Значение слова «интолера́нтный»
интонационно
интолерантность
ая, ое; интолера́нтен, тна, тно.1. Нетерпимый по отношению к чему- или кому-л.
Интолерантный к чужому мнению, идеям. Интолерантное поведение по отношению к приверженцам другой религии. Интолерантные высказывания в адрес сексуальных меньшинств. Интолерантное содержание статьи. Идеология массовой культуры интолерантна, масса не признает личностей.
2. к чему. Биол.Мед.Плохо переносящий какое-л. пищевое вещество, лекарственное средство, физический фактор и т. п.
Интолерантный к глюкозе.
Данные других словарей
Большой толковый словарь русского языка Под ред. С. А. Кузнецова | интолера́нтный-ая, -ое; -тен, -тна, -тно.[лат. intolerantia — нетерпение] 1. Книжн. Нетерпимо относящийся к чужим привычкам, поведению, мнению; не прощающий другим их слабости и недостатки (противоп.: толера́нтный). И. человек.// Свидетельствующий о таких внутренних качествах человека. И-ые действия. И-ые отношения.нареч. -и; ж. И. населения, общества. |
rus-gos.spbu.ru
Интолерантность — это что такое?
Понятие «толерантность» означает терпимость, тактичное и уважительное отношение к иному мировоззрению, взглядам, привычкам, образу жизни, культурным и религиозным особенностям. Высокий уровень толерантности является одним из главных показателей цивилизованного развитого общества. Однако данное понятие имеет свою противоположность — это «интолерантность».
Интолерантность как явление
Любые проявления интолерантности имеют в своей основе чувство превосходства одного (одних) индивида над другим (другими). В широком смысле интолерантность подразумевает негативные, агрессивные проявления, направленные против кого-то, чей образ жизни, взгляды, личностные или культурные особенности вызывают неодобрение или неприязнь. Интолерантная личность или группа личностей считает себя лучше, выше, разумнее тех, против кого направлены стрелы их нетерпимости.
В историческом аспекте появление интолерантности обращается к древнейшим временам развития цивилизации. История знает множество примеров нетерпимого отношения к другим культурам, формам религиозного поклонения, традициям, образу жизни и быту. В то же время было немало случаев исключительно толерантного отношения и даже последующего симбиоза культур, казалось бы, не имеющих ничего общего. Поэтому можно говорить о том, что развитие толерантности и интолерантности шло рука об руку с формированием человеческого общества.
Проявления нетерпимости
Проявления интолерантности могут быть разными:
- Вербальная агрессия: брань, насмешки, порицание, проявления пренебрежения, отвращения; оскорбление, нецензурная лексика.
- Физическая агрессия: побои, пытки, насилие, убийство.
- Психологическая агрессия: угрозы, запугивания, преследования, давление.
- Территориальная агрессия и агрессия на государственном уровне: война, геноцид, депортация, национализм, фашизм, репрессии.
- Агрессия в отношении проявлений культуры и религии, национальных символов: осквернение памятников, могил, флагов, объектов религиозного значения и т.д.
Это лишь малая часть проявлений нетерпимости. Таким образом, интолерантность — это серьезная угроза жизни, здоровью и благополучию людей.
Формы интолерантности
Выделяют множество форм интолерантности, в зависимости от ее причин и объекта. Самые распространенные из них:
- этническая;
- религиозная;
- расовая;
- половая;
- возрастная;
- различной социальной направленности.
На каждом из этих видов нетерпимости следует остановиться подробней.
Этническая и религиозная интолерантность
Этническая нетерпимость является одним из наиболее частых случаев нетолерантности.
В основе данного явления лежит чувство превосходства собственного этноса над другим. Своя этническая группа ощущается в этом случае доминирующей, преферентной, обладающей большим количеством прав по отношению к другой группе или группам.
Яркими проявлениями данного типа интолерантности являются национализм и нацизм.
Самым массовым и страшным примером интолерантности по этническому признаку является геноцид евреев в фашисткой Германии. Внушенное германским правительством чувство превосходства арийского происхождения над иными привело к массовому истреблению не только евреев, но и русских, украинцев, поляков и других. Концлагеря, газовые камеры, репрессии, депортации — все эти составляющие фашистского режима стали проявлением чувства собственного превосходства германской нации над «низшими» этносами.
Другим примером интолерантности по данному признаку может служить геноцид армян турками в 1915 году, приведший к огромному количеству жертв среди мирного населения.
Самое страшное во многих случаях этнического геноцида то, что зачастую он является не просто социальным отклонением среди отдельных групп, а санкционированным и одобренным на государственном уровне.
В современной России также существуют проявления этнической интолератности, в основном по отношению к так называемым лицам кавказской национальности.
Религиозная интолерантность
Очень часто этническая нетерпимость идет в сочетании с религиозной, так как обычно для других национальностей характерны иные религиозные особенности. Неприязнь к нации порождает негативное отношение ко всему, что ее олицетворяет.
В контексте истории именно религиозная нетерпимость стала причиной массовых избиений народов. В частности, когда возникло христианство, представителей данного вероисповедания подвергали жестоким преследованиям и наказаниям. Впоследствии, когда христианство заняло господствующее положение в европейских цивилизациях, представителей иных конфессий подвергали гонениям и насильственному обращению.
Расовая нетерпимость
Расовая интолерантность — это явление, характеризующееся чувством превосходства собственной расы над другой (другими). Проявление этой формы нетерпимости называется расизмом.
Самым ярким примером расизма является ситуация в США. Известно, что представители негроидной расы на протяжении долгих лет использовались в качестве рабов в южных штатах страны. Война 1861-1865 положила конец существованию рабства как явления в США. Однако отношение к афроамериканцам долгое время оставалось (а кое-где остается и по сей день) негативным и полным предубеждения. Им не разрешалось занимать определенные должности, брали их на самую низкооплачиваемую и грязную работу. Частыми были случаи дискриминации в общественных местах, транспорте и так далее.
В наше время эти проявления свелись к минимуму, но отголоски тех событий доносятся до сих пор.
Половая интолерантность
Данный тип интолерантности проявляется чаще по отношению к женскому гендеру.
До 20 века женщины фактически не имели ни общественных прав, ни социальной защиты, считаясь в некоторой степени собственностью своих мужей. Они не имели права работать, голосовать, заниматься предпринимательской деятельностью. Тех, кто осмеливался преступить эти запреты, подвергали насмешкам, оскорблениям, а иногда и насилию.
Движения и течения за права женщин смягчили ситуацию и даровали женщинам ряд общественных прав. Однако и сейчас можно наблюдать негативную тенденцию в отношении предоставления женщинам рабочих мест, возможности карьерного роста и т. д.
Возрастная интолерантность
В Японии существовал жестокий обычай: немощных стариков относили на безлюдные территории (например, в горы) и оставляли умирать.
Среди других этносов есть похожие примеры, когда людей преклонного возраста или убивали, или бросали на произвол судьбы.
В современном мире дело обстоит благоприятней. Но, к сожалению, часто возникают ситуации, когда стариков бросают без должного ухода и заботы, считая, что они свое прожили. Примером интолерантности по возрастному признаку является непредоставление пожилым людям рабочих мест, поскольку считается, что их когнитивные процессы не так хороши, как у молодых, и рабочий процесс может пострадать.
Бывает и наоборот: молодым людям сложно устроиться на работу из-за недостатка опыта.
Еще одним примером возрастной интолерантности можно назвать пренебрежительное отношение к подросткам. Считается, что это люди незрелые, нерациональные, неспособные к принятию верных решений. Однако зачастую подростки способны проявить гораздо больше здравого смысла, чем взрослые.
Интолерантность — это явление, затрагивающее и иные социальные группы, кроме вышеперечисленных, например, людей с ограниченными возможностями, представителей определенных профессий, людей с необычными хобби и так далее.
Толерантность к неопределенности
Данным термином обозначают способность человека принимать правильные решения и спокойно реагировать на новые, необычные, неопределенные или малопонятные ситуации. Неспособность реагировать подобным образом называется интолерантностью к неопределенности.
В целом интолерантность является серьезной общественной проблемой, несущей угрозу благополучию не только отдельных личностей, но и целых наций. Важно осознавать актуальность данной проблемы для ее успешного разрешения.
fb.ru
Чем отличается толерантная личность от интолерантной (по работам г. Оллпорта)
1. Знание самого себя. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя достоинств больше, чем недостатков, поэтому во всех проблемах склонен обвинять окружающих.
2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне.
4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир, в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем, у толерантных. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.
6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.
Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна протекать согласно протоколу. Другие же народы постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.
Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении при надлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.
7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.
Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетически и этических чувств, высоких социальных ценностей.
В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, Т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.
8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших контроль и власть над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантной человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представление о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
studfiles.net
Чем отличается толерантная личность от интолерантной — МегаЛекции
(по работам Г. Оллпорта*)
Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
1. Знание самого себя. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя достоинств больше, чем недостатков, поэтому во всех проблемах склонен обвинять окружающих.
2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.
3.Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне.
4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир, в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
5. Ориентация на себя— ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем, у толерантных. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.
6. Приверженность к порядку.Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.
Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна протекать согласно протоколу. Другие же народы постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.
Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении при надлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.
7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.
Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетически и этических чувств, высоких социальных ценностей.
В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, Т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.
8. Чувство юмора.Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших контроль и власть над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантной человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представление о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
5. Толерантность вокруг меня
Цели:
— определить как проявляется нетерпимость вокруг нас в ближайшем окружении и в мировых масштабах;
— способствовать формированию навыков выхода из конфликтных ситуаций.
Предварительная подготовка:
Классу до начала данного урока рекомендуется разделиться на несколько групп, каждая из которых получает задание рассмотреть дома один из мировых конфликтов арабо-израильский, чеченский, иракский.
Ход занятия:
Часть1
1. Вводное слово учителя.
Жизнь в современном обществе требует от человека умения выработать собственное мнение, выражать свою позицию ясно и уверенно, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантному отношению к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей. Толерантность необходима нам ежедневно, она проявляется в отношениях дома, в школе, на улице. Взаимодействуя с окружающими, мы постоянно попадаем в сложные ситуации, в которых бесспорно не избежать конфликтов. Конфликт является неизбежным уже потому, что мы разные и не сразу можем понять друг друга, но мы должны научиться толерантно выходить из конфликта, принимать то, что другой человек непохож на нас, при этом не терять чувство собственного достоинства. Именно это чувство собственного достоинства и является той основной ценностью, которую все берегут и пытаются отстаивать в конфликте. Все пытаются заявить, что они тоже существуют на этом свете и желают поступать по-своему, а окружающий мир в чем-то мешает этому. Выйти из конфликта, не потеряв главной ценности человека – достоинства, очень сложно.
2. «Мозговой штурм».
Вспомните, когда вы чувствовали, что ваше достоинство унижают окружающие? Именно тогда возникали конфликтные ситуации. Расскажите, какие конфликты могут возникать в нашей повседневной жизни. Конфликтные ситуации записываются на доску.
Примечание: если в классе нет доверительной обстановки и ученики «закрыты», то надо быть очень осторожным, т.к. во время этого задания могут всплыть очень сложные внутриклассные конфликты, которые вряд ли удастся разрешить на уроке. В этом случае учитель может сам предложить ученикам конфликтные ситуации. Например:
- Твой друг, подруга попросил/а у тебя одежду и порвал/а ее.
- Твой младший брат изрисовал твои учебники ручкой.
- Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
- Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал/а контрольную у соседа.
- Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал/а его полчаса, а он так и не пришел.
- Тебе говорят, что твоя одежда не подходит тебе по цвету (или еще по какой-то причине).
- Твоя подруга разболтала всем, твой секрет
- Мама не отпускает тебя гулять (на дискотеку)
- Тебя не пускают в школы без сменной обуви, а ты ее оставил дома
3. Двум или трем добровольцам предлагается разыграют одну из этих ситуаций и попытаться найти выход из конфликта. Добровольцам на подготовку дается 5 минут. Они уходят в конец класса или в коридор, где продумывают сценку-представление конфликтной ситуации.
Пока они готовятся, все остальные записывают схему, как выходить достойно из конфликтной ситуации. На каком-нибудь отвлеченном конфликте.
Пример: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема выхода из ситуации:
1) Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах».
2) Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «Я почувствовал себя неудобно».
3) Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей».
4) Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
4. Далее все смотрят на ситуацию, разыгранную учениками, и обсуждают, удалось ли ребятам в сценке найти достойный выход из конфликта.
— Как можно было, используя записанную нами схему, выйти из этой конфликтной ситуации?
5. Весь класс разбивается по парам и пытается проиграть одну из конфликтных ситуаций, написанных на доске.
Примечание: Можно дать на выбор три-четыре ситуации и посмотреть разные пути выхода из конфликта.
Далее всем классом обсуждается, как удалось выйти из этих ситуаций. Чей выход оказался наиболее удачным и почему?
Учитель рассказывает о схеме решений конфликтов, которой пользуются конфликтологи.
Существует несколько путей решения конфликтной ситуации:
1. Конкуренция (эгоизм) – тогда вы ставите свои интересы выше другого человека и будете с ним соревноваться. Из конфликта выйти будет довольно сложно в такой ситуации выигрывает только одна из сторон конфликта. Может в этой ситуации, это будете и вы, но в следующей раз ваш противник будет относиться к вам совершенно также как вы к нему в настоящий момент, т.е. не будет учитывать ваших интересов.
2. Приспособление (альтруизм) – вы отказывается от собственных интересов во имя выхода из конфликта, во имя «мира». Это хорошо, если при этом не пострадают ваше достоинство, ведь конфликт начался именно из-за него. Если вы после такого решения конфликта страдаете от того, что ваше чувство собственного достоинства унижено вышли ли вы из конфликта?
3. Избегание (соглашательство) – и вы и ваш партнер не решают проблемы, вы отказываетесь от своих интересов, чтобы не столкнуться в ссоре. Проблема не решается достоинство обоих осталось оскорбленным, в итоге, в конфликте обе стороны являются проигравшими
4. Компромисс – вы отказывается от части собственных интересов, для выхода из конфликтной ситуации, но и сами идете на некоторые уступки во имя интересов других людей. В этом случае в конфликте выигрывают оба и вы и ваш партнер.
5. Сотрудничество – самый лучший путь выхода из конфликта. Вы учитываете и свои интересы и интересы других, используя их для дальнейшего развития общества и саморазвития.
На схеме мы можем показать это следующим образом:
Учитель предлагает вспомнить те ситуации, которые участники обсуждали в парах и спрашивает к какому решению пришли учащиеся в своих парах.
Часть 2
1. Класс делится на группы. Каждая рассматривает один из мировых конфликтов:
— Арабо-израильский;
— Чеченский;
— Война в Ираке;
— конфликт Грузии и Северной Осетии;
Задача разработать план выход из конфликта. Чтобы это задание было выполнено хорошо, рекомендуется либо дать ученикам домашнее задание посмотреть материалы прессы о данных конфликтах, либо подготовить материалы, которыми можно пользоваться на уроке. Работу лучше организовать методом метаплана.
«Метаплан»
Учащиеся делятся на группы по 5-8 человек. Группам для работы предоставляется яркие фломастеры (маркеры) и по листу бумаги формата А0 (лист ватмана). Затем, предлагается написать на листе обсуждаемую проблему урока и разделить лист на 4 части. Учитель последовательно озвучивает вопросы, раскрывающие проблему, которые обсуждаются группой в режиме «мозгового штурма» в течение 5 — 7 минут, результаты обсуждения в виде тезисов записываются на листе в соответствующем квадрате. Вопросы должны помочь выяснить «что происходит?», «почему это происходит?», «как должно быть?» и «каким образом добиться желаемого результата?». Затем итоги работы в группах обсуждаются коллективно всеми учащимися.
Оформленный метаплан может выглядеть следующим образом
Чеченский конфликт
Что происходит 1. массовый террор с обеих сторон 2. … | Почему это происходит 1. Политические выгоды 2. … |
Имеющиеся условия (ресурсы) для улучшения ситуации 1. усталость от войны, попытки демократических выборов 2. … | Предложения 1. поддержка внутричеченских политических сил, готовых к конструктивному диалогу. 2. … |
2. Итоговая рефлексия.
Почему проявляется нетерпимость вокруг нас?
Как мы можем противостоять ей?
Итоговое занятие.
Цель: Подведение итогов курса «Уроки толерантности».
Методические рекомендации: Итоговое занятие желательно провести в неформальной обстановке, за чашкой чая. В такой атмосфере, легче будет обменяться впечатлениями от занятий. При невозможности организации неформального общения занятие может быть проведено в рамках урока.
Варианты итогового занятия.
Вариант 1. Упражнение «Вспомнить все».
Учащиеся сидят в кругу. Учитель бросает мячик любому из учеников в руки и задает ключевые вопросы по курсу. Ученик, которому бросили мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч другому и задает вопрос по изученным темам и т.д., либо возвращает мячик учителю и тот задает вопрос следующему ученику.
Вариант 2. Упражнение «Поэма о толерантности».
Класс делится на несколько групп. Каждой группе выдается лист бумаги формата А3. Вверху листа пишется тема «Толерантность». Каждый по порядку пишет свои 2-3 рифмованные строчки по теме, загибает лист «гармошкой» и передает лист следующему. Когда группы выполнят задание, можно предложить обменяться листами между группами и продолжить работу. В заключение «поэмы» зачитываются.
Вариант 3. Упражнение «Акростих».
Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги.
На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии.
Например:
Т — творчество
О — обсуждение
Л – любовь к ближнему
Е — единение
Р — радость
А — активность
Н — ненасилие
Т — терпимость
Н — надежда
О — осмысление
С — симпатия
Т — товарищество
Ь
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000
Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003.
А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004
На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001.
Первые шаги. Лондон, 1997.
Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000.
Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.
Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
Уолцер М. О терпимости. М., 2000.
Уроки прав человека. Пермь, 2002.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Чем отличается толерантная личность от интолерантной (по работам Г. Оллпорта)
Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой Я есть). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. У интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.
2. Защищенность.Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность.Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они мне. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами.
4. Потребность в определенности.Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
5. Ориентация на себя — ориентация на других.Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.
6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности. Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.
7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.
8. Чувство юмора.Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.
9. Авторитаризм.Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Сравнительная характеристика толерантной и интолерантной личностей
1. Знание самого себя.
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой Я есть). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
У интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.
2. Защищенность.
Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы.
Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я нена-вижу и причиняю вред другим, это они мне.
Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами.
4. Потребность в определенности.
Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет.
Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
5. Ориентация на себя — ориентация на других.
Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толрантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться.
Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.
6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок.
Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.
Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.
Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.
7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.
Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.
В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле.
Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.
8. Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.
9. Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), втовремя как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна.
Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Таблица «Мои лучшие качества»
Мои лучшие черты | Мои способности и таланты | Мои достижения |
Таблица «Мои лучшие качества»
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Классный час (8 класс) по теме: Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия
Слайд 1
Толерантная и интолерантная личность: Основные черты и отличия.Слайд 2
Материал к классному часу по толерантности Презентация выполнена Учителем биологии МБОУ «Школа № 54» г.Прокопьевска, Кемеровской области Феоктистовой О.Л.
Слайд 3
Толерантность – это Терпение; Сотрудничество, дух партнерства; Отказ от доминирования, причинения кому-либо вреда; Терпимость к чужому мнению; Признание своего равенства с другими. Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно, т.к. каждый человек в своей жизни совершает как те, так и другие поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Слайд 4
Основные черты толерантной личности: Расположенность к другим людям Снисходительность Терпение Чувство юмора Чуткость Доверие Альтруизм Терпимость к различиям Умение владеть собой Доброжелательность Умение не осуждать других Гуманизм Умение слушать собеседника Любознательность Способность к сопереживанию
Слайд 6
Отличия толерантной личности от интолерантной следущие :
Слайд 7
Знание самого себя Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях обвинить окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.
Слайд 8
Защищенность Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится инстинктов, чувств, живет с постоянным ощущением угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, — важное условие формирования толерантной личности.
Слайд 9
Ответственность Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
Слайд 10
Потребность в определении Интолерантные люди делят мир на две части – черную и белую. Для них нет полутонов. Есть только два сорта людей – хорошие и плохие. Они делают акцент на различия между своими и чужими. Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
Слайд 12
Ориентация на себя – ориентация на других Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к внешним институтам и авторитетам, т.к. им не нужно за кого-то прятаться.
Слайд 13
Способность к эмпатии Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. Эмпатия (сопереживание) – черта толерантной личности.
Слайд 14
Чувство юмора Это важная черта толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками.
Слайд 15
Авторитаризм Для интолерантной личности важна общественная иерархия.
Слайд 16
Таким образом, существует 2 пути развития личности: Интолерантный – характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Толерантный – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Слайд 17
Рецепт счастья Возьмите чашу терпения, Влейте в неё полное сердце любви, Добавьте две горсти щедрости, Посыпьте добротой, Плесните немного юмора, Добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни, Предлагайте каждому, кого встретите на пути!
nsportal.ru