Интеллектуальная рефлексия это – Интеллектуальная и личностная рефлексия в деятельности психолога

Интеллектуальная рефлексия.

Интеллектуальная рефлексия определяется в качестве умения субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.

В качестве основы интеллектуальной рефлексии, таким образом, выступают мыслительные операции. Важными функциями интеллектуального типа рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость, систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта.

В форме интеллектуальной рефлексии человек осмысляет предметности проблемной ситуации, определяющиеся содержанием задачи, и их операциональные преобразования [6, с. 101]. Она помогает ему находить нестандартные решения проблем и реализовывать эти решения наиболее эффективным в складывающихся условиях образом.

Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля. Она связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами. Это проявляется, во-первых, в отслеживании хода протекания своей умственной деятельности, в знании своих познавательных качеств, их слабых и сильных сторон, а во-вторых, в обнаружении и использовании приемов регуляции работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании.

Данный тип рефлексии важен, прежде всего, для преодоления проблем и затруднений, возникающих из-за несоответствия интеллектуальных стереотипов наличной ситуации. Функция его состоит в переосмыслении и преобразовании первоначальной модели объекта в более адекватную модель на основе новой информации о нем.

Сущность интеллектуальной рефлексии заключается также в осуществлении движения смыслов посредством следующих речевых функций: фиксаций, установок, вопросов, оценок, предположений и утверждений. В фиксациях и установках личностью реализуется экстенсивный вид интеллектуальной рефлексии, связанный с осмысленностью. В форме оценочных или вопросительных высказываний, выделяемых интонацией, реализуется интенсивный вид интеллектуальной рефлексии. Предположения и утверждения представляют собой конструктивный вид интеллектуальной рефлексии и наиболее тесно связаны с гештальтообразованием [4, с. 154-181]. Реализация указанных функций поддерживает процесс осмысления и переосмысления содержания объекта, отношения субъекта к нему, его намерения реализовать значимость и адекватность данного содержания для достижения определенного результата.

Необходимо особо отметить роль интеллектуального типа рефлексии в образовательных процессах. Значение имеет не только высокий уровень развития рефлексивных способностей обучающихся, но также и педагогов. Преподаватель высшей школы в рамках образовательной системы выполняет многогранную роль, являясь одновременно субъектом процесса передачи знаний, формирования профессиональных компетенций и организации данного процесса. Под педагогической рефлексией понимается способность преподавателя аналитически относиться к своей педагогической деятельности и обслуживающим ее мыслительным процессам. Являясь катализатором профессионального и личностного развития, она обеспечивает успешное использование основных принципов и методов самоанализа для постоянного самосовершенствования.

Итак, интеллектуальная рефлексия — это осознание и переосмысление собственных действий, составляющих содержание интеллектуальной деятельности, в основе которых лежат процессуальные и личностные характеристики познавательных психических процессов.

studfile.net

Психолого-педагогические аспекты формирования интеллектуальной рефлексии в начальной школе

«Если вы хотите большого изменения, начинайте с малого»
Джей Хейли

Проблема развития рефлексии является одной из важнейших в психологии и педагогике. Изучение рефлексивной деятельности, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов личностного развития.

Как показывает анализ литературы, различное понимание рефлексии обусловлено многообразием содержаний, специфичностью целей и задач, решаемых в каждом конкретном случае. В зависимости от этого разные авторы предлагают свои варианты классификации типов (видов, уровней, форм) рефлексии.

В данной статье представлен опыт работы по формированию интеллектуальной рефлексии. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Осуществляя интеллектуальную рефлексию школьник не только получает знания, но и учится тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Изучением рефлексии младших школьников занимались В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман. «…Рефлексию принято считать одной из важнейших способностей, которая как целостное образование начинает складываться в младшем школьном возрасте…Проектируемая норма, итог начального образования – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?». Определив, чего именно он не знает, учащийся 9–10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «А у меня не получается!…», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия. Центральным психологическим механизмом подобного поведения учащегося является

определяющая рефлексия как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею)…»

По данному вопросу известна позиция Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Они выбрали в качестве основного вектора развития школьников овладение общими способами действия, позволяющими ребенку решать широкие классы задач. Несколько позднее это было осмыслено как развитие теоретического мышления. «…Его главная характеристика — рефлексивность: способность человека не только решать задачи, но и осознавать способы своих действий, их основания и границы их применимости, критично относиться к процессу своего действия и полученным результатам. Обучение, которое сделало способность к рефлексии не редкостным даром интеллектуально одаренных детей, а нормой развития младших школьников, и было названо учебной деятельностью…» В.В. Давыдов.

Формирование и развитие рефлексии сложный и неоднозначный процесс. При этом уровень развития рефлексии, сформированной целенаправленно, много выше, чем в случае её самопроизвольного становления и развития. Основой рефлексии является самооценка учащихся. Об этом говорит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который устанавливает требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. «В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я – концепции и самооценки. Самооценка является ядром самосознания личности…»

Г.А. Цукерман, исследуя роль учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника, писала о том, что «…рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям…».

В своей работе мы опирались на принципы безотметочного оценивания, которые разработала Г.А.Цукерман.

  • Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
  • Самооценка должна постепенно дифференцироваться, т.е. учащийся должен уметь сравнивать свою работу с другими.
  • Работа по формированию самооценки ведётся от симбиотической общности ровесников, обладающей способностью к внешней определяющей рефлексии к каждому ученику.

Начало обучения первоклассников мы строили, опираясь на данные утверждения. В частности подготовка к уроку математики начиналась с пальчиковой гимнастики:

«Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, что б показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал».

Всем знакомая пальчиковая гимнастика. Но ученики нашего класса, выполняя эту гимнастику дома и в классе, вкладывали в неё другой смысл. Большой палец – учебник. Он нужен на любом уроке. Указательный палец – тетрадь для самостоятельных работ на печатной основе. Средний пальчик – тетрадь рабочая. Безымянный – фишки. Мизинец – палочки.

В 2010 году в совместном творчестве с учащимися родилась «Ладошка», как метод наглядной самооценки <Рисунок 1>. В конце 1-го, начале 2-го классов приём «Ладошка» стал использоваться на всех уроках, как содержательная оценка работы учащихся, которая должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно. В практике можно использовать различные критерии оценивания, в зависимости от их актуальности для данного коллектива, для данного учебного предмета.

При работе с литературным произведением учащиеся могут контролировать своё домашнее чтение с помощью критериев <Рисунок 2> и в дальнейшем на уроке оценить чтение одноклассников. Так складывается адекватная самооценка.

Различные учебные предметы предъявляют разные требования, но они могут пересекаться. Например, содержание необходимо, как в письменных работах, так и в устных. Но в письменных работах присутствует аккуратность <Рисунок 3> а в устных — умение рассказывать интересно <Рисунок 4>. Все критерии, составлены совместно учениками и учителем. Г.А. Цукерман в своей статье «Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности» говорит о том, что «…ученики должны: (а) с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки, (б) участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем. Им должна быть открыта внутренняя кухня оценивания…».

На уроках окружающего мира, чтобы поднять в ранге поисковые, творческие, а не только репродуктивные усилия учащихся, появляется критерий – удивительно <Рисунок 4>.

По устным предметам у каждого ученика в рабочей тетради есть «страница успеха», куда школьники наклеивают ладошки, заполненные на уроках <Приложение 1>.

«Учителем» может быть класс в целом, когда каждый ученик комментирует ответ выступающего по критериям <Рисунок 2>, <Рисунок 4>. Либо, при работе в парах, учащиеся могут находиться как в роли ученика, так и в роли учителя, оценивая работу друг друга. При выполнении письменных работ в конце урока учащиеся закрашивают пальчики по критериям <Рисунок 3>. Работа по взаимному оцениванию и самооцениванию по определённым критериям проводится постоянно на различных учебных предметах. Эта работа приносит свои положительные результаты: самооценка учащихся выравнивается, в соответствии возрасту, исчезли вопросы почему «4», а не «5», как у учащихся, так и их родителей.

На первой стадии становления рефлексии у учащихся формируются способности дифференцировать отдельные компоненты учебной деятельности:

1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Далее мы предлагаем ряд авторских упражнений направленных на формирование целеполагания (такие упражнения необходимо проводить ежедневно, из урока в урок).

1 упражнение способствует умению поставить цель урока, опираясь на тему, и на выходе соотнести цель урока и результат. Например: «Сегодня на уроке я узнаю (научусь)…» и т.д. В конце урока цель озвучивается снова. Достигнута ли она? Ученики одним предложением могут записать результат своей работы: «Сегодня на уроке математики я узнал (а), или научился (ась), или понял(а) и т. д. Формирование данного умения прошло несколько стадий, чтобы прийти к осознанному построению высказывания.

  • 1 этап. Сегодня на уроке я (что делал?).
  • 2 этап. Сегодня на уроке я (что делал?), чтобы… .
  • 3 этап. Сегодня на уроке я понял, узнал или научился.
  • 4 этап. Учащиеся сами определяют начало предложения.

Когда учащиеся овладели данным умением, на рефлексивных уроках можно предлагать три блока высказываний: когнитивный, эмоциональный, коммуникативный. В частности на уроке чтения, посвящённом формированию личностной рефлексии: «Как хорошо, что я – это именно Я!», учащимся были предложены высказывания, которые надо было закончить (в каждом блоке можно выбрать 1 предложение <Приложение 2>).

2 упражнение – игра: «Поймай мяч». Разукрупнение общей цели на более мелкие, связанные с конкретными заданиями. Учитель обращает внимание на значение каждого задания (вопрос задаётся одновременно с передачей мяча ученику, мяч возвращается учителю с ответом): «С какой целью (зачем) выполняли задание? Где пригодятся знания? Отвечает ли задание цели урока? Какое задание наиболее помогает приблизиться к цели урока?» и т.п. Игра привносит в сложный мыслительный процесс детский интерес и активность. Упражнение выполняется с лёгкостью. Вызывает привычку задумываться над значимостью каждого задания, выполняемого на уроке. А так же способствует умению интерпретировать цель познавательной деятельности на языке задач.

3 упражнение — «Волшебная шляпа». Шляпа хорошо помнит всё, что происходит на уроке и помогает вспомнить каждому, кто её надевает. Надевая её по очереди, учащиеся легко вспоминают содержание урока и подводят его итог.

Не менее важным умением и способом регуляции своей деятельности является планирование. Планирование (или «мысленное экспериментирование», или «внутренний план действий») состоит в поиске и построении системы возможных действий и в определении оптимального действия, соответствующего условиям задачи.

В данном разделе мы представляем работу по теме «Орфография». На что необходимо обратить внимание, говоря об орфографическом умении. Прежде всего, это развитие речевого слуха и орфографической зоркости. Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух.

Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм (процесс восприятия и осознания орфограмм) и определение их типа (классификация). «Зоркость связана не с остротой зрения, а является качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга» Лук А.Н. «Психология творчества»

С целью выявления уровня сформированности орфографической зоркости была проведена игра «Второй раз в первый класс». Цель: в течение месяца необходимо пройти путь от первоклассника до четвероклассника. На уроках выдаются листы с заданиями. В левой части пять строчек текста. Необходимо выделить все орфограммы. В правой части записать транскрипцию. Тексты подбирались соответственно «классу», в котором находился ученик-игрок.

«…Нередко складывается мнение, будто орфоэпическое, литературное произношение мешает орфографии, в частности формированию фонематического слуха. Противоречия снимаются сопоставлениями орфоэпического произношения с буквенным анализом слов, с проговариванием. Даже рекомендуется практиковать подобные сопоставления. Так вырабатывается внимание к буквенному составу слов, умение не подчиняться слепо произношению, при письме замечать несовпадение произношения и написания…» М.Р.Львов «Правописание в начальных классах»

9. В_саду рос клён.

На ветку сели галки.

Жаль птиц.

Лёня сыпал зёрна.

Галки клюют корм.

 
 
 

urok.1sept.ru

Личностная рефлексия.

На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

А.В. Карпов пишет: «Психика тем и уникальна, что в ней (как в системе) заложен такой механизм, который позволяет преодолевать собственную системную ограниченность, постоянно выходить за свои собственные пределы, делая саму себя предметом собственного же функционирования. Автор подчеркивает, что рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека.

По словам Я.А. Пономарева, рефлексия может рассматриваться как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста [2].

На наш взгляд, особую роль в изучении развития личности в условиях психологических взаимодействий в тесной связи с их опосредованием диалогом и рефлексией сыграли представители школы рефлексивной психологии творчества (Семенов И.Н., Я.А. Пономарев, Ю.С. Степанов и др.) [5]. Их работы имеют важнейшее значение для нашего исследования.

В нашей работе мы основываемся на научных взглядах И.Н. Семенова, согласно которым развитие индивидуальности является стороной развития творческой направленности личности в процессе событийного взаимодействия.

Личностная рефлексия, по мнению С.Ю. Степанова, задает связность и осмысленность событийности человеческой жизни, обеспечивает мобилизацию личностно-интеллектуальных ресурсов в проблемно-конфликтных ситуациях и порождает действенно-преобразующее отношение личности, как целостного “Я” человека, к его собственному поведению, а также к его социокультурному и вещно-экологическому окружению. Она призвана обеспечить создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности в творчестве. Благодаря личностной рефлексии задается особая рефлексивно-инновационная среда, способствующая проникновению культуры рефлексивного мышления во все формы деятельности [5].

Ведущая роль рефлексии в самодетерминации человека утверждается представителями субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.).

С.Л. Рубинштейн выделял два способа жизнедеятельности человека: «слитный» и «отстраненный» (рефлексивный). Именно второй способ, по его мнению, является субъектным, так как дает возможность самостоятельно, инициативно выбирать свой жизненный путь и управлять им. Его развитие приурочено к развитию механизмов рефлексии жизненного пути и формированию смысла жизни. Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен рассматривать его с трех рефлексивных позиций своего «Я»: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?» [5]. Таким образом, на основании субъектно-деятельностного подхода, мы заключаем, что рефлексия представляет собой магистральный путь развития субъектности, индивидуальности, уникальности и неповторимости личности.

В связи с этим особое значение для развития личности личностная рефлексия приобретает на этапе формирования фундаментальных личностных особенностей – в подростковом возрасте. Определяющей тенденцией всего подросткового возраста является становление субъектности (К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б. Д. Эльконин др.), идентичности (М. Кле, Дж. Марсиа, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), самосознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.) [7].

Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Слободчиков, Э. Шпрангер Н.И. Гуткина, С.Ю. Степанов и др. в качестве новообразования подросткового возраста выделяют рефлексию. Данное новообразование рассматривается как поворотный пункт в ходе психического развития личности, когда ребенок впервые осознает и себя в своей целостности, и свою способность саморазвития [1].

По мнению Л.С. Выготского, рефлексия – это отражение собственных процессов в сознании подростка. Возникновение рефлексии и самосознания означает переход к новому принципу развития – к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с ее возникновением для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей [1].

В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др. также отмечают, что рефлексия является главной движущей силой всех сторон психического развития в подростковом возрасте. Речь идет о рефлексии, обслуживающей, прежде всего, сферу самосознания подростка, о рефлексии как индивидуальной способности к самоизменению, к установлению границ «Я»-самости обеспечивающей таким образом решение основных задач развития личности на данном возрастном этапе.

Особый интерес для нашего исследования представляет социо-генетическая концепция Э. Эриксона [3]. По мнению Э. Эриксона, глав­ная задача развития, которая стоит перед подрост­ком, — формирование личной идентичности, самотождественности, определение себя как личности, как индивидуально­сти — требует его обращения к своим чувствам, пере­живаниям, мыслям, в целом к своей личности.

Идентичность состоит из многих компонентов, совокупность которых и образует целостную личность. Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивидуума. Она образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах жизни человека. Она приводит личные склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее родителями, сверстниками и обществом. Помогая человеку узнать свое место в обществе, личная идентичность также обеспечивает основу для социальных сравнений. И наконец, внутреннее чувство идентичности помогает определить направление, цели и шел будущей жизни индивидуума [3].

Таким образом, личностная рефлексия как способ организации рефлексивных процессов на основе ценностно-смысловых ориентаций субъекта, обеспечивает переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром (актуализирующихся в результате общения с другими людьми и активного усвоения норм и средств различных деятельностей), которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, а с другой – в выработке более адекватных знаний о мире. Личностная рефлексия является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» — физическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность, нерасторжимую и несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме.

studfile.net

Методы рефлексии

Понятие и виды рефлексии

Одним из основных принципов развивающего воспитания и обучения детей является принцип сознательности и активности. Активность ребенка в воспитательно-образовательном процессе проявляется в том случае, когда он в полной мере осознает цель обучения (воспитания) и его необходимость. Если каждое действие педагога понятно ребенку, то процесс обучения (воспитания) способствует его полноценному развитию. Именно поэтому важным и обязательным условием организации учебного процесса и создания развивающей среды является рефлексия.

Определение 1

Рефлексия – это процесс самоанализа и самопознания субъектом педагогического процесса собственного поведения, деятельности, внутреннего и эмоционального психологического состояния.

Осуществление рефлексии может быть на любом этапе учебного занятия. Вначале урока она направлена на выявление эмоционального настроя детей, в середине и в конце установление отношения к реализуемой педагогом деятельности, содержанию урока и собственного отношения к занятию.

Замечание 1

Цель рефлексии в педагогике – осознание субъектом пройденного пути, усвоенного учебного материала, собственного эмоционального настроя и поведения.

Различают следующие виды рефлексии:

  1. Рефлексия эмоционального состояния и поведения – рациональнее проводить в начале учебного занятия, с целью установления эмоционального контакта между педагогом и детьми, выявления настроя детей на урок.
  2. Рефлексия деятельности – осуществляется с целью осмысления приемов и способов работы с учебным материалом, поиск наиболее эффективных методов работы.
  3. Рефлексия содержания учебного материала – направлена на выявления уровня усвоения учебного материала, осознания детьми содержания полученной информации.

Понятие метода рефлексии

Определение 2

Метод рефлексии – это метод, при условии применения которого образовательным результатом обучения становится только тот, который был осознан учеником.

Основная цель методов рефлексии – создание методологического каркаса осуществленной предметной деятельности, который в последующем будет применяться в силу своей эффективности и продуктивности.

Ведущими методами рефлексии, используемые педагогом для проведения, в коллективе и группе являются:

  • Проблемно-поисковый метод
  • Мотивации и стимулирование процесса обучения
  • Моделирование
  • Логические методы
  • Метод контроля, который состоит из ряда следующих приемов: организация проблемных учебных ситуаций, постановка проблемных вопросов и задач, проведение проблемных опытов и исследований.

Большое значение для организации рефлексии является наличие у учащихся и педагога навыков рефлексирующей деятельности. Именно поэтому важно формировать и развивать рефлексивные умения посредством специально организованных учебно-познавательных занятий.

Рефлексивная деятельность учащихся (воспитанников) во время учебных занятий проявляется в виде рассуждений о том, как прошло занятие, какие знания были получены, как новые учебные знания связаны с изученными ранее, в чем состоит их ценность. На основании рефлексии учащихся педагог делает выводы о применении им методических приемов и способов работы, осознает собственную деятельность, дает ей оценку, при необходимости корректирует.

Основные методы рефлексии

Выделяют ряд основных методов рефлексии:

Метод личностной рефлексии.

Личностная рефлексии – это осознание собственного «Я», мотивов, способностей, целей и мышления в рамках педагогического процесса.

Метод личностной рефлексии рассматривается как одно из основных средств формирования адекватной самооценки, самоконтроля и самовоспитания, необходимых для личностного и профессионального роста педагога.

Использование методов личностной рефлексии является одним из главных средств развития ребенка. Метод личностной рефлексии включает в себя следующие приемы работы:

  • Осуществление учащимися анализа окружающего мира и других участников педагогического процесса
  • Анализ собственных личностных качеств, оценка своих «сильных» и «слабых» сторон
  • Сопоставление переживаний себя на различных этапах жизни

Метод интеллектуальной рефлексии.

Метод основан на мышлении и его развитии в процессе обучения и воспитания. Основными факторами, подлежащими рефлексированию, является учебная деятельность, собственные умственные действия, поведение в различных учебных ситуациях и т.д.

Основой интеллектуальной рефлексии выступают мыслительные операции субъектов педагогического процесса.

Интеллектуальная рефлексия проявляется на уровне интеллектуального контроля, связана с осознанием собственных интеллектуальных качеств, формированием регулятивных мыслительных процессов и предполагает возможность произвольного управления своими когнитивными ресурсами.

Метод актуализации.

Данный метод рефлексии используется в определенных ситуациях.

Актуализация рефлексии осуществляется только в определенных ситуациях. В общем виде можно выделить такие учебные ситуации, стимулирующие рефлексивную деятельность учащихся на уроке:

  1. Анализ работы учащихся над проблемным содержанием задания, работа с новым учебным материалом, разнообразные проблемные учебные ситуации, поисковая и исследовательская деятельность.
  2. Групповое взаимодействие учащихся, реализуемое посредством диспута, дискуссии, группового обсуждения и т.д. В данном случае, педагог может не просто выслушать учащихся, понять их точку зрения, но и выявить аргументы «за» и «против», понять кто из учащихся в решении вопроса (проблемы) использует традиционные способы и приемы, а кто может выработать принципиально другие способы решения проблемы.

Замечание 2

Таким образом, с педагогической точки зрения, цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее содержание, тип, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.

spravochnick.ru

Рефлексия — это… Что такое Рефлексия?

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1]

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».[2]

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Общее понимание

Question book-4.svgВ этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Рефлексия, в одной из весьма общих и абстрактных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, мышления, сознания, технологии и др.), и участвующая в этом процессе, например, посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых контекстах — в психологическом смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одном из пониманий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

На рефлексии построены также некоторые специализированные модели в военном деле (см. Тактика, Стратегия, Стратагемы).

Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя). Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия, в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики[источник не указан 612 дней]. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя[источник не указан 612 дней]. В этом смысле рефлексия производна от прекращения практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания — воспоминанием).[3]

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):[4][5]

  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние.»[6]

Виды рефлексии

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:[7]

  • Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
  • Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
  • Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Психологические характеристики рефлексии

  • Способность рефлексии изменять содержания сознания.
  • Способность рефлексии изменять структуры сознания (согласно А. В. Россохину).[6]

Рефлексия в физике

В физике понятие рефлексии используется в рамках квантовой теории.

В отношениях физического наблюдателя, измерительного прибора и измеряемой системы можно различать несколько теоретических позиций. Согласно одной из них квантовое измерение — это частный случай взаимодействия квантовых систем.

«Для всех практических нужд» в квантовой теории достаточно перечисления вероятностей исходов экспериментов, способности теории предсказать исход будущего эксперимента по результатам прошедших. Одна из главных трудностей в последовательной реализации этих представлений — это обратимость времени в уравнении Шрёдингера, его линейность и детерминистический характер/необратимость времени на макроуровне, происхождение вероятностей. Эти трудности вынуждают некоторых теоретиков вводить представление о новом, не выводимом из уравнения Шрёдингера процессе, редукцию волновой функции, которую иногда связывают с сознанием наблюдателя («Второй наблюдатель», по книге Юрия Карпенко)

Второй наблюдатель необходим, по Дитеру Цее, в многомировой интерпретации для объективации, единства наблюдаемого мира.

О проблеме второго наблюдателя упоминает и Джон фон Нейман, который доказал необходимость введения наблюдателя в процесс измерения.

Юджин Вигнер обсуждает проблему, связанную со вторым наблюдателем, после введения первого наблюдателя в процесс измерения.

См. также

Примечания

  1. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. — М., 1988. — С. 486.
  2. См.: Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985, № 3. — С. 31-40.
  3. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 31.
  4. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 21-22.
  5. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.
  6. 1 2 Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 24.
  7. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 32.

Литература

  • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
  • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
  • Кутолин С. А. Мир как Труд и Рефлексия. — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2001.- 260с. — ISBN 5-02-029077-7.
  • Кутолин С. А. Феномен Ноосферы(Метахимия псиэргетки). — Новосибирск.: МАН ЦНЗ, 2009. — 260с. — ISBN-5-02-029077-10
  • Кутолин С. А. Философия интеллекта реального идеализма. — Новосибирск.: СГУПС, 1996. — 116с. — ASIN: B0000EFHEM
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
  • Семенов И. Н. — Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
  • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 5-8149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
  • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. — ISBN 5-98808-003-0.

dic.academic.ru

Личностная рефлексия и ее типы: rabota_psy — LiveJournal

Данилкина Г.А.

На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой.

Рефлексия в широком понимании – это осмысление, анализирование того, что происходит. Личностная рефлексия – это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые субъект совершает во внешнем мире. «Ф.Е. Коньков представил результаты совместного с В.И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой)» (с.163 Вопросы психологии №5 1983. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества с.162-164).

Наиболее значимыми вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о достигнутых результатах развития. Ряд авторов рассматривает наличие рефлексии как определенный, зрелый уровень развития личности. «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (с.162 Вопросы психологии №5 1984. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания. С.162-164. — цитируется по книге Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. 284 с.).
Существуют различные типы рефлексии, в зависимости от выделения исследователями определенного основания классификации. Если критерием является характеристика эмоциональных переживаний, сопровождающих целенаправленные размышления человека, то можно выделить рефлексивную дихотомию: позитивную и негативную.

Позитивная (или конструктивно-продуктивная) рефлексия – субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого является обогащение «Образа-Я» и «личностный рост» субъекта, конструктивное активно-практическое изменение способов деятельности и общения, построение позитивного, созидающего отношения к жизни в целом.

Позитивная рефлексия – рефлексия, дающая практически применимые результаты, т.е. субъект с ее помощью выясняет причины собственных неудач и работает над их устранением. Это так называемая поэтапная рефлексия, четко выделяющая цели, задачи и средства решения или достижения целей и задач, вставших перед человеком.

Негативная (или деструктивно-непродуктивная) рефлексия – субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого являются непродуктивные размышления, не имеющие актуального практического применения и выступающие в качестве средства саморазрушения человека. В данном случае рефлексия – уже не способ поиска альтернатив, а собственно использование жизненных сложностей для «ухода в рефлексию» (происходит подмена результата процессом).

Негативная рефлексия – рефлексия, не дающая практически применимые результаты. Она может быть излишне глобальна в своей негативной оценке происходящего. «…редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме – в виде главным образом отрицательных самооценок» (с.100 Вопросы психологии №1 1982, Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. с.99-104.).

Данная рефлексия, обеспечивая постановку цели, не способствует выделению этапов решения проблемы, вследствие чего цель, поставленная на слишком высокую планку, остается недостижимой. Возможно, негативная рефлексия излишне эмоционально перегружена (отрицательными переживаниями), из-за чего субъекту и не требуется деятельностного выхода из сложившейся ситуации (достаточно «пустого философствования»). «Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по раз и навсегда выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь далеко не окончена» (с.12) (Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. – 299 с.).

Кроме того, возможно, между выделенными двумя типами рефлексии присутствуют значимые различия во временной направленности каждого из них. Так, позитивная рефлексия акцентирует внимание на настоящих событиях, формулирует выводы на основе прошлого опыта субъекта и простраивает планы на ближайшее и отдаленное будущее. «Рефлексия приобретает продуктивную функцию в том смысле, что она связана теперь с предвосхищением и созданием условий развертывания тех или иных рефлексивных актов. Она выступает, соответственно, в форме «самосознания личности в проблемной ситуации»» (с.117. Большунов А.Я., Молчанов В.А, Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. с.117-124).
Негативная рефлексия не фиксирует момент настоящего времени, она либо поглощена воссозданием эмоциональных переживаний прошлого, либо направлена на проецирование возможных результатов в будущем без детального анализа реальных возможностей человека (эффект завышенной планки).

Правомерность наших размышлений подтверждают и мысли Абульхановой К.А.: «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она … может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (с. 158 Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. – 224 с.)

Итак, и позитивная, и негативная рефлексия отражают поиск, способность субъекта ставить все новые вопросы, но только позитивная рефлексия способна находить на них ответы.

rabota-psy.livejournal.com

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Рефлексия — это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов. Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью. Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии — это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности — это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный — это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный — это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный — это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) — это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект — это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность способности личности осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от самосознания личности.

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную в образце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии — это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

— анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

— старайтесь оценивать себя адекватно;

— подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

— старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

— периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

— больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия — это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

psihomed.com

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *