Как жили женщины в средневековье – Женщины в средневековье — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Содержание

10 ужасающих фактов о гигиене женщин в средневековье

Представление современного человека о том, какой должна быть гигиена, складывалось максимум последние 200 лет. До этого представители европейской цивилизации менее щепетильно относились к вопросам чистоты и уходу за собственным телом. К примеру, многие вещи, которые для среднестатистической женщины, жившей пару-тройку веков назад, были делом привычным, нашу современницу повергли бы в ужас и вызвали чувство глубокого физиологического отвращения. Поэтому, не доверяйте идиллическим картинам, изображающим одетых с иголочки великосветских дам, ведь скорее всего, эти красавицы мылись не чаще, чем раз в год, натирали лицо ртутью, испражнялись в ночной горшок, а их восхитительные прически кишели полчищем вшей. Ну, как вам портрет прекрасной средневековой барышни?

Представляем 10 шокирующих фактов из повседневной жизни женщин Средневековья.

10. Букетики цветов вместо дезодорантов

Как известно, в Средние Века люди не очень «дружили» с водой. Это было связано в первую очередь с трудностями быта, ведь воду нужно было принести и нагреть, а дрова тогда стоили не так дешево. Во-вторых, в то время существовало поверье, что вода смывает святую воду, которая попала на тело во время крещения. Женщины еще и верили в то, что от воды стареет кожа, поэтому старались избегать «общения» с ней под благовидным предлогом. Конечно, подобный образ жизни не мог не иметь последствий — большинство представительниц прекрасного пола источали очень специфический аромат, который сложно было чем-либо перебить. Поэтому до появления духов, к слову и созданных для того, чтобы заглушать запах грязного тела, женщины использовали небольшие букетики ароматных цветов, которые могли хоть немного смягчить зловоние.

9. Моча для умывания

Во все времена, женщины придумывали разные немыслимые способы сохранить свою молодость и красоту. В ход шли любые методы и средства. В средневековой Европе молодые дамы знатного происхождения умывали свое лицо собственной уриной. Для большинства из нас подобное кажется дикостью. Однако тогда люди верили в антисептические и регенерирующие свойства мочи. Конечно, современная наука знает, что моча здорового человека стерильна, но никаких полезных свойств, подтверждённых лабораторными опытами, она не имеет. Из этого следует, что женщины мучали себя напрасно — мочой молодость не вернешь.

8. Белье стирали смесью щелочного раствора и мочи

В незапамятные времена, когда человечество еще не знало что такое стиральные машинки, а полки магазинов еще не пестрили всевозможными видами порошков и моющих средств, люди искали экономичный и эффективный способ выводить пятна на одежде. И почему-то выбор свой остановили на смеси из мочи и щелока. Именно ее можно считать примитивным аналогом современных средств для стирки.

7. Прокладки из мха

Этой теме стоило бы посвятить отдельный научный трактат. На протяжении всей истории, как только женщины не ухитрялись решать проблему ежемесячных маточных кровотечений. Однако самым популярным средством были подобия тампонов и прокладок, сделанные из материалов, найденных под рукой. Обычно это была заношенная до дыр одежда, которая уже пришла в негодность. Ее разрезали на лоскуты, обворачивали вокруг мха и использовали по назначению.

6. Нижнее белье

Женщины не так часто (как, например, изображали живописцы Эпохи Возрождения) носили исподнее. Тогда деликатные ткани стоили достаточно недёшево, поэтому их могли позволить себе только состоятельные дамы. К тому же, нижнее белье довольно быстро приходило в негодность из-за своей хрупкой структуры. Благодаря этому, женщины не были приучены к ежедневному ношению панталон и лифов, и чаще одевали они эти предметы гардероба в моменты встреч со своими возлюбленными в будуарах. Кстати, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, носили панталоны гораздо чаще.

5. Мышиная кожа для бровей

Густые и четко очерченные брови на женском лице вошли в моду лишь во времена Галантного Века, до этого эталоном женской брови была едва заметная тоненькая нитка и нередко ее создавали, прикладывая  мышиную кожу.

4. Ванна раз в год

Как уже было сказано, мытье в средневековой Европе не входило в список обязательных ритуалов. Обычно женщины позволяли себе эту роскошь не чаще одного раза в год. Из-за этого появился обычай устраивать свадьбы в июне, так как одну единственную в году ванну принимали в мае.

3. Все купались в одной воде

Средневековые европейцы имели мало представлений об инфекционных заболеваниях и о путях их передачи. Поэтому они без опаски относились к местам массового пользования. Люди купались в общем месте, где собиралось множество других. Конечно, вода в таких ваннах напоминала мутную жижу, в которой живут миллионы опасных микроорганизмов.

2. Укладка волос при помощи гусиного жира

Ну кто из нас, любуясь работами мастеров европейской живописи, не изумлялся, как женщины, изображенные на этих картинах ухитрялись носить на голове целые архитектурные шедевры? Конечно, чтобы создать скульптуру из волос, парикмахеру нужно было иметь навык. А помогал им в этом обыкновенный гусиный жир. Тогда он выполнял роль средства для фиксации. С его помощью даже самая умопомрачительная прическа могла сохранять первозданный вид на протяжении нескольких месяцев. Хотя, эта технология имела и существенные недостатки. Во-первых, такое изделие источало ужасное зловонье. А во-вторых, гусиный жир — чудесная среда для жизнедеятельности вшей и гнид.

1. Навоз орла во время родов

В Средние Века женская и младенческая смертность во время родов были очень высокими. Если во время беременности возникала какая-либо патология, которая могла повлиять на ход родоразрешения, то чаще всего медицинская помощь роженице сводилась к чтению исцеляющих молитв или заговоров. Для облегчения родовых мук женщине иногда давали напиток из масла и уксуса, а также делали компрессы из навоза орла. Подобные манипуляции помогали мало, но к ним все равно продолжали прибегать на протяжении нескольких веков.

top10a.ru

почему в средние века женщины жили намного меньше мужчин? — красота

Ключевое слово – «средняя». Средняя продолжительность жизни значительно снижалась из-за высокой смертности детей. Плохая гигиена, неразвитая медицина и повсеместные инфекции способствовали тому, что около 40% детей умирали в возрасте менее пяти лет. Но если ребенок доживал до 20, то уже ничто не мешало ему прожить еще лет 40. Выживали только самые здоровые и выносливые младенцы, поэтому средняя продолжительность жизни в ту эпоху вовсе не означала, что люди умирали по достижении 35 лет.

Конечно, до глубокой старости доживали единицы. Люди 70-80 лет встречались довольно редко и были скорее исключением, чем правилом.

Исследования, проведенные историками и демографами, показали особенности длительности жизни населения средневековой Европы. От современных показателей их отличает, в частности, вопиющая малочисленность женщин по сравнению с мужчинами, а также и их чрезвычайно высокая смертность в молодом возрасте. Несмотря на то, что мужчины в своем большинстве (особенно из рыцарских семей) уже в юном возрасте принимали участие в военных делах, соотношение мужчин и женщин в возрасте от 14 до 40 лет было довольно критическим. На 100 женщин приходилось 130 мужчин. Таким образом, если в Средние века кто-то и доживал до старости, то точно не женщины.

Характерное для Средневековья смещение демографического равновесия между мужской и женской долями населения было вызвано многими причинами. Главная из них — тяжелое положение женщин в обществе. Особенно женщин из низших сословий, которые работали в аграрной сфере. Женщины лишь в особо исключительных случаях имели поблажки в полевых работах. Немалое значение имели и очень ранние браки. Девочек выдавали замуж с 12-14 лет, после чего начинался период постоянного деторождения. Дети-погодки – самое распространенное явление для Средних веков. А поскольку, как уже было сказано, медицина оставляла желать лучшего, то роды часто осложнялись различными инфекциями и заболеваниями. Фактически жизнь женщины была в разы тяжелее, чем жизнь мужчины, даже учитывая то, что женщины не воевали.

Несмотря на то, что женщины постоянно рожали, прирост населения оставался ничтожным. Редкая семья имела в составе более пяти человек. Даже в период демографического подъема — в 13 веке — он составлял, по оценкам ученых, всего 36 % при рождаемости в 42 %.

Средняя продолжительность жизни женщины в Средние века не превышала 32 лет, а для мужчины было нормой прожить от 40 до 50 лет. Конечно, показатели различаются в зависимости от конкретной страны и века исследования, но в целом, эти данные справедливы для всего периода Средневековья.

zhurnal.beauty-shop.ru

6 фактов о любви в Средние века, объясняющих, почему человечество не вымерло

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие судят о Средневековье по киносаге «Игра престолов», поэтому, глядя на череду войн, считают этот период темными временами. На самом деле период с IX по XVI век в Европе был далеко не таким мрачным. Многие исследователи уверены, что именно тогда отношения между мужчиной и женщиной перешли на новый уровень и стали напоминать то, что мы сейчас называем любовью.

Мы в AdMe.ru собрали 6 удивительных фактов, которые убедят вас в том, что Средневековье — это самая романтичная эпоха в истории человечества.

До эпохи Средневековья у мужчин и женщин было потребительское отношение друг к другу

Как бы ни были прекрасны древнегреческие мифы, о любви в современном понимании этого слова в них речи не идет. Отношения между мужчиной и женщиной в Древней Греции и Риме строились на необходимости продолжения рода. Брак был своеобразной формой сотрудничества.

Христианство привнесло в западную цивилизацию понятие платонической любви, и оно медленно, но верно начало входить в жизнь людей. Брачных отношений такая любовь почти не касалась, зато расцветала пышным цветом при дворах знати. Юный рыцарь, влюбленный в недоступную королеву, — один из самых распространенных средневековых сюжетов.

Равенство полов существовало в Средние века

Мы привыкли считать, что европейское Средневековье было не самым комфортным для женщин: если не сожгут на костре, то сдадут в монастырь. Однако именно в эту эпоху существовало самое настоящее гендерное равенство. Правда, не везде, а только у викингов.

В норманнской общине женщина могла самостоятельно распоряжаться имуществом и имела право наследования. А если ей повезло стать женой конунга, то ей причиталась половина его дружины.

Такое отношение к прекрасному полу было обусловлено тем, что на женские плечи ложился весь груз ответственности за хозяйство на то время, когда муж в походе (а это было часто). Кроме того, дамы-викинги, бывало, и сами участвовали в военных действиях.

Подобная ситуация была и в раннесредневековой Ирландии. Равное распределение тяжелых и опасных обязанностей и, как следствие, прав влекло за собой уважительное отношение мужчин и женщин друг к другу, а от уважения до любви рукой подать.

В Средневековье существовали разные типы любви

Любовь между мужем и женой в эпоху Средневековья — скорее исключение, чем правило, ведь браки были договорными. Сильные чувства искали на стороне. Причем среди людей другого социального статуса.

Куртуазная любовь (от старофранцузского court — «двор»). В XI–XII веках в Провансе возник новый идеал отношений между полами — поклонение прекрасной даме. В его основе лежал культ Девы Марии, непорочные черты которой переносились на жену короля, герцога или графа. Рыцарь-вассал преданно служил недоступной супруге своего сеньора.

Как правило, такая любовь носила исключительно платонический характер. Ошалев от незнакомого чувства, знать начала выдумывать правила, по которым могут существовать куртуазные отношения. Например, «Трактат о любви» Андре Капеллана утверждает, что истинный влюбленный всегда застенчив, а двух привязанностей быть не может.

После свода правил начали появляться и «суды любви», которые могли наказать слишком дерзкого рыцаря или чересчур несговорчивую даму сердца.

Пасторальная любовь. Сюжет об отношениях рыцаря и юной пастушки стал своего рода ответом на куртуазную любовь. Он обрел популярность ближе к XV веку, когда поэты, видимо, устали от придворной куртуазной фальши. Его логичным продолжением стала сказка о Золушке, которая до сих пор считается едва ли не главной историей любви всех времен и народов.

www.adme.ru

Городская жизнь в Средневековье: мифы и факты

«Неосуществленный проект Нового моста». Автор: Энон. Париж, 1578 год

Что первое всплывает у вас в воображении при словах «средневековый город»? Наверняка это грязные улицы, наводнённые бродягами, трактиры с мерзкой безвкусной едой и ушлые торговцы, продающие низкосортные товары. Но всё было совсем не так.

Факт: трактирщики были богатыми людьми

В представлении большинства людей средневековый трактирщик — это здоровенный грубый мужик, подающий на стол кое-как приготовленную еду и берущий за это сущие гроши. Но, во-первых, около 10–20% владельцев трактиров в Средние века были женщинами. А во-вторых, городские трактирщики были состоятельными людьми.

В городских трактирах чаще всего останавливались государственные чиновники, торговцы и представители духовенства. А большинство из них были богатеями, охотно оставлявшими деньги за хороший сервис, например, за чистые кровати и уход за своими лошадьми. К тому же трактиры были центрами сплетен и торговли. Будучи всегда в курсе событий, трактирщики нередко становились ещё и владельцами различных предприятий и магазинов. А тех трактирщиков, кто обладал отличной репутацией, нередко избирали на какую-нибудь общественную должность.

Факт: в Средние века существовал фастфуд

Немногие горожане в Средневековье могли похвастаться тем, что в их доме есть печь. В то время они были очень опасными, и из-за них часто возникали пожары. Поэтому городские жители приносили подготовленные продукты в пекарни и просили разрешения воспользоваться печью. Но чаще всего они забегали в какую-нибудь пекарню, чтобы купить вафли, блины и пироги, которые можно съесть на ходу.

У средневековых пирогов было много начинки, а тесто выступало в роли контейнера для еды, обычно его не съедали. Примечательно, что магазины, торгующие фастфудом, оставались открытыми и после наступления темноты.

Миф: средневековая еда была пресной и невкусной

Даже крестьяне, живущие в деревнях, находили способы улучшить вкус своих простых овощных блюд и каш. Они добавляли в них душистые травы, выращенные на своём же огороде. А жители городов и вовсе не стеснялись пользоваться специями, особенно жители Лондона. В столицу Великобритании каждый день прибывали корабли, гружёные специями.

На городских рынках в Средние века можно было встретить знакомые нам имбирь, тмин, гвоздику и другие специи. Не был редкостью и рис, привозимый из Азии. Разумеется, стоили специи довольно дорого, но городские жители могли себе это позволить. А повара в пекарнях и трактирах соревновались друг с другом в умении пользоваться специями, чтобы привлечь покупателей. Правда, рассчитывать на ароматные вкусные блюда и сладкую выпечку могли только зажиточные горожане. Люди победнее покупали в пекарнях выпечку, подслащённую дешёвым мёдом, а не дорогим сахаром.

Разнообразие средневековой кухни. Автор Джакопо Чименти. 1625 год

Факт: в Средневековье существовал футбол

Какие виды средневекового спорта вы можете назвать? Наверняка скачки на лошадях, фехтование и стрельбу из лука. Но, оказывается, в те времена был чрезвычайно популярен футбол! Только тогда он назывался просто — мяч.

Правила средневекового футбола несколько отличались от современных. Толкать мяч можно было любой частью тела, в том числе и руками, а в футбольной команде было около 400 человек. Этой толпе разрешалось драться и пинаться, а матчи проводили не только на загородных полях, но и прямо на городских улицах. Часто соперниками в футболе становились люди разных профессий. Сражались между собой и дамы, незамужние против замужних. В XIV веке король Эдуард II попытался ввести запрет футбол, но у него ничего не вышло. С изменёнными правилами эта игра дошла до наших дней.

Факт: в городах был комендантский час

Преступность на улицах была главной проблемой средневековых городов. И её причина крылась в отсутствии полиции и разрешении носить оружие практически любому человеку. Но средневековые власти, пытаясь бороться хотя бы с ночной преступностью, сделали важный шаг — ввели комендантский час.

Начинался комендантский час незадолго до захода солнца. С возвещающим о нём звонком ворота в город закрывались, и никого не пускали и не выпускали. Все жители обязаны были разойтись по домам, а выпивох, засидевшихся в трактирах, владельцы выталкивали на улицу прямо в распростёртые объятия ночных надзирателей. Те были добровольцами и охотно отвозили нарушителей в каталажку. При этом они не трогали чернорабочих, работавших допоздна, и именитых горожан. Простых людей же могли запросто остановить, допросить и, если ответы не устраивали надзирателя, препроводить в городскую тюрьму. Без уважительной причины находиться на улице после захода солнца было запрещено.

Факт: за вход в город нужно было платить

В Средние века за вход в большие города нужно было внести определённую плату на воротах. Не платить за вход и выход из города могли только проживающие в нём горожане. С простых путешественников брали чисто символическую плату, если они не везли ничего на продажу. А вот с торговцев, приезжающих на ярмарки, деньги брали по полной. В каждом городе имелся список ставок, по которым торговцы обязаны были заплатить налог за тот или иной ввозимый товар.

«Пейзаж с римскими руинами». Автор: Поль Брилл, 1580 год

Факт: в Средневековье проституция была легальна

В Средние века взгляды людей на добрачные половые отношения были весьма пуританскими. Но вместе с этим во многих городах были вполне легальные бордели, существование которых объяснялось весьма просто. Считалось, что мужскую похоть нужно удовлетворять безопасным способом, чтобы защитить невинность честных дам.

Все владельцы борделей обязаны были предоставлять отчёт о своих прибылях и убытках в городской совет. А финансировались эти заведения не за счёт правительства или церкви, а за счёт богатых покровителей. При этом иногда бордели принадлежали высокопоставленным членам духовенства. Разумеется, это держалось в тайне от посетителей. В некоторых городах владелец борделя обязан был присягнуть мэру и служить только ему. А в Вене борделями могли владеть только женщины.

Миф: люди были зависимы от лордов

Жители деревень и правда были привязаны к земле, на которой они жили, и считались собственностью лордов. Но они всегда могли обратиться в суд, если с ними обращались плохо. Если всё было совсем худо, то крестьяне при должной удаче могли сбежать в город и стать свободными, прожив в нём больше года. А вот горожане были совершенно независимы.

Конечно, городские жители должны были соблюдать законы и платить налоги, особенно на землю. Последние, к слову, шли к лорду, на земле которого находился город. Но при этом жители подчинялись не лорду, а городскому совету, который сами же избирали.

Факт: средневековые гильдии были очень влиятельны

В Средние века, конечно же, существовали ушлые торговцы, пытающиеся впарить товар ненадлежащего вида. Но работали такие в основном на дешёвых рынках или в мелких лавочках. В серьёзных магазинах ситуация обстояла иначе.

Городские торговцы обязаны были состоять в гильдии. Это было выгодно обеим сторонам. Состоящие в гильдии всегда могли рассчитывать на медицинскую страховку и страхование жизни, а ещё на выплату пособия для многодетных семей или денежную помощь в сложной ситуации. Также гильдии финансировали строительство церквей и дошкольное образование и помогали мастерам найти учеников. В ответ члены гильдии обязывались помечать свои товары особым знаком и неукоснительно соблюдать установленные стандарты качества. А если покупатель был недоволен купленным товаром, то он мог пожаловаться в гильдию, и нерадивый мастер обязан был выплатить компенсацию.

Факт: в городах было меньше жителей, чем в деревнях

Средневековые города по сравнению с современными были очень маленькими, а число населения в них постоянно менялось. Например, во время ярмарок за счёт торговцев и путешественников оно увеличивалось в два-три раза. Но фактически в городах жило мало людей, и тому было несколько причин.

В городах, несмотря на комендантский час, всё-таки было небезопасно. К тому же земля в городе стоила очень дорого, а значит, не каждый мог позволить себе построить дом в черте города. Но главной причиной нежелания людей жить в городах в Средние века было то, что жизнь в них была по сути бесполезной. В те времена большинство людей занималось сельским хозяйством, и отправляться жить в город им было невыгодно. Так что в городах жили в основном богачи, ремесленники и торговцы. По примерным подсчётам только 12% людей в Средневековье были городскими жителями.

Источник: Почему на средневековых картинах младенцы выглядят как уродливые старики

Перевод статьи Lisverse

16.05.2019

www.factroom.ru

Интимная жизнь средневековья | Исторические сюжеты

Мы публикуем перевод увлекательной статьи канадского блогера, писателя и преподавателя Дэвида Мортона о различных аспектах сексуальности в эпоху европейского Средневековья…

Ёмкое слово «блуд»

Если бы не было христианской Церкви средневековья, Зигмунд Фрейд, пожалуй, остался бы без работы: многие основные представления о сексе и морали мы переняли из тех тёмных времён, когда подавляющее большинство видов секса характеризовалось коротким, но ёмким словом «блуд».

Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви и прочими анафемами. При этом Церковь нередко потворствовала проституции, понимая, что это зло, но в условиях жизни людей в такой жёсткой моральной системе — необходимое зло…

При этом, как это обычно и бывает, наиболее любопытными к интимной стороне жизни оказывались сами судьи и каратели — священники, монахи и богословы. Хотя в начале средних веков церковнослужители получили право жениться и заводить детей, тем из них, кто жил в монастырях, от этого легче не стало.

Подзуживаемые любопытством и имеющие возможность наблюдать за светской жизнью со стороны, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем неплохое представление о том, каким секс был в средневековье.

Куртуазная любовь: можешь посмотреть, но не смей трогать

Церковь запрещала открыто демонстрировать сексуальную заинтересованность, но допускала, что любовь и восхищение могут иметь с сексом что-то общее.

Куртуазную любовь принято понимать как взаимоотношения между рыцарем и прекрасной дамой, причём рыцарю очень желательно быть отважным, а объекту его поклонения — недоступным и/или невинным.

Допускалось быть замужем за кем-то другим и блюсти верность, главное — ни в коем случае не показывать ответных чувств к своему рыцарю.

Эта идея позволяла сублимировать эротические побуждения, превращая суровых воинов в трепетных юношей, в передышках между славными походами пишущими стихи и песни о любви к своей Прекрасной Даме. А сражаясь, непременно следовало посвящать Даме подвиги и завоевания. Ни о каком сексе речи не шло, но… кто же о нём не думал?

Супружеская измена: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр

Для тех, кто серьёзно относился к велениям христианской морали, секса вообще не существовало. Половые контакты были допустимы исключительно в браке. Добрачные же или внебрачные связи карались очень жестоко, вплоть до смертной казни, причём в качестве суда и палача также часто выступала Церковь.

Но дело было не только в христианских законах. Супружеская верность являлась единственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения быть уверенными в том, что их дети — действительно их.

Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерей в связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь, а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казнены жестокой публичной казнью.

В деревнях ситуация не стояла так остро: сексуальная распущенность присутствовала повсюду. Церковь боролась с этим, пытаясь заставлять грешников вступать в законные браки, и в случае, если люди так и поступали, даровала прощение.

Сексуальные позиции: никакого разнообразия

Церковь диктовала также как именно люди должны заниматься сексом. Все позы кроме «миссионерской» считались грехом и были запрещены.

Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация — эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью. Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций.

Однако некоторые теологи того времени предлагали оценивать половые контакты более мягко, например, расположить допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): 1) миссионерская, 2) на боку, 3) сидя, 4) стоя, 5) сзади.

Богоугодной признавалась только первая позиция, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не грешными. По всей видимости, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, нередко страдающие ожирением, были не в состоянии заниматься сексом в самой безгрешной позиции, и Церковь не могла не пойти страдальцам навстречу.

Гомосексуализм: Только смертная казнь

Позиция Церкви в отношении гомосексуализма была твёрдой: ни под каким предлогом! Содомия характеризовалась как «противоестественное» и «богопротивное» занятие и каралась только одним способом: смертной казнью.

В определении гомосексуализма Пётр Дамиан в своём труде «Гоморра» перечислял следующие способы заниматься сексом: одиночная мастурбация, взаимная мастурбация, совокупление между бёдрами и анальный секс (последнее, кстати, считалось настолько неприемлемым, что многие авторы старались даже не упоминать его в своих книгах).

Святой Фома Аквинский расширил список так, что в него попадали любые формы и виды секса за исключением вагинального. Он также причислял к содомии лесбиянство.

В 12-13-м веках содомитов было принято жечь на кострах, вешать, морить голодом до смерти и пытать, разумеется, чтобы «изгнать демона» и «искупить грех». Однако существуют свидетельства того, что некоторые представители высшего общества всё же практиковали гомосексуализм.

Например, об английском короле Ричарде I, прозванном «Львиное сердце» за исключительную храбрость и воинское мастерство, поговаривали, что на момент встречи со своей будущей женой он состоял в сексуальной связи со своим братом.

Также король был уличён в том, что во время визитов во Францию «ел с одной тарелки» с французским королём Филиппом II, а ночью «спал в одной постели и имел с ним страстную любовь».

Обвинения в гомосексуализме фигурировали и в одном из самых громких процессов Средневековой Европы. Речь идет, разумеется, о знаменитом суде над тамплиерами. Могущественный орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в всего за несколько лет 1307-1314.

К процессу подключился и Папский престол. Среди прочего, храмовников обвинили и в мужеложестве, которое якобы имело место во время их тайных обрядов. Обряды тамплиеров действительно были тайными, и что там происходило, мы не знаем и, скорее всего, не узнаем никогда.

Исключать того, что среди тамплиеров, вопреки многочисленным обетам, были и гомосексуалистами нельзя. Хотя бы потому, что законы, как известно, существуют для того, чтобы их нарушать. И сильные мира сего нередко игнорируют собственные указы, не говоря уже об их близких родственниках.

Достаточно сказать, что Эдуард II, сын того самого Эдуарда I, который запретил в Англии гомосексуализм, мужеложеством не брезговал, что было известно отнюдь не только его приближенным.

Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?

Одним из самых популярных мужских модных аксессуаров в Средние века был гульфик — лоскут или мешочек, который крепился к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, сделав акцент на половые органы.

Гульфик обычно был набит опилками или тканью и застёгивался на пуговицы или завязывался тесьмой. В результате область промежности мужчины выглядела весьма внушительно.

Моднейшей обувью считались сапоги с длинными и острыми носами, которые также должны были намекать на кое-что не менее длинное в штанах их владельца.

Эти предметы одежды нередко можно видеть в картинах голландских художников того времени. Существует портрет Генриха VIII, одного из главных модников своей эпохи, изображённого одетым и в гульфик, и в сапоги.

Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась препятствовать её распространению. Однако на короля страны и его ближайших придворных её власть не распространялась.

Фаллоимитаторы: размер, соответствующий греховности желания

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» — сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

«Вы сделали что то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!»

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих удлинённую форму. В частности, слово «дилдо» происходит из названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

Девственность и целомудрие: просто покайтесь

Средневековье высоко ценило девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девы Марии. В идеале девушке следовало беречь свою невинность как главное богатство, но на практике это редко кому удавалось: мораль была невысока, а мужчины — грубы и настойчивы (особенно, в низшем сословии).

Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и отпуск грехов не только для недевственных девушек, но даже и для родивших детей.

Тициан (Тициано Вечелио) — Кающаяся Мария Магдалина

Женщинам, выбравшим такой путь «очищения» следовало раскаяться в грехах, а затем искупить их, примкнув в культу Богородицы-то есть, посвятив остаток своих дней жизни и служению монастырю.

Кстати, многие считают, что в те времена девушки носили так называемые «пояса верности», но на самом деле эти жуткие устройства изобрели (и пытались применять) только в 19-м веке.

Проституция: процветание

Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проститутки предлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковь молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталась ей препятствовать.

Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивались как способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то есть как то, без чего невозможно обойтись.

Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество».

Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее — предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях нередко было по одной проститутке на всё селение, и её имя было хорошо известно жителям. Однако там к проституткам относились с презрением, их можно было избить, изуродовать или вовсе бросить в тюрьму, обвинив в бродяжничестве и разврате.

Контрацепция: делайте что хотите

Церковь никогда не одобряла контрацепцию, так как она препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе предохранения люди были предоставлены сами себе. Контрацепция рассматривалась скорее как незначительный моральный проступок, чем серьёзное прегрешение.

Кроме наиболее распространённого способа предохранения путём прерывания полового акта, люди также пользовались презервативами из кишечников или мочевых и желчных пузырей животных. Такие презервативы использовались по много раз.

По всей видимости, их функция состояла не столько в защите от нежелательной беременности, сколько в профилактике венерических заболеваний, в частности, широко распространённого в Европе сифилиса.

Также женщины готовили отвары и настои из трав, которые затем помещались во влагалище и с разной степенью эффективности играли роль спермицидов.

Сексуальные дисфункции

Если мужчина по неизвестной причине не мог заниматься сексом, Церковь отправляла к нему «частных детективов» — умудрённых опытом деревенских женщин, которые осматривали его «хозяйство» и оценивали общее состояние здоровья, пытаясь выявить причину полового бессилия.

Если пенис был деформирован или имелись другие заметные невооружённым глазом патологии, Церковь давала разрешение на развод в силу неспособности мужа к продолжению рода.

Многие средневековые европейские врачи были поклонниками исламской медицины. Мусульманские врачи и фармацевты первыми обратили внимание на такую проблему, как эректильная дисфункция, и разработали лекарства, терапию и даже специальную диету для таких пациентов.

 

 

 

 

 

 


link

storyfiles.blogspot.com

Один день в Средневековье — Телеканал «Моя планета»

Пряности как валюта, книги на цепях, стандарты красоты а-ля голый грызун и избавление от головных болей путем трепанации. Как жили в Средневековье, а главное, как выжили?

Вы встаете, но не чистите зубы, потому что никогда не видели зубной щетки. Ближе к полудню едите бобовую похлебку. Если вы женщина — бреете лоб и напрочь выщипываете брови. Если заболеете, отправляетесь к доктору, который обмажет вас ртутью или сделает трепанацию черепа (ему виднее). Если повезет — выживете и даже поедите второй раз (на завтрак не рассчитывайте, только обед и легкий ужин).

Мы утрируем. Конечно, день в Средние века мог выглядеть совсем иначе (опять же смотря у кого). Но основные моменты проследить все же можно.

Боб насущный

  • В целом большинство данных свидетельствует в пользу того, что у средневековых блюд было довольно высокое содержание жиров

  • Мясо телят, ягнят, поросят, птицы было более дорогим и престижным продуктом питания, попадая на столы высшего сословия вместе с благородной рыбой и высоко ценимыми привозными продуктами

  • Восточная и западная церкви считали, что застолья должны чередоваться с постами. В большей части Европы среда, пятница, иногда суббота, а также различные дни календаря, включая Великий пост и Адвент, были днями поста

В начале II тысячелетия ни в замках, ни уж тем более в простых домах никаких кухонь не было, поэтому готовили прямо под открытым небом в глиняных горшках на очаге. Отдельное помещение — собственно кухня — появилось лишь в позднем Средневековье. До этого там, где спали, там же и готовили, и принимали пищу.

Основой питания крестьян были злаковые и бобовые, поэтому в случае неурожая они были обречены на голод (а неурожаи в те времена были довольно частыми). На дно миски клали куски черного хлеба (белый предназначался для знати), чтобы похлебка была более густой и сытной. Похлебка вообще — почти единственное блюдо на столе крестьян. Менялся только ее цвет. В конце осени и зимой — темно-коричневый (цвета гороха и бобов), с наступлением весны она становилась светлей (туда добавляли лук, первую крапиву и иногда немного молока), летом она была зеленого цвета (варилась из овощей).

Правая часть мясной туши ценилась выше, чем левая, а передняя — выше, чем задняя. То, какую часть подадут гостю за столом, определяло его социальный статус

Рыба — большая редкость на столах крестьян. Она была очень дорогой, поскольку ее вылавливали в основном из прудов и озер, которыми ведали богачи. Простому люду рыбачить там не дозволялось. Мясо тоже было почти музейным экспонатом на столах бедняков, хотя и стоило гораздо дешевле рыбы. Не говоря уже о том, что и есть его можно было далеко не всегда, священный пост мог занимать до трети года. Запасти его впрок тоже было непросто — холодильников не было, а зимы в Европе были теплыми. Простое соленое мясо теряло свой вкус, а специи, при помощи которых можно было его сохранить, стоили баснословных денег и были своего рода валютой (они поставлялись из далеких восточных и южных стран, и путь до потребителя занимал в целом порядка двух лет). В средневековой Франции, например, 454 г (1 фунт) мускатного ореха можно было обменять на одну корову или четыре овцы. Пряностями можно было выплатить штраф или рассчитаться за покупки.

Средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга

Крестьяне ели всего дважды в день — утром (женщины, старики, рабочие и больные) или ближе к полудню (мужчины) и вечером. Такие нормы устанавливала церковь, неизвестно почему считавшая завтрак и перекусы в течение дня чем-то греховным или неприличным. Ужинали рано — часов в пять вечера, потому что рано ложились и вставали.

Книги на цепях

  • Изобретение печатного станка стало эпохальным событием для развития книгопечатания. До этого фолианты были рукописными, а их цена — фантастической, ведь над каждой книгой часами корпели монахи и процесс переписывания растягивался порой на годы

  • Книжный шкаф в библиотеке Херефордского кафедрального собора

  • Сегодня в мире сохранилось несколько библиотек, где книги все так же хранятся на цепях. На фото: библиотека Херефордского кафедрального собора

  • Библиотека Зютфена, основанная в XVI веке

  • Библиотека королевской гимназии (Гилфорд, Англия) — одна из немногих сохранившихся школьных библиотек того времени

Крестьяне, подавляющая часть населения средневековой Европы, были необразованными, да и читать им было некогда: они много работали, чтобы прокормить семью и отдать дань лорду, который пускал их на свои земли, а еще заплатить налоги. 50–60 дней в году они обязаны были работать на хозяина. Чтение долгое время оставалось уделом духовенства и еще разве что людей из системы образования.

Это не отменяло существование библиотек. Правда, фолианты тогда на руки практически не выдавались, так что средневековая библиотека вплоть до XVIII века представляла собой просто читальный зал, заполненный стеллажами. С полок спускались многочисленные длинные цепи, к которым была прикована каждая книга. Цель простая — чтобы не унесли.

Практика «приковывания» книг просуществовала до конца 1880-х годов, пока книги не стали издаваться массово и их себестоимость не снизилась

Книги в те времена были штучными и потому очень дорогими. Их писали вручную, а в оформлении заглавных букв использовали золото и серебро. А еще есть данные — что применяли ушную серу, из которой извлекали пигмент и использовали для иллюстраций.

Мэрилин Монро Средневековья

Это, безусловно, «Мона Лиза» — бледная, с S-образным силуэтом, тонким и гибким, а главное — с выщипанными полностью бровями и выбритым лбом (чем выше лоб, тем, по средневековым меркам, красивее). За эту моду злые языки даже прозвали Средневековье «веком голых землекопов» (есть такой африканский грызун, у которого напрочь отсутствует шерсть, вы даже можете на него и похожих созданий посмотреть в нашей прекрасной подборке Анти-ми-ми-ми).

Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна — соблазнить невинного и легковерного мужчину

В большой чести в Средневековье, как ни странно, были маленькая грудь и узкие бедра. До наших дней дошли слова средневековой песенки: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают, ибо для взгляда мужчин полная грудь не мила». Немалое внимание и к волосам — желательно, чтобы они были белокурыми и вьющимися. Походка — мелкими шажками, глаза скромно устремлены в пол.

Ртуть и мертвые

  • Джеймс Бертран. Амбруаз Паре. Экспертиза пациента. Вторая половина XIX века

  • По мнению лекарей XV века, причиной всех психических расстройств служил некий «камень безумия». Чтобы излечиться, нужно было от него избавиться, сделав трепанацию черепа и вытащив из головы корень всех зол

Тема медицины в Средневековье, как песня акына, не имеет конца. Здесь тебе и амулеты, и заговоры, и учение о четырех «соках» организма: теплых, сухих, влажных и холодных (с этим было связано употребление не лекарств, а соответствующих продуктов; при лихорадке, например, листья салата — «холодной» пищи) — и кровопускания, которые делали не врачи, а банщики и цирюльники.

Но были «процедуры» и пострашнее. Сплошь и рядом проводились самые настоящие трепанации черепа на живых людях, которые жаловались «доктору» на головную боль или судороги. О болевом шоке, которые получали пациенты во время такого «лечения», история умалчивает, ведь «операции» проводились при помощи инструментов вроде долота и молотка. Самым опасным было повредить мозг. Но еще удивительнее то, что довольно многие пациенты после этой процедуры выживали и даже избавлялись от симптомов.

Возможно, одной из древнейших форм медицинского вмешательства в организм человека является трепанация. По сути, это просверливание отверстий в черепе для лечения таких проблем, как судороги, мигрени и психические расстройства

Правда, если человек выживал после трепанации — его могли ждать и другие испытания. Например, лечение ртутью, которое было широко распространено в Средние века (да чего там, ртутные мази, как известно, были весьма популярны даже в XX веке). Особенно популярной ртуть была при лечении сифилиса. Ухудшение самочувствия пациента лишь доказывало средневековым эскулапам — ртуть действует.

Еще одним популярным препаратом были лекарства из перетертого порошка мумий, которыми открыто торговали. Чтобы приобрести крепость и здоровье умершего (скажем, на виселице), люди подходили и без зазрения совести расчленяли труп, пили его кровь и делали из всего этого настойки и лекарства. Подробнее об этом читайте в нашем материале. 

В Средние века дантистами были обычные парикмахеры

Несмотря на все ухищрения, жили в те времена очень недолго (из-за отсутствия нормальной медицины). Средняя продолжительность жизни мужчин — порядка 40–43 лет, женщин — 30–32 года (они, как правило, умирали при родах).

Уж замуж невтерпеж

Венчание юных новобрачных в Средние века

Девочек отдавали замуж уже по достижении 12 лет, за несколько лет до этого их уже обручали. Так что об особой любви там, вероятно, речи не было (хотя были, безусловно, и другие примеры). Благодаря церковной «морали» прекрасная половина человечества считалась чем-то греховным и нечистым. Согласно теориям о жидкостях женщин относили к холодному и влажному началу, задача которого только одна — соблазнить невинного и легковерного мужчину.

Ранний брак Марии Аделаиды Савойской (12 лет) и Людовика, герцога Бургундского (15 лет). Свадьба состоялась в 1697 году и создала политический альянс

Насилие над женщиной было чем-то обыденным. Женщину, в принципе, воспринимали как товар. До наших дней дошло описание «осмотра» будущей жены: «У дамы привлекательные волосы — среднее между иссиня-черными и коричневыми. <…> Глаза темно-коричневого цвета, глубокие. Нос довольно ровный и даже несмотря на то, что кончик широкий и немного плоский, — не вздернутый. Ноздри широкие, рот в меру большой. Шея, плечи, все ее тело и нижние конечности довольно хорошо сформированы. Она хорошо сложена, у нее нет увечий. <…> И в день святого Иоанна сей девице исполнится девять лет».

www.moya-planeta.ru

10 фактов из жизни древних людей, доказывающих, что жизнь в средневековье была сущим адом

Какое счастье, что мы с вами живём в современном мире, где есть адекватная медицина и высокие технологии, позволяющие жить с комфортом. С завидным постоянством производители выпускают новые гаджеты, а врачи неустанно ищут лекарства от всевозможных болезней, однако нашим далёким предкам повезло не так сильно, как нам с вами. Древние люди справляли нужду в общественных туалетах, которые могли взорваться в любой момент, а также впадали в панику, заприметив на своём лице прыщ, который тогда часто принимали за проказу.

 

Большая нужда

Каждый человек, наверняка, когда-то ходил в ужасно запущенный общественный туалет, который казался ему просто воплощением всех кошмаров. Однако, это ничто по сравнению с древними общественными туалетами. Туалеты в Древнем Риме были настоящим испытанием мужества. Это были обычные каменные скамьи с неровно прорубленным отверстием, которое вело к примитивной канализационной системе города. Подобное прямое соединение с канализацией означало то, что всякие мерзкие твари, водящиеся в канализации, могли впиться зубами в обнаженные ягодицы несчастного посетителя туалета. 

Что еще хуже, постоянное накопление уровня метана приводило к тому, что нередко туалеты попросту взрывались. Для того, чтобы банально выжить при посещении туалета, римляне наносили на стены туалетов образы богини удачи Фортуны и заговоры, призванные отогнать злых духов.

 

Поиск работы

В Англии в 1500-х годах было незаконно быть безработным. Правительство рассматривало безработных людей качестве второсортных граждан, а также наказания за преступления для них были гораздо более жесткими. Также безработным людям не стоило путешествовать, поскольку, если их ловили, то клеймили как бродяг, избивали и отправляли назад.

 

Проблемная кожа

Заболевания кожи, такие как угри или псориаз, безусловно, могут показаться многим кошмаром. Однако благодаря сотням кремов и таблеток сегодня их возможно если не вылечить, то хотя бы купировать обострения. Но это было вовсе не так в средние века, когда большой прыщ мог означать панику и ожидание скорой смерти. Из-за разгула паранойи, связанной с проказой, многие менее серьезные заболевания кожи, такие как псориаз, часто принимали за признаки ужасной болезни. 

В итоге людей с псориазом или дерматитом зачастую выселяли в лепрозории, как больных проказой. А если они жили среди «обычных» людей, то были вынуждены носить специальную одежду и колокольчик, чтобы предупреждать здоровых о своем приближении. А в Франции 14-го века множество больных псориазом ошибочно сожгли на костре.

 

Поход в театр

Сегодня поход в театр или кинотеатр считается вполне культурным и безопасным способом проведения досуга. Но пару сотен лет назад это было смертельно опасное занятие. Театральные дома и музыкальные залы 1800-х годов были печально известны тем, что их строили как попало, они постоянно были переполнены и очень легко воспламенялись. Поэтому даже, если повезло, что не произошло пожара со множеством смертей, то часто случались давки на выходе, вызванные ложными срабатываниями пожарной сигнализации. 

В одной Англии всего за два десятилетия в театрах погибли более 80 человек. А наихудшая театральная трагедия в истории случилась в чикагском театре «Ирокез» в 1903 году — пламя унесло жизни более 600 человек. 

 

Драки

Хотя драки не происходят каждый день, в средние века любая незначительная перепалка могла быстро перерасти в смертельное побоище. К примеру, Оксфордский университет в 14 веке был далеко не таким рафинированным, как сейчас. В феврале 1355 года группа пьяных студентов в местной таверне оскорбила качество вина, которое им налили. 
Раздраженный трактирщик не постеснялся с ответом. В итоге это привело к эпическому побоищу, которое стало известно как День Святой Схоластики. 62 студента были убиты.

 

Голосование

Сегодня в худшем случае во время голосования можно столкнуться с раздражающе длинными очередями и медленным осознанием того, что отданный голос не оказывает почти никакого влияния. Однако, в 19 веке только самые несгибаемые поклонники демократии были настолько храбрыми, что выходили на улицу в день выборов. Все остальные забаррикадировались в домах, чтобы их не похитили. 

Так называемый «cooping» был общепринятой практикой, в рамках которой уличные банды, подкупленные политическими партиями, похищали людей с улицы и заставляли их голосовать за своего кандидата. Жертв держали в темном подвале или подсобном помещении, угрожали пытками и насильственно спаивали в течение нескольких дней, чтобы сделать их более сговорчивыми перед тем, как отвести на избирательный участок.

 

Работа с полицией

Хотя по общему признанию, сегодня никто не любит общаться с полицией, это ничто по сравнению с тем, что творилось пару веков назад. У жителей Лондона 18-го века была существенная причина для беспокойства, когда им на пути встречался полицейский. Многие из этих полицейских были самозванцами, которые использовали доверие народных масс для своих гнусных целей. 

Некоторые просто использовали фальшивый значок полисмена для того, чтобы выкачать немного легких денег из людей, но настоящие отморозки шли намного дальше. Эти ложные офицеры в ночное время ловили молодых женщин под предлогом «подозрительной активности». Это привело к тому, что горожане любыми способами избегали настоящих полицейских, что только делало их легкой добычей для преступников.

 

Покупка специй

В средние века многие специи считались лекарственными средствами или даже твердой валютой. Более того, за специи даже регулярно убивали. К примеру, мускатный орех когда-то можно было найти только на отдаленных островах Банда. В течение нескольких столетий войны за пряности практически привели к уничтожению коренного населения, поскольку различные европейские державы стремились захватить контроль над этими островами. Погибли более 6000 человек.

 

Поход в больницу

Американские больницы 1800-х годов были просто кошмарными. Пациенты содержались в грязных комнатах, часто переполненными паразитами, а также их плохо кормили и даже о них регулярно забывали. Пренебрежение и некомпетентность были серьезными проблемами среди медицинского персонала, в первую очередь потому, что большинство медсестер той эпохи на самом деле даже не были медсестрами. 

У них не было никакого образования, а газеты пестрели объявлениями о наборе медперсонала «без опыта работы». Эта безумная практика привела к не одному трагическому инциденту в больницах. 

 

Прогулка по городу

По-видимому люди в средние века даже не могли спокойно прогуляться по городу без чего-то возмутительного. К примеру, нагота в общественных местах была довольно модной в течение 17 — 18 веков. По иронии судьбы, большинство последователей этой либеральной новой тенденции были религиозными. 

Представители таких течений, как рантеры и квакеры утверждали, что Бог есть во всем, поэтому ничего не может считаться злым или неуместным. Они упивались сексом и наркотиками и ходили голыми по улицам. Оказывается, хиппи 20 века были довольно скромными. 

По материалам

4tololo.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *