Время чтения 8 минут
Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.
<<Оглавление>>
Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.
В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?
На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.
Формирование личности человека: 5 основных факторов
Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.
Наследственность, или биологическое в человеке
Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.
Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.
Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.
Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».
Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.
Окружающая среда
На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).
В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.
Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?
Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.
Обучение ребенка взрослыми
Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.
Наглядным примером принципа интериоризации в личностном развитии могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.
Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.
Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.
Собственный опыт
Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.
Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).
Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год.
Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.
Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.
Привязанность – еще одно условие развития
Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.
Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.
Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.
Программа привязанности – это важнейший фактор, что влияет на развитие личности в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.
Вывод
На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий.
Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».
Родители всегда желают детям только лучшего. Мы стремимся дать всё, чего не было у нас. Стараемся создать лучшие условия для развития. Прикладываем усилия, чтоб из нашего чада получился достойный человек. Каждая мама прочла горы литературы, пытаясь найти идеальный рецепт воспитания ребёнка. Предлагаю посмотреть на процесс воспитания под ещё одним углом. Возможно, это поможет разложить все те знания, которые уже у вас есть, по полочкам.
За последнее время пришлось столкнуться с разными точками зрения. Познакомлю вас с несколькими мнениями:
- личность закладывается в первые три
- пять лет жизни;
- это происходит в первые месяцы;
- это происходит во время рождения;
- всё закладывается ещё в утробе;
- определяющий фактор — момент зачатия;
- всё определяет генетика;
- всё определяет семья;
- всё определяет общество и т. д.
Скажу сразу: каждая из вышеперечисленных теорий имеет место быть и отражает действительность.
Если мы посмотрим на развитие личности с точки зрения тонкого тела, а именно чакральной системы, то увидим: развитие происходит по спирали. Человек регулярно проходит через каждую чакру, вынося тот или иной урок. Каждый раз виток всё выше, но чакры те же. В рамках этой статьи не будем разбирать чакры: это здесь не так уж и важно. Упомянул о них, только чтобы показать, откуда столько мнений о том, в какой период происходит формирование.
Самые продвинутые исследователи сходятся во мнении, что человеческая личность формируется в самом начале. Но вот начало всё время ускользает. Каждый раз появляется то, что было ещё раньше.
Современная наука ограничена отсутствием в ней такой переменной, как реинкарнация. Если бы учёные мужи включили в свои расчёты этот фактор, многие вещи встали бы на место.
Теперь давайте внесём эту переменную и посмотрим, что получится.
Если учесть процесс реинкарнации и эффект кармы, то мы получим ответ на вопрос: «Почему люди такие разные, и почему дети в одной семье имеют такие разные судьбы?»
Как говорят ведические писания, душа, согласно деяниям прошлой жизни, двигается в следующую.
Если перевести на бытовой язык, представьте, что вам нужно попасть из точки А в точку Б. Можно идти пешком, на машине, на самолёте, эконом- или бизнес-классом. Каждый человек выберет тот вариант, что ему по карману. А вот размер кармана обусловлен прошлыми усилиями.
Вот тут мы подошли к самому интересному: что же нам делать с этой информацией? С одной стороны, получается, нет смысла воспитывать ребёнка, формировать его, так как всё уже определено его прошлым. Отчасти это так, об этом стоит подумать тем родителям, что поставили себе цель сделать из своего чада юриста, артиста, архитектора или другую свою несбывшуюся или сбывшуюся мечту. Действительно, на карму, формировавшуюся бесконечное количество жизней, повлиять очень сложно. Наша жизнь практически прописана по минутам.
Это только одна сторона, а есть и другая.
Человек не властен над кармой другого человека, его судьбой или личностью. Зато мы властны над собой. Наши дети приходят со сформированной кармой родиться и воспитываться у определённых родителей. Здесь под понятием «определённые родители» я имею в виду уровень и качество энергии.
Именно согласно нашему потенциалу к нам приходят те или иные души. Мудрые говорят: есть смысл сначала заняться своей энергией, своим миропониманием. Разобраться в том, что временно, а что постоянно. Тогда больше возможности притянуть осознанную душу. Такой ребёнок и сам станет подарком, и поможет родителям на пути саморазвития.
Смотря на детей практиков, я вижу, как сильно отличаются их дети. Отличия, как правило, в осознанности. В более глубоком понимании мира и, как результат, более осознанной жизни.
Многие в этом месте могут задаться вопросом: «А что делать мне, если дети уже есть, а о карме, реинкарнации я узнал или узнала только сейчас?»
Ответ на этот вопрос есть: заниматься своей энергией. Вы не измените ту карму, что есть у вашего ребёнка, но ведь вы не знаете, какая она. Если вы сейчас встанете на путь саморазвития, измените свою энергию, это будет означать, что к вам пришла та душа, родители которой должны были встать на путь.
Мы не властны над судьбами других, мы не можем заставить ребёнка прожить ту жизнь, которую считаем верной, да и в разные этапы жизни верным мы считаем разное. А вот то, что мы действительно можем, — это изменить свою энергию. Именно уровень и качество нашей энергии определяет действительность, в которой мы находимся. Но это уже совсем другая история.
Отвечу на вопрос, заданный в заголовке.
Когда формируется личность ребёнка? – В прошлых жизнях.
Как формируется личность ребёнка? – Это происходит под воздействием тех поступков, которые человек совершает в прошлом.
Любое прошлое — это наше настоящее; формируйте будущее своё и своих детей уже сегодня.
Автор статьи Денис Малинов.
Формирование и развитие личности
Личностью не рождаются, ей становятся. Однако, одним из основных факторов, влияющих на формирование личности, является его биологическое наследие (особенности физиологии, образ жизни).
Личность формируется в обществе: происходит социализация, человек вырабатывает свои способы и методы удовлетворения первичных и вторичных потребностей. Процесс формирования не единичен: личность может формироваться всю жизнь. Но предпосылки формирования зарождаются в семье. Семья – один из основных общественных институтов, именно в семье человек растет, воспитывается и получает первые необходимые навыки – способность ходить, разговаривать.
Принято выделять несколько ступеней развития личности:
1. Первый год жизни человека. В это время он воспринимает мир глазами своих родителей, привыкает к окружающему миру. Будущая личность доверяет всем и каждому.
2. С двух до трех лет жизни. Человек учится разговаривать, читать, ходить. Он учится воспринимать мир самостоятельно, закладывает основу для формирования собственного мнения.
3. С трех до шести лет жизни. Человек начинает осознавать свою вину, проявлять инициативу: помогать маме по хозяйству, выполняя несложные поручения в виде мытья посуды.
4. С семи до двенадцати лет жизни. Большинство детей идет в школу, где его личность продолжает формироваться. Влияние на него оказывают новые лица: учителя, одноклассники. Человек, взаимодействуя с ними, понимает, что правильно, а что нет, начинает осознавать свои отличия от других. Он готов трудиться, но не всегда может смириться со своей непохожестью.
5. С двенадцати до восемнадцати лет. На этой стадии у человека складывается собственное мнение, которое он начинает высказывать. В это время молодые люди подвержены наиболее сильному влиянию со стороны: кумиров, более старших приятелей. Зарождаются субкультуры, молодые люди противопоставляют свои ценности ценностям взрослых.
6. С двадцати лет. Человек начинает вести активную половую жизнь, преодолевает изолированность других людей.
7. С тридцати до шестидесяти лет. Забота уже о собственном потомстве, передача им полезных навыков и умений.
8. После шестидесяти лет. Наступает полная удовлетворенность своей жизнью, воспитанием внуков, правнуков.
На каждом из этих этапов личность претерпевает ряд изменений, связанных с ее взглядами на внутренний и внешний миры. Новые черты сохраняются, наступает переход к следующей ступени и новые изменения.
Большое влияние на формирование культуры личности оказывает искусство, чувство прекрасного. Набор норм и ценностей, принятых культурой, является обязательным для соблюдения. Каждая личность должна проявлять толерантность по отношению к ценностям отличной культуры.
Личность впитывает в себя культурные ценности, преобразовывает их, открывает что-то новое. Человек учится общаться и контактировать с другими людьми, сотрудничать. Культура движется вперед, именно благодаря личности, ее знаниям и умениям.
Не всякого человека можно назвать личностью. Это понятие предполагает наличие индивидуальных черт и признаков. Человек обогащает свой внутренний духовный мир, формирует его, обращаясь к культуре. К деградации ведет разрушение культуры.
Формирование личности ребенка
Процесс формирования начинает в раннем детстве и может продолжаться всю жизнь. Он начинается, когда ребенок достигает способности понять себя (возраст, приблизительно внешность, эмоции, чувства).
Когда ребенок не устраивает истерики по поводу не купленной ему игрушки прилюдно при всем народе, можно говорить о его положительном развитии. Он начинает различать, что такое хорошо, а что — плохо, отказаться от своих сиюминутных желаний. Примерно к трем годам у ребенка появляется самосознание.
Роль семьи в формировании личности
Семья – это первые люди, которых встречает новорожденный, пусть он и не осознает этого с самого начала. На его развитие влияет атмосфера в доме, теплота отношений между членами семьи и их гостями.
Характер человека формируется именно в семье, а продолжает – в школе, втором по важности социальном институте. Чтобы получить желаемый результат, родители должны действовать сообща со школьными учителями, передавая детям свои знания и умения.
Все качества, приобретенные человеком в семье, сохраняются с ним на протяжении всей жизни. Семья дает основу для развития будущей личности, которая начинает закладываться с первых пор жизни ребенка. Семья воспитывает человека, создает и разрушает его мироощущение. У человека появляется его собственное «Я», он начинает высказывать собственное мнение и взгляды.
На ранних этапах семья – все для человека. Она его воспитывает, обучает, защищает и обеспечивает необходимыми благами. Вот почему любая личность начинает формироваться в семье.
Формирование и развитие личности was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева
Участие в развитии ребенка — основная функция семьи.
Столетиями ведутся споры, проводятся психологические исследования, пишутся научные труды об этом. В семье дети, рожденные в разных социальных условиях, с разным генетическим кодом и испытавшие за период жизненного пути от младенца до юности неповторимое эмоциональное и физическое воздействие, формируются во взрослую личность.
Каждый человек неповторим. Чем более осознанно родители подходят к воспитанию своего ребенка, тем легче будет проходить процесс адаптации нового индивида в обществе.
Семья воспитывает. Выстраивая отношения с новорожденным, родители общаются на уровне визуальной мимики, звуковых сигналов, телесных прикосновений, то есть методом невербального общения. Маленький человек откликается, реагирует на подаваемые сигналы. Нежное, ласковое отношение любящей матери формирует в сознании младенца чувства безмятежности. Спокойный и рассудительный отец дает возможность чувствовать защищенность и уверенность.
И наоборот, дети, растущие в трудных условиях, быстро взрослеют, но теряют свое детство. У них граничат между собой отстраненная замкнутость и тонкая чувствительность, трудность адаптации к новым условиям и недоверие к окружающим, одновременно жесткость и беззащитность.
Детство, отрочество, юность – время, когда формируется ребенок как личность.
В грудном возрасте ребенок усваивает те настроения, которые потом концентрируются и проявляются во взрослых людях. Эмоциональная атмосфера в семье формирует будущее психическое здоровье младенца. Общение с родителями ребенку не заменят игрушки и животные. Развитие детей зависит от их окружения, родителей, попечителей, опекунов. Формирование физического здоровья, духовного, нравственного развития — это воспитательный труд отца и матери, родственников, педагогов.
Чтобы воспитать человека, нужно общаться с ним, как с равным, уважать его мнение, видеть личность. Независимо от возраста ребенка, надо всегда спрашивать, что он думает, чувствует, что ему нравится. Помнить, что он не только продолжение своих родителей, но и будущий достойный член общества.
Сознание ребенка начинает развиваться в возрасте до года, когда он просыпается, чтобы удовлетворить свои земные потребности. Путем сравнения удобства положения, холода и жары, сухости и влажности, засыпания при покачивании или на руках у матери, и начинают проявляться первые элементы осознания бытия. Постоянные поглаживания, прикосновения к частям тела дают ребенку возможность сформировать в мозгу определенную схему своего тела. Уже со второго года жизни сознание ребенка связано с образами и мышлением, работой речи. В полтора года он начинает различать людей. По мере общения со сверстниками и близкими людьми формируется сознание собственного «Я».
Индивидуальное сознание укрепляется в период расширения круга общения. В школьном возрасте, с шести до семнадцати лет, каждый имеет возможность расширить свое информационное поле. Адаптируясь в социуме, находясь в коллективе сверстников, участвуя в общественных мероприятиях, ребенок вырабатывает социальное сознание. В это же время он формирует свой собственный внутренний мир.
Наступает момент самоутверждения. Ребенок открыто интересуется радостями и проблемами других людей, сопереживает, самостоятельно принимает решения, остро реагирует на несправедливость, старается помочь, исправить ситуацию — одним словом, взрослеет.
Становление личности, формирование окончательного самосознания приходится на возраст от семнадцати до двадцати двух лет. В это время у человека складывается внутренняя целостная модель мира, которая может создавать научное мышление. В этот же период развиваются два «Я»: соматическое состояние развивается в психическое.
Индивидуум получает способность адекватно оценивать и контролировать происходящие события, психические процессы и определять главные задачи. Завершение этого периода называется совершеннолетием. Моральное сознание сформировано: социальные потребности сравниваются с эмоциональным настроением и нравственными чувствами.
Известные факторы, которые влияют на личность индивидуума — это воспитание, то есть влияние общества, и наследственность, что определяет собственные качества личности. Мы не будем спорить с этими постулатами, однако попытаемся определить их действительную значимость в деле формирования личности человека.
Советский человек привык к распространенной точке зрения о том, что всего (или почти всего) можно добиться «правильным» воспитанием. Признанные отечественные педагоги открыто об этом заявляли. Так, например, Ушинский, оценивая реальное влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание».
И это очень выгодная точка зрения! В соответствии с ней можно выполнить любые планы государства в области воспитания «правильных» (выгодных этому самому государству) граждан. На формирование личности влияет воспитание
Фото: Depositphotos
Предположим, что если абсолютно всего (или очень многого) можно добиться воспитанием, то логично продолжить, что человек — это «пластилин»: если из него формировать правильную фигуру, то получится вполне достойный гражданин известного общества. В таком случае становится верным известное утверждение: «Каждая кухарка может стать президентом». И это, в свою очередь, означает, что «особенности нашей личности» состоят из одинакового набора неких качеств, которые всегда можно изменить.
Такая точка зрения очень выгодно подается в школе. Учителю достаточно «правильно» и регулярно воздействовать на родителя, дабы родитель, в свою очередь, так же «правильно» сформировал свое дитя. Кроме того, данное расхожее мнение пропагандируется во всех современных тренингах и внушаемом нам образе «позитивных мыслей», типа: «верьте в успех и все у вас получится» и «мысли, как миллионер, и станешь миллионером».
Продолжить список читатель может сам. Сюда же гармонично вписывается известный вопрос «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» с не менее известным ответом: «С пеленок!»
В таком случае, меня терзает единственный вопрос: где здесь индивидуальность?
«Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» (Википедия).
Почему социальная значимость такой важной составляющей, как врожденные особенности личности, сводится на нет? А как же врожденные способности?
Фото: Depositphotos
Моя дочь имеет собственную волю, особенности и мнение с самого рождения! Нет, не удивляйтесь, это не происки ошибочного восприятия. Ребенок с самого начала проявил свой характер: показал чрезмерную восприимчивость (плаксивость), эмоциональность и свое собственное несогласие с некоторыми родительскими решениями (выражала плачем протест)! И вопрос, мне кажется, не в том, у кого это есть, а у кого нет. А во внимательности родителей и в их готовности видеть и принимать свое дитя не как отражение себя, а как отдельного человека. Кстати, именно такое отношение решает в семье многие психологические проблемы недопонимания и воспитания.
Однако складывается впечатление, что народ не готов пока в подобную точку зрения поверить.
Наследственность можно отнести к врожденным свойствам личности. К наследственным привычкам наши генетики относятся крайне скептически. И действительно, это можно понять. Как на клеточном уровне может передаться, например, нелюбовь к куриной шкурке?
И можно было бы полностью довериться мнению ученых врачей, если бы не примеры из жизни с необъяснимыми деталями…
…К копанию картошки Зина была приучена с детства. Она хорошо помнит: отец ворчит на мать за то, что она идет не ровными рядочками, а куда глаз ляжет. Девочка не вступала в их перепалки, хотя мысленно была на стороне отца. Ну, действительно, идти ровными рядочками куда удобнее и понятнее, чем спонтанные телодвижения!
И вот этим летом, будучи на копке в качестве помощи уже родителям мужа, заметила за собой желание броситься на первый попавшийся куст. Кажется, что если возьмусь за все сразу (а все сразу — это каждая ботва в поле зрения), то сие не особо приятное занятие быстрее закончится. А рядочек за рядочком — нудно и не быстро!
Благо, эти ее броуновские телодвижения никто не заметил. И вот ведь странно, все происходило бессознательно, как по заранее заложенной программе, которая неминуемо приводится в исполнение. Как говорится: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу».
Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу!
Фото: Depositphotos
…Виталий не успел толком пожить с детьми. Так уж вышло, что развелся, когда одной дочке было 2 года, а второй 4. К сожалению, мама девочек не допустила общения детей с отцом после развода. Но это может быть подтверждением чистоты эксперимента. Откуда спустя много лет у дочек взялась папина любовь к жареному луку? И это при том, что мама не признает лук ни в каком виде!
Смотрят потом разведенные мамы на своих деточек и видят в них ненавистные привычки, движения и характеры уже давно разлюбленных пап.
- Таким образом, если некоторые особенности можно объяснить совместным проживанием и каждодневным примером поведенческих реакций, то как объяснить то же самое при раздельном проживании родителей?
А примеров подобного рода на самом деле великое множество!
И как бы ни убеждали нас ученые умы в том, что характер и привычки закладываются только воспитанием, мы имеем регулярную возможность видеть обратное. Характер и привычки родителей каким-то странным, непостижимым образом могут передаваться по наследству!
Но кроме наследственности, есть еще и свои личные особенности, непредсказуемые и не поддающиеся никакому или весьма опосредованному влиянию. Некие предпочтения, свойства характера, восприимчивость к только определенным воздействиям и т. п. И вот эта часть свойств личности человека — совершенно неисследованный зверь, «кот в мешке».
Ведь никто не станет спорить с тем, что на свете нет двух совершенно одинаковых людей. И никогда их не будет. Потому что каждый человек — это отдельная вселенная, результат случайного стечения многих факторов, которые сформировали его — единственного и неповторимого в своем роде. С юных лет мы пытаемся доказать всему миру свою уникальность и неповторимость
Фото: Depositphotos
Не именно ли это — факт собственной неповторимости и особенности — мы пытаемся доказать всему миру, когда пытаемся «стать лучше» или показать, что «я особенный»?
По моему мнению, индивидуальностью человек рождается — и это первый ключевой фактор, влияющий на характеристику героя: врожденные свойства характера, особенности, таланты и прочее. А вот что будет в дальнейшем влиять на личность, в некотором роде определяет судьба, общество и имеющиеся особенности восприятия данного индивидуума.
Однако, вопреки мнению психологов, педагогов и государства, внешнее воздействие не является приоритетным моментом в становлении человека! Второй ключевой фактор в становлении и развитии личности Человека (именно с большой буквы!) — собственный выбор, направленный на «согласие» или отвержение влияния общества, на впитывание понравившихся идей и в конечном итоге на выбор: в какую сторону мне идти.
Что еще почитать по теме?
Как воспитать в ребенке личность?
Как стать гармонично развитой личностью?
Как изменять свою личность и зачем это нужно делать?
Как формируется развитие личности ребенка
Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители. Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.
Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.
Что такое личность?
Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.
Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.
Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:
- раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
- дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
- отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
- юношеское развитие — от 16 до 18 лет.
Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.
При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.
Фазы личностного развития
Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:
- Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
- Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
- Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.
В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.
Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.
Значение родителей для личностного развития
Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.
Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.
Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.
Значение дошкольного возраста
Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).
В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.
Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов
Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.
В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.
Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.
Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.
Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.
После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.
Коллектив — движущая сила
Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.
При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.
Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.
Как и когда формируется характер ребенка |
Отчего зависят наши характеры? Генетика или воспитание? В каком возрасте формируется характер? Как вырастить счастливого ребенка? Строгость или мягкость должна быть в приоритете при воспитании? Рассказывают специалисты Международной Академии исследования лжи.
На эту сложную тему у специалистов различные взгляды. Одни считают, что психотип проявляется у ребёнка с 3–4 лет. Другие говорят, что выявить его можно не раньше 6–7 лет. Третьи уверены, что личностные особенности формируются только в подростковом возрасте.
Мы склонны считать, что базовые личностные качества ребенка проявляются ближе к школьному возрасту. Конечно, какие-то предпосылки прослеживаются и раньше, но назвать это психотипом не совсем верно, потому что все ещё на стадии формирования и подвержено изменениям.
Когда ребенок выходит в мир, социум сильно корректирует его поведение и вносит существенные изменения в семейное воспитание. Основы личности ребенка закладываются в 3–4 года, благодаря воздействию семьи. Потом на него оказывают различное влияние социальные факторы: детский сад, школа, где он больше начинает общаться со сверстниками и взрослыми. Окончательно психотип складывается в подростковом возрасте или немного раньше. И тогда уже серьезно скорректировать поведение детей сложно. Можно лишь немного на что-то повлиять, но в целом характер юноши или девушки уже относительно прочен.
Что касается наследственности, то научные школы веками не прекращают дискуссии о врожденных и приобретенных чертах. Римляне говорили, что родившийся человек — это tabula rasa («чистая карточка»): что там записать, то и будет. Помните, в 60-е и 70-е годы прошлого века считалось, что личность формируется социумом — в нашем советском мировоззрении это было так. А, например, греки считали, что человек уже рождается с характером. В какой-то степени все правы: в человеке намешано всего понемногу.
Генетики пока не доказали, что личностные качества могут наследоваться. Физиология и анатомия — да. Но не психика. Сегодня достоверно известно, что наследуется темперамент. Мы получаем от предков принципиальные базовые процессы нервной системы. Они и передаются потомкам примерно на 80%. Темперамент определяется тремя признаками: сила нервной системы, ее подвижность и так называемая гармоничность процессов возбуждения и торможения. Комбинация этих процессов во многом и определяет психотип.
Часто возникает вопрос, может ли измениться сила нервной системы, благодаря воспитанию? Нет. То, что генетически в нас заложено, мы пока не умеем менять, но можем натренировать. Тренировка может решить немало проблем. Но важно помнить, что в стрессовой ситуации всегда рвётся там, где тонко.
Три пути к счастью
Сегодня часто можно прочитать советы, как надо воспитывать детей, но авторами не всегда учитывается, что все дети разные, а значит и подходы нужны разные. И как же всё-таки воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми? Как не ломать ребенка под себя, а найти к нему подход? Для начала рассмотрим три способа развития, с помощью которых человек адаптируется в социуме.
Первый: человек изменяет этот мир под себя, как поётся в песенке: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».
Второй: приспособление – человек подстраивается, адаптируется под этот мир.
И третий способ (о котором многие забывают): когда человек такой, какой есть, ищет тот социум, в котором ему комфортно.
В Советском Союзе и во многом в современной России упор делался на первые два. Либо лидер говорил социуму, как и куда правильно идти, и все под него подстраивались. Либо, наоборот, личность подстраивалась под коллектив. А вот в западном мировоззрении превалирует третий способ. И там человек ищет место, где ему максимально хорошо, где он может себя максимально реализовать.
Так что в первую очередь, родители должны для себя решить, чего они хотят для ребенка. Абсолютно у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. Просто у кого-то они более проявлены, у кого-то менее заметны. Даже у детей, которые рождаются с патологиями, тоже есть сильные и слабые стороны — хотя их часто бывает сложно заметить.
Родители должны принципиально решить, какого ребенка хотят воспитать и при этом внимательно наблюдать и понимать его. Если мы имеем дело с активным ребёнком, непоседой, лидером, постоянно интересующимся, любопытным, с преобладанием силового, физического развития над интеллектуальным, то нужно ребенка развивать по 1-му пути. Если ребенок склонен к групповым видам деятельности, к спокойствию, к познанию, к сотрудничеству — здесь больше 2-й путь. А если ребенок склонен к единению, к познанию, к минимизации, так скажем, человеческого общения, если ребенок играет с игрушкой и ему никто другой не нужен — в этом случае, скорее всего, стоит идти по 3-му пути.
Есть один важный нюанс, который нужно учитывать, воспитывая ребенка. Если мы говорим про разносторонне развитую личность, если у нас есть ребенок активный, сильный, физически развитый, непоседливый, постоянно бегающий, смеющийся — это означает, что у него с 1-м путем все нормально, а вот со 2-м, например, с аспектами сотрудничества бывают проблемы. Значит, ему нужно стимулировать развитие коммуникационной гибкости, умения взаимодействовать в команде. То есть генетически у него с чертами и навыками для адаптации в социуме по первой модели, все хорошо, и чтобы в будущем не возникало проблем при элементах 2-го пути, необходимо развивать и усиливать характерные для этой стратегии развития навыки взаимодействия.
Психотипы детей
А теперь, давайте рассмотрим, по каким признакам можно определить психотип своего ребенка.
1. «Серьезный» (эпилептоид)
Ребенок серьезный, последовательный, с невысоким чувством юмора, умный, его хвалят за то, что он умный. Взрослые у него отмечают взрослый взгляд на мир. Он понимает мир взрослых с детства. Он вдумчивый, небыстрый, сосредоточенный. Играет он (если вообще играет) предпочтительно либо один, либо в небольшой компании. Но при этом иногда может быть взрывным и импульсивным.
У детей с данным типом характера тугоподвижная, возбудимая слабая нервная система.
Им подходит 1-й путь: здесь он слабины не даст. Когда он сталкивается с ситуацией вызова, он его принимает. Это лидер. Остальные черты, безусловно, надо развивать.
2. «Целеустремленный» (параноял)
Чаще всего у таких ребятишек есть какая-то идея «фикс»: у кого-то это машины, у кого-то динозавры, у кого-то астрология или деньги — ребенок копит. У такого ребёнка обязательно должна быть 1-2 темы, которые его сильно увлекают. Крайне важный момент: они выбирают один-два вида своих интересов в течение длительного времени, не переключаются. Например, если ребенок в 5 лет стал интересоваться динозаврами, то он интересуется динозаврами все ещё в третьем классе — и он все про них знает. Они достаточно спокойны, эти дети не ноют, они могут быть «одинокими волками» и чувствуют себя при этом нормально. Не требуют повышенного внимания к себе. Могут сами занять себя, не требуют внимания родителей.
У них сильная, малоподвижная и возбудимая нервная система.
Здесь с 1-м и 3-м путём всё в порядке, а вот со 2-м могут быть проблемы.
3. «Дружелюбный» (эмотив)
В отличие от двух первых типов, такой ребёнок концентрируется на всём живом: на попугайчике, кошечке, собачке, хомячке и других детях. И это очень ярко прослеживается. Если это кукла, то она обязательно имеет имя и таких кукол не так много. Ему важны люди, поэтому любая игрушка имеет личностный оттенок: это не просто машинка, это машинка этого мишки, а мишку зовут Нордик, куклу зовут Маруся. Они концентрируются на отношениях, интересуются взаимоотношениями людей – этакие юные психологи. Чаще всего они спокойны, осторожны, но могут быть и трусишками. «Дружелюбного» может пугать новая обстановка.
Нервная система сильная, подвижная, гармоничная.
Здесь возможен любой путь, ему комфортно в любом из них, многое зависит от социума и воспитания.
4. «Непоседа» (гипертим)
У ребёнка ярко выраженная неусидчивость, особенно на интеллектуальную деятельность — не читает, не интересуется книжками, не может долго играть с одной и той же игрушкой, ломает их, потому что у него пропадает интерес. Ему скучно сидеть на одном и том же месте, ему скучно второй раз рисовать один и тот же домик. Отбирает игрушки у других. Совсем не думает о последствиях. У «непосед» бывают истерики: из-за нетерпеливости «у меня не получается!» по принципу обстоятельств: «когда что-то чему-то мешает» или от физической боли (упал и ему реально больно).
Из положительных качеств – общительность, разносторонность, отсутствие страха: безумно-смелый из разряда «без царя в голове». «Непоседе» всегда и везде хорошо и реально интересно.
Нервная система: сильная (с возрастом – она слабеет), подвижная и возбудимая.
С 1-м пут1м всё нормально, со 2-м — тоже, а вот с 3-м тяжело.
5. «Воображуля» (истероид)
Главная их черта – концентрация на себе. Такие детки большие «выпендрёжники», любят красоваться и устраивать истерики по принципу «Дай мне!». Они – те самые дети, которые могут валяться на полу в магазине и сильно истерить: «Купи мне!». Такие дети показные, они работают на публику; они манипуляторы.
Расскажу, как с этим бороться. В момент истерики «Купи мне розового слона» нужно просто сидеть и смотреть. Можно молчать, но лучше комментировать: «Вот ты, дружище, сейчас лежишь, кричишь, всем слышно, все обращают на тебя внимание, очень хорошо, это, в общем-то, очень красиво». В чём огромная ошибка большинства родителей? Они понимают, что не нужно участвовать в истерике ребёнка. Но ожидая конца «представления» уходят с головой в телефон, Viber, интернет, Facebook. Это неправильная тактика. Зрительный и коммуникативный контакт должен сохраняться. Так мы показываем ребенку, что эти действия уместны, это его право, и мы их просто комментируем спокойным тоном — что так не принято.
Поговорим о плюсах этого демонстративного типа. Это самолюбие. У такого человека в будущем не будет низкой самооценки. Им свойственна высокая требовательность (чаще всего к другим, но бывает и к себе). К примеру, «непоседа» не требовательный, с ним можно договориться.
Нервная система: слабая, подвижная, возбудимая.
Чаще всего — 2-й путь.
6. «Гарри Поттер» (шизоид)
Эти дети любят одиночество, достаточно замкнуты (впрочем, с близкими людьми могут быть общительны), не любят проявлять эмоции, имеют аутистические наклонности, а иногда даже заводят воображаемых друзей. Их душа – потемки, они – интроверты и не подпускают к себе близко.
Они нестандартно мыслят, интересуются абстрактными знаниями, любят тихие игры, рисование, лепку. Если и играют, то с детьми младше себя. Эти послушные, домашние дети часто привязаны к семье, даже если родители с ними холодны или суровы.
Слабая, вязкая, неуравновешенная нервная система.
Путь, несомненно, 3-й.
7. «Тревожный» (тревожно-мнительный)
Неуверенный в себе, аккуратный, осторожный, боязливый ребёнок, который боится туда выйти, сюда выйти, боится паучков, насекомых, всего-всего-всего. Сразу скажу, что врождённым такой характер бывает редко. Ведь детский организм по умолчанию здоров, это потом мы уже накапливаем болезни, так что наличие тревоги – во многом следствие травматизации, негативного опыта и обычно привито родителями.
«Тревожные» боятся коллективов, они чувствуют себя там неуверенно, избегают их, устраняются от новых контекстов, новых ситуаций, новых людей, новых игрушек, контрольной работы, насекомых.
Нервная система: слабая и неуравновешенная.
Им, конечно, комфортен 3-му путь.
8. «Депрессивный» (депрессивно-печальный)
Чаще всего этот тип связан с патологией, обычно речь идёт о детской депрессии. Это не норма. В целом, большинство детей в норме – жизнерадостные и любящие. Если мы видим малыша-пессимиста моложе 9 лет, который говорит «Отстаньте от меня», то этот ребенок болен. Самая частая причина этого — проблемы в семье.
Они самостоятельны и не приносят больших проблем родителям. «Уйдите от меня, мне и так хорошо без вас», «Чем меньше меня будут трогать, тем лучше будет для всех» — их самостоятельность от нежелания общаться, а не от лидерских задатков.
У них пониженная самооценка. Они боязливы, они не уверены в себе, но в рамках своей комнаты они могут быть вполне деловыми и активными.
Еще они въедливые. Если они начинают что-то делать, изучать, то доводят это до совершенства. Они очень спокойны, могут круглосуточно делать оригами, в то время как в таком возрасте дети весьма неусидчивы и активны.
Нервная система: слабая, тормозная, неподвижная или тугоподвижная.
Резюмируем: таким детям надо идти по своему аутентичному пути и для гармонии развивать остальные.
Total
0
Поделиться
Как формируется личность?
SULLOWAY: В течение последних двух десятилетий в моей карьере произошли серьезные изменения. Я начинал как историк науки и интересовался прежде всего историческими вопросами об интеллектуальной жизни людей. Пытаясь понять источники творческих достижений в науке, я постепенно заинтересовался проблемами человеческого развития и особенно тем, как дарвиновская теория может помочь нам понять развитие личности.Теперь я считаю себя психологом, а не историком.
JB: Как вы сделали этот прыжок?
Sulloway: этот скачок определялся типами вопросов, которые я задавал. Первоначально меня привлекла проблема того, почему ученые принимают новые идеи. Если вы исследуете историю науки, то становится очевидным, что большинство людей, принявших радикальные инновации, делали это не просто потому, что знали ряд свидетельств, о которых другие люди не знали. Дарвин — хороший тому пример.Он вернулся из путешествия на «Бигле» и показал свои знаменитые образцы Галпаго в Лондоне. В течение шести месяцев после его возвращения большинство ведущих натуралистов в Британии видели дарвинских зябликов и рептилий Галапагосских островов и, следовательно, важнейшее доказательство того, что Дарвин превратился в эволюцию (и что мы теперь рассматриваем учебник как пример эволюции в действии). Джон Гулд, один из величайших орнитологов девятнадцатого века, знал о птицах Дарвина на Галапагосах гораздо больше, чем Дарвин. Гулд исправил многочисленные ошибки, допущенные Дарвином во время путешествия Бигля, например, думая, что многие зяблики с островов Галапагос были формами, которые они стали подражать биологической эволюции.Например, Дарвин принял зяблика камышевки за камышевку, и он думал, что зяблик кактуса был членом Icteridae — совершенно другого семейства птиц. Гулд исправил эти ошибки и также показал Дарвину, что некоторые из других птиц, которых он не признал зябликами, были частью одной тесно связанной группы. Дарвин был ошеломлен этой и другой важной информацией, которую он получил от Гулда в марте 1837 года, и Дарвин сразу стал эволюционистом. Странно то, что Гулд этого не сделал.Он оставался креационистом даже после публикации «Происхождения видов». Следовательно, человек, который знал больше, видел меньше, а человек, который знал меньше, видел больше. Меня поразило, что этот удивительный эпизод в интеллектуальной истории как-то связан с темпераментом, характером или личностью. Это, конечно, не имело ничего общего с научными данными как таковыми. Дарвин, Гулд и многие другие современные натуралисты знали об одном и том же свидетельстве. Это приводит к выводу, что люди, которые делают творческие скачки в науке и в других областях, делают это частично из-за своей личности — и, в частности, из-за своей способности мыслить новыми и нетрадиционными способами.Короче я заинтересовался психологией.
ДБ: Это был чисто интуитивный скачок ума?
SULLOWAY: Конечно, в прыжке было много интуиции. К счастью, за интуитивным скачком последовало тестирование гипотез — метод, который спасает нас от того, чтобы стать астрологами или психоаналитиками.
Я рассматриваю ум как изысканно спроектированное устройство, разумеется, не буквально спроектированное, а спроектированное подражанием инженерному искусству, которое мы видим в природе, естественный отбор.Это то, что «спроектировало» тела животных для совершения невероятных подвигов, таких как полет, плавание и бег, и это, безусловно, то, что «спроектировало» разум для совершения его невероятных подвигов.
JB: Как эта идея проникла в ваше сознание?
SULLOWAY: Это была отчасти интуиция, а отчасти это было просто веское доказательство. В начале 1970-х я начал читать все, что мог найти в психологии личности, особенно литературу по когнитивному стилю, и я также начал проводить исследования в этой области.В конце концов я наткнулся на тему порядка рождения, на которую я впоследствии потратил два десятилетия, занимаясь исследованиями. Однако порядок рождения был лишь верхушкой айсберга в этом исследовательском проекте. В тот момент, когда человек начинает заниматься проблемой динамики семьи, он также сталкивается с другими важными факторами, которые заставляют личность развиваться так, как она это делает.
JB: Какое у вас образование?
Sulloway: я был студентом первого курса, когда у меня появились интересы, которые обозначили мою работу по научному творчеству.Я только начинал делать свою предварительную курсовую работу для получения степени по истории науки. В то время я ожидал написать докторскую диссертацию о жизни Дарвина. Я провел немало исследований по Дарвину. Например, я проследил путешествие Бигля по Южной Америке и снял серию фильмов о путешествии Дарвина. Я также много знал об обращении Дарвина к эволюции и о конкретных причинах, по которым Дарвин обратился; и я начал писать различные статьи на эти темы, которые в конечном итоге стали опубликованными статьями.Оглядываясь назад, я наткнулся на проблему — обращение Дарвина — которая полностью изменилась в карьере. В какой-то момент я серьезно подумывал о получении совместной степени по психологии и выполнил большую часть необходимой курсовой работы в этой области. Хотя я и не получил совместную степень, я вступил в гибридную карьеру. Я продолжал много читать и изучать психологию; Я сохранил свои предыдущие интересы в эволюционной биологии; и я также продолжил свои исследования в истории науки, особенно на тему революций в науке.
JB: Где вы были в то время?
SULLOWAY: я был аспирантом в Гарвардском университете. Примерно через два года обучения в аспирантуре я стал младшим научным сотрудником Общества стипендиатов, и это был замечательный опыт. Будучи младшим научным сотрудником, я смог работать в любой сфере деятельности, которую хотел. Я больше не был под непосредственным наблюдением кого-либо в моем отделе. Это был потрясающий опыт, и я преуспел в независимости, которую он обеспечил.
JB: Давайте поговорим о тезисе, который привел вас к вашей книге «Рожденный повстанцем».
Sulloway: По сути, на что я наткнулся в 1970 году, а затем эмпирически подтвердил 20-летний период, так это то, что на аспекты личности, которые находятся под контролем окружающей среды, сильно влияют семейные ниши. Порядок рождения особенно важен в этом отношении, потому что он является систематическим источником различий в семейном окружении. Но порядок рождения сам по себе не является причиной. Скорее, это суррогат или прокси для моделей динамики семьи, которые на самом деле формируют личность.Например, первенцы больше, чем их младшие братья и сестры. Они также старше и имеют больше статуса. В конкуренции с их братьями и сестрами, есть определенные стратегии, которые старшие дети могут использовать, что вы
.Характеристики, факторы, роли, теории личности
Личность — это шаблонная совокупность привычек, черт, взглядов и идей индивида, так как они организованы внешне в роли и статуи и внутренне связаны с мотивацией, целями и различные аспекты самости.
Термин «личность» происходит от латинского слова «Persona», которое означает «говорить насквозь».
Этот латинский термин использовался для обозначения маски, которую актеры носили в древнем Риме и Греции. Личность человека — это сочетание черт и моделей, которые влияют на его поведение, мышление, мотивацию и эмоции.
Это заставляет людей постоянно думать, чувствовать и вести себя особым образом; по сути, это то, что делает каждого человека уникальным.
Со временем эти модели сильно влияют на личные ожидания, восприятие, ценности и отношения. В дополнение к этому личность возникает изнутри человека и остается достаточно последовательной на протяжении всей жизни. Это модель стабильных состояний и характеристик человека, которые влияют на его или ее поведение в отношении достижения цели.У каждого человека есть уникальные способы проецирования этих состояний.
Исследование личности сосредоточено на двух широких областях;
- Одним из них является понимание индивидуальных различий в конкретных личностных характеристиках, таких как общительность или раздражительность.
- Другой понимает, как различные части человека объединяются в одно целое.
Что такое личность?
Согласно Гордону Олпорту, «Личность — это динамичная организация внутри индивидуумов тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».
Файст и Файст сказали: «Личность — это образец относительно постоянных черт и уникальных характеристик, которые придают как последовательность, так и индивидуальность поведению человека».
Под личностью Огберн подразумевает «интеграцию социально-психологического поведения человека, представленного привычками действия и чувства, отношения и мнения».
Согласно Лундбергу и другим, «термин личность относится к привычкам, взглядам и другим социальным чертам, которые характерны для поведения данного человека».
Лоуренс А. Пьюин сказал: «Личность представляет те структурные и динамические свойства человека или отдельных лиц, которые отражаются в характерных реакциях на ситуации».
Следовательно, личность — это совокупность способов, которыми человек реагирует и взаимодействует с другими. Это индивидуальные различия в характерных моделях мышления, чувств и поведения. Это высшая реализация врожденной привычки живого существа.
Это акт мужества перед лицом жизни, абсолютное подтверждение всего, что составляет человека, наиболее успешная адаптация к универсальным условиям существования в сочетании с максимально возможной свободой самоопределения.
Например — у него очень приятная личность или он был влиятельной личностью в генной инженерии.
Характеристики личности
Термин личность используется в различных смыслах.
Как правило, он используется для обозначения внешнего вида человека. В философии это означает внутреннее качество.
Но в социальной психологии термин личность не указывает ни на внешний, ни на внешний паттерн, ни на внутреннее качество.Это означает единое целое. В современном мире и психологии он стал показывать совокупность характеристик и качеств человека.
Различные мыслители, социальные психологи и другие определяют личность по-разному. Это сумма физических, психических и социальных качеств в интегрированной форме.
Таким образом, личность — это сумма идей, установок и ценностей человека, которые определяют его роль в обществе и составляют неотъемлемую часть его характера.Личность приобретается индивидом
.Если бы я попросил вас описать вашу личность, что бы вы сказали?
«Я общительный», «Я стеснительный» или «Я креативный».
Может быть, вы считаете себя любителем острых ощущений.
Если вы пройдете популярный личностный тест Майерса-Бриггса, вы будете классифицированы как интровертированные или экстравертные, думающие или чувствующие, оценивающие или воспринимающие.
Эти ярлыки могут создать чувство принадлежности и, возможно, помочь вам лучше понять себя и других.
Проблема в том, что подобные ярлыки могут дать вам ощущение, что ваша личность является чем-то неизменным и неизменным: вы так или иначе; ты «просто так».
Больше не г-н Хороший парень: как возможно изменение личности
Личности не зафиксированы, но многие из нас быстро говорят: «Я просто такой» или «просто я такой».
ПодробнееЛичностные исследователи, однако, думают о личности по-другому. Они сосредоточены на чертах, а не на типах.
В частности, они говорят о «большой пятерке»: открытости, добросовестности, экстраверсии, приятности и невротизме.
Факты свидетельствуют о том, что эти черты вообще не зафиксированы, и некоторые исследования показывают, что вы можете намеренно изменить эти черты личности.
Вот что вам нужно знать об этих качествах личности и как они могут помочь вам лучше понять себя и окружающих.
ABC Life в вашем почтовом ящике
Получайте нашу новостную рассылку о лучшем из ABC Life каждую неделю
Каковы пять основных черт личности?
Самый простой способ запомнить их — использовать аббревиатуру «ОКЕАН», говорит Ник Хаслам, профессор психологии в Мельбурнском университете.
- Открытость — это тенденция быть открытым для новых идей, творческих, любопытных и творческих, говорит профессор Хаслам. Люди, которые высоко ценят открытость, часто интересуются творческими занятиями.
- Добросовестность — это внимание к деталям и хорошая трудовая этика, говорит Элирома Гардинер, исследователь личности в Университете Гриффита. Люди с высокими показателями добросовестности склонны стремиться к тому, чтобы все было сделано вовремя, надлежащим образом, и стремятся следовать правилам.Если вы предпочитаете пренебрегать правилами и действовать по-своему, вы, скорее всего, получите здесь более низкий балл.
- Экстраверсия — это черта, наиболее ассоциируемая с теми, кто любит быть частью вечеринки, с теми, кто действительно любит общаться и проводить время с другими, говорит д-р Гардинер. Если вы предпочитаете притащиться с хорошей книгой самостоятельно, а не отправиться в паб, вы, скорее всего, получите меньше баллов за экстраверсию.
- Приятность , как и экстраверсия, — это стиль межличностного общения.Профессор Хаслам говорит, что люди, которые высоко ценят приятность, обычно теплые, доверчивые, добрые и отзывчивые. Они склонны приспосабливаться к другим, а не навязывать им свои собственные пути.
- Невротизм — это просто вероятность того, что вы почувствуете отрицательные эмоции, такие как беспокойство, грусть, гнев, зависть и ревность. Люди, которые высоко оценивают невротизм, как правило, испытывают много этих негативных эмоций, в то время как люди, которые получают более низкие оценки, как правило, более эмоционально устойчивы и спокойны.
Синдром самозванца объяснил
Если вы когда-нибудь чувствовали, что не заслуживаете собственного успеха, вы испытали синдром самозванца. Узнайте, что это такое и как с этим бороться.
ПодробнееПричина, по которой исследователи личности предпочитают эту модель личности, заключается в том, что она основана на десятилетиях эмпирической работы над структурой личности, говорит профессор Хаслам.
«В отличие от некоторых теорий, таких как Майерс-Бриггс, его не просто вырвали из воздуха или считали интуитивно чувствительным из чьего-то кресла», — говорит он.
«Это был результат очень систематического процесса определения характеристик людей, которые обычно объединяются в группы, и анализа их с помощью сложного статистического анализа».
Он указывает на то, что пять признаков независимы и не связаны, и у всех нас есть различные аспекты каждого.
При измерении чьих-то черт психологи используют спектр — от чрезвычайно высокого до крайне низкого — а не дихотомию, такую как «экстравертный» или «интровертный».
«Вам нужно пять измерений для отображения вселенной личности, точно так же, как вам нужно три измерения для измерения пространства», — говорит он.
Как формируется личность?
Исследователи личности говорят, что ни родители, ни порядок рождения не играют важной роли в формировании наших личностей.
Когда Питер О’Коннор, адъюнкт-профессор QUT Business School, говорит людям, что он личный психолог, он обнаруживает, что у каждого есть свое мнение или теория — и они не всегда за деньги.
«Одна вещь, которую я заметил, это то, что люди часто переоценивают влияние окружающей среды на наши личные качества», — говорит он.
Негативные мысли перед сном
Почему ваш мозг не дает вам проснуться от потока негативных мыслей и что вы можете с этим поделать.
Подробнее«Исследования показывают, что влияние родителей на самом деле относительно незначительное, как и порядок рождения братьев и сестер.
» Если вы посмотрите на двух братьев и сестер, воспитанных одними и теми же родителями, с точки зрения личностных качеств, они фактически не более похожи друг на друга, чем на случайного человека «.
Профессор Хаслам говорит, что мы наследуем примерно половину наших различий в личности, оставляя лишь половину факторам окружающей среды, таким как наш детский опыт и влияние наших родителей и семьи.
Многие люди переоценивают роль воспитания в формировании личности, говорит профессор Хаслам. (Unsplash: Raw Pixel)Почему ваша личность не зафиксирована
Многие из нас склонны думать о личности как о чем-то фиксированном и стабильном, но исследования показывают, что она может быть довольно изменчивой.
«С возрастом вы можете быть более добросовестными, ваш невротизм может быть ниже, поэтому вы можете быть менее беспокойным и более устойчивым, и ваша приятность, скорее всего, также возрастет», — говорит доктор Гардинер.
История теста Майерса-Бриггса
Он широко используется крупными корпорациями, университетами, церквями и даже американскими военными, но тест Майерса-Бриггса мало что дает за этим.
ПодробнееЕсть также свидетельства того, что мы можем сами изменить свои личностные качества.
В одном из недавних исследовательских работ были обнаружены доказательства того, что люди могли намеренно увеличить одну или несколько своих черт «большой пятерки» в течение 16-недельного периода обучения.
Проблема восприятия личности как фиксированной или статической заключается в том, что она может служить оправданием плохого поведения или отказа от изменений.
Если вы считаете, что ваша личность исправлена, и вы ведете себя бездумно, неприятно или аморально, то вы, скорее всего, будете думать, что это моя личность, и с меньшей вероятностью будете пытаться измениться, говорит профессор Хаслам.
Он также говорит другому человеку: «Это вне моего контроля, вы ничего не можете с этим поделать. Смиритесь с этим», — говорит он.
«Это не очень хорошая идея, и это также эмпирически неправильно».
Почему больше не всегда лучше, когда речь заходит о личности
Хотя идея, которую вы можете изменить в аспектах своей личности, может быть обнадеживающей, важно иметь в виду, что наличие большего количества черт не всегда лучше.
«Если вы супер общительный, супер добросовестный, очень дружелюбный, у вас будет сильное напряжение», — говорит доктор Гардинер.
«Я думаю, что это одно из заблуждений о личности, что больше, тем больше.
» Даже открытость — если вы действительно открыты, кому-то может быть трудно получить конкретный ответ от вас, и вы могли бы иметь много трудностей при выполнении рутинных заданий ».
Личность, в конце концов, не соревнование, и часто наши причуды и наши недостатки делают нас теми, кто мы есть.
Что делает кого-то, кто они? Каждый человек имеет представление о своем типе личности — если он пузырьковый или сдержанный, чувствительный или толстокожий. Психологи, которые пытаются выявить науку о том, кто мы такие, определяют личность как индивидуальные различия в том, как люди склонны думать, чувствовать и вести себя.
Есть много способов измерить личность, но психологи в основном отказались от попыток аккуратно разделить человечество на типы.Вместо этого они сосредотачиваются на чертах личности.
Наиболее распространенными из этих черт являются Большая Пятерка:
- Открытость
- Добросовестность
- Экстраверсия
- Приятность
- Невротизм
Удобно, вы можете запомнить эти черты с помощью удобной мнемоники OCEAN, если вы (или предпочитаю, CANOE тоже работает).
Большая пятерка была разработана в 1970-х годах двумя исследовательскими группами. Эти команды возглавляли Пол Коста и Роберт Р.Маккрэй из Национального института здравоохранения и Уоррен Норман и Льюис Голдберг из Университета Мичигана в Анн-Арборе и Университета Орегона, по данным Scientific American.
Большая Пятерка — это составляющие, составляющие личность каждого человека. У человека может быть черта открытости, много добросовестности, средняя степень экстраверсии, много приятности и почти никакого невротизма. Или кто-то может быть неприятным, невротичным, замкнутым, добросовестным и едва ли вообще открытым.Вот что влечет за собой каждая черта:
Открытость
Открытость — это сокращение от «открытости опыту». Люди с высокой открытостью наслаждаются приключениями. Они любопытны и ценят искусство, воображение и новые вещи. Девиз открытого человека может быть следующим: «Разнообразие — это пряность жизни».
Люди с низкой открытостью как раз наоборот: они предпочитают придерживаться своих привычек, избегать новых впечатлений и, вероятно, не являются любителями приключений. Изменение личности обычно считается сложным процессом, но открытость — это черта личности, которая, как было показано, подвержена изменениям в зрелом возрасте.В исследовании 2011 года люди, которые принимали псилоцибин или галлюциногенные «волшебные грибы», стали более открытыми после опыта. Эффект длился не менее года, предполагая, что он может быть постоянным.
Говоря об экспериментальном употреблении наркотиков, калифорнийская пробная культура — не миф. Исследование личностных качеств в Соединенных Штатах, опубликованное в 2013 году, показало, что открытость наиболее распространена на Западном побережье.
Добросовестность
Добросовестные люди организованы и имеют сильное чувство долга.Они надежны, дисциплинированы и ориентированы на достижения. Вы не найдете добросовестных людей, отправляющихся в кругосветные путешествия только с рюкзаком; они планировщики.
Люди с низким уровнем добросовестности более спонтанны и свободны. Они могут стремиться к небрежности. Добросовестность — полезная черта, поскольку она связана с успеваемостью в школе и на работе.
Экстраверсия против интроверсии, пожалуй, самая узнаваемая черта личности Большой Пятерки.Чем больше кто-то экстраверт, тем больше он социальная бабочка. Экстраверты общительны, общительны и черпают энергию из толпы. Они имеют тенденцию быть напористыми и веселыми в своих социальных взаимодействиях.
Интроверты, с другой стороны, нуждаются в большом количестве одинокого времени, возможно, потому что их мозг по-разному обрабатывает социальное взаимодействие. Интроверсию часто путают с застенчивостью, но они не одинаковы. Застенчивость подразумевает страх социальных взаимодействий или неспособность функционировать в обществе.Интроверты могут быть совершенно очаровательны на вечеринках — они просто предпочитают занятия в одиночку или в небольших группах.
Приятность
Приятность измеряет степень теплоты и доброты человека. Чем приятнее кто-то, тем более вероятно, что он будет доверчивым, отзывчивым и сострадательным. Неприятные люди холодны и подозрительны к другим, и они с меньшей вероятностью будут сотрудничать.
Мужчины с высокими показателями приятности считаются женщинами лучшими танцорами, что говорит о том, что движения тела могут сигнализировать о личности.(Согласно тому же исследованию 2011 года добросовестность также способствует хорошим танцорам.) Но на рабочем месте неприятные мужчины на самом деле зарабатывают больше, чем приятные парни. Неприятные женщины не демонстрировали такого же преимущества в заработной плате, предполагая, что бескомпромиссное поведение исключительно выгодно для мужчин.
Зависть, которая может привести к тому, что люди воспринимаются как неприемлемые, была признана наиболее распространенным типом личности из четырех исследований в отчете, опубликованном в августе 2016 года в журнале Science Advances.Завистники чувствуют угрозу, когда кто-то более успешен, чем они.
Нейротизм
Чтобы понять невротизм, смотрите не дальше, чем Джордж Костанза из давнего комедийного сериала «Seinfeld». Джордж известен своими неврозами, которые шоу обвиняет в своих неблагополучных родителях. Он беспокоится обо всем, зацикливается на болезнях и болезнях и однажды бросает работу, потому что его беспокойство по поводу отсутствия доступа к отдельной ванной комнате слишком велико.
Джордж может быть высоко в шкале невротизма, но личностная черта реальна.Люди с высоким уровнем невротизма часто беспокоятся и легко впадают в беспокойство и депрессию. Если все идет хорошо, невротические люди, как правило, находят поводы для беспокойства. Одно исследование, проведенное в 2012 году, показало, что когда невротические люди с хорошей заработной платой повышаются, дополнительный доход фактически делает их менее счастливыми.
В противоположность этому, люди с низким уровнем невротизма имеют тенденцию быть эмоционально устойчивыми и ровными.
Неудивительно, что невротизм связан с множеством неблагоприятных последствий для здоровья. Невротики умирают моложе эмоционально стабильных, возможно, потому, что они обращаются к табаку и алкоголю, чтобы ослабить свои нервы.
Возможно, самый жуткий факт о невротизме — это то, что паразиты могут заставить вас чувствовать себя таким образом. И мы не говорим о естественной тревоге, которая может возникнуть, зная, что в вашей кишке появился солитер. По данным исследования 2006 года, необнаруженная инфекция паразитом Toxoplasma gondii может сделать людей более склонными к невротизму.
Другие меры личности
Восприятие и интуиция относятся к тому, как люди предпочитают собирать информацию о мире, будь то с помощью конкретной информации (восприятие) или эмоциональных чувств (интуиция).Мышление и чувство относятся к тому, как люди принимают решения. Типы мышления идут с логикой, а типы чувств следуют за их сердцами.
Система Майерса-Бриггса округлена до дихотомии оценки / восприятия, которая описывает, как люди выбирают взаимодействовать с миром. Оценка типов любит решающее действие, а воспринимающие типы предпочитают открытые варианты. Далее система идентифицирует 16 типов личности на основе комбинации четырех категорий, что приводит к описаниям, таким как ISTP, ENFP, ESFJ и т. Д.
Использование Myers-Briggs является спорным, так как исследования показывают, что типы плохо коррелируют с удовлетворенностью работой или способностями.
Может ли личность измениться?
Возможно. Исследование, опубликованное в журнале «Психологический бюллетень» за январь 2017 года, обобщило 207 опубликованных научных работ и обнаружило, что личность может быть изменена в результате терапии. «Для людей, которые хотят изменить своего супруга завтра, что многие люди хотят сделать, я не очень надеюсь на них», — сказал исследователь исследования Брент Робертс, социальный и личностный психолог из Университета Иллинойса.Тем не менее, продолжил он, «если вы хотите сосредоточиться на одном аспекте себя и хотите систематически заниматься этим, то теперь растет оптимизм, что вы можете повлиять на изменения в этой области».
Дополнительные ресурсы Алины Брэдфорд, автора Live Science.
Дополнительные ресурсы
,