Когнитивный диссонанс — Психологос
Когнитивный диссонанс — состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Согласно теории когнитивного диссонанса (Леон Фестингер), такое состояние не устраивает человека и рождает бессознательное желание сделать систему своих знаний и убеждений согласованной и непротиворечивой.
Например, если я чего-то боюсь, но не вижу чего — у меня внутренний диссонанс. Когда я нашел или придумал, чего мне правильно бояться, у меня душа успокоилась. См.→
Или, если мне вроде умный человек сказал, что я дурак, а я себя считаю вроде умным человеком, то это противоречие. Устраняется двумя путями — либо согласиться, что в данной ситуации я был дураком, либо счесть, что дурак тот, кто меня таким назвал. Второе обычно приятнее.
Так, если вы человеку вольно или невольно помогли, оказали содействие, вам нужно будет потом самому себе объяснить, почему вы это сделали. Ну не сдуру же? Самое простое объяснение, которое люди почти бессознательно находят своим добрым поступкам: «Потому что в этом человеке что-то (доброе) есть». И после этого относятся к человеку с большей доброжелательностью и симпатией. См.→
Думать о ком-то дурно и жить от него вдали — внутренне логично. Но жить рядом с совсем дурным человеком — мало логично, и люди стараются рядом с таким человеком не жить. Однако если совместная жизнь неизбежна и от этого никуда не денешься совсем, то может быть, он не такой уж и плохой, а просто такой особенный? См.→
Когнитивный диссонанс и внутриличностный конфликт
Когнитивный диссонанс — мягкий вариант внутриличностного конфликта. Смотри Внутриличностный конфликт.
как распознать проблему и справиться с ней — Блог Викиум
Гармоничное понимание внешнего мира и самого себя – это обязательное состояние каждой счастливой личности. К самым распространенным психическим проблемам относится когнитивный диссонанс, во время которого может возникать существенный эмоциональный дискомфорт.
Когнитивный диссонанс появляется в результате наличия у индивида некоторых противоположных когниций. Под последними подразумеваются разнообразные идеи, познания, выводы, личностные принципы и эмоции в ответ на все, что происходит вокруг. Если у человека проявляются двойственные когнитивные слагаемые, то он начнет испытывать существенный психический дискомфорт, и его подсознание просчитает, как можно решить данную проблему.
Причины появления когнитивного диссонанса
Психология приводит несколько главных причин, которые способны вызывать данное состояние:
- логический конфликт конкретного процесса или события с познаниями и пониманием его;
- несоответствие личностного мнения индивида с суждениями многих людей в его окружении;
- несоответствие опыта полученного ранее и повторяющейся проблемы;
- следование традициям определенной культуры или устоявшейся поведенческой идеи наперекор мнению общества на счет них.
Если спросить у индивида, что на самом деле для него значит появление данного диссонанса, и какие ощущения его сопровождают, то, скорее всего, этот человек расскажет о чувстве неловкости и неуверенности в своих силах. Это плохо сказывается на общем душевном состоянии, но также со временем может спровоцировать серьезные проблемы с физическим самочувствием. Из-за этого зачастую включается защитный механизм, основывающийся на том, чтобы оправдать собственный поступок, мысли, или же активируется полное игнорирование ситуации.
Пример подобного состояния: у вас попросил одолжить деньги друг, при этом вы знаете, что он небрежно относится к средствам, да и любит азартные игры. Вам известно о его незавидном финансовом положении, он не раз был должен вашим знакомым. Но вы все же дали ему взаймы деньги и теперь ощущаете большой моральный дискомфорт, поскольку полученный раньше опыт и новые данные теперь показывают, что вы поступили опрометчиво. Для подавления данного ощущения вы начинаете оправдывать свое решение надеждой на лучшее, проявлением щедрой души или банальной жалости, начинаете избегать данной темы в разговорах с друзьями или членами семьи.
Как устранить когнитивный диссонанс?
Не стоит понимать проявление когнитивного диссонанса как что-то ужасное, от чего нужно немедленно избавляться. Каждая личность вправе делать ошибочные выводы или поступки, а данные, которые поступают извне, могут оказаться ошибочными. Если у вас появилась проблема когнитивного диссонанса, то можно поступить следующим образом:
- Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Эта теория подойдет для чрезмерно самоуверенного человека, которому сложно примириться с тем, что он неправ. Необходимо признать то, что собственная ошибка или заблуждение возможны, и тогда проблема пройдет самостоятельно. К примеру, негативный итог поступка объясним промахом. Тогда ситуация понимается с логической точки зрения, и ощущение дискомфорта уходит.
- Поменяйте поведенческую модель. Это нужно, когда вы однозначно знаете, что ваши поступки или отсутствие действий навредят вам или родным. К примеру, у девушки уже долгое время болит голова, у нее бессонница, и она знает, как игнорирование данных симптомов может повлиять на ее здоровье, но долго не решается пойти к доктору из-за боязни или нехватки свободного времени. В данной ситуации к симптомам заболевания прибавляется когнитивный диссонанс, и состояние девушки постепенно становится хуже. После посещения врача чувство психологического дискомфорта пройдет, поскольку она сделала так, как считала нужным.
- Перестаньте думать о прошлом. Если раньше уже был определенный поступок, который в вашем понимании шел наперекор вашим ценностям и суждениям, то не стоит все время воскрешать данный случай в своей памяти. Расцените итог данного решения как простой жизненный опыт и попытайтесь больше не делать подобные промахи.
Проявление когнитивного диссонанса не всегда стоит воспринимать как негативный фактор. Порой только за счет возникновения данного состояния личность получает существенный толчок к дальнейшему развитию, совершенствованию себя. Практически невозможно в современной жизни полностью устранить противоречивые ощущения, поступки и познания, но порой действительно можно отыскать способ посмотреть на ситуацию с другого ракурса и восстановить прежнюю гармонию. Например, можно начать с прохождения курса Викиум под названием «Развитие мышления«.
Читайте нас в Telegram — wikiumМетеорология и пандемия могут спровоцировать у москвичей когнитивный диссонанс
Попавший в снежную буру синоптик Фил из фильма «День сурка» после его прогноза о том, что осадки прекратятся, возможно, становится объектом подражания для его российских коллег.
Ровно неделю назад, 13 октября, Госавтоинспекция обратилась к жителям Москвы с просьбой сменить на автомобилях летнюю резину на зимнюю в связи с понижением температуры до нуля. В ведомстве сослались на прогнозы синоптиков, согласно которым «уже в ближайшие выходные температурные значения в ночные часы могут понизиться до нулевых отметок».
Более того, сегодня утром метеорологи (центр «Фобос») предупредили москвичей о мокром снеге и гололедице. Первый снег, согласно прогнозу, должен пойти в Москве уже сегодня, 20 октября. В сообщении говорилось про «холодный арктический воздух с температурой на несколько градусов ниже нормы и (… ) первый в текущем сезоне снег».
Однако те, кто в связи с этой информацией логично последовал совету сменить летнюю резину на зимнюю, похоже, могут пожалеть об этом. Поскольку сегодня же утром замдиректора Гидрометцентра России Дмитрий Киктев сообщил, что все-таки «можно чуть-чуть подождать с заменой летней резины на зимнюю. Среднесуточная температура по климату устойчиво переходит через ноль в сторону отрицательных значений примерно в конце первой декады ноября, после этого вероятность ночных, даже дневных отрицательных температур выше». Стало быть, «неделю, а может, даже и две можно еще потянуть».
Тут недалеко и до когнитивного диссонанса, то есть до разногласий между тем, что знаешь, и что видишь или делаешь. То есть по льду едешь в летней резине, ну или под дождем – в зимней.
12,5 лет назад Гидрометцентр из-за столичного снегопада также оказался в центре неудобной ситуации. Синоптики федеральной метеослужбы были обвинены в нерасторопности, когда на столицу обрушился сильный снегопад. Гидрометцентр тогда сообщил о его наступлении с опозданием, и столичные службы не успели провести антигололедные мероприятия до наступления часа пик. Вследствие этого, как утверждали чиновники, произошло 85 мелких аварий и 12 серьезных дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 20 человек. В результате тогда столичные чиновники заявили, что в городе будет создана собственная метеослужба…
Что касается философской дилеммы, которую порождают противоречивые заявления медийных персон в этом бурном году, то вспоминается, к примеру, телеведущая, заслуженный врач России Елена Малышева, чьи советы по здоровому образу жизни считаются эталонными. 22 апреля этого года она заявила о том, что настало время отменять карантинный режим и «переходить к нормальной жизни». (Перед тем она назвала коронавирус «чудом чудесным» и «самым прекрасным вирусом»). А мэр Москвы Сергей Собянин в тот же день заявил, что ситуация остается сложной и введенный в Москве с 13 апреля режим пропусков, наоборот, продлевается.
1 сентября этого года Малышева назвала критиков режима самоизоляции «дебилами». Объяснив эпидемиологическую ситуацию, она сказала: «Дебилы — это те, кто этого не понимает».
А сегодня, 20 октября, Елена Малышева опять рассуждала на тему, что самоизоляция — тяжелый стресс для человека.
«Эксперты изучили влияние самоизоляции весны 2020 года на людей и пришли к выводу, что длительное пребывание в четырех стенах снижает иммунитет, повышает риск болезней легких, а также болезней сердца и сосудов», – так излагается содержание ее передачи (цитата по сайту «Первого канала»).
Замечательно в этой связи название ток-шоу: «Самоизоляция. Как она может убить? Жить здорово!» Мэр в это время опять, как и весной, призывает к ограничениям.
Перефразируя известное высказывание, можно сказать: «метеоролога / ведущего ток-шоу послушай и сделай наоборот». В смысле – «вместо синоптиков спроси знакомую бабушку: если поясница у нее болит, значит готовься к перемене погоды…».
По мнению клинического психолога Валерия Ивановского, «в рамках структуры социальной организации общества государственные институты выполняют роль проводников сигналов-ориентиров, которые служат для выработки определенного намерения в действиях людей. Когда же в социум посылаются такие противоречивые сигналы, через какое-то время человеческий мозг перестает их воспринимать как значимую информацию, позволяющую формировать осознанные программы. Поэтому в перспективе такие действия чреваты тем, что для людей значения сигналов, подаваемых сначала одним, потом другим ведомством, будут теряться, и люди просто перестанут им верить. Это может сделать систему более неуправляемой, энтропия будет нарастать».
Что такое когнитивный диссонанс? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Когнитивный диссонанс (от лат. cognitiо — «познание» и dissonantia — «несозвучность», «отсутствие гармонии») — это состояние, при котором в сознании человека возникают противоречивые знания, убеждения или поведенческие установки относительно некоторого объекта или явления. В таком состоянии человек становится беспокойным, у него возникает ощущение вины или стыда. Такое состояние также может вызвать стресс, пониженную самооценку, агрессию и т. д.
При появлении противоречивых когнитивных ощущений человек испытывает сильный психологический дискомфорт и на подсознательном уровне ищет пути решения этой проблемы.
Из-за чего возникает?
Среди основных причин возникновения когнитивного диссонанса:
— логическое несоответствие между определённым процессом или явлением и знаниями и представлениями о нём;
— несовпадение индивидуального мнения человека с мнениями большинства окружающих его людей;
— несовпадение ранее приобретённого опыта и повторившейся ситуации;
— следование культурным обычаям или традиционно сложившейся модели поведения вопреки собственному мнению о них.
В случае когнитивного диссонанса человек ищет любые средства, которые помогут ему устранить возникший психологический дискомфорт. Он может либо искать дополнительную информацию, подтверждающую его правоту или опровергающую новую информацию, либо находить пути ухода от ситуаций, усиливающих когнитивный диссонанс.
Короче говоря, при когнитивном диссонансе у человека будут срабатывать защитные механизмы, которые заключаются в оправдании своих мыслей и поступков или в их полном игнорировании.
В каком возрасте возникает когнитивный диссонанс?
Человек может столкнуться с когнитивным диссонансом в любом возрасте. Одним из примеров такого состояния может быть курение или употребление алкоголя. Человек не готов бросить пагубную привычку, несмотря на советы друзей, рекламу о нанесении вреда своему здоровью и т. д., считая, что она помогает ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.
Как избежать когнитивного диссонанса?
Избежать такого состояния поможет:
— поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, породившего диссонанс;
— смена одного или нескольких убеждений/мнений, участвующих в диссонансе;
— уменьшение значимости знаний, вызывающих диссонанс.
Смотрите также:
Когнитивный диссонанс / +1
Фото: istock.comМедицина помогает человеку жить дольше. Однако увеличить продолжительность жизни мешают неизлечимые болезни — например, когнитивные нарушения мозга. Что это за нарушения и оставляют ли они человеку шанс на долгую жизнь, разбирался корреспондент +1.
Функции познания мира
Сегодня от инсульта в России ежегодно умирает около 140 тыс. человек. По статистике Минздрава, за последние годы смертность от инсульта несколько снизилась, но число случаев растет с каждым годом. Хуже того — инсульт настигает и совсем молодых людей.
Частые последствия инсульта — когнитивные нарушения: потеря памяти, внимательности, умственных способностей. Когнитивные (познавательные) функции отвечают за интеллект, получение, обработку и воспроизведение информации, речь, память, а также за двигательные навыки. Поэтому нарушение их работы влияет на восприятие человеком окружающего мира и в конечном счете на качество его жизни.
Помимо сосудистых заболеваний головного мозга (инсульт, инфаркт мозга, хроническая церебральная ишемия), причинами когнитивных нарушений могут стать нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, прогрессирующий надъядерный паралич), нейроинфекции, опухоли и травмы.
Болезнь Альцгеймера, которая чаще всего проявляется после 65 лет, — наиболее распространенная форма потери памяти и главная причина когнитивных расстройств. Альцгеймер и сосудистая мозговая недостаточность имеют общие факторы риска — пожилой возраст, артериальная гипертензия и атеросклероз церебральных сосудов — и могут сопутствовать друг другу. У 77% пожилых пациентов с Альцгеймером нашли признаки сосудистой мозговой недостаточности. Около 15% пожилых людей в той или иной степени страдают от умеренных когнитивных нарушений. Для них свойственны повышенная утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти и внимания. У 60% пациентов умеренные нарушения в течение 5–7 лет перетекает в деменцию. При легких когнитивных нарушениях специалисты отмечают снижение концентрации внимания и кратковременной памяти. Такие нарушения могут проявляться с 20–30-летнего возраста, но более выражены у пожилых людей. Если не найдется эффективное лечение для когнитивных нарушений, завтра человечество столкнется с крайне тяжелой проблемой ухода за огромной армией больных деменцией.
Число официально зарегистрированных пациентов с болезнью Альцгеймера уже превысило 35 млн человек, а по прогнозам, к 2040 году их станет более 80 млн — это население большой страны. А ведь болезнь Альцгеймера — это только одна из форм слабоумия.
По словам невролога, доктора медицинских наук Владимира Захарова, у многих людей, доживших до 80 лет, есть морфологические признаки болезни Альцгеймера, однако клинические симптомы имеет меньшая часть. «За счет своего интеллектуального багажа человек может преодолеть то повреждение мозга, которое вызвала болезнь. Чем больше знает и умеет человек, тем дольше он сопротивляется заболеванию. Это его „когнитивный резерв“», — говорит эксперт.
25 минут быстрой ходьбы
Мир стремительно стареет. По данным ООН, с 2017 по 2030 годы число людей в возрасте 60 лет и старше вырастет на 46% — до 1,4 млрд человек. В России к этому времени число людей 60+ лет достигнет почти 26%. Средняя продолжительность жизни человека возрастет, но при этом огромное значение имеет ее качество, включая сохранение памяти. Новая задача для здравоохранения — продление здорового периода человеческой жизни.
Отказ от вредных привычек, отсутствие лишнего веса, регулярные занятия спортом и нормальный сон продлевают жизнь и снижают риск когнитивных расстройств. Даже 25 минут быстрой ежедневной ходьбы благоприятно влияют на здоровье, в два раза уменьшают риск преждевременной смерти в сравнении с сидячим образом жизни. А правильное питание влияет не только на вес человека, но и на здоровье сосудов и мозга.
Поддержание стабильного эмоционального состояния — еще один способ профилактики когнитивных нарушений. Депрессия у пожилого человека — повод для назначения антидепрессантов. Как считает биолог Джозеф Зулло из Гарвардского университета, основной фактор, определяющий продолжительность жизни, — общее возбуждение нервной системы. У людей, живущих меньше, возбуждение нейронов выше, чем у тех, кто живет дольше. Открытие поможет в разработке новых методов лечения состояний, связанных с гиперактивностью нервной системы.
Не избавить, но остановить
Большинство когнитивных расстройств необратимы, но при системном лечении перестают развиваться. Если вовремя поставить диагноз и начать лечение, если человек активен умственно и физически, то на начальных стадиях можно задержать болезнь на год, на два, иногда даже на пять лет. При легких и умеренных когнитивных нарушениях врачи прописывают нейропротекторы — сосудистые и метаболические препараты. Первые улучшают циркуляцию крови в зоне ишемии, метаболические препараты влияют на обмен веществ. Протекторы также используют для сохранения и активности биовеществ, отвечающих за регенерацию и восстановление функции нервной ткани.
«Если объяснять в самом общем виде, то это препараты, которые увеличивают выживаемость нервных клеток при их различных повреждениях. Например, при гипоксии (недостаточность кислорода) или при воспалительных заболеваниях клетки мозга должны погибнуть, но благодаря нейропротекторам часть из них выживает», — говорит Владимир Захаров. Он отметил, что некоторые нейропротекторы значительно уменьшают выраженность нарушений памяти и интеллекта после инсульта.
Сегодня многие препараты претендуют на то, чтобы выступать в роли нейропротекторов, но не все из них прошли надлежащие клинические исследования. Они проводятся и в нашей стране, и за рубежом, и некоторые из них уже завершены и показали положительный результат. Научно-исследовательская биофармацевтическая компания «Такеда» добилась заметных успехов в исследованиях действия нейропротекторов.
Стоит заметить, что клинические исследования лекарственных препаратов — это очень большая и трудоемкая работа, которая, кроме всего прочего, требует огромных материальных затрат. Подсчитано: расходы производителя «от пробирки до аптеки» составляют в среднем около €1 млрд. И есть риск, что все эти расходы окажутся напрасными — как в случае с антиамилоидными препаратами (направленными на лечение болезни Альцгеймера. — Прим.+1).
Но главным аспектом правильного лечения, а также профилактики когнитивных нарушений остается информация. Сайт nevrohelp.info, работающий при поддержке компании «Такеда Фармасьютикалс» и Фонда по борьбе с инсультом «ОРБИ», содержит полезную информацию для пациентов с когнитивными нарушениями и их родственников: памятки, видео, информация о событиях, адреса лечебных учреждений.
Автор
Степан Давиденко
Что такое когнитивный диссонанс и можно ли его избегать?
Когнитивный диссонанс – понятие, которым оперируют многие, но чаще всего рассказать о том, что это такое, могут только общими фразами. Нередко из объяснений даже не получается понять, как к этому явлению относиться. Так что же это, и хорошо оно или плохо? Разберёмся.
Что такое когнитивный диссонанс?
Понятие когнитивного диссонанса появилось в 1957 году. Сформулировал его Леон Фестингер, американский психолог. А началось всё с изучения реакции человека на внезапное изменение в его представлениях о каком-либо предмете, явлении. В ситуации, когда понимание человека расходится с реальностью, он стремится путём добавления новых элементов устранить это различие, вернув себе привычную картину мира.
Итак, когнитивный диссонанс – это состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением конфликтующих идей в сознании человека.
Хорошие новости: когнитивный диссонанс эффективно проходит у людей, использующих способность к критическому мышлению. У остальных просто достаточно хорошо работает эффект первенства: какая информация поступила к ним первой, такая и будет считаться достоверной, а остальные – будут отметаться без раздумий.
Плохие новости: когнитивный диссонанс – это выход из зоны комфорта. Он ведёт к продуктивности, но делает это через стресс. Обстоятельства вынуждают человека покинуть привычные спокойные условия, и он ищет способ в них вернуться. Для этого приходится чему-то научиться и что-то преодолеть.
Варианты ухода от когнитивного диссонанса
Возьмём в пример автомобилиста, который не пристёгивает ребёнка в автокресле. Ему так удобно, ребёнку тоже. Во время движения ребёнок может передвигаться по заднему сиденью, лежать, принимать удобную позу. Он меньше капризничает, его не укачивает. Но вот однажды автомобилист, просматривая смешные видео на ютубе, находит случайно краш-тесты детских кресел. Он смотрит видео и понимает, что кресло действительно помогает сохранить здоровье ребёнка в случае аварии. И это означает, что он, как любящий родитель, должен теперь пересмотреть свой подход.
Варианты развития событий:
- Изменение поведения. Автолюбитель отодвигает на задний план удобство своё и ребёнка, приучает его ездить в автокресле, несмотря на капризы и частые остановки в пути. Он знает, что эта перестраховка рациональна.
- Подкрепление поведения. Автолюбитель знает, что нет единственно верного мнения и ищет подтверждение своим привычным действиям. И находит статистические данные о том, что количество пристёгнутых детей, погибших в тонущей машине или задавленных при сильном столкновении, сравнимо с количеством детей, погибших от вылета в лобовое стекло при отказе от использования ремней безопасности. Так что, может, автокресло не так уж и полезно. А самое приятное, что не нужно будет менять привычек.
- Компромисс. Автолюбитель готов пойти на уступки фактам, если только они будут достаточно убедительны. При этом, информацию о том, что можно не пристёгивать ребёнка в машине, он будет воспринимать без критического осмысления, с готовностью. Получается этакая предвзятость. Быть может, он выберет бустер и обычные ремни безопасности – они дают больше свободы движений и ребёнку с ними удобно. Совесть родителя будет чиста, и даже сотрудник ГИБДД не сможет укорить его в нарушении правил.
Любой из вариантов отражает в некоторой степени черты личности человека, обобщает же их одно общее для всех стремление – вернуться в зону комфорта.
Так полезен или вреден когнитивный диссонанс для развития человека?
С одной стороны, получается, что это состояние мотивирует нас на поиск новой информации, пополнение копилки знаний, принятие рациональных решений. Но так случается далеко не во всех случаях.
Человек может просто сохранять противоречивую картину мира. «Я подумаю об этом завтра» – говорила Скарлетт О`Хара. И другие могут так же. Они просто будут избегать неудобных вопросов и мыслей, и крепости нервной системы этих людей можно только позавидовать.
К тому же, когнитивный диссонанс может вызываться незначительными фактами, которые при дальнейшем анализе покажутся недостаточно важными, чтобы учитывать их в формировании собственной позиции. Это ведь логично в отношении незначительных деталей – отбрасывать их и не подвергать сомнению более важные факты. Только вот важность каждой информации человек присваивает сам. Поэтому в мире и существуют прививочники и антипрививочники, сторонники строгого воспитания и родители, разрешающие детям всё и т. д.
Приходится признать, что когнитивный диссонанс практически не влияет на развитие человечества в целом. Взять хотя бы историю из жизни одной молодой мамы. Она рассказывает о том, что батюшка во время крещения сглазил ребёнка, и тот весь вечер плакал. Очевидное противоречие двух разных систем мировоззрения совершенно не смущает их «носителя» – они прекрасно уживаются в нём и не подвергаются никакой критической оценке.
В книге популяризатора науки Карла Сагана «Мир, полный демонов» описывается механизм зарождения самых популярных человеческих заблуждений – об НЛО, похищении людей инопланетянами, явлении душ умерших, о библейских чудесах, о таинственных кругах на полях и многом другом. Люди по всему миру не готовы подвергать критике получаемую информацию. Они и сами готовы поверить в чудо, и рассказам других о чудесах верят с большой охотой. Когнитивный диссонанс тут, увы, бессилен.
Дискомфортных ситуаций вообще немало. Их с удовольствием подкидывает нам наш ум. Но лидером среди «ментальных суперзлодеев» считается перфекционизм. О нём читайте в этой статье.
«Когнитивный диссонанс» — Блоги — Эхо Москвы, 13.07.2021
2021-07-13T13:14:00+03:00
2021-07-13T13:14:33+03:00
https://echo.msk.ru/blog/kosachev/2870330-echo/
https://echo.msk.ru/files/3490424.jpg
Радиостанция «Эхо Москвы»
https://echo.msk.ru//i/logo.png
Константин Косачев
https://echo.msk.ru/files/3073405.jpg
Президент Украины В.Зеленский в ходе встречи с канцлером Германии в очередной раз попытался напугать Европу «Северным потоком-2»: дескать, проект несет потенциальную угрозу безопасности в регионе, а «лишним свидетельством тому является концентрация российских войск на нашей границе».
Но этот аргумент вряд ли сработает в отношении Германии, и не только потому, что та экономически заинтересована в проекте. Но в Берлине хорошо знают главную «тайну» Киева: строительство нового газопровода в обход Украины не повысит, а понизит интерес России к Украине. Соответственно, резко упадут в «цене» и возможности украинских политиков бесконечно разыгрывать карту то ли текущей, то ли грядущей «российской агрессии», на которую поставлены ключевые цели — членство в НАТО и в ЕС.
Если сегодня Европа зависит от Украины, которая уже доказала свою готовность и способность перекрывать «вентиль» поставкам газа из России на Запад и тем самым провоцировать конфликты с Москвой, то с окончанием строительства «потока» ситуация поменяется зеркально. Уже Европа и прежде всего Берлин сможет проявлять свою волю, в то время как Киев рискует потерять не только транзитные доходы, но все средства шантажа, которые он достаточно эффективно применял до сих пор. Попросту говоря, Украина с ее внутренним конфликтом, усиленно «продаваемым» за внешний, уйдет на второй план не только для «агрессора» — России, но и для западных кураторов Киева.
Интерес к срыву или хотя бы нейтрализации экономического и политического эффекта от «Северного потока — 2» сохраняют достаточно влиятельные силы в Вашингтоне, и именно поэтому Зеленский и на этот раз усиленно лоббировал подключение США к переговорам в «Нормандском» формате. Однако у Германии собственные отношения с США, и свои проблемы она будет обсуждать с Вашингтоном напрямую уже на следующей неделе, без добровольных посредников и подсказчиков.
Безумие украинской политики, которая по всем «фронтам» пытается добиться демонстративной независимости от России и, в частности, от ее энергоресурсов, но при этом любой ценой пытается сохранить свою зависимость от транзита именно российского газа через свою территорию, по-прежнему сохраняется. Но этот «когнитивный диссонанс» уже логично вызывает вопросы и у западных партнеров Киева. Вы же хотели полной независимости от России? Вам ее очень скоро предоставят. Но вдруг произойдет страшное, и никакой обещанной «российской агрессии» не последует? И как с этим дальше проситься в НАТО? Так, чего доброго, дойдет и до необходимости выполнять Минские соглашения…
Оригинал
Леон Фестингер | Биография и факты
Полная статья
Леон Фестингер , (родился 8 мая 1919 года, Бруклин, Нью-Йорк, США — умер 11 февраля 1989 года, Нью-Йорк), американский когнитивный психолог, наиболее известный своей теорией когнитивного диссонанса, согласно которой несоответствие между мысли или между мыслями и действиями приводят к дискомфорту (диссонансу), который мотивирует изменения в мыслях или поведении. Фестингер также внес важный вклад в изучение группового поведения, самооценки и изменения отношения.
Образование
Фестингер получил степень бакалавра искусств. получил степень доктора психологии в Городском колледже Нью-Йорка в 1939 году. Затем он поступил в Университет Айовы, где он учился у немецкого социального психолога Курта Левина и получил степень доктора философии. в 1942 году. Год спустя он перешел в Рочестерский университет, чтобы работать статистиком в Комитете Национального исследовательского совета по отбору и обучению пилотов самолетов. Он оставался там до конца Второй мировой войны.
Социальное давление в неформальных группах
В 1945 году Фестингер стал доцентом Исследовательского центра групповой динамики, который тогда возглавлял Левин, в Массачусетском технологическом институте (MIT).Центр был привержен применению психологических концепций и методов для решения социальных проблем, и он привлек многих талантливых студентов, в том числе Стэнли Шехтера и Гарольда Келли.
Важный ранний исследовательский проект был основан на опросах отношения жителей женатых студенческих общежитий. Исследование зафиксировало хрестоматийный феномен: дружба была тем вероятнее, чем ближе люди были физически (даже всего на несколько ярдов). Сходство во взглядах также было критическим: взгляды жителей имели тенденцию к совпадению, но те жители, которые придерживались девиантных взглядов, были, вероятно, изолированы от общества.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасОдной из центральных идей для Фестингера в то время было то, что члены группы приобрели аналогичные убеждения и мнения из-за социального давления, направленного на единообразие или приспособление. В своей теории неформального общения он предположил, что люди подвержены социальному давлению, когда их привлекает группа. . Такое влечение происходит потому, что некоторые цели могут быть успешно достигнуты только при сотрудничестве с другими, или потому, что группы обеспечивают подтверждение социальной реальности, что необходимо, потому что некоторые мнения и убеждения не могут быть проверены напрямую или объективно (например,ж., «Должен ли аборт быть легальным?»; «Кто самый великий бейсболист всех времен?»).
Предполагая, что людей привлекает определенная группа, они могут стремиться к групповому единообразию или соглашению, пытаясь изменить мнения других людей (общение), изменяя свои собственные взгляды, чтобы они соответствовали взглядам других членов группы (изменение мнения), или отвергая расходящиеся другие как соответствующие ссылки (отклонение). Такое давление должно быть сильнее в привлекательных группах и возрастать по мере того, как проблема становится более актуальной для целей группы.
Чтобы проверить теорию, Фестингер и его ученики провели серию лабораторных экспериментов. Группы (или клубы) формировались из ранее не знакомых людей, которых просили обсудить различные вопросы. Манипулировали такими факторами, как типы целей, потребность в социальной реальности, привлекательность, актуальность проблемы и т. Д. В некоторых экспериментах сообщники выдавали себя за испытуемых и играли по сценарию роли членов группы с отклоняющимися или согласованными мнениями. Хотя прецеденты этой амбициозной исследовательской программы существовали в более ранних работах Левина и социального психолога турецкого происхождения Музафера Шерифа, Фестингер усилил роль экспериментатора как драматурга и постановщика.
Для своей диссертации Шахтер под руководством Фестингера объединял сообщников в группы. Один с самого начала принял точку зрения большинства (т.е. «режим»), другой изначально высказал отклоняющуюся точку зрения, но в ходе обсуждения принял консенсуальную позицию (т.е. «ползунок»), а третий («отклоняющийся ») Придерживался противоположной точки зрения. Наблюдатели кодировали поведение при групповом обсуждении. Фактические испытуемые пытались убедить других участников дискуссии. Режим был легко принят, как и ползунок после принятия большинства.Первоначально большая часть общения была направлена на отклоняющегося, но общение уменьшилось, когда отклонившегося оказалось невозможно убедить, и отклонившийся был назначен для выполнения самых нежелательных клубных заданий. В соответствии с теорией групповые цели или социальная реальность были достигнуты путем стремления к групповому консенсусу, давление, направленное на достижение единообразия, проявлялось через различные поведенческие пути, а отклонения отклонялись.
Этот эксперимент отражает некоторые особенности исследования Фестингера.Фестингер понимал, что прогресс в любой науке требует методов, соответствующих этой области. Соответственно, социальной психологии требовался собственный экспериментальный подход. Следуя примеру Левина, он задумал новую методологию как своего рода экспериментальный театр с прикрытиями, сообщниками и обманом, чтобы контролировать мешающие факторы и создавать ситуацию, которая воспринималась как психологически значимая для субъекта.
Теория социального сравнения
После смерти Левина в 1947 году Исследовательский центр групповой динамики с большинством оставшихся преподавателей переехал в Мичиганский университет.В 1951 году Фестингер перешел на штатную должность в Университете Миннесоты, где Шехтер уже был преподавателем.
В Университете Миннесоты Фестингер разработал теорию социального сравнения, его второй важный вклад в социальную психологию. Теория неформальной социальной коммуникации была о власти группы над человеком. Напротив, теория социального сравнения подчеркивает, как люди оценивают свои мнения и способности по сравнению с мнениями других.
Теория социального сравнения утверждает, что люди оценивают свои способности и мнения, сравнивая их с мнениями других, когда невозможно проверить их напрямую.Сравнение ведет к давлению в сторону единообразия (т. Е. Сходства), но тенденция к сравнению исчезнет, если другие будут слишком разными по параметрам, связанным с оспариваемыми способностями или мнением. Что касается мнений, то согласие с другими людьми, которые предположительно также мотивированы придерживаться правильных взглядов, заставляет людей чувствовать себя более уверенно. Что касается способностей, наблюдение за теми, у кого есть похожие способности, позволяет людям узнать, на какие действия они способны.
Теория социального сравнения также признает отличительную черту способностей.Люди хотят быть немного лучше, чем все остальные, потому что в западных культурах делается упор на стремление стать лучше или совершенствоваться. Это означает, что в западных культурах полное согласие мнений может быть удовлетворительным для всех, но полностью равные способности — нет, что означает, что «состояние социального покоя никогда не достигается», как выразился Фестингер.
Конфликт | психология | Британника
Полная статья
Конфликт , в психологии, возбуждение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть решены вместе.Например, юноша может захотеть пойти на танцы, чтобы почувствовать, что он принадлежит к группе и делает то, что делают его друзья. Для подростка в западной культуре это сильный мотив. Но юноша может быть неуклюжим танцором и чувствительным к реальным или воображаемым насмешкам своих товарищей. Следовательно, у него также есть мотив избегать танцев, чтобы избежать унижения. Он стоит перед дилеммой; уедет он или останется, он будет страдать. Такой тип ситуации называется конфликтом приближения и избегания. Психологически конфликт возникает, когда ослабление одного побуждающего стимула влечет за собой усиление другого, так что требуется новая корректировка.
Не все конфликты одинаково серьезны. Конфликт между двумя желаемыми удовольствиями (конфликт подхода-подхода), например, когда молодому человеку приходится выбирать между двумя привлекательными и осуществимыми карьерами, может привести к некоторым колебаниям, но редко к большим страданиям. Конфликт между двумя опасностями или угрозами (конфликт избегания-избегания) обычно более тревожный. Мужчина может сильно не любить свою работу, но опасаться угрозы безработицы, если он уволится. Конфликт между потребностью и страхом также может быть интенсивным.Ребенок может зависеть от своей матери, но бояться ее, потому что она отвергает и наказывает. Конфликты, связанные с серьезной угрозой или страхом, разрешаются нелегко, но заставляют человека чувствовать себя беспомощным и тревожным. Последующие корректировки могут быть направлены больше на облегчение беспокойства, чем на решение реальных проблем.
Конфликты часто бывают бессознательными в том смысле, что человек не может четко определить источник своего бедствия. Многие сильные побуждения, такие как страх и враждебность, настолько не одобряются культурой, что ребенок вскоре учится не признавать их даже самому себе.Когда такие импульсы участвуют в конфликте, человек тревожится, но не знает почему. Тогда он менее способен использовать рациональное мышление для решения проблемы.
Узнайте больше в этих связанных статьях Britannica:
Мысль | Britannica
Элементы мысли
Широкое использование слов в мышлении («безмолвная речь») способствовало убеждению, особенно среди психологов-бихевиористов и необихевиористов, что думать — значит соединять языковые элементы субголосом.Ранние эксперименты показали, что мышление обычно сопровождается электрической активностью в мышцах органов сочленения мыслителя (например, в горле). Благодаря более поздней работе с электромиографическим оборудованием стало очевидно, что мышечные явления не являются действительными проводниками мышления; они просто облегчают соответствующую деятельность мозга, когда интеллектуальная задача особенно сложна. Отождествление мышления с речью подверглось критике со стороны российского психолога Льва Семеновича Выготского и швейцарского психолога развития Жана Пиаже, которые наблюдали истоки человеческого мышления в общей способности детей объединять невербальные действия в эффективные и гибкие комбинации.Эти теоретики настаивали на том, что мышление и речь возникают независимо, хотя они признавали глубокую взаимозависимость этих функций.
Три ученых, придерживающихся разных подходов: русский физиолог XIX века Иван Михайлович Сеченов; американский основатель бихевиоризма Джон Б. Ватсон; и Пиаже — независимо пришли к выводу, что действия, которые служат элементами мышления, являются интернализованными или «дробными» версиями двигательных реакций. Другими словами, элементы считаются ослабленными или сокращенными вариантами нервно-мышечных процессов, которые, если бы они не подвергались частичному торможению, вызывали бы видимые движения тела.
Чувствительные инструменты действительно могут обнаруживать слабую активность в различных частях тела, кроме органов речи, например, в конечностях человека, когда движение мыслится или воображается, но не происходит на самом деле. Недавние исследования показывают существование желудочного «мозга», набора нейронных сетей в желудке. Такие открытия породили теории о том, что люди думают всем телом, а не только мозгом, или что, по словам американского психолога Б. Ф. Скиннера, «мысль — это просто поведение — словесное или невербальное, скрытое или явное. .”
Логическим результатом этих и подобных заявлений была точка зрения периферизма. В работе Уотсона и американского психолога Кларка Л. Халла очевидно, что мышление зависит от событий в мускулатуре: этих событий, известных как проприоцептивные импульсы (т. Е. Импульсы, возникающие в ответ на физическое положение, позу, равновесие или внутреннее состояние). состояние), влияют на последующие события в центральной нервной системе, которые, в конечном итоге, взаимодействуют с внешними стимулами и определяют дальнейшие действия.Однако есть свидетельства того, что мышлению не препятствует прием лекарств, подавляющих всю мышечную активность. Более того, такие исследователи, как американский психолог Карл С. Лэшли, указали, что мышление, как и другие более или менее квалифицированные действия, часто происходит так быстро, что не хватает времени для передачи импульсов из центральной нервной системы. систему к периферическому органу и обратно между последовательными шагами. Таким образом, централистский взгляд на то, что мышление состоит из событий, ограниченных мозгом (хотя часто сопровождается широко распространенной активностью в остальной части тела), получил распространение позже в 20 веке.Тем не менее, каждое из этих нейронных событий можно рассматривать как ответ (на внешний стимул или на более раннюю нейронно-опосредованную мысль или комбинацию мыслей), так и как стимул (вызывающий последующую мысль или двигательную реакцию).
Элементы мышления классифицируются как «символы» в соответствии с концепцией знакового процесса («семиотика»), которая выросла из работ философов (например, Чарльза Сандерса Пирса), лингвистов (например, CK Ogden и Ivor A. Ричардс) и психологов, специализирующихся на обучении (Э.g., Hull, Neal E. Miller, O. Hobart Mowrer и Charles E. Osgood). Суть этой концепции состоит в том, что стимулирующее событие x можно рассматривать как знак, представляющий (или «обозначающий») другое событие y , если x вызывает некоторые, но не все, поведения (как внешние, так и internal), который был бы вызван y , если бы он присутствовал. Когда стимул, который квалифицируется как знак, является результатом поведения организма, для которого он действует как знак, он называется «символом».«Реакции, вызывающие стимулы», которые, как говорят, составляют мыслительные процессы (например, когда человек думает о чем-то поесть), являются яркими примерами.
Этот подход, которому отдают предпочтение психологи в отношении стимула-реакции (S-R) или неоассоциативного течения, контрастирует с таковым из различных когнитивистских или неорационалистских теорий. Вместо того, чтобы рассматривать компоненты мышления как производные вербальных или невербальных двигательных действий (и, следовательно, подчиняться законам обучения и производительности, применимым к усвоенному поведению в целом), когнитивисты рассматривают компоненты мышления как уникальные центральные процессы, регулируемые принципами, которые свойственно им.Эти теоретики придают первостепенное значение так называемым структурам, в которых организованы «когнитивные» элементы, и они склонны видеть выводы, применения правил, репрезентации внешней реальности и другие составляющие мышления в действии даже в простейших формах усвоения знаний. поведение.
Школа гештальт-психологии считает, что составляющие мышления имеют по существу ту же природу, что и паттерны восприятия, которые нервная система конструирует из сенсорных возбуждений.После середины 20 века аналогии с компьютерными операциями приобрели широкое распространение; как следствие, мышление стало описываться в терминах хранения, поиска и передачи элементов информации. Рассматриваемая информация считалась свободно переводимой с одной «кодировки» на другую без ущерба для ее функций. Важнее всего было то, как были объединены события и какие другие комбинации могли произойти вместо этого.
Что происходит с мозгом во время когнитивного диссонанса?
Кейсе Идзума , преподаватель кафедры психологии Йоркского университета в Англии, отвечает:
Когнитивный диссонанс — это чувство дискомфорта, которое вы испытываете, когда пытаетесь одновременно придерживаться двух или более противоречивых убеждений, или когда вы верите в одно, но действуете противоречивым образом.Например, вы решаете похудеть, а затем наедаетесь пирогом. Несоответствие может нервировать, и люди часто пытаются устранить диссонанс, изменив свое отношение. Поэтому, чтобы чувствовать себя лучше из-за измены в диете, мы можем сказать себе, что завтра мы отправимся на пробежку.
Каково нейронное объяснение этого распространенного типа психологического стресса? Благодаря достижениям в методах визуализации, особенно функциональной МРТ, исследователи недавно определили ключевые области мозга, связанные с когнитивным диссонансом.Наиболее часто затрагивается задняя часть медиальной лобной коры (pMFC), которая, как известно, играет важную роль в предотвращении неблагоприятных исходов и является мощным встроенным инстинктом выживания. В исследованиях фМРТ, когда испытуемые лгут своему сверстнику, несмотря на то, что они знают, что лгать неправильно — задача, которая ставит их действия и убеждения в противоречие, — загорается pMFC.
Недавно я и мои коллеги продемонстрировали причинную связь между активностью pMFC и изменением отношения, необходимым для уменьшения диссонанса.Мы вызвали когнитивный диссонанс у 52 участников, поставив им оценку двух обоев. Когда их попросили оценить свой выбор при втором просмотре, некоторые участники поняли, что они фактически отказались от своих предпочтительных обоев, тогда как другие изначально выбрали свой наименее любимый вариант. Мы обнаружили, что путем временного снижения активности в pMFC с помощью техники, называемой транскраниальной магнитной стимуляцией (TMS), мы также можем уменьшить изменения их отношения и их желание создать последовательность.
Дополнительные исследования показали, что когнитивный диссонанс затрагивает другие области мозга, такие как островок и дорсолатеральная префронтальная кора (DLPFC). Островок, который обрабатывает эмоции, часто становится более активным, когда люди расстроены или сердиты, а DLPFC тесно связан с когнитивным контролем. Одно исследование показало, что нарушение активности DLPFC путем удара по нему электродами снижает степень, в которой мы пытаемся рационализировать наши убеждения после когнитивного диссонанса.
Хотя люди могут думать, что когнитивный диссонанс — это плохо, на самом деле он помогает нам сохранять психическое здоровье и счастье. Это может сделать нас удовлетворенными своим выбором — или, по крайней мере, позволить нам его оправдать, — особенно когда его нелегко отменить. Устранение диссонанса может помочь предотвратить неправильный выбор или побудить нас сделать правильный выбор. Это желание примириться с нашими решениями может быть тем, что вдохновляет нас на этот пробег, в конце концов.
Теория когнитивного диссонанса — обзор
3.2 Поддерживающие мотивы, связанные с обработкой сообщений про-отношения
Хотя влияние негатива на обработку подтверждается многочисленными исследованиями, мы полагаем, что существует множество ситуаций, в которых люди ищут, обрабатывают и полагаются на информацию, воспринимаемую как положительную (proattitude), а не как отрицательную (контртитудичную). ). Например, в контексте вербального общения люди чаще используют положительные оценочные слова, чем отрицательные (например, Boucher & Osgood, 1969; Matlin & Stang, 1978).Подобные предубеждения были обнаружены, когда люди формируют впечатления о других. Люди сообщают о других больше положительных, чем отрицательных черт (например, Benjafield, 1984; Tuohy & Stradling, 1987). Более того, когда люди делают выводы о способностях других, воспринимающие больше полагаются на положительную, чем на отрицательную информацию о производительности (потому что положительная информация является более диагностической в этих контекстах; например, Reeder & Fulks, 1980; Skowronski & Carlston, 1987).
Ближе к области убеждения исследования выборочного воздействия информации включают множество примеров людей, ищущих преимущественно согласованную, а не противоречивую информацию (см. Hart et al., 2009, для обзора). Большая часть этого исследования проводилась на основе теории когнитивного диссонанса (Festinger, 1957, 1964). С этой точки зрения предвзятость в отношении выбора согласной (проаттитудной) информации вызвана желанием избежать несогласованности, возникающей из-за свободного выбора воздействия диссонирующей (контртитудической) информации. В особенности при переживании негативного состояния, связанного с диссонансом (Elliot & Devine, 1994; Losch & Cacioppo, 1990), согласная (проаттитудная) информация должна восприниматься как способствующая достижению цели по уменьшению дискомфорта.Напротив, диссонирующая (противоположная) информация будет работать только против этого стремления (и усилит чувство дискомфорта). Таким образом, в этих обстоятельствах у людей должна быть мотивация искать информацию, которая соответствует установкам, и избегать информации, которая противоречит установкам (см. Frey, 1986; Smith, Fabrigar, & Norris, 2008).
Мы полагаем, что аналогичные мотивы для поддержки или укрепления позиции часто направляют обработку убедительных сообщений про-отношения.Ряд факторов может влиять на уровень поддерживающей мотивации, которую испытывает человек, и степень, в которой сообщение рассматривается как скорее продвигающее, а не препятствующее этой мотивации. Например, как обсуждалось ранее, ряд свойств отношения, связанных с силой, связан с восприятием того, что существующее мнение уже является правильным (и не нуждается в дополнительной поддержке, см. Petty & Krosnick, 1995). Следовательно, получатели с относительно сильным отношением не должны ощущать особой потребности в поддержке, посвящая когнитивные ресурсы информации, которая воспринимается как избыточная с существующими взглядами.Напротив, когда отношение к сообщению слабое, получатели могут предпочесть придерживаться более сильного мнения. В некоторых случаях слабость отношения проистекает из качества отношения, связанного с переживанием дискомфорта (например, в отношении амбивалентности или неуверенности, Van Harreveld, Van der Pligt, & De Liver, 2009). В таких случаях наличие проповеднического сообщения следует воспринимать как хорошую возможность укрепить свое слабое мнение — усилить субъективное чувство правильности (ключевая мотивация, лежащая в основе формирования и изменения отношения; Petty & Cacioppo, 1986) и уменьшить связанный с этим дискомфорт. со слабым отношением.Следовательно, получатели этих сообщений должны быть мотивированы уделять пристальное внимание и усердно обрабатывать информацию о своем отношении.
Одна из версий цели по укреплению отношения использовалась для объяснения мотивации процесса в HSM (Chaiken et al., 1989). То есть, независимо от положения сообщения, получатели обрабатывали информацию, чтобы повысить уверенность в своем отношении к моменту, который соответствовал их желаемой уверенности. По большей части эта идея использовалась для учета различий в мотивации обработки на разных уровнях важности проблемы или личной значимости (где уровень желаемой уверенности был бы выше для более важных / актуальных тем).Однако некоторые исследования также показали, что эта обработка может быть выборочной, в зависимости от того, верят ли получатели сообщения, что обработка действительно повысит их уверенность. Например, Бонер, Ранк, Рейнхард, Эйнвиллер и Эрб (1998) предоставили участникам исследования ложные отзывы о том, какой тип информации они могли бы наиболее эффективно обработать (например, информацию о теме или человеке). Позже, когда не хватало желаемой уверенности, те же самые участники участвовали в усиленной обработке только в том случае, если доступная информация была такого типа, который, как они предполагали, они могли эффективно обработать.Мы полагаем, что мотивы поддержки или укрепления своего отношения были бы шире, чем конструкция доверия, и в целом направили бы получателей сообщений на обработку про-отношенческой, а не контртитудной информации.
Помимо установочных свойств, создающих поддерживающие мотивы, аспекты самого общения также могут влиять на существование и силу такой мотивации. Например, различные характеристики попытки убеждения могут повлиять на ожидания относительно того, будут ли вероятны желаемые (относительные) результаты.Когда такие желаемые результаты кажутся возможными, но неопределенными, степень поддержки текущего отношения человека может показаться недостаточной или незначительной. В этих случаях получатели сообщений могут искать информацию, которая их успокаивает и усиливает их представления о том, что благоприятные результаты могут еще принести плоды.
Рассмотрим продвинутое сообщение, представленное высококачественным источником — от одного ожидается, что он предоставит эффективные аргументы и, следовательно, с большой вероятностью удастся реализовать предложение.В этом случае само сообщение следует воспринимать как совершенно безопасное, в высшей степени поддерживающее, а предполагаемые положительные результаты следует рассматривать как имеющие вероятность того, что они будут реализованы. Таким образом, при умеренных фоновых уровнях мотивации и способности обрабатывать сообщение активная попытка поддержки может показаться ненужной, и получатели могут предпочесть экономить ресурсы, а не активно обрабатывать информацию. С другой стороны, это же сообщение от источника с сомнительными учетными данными или другими показателями неэффективности должно подавать совсем другой сигнал.Этот защитник должен рассматриваться как склонный неадекватно поддерживать чьи-то взгляды и делать предлагаемые положительные результаты относительно маловероятными. Из-за этих недостатков мотивация получателей к укреплению своего положения может быть значительной. У них может быть мотивация внимательно относиться к сообщению как к средству обеспечения (или надежды) на то, что их собственные взгляды действительно «правильны» и / или что результаты, которые они предпочитают, по-прежнему вероятны.
Что означает когнитивный диссонанс?
Возможно, вы не знакомы с термином «когнитивный диссонанс», но это слово психологи используют для описания явления, с которым вы, вероятно, сталкиваетесь регулярно, если не ежедневно.У людей, вероятно, всегда было, хотя только в 1950-х годах социальный психолог Леон Фестингер изложил эту теорию и назвал ее. С тех пор она стала одной из самых влиятельных теорий в психологии. (1,2)
«Когнитивный диссонанс — это, по сути, явление, при котором у нас есть естественное стремление к последовательности, в том смысле, что наша система убеждений должна быть согласована сама с собой и должна согласовываться с нашими действиями», — говорит Мэтт Джонсон, доктор философии, профессор и заместитель декана Международной школы бизнеса Hult в Сан-Франциско.Но такое постоянство не всегда происходит, и в результате может возникнуть расстройство.
Первоначальная предпосылка Фестингера заключалась в том, что люди предпочитают жить в стабильном мире, в котором убеждения согласуются друг с другом, а действия соответствуют убеждениям. Поэтому, когда вы выходите из этой совершенной гармонии и либо думаете, либо действуете вопреки своей системе убеждений, нарастает напряжение, и вы начинаете страдать. Это бедствие называется диссонансом.
Теория также предполагает, что текущие действия могут влиять на последующие убеждения и ценности, — загадка, которую психологи отметили при изучении когнитивного диссонанса.Наши убеждения и ценности должны определять наши действия, а не наоборот, верно?
Но если мы признаем, что наши убеждения или ценности могут влиять на наши действия и , что наши действия могут влиять на наши убеждения или ценности, это помогает объяснить многие очень общие человеческие тенденции: например, нашу склонность к рационализации или оправданию поведения или то, как наши убеждения и ценности меняются по мере того, как мы ориентируемся в различных жизненных ситуациях, и эту обычную человеческую ловушку — лицемерие. (3)
Это универсальное чувство, с которым приходится иметь дело всем людям.«Когнитивный диссонанс является общим для всех, поскольку мы сталкиваемся с различными решениями и переживаниями в нашей жизни, которые могут бросить вызов нашим существующим системам убеждений или противоречить некоторым из наших текущих моделей поведения», — говорит Коррин Лейкам, PsychD, заместитель директора Sober College, лечебного учреждения. в Лос-Анжелес.
СВЯЗАННЫЙ: Когнитивный диссонанс происходит в реальной жизни постоянно
Почему важно думать о том, как когнитивный диссонанс связан с вашим собственным здоровьем и благополучием? Потому что психологический или эмоциональный стресс, который он может вызвать, определенно может повлиять на ваше здоровье и благополучие.
Интенсивность дискомфорта, вызываемого когнитивным диссонансом, в некоторой степени зависит от личности. Люди, которые достаточно гибки, чтобы корректировать свои мысли, или живут в «серых зонах», могут не иметь сильной реакции, когда они замечают несоответствия. «Некоторые люди могут испытывать это более интенсивно или часто, если у них есть высокая потребность в последовательности в своей жизни», — говорит доктор Лейкам. И важно распознать и устранить эти негативные мысли или эмоции.
Когнитивный диссонанс | Протокол
5.2: Когнитивный диссонанс
Социальные психологи документально подтвердили, что хорошее самочувствие и поддержание положительной самооценки являются мощным мотиватором человеческого поведения (Tavris & Aronson, 2008). В Соединенных Штатах представители преобладающей культуры обычно очень высокого мнения о себе и считают себя хорошими людьми, которые по многим желаемым качествам выше среднего (Ehrlinger, Gilovich, & Ross, 2005). Часто на наше поведение, отношения и убеждения влияет, когда мы испытываем угрозу нашей самооценке или положительному самооценке.Психолог Леон Фестингер (1957) определил когнитивный диссонанс как психологический дискомфорт, возникающий из-за наличия двух или более несовместимых позиций, поведения или познаний (мыслей, убеждений или мнений). Теория когнитивного диссонанса Фестингера гласит, что когда мы испытываем конфликт в нашем поведении, отношениях или убеждениях, который противоречит нашему позитивному восприятию себя, мы испытываем психологический дискомфорт (диссонанс). Например, если вы считаете, что курение вредно для вашего здоровья, но продолжаете курить, вы испытываете конфликт между своими убеждениями и поведением.
Более позднее исследование документально подтвердило, что диссонанс вызывают только противоречивые познания, которые угрожают положительному самооценке человека (Greenwald & Ronis, 1978). Дополнительные исследования показали, что диссонанс не только психологически неудобен, но также может вызывать физиологическое возбуждение (Croyle & Cooper, 1983) и активировать области мозга, важные для эмоций и когнитивного функционирования (van Veen, Krug, Schooler, & Carter, 2009). Когда мы испытываем когнитивный диссонанс, мы стремимся уменьшить его, потому что это психологически, физически и морально неудобно.Мы можем уменьшить когнитивный диссонанс, приведя в соответствие наши познания, отношения и поведение, то есть сделав их гармоничными. Это можно сделать разными способами, например:
- изменение нашего противоречивого поведения ( например, , бросить курить),
- изменение наших познаний посредством рационализации или отрицания ( например, ., Говоря себе, что риски для здоровья можно снизить, куря сигареты с фильтром),
- добавление нового познания (, например, ., «Курение подавляет мой аппетит, поэтому я не набираю лишний вес, что полезно для моего здоровья»).
Пожалуйста, еще примеры.
Классическим примером когнитивного диссонанса является 20-летний Джон, который записывается в армию. Во время учебного лагеря его разбудили в 5 часов утра, он хронически лишился сна, на него орал, весь в укусах песчаных блох, у него были физические синяки, побои и психическое истощение. Становится хуже. Новобранцы, которые дойдут до 11-й недели учебного лагеря, должны провести 54 часа непрерывных тренировок.
Неудивительно, что Джон несчастен. Никто не любит быть несчастным. В такой ситуации люди могут изменить свои убеждения, отношение или поведение. Последний вариант, изменение поведения, недоступен Джону. Он записался в армию на четыре года и по закону не может уйти.
Если Джон будет продолжать думать о том, насколько он несчастен, это будут очень долгие четыре года. Он будет в постоянном состоянии когнитивного диссонанса. В качестве альтернативы этому страданию Джон может изменить свои убеждения или взгляды.Он может сказать себе: «Я становлюсь сильнее, здоровее и острее. Я учусь дисциплине и учусь защищать себя и свою страну. То, что я делаю, действительно важно ». Если он так считает, он поймет, что становится сильнее, преодолевая трудности. Тогда он почувствует себя лучше и не испытает когнитивного диссонанса, что является дискомфортным состоянием.
Эффект инициации
Военный пример демонстрирует наблюдение, что трудное посвящение в группу влияет на нас, чтобы нам больше нравилась группа из-за оправданности усилий.Мы не хотим терять время и силы, чтобы присоединиться к группе, которую мы в конечном итоге покинем. Классический эксперимент Аронсона и Миллса (1959) продемонстрировал такое обоснование эффекта усилия. Студенты колледжа вызвались присоединиться к группе в кампусе, которая будет регулярно встречаться для обсуждения психологии секса. Участникам было случайным образом назначено одно из трех условий: отсутствие инициации, легкое начало и трудное начало в группе. После участия в первой дискуссии, которая была намеренно сделана очень скучной, участники оценили, насколько им понравилась группа.Участники, которые прошли сложный процесс инициации, чтобы присоединиться к группе, оценили группу более благоприятно, чем участники с легким инициированием или без инициации.
Подобные эффекты можно увидеть в более недавнем исследовании того, как усилия студентов влияют на оценку курса. Heckert, Latier, Ringwald-Burton и Drazen (2006) опросили 463 студента, обучающихся на курсах в университете Среднего Запада, на предмет того, сколько усилий от них требуется для их курсов. Кроме того, студентов также попросили оценить различные аспекты курса.Учитывая то, что вы только что прочитали, неудивительно, что те курсы, которые были связаны с наивысшим уровнем усилий, были оценены как более ценные, чем те, которые этого не сделали. Кроме того, студенты указали, что они узнали больше на курсах, требующих больших усилий, независимо от оценок, которые они получили на этих курсах (Heckert et al ., 2006).
Помимо классического военного примера и групповой инициации, можете ли вы вспомнить другие примеры когнитивного диссонанса? Вот один из них: Марко и Мария живут в округе Фэрфилд, штат Коннектикут, который является одним из самых богатых районов США и имеет очень высокую стоимость жизни.