Истерический тип личности у женщин – симптомы истерической психопатии. Как повлиять на девушку с истероидным психотипом?

Содержание

симптомы истерической психопатии. Как повлиять на девушку с истероидным психотипом?

Психотип личности Особенности женщин с истероидным типом личности

Артистичность, манерность и вызывающее поведение зачастую характеризует истероидный тип личности женщины. Их невозможно не заметить, ведь они делают всё возможное, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Истероидная девушка следит за модными тенденциями, поэтому всегда выглядит превосходно. Она любит находиться в компании людей, но найти с ней общий язык удаётся далеко не всем. Строить отношения с такой личностью непросто, ведь к ней требуется особый подход.

Особенности женщин с истероидным типом личности

Определение истероидности

Истероидами называют тех индивидуумов, которые обладают эмоциональной нестабильностью и склонностью к демонстративности, посредством которой они добиваются всеобщего внимания. Зачастую у таких людей наблюдается истерическая психопатия. Данное расстройство личности имеет выраженные симптомы, а именно: вызывающее поведение, эмоциональность, внезапные перепады настроения, склонность к суициду.

Женщины с истероидным типом личности обладают лидерскими качествами, поэтому стремятся во всём показать своё превосходство. Они привыкли проявлять упорство и целеустремлённость, причём не только в работе, но и в личной жизни. Чтобы получить желаемое нередко принимают нестандартные решения и совершают отчаянные поступки.

Особенности женщин с истероидным типом личности

Девушка-истероид любит общаться и может быстро найти общий язык со многими людьми. При знакомстве она многим кажется весёлым, позитивным человеком, который не боится показаться смешным, готов на смелые поступки и откровенно выражает свою точку зрения. Но пообщавшись дольше, становится заметна резкость и некая неадекватность реакций на различные ситуации. Истероидная девушка может внезапно начать психовать, рыдать, кричать. Следует отметить, что такое поведение является демонстративным и проявляется лишь в том случае, если вокруг находится некоторое количество людей.

Особенности женщин с истероидным типом личности

Характерные особенности

Истероидный психотип личности начинает формироваться в раннем детстве – в 3–6 лет. Первым симптомом является постоянная тревожность девочки. Она будет всего бояться, нуждаться в помощи и требовать к себе внимания. В этот период также может проявляться «комплекс Электры», что выражается в постоянном соперничестве с мамой за внимание отца.

С возрастом в характере девочки с истероидным типом личности начнут проявляться следующие особенности.

  • Демонстративность. Стремление эпатировать и привлекать к себе внимание. Это могут быть эксперименты с внешностью или эксцентричное поведение.
  • Эгоцентричность.
    Зацикленность на собственных потребностях. Любые действия, даже помощь окружающим, будут совершаться лишь для того, чтобы привлечь всеобщее внимание.
Особенности женщин с истероидным типом личности
  • Отсутствие последовательности и логики в поступках. Спрогнозировать действия такого человека невозможно, т. к. между ними нет логической взаимосвязи. Он может внезапно совершить нечто неадекватное, при этом сам не сможет объяснить, зачем он это сделал.
  • Повышенная эмоциональность.
    Смех слёзы, споры всегда доходят до истерического состояния. Такой девушке неважно, как она выглядит со стороны – ей необходимо привлечь внимание как можно большего количества людей.
  • Артистизм. Истероиды нередко становятся отличными актёрами, т. к. могут изображать широкий спектр эмоций, причём настолько реалистично, что окружающих это вводит в заблуждение.
Особенности женщин с истероидным типом личности
  • Преувеличенная боязливость. Излишняя реакция на любые происшествия и травмы из-за отсутствия самоконтроля и эмоциональности.
  • Сниженный уровень критичности мышления. Свои недостатки и провинности истероид не признаёт. Склонен во всём винить окружающих, причём если таковых нет, то легко их выдумает.
Особенности женщин с истероидным типом личности

Несмотря на то что истероидная женщина довольно коммуникабельна, вести с ней диалог непросто. Она акцентирует внимание на себе и говорит о том, что интересно исключительно ей, а любые попытки собеседника перевести разговор в другое русло незамедлительно пресекаются.

Поведение в любовных отношениях

Истероидность может негативно влиять на попытки построить личные отношения. Мужчина должен понимать особенности данного психотипа и уметь справляться с внезапными эмоциональными всплесками. С такой женщиной никогда не будет скучно, она с лёгкостью соглашается на эксперименты, ведёт оживлённые разговоры и искренне выражает свои эмоции, но, к сожалению, это касается не только положительных, но и отрицательных аспектов.

Особенности женщин с истероидным типом личности

Девушка с истероидным типом личности всегда выглядит безупречно, поэтому с лёгкостью завоёвывает внимание противоположного пола. Она женственна, манерна, весела, остроумна, и именно это подкупает мужчин. Когда такая особа вступает в отношения, все вокруг должны узнать об этом. Девушка будет рассказывать о своём избраннике всем вокруг, не стесняясь интимных моментов. Следует отметить, что она может не только восхвалять и хвастаться мужчиной, но и дискредитировать его в глазах окружающих.

Истероидная женщина – умелый манипулятор. Для достижения своих целей она нередко использует слёзы, проявление ревности, обидчивость, а также может провоцировать скандалы. Мужчина должен это понимать и всячески пресекать попытки манипулирования. Главное, не идти на поводу у такой особы, не нужно вступать с ней в спор или пытаться успокоить – лучше просто оставить её на некоторое время в одиночестве.

Об собенностях истероидного характера смотрите в следующем видео.

vplate.ru

Мир людей — психолог, гештальт терапевт Анна Паршина (Узбекова) г. Москва.

Своей яркой демонстративностью и эмоциональной экспрессивностью
человек истерического типа соблазняет и очаровывает. — Зачастую это —
мимикрия под ожидания других, а внутри — боль «человека без центра».

Истерический тип личности

«Здоровый человек не имеет характера» (Ф. Перлз), — он гибок в своем творческом приспособлении. Характер, типаж – это фиксация, несвобода. Истерический опыт — что это, как проявляется, как преодолевается?

Слово истерия с древне-греческого переводится как «матка», что намекает на переоценку значимости пола этой личностью. С полом противоположным истерик привычно использует свою сексуальность и сам секс как инструмент привлечения внимания, получения «любви».

Внутри-инфантильная, неразвитая сексуальность, играет её-привлеченные объекты вызывают неосознанное отвращение. Со своим полом часто конкуренция.

В бытовом смысле «истеричка» — это эмоционально несдержанный человек. Истерический типы личности имеет трудности регуляции своей эмоциональности.

Истерический детский опыт

В младенчестве все мы слабо регулируем свою эмоциональность. Однако в процессе роста, взаимодействия с родителями (матерью) и прочими людьми мы обучаемся этому.Истерическая личность.

Когда ребенок испытывает сильные эмоции — гнев, страх, радость, злость и пр., «достаточно хороший» родитель контейнирует (от слова контейнер) эмоции ребенка. — Называет: «ты устал», «ты радуешься», «ты разозлился», «ты соскучился»; успокаивает: жалеет, утешает; помогает до-выразить: предлагает поиграть, потопать ножками и пр.

Постепенно ребенок обучается сам контейнировать — различать собственные эмоции, называть для себя, уважительно относиться (опираться на них), успокаивать себя (самостоятельно или с помощью других).

Родитель, имеющий трудности в обращении с собственной эмоциональностью, плохо выполняет эту работу. Ему эмоции ребенка трудно выдерживать, — вольно-невольно их игнорирует/останавливает.

Эмоции остаются «не упакованными в контейнер», а хаотично разлитыми по психическому миру — истеричность. — Не формируется модель совладания с эмоциями, навык их аутентично выражать, что рождает психологические проблемы «отсутствия центра», осложняющие дальнейшую жизнь личности.

Каша из эмоций и мимикрия

Истерик сам не понимает свои чувства. Что он может (и периодически делает) – это выражать «кашу» из чувств – невнятную, диффузную, и при этом сильно заряженную напряжением (истерика).

«Кашу» трудно понять, нет «центра», соответственно, её трудно выдерживать, адекватно на неё ответить. — Хочется увернуться или агрессивно «наехать» в ответ. — Истерик снова и снова в момент самораскрытия получает реакцию невыдерживания себя, которая травмировала его в детстве.

Поэтому такой человек приучается мимикрировать (маскироваться, подражать) под желания и ожидания других. — Защитная реакция, как от собственного эмоционального отреагирования (которое весьма болезненно), так и от причиняющей боль реакции людей (игнорирование или агрессия).

Демонстративное и липучее поведение

Демонстративность – это универсальный найденный таким человеком способ получать «любовь», и, одновременно, какую-никакую эмоциональную разрядку.

Истерику трудно говорить и делать то, что неудобно другим, что расходится с их потребностями (даже только в его фантазиях). — Старается не огорчить, не разозлить, угодить, порадовать, развлечь, удовлетворить тайные желания (к которым очень чуток).

Истерический опыт толкает демонстративно плакать навзрыд, беспрерывно шутить, вести себя вызывающе сексуально, подсознательно мимикруя под «нужную волну». Тогда как истинное эмоциональное содержание остается скрытым и от «публики», и от самого «актёра».

Т.к. эмоции не переживаются непосредственно в момент выражения, а скорее, играются, нет ощущения своего центра: «это я» и разделенности: «меня чувствуют», а есть: «меня не понимают/используют».

Временами ему удается аутентично выразить себя, что зачастую хаотично, рвано, чрезмерно, — испытывает неловкость, — якобы нагружает своими переживаниями, неудобен. Даже если это не так, ему трудно в это поверить. Порой его несет поток эмоций, и тогда мы наблюдаем «истерику».

Ощущает огромную тревогу встречи со своим неоформленным внутренним миром, поэтому практически не выносит одиночества. Внутренняя незащищенность подвигает постоянно «лепиться» к сильным, даже к плохим объектам, которые используют. — Не в силах «отцепиться», т.к. ужас незащищенности больше, чем неудобство (отвратительность) происходящего. — «Сдает себя в аренду» в разных смыслах.

Часты психосоматические симптомы и физические болезни, которые могут обостряться в моменты усиления стресса. — Боль в желудке, ситуативное ослабление слуха/зрения, внезапная ломота в костях, тики, обморочное состояние и т.п. Симптомы выполняют роль громоотвода — переживая физическое напряжение, уходит от психического.

Психотерапия истерического опыта

Психотерапия показана человеку с истерическим опытом и эффективна для него.

1) Истерик плохо знает, какой он непосредственно есть, не умеет опираться на свои ощущения, привык ориентироваться на других, — недостаточно сформированы психологические границы.

Необходимо научится распознавать и опираться на свои эмоциональные и телесные ощущения. Заново узнавать, «какой я человек» на основе своих чувств, а не чужого удобства, — выстроить границы.

2) Есть иррациональный страх, стыд и вина аутентично выражать себя, так как невыносим риск, что «я реально окажусь неудобен», — избегание такого риска.

«Набивать руку» быть всяким (искренним) в безопасных отношениях (с психотерапевтом) и не только.

3) Ориентируясь на других и остро нуждаясь в них, ведет себя демонстративно, неестественно, «липнет», соблазняет, чем других либо отталкивает, либо негативно привлекает (для использования).

Наращивать навык сохранять «свой центр», стоять на «собственных ногах», — временами пренебрегать чужим удобством, обеспечивать самому свой комфорт в отношениях.

Способность адекватно выражать свои чувства/желания, проживать и преодолевать страх отвержения, строить искреннее взаимопонимание хорошо наращиваются в психотерапевтической группе.

Автор: Анна Паршина (Узбекова) — психолог, гештальт — терапевт, ведущая терапевтических и тренинговых групп

Другие статьи автора
Раздел пополняется
Добавить комментарий

mirludey.org

причины, основные черты, особенности поведения

Расстройства личности встречаются не так редко, как можно было бы подумать. Они характеризуются жаждой внимания, неадекватным поведением и желанием выделиться. Подробнее об истерическом типе личности и о том, как лечить это расстройство, вы сможете прочесть в этой статье.

Расстройства личности

истерический тип личности

Чтобы полноценно понять суть истерического типа, нужно начать с самого начала, а именно – с определения понятия «личность». Что это такое? Личность – это модель поведения, мысли и эмоции, уникальные качества, которые присущи конкретному человеку. Именно личность формируется в результате долгого процесса развития и социализации человека, и именно она помогает выстраивать отношения с другими людьми и определяет человеческую судьбу. Но иногда личность формируется неправильно, и в результате человек получает глубоко укоренившиеся и нездоровые способы мышления, которые приводят к ухудшению отношений с другими людьми.

Недавно расстройство личности называлось совсем по-другому. Причинами «конституционной психопатии» считались неизлечимые неврологические патологии. Однако расстройства личности так многообразны, что врачи поменяли свою точку зрения и пришли к выводу, что причиной могут стать как генетическая предрасположенность, так и неблагоприятные условия в детстве, а также стрессовые ситуации. Всего выделяют 10 расстройств, но они во многом схожи между собой:

  • Кластер А включает в себя эксцентрические расстройства, в том числе шизоидные и параноидальные.
  • В кластер В входят драматические и беспорядочные расстройства, в том числе нарциссическое и пограничное расстройство личности.
  • Кластер С включают в себя тревожные расстройства, такие как обсессивно-компульсивные и зависимые.

Первые признаки расстройства появляются только в подростковом или взрослом возрасте. Многие знают, как ведет себя истеричка, но не всем известно, что в некоторых случаях это не прихоть, а болезнь. Что такое истерическое расстройство личности?

Что такое истерический тип личности

истерический тип личности у мужчин

Истерическое расстройство также называется драматическим или театральным, поскольку больные с этой проблемой склонны к излишнему драматизму, театральной наигранности и преувеличению своих чувств. Стиль поведения людей с таким расстройством личности далек от нормального: они хотят быть в центре внимания в группе других людей и готовы сделать все, чтобы добиться желаемого. Естественно, люди с расстройством личности плохо социализируются, у них редко бывают личные отношения, а все друзья и родные со временем отворачиваются от них из-за неадекватного поведения. Нередко больные с истерическим расстройством личности занимаются вытеснением проблем и «сбегают» в болезнь, демонстрируя реальные и воображаемые симптомы.

Нередко такие люди могут быть очень интересными и живыми, особенных высот они достигают в узких кругах – например, в театральной среде, в которой такое поведение является приемлемым. Но в личных отношениях и при эмоциональной близости они могут испытывать трудности. Они нередко стремятся манипулировать своими партнерами и исполняют определенную роль (например, «жертвы» или «принцессы»). Также люди с истерическим типом часто демонстрируют сексуально соблазнительное или провокационное поведение, чтобы привлечь внимание к себе.

Причины расстройства

истерическое состояние

Истерический тип личности у мужчин и женщин проявляется одинаково. Однако исследователи до сих пор не установили, что именно вызывает его. Большинство профессионалов считает, что причины связаны с различными биологическими, социальными и генетическими факторами:

  1. Наследственность и хронические заболевания, в том числе и психические.
  2. Взаимодействие в раннем детстве с семьей и другими людьми.
  3. Уровень стресса в детстве и способность с ним справляться.
  4. Темперамент личности.
  5. Травмирующие события.

Ни один фактор не может стать единственной причиной развития истерического состояния. Скорее всего, это нарушение возникает из-за сочетания нескольких условий.

Возрастающее желание быть замеченным

Расстройство личности – это прочная модель внутреннего опыта и поведения, которая отличается от норм и культуры других людей. Это, как правило, приводит к значительным проблемам во всех сферах жизни человека: рабочей, личной и др. Шаблон поведения достаточно стабилен и может прослеживаться на протяжении всей жизни.

Начало обычно проявляется в подростковом или взрослом возрасте. Близкие отношения с больным могут стать для второго человека настоящим адом. Человек с истерическим типом личности требует постоянного внимания к себе, при этом не может заниматься рутинными вещами и желает получить немедленный результат во всех сферах жизни. В результате он постоянно манипулирует, обижается, ссорится и эмоционально воздействует на своего партнера или близких любыми доступными способами. Но не нужно считать, что ему самому это приносит удовольствие – просто он не может жить по-другому.

Истерические припадки являются частыми спутниками расстройства личности. Они позволяют не только привлечь внимание, но и выплеснуть скопившееся напряжение.

Симптомы

Неспециалисту довольно сложно отличить патологические отклонения от особенностей характера или темперамента. Для того чтобы заподозрить психические отклонения, нужен близкий контакт и психологическое образование. Так как в большинстве случаев люди с расстройством личности не имеют близких доверительных отношений, они редко получают помощь у профессионалов. Тем временем, чем раньше будет определена причина странного поведения человека, тем большую помощь ему можно оказать.

Вот основные симптомы расстройства личности, которые могут указывать на патологические изменения:

  • Больной вызывающе одевается и ведет себя намеренно сексуально. Иногда это может мешать не только любовным отношениям, но и дружбе, поскольку человек может адресовать нарочитую сексуальность всем без разбора.
  • Люди с истерическим расстройством склонны чрезмерно много времени уделять своему внешнему виду. Иногда они имеют совершенно нереалистичное и оторванное представление о себе, в результате чего, например, могут постоянно делать пластические операции или странно одеваться, таким образом намеренно привлекая к себе внимание.
  • У человека наблюдается желание быть главным объектом внимания. Такие люди хотят, чтобы кроме них в жизни других людей не было никаких других интересных личностей. Они знают, что если добьются внимания, то смогут получить то, чего хотят.
  • Эти люди легко поддаются влиянию. При работе с расстройством личности этот фактор может стать значительной проблемой. Любой человек, появившийся в поле внимания больного, может оказать на него воздействие, и далеко не всегда оно бывает положительным.
  • Они ощущают дискомфорт при недостаточном внимании.
  • Обнаруживают импульсивность, совершают спонтанные поступки, которые не всегда можно логично обосновать, проявляют эмоциональную нестабильность, закатывают истерики без причины.
  • Поведение такого человека часто неестественное, голос громкий, а движения – резкие.
  • Наблюдается беспричинная агрессия. Агрессия в психологии – это нечто, противоречащее общепринятым нормам.

Расстройство личности может быть разной степени выраженности, поэтому интенсивность симптомов также может изменяться.

Диагностика

Нарушения личности диагностируются только квалифицированным специалистом в области психического здоровья. Это может быть как психолог, так и психиатр. Терапевты и врачи общей практики, как правило, не обладают достаточными знаниями для того, чтобы отличить обычный истерический припадок от психического заболевания. Если вы хотите получить бесплатную помощь, то можете сначала обратиться к врачу общей практики, а затем получить от него направление на прием к узкому специалисту. На данный момент не существует никаких генетических или лабораторных анализов, которые могли бы быть использованы для диагностики заболевания.

Многие люди с психическими расстройствами самостоятельно не ищут лечения и всячески избегают его. Только когда изменения в психике начинают серьезно мешать жизни человека, он может обратиться к врачу. Но зачастую к этому времени ресурсы пациента уже до такой степени истощены, что он не может самостоятельно справиться со стрессом и жизненными неприятностями.

Диагноз психического расстройства ставится специалистом после того, как он изучит историю болезни и сравнит симптомы с классической картиной заболевания. Также существуют специальные тесты, которые определяют наличие истерического типа расстройства личности у детей и взрослых. Они позволяют немного прояснить ситуацию и точнее установить диагноз. Но психические тесты не могут быть единственным или главным основанием для постановки диагноза.

Лекарственные препараты

Лечение расстройства личности обычно включает в себя комплексные меры, которые направлены на устранение симптомов и нормализацию состояния и самочувствия пациента. Главным методом считают психотерапию, которая может занимать долгие годы. Но помимо этого могут назначаться и лекарственные препараты, которые обычно служат для устранения симптомов истерического расстройства личности. Назначения делаются лично для каждого больного, в зависимости от картины его заболевания. Например, людям, страдающим от бессонницы, могут быть назначены снотворные препараты. Некоторым пациентам врачи прописывают седативные и успокоительные, которые помогают снизить тревожность.

Истерический стиль поведения невозможно вылечить только с помощью препаратов. Работа по устранению расстройства может занимать долгие годы, а успех лечения зависит в основном от квалификации специалиста и мотивации пациента. Врачи редко разглашают схемы лекарственного лечения, так как в некоторых случаях они могут использоваться для саморазрушительного и вредного влияния на организм пациентами.

Психотерапия

Истерический тип личности в психологии отличает эгоцентризм и зацикленность на себе. Отсюда же происходит и отсутствие эмпатии и неспособность сопереживать другому человеку. Такие люди нередко агрессивны не только по отношению к другим, но и к себе. Агрессия в психологии – это деструктивное поведение, противоречащее общепринятым нормам и приносящее физический или моральный ущерб людям. По сути, поведение людей с истерическим типом расстройства и представляет собой агрессию. Она редко выражена прямо, но ее всегда ощущают люди, вступившие с больными в близкое общение. Стиль поведения таких людей вызывает у окружающих недоумение и отторжение. Основным методом для лечения расстройств личности считается психотерапия.

Люди, страдающие этим расстройством, обычно трудно поддаются лечению. Они приходят к врачу только в крайнем случае – тогда, когда жизнь буквально не оставляет им другого выхода. Лечение может быть основано на краткосрочном подходе, который ставит своей целью не долгосрочные изменения, а сиюминутное облегчение жизненных трудностей пациента. Связано это с тем, что люди с психическим расстройством личности редко обладают способностью ждать отсроченного эффекта от терапии и просто прекращают ее при отсутствии выраженного результата.

Самопомощь

Самопомощь при расстройстве не приносит никакого результата. Также не существует никаких анонимных групп, которые бы поддерживали людей с подобными проблемами. Даже если вы найдете такое сообщество, вряд ли подобные сеансы будут обладать достаточной эффективностью из-за особенностей протекания болезни. Так как люди с истерическим расстройством личности чересчур драматичны, то каждый на групповых встречах будет пытаться привлечь внимание к себе, не обращая внимания на остальных. Поэтому наиболее оптимальная форма для лечения – это личные консультации с психотерапевтом. Также специалисты рекомендуют отказаться и от семейных консультаций, так как в этом случае общение не будет конструктивным.

Особенности расстройства

Истерия – это довольно опасное психическое заболевание, которое нередко характеризуется суицидальными наклонностями. Истерический тип личности у женщин проявляется в виде чрезмерно выраженной сексуальности, в некоторых случаях – нимфомании, театральности и попытках привлечь к своей персоне внимание. То же самое наблюдается и у пациентов мужского пола.

У детей истерический тип личности не диагностируется, так как это заболевание проявляется только в конце подросткового периода или во взрослом возрасте. Ребенок – это еще не сформировавшаяся личность, поэтому некорректно говорить о расстройствах того, что только совершенствуется и изменяется. Дети склонны к истерикам и некоторым отклонениям в поведении, и данные проблемы безусловны должны корректироваться специалистом-психологом, но к истерическому типу расстройства они не имеют никакого отношения.

Факты

Если у кого-то из ваших близких обнаружили истерический тип личности, то вам будет полезно узнать некоторые факты об этом заболевании:

  • Психотерапия, медикаменты и альтернативные способы лечения в совокупности могут оказать лечебный эффект и заметно снизить неприятные симптомы расстройства. Но лечение для этого должно быть регулярным и продолжительным, только в этом случае оно принесет нужный результат.
  • Разные типы расстройства могут по-разному реализовывать себя в социуме. Например, некоторые пациенты могут занимать довольно высокие позиции на работе, но при этом терпеть неудачу в личных отношениях.
  • Названные нарушения чаще встречаются у женщин, чем у мужчин.
  • Истерический тип личности – это расстройство, при котором человек проявляет чрезмерные эмоции, ищет внимания, ведет себя провокационно и постоянно ввязывается в конфликты в личных отношениях.
  • События, произошедшие в детстве (смерть, развод родителей, насилие) могут привести к расстройству личности.
  • Люди с описываемыми проблемами склонны преувеличивать хорошее отношение окружающих к ним и приписывать дружеским отношениям большую значимость, чем есть на самом деле.

Итоги

Истерическое расстройство личности – это очень мучительное психическое заболевание, которое доставляет немало проблем не только окружающим, но и самому больному. Оно характеризуется высоким уровнем тревоги, многочисленными конфликтами и противоречиями. Такие люди склонны намеренно искать опасные ситуации и ввязываться в различные авантюры.

Не все из них могут заподозрить наличие заболевания, поэтому зачастую не прибегают к лечению. Тем не менее, опытный специалист с помощью личного осмотра, разговора и психических тестов сможет быстро поставить диагноз и назначить лечение. Единственным эффективным методом на данный момент является психотерапия, которая может занять большое количество времени. Зато с помощью нее больной сможет избавиться от мучительных симптомов и через некоторое время почувствовать себя гораздо лучше.

fb.ru

Истерическая личность и любовь — Психологос

Истерические личности любят любовь. Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки — упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний.

Если навязчивые личности рассматривают любовное томление как насилие, то истерические личности относятся к дионисийской стороне аполлонийской линии отношения к любви. Их влечет к безграничным любовным переживаниям, однако не в форме самоотдачи, как бывает у депрессивных личностей, а в плане распространения и расширения своего «Я», к апофеозу своего «Я». Если депрессивные личности стремятся перейти границы собственного «Я» для симбиотического слияния с другим, с партнером, и тем самым пытаются трансцендентировать себя вовне, то истерические личности пытаются усилить интенсивность своих переживаний, т. е. направляют любовные чувства вовнутрь, для удовлетворения своего «Я». В связи с этим любовные взаимоотношения истерических личностей характеризуются интенсивностью, страстностью и требовательностью. Они ищут в любви, прежде всего, подтверждения своего «Я», им нравится упоение и опьянение, которые им дает партнер, они ожидают в связи с любовными отношениями кульминации своей жизни. Для них эротическая атмосфера — это нечто само собой разумеющееся, они прибегают к различным способам очаровывания и соблазнения, часто являясь истинными мастерами эротики. Это подразумевает владение различными инструментами эротики — от флирта и кокетства до овладения искусством обольщения во всех его нюансах. Истерики, как правило, считают, что партнер должен поддерживать в них чувство собственной любовной привлекательности. Они обладают большой силой внушения, от которой трудно уклониться. В сознании своих достоинств и своей привлекательности они принуждают партнера поверить в это.

При установлении любовных отношений для них важна прежде всего сила желания. Эти люди берут крепость штурмом, не затягивая осаду, по принципу «veni-vidi-vici» — «пришел, увидел, победил». Они легко вступают в контакт с противоположным полом; связь для них не бывает скучной и тягостной. Они любят любовь больше, чем партнера, им нравится знакомство с различными способами и образцами любви, так как они исполнены любопытства и любовного голода. Им нравится блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они считают смертельным грехом, если партнер не нашел в них любовные качества или не оценил их — такое они переносят с трудом и вряд ли могут простить. Для них предпочтительнее ситуация «лучше б уж украли коня», чем спокойная, без сантиментов жизнь. Скука для них смертельно непереносима, они всегда скучают, оставаясь наедине сами с собой. Они яркие, живые, изворотливые партнеры, спонтанные и непредсказуемые в своих чувственных проявлениях, способные к интенсивной кратковременной любви. Они стремятся к наслаждениям, склонны к фантазированию и… часто проигрывают. К верности, по крайней мере собственной, они относятся пренебрежительно. Тайная, запретная любовь для них особенно привлекательна, так как дает простор для романтических фантазий.

В их сексуальности имеются затруднительные обстоятельства: эротическая игра, нежные любовные прелюдии для них важней, чем удовлетворение сексуальных желаний. Им нравится неожиданно сказать:

«Побудь со мной еще, и все будет хорошо», — и доставляет большое удовольствие замедлить или отложить завершение сексуальной близости. Они хотят увековечить медовый месяц и с трудом после свадебных высот переносят погружение в повседневность. Они любят разнообразие. Если здоровые установки относительно собственной половой принадлежности и противоположного пола не реализуются, у истерических личностей легко возникает нарушение любовных способностей вплоть до фригидности и нарушений половой потенции. Оба пола рассматривают секс скорее как цель, достижение которой повышает самооценку, и как испытание силы воздействия своих желаний на партнера. Этим они отличаются от личностей с навязчивостями, которые используют секс для привязывания партнера к себе. Для истерических личностей важно упоение от силы своего воздействия на партнера, от того, сколь глубоко влияют на него особенности их характера и сама их сущность.

Чем более выражены специфические особенности истерической личностной структуры, тем более требовательными становятся манеры, тем ярче проявляется требовательность в подтверждении собственной ценности. В таких случаях любовная связь имеет доминирующую установку на постоянное подтверждение собственной значимости, в связи с чем необходимо постоянное обновление любви, и усиливается присущее истерическим личностям непостоянство. Потребность в повышении самооценки при этом приводит к новым попыткам удивить окружающих, создать необычную, праздничную атмосферу.

Естественно, что старение вызывает уменьшение привлекательности, носящей преимущественно внешний, поверхностный характер, что, соответственно, приводит к возникновению возрастных кризов.

Истерики нуждаются в партнере, но не так, как депрессивные личности, которые не могут жить, не вверяя себя ему; им необходимо зеркало, отражающее их способность возбуждать любовь, для повышения собственной неустойчивой самооценки. Их самолюбование нуждается в постоянном подтверждении. Они легко поддаются лести, в которую охотно верят. Они нуждаются в партнере, прежде всего для того, чтобы заручиться его подтверждением их обаяния, красоты, ценности и привлекательности. В связи с этим они склонны к нарциссическому выбору партнера, однако не в связи с боязнью «всех других» лиц противоположного пола, как это бывает у шизоидов, но в особенности потому, что в партнере надеются найти собственное подобие, в котором вновь обретают и любят самих себя.

Нередко истерические личности обоих полов находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания. Это напоминает басню про павлина, который хотел жениться на простой курице: в книге актов гражданского состояния ворон с удивлением записал, что прекрасный павлин хочет зарегистрировать брак с невзрачной курицей в связи с тем, что, как он многозначительно заметил, «я и моя жена безумно меня любим». Такая сильная жажда постоянного подтверждения собственной ценности и значимости, естественно, не может быть утолена, ни один партнер не может полностью ее удовлетворить. В таком случае они ищут нового партнера, который мог бы играть возложенную на него истерической личностью роль. Отчаянные авантюристки и ловкие манипуляторы мужскими сердцами являются как бы коллекционерами скальпов, самооценка которых зависит от числа их жертв и для которых любовь есть игра, за которую приходится платить высокую цену.

Сколь велики их требования к любви, столь же велики и связанные с этими требованиями и надеждами разочарования: неудовлетворенность, капризы, дурное настроение и придирчивые обвинения после каждой новой любовной авантюры часто заканчиваются финансовыми издержками и неприкрытым преследованием партнера, которого они рассматривают как свою собственность и который, по их мнению, не вправе играть самостоятельную роль. Поскольку самооценка истерических личностей связана исключительно с доказательствами любви к ним, они ненасытны в средствах и способах, с помощью которых добиваются этого: они постоянно сравнивают партнера с другими, «которые умеют любить по-настоящему», подразумевая при этом, что другие способны сделать для них все, что они пожелают; они устраивают сцены и страстно упрекают партнера в том, что он «мало их любит», бурно, катастрофически реагируют, если партнер отдаляется от них. При этом наблюдается такая смесь чувств и расчета, что партнер не может понять, в чем же дело.

Если любовь или брак основаны на иллюзорных ожиданиях, то при этом требования к партнеру превышают то, что вкладывает истерическая личность. Это вызывает разочарование, такого рода связь признается неудачной и начинаются новые поиски «большой любви». Для партнерских взаимоотношений истерических личностей характерны частые разрывы и примирения; в конце концов они требуют возмещения за свое разочарование, в новых связях являются чрезмерно требовательными, что становится источником новых неудач и провалов.

Все мы приобретаем первый опыт общения с противоположным полом от наших родителей, братьев и сестер. Отношения родителей друг к другу — основан ли их брак на любви или на иных связях, — любовный опыт наших братьев и сестер, — все это формирует наши ожидания от партнерства, любви и секса. Обладают ли наши родители счастьем взаимной любви или обходятся без идеализации друг друга, жалеют, презирают или даже ненавидят они друг друга, знаем ли мы об их возможностях, заботах и проблемах, их взаимоотношениях, их радостях и их взаимном доверии — от этого зависят наши взгляды на выбор партнера, наши ожидания и наши представления об их реализации во взаимном существовании. Родители, которые являются для детей идеалом превосходства и непогрешимости, принуждены демонстрировать им идеальный брак, независимо от того, что происходит за кулисами этой игры. Этот идеал повзрослевшие дети надеются найти в партнере. Родители, не удовлетворяющие потребности своих детей в создании представлений о противоположном поле, вызывают у них разочарование и испуг, накладывающий негативный отпечаток на ожидания, связанные с партнерским отношениями.

Любовная жизнь истерических личностей осложнятся еще и тем обстоятельством, что они, будучи фиксированными на своей первой связи с персоной противоположного пола, не могут полностью отрешиться от идентификации с ней. В этом отношении истерики остаются на той стадии развития ребенка, соответствующей 4-5 годам, когда он, как мы теперь знаем, идентифицируется с полученными ранее впечатлениями и вырабатывает первоначальные предформы своих представлений о своем и противоположном поле. Принципиально здесь имеются следующие возможности: повторяется детское почитание или идеализация родителя противоположного пола или брата (сестры) по отношению к партнеру, от которого ждут воплощения «мечты о мужчине» («мечты о женщине»), или пережитые ранее разочарование, страх и ненависть, вызванные непереработанными детскими впечатлениями о личности, осуществлявшей уход за ребенком, как негативный опыт переносятся на партнера. В этом случае к партнеру относятся с предубеждением и с самого начала связи ожидают, что она будет тягостной. Происходит проецирование первоначального образа матери или отца на партнера и установка на этот первоначальный образ, независимо от того, какую, собственно, роль играет партнер, т. е. происходит застревание на давнишней роли «сыночка» или «доченьки».

У разочарованного матерью сына может развиться женоненавистничество, он мстит своим партнершам за перенесенное разочарование, уподобляясь Дон Жуану, обольщавшему и покидавшему затем женщин, нанося им ту же боль, какую ему причинила мать. Разочарованные отцом дочери мстят таким же образом мужчинам: у них развивается мужененавистничество или ложное представление о женской эмансипации — они не только стремятся к реализации равных с мужчинами прав и повышению собственной значимости, но «поворачивают копье в обратную сторону», требуя равенства из соображений мести и занимая при этом чисто женскую позицию. Или же они отшвыривают от себя мужчин, рассматривая контакт с ними как встречу с нелюбящим, отвергающим их отцом («если ты меня не любишь, то я не желаю обращать на тебя внимание, и убирайся прочь» — психодинамическая основа некоторых девственниц). Некоторые из них, как Цирцея из «Одиссеи» Гомера, привлекают мужчин только своей сексуальностью, избирая различные формы соблазнения, и при этом используют и унижают мужчин, «превращая их в свиней». Близки к этому типу и те женщины, которые предъявляют мужчинам чрезмерные физические, психологические и материальные требования, используя, изматывая и лишая их силы и власти, как бы «кастрируя» их и унижая их мужское достоинство. Такие «демонические», склонные к разорению и разрушению женщины часто встречаются в романах и пьесах Стриндберга. В конце концов разочарованность противоположным полом или страх перед ним приводят к гомосексуализму. Может быть также, что при этом сестра или брат заменяют мать или отца.

Связь с первыми впечатлениями от персоны противоположного пола, осуществляющей уход за ребенком, является общечеловеческим феноменом, который французы выразили следующим образом: «Мы всегда возвращаемся к своей первой любви».

Примеры зависимости от личности, осуществлявшей уход за ребенком в раннем детстве, от их «семейного романа» столь известны, что истерические личности нередко попадают в ситуацию «треугольной» зависимости, в которой подсознательно повторяется их положение между двумя родителями и которая нередко встречается в качестве основы структурирования личности в семье с единственным ребенком. Им кажется, что, находясь в таком «треугольнике», они брошены на волю рока и часто, ссылаясь на «судьбу», говорят о том, что их постоянно «толкает» на такие отношения, что все мужчины или женщины, которые им встречались, уже связаны с другими. На самом деле, в поисках партнера, связанного с другим, зная о том, что он не свободен, истерические личности как бы возобновляют давнишнее соперничество с матерью или отцом. Они фиксированы на том, чтобы увести избранника от другого, вступая с покинутым в сопернические отношения, и всячески стремятся его уколоть, одновременно требуя от любовника серьезности, ответственности и проявления бурной радости от новой связи.

Знакомство с любовными историями каждого человека помогает понять его поведение. Истерические личности продолжают грешить и совершать ошибки, отрицая при этом какую-либо связь своего поведения с семейным анамнезом, и полагают, что их женственность или мужские качества развивались нормально. Иногда они не имеют представления о развитии их собственной половой роли и откликаются на любые сексуальные требования, поставив свою половую идентификацию в различных ее вариантах в зависимость от ее оценки партнером. При этом следует учитывать, что развитие женственности или мужественности зависит также от душевной и сексуальной зрелости.

Основные проблемы жизни истериков усматриваются в связи любви и партнерских отношений с их иллюзорными ожиданиями и представлениями о жизни, любви, браке и вообще о противоположном поле. Их требовательная позиция по отношению к другим без готовности удовлетворить запросы партнера и заботиться о нем приводит их к новым разочарованиям, дающим право сделать вывод о том, что жизненные установки истериков основаны на иллюзиях и потому разочарование так неотвратимо. Страстное и активное желание в сочетании с полными радостных предвкушений запросами без собственного участия в создании таких отношений является проблематичной стороной этих личностей.

При выборе партнера для них важно его положение, возможности, титул и другие внешние атрибуты, характеризующие его ценность и значимость. И в этом они остаются детьми, которым импонируют внешние атрибуты, являющиеся, как им кажется, источником хорошей жизни; вину за свои разочарования они, как правило, возлагают на партнера. Страх собственной несостоятельности вызывает у них влечение к подтверждению своей способности к любви, своей самоценности, и это влечение они реализуют в своих требованиях к внешнему окружению.

Склонность проецировать вовне свои собственные недостатки вызывает, естественно, много проблем в партнерских взаимоотношениях. Истерические личности могут использовать различные варианты упреков и находят множество причин, чтобы обвинить партнера, предъявляя при этом тенденциозные обвинения, искажая факты, пользуясь «кривой логикой», клеветой и интригами. Особенно тяжело развиваются взаимоотношения между истериками и личностями с навязчивым развитием, являющимися как бы противоположными по структуре. Чем больше партнер с навязчивым развитием неумолимо-последовательно настаивает на своем и в сложившейся ситуации безапелляционно доказывает свою правоту, тем больше уклоняется от такой последовательности истерический партнер, прибегая к непостижимой «логике», перескакивая, как описал Шульц-Хенке, от одной мысли к другой, что напоминает совершенно беспорядочное движение фигур на шахматной доске без установленных правил. При этом истерики, с одной стороны, имеют тенденцию избавляться от докучливого партнера, а с другой, при этом, хотят распоряжаться им. Будучи достаточно гибкими, они не сжигают за собой мосты и оставляют открытой дорогу назад. Однако вместо этого партнер с навязчивым развитием остается припертым к стенке, безуспешно пытаясь понять и истолковать переживания своего истерического партнера.

Шизоидные партнеры инстинктивно избегают истерических личностей, они легко их разгадывают и проявляют мало готовности восторгаться ими и подтверждать их притязания. Поэтому истерические личности охотней избирают себе партнеров с депрессивным развитием, которые проявляют готовность и в дальнейшем выполнять повышенные требования истериков; продолжительность такой связи является хорошей ценой для депрессивных личностей.

Связь между двумя истерическими партнерами удовлетворяет их лишь тогда, когда истерические черты не очень сильно выражены. В противном случае соперничество и взаимное подкалывание является неизбежным подводным камнем таких взаимоотношений.

В художественной литературе мы находим много примеров изображения истерических женщин («Луиза» С. Моэма или Скарлетт в романе М. Митчелл «Унесенные ветром»). Из писем Пушкина и Фонтана хорошо известны трудности при взаимоотношениях с женщинами, у которых преобладала истерическая структура личности. Такого же рода коллизии описаны в «Сказке о рыбаке и рыбке».


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

www.psychologos.ru

Симптомы и лечение истерического расстройства личности

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов

      medside.ru

      Истерический тип характера

      Хотя данный тип личности чаще наблюдается у женщин, не являются исключением и истерически организованные мужчины. Истерический характер специфически отличается фиксацией на генитальной ступени развития ребенка (Райх, 1999).

      Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности, особенно в межличностном плане. Это сердечные, «энергичные» и интуитивно «человечные» люди, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Из-за высокого уровня тревоги и конфликтов, от которых они страдают, их эмоциональность может казаться окружающим поверхностной, искусственной и преувеличенной. Многие исследователи считают, что истерически организованные люди являются напряженными, гиперчувствительными и социофилическими личностями (Мак-Вильямс, 1998).

      Люди с истерической структурой личности используют подавление (репрессию), сексуализацию и регрессию. Им свойственно противофобическое отреагирование вовне, обычно связанное с вымышленной властью и опасностью, исходящей от противоположного пола.

      Поскольку люди с истерической структурой имеют избыток бессознательной тревоги, вины и стыда, и, возможно, потому, что они напряжены и подвержены перестимуляции, они легко подавляемы. Переживания, выносимые для людей другого психологического типа, могут оказаться травматическими для истериков. Поэтому они часто прибегают к механизму диссоциации для уменьшения количества аффективно заряженной информации, с которой они должны одновременно иметь дело.

      Главное ощущение себя при истерии – чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка, преодолевающего трудности так хорошо, как только и можно ожидать в мире, где доминируют сильные и чужие другие. Хотя люди с истерическим складом личности нередко выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно.

      Другим способом достижения самоуважения для людей с истерической организацией личности является спасение других. Они могут проявлять заботу о своем внутреннем испуганном ребенке посредством обращения, оказывая помощь ребенку, которому угрожает опасность.

      В людях данного характера действует ошибочное ощущение присутствия «бытия» в том, что другие видят и ценят, в результате чего центром притяжения для психики данного индивида становится собственный воображаемый образ, а не его подлинное Я; этот воображаемый образ диктует поступки индивида, на нем держится его представление о собственной ценности.

      Есть основания полагать, что у представителей данного типа генетически обусловленная эндоморфия служит поддержкой потребности в любви к себе. Поскольку физическая красота среди представителей данного типа встречается гораздо чаще, чем у какого-либо другого характера, можно предположить, что данная особенность, а возможно, и обусловленное телосложением шаловливое расположение духа «соблазняют» уже сами по себе, без какой-либо попытки со стороны ребенка быть соблазненным.

      Стержневой поведенческой чертой является привлечение внимания к себе окружающих. Наиболее часто для этого используются повышенная общительность, специфическая показная манера поведения, преувеличение эмоциональных реакций и важности собственных мыслей и поступков, манипулирование другими. При последнем обычно применяются своеобразные санкции за невнимание к себе – вспышки гнева и раздражительности, слезы и обвинения. Прямые и косвенные попытки привлечь к себе внимание всегда сопровождаются отрицанием заинтересованности в этом и реакцией возмущения на такое предположение. Самое непереносимое для пациентов – равнодушие со стороны окружающих, в этом случае предпочитается даже роль «отрицательного героя» (Попов, Вид, 2000).

      Обоим полам свойственно акцентировать свою сексуальную привлекательность, для чего обычно используется поведенческий рисунок не сексуальной агрессивности, а фривольности, флирта, карикатурного подчеркивания своей неотразимости. При этом нередки психосексуальные дисфункции – аноргазмия у женщин, импотенция у мужчин. Такое сексуальное поведение имеет целью, в первую очередь, не удовлетворение полового инстинкта, а подтверждение собственной привлекательности в глазах других; нужда в этом безгранична. Внешняя экстравертированность поведения сопровождается эгоцентричностью, фиксацией на удовлетворении своих потребностей, пренебрежением нуждами других людей, что делает эмоционально интенсивные отношения с окружающими в целом поверхностными и нестабильными.

      Для диагностики истерического типа характера состояние должно соответствовать по меньшей мере четырем из нижеследующих качеств или поведенческих стереотипов:

      1. показной характер, театральность поведения или преувеличенное выражение чувств;
      2. внушаемость, легкое подпадание под влияние окружающих или ситуативных воздействий;
      3. поверхностный, лабильный аффект;
      4. постоянный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, в которых субъект находится в центре внимания;
      5. неадекватное подчеркивание своей сексуальности во внешности и поведении;
      6. чрезмерная озабоченность своей внешней привлекательностью.

      Лоуэн (Лоуэн, 1998) описывает следующие специфические черты истерического характера: покорность с целью завоевать благосклонность и любовь мужчины. Нижняя часть тела от бедер может быть мягкой и податливой, а верхняя – ригидной и тугой.

      Для истерической структуры типична ригидность тела, в результате чего человек как бы закован в броню. Спина жесткая до несгибаемости, шея напряжена и держит голову очень прямо. Но гораздо важнее, что зажата передняя часть тела. Именно ригидность грудных и брюшных мышц можно назвать броней.

      Генетически броня развивается из-за сковывания агрессии еще в ребенке. Психологически броня есть выражение состояния, когда при нападении человек внутренне сжимается, вместо того чтобы ответить ударом. Физически же это сжимание передней части тела осуществляется откидыванием плеч и таза назад; в результате при одновременном усилении напряженности мышцы еще и сводит. Никакую броню не удается снять, не высвободив предварительно подавленный гнев, который сразу же сильным потоком начинает поступать в руки.

      Тем не менее остается верным утверждение, что истерический характер имеет такое телосложение, при котором ригидность всего тела сочетается со вполне подвижным тазом.

      Если мы попытаемся добраться до сердца истерического характера, мобилизовать глубоко упрятанное чувство любви, то рано или поздно наткнемся на преграду. Биоэнергетическое исследование показывает, что преграда эта локализуется в шее и челюстях и имеет вид мышечного напряжения, придающего этим структурам жесткость, зажатость. Анализ такого положения говорит, что это выражение гордости и решимости. Не менее гордости истерическому характеру свойственно и чувство глубокой обиды. Истерический характер боится упасть, и этот страх падения проявляется в ригидности ног.

      psyera.ru

      Истероидные личности. Трудные люди [Как с ними общаться?]

      Истероидные личности

      Резкая смена настроения – от оглушительного хохота до визгливого крика из-за любого пустяка, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истеричка!» – говорят за спиной такого человека.

      Но чего здесь больше: распущенности, невоспитанности, неуважения к окружающим, отсутствия культуры поведения или чего-то иного? Ведь истерия – не просто однократное неуместное поведение человека, осознанное игнорирование чужих прав и интересов.

      Это пример сложного и едва уловимого психического расстройства. В современных классификациях истерия представляет собой целую группу психических расстройств: от так называемой акцентуации характера и расстройства личности до соматоформных и диссоциативных расстройств.

      Главной особенностью истероидных личностей, по образному выражению К. Ясперса, является стремление казаться бо?льшим, чем они есть на самом деле.

      Ядром данного характера является эгоцентризм на фоне дисфункционального инфантилизма. Эгоцентризм характеризуется не всегда осознаваемым стремлением обращать на себя внимание.

      Глубокий, талантливый человек, как правило, невольно оказывается в центре внимания, люди сами к нему тянутся в силу значительности личности и высоких творческих достижений. Он же нередко не только не стремится быть в эпицентре, а порой им тяготится; ему часто претит и мешает популярность, связанная с ней шумиха вокруг его персоны. Для таких людей эффективность важнее популярности.

      Популярность – это когда вас все любят, обычно немного и недолго. А эффективность подразумевает ваши качества, способности и навыки. По контрасту с этим легче понять истерического человека, который жаждет быть в центре внимания и при этом не слишком разборчив в средствах и методах его достижения. Главное из них – демонстративность, то есть стремление выставлять себя напоказ.

      Истерические расстройства представляют собой одну из наиболее аморфных и многоликих форм пограничных нервно-психических расстройств. «Нет более спорного понятия, как по содержанию, так и по объему, чем понятие “истерия”», – писал психиатр Эмиль Крепелин в 1913 году.

      Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем 4000 лет. Симптомы данного психического расстройства еще в 1700 году до нашей эры были описаны в папирусе Эберса: судорожные припадки, нервозность, чересчур уязвимое самолюбие, обмороки и способность имитировать практически любое заболевание.

      Концепция истерии началась с древнеегипетской идеи о том, что если матка не закреплена, она будет блуждать по всему телу и останавливаться в определенном месте, вызывая там истерические симптомы.

      Древнегреческие врачи Гален и Гиппократ тоже полагали, что драматические перемены эмоционального состояния таких пациентов и их смутные жалобы на физическое самочувствие вызваны заболеванием, сопровождающимся смещением матки (от греч. hystera – матка).

      Лечение заключалось в процедурах, способствовавших возвращению матки в нормальное положение. Основные методики включали окуривание или смазывание влагалища благовониями либо применение дурно пахнущих ядовитых веществ на «пораженном» участке.

      Предписания Гиппократа часто включали регулярную половую жизнь, брак и рождение ребенка (рекомендации врачей, чаще всего даваемые истеричным пациенткам и сегодня).

      В Средние века истерию воспринимали как одержимость бесами и нередко пытались лечить с помощью экзорцизма. Для этого применяли разные специфические процедуры: от небезызвестных поныне «отчиток», ссылки в монастырь или дом умалишенных до сжигания на кострах в случае дополнительных обвинений в колдовстве и сношениях с дьяволом.

      Намного позднее с назначением, подобным гиппократовскому, столкнулся Зигмунд Фрейд. Среди его первых пациенток была Лиза Пуфендорф, болевшая истерией. Оказалось, из-за того, что муж Лизы был импотентом, она, прожив 18 лет в браке, оставалась девственницей.

      Фрейд спросил у знакомого гинеколога, как помочь больной, и тот цинично ответил: «Единственное средство, которое можно прописать в данном случае, слишком хорошо нам известно, но его нельзя выписать в рецепте. Оно должно выглядеть так: «Penis normalis dosim repetatur!» («Нормальный пенис в повторных дозах!»)».

      Фрейд был шокирован, противился мысли о преимущественно сексуальной природе человека. Однако факты, подтверждающие значение сексуальности, буквально преследовали его, и в итоге он признал влияние либидо на человеческую психику.

      Хотя психоаналитическая теория происходит из объяснения Фрейдом симптомов истерии, его первичный интерес фокусировался на конверсионной истерии (телесных проявлениях истерии – истероидных дугах, псевдопараличах и множестве других вариантов), а не на истерических чертах личности.

      В ранних психодинамических описаниях он уделял особое внимание нерешенным эдиповым конфликтам как первичной причине расстройства. Подавление рассматривается как наиболее характерный тип защиты.

      Основываясь на убеждении, что разрядка подавляемых сексуальных эмоций приведет к излечению, психоаналитическая терапия истерии сначала состояла из суггестивных воздействий и гипноза для отреагирования эмоций и облегчения состояния больной.

      Позже Фрейд модифицировал свой метод, включив в него использование свободной ассоциации, интерпретации сопротивления и переноса. Это должно было облегчить достижение так называемого инсайта (прояснения, просветления), который, как ошибочно полагал отец психоанализа, автоматически вызывает катарсис (очищение, освобождение). Хотя лечение истерии считалось основой психоаналитического метода, было опубликовано крайне мало точно описанных контролируемых исследований.

      Конверсия в психологии означает защитный механизм психики, проявляющийся в тенденции переводить психоэмоциональный стресс в телесные (соматические) реакции и дисфункции. При этом имеются в виду функциональные расстройства чувствительно-двигательной сферы и деятельности внутренних органов, не обнаруживающие органической основы, характеризующиеся необычностью и причудливостью локализации болезненных расстройств.

      Поскольку трансформация происходит неосознанно, пациенты обычно искренне верят в свое тяжелое заболевание. Эта вера создает основу клинической картины, поскольку изнутри задает характер дисфункции, отражающий представления человека о том, как заболевание «должно» себя проявлять.

      Обычно «поражения» соответствуют обывательским представлениям об анатомии и функции органов, а не реальным зонам иннервации и механизмам функционирования. Наиболее характерно такое проявление у личностей истероидного склада.

      Наглядным примером конверсии на уровне симптома является так называемый глобус истерикус (лат. globus hystericus), когда человека беспокоит ощущение инородного тела (комка) в горле, чувство давления в области шеи, обычно несколько ослабевающее во время еды. Порой одним комом дело не обходиться, и при высокой силе психоэмоционального напряжения телесные симптомы превращаются в выраженное расстройство, вызывающее серьезные нарушения функционирования.

      Одним из примеров такого расстройства является история, произошедшая с Гитлером. 15 октября 1918 года ефрейтор Адольф Гитлер потерял зрение во время газовой атаки противника. Лечение в баварском полевом лазарете в Уде-нарде не дало результата.

      Врачи пришли к выводу, что сетчатка, зрительный нерв и зрительный анализатор не были повреждены, однако, несмотря на здоровый орган зрения и сохранные проводниковые пути с исправным анализатором в затылочной коре, пациент продолжал оставаться слепым. Его переправили в психиатрическое отделение прусского тылового лазарета в Пазевальке.

      Гитлер не мог передвигаться без помощи медицинской сестры. Его глаза были закрыты повязкой. Он полагал, что ослеп до конца своих дней, и был поглощен постигшей его бедой. В лазарет поступил раздавленный несчастьем инвалид, которому довелось попасть в руки пытливого врача – Эдмунда Форстера, немецкого психиатра, впоследствии ставшего профессором.

      Адольф Гитлер не подозревал, что через месяц выйдет из лазарета другим человеком, и не только зрячим. Как неуверенный в себе ефрейтор, которого однополчане считали малопримечательным, во всех характеристиках проходивший как «слабо инициативный и ведомый», вдруг стал ярким оратором, гипнотически действовавшим на толпу, политическим лидером и в 1934 году фюрером, вождем нации?

      Британский историк и писатель Дэвид Льюис в своей книге «Человек, который создал Гитлера» утверждает, что на самом деле будущего фюрера пришлось лечить не от физической слепоты, а от нарушения психики, заключавшегося в конверсионном нарушении зрения. Побочным эффектом от необычного лечения, предложенного доктором Форстером, по мнению Льюиса, стала трансформация личности Адольфа Гитлера и его психическая инициация.

      Немецким психиатрам были хорошо знакомы симптомы истерии. Во время Первой мировой войны она косила ряды немецких солдат, попадавших в психиатрические клиники из обычных госпиталей с псевдопараличами, псевдослепотой, псевдоглухотой, астазией и абазией (потерей способности ходить и стоять без поражений головного мозга), другими вариантами конверсии.

      Правительство поставило задачу как можно быстрее возвращать в строй «симулянтов поневоле». Технология их скорейшего излечения в прямом и переносном смысле ковалась энтузиастами врачебного дела на прибывающих фронтовиках.

      В чем суть технологии и эффективного налаживания коммуникации с истероидным клиентом? Сегодня мы, скорее всего, назвали бы этот метод эриксоновским гипнозом. Хотя самому Милтону Хайленду Эриксону на тот момент было чуть меньше семнадцати лет, и на следующий год ему предстояло перенести полиомиелит, со временем приковавший ученого к инвалидному креслу.

      Свой вариант гипноза, получивший впоследствии его имя, Эриксон создал лишь 20 лет спустя. Однако техники подстройки, раппорта, наведения транса и метафор Эдмунд Форстер использовал гораздо раньше.

      Благодаря богатому опыту общения с такими пациентами он прекрасно знал их особенности, «открытые места» и ведущие мотивы. Свой «танец удава» честолюбивый психиатр начал с надежного выстрела: пригласил прямо к себе в кабинет немощного ефрейтора и огорошил словами, что якобы сразу выделил его как весьма необычную и многозначительную личность.

      «Случившееся с вами – не обычная слепота, – продолжал Форстер, присматриваясь к малейшим невербальным реакциям Гитлера. – Это знак свыше!»

      И амбициозный Адольф, в детстве часами рассматривавший религиозную символику в церкви, а за секунды до этого разговора веривший в свое предназначение менее всего за всю сознательную жизнь, пересохшими губами переспросил, что уважаемый доктор имеет в виду? И доктор объяснил, что раз у высших сил, пославших воину такой знак, есть на него реальные виды, лечение обречено на успех. «Приходите ко мне завтра, и мы раскроем ваши глаза», – пообещал психотерапевт-экспериментатор.

      На следующий день Эдмунд Форстер вновь издалека начал беседу с несколько возбужденным Адольфом Гитлером. На столе, за которым восседал психиатр, стояли две горящие свечи, по понятным причинам недоступные взору собеседника. Доктор снова мягко прошелся по всем ключевым фибрам личности ефрейтора, целеустремленно готовя его к апофеозу гипнотической суггестии.

      «Небеса, – продолжая вчерашнюю тему, задушевным голосом вещал Форстер, – могут дать настоящий сигнал прямо здесь. Если вам суждено повлиять на судьбы множества людей на этой планете, ваши глаза обязательно откроются именно сейчас».

      С учетом специфики личности Гитлера, на такое соблазнительное предложение его неосознанная сфера психики просто не могла не отреагировать. «И тогда вы увидите мой силуэт и белый халат», – уже вовсю используя свой натренированный голос, вещал Форстер, облекая в его тягучие формы ловушек внушения.

      О, чудо! Гитлер впервые со времени ранения в бою заметил смутные разводы в глазах, а потом обнаружил, что способен различить контуры собеседника и белое пятно его халата. «Сколько свечей вы видите на моем столе?» – задал контрольный вопрос психиатр. Чуть помедлив и дав глазам привыкнуть к рези вновь вспыхнувшего света спустя долгие недели тьмы, Адольф прошептал: «Две».

      Следующие дни, быстро идя на поправку и восстанавливая зрение, Гитлер предавался глубоким раздумьям. Выводы, к которым он тогда пришел, вместе с ним канули в Лету, но их последствия узнал весь мир.

      Этот сеанс гипноза и краткосрочная терапия дорого обошлись человечеству и, в том числе, самому врачу, когда его подопечный пришел к власти. Теперь в роли кролика выступал гипнотизер.

      Когда в 1933 году Форстер попытался опубликовать информацию о ходе лечения своего пациента, к тому моменту ставшего канцлером Германии, ему начали угрожать. В понедельник 11 сентября 1933 года, в 8 часов утра (наиболее суицидоопасное время – утро понедельника) доктор был найден своей супругой мертвым в ванной.

      Эдмунда Форстера застрелили с близкого расстояния, рядом с ним лежал пистолет, о котором в семье никто ничего не знал. Возникло подозрение, что это не суицид, а ликвидация слишком хорошо осведомленного врача.

      Ушел Форстер из жизни сам, опасаясь грядущей расплаты, или ему помогли профессионалы, устранявшие личных врагов фюрера, доподлинно не известно. Но очевидно, что финал его жизни был тесно связан с роковой терапией.

      Несмотря на то что психоаналитические теории истерической личности были более известны, чем любая другая концепция, они не оказали сильного влияния на официальные классификации.

      Долгие годы типовым являлось выделение в американской Классификации психических болезней 1968 года (DSM-II) так называемого истерического невроза (включая конверсионную реакцию и диссоциативную реакцию) и истерической личности.

      Термин «истерия» использовался для обозначения таких разнородных явлений, как временная потеря контроля вследствие сильного стресса, конверсионное расстройство, синдром Брике, расстройство личности и черта личности.

      Чаще всего он использовался для описания легковозбудимых пациенток, которые с трудом поддавались лечению. К. Шнайдер предлагал называть людей данного типа «требующими признания».

      Стремясь уменьшить путаницу (и возможные сексистские коннотации) относительно использования термина «истерия», Американская психиатрическая ассоциация не включила данный термин в классификацию третьего пересмотра (DSM-III) 1980 года. Вместо этого обозначили отдельные категории соматизации, конверсионного расстройства, ипохондрии, диссоциативного и истерического расстройства личности (ИРЛ).

      В последней, 10-й попытке пересмотра Международной классификации болезней также обозначены отдельные категории диссоциативных (конверсионных) расстройств, соматоформных расстройств и истерического расстройства личности.

      Согласно ей человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и желанием привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других.

      Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, находясь в центре внимания.

      Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной. Они склонны к общим высказываниям, имеют импрессивный стиль речи и поведения; чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, так и положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками.

      Их речь часто энергична, эмоционально насыщенна, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Истерики склонны делать всеобъемлющие заявления типа: «Это всегда случается именно со мной!» Часто говорят о своих симптомах, мыслях и действиях так, будто это внешние объекты, навязанные им помимо их воли.

      Эмоции интенсивно выражены, но воспринимаются преувеличенными или неубедительными, словно пациент играет роль. В одежде таких людей преобладает провокационный стиль, яркие или необычные цветовые гаммы. Они злоупотребляют косметикой, парфюмерией и окраской волос.

      Их межличностные отношения нарушены, из-за чего здоровые окружающие люди часто воспринимают их как ограниченных, неискренних, прихотливых и чрезмерно зависимых. Именно из-за зависимости от внимания других личности с истерией склонны к тревоге расставания, могут идти на разные уловки и манипуляции, едва почувствовав угрозу.

      В 1984 году американские исследователи К. Стандидж, К. Билсбери, С. Джейн и Д. Смит обнаружили, что у женщин с диагнозом «истерия» нарушена способность чувствовать и оценивать собственное поведение так, как оно воспринимается и оценивается другими в той же самой культуре. Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм.

      Истерию чаще всего диагностируют у женщин. Когда такое происходит с мужчинами, часто шаблонно кивают на гомосексуальность. Однако эта поло-ролевая специфика в большей мере является следствием наших социальных ожиданий, нежели истинных различий.

      Истерию более адекватно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к ней не только крайне выраженную женственность, но и такую же мужественность, как, например, образ «мачо», который ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, а у женщин истерия в наше время часто прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

      Одна из основных идей пациента с истерией: «Я неадекватен и не способен жить самостоятельно». Такое допущение и ложная мыслительная схема характерны и для других расстройств личности.

      Истерик отличается от других тем, как пытается справляться с проблемой. Например, депрессивные люди с таким убеждением будут фиксировать свое внимание на негативных аспектах собственной личности, чувствуя себя никчемными и безнадежными. Истероидные же личности придерживаются более прагматичного подхода, ничего не оставляя на волю случая.

      Они приходят к выводу, что поскольку не способны заботиться о себе, должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все должны их любить, приводит к сильному страху быть отверженными.

      Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования, терпения.

      Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы.

      Со времен Э. Кречмера представления о демонстративности (невольной наигранности, эпитимности) поведения рассматриваются в свете учения об истерии. Женская истероидность – преимущественно экстравертирована и болезненно адресована внешнему миру, окружающим свидетелям. Мужская истероидность чаще интровертирована и обращена на самого себя: «Без вас обойдусь!» (укрытие в демонстративной пассивности). Или характеризуется внутренней бравадой: «Я вас всех!..» (выход в представление о своей активности). Это уже героизирующая истероидность.

      Стремление нравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что используют ее неэффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида реальную цель, начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих: путь от идеи понравиться до привычки демонстрировать себя.

      Истероиды считают себя личностями общительными, дружелюбными и приятными. Они действительно легко сходятся с людьми, умеют прекрасно подстраиваться и находить общий язык на первых порах. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но затем большинству собеседников становится заметно, что действия истероидных личностей картинны, эмоции яркие и преувеличенные, но поверхностные.

      Когда окружающие обнаруживают их негативные черты, они легко разрывают связи и уходят искать новые. А тех, от кого ушли, обвиняют в непонимании, несоответствии и в том, что это были «неподходящие» или даже неадекватные люди. Обаяние постепенно теряется, истериков начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке.

      В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к хитростям, часто используют манипуляции. В ход могут идти слезы, обмороки, падения, различные болезни, скандалы, интриги, ложь, хвастовство, наряды, необычные увлечения и т. п. А если более тонкие методы терпят неудачу, прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства.

      Характерный стиль мышления истероида ведет к нескольким внутренним психологическим искажениям, которые выделил Аарон Бек. Поскольку эти люди довольно впечатлительны, не склонны к размышлениям и анализу, они подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению, реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или позитивные выводы.

      В силу того, что эти личности уделяют недостаточное внимание деталям и логике, они также склонны к чрезмерному обобщению. Из-за обеспокоенности внешними событиями люди данного типа привыкают ценить внешние события больше, чем свои внутренние переживания. Это приводит к избеганию самопознания, что является серьезной помехой для адекватного восприятия себя и качественного взаимодействия с окружающими. Что, в свою очередь, влечет разные проблемы в общении, как для их собеседников, так и для них самих.

      В отечественной врачебной среде бытуют выражения (тропы), выделяющие в качестве неформального, негласного и паранаучного деления хомо истерикус на два типа: «истероза мимоза» и «истероза стервоза».

      «Мимоза» представляется слабой и беспомощной, тонкой и ранимой, подчиняющейся и отдающейся, а «стервоза» – сильной и властной, агрессивной и коварной, соблазняющей и наказывающей. «Мимоза» соблазняет желанием защищать, «стервоза» – желанием добиться. В целом это феноменологически точное, хотя и не совсем корректное обозначение подгрупп.

      Два главных урока, которые можно усвоить как мастер-класс от «истерозы мимозы». Первый: если ничего не знаешь о своем партнере, будь молчалив и любезен, дай ему возможность говорить и создай «экран для проекций». Второй: если оппонент сильнее тебя или обладает большими ресурсами любого порядка, помоги ему поверить в глобальное превосходство над тобой и твою беспомощность. В результате этих двух действий истерик сам расскажет обо всех своих слабостях и уязвимостях, с доверием отдаст в пользование все ключи доступа.

      Сегодня понятие «стерва» стало чуть ли не синонимом женской успешности и ассертивного (уверенного) поведения. «Хотите стать такой же – уверенной, сильной, самодостаточной? Сегодня мы даем уроки Настоящей Стервы!» – пестрят заголовки сайтов и рекламных объявлений.

      Десятки популярных книг, сотни семинаров, тренингов и советчиц, «как стать настоящей стервой», управлять «мужиками и миром» несколько перевернули обычную трактовку этого термина и понятия.

      В переносном смысле стерва традиционно воспринимается как скандальная, сварливая и своенравная женщина. Но буквально, по словарю Даля, стерва – это труп околевшего животного, падаль, мертвечина. Что весьма символично и даже метафорично, поскольку, вольно или нет, отражает неживую, искусственную игру в сильную личность глубоко неуверенного в себе человека, огромными усилиями пытающегося создать привлекательный виртуальный образ.

      Сейчас в нашем социуме в качестве «стервы» пытаются позиционировать сильную, самодостаточную, умную, красивую и любящую себя женщину, искусного манипулятора и мастерицу соблазна. Особенностям и преимуществам «стерв» приписывают сочетание безупречной женской внешности с холодным расчетливым умом и мужским логичным, циничным взглядом на мир и отношением к людям.

      Она точно знает, чего хочет, и как ей этого добиться. У нее есть четкий план и нужен мужчина, который в него идеально впишется, поможет его реализовать. Таким женщинам есть что показать, и они этим умело пользуются, превращая каждый свой шаг в перформанс и акт соблазнения.

      В качестве инструмента для управления отношениями стерва обычно использует свою внешнюю сексуальность и инициативу. Однако истерики становятся заложниками старательно и собственными руками создаваемого имиджа успешности и независимости: несвойственная роль на длинной дистанции для них слишком тяжела. По ходу формирования реальных отношений удерживать имидж становится все труднее – прямо пропорционально их плотности и длительности.

      Поделитесь на страничке

      Следующая глава >

      psy.wikireading.ru

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *