Основные функции семьи — что это такое? Какие они бывают?
Что такое семейный долг?
Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.
Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.
Виды семейного долга | ||
---|---|---|
Долг родителей перед обществом | Долг родителей перед детьми | Долг детей перед родителями |
Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития | Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет | Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте |
Как развиваются современные семьи?
Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.
Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.
Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.
На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.
Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.
Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.
Понятия «брак» и «семья» становятся менее связаны. Многие люди годами живут вместе и воспитывают общих детей без штампа в паспорте.
Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.
Проверь себя
Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.
Задание 1
Рассмотрим вымышленную ситуацию.
Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.
Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.
Задание 2
Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.
Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.
По количеству детей семьи делятся на 2 группы.
Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.
При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.
Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.
Задание 3
Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.
Задание 4
Задание 5
Расскажите о своем отношении к понятию «семейный долг». Как к нему относятся в вашей семье?
Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов на экзамене, советуем позаниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.
54. Значение и функции семьи в современном обществе.
Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества. Брак представляет собой начало и ядро семьи.
Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.
Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.
Социологи называют несколько типов семейного воспитания:
детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек; профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.
Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.
Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. 55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов
Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствовали возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.
Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.
1. Важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.
2. Следующая важнейшая функция семьи — функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
3. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая.
4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.
6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес.
55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов.
Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли (XVI в.) в работах, посвященных Римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.
Английский экономист А.Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.
Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.
В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты — это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.
Функции социальных конфликтов:
1) Позитивные:
• информирование о наличии социальной напряженности;
• стимулирование социальных изменений;
• снятие социальной напряженности.
2) Негативные:
• создание стрессовых ситуаций;
• дезорганизация социальной жизни;
• разрушение социальной системы.
Сущность и основные функции семьи в современном обществе — Студопедия
Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире.
Все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами. Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. В любом коллективе человеку нужно демонстрировать свои достижения, в семье его принимают и с недостатками. Семья порождает первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы. Поэтому семью можно назвать социальным институтом, характеризующимся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, медицинского и образовательного обслуживания и т.д. С одной стороны, семья — довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, противостоящее внешним воздействиям. Если семью лишить ее внутреннего мира, сделать все, происходящее в ней, открытым для общества, она распадается. С другой стороны, семья — объединение людей, открытое для всего, что происходит в мире. В семью проникают проблемы общества, и это не разрушает ее, а наоборот, способствует ее развитию, позволяет удовлетворять личные потребности в общении с другими людьми, обеспечивает чувство безопасности и защищенности.
Какой бы геометрически замкнутой семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Каждый член семьи сохраняет известную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в разные социальные группы: производственные, учебные коллективы, детские и юношеские организации, общественные союзы, политические партии, вступает в связь с учреждениями торговли, здравоохранения, с местными властями, соседями и другими сообществами. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но выполняет ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества. Вот почему форма семьи не может быть произвольной. Семья и брак — это формы отношений мужчины и женщины, санкционированные обществом, в наибольшей степени соответствующие воспроизводству населения в конкретно-исторических условиях, прежде всего уровню развития производственных сил и характеру производственных отношений, способу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Ф.Энгельс писал, что «общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обуславливаются…ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой – семьи». Семейные отношения ставятся им на один уровень с фундаментальными базисными отношениями, определяющими всю структуру социальных отношений.
Семейно — брачные отношения прослеживаются в истории человечества с ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тысяч лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей. В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы , так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно — историческом типе общества свои традиции и специфику. При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально — биологическую природу.
Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.
Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Во всех прежних обществах семья выполняла следующие основные функции: экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную. Применительно к современной семье основные типы функций связаны с основными формами ее жизнедеятельности, причем важно разделение их, с одной стороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно — бытовые, а с другой – преимущественно эмоциональные и социально — психологические потребности людей. Нельзя не отметить, что значение последних в современной семье возрастает.Таблица 1
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири»
Уважаемые авторы!
Деятельность по выпуску сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» прекращена с связи с перерегистрацией 18.05.2017. Сетевое издание преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174, свидетельство СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018).
Рецензируемое научное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» выпускается с периодичностью 4 раза в год и публикует научные статьи и обзоры, отражающие достижения в области медицинских наук (14.01.00 Клиническая медицина, 14.03.00 Медико-биологические науки, 14.04.00 Фармацевтические науки).
Рецензируемое научное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» включено в базу данных Российского индекса научного цитирования. При расчете показателей публикационной активности и в статистических отчетах используются сводные данные для журнала и его предыдущей версии.
Журнал «Journal of Siberian Medical Sciences» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.
Научные журналы ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России доступны по адресам:
- рецензируемый научный журнал «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174) — http://jsms.ngmu.ru
- рецензируемый научный журнал «Сибирский медицинский вестник» (ISSN 2541-8289) — http://smv.ngmu.ru
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)
Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно
Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0003592 (регистрационный № 3376) от 31 марта 2020 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2026 года
Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: [email protected]
Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.
Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.
© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2021
Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются прежде всего воспитания и развития ребенка.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Репродуктивная функция (от лат. productjo – самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Демографическая ситуация сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2 – 3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.
Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.
Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15 % взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохого питания и т.д.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т.д. частично были переложены на сферу бытовых услуг.
Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.
Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.
Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.
Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.
Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.
Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.д.
Выражение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья – наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.
Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официально брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная.
М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологов, называет такие типы семьей: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.
У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия в семье. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные.
Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей приводят ребенка к мысли, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.
Таким образом, роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьСемья в современном обществе. — обществознание, презентации
Семья как малая социальная группа.
Функции семьи в современном обществе.
Подготовила: Никитина О.В.
Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса
План урока:
- Что такое семья
- Семья как социальный институт. Этапы становления брачно-семейных отношений
- Функции семьи в современном обществе
- Тенденции развития современной семьи
- Демографическая и семейная политика в Российской Федерации
Что такое семья?
Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
Семья-это кристалл общества.
В.Гюго
«Семью изучают»:
- демография
- социальная пси хология
- история
- этнография
- экономика
- юриспруден ция
- педагогика
- социология
Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
Семья как социальный институт
Эндогамная семья – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», возникла
экзогамия (от греч. ехо – «вне» и gamos – «брак») – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в брак с членами других общностей.
Исторические типы семьи и брака
Полигамный брак сформировавшийся позднее, характеризуется многоженством, многомужеством.
Моногамия – вид брака, в котором главой семьи является мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников.
Российская патриархальная семья по своей структуре и составу была сложным организмом – многодетной, состоящей из нескольких поколений,
а местом локализации семьи был двор, он держался не только на родственных связях, но и на хозяйственно-экономических отношениях
Пример патриархальной семьи из истории России:
семья последнего российского императора
Николая Второго
«Укрепляй семью, потому что она
основа всякого государства»
Император Александр III — сыну Николаю
Петр и Феврония Муромские – святые православной церкви, покровители семьи
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА — В XVI веке российский писатель и публицист Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», изложил историю их романтичной любви. История рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях. По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония — дочь бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
День 8 июля в России
стал Всероссийским праздником – Днём семьи, любви и верности.
МЕДАЛЬ ЗА ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ
СЛУШАЕМ СООБЩЕНИЕ.
Функции семьи
— репродуктивная
— воспитательная
— хозяйственно-экономическая
— духовное общение и досуг
— эмоциональная
— первичная социализация
— социально-статусная
— первичный социальный контроль
— поддержка физического здоровья родителей и детей
Функции семьи
Функции семьи
Функции семьи
Тенденции развития современной семьи
— раздельное проживание родителей и детей;
— сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;
— ослабление связей с родственниками;
возросшая социальная активность женщин;
— рост числа разводов;
— увеличение числа неполных семей;
— увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
— взаимное отчуждение членов семьи;
— ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
— увеличение числа «гражданских браков» (сожительства)
Тенденции развития современной семьи
Нуклеа́рная cемья́ ( англ. nuclear family ) также супружеская или партнёрская семья) — семья , состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).
эгалитарная , или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
- Виды семей в зависимости от местожительства супругов
- патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
- матрилокальные — в семье родителей жены;
- неолокальные — поселяются отдельно от родителей
Проблемный вопрос.
?
- Какова роль государства в укреплении семьи, как основной ячейки общества?
Федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей». Цели и задачи семейной политики — поддержка многодетных семей, материнский капитал, жилищная политика, приоритетные национальные проекты.
1.Содействие укреплению семьи — приоритетное направление любого государства.
2. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной.
3. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.
4. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие»благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь».
Политика государства в поддержку семьи.
- — увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет
- — введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание.
- — разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- — увеличение стоимости родовых сертификатов
- — учреждение материнского капитала за рождение второго ребенка с 1января 2007года
- — Регулярное повышение МРОТ и пенсий.
Семья в современном обществе
государство
литература, кино
сам человек
Семья
обществен-ность
опыт поколения
психологи
религия
Основные функции семьи и их характеристики
При изучении института семьи особое внимание уделяется анализу выполняемых им функций. Мнения специалистов по данному вопросу хорошо между собой согласуются. Существующие различия касаются в основном лишь степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. К примеру, сексуально-эротическую функцию некоторые авторы отделяют от репродуктивной, во-первых, ввиду ее самостоятельной ценности, во-вторых, отводя ведущую роль в психосексуальном развитии человека семье.
Институт семьи
Семья является сложным социальным образованием, в котором переплетены интересы общества в целом, отдельной семьи и каждого ее члена в частности. Ее определяют как исторически сложившуюся конкретную систему супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ее рассматривают как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В ней видят социальную необходимость, обусловленную потребностью общества в воспроизводстве физически и духовно здорового населения.
Семья обладает целым комплексом важных социальных функций и ролей, ради которых общество готово создавать, поддерживать и охранять этот социальный институт. Важно учитывать, что в человеческой культуре в социальных нормах отражены идеализированные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.
Поэтому нормальная семья – понятие весьма условное. Таковыми можно считать те, которые обеспечивают необходимый минимум благосостояния, социальной и психологической защиты, создают условия для социализации детей до достижения ими зрелости — психологической и физической. Нормально функционирующие семьи – это те, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции.
Относительно основных функций семьи суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Этой теме посвятили работы такие известные психологи, как Дружинин В.Д., Елизаров А.Н., Мацковский М.С. По мнению Елизарова А.Н., в семью людей объединяют ценностные ориентации, и они же задают перспективу ее развития.
Под социальными функциями семьи понимаются виды ее жизнедеятельности, непосредственным образом связанные с удовлетворением потребностей ее членов. Время от времени они претерпевают некоторые изменения вследствие развития общества.
Единой общепринятой классификации социальных функций семьи на сегодняшний день нет, однако между существующими наблюдается взаимозависимость и взаимодополняемость. Расхождения во взглядах на этот предмет не столь существенны. Ниже приведены характеристики основных функций семьи.
Сексуально-эротическая функция
Сексуальность – это врожденная потребность, выражающая себя в сочетании биологических, физиологических, психических и эмоциональных реакций. Все они неразрывно связаны с влечением друг к другу лиц противоположного пола и с удовлетворением этого влечения. Поэтому одной из важнейших функций семьи является сексуально-эротическая, подразумевающая получение удовольствия от удовлетворения сексуальных потребностей партнеров.
Неудовлетворенность в интимной сфере мешает человеку нормально жить и выполнять свои повседневные обязанности. Он становится раздражительным, мрачным. Сексуальная неудовлетворенность является сильным дестабилизирующим фактором для супружеских отношений.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция семьи подразумевает удовлетворение индивидуальной потребности в ребенке. Она также сопряжена с поддержанием здоровья. Ведь перед семьей в этом случае встает задача предотвращения проявления в новых поколениях различных биологических аномалий. Репродуктивная функция семьи представляет колоссальную значимость для общества в целом, поскольку удовлетворяет его потребность в воспроизводстве населения.
Воспитательная функция
Воспитательная функция семьи очень важна. Психологи подчеркивают, что из всех детенышей человеческий является наименее самостоятельным. Чтобы он мог нормально расти и развиваться, ему необходимы длительные уход и забота родителей. Главное, что они могут дать ему, – это любовь. Вместе с ней они передают ребенку свой жизненный опыт и знания, а также помогают раскрыть и развить его уникальные способности и таланты. Семейное воспитание оказывает гораздо более сильное воздействие, нежели общественное, так как оно более эмоционально и связано с любовью к детям со стороны родителей, вызывающей ответные чувства у детей.
Воспитательная функция семьи распространяется не только на юное поколение, но и на взрослых людей. Систематическое воздействие воспитательного характера со стороны семейного коллектива ощущается человеком в течение всей его жизни. Также происходит постоянное влияние со стороны детей на родителей и других взрослых членов семьи. Самовоспитание родителей связано в первую очередь с постоянным влиянием детей на их жизнь.
Экономическая функция
Под экономической функцией понимается организация деятельности по финансовому обеспечению семьи, включающему все источники и объем семейных доходов. На них базируются материальные условия жизни семьи. Это и создание нормальных бытовых условий. Это и финансовая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Это потенциал обеспечения растущих потребностей и расширения возможностей семьи.
Взрослые члены семьи принимают участие в сфере общественного производства, формируют и распределяют семейный бюджет, организуют потребительскую деятельность. В большей степени своим примером осуществляют трудовое и экономическое воспитание детей.
Хозяйственно-бытовая функция
Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего быта. Поддержание чистоты и порядка в доме, создание в нем уюта, стирка, глажка, готовка — все это рутинные повседневные меры, в целом способствующие поддержанию здоровья партнеров и детей. Сюда же относят уход за младенцами и заботу о престарелых родственниках.
Все это требует большого количества временных затрат, поэтому актуальным становится вопрос о распределении ролей между супругами, приобщении детей к домашнему труду. Этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы.
Досуговая функция
Досуговая функция предусматривает удовлетворение потребности членов семьи в общении и организации свободного времени. Они могут устраивать совместный просмотр телевизора, поход в кинотеатр, организовывать семейные праздники, путешествовать, играть, заниматься спортом, творчеством. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует укреплению семьи. Если семья счастлива, то в ней происходит взаимное обогащение интересов супругов и детей, и ее деятельность носит, как правило, развивающий характер.
Досуг – свободное время, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению. Это время, когда он может осуществлять деятельность для своего собственного удовольствия, будь то развлечение, самосовершенствование или достижение каких-то целей по личной инициативе, а не вследствие необходимости. Первичные навыки конструктивного использования свободного времени усваиваются в рамках семьи.
Психотерапевтическая функция
Каждый человек испытывает потребность в любви, принятии, понимании, уважении, признании, психологической поддержке. Той нишей, где она в полной мере удовлетворяется, должна быть семья. В ней в первую очередь человек должен чувствовать себя принятым и защищенным, без оглядки на его статус, внешность, жизненные достижения либо их отсутствие, финансовое положение. Это способствует сохранению эмоционально-психического здоровья личности и именно в этом задача психотерапевтической функции. Отсутствие семейного взаимопонимания нередко приводит к депрессиям, агрессиям, развитию девиантного поведения.
Функция первичной социализации
Функции семьи в обществе невозможно переоценить. Семья — это самый первый социальный институт в жизни человека, в рамках которого он начинает познавать мир. Именно в ней ребенок усваивает нормы морали и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности, ознакамливается с санкциями за их нарушение, узнает об ответственности и обязательствах во взаимоотношениях между родственниками. Родители знакомят ребенка с культурой страны, ее традициями. Так проявляется функция первичной социализации. От того, насколько качественно она выполняется, зависят особенности развития психики и первичная социализация детей на самых ранних этапах их развития.
Социально-статусная функция
Семья является ключевым институтом в жизни человека. Помимо влияния на формирование его личности, она также дает ему опору и поддержку во взрослом возрасте. Семья накладывает отпечаток и на его положение в обществе — определяет принадлежность к определенному сословию, наделяет титулами, если таковые имеются, передает наследство. Через предоставление членам семьи определенного социального статуса способствует формированию и удовлетворению их потребностей в социальном продвижении.
Функция объединения усилий
Одна из наиболее важных особенностей функций семьи — это комплексность. Любая из вышеперечисленных потребностей может быть удовлетворена и без создания семьи. И все же лишь институт семьи позволяет выполнять все эти функции в совокупности и обеспечивать комплексное удовлетворение потребностей человека.
Дети-маугли
В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их «родителями» были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.
Одичавшие детки вели себя подобно животным – бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.
В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.
Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.
Функции семьи для человека и общества — Социология A-Level
Выдержки из этого документа …
Изучите различные функции, выполняемые семьей для отдельных людей и для общества. (20 баллов) Семья выполняет разные функции в зависимости от точки зрения, в которую вы верите. У марксистов и структурных функционалистов разные взгляды на семью.Марксисты считают, что семья внушает своим детям ложное представление о капиталистической культуре. Кроме того, они думают, что семья делит труд между мужчинами и женщинами в домашнем хозяйстве. Альтюссер, который был марксистом, выступил с теорией идеологии, чтобы поддержать свою идею идеологии, он создал ISA (идеологический государственный аппарат). ISA была методом заставить семью думать, как «хорошие маленькие капиталисты», каковыми они и являются. Например; семья учит нас адекватно реагировать на власть, а это, в свою очередь, подготавливает послушную рабочую силу и хороших лидеров для будущего, тем самым помогая экономике….Подробнее.
Кроме того, дети рассматриваются как автономные личности, что означает, что они не полностью сформированы семьей, поэтому марксизм слишком детерминирован. Наконец, возможно, семья не подходит для капитализма, капитализм и хорошо оплачиваемая работа — это просто то, что полезно для наших семей. Точка зрения структурного функционализма на семью включает взгляды Дж. П. Мердока, Т. Парсонса, Д. Моргана и В. Секомба.Г. П. Мердок утверждал, что нуклеарная семья в современном индустриальном обществе выполняет четыре основные функции. Эти; сексуальный, репродуктивный, экономический и образовательный. Каждая из этих четырех функций объединяет семью и связывает их. Мердок утверждал, что ни один другой орган не может сравниться с эффективностью семьи в этих отношениях. …Подробнее.
Кроме того, Морган заявляет, что нет никакого упоминания о детях, которые доминируют над своими родителями, в отличие от «процесса двустороннего взаимодействия между родителями и их детьми».У. Секомб — марксист, и он считает, что структурные функционалисты чрезмерно преувеличили функциональное значение нуклеарной семьи для общества в целом. Согласно Секомбу, семьи в западном обществе просто служат интересам капиталистического общества. Это можно объяснить тем, что мужчина-работник в семье должен обеспечивать свою жену и детей, следовательно, это означает, что он должен иметь работу и оставаться на работе. В результате в обществе есть надежная мужская рабочая сила, что способствует росту экономики.В заключение, семья выполняет разные функции в зависимости от точки зрения зрителя. И марксисты, и структурные функционалисты имеют твердые и точные взгляды на предмет семьи. …Подробнее.
Предварительный просмотр выше представляет собой неформатированный текст
Это письменное задание учащегося — одно из многих, которые можно найти в разделе «Работа и досуг уровня AS и A».
Быстрый ответ: каковы 5 функций семьи?
Каковы две функции семьи?
Двумя традиционными семейными функциями были, во-первых, воспитание детей, чтобы они стали автономными членами общества, и, во-вторых, удовлетворение сексуальных и эмоциональных потребностей взрослых.
Лидз (1980) добавил третью, прививая ее членов, чтобы они могли заниматься жизненно важной деятельностью общества.
Каковы функции семьи?
Функция семьи: физическое содержание и уход за членами семьи; добавление новых членов посредством усыновления или продолжения рода; социализация детей; социальный контроль над членами семьи; производство, потребление и распределение товаров и услуг; а также.аффективная забота (любовь).
Каковы 6 функций семьи?
Известные социологи, такие как Огберн и Нимкофф, разделили функции семьи в основном на шесть типов, таких как: (i) любовные (ii) экономические функции (iii) рекреационные функции (iv) защитные функции (v) религиозные функции и (vi) образовательные функции.
Каковы четыре основные функции семьи?
Семья выполняет четыре функции. Эти четыре функции включают регулирование сексуальной активности, социализацию, репродуктивную функцию, а также экономическую и эмоциональную безопасность.
Какая самая важная функция в семье?
Одна из важнейших функций семьи — социализация детей. В большинстве обществ семья является основной ячейкой, через которую происходит социализация. Во-вторых, в идеале семья является основным источником практической и эмоциональной поддержки для своих членов.
Какова ваша важная роль и функции в семье?
Семья выполняет несколько важных для общества функций.Он социализирует детей, оказывает эмоциональную и практическую поддержку своим членам, помогает регулировать сексуальную активность и половое размножение, а также придает своим членам социальную идентичность.
Какова роль отца в семье?
Отцы, как и матери, являются столпами в развитии эмоционального благополучия ребенка. Дети обращаются к своим отцам, чтобы установить правила и обеспечить их соблюдение. Они также обращаются к своим отцам, чтобы обеспечить им чувство безопасности, как физической, так и эмоциональной.
Что такое роли?
Роль — это всеобъемлющая модель поведения, признаваемая в обществе, предоставляющая средства идентификации и размещения человека в обществе. … У человека может быть уникальный стиль, но он проявляется в рамках ожидаемого поведения.
Функции семьи (часть 2)
Однако для Парсонса (1951) функция семейства изменилась и теперь имеет только две основные функции:
Первичная социализация — это социализация, которая происходит в первые годы детства.В процессе социализации личность ребенка формируется таким образом, что основные ценности общества, в которое он погружен, становятся его частью. Парсонс утверждал, что семьи действуют как фабрики с доступными для них процессами и системами, позволяющими постоянно «воспроизводить человеческие личности» в теплой безопасной среде.
Стабилизация взрослых личностей подчеркивает эмоциональную безопасность, присущую супружеским отношениям. Это помогает уравновесить стрессы и напряжения повседневной жизни, с которыми сталкивается большинство взрослых.Кроме того, функция семьи состоит в том, чтобы позволить взрослым «разыграть» «детское» измерение своей личности, играя со своими детьми, используя их игрушки и т. Д.
Стабилизации взрослых личностей также способствует половое разделение труда внутри, особенно потому, что семья является изолированной ядерной единицей. Внутри изолированной нуклеарной семьи членам семьи выделяются определенные роли (распределение ролей), чтобы она функционировала правильно. Этого достигается разделение труда по половому признаку.Определяя две различные роли мужа и жены в семье, эта структура стабилизирует членов семьи, позволяя семье функционировать.
Для Парсонса роль женщины в семье — это «выразительная роль» . Он имел в виду, что семейная роль женщины заключается в обеспечении заботы, любви, привязанности, безопасности и всей необходимой эмоциональной поддержки, которая может понадобиться члену семьи.
В отличие от людей Парсонса «инструментальная роль» как кормильца.Такая роль очень трудна и вызывает такой стресс и тревогу, что может привести к срыву у мужчин. Следовательно, функция женщины состоит в том, чтобы снять это бремя или напряжение с плеч мужчин, обеспечивая любовь и понимание, а также продолжая быть основным опекуном независимо от их собственных обстоятельств.
Следовательно, разделение труда по половому признаку заключается в том, что мужчины и женщины играют «выразительные» и «инструментальные» роли в семье, чтобы она функционировала правильно.
Лучший способ понять точку зрения Парсона — это представить, что жизнь в идеальной семье подобна теплой ванне.В самом деле, полезно понять взгляд Парсона на семейную жизнь как на «теорию теплой ванны».
По мере роста индустриализации общество, основанное на родственных связях, распалось, что оказало прямое влияние на семейные структуры. Ушла классическая расширенная семья и пришла «изолированная нуклеарная семья» как «производственная единица».
Термин «изолированные» исходит от функционалиста Талкотта Парсонса, который определил семьи в современном индустриальном обществе как изолированные нуклеарные семьи, потому что они больше не связаны с более широкими родственными отношениями.
Критика Мердока и Парсонса
Проверьте свои знания этого раздела test-knowledge-3
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанныефункций семьи. 1. Семьи несут ответственность за добавление новых членов путем воспроизводства. Общество должно поддерживать стабильное население.
Презентация на тему: «Функции семьи.1. Семьи несут ответственность за добавление новых членов путем воспроизводства. Общество должно поддерживать стабильное население »- стенограмма презентации:
ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>1 Функции семьи
2 1.Семьи несут ответственность за добавление новых членов посредством воспроизводства. Чтобы выжить, общество должно поддерживать стабильное население. Рост населения позволяет обществу становиться богаче. Подумайте, сколько детей у пар в наши дни … 2. Семьи обеспечивают физическую помощь своим членам, включая взрослых, своих детей и пожилых членов семьи.
3 3. Семьи социализируют своих детей, обучая их навыкам, знаниям, ценностям и взглядам своего общества.Дети, которые учатся этому, могут работать и общаться с другими. 4. Семьи несут ответственность за контроль поведения своих членов, чтобы поддерживать порядок в семье и в обществе, в котором они живут. Кто это учить манерам, ответственности, уважению?
4 5. Семьи поддерживают моральный дух и мотивируют людей участвовать в жизни общества. Участие в соответствующих социальных ролях способствует здоровью общества, а также предоставляет средства, с помощью которых семьи заботятся о своих членах.6. Семьи выполняют экономическую функцию по производству и потреблению товаров и услуг. Эти шесть функций позволяют обществу выживать и процветать.
5 Люди думают, что для людей естественно объединяться в пары, когда они достигают совершеннолетия, и рассматривают брак как радостный праздник. Однако в прошлом браки не были счастливыми для людей, это был способ для мужчин иметь дешевых рабов для ведения домашнего хозяйства.
Функции программы Family Oscar Education
Семья:
Семья, почти несомненно, является самой важной из всех групп, которые предлагает человеческий опыт. Мы присоединяемся к другим группам на длительный или короткий период времени для удовлетворения каких-то интересов. Но семья всегда с нами, вернее мы с ней.Действительно, семья — это уникальный социальный институт, которому нет замены. Это самый постоянный и самый распространенный из всех социальных институтов.Слово «семья» произошло от латинского слова «famulus», что означает слуга. Семья — это небольшая группа, состоящая из отца, матери, одного или нескольких детей и некоторых родственников.
Маклвер определил семью как «группу, определяемую половыми отношениями, достаточно точными и прочными, чтобы обеспечивать потомство и воспитание детей».
Элиот говорит: «Семья — это биологическая социальная единица, состоящая из мужа, жены и детей».
Нимкофф говорит: «Семья — это более или менее прочная ассоциация мужа и жены с ребенком или без ребенка, или только мужчины или женщины, с детьми.«
Функции семьи:
Семья — самая важная первичная группа в обществе. Это выдающаяся начальная группа, потому что в семье ребенок развивает свои основные отношения. Семья как социальный институт выполняет несколько функций.Maclver подразделяет свои функции на два типа: (1) основные или основные и (2) несущественные или второстепенные.
Основные / основные функции
Основные функции семьи:
(1) стабильное удовлетворение сексуальной потребности:
Это основная и важная функция семьи.Сексуальный инстинкт — это естественное побуждение человека. Удовлетворение этой потребности требует, чтобы и мужчина, и женщина жили вместе как спутники жизни. Это семья, в которой муж и жена могут легко и комфортно удовлетворить свои сексуальные инстинкты. Без семьи удовлетворение сексуальных потребностей практически невозможно в социальном плане. Семья не только удовлетворяет, но и обеспечивает через брак соответствующий механизм регулирования сексуального поведения мужа и жены.(2) Размножение или продолжение рода:
Размножение или продолжение рода — еще одна важная функция семьи.Семья, наряду с регулированием сексуального поведения в отношении удовлетворения сексуальных потребностей, обеспечивает законную основу для деторождения. С момента возникновения семьи она выполняет эту основную функцию. Эта функция семьи способствует непрерывности семьи и, в конечном итоге, сохраняет человечество в целом.(3) Защита и забота о детях:
Защита детей и забота о них — еще одна важная функция семьи. Он считается главным учреждением по производству и воспитанию детей.Это правда, что никакое другое учреждение не может позаботиться о ребенке так, как семья. Ребенок при рождении совершенно беспомощен и вообще не может выжить без помощи семьи. Это семья, которая обеспечивает заботу, защиту, безопасность (физическую, психическую) и удовлетворяет все другие потребности, чтобы сделать его пригодным для жизни в обществе.(4) Функции общения:
Семья — один из основных факторов социализации. Члены семьи учат ребенка нормам, ценностям морали, убеждениям и идеалам общества.В семье дети сначала узнают, что хорошо, а что плохо, что хорошо, а что плохо. У них развиваются определенные привычки, черты характера, взгляды и ценности. Старшие члены семьи передают семейную культуру процессу социализации нового поколения. Таким образом, семья выступает инструментом передачи культуры.(5) Предоставление жилья:
Семья обеспечивает своих членов домом или общим жильем. Здесь оба мужа и если живут вместе для продолжения рода, защиты и заботы о своих детях.Это место разнообразных мероприятий. Комфорт, защита и покой всех членов семьи зависят от дома. Это то учреждение, которое обеспечивает душевное или эмоциональное удовлетворение. Члены семьи обмениваются между собой любовью, симпатией и привязанностью.Несущественные / второстепенные функции
Несущественные функции семьи:(1) Экономическая функция:
Семья удовлетворяет экономические потребности своих членов. Это была традиционная функция семьи.Семья удовлетворяет все экономические потребности своих членов, такие как еда, одежда, жилье и т. Д. Товары, необходимые ее членам, производятся дома.(2) Воспитательная функция:
Маззин говорит: «Первый урок ребенка усваивается между поцелуем матери и заботой отца». Семья считается первой школой детей. Семья обеспечивает основу для формального обучения ребенка и дает ему базовую подготовку в области социальных отношений и привычек.(3) Религиозная функция:
Семья — это центр религиозного воспитания детей.Семья учила детей религиозным ценностям, моральным принципам и т. Д. Именно через семью религиозное наследие передается следующему поколению.(4) Развлекательные функции:
Семья — это центр отдыха. Он служит центром всех развлекательных мероприятий, таких как пение, танцы, игры в помещении и т. Д. Маленькие дети — источник отдыха для старших.(5) Защитная функция:
Семья всегда заботится о здоровье своих членов, как молодых, так и старых.Он берет на себя ответственность своих членов и поддерживает крепкое и хорошее здоровье.Семья и социальная структура
Изучив этот раздел, вы должны понять:
- ключевые понятия, такие как нуклеарные семьи, расширенные семьи и домохозяйства
- как социальные изменения, особенно экономические, повлияли на семью
- функции семьи с точки зрения функционализма, марксизма и феминизма
Определение основных терминов семейной структуры
Некоторые из общих терминов, используемых социологами для описания семейных структур, включают:
- Родство — понятие, относящееся к семейным связям между людьми по крови, браку или усыновлению.Это относится к родственникам, как в прошлом, так и в настоящем, близких или дальних, и независимо от того, является ли контакт частым, нечастым или даже отсутствующим.
- Домашнее хозяйство — любое лицо или лица, проживающие под одной крышей. Это могут быть члены семьи, но они также могут не быть родственниками, например группа студентов, живущих в одном доме, является домохозяйством.
- Ядерная семья — самый основной тип семьи, с которым сталкивается большинство жителей Британии.Это всего два поколения, то есть взрослая гетеросексуальная пара (обычно муж и жена) и их дети-иждивенцы, которые живут в одном доме.
- Расширенные семьи — те типы семей, в которых базовая ядерная структура была расширена за счет включения бабушек и дедушек, дядюшек, двоюродных братьев и т. Д. И которые живут либо в одном доме, либо в непосредственной близости, например в одном районе или поддерживать частый тесный контакт, например контакт может быть на ежедневной основе.
Функционалистский взгляд на семью
Функционалистский подход утверждает, что все социальные институты (такие как семьи и система образования) функциональны или полезны, потому что они выполняют ключевые функции для людей и общества.
Мердок (1949) изучил более 250 обществ по всему миру и утверждал, что нуклеарная семья универсальна во всем мире. Он утверждал, что у него были следующие особенности:
КЛЮЧЕВАЯ ТОЧКА
Влияние этих традиционных верований на семейную жизнь было огромным. Они составляют мощную консервативную «идеологию» (т. Е. Доминирующий набор идей) о том, как должны выглядеть семьи и как должны себя вести члены семьи, например.грамм. следующие убеждения очень влиятельны сегодня в Британии.
- Что у женщин есть материнские инстинкты и что основная ответственность за воспитание детей лежит на матери.
- Это сожительство не имеет такой же ценности, как брак.
- Что одинокие родители не так эффективны, как двое родителей.
- Что гомосексуалы не должны иметь тех же прав на фертильность или родительские права, что и гетеросексуалы.
Мердок утверждал, что эта нуклеарная семья выполняет четыре основные функции во всех обществах, приносящих пользу как обществу, так и отдельному человеку.
- Репродуктивная или репродуктивная — это необходимо для выживания общества. Без воспроизводства общество перестало бы существовать.
- Сексуальный — супружеский секс создает сильную эмоциональную связь между парой, поощряет верность и, следовательно, связывает человека с семейной жизнью.Секс в браке способствует социальному порядку и стабильности, потому что супружеская верность устанавливает моральные правила для общего сексуального поведения.
- Экономический — родители обеспечивают экономические вещи, которые жизненно важны для поддержания жизни детей, такие как жилье, еда и защита, например они берут на себя экономическую ответственность за обеспечение благополучия и своих детей, становясь производительными работниками и принося домой доход.
- Образовательный — изучение социальных ценностей и норм посредством первичной социализации необходимо для того, чтобы культура передавалась из поколения в поколение. Семья связана с ключевыми темами социализации и культуры.
Критика Мердока
Основная критика Мердока состоит в том, что его определение семейной жизни во многом является продуктом времени и места (1940-е годы, США) и, следовательно, является этноцентрическим , то есть основано на точке зрения, что западная, и особенно американская, культура порождает ‘ лучшие культурные учреждения и другие культурные типы семей в чем-то уступают.
Социологи-интерпретисты утверждают, что Мердок не признает, что семьи являются продуктом культуры, а не биологии, и что, следовательно, семейные отношения и роли будут принимать разные формы даже в одном и том же обществе.
Модель Мердока основывается на ценностях и не объективна, потому что в ней ясно говорится, что существуют «правильные» и «неправильные» способы организации семейной жизни. Он также очень устарел и не принимает во внимание современные социальные процессы, такие как увеличение доступности выбора профессии для женщин, сокращение возможностей трудоустройства мужчин, важность противозачаточных таблеток, ослабление социальных и религиозных взглядов и растущее признание начиная с 1970-х годов эта семейная жизнь не всегда приносит пользу всем членам семьи.
Однако, несмотря на его склонность к моральным суждениям о гетеросексуальности и браке, Мердок в значительной степени прав в своем взгляде на семью как на фундаментальный строительный блок общества. Большинство членов общества рассматривают родственные связи как наиболее важный аспект своих обязательств перед другими, в то время как социализация в соответствии с ценностями, нормами и моралью общества, ответственными за воспитание следующего поколения граждан, в основном происходит в семейном контексте.
Семья и индустриализация
Функционалисты, такие как Parsons (1956), предполагают, что современная нуклеарная семья эволюционировала для удовлетворения меняющихся экономических потребностей индустриального общества.Парсонс утверждал, что наиболее распространенным типом семьи в доиндустриальном обществе была расширенная семья и что эта расширенная единица была «многофункциональной». Он отвечал за ряд функций, таких как экономическая функция производства, которая включала производство собственных продуктов питания, одежды, жилья, образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Парсонс утверждал, что промышленная революция вызвала три фундаментальных изменения в структуре и функциях семьи.
- Потребность отрасли в географически мобильных сотрудниках для работы на фабриках, открывающихся в городских районах, привела к тому, что атомный блок отделился от расширенного блока.
- Структурная дифференциация также была вызвана индустриализацией.
- Появились специализированные агентства, которые постепенно взяли на себя многие функции семьи. В частности, фабрики взяли на себя экономическую или производственную функцию, а члены семьи стали наемными работниками, поскольку работа и дом впервые стали отдельными местами. В конечном итоге государство взяло на себя функции образования, здравоохранения и социального обеспечения.
КЛЮЧЕВАЯ ТОЧКА
Парсонс утверждал, что у современной семьи остались две основные и несводимые функции.
- Первичная социализация детей — Парсонс рассматривал нуклеарные семьи как «фабрики личности», выпускающие молодых граждан, приверженных правилам, нормам и убеждениям, которые делают возможным ценностный консенсус и, следовательно, социальный порядок.
- Стабилизация взрослой личности — супружеские пары оказывают друг другу эмоциональную поддержку, чтобы противостоять стрессам повседневной жизни.
- Эту идею иногда называют теорией «теплой ванны», потому что Парсонс утверждал, что семейная жизнь, создавая теплую, любящую и стабильную среду, расслабляет людей и предотвращает стресс внешнего мира, подавляющий ее членов.
«Ядерная единица» предоставляет мужу и жене очень четкие социальные роли . Мужчина является «инструментальным лидером» и отвечает за экономическое содержание семейной группы. Женщина — это «выразительный лидер», который в первую очередь отвечает за социализацию детей и эмоциональную поддержку.
Парсонс заключает, что нуклеарная семья функциональна (полезна) для общества. Более того, это выгодно для людей, потому что обеспечивает стабильную среду для супругов и детей, чтобы строить любовные отношения.
Тем не менее, Fletcher утверждает, что семья не испытала структурной дифференциации в такой степени, как утверждает Парсонс. Флетчер утверждает, что семья по-прежнему в значительной степени вовлечена в функции образования, здравоохранения и социального обеспечения. Государство не взяло на себя эти функции. Вместо этого государство и семья работают рука об руку друг с другом. Более того, Флетчер утверждает, что семья теперь отвечает за основную экономическую функцию потребления — большая часть рекламы потребительских товаров направлена на то, чтобы убедить семьи тратить свои доходы, чтобы стимулировать экономику.
Британские функционалисты Уиллмотт и Янг (1973) спорили с Парсонсом по поводу скорости изменений. Иногда его называют
«внутренняя критика» , потому что эти социологи согласны с Парсонсом в том, что ядерное семейство является идеальным типом семейства для промышленных предприятий
обществ . Их эмпирическое исследование, проведенное в районе рабочего класса (Бетнал Грин) в 1950-х годах, показало, что классические расширенные семьи все еще существуют в большом количестве даже на этой продвинутой стадии индустриализации.
Уиллмотт и Янг утверждают, что это подразделение пришло в упадок только в 1960-х годах. Для этого было три основных причины.
- Жилье совета штата и расчистка трущоб привели к переселению расширенных общин рабочего класса в новые города и муниципальные поселения. Большая часть нового жилья предназначалась для нуклеарных семей.
- Государство всеобщего благосостояния — возможности, созданные расширением среднего образования и полной занятостью в 1950-х годах, подорвали потребность в системе взаимной поддержки.
- Консьюмеризм стал доминирующей идеологией в 1960-х годах, особенно в сфере домашних технологий, например телевидение, развитое. Это сделало дом более привлекательным местом.
КЛЮЧЕВАЯ ТОЧКА
Уиллмотт и Янг утверждали, что такие разработки способствовали развитию симметричной семьи , то есть приватизированной ядерной установки , ориентированной на дом. Они утверждали, что это станет доминирующим типом семейства к 1990-м годам.В этом смысле они согласились с Парсонсом.
Историческая критика Парсонса
Историки, такие как Anderson (1971) и Laslett (1977), предполагают, что Парсонс не признал, что индустриализация может следовать разным моделям в разных индустриальных обществах, например современная Япония по-прежнему сохраняет приверженность расширенной семье.
Проведенное Ласлеттом исследование английских церковных записей показывает, что большинство доиндустриальных семей были нуклеарными, а не расширенными, как утверждал Парсонс.Ласлетт утверждает, что это произошло из-за позднего брака, ранней смерти и практики отправки детей в слуги или подмастерья.
Исследование Андерсона, основанное на данных переписи 1851 года, показало, что большая семья была довольно обычным явлением в промышленном Престоне. В ответ на крайнюю бедность того периода возникла система взаимной поддержки, которая позволила разделить скудное жилье и высокую арендную плату, а также объединить низкие заработные платы.
Марксистская теория семьи
Зарецкий критикует Парсонса, потому что он считает, что вместо того, чтобы приносить пользу обществу, продвигая консенсус и стабильность, нуклеарная семья фактически приносит пользу правящему капиталистическому классу за счет других социальных классов.Он утверждает, что семья является идеологическим агентом правящего класса, потому что:
- Он социализирует детей, особенно детей рабочего класса, в рамках капиталистической идеологии , т.е. именно в семье дети учатся послушанию и уважению по отношению к тем, кто находится у власти, что неравенство во власти «естественно» и что капиталистическая организация общества «нормальна». ‘и неизменный. Они вырастают во взрослых конформистов, которые редко бросают вызов эксплуатации и неравенству.
- Семья также действует как психологическое средство успокоения работника от тягот на рабочем месте, когда на время можно забыть о таких проблемах, как низкая заработная плата, эксплуатация или страх потерять работу.
- Как главный орган потребления , семья постоянно поощряется идеологическими агентствами, такими как средства массовой информации, вкладывать средства в то, что Маркузе называет «ложными потребностями» , то есть потребительские товары, покупаемые для заметного потребления и которые быстро становятся устаревшие (например, дизайнерские товары).Это гарантирует, что класс капиталистов продолжает получать огромные прибыли.
Марксистско-феминистская критика Парсонса
КЛЮЧЕВАЯ ТОЧКА
Марксисты-феминистки предполагают, что нуклеарная семья удовлетворяет потребности капитализма в воспроизводстве и поддержании классового и патриархального неравенства. Это приносит пользу сильным за счет рабочего класса и женщин.
Марксистка-феминистка Benston (1972) утверждает, что нуклеарная семья обеспечивает основной товар, необходимый капитализму, то есть рабочую силу, по:
- воспроизводство и воспитание будущей рабочей силы с небольшими затратами для класса капиталистов
- поддержание физического и эмоционального состояния нынешних сотрудников за счет домашнего труда жены.
Бенстон утверждает, что капитализм, по сути, получает две рабочие силы (мужа и жены) за одну заработную плату.Ядерная семья действует как стабилизирующая сила в капиталистических обществах, потому что работникам трудно отказаться от своей рабочей силы, если у них есть семьи, которые нужно поддерживать. Ансли (1976) предполагает, что мужчины могут пытаться восполнить недостаток власти и контроля на рабочем месте, осуществляя контроль внутри семьи посредством домашнего насилия.
Либеральная феминистская теория семьи
Либеральные феминистки предполагают, что в семье мальчики и девочки учатся через гендерно-ролевую социализацию , что они занимают позиции власти и подчинения соответственно.Мальчики узнают, что они с большей вероятностью будут кормильцами, главами семьи и лицами, принимающими решения, в то время как девочки узнают, что от них ожидается, что они будут подчинять свою жизнь семье.
Либеральные феминистки также считают, что юридические и политические барьеры, которые традиционно мешали женщинам достичь равенства в семье и на рабочем месте, постепенно преодолеваются, например, g. женщины получили выгоду от изменений в законах о разводе, изнасилование в браке теперь является преступлением, и теперь власти относятся к домашнему насилию более серьезно, чем в прошлом.Женщины пользуются имущественными правами и наследством наравне с мужчинами, и теперь им предоставляются улучшенные права по беременности и родам и пенсии.
Либеральные феминистки считают, что прогресс со временем был достигнут в отношениях между мужчинами и женщинами, и, следовательно, семейные роли и отношения стали более эгалитарными .
- Возрастающее значение экономики услуг сопровождалось феминизацией человек британской рабочей силы, поскольку большинство новых рабочих мест в сфере услуг было занято женщинами.Это привело к тому, что женщины приобрели большую экономическую власть.
- Произошло радикальное культурное изменение в отношении женщин, которое Уилкинсон называет гендерным потрясением . Уилкинсон отмечает, что по сравнению с предыдущими поколениями женщины сегодня считают образование и карьеру более важными, чем привязанность к браку и детям.
- Мужчины могут играть более активную и, следовательно, более эгалитарную роль в семье. Есть свидетельства того, что отцы больше занимаются своими детьми.
Однако эти изменения не означают, что либеральные феминистки полностью довольны степенью перемен. Впереди еще долгий путь, особенно в средствах массовой информации, где в средствах массовой информации представлены женщин. Есть также некоторые свидетельства того, что равенство в браке может быть преувеличенным и что домашнее насилие по-прежнему является серьезной проблемой. Однако либеральные феминистки считают, что мягкое убеждение и повышение сознательности убедят мужчин в том, что социальные изменения, направленные на демонтаж патриархата, будут работать на благо всего общества.
Радикальная феминистская критика
Радикальные феминистки, такие как Миллет (1970), считают, что современные общества и семьи характеризуются патриархатом — системой подчинения и доминирования, в которой мужчины осуществляют власть над женщинами и детьми. Патриархат — это чрезвычайно важная концепция , которой часто уделяют внимание экзаменаторам . Это хорошо знать! Уметь оценить концепцию .
Миллетт утверждает, что мужчины изначально приобрели власть над женщинами из-за биологических факторов (то есть женщины, которые часто были беременны, не могли вносить такой же вклад в общество, как мужчины), но предполагает, что современные технологии, например Таблетки и современные механизмы в значительной степени сделали излишним эту легитимацию мужской власти. Однако патриархат остается на месте из-за идеологии. И мужчины, и женщины социализируются в наборе идей, которые подтверждают мужскую силу через гендерно-ролевую социализацию в детстве.Более того, эта патриархальная идеология подчеркивает примат роли матери и домохозяйки для женщин и роли кормильца для мужчин. Это обеспечивает доминирование мужчин на рынке труда. Наконец, Миллетт считает, что семья узаконивает насилие в отношении женщин.
Однако некоторые утверждают, что эта модель устарела, поскольку она не может учитывать недавние тенденции, такие как феминизация рабочей силы и использование женщинами законов о разводе. Хаким (1995) утверждает, что эта модель не учитывает, что женщины могут осуществлять рациональный выбор, делая выбор стать матерями и принять домашнюю, а не профессиональную роль.
Интерпретативистская критика
Социологи-толкователи обвиняли Парсонса в том, что он нарисовал чрезмерно социализированный взгляд на детей , которые предполагают, что социализация — это двустороннее взаимодействие, которое может вовлекать детей в изменение и / или социализацию поведения своих родителей, например через надоело питание . Также утверждается, что средства массовой информации в настоящее время являются более сильным социальным агентством, чем семья, из-за того, что дети проводят много времени за просмотром телевизора, серфингом в Интернете или компьютерными играми.
Постмодернистская критика
Постмодернисты предполагают, что ряд социальных изменений подрывает традиционную нуклеарную семью и, следовательно, эффективность функционирования такой семьи на благо общества.
- У женщин теперь гораздо больше возможностей выбора по сравнению с предыдущими поколениями. Они менее склонны рассматривать романтическую любовь и, следовательно, брак как свою главную цель.
- Добрачный секс и серийная моногамия стали более социально приемлемыми.
- Некоторые женщины добровольно выбирают бездетность, в то время как развитие репродуктивных технологий подрывает традиционные гетеросексуальные представления, поскольку лесбиянки и одинокие женщины используют эту технологию для рождения детей.
- Разнообразие возможностей карьерного роста для женщин и мужская безработица означают, что в настоящее время женщины все чаще становятся экономическими кормильцами для своих семей.
- Дети часто носят модные аксессуары, которые передают статус их родителей.
- В настоящее время вероятность формирования детей в результате семейной социализации снижается, поскольку многие молодые люди сегодня растут либо вне рамок нуклеарной семейной жизни, либо проводят больше времени с профессиональными нянями, чем со своими родителями.
ПРОВЕРКА ПРОГРЕССА
- В чем Ласлетт не согласен с Парсонсом?
- В чем несогласие Андерсона, Уиллмотта и Янга с Парсонсом?
- Какие функции сохраняет семья согласно Парсонсу?
- Кому выгодна семья по мнению Бенстона и Ансли?
- Что феминистские социологи подразумевают под «патриархатом»?
- По словам Миллетта, кому выгодна организация семей?
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ IONUŢ АНАСТАСИУ — ион[email protected] Аннотация: Семья — универсальный социальный институт. Определяющими характеристиками семьи с классической точки зрения является тот факт, что ее члены живут вместе, проводят различные совместные действия, вносят свой вклад в виде ресурсов, необходимых для жизни, и имеют детей. Но во второй половине двадцатого века взгляд на семью претерпел существенные изменения. Однако, несмотря на эти структурные изменения, социальные функции семьи остались практически неизменными.Ключевые слова: универсальный характер семьи, регулирование социального поведения, воспроизводство, экономическая функция, образование как социализация детей, обеспечение привязанности, защиты и эмоциональной поддержки, обеспечение социального статуса. Чтобы описать семью как социальный институт, необходимо прежде всего раскрыть ее универсальный характер. Нет общества, в какую бы эпоху оно ни функционировало и ни развивалось, в котором бы не было семьи. Другими словами, с самых отдаленных времен и до наших дней семья является наиболее распространенной формой социальной организации.Чтобы подчеркнуть это, американский антрополог Джордж Мердок (1897-1985) в своей работе под названием «Социальная структура» (1949) исследовал в общей сложности 250 обществ разного типа, как из категории охотников и собирателей, так и пасторальных, аграрных или индустриальных. После этого подробного анализа; Мердок пришел к выводу, что в каждом из этих обществ существуют определенные формы, которые подходят под определение семьи как социального института. Таким образом, несмотря на разнообразие форм, семья является универсальным социальным институтом.Американский антрополог определяет семью как «социальную группу, характеризующуюся общим местом жительства, экономическим сотрудничеством и воспроизводством. Сюда входят взрослые обоих полов, по крайней мере двое из которых поддерживают социально одобренные сексуальные отношения, и один или несколько собственных или усыновленных детей взрослых, живущих в сексуальном сожительстве »1. В заключение, определяющие характеристики« Ассистент доктора философии » , — Академия экономических исследований, Бухарест.