Анализ детского рисунка
Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами – отражается именно в детском рисунке.
Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир.
Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи. Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста. Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг – людей, животных, деревья, дома.
Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка – дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте. Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима. Чем сильнее нажим – тем импульсивнее ваш ребенок.
Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот – рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста.
Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как страхи у детей
Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым. Если ноги широко расставлены – значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища – признак мужественности. Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище.
Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе.
Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов. Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый – о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность. Если в рисунке преобладает черный – ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние.
Когда ваш малыш рисует свою семью – первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки – малыш уверен, что его любят. Забыл нарисовать кого-то – значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя – это признак одиночества, нехватки внимания.
Возьмите детский рисунок в руки и задайте себе вопрос, каких эмоций больше вызывает он у вас – позитивные или негативные. Если на рисунке яркие цвета, улыбки на лицах изображенных людей, светит солнышко – скорее всего ваш ребенок счастлив, чувствует родительскую любовь, дружелюбен.
Тусклые унылые краски, грустные лица свидетельствуют о переживаниях ребенка, возможно, о некоторых проблемах в семье. Поэтому, старайтесь, как можно чаще интересоваться тем, что рисует ваш дорогой человечек. Возможно, это поможет вам избежать многих проблем в будущем.
Как интерпретировать рисунки детей – Развитие ребенка
С того момента когда ребенок начинает держать в руке карандаш и водить им по бумаге, рисование становится отличным способом передачи его мыслей и, соответственно, лучшего их понимания. Когда дети подрастают, интерпретировать их рисунки становится проще, и нам предоставляется возможность почерпнуть удивительное количество информации из их творений. Понимание детских рисунков является отличным инструментом для родителей на каждом этапе развития малышей.
Развитие у детей навыков рисования
Существуют три стадии развития детского рисунка: каракули, стадия предсхематических изображений и стадия схематических изображений. Вот чего стоит ожидать от рисунков на каждой из этих стадий.
- 1. Каракули. На данном этапе в рисунках детей еще нет реализма, они больше напоминают штрихи на листе бумаги. Может показаться, что такие творения лишены смысла, но иногда дети создают то, что называется «случайным реализмом». Это означает, что когда рисунок будет готов, вы сможете разглядеть те или иные формы или предметы в том, что на первый взгляд казалось вам простыми каракулями.
- 2. Предсхематические изображения. На данном этапе дети пытаются рисовать то, что видят своими глазами. Они могут изображать простые предметы и формы: лица, человечков, машины, домашних животных, деревья и дома. Обычно эти рисунки не содержат по-настоящему реалистичных элементов. На конечном этапе данной стадии дети начинают добавлять в рисунки конкретные детали, которые отражают их идеи, например, цветы перед домом или одежду на человечках.
- 3. Схематические рисунки. На этом этапе в рисунках появляется много деталей, дети начинают использовать слова и символы. Например, они могут изображать птиц символом «V». Малыши рисуют настолько реалистично, насколько позволяют их навыки, при этом рисунки отражают их точку зрения или перспективу. Детские творения на этом этапе способны иллюстрировать целые истории.
Как анализировать рисунки детей?
В большинстве случаев родители хотят видеть в рисунках ребенка смысл. Но иногда рисунки – это просто рисунки, не более чем забавное времяпрепровождение, отраженное на листе бумаги. Однако в некоторых случаях при анализе детских рисунков родителям могут открыться более глубокий смысл, мысли и чувства, которые дети вкладывают в свои картины. Очень важно стараться излишне не вчитываться в рисунок и позволить ребенку самому сказать вам, какой смысл он вложил в свое творение. Задавайте малышу такие вопросы, как «Что делают люди на твое картине?». Это поможет вам узнать детали рисунка, которые до этого момента оставались сокрытыми для вас.
Общие закономерности
Но можно и самостоятельно анализировать детские творения и искать в них скрытый смысл.
- Пол и цветовые предпочтения. Темные цвета, как правило, выбирают дети требовательные, стремящиеся к доминированию. Девочки обычно любят теплые тона, в то время как мальчики предпочитают холодные. Зеленый цвет означает, что у ребенка есть хорошие творческие способности, желтый символизирует счастье, а красный – цвет взволнованности, возбуждения, его любят использовать большинство детей.
- Положение рисунка на странице также имеет значение. Левостороннее размещение рисунка ассоциируется с прошлым, а рисунок, расположенный справа, говорит об интересе ребенка к будущему и его потребности в общении. Рисунки, которые находятся в нижней части страницы, часто означают неуверенность или чувство неполноценности.
- Важен также размер нарисованных фигур. Дети, которые рисуют предметы большого размера, как правило, являются доминирующими личностями. Слишком большие и поднятые вверх руки могут означать агрессивность ребенка, а маленькие или спрятанные за спину – неуверенность; маленькие ноги могут быть также признаком неуверенности малыша, потери равновесия, поскольку ноги символизируют опору.
Примечание: имейте в виду, что все представленные выше наблюдения, касающиеся детского творчества, очень обобщенные и могут не иметь ничего общего с рисунками конкретно вашего ребенка. Интерпретировать детские рисунки всегда лучше вместе с самим малышом, который сможет рассказать вам, какой смысл он вложил в свое творение. Для этого нужно всего лишь спросить о том, что он сам думает о своем рисунке.
Вот некоторые примеры того, что могут рисовать дети и как вам следует понимать их рисунки:
- Фигурки людей. Ребенок часто рисует членов семьи в определенном порядке, при этом себя он может расположить рядом с человеком, с которым у него в семье наиболее близкие отношения. Ребенок также может придавать членам семьи разные выражения лиц, которые показывают, в каком настроении находится тот или иной человек большую часть времени. Размер фигуры определяет то, насколько важен ребенку данный член семьи: чем больше человек, тем больше он может значить для ребенка или сильнее доминировать в его жизни.
- Подробные рисунки. Чем больше деталей ребенок вкладывает в изображения окружающих его людей, тем больше он видит их индивидуальность. Например, рисунок брата в очках или сестры в красивом платье говорит о том, какими малыш видит их ежедневно. Расположение членов семьи на картине также может свидетельствовать о степени их близости: если семья сплоченная и счастливая, ребенок отобразит это, сгруппировав семью на своем рисунке.
- Копание ямы. Ребенок, который недавно пережил смерть близкого человека, может рисовать ямы в земле, в том числе рыть или закапывать их на рисунке. Расположение членов семьи вокруг ямы свидетельствует о том, с кем в семье у малыша наиболее близкие отношения, или о том, как семья переживает потерю. Ребенок, который рисует только себя, может испытывать чувство одиночества.
Какие эмоции ребенка можно определить с помощью рисунка?
Многие эмоции малыша можно определить, проанализировав его рисунки. Однако не слишком увлекайтесь поиском смысла его творений, пока он сам не объяснит вам, что он в них вложил. Тем не менее исследователи обнаружили, что некоторые детали рисунка могут рассказать о том, что ребенок чувствует. Вот несколько примеров:
- Импульсивный ребенок: большие фигуры, отсутствие шеи, асимметрия конечностей.
- Тревожный ребенок: тучи, дождь, летящие птицы, отсутствие у персонажей глаз.
- Застенчивый ребенок: низкие фигуры, отсутствие носа или рта, крошечные фигурки с прижатыми к телу руками.
- Рассерженный ребенок: большие зубы и длинные, большие руки, неодинаковое направление глазных зрачков (косоглазие).
- Ребенок, не чувствующий себя в безопасности: чудовища, крошечные головы, отсутствие рук, наклоненные фигуры.
Ссылки по теме:
Детские рисунки. Основы анализа для родителей
Рисование — одно из любимых занятий наших детей. Для каждого ребенка это полная свобода выражения творческой деятельности, открытие, к которому он будет возвращаться снова и снова на протяжении всей своей жизни. Рисуя, ребенок также выражает сферу своих интересов, а еще это прекрасный способ перенести на бумагу свое психоэмоциональное состояние.
Процесс рисования может быть полезным с многих сторон. Рисунок может…
- объяснить динамику развития личности
- проявить скрытые конфликты и проблемы
- улучшить коммуникацию и способы выражения эмоций
- облегчить психологический дискомфорт
- укрепить чувство контроля над собственной жизнью
Эволюция детского рисунка
Мы часто храним первые шедевры наших детей, наблюдая, как первые каракули эволюционируют соответственно возрасту ребенка.
Стадия головастиков. Первые рисунки детей, как правило, изображают различные виды окружностей и «головастиков». Взрослея, наш «головастик» приобретает туловище и дополнительные черты. С возрастом ребенок научится изображать лицо человека полностью, постепенно добавляя в рисунок части тела.
С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля. Голова изображается в профиль, а туловище и конечности фронтально. При этом черты лица удваиваются (дети изображают голову в профиль, но рисуют по два глаза). Это происходит, потому что дети пытаются нарисовать не то, что видят и помнят, а то, что ЗНАЮТ.
И только к 9 годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации.
Интерпретируем способ рисования
Способ рисования уже откроет для вас настроение ребенка. Поэтому в процессе наблюдайте не то, что ребенок рисует, а то, КАК он рисует. Воздержитесь от лишних вопросов, критики и руководства. Ребенка до определенного возраста бесполезно учить правильно рисовать. Детский рисунок — это скорее психическая реальность, нежели визуальные наблюдения.
Конечно, только по рисункам нельзя ставить диагнозов, но все же представляем вам несколько моментов, на которые можно обратить внимание.
- Быстрое, небрежное выполнение рисунка может указывать на импульсивность.
- Ребенок не рассчитал объем, рисунок не поместился на бумаге — возможно, его характеризует эмоциональная несдержанность.
- Наклон персонажа на угол более 15 градусов говорит о нестабильности, отсутствии психического равновесия.
- Большие размеры персонажа — экспансивность, слабый внутренний контроль.
- Прозрачные элементы рисунка — незрелость, склонность к резкому проявлению своих чувств.
- Чрезмерная штриховка — выражение тревоги (чем темнее, тем интенсивное представление).
- Стирание — сознательный контроль, беспокойство.
Анализ рисунка
Жизнерадостные дети рисуют легко и непринужденно. Рисунок средний по величине, расположен по центру, с изображением частей тела соответственно его возрасту. Поза открытая, ноги и руки широко расставлены. Выражение лица изображенного персонажа иллюстрирует радость и гармонию.
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа. Такие дети часто изображают неустойчивые фигуры с крошечными ногами, что символично выражает нестабильность их личности и недостаток защищенности. Короткие руки — частый элемент в рисунках неуверенных детей. Это тенденция к отступлению, попытки тормозить импульсы.
Замкнутые дети часто пропускают изображение рук. Спрятанные руки за спину — застенчивость, необщительность. Отсутствие ладоней указывает на чувство неприспособленности и ощущение угнетения. Полное отсутствие рук указывает на чувство вины от ощущения враждебности. Однако здесь нужно учитывать возраст ребенка, так как пропуск рук в 6 лет может быть показателем застенчивости и пассивности, а в 10 лет пропуск верхних конечностей может говорить об отклонениях.
Агрессивные дети, напротив, тщательно выделяют руки и прорисовывают пальцы. Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии и желание побеждать. Четкое выделение пальцев символизирует неконтролируемый, взрывной характер, а также объясняет склонность к воровству. Изображение зубов свидетельствует о словесной агрессии.
Обратите внимание на рисунок тревожного ребенка. Тревога прослеживается в изображении отдельных черт лица: это выпученные глаза персонажа, взгляд в сторону (страх, подозрительность), затемнение пустых мест и чрезмерная штриховка.
Обязательно похвалите ребенка после выполнения рисунка. Сохраните его на память, детям нравится просматривать собственные шедевры, да и вам будет полезно сверить ранние и поздние рисунки и рассмотреть изменения. По возможности выделите в детской место для собственной галереи ребенка. Помните, даже в самых нелепых рисунках можно увидеть юного гения.
Эльнара Агаева, семейный психолог
Психологический анализ детского рисунка
Эволюция творчества «маленьких живописцев»
Маленький человек в силу своего возраста ещё не может выразить словами то, о чем, возможно, думает или что хочет сказать, поэтому рисунок для него не является искусством, это для него речь. Во время рисования на второй план уходит всё рациональное, уходят запреты и ограничения, и ребенок становится, абсолютно свободен.
Маленький художник с помощью рисунка демонстрирует сферу своих интересов.
До 3-х летнего возраста в рисунках преобладающими являются линии, круги, черточки, ребенок экспериментирует с карандашом или кистью.
Чаще всего сначала появляется рисунок, а потом малыш рассказывает о том, что это может быть. Замысел рисунка появляется к 4-м годам, в этом возрасте объектом внимания становится человек.
Замечание 1
Психодиагностика утверждает, что самой точной и достоверной информацией является рисунок человека.
Разница его со словесной информацией заключается в том, что рисунок надо уметь грамотно прочитать, потому что содержащаяся в нем информация «закодирована».
Используя психологические детские тесты по рисункам специалисты, да и внимательные родители, могут почувствовать настроение малыша, выявить его страхи, скрытое напряжение и, возможно, проблемы психического развития.
Представление о душевном состоянии ребенка хорошо дает рисунок семьи, причем рисунок надо попросить нарисовать так, чтобы все члены семьи занимались каким-либо делом. Лист бумаги и весь набор цветных карандашей или фломастеров, это то, что необходимо для рисования.
В ходе работы ребенка не надо ни торопить, ни комментировать рисунок. Когда работа будет закончена, самое время задать вопросы: кто изображен на рисунке и чем занимается каждый персонаж рисунка.
При анализе рисунка важно помнить, что всё его содержание и качество зависят от возраста художника.
Обычно человек на рисунке 3-летнего малыша изображается «головоногим» существом – голова и тело один «пузырь» с ножками. Иногда может быть нарисована и рожица.
Готовые работы на аналогичную тему
Специалисты считают, что анализировать детский рисунок имеет смысл как минимум у 4-5-летнего ребенка. В этом возрасте человек изображается уже в виде двух овалов с ручками и палочками-ножками.
Голова, туловище, руки, ноги и глаза появляются на рисунках уже 5-летних детей.
В 6 лет к своему рисунку они добавляют нос, рот, пальцы, хотя количество пальцев существенной роли для художника не играет. Критерии умственного развития ребенка на рисунке видны к 7-ми годам, когда маленький художник из виду не упускает такие детали, как шея, волосы, одежда. Руки и ноги изображаются двойными линиями.
Рисунок 1. Детский рисунок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цветовая интерпретация детского рисунка
Рисуя на листе бумаги, ребенок может пользоваться разноцветными карандашами.
Цвет психология трактует следующим образом — преобладающие в рисунке пастельные тона – голубой, розовый, лиловый говорят о гармонии и свободе личности. Таким малышам необходимы тактильные ощущения, их надо чаще обнимать и целовать.
Преобладание красного цвета говорит об открытости и активности малыша, его возбудимости, непоседливости и даже непослушании – это его индивидуальные особенности, которые не должны вызывать беспокойство. Такой ребенок полон энергии и во взрослой жизни сумеет добиться успеха.
Признаком уравновешенности в психологии является синий цвет, и если ребенок выполняет рисунок в синем цвете, то это говорит о том, что он спокоен и нетороплив.
Об упрямстве и настойчивости рассказывает зеленый цвет. Светло-зеленый оттенок предупреждает о необходимости защиты, темно-зеленый цвет – сигнал для родителей, ребенку необходимо внимание и любовь.
Если в детском возрасте любви и внимания ребенку не хватает, он вырастает замкнутым, поэтому в них необходимо воспитывать открытость и уверенность в защищенности.
Психология детского рисунка говорит о том, что желтый цвет – это цвет маленького мечтателя с живой фантазией и развитым воображением. Такие дети обычно любят играть в одиночестве. В качестве игрушек они могут использовать веточки, камешки, палочки.
Оранжевый цвет, говорят психологи – это цвет сильного возбуждения, ребенка, как правило, сложно успокоить и его энергию целесообразно направлять для помощи родителям, с учетом интереса ребенка.
Цветом чувствительности является фиолетовый цвет, который говорит о творческой натуре с богатым внутренним миром. Такой ребенок легкораним и больше других нуждается в поощрении.
Преобладание в рисунке коричневого цвета является показателем отрицательных эмоций, переживаний, проблем со здоровьем.
О замкнутости и отторжении говорит серый цвет, а черный является цветом стресса, угрозы и даже психологической травмы.
Замечание 2
Если в рисунке ребенка преобладающей является темная цветовая гамма, родителям надо обратиться к психологу.
Помимо цвета, который использует ребенок в своем рисунке, важную информацию несет и нажим карандаша.
Психологи рассматривают его следующим образом – робость и пассивность связана со слабым нажимом, постоянное пользование резинкой говорит о неуверенности и тревожности.
Сильный нажим, наоборот, является свидетельством эмоциональной напряженности. Нажим может быть таким, что бумага рвется, а это уже свидетельство конфликтности и гиперактивности.
Анализ рисунка ребенка
Рисунок ребенка необходимо интерпретировать и это могут сделать арттерапевты, психологи, социальные работники, обязательно учитывая при этом возраст малыша.
Эмоциональное неблагополучие проявляется, если нарисованные лица безрадостные или совсем отсутствуют, а также имеют угрожающую мимику и жесты. Однако один такой рисунок не является окончательным приговором ребенку.
Настороженность должны вызвать рисунки, нарисованные в разное время со сходной тенденцией к мрачности.
При анализе рисунка обращается внимание и на его структуру, т. е. реальное изображение на листе бумаги и реальная действительность.
Например, среди членов семьи ребенок изобразил своего младшего братишку, что будет говорить о ревности к нему, о недостатке внимания. Об этом же будет говорить и то, если маленький братик изображен крупнее по размеру, чем сам художник.
При изображении семейного рисунка отсутствует сам малыш, что является признаком одиночества – большой повод родителям задуматься об отношениях в семье.
О взаимоотношениях в семье хорошо говорит расположение на рисунке членов семьи.
Тот персонаж, который нежелателен, из рисунка удаляется, а любимые родственники, например, дедушка и бабушка, могут присутствовать на рисунке, несмотря на то, что живут далеко.
Рядом с собой ребенок изображает самого любимого родственника.
При психологической расшифровке детского рисунка необходимо обратить внимание на занятость изображенных членов семьи. Расположенные близко друг к другу, и вместе занимающиеся каким-то делом, является признаком благополучия в семье, а разрозненность персонажей свидетельствует о семейном разладе.
Родители могут самостоятельно анализировать рисунок своего ребенка, но главное заключается в том, чтобы ребенок рисовал с желанием и не отвлекался, а обстановка была в это время спокойная.
Психологи советуют обратить внимание на следующие факторы:
- какова композиция рисунка – все ли члены семьи нарисованы, в центре или в уголке, хватило ли места для персонажей;
- какова используемая ребенком цветовая гамма;
- детали, на которые ребенок обращает повышенное внимание – руки, ноги, лицо персонажей, одинаков ли при этом нажим карандаша; изображено ли что-то лишнее, например, несуществующее домашнее животное, солнце в комнате, или кого-то из членов семьи не хватает;
- какое место в рисунке ребенок отводит себе, как себя изображает, какие детали выделяет больше;
- в каком порядке рисует малыш членов семьи – первый нарисованный персонаж для ребенка будет главным.
Глава 6. Анализ детских рисунков
Анализ детских рисунков очень важен, особенно для тех родителей, чьи дети страдают повышенной тревожностью. Многие дети любят рисовать. Во-первых, этот процесс доставляет удовольствие ребенку. Во-вторых, в процессе рисования развиваются различные психические функции. И, в-третьих, рисование помогает ребенку проявить и выразить себя. Рисование – творческая активность, позволяющая детям свободно выражать свои чувства, в образной форме воплощать свои замыслы. Дети, которые любят рисовать, обладают богатой фантазией, эмоциональной непосредственностью и гибкостью мышления.
В рисунках ребенка отражается его эмоциональное состояние и те проблемы, которые его волнуют. Изучение рисунков позволяет взрослым лучше понять интересы и переживания детей, ознакомиться с их внутренним миром, ведь в процессе рисования ребенок мысленно ставит себя на место изображаемых персонажей и в рисунках отражаются переживания юного художника. Непосредственное наблюдение за тем, как ребенок рисует, вместе с последующим изучением самого рисунка, дает возможность составить представление о том, насколько уверен в себе автор рисунка, определить, в какой мере выражена тревожность, присутствуют ли у ребенка страхи.
В кабинете психолога…
Кирилл (8 лет)
Психолог: «Кирилл, придумай и нарисуй, пожалуйста, несуществующее животное».
Кирилл: «Я вообще-то плохо рисую, вдруг некрасиво получится и вам не понравится».
Психолог: «Нарисуй так, как умеешь, я оценку ставить не буду, мне понравится все, что ты нарисуешь».
Кирилл тщательно выбирает карандаш, долго сидит над пустым листом бумаги, что-то начинает рисовать, тут же все стирает резинкой: «Нет, у меня не получится. Я животных не умею рисовать. Можно я уйду? Мне здесь не нравится…»
Для тревожного ребенка процесс рисования – часто не самое приятное занятие. Его могут одолевать страхи и сомнения относительно выбора сюжета рисунка («что нарисовать?»), подбора цветов («какой цвет правильный?») да и вообще относительно полученного результата («а вдруг будет некрасиво?»). Тревожному ребенку легче сразу отказаться от рисования, чем вновь столкнуться с досадными переживаниями, с ожиданием в очередной раз услышать критические замечания окружающих в адрес своего творения.
Рассматривая рисунки детей, можно отметить особенно плотно заштрихованные и густо закрашенные места. Так обнаруживают себя области, связанные с переживаемым напряжением и тревогой. Плотность штриховки отражает интенсивность переживаний, связанных с данным изображением. Для рисунка тревожного ребенка характерны штриховые или множественные линии. Неуверенность обнаруживает себя частыми стираниями, исправлениями и перечеркиванием нарисованного.
Преувеличенный размер рисунка говорит о высокой интенсивности переживаний. Значительно уменьшенные размеры рисунков свидетельствуют о сниженной самооценке, характерной для детей с повышенной тревожностью. Об усилении тревоги в сочетании с импульсивностью позволяет думать изображение, не поместившееся полностью на странице, выходящее за край листа.
Рассмотрим, как ребенок использует цвета в рисунках по собственному замыслу. Так, отчетливое преобладание в рисунке красного цвета может свидетельствовать о наличии у ребенка эмоционального напряжения и тревоги. Преобладание серых тонов, доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, указывает на сниженный фон настроения и большое количество страхов.
Для детей с повышенной тревожностью характерно появление тщательно проработанных изображений с большим количеством однотипных деталей, таких как черепица на крыше или кирпичики на стене дома.
Известное высказывание «у страха глаза велики» часто находит буквальное отражение в изображениях человеческой фигуры. Важно обратить внимание на способ прорисовки глаз: если глаза большие и пустые (в них не прорисован зрачок), то можно сделать вывод о наличии у ребенка страхов.
Как самостоятельно сделать анализ рисунка ребенка
Главная / Журнал / Полезные советы / Как самостоятельно сделать анализ рисунка ребенкаПрактически все дети увлекаются рисованием. Для них это своеобразный способ выразить с помощью красок или карандашей то, что он не может сказать словами. Рисование делает детей свободными, поэтому они легко доверяют бумаге свои чувства. На приеме у психолога часто используют методику рисования для детей, так как это один из достоверных способов выявить, что на самом деле волнует или тревожит ребенка.
Конечно, детский рисунок должен трактовать грамотный психолог, потому что существует опасность, что родители чересчур увлекутся расшифровкой и придумают того, чего нет. Но есть простые рекомендации для родителей, которые хотят с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние своего ребенка:
- Предложите ребенку нарисовать свою семью, дайте ему достаточное количество бумаги и разные карандаши.
- Не вмешивайтесь в процесс, не торопите и не комментируйте.
- После того, как ребенок закончит, спросите, кого он нарисовал, как их зовут, чем они заняты.
Анализ детского рисунка:
- по очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит, он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе;
- по составу: если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спросите у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься;
- по размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение;
- по расстоянию: когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи;
- по цвету: все, что любимо чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит, этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников;
- по частям тела: тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то, возможно, этот человек делает ребенку много замечаний;
- если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.
Источник
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: Не мешайте ребенку рисовать! 10 причин, почему не стоит учить ребенка рисовать до 8 лет А что если бы детские рисунки оживали? 5 рекомендаций для тех, кто не решил, стоит ли учить ребенка рисовать
Ваш ключ к пониманию ребенка
Дайте малышу карандаши и бумагу, и рисунок ребенка расскажет, что происходит в его внутреннем мире. Что же может нам подсказать анализ детского рисунка?
Содержание статьи:
- Не просто так;
- Интерпретация;
- Вывод.
Не просто так
Каждый рисунок малыша — это не только общая картина со своим сюжетом и настроением, но и совокупность разнообразных деталей, имеющих свою интерпретацию. Часто взрослым кажется, что тот или иной элемент детского рисунка — это лишь результат стечения обстоятельств:
«Просто у него так получилось».
На самом деле любая деталь рисунка, будь то размер, местоположение, толщина линии или пуговицы на одежде, не появляются «просто так», особенно если малышу уже больше 4 лет. Расцвет детского рисунка, а следовательно, и его интерпретации, приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст, однако уже с 3 лет разнообразные детали вносят все больший и больший вклад в характеристику малыша.
Осуществляя анализ детского рисунка, или просто рассматривая результат изобразительного творчества ребенка, все время задавайте себе вопрос:
«Почему он нарисовал этот элемент именно так, а не иначе?», «Почему именно эта деталь оказалась для него важной и отразилась в рисунке?».
Например, ребенок всегда рисует простым карандашом. «Он просто не любит раскрашивать», — комментируют родители. Но что стоит за этой нелюбовью? Возможно, малыш еще слишком мал, чтобы заботиться о цвете, а простой карандаш оставляет яркий контрастный след на белой бумаге. А может, у него уже не остается сил на раскрашивание и стоит заподозрить астению? Или же ребенок предпочитает серые тона, поскольку они отражают его настроение… Каждая мелочь в рисунке может иметь свою причину, но лишь в комплексе множество мелочей создают психологический портрет.
Анализ детского рисунка: Интерпретация
На рисунке мальчик очень ярко и необычно изобразил портрет своей мамы. Первое, что привлекает внимание в этой работе, — это несвойственная четырехлетнему возрасту манера изображения и красочность рисунка, а также возникающее ощущение повышенной эмоциональности.
Поскольку рисунок выполнен фломастерами, а на фотографии отражена лишь часть листа, который использовался при рисовании, не представляется возможным с уверенностью определить такие формальные показатели, как сила нажима и размер рисунка. Однако можно предположить, что ребенок рисовал с нормальным или несколько повышенным нажимом, который может отражать импульсивность (низкий моторный контроль) или повышенный уровень эмоциональной напряженности. В данной ситуации, скорее всего, имеет место свойственная возрасту мальчика импульсивность, подтверждающаяся несколько хаотичными линиями, заезжающими друг на друга, повторами (проведением по одному месту или элементу несколько раз). В то же время четкие линии являются показателем сильной нервной системы, уверенности в себе.
Содержание
Рисунок ребенка содержит цветовая гамму с пятью оттенками (при достаточно узком и конкретном сюжете), что является показателем хорошего эмоционального развития мальчика, возможно, даже его повышенной чувствительности, или отражает наличие у него художественных способностей. Яркие насыщенные цвета указывают на активность характера и позитивное настроение автора. Изображение портрета мамы обладает достаточной оригинальностью для рисунка мальчика 4 лет (нестандартное изображение волос в виде разноцветной «радуги»). Это может свидетельствовать о развитой фантазии ребенка. Также такое «украшение» мамы показывает особое отношение малыша — ребенок старается нарисовать ярче, красивее и наряднее то, что важно и любимо.
Впрочем, при всей яркости и позитивности рисунка (мамино лицо с улыбкой) можно отметить большие глаза со зрачками, которые обычно символизируют страхи и тревоги. Если малыш рисует их у кого-то из членов семьи, возможно, ребенок считает, что этот человек о чем-то беспокоится и нуждается в защите. Кроме того, большое разноцветное сооружение на маминой голове напоминает головной убор, что также является признаком потребности в защите. Как видите, небольшой анализ детского рисунка дал много пищи для ума.
Видео «Как понять рисунок ребёнка? Узнайте о скрытых проблемах»:
Вывод
Рисунок мальчика указывает на хорошее развитие у него эмоциональной сферы, воображения, вероятно наличие художественных способностей. Можно предположить присутствие в поведении малыша импульсивности, которая вполне характерна для ребенка 4 лет и не является отклонением от нормы. «Уверенные» линии с умеренным нажимом, яркая палитра характеризуют ребенка как позитивного и активного.
По рисунку можно сказать, что мама для малыша имеет большое значение, на ней сосредоточена его любовь (ребенок стремится детализировать, украсить, нарядить того, кого любит, выделяет в окружении). С другой стороны, по большим глазам и прическе-шапке можно заподозрить, что малыш воспринимает маму нуждающейся в защите, тревожащейся по какому-то поводу. Естественно, такая гипотеза может иметь место при условии, что такие признаки наблюдаются и в других рисунках ребенка.
А вы осуществляли когда-либо анализ детского рисунка?
Детская психология — Что означают рисунки и каракули вашего ребенка?
Наша цель FirstCry Parenting — предоставить вам наиболее полную, точную и актуальную информацию.Каждая статья, которую мы публикуем, соответствует строгим правилам и включает несколько уровней рецензирования как нашей редакционной командой, так и экспертами. Мы приветствуем ваши предложения по повышению полезности этой платформы для всех наших пользователей. Напишите нам по адресу [email protected]
Последнее обновление
Ребенок общается разными способами.Вербальное общение дает лишь крохотное представление о его уме. Анализ его рисунков может дать более глубокое понимание его психического и психологического состояния. Это помогает лучше понять его личность, а также предлагает родителям и терапевтам средство, которое поможет ребенку справиться с трудными и стрессовыми ситуациями.
Чтобы понять наших детей, мы часто полностью зависим от вербального общения. Однако это составляет всего 10 процентов способности человека к общению. Изучение других форм общения еще более важно для родителей, потому что дети часто не осознают своих чувств.
Кроме того, дети младшего возраста могут недостаточно ясно выражать свои мысли, чтобы их вербализовать. Изучение рисунков ребенка может быть хорошим способом понять его образ мышления. Дайте ему инструменты для раскрашивания, такие как рисунок и книжка-раскраска с набором мелков или акварелей, и обратите внимание на цвета, которые он использует, мазки, которые он делает, и на общее «ощущение» изображения. Это, безусловно, может многое о нем сказать. Терапевты также считают, что рисование — это хороший способ выразить стресс и найти облегчение в трудные времена.Врачи успешно излечивают такие проблемы, как ночное недержание мочи, сосание пальца и заикание с помощью арт-терапии.
Понимание значений рисунков вашего ребенка
Значение рисунка вашего ребенка может дать вам ценную информацию о душевном состоянии вашего ребенка. Он также может рассказать вам о любых физических, а иногда и эмоциональных переживаниях, которые он переживает.
1. Первое впечатление
Самый первый взгляд на фотографию ребенка иногда может показать, что он чувствует.Посмотрите на картинку и посмотрите, что вы чувствуете. Выглядит угнетающе или тревожно? Ответ на этот вопрос даст вам первый ключ к тому, что думает ваш ребенок.
2. Цвета
Далее идут цвета, которые он использует. По мере взросления дети подвергаются разнообразным переживаниям и эмоциям — все, с чем они сталкиваются, является захватывающим и новым! Реакцией здорового ребенка на всю эту информацию и сенсорный ввод будет использование широкого диапазона цветов в своих рисунках.Чем больше красок ваш ребенок использует в своих рисунках, тем более счастлив и взволнован он жизнью! Цвета также помогают лучше выражать эмоции, чем простой карандаш. Следовательно, чрезмерное использование определенного цвета также может указывать на эмоциональное состояние ребенка. Это согласуется с выводами психологии цвета. В общем, ребенок, много использующий синий и зеленый, счастлив и уравновешен. Яркие и теплые цвета, такие как оранжевый и желтый, означают жизнерадостность, тогда как темные цвета, особенно на рисунках, которые сами по себе грустны, могут указывать на ребенка, которому нужна помощь.
3. Полнота
Если ребенок оставляет свои рисунки незавершенными или рисует неуверенные линии, он может нуждаться в поощрении. Такие рисунки указывают на нерешительного, неуверенного ребенка. Неполные рисунки также могут быть признаком случайной импульсивной личности. Однако, если такая закономерность сохраняется в течение более длительного периода времени, родитель может подумать о том, чтобы обратиться за помощью. Слишком много стираний и исправлений может указывать на высокий уровень беспокойства. И наоборот, слишком много украшений может указывать на потребность ребенка во внимании.
4. Позиция
Место на странице, где ребенок рисует картинку, также может указывать на душевное состояние ребенка, но это применимо к детям старшего возраста, у которых лучше моторика. Ребенок, рисующий в левой части страницы, — застенчивый, замкнутый ребенок; это также может означать, что ребенок ищет присутствия заботливого взрослого или заботливой матери или отца. С другой стороны, ребенок, рисующий справа, говорит о ком-то, у кого есть желание общаться, и который является отстраненным ребенком.
Значение общих детских рисунков
Ваш ребенок будет рисовать картинки в три этапа:
- Фаза начертания: случайное начертание строк, не имеющее реального значения.
- Фаза предварительной схемы: , когда дети пытаются нарисовать то, что они видят, включая простые фигуры, деревья, дома и т. Д.
- Фаза схемы: , когда в рисунках присутствует хорошо определяемая тема и рисунки более реалистичны.
Через эти три этапа рисунки вашего ребенка перейдут от случайных каракулей к определенным картинкам с темами и смыслом, которые взрослый сможет понять, не спрашивая ребенка.На разных этапах значение рисунка вашего ребенка будет развиваться. Вот несколько общих тем, которые вы можете увидеть в каракулях вашего ребенка, и то, что каждая из них означает.
1. Наброски
Первая фаза вашего ребенка — каракули — может не иметь смысла на бумаге. Но психологи говорят, что на данном этапе показательным является не сам рисунок, а сам процесс. Ребенок может приложить карандаш к бумаге, перетащить его и издать звук, похожий на рев двигателя. Если вы спросите этого ребенка, что он только что нарисовал, он может сказать: «Папа идет на работу»… что означает, что случайные каракули на самом деле представляют собой машину на дороге.Набросок не имеет смысла, когда вы смотрите на него, но процесс может дать понимание.
2. Улыбающееся солнце
Полное солнце в центре страницы со смайликом — признак уравновешенного, счастливого, довольного ребенка.
3. Фигурки на палках
Рисунки стикерами обычно изображают семью ребенка. Вы можете понять эмоциональное состояние ребенка, увидев, где он находится на картинке, с кем он стоит рядом (что указывает на человека, к которому он чувствует себя ближе всего), какая фигурка кажется самой большой (что указывает на то, кто из них больше всех). важный человек в семье, по мнению ребенка) и т. д.
Источник: http://www.roshida.com/wp-content/uploads/2014/03/12-Must-Know-Facts-about-Childrens-Drawing-Interpretation.pdf4. Увеличение количества деталей
Чем больше деталей добавляет ребенок к рисунку, тем лучше развиваются его познавательные способности. Дети обычно добавляют детали, такие как очки на «отца» или бинди на матери. Дети с проницательной наблюдательностью могут даже замечать и интерпретировать различия во внешнем виде и даже могут по-разному видеть «пол».
5. Яма в земле
Это типичный рисунок ребенка, недавно пережившего потерю. Обычно это смерть в семье или смерть домашнего животного. Если ребенок изображен на рисунке один, значит, ребенок чувствует себя очень одиноким.
6. Монстры
Многие детские сказки полны темных страшных существ, поэтому такой рисунок может быть не чем иным, как детской интерпретацией истории. С другой стороны, психолог доктор Кристофер Гастингс указал, что рисование монстров может быть механизмом выживания ребенка, который чувствует себя бессильным.
Источник: http://www.smosh.com/category/funny-pictures7. Облака и дождь
Если на картинке изображено много облаков и дождя, это может указывать на то, что ребенок особенно обеспокоен или напуган. Если ребенок особенно чувствует себя так, он может нарисовать себя стоящим под облаком.
8. Дома
Интересные детали, которые вы можете отметить в нарисованном ребенком доме, включают количество окон, открыта ли дверь или закрыта, есть ли проход, ведущий к дому, и т. Д.Большее количество окон указывает на то, что ребенок хочет, чтобы люди «видели, что происходит в доме». Открытая дверь свидетельствует о доброжелательном отношении. С другой стороны, дорожка может указывать на социально адаптированного ребенка, у которого есть здоровые социальные взаимодействия со своими сверстниками.
9. Злые люди
Ребенок, рисующий разгневанных людей, особенно членов семьи, вероятно, переживает эмоциональную травму. Часто эти рисунки также являются результатом непреднамеренного воздействия на такие средства массовой информации — фильмы по телевидению, видео в Интернете и т. Д.Действия этих людей также могут дать понимание: взрослый в какой-либо опасности может указывать на страх потерять взрослого или гнев ребенка по отношению к человеку. С другой стороны, взрослый, причинивший боль ребенку, может указывать на жестокое обращение дома или страх перед этим взрослым.
Когда следует изучать рисунки ребенка?
По словам арт-терапевта и международного эксперта по анализу детских рисунков Михала Виммера, «Родители, педагоги и специалисты в области психического здоровья не стремятся анализировать детские рисунки с единственной целью — выявить страхи и переживания или вызвать значительные изменения в поведении.Рисунки — дополнительный, легко доступный инструмент для понимания повседневного поведения ». Фактически, несколько исследований показали, что дети, которые больше рисуют, на самом деле более креативны и умны.
Иногда дети могут рисовать страшные вещи: оружие, огонь, злых людей, драки и т. Д. Хотя странный рисунок — это нормально, если это обычная тенденция, проявляющаяся в рисунках вашего ребенка, вы можете проконсультироваться с детским психологом. Вот некоторые из таких ситуаций, когда может потребоваться консультация психолога:
- Ребенок неоднократно рисует сцены насилия.
- Ребенок рисует человека или предмет, значительно превышающий его размер.
- Ребенок рисует разрозненные части тела для человеческих фигур.
- Он использует слишком много темных цветов и неприятных изображений.
Важно смотреть на детское фото целиком. Никогда не полагайтесь только на свою интерпретацию рисунков ребенка. Они могут рисовать чертовски смешные, сумасшедшие и забавные вещи! Не забудьте спросить своего ребенка, что он нарисовал.Не принимайте близко к сердцу каждую строчку со смыслом!
Что означают рисунки вашего ребенка?
Дети могут использовать рисунок как способ выразить чувства или эмоции, которых они не понимают — рисунок может отражать их чувства или страхи, которые у них могут быть. Однако не беспокойтесь, что ваш ребенок рисует только черным цветом или никогда не поднимает руки на людей, которых она рисует, потому что это не обязательно означает, что они неуравновешенны или несчастны. Однако интересно наблюдать, как разные дети по-разному интерпретируют вещи: и инструкции, и способ рисования могут сильно отличаться у детей одного возраста, которым были даны одни и те же инструкции.
Вот несколько указателей, которые могут, или не могут, отражать различные черты наших детей.
- Если изображение находится в середине страницы, ребенок счастлив, доволен или это может означать, что он эгоистичен.
- Если картинка в верхней половине, они амбициозны.
- Если картинка находится в нижней половине, ребенок может быть неуверенно.
- Если изображение находится в верхнем левом углу, они музыкальные или художественные.
- Если он вверху справа, они нетерпеливы.
- Если в человеке упущены черты характера, это может указывать на недоверие.
- Дети склонны рисовать то, что им нравится больше всего: братьев и сестер, игрушки, мир фантазий, т.е. феи и др.
- Частое использование линейки на картинке может означать беспокойство.
- Много темных цветов или черного могут означать печаль, гнев или тревогу.
- Если они расцветают яркими красками, они добрые и счастливые дети.
- Очень маленькие изображения могут означать, что они стеснительные.
- Если руки слишком большие, это может указывать на агрессию.
- Если нет рук или маленьких рук, это может означать, что у них есть чувство неполноценности.
Однако не беспокойтесь слишком сильно и не зацикливайтесь на интерпретации! Если ваш ребенок рисует много кругов, это может быть то, что он любит рисовать. Если они рисуют людей с поднятыми руками, это не беспомощность, это может быть развлечением. Если они продолжают рисовать пчел, это не скрытая тревога по поводу насекомых, а может быть просто то, что их забавно и приятно рисовать.Если они рисуют много цветов, это не значит, что они настроены оптимистично, это может быть просто то, что им показала их мама!
Итак, просмотр и попытка интерпретации детских рисунков — это просто интересное упражнение, чтобы увидеть, как ваш ребенок рисует по-другому, чем другие … так что не зацикливайтесь на нем. И, в конце концов, бессвязные картинки не означают растерянных или сбитых с толку детей. Возможно, ваш ребенок просто не умеет рисовать или не умеет рисовать!
Как расшифровывать рисунки ваших детей
Формы, которые они рисуют, и цвета, которые они используют, могут передать их чувства и потребности.
Психолог Антуанетта Муэль объясняет: «Есть сходство, которое проявляется в рисунках детей одного возраста и одной и той же стадии психомоторного развития. Однако их взгляды на окружающий мир полностью личные, что затрудняет «объективную» интерпретацию того, что они рисуют. Детский мир отличается от мира взрослого: это мир, в котором не существует логики, а воображение господствует над реальностью и разумом ». Психоаналитик Мартина Башерик утверждает, что «ребенок занимается своим рисунком, как если бы это была картина, которая выражает то, что он испытывает в своих отношениях с другими.Он вносит информацию, которую нужно интерпретировать через то, что он рисует ».
Поразительно непосредственные, пугающе правдивые, временами конкретные и прямые, детские рисунки интригуют. Чему мы можем научиться из этих набросков, из этих потрясающих вдохновений, из этих терпеливо созданных произведений искусства?
Рисование на протяжении вековДо двухлетнего возраста ребенка интересуют только движения, линии, цветные пятна и штрихи на странице. Это эпоха каракулей, и нет никакого намерения изображать предметы.Движения и жесты не контролируются. В возрасте от двух до трех лет малыш обнаруживает аналогию между предметами и очертаниями — этап, называемый «случайным реализмом». Ребенок постепенно пытается воспроизвести настоящие формы, и этому сложно научиться. Рисование, инициированное и поощряемое окружением ребенка, становится символически репрезентативным. В возрасте от трех до четырех лет рисунки отражают восприятие реальности ребенком. И здесь мы можем чему-то научиться.Это состояние «разочарованного реализма». В возрасте от пяти до семи лет ребенок начинает рисовать то, что он знает, но не то, что он на самом деле воспринимает об объекте — это этап «интеллектуального реализма». Он вдохновлен «внутренней» моделью, состоящей из каракулей, очерченных домов и рисунков, которые еще не включают перспективу или пропорции.
В возрасте от семи до двенадцати лет ребенок достигает стадии «визуального реализма», когда восприятие приобретает интеллектуальный характер, включающий озабоченность объективностью.Ребенок постепенно перенимает пространственную концептуализацию взрослого. Мартина Башерич поясняет: «В этом возрасте молодой человек начинает создавать менее экстравагантные рисунки, потому что он находится в стадии адаптации и очень чувствителен к тому, что происходит в культурной среде. Рисунок отходит на второй план, интерес к нему угасает. Подросток рисует более условные и стереотипные вещи, и ему труднее задействовать свои образные представления, свои эмоции и свое внутреннее поведение посредством рисования.
Когда рисунок много говорит о ребенкеПо словам доктора Обена, работающего в психиатрических больницах, «очень важно наблюдать за развитием рисунка во времени и пространстве. Многие дети беспокоятся, пока не заполнят всю страницу успокаивающими знаками (дождь, снег, облака, птицы), в то время как другие будут использовать только крошечную часть страницы. Вам нужно обратить внимание на четкость, размерность, динамизм, оригинальность и оценить первый и последующие штрихи, то, что стерто, вычеркнуто, повторено, отметить спонтанные комментарии.Движения большие и спонтанные или сдержанные и робкие? Штрихи твердые и сильные или легкие? » Все эти индикаторы хорошо известны графологам, которые также широко сотрудничают в интерпретации детских рисунков из-за их навыков письма.
Рисунок может многое рассказать о характере ребенка. Например, чуткий ребенок сомневается, стирает, вычеркивает и забывает важные детали. Их стиль письма нерегулярный, неровный, иногда шаткий. Некоторые элементы могут показывать стремление к безопасности: арки, радуги, магические круги.Дудлы могут быть слишком большими или слишком маленькими. С другой стороны, у нечувствительного ребенка стиль письма — тонкий и четкий, с правильными, сбалансированными штрихами, который работает в центре страницы, создавая хорошо пропорциональный набросок. Активный ребенок демонстрирует хорошую разборчивость с четким четким штрихом. Этот ребенок быстро и интенсивно начинает работать, чтобы получить желаемый рисунок. Для рисования человека этот ребенок предпочитает использовать лист вертикально. Малоподвижный ребенок рисует медленно, мечтательно, с частыми сомнениями и изменениями ума, когда сталкивается даже с незначительными трудностями (руки, ноги).Этот ребенок оставляет рисунок незаконченным, и его разборчивость не является его сильной стороной. Рисунок рудиментарный, черты мягкие (руки свисают). У ребенка-экстраверта рисунок импровизирован и не очень организован. Этот ребенок много двигается и обращает внимание на то, что происходит в данный момент в комнате, сосредотачиваясь на том, что нового, а что не запланировано. Этот детский рисунок часто больше обычного. Ребенок-интроверт рисует упорядоченно и методично. Представления отражают внутренний мир.Стиль серьезный, штрихи мелкие, твердые, плотные. Этот ребенок имеет тенденцию центрировать эскиз в углу страницы. Фигуры часто рисуются сбоку и могут быть небольшими по размеру.
Обратите внимание на формы и цветаДетей привлекают яркие, блестящие цвета. Они часто выражают эмоции или грусть с помощью темных и тусклых цветов. Красный — любимый цвет энергичного, страстного ребенка-борца. Это также любимый цвет очень маленьких детей.Если ребенок переключается с ярких маркеров на карандаши мягких тонов, он может проявлять некоторую застенчивость. Очень красочный рисунок отражает счастливую и жизнерадостную природу.
Вода может символизировать мать, а также двойственные чувства, которые ребенок может испытывать к ней. Она плодородие, матка, и вносит полезный женский элемент, который очень раскрывает эмоциональную жизнь ребенка. Море также обозначает бессознательное во всех его глубинах. Сильное солнце вызывает легкость, тепло, защищенность.Это отцовский образ, который, если его принять, сияет в зените или, скрытно установленный за горой, может вызывать опасения. Солнце также может представлять авторитет или «отцовский» образ подмены: дедушка, учитель, врач, лидер бойскаутов и т. Д.
С точки зрения интерпретации изображений дома, это по преимуществу замкнутое пространство . Когда мы видим свет внутри дома, он представляет собой определенную защиту и уютное тепло, с уютным камином, с окнами и дверями, открытыми наружу.В нем мы можем найти как лучшее, так и худшее: это может быть пещера, полная сокровищ, или логово свирепых зверей. Если нет окон или дымохода, это становится тюрьмой, из которой нет выхода. С другой стороны, если дорожка, ведущая к нему, широкая и обрамлена цветами, это показывает возможность выхода и, таким образом, экстериоризации. Но если эта дорожка превращается в неизбежный лабиринт или, возможно, даже никуда не ведет, это указывает на ситуацию, из которой нет выхода или наполненную трудностями.
Будьте осторожны при интерпретации рисунков детейСтолкнувшись с загадочным рисунком, можем ли мы сделать вывод, что это страдание или что-то не так? И наоборот, можно ли по рисунку измерить равновесие ребенка?
«Родители не должны поддаваться искушению спроецировать объяснение того, что ребенок создал на бумаге — это слишком деликатно и может быть опасно», — говорит Жаклин Бессон, консультант-графолог, специализирующаяся на детском письме и интерпретации тестов по рисованию.«Однако простым взглядом можно заметить, производит ли работа в целом впечатление уравновешенности и гармонии. Все пропорциональное, гибкое, разнообразное, живое, красочное — а это и есть подавляющее большинство рисунков — должно быть оценено. Напротив, если есть слишком много преувеличений, непропорциональных тем или изображений, которые постоянно возникают — все, что передается навязчивым образом, излишества любого рода, слишком много «всего» или слишком много «слишком мало» может соответствовать некоторой трудности, с которой сталкивается ребенок.
В клинике Мартины Башерич дети иногда рисуют потрескавшиеся стены или перевернутые предметы. «Это может выражать некоторую хрупкость в отсутствии космической организации: ни солнца, ни слишком много солнц, ребенок в депрессии будет рисовать только коричневым или черным … Но рисунок полезен для нас, прежде всего, чтобы прочувствовать историю ребенок говорит, потому что рисует часть себя. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя трактовать знак изолированно. Ничто не имеет значения вне большего контекста.»
« Часто ребенок находится под влиянием различных эмоций », — объясняет Жаклин Бессон. «Сегодня рисунок может быть темным, а завтра ярким и красочным. Рисунки выполняются очень быстро. Родителям просто нужно руководствоваться здравым смыслом, чтобы не делать поспешных и тревожных выводов. В некоторых случаях, особенно если есть другие связанные симптомы, у родителей может возникнуть ощущение, что что-то не так, и им непременно следует обратиться за советом к специалисту, хотя бы для того, чтобы успокоить их ».
Agnès Salliard du Rivault
Подробнее:
Чему детское искусство может научить нас о себе
Подробнее
Интерпретация детского искусства, когда родители злобно смотрят в лицо правде
Если бы я увидел картину в Музее современного искусства, я бы легко убедился, что это потерянный шедевр абстрактного экспрессионизма.Простые, уверенные мазки кисти напоминали покойного Виллема де Кунинга или Джоана Миро в середине карьеры, начертав фигуру, похожую на китайского иероглифа, увенчанную смелым, почти идеальным кругом, окруженным тремя чрезвычайно точными пятнами красного. Это был захватывающий образ. Даже поразительно. Но это не был шедевр, и я не видел его через беленую галерею. Я видел произведение, амбициозно выполненное на мясной бумаге, висящее на стене христианского дошкольного учреждения Бейнбриджа во время ежегодного дошкольного художественного шоу.Художник работы? Мой четырехлетний сын (статус гения подлежит уточнению). Название работы? «Мама».
Картина какое-то время висела в детском саду, но в конце концов вернулась домой — как и все школьные картины — и хранилась в портфеле. Но я все думал об этом. Я немного склонен к навязчивой идее, и я был одержим, потому что мне казалось, что должно быть что-то запечатленное там, кроме легкомысленного, плохо скоординированного жеста. У меня не возникло ошибочное впечатление, что мой сын — искусный ученый, но нарисованная фигура была так много задумана — три красные точки в центре синего круга, протянутая сине-зеленая рука, — что это было пренебрежительно. храните это вместе с остальной частью ранней работы.Так что, естественно, я вытащил его обратно.
Я посмотрел еще раз. Мне было интересно, может ли этот образ быть окном в сознание моего сына, очень странного места, о котором я много думаю. Картина, казалось, захватила мою жену фантастическим образом, со всей ее простотой и умеренной энергией. Это было намеренно? Было ли это озарением? Я должен был знать. Итак, как репортер, я начал разговаривать с людьми.
«Ребенок в возрасте четырех лет не может словесно выразить то, что он, возможно, чувствует или переживает», — игровой терапевт и психолог д-р.Джамари Дайно терпеливо объяснил мне. «Сначала они исследуют мир через символизм и художественно выражают себя». Дайно добавил, что искусство ничем не отличается от игры с куклами или переодевания, что создание является формой символической игры. На самом деле это что-то значит.
Например, когда ребенок надевает белую рубашку и слушает сердце другого ребенка. Это символы. Они олицетворяют себя врачом, хотя это не совсем врач, курящий и стетоскоп.То же самое и с ребенком, который рисует кружок на листе бумаги. Это символ чего-то, что они видели, испытали или узнали в своей жизни. И эти символы можно интерпретировать. Дайно был готов интерпретировать символы моего сына.
Перед тем, как мы углубимся в эту интерпретацию, важно отметить, что, хотя многие могут рассматривать интерпретацию детских рисунков как сродни экстрасенсорному чтению или хиромантии, существует огромное количество исследований, посвященных значению этого слова. детское искусство.Есть последовательность в символике и технике детей, а также в том, как они меняются в процессе развития по мере их роста.
Один из пионеров терапевтической интерпретации детских рисунков, д-р Джозеф Ди Лео, в своем опусе «Детские рисунки как средства диагностики» подчеркивает, что дети могут быть одинаковыми, независимо от того, где находится ребенок на земле. , или из какой культуры они происходят, рисунок человека всегда начинается с круга (или некоторого подобия круга), представляющего лицо.Это потому, что лицо — это центр эмоций, внимания и общения ребенка. Другими словами, есть закономерности. Отклонения от этих моделей заметны и поддаются интерпретации. Мой сын — и все остальные дети — немного отклоняются от искусства.
По мере взросления, примерно в 4 года, дети придают лицу конечности, чтобы они могли передвигаться. Эта фигура называется «головастик». Вот где мой мальчик. И его свободный стиль тоже неудивителен. Ди Лео отмечает, что дети по своей сути — экспрессионисты.Дети рисуют в основном свою «внутреннюю реальность», окрашенную их чувствами и эмоциями.
В этом контексте я был уверен, что Дайно отправит обратно записку, в которой объясняется, что мой сын был нормальным, хорошо приспособленным ребенком. Но этого не произошло.
Первое, что она отметила, — это цвета фигуры. По ее словам, сине-желтый и зеленый цвета олицетворяют «успокаивающее эмоциональное состояние». Все идет нормально. В конце концов, это была «мама», и я точно знал, что моя 4-летняя девочка находит ее успокаивающей.Дайно также отметил распростертые объятия фигуры, показывающие, что художник настолько открыт и общителен, в чем он находится в пиках. Смелые линии также называли его «энергичным» и «смелым».
Но не все было положительным подтверждением того, что мой ребенок был потрясающим. Некоторые упущенные детали свидетельствовали о тревоге и отсутствии автономии. Дайно заметил, что красные точки на лице могут указывать на гнев.
«С учетом всего анализа», — сказал Диано. «Я считаю, что это более характерно для неуверенного ребенка, у которого есть тревожные наклонности, и поэтому он не уверен в своих способностях, обычно отвлекается на беспокойство и сталкивается с проблемами, выполняя задания.”
Ой. Но тоже жутковато.
Дело в том, что наш четырехлетний ребенок в последнее время беспокоит нас своей открытой цеплянием, тревогой и неспособностью сосредоточиться. Мы отметили, что ему часто кажется, что он не уверен в том, что он может и что не может делать. Но что оставалось для меня, так это красное лицо — эти три злые точки. Так что я дал Дайно больше контекста. Я сказал ей, что это фотография его матери и что ему четыре года.
«Отсутствие лицевых различий можно рассматривать как то, что у ребенка переплетена идентичность со своей матерью, и он еще не развил индивидуальную идентичность», — ответила она, что, в общем, достаточно верно.Затем она заключила на более радостной ноте, что «не видит никакой негативной или тревожной символики, связанной с его отношениями с матерью». Слава богу за мелочи.
Вот то, что я не сказал Дайно: мы с женой кричали. Мы не хотим быть такими. Мы не хотим быть. И мы много работаем, пытаясь поправиться. Совершенно очевидно, что лицо будет красным. Я решил признаться, рассказал ей о криках и подумал, может ли ребенок видеть в родителях утешение, отмечая с гневом его артистический апломб.
«Совершенно верно», — сказала она. «Это может символизировать то, что он понимает, что его мама утешительна и терпелива, и он все еще принимает ее такой, какая она есть, но это то, что он отмечает в ней».
Она объяснила, что к признакам травмы относятся крестики на лице и вокруг лица или рта, а также черные поля. Это, по крайней мере, было облегчением, но я хотел немедленно погрузиться в остальную часть его рисунка, чтобы узнать больше. Дайно предположил, что это не лучшая идея. В конце концов, эта картина была кусочком того момента времени, когда он ее писал.Возможно, у него просто был тяжелый день. Кроме того, рисунок сам по себе не является адекватным диагностическим инструментом. Рисунок может предложить понимание, но без поведенческой оценки это просто часть головоломки. Пришло время волноваться, если мы увидим внезапные изменения в поведении, или он начнет регрессировать или наброситься. Тогда, возможно, пришло время обратиться за профессиональной помощью.
Обо всем этом я, конечно же, рассказал жене. Она уже забыла картину. Но когда я начал рассказывать ей об интерпретации Дайно, она оборвала меня.«Красный — это гнев, верно?» спросила она. «Это потому, что я кричу».
«Мы оба кричим», — пытался я ее успокоить.
Особенность этого маленького дошкольного художественного шоу в том, что оно всегда казалось таким милым и милым. Мы медленно проходили мимо стены за стеной, заполненной красочными произведениями, одна сливалась с другой, направляясь к холодильнику, чтобы добавить немного текстуры на кухню. И когда мы находили работы наших собственных детей, мы рассказывали им, насколько они хороши, стандартным способом, по-родительски молодец .
Но я думаю, что в этом году я увижу это по-другому, потому что теперь я знаю, что работы на стенах хранят секреты. На этой мясной бумаге есть больше, чем грубые изображения собак и деревьев и безумная полоса темперации. Все это что-то значит? Не само по себе, но все это зеркало. Сам того не зная, дети рисуют мир с поразительной точностью. Это не всегда мир, каким мы его видим, но это мир в некотором элементарном и бесспорном смысле. И иногда мы тоже.
Ой! Пожалуйста, попробуйте еще раз.
Спасибо за подписку!
Что мы можем узнать из детских рисунков?
Дети любят рисовать. Примерно в возрасте двух лет они открывают для себя истинное удовольствие делать отметки. Они берут любой мелок, карандаш или ручку и пишут.
Наши малыши не пытаются изобразить реальность этими каракулями.Это просто радостное исследование их собственной вновь обретенной силы — способности оставить постоянный след в мире.
Важность каракулей
Ой-ой … с www.shutterstock.comПримерно в три или четыре года ранние каракули по прямой линии превращаются в круговые каракули, и это очень важная веха. Их большие, непрерывные, круглые каракули линии начинают соединяться, образуя замкнутые формы круга.
Способность рисовать замкнутую фигуру знаменует начало способности представлять объекты в мире вокруг вас.Это также знаменует начало способности составлять буквы алфавита.
Придание смысла
«Это мумия?» Семья Пессель / Flickr, CC BYПостепенно каракули перестают быть просто внутренним удовольствием для маленьких детей, поскольку взрослые в их жизни ищут сообщения в своих пометках.
Круглые формы становятся головами, солнцем или цветами. Мамы, папы, бабушки и дедушки и опекуны придают значение своим каракулям: «Это мумия?» «Какой красивый цветок!»
Благодаря вдохновляющим разговорам и моделированию со стороны взрослых их каракули теперь стали узнаваемыми для других как «вещи».Это также введение в сложное и абстрактное представление о том, что письменные слова также являются символами значения.
Наши дети начинают понимать коммуникативную силу своих оценок.
Следующим важным достижением является способность распознавать «внутреннее» и «внешнее» этих форм. Точки внутри становятся глазами и носами, линии выстреливают снаружи, превращаясь в руки, ноги, солнечные лучи, лепестки и стебли. Эти же навыки необходимы для совершенствования написания букв алфавита.
Взрослые в своей жизни взволнованы, и эти положительные отзывы очень воодушевляют наших детей. Их рисунки хвалят, вывешивают на стенах детских садов, наклеивают на дверцы холодильников. И так рисуют и рисуют.
С точки зрения четырехлетнего ребенка — что не нравится в рисовании? Это доставляет им огромное внутреннее удовольствие и, кажется, делает счастливыми и их близких. За исключением, видимо, того момента, когда он находится на стене спальни… in biro…
Не все радуги и цветы
Пяти- и шестилетние дети, как правило, рисуют цветы и радуги, потому что это простые формы для рисования.Тодд Сандерс / Flickr, CC BYПосмотрите на двери холодильников по всей стране, и вы можете быть прощены за мысль, что каракули эволюционируют в одержимость цветами, солнцем, радугами и остроконечными крышами домов. Кажется, что пяти- и шестилетние дети зациклены на них.
Оказывается, все это довольно простые формы для рисования, и они представляют собой очень легко узнаваемые схемы, а это означает, что вы получите много одобрения и признательности от вашей аудитории. Их рисование приносит много внешней похвалы и внутреннего удовольствия.
Но более пристальный взгляд на рисунки пяти, шести и семи лет может раскрыть гораздо больше, чем солнечный свет, леденцы на палочке и радугу. Пропорции предметов на их рисунках мало связаны с реальной жизнью.
Вещи, которые производят на них впечатление, выглядят большими на странице. Следовательно, пупки и ресницы часто занимают видное место на рисунках маленьких детей.
Если говорить более отрезвляюще, то на рисунках детей в центрах содержания под стражей видное место занимают заборы и колючая проволока.
Примерно к семи годам наступает еще одна веха в рисовании, когда дети начинают закреплять свои рисунки на странице, где раньше их объекты беспорядочно плавали в пространстве.
Они рисуют базовые линии и горизонты, обычно тонкие линии зеленой травы и голубого неба, пытаясь изобразить мир, который они видят вокруг себя.
Почему дети перестают рисовать?
К девяти или десяти годам у многих детей чистая радость рисования начинает угасать.Они начинают смотреть на свои рисунки сурово самокритичными глазами, поскольку они стремятся представить реальность и обнаруживают, что им не хватает навыков для этого.
Их симпатичные схематичные цветы, закрепленные в ряду зеленой травы, больше не выглядят настоящими. Они знают, что руки — это не круги с пятью излучающими линиями, но они не могут нарисовать настоящие руки.
Взрослые, которые когда-то любили все, что рисовали, теперь кажутся менее влюбленными. В школе учителя больше не поощряют рисование, а многие отговаривают его: «вы можете нарисовать картинку, если и когда закончите писать».
Кажется, все сговорились против того, чтобы наши дети продолжали рисовать.
Надо научить рисованию
Когда наши десятилетние дети перестают рисовать, потому что «у меня это плохо получается», они теряют важный инструмент обучения. Когда рисованию позволяют выскользнуть из нашего творческого и коммуникативного репертуара, мы оказываемся в невыгодном положении.
Рисование позволяет нам испытывать чувства и идеи и играть с ними. Он развивает вербальные навыки чтения, письма и речи.
Рисование — это средство пристального наблюдения за миром вокруг нас, записи того, что мы наблюдаем, и использования этого в качестве основы для дальнейшего исследования.Он может быть важным игроком в нашем внутреннем диалоге, когда мы работаем над концептуальными проблемами.
Рисование — это приобретенный навык; мы улучшаемся с инструкциями. Однако мы уклоняемся от обучения рисованию для детей. Существует неуместный страх, что мы задушим творчество, если воспользуемся инструкцией по рисованию.
Но на самом деле большинство детей просто отказываются от рисования, потому что не получают никаких инструкций.
Дело не в создании шедевров
Не все дети станут великими писателями, но мы с до учим их навыкам письма.
Мы понимаем, что польза от письма намного больше, чем малая возможность стать профессиональным писателем.
Не все дети станут великими художниками, поэтому кажется, что мы не учим их навыкам рисования.
Нам нужно понимать, что преимущества рисования намного больше, чем малая вероятность того, что они могут стать профессиональными художниками.
Как интерпретировать цвета в детских рисунках
Несчастье, застенчивость, сочувствие или подавленный гнев — вот некоторые из чувств, которые вы можете определить в рисунках ваших детей.Узнайте, как интерпретировать цвета, которыми рисуют ваши дети.
Последнее обновление: 31 января, 2019
Знаете ли вы, как интерпретировать цвета в детских рисунках? В этой статье мы дадим вам несколько подсказок, чтобы понять поведение и идеи ваших малышей.
Цвета и эмоции изучаются в разных областях психологии уже давно. Люди используют определенные цвета в зависимости от их личных предпочтений, связанных с эмоциями.
Отложите в сторону концепции и традиционную иконологию того, что определенные цвета представляют для разных культур. Мы сосредоточимся на том, как разные оттенки могут указывать на определенные модели поведения и предрасположенности.
Помимо форм, интенсивность штрихов и сюжет, лежащий в основе самого рисунка, также могут указывать на то, о чем думают дети. Выбор цвета также ясно и убедительно говорит об эмоциональном состоянии детей.
Наиболее распространенные цвета в детских рисунках
Хотя, безусловно, есть более распространенные цвета, поскольку они есть во всех коробках с мелками, дети обычно смешивают цвета.В этом смысле хорошо знать, что смешение светлых цветов показывает, что дети спокойны и связаны со своими эмоциями.
С другой стороны, использование более ярких цветов обычно означает активных и энергичных детей с сильными чувствами, включая агрессивность.
Синий
Этот цвет ассоциируется со спокойствием, благополучием и расслаблением. Обычно это любимец спокойных или робких детей. Кроме того, он пробуждает в детях чувство творчества и чувствительности.
По оценкам специалистов, дети, использующие этот цвет, также развивают самоконтроль в более раннем возрасте. Кроме того, некоторые дети, использующие этот цвет, часто страдают энурезом, заболеванием, которое мы также называем «мочением в постель».
Красный
Красный цвет привлекает внимание детей своей яркостью. Вы можете интерпретировать его использование двумя разными способами:
- Если ребенок использует его часто, он может быть враждебным ребенком с чувствами подавленного гнева.
- Если ребенок использует его умеренно, он может описать жизненную силу и энергию.
Черный
Вопреки распространенному мнению, это цвет, который не всегда связан с негативными или подавленными чувствами. Это на самом деле описывает ребенка с хорошей самооценкой и уверенностью в себе.
Что касается использования этого цвета, вам также необходимо обратить внимание на интенсивность штрихов. Если он очень темный, он может иметь и другие значения.
Коричневый
Этот цвет означает ответственность. В этом смысле, когда дети выбирают это, они показывают, что они прилежны и расчетливы. Однако чрезмерное его использование показывает, что они перегружены повседневными делами.
Желтый
Желтый — синоним энергии, динамизма, радости и общительности. Это цвет, который показывает счастливых детей. Кроме того, вы видите все достоинства, связанные с детством. Однако его частое использование на чертежах вызывает проблемы с авторитетными фигурами.
Зеленый
Слишком частое использование этого цвета может выявить лень и определенную застенчивость и сдержанность. С другой стороны, зеленый цвет также имеет универсальные значения: надежда, спокойствие и чувство гармонии.
Фиолетовый
Использование этого цвета показывает, что ребенок по какой-то причине чувствует себя меланхоличным, неудовлетворенным и беспокойным. Если на рисунках используется желтый цвет, это может означать, что ребенок испытывает давление определенного типа.
Наконец, мы хотим, чтобы вы знали, что эти анализы не всегда верны, когда речь идет об интерпретации или смешивании цветов в детских рисунках.
В любом случае психоаналитик сможет оценить рисунки вашего ребенка, чтобы получить более точный и окончательный диагноз.
Это может вас заинтересовать …этапов развития детских рисунков
Эти этапы взяты из книги Боба Стила «Нарисуй мне историю: иллюстрированное исследование рисования как языка», © 1997.
Каракули
Эта стадия характерна для детей от 18 месяцев до 3 лет.
- Каракули случайны.Дети в игровой форме изучают художественные материалы.
- Наброски переходят от неконтролируемых к более контролируемым.
- Этот этап позволяет детям научиться держать карандаш, а также определять, правша они или левша.
- Вы можете этого не видеть, но некоторые каракули названы. Ребенок укажет на объект, найденный в каракуле.
Рисование помогает детям с:
Физическое развитие
- Зрительно-моторная координация
- Развитие тонких и крупных мышц
- Ручные манипуляции
Язык искусства
- Обозначение или маркировка
- Разговор
Чистота
- Поглаживание
- Ловкость пальцев
- Контроль тонких мышц
Руководство
- Уверенность в себе
- Независимость
- Инициатива
- Удовольствие
Стадия предварительной схемы
Эта стадия характерна для детей от 2 до 4 лет.
- Рисунки становятся более сложными, хотя обычно они нереалистичны.
- Дети будут склонны использовать свои любимые цвета, а не представлять предметы в точных цветах.
- Рисунки людей очень простые, но с небольшими функциями.
- Объекты на чертежах плавают в пространстве. Они не закреплены.
- «Люди-головастики» изображены с очень большой головой на маленьком теле с вытянутыми руками.
- Интерьер и экстерьер показаны одновременно.(Рентгеновские рисунки)
На этом этапе у детей продолжает развиваться улучшенная зрительно-моторная координация, развитие мелких и крупных мышц и уверенность в себе.
- Наблюдение
- Мышление
- Решение проблем
- Чувство компетентности
Схема ступени
Эта стадия характерна для детей от 5 до 8 лет.
- Рисунки людей стали более пропорциональными и детализированными.
- Цвета становятся более реалистичными и стереотипными (трава зеленая, небо голубое).
- На горизонте и на земле появляются линии горизонта.
- У ребят есть схема о способе рисования. Например, на многих рисунках дом будет нарисован одинаково.
- Дети часто создают рассказы вместе со своими рисунками.
- Метод проб и ошибок
- Узоры
- Формы
- Номера
- Интерпретация
Дошкольный возраст
Эта стадия типична для детей от 9 до 11 лет.