

Многие родители предпочитают не вникать в основы сексуального воспитания своих детей. Они возлагают эту ответственность на средства массовой информации, школу и интернет.             

Приобретение книг и средств контрацепции детям не снижает риск беременности, так как в первую очередь надо привить им желание пользоваться подобными методами для сохранения своего здоровья и социальных возможностей. Поэтому ранняя беременность в подростковом возрасте чаще является следствием неправильного полового воспитания.   

14-16 лет:

Возраст первых свиданий. Высока вероятность узнать, что же это такое – секс, о котором столько говорили. Психологи считают, что никто кроме родителей и других значимых взрослых не может убедить подростка не начинать половую жизнь слишком рано. Вот только тон этих разговоров не должен быть нравоучительным. Внушите дочери, что нужно уметь сказать «нет», если тебе не хочется вступать в близкие отношения. И все же, стоит смотреть на жизнь реально и напомнить подростку, что важно иметь под рукой презерватив!

Важно потому, что в мире существуют венерические заболевания и риск нежелательной беременности. Что касается ранних беременностей, то хорошо бы было иметь контакт с родственницей или подругой, у которой есть маленький ребенок, чтобы обратить внимание подростка на ту уйму времени и сил, что требует лялечка. Ибо бывает, что девочки-подростки действительно ОЧЕНЬ ХОТЯТ ребенка, иррационально, не задумываясь о последствиях такого шага. Но с другой стороны, точно не следует запугивать подростка «ужасами материнства».

После 16 лет разговоры на тему секса между детьми и родителями обычно происходят только при условии очень большого доверия и открытости – хотя и до того без взаимной теплоты и доверия едва ли сможете поднимать эти темы. Так что берегите ваши отношения с детками, они так быстро растут и уходят – сначала в себя, потом к новым горизонтам и партнерам.

СЛАЙД Только грамотно и корректно разъясненная информация, а также доверие и открытость между родителями и подростками поможет избежать таких сложных проблем как ранняя беременность. Кроме того, если девочка не будет испытывать страх перед родителями, то в случае наступления беременности не станет искать сомнительно безопасные пути избавления от нее, а обратится за помощью к близким, что поможет сохранить здоровье, а возможно, и жизнь ей и малышу.

«Установление благополучных детско-родительских отношений»

СЛАЙД Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально, старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда
ему хорошо.

СЛАЙД Психологическая поддержка — это процесс:
• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;
• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

СЛАЙД Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.

СЛАЙД Слова поддержки:

— Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
— Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.
— Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
— В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

Успехов Вам в воспитании детей и взаимопонимания в Ваших семьях!

infourok.ru

Место ребёнка в семье. Функции отца и матери

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Реферат

Тема: «Место ребёнка в семье. Функции отца и матери».

Выполнила:

Проверила:

Барнаул 2007

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Место ребёнка в семье……………………………………………………………4

Функции отца и матери…………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы……………………………………………11

Введение

Семья — ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

В данной работе мы попытаемся установить место ребёнка в семье, а также определить функции отца и матери.

Место ребёнка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного

единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их детей. Дети – реальное, ощутимое воплощение любви супругов. Появление в семье первенца делает супругов по-настоящему близкими, родными.

Между тем на вопрос: «Когда и сколько иметь детей?» необходимо ответить уже в первые дни супружеской жизни. Обычно в счастливых, стабильных семьях рождается второй и последующие дети. Семьи конфликтные ограничиваются одним ребенком. Наиболее рациональный вариант – родить ребенка в первые же годы супружества.

Главнейшая функция семьи – воспитание детей. И здесь тоже очень важно правильно распределить роли и обязанности родителей. Есть такой тип родительской любви, когда ребенок вытесняет все прочие интересы, максимум сил и времени отдают ему. И если такую позицию занимает один из супругов – куда ни шло. Но если оба? В этом случае ребенок становится центром семьи, растет избалованным, привыкшим к тому, что его желания тут же исполняются. Сами же супруги обычно спорят о методах воспитания, критикуют педагогические приемы друг друга, конкурируют, добиваясь любви ребенка. Если же детей двое, то каждый супруг выбирает себе любимца и сосредотачивает свои нежные чувства лишь на нем.

Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается — воспитание детей.

Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка — настоящее испытание для любви, а его рождение — испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И, как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда — опять свобода, никаких забот, никакого крика. Опять он — любимый, единственный, ухоженный…

С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон … но поймите и ее.

Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Семья как первичная ячейка явл

mirznanii.com

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *