Гедонизм философия – Что такое гедонизм и кто такой гедонист

Гедонизм — Психологос

Гедони́зм (от — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в хорошей жизни. В отличие от наслаждения в определении Эпикура, понятии гедонизма зачастую используется в негативном смысле для описания чисто материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь.

Философия гедонизма

Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристипу находится именно в физическом удовлетворении.

Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью освобождения от беспокойства (атараксии) и боли не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.

Утилитарист Джереми Бентам называет такой подход «гедонической расчётливостью». Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает между этическим и психологическим гедонизмом.

Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

«Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола».

Основной парадокс гедонизма

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать. Эту формулу вывел Эпикур, но он не является гедонистом, как ошибочно полагает большинство.

Ссылки

www.psychologos.ru

Гедонизм в философии. Кратко — Философия — Наука — Каталог статей

Гедонизм в философии. Кратко

Эта этическая теория возникла в Древней Греции, провозглашая счастье величайшим благом и главной целью жизни. Счастье в этом смысле подразумевает наслаждение (от греческого hedone), хотя сама природа удовольствий может пониматься по-разному.

Гедонизм отнюдь не всегда потакание человеческой склонности к чувственным удовольствиям. По наблюдению американского философа и психолога Уильяма Джеймса, «если только обычное «чувство удовольствия» является решающим, то высшей ценностью в человеческом опыте будет алкогольное опьянение».

Для представителей киренской школы философии, основанной около 400года до н. э. Аристиппом из Кирен, высшим благом было мимолетное наслаждение, доставляемое «трепетом плоти». Аристипп утверждал, что все живое жаждет наслаждений и избегает страданий, и был скептически настроен по отношению к идее о том, что можно постичь что-либо за пределами кратковременных физических ощущений.

Однако чувственные радости, согласно Аристиппу, не равнозначны запрету на аскетизм: этот философ полагал, что разум и самоконтроль незаменимы в поиске наивысших наслаждений. Упрекаемый в привязанности к куртизанкам, он остроумно возражал: «Да, я обладаю ею, но сам не становлюсь жертвой обладания с ее стороны, ибо владеть собой в удовольствиях, не подчиняясь куртизанке, лучше, чем бесконтрольно покоряться ей».

Представители другой древнегреческой школы, основанной Эпикуром (341 -270до н. а), также видели в наслаждении великое благо. Наслаждение, доказывал Эпикур, достижимо в свободе от страданий, как умственных, так и телесных и наилучший способ обрести его — обуздать свои желания, сосредоточиваясь более на радостях духа, чем на удовольствиях плоти. То есть высшее из благ — безмятежная отстраненность. «Невозможно, — рассуждал Эпикур  —  радоваться жизни, отвергая мудрость, добро и справедливость. И так же невозможно жить мудро, счастливо и справедливо, лишая себя удовольствий жизни».

Ближе к нашему времени гедонизм снова проявил себя в утилитаризме, провозглашавшем: личные действия человека и социальная политика должны быть направлены к тому, чтобы «величайшее счастье обрело величайшее множество людей».

www.winstein.org

Гедонизм — Википедия

Гедони́зм

(др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

История гедонистических учений

Гедонизм как чистая философия

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.

[1]

Научная дискуссия вокруг гедонизма

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом.

Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[2]

Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.

В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.

Гедонизм и футурология

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.

Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.

См. также

Примечания

  1. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
  2. Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
  3. Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
  4. Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
  5. Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
  6. Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
  7. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
  8. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  9. ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
  10. Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
  11. Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
  12. Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
  13. Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  14. ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.

Ссылки

wikipedia.green

нарциссизм или путь к душевному благополучию?

Жизнь в стремлении к максимально полному удовлетворению своих потребностей – нарциссизм или путь к душевному благополучию? Этим вопросом задавались еще древние философы. Взгляды общества на гедонизм менялись с течением времени, однако так и не пришли к единому знаменателю.

Что такое гедонизм?

Гедонизм – античное учение, определяющее удовольствие как высшее благо, цель и смысл жизни. Принцип гедонизма прямо противоположен принципу аскетизма, где воздержанность в удовлетворении плотских желаний выступала основным критерием добродетели.

Первый представитель гедонизма, Аристипп, говорил о том, что путь к счастью лежит через избегание боли и получение физических удовольствий. Эта мысль и легла в основу учения.

Период расцвета гедонизм переживал в XVIII веке в Европе.

Царствовавший в то время абсолютизм (неограниченная монархия) способствовал развитию у аристократов инфантилизма, стремления к праздности и страха перед ответственностью. От каприза монарха зависело все – он был и единственным «отцом», и карателем. По мнению психологов, именно это и привело к тому, что культ вечной юности и беззаботности стал так популярен среди высших слоев.

Серьезный философский подход к гедонизму в обществе вернулся благодаря Иеремии Бентаму. Создатель теории утилитаризма взял за основу учения Аристиппа и Эпикура о счастье и описал новую моральную систему. Если смысл жизни с точки зрения гедонизма – удовлетворение своих личных потребностей, то в утилитаризме главным стремлением стала максимизация удовольствия всех окружающих людей и существ.

Гедонизм в современном обществе

В современной культуре, к сожалению, наблюдается феномен гипергедонии – патологического стремления к удовольствиям и развлечениям. По мнению ученых, это связано с изменением образа жизни, который повлек за собой смену культурных ценностей, нравов и морали. Господство «внешнего» над «внутренним» – вот как можно охарактеризовать процесс, происходящий в обществе сегодня. Вещи заменяют духовные ценности. Средства массовой информации диктуют единый стиль жизни – жить сегодняшним днем и ни в чем себе не отказывать. Гипертрофированное стремление к удовольствиям приводят к эгоизму и равнодушию – современному гедонисту свое благополучие важнее, чем чужие трагедии и мировые катаклизмы.

Представители гедонизма

Первыми, кто начал пропагандировать идею гедонизма, были представители киренской школы и ее основатель – Аристипп.  Позже идеи Аристиппа были собраны воедино в цельное и систематическое учение его внуком. Эпикурейцы преобразовали систему гедонизма, поставив на первое место духовные наслаждения – сам Эпикур считал, что человек может быть счастлив и в бедности, если он избегает душевных страданий. Также к представителям гедонизма можно отнести киренаиков Гедонипа, Гигезия и Федора Атеиста.

В эпоху Возрождения отметились новые представители гедонизма – Л. Валла, К. Раймонди. Конечно же, к тому времени учение претерпело некоторые изменения и стало уклоняться в эпикуреизм. Гедонизм в чистом виде можно встретить в произведениях Маркиза Де Сада. Идеи гедонизма находили свою поддержку и у философов иных направлений – Спиноза, Локк, К. Гельвеций напрямую связывали поведение людей с получением удовольствия. Труды К. Маркса и З. Фрейда также опираются на идеи гедонизма – авторы рассматривают  удовольствие как один из мотивирующих факторов человеческого поведения.

Сегодня принципы гедонизма вряд ли можно рассматривать серьезно. Однако удовольствие все еще остается предметом изучения отдельных отраслей наук – например, теории потребления в экономике.

blogintroverta.ru

Гедонизм

Оппонентами гедонизма были киники. Основателем этого направления является Антисфен (435-375 гг. до н. э.). Киники отрицали наслаждение во всех его видах, включая элементарные человеческие удобства. Диоген Синопский (ум. ок. 330 г. — 320 г. до н. э.), как известно, жил в бочке, пользовался только плащом как одеждой и как одеялом. Идея киников была связана с обретением полной свободы от общества путем отрицания его ценностей. Диоген отрицал брак, не признавал отечества, законом жизни считал законы природы. В итоге образ жизни киников являлся циничным попранием элементарных общественных норм жизнедеятельности. Бегство от общества привело их к отрицанию элементарных моральных правил.

Довольно отчетливо намечена киниками ригористическая тенденция понимания морали: добродетель самоценна, мудрец, обладающий ею, ни в чем более не нуждается.

Чрезвычайно важные для понимания смысла морали идеи внутренней свободы личности и приоритета духовных ценностей были абсолютизированы представителями кинической школы, доведены до крайности, что способствовало их существенной трансформации. Что касается гедонизма киренаиков, то это — гипертрофированное выражение также очень важной для этики идеи — идеи ценности конкретных потребностей конкретной личности. В дальнейшем развитии античной культуры размышления киников ассимилируются в стоицизме, а восприемником учения киренаиков выступает эпикуреизм.

Учение Аристиппа

Аристипп из Кирены – основатель киренской школы, высшее благо усматривал в стремлении человека к удовольствиям.

Основные положения гедонизма сводятся к следующему: ощущения не имеют познавательного содержания, они отражают лишь душевное состояние субъекта. Ощущения подразделяются на легкие (удовольствия) и бурные (неудовольствия). Удовольствие есть благо, то, к чему надо стремиться. Неудовольствие, страдание есть зло. Его надо избегать. Отсутствие удовольствия или страдания не является ни благом, ни злом. Удовольствие не следует смешивать со счастьем. К частным наслаждениям следует стремиться ради них самих, а к счастью — не ради него самого, но ради частных наслаждений. Знания полезны потому, что позволяют более полно наслаждаться. Подлинными удовольствиями являются лишь телесные, они имеют преимущество перед духовными. Удовольствие относится к настоящему: воспоминание о благе или ожидание его не есть удовольствие – одно забылось, другое еще нет.

Гедонизм в учении Аристиппа проникнут утверждением, что жизнь человека в многообразии ее чувственных проявлений является высшей моральной ценностью. Недостаток его концепции — в натурализации человека и его духовных проявление отсутствие чувства меры в гедонистических побуждениях. Конечно, человек может и должен наслаждаться жизнью всякое наслаждение в той или иной мере должно быть поставлено под контроль долга, моральных предписаний. В противном случае оно перерастает в аморализм по отношению к близким, обществу, в котором живет человек, а в конечном счете, и к самому себе.

Долг

Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг — это принятие личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Свойства долга

  1. Осознание необходимости

  2. Заинтересованность в исполнении

  3. Добровольность принятия

studfiles.net

📌 Гедонизм — это… 🎓 Что такое Гедонизм?

Гедони́зм (др.-греч. ηδονή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм.

Обзор гедонистических учений

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Иеремия Бентам называл такой подход «гедонической расчётливостью».

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы.

В кинематографе

  • «Клуб «Shortbus»» Джона Кэмерона Митчелла — фильм, названный гимном гедонизму.
  • В мультсериале «Футурама» есть второстепенный персонаж — Робот-Гедонист, как следует из имени, ставящий целью своей жизни получение наслаждений. Постоянно лежит на кушетке, которая является частью его корпуса, и непрерывно поглощает виноград.
  • Также идеи гедонизма можно увидеть в фильме «Дориан Грэй». Персонаж по имени Генри Уоттон широко распространяет свои идеи среди знакомых и друзей. На распространении этих идей строится сюжет фильма и книги Оскара Уайльда.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Гедонизм что это такое (определение)

Одним из самых популярных направлений философии и этики является гедонизм. Он имеет древнее происхождение и многовековую историю, и стоит сказать, что теория гедонизма весьма интересна: она провозглашает главным благом или даже смыслом жизни людей – наслаждение и удовольствие.

Немного истории

Основоположником гедонизма является современник Сократа Аристипп, живший в 435—355 гг. до нашей эры. Он считал, что душа человека на протяжении всей своей жизни может пребывать только в двух состояниях – наслаждении (это состояние он описывал как мягкое и нежное) и боли, являющейся грубым движением души.

Согласно его представлению о жизни, любой человек на протяжении своего существования стремится к тому, чтобы испытывать как можно больше удовольствия, при этом стараясь избегать боли. Именно в этом и заключается смысл жизни. Причем удовольствия Аристипом рассматривались как физическое удовлетворение, а значения слова «гедонизм» – это наслаждение, удовлетворение, удовольствие и тому подобные синонимы.

Другим философом, внесшим свою лепту в становление гедонизма, был Эпикур. Он полагал, что показателем удавшейся жизни человека является удовлетворение. Причем оно не является самоцелью. Главное – стараться избегать на протяжении жизни несчастья и страданий.

Примечательно, что человек, согласно этой философской теории, счастлив не тогда, когда он потребляет много благ и получает удовлетворение, а тогда, когда становится внимательным к истинным ценностям, например таким, как дружба. Кстати, Эпикур вывел главный парадокс гедонизма: чтобы получить наибольшее удовлетворение, надо научиться себя ограничивать в маленьких радостях.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что значит: аддикция?

Стоит сказать несколько слов о таком явлении, как радикальный гедонизм. Впервые о нем упомянул древнегреческий философ Гегесий, которого часто называют «учителем смерти». Он утверждал, что главное в жизни – не испытывать боли и страдания, поэтому каждый человек должен задумываться о собственном балансе. Если он станет испытывать больше дискомфорта, чем удовлетворения, то он вполне вправе лишить себя жизни.

Позже принципы гедонизма стали изучать утилитаристы. Например, в 19 веке Генри Сидгвик разделил гедонизм на:

  • Психологический.
  • Этический.

Первый, согласно его мнению, проявляется в стремлении человека к удовлетворению собственных радостей, и именно это мотивирует человека на те или иные поступки. А второй тип гедонизма предполагает, что человек на протяжении жизни постоянно стремится к удовлетворению, причем оно может быть как личным (гедонический эгоизм), так и общим для какой-либо группы людей (утилитаризм).

Наслаждение и счастье

Для человека, который имеет гедонистический склад, главным на протяжении всей жизни становится достижение трех целей – удовольствие, вечная молодость и здоровье. Если верить этой точке зрения, то гедонистами можно назвать большую часть современного человечества. Еще бы! Кто из нас не мечтает быть вечно молодым, здоровым и счастливым?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Но все-таки для гедонистов удовольствия являются чем-то большим, чем для других людей, это их смысл жизни. Гедонизм при этом во главу угла ставит удовольствия физические, хотя и о моральных здесь тоже можно говорить.

Рекомендуем: Что такое аскетизм?

Вот только чувственное или интеллектуальное удовлетворение воспринимается гедонистами просто как акт наслаждения. Например, представитель гедонизма станет смотреть фильм или читать книгу только для того, чтобы приятно провести время, а не для того, чтобы научиться чему-то новому или что-то для себя почерпнуть.

Стоит отметить, что один из известнейших психологов мира – Зигмунд Фрейд – в основу своей теории психоанализа положил именно принцип гедонизма. Человек, согласно Фрейду, всю свою жизнь стремится к тому, чтобы получать удовлетворение и избегать неприятностей. Причем в этом нет какого-либо отклонения от нормы, это естественный физиологический и психологический процесс.

Отметим, что в современном научном мире имеются противники теории гедонизма. Ученые провели такой эксперимент: к центру удовольствия в головном мозге крысы прикрепили электрод, а идущий от него проводок – к педальке. Если животное на нее давило, каждый раз оно чувствовало наслаждение.

Рекомендуем: Гештальт терапия

Спустя какое-то время крыса перестала есть, полностью отказалась от воды и только и делала, что нажимала на педаль. Получается, что чрезмерное удовольствие для нее могло обернуться неминуемой гибелью. В связи с этим психологи уверены, что гедонизм обязательно нуждается в морально-нравственном ограничителе. Автор: Елена Рагозина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *