причины, признаки, проявление у детей и подростков
Девиантное поведением называют прочно устоявшуюся форму поведения с явными признаками отклонения от общепринятых социальных норм. Способно причинить вред индивиду и окружающим. Часто сопровождается дезадаптацией в социуме.
Что можно считать отклоняющимся или девиантным поведением? То, что является ненормальным? Но что будет ненормальным? Сложность диагностирования усугубляется многосторонними взглядами на проблему норму и патологии в различных научных областях. В разных источниках встречаются термины «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» или «расстройства поведения (девиации)». В данной статье будет использоваться в основном термин девиантное поведение. Все эти термины в России тождественны.
Проблема девиаций изучается психиатрами, психологами, философами, педагогами, социологами. Если употребление наркотиков, как форма девиации, вызывает психологическую зависимость, с этим будут работать психологи. Но у наркомана формируется и физическая зависимость, т.е. болезнь – наркомания, это уже сфера медицины.
Но тогда в чем же будет основная проблема наркомана? В психологической зависимости или надо бороться прежде всего с болезнью? Как можно избавить человека от физических страданий, не вникая в его особенности психики? Будет ли ясным механизм патогенеза при одностороннем подходе? Девиантное поведение – это не патология и не сугубо медицинский термин. Так ли уж ненормальны в смысле психического здоровья убийцы или маньяки, наркоманы или алкоголики? Или у них изначально психика с рождения была с «изьяном»? К сожалению, вопросов здесь намного больше, чем ответов.
Отклоняющееся поведение выражает психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция» (Е.В. Змановская).
Попытки исследователей поиска чего-то ненормального в отклоняющемся поведении, с последующей рубрификацией в «нормальное» и «ненормальное» по тем или иным признакам, ведут по сути в никуда, они бесконечно спорны. Если учесть, что в разных науках эти понятия могут еще и противоречить друг другу при сравнении. Люди с девиациями могут быть психически здоровыми, а могут иметь серьезные патологии психики.
Что является причинами отклоняющегося поведения? Пока точно неизвестно, но обычно выделяются влияние социальной среды и личностные особенности индивида. Медицинские предпосылки рассматриваются в основном при наличии патологических изменений в психике. Существует несколько подходов в попытках классифицировать девиантное поведение. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Содержание статьи:
Социально-правовой подход к классификации девиаций
Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:
- Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
- Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
- Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
- Стремление к совершению самоубийства.
- Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
- Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
- Занятия проституцией.
- Хулиганство.
- Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.
Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:
- Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
- Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
- Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.
В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации, так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.
Дезадаптация – проявление снижения способностей следовать требованиям общества с обязательным ощущением их как личностно значимых, а также невозможность выражать свою индивидуальность при текущих условиях социальной среды.
Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.
В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:
- Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
- Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
- Постоянное эмоциональное напряжение.
- Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
- Низкие коммуникативные навыки.
- Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).
Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.
Медицинский подход
Медицинская классификация девиаций выстроена с обязательным учетом возраста и наличия психопатологических критериев. Поведенческие особенности рассматриваются с точки зрения клинических проявлений и диагностических критериев, соответствующих им.
Медики выделяют следующие поведенческие расстройства: зависимость от химических веществ, нарушения пищевого поведения (неконтролируемое обжорство, булимия, анорексия, депрессии после родов, употребление витаминов или стероидов в излишнем количестве, мании (поджоги, воровство, игры и т.д.), нарушения в сексуальной сфере неорганической природы (вуйаеризм, эксбеционизм, садизм, педофилия и т.д.).
Также группа поведенческих расстройств, свойственных именно подросткам:
- Проявления агрессивного поведения (значительно превышающие обычное упрямство или несогласие с правилами) дома и в межличностных отношениях с близкими.
- Несоциализированное расстройство. Такие подростки агрессивно ведут себя с другими детьми, не способны к коммуникции. Из-за этого не могут войти в социальные группы и выстроить нормальные отношения.
- Социализированное расстройство поведения. Подростки выстраивают взаимоотношения в социальной группе, их в стиле поведения преобладает агрессия.
Также медицина выделяет смешанное расстройство поведения и эмоций (F92) – агрессивное и асоциальное поведение подростков при наличии у них депрессии, тревоги и других аффективных нарушениях. Психиатра в любом случае при диагностике ждут большие трудности, поэтому ему нужно заниматься своим делом – наблюдать и анализировать психические расстройства, аккуратнее использовать свои диагностические критерии при попытках параллельно проникать в смежные дисциплины.
Психологический подход
Е.В. Змановская предложила классификацию, основываясь на виде нарушаемой нормы и последующих отрицательных последствиях девиаций:
- Антисоциальное (деликветное) поведение. Сюда включается любая форма поведения (действия или бездействия) несет вред обществу в различной степени вплоть до привлечения к ответственности перед законом. У взрослых проявляется в противоправных и преступных действиях, влекущих за собой уголовную или гражданские виды ответственности. Такие подростки занимаются воровством, грабят, совершают акты вандализма, вступают в драки без особых причин, но дерутся жестоко, легко переступают через закон и нормы морали. Дети от 5 до 12 лет воруют, мучат или издеваются над животными, проявляют недетскую жесткость в отношениях со сверстниками и младшими детьми.
- Асоциальное поведение. Это постоянное целенаправленное несоблюдение общественных и морально-этических и нравственных норм, представляющих угрозу межличностным отношениям. Такие подростки и дети рано вступают в половые связи, часто меняют партнеров, занимаются проституцией, склонны и к другим нарушениям в сексуальной сфере (вуайеризм, совращение, эксбеционизм и др.).
Часто именно такие подростки оставляют неприличные надписи и рисунки на стенах, в лифтах. Делают шрамирование, татуировки, тематика определяется включенностью в разные субкультуры. Среди детей такое поведение чаще выражается в уходах из дома, постоянным стремлением ко лжи, злословию, нередки вымогательство, попрошайничество.
- Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Выражается в поведении, отклоняющемся от норм медицины и психологии. Примерами служат различные виды зависимостей. Либо такие девианты ищут риска для своей жизни в различных видах деятельности – быстрой езде, экстремальных видах спорта и увлечениях.
Специфика аутодеструктивного поведения заключается во взаимосвязи формы поведения и групповых ценностях. Т.е. поведение подростка может быть продиктовано влиянием социальной группы, в которой он интегрирован. Проявляется в самопорезах, шрамировании, татуировании, патологическом обжорстве или отказе от пищи и стремлении похудеть, употреблении наркотических веществ, компьютерной зависимости. Иногда в суицидальном поведении. У детей как вариант проявляется в табакокурении или токсиокомании. Но аутодеструктивное поведение обычно не характерно для детей.
После рассмотрения различных подходов к рубрикации девиантного поведения можно увидеть много общего между медицинским и психологическими подходами. Но любая классификация является условной. В реальности часто все эти формы девиантного поведения сочетаются в различных вариациях или пересекаются. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.
Классификация по структуре девиантного поведения
В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые. В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.
Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.
Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.
Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией, структурированной и неструктурированной. Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.
Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические. При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.
Креативность, как позитивная форма девиации
Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.
Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.
Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.
Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.
Коротко о некоторых видах девиантного поведения
Деликвентное поведение. Это противоправное поведение, угрожающее безопасности обществу. Индивид, подверженный этому типу поведния будет деликвентом, а действия, совершаемые им деликтами. В сущности деликвентное поведение направлено против государственных норм и правил, выраженных в законодательных актах.
В психологии деликвентное поведение трактуется как любой противоправное действие, нарушающие общественные устои и порядок и вовсе не обязательно влечет за собой уголовную ответственность и не обязательно является преступлением. Почему одни люди легко соблюдают закон, а другие нет?
Также вспоминаются данные о половых различия при совершении преступления – женщины чаще убивают детей, воруют в магазинах, занимаются проституцией, мужчины чаще крадут, грабят, причиняют телесные повреждения, убивают, угоняют автомобили, совершают сексуальное насилие. Наличием психопатологий совершение противоправного действия или преступления вряд ли можно объяснить. Хотя, этот вопрос открыт для обсуждения.
Зависимое поведение (аддиктивное). Является серьезной социальной проблемой уже многие годы. Из-за него может быть утрачена полностью или частично работоспособность, ухудшается финансовое и социальное положение, проблемы в семье, личных отношениях, сексе, провоцирует совершение преступлений. Самыми часто встречающими объектами зависимости являются психоактивные вещества, в том числе алкоголь, пища, игры, секс, интернет, покупки, религия, религиозные секты.
Степень выраженности различная – иногда внешние признаки отсутствуют, порой возможны биологическая и психологическая зависимости, серьезные нарушения социальной адаптации или даже изоляции, а также признаки психопатологий. Все виды аддикций могут сочетаться друг с другом или переходить из одной формы в другую. Аддикция как процесс циклична.
Суицидальное поведение. Суицид – это самоубийство, т.е. осознанное лишение себя жизни. Является ли суицидальное поведение патологическим? Вряд ли. В наши дни этот вид поведения не рассматривается как признак психического заболевания. Обычно это поведение психически здорового человека. Разумеется, есть и другие точки зрения.
Суицидальное поведение – это действия человека, направленные на самоубийство или на представление самоубийства. В его структуре выделяют непосредственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, чувства, высказывания или намеки). Выделяют истинный суицид – когда человек целенаправленно лишает себя жизни, но этому предшествует депрессивные состояния, подавленное настроение. Окружающие часто даже не догадываются о происходящем. Демонстративный суицид – не связан с истинным желанием уйти из жизни, направлен на привлечение внимания к себе, смерть наступает только случайно. Скрытый суицид – занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих» точках, иная деятельность, связанная с постоянным риском для жизни. Суицидальное поведение больше распространено среди подростков и взрослых. У детей это проявляется редко.
Агрессия не является отдельной формой девиантного поведения. Но она тесно связывается с различными формами девиаций за счет деструктивности (разрушительности), которая в свою очередь является признаком девиантного поведения. И все формы девиантного поведения – деликвентного, зависимого или суицидального обязательно несут в себе агрессию, направленную либо на себя, либо на окружение.
Пример девиантного поведения:
Андрей Г., 21 год. С 10 лет воспитывается в детском доме. Отец умер в тюрьме, когда Андрею было 12 лет, был осужден за грабеж. Мать лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, страдает от алкоголизма. Андрей характеризуется как слабохарактерный и ведомый подросток. Легко поддается чужому влиянию, курит сигареты с 11 лет, сформировалась зависимость от табакокуреия через 4 года (по мнению наблюдающего психиатра). Алкоголь употребляет эпизодически. Неоднократно замечен в употреблении так называемого «спайса» и курения марихуаны. К воспитательным беседам относится спокойно, с насмешкой. Говорил откровенно не один раз, что хочет сесть в тюрьму, считая, что это поднимет его авторитет среди сверстников. В состоянии алкогольного опьянения совершил кражу велосипеда. Который впоследствии продал. Не проявлял никакого интереса к учебе, часто прогуливал школу. Легко ввязывается в драки с посторонними при малейшем затрагивании его интересов.
С трудом окончил 9 классов. В ПТУ был отправлен практически насильно. Физически развит хорошо, некоторое время увлекался паркуром, неоднократно показывал свои достижения перед другими воспитанниками детского дома, прыгал с крыши гаражи с попутным «сальто», постоянно стремился к риску, забирался на высокие ограждения или крыши и оттуда прыгал. У Андрея были неоднократные переломы.
Среди сверстников особенным уважением или авторитетом не пользовался, но они его и не отвергали. Покинув детский дом в 18 лет уже через полгода был осужден за распространение и продажу наркотических веществ. Через 1,5 года был выпущен на свободу. Но буквально еще через полгода осужден вновь, на этот раз за разбойное нападение в группе лиц. Никакого сожаления к сделанному не испытывает. Считает, что очередное заключение только добавит остроты жизни, как он признался, так как на свободе жить ему скучно. Интересы молодого человека заужены, ценность собственной жизни внешне отрицается. Профилактические меры, в том числе психотерапия, никакого положительного воздействия не оказали.
Здесь наблюдается зависимость от табакокурения, есть признаки деликвентного поведения. Интерес к жизни практически отсутствует, склонность к неоправданному риску жизнью и здоровьем. Необходима комплексная терапия.
Тесты на выявление различных форм девиантного поведения
Для выявления форм девиаций можно использовать тесты. Но следует осторожно относиться к их результатам. Они не являются очевидным диагностическим критерием. Скорее, только как способ подтвердить свои подозрения. Для выявления химической зависимости или алкогольной можно использовать тест RAFT. Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST), выявляет ранние стадии алкоголизма. Тест Фагерстрёма – определяет степень зависимости от никотина. Способы тестирования выбираются в зависимости возраста, пола и поведения.
Профилактика девиантного поведения
Она выстраивается на уровне социальной политики государства. Должна проводиться начиная с раннего детства во всех сферах организации профилактики – социальном, правовом, психологическом, педагогическом.
Формы психопрофилактической работы:
- Воздействие на общество и социальную среду в целом. Объект работы – семья, класс (или иная социальная группа), отдельный индивид. Воздействие на формирование негативного мнения о девиантном поведении. Использование социальной рекламы как способа воздействия. Положительное влияние медийных средств информации, выбор грамотной политики средств массовой информации.
- Информирование. Чтение специальной литературы, проведение лекций, бесед. Информация должна быть дифференцирована по полу, возрасту и иным характеристикам. Отказ от преобладания запугивающей информации.
- Обучение навыкам успешной коммуникации через тренинги и коллективные занятия.
- Организация замещающих вариантов деятельности девиантному поведению. Сюда включают воспитание устойчивых интересов к социально одобряемым формам деятельности. А также положительно влияющих на самооценку и развитие личности (спорт, искусство, познание).
- Забота о своем здоровье, как стиль поведения и жизненная позиция. Человек должен осознавать значимость своего здоровья, нести за это ответственность и стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
- Личностный рост. Это тренирует невосприимчивость к негативным воздействия и улучшает адаптационные возможности индивида.
- Уменьшение негативных последствий от уже возникших девиаций, недопущение рецидива.
Разумеется, профилактика должна быть комплексной, последовательной, дифференцированной и своевременной.
opsihoze.ru
Что называют девиантным поведением? Понятие и виды девиантного поведения
- 14 Октября, 2018
- Термины
- Маргарита Акварель
Девиантным поведением называют образ жизни и действий, отличающийся от общепризнанных правил. Отклоняющееся поведение воспринимается социумом негативно. Это явление влечет за собой отклик общества в виде предвзятого отношения, призванного оградить или исправить социальную девиацию.
Наука, изучающая поведение
Изучение закономерностей поведения и деятельности общества или отдельной личности – первоочередная задача социальной психологии. Ряд научных экспериментов в ее рамках показал, что изменения в поведении обусловлены нахождением человека в социальной группе. Например, индивиду свойственно более успешное выполнение механической работы в присутствии посторонних. Ему так комфортнее: такого человека располагает к себе тяга к снижению уровня собственной ответственности путем ее разделения между несколькими членами группы, а также снижение самосознания, заражение психическим настроем другого человека, тенденция прилагать меньше усилий при коллективной работе по сравнению с индивидуальной.
Отклонения от общепризнанных правил называют девиантным поведением. Так, антисоциальному наказанию подвергаются не только негативные действия, но и даже общественно-полезная активность, проявляющаяся, по мнению социума, излишне сильно. Последнее особенно распространено в странах с недостаточно развитыми общественными связями и традициями.
В рамках социальной психологии определяются формы поведения, которые можно отнести к девиациям. Кроме того, рассматриваются критерии, по которым отклонения отличаются от нормы, и осуществляются попытки определить, может ли девиация иметь положительный характер или же она всегда деструктивна.
Классификация девиантного поведения
Существует несколько видов девиантного поведения. И у каждой отрасли науки существует своя классификация. Понятие девиантного поведения используется в психологии, социологии, медицине, криминологии. Разделение социального явления на виды основывается на сложности его проявления, а также его содержательной составляющей.
Например, если рассматривать поведение как адаптацию к жизни в обществе, то существует 5 способов реакции на существующие в социуме условия:
- подчинение, при котором цели и средства их достижения, принятые обществом, одобряются и принимаются;
- инновация, когда человек согласен с целями, но не средствами их достижения;
- ритуализм, когда жизнь по правилам общества воспринимается как традиция, но цель при этом не воспринимается как достижимая;
- ретретизм, при котором ни цели, ни средства их достижения не одобряются, и происходит отрыв от социума;
- мятеж, характеризующийся попытками склонить общество к стремлению к новым целям и способам существования.
Как видно из описания поведенческих реакций, часть из них является видами девиантного поведения. Обусловлены они внутренним принятием либо несогласием с целями, преследуемыми обществом.
Есть и более узкая классификация, непосредственно рассматривающая девиантные формы поведения. Согласно ей, все они делятся на нестандартное поведение, которое, хоть и выходит за рамки социальных стереотипов, но в целом оказывает положительное влияние на развитие общества, и деструктивное. Последнее является более сложным.
Его целью может быть намеренное нарушение социальных норм, в таком случае его называют внешнедеструктивным. Заключается такая девиация в уходе от реальности и получении желаемых эмоций с помощью каких-либо веществ или специфической активности, а также в нарушении законов и прав других людей.
Другая девиантная форма поведения проявляется в виде внутренней дезинтеграции и может выражаться в виде склонности к суициду, нарциссизма, аутизма. Такое поведение называется внутридеструктивным.
Причины
Выделить одну причину образа действий, который называют девиантным поведением, невозможно. Обычно отклонения обусловливаются целым комплексом факторов.
В первую очередь, это биологический склад, который предрасполагает человека идти вразрез с общественными нормами. Другая причина девиантного поведения является психологической, при ней сочетание врожденных личных качеств индивида с внешними факторами и раздражителями приводит к девиации.
Кроме того, выделяются социологические причины отклонений в поведении. Они имеют более сложный характер и отчасти объясняются процессом разложения в обществе ранее устоявшихся ценностей и норм под давлением новых идеалов. Это явление характеризуется понятием аномии. Она возникает, когда у части членов социума происходит расхождение между потребностями, интересами и существующими возможностями их удовлетворить.
Отличительные признаки
Есть несколько признаков девиантного поведения, которые отличают отклонения от нормы. В первую очередь, для девиации характерны действия, не отвечающие официально установленным и общепринятым нормам. Во-вторых, на неправильное поведение обычно возникает негативный отклик окружающих, в частности, осуждение.
Девиантным поведением называют действия, несущие ущерб как самому индивиду, так и другим членам общества. Обычно они многократно повторяются и отвечают характеру личности.
Очень часто девиация соотносится с возрастом проявляющего ее индивида. Однако такой термин не используется по отношению к детям, не достигшим 5 лет.
Группы риска
Девиантное поведение детей и подростков встречается наиболее часто. Физическое и личностное развитие в совокупности с не всегда благоприятными условиями воспитания и несформировавшимся социальным окружением может повлечь за собой отклонения. В основном это характерно для тех, кто находится в сложных жизненных ситуациях, но девиация может возникнуть и без очевидных внешних причин.
Девиантное поведение подростков часто вытекает из понимания своих физических характеристик, складываемого из собственного восприятия и мнений окружающих. В итоге вывод о своей социальной ценности делается на основе самооценки.
Подросток может ощущать свое превосходство и уверенность в силе и мужественности, если он рослый и хорошо сложен. В таком случае он, как правило, не задумывается о борьбе за уважение окружающих, поэтому держится более естественно и не вынужден привлекать к себе внимание проявлением девиантного поведения.
Однако чаще всего половое созревание приводит к быстрому, но неравномерному росту скелета, вызывая неуклюжесть и худобу. Если мальчик при этом еще и низкорослый или отстает в физическом развитии, он воспринимает себя как неполноценного члена общества. Отношение к этому может быть пассивным, но чаще возникает желание компенсировать свои недостатки и изменить впечатление о себе. К сожалению, достигается это проявлением мятежности и мнимой храбрости пойти против социальных устоев. Если же половое развитие задерживается, напротив, возникает медлительность, несобранность и неуверенность.
При этом затруднения вызывает необходимость играть несколько социальных ролей. Подросток по-разному проявляет себя в различных сферах жизни. Он может чувствовать себя уверенно среди друзей и обладать в компании определенным авторитетом, но в то же время быть совершенно несостоятельным при общении с противоположным полом.
Возраст, в котором проявляется девиантное поведение детей, зависит от пола. Настроение мальчиков становится неустойчивым в 11-13 лет, а девочек – в 13-15 лет. Одновременно с этим проявляется упрямство, особенно в ответ на непонимание взрослыми стремления к самостоятельности. В итоге ребенок попеременно испытывает приступы самоуверенности и сомнений в собственных силах, желание быть в коллективе и стремление к одиночеству, становится то бесцеремонным, то стеснительным.
Конкретные поведенческие нарушения
Эмоциональное напряжение выливается в девиантное поведение подростков, которое может развиваться по нескольким сценариям.
- Гиперкинетическое расстройство. Подросток становится чрезмерно активным, что в сочетании с безрассудностью и импульсивностью приводит к невозможности сконцентрироваться на одном деле. В итоге он часто получает дисциплинарные взыскания, которые только увеличивают дистанцию во взаимоотношениях со взрослыми и понижают самооценку.
- Расстройство поведения во взаимоотношениях с семьей. Подросток может нормально вести себя в школе, с друзьями или посторонними людьми, но при этом дома проявлять агрессию и грубость. Антисоциальное поведение может ограничиваться словесным непослушанием, но может быть и более деструктивным. В последнем случае возможно воровство у родителей, жестокое отношение к ним, намеренный разгром и даже поджог дома.
- Отсутствие социализации. Если ребенок чувствует себя одиноким, потому что не может найти общий язык со сверстниками, он может выражать свои переживания по поводу изоляции и непопулярности путем разрушительных действий. Такие действия могут проявляться как непослушанием или мелким хулиганством, так и вспышками неконтролируемой ярости и жестокими нападениями с насилием. При этом со взрослыми нет доверительных отношений, поэтому на все попытки пресечения антисоциальных действий чаще всего демонстрируется несогласие.
- Социализированное расстройство. Асоциальное и агрессивное поведение может проявляться и у общительных детей, обладающих авторитетом среди друзей. При этом они могут состоять как в компании подростков с выраженными девиациями, так и в абсолютно нормальной группе.
Внешние проявления расстройств сочетаются с внутренней депрессией, самообвинением, тревогой и переживаниями. В результате этого ребенок не может получать удовольствие от игр и занятий, теряет к ним интерес и страдает от страхов и чувства безнадежности. Запущенные формы приходится лечить в специальных школах для детей с девиантным поведением.
Последствия
Девиантное поведение может перерастать в делинкветное. Оно характеризуется совершением проступков, не достигающих уровня криминала, но причиняющих неудобство окружающим. В их числе хулиганство, вымогательство, вандализм, мелкое воровство и мошенничество.
Чаще всего это обусловлено недостатками воспитания, но могут наблюдаться и серьезные нарушения характера с психопатией. Такие дети часто убегают из дома вследствие желания развлечься, изменить обстановку или выразить протест.
Ряду подростков свойственно аддиктивное девиантное поведение, что значит злоупотребление алкоголем и прием наркотиков. Они делают это из любопытства, желания выглядеть взрослыми, испытать новые ощущения или стать «своими» в компании. Но самым разрушительным является суицидальное поведение. Любое из проявлений нуждается в правильной коррекции, и не только в отношении детей и подростков, но и в равной степени для взрослых.
Методы коррекции
Каковы бы ни были причины девиантного поведения, его нужно корректировать, не допуская осложнений. Воздействие на личность с отклонениями в образе жизни должно быть оказано со стороны нескольких социальных институтов.
В первую очередь, это санкции общества, которые могут заключаться в виде медицинского вмешательства и социальной поддержки. Частным случаем медицинского вмешательства является психологическая помощь.
Для успешной коррекции девиантного поведения немаловажным условием является добровольное принятие пациентом помощи. Для этого вся работа должна проходить конфиденциально, психолог должен выражать свое уважение к личности и ее праву на индивидуальность. Только тогда можно надеяться на зарождение взаимного доверия и пробуждение в человеке ответственности за свою жизнь.
При делинквентном поведении
Конкретные психологические методы зависят от характеристики девиантного поведения. Если оно выражается в противоправных и антиобщественных действиях (делинквентное поведение), потребуется общественное наказание. Как для подростков, так и для взрослых оно может заключаться в виде порицания или в более существенных проявлениях, например, в ограничении каких-либо прав (на выбор профессии, прием на работу, усыновление детей) или даже в заключении в тюрьму или исправительную колонию. Психотерапия при этом может проводиться прямо в местах лишения свободы.
При аддиктивном поведении
При аддиктивном поведении, связанном с употреблением наркотических веществ и алкоголя, мероприятия проводятся на государственном уровне. В ряде стран за все действия, связанные с наркотиками, в частности, за их хранение, предусмотрены суровые наказания. И если в Америке осужденному грозит от 5 до 40 лет лишения свободы, то в Китае и Сингапуре дело может окончиться смертной казнью. В некоторых государствах дополнительно введен «сухой закон».
Однако у репрессивной политики есть существенный недостаток — запрет зачастую стимулирует интерес. Именно поэтому в Австралии и Нидерландах легализована часть наркотических веществ. Эти государства поддерживают либеральную политику снижения вреда, так как предполагается, что запрет не может остановить наркоманов. Более того, разработаны программы, которые помимо информирования о заболеваниях, которые могут быть спровоцированы наркотическими веществами, предполагают обучение безопасным способам их употребления. Они были созданы для предотвращения эпидемии ВИЧ-инфекций, связанных с инъекционным введением веществ. К тому же считается, что если употребление наркотиков перестанет считаться криминальным и ненормальным, в течение 10 лет люди сами захотят избавиться от пагубной привычки.
Независимо от отношения государства к наркотикам, людям, нуждающимся в реабилитации, необходимо оказывать социально-психологическую поддержку. Социальная составляющая заключается в правовой и юридической защите, помощи в трудоустройстве и решении жилищной проблемы.
Форма психологической помощи зависит от степени вовлеченности человека в пагубную привычку. Если зависимость находится на начальном уровне, проводят консультирование, индивидуальную и групповую психотерапию. Если она приобретает характер физической, к этим мероприятиям добавляется проведение детоксикации и поддержание трезвости. Последний этап очень длительный, должен продолжаться 1-2 года, в течение которых часто принимаются антидепрессанты.
Физическая зависимость будет уменьшаться по мере ее замещения привязанностью к чему-либо иному, при адекватном лечении сопутствующих расстройств, поддержке воздержания (иногда с помощью заменителей наркотиков), стимулировании личностного роста. Поддержать положительные изменения можно, если пациент будет посещать группы самопомощи, центры реабилитации, трудовые лагеря. Некоторым на нелегком пути избавления от пагубных привычек помогает воцерковление.
Таким образом, чем сильнее зависимость, тем важнее будет оказание медицинской помощи и тем важнее уметь снимать абстинентный синдром, проводить противорецидивную терапию, лечить сопутствующие расстройства. Также нужно проводить психологическую работу с членами семьи пациента, так как они часто находятся в состоянии созависимости (поглощенности и эмоциональной привязанности к проблемам близкого).
При суицидальном поведении
Крайняя форма делинквентного поведения — самоубийство. Поэтому одной из задач психологической помощи является распознавание суицидальных настроений и своевременное принятие мер. Склонность к самоубийству может возникнуть и у здоровых людей, и у тех, кто обладает нервно-психическими расстройствами. И с теми, и с другими лицами нужно устанавливать контакт путем беседы, во время которой можно оценить степень угрозы.
Человек может абстрактно думать о самоубийстве, но не предпринимать попыток к нему. Более тревожной является ситуация, в которой пациент уже продумал способ осуществления задуманного. Но самым опасным случаем будет тот, в котором человек уже подготовился к крайнему шагу (например, он звонит по телефону доверия, стоя на краю крыши).
После оценки угрозы нужно постараться овладеть ситуацией и помочь человеку спланировать действия, которые решили бы проблему и избавили от необходимости лишать себя жизни. Это позволит улучшить тяжелое эмоциональное состояние и подарит надежду. Не всегда удается сразу же убедить человека в том, что суицид — это не выход, но можно предложить ему отложить осуществление задуманного, чтобы выиграть время и найти способ помочь пересмотреть страшное решение.
Конечно, в каждом из методов рассмотрены лишь общие стратегии, тогда как в конкретных случаях действия предпринимаются исходя из индивидуальных обстоятельств.
Профилактические мероприятия
Профилактика девиантного поведения необходима, чтобы уменьшить количество внутренних конфликтов в обществе, снизить уровень преступности, а также частоту проявления жестокости и агрессивности. Эта проблема имеет большую общественную важность, поэтому создание нормальных психологических условий, ранняя социализация ребенка, своевременная помощь ему и его семье, а также обеспечение социально-правовой защиты должны быть в приоритете.
Работа по этим направлениям осуществляется на общегосударственном, педагогическом и индивидуальном уровне. Первичная профилактика девиантного поведения заключается в предотвращении его возникновения. Для этого здравоохранительные учреждения должны заниматься диагностикой патологий внутриутробного развития, а родители и педагоги контролировать досуг ребенка. Эти предупредительные мероприятия снижают риск возникновения проблем в будущем.
Если признаки девиантного поведения все же проявились, необходима вторичная профилактика. Она подразумевает под собой медицинские и социально-педагогические меры, призванные минимизировать деструктивность девиации и не допустить совершения тяжелых проступков или правонарушений. Кроме того, человеку нужно оказывать социально-психологическую поддержку. Однако и этого бывает недостаточно. В таком случае приходится прибегать к третичной профилактике – предотвращению повторного тяжелого проступка или даже преступления.
Любой из видов предупредительных мероприятий должен включать в себя два аспекта: обучение удовлетворять свои потребности социально положительными методами и квалифицированную помощь в сложных жизненных ситуациях, способных катализировать возникновение отклоняющегося поведения.
Разработка профилактических мероприятий и своевременная коррекция негативных проявлений девиантного поведения помогут снизить преступность и окажут общее оздоравливающее воздействие на социум.
fin-az.ru
3. Основные характеристики отклоняющегося поведения.
(Форма, степень выраженности, динамака, частота, мотивация, опыт)
Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваютмся в тесной связи с особенностями личности.
Признаки девиантного поведения (девиация — только если присутствуют все признаки):
1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего — криминальной.
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное асоциальный.
К основным формамотклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
В рамках рассмотренных видов выделяют следующие формыотклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями или характеристиками. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий(метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчетачастоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2 — 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно — небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженностии степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся — при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные (скрытые) правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б.Филонов подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, существует понятие Первичная девиация.Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения Вторичная девиация. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Т.е., когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать Индивидуальные и коллективные формы девиации.
*индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры.
*групповые,рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)
При определении мотивации отклоняющегося поведениямы можем выделить две группы мотивов.
К первой группе мотивов относятся:
мотивация вора, афериста, махинатора;
мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом;
мотивация сексуального извращения.
Вторая группа мотивации, так называемая негативная, охватывает спектр опасных и неприятных для мотивируемых лиц действий со стороны социума: от угрозы лишения жизни, до наказания в виде штрафов и общественных порицаний. К этой группе относятся:
мотивация избегания всех видов наказаний, предусмотренных законодательством;
мотивация таких вариантов социальных воздействий, как: предупреждение, осуждение, порицание и пр.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведение
studfile.net