Как правильно делать замечания – Ой! А такой страницы на сайте уже или ещё нет

Содержание

Как правильно делать замечания | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Любой может разозлиться — это просто. Но разозлиться на того, на кого нужно, в необходимой мере, в подходящее время, по веской причине и наиболее подходящим образом — это непросто.

Аристотель

Умеете ли вы делать замечания? А принимать их? Почему это важно?

Сотрудники успешных компаний видят в  замечаниях проявление заботы. Они понимают: то, как человек хочет выглядеть в глазах других, часто отличается от того, как он на самом деле выглядит. Первооснова «Замечание как форма заботы» поможет увидеть себя со стороны. Умение делать и принимать конструктивные и своевременные замечания необходимо для достижения успеха.

Замечания позволяют действительной культуре соответствовать заявленной. Они помогают нам учиться и расти.

Но замечание может быть конструктивным только, если оно соответствует 5 правилам:

1. Верно сформулируйте мысль. Определите, что конкретно вы хотите донести до человека. Как сделать, чтобы он действительно вас услышал?

2. Выберите подходящий момент. Среди сотрудников есть «жаворонки» и «совы». Определите наилучшее время для замечания, чтобы не раздражать человека.

3. Обратитесь именно к тому человеку, которому адресуете замечание. Это может показаться очевидным, но на самом деле очень важно понять, кому действительно нужно сделать замечание.

4. Донесите свою мысль доходчиво. Одним нужно развернутое изложение, другие предпочитают сразу услышать суть. Каждая ситуация индивидуальна.

5. Даже для конструктивного замечания должна быть веская причина. Принесет ли оно пользу всей группе или только человеку, которому вы собираетесь его сделать? Или же вы выскажетесь лишь для вашего собственного успокоения? Обычно лучшей будет комбинация всех трех причин. Еще одной обязательной составляющей должна быть и ваша искренняя забота о своем коллеге и его будущем.

По материалам книги «Искусство управлять».

 

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Подчиненные не воспринимают как руководителя — как сделать замечание не обидев?

Как добиться, чтобы подчиненные слушались

Ваши подчиненные это особый тип людей. Нет, это те же самые люди – с руками, ногами и головой, с речью, мыслями и идеями, – только ведут они себя не так. У обычных людей есть внутренняя логика поведения, пусть у них есть некоторые слабости, но они ведут себя последовательно. Ваши же подчиненные – народ непредсказуемый, сегодня они ведут себя так, а завтра иначе. Вы пробуете их понять, но чем больше стараетесь понять, тем больше их не понимаете. Вы пробуете читать разные книги по менеджменту, но в них одна неприятная особенность: там пишут, что можно так, можно так, можно так… А как надо вам – нигде не написано. Вы начинаете, например, играть роль лидера, но вам быстро покажут, что никто вас лидером не считает, выскочкой – да, но не лидером. Вы начинаете презирать своих подчиненных, а они отвечают вам ответным презрением. Вы стараетесь избегать контактов с подчиненными, начинаете подстраиваться под них, играть по их правилам, а потом в один прекрасный день понимаете, что никакой вы не руководитель…

1. Деньги, деньги и еще раз деньги. Люди приходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Люди часто стесняются об этом говорить, они предпочитают высказывать окружающим более благородные причины:

Если хотите, чтобы вас слушались, влияйте на зарплату работников. Не допускайте уравниловки, дифференцируйте зарплату в зависимости от вклада отдельного работника в общее дело.

Если вы – менеджер среднего звена (начальник отдела), то вам, возможно, делать это будет сложнее: в организации действует плохое положение об оплате труда, бухгалтерия сопротивляется и навязывает свои правила, директор сопротивляется, против вас ведут козни и т.д. Придется все эти сложности преодолеть так или иначе. Все равно вам надо влиять на зарплату подчиненных, и сделать это лучше как можно раньше.

2. Будьте благородны. Быть благородным начальником это не значит, что вы прощаете слабости, выгораживаете подчиненных перед вышестоящим начальством, отпускаете беременных сотрудниц пораньше и т.д. Быть благородным начальником это значит быть справедливым и честным.

Кто-то, прочитав предыдущий пункт, мог подумать, что наказывать рублем надо за непослушание, подрыв вашего авторитета. Прямо так делать не надо. Если работник вас не послушался и сделал по-своему, но у него вышло плохо, вот за этот плохой результат и наказывайте. Если он наоборот получил хороший результат, за этого его можно наградить и похвалить. Если работник вас не послушался и ушел домой пораньше – наказывайте его по нормам действующего трудового законодательства (соблюдайте дисциплину), а не потому, что он вас не послушался.

3. Быть лидером плохо. Не надо «включать вожака». Вожак это из нашего прошлого, из тех времен, когда наши предки сообща охотились на мамонтов и воевали с соседними племенами. Посмотрите на современных политиков – за редким исключением они вообще не производят впечатление вожаков племени. Это потому, что они руководители, а не лидеры. Надо зарабатывать авторитет иначе, не по принципу «я лидер, и все тут».

Если вы станете играть роль лидера-вожака, к вам сразу же потянутся «лизоблюды» – те, кто словами, а иногда и ненужными действиями будут утверждать вашу власть. Они будут вас превозносить, побуждать других тоже проявлять почтительность. В результате нормальная жизнь организации или отдела будет нарушена: «лизоблюды» будут требовать особого к себе отношения, «нормальные граждане» станут работать вполсилы, потому что будут подозревать вас в несправедливом к себе отношении. Ваши подчиненные станут слепо исполнять вашу волю. Боясь поколебать ваш авторитет, они будут исполнять ваши ошибочные приказы. Более того – они к месту и не к месту будут ссылаться на вас, на ваши «мудрые указания», покрывая собственные ошибки.

Тем не менее вам все равно надо учиться держаться уверенно: говорить достаточно твердо и членораздельно, смотреть в глаза собеседнику, не заискивать, без стеснения отдавать распоряжения и т.д.

4. Иметь команду плохо. Вы же на работе не на мамонта охотитесь, вы не воюете, вы даже в хоккей не играете – вы работаете, выполняете совокупность полезных трудовых действий. В идеальном трудовом коллективе каждый работник на своем месте, он выполняет определенные трудовые функции, он и только он отвечает за свой фронт работы.

Подчиненные не воспринимают вас как руководителя? Шесть советов как повысить свой авторитет

Как только вы начнете из своих подчиненных формировать команду – в этой команде сразу же начнется размытие ответственности. Стоит двум вашим подчиненным объединиться при исполнении одной задачи – и тогда в случае неудачи они будут сваливать вину друг на друга, а в случае успеха будут выпячивать свой вклад.

Взаимодействие ваших подчиненных между собой это так называемые горизонтальные связи. Взаимодействие с вами – вертикальные связи. Старайтесь минимизировать горизонтальные связи и максимизировать вертикальные. Конечно, это потребует от вас некоторых усилий, но ведь вы же на работу пришли работать. Отлаживайте взаимодействие подчиненных между собой так, чтобы они не задействовали вас (и при этом каждый находился на своем месте).

В команде могут быть разные игроки и разные игры. И вы не сможете их все контролировать.

Другой большой минус командного стиля работы – избыточное общение. Вы предоставляете своим подчиненным возможность общаться, а они будут ею злоупотреблять. В результате они будут по полдня сидеть и разговаривать друг с другом, переливая из пустого в порожнее, но при этом делая вид, что решают важнейшую задачу.

Тем не менее взаимоподдержка и взаимовыручка в коллективе исполнителей это хорошо (до разумного предела). Было бы просто глупо запрещать работникам помогать друг другу в сложную минуту.

5. Говорить по существу, ваши слова должны помогать. Когда подчиненные вас слушаются – они в буквальном смысле вас слушают и внимают каждому вашему слову. Если же подчиненные вас не слушаются, то происходит обратное: ваши слова пролетают мимо их ушей; и вам тогда приходится или повторять по много раз одно и то же, или даже кричать.

Конечно, может быть и так что ваш подчиненный просто от природы не очень внимательный человек. Но, скорее всего, причина его невнимательности кроется или в том, что он плохо мотивирован на работу (и ваши слова для него просто как трескотня), или в том, что вы говорите много лишнего. Хороший руководитель не только правильно мотивирует своих работников (в первую очередь зарплатой), но и постоянно вразумляет их, помогает словами.

Если подчиненные будут считать вас мудрым человеком, они охотно будут прислушиваться к вам. Если же они считают вас глупцом, то все вами сказанное будет восприниматься в штыки.

6. Подчиненные должны бояться вас. Страх это большая сила. Но это не значит, что ваши работники должны постоянно бояться, находиться в угнетенном состоянии. Нет, наоборот, их обычное состояние пусть будет спокойным, деловым. Подчиненные должны бояться выйти за рамки, которые вы для них начертили. Даже мысль о том, что они выйдут за рамки, уже должна порождать страх.

Любите сами дисциплину, приучайте к ней и своих работников. Многие будут всякими правдами и неправдами разрушить дисциплину. Будут создавать разные прецеденты, чтобы побудить вас смягчить требования. Но будьте последовательных и строги. Не бойтесь объявлять замечания и выговоры подчиненным.

Чтобы подчиненные не видели в вас тирана, четко очертите границу дозволенного, но при этом объясните очень хорошо, что в пределах дозволенного разрешается любое творчество. Поощряйте творческий подход.

7. Проявляйте свой разум постоянно. Понимайте своих подчиненных, предсказывайте их поступки. Это вполне реально – понять другого человека. Люди обладают своими индивидуальными особенностями, но от природы все более-менее одинаковы. Самой большой ошибкой здесь будет это делить людей на разные типы. Если вы будете так делать, то больше будете обращать внимание на разное в людях, и так вы разучитесь понимать людей.

Люди ведут себя по-разному в разных ситуациях, в разном социальном окружении. Иногда даже слишком по-разному. Выстраивая отношения в коллективе тем или иным образом, вы воздействуете на социальное окружение людей, вы воздействуете на их поведение. Если вам не нравится чье-либо поведение, это не значит, что пора менять этого работника, для начала подумайте – не изменить ли вам систему отношений.

Пусть люди адаптируются, подстраиваются под вас и ваши методы руководства, пусть даже сами меняются. Нет в этом ничего такого особенного. Ведь вы – руководитель.

См. также

Советы психолога

RSS     [email protected] 

Как правильно сделать замечание подчиненному

Как критиковать подчиненных

О том как сделать заслуженное замечание подчиненному и при этом не вызвать чувство обиды и неприятия сложившейся ситуации, а наоборот мотивировать его к скорейшему исправлению ошибки читайте в этой статье.

Все мы периодически ошибаемся, но далеко не каждый умеет и готов признавать свои ошибки. Не редки ситуации, когда оплошности сотрудников носят серьезный характер и не сделать замечание подчиненному просто невозможно. Как это сделать правильно, чтобы с одной стороны ошибка была исправлена и в будущем подобных промахов не допускалось, а с другой стороны так, чтобы не обидеть и не унизить подчиненного в глазах окружающих сотрудников?

 

1. Ни в коем случае не давайте волю агрессии, даже если совершенная подчиненным ошибка значительна и ничего кроме злости у вас не вызывает.

Психологический террор: как не стать объектом прессинга подчиненных

Помните, нельзя заставить человека согласиться с вами и признать оплошность, но можно этого добиться, если действовать очень тактично и дружелюбно. Переубежденный таким образом человек будет исправлять свою ошибку с двойным рвением и усердием.

2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не делайте замечание подчиненному в присутствии других сотрудников или клиентов. Сказанная при посторонних критика никогда не принесет положительных результатов, но обязательно обидит того человека в адрес которого была адресована и унизит его в глазах окружающих. В результате, вместо качественного исправления ошибки, человек будет прокручивать в голове ситуацию, все время накапливая негативные эмоции.

 

3. В случае если критика неизбежна, вначале похвалите человека за былые заслуги или прочеркните его положительные черты характера и хорошие рабочие навыки. Это сделает “слаще горькую пилюлю” дальнейшего замечания.

 

4. Другой способ сделать критику менее болезненной — это сказать, что вы в свое время также совершали подобные ошибки и поэтому уверенны, что ваш подчиненный обладая его опытом и знаниями их легко исправит, сделает соответствующие выводы и никогда больше не повторит.

 

5. Если вы предполагаете, что имеете разную точку зрения на вопрос, по которому следует сделать замечание подчиненному, постарайтесь не начинать разговор со спорных моментов. Вначале обсудите вопросы по которым ваши мнения совпадают. Это настраивает собеседника на необходимую для взаимопонимания волну.

 

Помните, если бы вы были правы хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, вы бы могли смело отправляться играть на бирже и выигрывать по миллиону долларов в день. Если вы не уверенны, что сами правы в большинстве случаев, то какое право имеете упрекать других в их ошибках (слова всемирно известного Дейла Карнеги).

 

Похожие по тематике статьи:

Нефинансовая мотивация сотрудников.

Текучесть персонала: как влиять на его уровень?

ТОР 10 советов как подобрать подходящий персонал.

Добавить комментарий

Искусство критиковать подчиненных и оставаться на высоте

Критика подчиненных – неотъемлемая часть процесса работы. Но, в большинстве случаев, недовольство начальника из-за недочетов и ошибок только обижает и расстраивает работников. В конечном итоге, снижается эффективность работы всей компании. Ведь из-за неправильной критики, у персонала пропадает всякое желание трудиться. В таком случае, руководителю нужно найти правильные слова, которые подчиненный примет за совет или разумное наставление.

Будьте объективны!

Перед тем, как высказать подчиненному критические замечания по его работе, объясните сложившуюся ситуацию. Далее, позвольте высказаться и объясниться работнику, возможно, он и сам видит свою ошибку и уже находится на пути к ее решению.

Как «включить начальника»?

Совместными силами Вы быстро решите возникшие трудности и, тем самым, предотвратите их появление в дальнейшей работе. Если же подчиненный действительно делает серьезные ошибки, то критика с Вашей стороны должна быть четкой и объективной. Осуждайте не самого сотрудника, а его труд. Не стоит выяснять уровень мастерства или умственные способности работника. Оценивайте только качество выполненной работы. Оскорбленный сотрудник больше не станет прислушиваться к Вашим указаниям. Акцентируйте внимание подчиненного на том, что не «он плохой», а «его работа сделана недостаточно хорошо».

Критикуйте вовремя.

Если Вы заметили ошибки в работе, не откладывайте замечания на потом. Критикуйте «пока горячо». Позже, сотруднику будет сложно разбирать ошибки пройденного. Он не воспримет выговор объективно, а будет думать, что Вы нашли повод придраться или решили с ним расправиться.

Кнутом и пряником.

При оценке результатов, не забывайте говорить и про хорошо выполненную работу. В каждом деле, среди множества ошибок, можно найти и «плюсы». Говоря только о плохом, Вы отобьете у сотрудника всякое желание сделать работу «на отлично». Критикуйте конструктивно, чтобы в итоге улучшить продуктивность работы, а не потерять одного из участников.

Важен правильный подход!

Каждый сотрудник индивидуален. Поэтому, критикуя, ищите особый подход ко всем работникам в отдельности. Подобрать правильный вариант разговора непросто, но, если Вы действительно хотите получить полную отдачу работе, нужно постараться.  Стеснительного и нерешительного подчиненного желательно подбодрить, лишний раз похвалить. С впечатлительным работником лучше не шутить, может обидеться. Компанейский, наоборот, не станет обижаться по пустякам. Если подчиненный преднамеренно не выполняет обязанности, то с ним нужно разговаривать жестко, четко и серьезно. Как только Вы найдете общий язык с работниками, множество проблем решаться сами собой.

В деле должна быть конкретика.

Перед тем, как начать излагать критику, выясните лично для себя, что Вы подразумеваете под своими словами и чего хотите добиться в конечном итоге. Если Вы будете «лить воду», ходя вокруг да около поставленного вопроса, то, будьте уверены, Ваша критика ни к чему хорошему не приведет. Подчиненный не может прочитать Ваши мысли, ему нужна конкретика, что именно нужно исправить. В противном случае, сотрудник во время разговора будет кивать головой и со всем Вами сказанным соглашаться, а, выйдя из кабинета, просто «махнет на все рукой».

Обсуждайте ошибки индивидуально.

Указывайте на недоработки сотрудника исключительно с ним наедине. Не устраивайте обсуждение промахов на глазах у всех. Критикуя человека публично, Вы навсегда отстраните его от себя, как от уважаемого руководителя. Он не перестанет делать прежних ошибок в работе. В момент критики при своих товарищах, подчиненный будет думать только о позорном положении и даже не услышит Ваших слов. Если хотите получить высокую работоспособность среди работников, не выговаривайте их у всех на виду.

Начальник для подчиненных – пример!

Начальника отдела никогда не стоит критиковать в присутствии подчиненных. Сделав ему, выговор при работниках, Вы не только унизите его, но и подорвете авторитет. Как бы он Вас не раздражал и не выводил из терпения, будьте сдержаны, публичным осуждением Вы сделаете хуже только компании. Эффективность работы резко упадет, как только коллеги перестанут воспринимать главу подразделения всерьез. Лучше обсудите с ним все вопросы с глазу на глаз.

Контролируйте свои чувства и эмоции.

Старайтесь не срываться на подчиненных, как бы это ни было сложно. Руководитель не должен внушать страх. На своей должности забудьте про крик, шум и грубости, Вас должны уважать. Вы не добьетесь расположения, нервно жестикулируя и разговаривая с иронией в голосе. Ваша задача – создать оптимальные условия для результативного труда.

Располагайте к себе людей.

Относитесь к подчиненным доброжелательно. Даже во время критики разговаривайте с ними спокойно, тактично. Дайте понять, что Вы вызвали к себе не для выговора, а хотите совместными усилиями прийти к решению проблем и устранению ошибок. Помните, Вы трудитесь на благо одного и того же дела. Не будьте равнодушными, проявите доверие и, наверняка, в следующий раз подчиненный выполнит работу намного лучше. Он будет стараться оправдать Ваше доверие.

Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»

printscanner.ru

Как правильно и тактично сделать замечание чужому ребенку

Давайте проанализируем, имеем ли мы право делать замечания чужим детям? Если – да, то как это сделать правильно, что можно и нельзя говорить чужому ребенку. В каких ситуациях вмешательство постороннего взрослого просто необходимо и как нужно себя вести с родителями, которые не желают реагировать на ваши замечания? Выделим основные правила поведения и общения с детьми.

Грустно, что современные детки о вежливости знают намного меньше, чем дети предыдущих поколений. Часто люди возмущаются и даже теряются от бесcкультурных и невежественных поступков или изречений чужих детей в общественных местах. Но что можно сделать в ситуации, когда замечание так и хочется выразить? И возможно ли это сделать по отношению к чужим детям, и главное – как это сделать тактично и вежливо?

Вправе ли мы делать замечания чужим детям

В прошлом году (в 2017) достаточно длительное время в Интернете ходило видео: в очереди к кассе ребенок толкал продуктовой тележкой одного мужчину, при этом мама ребенка не проявляла никакой реакции. После того, как терпение мужчины закончилось, он взял пакет молока и вылил его содержимое на меленького хулигана. Такое поведение мужчины разделило пользователей сети на две оппозиции. Одна оппозиция горой стояла за ребенка, которого в любом случае должна защитить мама, другая – поддержала мужчину, мол, таких детей и их мамочек нужно ставить на место.

Но кто в этой ситуации прав и как нужно вести себя человеку?

На самом деле, вмешиваться или не вмешиваться – решать каждому самостоятельно в силу воспитанности. Здесь нужно осознавать, что поучение чужих детей – не ваша забота, это должны выполнять их родители. Поэтому любые жалобы можно предъявлять исключительно родителям. Но все же, бывают случаи, когда вмешательство должно произойти:

  • Если родителей ребенка поблизости нет, а ситуация требует немедленного реагирования со стороны взрослых людей;
  • Если родители просто не хотят ввязываться, к примеру, считая, что ребенка невозможно и не нужно воспитывать до пятилетнего возраста. А в это время ситуация требует разрешения;
  • Когда поведение ребенка может повлечь материальный вред для других людей. К примеру, вы – сотрудник магазина, мама ребенка отлучилась в другой отдел за продуктами, а в это время ее дите бегает с дорогостоящим товаром;
  • Когда поведение ребенка может причинить физический вред вашему чаду, вам либо другим людям. Да, случается и такое. К примеру, часто возникают случаи, в которых мама постороннего ребенка увлеченно разговаривает по телефону или с подругами и совсем не замечает, как ее дите начинает бить, толкать вашего. Вследствие этого ваш ребенок может получить травму, и здесь совсем не нужно чего-то ожидать, поскольку цена ожидания – здоровье вашего ребенка;
  • Когда чужой ребенок нарушает комфортное состояние и удобство других людей. К примеру, в автобусе своей обувью пинает вашу сумку, намеренно громко похрустывает чипсами рядом с вами в кинозале, стучит по вашему сиденью ногами.

Но нужно разграничивать случаи, в которых дети могут себя вести намеренно неприлично или соответствующее возрастным особенностям. К примеру, если ребенок бегает по холлу больницы (помещению банка, магазина и проч.), то это вполне естественное его поведение, ведь все дети активные и веселые, и для них естественно — бегать и веселиться…

Совсем другая ситуация, когда ребенок ведет себя плохо, при этом родители не обращают на это никакого внимания. Именно последнее может привести к ощущению вседозволенности и прочим последствиям.

Какой можно сделать вывод? Границы поведения должны быть у каждого ребенка! Эти границы, которые подразумевают выполнение общественных правил, могут сделать из нас человека вежливого, доброго и человечного.

Помимо этого, не стоит забывать, что моральные законы существуют, поэтому, если дети их нарушают, то должно быть и наказание, или хотя бы, порицание. Хотя, тут уж дело за родителями.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Как нужно делать замечание ребенку

Рассмотрим 7 главных правил взаимодействия с детьми, какие замечания можно делать, как их нужно делать, что можно высказывать и делать по отношению к чужому ребенку, а что категорически воспрещается.

Если ситуация дошла до крайней точки вашего терпения и вы хотите выразить недовольство, соблюдайте следующие правила:

  1. Всегда анализируйте. Если ситуация не требует немедленного разрешения, вероятно, и не нужно вмешиваться? Попробуйте поставить себя на место его родителей и выяснить: а правда ли действия ребенка настолько хамские, а может это его возрастное поведение?
  2. Все свое недовольство направляйте к родителям ребенка. Делайте замечание ребенку тогда, когда родители не реагируют на ваши жалобы, и других способов остановить ситуацию вы не видите.
  3. Разговор с ребенком ведите в вежливом тоне. Не допускайте агрессию, рукоприкладство, крик и оскорбления. Бывают, опять же, случаи, когда чужой ребенок с явной агрессией нападает на вашего ребенка, но это исключительные ситуации. Часто обычного разговора хватает.
  4. Ваше порицание и разговор не привели к должному результату, при этом родители не отвечают – немедленно отойдите в сторону и не создавайте конфликтную ситуацию. Ваша миссия на этом окончена, пусть это останется на совести его родителей, к тому же плоды такого поведения пожинать будут они.
  5. Не давайте оценку поведения чужих детей. Не нужно объяснять им, что они ведут себя плохо. Важно – пресечь сам факт отвратительного поведения, высказать ваше неприятие.
  6. Старайтесь разъяснять чужому ребенку его неправильное поведение так, как собственному. Нужно представить, что вы учите своего ребенка, ведь он слышит и понимает вас именно потому, что вы это делаете максимально точно и понятно, с нотками любви.
  7. Старайтесь держаться в рамках дозволенного. Безусловно, позиция родителей, которые не отвечают на отвратительное поведение своих детей (порой, и высказывания типа “не лезьте в чужое дело”, “он еще маленький – вырастет — поймет”), часто раздражает, вызывает чувство несправедливости. Но ваша задача – оставаться тактичным человеком, показывать пример своим детям.

Запомните: самый результативный метод борьбы с грубиянами – быть отличным примером вежливого поведения, несмотря ни на что!

Как необходимо вести себя с родителями чужого ребенка, который не реагирует на замечания

Как обычно случается, родители “в штыки” воспринимают порицание своих детей чужими людей. А иногда бывает – замечания исходят несправедливо, просто такой характер у человека, которого раздражает нахождение рядом чужого ребенка.

Но зачастую замечания от посторонних людей справедливы и нуждаются в немедленной реакции родителям ребенка. Главное – правильно делать эти замечания, чтобы у родителей не появилось желание нахамить вам в ответ просто из принципа. Как именно делать замечания?

Примеры, как правильно сделать замечание родителям:

  • Наши детки не в состоянии поделить горку (качели), давайте поможем им организовать очередность.
  • Между детьми сейчас возникнет ссора, посмотрите, нет ли среди них вашего ребенка?
  • В этой ситуации нам без вас не справиться!
  • Ваше вмешательство очень необходимо!
  • Не могли бы вы, на время поездки, придержать ножки своего малыша?

И тому подобное…

Читаем также: Как поделить игрушки без ссор или 6 конфликтных ситуаций на детской площадке

Как видно, ваше действенное оружие в борьбе с невоспитанными детьми и их родителями – тактичность и вежливость. Поэтому в случаях, когда родители услышали и поняли ваши замечания, вовремя пресекли нехорошее поведение ребенка, то и дальнейшие ваши поучения и комментарии не нужны. Кстати, даже если они вас не услышали и не приняли на свой счет ваши жалобы, то не стоит продолжать делать замечания, это не имеет смысла, явно может назреть конфликт.

Если же родители сорванца грубо отправили вас «ловить бабочек», «пинать бамбук» и проч., опять же – в дальнейших замечаниях и комментариях нет необходимости, потому что нет смысла – просто уходите, нервы будут целее.

Читаем также:

Как правильно делать ребёнку замечания

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Как правильно делать замечания? — вопросы раввину

Уважаемый Барух!

Вопрос у Вас очень интересный и актуальный. Еще больше, чем запрет лашон а-ра, здесь действует запрет онаат дварим — обидеть человека словом. Есть такой особый запрет в Торе (Ваикра 25:17) — не обидеть человека словом, даже если ты говоришь ему правду. Да и замечание — это не самоцель. А цель — чтобы человек исправил свое поведение, чтобы это на него подействовало. Обычно надо делать замечание не при людях. И говорить в такой форме, чтобы человек готов был это принять. Чтобы почувствовал, что ему говорят для его же пользы.

Приводят от имени а-Шло а-Кадош: написано в Мишлей: «Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (9:8). Смысл этого стиха очень понятен — мудрый человек готов слушать критику, а насмешник ненавидит тех, кто его критикует. А-Шло предлагает интересное объяснение этого стиха: когда ты упрекаешь человека, не говори ему: «Ты насмешник, ты дурак, ты не знаешь, как себя вести — и вот ты делаешь то-то и то-то» — тогда он будет тебя ненавидеть. А надо упрекать так: «Ведь ты такой умный, продуманный, взвешенный — тебе совсем не подходит такое действие!» Тогда человек примет критику и будет любить того, кто ему указал на промах.

Приведу примеры.

Вот укор, выраженный строго по Торе (цитирую по своей статье «Укорять, не обижая»):

«Как-то в поездке Хафец Хаим остановился на постоялом дворе, где увидел не слишком привлекательную сцену. Какой-то еврей, покупая себе еду, грубо вел себя с продавцом, а потом начал есть, не сказав благословения на пищу. Хафец Хаим хотел было сделать ему замечание, но продавец остановил его:

— Не поможет, — сказал продавец. — Это николаевский солдат. С детства в армии. Можете себе представить, какую школу он прошел за двадцать пять лет, какие у него были наставники и с кого он брал пример!

— Я уже понял, что надо делать, — улыбнулся Хафец Хаим.

Он подошел к солдату и поздоровался:

— Шалом алейхем! Я слышал, что ты отслужил двадцать пять лет. Не раз, наверно, от тебя требовали, чтобы ты крестился. Но ты остался евреем. Ты самоотверженный человек, я поражаюсь твоему духовному уровню.

Солдат был тронут. Он растрогался еще больше, когда узнал, кто так высоко оценил его. А Хафец Хаим продолжил:

— Если теперь ты постараешься во всем поступать правильно, по Торе, в мире не будет счастливца, подобного тебе».

Второй пример из книги моего отца и учителя рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем»:

«Отец всегда брал меня с собой в синагогу…Однажды — мне было лет восемь — мы с отцом сидели в сторонке и слушали, как шохет (резник, который режет скот для общины; он должен хорошо знать законы шхиты — правильного убоя скота и вообще быть человеком праведным и сведущим в Торе) разбирал мишнает с группой евреев (там было человек тридцать). Отец тихо сказал мне: “Хочу, чтобы ты знал: здесь он объясняет неправильно”. Я удивился: почему же отец не поправляет шохета?

Занятия закончились, мужчины прочли вечернюю молитву и разошлись. Шохет подошел к отцу, поговорил с ним, и отец, как бы между прочим, заметил: “Знаете, в мишнает есть одно место, которое не все правильно понимают” — и объяснил. “Ой, — говорит тот, — а ведь и я объяснил неверно. Надо завтра повторить все заново и исправить ошибку”. Тут я понял, почему отец сперва промолчал. Он не хотел при всех ставить резника в неловкое положение. Этот случай был для меня хорошим уроком».

С уважением, Бен-Цион Зильбер

toldot.ru

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ РЕБЁНКУ, ЧТОБЫ ОН ВАС СЛЫШАЛ?: montessoriblog — LiveJournal

Замечание – это краткое суждение, высказанное по поводу чего-то увиденного или услышанного. Это суждение может быть как со знаком «плюс» («Вижу, что ты убрал за собой тарелку», «Мне нравится, как у тебя получается строить домики»), так и со знаком «минус» («Опять ты всё раскидал», «Тебе бесполезно что-либо объяснять»). Чаще всего, когда ребёнок ведёт себя нежелательным образом, родители делают ему замечание со знаком «минус», начиная своё предложении с частицы «не». К сожалению, такие замечания малоэффективны.

Наверняка вы сталкиваетесь с тем, что ваш ребёнок как будто не слышит ваших замечаний, не обращает на них внимания или даже делает всё наоборот. В этой статье мы будем говорить с вами о том, как менять замечания со знаком «минус» на замечания со знаком «плюс». Это нужно для того, чтобы вашему ребёнку было более понятно, какого поведения вы от него ожидаете и чтобы он мог легче выполнять ваши просьбы.

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ РЕБЁНОК СЛЫШИТ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ 432 ЗАМЕЧАНИЯ

Знаете ли вы, что в течение дня среднестатистический ребёнок слышит в свой адрес примерно 432 негативных суждения и всего лишь 32 позитивных? (Исследования Ричарда Кволса «Как изменить поведение ребёнка»).

Представьте, что в вашем доме были бы установлены скрытые камеры и вам нужно было бы постоянно контролировать, что вы говорите. Как вы думаете, сколько раз в день вы бы ловили себя на словах: «Нет», «Не делай этого», «Прекрати», «Перестань», «Не лезь», «Не трогай» и т. д.? Слова-команды «Прекрати» и «Не делай этого» и тому подобные создают целый ряд проблем для маленьких детей. Давайте посмотрим, почему так получается.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ПОНИМАЮТ НАШИХ ЗАМЕЧАНИЙ?

Замечания, которые начинаются с частицы «не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что мама хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ», и только затем ребёнок должен додумать сам: «Что она хочет, чтобы я ДЕЛАЛ». Это может быть довольно сложно и запутанно, особенно для маленьких детей. Гораздо проще для ребёнка, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать (вместо того, что НЕ следует делать).

Большое количество фраз, которые начинаются с «не», психологически дестабилизирует ребёнка. Как и любые замечания и суждения, которые несут негативную окраску. Если вы сами в течение дня будете постоянно слышать в свой адрес слова и фразы, которые имеют негативную окраску, вас это тоже быстро дестабилизирует. Именно так часто чувствуют себя наши дети.

Я не призываю вас совершенно отказаться от фраз, которые начинаются с частицы «не» во время вашего общения с ребёнком. Просто постарайтесь сделать так, чтобы фраз со смыслом «Делай вот так и так» было значительно больше, чем фраз «Не делай вот так».

ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ, КОТОРЫЕ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ «МИМО УШЕЙ»

✔ Не кричи.

✔ Не бегай.

✔ Не трогай.

✔ Не ври.

✔ Не ходи грязный.

✔ Не разбрасывай игрушки.

✔ Не валяй дурака.

КАК ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАМЕЧАНИЯ?

На что нужно обратить внимание, когда делаешь замечание ребёнку?

Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания. Используйте в самом начале вашей фразы глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать. Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую. На самом деле, это совсем не сложно.

ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННЫХ ЗАМЕЧАНИЙ

✔ «Пожалуйста, говори тише» (вместо «Не кричи»).

✔«Сложи свои игрушки в коробку» (вместо «Не разбрасывай игрушки»).

✔«Помой ручки с мылом» (вместо «Не ходи с грязными руками»).

✔«Давай подумаем, что тут можно сделать» (вместо «Не ной!»).

✔«Расскажи мне, как было на самом деле» (вместо «Не ври»).

✔«Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно» (вместо «Не бегай по дому»).

В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.

УПРАЖНЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УДАЧНЫХ И НЕУДАЧНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ

Есть хорошее упражнение, которое наглядно иллюстрирует, как тяжело ребёнку осознавать и выполнять команды, которые начинаются с частицы «не». Я часто провожу это упражнение среди родителей во время моих семинаров и тренингов. Я прошу родителей следовать моим просьбам и выполнять их как можно быстрее: «Не вставай», «Не садись», «Не смотри направо», «Не смотри налево», «Не держи руки внизу», «Не смотри вперёд» и т. д. Участники упражнения всегда соглашаются в том, что выполнять такие команды довольно сложно и они часто теряются. Каждый раз нужно напрягаться и соображать: «Что мне сейчас нужно делать?»

А теперь послушайте другие просьбы и почувствуйте разницу: «Садись», «Вставай», «Посмотри направо», «Посмотри налево», «Подними руки вверх», «Посмотри в сторону». Согласитесь, что следовать таким простым и понятным просьбам намного легче. Согласны?

КОГДА ВЫ ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТЕ ЗАМЕЧАНИЯ, РЕБЁНОК ВАС ЛУЧШЕ ПОНИМАЕТ

Конечно, на первых порах вам потребуется следить за тем, что вы говорите. Но зато результаты не заставят себя ждать. Вы увидите, насколько вашему ребёнку легче будет понимать и выполнять ваши просьбы. Вы заметите, насколько меньше времени потребуется на то, чтобы он начал действовать в правильном направлении. Совсем немного практики и вам станет уже привычнее говорить именно так, а не иначе.

Старайтесь уменьшать количество замечаний с частицей «не» и чаще использовать глаголы, которые описывают желаемое поведение ребёнка. И вы очень скоро убедитесь в том, что это очень эффективно!

montessoriblog.livejournal.com

Как правильно делать замечания ребёнку? – Умная мама

Автор invaxi На чтение 2 мин. Просмотров 674 Опубликовано

 

Замечание ребёнку можно сделать так, что оно будет восприниматься им более мягко и более уважительно. Такой способ общения помогает ребенку сохранять положительную самооценку, помогает четко и структурировано понять, что вы чувствуете, что вам не нравится, какое поведение вы от него ожидаете.

Замечание состоит из трёх этапов:

1) вы говорите от своего имени. («мне не нравится», «я переживаю», «я расстраиваюсь»).
2) вы говорите, что именно вам не нравится. («…Когда дети шумят», «…Когда раскидывают игрушки»).
3) вы говорите, что именно вы бы хотели. («я хочу, чтобы ты…»).

Если вы будете все время использовать эти фразы, то сможете заметить – насколько легче стало договариваться с ребёнком.

Во-первых, вы говорите о себе, о своем отношении к тому, что происходит, это помогает ребенку понять, что у родителей тоже есть свои чувства, родители испытывают свои состояния.

Во-вторых, вы четко и конкретно описываете, что ребенок делает неправильно.

В-третьих, вы говорите самый важный информационный кусок, в котором вы можете направить ребенка, помочь ему что-то сделать. («я хочу, чтобы ты…», «давай вместе это сделаем», «давай постараемся». «давай я тебе помогу»).

Это, конечно, не волшебный способ получить от ребенка то, чего вы хотите. Это просто форма замечания, которую можно использовать, чтобы более эффективно общаться с ребенком. Когда вы делаете замечания таким образом, ребенок тоже учится более вежливым, более уважительным формам поведения.

Екатерина буслова

smartmam.ru

Как правильно делать замечания ребенку

Задача родителей — хорошо воспитать своего малыша. Это означает, что иногда его поведение необходимо корректировать. Одним из возможных способов и является критика.

Однако здесь важно знать, как правильно донести ваши замечания до малыша. Для начала нужно запомнить, что в процессе воспитания обязательно должна присутствовать критика. Ведь когда кто-то поступает неправильно, его поведение требует поправки со стороны общества. Так же и родители обязаны поправлять своего малыша, чтобы в дальнейшем он не совершал грубых или невоспитанных поступков.

Но как же конструктивно высказать свою критику? Психологи разработали на этот случай целый ряд правил, которые должны помнить родители.

1. У ребенка тоже есть чувства

Наверное, это наиболее важный постулат, который необходимо запомнить. Конечно, это очевидно, что у каждого ребенка есть чувства и их можно задеть, если начать неправильно критиковать малыша. Однако очень часто родители забывают об этом. Маленькие дети целиком и полностью зависят от взрослых, отчего последние постепенно забывают, что, в сущности, они уже маленькие люди, со своими предпочтениями и со своими обидами. Нужно пытаться относиться к ним так же, как мы хотим, чтобы относились к нам.

2. Четко формулируйте свою претензию

Правильная критика должна донести до ребенка, чем именно вы недовольны и где он поступил неправильно. Это означает, что у вас должна быть какая-то идея, которую вы хотите сообщить малышу. Если же таковой нет, значит ребенку передастся лишь ваша злоба и раздражение. Тем самым вы не поможете ребенку осознать свой проступок, из-за чего в будущем он поведет себя точно так же. Запомните, что цель критики — воспитать ребенка, а не наказать или показать свое превосходство над ним. Когда вы критикуете, вы должны объяснить, чему вы пытаетесь научить своего малыша.

3. Критика должна звучать как критика

Это значит, что в вашем голосе должен чувствоваться упрек. Однако он должен быть высказан в позитивном тоне. Для этого вы должны критиковать не вашего ребенка, а его поведение. Малыш должен понять, что не он расстроил вас, а именно какой-то его проступок. Избегайте также штампов в оценке своего ребенка. Дети узнают, кто они, из тех слов, что мы говорим им. Ни в коем случае не кричите, что он неряха или лгун. В противном случае эти слова настолько прикрепятся к нему, что малыш будет подсознательно ассоциировать себя с этой моделью поведения. Также следует упрекать ребенка наедине, а не на виду у всех. В своей речи не обращайтесь к прошлому. Ваша критика должна быть направлена на то, чтобы предотвратить недостойное поведение ребенка в будущем. О прошлом же следует забыть, на то оно и прошлое.

4. Предлагайте возможность исправиться

Ваш ребенок должен знать, что именно он сделал неправильно. Также ему должна быть предоставлена возможность исправить свою ошибку. Это воспитает в ребенке осознание того, что его неподобающее поведение не останется незамеченным, что он не может обидеть других и просто уйти. Малыш должен извиниться перед тем, кого обидел. Это также разовьет в нем чувство ответственности за свои поступки и позволит оставить прошлое позади и двигаться дальше.

5. Критикуйте с любовью

Можно сказать, что в критике содержится своего рода дар, дар знания, пусть он и нежеланный (ведь никто не хочет слышать критику). Ваша же задача как можно меньше ранить человека своими словами. Так, очень важно, чтобы малыш понял, что вы делаете ему замечания ради его же блага. Если вы пребываете в дурном расположении духа, то все, что услышит ребенок, будет ваша злоба. Поэтому обращайте внимание на свое настроение перед тем, как соберетесь критиковать малыша.

6. Постарайтесь услышать точку зрения ребенка

Родители не сталкиваются с теми же проблемами, что и их дети. Поэтому очень часто малыш думает: «А кто вы, чтобы критиковать меня? Откуда вы знаете, что со мной случилось? Вы не понимаете меня». Иными словами, ребенок воспринимает вас не как своего сверстника, а как взрослого. Конечно, вы прекрасно понимаете своего малыша, но он этого может и не знать. Поэтому, когда вы делаете замечание ребенку, постарайтесь посмотреть на вещи его глазами и сформулировать критику словами, доступными ему.

7. Иногда лучше отложить критику

В большинстве случаев мы отличаемся незамедлительной реакцией на любой из проступков ребенка. И это нормально. Однако вы должны сначала задать себе вопрос, подходящее ли это время для критики. Когда малыш поступил неправильно, он сразу же ожидает упрека с вашей стороны и тем самым становится глух к любым словам. Это своего рода защитный рефлекс. Поэтому иногда стоит отложить ваши замечания на потом, чтобы обсудить их с ребенком в спокойной обстановке. Тогда он поймет, почему вы недовольны.

8. Иногда критика не лучший выход

Цель критики — исправить поведение малыша. Если ребенок понимает, что поступил неправильно и беспокоится об этом, то совершенно ясно, что в другой раз он вряд ли так поступит. Поэтому незачем лишний раз акцентировать внимание малыша на неприятном случае.

Подводя итог, хочется отметить, что родители обязаны делать замечания малышу. Только так они смогут приучить его вести себя достойно, отличать белое от черного, осознавать последствия своих поступков. Родителем быть трудно. Но чем больше усилий вы приложите к воспитанию своего ребенка, тем счастливее вы будете, наблюдая за успехами своего дитя.

www.astrostar.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *