Гедонистический образ жизни что это: Что не так с гедонизмом как учением и гедонизмом как жизненной стратегией?

Содержание

Гедонизм — Википедия. Что такое Гедонизм

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

История гедонистических учений

Гедонизм как чистая философия

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[1]

Научная дискуссия вокруг гедонизма

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь,

этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.

[2]

Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.

В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6]

Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.

Гедонизм и футурология

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.

[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.

Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.

См. также

Примечания

  1. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
  2. Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
  3. Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
  4. Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
  5. Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
  6. Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
  7. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
  8. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  9. ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
  10. Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
  11. Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
  12. Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
  13. Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  14. ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.

Ссылки

Гедонизм — что это и кто такие гедонисты

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современный мир представляет собой невероятное изобилие приятных вещей и развлечений. В таких условиях сложно опираться на мораль (что это?) и оставаться аскетом.

ГедонизмГедонизм

Но возведение наслаждения в апогей практиковали ещё задолго до появления дорогих машин, блюд со всего мира в одном ресторане и вещей на любой вкус. Возможно, что гедонизм – это естественное состояние для человечества, которое всегда было в нашей природе? Или нет? Давайте разбираться.

Экскурс в историю

Аристипп – это древнегреческий философ и отец такого учения, как гедонизм. В своей концепции он считал, что существует только два состояния для человека, которые являются диаметрально противоположными по своей сути. Это наслаждение и боль.

АристиппАристипп

То, какое именно это удовольствие и каким образом достигнуто – не имеет значения. Поскольку это всё равно приносит высокий уровень наслаждения, в котором нет места страданиям. Смысл жизни у Аристиппа трактовался именно как физическое наслаждение.

В XVIII веке во времена абсолютизма данное течение было очень распространённым. Особенно на территории Франции во время Людовика XV. Но эту философию неправильно позиционировали, в результате чего «гедонисты» занимались удовлетворением желаний, которые были аморальными, вели себя превратно и распутно.

Гедонизм стали рассматривать через более серьёзную и значимую для социума призму только после еремия Бентама. Британский философ написал несколько трудов, в которых изложил свою точку зрения по поводу утилитаризма. Это направление основано на достижении удовольствия, только в рамках общественных установок.

Бентама описал правила и законы, в которых нужно формировать социум и страну, чтобы все стремились к удовлетворению общественного наслаждения. Но такие люди должны отказаться от достижения личного счастья. В этом и заключается разница между классическим гедонизмом.

Гедонисты – что это за люди?

Гедонист – это человек, который придерживается ценностей и принципов, заложенных в эту философию из Древней Греции. Цель в жизни – это наслаждение каждой секундой. Представители этого течения могут переступить через социальные нормы (что это?), мораль, законы, чтобы достичь удовольствия.

Среди основных источников наслаждений:

  1. секс;
  2. хобби;
  3. употребление пищи;
  4. признание;
  5. алкоголь;
  6. друзья;
  7. семья;
  8. достижение высокого уровня развития (как процесс, так и результат).

Счастливая параСчастливая пара

То, от чего человек будет получать наслаждение, зависит от его личности и уровня развития. Например, он может радоваться каждому заходу солнца, купленной книге, путешествиям или помощи нуждающимся.

Отвечая на вопрос: «кто есть такой гедонист», стоит помнить, что каждый представитель этого учения (мировоззрения, жизненной парадигмы) сам выбирает сферу и планку достижения счастья. Для кого-то это жареная картошка от любимой жены, для другого – изысканное блюдо в ресторане каждый раз с новой девушкой.

Настоящие гедонисты, которые несут в себе такую философию жизни, склонны к саморазвитию (в отличие от сибаритов). Поскольку безмерное употребление алкоголя и наркотиков — удел зависимых людей.

А они должны возбуждать в себе все новые и все более изысканные желания (хотелки), чтобы всегда иметь возможность получать полное наслаждение и чтобы это не надоедало (не приедалось).

Такие люди не терпят чувство долга. Если им сказать, что они кому-то чем-то обязаны, то это их приводит в расстроенные чувства и появляется недоброжелательность к собеседнику. Любые обязанности противоречат их легкому жизненному настрою. Но при этом гедонисты могут быть ответственными и сами контролировать ситуацию.

Является ли гедонизм синонимом к эгоцентризму? Только в стремлении познать свою личность, чтобы удовлетворить свои желания, а не навязанные кем-то. Также его цель может состоять в принесении счастья другим, а это вовсе не похоже на эгоцентризм.

Гедонизм в современном мире

Из-за темпа современной жизни, человек несет на себе очень много обязанностей и рутинных дел, которые он должен выполнять для выживания в социуме. Большой информационный поток утомляет нас, и от этого мы становимся хронически недовольными.

Поэтому всё больше людей присоединяются к течению гедонизма, чтобы получить наслаждение уже сейчас. А не работать с раннего утра и до позднего вечера, чтобы где-то потом приобрести на старость квартиру.

Изобилие приятных вещей и разнообразных развлечений позволяет достигать удовольствия прямо сейчас. Гедонисты стремятся к тому, чтобы приобрести самое лучшее, поскольку часто считают, что именно оно может принести счастье. Например, дорогие алкогольные напитки, кожаный диван.

Довольный жизнью мужчинаДовольный жизнью мужчина

В социуме начали различать здоровый и нездоровый гедонизм. К первому относят удовлетворение своих желаний, не принося вред окружающим людям и среде. Ко второму – противоположная позиция. Когда человек для получения наслаждения готов пренебрежительно отнестись к чувствам других или морали, законам.

Примеры чрезмерного гедонизма

Существует много примеров в истории, когда гедонизм вышел за допустимые рамки и оставил негативный отпечаток для общества:

  1. Во времена золотой лихорадки в Калифорнии люди кинулись искать драгоценный металл, чтобы быстро разбогатеть. Они покинули свои дома и жили в специальных лагерях. Туда привозился опиум, и люди, желая получить хотя бы иллюзорное удовольствие, становились наркоманами и не могли ничего уже добыть.
  2. После революции во Франции, гашиш был распространенным способом достижения удовольствия. Почти все высокоинтеллектуальные люди того времени променяли свои высокие идеалы на удовольствия такого сомнительного рода.
  3. Во время сухого закона запретили еще один способ наслаждения – алкоголь. Однако в подпольных клубах его разливали всем желающим и способным заплатить. Даже те, кто не имел пристрастия к спиртному раньше, теперь хотели получить то, что запретили во всей Америке (запретное удовольствие).
  4. Эпоха хиппи. Они принимали психоделические вещества, а также выступали за любовь между всеми, выключая и половые связи. Находили счастье в свободе и фенечках на руках. В итоге их субкультура затерялась среди сотен других.

Если прислушиваться к своим желаниям и при этом стремиться к саморазвитию, а не получать удовольствия за счёт других, то гедонизм как течение и философия жизни нормально сосуществует с другими жизненными позициями. Во всяком случае, так было до сегодняшнего дня.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Гедонист, кто это простыми словами, образ жизни гедониста

На чтение 10 мин. Просмотров 38

И похвалил я веселье; потому что нет лучшего

для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться

Екклезиаст 8:15

«Откуда есть пошел» гедонизм?

В чем смысл жизни? Вы задаетесь этим вопросом? Зигмунд Фрейд сразу бы поставил вам, как минимум, диагноз «депрессивное состояние», потому что утверждал, что счастливый человек такими категориями не мучается. Если же эти вечные категории поднимаются в вас, значит, к благополучным вас не отнесешь.

История гедонизма и кто такой гедонист

Но так как счастливых мало, то философия процветала бурно, и многие мыслители (например, писатель, философ А. Камю) пришли к выводу, что смысла жизни нет.

Его коллега по литературному цеху и тоже нобелевский лауреат Ж.-П. Сартр пошел дальше: «Да, смысла жизни нет, но надо найти его в себе и реализовать в жизни в качестве личного проекта».

Крупнейший психолог 20 века Виктор Франкл создал логотерапию (исцеление «смыслом») и лечил «экзистенциальный вакуум» (состояние абсурдности существования, бессмысленности бытия человека, ведущее к алкоголизму, наркомании, самоубийству) тем, что помогал ему найти смысл жизни. Он говорил, что человек, который имеет смысл жизни, более жизнеспособен.

Обобщая опыт человечества в этом философском вопросе, рассмотрим имеющиеся стратегии жизни.

  1. Аскетизм (от греч. «упражнение») — система ценностей, которая видит смысл в самоограничении, самодисциплине, самоотверженности и достижении вечной жизни.
  2. Эвдемонизм (от. греч. счастье) — учение, усматривающее смысл жизни в том, чтобы быть счастливым через призму нравственности.
  3. Этика долга — подход, рассматривающий жизнь через зеркало альтруизма.
  4. Прагматизм (от. греч. действие, практика) — теория, основанная на идее, что смысл всего скрывается в той пользе, которая заложена в предмете или явлении, и связывается с материальной ценностью всего: с богатством, комфортом и престижем.
  5. Утилитаризм (от. лат. польза ) — этическая теория, в основе которой понятие о «наилучшем действии», ведущем к счастью большинства…

И ряд этот можно продолжать. Вглядываясь пристальнее во все эти «измы» и их последователей, начинаешь соглашаться с теми, кто выступает за гедонизм как одну из самых комфортных стратегий жизни. Но об этом чуть позже.

Не рекламная пауза. Философствования обывателя о 4-х архетипах поведения

Это все была наука. А как мы с вами могли бы охарактеризовать принципы проявления человека в жизни? Перед вами забавная попытка одного американца рассказать о жизненных подходах через… гамбургеры.

Нигилист

… худший из гамбургеров, в нем все со знаком минус: безвкусно и вредно. Его поедание вредит здоровью, сегодняшнему и завтрашнему дню.

История гедонизма и кто такой гедонист

Это человек, утративший вкус к жизни, разучился радоваться ей, его ничто не интересует, ни к чему не стремится.

Разочарование в жизни, смирение, отсутствие цели, фиксация на прошлом, отрицание, неспособность подняться на прошлыми неудачами и поверить в свое счастье — это основные характеристики нигилиста.

Участник крысиных бегов

Это булочка без вкуса с вегетарианской прослойкой только из приносящих пользу продуктов.

Поглощение этого гамбургера благотворно для грядущего, не принесет вреда, но тяжело для настоящего: никакого удовольствия и минимум сытости.

Такое настоящее, с позиции «крысы», — ничто, если сравнивать с будущим, и потому приходится мучиться ради какой-то ожидаемой пользы.

Этот тип людей характеризует неспособность жить в удовольствие и непоколебимая уверенность, что когда-то они будут наслаждаться жизнью.

Рядом с нами огромное количество таких участников забегов. Правилом их жизни стало: движение к некой цели, невзирая ни на что, обесценивая настоящий момент. Они преследуют бесконечно удаляющийся призрачный успех. Их награждают не за процесс работы, а за завершенный проект, и участники крысиных бегов разучились ценить день сегодняшний.

Стоит им добиться желаемого, они переживают чувство облегчения, но не счастья.

Сложность задачи определяет силу этого облегчения. Так создается иллюзия, что только реализация задуманного приносит удовлетворение. Конечно, чувство облегчения обладает своей значимостью, но все же это не счастье, а освобождение от стресса и трудов, лишь освобождение от страданий. Но не надо забывать, что это облегчение временно.

Гедонист

Этот бутерброд очень вкусный, но с подозрительной начинкой.

Настоящий восторг от поглощения его сегодня точно составит мне в будущем проблемы.

«Избегай страданий, — скажет вам гедонист и продолжит, — стремись к наслаждениям». Его не страшат последствия, жить счастливо сейчас — главное мерило жизни и цель. Удовлетворение желаний — единственная забота. Жизнь — это нескончаемый поток приятных ощущений, потому гедонист занимается только тем, что ему нравится. Он, как правило, непостоянен в отношениях: часто появляются новые люди в круге общения, но уходит свежесть восприятия, и на смену старых знакомых идут другие.

Гедониста отличает способность на поступки, только ценность их снижается, потому что цель, лежащая в основе, — это часто минутное удовольствие. Безоглядность и потакание слабостям может привести к потере работы и формированию зависимостей.

Просто счастливый человек

Гамбургер, в котором все идеально: и вкус, и польза.

Спокойная жизнь, уверенность в себе, радость от того, что делает здесь и сейчас, смелый взгляд в будущее — вот черты счастливого.

Быть счастливым человеком — значит, жить с ощущением удовольствия от самого процесса движения на пути к цели.

И счастье здесь не взять вершину, а идти к ней.

У тех типов есть свои иллюзии. Участник крысиных бегов впадает в зависимость от будущего: он может стать счастливым, если начнет получать радость от процесса, а не от достижения цели. Гедонист — раб настоящего: цель для него не важна, главное — путь, то, что сейчас. Нигилист — заложник прошлого: разочаровавшись в жизни, не ставит новых целей и не идет к ним.

Только просто счастливый проживает жизнь полно: у него реальные действия и чувства.

Философский словарь, или «Справка выданы гедонизму в том, что он…»

Вы еще хотите быть вкусным, но вредным для здоровья гамбургером? Тогда продолжим поиски истины.

Итак, что такое гедонизм? Гедонизм (от греч. — удовольствие) — это смысл жизни, найденный в получении наслаждения, так как жизнь коротка, и после ничего не будет. Появлению понятия мы обязаны ученику и другу Сократа Аристиппу. Основы сложились в концепцию благодаря Эпикуру.

Он говорил: «Жить — значит наслаждаться».

Человеку приносит наслаждение удовлетворение потребностей. Эпикур предложил свою систему источников положительных эмоций.

Пирамида наслаждения

РЕЛИГИЯ

Богообщение — самый высокий, редкий уровень наслаждения.

ЭСТЕТИКА

(представление о прекрасном и безобразном). Красота произведений искусства и внешности доставляет удовольствие.

ЭТИКА

(видение добра и зла). Если я помогаю людям, то мне это приятно.

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

(еда, сон, получение диплома и пр.)

Эпикур указывал, что базовые (биологические, социальные) наслаждения общедоступны, но ведут к разрушению тела в отличие от следующих трех ступеней на пути к счастью, которые не влияют на тело дурно.

4 основных нестандартных принципа гедонизма

Принцип 1. Тестируйте здоровый пессимизм

Начните с простого: живите, руководствуясь правилом заниженных ожиданий.

Самое большое наслаждение приходит к нам, когда мы его не ждем, и туда, где меньше всего мы его думаем застать.

А там, где надеялись получить райское удовольствие, часто ждет разочарование.

Правило 2. Угорите по дисциплине

Этот пункт вас смутит, но дисциплина и контроль необходимы. Если есть много сладкого, оно перестанет насыщать и приносить радость. Но стоит лишить себя чего-то, и это вновь станет желанным и вызовет яркие эмоции.

Удовольствие быстро обесценивается. Скорость его исчезновения равна его величине: чем больше наслаждения, тем сложнее его сохранить. Чтобы источник его не пропал, нужно себя в нем ограничивать. Надо научиться контролировать наслаждение, а чтобы оно приумножилось, прекратим безоглядно его кормить.

  • Потакание в еде не дает ощущать ее настоящий вкус.
  • Постоянное откладывание дел на потом — жестко сказывается на работе и мешает получать радость от лени, потому что возникают проблемы, конфликты и напряжение.
  • Беспорядочные связи (известно, что человек, имевший множество партнеров, переходящий от одного к другому, вовсе не обязательно хороший любовник, ему не нужно подниматься над собой, и с каждой новой пассией он заходит и выходит из отношений почти тем же; рост есть там, где была продолжительность) не дадут раскрыть настоящий потенциал в партнере.

На все надо время. Должно появиться доверие, и все новые и новые грани вы будете открывать в своем постоянном партнере и в себе, потому что вам придется искать другие формы для получения яркого чувства. Вы будете расти.

Правило 3. Балансируйте между элитарным и эгалитарным

Чтобы острее чувствовать, кочуйте от высокого к низкому, от тонкого к грубому, от утонченного до приземленного.

Быть всегда на высоте тяжело, но и опускаться не стоит. Держите баланс.

Правило 4. Чаще сидите, положив ноги на стол

Или не садитесь так. Ваше дело. Но это создает ощущение вершины довольства, когда вы всего добились и можете себе позволить вот эту барскую слабость. Вот и позволяйте. В этом и все правило.

Страхи гедонистов

История гедонизма и кто такой гедонист

Пресыщение. Безрадостность

То, что раньше впечатляло, уже не доставляет прежней радости. Необходимы новые источники наслаждения.

Упущенные шансы. Потерянное время

В погоне за блаженством мы сжигаем время, которое отведено нам на полезные и важные дела. Уходят и возможности.

Неизбежное: труд, старость, усталость, болезнь, немощность

Любое усилие воспринимается как страдание. Наступает момент, когда, хотя и есть возможность жить широко, мы не можем себе этого позволить в силу конкретных причин, например, ослабленного здоровья.

Излишества

Нежелание себе отказать в том, что дорого, хотя уже и очевидно, что, например, переедание привело к ожирению и влияет на здоровье, разрушает его.

Пороки. Зависимости

Процессы, отношения, которые не возобновить, здоровье, которого не вернуть, зависимости (наркотики, алкоголь), от которых нет освобождения.

Мнение эксперта

Я не верю в гедонистов, которые себя называют так.

Вспомним Фрейда: раз они вообще задумываются об этом, значит, проблемны, и ни о каком наслаждении речи не идет. Настоящий гедонист даже напрягаться не будет в эту сторону. Он счастлив, и этого достаточно:

Что значит имя? Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет. (Шекспир)

Я верю в разумность жизни

Гедонизм не сможет насытить человека, потому что он несравненно больше всякой системы.

Вам будут тесны его оковы, и то, что должно радовать, перестанет приносить удовлетворение. А жизнь вам может подарить значительно больше поводов для радости.

Вы никогда не познаете всей возможной остроты наслаждения, если не научитесь шагать из зоны комфорта, если будете избегать усилий: мимо вас пройдет и важный шанс, и интереснейшая работа, и единственно важная женщина, потому что вы не решились на действия.

Легкая победа дарит меньше эмоций, чем результат, к которому долго шли. Это все равно, что самому купить машину, выстроить дом. Это все равно, что сделать счастливой любимую женщину.

То, что завоевано большей ценой, ценится выше, и удовлетворения от него больше. Радость незаслуженная быстро обесценивается, и, даже когда все есть, наступает пустота и неудовлетворенность, тоска по большому делу — человек чувствует себя несчастным, потому что мало брать, нужно и самому до чего-то дойти. И этой радости, созданной своими же руками, никто не заберет у вас.

Вы укоризненно качаете головой: что же, не веселиться. Конечно же, радуйте себя. Но гедонизм не может быть концепцией всей жизни, это лишь прием, который нужно использовать, ибо «всему свое время… время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться…» (Екклезиаст 3:1)

Оставим кесарю кесарево, а богу божье. То, что хорошо русскому, немцу — смерть. Все по силам. Так что «веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости» (Екклезиаст 11:9) И пусть молодость будет отчаянно весела и прекрасно безоглядна, а человек зрелый — здоров, доволен и разумен.

 

 

Симаков Олег

Автор статьи

Журналист-практик, рецепты проверяет на себе.
Знает все про мужчин и народную медицину.

Написано статей

879

Рейтинг автора

5

Оцените статью:

Симаков Олег Загрузка…

Счастье — не в гедонизме. Почему ученые советуют перестать гнаться за удовольствиями 

Новый дивный мир

Когда у большинства появилась свобода выбора и какое-никакое материальное благополучие, они перестали сосредотачиваться на выживании и начали думать о том, как распорядиться свободным временем. Среднестатистическому человеку стали доступны удовольствия, которые еще сто лет назад были прерогативой крошечной элиты. Гедонизм, пылившийся в закромах истории со времен Эпикура, наконец дождался своего часа и очень быстро вышел в топ ценностей постмодернистского общества.

С подачи нейробиологов, отыскавших в середине прошлого века в человеческом мозге «центр удовольствий», у философии гедонизма появилось научное обоснование.

В 1972 году профессор психологии Майкл Фордис провел первое эмпирическое исследование в области счастья и выяснил, что стремление к поиску удовольствий — это единственное, что отличает счастливых людей от несчастных.

В конце 1970-х социолог Дэниел Белл констатировал, что на смену пуританской этике в западном обществе пришла гедонистическая мораль, в которой счастье — высшая ценность, а все, что помогает его достичь (потребление, развлечения и удовольствия), — благо.

Линус Торвальдс, отец Linux, сформулировал теорию о том, что развитие общества и каждого отдельного явления и индивида проходит три стадии: сначала служит выживанию, потом социализации и, наконец, удовольствию. Оглянувшись по сторонам, он обнаружил, что большинство современных явлений и вещей достигло последней стадии и существует ради нашего удовольствия. Секс, еда, жилье, работа, отношения, образование, одежда и вещи в целом стали нужны человеку не для выживания, а для фана. Культ оргазма, мода на фотографию, реклама, телевидение, путешествия, маркетинг, легализация абортов и декриминализация гомосексуализма, мода на чайлдфри и антидепрессанты, эвтаназия и паллиативная медицина, сумочка Louis Vuitton и ваш декоративный канадский сфинкс — все это и многое другое Белл и Бодрийяр считают продуктами гедонистического общества потребления.

Так гедонизм изменил не только систему личных ценностей отдельных людей, но и общество в целом. Даже христианство — одна из самых консервативных религий — на этой волне согласилось слегка трансформироваться и в лице некоторых деноминаций начало проповедовать евангелие процветания и христианский гедонизм, как бы говоря, что Бог, конечно же, есть, но лишь для того, чтобы сделать человека счастливым.

Накуем вам счастья

Привести человечество к этой цели помогает армия мотивирующих спикеров, заряжающих на счастье коучей и мыслящих позитивно писателей (по запросу «happiness» Амазон выдает 100 тысяч книг). Конференции, тренинги, воркшопы, мастер-классы и целые институты обучают желающих личному счастью и общественному.

Не в меньшей мере счастьем и позитивными эмоциями землян озабочен бизнес.

Ученые выяснили, что счастливые сотрудники работают на 12 % продуктивнее несчастных. Поэтому в штате таких компаний, как Google, Zappos и McDonalds появилась должность «генеральный управляющий счастьем» (chief happiness officer — CHO) — HR 2.0, который диагностирует эмоциональное состояние сотрудников и управляет им.
Арно Коллери, первый в мире СНО (генеральный управляющий счастьем)

Но счастливые клиенты — еще одна головная боль бизнеса, потому что в условиях перенасыщенного рынка продать просто хороший товар и даже отличный сервис становится все труднее. Клиентам нужно предложить что-то большее — сильную эмоцию. С этой задачей компаниям помогают справиться нейромаркетологи, которые делают примерно то же самое, что в свое время нейробиолог Джеймс Олдс: исследуют реакции нашего мозга и воздействуют на тот участок, который отвечает за предвкушение удовольствия. То есть стимулируют у потребителя выделение нейромедиатора дофамина, который заставляет его совершать нужное действие — покупку.

Кроме нейромаркетологов с эмоциями (и нейромедиаторами) клиентов работают «менеджеры впечатлений» (customer experience manager — CEM). Они анализируют опыт, получаемый клиентом в процессе взаимодействия с компанией, и моделируют его таким образом, чтобы клиент испытывал сильные положительные эмоции.

Вы точно знаете, что такое хорошая работа CEМ, если хоть раз бывали в моллах IKEA (особенно европейских). Боитесь заблудиться? Просто следуйте по маркированному маршруту. Сомневаетесь? Присядьте, полежите, попробуйте включить и выключить. Ваши дети устали? Отведите их в игровое пространство, где они будут под присмотром и смогут выплеснуть свою энергию. Проголодались? Добро пожаловать в ресторан. Что-то купили? Придите домой, соберите свой стол и почувствуйте себя причастным к бренду IKEA.

Технологии — незаменимый инструмент в индустрии счастья. Например, технология распознавания лиц, которую американская сеть Walmart использует в видеокамерах магазинов, чтобы сканировать эмоции своих покупателей и с помощью полученных данных ими управлять. Или «коврики счастья» со встроенными нейросенсорами, придуманные авиакомпанией British Airways. Сенсоры сканируют реакции мозга спящих пассажиров и измеряют степень их удовлетворенности. В момент, когда пассажир чувствуют себя максимально расслабленно и комфортно, коврик меняет цвет с красного на синий.

Вам не терпится узнать точный уровень своего счастья и научиться им управлять? Просто установите нужное приложение на свой смартфон. Например, Happify. Сначала оно задаст вам несколько личных вопросов, а потом предложит индивидуальную программу прокачки счастья. Разработчики уверяют, что их упражнения основаны на научных исследованиях, и, выполняя их, вы снизите уровень стресса, улучшите здоровье или найдете свое призвание. Приложение MyMoodTracker будет собирать информацию о вашем настроении и внешних факторах, которые могут на него влиять: сон, физические нагрузки, лекарства, менструальный цикл, стресс, боль. С его помощью вы отследите свои триггеры, узнаете, что делает вас радостным, и сможете управлять настроением. Никакого волшебства — только hard working.

Ученые Массачусетского технологического института пошли еще дальше и придумали систему для измерения счастья, в которой задействованы умные часы Pebble и смартфон с приложением Happimeter. Часы собирают физические данные (температура тела, сердечный ритм, уровень физической активности, эмоциональное состояние). Приложение спрашивает, насколько счастливым и активным вы себя ощущаете. Затем оно синхронизирует полученные данные (а также информацию о погоде, вашем местоположении и дне недели), показывает одно из девяти эмоциональных состояний, в котором, по его мнению, вы сейчас находитесь, или прогнозирует, какие эмоции вам может принести грядущий день.

Счастье в законе

Хайп вокруг темы счастья вырастил его актуальность до уровня государственных интересов. Экономисты (Лайд Ричард, профессор Лондонской школы экономики), социологи (Рут Винховен) и психологи (Мартин Селигман) заговорили о том, что счастье граждан — измеримый показатель, который так же важен для оценки эффективности государственной политики, как уровень их здоровья и благосостояния.

В высших эшелонах власти все чаще звучит мысль, что подход, на основе которого успешность государственной политики измеряется уровнем ВВП, устарел, а в основу нового должно быть положено счастье людей.

Мерять успешность государственной политики уровнем счастья граждан впервые (1972 год) начал Бутан — крошечная буддистская монархия, зажатая между Индией и Китаем. Его король Джигме Сингье Вангчуку придумал заменить понятие ВВП на ВНС — валовое национальное счастье. Получилось хорошо. В пересчете на счастье и на фоне соседей благополучие Бутана выглядит прилично, несмотря на то, что с 1971 года он возглавляет список наименее развитых стран.

Пример Бутана вдохновил экономически благополучные страны поработать с уровнем счастья своих граждан. Это произошло как раз после мирового экономического кризиса 2008-го. В 2009-м президент Франции Николя Саркози заявил, что если в формулу ВВП добавить «индекс счастья», это поможет справиться с кризисом. В конце 2010 года правительство Великобритании выделило два миллиона фунтов стерлингов на измерение индекса счастья британцев. А в 2015-м там появилась организация What Works Center for Wellbeing, которая помогает руководству королевства делать своих подданных счастливее.

В 2011 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе Бутана и в согласии с 50 государствами, среди которых Франция, Великобритания и Япония, приняла резолюцию «Счастье: целостный подход к развитию», в которой рекомендовала использовать счастье как показатель развития страны. Быстрее всех на эту инициативу отреагировал Китай и в том же году ввел собственный индекс счастья. В 2013 году Южная Корея основала программу «Счастливое обучение для всех». А в сингапурскую программу «Изучение личности и гражданской сознательности» была включена оценка общественно-эмоционального состояния. В 2014-м в Давос на Мировой экономический форум впервые пригласили Матье Рикара, биохимика, ставшего буддийским монахом, и включили в программу 25 семинаров на тему душевного и физического здоровья.

В контексте госпрограмм счастье понимается как удовлетворенность граждан жизнью, и оно вполне осязаемо.

Например, в докладе World Happiness Report, который с 2012-го ежегодно публикуется подразделениями ООН, уровень счастья страны оценивается по таким показателям, как ВВП на душу населения, социальная поддержка, ожидаемая продолжительность жизни, свобода граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения, щедрость и отношение к коррупции. Даже Бутан повышал градус счастья своих подданных не только с помощью медитаций и выращивания цветов на улицах, но и через организацию в стране мобильной связи и строительство автодорог.

Счастье — не в удовольствиях. Это как?

Итак, гедонизм делает людей счастливее, счастье можно измерить, им можно управлять, и все идет к тому, что именно оно станет главным мерилом нашей жизни. Тут вступают критики. Они посмеиваются над категоричностью когнитивных психологов и нейробиологов, которые убеждены, что действительно вот-вот найдут «кнопку счастья». И что эта кнопка напрямую связана с удовольствиями. Что тут смешного?

В условиях рыночной экономики удовольствия — это товар. Чем больше у человека денег — тем больше удовольствий ему доступно. Тем счастливее человек. Логично? Спросим ученых. Например, Ричарда Истерлина, американского экономиста и демографа, который еще в 1970-х годах заметил, что богатство, конечно же, влияет на субъективное переживание счастья человеком, но постольку-поскольку.

Проведенный им эксперимент показал, что удовлетворенность жизнью растет пропорционально количеству денег только у граждан с низким доходом. Человека со средним доходом по стране сделать счастливым уже труднее.

То есть богатые американцы, конечно, счастливее бедных. Но если увеличить доход одних и других пропорционально, то бедные почувствуют себя счастливее, остальные — нет. Другие ученые пытались с Истерлином поспорить, но в 2010-м он положил их на лопатки, когда опубликовал новое исследование по 37 странам и подтвердил, что замеченный им парадокс присутствует не только в Америке. Открытием Истерлина тема парадоксов не исчерпывается.

В 1981 году социологи запустили проект «Всемирный обзор ценностей» (World Values Survey), чтобы собрать данные о мировоззрении и ценностях всех живущих на земле. Исследование охватило страны, в которых живет 90 % населения Земли. Его результаты показали, что субъективное переживание благополучия людьми сильнее всего коррелирует со свободным выбором. А где есть свобода выбора, там и удовольствия, правда? Не совсем.

В 1971 году футуролог Элвин Тоффлер ввел в оборот понятие «сверхвыбор» и сказал: «Приходит время, когда выбор превращается в сверхвыбор, а свобода в несвободу». Лет 30 спустя «предсказание» Тоффлера сбылось, а его идею подхватили и развили другие ученые. Самый известный из них, пожалуй, психолог Барри Шварц.

Шварц убежден, что сверхвыбор, в котором живет западное общество, на самом деле не дает свободу, а забирает ее и лишает человека удовольствий. Потому что, во-первых, процесс выбора отнимает много сил. А во-вторых, когда человек наконец определился, он тут же начинает жалеть и изводить себя мыслями о том, что, вероятно, другой вариант был лучше. Знакомо?

Выходит, что чисто гипотетически идея свободного выбора людям нравится. И даже делает их счастливыми. Но на эмпирическом уровне все наоборот. Или не совсем наоборот, а как с доходами: выбор связан со счастьем, но есть предел.

Кроме всяких парадоксов, у современных критиков гедонизма есть еще один важный козырь. Дело в том, что до недавнего времени усилия большинства социологов, психологов и нейробиологов были сосредоточены только на изучении гедонистического вида счастья. Но смотреть на счастье нужно шире.

На минутку вернемся вглубь веков и вспомним Аристотеля, который, подобно современным ученым, парировал своим оппонентам и разработал концепцию эвдемонического счастья. Человек испытывает его, когда концентрируется не на своих эмоциях, а на внешнем мире и имеет какую-то цель в жизни, когда осознает свою причастность к чему-то большему, чем он сам. Удовольствие от вкусного ужина, захватывающего фильма или победы любимой футбольной команды — классические гедонистические радости жизни — дают мгновенный эффект (счастье), который быстро исчезает. Нейробиологи вам объяснят, почему. Воспитание детей или волонтерская работа не всегда связаны с удовольствием, но дают ощущение, что в жизни есть смысл, и она проходит не зря. Особенно хорошо это работает в длительной перспективе. И с этим нейробиологи согласятся тоже.

За последние пять лет было проведено несколько исследований в области эвдемонического счастья. В 2013 году психологи Стив Коул и Барбара Фредриксон изучили, как организм на генетическом уровне реагирует на чувство счастья и наличие у человека смысла.

Оказалось, что на неприятности и гедонистические удовольствия организм человека реагирует одинаково — стрессом. А вот у людей, в жизни которых есть смысл, ученые не заметили такой реакции. При этом испытуемые — гедонисты — чаще всего отмечали, что они счастливые люди, а те, у кого есть смысл в жизни, — нет.

Эмили Эсфахани Смит, главный редактор аналитического центра при Стэндфордском университете, на протяжении пяти лет изучала исследования психологов, философов и неврологов, а также интервьюировала людей, чтобы выяснить, что делает их счастливыми. Результат своих исследований она представила в книге, опубликованной в начале 2017-го, «Сила смысла» (The Power of Meaning: Crafting a Life That Matters) и во время выступления на TEDx. Эмили Эсфахани пришла к выводу, что гонка за счастьем делает людей несчастными, в то время как поиск смысла ведет к большему удовлетворению. Люди обретают смысл в жизни, когда ощущают свою сопричастность и полезность для кого-то, помимо себя, и когда развивают свои лучшие качества.

В этом же году нейроэкономисты Цюрихского университета Филипп Тоблер и Эрнст Фер провели эксперимент, во время которого просканировали мозг испытуемых и обнаружили, что люди, которые хотят осчастливить других, а не себя, ощущают больше счастья. А нейробиологи Ричард Дэвидсон и Брианна Шуйлер выяснили, что эвдемоническое счастье полезно для здоровья: люди с целью в жизни быстрее восстанавливаются после стресса, чем те, у кого ее нет.

Конечно, перечисленные исследования не перечеркивают все сказанное сторонниками гедонизма. И не ставят точку в изучении счастья. Но, судя по результатам новых исследований и их интенсивности, meaningful life имеет все шансы стать новым мейнстримом. А китайцы с их большой коммунистической мечтой — образцовыми счастливчиками.

ГЕДОНИЗМ — Новая философская энциклопедия

ГЕДОНИЗМ (от греч. ἡδονή – удовольствие) – тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия [УДОВОЛЬСТВИЕ](положительные) и страдания (отрицательные). В учениях представителей киренской школы [КИРЕНСКАЯ ШКОЛА]гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты, с другой – в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является абсолютной ценностью, гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Различают «эгоистический гедонизм» (теории, согласно которым исключительно личное удовольствие является конечной целью действий) и «универсалистский гедонизм» (когда удовольствие как общее счастье является конечной целью действий).

Аристипп [АРИСТИПП], вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), однако принимал во внимание наслаждение, которое может быть достигнуто в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм [ЭВДЕМОНИЗМ]. Таков гедонизм Эпикура [ЭПИКУР], который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее – состояние атараксии [АТАРАКСИЯ]. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции Средних веков идеям гедонизма не было места; лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Дж.Боккаччо, Л.Бруни, Л.Валла, Ф.Петрарка, К.Раймонди), да и то по преимуществу только в его мягкой эпикурейской версии.

В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеций, так же, как и Б.Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию трактуется как средство, используемое воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса (см. Разумный эгоизм [ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ]). Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная. По этой же линии развивались идеи либерализма – течения мысли, покоящегося на адекватном и последовательном обосновании автономии индивида – как личности и гражданина. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде – именно как принцип гедонического умонастроения и практики, в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора [ДОГОВОР ОБЩЕСТВЕННЫЙ]. Т.о., хотя идеи гедонизма и были воплощены в большинстве учений, они одновременно оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

К.Маркс, З.Фрейд и Дж.Мур с разных позиций сформулировали положения об удовольствии как практически-поведенческом и объяснительно-теоретическом принципе, которые концептуально оформили этот кризис. Так, в марксизме – в порядке социально-философской критики гедонизма – было показано, что наслаждения и страдания являются функцией от действительных социальных отношений людей. Благодаря психоанализу с его детальным изучением бессознательной мотивации и формирования характера человека, вниманием к технике наблюдения кардинально меняется положение в исследовании удовольствий. Фрейд с психологической точки зрения доказал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида, тем более (что было акцентировано последователями Фрейда) если речь идет о нравственных основаниях поведения. Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе натуралистическую ошибку [НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА]. В частности, в гедонизме, как правило, смешиваются понятия «желание» и «достойное желания», средство достижения блага и то, что является частью искомого блага, удовольствие и сознание удовольствия; привнесение в гедонистическое рассуждение критериев рациональности неявно устанавливает предел удовольствию и тем самым разрушает целостность гедонизма как концепции, утверждающей абсолютность ценности удовольствия. В свете такой критики гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип и переместился в сферу «моральной идеологии» и в практику. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, напр. психологии или теории потребления.

Литература:

1. Мур Дж. Э. Принципы этики. М., 1984, с. 125–85;

2. Sidgwick H. The Methods of Ethics. Cambr., 1981;

3. Gosling J.С.В., Taylor С.С.W. The Greeks on Pleasure. Oxf., 1982.

P.Г.Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гедонизм — (от греч. hedone — наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению… Большая советская энциклопедия
  2. гедонизм — Гедонизм, гедонизмы, гедонизма, гедонизмов, гедонизму, гедонизмам, гедонизм, гедонизмы, гедонизмом, гедонизмами, гедонизме, гедонизмах Грамматический словарь Зализняка
  3. Гедонизм — (греч. hedone – удовольствие, наслаждение). 1. Этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни удовольствие. В житейских ситуациях гедонистом называют человека… Толковый словарь психиатрических терминов
  4. ГЕДОНИЗМ — ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — англ. hedonism; нем. Hedonismus. Морально-этическая доктрина, позиция, в соответствии с к-рой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований. Социологический словарь
  5. гедонизм — орф. гедонизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. Гедонизм — Или идонизм (от греч. ηδονή — удовольствие) — этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия. См. Киринейская школа. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. Гедонизм — (от греч. hedone — наслаждение) 1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения… Педагогический терминологический словарь
  8. гедонизм — ГЕДОНИЗМ а, м. hédonisme m. Направление в этике, признающее наслажддение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. БАС-2. — Лекс. Толль 1863: гедонизм; Уш. 1935: гедонизм; Крысин 1998. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Гедонизм — (греч. hedone — удовольствие, наслаждение), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Сексологическая энциклопедия
  10. гедонизм — -а, м. Этическое учение, утверждающее, что удовольствие, наслаждение является высшим благом, целью жизни. [От греч. ‛ηδονή — наслаждение] Малый академический словарь
  11. гедонизм — Гедонизма, мн. нет, м. [от греч. hedone – наслаждение] (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий. Большой словарь иностранных слов
  12. Гедонизм — Направление в этике, утверждающее личное наслаждение как высшую цель и мотив человеческого поведения. Идеи гедонизма развиты Аристиппом и школой киренаиков. У Эпикура и его последователей гедонизм сближается с эвдемонизмом. В новое время проявления гедонизма характерны для утилитаризма Краткий религиозный словарь
  13. гедонизм — сущ., кол-во синонимов: 1 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  14. Гедонизм — (греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как… Словарь по культурологии
  15. гедонизм — Гедон/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  16. ГЕДОНИЗМ — ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone — удовольствие) — направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Большой энциклопедический словарь
  17. ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone — наслаждение) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия. Экономический словарь терминов
  18. гедонизм — гедонизм I м. Направление в этике, признающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. II м. Стремление к удовольствиям, наслаждению. Толковый словарь Ефремовой
  19. гедонизм — ГЕДОН’ИЗМ, гедонизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. hedone — наслаждение) (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий. Толковый словарь Ушакова
  20. ГЕДОНИЗМ — ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение) — этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению… Новейший философский словарь
  21. Гедонизм — (hedonismus; греч. hēdonē удовольствие, наслаждение) см. Гипергедония. Медицинская энциклопедия
  22. гедонизм — ГЕДОНИЗМ -а; м. [от греч. hēdonē — наслаждение]. Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. ◁ Гедонистический; гедонический, -ая, -ое. Г-ая этика. Г-ая философская школа. Толковый словарь Кузнецова

Что такое ГЕДОНИЗМ — что это, слово, определение, суть, значение

23Дек

Что такое Гедонизм

Гедонизм – это философское течение, суть которого заключается в том, что удовольствие является наиболее важным стремлением человечества. Термин происходит от  греческого  «Hedone» и в прямом смысле значит – удовольствие.

 

Что такое ГЕДОНИЗМ — значение, определение простыми словами.

 

Простыми словами, гедонисты считают, что смысл жизни и величайшее благо для человека заключается в получении удовольствия. А злом являются любые проявления боли и страданий.

 

 

Гедонизм и общество.

 

Как правило, гедонизм предполагает  индивидуальную позицию человека, неразрывно связанную с эгоизмом. Что означает стремление каждого человека искать свое собственное благо во всех сферах жизнедеятельности.

 

Более развитой и альтруистичной формой гедонизма является – утилитаризм. В данной концепции заложены принципы всеобщего блага. Моральная ценность любого действия, определяется  вкладом в общую полезность по отношению к умножению блага для всего общества.

 

Гедонизм с точки зрения психологии.

С точки зрения психологии, люди изначально построены таким образом, что бы желать исключительно удовольствие во всех проявлениях. Это является абсолютно нормальной и здоровой чертой любого индивидуума.

 

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

Что такое гедонизм 🚩 гедонизм википедия 🚩 Психоанализ

Как возник гедонизм

Согласно википедии, гедонизм — это учение, согласно которому человек должен стремиться, прежде всего, к получению удовольствия от всего. что его окружает. Считается, что основоположником гедонизма был Аристипп, древнегреческий философ, живший в 435-355 гг. до н.э. Он утверждал, что душа человека может находиться в двух состояниях: удовольствии и боли. Счастливый человек, по мнению Аристиппа, тот, кому удается как можно чаще получать удовольствие. Причем это удовольствие, в первую очередь, должно быть физическим, ощущаемым. Например, человек получает наслаждение от вкусной пищи и изысканных напитков, от интимной близости с партнером, от удобной одежды, горячей ванны и т.д.

Душевное удовольствие (от красивого пейзажа, прослушивания музыки, просмотра пьесы и т.п.) Аристипп ставил на второстепенное место, хоть и признавал его значимость.

Учение о гедонизме получило дальнейшее развитие в трудах других философов, в частности, Эпикура. По Эпикуру, наивысшее счастье и наслаждение в жизни можно получить, избавляясь от боли и страданий. Но боль и страдания нередко являются естественным следствием излишеств, отсутствия здоровой умеренности. Например, если слишком много есть, не приходится удивляться проблемам с пищеварением. Или если человек ведет слишком праздный образ жизни, оберегая себя от малейших нагрузок, у него в результате могут быть проблемы с сердцем, суставами. Поэтому Эпикур призывал к разумной умеренности во всем.

Английский философ и социолог У. Бентан, живший в XVIII– XIX вв., называл такие воззрения Эпикура гедонической расчетливостью.

Гедонизм – это хорошо или плохо?

Тяжело ли быть человеком-гедонистом? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. С одной стороны, гедонист часто ведет себя как эгоист, заботясь в первую очередь о собственных удобствах, преимуществах. С другой стороны, в какой-то степени эгоизм присущ абсолютному большинству людей. Ведь бескорыстных подвижников, абсолютно равнодушных к вопросам собственного удобства и выгоды, сравнительно немного.

В конце концов, что плохого, если человек стремится получать удовольствие от жизни? Важно лишь, чтобы это стремление не становилось чересчур сильным, не превращалось в навязчивую идею, заставляя забывать о чести, порядочности, интересах других людей. То есть, в случае с гедонизмом тоже надо стараться придерживаться некой «золотой середины». Необходимо всегда оставаться человеком, прислушиваться к другим людям и не «идти по головам».

Что такое гедонизм? (с иллюстрациями)

Гедонизм — это философская система, согласно которой люди в первую очередь мотивированы производством удовольствия и счастья и избеганием боли. Человек выбирает свои действия на основании того, сколько удовольствия и боли эти действия могут вызвать. Слово происходит от hēdonismos , греческого слова, означающего «восторг». В обсуждении этой философии удовольствие и боль имеют широкое значение.Удовольствие и боль относятся, соответственно, ко всем приятным или неприятным чувствам, переживаниям, состояниям, вещам, свойствам и событиям.

The ancient philosopher Epicurus developed the most well known hedonistic philosophy. Древний философ Эпикур разработал наиболее известную гедонистическую философию.

Есть несколько различных типов этой системы. Мотивационный гедонизм утверждает, что только удовольствие и боль побуждают людей делать или не делать что-то. Нормативный гедонизм , однако, утверждает, что только удовольствие и все виды удовольствия имеют ценность, тогда как только боль и все виды боли не имеют ценности. Гедонисты-эгоисты считают, что счастье отдельного человека имеет первостепенное значение, в то время как гедонистов-альтруистов считают, что счастье всех людей является самым важным.

The pursuit of pleasure, both physical and mental, is the aim of a hedonist. Погоня за удовольствием, как физическим, так и умственным, — это цель гедониста.

Различные философы, такие как Платон, Аристотель, Остин, Бейн, Спенсер, Бентам, Мур, Сиджвик, Милль, Броуд и Росс внесли свой вклад в эту философию, но наиболее влиятельными были Аристипп и Эпикур.Гедонизм возник у Аристиппа из Кирены, который считал, что удовольствие, которое включает в себя физическое удовольствие, любовь, умственное удовольствие, моральное счастье и дружбу, является наиболее важной мотивацией поведения. Аристипп также считал, что долгосрочные удовольствия более ценны, чем краткосрочные. За ним последовал Эпикур, который считал, что душевные и социальные удовольствия важнее физических. Эпикур также считал, что боль и самообладание имеют ценность в силу того, что иногда они необходимы для здоровья, а также доставляют еще больше удовольствия через умеренность.

Venetian Carnevale is a celebration of hedonism before Lent. Венецианский Карневаль — это праздник гедонизма перед Великим постом.

Утилитаризм — это похожая философия, потому что она утверждает, что человек должен выбирать свои действия в соответствии с тем, что лучше для всех людей.Другими словами, человек должен попытаться доставить максимальное счастье как можно большему числу людей. Большинство современных гедонистов стараются доставлять удовольствие, и они обычно считают, что лучший способ сделать это — сделать людей более равноправными, предоставив им больше личных свобод.

Plato made contributions to Hedonism. Платон внес вклад в гедонизм.Aristotle made contributions to hedonism. Аристотель внес свой вклад в гедонизм. .

гедонизма | Философия и определение

Гедонизм , в этике, общий термин для всех теорий поведения, в которых критерием является удовольствие того или иного рода. Слово происходит от греческого hedone («удовольствие»), от hedys («сладкий» или «приятный»).

Чиро Ферри: Триумф Вакха Триумф Вакха , холст, масло Чиро Ферри, 17 век. 141 × 205,7. В частной коллекции

Гедонистические теории поведения хранятся с древнейших времен.Их критики регулярно искажали их из-за простого заблуждения, а именно из-за предположения, что удовольствие, поддерживаемое гедонистом, обязательно имеет чисто физическое происхождение. Это предположение в большинстве случаев является полным искажением истины. Практически все гедонисты признают существование удовольствий, происходящих от славы и репутации, от дружбы и симпатии, от знаний и искусства. Многие утверждали, что физические удовольствия не только эфемерны сами по себе, но также включают, либо как предшествующие условия, либо как последствия, такие боли, которые не учитывают любую большую интенсивность, которую они могут иметь, пока они длятся.

Вакханалия Андриана , холст, масло Тициан, ок. 1523–26; в Прадо, Мадрид. Предоставлено Archivo Mas, Барселона

Самая ранняя и самая крайняя форма гедонизма — это гедонизм киренаиков, как утверждал Аристипп, который утверждал, что целью хорошей жизни должно быть чувственное удовольствие в данный момент. Поскольку, как утверждал Протагор, знание — это исключительно мгновенные ощущения, бесполезно пытаться вычислить будущие удовольствия и уравновесить их страдания.Истинное искусство жизни — вкладывать в каждый момент как можно больше удовольствия.

Ни одна школа не была более подвержена указанному выше заблуждению, чем Эпикурейская. Эпикуреизм полностью отличается от киренаизма. Для Эпикура удовольствие действительно было высшим благом, но на его интерпретацию этой максимы глубоко повлияли сократовская доктрина благоразумия и концепция лучшей жизни Аристотеля. Истинный гедонист будет стремиться к жизни, полной удовольствий, но этого можно будет достичь только под руководством разума.Самоконтроль в выборе и ограничении удовольствий с целью сведения боли к минимуму был необходим. Эта точка зрения сообщала эпикурейскому изречению: «Начало и величайшее благо всего этого — благоразумие». Эта отрицательная сторона эпикуреизма достигла такой степени, что некоторые члены школы нашли идеальную жизнь скорее в безразличии к боли, чем в позитивном наслаждении.

Эпикур Эпикур, бронзовый бюст с греческого оригинала, ок. 280–270 гг. До н. Э .; в Национальном археологическом музее Неаполя. Предоставлено Soprintendenza alle Antichita della Campania, Неаполь Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

В конце 18 века Джереми Бентам возродил гедонизм как психологическую и моральную теорию под эгидой утилитаризма. У людей нет другой цели, кроме величайшего удовольствия, поэтому каждый должен стремиться к величайшему удовольствию. Из этого следует, что каждый человек неизбежно всегда делает то, что он или она должны.Бентам искал решение этого парадокса в разных случаях в двух несовместимых направлениях. Иногда он говорит, что действие, которое человек совершает, — это действие, которое, по мнению , доставит наибольшее удовольствие, тогда как действие, которое нужно совершить, — это действие, которое действительно доставит наибольшее удовольствие. Короче говоря, расчет — это спасение, а грех — близорукость. В качестве альтернативы он предполагает, что действие, которое человек совершает, доставит ему наибольшее удовольствие, в то время как действие, которое следует совершить, доставит всем тем, на кого он воздействует , наибольшее удовольствие.

Джереми Бентам. © Photos.com/Thinkstock

Психологическая доктрина о том, что единственная цель человека — удовольствие, была эффективно подвергнута критике Джозефом Батлером. Он указал, что у каждого желания есть свой особый объект, и что удовольствие приходит как долгожданное дополнение или бонус, когда желание достигает своей цели. Отсюда парадокс, заключающийся в том, что лучший способ получить удовольствие — это забыть о нем и всем сердцем стремиться к другим целям. Батлер, однако, зашел слишком далеко, утверждая, что удовольствие нельзя преследовать как цель.Обычно, когда человек голоден, любопытен или одинок, у него есть желание поесть, узнать что-нибудь или составить компанию. Это не желание удовольствий. Можно также есть сладости, когда не голоден, ради удовольствия, которое они доставляют.

Джозеф Батлер, фрагмент с гравюры Т.А. Дин, 1848 г., по портрету Джона Вандербанка. BBC Hulton Picture Library

Моральный гедонизм подвергался нападкам со времен Сократа, хотя моралисты иногда доходили до крайности, считая, что люди никогда не обязаны доставлять удовольствие.Может показаться странным сказать, что человеческий долг — стремиться к удовольствиям, но удовольствия других, несомненно, считаются одними из факторов, имеющих значение для принятия морального решения. К критике, которую обычно призывают против гедонистов, можно добавить одну особую критику, заключающуюся в том, что, хотя они утверждают, что упрощают этические проблемы путем введения единого стандарта, а именно удовольствия, на самом деле у них есть двойные стандарты. Как сказал Бентам: «Природа поставила человечество под власть двух суверенных господ — боли и удовольствия.Гедонисты склонны относиться к удовольствию и боли так, как если бы они были, как жара и холод, градусами по единой шкале, хотя они действительно различны по своему характеру.

.

Психологический гедонизм | Britannica

Психологический гедонизм , в философской психологии точка зрения, согласно которой все человеческие действия в конечном итоге мотивируются желанием удовольствия и избеганием боли. Его поддерживали различные выдающиеся мыслители, в том числе Эпикур, Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль, и важные обсуждения этого вопроса также можно найти в трудах Платона, Аристотеля, Джозефа Батлера, Г. Мур и Генри Сиджвик.

Поскольку его защитники обычно предполагают, что агенты мотивированы только перспективой собственных удовольствий и страданий, психологический гедонизм является формой психологического эгоизма.Однако психологический эгоизм — более широкое понятие, поскольку можно считать, что человеческие действия исключительно корыстны, не настаивая на том, что личный интерес всегда сводится к вопросам удовольствия и боли. Как эмпирический тезис о мотивации человека психологический гедонизм логически отличается от утверждений о ценности желаний. Таким образом, он отличается от аксиологического или нормативного гедонизма, взгляда на то, что только удовольствие имеет внутреннюю ценность, и от этического гедонизма, взгляда, что действия, вызывающие удовольствие, нравственно правильны.

Психологические гедонисты имеют тенденцию толковать «удовольствие» очень широко, включая все положительные чувства или переживания, такие как радость, удовлетворение, экстаз, удовлетворенность, блаженство и т. Д. Аналогичным образом, «боль» обычно понимается как включающая все негативные чувства или переживания, такие как боли, дискомфорт, страх, вина, беспокойство, сожаление и так далее. Однако даже широкое толкование удовольствия и боли маловероятно, чтобы думать, что все действия успешно приносят удовольствие или уменьшают боль.Люди часто ошибаются в том, как достичь этих результатов, и в некоторых случаях стремление к удовольствию на самом деле контрпродуктивно (так называемый парадокс гедонизма). Следовательно, психологический гедонизм обычно выдвигается как утверждение о том, что агенты верят или принимают за то, что приносит удовольствие и уменьшает боль.

Гедонисты склонны полагать, что агенты пытаются максимизировать свое чистое удовольствие над болью. Однако им не нужно отрицать, что агенты часто приносят пользу другим, поскольку тезис можно сохранить, считая, что действия, приносящие пользу другим, тем не менее, имеют гедонистическую мотивацию.Сам гедонизм нейтрально относится к тому, какие виды действий являются средствами для получения удовольствия, а какие виды переживаний доставляют удовольствие.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас

Психологический гедонизм обычно защищается обращением к наблюдениям за человеческим поведением вместе с неявной задачей найти альтернативные модели действия, которые в равной степени объясняют, но не укладываются в гедонистический подход.Однако это будет опровергнуто явным случаем негедонистической мотивации. Стандартные контрпримеры включают солдата на поле битвы, который отдает свою жизнь, чтобы спасти товарищей, и жертвы родителей ради своих детей. Гедонисты обычно отвечают на такие примеры, переопределяя очевидно альтруистические мотивации в гедонистических эгоистических терминах. Например, можно сказать, что солдат действовал так, чтобы избежать пожизненных угрызений совести. Однако тот факт, что такие переописания возможны, сам по себе не делает их правдоподобными.Гедонисты также могут настаивать на том, что попытки получить удовольствие или избежать боли — это просто часть того, что является мотивом для чего-то. Этот шаг, однако, трансформирует то, что якобы является фактическим утверждением о человеческой мотивации, в тривиальную истину определения.

.

определение гедонизма от The Free Dictionary

Джим был учеником водопроводчика, чей слабый подбородок и гедонистический темперамент в сочетании с некоторой нервной глупостью обещали никуда не привести его в гонке за хлебом с маслом. в том смысле, в котором мы используем эти термины сегодня. ПРОРЫВ Легкой жизни — Манчестерская горилла — 21 марта «Легкая жизнь» — это реакция на испытания и невзгоды современного мира; «гедонистическое видение», в котором гармонично сочетаются джаз, фанк и инди.Это было настоящим открытием для роскошных гедонистических праздников, которые Латифа назвала «Всеобщий пиар». Очень грустно. В то время девяностые казались великолепными, но я вел гедонистический образ жизни ». Управляющий отелями размышляет о своей гедонистической жизни и о том, как его балеарское убежище стало фаворитом таких легенд, как Фредди Меркьюри и Хулио Иглесиас. Имея миллионы, он, как полагают, вел гедонистический образ жизни. Булгари пользуется гедонистическим и живым подходом к дизайну, благодаря чему он создает яркие творения, заслужив звание ювелира звезд.Потребительский спрос на «гедонистический шоколад» помог увеличить продажи и прибыль в Hotel Chocolat, поскольку фирма готовится к лучшему в истории Рождеству. Сейчас они живут в гедонистическом и ветхом городке, лишенном полиции и заполненном бандами, которые зарабатывают на жизнь контрабандой иностранцев. волосы, которые люди должны курить как наркотик. Анализ ответов на интернет-анкету из 37 пунктов, заполненную 391 студенткой, показал, что 31% определили себя как гедонистки (40% были связаны). головокружительный рокер «Маленькая мисс Джон Уэйн» (с насмешливым видео с участием Worcester drag queen Джослин Фокс) на кантри-золотую кавер-версию песни РуПола «(Here It Comes) Around Again» (которая, как сообщается, сделала всемирно известная трансвестит (экстраординарная трансвестит), подпись Стюарта «страна, которая кайфует» сделает именно это, когда он сыграет «Homecoming Halloween Extravaganza» в 20:30.м. .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о