Гедонические потребности – —

Содержание

Тема 6. Мотивация и личность потребителя как основа управления поведением потребителя

8.1. Понятие мотивации потребителя.

8.2. Модель мотивации потребительского поведения как взаимодействия трех факторов: личность, мотив, эмоции. Моти­вационные теории: Д. МакКлеланда, А. Маслоу, Ф. Герцберга. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия.

8.3. Проявление личности потребителя как совокупности устойчивых реакций на стимулы внешней среды. Характер личности и ее самосознание. Основные теории личности и поведения потребителя: психоанализ (З. Фрейд), социальная теория (неофрейдизм – А. Адлер, К. Хорни), теория исследования личностных черт (Р. Кэттел, Л. Фестингер).

8.4. Теория «Я–концепции» (самоконцепции) и поведение потребителя. Рас­согласование реальной и идеальной (желаемой) самоконцепции потребителя как детерминанта покупательского поведения. Роль самооценки в поведении потребителя. Самооценка и имидж торговой марки.

8.5. Понятие об эмоциях и чувствах как психических процессах личности. Типы эмоций и эмоционально-волевая среда потребительского поведения.

8.1. Понятие мотивации потребителя.

Потребители покупают не продукты. Они покупают удовлетво­рение потребности. Так, покупатель приобретает не дрель, а отвер­стия которые ему необходимо просверлить этой дрелью.

Фирмы должны апеллировать к конкретным мотивам потребите­лей.

Потребительское поведение часто направляется множеством мотивов. Поэтому важно знать: какие мотивы воздействуют на покуп­ку продукта; как разработать стратегию, основываясь на мотивах по­ведения потребителя.

Мотивация в маркетинге — это совокупность мотивов, соображе­ний, интересов, которыми руководствуется потребитель, принимая решение о предпочтительности товара и целесообразности его при­обретения.

Можно выделить ряд основополагающих мотивов марке­тинговой деятельности:

выгода — желание человека разбогатеть, эффективно расходо­вать деньги;

снижение риска — потребность чувствовать себя уверенно и надежно;

Признание — повышение престижа, имиджа;

свобода — потребность в независимости, самостоятельности.

Мотивация является движущей силой потребителя. Она начина­ется со стимула. На основе стимула возникает потребность, которая, в свою очередь, вызывает побуждение, т. е. стремление удовлетворить эту потребность.

В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при опре­деленном физиологическом состоянии организма — голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются резуль­татом таких состояний психологического напряжения, как потреб­ность человека в признании, уважении или духовной близости. Боль­шая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения.

Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.

Потребностей мало по количеству, и имеют общий характер, а желания бесчисленны, зависят от ситуации и очень конкретны. Боль­ше того, если потребности покупателя можно обосновать, то его же­лания могут не встретить одобрения.

Маркетинг не создает потребности, поскольку они первичны, од­нако он способен задать направление их развития.

Можно выделить шесть больших категорий потребностей поку­пателей:

  1. физиологические;

  2. социальные;

  3. символические;

  4. гедонистические;

  5. когнитивные;

  6. эмпирические.

Физиологические потребности. Товары и услуги решают пробле­мы (например, питания), облегчают жизнь, позволяют потребителям испытывать меньше проблем в повседневной жизни.

Социальные потребности. Продукты также приобретают смысл и отвечают желаниям благодаря влиянию потребления продукта на взаимоотношения потребителя с другими людьми. Продукты, удов­летворяющие функциональные желания, могут в то же время «пред­ставлять» потребителя другим людям, выражая его принадлежность к социальному классу или группе или передавая какую-либо иную информацию о социальных связях потребителя. Эти продукты отве­чают социальным потребностям и желаниям.

Символические потребности. Потребитель приобретает товары и услуги для самовыражения, чтобы сказать другим людям и самому себе о том, во что он верит или что любит. Продукты выступают лич­ностными символами.

Гедонистические (наслажденческие) потребности. Многие продукты потребляются благодаря их сенсорным выгодам — вкусу, аромату, чувствам кото­рые они вызывают. Эти выгоды продукта сконцентрированы на чув­ствах, вызываемых качеством продуктов, и основанном на этих чув­ствах потреблении.

Когнитивные потребности. Потребность в знании. Удовлетворя­ется книгами, журналами, газетами.

Эмпирические потребности. Некоторые виды потребительского

поведения часто осуществляются потому, что они возбуждают в по­требителях определенные чувства. Например, посещение концертов, участие в спортивных и праздничных мероприятиях, посещение художественных выставок могут быть объектами потребления, посколь­ку возбуждают чувства потребителей, вызывают желаемые эмоции или настроение.

Существует несколько подходов к оценке потребностей.

  1. Измерения деятельности, интереса и мнений.

  2. Методы исследования мотивации (метод глубокого интервью и проекционные тесты).

  3. Фокус-группы.

  4. Качественные исследования.

  5. Этнографические наблюдения.

Измерения деятельности, интереса и мнения часто называют пси­хографическими. Основные потребности и мотивы выявляются в процессе поиска ответов.

Метод глубокого (или направленного) интервью относится к чис­лу наиболее распространенных способов исследования мотивации. Он заключается в том, что одновременно интервьюируется небольшое (не более 50) число респондентов, причем интервью не разбито на кон­кретные подпункты и не ограничено во времени. В ходе на­правленного интервью исследователю удается проникнуть в глуби­ны сознания и даже подсознания испытуемого, что недоступно с помощью обычных средств маркетинговых исследований.

Проекци­онные тесты представляют собой методику опроса, позволяющую респонденту отвечать на вопросы от третьего лица. Эта методика основана на предположении, что люди могут избегать прямых вопро­сов и давать уклончивые ответы. Кроме того, иногда человек не зна­ет, какие мотивы им движут. Эти методы применяются до сих пор (карикатуры, незаконченные предложения и другие разновидности).

Метод фокус-группы предполагает обсуждение мотивов и пове­дения в небольших группах. Каждая из них обычно состоит из 10 че­ловек, а само обсуждение длится не более часа. Лидер группы на­правляет беседу, стараясь придать ей непринужденный характер. Окружающая обстановка также помогает расслабиться.

Современным вкладом в изучение поведения потребителей мож­но считать и методы, названные интерпретационными (объяснитель­ными) исследованиями. К их числу относятся качественные иссле­дования, задача которых объяснить, каким образом коммуникаци­онные сообщения приобретают смысл для потребителей. С этой целью проводится анализ различных способов компоновки элементов со­общений (знаков, символов, пиктограмм). Основное внимание уде­ляется персональному, субъективному и интроспективному вкладу самого исследователя в проводимый анализ.

Этнографическое наблюдение имеет место в случае, если направ­ленное интервью дополняется наблюдением за поведением испытуемого во время совершения покупок и потребления продуктов. Ис­следование направлено не на построение конкретных гипотез (хотя и они имеют место), а на попытки понять поведение потребителей в широкой перспективе.

Маркетинговая деятельность имеет дело с целой системой потреб­ностей, содержание и формы, проявления которых весьма многогран­ны. Это объясняется тем, люди находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заклю­чается в том, чтобы в практической работе можно было выявить, изу­чить и оценить именно конкретную потребность потребителя.

Важно выяснить:

— как потребитель осознает;

— какая продукция ему необходима;

— почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом нравиться са­мому производителю.

В качестве потребителей на рынке выступают конечные потреби­тели, а также организации (предприятия)-потребители. Конечные потребители — индивидуальные потребители, семьи, домашние хо­зяйства. К организациям (предприятиям)-потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.

Конечные потребители приобретают товары и услуги для лично­го пользования. Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства товарной продукции и перепрода­жи ее другим потребителям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и по­требительских товаров для оптовой реализации, а также складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предпри­ятия розничной торговли покупают товары у предприятий-произво­дителей и оптовиков для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рек­ламы и выкладки товаров.

Продавцы должны четко понимать связь между потребностями и желаниями конкретного товарного рынка. Выраженные потребителями желания могут не совпадать с их подлинными потребностями, либо в единственном желании может отражаться множество потреб­ностей. Также важно, чтобы продавец мог предложить рынку торго­вую марку продукта, обеспечивающую выгоды, а потребители виде­ли в марке эти выгоды.

Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определённая система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях (рис.26).

Рис. 26. Система личных потребностей

Абсолютные потребности абстрактны по отношению к конкрет­ным потребительным стоимостям, выражают потенциальную потре­бительную силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.

Действительные потребности имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реаль­ная потребительная сила общества.

Платежеспособные потребности ограничены не только имеющей­ся товарной массой, но и уровнем денежных доходов, и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую по­требительную силу общества, т. е. достигнутый уровень удовлетворе­ния абсолютных и действительных потребностей теми благами и воз­можностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.

Все осознанные потребности в зависимости от ожидаемой выгоды от покупки или использования можно разбить на две обширные ка­тегории: утилитарные и гедонистические, основанные на опыте.

Ути­литарные потребности связаны с объективными характеристиками товара, его функциональными свойствами или преимуществами;

Гедонистические потребности – это потребности, основанные на опыте и субъектив­ном восприятии, эмоциональных ожиданиях и этических аспектах потребления.

Принятие решения начинается с осознания или активизации по­требности. Потребность активизируется и ощущается тогда, когда между желаемым (предпочтительным) и фактическим состояниями возникает достаточное несоответствие. С увеличением этого несоот­ветствия активизируется состояние нервного возбуждения, которое называется побуждением. Чем сильнее побуждение, тем больше не­обходимость срочно удовлетворить потребность.

Со временем человек осознает, что одни модели поведения позво­ляют более эффективно удовлетворять потребности, чем другие.

Осо­знанная потребность может быть активизирована несколькими спо­собами, один из которых — чисто физиологический.

Человек также может думать об объекте или другом человеке, который в данный момент отсутствует, или представлять себе желательные последствия какого-либо действия. Такой мыслительный процесс сам по себе способен активизировать мотивы человека.

Сходство между утилитарными и гедонистическими потребностями заключается в том, что в процессе принятия решения о покупке они участвуют одновре­менно.

Заинтересованность (вовлеченность) – это уровень придаваемой продукту важ­ности и показывает, насколько значим для челове­ка акт покупки или потребления. При высокой заинтересованности возникает мо­тивация для приобретения и обработки информации, а также возрастает необходимость тщательного и длительного решения проблемы.

В зависимости от значимости товара для потребителя, он может иметь заинтересованность (вовлеченность) от слабой до сильной.

Цель исследования мотивации состоит в выявлении скрытых побуждений.

Мыслительные и эмоциональные реакции потребите­лей (чувства), появляющиеся у них в процессе обработки информа­ции, в свою очередь, зависят от ряда параметров маркетинговых коммуникаций (источника рекламного обращения, содержащихся в рекламе утверждений и т.п.) и от самого потребителя (его мотивации, уровня знаний, предварительного отношения и т. д.).

Согласно модели вероятностной актуализации процесс убеждения в рекламе протекает по двум основным путям:

— прямой путь убеждения, потребитель рационально оце­нивает те положения, которые преподносятся ему в рекламном со­общении, следовательно, степень восприятия этого сообщения оп­ределяется силой содержащихся в нем доводов;

косвенный путь убеждения, при низком уровне подготовленности мышления потребителя к восприятию рекламно­го обращения, опре­деляющими факторами становятся косвенные намеки.

При этом необходимо учитывать как характеристики самого про­дукта, так и характерные черты потребителя.

Мотивация, уровень знаний, степень возбуждения, настроение, индивидуальные особен­ности и укоренившиеся предубеждений — все эти человеческие ка­чества оказывают масштабное влияние.

Не менее важную роль играют и характеристики самого товара, а именно фаза жизненного цикла то­вара, позиционирование на рынке, относительные показатели.

Как уже отмечалось, принцип взаимности дает потенциальную точку опоры тем, кто предпринимает попытку повлиять на поведе­ние человека. Религиозные группы нередко используют этот метод для того, чтобы побудить людей делать благотворительные взносы. Многие благотворительные организации вкладывают в свои письма небольшие подарки, получая взносы в знак благодарности. Компа­нии по производству пищевых продуктов часто организуют дегуста­цию своих продуктов. При этом они исходят из предположения, что покупатель почувствует себя неловко из-за того, что он попробовал что-то бесплатно и станет считать себя обязанным купить предлага­емый товар.

Сам акт принятия какого-нибудь обязательства (часто в письмен­ной форме) может оказать сильное влияние на последующее поведе­ние человека. Принятие какого-либо обязательства — хороший способ «повернуть» поведение этого человека в нужное для продавца русло.

Таким образом, простой акт записи своего мнения может увели­чить чувство обязанности подтверждать его и дальше.

Понятие «средства стимулирования покупателей» охватывает широкий спектр средств продвижении товара на рынке сбыта, вклю­чая скидки, премии, конкурсы, тотализаторы, лотереи и купоны. Стимулирование представляет собой важный компонент стратегии продвижения товара на рынок.

Раздавая различные купоны для увеличения сбыта, производите­ли делают ставку на появление у потребителей дополнительного сти­мула для совершения покупки.

Одноразовое предоставление стимула для совершения покупки часто может быть недостаточным с точки зрения долгосрочного из­менения поведения покупателей. Для оказания длительного воздействия на поведение необходимо предоставить целую серию стимулов. Вместо того чтобы предлагать покупателю единичный купон, гораздо продуктивнее предоставить ему целую серию купонов, которые могут использоваться при последующих покупках. Продавец надеется, что привычка приобретать товар, используя купон, будет продолжаться даже тогда, когда стимулирование прекратится.

На поведение потребителя можно повлиять с помощью одной из методик модификации его поведения. Для формирования желатель­ного поведения применяют приемы:

— однократного (подсказка)

— многократного запроса («закинуть удочку»).

Подсказка — это не что иное, как к месту заданный вопрос. Про­давцы обуви, к примеру, не упустят возможности спросить даму, покупающую туфли, не желает ли она приобрести к этим туфлям подходящую сумочку. Подсказки заставляют покупателя, по край­ней мере, рассмотреть возможность такой покупки. Естественно, при­обретение товара становится более вероятным, когда покупатель уз­нал об этой возможности.

Предварение основного вопроса другим способно воздействовать еще эффективнее, чем простая подсказка. Метод заключается в том, что, прежде чем задать покупателю главный вопрос — о том, что его интересует, — ему сначала задают предварительный вопрос. В зави­симости от сути этого первого вопроса данный метод можно свести к одному из приемов: «закинуть удочку» или «меньшее зло».

«Закинуть удочку» — прием, при котором начальный вопрос яв­ляется «версией».

Прием «меньшее зло» — оборотная сторона приема «закинуть удочку». При таком подходе человека сначала просят о чем-то, что явно превосходит основную просьбу. Фактически первоначальная просьба изначально составлена с таким преувеличением, что человек непременно отказывает. Но после этого отказа делается второй запрос. Исследования показали, что при применении метода «меньшее зло» готовность согласиться со второй просьбой заметно возрастает.

Залог успеха в контрасте восприятия, при котором вторая просьба кажется небольшой по сравнению с первой. Вторая причина — принцип взаимности, который предполагает, что мы стара­емся отплатить другим людям той же монетой, т. е. если кто-то идет нам на уступку, мы тоже готовы уступить. А резкое снижение требо­ваний между первой и второй просьбами и создает такое впечатле­ние, что проситель пошел на уступку. При этом ожидается, что в от­вет на такое благородное поведение человек, к которому обратились с просьбой, также смягчится и согласится хотя бы со второй, более умеренной, просьбой.

Стратегия «от большего к меньшему» лежит в основе популярно­го в розничной торговле приема «начинать с самого дорогого». По­купателю сначала показывают модели класса «люкс». Если он при­обретает эту вещь — тем лучше. Если же он не заинтересуется, то продавец предложит ему менее дорогую модель.

8.2. Модель мотивации потребительского поведения как взаимодействия трех факторов: личность, мотив, эмоции.

Моти­вационные теории: Д. МакКлеланда, А. Маслоу, Ф. Герцберга.

Мотивационная теория и маркетинговая стратегия.

Психологами разработано несколько основных концепций моти­вации человека.

1. 3. Фрейд выделил сознательные и бессознатель­ные источники мотивации.

По его мнению, сознание — это арена текущего мышления и знания. Подсознание держит информацию, идеи, воспоминания, не являющиеся на данный момент частью со­знания, но при необходимости человек способен их вспомнить.

По Фрейду личность состоит из взаимодействия трех мотивационных сил:

id (оно), требующего исполнения всех желаний и мечтаний;

ego (Я), контролирующей и направляющей силы, стремящейся обуздать дей­ствие id, социально–определенное сознание;

superego (Сверх-Я), моральной и критической части лич­ности, которая стремится совместить поведение с социальными пра­вилами. Superego стремится к совершенству. Слишком сильное его влияние порождает робость, замкнутость.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказываю­щие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих тео­рий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мо­тивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их со­держание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать от­вет на вопрос о том, что побуждает человека к деятельности.

Наибо­лее известными теориями мотивации этой группы являются:

1) тео­рия иерархии потребностей Маслоу;

2) теория ERG, разработанная Альдерфером;

3) теория приобретенных потребностей МакКлелланда;

4) теория двух факторов Герцберга.

Теория иерархии потребностей Маслоу. Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу, выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда, голод), потребно­сти в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Удовлетворение потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень потребностей, требуя от челове­ка поведения по иным схемам. Естественно, в первую очередь долж­ны быть удовлетворены базовые потребности. Но когда биогенные (жизненно важные) потребности удовлетворены, человек обращает внимание на возможность реализации более высоких социогенных требований. Мотивационную иерархию венчает потребность в том, что А. Маслоу называет «самоактуализацией». Он не дает сколько-ни­будь точного определения этому термину, но, по-видимому, пони­мает под ним то, что другие психологи называют «самореализацией» или «самовыражением». Это процесс, связанный с возможностью вкладывать свой талант и способности в деятельность, которую чело­век считает важной и которая помогает развить личность, например через досуг, творческую деятельность или работу.

Маслоу предлагает сгруппировать мотивы в пять категорий (рис. 27).

Теория мотивации А. Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые ста­новятся движущим мотивом его поведения.

Знать мотивы, которыми руководствуются потребители, очень важ­но, поскольку они определяют критерии выбора. Например, потре­битель, движимый мотивом уважения и утверждения статуса, может выбрать собственный имидж в качестве основного критерия выбора для покупки автомобиля, одежды, обуви и прочих аксессуаров, ко­торые находятся на виду.

Теория ERG Альдерфера. Так же как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит из того, что потребности человека могут быть объедине­ны в отдельные группы. Однако, в отличие от теории иерархии по­требностей Маслоу, он считает, что существует три группы потреб­ностей:

  1. потребности существования;

  2. потребности связи;

  3. потребности роста.

Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соот­носятся с группами потребностей теории Маслоу.

Потребности существования как бы включают две группы по­требностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за ис­ключением групповой безопасности, и физиологические потреб­ности. Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из «пирамиды» Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, также ту часть потребностей безо­пасности «пирамиды» Маслоу, которые связаны с групповой безо­пасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыра­жения «пирамиды» Маслоу и включают также те потребности груп­пы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т. п.

Эти три группы потребностей, так же как и в теории Маслоу, рас­положены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдер­фера есть одно принципиальное различие: по Маслоу, движение про­исходит от потребности к потребности только снизу вверх — удов­летворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей; Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны — наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не

удовлетворена потребность более высокого уровня. При этом в слу­чае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается сте­пень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потреб­ности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня по­требностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерар­хия потребностей отражает восхождение от более конкретных потреб­ностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более простую потребность. И этот процесс определяет наличие движения сверху вниз. Процесс движения вверх по уровням потребностей Аль­дерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации, т. е. поражения в стремле­нии удовлетворить потребность.

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потреб­ностей открывает дополнительные возможности в мотивации людей.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Концепция МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. В соответствии с концепцией эти потребнбсшГеЕли они достаточно четко проявляются у человека, оказыва­ют заметное воздействие на его поведение, заставляя прилагать уси­лия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлет­ворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных об­стоятельств, опыта и обучения.

Потребность достижения проявляется в стремлении человека до­стигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это де­лал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения пред­почитают самостоятельно ставить себе цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи исходя из своих возмож­ностей. Люди с выраженной потребностью достижения, принимая умеренно рискованные решения, ожидают немедленной обратной связи. Им нравится принимать решения и отвечать за них, они одер­жимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя пер­сональную ответственность.

МакКлелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к ха­рактеристике отдельных людей, но и отдельных обществ. Те обще­ства, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо раз­витую экономику. И наоборот, в обществах, характеризуемых низ­кой потребностью достижения, экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к друже­ским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отноше­ния, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окру­жающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.

Потребность властвовать — третья крупная потребность, влияние которой на поведение человека было изучено и описано МакКлел-ландом. Данная потребность, как и две предыдущие, является при­обретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и про­цессы, протекающие в его окружении.

Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради власти. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач.

Теория двух факторов Герцберга. Фредерик Герцберг изучил фак­торы, оказывающие мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека и вызывающие его удовлетворенность или неудов­летворенность. При этом выяснилось, что процесс обретения удовлет­воренности и процесс нарастания неудовлетворенности сточки зре­ния обусловливающих их факторов — два различных процесса, т. е. устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности, не обя­зательно приводило к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенно­сти, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность.

Взаимосвязь «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенно­сти» в основном находится под влиянием факторов, связанных с ха­рактером потребности, т. е. с внутренними по отношению к ней фак­торами. Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздей­ствие на поведение человека, которое может привести к полному удовлетюрению потребности. Если эти факторы не присутствуют, то это не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл та­кие факторы «удовлетворителями».

Мотивирующие факторы в этом случае рассматриваются как са­мостоятельная группа потребностей. Если данные потребности удов­летворяются, то и человек испытывает удовлетворение. Взаимосвязь «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определя­ется влиянием факторов, в основном связанных с окружением, в ко­тором существует человек. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у человека чувство неудовлетворенности. В то же время они не обязательно вызывают состояние удовлетворенности, т. е. данные фак­торы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устране­нием «боли», «страдания». Обычно их называют гигиеническими факторами, или факторами здоровья, как бы подчеркивая этим, что они создают нормальные здоровые условия бытия.

На основе разработанной концепции двух факторов Герцберг сде­лал вывод о том, что при наличии у людей чувства неудов­летворенности необходимо обращать первостепенное внимание на факторы, вызывающие неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить это чувство.

Все четыре описанные теории мотивации имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Ха­рактерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека.

studfiles.net

Витальные потребности. Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей]

Витальные потребности

Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis – жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.

Потребности в самосохранении способствуют сохранению физической целостности организма: любой организм нуждается в поступлении питательных веществ и воды. При дисбалансе диеты возникают потребности в отдельных компонентах нормального питания («хочется мяса»). Кроме того, любой организм стремится избежать механических повреждений и следовательно, всего, что может их причинить, будь то клыки хищника, град или движущийся автомобиль.

Потребность в самовоспроизведении часто называют половой. Это не совсем точно. В отношениях между полами, как будет показано ниже, люди удовлетворяют сразу несколько потребностей. Поэтому половую потребность легко разложить на несколько витальных и социальных потребностей.

Витальные – это жизненно необходимые потребности. К ним относятся не только «любовь и голод», но и целый ряд других

В то же время потребность иметь потомство и заботиться о нем такому разложению не поддается.

Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержанием работоспособности. И животные, и человек нуждаются в постоянном раздражении сенсорных систем – зрения, слуха и т. п. (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Молодой человек у окна на картине Гюстава Кайботта, разглядывая постоянно меняющуюся жизнь парижской улицы, удовлетворяет свою потребность в сенсорном притоке, в постоянном раздражении своих органов чувств. Для удовлетворения сенсорной потребности имеет значение не информационная нагрузка, а количество и разнообразие раздражений органов чувств

На то, что активное состояние мозга поддерживается суммой раздражений от всех органов чувств, впервые четко указал И. М. Сеченов в «Рефлексах головного мозга». В дальнейшем это положение получило многочисленные экспериментальные подтверждения. Животное, которому во время опыта разрушают структуры мозга, где расположены сенсорные входы, впадает в состояние, неотличимое от глубокой потери сознания. У первых космонавтов возникали психические расстройства, вызванные отсутствием привычной сенсорной информации, обусловленной гравитацией. Известно, что однообразные кварталы новостроек повышают утомляемость, ухудшают настроение, вызывают тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности, т. е. из-за того, что у человека, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.

В свое время И. П. Павлов допустил серьезную методологическую ошибку, построив так называемую Башню молчания. Это здание, предназначенное для исследования условных рефлексов, отличается высокой степенью звукоизоляции, чтобы исключить реакции собак на случайные стимулы. Но абсолютная тишина не встречается в естественной среде обитания. Собака, вынужденная ежедневно проводить несколько часов в Башне молчания, испытывала сенсорный дефицит, что, конечно же, искажало ее природные реакции.

Современные исследователи, работающие с лабораторными животными, должны учитывать, что в вивариях те находятся в состоянии сенсорного дефицита. Поэтому реакции таких животных могут объясняться избавлением от него, а не предлагаемыми исследователем стимулами.

По сути, потребность в информации – это развитие потребности в сенсорном притоке. Люди, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Зеваки на картине Пьетро Лонги «Носорог» удовлетворяют потребность в информации, которая не обязательно должна быть значимой для удовлетворения других потребностей человека. Фактором, удовлетворяющим эту потребность, является количество сведений. Постоянное поступление новой информации необходимо для нормального функционирования мозга человека или животного

Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток.

Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.

Обе потребности – в сенсорном притоке и в информации – биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде – жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами. В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости. Правильнее будет сказать, не имеющими актуальной биологической значимости. Неизвестно, как изменятся условия существования и какие свойства вещей окажутся важными для выживания. Поэтому определенная часть сообщества должна заниматься ерундовыми, с точки зрения большинства, исследованиями, про которые говорят, что они «не имеют практического значения».

Иногда выделяют потребность в двигательной активности (А. Д. Слоним). Действительно, все люди тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.

Жизненная необходимость в движении недавно была показана в экспериментах на мышах, имевших свободный доступ к алкоголю. Его потребление было нулевым. В домашние клетки были установлены «беличьи колеса», в которых мыши бегали по несколько часов в сутки. Потребление алкоголя оставалось нулевым. После того как колеса убрали, мыши, лишенные ежедневной порции движения, стали пить алкоголь (сообщение О. Вековищевой). Его потребление служит показателем психического неблагополучия. Следовательно, ежедневное движение благоприятно сказывается на состоянии психики, а лишение возможности двигаться ухудшает самочувствие.

Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Эмоции, как будет показано ниже, определяют его эффективность. Поэтому потребность в эмоциях является жизненно необходимой – витальной. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т. п. В быту основным источником эмоций для таких людей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей[63] (рис. 3.3).

Рис. 3.3. В играх удовлетворяется в том числе и потребность в эмоциях. Эта потребность настолько сильна, что основное положительное подкрепление, которое используется при дрессировке собак, – мячик

Еще раз повторим, что потребность в эмоциях относится именно к витальным потребностям. Так называемое болезненное бесчувствие (anaesthesia dolorosa), т. е. отсутствие любых эмоций и переживаний (главным образом положительных), является одним из симптомов, встречающихся, как правило, в структуре депрессивных психозов. Такое бесчувствие субъективно переживается больными крайне тяжело; оно определяет наибольший риск самоубийства.

Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Вторая древнейшая профессия – журналистика – удовлетворяет эти три потребности. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам. Писатели XIX в., например Н. Лесков и Анатоль Франс, неоднократно отмечали дурной нрав монахов и монахинь. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах (во время дальних экспедиций, в гарнизонах и закрытых учебных заведениях) или в дачных поселках, заполненных пенсионерами («Уймите вашу кошку, которая пугает нашу собаку»). Это объясняется тем, что в условиях сенсорного и информационного голода любое, даже незначительное, событие приобретает яркую эмоциональную окраску, неадекватную значению этого изменения в окружающей среде. Психологический дискомфорт в условиях информационного голода может легко переходить в психические расстройства. Например, в обязательную комплектацию полярных экспедиций входят смирительные рубашки, поскольку так называемое экспедиционное бешенство – обычное явление.

Помимо потребностей в самоподдержании организма, к витальным относятся потребности в сенсорных раздражениях, информации, эмоциях и получении приятных ощущений (гедонистическая потребность)

Четвертая потребность самоподдержания – гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях. Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности (см. ниже). Еда – это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого (см. главу 2).

«Чесать, где чешется» – в чистом виде гедонистическая потребность. Легкое раздражение кожных покровов у человека и всех млекопитающих вызывает положительные эмоции. При этом включаются те же мозговые механизмы, что и при эйфории, вызываемой некоторыми наркотиками (см. главу 4). Эрогенные зоны – это отдельные участки поверхности тела, раздражение которых наиболее эффективно для удовлетворения гедонистической потребности (рис. 3.4). Их раздражение запускает сложный комплекс поведения, конечная цель которого – получение наслаждения. Биологический смысл существования гедонистической потребности тот же, что и потребности в эмоциях. Если отрицательные эмоции свидетельствуют о некотором неблагополучии и необходимости внести изменения в программу поведения, то чувство удовлетворения сигнализирует организму о том, что условия существования близки к оптимальным.

Рис. 3.4. Э. Мане. «Завтрак на траве». Еда и сексуальные контакты – самые распространенные способы удовлетворения гедонистических потребностей

Жизненная необходимость гедонистической потребности, а также потребности в эмоциях, информации и сенсорном раздражении доказывается тем, что животные, лишенные в эксперименте возможности удовлетворять одну из этих потребностей, чаще всего гибнут, не достигнув взрослого возраста. Люди, почему-либо лишенные в детстве возможности удовлетворять потребности в самоподдержании, страдают психическими расстройствами различной степени тяжести – от так называемой педагогической запущенности и задержки развития до самых тяжелых форм слабоумия[64]. Взрослые люди, длительно депривированные сенсорно, информационно и эмоционально, могут иногда удовлетворять эти потребности совершенно деструктивным образом, как это описано, например, в повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Обратите внимание: у человека не существует врожденной потребности вести здоровый образ жизни (питаться регулярно, делать утреннюю зарядку и т. д.), хотя все гигиенические привычки, объединенные этим понятием, конечно же, уменьшают риск заболеваний и в целом увеличивают продолжительность жизни. Пагубные последствия негигиеничного образа жизни сказываются, как правило, в том возрасте, когда человек уже имеет детей. Другими словами, отсутствие потребности вести здоровый образ жизни не сказывается на способности человека оставить жизнеспособное потомство, в то время как живые организмы, лишенные витальных потребностей, например потребности в информации, если и вырастают до репродуктивного возраста, то чаще всего не оставляют потомства. В результате гибели на ранних этапах жизни особей, лишенных витальных потребностей, отсутствие таких потребностей было элиминировано естественным отбором.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

определение в философии, принцип и смысл

В современном мире множество соблазнов, приятных вещей и развлечений, изобилие методов получения наслаждения приводит к тому, что гедонистов становится всё больше. Что такое гедонизм, насколько учение соответствует общепринятой морали и этике, ответы на эти вопросы помогут лучше разобраться в тонкостях философского течения.

Гедонизм учит жить в блаженстве

Принцип и смысл гедонизма

Определение гедонизм (hedonism) зародилось в Древней Греции, основоположником течения был Аристипп, ученик Сократа.

Важно!

Это философская система принципов и ценностей, высшей миссией которой является ежесекундное блаженство. Гедонистические мотивы были широко распространены в эпоху Возрождения и Просвещения.

Принципы – стремление получать материальные и душевные блага, расширение рамок личной свободы, избегание опасных ситуаций, игнорирование любого долга, если он ограничивает человеческие потребности.

Как трактуют значение слова разные науки:

  •  философия  – учение о приоритете удовольствий духовного и телесного характера в человеческой жизни;
  •  психология  – единственный способ удовлетворения природных потребностей, теория гедонизма принижает значимость эмоций и интеллекта, во главу мотивации ставит инстинкты;
  •  этика  – противоположность аскетизму.

Суть гедонизма – выстраивание пирамиды человеческих потребностей, на вершине которой находится желание получать удовольствие и наслаждение от жизни.

В античные века философ Гегесия ввёл понятие радикальный гедонизм. Согласно этой теории, необходимо лишать себя жизни при непомерных страданиях и боли физического или душевного характера. К счастью, это учение не особо прижилось в современном мире.

Важно!

Фрейд в своих трудах отмечал, что все люди от рождения – гедонисты, детям не нужно прилагать больших усилий, чтобы быть счастливыми. Но с возрастом эта черта у многих утрачивается.

Кто такой гедонист простыми словами?

Если кратко и понятно, то гедонист – это человек, который постоянно счастлив, наслаждается жизнью во всех её проявлениях, при этом отдаёт частицу блаженства другим.

Характерные особенности:

  • демонстративное поведение, желание быть в центре внимания;
  • уделяет много времени собственной внешности, всегда в курсе всех модных тенденций;
  • часто экспериментируют с образом, смешивают в одежде разные стили;
  • ведут себя импульсивно, нередко совершают необдуманные покупки.

Гедонисты всегда испытывают счастье

Гедониста несложно выделить в толпе. Зачастую это творческие личности, выглядят моложаво, очень активные, с хорошим чувством юмора. Отличаются самоиронией, но при этом очень чувствительные, ранимые и романтические натуры.

Женщина-гедонист любит прикосновения, сладкое, изысканные вещи, кружева и каблуки, окружает себя красивыми людьми, страстная, избегает негатива, часто капризничает.

В искусстве гедонистическая функция – это гармоничное сочетание форм, звуков, красок, которое вызывает у человека радость, эстетическое наслаждение.

Основная цель гедониста – постоянное получение ощущения кайфа здесь и сейчас, без оглядки на потенциальные негативные последствия своих поступков в будущем.

Представители гедонистического образа жизни

Последователей гедонизма всегда было много в любые времена, самые известные – Оскар Уайльд, Петрарка, Боккаччо, Раймонди, Спиноза.

Оскар Уайльд- всемирно известный гедонист

В современном мире практически любую публичную личность можно назвать гедонистом.

Способы получения удовольствия – кайф без наркотиков

Общество готово поддерживать гедонистическую модель, но не всегда методы, которые используют последователи этого направления, приемлемы для окружающих.

Гедонистические личности уверены, что для получения наслаждения можно жертвовать этическими нормами, правилами культуры, морали и чести. Поскольку длительное отсутствие наслаждение вызывает у них стресс и невроз.

Примеры гедонизма:

  • чревоугодие;
  • сексуальная распущенность;
  • злоупотребление алкоголем;
  • игромания;
  • одержимость деньгами, властью, желание получить признание любой ценой.

Сексуальная распущенность один из примеров гедонизма

Многие гедонисты способны видеть счастье в привычных мелочах – красивые пейзажи, вечеринка в кругу друзей или близких, путешествие, благотворительность.

С точки зрения психологии, человек самостоятельно даёт оценку своему душевному состоянию. Достичь истинного наслаждения часто мешают мнимые или завышенные ожидания, отношение к ситуации и жизни в целом.

Плюсы и минусы гедонизма

Гедонизм остаётся одной из самых спорных систем мировоззрения. Часто общество не любит вечно счастливых людей в хорошем настроении, поскольку считает их эгоистами. Но это не так, гедонисты стараются зарядить оптимизмом окружающих, а тяжёлый груз негатива у людей не всегда позволяет это сделать.

Преимущества

Положительные стороны:

  • гедонисты постоянно развиваются, поскольку деградация дарит лишь кратковременное наслаждение;
  • стараются постичь себя, найти предназначение – состояние абсолютного счастья идёт от головы и от сердца;
  • гедонизм в умеренной степени позволяет человеку наслаждаться жизнью и увлечениями, отгородиться от негатива, с оптимизмом смотреть в будущее.

Гедонисты всегда развиваются и постигают новое

Гедонистическая адаптация в той или иной степени присуща каждому человеку. Удовольствие, которое повторяется часто, становится руиной, требуются более сильные стимулы, чтобы получить то же самое наслаждение. Это как с физическими нагрузками – сначала достаточно лёгких упражнений, но постепенно их количество и сложность нужно увеличивать, чтобы поддерживать желаемую форму.

Правила здравого гедонизма:

  1. Здоровый пессимизм. Если вы не будете ждать чего-то негативного и невероятного, то сможете получать удовольствие от разных мелочей.
  2. Научитесь ограничивать себя в счастье, чтобы стать по-настоящему счастливым, возьмите собственные удовольствия под контроль, умерьте аппетиты.
  3. Научитесь совмещать изящное и приземлённое. Основная проблема нездорового гедонизма – постоянно держать планку на высоте тяжело, что приводит к срывам и депрессиям.

Современные психотерапевты считают, что гедонисты пытаются заглушить смысл жизни, не желают сознательно управлять собственным поведением, подавляют потребности в творчестве и самореализации.

Недостатки

Гедонизм может стать препятствием для личностного и профессионального роста, у ярых приверженцев учения нередко возникают проблемы со здоровьем из-за гурманства, неразборчивости в половых связях и пагубных пристрастий.

Такие люди далеки от общественной жизни, с лёгкостью рвут социальные и родственные связи, работа и семья им быстро приедается, поскольку гедонистические потребности постоянно растут.

Из-за свободного образа жизни гедонисты разрушают профессиональный рост

Приверженцы учения о вечном блаженстве не могут выполнять обязательства, самое страшное для них слово – «должен». Любые действия, которые отдаляют гедониста от получения удовольствия, он считает бессмысленными.

Человек, который живет для удовольствия, может выполнить работу качественно и вовремя, но его не нужно торопить, навязывать свою точку зрения.

Одна из проблем современности – инфантильный гедонизм, стремление человека пользоваться всеми благами, но при этом не прикладывать никаких усилий. Это следствие воспитания, ребёнок привыкает получать всё, что хочет по первому требованию.

Один из необходимых критериев психологической зрелости – отсроченный гедонизм, умение потерпеть, не отказаться от сиюминутного удовольствия, а именно отложить.

 Гедонизм  – нормальное стремление человека к комфорту, но, главное, не перегибать палку в погоне за вечным наслаждением. Законы психики и человеческой природы предполагают наличие равного количества позитивных и негативных эмоций для нормальной жизни без срывов и неврозов.

Психические заболевания

lechusdoma.ru

Гедонизм и гедонисты — Лидия Панькова

Все содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели — к получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и, в конечном счете, определяющее все его действия. Добро — это то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а злом считается то, что влечет за собой страдание.

Этический гедонизм является нормативной философской теорией о том, что человек должен стремиться к удовольствию или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В то же время, этический гедонизм в своих теоретических построениях всегда так или иначе опирался на определенные психологические представления о фундаментальной мотивации поведения человека его стремлением получить удовольствие и избежать страданий.

Если этический гедонизм не может не опираться на определенные психологические представления, то психологи, занимающиеся проблемой мотивации поведения, напротив, могут рассматривать гедонизм как психологический феномен, не связанный с вопросами этики. Так в психологии и физиологии XX века постепенно выделилось несколько специальных концепций поведения, которые получили общее название «психологический гедонизм». Концепции психологического гедонизма связывают поведение животных и человека либо с действием непосредственно испытываемого страдания и наслаждения («гедонизм настоящего»), либо с предвкушением предстоящих удовольствий («гедонизм будущего»). Образно говоря, страданию и наслаждению в психологии было придано значение «кнута и пряника», с помощью которых природа побуждает организм оберегать себя от гибели.

Психологический гедонизм как теория, имеет существенный недостаток — чрезмерное подчеркивание исключительной роли эмоций в обусловливании человеческой активности и умаление в этом обусловливании актов мышления. В действительности же мотивами человеческого поведения выступают ценности, а эмоциональные оценки служат индикаторами этих ценностей, свидетельствами успеха или неудачи в попытках человека утвердить эти ценности. Отделение эмоциональных оценок отделены от ценостей в сознании человека освобождает его от неизбежности безропотного подчинения «кнуту» и «прянику» страданий и наслаждений.

Тем не менее, гедонистический принцип в психологии открывает дорогу исследованиям направленности (акцентуации) личности на получение преимущественно физиологических удовольствий, наслаждений, желании обладать престижными вещами, которые часто не имеют никакого конструктивного смысла. Актуальность таких исследований обусловлена тем, что в современном мире влияние гедонизма увеличивается с каждым годом. Все больше желающих примыкает к гедонизму, стремясь уже сегодня ощущать вкус к жизни, делать яркими, приятными и незабываемыми все ее проявления, жить здесь и сейчас, а не планировать счастье на завтрашний день. Гедонистическая мотивация вступает в конфликт с идеями социального порядка, защитники которого в свою очередь используют понятие гедонизма в негативном смысле — для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь, а в качестве «противоядия» тотальному гедонизму обычно противопоставляют аскетизм.

В психологическом тесте, который «Глас Рунета» недавно предлагал вашему вниманию, гедонизм рассматривается как системообразующее начало человеческого поведения, но не безусловное, а ограниченное осознанием значимых социальных ценностей. Анализ результатов тестирования приводит нас к мысли, что типичный пользователь Рунета выглядит скорее этаким стихийным эпикурейцем, жизненный принцип которого — удовольствие, уравновешенное привычкой соизмерять получаемое наслаждение с возможными последствиями и ценить избавление от страданий выше безудержного потребления земных благ. Пользователь Рунета обычно не препятствует гедонизму окружающих, но помнит о своих обязанностях перед другими, обращает свое внимание на истинно человеческие потребности, такие как решение интеллектуальных задач и выстраивание прочных отношений с другими.

Что еще почитать?

l-pankova.ru

Потребности человека, или из чего складывается счастливая жизнь

Автор: Дмитpий Анатoльeвич Жyкoв, доктор биoлoгических наук, стapший научный сотpyдник лабоpaтории сравнительной гeнeтики поведения Института физиoлогии им. И.П. Пaвлoва РАН (Санкт-Петербург).

 

Различные формы поведения людей обычно классифицируют исходя из потребностей, удовлетворению которых служит данный поведенческий акт или серия актов. Например, говорят о пищевом, исследовательском, половом, агрессивном и т. д. поведении. Потребности разделяют на три группы: витальные, социальные и идеальные. Рассмотрим каждую из них и узнаем, что лежит в основе практически любых потребностей и форм поведения людей.

 

Название этой группы потребностей произошло от латинского vitalis — жизненный. Среди них выделяют три подгруппы: самосохранения, самовоспроизводства и самоподдержания.

Потребности в самосохранении способствуют сохранению физической целостности организма: любой организм нуждается в поступлении питательных веществ и воды. При дисбалансе диеты возникают потребности в отдельных компонентах нормального питания («хочется мяса»). Кроме того, любой организм стремится избежать механических повреждений и следовательно всего, что может их причинить — будь то клыки хищника, град или движущийся автомобиль.

Потребность в самовоспроизведении часто называют половой. Это не совсем точно. В отношениях люди удовлетворяют сразу несколько потребностей. Поэтому половую потребность легко разложить на несколько витальных и социальных потребностей.

Потребности в самоподдержании организма связаны с сохранением его функциональной целостности и поддержанием работоспособности. И животные, и человек нуждаются в постоянном раздражении сенсорных систем — зрения, слуха и т. п. Для удовлетворения сенсорной потребности имеет значение не информационная нагрузка, а количество и разнообразие раздражений органов чувств.

Животное, которому во время опыта разрушают структуры мозга, где расположены сенсорные входы, впадает в состояние, неотличимое от глубокой потери сознания. У первых космонавтов возникали психические расстройства, вызванные отсутствием привычной сенсорной информации, обусловленной гравитацией. Известно, что однообразные кварталы новостроек повышают утомляемость, ухудшают настроение, вызывают тягостные ощущения в груди и животе и т. п. именно из-за своей монотонности. У человека, вынужденного постоянно находиться в такой среде, возникает дефицит сенсорного притока.

По сути, потребность в информации — это развитие потребности в сенсорном притоке. Люди, которые пришли посмотреть на носорога, удовлетворяют тем самым потребность в информации. Преподаватели, которые могут сравнивать, отмечают, что кадеты военных училищ значительно более любознательны и прилежны, чем ученики обычных школ, гимназий и лицеев. Вероятно, дело в том, что казарменный режим ограничивает и сенсорный, и информационный приток. Поэтому подростки, запертые значительную часть недели в стенах училища, жадно интересуются и такими предметами, которыми им не придется непосредственно заниматься в их будущей профессиональной деятельности, например биологией.

Обе потребности (в сенсорном притоке и в информации) биологически обоснованы тем, что постоянный сбор сведений об окружающей среде — жизненно необходимое условие выживания каждого человека и животного. Эта потребность лежит в основе их исследовательского поведения, а ее величина колеблется внутри каждого вида. И среди людей, и среди любых видов животных есть особи, которые быстро теряют интерес к предмету, если он не связан с едой, безопасностью и прочими насущными проблемами.

В то же время и среди кошек, например, и среди людей есть такие, которые могут подолгу заниматься вещами, не имеющими биологической значимости. Правильнее будет сказать, не имеющими актуальной биологической значимости. Неизвестно, как изменятся условия существования и какие свойства вещей окажутся важными для выживания. Поэтому определенная часть сообщества должна заниматься ерундовыми, с точки зрения большинства, исследованиями, про которые говорят, что они «не имеют практического значения».

Иногда выделяют потребность в двигательной активности. Действительно, все люди тяжело переносят неподвижность. Однако эта потребность состоит из информационной и сенсорной, так как в мышцах находятся рецепторы, посылающие в центральную нервную систему информацию о сокращении мышц и взаимном положении конечностей. Таким образом, во время утренней зарядки мы не только «разминаем» мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но еще и активируем ЦНС потоком нервных импульсов от рецепторов, находящихся в мышцах и внутренних органах.

Жизненная необходимость в движении недавно была показана в экспериментах на мышах, имевших свободный доступ к алкоголю. Его потребление было нулевым. В домашние клетки были установлены «беличьи колеса», в которых мыши бегали по несколько часов в сутки. Потребление алкоголя оставалось нулевым. После того как колеса убрали, мыши, лишенные ежедневной порции движения, стали пить алкоголь. Его потребление служит показателем психического неблагополучия. Следовательно, ежедневное движение благоприятно сказывается на состоянии психики, а лишение возможности двигаться ухудшает самочувствие.

Потребность в эмоциях биологически определяется их ролью в организации поведения. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т. п. В быту основным источником эмоций для таких людей становится телевизор. Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей.

Легко заметить, что три названные выше потребности самоподдержания тесно связаны друг с другом. Ограничение сенсорного и информационного притока ведет к эмоциональным расстройствам. Писатели XIX в. (например Николай Лесков и Анатоль Франс) неоднократно отмечали дурной нрав монахов и монахинь. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах (во время дальних экспедиций, в гарнизонах и закрытых учебных заведениях) или в дачных поселках, заполненных пенсионерами («Уймите вашу кошку, которая пугает нашу собаку»). В условиях сенсорного и информационного голода любое, даже незначительное, событие приобретает яркую эмоциональную окраску, неадекватную значению этого изменения в окружающей среде. Психологический дискомфорт в условиях информационного голода может легко переходить в психические расстройства.

Четвертая потребность самоподдержания — гедонистическая, или потребность в приятных ощущениях. Козьма Прутков совершенно справедливо отметил: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Беседа с другом удовлетворяет информационную потребность и социальные потребности. Еда — это не только удовлетворение потребности в энергии и строительном материале для организма, но и получение удовольствия в результате вкусовых ощущений. Особенно эффективно гедонистическая потребность удовлетворяется с помощью сладкого.

 

К этой группе относятся все потребности и формы поведения, связанные с общением с другими существами, чаще всего — с представителями своего вида. Общение может быть не прямым, а только воображаемым. Тем не менее практически все, что мы делаем, мы делаем, учитывая существование других людей. Каждый человек входит не в одну социальную группу и играет в них разные роли. Степень причастности к каждой из таких групп различна, поэтому основной социальной потребностью человека становится потребность в самоидентификации.

Социальной самоидентификацией человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, т. е. присущих всем людям, проблем.

У каждого человека существует потребность ощущать себя членом какого-либо сообщества. Все поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе идентификации себя с определенной группой: семьей, конкретным государством, народом, трудовым коллективом, болельщиком футбольной команды, группой в социальных сетях и т. д.

Иногда сообщества формируются по случайным, малозначимым признакам. Это может быть одинаковая фамилия, если она редкая или если ее носит некий выдающийся человек. Или общая болезнь или даже цвет волос. Важно, что объединение в сообщество улучшает психическое самочувствие людей. В рассказе Вадима Шефнера «Фиалка молчаливая» людей с переломами правой ноги помещали в одну палату, а с переломами левой — в другую. Так поступали для того, «чтобы у больных была общая тема для разговоров».

В разные моменты жизни различные группы становятся важнейшими для человека, т. е. его приоритеты меняются. Как правило, он идентифицирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом.

Часто социальная идентификация подчеркивается некими атрибутами. Понятие «честь мундира» было равнозначно понятию «честь полка». Особенности одежды были жестко регламентированы в сословном обществе. Многие вещи человек делает только потому, что «так принято» в том обществе, членом которого он себя считает. Вести себя определенным образом только потому, что «так принято», и является удовлетворением этой потребности.

Например, греки и римляне не носили штанов. Это не всегда удобно, к примеру больным приходилось обматывать тканью голени и бедра. Но использовать такую практичную вещь, как штаны, они считали невозможным, поскольку для них это было признаком варварства. В современном европейском обществе особенности поведения, в том числе и выбор костюма, тоже играют огромную роль для удовлетворения потребности в социальной самоидентификации.

Человек считает себя членом какого-то сообщества не потому, что большинство членов этой группы чем-то ему симпатичны. За неимением другой группы люди считают себя членами той, какая есть. Например, одно из существующих определений понятия «родственники» звучит так: это группа совершенно посторонних людей, которые периодически собираются выпить и закусить по поводу изменения их количества.

В самом деле, отвечая на вопрос: «Перечислите 20 человек, общение с которыми доставляет вам наибольшее удовольствие», испытуемые упоминают не больше двух родственников, причем это, как правило, члены семьи. Анализ описания испытуемыми отношения к родственникам показывает, что в большинстве случаев эти люди воспринимаются ими как чуждые им личности с другими интересами, другой системой ценностей, другим стилем жизни и другим чувством юмора. Тем не менее, общаясь с родственниками на свадьбах, поминках и юбилеях, человек испытывает душевный подъем в силу того, что при этом удовлетворяется его потребность в социальной самоидентификации.

Патриотизм чаще всего основан на самоидентификации людей как членов метафизических, т. е. не имеющих материальных объектов, могущих служить символом единения, сообществ. Классический пример влияния субъективных категорий на вполне материальное развитие событий — переименование улиц в блокадном Ленинграде. Действительно, боевые действия велись успешнее людьми, которые живут в городе, где есть Невский проспект, Садовая улица и Дворцовая площадь, чем жителями города с проспектом 25-го Октября, улицей 3-го июля и площадью Урицкого.

Чтобы удовлетворить потребность в социальной самоидентификации, человек должен определить, какая из социальных групп в данный момент для него наиболее важна. Поведение человека и внутренний мир его душевных переживаний строятся на основе самоидентификации как члена определенной группы: члена семьи, гражданина того или иного государства, представителя нации, члена трудового коллектива, болельщика футбольной команды и т. д. Обычной является смена самоидентификации. Человек бессознательно ассоциирует себя с наиболее успешным на данный момент сообществом (приятнее болеть за чемпиона, а не за вечного середнячка).

Кроме того, очень важно, насколько комфортно чувствует себя человек в данном сообществе. Однажды в Германии библиотекарша услышала, как возле копировальной машины я по-русски отсчитываю вполголоса страницы и заговорила со мной. Она уехала из Чехословакии в начале 1970-х гг. (после оккупации 1968 г.) и среди прочего сказала удивившую меня вещь: «Мы вас (русских) так ненавидели, а сейчас нам так вас не хватает». Можно сделать вывод, что этой женщине так и не удалось интегрироваться в немецкое общество. Она идентифицирует себя как «жителя стран социалистического содружества».

Потребность в дружелюбных отношениях — одна из социальных потребностей. Непосредственные физические контакты (объятия, похлопывания, поглаживания и т. д.) присутствуют в отношениях близких людей. Аналогичное поведение мы можем наблюдать у многих животных — это так называемые скучивание и взаимная чистка.

Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии.

Регулярное удовлетворение социальных потребностей так же необходимо для здоровья человека, как и витальных. Но принципиальное отличие социальных потребностей от собственно витальных заключается в том, что для удовлетворения первых необходимо присутствие других людей — человеческого общества, социума.

Психические расстройства детей, лишенных по той или иной причине возможности удовлетворять социальные потребности, доказывают жизненную важность последних. Примером могут быть так называемые нефрустрированные дети, которых воспитывают, не отказывая им ни в какой просьбе и ничего не запрещая. Когда они вырастают, у них возникает целый ряд когнитивных и эмоциональных расстройств. Это объясняется тем, что в детстве они были лишены возможности удовлетворять естественную для ребенка потребность «следования за лидером».

 

Идеальные потребности есть только у человека. Они возникли сравнительно недавно. Например, к идеальным потребностям, которые отличают человека от животного, Аристотель отнес «стремление к познанию». Надо отличать его от потребности в информации, которая проявляется у животных в исследовательском поведении. Даже лабораторная крыса, живущая в одной и той же клетке несколько месяцев, периодически обходит все стенки, интенсивно шевеля вибриссами.

Человеку же свойственно пытаться постичь причину вещей, а не только закономерности окружающего мира. Например, домашняя кошка старается получить еду. Эмпирическим путем она быстро устанавливает, что для удовлетворения пищевой потребности надо ткнуться лбом в ногу живущего с ней человека. Но откуда берется рыба, а тем более вареная рыба — такими вопросами кошка не озабочена.

Поскольку потребность в познании обнаруживается далеко не у всех людей, то иногда к отличающим человека от животного потребностям относят потребность не в познании, а в самопознании: как сказал Хилон Лаконский, «познай самого себя».

В остальных потребностях, которые принято относить к идеальным, как правило, можно выделить компоненты, являющиеся другими потребностями. Например, потребность в религии определяется, в частности, потребностью в социальной самоидентификации, т. е. в принадлежности к определенному ограниченному сообществу людей, которое отличается от других человеческих сообществ рядом внешних признаков. Кроме того, в религиозных чувствах присутствует и реализация потребности подчинения лидеру, на котором лежит ответственность за все происходящее.

Атеисты же вынуждены признать, что все неприятности, которые с ними случаются, происходят по их собственной вине. По крайней мере, человек является соучастником подавляющего числа происшествий, приносящих ему огорчения. Не злые люди, не роковое стечение обстоятельств и, конечно же, не божий промысел повинны в бедах и несчастьях человека, а только он сам. Такой вывод принять непросто. Поэтому постоянно возникают и будут возникать самые разные системы мироощущений, выполняющие главную функцию религии — перенос ответственности человека за свою жизнь на внешние обстоятельства.

К идеальным иногда также относят потребности, не увеличивающие жизнеспособность самой особи или сообщества, к которому она принадлежит. В частности, идеальными считаются информационная и социальные потребности, если они доминируют над потребностями самосохранения.

 

Первое, что вспоминается — это пирамида Маслоу. В ее основании лежат потребности в еде и питье, а на самой вершине находится идеальная потребность, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.

В первом приближении такая схема справедлива. Однако основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей. У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других — потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить. У третьих же преобладает потребность оставаться незамеченными.

Кроме того, отнюдь не всегда витальные потребности доминируют над социальными. Тургенев вспоминал, что однажды был приглашен на обед Белинским. Хозяин усадил гостя и завел беседу. Время шло, и наконец Тургенев спросил: «А что нынче к обеду?» На это Белинский воскликнул: «Не понимаю, как можно есть и пить, если не решен еще вопрос: есть ли Бог!»

Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности.

Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую — происходит смена доминирующих мотиваций.

Представление о соотношении потребностей у каждого человека свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности. Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников, самым известным представителей которой был Диоген, утверждавший: «Все, что естественно, то не безобразно». В современном понимании «цинизм» — это отрицание идеальных потребностей и альтруизма, который относится к социальным потребностям.

В заключении нашего краткого экскурса в потребности людей необходимо подчеркнуть, что в реальном — а не в модельном — поведении люди всегда удовлетворяют целый ряд потребностей. Пожалуй, единственный случай, когда человек удовлетворяет одну-единственную потребность, это когда он торопится в туалет. Это поведение определяется социальной потребностью уединяться при отправлении естественных надобностей.

 

Научитесь жить счастливо и насыщенно, составив свой учебный план при обучении по индивидуальной программе.

www.elitarium.ru

Наркотическая потребность | Эйфория | Гедонизм : VIKENT.RU

Эйфоризирующий эффект наркотических веществ в описании С.К. Бондыревой [продолжение]

Начало »

 

Таким образом, эйфория становится потребным результатом особой, вновь сформировавшейся потребности и мотивирует деятельность индивида, которая направлена на достижение этого результата. Поскольку иного потребного результата у этой деятельности нет, а возникновение этого результата объясняется воздействием наркотика на центры подкрепления, можно сделать вывод, что именно в этих центрах и находится ядро новой потребности.

В сравнении с обычными потребностями, имеющими самостоятельный потребный результат, достижение или недостижение которого соответственно подкрепляется положительно или отрицательно, эта потребность имеет характер как бы короткого замыкания: она замкнута не на какую-либо деятельность, служащую удовлетворению базисных, данных природой потребностей и восходящих к ним вторичных, а сама на себя. Это регуляторная система с положительной обратной связью, не имеющая в психике ограничений, кроме чисто временного ограничения в повторении введения наркотика, связанного со скоростью его обмена в нейронах.

Первичная (или, точнее, преимущественная) «заинтересованность» подкорковых отделов головного мозга при приёме наркогенных веществ подтверждается и наблюдениями влияния на центральную нервную систему экспериментальных животных ингаляции органических растворителей (бензин, толуол, хлороформ, ацетон). При этом, в частности, наблюдается возникновение патологической высоковольтной активности, которая «в ряде случаев… регистрируется только в подкорковых структурах (хвостатое ядро, гиппокамп, амигдала, обонятельный бугорок, гипоталамус), в других, рано появляясь в подкорковых структурах, она распространяется и на сравнительно широкие области коры одного или обоих полушарий» (Лежава Г.Г. Нейрофизиологическое исследование влияния органических растворителей на центральную нервную систему / Г.Г. Лежава, 3.С. Ханаева // Вопросы наркологии, 1989 г., № 2, с. 15-16, 18).

Если бы речь здесь шла только о токсическом влиянии этих веществ, следовало бы ожидать наиболее высокой чувствительности к ним именно коры как эволюционно молодого отдела головного мозга, менее устойчивого к неблагоприятным факторам в сравнении со значительно более древними подкорковыми отделами. Здесь же дело обстоит как раз наоборот, причём характерна взаимозаменяемость указанных веществ: «Продолжение интоксикации толуолом вместо ацетона или хлороформа, и наоборот, не меняло характера развивающегося процесса» (Лежава Г. Г. Указ. соч. с. 18).

Следует сказать, что фактором быстрого развития наркогенной зависимости является сохранение у индивида в состоянии эйфории ясного сознания, контроля за поведением и некоторых произвольных функций, в частности мышления и восприятия. Именно по этой причине развитие зависимости от наркотических и токсических (органические растворители) веществ происходит быстрее, чем от алкоголя. При употреблении указанных веществ интеллектуальные процессы сразу же насыщаются положительной гедонической оценкой эйфории; естественно, если у индивида нет изначального критического отношения к ней как к сигналу опасности, но тогда он к ней вообще не стремится и не предпринимает соответствующих действий.

При употреблении же алкоголя, заглушающего сознание и затормаживающего мышление, соответствующий процесс подчинения химическому веществу интеллектуальной сферы происходит много медленнее — путём постепенного накопления опыта опьянения. Подключение же мышления к оценке своих ощущений и переживаний в состоянии эйфории при наркотиках быстро закрепляет психическую зависимость.

Во всём многообразии вариантов воздействия на центральную нервную систему и психику наркогенных веществ (особенно если принять во внимание множество разновидностей токсических веществ), помимо эйфоризирующего, особое внимание следует обратить на стимулирующий, «оживляющий» их эффект. Видимо, в нем и заключена та биологическая «приманка», на которую попадаются клетки головного мозга. У одних наркогенных веществ этот стимулирующий (повышающий интенсивность течения каких-то важных жизненных процессов) эффект доминирует изначально.

Кокаин, фенамин, первитин повышают работоспособность индивида, умственную и физическую активность, остроту восприятия сенсорных стимулов. У других индивидов это повышение работоспособности, подъем энергии, улучшение восприятия сенсорной информации первоначально «разбавляются» эффектом расслабления, умиротворения (морфин) и лишь на определённой стадии заболевания, по мере угасания способности индивида приходить в состояние эйфории, выходят на первый план.

Известно, что только приём морфина позволяет наркоману «со стажем» привести себя в относительно работоспособное состояние. Подобное же наблюдается и при алкоголизме в отношении алкоголя».

Бондырева С.К., Колесов Д.В., Наркотизм: природа и преодоление, М., «Издательство Московского психолого-социального института»; Воронеж, «Модэк», 2006 г., с. 63-69.

vikent.ru

ГЕДОНИЗМ это что такое ГЕДОНИЗМ: определение — Философия.НЭС

Гедонизм

система морали, по которой главной жизненной целью является наслаждение (от греческого слова hedone — наслаждение). Философская школа гедонизма была основана в Греции около 380 г. до нашей эры философом Аристинном. /Т. 20/

Оцените определение:

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГЕДОНИЗМ

удовольствие») — этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

ГЕДОНИЗМ

направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности. Гедонизм оправдывал с этической точки зрения такой образ жизни и такое понимание счастья, но при этом считал, что наслаждение должно уравновешиваться мудростью и умеренностью, дабы не причинить несчастья другим.

Оцените определение:

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Гедонизм

принцип обоснований моральных требований, согласно которому добро – это то, что приносит наслаждение, зло – то, что влечет за собой страдание; этическая позиция, утверждающая наслаждение (чувственное удовольствие) высшим благом, к которому стремится человек. Идеи гедонизма встречаются в киренской школе Аристиппа (нач. 4 в. до н.э.), в этических теориях просветителей 18 века, в теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.С.Милль).

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Гедонизм

греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что влечет за собой страдания. этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип гедонизм противоп

terme.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о