Функции жестов в общении: Невербальное поведение: жесты | Академия исследования лжи

Содержание

Основные функции жестов в человеческой коммуникации — КиберПедия

(а) функция регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего;ср. жесты, сопровождающие речевые акты приветствия, приказы, просьбы и другие;

(б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий.Эта функция является основной у так называемых перформативных речевых жестов.К такого рода жестам принадлежат, например, невербальные акты просьбы типа поманить пальцем,жесты-вопросы, жесты-угрозы, жесты-предложения и пр.;

(в) коммуникативная функция передачи адресату некоторой порции смысловой информации.Этой функцией обладают, например, коммуникативные эмблемы;

(г) репрезентация внутреннего психологического состоянияжестикулирующего или его отношения к партнерупо коммуникации, например, пренебрежительно махнуть рукой;

(д) дейктическаяфункция, например, указание на местоположение человека или объекта или жестовое уточнение местоположения;

(е) жестовое изображениефизических действий человека, контуров и параметров объекта и др.; ср., например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры чужого поведения за столом, пояснение величины или размера какого-то предмета;

(ж) риторическаяфункция. Примером риторических иллюстративных жестов, относящихся к основам ораторской техники, типичной, например, для Франции XVIII века, служат особые символические движения, иконически отображающие некоторые стороны подобного перевоплощения; см. следующую рекомендацию: «Когда ты говоришь о жестокой вещи или гневно, сожми кулак и потряси рукой. Когда ты говоришь о вещах небесных или божественных, возведи очи и укажи пальцем на небо <…> Когда ты говоришь о святой вещи или набожно, воздень руки».

Для жестовой знаковой системы характерны такие признаки, как:

открытость (жесты, употребляемые, например, в XII веке и в наши дни, не совпадают; вместе с тем, появляются новые жесты, вызванные спецификой современного общения и заимствованные из других культур). Например, глубокий поклон с одновременным снятием шляпы, вышедший из употребления в конце девятнадцатого века, реверанс у женщин.

динамичность (в выразительных человеческих движениях закреплены об­щественные связи, изменение общественной жизни влечет за собой и изме­нение жестовой структуры). Пример: всеобщая демократизация общества и закрепление его светской направленности привело к более раскрепощенному жестовому поведению, а также глобализации некоторых жестов: рукопожатие стало более распространённым в ХХ веке;



самобытность (существование различных национально-культурных жестовых совокупностей). Пример: американская жестовая система, итальянская жестовая система и т.д.

выполнение жестами базовых функций в коммуникации. Пример: выражение согласия или несогласия с помощью головы – to shake one’s head, to nod.

Многие жесты имеют свою историю, связанную с этнокультурными особенностями. Всем знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения. Император в Древнем Риме использовал этот жест для того, чтобы показать, оставляет он жизнь гладиаторам или нет. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки сами себе, а в наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей. При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо, да еще высовывают язык. Смысл этого жеста: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Эскимосы, при приветствии, легонько стучат друг друга кулаками по голове и плечам, а лапландцы трутся носами и т.д.

Есть жестикуляция, служащая языком для специальных целей, например, движения рук дирижера, уличного регулировщика, спортивного судьи. Это знаковые системы различной степени сложности, которые, как правило, не имеют национальных, гендерных или возрастных различий, т.к. сложились как искусственные языки и используются, в том числе, для международного профессионального общения. Например, поднятые над головой скрещенные руки у танкистов, вылезших из люка, означают «Глуши мотор!».

Этнокультурные различия проявляются не только в отличии жестов, их языковой манифестации, но и в частоте их использования. Исследователи отмечают, что в течение одного часа финн использует жестикуляцию в среднем один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.



Необходимо помнить, что очень немногие жесты имеют универсальное значение. Практически во всех культурах человек, который пожимает плечами, демонстрирует неуверенность; поклон (головой или корпусом) является универсальным для всех культур выражением почтения. Однако существует множество жестов, которые в разных культурах имеют различный (иногда противоположный) смысл. А сходные значения, наоборот, могут передаваться разными жестами.

Например, в одном из университетских городков США в девяностых годах произошла поразительная история, показывающая, к чему может привести непонимание жестов, которые выработаны в другой культуре. У одного профессора русского языка, приехавшего много лет назад из Советского Союза, был знакомый русский эмигрант, который привык рано утром выбрасывать мусор в большой металлический бак, крышка которого при открывании и закрывании страшно гремела. Жившая в доме напротив пожилая американка много раз жаловалась, что этот грохот не даёт ей спать, но сосед продолжал устраивать по утрам шумный аттракцион. Когда он в очередной раз вынес пакеты с мусором, разбудив женщину, та возмущённо постучала в окно и вновь отчитала возмутителя спокойствия. В ответ он провёл большим пальцем себе по горлу в знак того, что ему надоели её наставления. Не успел он опомниться, как был арестован: испуганная женщина немедленно вызвала полицию, утверждая, что этот русский грозился убить её,

slit her throat («перерезать горло»). Дело передали на расследование, и его знакомому, профессору русской литературы, пришлось выступать в суде с разъяснением, что этот жест означает «я сыт по горло» вашими жалобами: I’m fed up /I’ve had it with you and your complaints, а не I’m going to kill you, и никаких угроз перерезать горло не содержит [Виссон , 2005: 188]. Это пример наглядно показывает, к каким коммуникативным проблемам может иногда привести незнание этнокультурных особенностей НВК.

Указание, показывание пальцем. Указательный жест встречается практически во всех культурах, но у многих народов, как и у русских, показывать пальцем считается неприличным. В большинстве западных культур указать на человека пальцем – значит проявить неуважение и продемонстрировать собственное превосходство. Индусы указывают пальцем только на нижестоящих, а для указания на человека, стоящего выше их на социальной лестнице, используют движение подбородка.

Подзывание (Come here!) Привычный для русских «манящий» жест, когда рука поднята на уровень груди, пальцы направлены вверх и совершают покачивающее движение к себе, может быть прочитан, например, арабами, в прямо противоположном смысле – как требование уйти. Чтобы подозвать кого-то, арабы переворачивают руку ладонью вниз, и двигают пальцами, как будто роют землю.

Приветствие (Greetings /farewell). Рукопожатие – это традиционное приветствие во многих странах, но в США и Западной Европе этим жестом в равной мере пользуются и мужчины, и женщины, однако в Латинской Америке не принято, чтобы мужчина первым протягивал руку женщине. В Китае и Японии рукопожатие принято только среди равных по социальному статусу партнеров, а вышестоящих приветствуют поклоном.

Одобрение, восхищение. Знаменитый американский жест “о’кей”, означающий «все в порядке, все хорошо», в других культурах может иметь совершенно иное значение. Во Франции он означает «ноль», “ничего не вышло”, в Японии символизирует деньги, в Испании, Греции, Южной Америке носит сексуально-оскорбительный оттенок.

Благодарность. На Цейлоне благодарность выражается простой улыбкой, в Китае – поднятыми на уровень головы руками, сложенными в рукопожатии.

Руки и их движения являются частью языка тела. Частое жестикулирование руками – манера южного поведения; для тех народов, которым активная жестикуляция не свойственна, оно ассоциируется с неискренностью, театральностью.

Язык жестов

Язык жестов

Низяева А.С. 1

1МАОУ СОШ № 8 имени генерал-лейтенанта В.Г.Асапова

Ким Д.-. 1

1МАОУ СОШ № 8 имени генерал-лейтенанта В.Г.Асапова

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая исследовательская работа посвящена языку жестов. Слово «жест» в русском языке обозначает телодвижение. Жестами человек досказывает то, чего не может или не хочет объяснить словами.

При любой встрече у нас сразу же начинает формироваться отношение к человеку. Исследователи, наблюдавшие за тысячами людей в различных ситуациях, пришли к выводу, что в среднем у человека уходит как раз 4 минуты на то, чтобы решить, продолжить или разорвать контакт. Таким образом жесты и сигналы, адресуемые собеседнику в первые 4 минуты общения, имеют решающее значение для того, как человека воспримут. Многие люди не знают, что именно в этот короткий промежуток времени устанавливается или теряется контакт. Знание языка жестов и умение его «читать» могут значительно улучшить межличностные отношения. Поэтому считаю свою исследовательскую работу актуальной.

Проблема исследования:

как можно улучшить отношения с другими людьми

какими способами можно научиться понимать других людей.

Объектом моего исследования является человек

Цель моей работы продемонстрировать возможности языка жестов как способа общения людей.

Предметом исследования является влияние жестов на общение между людьми.

Гипотеза исследования заключается в том, что можно выражать свои чувства и мысли без использования слов и при этом быть понятым собеседником.

ЗАДАЧИ исследования

Изучить литературныеданные о языке жестов

Рассмотреть основные универсальные жесты

Узнать, как язык жестов понимают учителя

Выяснить, как используют язык жестов современные дети на примере моих одноклассников

Узнать об использовании жестов в разных странах мира и разработать памятку для туристов

Методы исследования

Анализ, обобщение литературных данных и статей в интернете

Наблюдение

Тестирование

Опрос

Математический метод (построение диаграмм).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способы общения

Для начала разберемся, что такое вербальное и невербальное общение.Вербальное общение осуществляется при помощи слов – человеческая речь.Невербальное общениеосуществляется через сигналы, которые посылает наше тело:

— жесты;
— мимика;
— пантомимика.

Язык тела можно представить в виде слов и предложений, составляемых из разных жестов. Каждый жест – это как слово в языке. Например, рукопожатие – это слово, а несколько взаимосвязанных жестов, показывающих, как человек рад видеть гостя– предложение. Поэтому чтобы правильно понять жест, нужно его рассматривать не отдельно, а в сочетании с другими невербальными сигналами. С одной стороны, эти сигналы могут расположить к себе собеседника, а с другой препятствуют, мешают говорить (4).К первым, располагающим сигналам, относятся: улыбка, кивок головы, наклон корпуса тела вперед при сидении на стуле, свободная, расслабленная поза, открытые ладони. К отрицательным сигналам относятся: бегающий взгляд, взгляд в сторону, руки на затылке, прищуренные глаза, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, нога на ногу.Ярким примером использования языка жестов стало немое кино. Чарли Чаплин блестяще продемонстрировал, как можно любые эмоции передать без слов. Люди смеялись и плакали, глядя, как герой на экране страдает, радуется, признается в любви. Когда стали популярными звуковые фильмы, многие актеры немого кино ушли со сцены. В настоящее время насладиться «немым искусством» можно на особых театральных представлениях, называемых пантомимами.Это сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.

Функции жестов

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их распознавать, необходимо понять, для каких целей они используются. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Заменяют слова знаками.

Уточняют сказанное.

Иллюстрируют и усиливают сказанное (Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками).

Выражают состояние человека.

Исследованиями языка тела занимается особая недавно появившаяся область психологической науки – кинесика.

Специалисты подсчитали, что жестами и мимикой человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка. Но не все люди одинаково умеют эти сигналы распознавать.Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Также умением читать язык жестов обладают наблюдательные люди и те, у которых профессии так или иначе связаны с общением с людьми: психологи, следователи, актеры. А учителя? Мы решили выяснить, как учителя замечают и расшифровывают невербальные сигналы, т.е. используют ли они знание языка жестов в своей работе.

Опрос учителей (в опросе приняли участие 19 учителей СОШ № 8)

Обращаете ли Вы внимание на жесты учеников на уроке (Да ответили 100%)

Можете ли Вы определить по жестам, готов ли ученик к уроку (да ответили 95%)

Замечаете ли Вы подсказки в виде жестов на уроках (Да ответили 100%)

Помогают ли Вам жесты на уроке (да ответили 100%)

Происхождение жестов

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Злобный оскал предупреждал о готовности к нападению на противника. Он же характерен человеку, который коварно насмехается или проявляет враждебность. Изначально улыбка была символом угрозы.Обмен рукопожатиями тоже пришел к нам из первобытной эры. Когда встречались первобытные люди, они протягивали друг другу ладони раскрытыми чтобы показать свою безоружность. Жесты видоизменяются в зависимости от возраста человека. Например, если пятилетний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу после этого он прикроет одной или обеими руками рот (рис. 1). Этот жест «прикрывания рта рукой» подскажет родителям, что ребенок солгал, но на протяжении всей своей жизни ребенок использует этот жест, когда он лжет, меняется только рис.2 скорость совершения жеста.рис. 1

Когда подросток будет говорить неправду, он тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами (рис.2).

Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу (рис.3). Этот жест — есть не что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве.Рис. 3

Эти примеры показывают, что по мере взросления человека его жесты изменяются, становятся скрытыми, неочевидными. Поэтому правильно понять жесты взрослого человека гораздо труднее, чем понять шестилетнего ребенка.

Универсальные жесты

Из книги Алана Пиза мы узнали о сигналах, которые посылает наше тело жестами собеседнику. Так, например, жест обманывания, о котором уже велась речь, является одним из универсальных жестов, понятных во всем мире. Ниже следуют еще несколько примеров таких общераспространенных жестов.

Жест «пожимание плечами»является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони,поднятые плечи поднятые брови.рис.4

Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце; в суде, когда даются показания, поднимается рука с открытой ладонью.Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник — это понаблюдать за положением его ладоней. Например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони, и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной.Зная эту особенность, можно сделать так, что люди будут больше вам доверять. Для этого нужно стараться в общении с другими людьми держать ладони открытыми. И наоборот, когда жест открытых ладоней становится привычкой, снижается количество лжи в вашей речи. Интересно заметить, что большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней можно заставить других меньше лгать.

Жест неуверенностиЛюди засовывают себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Жест «руки в замок»на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Положение рук при этом жесте может быть самым разнообразным. универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. Его всегда можно увидеть, наблюдая за человеком в толпе незнакомых людей, где чувствуешьсебя неуверенно и небезопасно.Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки — это дать ему в руки ручку, книгу, бумагу, любой предмет, беря который он вытянет руки вперед. Тем самым он примет более открытое положение, и, его отношение изменится. Можно также попросить человека наклониться вперед, чтобы получше рассмотреть какую-нибудь вещь, в результате чего он тоже разомкнет руки

Другим распространенным является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Ученые полагают, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах.Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Жест заинтересованностиЛюди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными. 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Мы решили опытным путем подтвердить возможности невербального общения и провели ряд тестов среди учеников 3 класса.Участвовало 25 человек.Кроме того, проведенные тесты стали своеобразными упражнениями. Чтобы укрепить мышцы, нужно делать физические упражнения, а,чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Мы провели следующие упражнения на понимание.

Определение эмоций

Цель теста:Доказать, что с помощью жестов можно определять эмоции человека.Ведущий показывает основные эмоции жестами и мимикой: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.Ученики должны определить эмоцию.

Тест показал, что большинство детей может по жестам определять эмоциональное состояние человека.

Походка

Цель эксперимента: доказать, что по походке можно определить эмоциональное состояние человека и выявить число наблюдательных детей в классе. Походка – это поза и характер телодвижений во время ходьбы. походка формируется характером и личностью человека. Раньше говорили, что человека узнают по походке. Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную

Тест показал, что определить эмоциональное состояние человека по походке возможно.

Определение цветов

Цель эксперимента: доказать, что с помощью жестов можно общаться и доносить до людей смысл без слов. Этот тест мы провели в два этапа.

Игрокам необходимо загадать цвет и продемонстрировать его мимикой и жестами. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Характерные жесты занести в таблицу после коллективного обсуждения.

Один ведущий показывал основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий, а ребята определяют, какой цвет был загадан.

Тест показал, что жестами можно доносить до людей смысл без слов.

Выводы практической работы

По окончании тестирования мы отметили, что с каждым заданием ребята раскрепощались, становились более внимательными друг к другу. Ребятам было очень интересно выполнять задания, в классе сложилась дружелюбная атмосфера.Мыразработали методические рекомендации для учителей по проведению жестовых игр в классах. Задания развивают наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими (приложение 1).

Использование жестов в разных странах мира

Я люблю смотреть передачи про путешествия в разные страны мира. Из этих передач я узнала много интересного для своей исследовательской работы. Оказывается, одни народы очень сдержанны в жестах, а другие и простую фразу не могут сказать, не размахивая руками. Психологи отметили, что представители разных культур используют в течение часового разговора разное количество жестов:

финны в час – 1,

итальянцы – 80,

французы – 120,

мексиканцы- 180,

русские – 40.

Кроме того, прочтение одних и тех же жестов у разных народов может быть крайне различным. Проанализировав информацию в журналах, книгах и на разных сайтах в интернете мы составили небольшую памятку для путешественников в разные страны, чтобы понимать жесты, принятые в разных странах (приложение 2). Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

ВЫВОДЫ

Жесты могут рассказать о национальности, характере, об отношении к собеседнику, эмоциональном состоянии человека.

Поняв и изучив способы невербального общения, мы можем научиться лучше понимать окружающих людей

Для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску

Изучение языка жестов развивает наблюдательность, коммуникабельность людей

Гипотеза доказана: для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

Поставленные задачи выполнены. Цель исследовательской работы достигнута.

Кроме того, в ходе работы мы разработали:

рекомендации по проведению жестовых игр

памятку для туристов и путешественников.

ЛИТЕРАТУРА

Ольга Бухина, Галина Гимон. «В общем, про общение”. 2013 издательство «ЭКСМО».

Литература Наталия Кедрова «Азбука эмоций» «Феникс» (Яркое детство), 2015

АлланПиз. «мистер язык тела». Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам.

Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов 2007.

Журнал «Веселые уроки» № 12 2014

https://www.nkj.ru/archive/articles/2878/ (Наука и жизнь, О ЧЕМ ГОВОРИТ ЯЗЫК ЖЕСТОВ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жестовые игры для развития навыков общения

Определение эмоций по жестам

Игра развивает артистизм, сплачивает команду, учит выражать и понимать эмоции других людей для наилучшего общения

Выбрать несколько наиболее эмоциональных людей (или один человек), каждый показывает жестами одну эмоцию.

Основные эмоции: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.

Ученики должны угадать эмоцию.

Походка

Задание развивает наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими.

Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную, деловую.

Определение цветов

Игра вырабатывает умение передавать информацию при недостатке доступных для этого средств, а также «расшифровывать» такую информацию.

Участникам предлагается определить, какой цвет при помощи жестов показывает ведущий. Ведущим становится наиболее эмоциональный человек.

Основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий. Можно усложнить задачу и загадать цвета радуги.

Приветствие без слов

Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по классу и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми способами.

Игра способствует раскрепощению, сплочению участников.

В ходе игр ведущими могут стать все участники.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

страна

жест

обозначение

Болгария

Кивок головы вверх-вниз

отрицание

Болгария

Поворот головы вправо-влево

да

Жители Неаполя (Италия)

Вздернутая вверх голова и оттопыренная нижняя губа

неодобрение

Франция

Пальцы колечком

ноль

Япония

Пальцы колечком

деньги

Америка

Пальцы колечком

окей

Тунис

Пальцы колечком

Я убью тебя

Греция

Рука сжата в кулак большой палец вверх

замолчи

Италия

Рука сжата в кулак большой палец вверх

цифра 1

Россия, Америка

Рука сжата в кулак большой палец вверх

остановить машину

Англия

Знак V ладонью к говорящему

закрой рот

Англия

Знак V тыльной стороной к говорящему

победа

большинство стран

Знак V

победа, цифра 2

Россия

махи ладонью из стороны в сторону

прощание

Европа

Махи ладонью и шевеление пальцами

прощание

Америка

Махи ладонью и шевеление пальцами

иди сюда

Саудовская Аравия

Вращательные движения выставленным

вверх большим пальцем

катись отсюда

Испания, Британия

Хлопок по лбу

я доволен

Германия

Хлопок по лбу

крайнее возмущение

Россия, Франция, Италия

Хлопок по лбу

расстройство, досада

Америка, Англия, Австралия, Новая Зеландия

Поднятый вверх большой палец

всё в порядке

Мусульманские страны

Поднятый вверх большой палец

неприличный жест

Европа

Ткнуть себя пальцем в грудь

говорить о самом себе

Япония, Китай

Показать пальцем на свой нос

говорить о самом себе

Италия

крутить указательным пальцем у щеки

очень вкусно

Россия

круговые движения ладонью в области желудка.

очень вкусно

Франция

указательный палец у виска

глупость

Голландия

указательный палец у виска

умный человек, восхищение

Финляндия

вращать указательным пальцем около головы, либо вращать глазами, поднимая брови

глупый человек или поступок

страна

жесты приветствия

Африка

махи ладонью вперед-назад

Северная Африка

подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди.

Эскимосы Гренландии

тереться носами

Эскимосы

мужчины ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.

Япония

низкий поклон

Америка

пожимать руки

Франция

целовать в обе щеки

Мексика

объятия

Новая Зеландия

трутся слегка носами, двигая головой вверх и вниз или из стороны в сторону

Новая Гвинея

иностранцев приветствуют взлетом бровей.

Айны

складывают руки, поднимают их ко лбу, выворачивают ладонями вверх и хлопают себя – мужчины по бороде, а женщины по верхней губе, после чего пожимают друг другу руки.

Иран

пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу

Тибет

снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык

Полинезия

обнюхиваются, трутся носами и оглаживают друг друга по спине. 

Индия

прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. 

Индейские племена

приседание на корточки при виде незнакомца. (жест показывает миролюбие здоровающегося, а встречный должен обратить на это внимание, иначе индеец будет обречен на долгое сидение, ведь ему нужно отметить для себя, что его поняли) 

Остров Пасхи

вытягивают перед собой кулаки на уровне груди, затем поднимают их над головой и, разжав, «кидают» руки вниз.

племя Акаба Кения

плюнуть друг в друга

Просмотров работы: 1402

Невербальные формы общения их происхождение и функции

У человека есть три невидимых инструмента: сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Работа всех этих категорий тесно связана с мозгом. Сознание – самая доступная часть. В ее спектр входит все виды действий: разговор, слух, зрение, обоняние, чувства. Сознанием легко управлять. Например, мы без особых затруднений общаемся с другими, двигаемся и справляемся повседневными задачами. Для таких видов действий нет необходимости в предварительном обдумывании.

Подсознание кроет в себе большие тайны. На протяжении всей истории лучшие умы человечества изучают его. А исчерпывающего ответа найти пока не удалось.

Интересно! Ученые в области психиатрии и психотерапии полагают, что человеческий мозг похож на толстую книгу. Если собрать все известные теории и знания, которые сейчас известны науке, возможно, это будет всего лишь первая страница. Остальное – тайна, покрытая мраком.

Тем не менее, науке удалось понять некоторые закономерности в работе человеческого мозга. Хотя до сих пор нет достоверных сведений о том, откуда поступает информация в подсознание, которое затем с помощью образов и картин передается сознанию.

Невербальные сигналы, мимику, кстати, тоже регулирует мозг. Прямо сейчас обратите внимание на положение своего тела: в каком положении находятся ноги? Руки чем заняты? Каково выражение лица? Как все поменяется, если сейчас заметите, что вас пытаются сфотографировать? Позже вернемся к этому моменту.

Невербальное общениеНевербальное общение

Какие функции у невербального общения?

Общение условно делится на два вида: вербальное и невербальное. Первое подразумевает обмен информацией между людьми с помощью слов и звука. Функции невербального общения заключаются в общении с помощью жестов, поведений, выражения лица и эмоций. В процессе общения работают оба типа обмена информацией.

Интересно! При вербальном общении риск ошибочно понять информацию очень высок. При невербальном, наоборот – минимален. Другая особенность – если вербальное общение дает верные подсказки к истинной информации, то вербальное больше вводит в заблуждение и занимает дольше времени.

Функции невербального общения в психологии широко изучаются будущими следователями, адвокатами другими специалистами, чья деятельность завязана на добыче информации от других людей. Ну а хороший психолог должен владеть такими знаниями в совершенстве.

Функции невербальных средств общения востребованы в искусстве и в бизнесе. Представьте своего любимого киногероя. Как бы он выглядел, если бы просто читал тексты в фильме, как ученик стихи на доске? Вжиться в роль и передать всю окраску эмоций помогает умение профессионально применять жесты, мимику и позы.

Какова роль этих знаний в бизнесе? Каждый предприниматель, топ-менеджер, руководитель, маркетолог, HR-менеджер или даже продавец заинтересован в активной коммуникации с разными людьми. Опытные продавцы умеют чутко улавливать невербальные жесты клиента и синхронизировать весь процесс общения в зависимости от расположения клиента. HR-менеджеры по поведению кандидата умеют верно составлять психологический портрет претендента.

В психологии эта отрасль называется язык тела. Информация, вещаемая языком тела – самая верная, так как человек вполне может контролировать свою речь, тембр голоса. А жесты, мимика и позиция тела не подконтрольны обычному неподготовленному человеку.

Теоретический аспект этого процесса заключается в том, что подсознание имеет заранее записанную программу, которая работает в абсолютной точности. Яркий пример – рефлексы. Рефлекс – это модель автоматического поведения в определенных обстоятельствах. Например, вы нечаянно положили руку на край работающей электрической плиты, почувствовали высокую температуру и моментально отняли руку. Почему-то нам не возникла идея обдумывать свои действия при соприкосновении с высокой температурой. Откуда мы это знаем? Очевидно, эта такая предписана в программе подсознания.

Интересно! Все подсознательные программы имеют одну идею – чтобы человек всегда выбирал лучший путь и остерегался худшего. Причем, понятие «лучшее» и «худшее» у него в краткосрочном периоде свои. Но в долгосрочном периоде они совпадают.

Также и при общении. С помощью невербальных сигналов подсознание пытается подсказать: «этот человек вызывает в тебе вот такие чувства, а ты пытаешься словами передать другое». Невербальные сигналы часто вызывают в человеке дискомфорт. Но он их подавливает с помощью сознания, отвлечения и других средств.

С этой позиции функции невербального поведения в общении заключаются в том, чтобы разузнать искреннее отношение человека к тому или иному вопросу.

функции невербального общенияфункции невербального общения

Примеры

Лучшее поле для сбора знаний по невербальной коммуникации – выступление политиков. Хотя большинство из них предварительно учатся управлять своими жестами. Но в критических ситуациях, например, при выступлении перед аудиторией, есть риск забыть все свои навыки и пустить поведение в самотек.

Вот некоторые примеры:

  • если персона держится за край трибуны или часто подергивает плечами, значит, он понимает свою не компетентность в заданном вопросе. Он не владеет информацией. Скорее всего, он отделается дежурными, размытыми ответами;
  • когда нет трибуны, следует обращать внимание на жестикуляцию рук. Кладет руку на грудь – желание убедить в своей искренности;
  • пальцы рук сложены домиком – чувствует свое превосходство;
  • если пальцы рук скрещены – нервы на пределе, человек закрыт для контакта;
  • то же самое, если руки скрещены на груди;
  • когда руки скрещены на груди, а одна нога находится на другой – сдерживаемая агрессия, готовность к неспешному выяснению отношений;
  • если человек испытывает потребность постоянно трогать руками что-то – признак неуверенности в своей позиции. Когда под рукой нет предметов, человек теребит другие части тела или пальцы;
  • известный жест Гитлера перед публикой – раскрытые ладони вниз означает призыв к публике. Это жест предводителей и воинов. Попытка воспроизводить его в обычной жизни, в частности у начинающих политиков, выглядит смешно и выдает дилетанта. Такие общеизвестные жесты лучше не применять;
  • очень многое может рассказать взгляд. Частое мигание и бегающий взгляд выдают неуверенность в себе.

И это неполный список языка тела. Невербальные средства общения, их происхождение и функции целиком отражают реальное состояние человека. Но мало уметь читать язык тела, нужно уметь еще подстраиваться таким образом, чтобы вызывать доверие и мягко вывести его начистоту.

Например, никто не хочет быть обманутым, будь то в магазине или в личных отношениях. Ошибочно полагать, что владение максимальной информацией об объекте сомнения гарантирует честность. Мошенники, пикаперы и другие аморальные персонажи общества специально учатся преодолевать сознательные барьеры. В этом им помогает наше собственное сознание. Как?

В теории продаж есть даже специальный раздел под названием «работа с возражениями». Так вот, возражения – отличный способ зацепить человека на крючок. Рассмотрим лишь одну такую технику. Алгоритм следующий:

  1. Установление контакта. Для этого нужно выстроить диалог таким образом, чтобы человек сам задал вопрос.
  2. Неожиданный жест или информация. Это поможет вывести сознание из инерции мышления.
  3. Информация небольшими дозами. Рассказывать и останавливаться на важном месте, дождаться вопроса.
  4. Ответить на каждый вопрос заранее отработанными ответами.
  5. Подтолкнуть «жертву» к действию.

Как отличить ложную информацию от правдивой во всем процессе? В этом помогут только невербальные сигналы.

Конкретно:

  • рассказывая о чем-то, человек старается описать ситуацию с третьего лица, руки активно жестикулируют по воздуху;
  • использует прилагательные с негативным оттенком: «сломался этот дурацкий телефон», маска недовольства и отвод глаз;
  • в объяснении применяется очень много слов. Ответы длинные, содержат подробности и яркие моменты выдуманной истории: «я ночую у Светки, у нее кошка сдохла, она давно болела, лечение не помогло» – пожатие плечами и желание казаться занятым чем-то другим;
  • вздох, за которым последует опущение глаз и плеч. Трактовка – «тебе снова удалось меня раскусить».

Освоив функции невербальных элементов общения, можно не только вывести отношение с окружающими на новый уровень, но и избавить себя от ненужных людей и потери времени.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении — Студопедия

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства. Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимикапозволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Для каждого участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если человек привык хмурить брови, морщить лоб, то ему надо отучиться собирать складки на лбу, расправлять почаще нахмуренные брови. Чтобы мимика была выразительной, рекомендуется систематически произносить перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных; веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.


О многом может сказать и жестикуляциясобеседника.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию.


По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические.Особый интерес представляют символические жесты.Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания– отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления –ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы –пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, говорящий с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Государственным служащим, преподавателям, юристам, врачам, менеджерам, продавцам, то есть всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. Например, древние китайцы, торговавшие драгоценными камнями, внимательно смотрели в глаза покупателю. Они знали, что при восторге, радости зрачки увеличиваются, а при раздражении, недовольстве, гневе – значительно сужаются.

Лидер по натуре, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. Такой жест характерен для высших военных чинов, работников милиции, директоров. Психологи рекомендуют в стрессовой ситуации, когда приходится ждать приема у зубного врача или вызова к начальнику, перед сдачей экзамена, сделать такой жест – и сразу придет уверенность в себе, пропадет страх, наступит некоторое облегчение.

Руки на бедрах – жест готовности, агрессии. Такая поза может сопровождаться широкой постановкой ног, а пальцы рук при этом сжимаются в кулак.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.


Психология поведения человека мимика и жесты

Мимика и жесты — важнейшие элементы коммуникации. Это то, что принято называть способами невербального общения. Эти средства помогают расставлять смысловые акценты разговора, способствуют усилению эмоциональности и экспрессивности речи.

Кроме того, «язык тела» зачастую способен сказать о говорящем гораздо больше, чем собственно слова. Мимика, жестикуляция и другие несловесные средства коммуникации слабо контролируются говорящим, поэтому могут стать источником дополнительной информации о человеке. О его намерениях, эмоциональном состоянии, настроении и отношении к собеседнику.

Эта статья поможет разобраться в нюансах психологии мимики и жестов.

Почему человек при разговоре жестикулирует

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция — это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации — это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой — они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Кроме того, мимика и жесты могут быть источником дополнительной информации или, в некоторых ситуациях, вообще заменять речь.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование вербального поведения говорящего. Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, — приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция — жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. Риторическая функция. Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Почему человек жестикулируетПочему человек жестикулирует

Какой отдел мозга отвечает за жесты

Использование жестов и мимики обусловлено не только культурными особенностями. Источник этого лежит гораздо глубже — в самой человеческой психике. Мимику и жесты, в первую очередь, регулирует человеческий мозг.

Жесты и мимика человека воспринимаются и продуцируются разными отделами мозга.

За продуцирование отвечает правое полушарие головного мозга. Это же полушарие позволяет человеку ориентироваться в пространстве, распознавать голоса, интонации, ритм, музыку. Правое полушарие отвечает за конкретное предметное мышление.

Однако воспринимать, дешифровать сигналы жестов и мимики помогают те же самые области мозга, что отвечают за речь — нижняя лобная извилина и задняя височная область. Иными словами, мозг воспринимает жест, как символ, равноценный слову.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика — неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика может говорить и о сугубо физиологическом состоянии человека. Однако есть некоторые общие поведенческие закономерности, знание которых поможет сориентироваться в конкретной речевой ситуации.

Мимика лица и глаз

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза — физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх — подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку — скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот — удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, — гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.

Мимика лица и глазМимика лица и глаз

Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника — готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком — уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, — слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони — этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, — часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

  1. Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
  2. Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
  3. Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
  4. Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
  5. Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
  6. Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

Заключение

Язык мимики и жестов чрезвычайно богат и разнообразен. Жесты и мимика делают речь насыщеннее, разнообразнее и богаче с точки зрения экспрессии.

Жестикуляция для человека — естественна и необходима. Даже в тех культурах, где не принято обильно подчеркивать речь мимикой или движениями, они играют большую роль. Важно уметь «читать» и расшифровывать эти более или менее явные знаки.

Не менее важно уметь ими пользоваться самостоятельно. Уместная, выразительная и яркая жестикуляция, правильный взгляд и осанка помогут выстроить диалог максимально эффективно, действенно и убедительно.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Невербальное общение — функции, коммуникации, способы, виды, жесты

Одним из видов взаимодействия между любыми живыми существами, коммуницирующими друг с другом, оказывается невербальное общение, его функции – передача разноплановой информации без обращения к речевым механизмам. В качестве инструмента трансляции сообщений используется физическое тело индивида.

Под функциями невербального общения подразумеваются разнообразнейшие жесты и позы тела, лицевая мимика, голосовой тембр. Все эти средства добавляют передаваемой информации образности, эмоциональности. Часть исследователей утверждает, будто с использованием речевого канала общения передается не более 7% информации, 38% поступает через интонацию, тон голоса и 55% приходится именно на невербальные, первичные неречевые компоненты коммуникаций. Это свидетельствует о том, что пусть слова и первичны, но важно то, как они были сказаны, какой невербальный подтекст в них был заложен.

Невербальное общение – коммуникации

Индивид становится гораздо более понятным для окружающего его социума, когда есть возможность наблюдать его жесты, слышать интонации. Проводимые исследования свидетельствуют о параллельной эволюции общения на уровне биологического развития вида и в разрезе формируемой культуры.

Если акцентировать внимание на жестах, то они делятся на несколько категорий и могут свидетельствовать о многом, то есть понимание языка жестов очень важно и необходимо. Часть невербального общения – коммуникации, выражаемые через жесты. Например, когда собеседник потирает лоб или подбородок, это говорит о его подозрениях или о скрытности, о том же свидетельствует стремление избегать зрительного контакта с уводом глаз, попытки прикрывать руками лицо. Наоборот, об открытости будет свидетельствовать сокращение расстояния между собеседниками.

Когда человек при ведении разговора начинает периодически прикасаться к носу, это означает о его попадании в проблематичное для него положение. О том, что он в чем-то сомневается, будет говорить почесывание боковой части шеи, если почесывает ухо, сообщает о своем несогласии с тем, что слышит от партнера по беседе, если же периодически потягивает ушную мочку, дает понять, что слушать ему уже надоело, и он сам бы желал высказать собственное мнение.

В качестве иллюстрации невербальных коммуникаций весьма показательны рукопожатия, именно они говорят о многом во взаимоотношениях. Подача руки вверх ладонью указывает на подчиненность, если один из встречающихся захватывает руку при рукопожатии таким образом, что ладонь второго человека оказывается снизу, это говорит о властности первого. Если подается прямая, не согнутая в локте рука, это свидетельство о разном статусе встречающихся или о неуважении к партнеру по встрече. Когда для рукопожатия протягиваются лишь пальцы, это выражает неуважение к индивиду.

Очень сильно отличаются рукопожатия в разных странах. Крепкое и энергичное рукопожатие американца или европейца будет воспринято с недоумением человеком из Азии, где приняты долгие и мягкие рукопожатия.

перейти наверх

Невербальное общение – особенности

К особенностям невербального общения следует отнести практическую невозможность или высокую сложность контроля над положением тела и его членами. Напряженность характеризуется поднятыми плечами, когда человек расслабляется и настраивается на решение трудностей, его плечи опускаются, а голова наоборот, поднимается.

Голова наклоняется вбок – верный признак проявления любопытства, если собеседник – молодая женщина, это может указывать на кокетничанье. Немало о человеке может рассказать его лицо и особенно взгляд. Очень важным элементом невербального общения является умение распознавать жесты, которые невольно очень многое высказывают о собеседнике, ввиду своей бессознательности.
Особенно важны телодвижения, которые свидетельствуют об обмане со стороны собеседника, это и загораживание рта рукой, и касание носа либо ямочки под ним, увод глаз вниз или вбок.

перейти наверх

Способы общение вербальные и невербальные

Контакты между людьми, развивающиеся в процессе их совместной деятельности, подчиняются принципам коммуникативного взаимодействия, состоящим из трех частей:

  1. Коммуникативной, определяющей информационный обмен между контактирующими людьми.
  2. Интерактивной – организация средств обмена.
  3. Перцептивной, подразумевающей формирование восприятия индивидов друг другом для установления взаимопонимания между ними.

Как бы то ни было, но у коммуникативного взаимодействия есть невербальная и вербальная (словесная, речевая) составляющие, причем информация, которая передается словами, обрабатывается с применением логики и интеллекта, тогда как для интерпретации сигналов невербального уровня общения применима интуиция.

Поскольку человек владеет языком, используемым им для обмена самой разноплановой информацией, любое явление для него приобретает полный смысл лишь после его наименования, то есть после использования языка – системы базисного шифрования информации, порождающей слова. Именно слова и состоящий из них язык дают возможность не только генерировать отдельные вполне определенные установки у социума, но и впоследствии управлять откликом социума, прогнозируя и даже формируя его.

Нередко вербальное общение является неполным и создающим обманчивое впечатление полученного взаимопонимания, поскольку придание одним и тем же словам разного значения со стороны партнеров по общению, на самом деле не способствуют его достижению. Уровень потерь и искажения данных при словесном обмене может быть достаточно велик и обуславливается рядом факторов, в частности, грамотностью собеседников.

При этом невербальный язык оказывается более богатым, нежели словесная речь и существенно помогает в понимании истинного значения слов. Нередко из-за их несоответствия невербальным сигналам, в отношении к собеседнику возникает бессознательное инстинктивное недоверие.

перейти наверх

Невербальное общение и его виды

Как становится понятным из всего выше сказанного, невербальные связи имеют большое значение при обмене информацией и не только.

Уточним, что же относят к видам невербального общения, это:

  • внешний вид – формирует образ, воспринимаемый впоследствии окружающими;
  • жестикуляция и сопровождающие разговор движения. Множество едва уловимых, казалось бы, движений, наклонов, изменений позы, говорят об истинных намерениях партнера по общению;
  • голосовые модуляции – нередко один лишь тон голоса, его интонации говорят собеседнику об очень многом;
  • лицевая мимика – не должна противоречить словам и остальным сигналам, которые посылаются партнеру во время общения. Неискренняя улыбка, например, может все испортить, если поза и жесты ей противопоставляются.
перейти наверх

Невербальное общение – жесты

Нередко люди слышат одно, хотя на самом деле их собеседники подразумевают совершенно иное, также как и подразумевают совершенное другое, чем говорят. А причина в неумении правильной интерпретации языка тела.

О разновидностях способов невербального общения говорили выше, поэтому сейчас остановимся на том, как жесты подразделяются между собой.

Жесты невербального общения бывают:

  • иллюстрирующие, например, отмашка или указание;
  • регулирующие, например, кивок или же покачивание головой;
  • знаковые, заключающие в себе целостные понятия и фразы, например рукопожатие – приветствие;
  • адаптирующие, такие как поглаживания, прикосновения, подергивание предметов;
  • эмоциональные или иначе – жесты-аффекторы;
  • мелкие, почти незаметные жесты, такие, как легкое вздрагивание губ, например.

34. Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.

При общении невербальные средства преобладают, их используется 55% или даже 65%, а вербальных, соответственно, 45% или 35%. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700 000 сигналов.

Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает.

Жестикуляция выражает состояние человека,

По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты. Они условны. Но некоторые из них имеют вполне определенное значение. Так, известен жест отказа, отрицания – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные темы; Это надо различать; Они разошлись.

Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте объединим усилия.

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер (например, кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился»).

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Всем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое рассказать о характере человека, его мыслях, переживаниях.

Когда человек нервничает, испытывает отрицательные эмоции, то он инстинктивно старается оградить себя от нежелательной ситуации: скрещивает руки на груди. Этот жест как бы создает заслон, ограждает его от неприятностей.

Итак, мимика, жесты, поза выступающего с лекцией, докладом или принимающего участие в разговоре должны свидетельствовать о движении мысли, о чувствах говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

35. Особенности публичной речи.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст. Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.).

Публичная речь — монолог по форме, а по существу — диалог. В диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение — лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью, что сближает его с научным.

У публицистического стиля также много общего и с художественным стилем речи. Для него характерны страстность, призывность. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Жест | Основные жесты и связанные с ними значения

Основные жесты невербального общения

Жест — это вербальное или невербальное движение тела, используемое для выражения или выделения идеи, эмоции или состояния души.

Жест определяется как «видимое телесное действие, посредством которого выражается значение» (Кендон, 1983). Сюда входят ручные жесты, движения всего тела (пожимание плечами), движения головы (кивание) и мимика (улыбка), позы (пространственное расстояние) и «сигналы одежды» (шейный платок) (Givens, 1999).

Жестикуляция — это форма невербального общения. Жесты передают сообщения. Это произвольные (а иногда и непроизвольные) движения, которые мы совершаем пальцами, руками, руками, ногами, головой или другими частями тела таким образом, чтобы передавать смысл, либо в сочетании с вербальным общением, например, хмурясь, когда произносим резкие слова против кого-то, или в изоляции, например, улыбаясь незнакомцу, чтобы выразить удовольствие в его присутствии.

Обычно они служат одной из следующих целей.Их можно использовать, чтобы подчеркнуть, уточнить или усилить словесное сообщение, например, когда мы указываем на стул, предлагая кому-то место. Они могут регулировать и контролировать человеческое взаимодействие, например кивок согласия, когда кто-то говорит. Они также могут демонстрировать аффекты или эмоции: например, сжать кулак одной рукой и ударить по раскрытой ладони другой, чтобы доказать настойчивость (см. Sussman and Deep, 1989).

Когда жесты используются вместе со словесными сообщениями; они часто совпадают со словами, которые они иллюстрируют, или идут немного впереди них.

Люди различаются по количеству жестов. Согласно Десмонду Моррису: «Открывается в новом окне

Оценка, жесты скуки и нетерпения
Рис. 1. Изображение, изображающее скуку и жесты интереса

Когда слушатель начинает использовать свою руку, чтобы поддержать голову, это признак того, что наступила скука. Степень скуки слушателя зависит от того, в какой степени рука и кисть поддерживают голову. Рука, полностью поддерживающая голову, — признак крайней скуки и отсутствия интереса.С другой стороны, неподдельный интерес проявляется, когда рука находится на ручье, а не используется в качестве опоры для головы.

И снова стук пальцев по столу или постоянное постукивание ног по полу сигнализируют о нетерпении. Слушатель, демонстрирующий такие жесты, на самом деле говорит говорящему, что пора заканчивать речь. Стоит отметить, что скорость постукивания пальцем или ногой зависит от степени нетерпения человека: чем быстрее постукивание, тем нетерпеливее становится слушатель.

An image depicting evaluation gesture Рис. 2. Изображение, изображающее оценочный жест.

В какой-то момент вы могли встретить своего босса, сидящего, сжав пальцы в кулак и подперев щеку, указательным пальцем вверх. Проще говоря, ваш босс демонстрирует жест оценки и, возможно, пытался оценить потенциальные возможности предложения или, возможно, надежность вашего отчета! В тот момент, когда ваш начальник начинает терять интерес к тому, что вы говорите, положение изменится на положение, в котором пятка ладони поддерживает голову.

Положение ног
An image depicting leg positions Рис. 3. Изображение, показывающее положение ног

Положение ног также может передавать различные сообщения. Не скрещенные или открытые ноги могут указывать на открытое, расслабленное состояние ума или отношение «кто-то-кто-рядом» в зависимости от того, кто принимает этот жест и при каких обстоятельствах.

Тот, кто скрестил лодыжки, может быть не убежден или сбит с толку. Кто-то, у кого скрещены колени, может пытаться придать твердость своему обвисшему, утомленному телу, пытаясь проявить интерес, внимательность и энергичное состояние ума.Положение скрещенных бедер обычно принимается людьми, которые чрезвычайно расслаблены и не беспокоятся.

Эмблемы

Эмблемы — это преднамеренные движения тела, которые сознательно передаются и легко переводятся в речь, например волна, означающая «иди сюда», жест поднятие большого пальца, означающий «хорошо», и волна, означающая «привет» или «до свидания».«Часто мы используем эмблемы, когда шум или расстояние делают менее вероятным то, что нас поймут только с помощью слов. Торговцы на бирже, спортивные судьи и тренеры на игровом поле регулярно используют эмблемы; для них эмблемы составляют систему жестов.

Иллюстраторы

Иллюстраторы — это телесные подсказки, предназначенные для улучшения понимания речи получателем, поддерживая или усиливая ее.Как и в случае с эмблемами, мы сознательно и намеренно используем иллюстраторов. Например, когда вы даете кому-то указания, вы используете иллюстраторов для облегчения своей задачи. Если вы хотите подчеркнуть рост члена баскетбольной команды по сравнению со средним ростом членов команды, вы используете свои руки, чтобы подчеркнуть разницу.

Регуляторы

Регуляторы — это сигналы, которые мы намеренно используем, чтобы повлиять на очередность, — кто говорит, когда и как долго.Например, пристальный взгляд на того, кто с вами разговаривает, и кивок головой обычно побуждают человека продолжать говорить, а наклониться вперед на сиденье, напрягать осанку и прерывать зрительный контакт традиционно сигнализирует о том, что вы хотели бы повернуться. Если мы игнорируем или остаемся в неведении об использовании регуляторов другим лицом, другой человек может обвинить нас в грубости или бесчувственности. Ваше использование или неправильное использование или регуляторы многое говорят о ваших социальных навыках.

Влияние отображает

Проявления аффекта — это движения тела, которые отражают эмоциональные состояния.В то время как наше лицо является основным индикатором эмоций, которые мы испытываем, именно наше тело показывает интенсивность эмоций. Как правило, мы менее осведомлены о наших отображениях аффектов, потому что часто мы не собираемся отправлять многие из них. Люди, которые «читают» наше тело на основе его поведения, могут судить о том, как мы искренне себя чувствуем. Например, вы можете описать тело другого человека как сутуловатое и подавленное, неподвижное и неподвижное, расслабленное и уверенное или гордое и победоносное. Те из нас, для кого характерно отсутствие аффекта или чувств, особенно затрудняют осмысленное отношение к нам другим.

Адаптеры

Адаптеры — это непреднамеренные движения тела, которые непроизвольно раскрывают информацию о психологическом состоянии или внутренних потребностях, например о нервозности. К ним относятся царапины на носу, прикосновение ладони к губам, поглаживание подбородка и завивка волос. Люди, взаимодействующие с нами или наблюдающие за нами, интерпретируют это как признаки нервозности, напряжения или неуверенности в себе.