Какие функции семьи: Семья и её основные функции

Содержание

Функции семьи: специфический и неспецифические

Семья есть многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и, тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те, особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических

функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Репродуктивная функция выполняет две задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает его в них с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению «Я» каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Суть экономической и хозяйственно-бытовой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Функции семьи и их реализация в сфере досуга

Функции семьи представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значи­тельная часть этих функций выполняет женщина.

Понятие функций семьи непосредственно связано с пониманием потребности и возможности их удовлетворения. С точки зрения Н.А. Соловьева, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. В современ­ной науке возникла объективная необходимость в выделении специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Репродуктивная функция

Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определенную жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни.

Репродуктивная функция — это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

Семья, как закономерно возникший институт развивающейся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населения, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых условиях жизни.

Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.

Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Ответом на сложные проблемы современной семьи являются «ослабление, угасание … личных мотивов и желаний», что «ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества». Ослабление созидательной и преобладание разрушительной мотивации есть закономерный результат «рас­щепления» мотивационной целостности психической активности человеческой индивидуальности под влиянием требований современной постреформенной российской цивилизации.

Функция содержания детей

Статистическое исследование доказывает многочисленные факты реализации репродуктивной функции вне брака. Все более возрастает количество детей, рожденных вне семьи. В среднем около 20% детей рождается у незамужних женщин, что составляет около 250 тысяч новорожденных в год. Например, в 1994 году стали матерями 14 миллионов женщин, из них 276 тысяч женщин — это матери-одиночки .

Количество детских воспитательных учреждений в стране из года в год увеличивается, систематически возрастает и численность воспитываемых ими детей.

Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой за­висимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положения родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в России в 1993 году их было 16 тыс., в 1994 году стало более 420 тысяч детей-сирот и детей без попечения. К началу 1998 года эта цифра приближалась к числу 600 тысяч детей, к концу 1998 года их число увеличилось до 2 млн. детей. Аналогичное количество детей-сирот было в послереволюционные и послевоенные годы. Причем, в настоящее время только у 5% детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии воспитывать свое потомство.

Сексуальная функция

Культура сексуальных отношений есть специфическая часть общей культуры личности, которая проявляется в области интимных отношений. Для семейной жизни актуальность сексуальной потребности подвержена общим закономерностям полового поведения. Одной из них является зависимость удовлетворенности семейной жизни от качества реализации сексуальной потребности. Разрешение дефицитарности этой функции семьи возможно посредством изменения качества коммуникативной функции, развития способности эффективно и искренне общаться. Данная способность с успехом может развиваться в процессе личностного консультирования, что может стать органичным элементом деятельности клуба семьи.

Семья осуществляет регулирование сексуального поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Основным фактором сексуального поведения является полоролевая идентичность — культура сексуальных отношений. Данная роль является совокупностью психологических установок более или менее адекватных типичным, ожидаемым, принятым в обществе, которые были сформированы главным образом в родительской семье.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функции

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего при наличии неполной семьи). В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и ведение домашнего хозяйства.

Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получения их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье Хозяйственно-бытовая и экономическая функция семьи заключается в удовлетворении материальных по­требностей членов семьи, способствуя приумножению благосостояния семьи, сохранению и увеличению здоровья ее членов.

Благосостояние семьи зависит в современном обществе от уровня доходов и материальных потребностей, социального статуса и запросов ее членов. Последние варьируются в больших пределах, но в основном зависят от образа жизни, который прививается родителями и является устойчивым мотивационным и поведенческим стереотипом. Способность к труду зависит практически от всех функций семьи, но особенно сильно от воспитательной, общения и от хозяйственно-бытовой деятельности. Реализация этой функции достаточно вариативна для различных семей. Для эффективно функционирующих семей привитие ценности труда своим членам не представляет большого труда. Для членов проблемных семей последовательный, систематический труд выпадает из разряда жизненных необходимостей и ценно­стей.

Это происходит по большей части в силу:

— слабости социальных связей и семейных коммуникаций;

— эмоциональной неуравновешенности;

— ряда социальных причин.

Воспитательная функция

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего по­коления, подготовку новых членов общества.

Реализация воспитательной функции семьи происходит, как множество воздействий малой социальной группы на каждого своего члена в течение всей жизни, формируя личность ребенка. Соответственно это постоянное взаимное влияние детей и родителей друг на друга. Семейному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность и устойчивость. Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве несовершенным воспитательным воздействием родителей и семьи в целом. «Ничего нет хуже, когда детские проступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, объективно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его…».

В последнее время в условиях все усложняющейся современной жизни увеличивается количество детей с нарушением поведения. Эти нарушения могут проявляться в высокой тревожности ребенка, отчуждении, эмоциональной непроникаемости, агрессии, враждебности как по отношению к родителям, так и к сверстникам. Причины такого поведения далеко не всегда лежат на поверхности. Отсюда потребность в понимании заложенных в ребенке не только субъективных факторов, но и объективных, представляется крайне значимым, интересным. Объективным фактором является нарушение внутрисемейных отношений, приводящих к трудностям развития коммуникативных способностей ребенка.

Коммуникативная функция

Особую роль в жизни человека играет общение. Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями, который включает в себя несколько функций: коммуникативную — обмен информа­цией, интерактивную — оценка и взаимодействие, и перцептив­ную — восприятие и понимание людей.

Общение является основой семейных взаимоотношений. Общение удовлетворяет потребность членов семьи в человеческих контактах, информации, уважении и взаимопонимании. Коммуникативная функция исполняет роль духовного и культурного общения. По многообразию и содержанию коммуникативная функция оказывает большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях их совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных культур, ориентации, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемеиного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи.

Межличностные отношения ~ это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействий, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Оптимальные возможности для интенсивного взаимодействия младшего и старшего поколений и взаимного развития семейной культуры осуществляются посредством общения с ближайшим окружением, родственниками, соседями, друзьями, коллегами. Обще­ние с представителями разных категорий социума предъявляет многогранные требования к таким компонентам культуры лично­сти, как терпимость, доверие и вариативность в интересах. Доверие во многом определяет потребность в установлении новых контактов. Другим фактором коммуникативности является наличие жизненного опыта и критичное и реалистичное его осмысление, т.е. наличие рефлексии. Задача родителей показать ребенку многообразие человеческих проявлений, как положительных, так и отрицательных, с целью обеспечения социализированного развития и становления молодого человека. При утрате доверия и откровенности между подростком и родителями коммуникативную функцию по отношению к подростку исполняют случайные люди. Проводниками подростка во взрослый мир становятся друзья, дворовая компания и все те, кто может удовлетворить потребность подростка в уважении, новых знаниях, чувстве защищенности в значимой группе и причастности к взрослому миру. Задача социализации детей должна решаться в семье, но при дефицитарности ее педагогических возможностей эту проблему необходимо эффективно компенсировать методами социально-культурной деятельности.

Эмоциональная функция

Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить. Взаимодействие в браке и семье происходило во все времена вне зависимости от социально-экономической ситуации, на глубокой эмоциональной основе. В народной мудрости бытует мнение, что браки заключаются на небесах, т.е. в душах, где правят чувства.

Великим чувством, которым живет человек, является любовь. Она дает ему решимость, силу, знания к изменению судьбы, к новым свершениям и трудам. Брак без чувств, основанный на удовлетворении абсолютно всех потребностей супругов, в народном сознании не воспринимается как искренний и стабильный. Чувства обеспечивают членам семьи возможности к перенесению тягот приспособительного периода. Отсутствие этого психологического механизма компенсации ведет к неспособности поддержания стабильных и духовных отношений, проблемам в воспитании детей и ухода за престарелыми родителями. Эмоции имеют приспособительную природу происхождения. Их це­лью является устранение опасных для жизни человека состояний. «Отсутствие эмоциональных связей может иметь для чело­века фатальный исход». Без положительных стимулов невозможно становление человека, полноценного члена общества, достойного семьянина, супруга и родителя.

Чувственная основа человеческого бытия есть эффективный инструмент последующего общественного воспитания. Во многом они есть объект рекреативной деятельности. Неблагополучная семья полна тягостными переживаниями, которые подрывают материальное и духовное ее благополучие, осложняя взаимодействие ее членов, негативно изменяя совместное времяпрепровождение. Семья теряет целостность как группа, у ее членов по­являются собственные ценности, ресурсы семьи используются неэффективно. Деятельность клубов семьи в какой-то мере может нормализовать жизнедеятельность таких семей. Относительно благополучные семьи не испытывают вышеописанных затруднений или же имеют возможности эффективно их разрешать. В силу этого у этих семей отсутствует то противоречие, которое является движущим. Для этих семей наиболее важным в деятельности учреждений социально-культурной сферы будет наличие досуговых мероприятий.

Досуговая функция

Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как совместный активный отдых — это и походы пешком, на байдарке, велосипеде и т.д.

Важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является организация досуга. Ее главная цель — общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле.

Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери — примерно около получаса в сутки. Кроме того, общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже — при обсуждении книг и журналов, еще реже — в совместных прогулках на природе, играх и т.п.

В результате роста количества городов и численности их населения произошел переворот и в области использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения стали предпочитать общество своих сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает современная культура города.

Дифференциация интересов «отцов» и «детей» прослеживается в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Остро стоит проблема участия всей семьи в работе социально-культурных и иных учреждений.

Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуго-вую деятельность возможно проведение психолого-педагогиче­ских мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.

Роли и функции семьи

В статье рассматриваются современные функции семьи, а также ее ролевая структура.

            Функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции.

            Хозяйственно-экономическая функция связана с удовлетворением материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья, обеспечивает восстановление физических сил. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.

            За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.

            Репродуктивная функция удовлетворяет потребности в воспроизводстве членов семьи, продолжения рода. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

            Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с удовлетворением потребности в наследовании статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных ценностей.

            Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

            Рекреативная функция (лат. recreatio – восстановление). Она связана с удовлетворением потребности в отдыхе, организации досуга, заботы о здоровье и благополучии членов семьи. Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье:

            Психотерапевтическая функция, позволяющая ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

            Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней удовлетворяется потребность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем.

            Фелицитологическая функция воплощает в себе удовлетворение потребности в обретении семейного счастья.

            Гедонистическая функция связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте.

            Персоналитарная функция, связана с удовлетворением потребности в развитии творческого потенциала членов семьи, признания прав и свободы личности.

            Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает поведение и взаимодействие членов семьи, а также в понятие «роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются тому или иному члену семьи.

            Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.

            Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. Например, после рождения детей центральное место в семье занимает воспитательная функция, а ценность родительства становится ведущей. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и установление главенства.

            Главенство в семье определяет ее иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения власти – доминирование и подчинение.

            Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократическая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, что обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин.

            Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. Единоличная форма главенства малоэффективна с точки зрения теории управления в стабильные периоды, однако в кризисные периоды развития семейной системы оно оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и эгалитарным.

            Для определения формы главенства в семье приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от распределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем.

            Наряду с фактическим главенством существует и главенство формальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенства одного из членов семьи.

            Отношения власти как доминирования-подчинения имеют и обратную сторону – принятие социальной ответственности главы семьи за ее благополучие и функционирование, что предполагает решение задач обеспечения безопасности семьи, определение ее целей и перспектив, координацию действий, направленных на достижение этих целей, создание психологической атмосферы уверенности и оптимизма в отношении прошлого, настоящего и будущего семьи.

            В случае единоличного авторитарного главенства в семье может доминировать отец (патриархальная семья), мать (матриархальная семья), ребенок (детоцентристская семья). В основе доминирования (применения власти) могут лежать авторитет и уважение к главе семьи, дань традициям и подчинение закону, признание компетентности лидера и делегирование ему права руководства и принятия решений, использование принуждения и насилия, «подкуп», лесть и манипуляция членами семьи.

                Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той или иной потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

—      ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

—      ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

—      ребенок может быть элементом, который связывает сесмью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

                Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли:

—      «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья;

—      «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируетсятличность тирана и агрессора;

—      «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

            Показателем дисфункциональности семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют семье как системе сохранять стабильность, однако в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов. Психотравмирующее воздействие исполнителя и на остальных членов семьи оказывает не только конфликтное сочетание межличностных ролей, но и сами роли. Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции семьи как целостной системы. Одним из примеров ролевой дисфункциональности является делегирование роли взрослого ребенку, что весьма типично для семей с проблемой алкоголизации, где мать спасает отца и страдает, а ребенок оказывается перед необходимостью стать маминой «опорой» — поддерживает ее, не огорчает, скрывая свои детские трудности. Нередко при этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов.

            Патологизирующие роли в зависимости от их субъекта могут быть индивидуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей лежат в области нарушений в системе «семья-социальное окружение». К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли вроде «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «бэби», «больной член семьи» и т.п.

            Исполнитель роли «козел отпущения» служит мишенью для эмоционального отреагирования остальных членов семьи. Достаточно часто он спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль, осознавая ее положительный эффект.

            «Позор семьи» признается семьей или отдельными ее членами виновником всех несчастий и, как правило, эту роль отвергает.

            «Любимчик» является носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым препятствует открытому решению проблемы.

            «Бэби» – вечное дитя независимо от возраста, которому прощаются все проступки и прегрешения, его роль заключается в подтверждении достоинств остальных членов семьи, а также он является основой ее сплоченности в его опеке. Равно как и «больной член семьи» – основа для ухода от реально существующих проблем и объединения в заботе о «страдальце».

            К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья-театр», «семья-крепость», «семья-санаторий» и др., например, в «семье-крепости» превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремление к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реагирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ заботу, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни.

Основные функции семьи — Методическая работа — Методическая копилка — Каталог статей

Семья – настолько естественная форма существования, что мы не задумываемся в ежедневной жизни о том, что семья, как социальное явление, обладает целым рядом функций. И, несмотря на уникальность каждой семьи,  основные функции в той или иной мере присущи каждой малой социальной группе, имеющей признаки семьи.

      Функции семьи — это способы проявления ее активности, жизнедеятельности, как всей семьи, так и отдельных ее членов.  К основным функциям относятся:

  1. Репродуктивная функция.

Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.

  1. Воспитательная функция

В семье  формируется личность ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Нарушение эмоциональных связей в процессе воспитания  может обернуться взаимной ненавистью, что крайне необходимо  учитывать.

  1.  Обучающая функция

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.

  1. Эмоциональная функция

Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

  1. Хозяйственно-бытовая функция

Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья — хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.

  1. Экономическая функция

Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Наличие своего бюджета. Организация потребительской деятельности.

  1. Функция первичного социального контроля

Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

  1. Функция социализации

Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

  1. Защитная функция

Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

       Данный перечень может быть продолжен.  Кроме этого, каждую функцию, рассматривая более подробно, можно детализировать.

      Наиболее важной особенностью функций семьи является их комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе и полноценно. Когда же семья по тем или иным причинам разрушается как социальная единица, многие функции отходят к государственным структурам.

      В отдельные исторические периоды, в разных социально-экономических условиях семья выполняла и выполняет все или большинство из нижеперечисленных функций. Важно понимать, что с течением времени, в каждый период существования семьи, удельный вес отдельных функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. 

      Чрезвычайно полезным, на наш взгляд, является самоанализ семьи относительно выполнения ею тех или иных функций. Это помогает обнаружить свои сильные и слабые стороны и расставить правильные акценты в процессе воспитания подрастающего поколения.

Семейная психология — Традиционные и современные функции семьи как социального института

Традиционные и современные функции семьи как социального института


Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [Соловьев Н. Я., 1977]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в нашем обществе.
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения -удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе уже не выполняет такой функции, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.).

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ шнейдер
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
1) Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
За годы экономических реформ наметилась тенденция к активизации собственно экономической функции семьи: появились и множатся семейные предприятия в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности.
2) Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.
В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети — это фактор стабилизации семьи, а с другой — это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
3) Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).
4) Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А. И. Захаров).
5) Рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
6) Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

[PDF] СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ

ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 12 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПО РелевантностиСамые популярные статьиНедавно

Знакомство с семейными процессами

1. Адаптация к семейной жизни в наши дни. 2. Как мы изучаем семью. 3. Теории о семейной жизни. 4. Семьи как единицы перемен и перехода. 5. Генетика, личность, пол и власть. 6. Исправлено… Развернуть

Социология, введение

Часть 1 Введение в социологию: социологическая перспектива наука социология.Часть 2 Динамика социального поведения: культурная социализация на протяжении всей жизни социальное неравенство и… Развернуть

Социологические темы и перспективы

Социологическая перспектива социальное расслоение бедность работа, безработица и досуг организации и бюрократии семьи и домохозяйства преступность и девиантность религия власть, политика и… Развернуть

Социальная структура.

  • Рональд Р. Кейпер
  • Медицина
  • Ветеринарные клиники Северной Америки.Коневодство
  • 1986

Социально одичавшие лошади живут стабильными социальными группами, состоящими из одного взрослого самца, нескольких взрослых самок и их потомков в возрасте до 2 лет. Дополнительные мужчины либо живут сами по себе, либо с… Развернуть

  • Просмотреть 2 выдержки, справочная информация

Социология: ваш компас для нового мира

Предназначен для введения в курс социологии на факультетах социологии и социальных наук на двух факультетах. и четырехлетние школы.Курс обычно отвечает требованиям общего образования, поэтому… Развернуть

Энциклопедия социологии Блэквелла

Авторы. Вступление. Записи в алфавитном порядке (каждый том A-E / F-K и т. Д.), Включая перекрестные ссылки и дополнительные материалы для чтения, от 500 до 6000 слов на запись. Лексика по предметам… Развернуть

Браки, семьи и отношения: делать выбор в разнообразном обществе (7-е изд.)

Социология: темы и перспективы (7-е изд.).HarperCollins, Publishers Limited

  • Браки, семьи и отношения: делать выбор в разнообразном обществе
  • 2008

11 основных изменяющихся функций семьи (объяснение)

Меняющиеся функции семьи

Изменения — это закон природы. Семья не исключение из этого универсального закона. Итак, семья как единое целое меняется вместе с изменяющимся обществом. Структура и функции семьи меняются со временем и ситуацией. Из-за различных внутренних и внешних сил, действующих на семью, в функциях семьи произошли радикальные изменения.Изменения произошли как в основных, так и в несущественных функциях семьи, изменяющиеся функции семьи описаны ниже;

1. Изменение функций половой регуляции

В этой функции семьи отмечается некоторое расслабление. В отличие от строгого регулирования секса в прошлом, добрачные и внебрачные отношения в современном обществе увеличиваются. Также увеличивается количество центров проституции, танцевальных баров и т. Д. Современная семья не в состоянии осуществлять свой традиционный контроль над сексуальным поведением своих членов.

2. Изменения репродуктивной функции

С развитием науки и техники, особенно с развитием генной инженерии, рождаются дети из пробирки, что сильно влияет на репродуктивную функцию семьи. Из-за отсутствия свободного времени и по экономическим причинам направляется меньшее количество детей.

3. Изменения в функции воспитания детей

В отличие от членов семьи, которые занимаются воспитанием детей, эти функции семьи были переданы определенным сторонним учреждениям, таким как больницы, родильные дома, детские сады и т. Д.В результате дети лишаются семейных привязанностей и уз.

4. Изменения защитных функций

В древности семьи защищали своих членов от любых неприятностей. Основная обязанность семьи — обеспечивать безопасность и защиту стариков, престарелых, больных, инвалидов и т. Д. Но в настоящее время эта важная функция семьи была взята на себя другими специализированными учреждениями, такими как больница, клиники, дома престарелых. пр.

5. Изменения в функции социализации

В прошлом семья играла важную роль в процессе социализации ребенка.Ребенок приобретает полноценную личность через социализацию. Но в наше время семья играет очень небольшую роль в социализации своих детей. Некоторые из функций семьи по социализации в настоящее время выполняются многими другими специализированными учреждениями, такими как школы, университеты и т. Д.

6. Изменения в воспитательной функции

Традиционная семья была первой школой для детей, где он изучал основы жизни, такие как социальные нормы, ценности и некоторое профессиональное образование в семье.Но в наши дни роль семьи в образовании сильно снизилась, поскольку школа, колледж, университеты и технические учреждения стали заменой родителям. Более того, получить современное образование в семье также невозможно.

7. Изменение хозяйственных функций

В древние времена семья была главным центром производства, потребления и распределения. Раньше он производил почти все необходимое для своих членов. Но в настоящее время семья остается лишь единицей потребления, а не центром производства.Большая часть его производственных функций выполняется фабрикой или промышленными предприятиями. Члены семьи теперь предпочитают работать в офисах, на производстве, чем работать в сельском хозяйстве.

8. Изменения в функциях, связанных со здоровьем

В прошлом семья играла важную роль в лечении своих больных и в заботе о здоровье своих членов. Но теперь эту роль семьи взяли на себя поликлиники, поликлиники и т. Д.

9. Изменение религиозных функций семьи

В традиционном обществе семья была центром поклонения и религиозной деятельности.Но в наше время эта религиозная функция семьи также претерпела большие изменения. Рабочее давление и секуляризм ослабили склонность к религии. Следовательно, религиозные обряды и праздники утратили свое традиционное значение.

10. Изменение развлекательных функций семьи

В традиционном обществе семья была центром всех видов отдыха. Но в наше время развлекательные функции семьи выполняются различными внешними организациями, такими как отели, парки, клубы, кинотеатры и т. Д.Вместо того, чтобы слушать рассказы бабушек и дедушек, теперь дети предпочитают смотреть телевизор и устраивать пикники и прогулки.

11. Изменения социальных функций

Традиционные семьи выступали в качестве важного органа социального контроля. Он осуществлял прямой контроль над своими членами, и в результате они стали хорошими людьми. Но в наше время эта функция семьи резко снизилась. Он не может осуществлять такой же авторитетный контроль над своими членами. Из-за этого семья распалась.

Хотя изменения произошли во всех функциях семейства, оно не полностью лишено этих функций. Семейство и сегодня продолжает выполнять эти функции, но с некоторыми изменениями.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

«Функции семейного права» Серены Майери

Аннотация

Доктрины Семейного закона Мелиссы Мюррей представляют собой увлекательное тематическое исследование судебных дел по отцовству, связанных с вспомогательными репродуктивными технологиями, когда судьи применяли относительно новые законы даже к новым обстоятельствам, которые никогда не рассматривались авторами законов.Закон о едином отцовстве (UPA) был модернизирующим законодательным актом, предназначенным для решения юридических вопросов, порожденных новыми социальными событиями, а именно, ростом внебрачных гетеросексуальных отношений, порождающих детей, и использованием искусственного оплодотворения в гетеросексуальных супружеских отношениях.

Спустя десятилетия после своего принятия в Калифорнии УПА столкнулась с дивным новым миром. Два события еще больше изменили реальность семейной жизни: вспомогательные репродуктивные технологии, такие как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и гестационное суррогатное материнство, и однополые отношения, рождающие детей.К тридцатой годовщине принятия закона Калифорния — бессменный лидер реформы семейного права — снова взяла на себя инициативу, на этот раз признав родительские права и обязанности партнеров-лесбиянок.

По сравнению со штатами, которые неохотно выходили за рамки традиционных юридических определений отцовства, Калифорния казалась просвещенной, современной и прогрессивной. Во многом так и было. Другие штаты полагались на жесткие формалистические определения отцовства, в первую очередь зависящие от брака, а в противном случае — от биологии.Суды Калифорнии вместо этого использовали функциональные и биологические определения семьи, чтобы расширить родительские права и обязанности на лиц, не состоящих в браке или генетически не связанных со своими детьми.

Но, как утверждает профессор Мюррей, отказ Калифорнии от формалистического применения категориальных различий, основанных на семейном положении, не искоренил основополагающих ценностей, лежащих в основе доктрины семейного права. Фактически, поворот к биологии, намерениям и функциональным возможностям предоставил судам новые инструменты для поддержания верховенства супружеских отношений как места воспроизводства и воспитания детей и, что наиболее важно, для усиления приватизации зависимости в семье с двумя родителями.Функциональный поворот, пишет Мюррей, не подорвал традиционную доктрину; скорее, это способствовало многим из тех же целей. И, в частности, формальные категории, такие как брак и биология, не исчезли; они просто перестали быть исключительными детерминантами законного отцовства. Таким образом, либеральное толкование калифорнийскими судами положений УПА перед лицом непредвиденных фактических обстоятельств, возможно, вполне верно служило цели закона. В конце концов, UPA был разработан и продвигался Гарри Краузе, основной мотивацией которого было обеспечение того, чтобы все дети, независимо от семейного положения их родителей, имели возможность знать своих отцов и, что наиболее важно, получать от них поддержку.

Эта преемственность посреди изменений поднимает вопрос: следует ли понимать реформу законного отцовства как пример «сохранения через трансформацию», если использовать термин Ривы Сигель? Сохранение через трансформацию происходит, когда прогрессивные реформы косвенно усиливают, а не разрушают статусные иерархии, мотивируя модернизационные изменения риторических и содержательных доводов в пользу несправедливых правовых режимов. Например, доктрины равной защиты атакуют откровенно оскорбительные расовые классификации, но придерживаются принципа дальтонизма, тем самым поддерживая расовое неравенство на более приемлемых условиях.Еще один классический пример — рост числа гендерно-нейтральных законов о сексуальном и домашнем насилии, которые скрывают чрезвычайно непропорциональное влияние неудач государственного правоприменения на женщин. Возможно, биологические, преднамеренные и функциональные определения отцовства приукрашивают традиционные представления о том, что делает семью легитимной, в прогрессивном обличье. Небрачные партнеры и небиологические родители больше не исключаются из юридического определения семьи, но традиционная супружеская семья остается золотым стандартом, по которому измеряется все остальное.Или эта характеристика заходит слишком далеко? Предвещают ли развитие доктрины, описываемое профессором Мюрреем, более глубокое изменение или, по крайней мере, одно с более неоднозначным политическим значением? Я склонен так думать, но, возможно, только время покажет.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ: Воспроизведение Социальное размещение Введение в социологию Социальные науки Социология

Введение к социологии SOC101

ВУ

Урок 28

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

Структурно-функционалисты предположить, что семья выполняет несколько жизненно важных функций.Фактически в этом перспектива

семья считается «The костяк общества «. В то же время социальный конфликт парадигма

считает семья, занимающая центральное место в деятельности общества, а не сосредотачиваться на общественные блага,

конфликт теоретики исследуют, как семья увековечивает социальные неравенство. Важный функции:

1.

Постановление сексуальной активности. каждые культура регулирует сексуальную активность в проценты в размере

обслуживание родственная организация и имущественные права. Одним из универсальных правил является инцест

табу, а культурные нормы запрещающие сексуальные отношения или брак между определенными родственниками. Точно какой род падает

в пределах табу на инцест варьируется от от одной культуры к другой. В основном брак с близкими родственниками

нравится родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, братья и сестры, это запрещенный.

табу на инцест может иметь медицинские объяснения как воспроизведение между близкими родственниками любой вид может

мысленно и физически ослаблены пружины. Тем не менее, в нем есть социальные причины. Сначала инцест табу сводит к минимуму сексуальный

конкурс в семьях, ограничивая законные сексуальность супругам. Второй инцест табу силы человек

в жениться на себе вне их ближайшие родственники, которые служат для интеграции больший

общество.В-третьих, поскольку родство определяет права и обязанности людей в отношении друг друга, размножение среди

закрыть родственники безнадежно запутать родственные узы и угрожают общественному порядку.

2.

Репродукция. Возможно единственная функция, которая кажется быть оставленным великому протяженность

нетронутых это репродукция. Без воспроизведения на кону продолжение общества и

г. законные роды имеют место только в браке.Пока что даже это жизненно важное и неприкосновенен

функция не осталось незамеченным. А ярким примером является количество одиночных женщины в

Вестерн общество, у которого есть дети (около трети всех рождений в США).

3.

Социализация детей. семья первая и самая влиятельное место для социализация.

Идеально родители учат детей быть хорошо интегрированные и участвующие члены общества.В

факт, семейная социализация продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Взрослые меняются внутри брак, и, как

любая родители знают, матери и отцы многому учатся у воспитывать своих детей как их

детей учиться у них.

социологи-конфликтологи пытаются придираться к результату этой социализации, через которую там вероятно

в быть передачей культурных ценностей.Здесь преемственность патриархата, , который подчиненные женщины

в мужчины. Поэтому семьи преображают женщин в сексуальную и экономическую собственность мужчин. Самый жен

заработка принадлежат их мужьям.

4.

Социальные размещение. Родители давать свои собственные социальные идентичность с точки зрения расы, этническая принадлежность,

религия, и социальный класс на дети при рождении.Этот факт объясняет давнее предпочтение

для рождение у женатых родителей. Это больше похоже на приписывание социальный статус детям,

Тем не менее, расовые и этнические категории будет настаивать на поколения только до степени что люди женятся

другие нравятся себе. Таким образом эндогамный брак укрепляет расовая и этническая иерархия общество.

Конфликт социологи проследили происхождение семья к необходимости идентифицировать наследники, чтобы мужчины (особенно в

г. высшие классы) могли передавать собственность их сыновья.Семьи таким образом поддерживать концентрацию богатства

и воспроизвести структуру классов в каждое последующее поколение. Поэтому семья играет важный

функция в поддержании социального неравенства; следовательно, это неотъемлемая часть капитализм.

5.

Уход больных и пожилых людей. Семья была большая страховка также против старости как

во время болезнь.Поскольку общество движется к индустриализации это функция скорее всего будет

занято над институциональной медициной и медицинские специалисты. Вероятна забота о престарелых к

изменить от семейной заботы до правительства обязательство. В пакистанском обществе и большой, это

осталось быть важной функцией семья.

68

Введение к социологии SOC101

ВУ

6.

Защитный функция. Семья обеспечивает некоторая степень физического, экономический и психологический

безопасность своим членам. Нападение на человек считается нападением на семья.

Аналогично вина и стыд поровну делится семьей. Люди рассматривают семью как «убежище в

г. бессердечный мир «, смотрящий на род для физической защиты, эмоциональная поддержка и финансовая

помощь.Люди, живущие в семьях как правило, быть здоровее, чем жить в одиночестве.

7.

Экономичный производство. Prior до индустриализации семья составляла хозяйственная бригада.

Семья члены сотрудничали в производстве того, что они необходимо выжить. Когда индустриализация

переехал производство от дома до завод, он разрушил эту семейную команду и ослабил облигации

, что связали членов семьи вместе.В Семья в Пакистане до сих пор важная функция в

минимум в помощи своим членам в строить свою карьеру и получение работы.

69

Кратко обсудите важные функции семьи.

Список основных функций семейства:

Удовлетворение сексуальных потребностей

Во всех обществах, примитивных или современных, простых или сложных, человеческое половое влечение требует установленных и социально признанных каналов удовлетворения.Семья позволяет взрослым обоих полов поддерживать социально одобренные сексуальные отношения. Кроме того, семья формирует, направляет и ограничивает половое влечение мужчины во всех обществах с точки зрения социальных норм.

Репродукция детей

Удовлетворение сексуальной потребности ведет к воспроизводству детей. В индуистском обществе рождение детей считается как религиозной, так и социальной потребностью. Дети увековечивают расу, которая является желанием каждого человека.

Предоставляет минимальные базовые услуги

Семья — единственный социальный институт, которому поручено преобразовать биологический организм в человека.Подобно многим животным, человек беспомощен при рождении и без ухода быстро умрет. Однако человек созревает намного позже, чем любое другое животное.

Однако его недостаток инстинктов компенсируется тем, что он обладает самым сложным мозгом среди всех животных. Эта черта позволяет человеку создать несколько культурных приспособлений для самозащиты, сбора пищи, строительства убежища и т. Д. Среди множества вспомогательных средств семья — это та семья, которую он строит для того, чтобы «кормить, защищать и обучать тому, чего не предусмотрела природа».

Социализация участников

Социализация человеческой личности — еще одна важная функция семьи.Первые человеческие отношения ребенка происходят с ближайшими членами его семьи.
Здесь он испытывает идеальную любовь, авторитет, руководство, защиту, подачу примера и идеалов.

Согласно Гиллину и Гиллину, «Привычки формируются в соответствии с лечением, которое они ему дают, и в соответствии с реакциями, определяемыми его унаследованными способностями. По мере того, как он становится старше, инициирование родительских действий и их внушение приводит его к формированию привычек, которые влияют на его социальную жизнь более глубоко, чем он осознает до многих лет спустя, если вообще.”

Помогает в построении целостной личности

Семья помогает человеку развить целостную личность. Человек — культурное существо, и поэтому у него есть как эмоциональные, так и физические потребности. Чтобы выжить, ему нужна еда, защита и забота. Ему также нужны любовь, привязанность, понимание и сочувствие для удовлетворения своих эмоциональных потребностей. В семье создается необходимая среда, в которой у него развивается разносторонняя личность. Таким образом, семья описывается Талкоттом Парсонсом как «фабрика», которая производит человеческую личность.

Экономические функции

В экономической сфере ответственность за правильное разделение работы лежит на семье. Ни один из участников не перегружен работой. Экономические потребности людей удовлетворяются через семью. Присматривает за семейным имуществом.

Религиозные функции

Семья также обязана выполнять множество религиозных функций. Какая религия в семье и какие формы и методы поклонения преподаются в семье.

Функции семьи — скачать ppt

Презентация на тему: «Функции семьи» — стенограмма презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1 Функции семьи
Физический уход и обслуживание Пополнение семьи Социализация детей Производство, потребление и распространение товаров и услуг Привязанность и любовь Социальный контроль членов семьи

2 Семейные функции — Учебник
Описание функции Как это влияет на общество Кто еще может выполнить эту функцию? Используйте свой учебник (стр.8-10) для комплектации следующего органайзера.

3 Физический уход и обслуживание
Семьи обеспечивают свои семьи и заботятся о них посредством: Купания и кормления детей Прием пожилых родственников на приемы Население остается здоровым Может вносить свой вклад в жизнь общества Детские сады, дома престарелых / престарелых, медицинское обслуживание / больницы

4 Добавление новых членов
Семьи могут увеличить количество детей за счет: рождения детей, поиска усыновления, клиник по лечению бесплодия; увеличения или сохранения численности населения; может помочь экономике, поскольку детям требуется много товаров и услуг. Некоторые религии не одобряют контроль рождаемости; клиники репродуктивной медицины; агентства по усыновлению; Правительственные стимулы

5 Социализация детей
Обучение детей тому, как учиться, думать и действовать.Этого можно достичь с помощью: Отводя их в школу и на культурные мероприятия, помогая с домашними заданиями. Изучите навыки, ценности и отношения, соответствующие их ожиданиям в отношении трудоустройства и гражданства. Получите образование, найдите работу, создайте собственные семьи, зарабатывайте деньги. а также навыки социализации, ценности и отношения Реабилитационные центры (в тюрьмах) будут пытаться повторно социализировать тех, кто находится в обществе.

6 Производство, потребление и распределение товаров и услуг
Родители зарабатывают деньги работой / карьерой, они выполняют домашние дела, оплачивают счета, покупают еду и одежду, обеспечивают жилье и оплачивают деятельность.Семьи вносят вклад в общество (экономически) Семьи предоставляют товары и услуги (посредством навыков и занятости) Семьи нуждаются в товарах и услугах (и будут за них платить) Предприятия предоставляют товары / услуги отдельным лицам Правительство может предоставить помощь для удовлетворения потребительских потребностей семьи ( социальное обеспечение, здравоохранение) Агентства по оказанию помощи нуждающимся людям (продовольственные банки, помощь бездомным) предоставляют услуги.

7 Привязанность и любовь Семьи утешают детей, когда они плачут, поддерживают их в принятии решений, демонстрируют привязанность через действия и слова Люди будут развивать прочные отношения и заботиться о своих семьях Школьные психологи и социальные работники Религиозные учреждения обеспечивают деятельность и поддержку своим членам

8 Социальный контроль членов семьи
Семьи несут ответственность за контроль поведения своих членов для поддержания порядка в семье и в обществе.Люди будут подчиняться законам общества и страны, поскольку они знают, что правильно, а что нет. Школа дисциплинирует, когда правила не соблюдаются.


Функции семейства

Структурно-функционалисты предполагают, что семья выполняет несколько жизненно важных функций. Фактически с этой точки зрения семья рассматривалась как «основа общества».В то же время парадигма социального конфликта рассматривает семью как центральное место в деятельности общества, но вместо того, чтобы сосредотачиваться на социальных выгодах, теоретики конфликта исследуют, как семья увековечивает социальное неравенство. Важные функции:

  1. Регулирование половой активности. Каждая культура регулирует сексуальную активность в интересах сохранения организации родства и прав собственности. Одним из универсальных правил является табу на инцест, культурная норма, запрещающая сексуальные отношения или браки между определенными родственниками. Какая именно родня попадает под табу на инцест, варьируется от одной культуры к другой. В большинстве случаев брак с близкими родственниками, такими как родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, братья и сестры, запрещены.

Табу на инцест может иметь медицинское объяснение, поскольку размножение близких родственников любого вида может умственно и физически нарушить умственные способности. Но у этого есть социальные причины. Во-первых, табу на инцест сводит к минимуму сексуальную конкуренцию в семьях, ограничивая законную сексуальность супругами.Второе табу на инцест вынуждает людей вступать в брак вне своих ближайших родственников, что служит цели интеграции в общество в целом. В-третьих, поскольку родство определяет права и обязанности людей по отношению друг к другу, размножение близких родственников безнадежно запутает родственные узы и поставит под угрозу общественный порядок.

  1. Возможно, единственная функция, которая, кажется, осталась в значительной степени нетронутой, — это воспроизведение. Без воспроизводства на карту поставлено продолжение существования общества, и законное рождение ребенка происходит только в браке.Однако даже эта жизненно важная и неприкосновенная функция не осталась без внимания. Ярким примером является количество одиноких женщин в западном обществе, у которых есть дети (около одной трети всех рождений в США).
  2. Социализация детей. Семья — первая и самая важная среда для социализации. В идеале родители учат детей быть интегрированными и активными членами общества. Фактически, семейная социализация продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Взрослые меняются в браке, и, как известно любому родителю, матери и отцы учатся на воспитании своих детей так же, как и их дети учатся у них.

Социологи-конфликтологи пытаются придраться к результатам этой социализации, посредством которой, вероятно, будет происходить передача культурных ценностей. Существует преемственность патриархата, подчиняющего женщин мужчинам. Таким образом, семьи превращают женщин в сексуальную и экономическую собственность мужчин. Заработок большинства жен принадлежит их мужьям.

  1. Социальное обеспечение. Родители придают детям при рождении свою социальную идентичность — с точки зрения расы, этнической принадлежности, религии и социального класса.Этот факт объясняет давнее предпочтение рождения от замужних родителей. Это больше похоже на приписывание детям социального статуса,

Тем не менее, расовые и этнические категории должны сохраняться на протяжении поколений только в той степени, в которой люди вступают в брак с такими же, как они сами. Таким образом, эндогамный брак укрепляет расовую и этническую иерархию общества. Социологи-конфликтологи проследили происхождение семьи до необходимости идентифицировать наследников, чтобы мужчины (особенно из высших классов) могли передавать собственность своим сыновьям.Таким образом, семьи поддерживают концентрацию богатства и воспроизводят классовую структуру в каждом следующем поколении. Таким образом, семья играет важную роль в поддержании социального неравенства; следовательно, это неотъемлемая часть капитализма.

Уход за больными и престарелыми. Семья была большой страховкой как от старости, так и от болезней. По мере того, как общество движется к индустриализации, эта функция, вероятно, будет передана институционализированной медицине и медицинским специалистам.Уход за престарелыми, вероятно, превратится из заботы семьи в обязанность государства. В кенийском обществе в целом семья остается важной функцией.

Защитная функция. Семья обеспечивает своим членам определенную степень физической, экономической и психологической безопасности. Нападением на человека считается нападение на семью. Семья одинаково разделяет вину и стыд. Люди рассматривают семью как «убежище в бессердечном мире», ища у родственников физическую защиту, эмоциональную поддержку и финансовую помощь.Люди, живущие в семьях, как правило, более здоровы, чем одинокие.

Хозяйственное производство. До индустриализации семья составляла экономическую команду. Члены семьи сотрудничали в производстве того, что им было нужно для выживания. Когда индустриализация переместила производство из дома на фабрику, это разрушило эту семейную команду и ослабило узы, связывающие членов семьи вместе. В Кении семья по-прежнему выполняет важную функцию, по крайней мере, помогая своим членам сделать карьеру и получить работу.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *