когнитивный — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | когнити́вный | когнити́вное | когнити́вная | когнити́вные | |
Рд. | когнити́вного | когнити́вного | когнити́вной | когнити́вных | |
Дт. | когнити́вному | когнити́вному | когнити́вной | когнити́вным | |
одуш. | когнити́вного | когнити́вное | когнити́вную | когнити́вных | |
неод. | когнити́вный | когнити́вные | |||
Тв. | когнити́вным | когнити́вным | когнити́вной когнити́вною | когнити́вными | |
Пр. | когнити́вном | когнити́вном | когнити́вных | ||
Кратк. форма | когнити́вен | когнити́вно | когнити́вна | когнити́вны |
ког-ни-ти́в-ный
Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — когнити́внее, когнити́вней.
Корень: -когнит-; суффикс: -ивн; окончание: -ый.
Произношение
- МФА: [kəɡnʲɪˈtʲivnɨɪ̯]
Семантические свойства
Значение
- филос., психол. связанный, соотносящийся по значению с существительным когниция или познание ◆ В структуру когнитивного опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры.
- спец. изучающий когницию — процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием, опирающийся на понятие когниции ◆ В когнитивной лингвистике в качестве модельных конструктов выступают когнитивные структуры и процессы в сознании человека.
Синонимы
- познаваемый, частичн.: интеллектуальный
- частичн.: познавательный
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от существительного когниция и далее от лат. cognitio «узнаю»
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Для улучшения этой статьи желательно:
|
что это такое и как развить когнитивные функции?
Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.
В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.
Что такое когнитивный?
Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова
Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.
Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:
- Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
- Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
- Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
- Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
- Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
- Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).
Пройти тест на полушария мозга
История когнитивных наук.
Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.
В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель
Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.
В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.
Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:
- Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
- Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
- Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
- Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
- Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
- Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.
К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.
Что такое когнитивная сфера личности?
Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:
- Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
- Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
- Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
- Умеет концентрироваться на главном.
- Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
- Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.
Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.
Как развить когнитивные функции мозга?
Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.
Как развить память?
Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:
- Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
- Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
- Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.
Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:
Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.
Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.
Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.
Пройти тест на тип личности
Как натренировать внимание?
Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:
Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.
Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.
Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.
Как развить креатив и воображение?
Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:
Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».
Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.
Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.
Что тормозит когнитивное развитие?
Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.
Пройти тест на тип восприятия
Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:
- Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
- Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
- Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
- Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
- Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
- Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
- Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.
Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.
Причина 1: Информационная перегрузка.
Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.
Причина 2: Недостаток смысла.
Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.
Причина 3: Вынужденная скорость действий.
Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.
Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.
Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.
Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.
Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр?
Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.
Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:
Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.
Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.
Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.
Выводы:
- Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
- Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
- Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
- Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
- Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Когнитивность — это… Что такое Когнитивность?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Когнитивность в господствующих направлениях психологии
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
Нерешённые проблемы когнитивной теории
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
- Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
- Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
- Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
- Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Ссылки
См. также
Когнитивный диссонанс — что это такое простыми словами
Когнитивный диссонанс – это рассогласованность опыта (знаний) и действий (реальности) человека, противоречие двух значимых альтернатив. Хотя бы один раз с этим сталкивался каждый из нас. Например, когда мы пытаемся решить знакомую задачу привычным путем, но почему-то ничего не получается. «Не знаю, почему так», «Сам не верю своим глазам», «Не понимаю, почему не работает, все нормально должно быть» – такими и подобными фразами люди описывают состояние когнитивного диссонанса. Давайте узнаем подробнее, что такое когнитивный диссонанс, и разберем, что это значит на примерах из жизни.
Определение понятия
Когнитивный диссонанс – что это такое в психологии? Простыми словами – это психическое состояние, при котором человек испытывает дискомфорт, связанный с внутренним противоречием. Название образовано от двух латинских слов: cognitiо, что переводится как «познание, знание», и dissonantia, что в переводе означает «несоответствие». Таким образом, когнитивный диссонанс – это конфликт, который возникает между реальностью и знаниями (опытом, убеждениями, ценностями) человека. Это то, что не укладывается в систему представлений о мире, людях, устройстве вещей.
Когнитивный диссонанс бывает разным. Например, если человек смотрит на зеленый квадрат, а ему говорят, что это красный круг, то в сознании субъекта возникает внутренняя рассогласованность. Или диссонанс возникает в ситуации, когда друг рассказывает всему миру секрет приятеля. Такое поведение не соответствует его представлениям о дружбе.
В некоторых случаях когнитивная рассогласованность принимает форму моральных дилемм. Например, когда врачу нужно спасать жизнь террористу или когда психолог узнает от клиента, что тот уже спланировал чье-то убийство. С одной стороны врач давал клятву Гиппократу, а психолог обязан хранить тайну клиента. С другой стороны, оба пациента опасны для общества, а их действия не укладываются в систему ценностей и морали специалистов.
В состоянии когнитивного диссонанса человек испытывает дискомфорт. Он проявляется тревогой, напряжением. Человеку кажется, что он совершенно не контролирует свою жизнь, находится в опасности. В некоторых случаях когнитивный диссонанс трансформируется в затяжной внутренний конфликт, например, когда человек каждый день идет против самого себя, родных, друзей, общества («Не таким меня мама растила», «Не об этом я мечтал», «Не так я себе представлял свою жизнь»).
Обратите внимание! Для психического здоровья крайне важно соответствие действий, мыслей, желаний, потребностей и убеждений. Важно, чтобы во внутреннем мире человека все было гармонично, и каждый элемент внутреннего логично и уместно сочетался с внешним миром.
Теория когнитивного диссонанса
Автор теории – американский психолог Леон Фестингер. Он объяснил ее в 1957 году. Изложим тезисно суть теории когнитивного диссонанса:
- Два когнитивных элемента (мысли, убеждения, ценности и прочее) входят в противоречие при условии их взаимосвязи (одно следует из другого).
- Психологический дискомфорт, возникающий из-за диссонанса, заставляет человека двигаться в сторону консонанса (гармонии) или предпринять действия по уничтожению противоречия.
- Если рассогласованность сохраняется, то человек будет избегать любых ситуаций и условий, способных усилить или заново запустить дискомфорт из-за противоречия.
Леон Фестингер подробно изложил свою теорию в книге «Теория когнитивного диссонанса». Главная мысль теории: человек всегда стремится к внутренней гармонии.
Фестингер определил несколько вероятных типов отношений между когнитивными элементами. На их основе он назвал несколько форм когнитивного диссонанса. Рассмотрим все по порядку.
Типы отношений между составляющими противоречия:
- Обе стороны не относятся или относятся к ситуации, делу, объекту.
- Элементы согласованны или несогласованны между собой.
- Элементы могут быть изолированными, то есть не имеющими отношения друг к другу.
- Части входят в диссонанс из-за того, что каждая из них исключает другую или противоречит ей.
- Стороны находятся в консонансе, если одна из них дополняет другую.
Формы когнитивного диссонанса (по условиям возникновения):
- Выбор одного варианта из нескольких альтернатив. Диссонанс возникает из-за того, что противоположное решение не ликвидировалось, а отодвинулось в сторону. То есть внутри себя человек продолжает думать о другом возможном решении. Например, девушка выбирает между двумя мужчинами, ухаживающими за ней. Она видит разные перспективы в отношениях с каждым из них и рассматривает это внутри своей системы ценностей. Выбирает одного из мужчин, но ежедневно думает: «Интересно, а вот с тем как бы все сейчас было. А вдруг это он – моя настоящая любовь, а я не поняла этого. Вдруг спустя годы пожалею».
- Ситуация выбора, когда в результате принятого решения человек получит наказание или награду. Диссонанс возникает в первом случае, то есть когда выбор приводит к негативным последствиям. Например, мужчина думал признаться девушке в измене или нет. Он хотел признаться, но понимал, что дальнейшее развитие событий имеет два сценария: разрыв отношений или прощение и доверительные, еще более крепкие отношения. С другой стороны, сокрытие информации тоже имеет два сценария: девушка так и не узнает ни о чем, но мужчина продолжит испытывать муки совести или девушка сама обо всем узнает и тут уж разрыва точно не избежать. В итоге мужчина решает признаться и теряет девушку. Он начинает думать, что не надо было говорить об измене.
- Осознанное или случайное знакомство с новой информацией. Если новые данные противоречат тому, что уже было известно субъекту, возникает диссонанс. Например, человек узнает о своем товарище что-то неприятное. При этом он уверен, что тот человек, которого он знает, не мог так поступить – это совершенно не похоже на него.
- Несогласие с мнением группы. Если один из участников группы выражает мнение, отличное от группы или ее лидера, то у остальных членов группы возникает когнитивный диссонанс. Например, сын говорит, что не хочет быть врачом, как настаивают родители, а решил стать строителем. Остальные члены семьи и сами родители входят в состояние когнитивного диссонанса: «Как так, как он смеет идти против семьи, ослушаться родителей?!».
Интересно! Теория Фестингера подвергалась жесткой критике. Ее обвиняли в сомнительности и неоднозначности терминов и трактовок тезисов, искусственности и неэтичности экспериментов, слабой валидности, чрезмерной обобщенности. Однако до сих пор на эту теорию опираются, правда, уже не проводят исследований на ее основе.
Несмотря на острую критику, теория помогла психологии сделать несколько важных выводов об особенностях поведения людей:
- Чем больше человек входит в группу, тем авторитетнее она для него становится.
- Люди предпочитают отказаться от того, что причинило им боль, и возненавидеть это, вместо того, чтобы принять это как ценный опыт.
- Люди склонны оправдывать себя и избегать личной ответственности, ссылаясь на недостатки других («Все так делают»).
- Люди с разными взглядами склонны по-разному интерпретировать одни и те же факты. Чтобы избежать диссонанса, человек акцентирует внимание на том, что поддерживает его позицию, а остальное он не замечает.
- Если человек вынужден причинить боль другому, то он склонен унижать побежденного. Это позволяет избежать когнитивного диссонанса.
- Если человек вынужден поступать несправедливо, то он убеждает себя в том, что другие сами виноваты, заслужили такое отношение. Аналогично если человек не может кому-то помочь, то он убеждает себя, что такова судьба этих людей, что они сами выбрали бедную и несчастную жизнь.
Очень часто человек избавляется от когнитивного диссонанса при помощи рационализации. Это защитный механизм, при котором субъект находит рациональное объяснение, оправдание тому, что не укладывается в его голове. Например, дети, подвергшиеся насилию со стороны родителей, убеждают себя, что это за дело или во благо. Даже став взрослыми, они оправдывают это такими фразами: «Отец хотел из меня человека сделать», «Зато человеком нормальным вырос. Мало били, еще надо было».
Вероятные причины
Можно назвать две главные причины появления когнитивного диссонанса:
- Человек сталкивается с чем-то новым для себя (ситуация или знание). В народе про такое говорят: «К такому меня жизнь не готовила».
- Выбор меньшего из зол. В мире нет ничего совершенного, все имеет светлую и темную сторону. Отдавая предпочтение чему-то одному, мы принимаем его недостатки, опасности, риски и прочее. Выходит, что правильного и исключительно хорошего выбора не может быть. Это и порождает в нас когнитивные споры.
Кроме того, диссонанс возникает на фоне противоречия понятий и убеждений одного человека или в ситуации, когда убеждения (интересы, потребности, желания, ценности) личности противоречат общепринятым нормам и правилам.
Как избавиться от когнитивного диссонанса
Каждый человек периодически оказывается в состоянии рассогласованности. Возникает вопрос: нужно ли от этого избавляться и если да, то как? А также мучает вопрос: опасно ли это? Все зависит от особенностей диссонанса (направленность, масштаб) и от состояния человека. Если субъект испытывает явный и затяжной дискомфорт, который мешает нормально жить и функционировать, то с противоречием нужно бороться. Лучше, конечно, в любом случае как можно быстрее вернуть себе стабильность, а жизни логику.
Как же избавиться от когнитивного диссонанса? Существуют три пути, позволяющие избавиться от дискомфорта:
- Изменить свои поступки, действия.
- Скорректировать имеющиеся знания и понятия. Принять факты такими, какие они есть.
- Игнорировать новую информацию относительно того, что вызывает диссонанс.
Простой пример из жизни: человек, злоупотребляющий алкоголем, осознает, что это опасно для здоровья и порождает конкретные психологические проблемы в его жизни. Возникает когнитивный диссонанс. Как его можно решить:
- Бросить пить, то есть изменить действия и привычки, образ жизни.
- Убедить себя, что не так уж алкоголь и вреден для здоровья, а даже полезен (один бокал вина перед сном). Объяснить происхождение жизненных проблем влиянием другого фактора.
- Продолжить пить и игнорировать любую информацию о вреде алкоголя, не замечать проблем в жизни и со здоровьем.
Как вы могли заметить, когнитивный диссонанс бывает неплохим мотиватором к развитию личности, выходу из зоны комфорта, улучшению качества жизни. Как правило, это так в том случае, если человек выбирает первый вариант выхода из диссонанса.
Интересно! Какое бы решение не принял человек, после выхода из диссонанса оно кажется более привлекательным. Это нужно для того, чтобы не оставалось сомнений в правильности выбора, чтобы снова не возник диссонанс.
Примеры когнитивного диссонанса из жизни
Опишем простыми словами феномен когнитивного диссонанса на примерах. Приходилось ли вам говорить: «Я знаю, как нужно поступить, но я не хочу это делать»? Например:
- Родственники решили устроить большой семейный обед, но вы в силу личных причин (воспоминания, детские обиды и другое) не хотите туда идти.
- Вы что-то скрываете от близкого человека и понимаете, что лучше обо всем рассказать, но боитесь.
- Вы работаете 2/2 на ненавистной, но стабильной работе, отказываясь от своих истинных желаний и талантов.
- Девушка делится со своей подругой переживаниями: «Сама не понимаю, почему меня к нему тянет. Изменяет, внимания не уделяет, оскорбляет. Ведь и внешне в нем ничего особенного. А я все равно без него не могу».
Все это примеры когнитивного диссонанса. Их можно продолжать бесконечно. Это группа бытовых, жизненных противоречий.
Теперь рассмотрим другую группу когнитивных расхождений. В работе и обучении люди часто сталкиваются с феноменом диссонанса:
- Вы решаете математическую задачу или что-то изобретаете, используете формулы, просчитываете алгоритмы. Вроде бы все так, но ничего не выходит: изобретение не работает, ответ в задаче неверный. Вы не понимаете в чем дело и снова оказываетесь в состоянии когнитивного диссонанса.
- Студент, тщательно готовящийся к экзамену, вытянув билет, не смог ответить ни на один вопрос. Все, что он смог потом проговорить: «Как так? Я же все знал».
Обратите внимание! Когнитивную рассогласованность сложно не заметить. Как правило, это «взрывает мозг», лишает сна, «бесит» и т.д. Человека разрывает на две части. И это ощущается не только психологически, но и физически.
Заключение
«Не знаю, как лучше поступить», «Не понимаю, почему он это сделал», «Не могу определиться» – так обычно люди описывают состояние когнитивного диссонанса. Мы сталкиваемся с этим ежедневно. Отличается только специфика и масштаб дилемм. Избавление от дискомфорта невозможно без выбора. Рано или поздно приходится принимать решение. И теперь вы как никто другой знаете, что в случае с когнитивным диссонансом ничего не делать или делать вид, что все нормально, – это тоже выбор.
Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование”. Окончила Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Автор статей по семейной психологии и психологии личности
Когнитивный диссонанс: определение простыми словами
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня вы узнаете, что такое когнитивный диссонанс, что это простыми словами. Вам станут известны примеры этого состояния. Вы узнаете, как легче адаптироваться к ощущению дискомфорта, которое может возникать в ситуации, отличимой от привычной.
Общая информация
Когнитивный диссонанс , это нормальное состояние организма, которое являет собой ответную реакцию на что-то, что противоречит установленному мнению и стереотипам. Он не рассматривается, как патологический процесс и не является проявлением психического расстройства. С ним часто сталкиваются люди, которые активно познают окружающий мир, любят рассуждать и много читать.
Само понятие когнитивного диссонанса было разработано Леоном Фестингером в 1957 году. Американский психолог выдвинул две гипотезы, которые легли в основу идеи о развитии внутренних конфликтов.
- Человек, испытывающий когнитивный диссонанс, чувствует сильный дискомфорт, он стремится нормализовать свое состояние.
- Если личность ощущает сильнейшее неподобство при столкновении с конфликтной для себя ситуацией, то стремится впредь избегать обстоятельства, которые могут провоцировать этот дискомфорт.
Диссонанс в значительной степени влияет на действие, поведение и мышление каждого индивидуума. Он укрепляет идеи того, что от знаний и мировоззрение напрямую зависит, как будет действовать тот или иной человек в конкретной ситуации. Информация, который человек может оперировать влияет на его поведение, принятие решений, психическое состояние.
У человека по мере взросления формируется свое отношение к правилам, понятиям, ситуациям, закрепляются стереотипы, которые обусловлены влиянием людей и определенных факторов.
- Родители обучают ребенка в соответствии со своими взглядами на жизнь, собственными представлениями об обществе и мире. Так, например, в религиозной семье малыша приучают к единой вере. Когда он вырастает, может столкнуться с другими религиями, при этом ощутит когнитивный диссонанс, определенный дискомфорт.
- Общество. Законодательство страны, политическая обстановка, менталитет , все это влияет на формирование определенных установок. Причем, некоторые из них человеком осознаются, другие – нет. Когда кто-то оказывается в другой стране, которая сильно отличается от привычных мест, имеет другие обычаи, нормы, он сталкивается с диссонансом. То, что для него считалось приемлемым, тут таким не является и наоборот.
- Друзья и любовные отношения. Близкие люди способны оказывать серьезное влияние на восприятие человеком общества, мира и даже менять их радикальным способом. Такие действия также порождают возникновения когнитивного диссонанса. Человек ради любимого способен изменить своим взглядам и мировоззрению, чтоб его точка зрения совпадала с мнением избранника.
- Воспитатели и учителя. Люди, которые за пределами дома влияют на взросление детей, навязывают им свое видение окружающего.
- Коллектив. Все могут иметь различные точки зрения, чем влиять на мнение окружающих.
- Внутренние и внешние факторы. На изменение взглядов может повлиять трагедия или серьезный провал в любой сфере жизни, а также мнение кумиров и посторонних людей.
Возможные причины возникновения
Появление когнитивного конфликта может происходить на основе четырех факторов.
- Когда наблюдается логическое несоответствие старой информации с только что полученной. Например, ранее было сформировано ошибочное мнение, сейчас правда раскрылась.
- Различия в традициях, культуре, религиозных обычаях. Чем сильнее человек религиозен, тем больше будет ощутим дискомфорт в случае столкновения с чем-то непривычным.
- В ситуации, когда общепринятое мнение не совпадает с точкой зрения отдельного индивидуума. Например, когда человека убеждают в неправильном выборе хобби или в надобности избавления от вредных привычек.
- Конфликт информации, полученной на своем опыте и той, которая возникла в новой ситуации. В частности, когда былой опыт нельзя применить при схожих обстоятельствах.
Примеры
Предлагаю Вашему вниманию примеры когнитивного диссонанса.
- У человека умер близкий родственник, который был всегда готов прийти на помощь, родственники вспоминают умершего, как безупречного человека. И тут всплывает информация о том, что он совершил серьезное преступление в какой-то момент своей жизни. Это вызывает сильнейший шок для всех, кто его знал.
- Человек считает, что есть лягушек , это ужасно противно. Оказавшись в Париже, друзья предлагают попробовать лягушачьи лапки, он отказывается. Затем поступает предложение съесть их на спор. Человек соглашается, съедает и осознает, что был неправ, что данный деликатес достаточно вкусный.
- Поступление в университет. Перед преподавателями оказывается двое кандидатов, один из которых имеет золотую медаль, а другой , троечник. Профессора ожидают отличный результат от отличника и совсем ничего не ждут от слабого абитуриента. Однако, на экзамене первый допускает множество ошибок, тогда как второй дает все правильные ответы. У преподавателей в этот момент возникает когнитивный диссонанс.
Как побороть это состояние
- Нужно научиться менять поведение, исходя из обстоятельств.
- Человек должен уметь переубедить самого себя в своей неправоте при наличии провоцирующих факторов.
- Важно быть способным переоценить ситуацию, осознавать собственные ошибки и принимать свои недостатки.
- Избегать ситуаций, которые могут развить конфликт, спровоцировать дискомфорт.
- Важно научиться изменять свою поведенческую линию. Если возникает ощущение того, что поступок будет ошибочным, неправильным, расходящимся с убеждениями, то необходимо изменить свое поведение, возможно, и вовсе отказаться от действий.
- Если возникает чувство виновности, есть желание повысить мнение о том, что был совершен правильный поступок, то необходимо сменить личное восприятие ситуации.
- Можно дозировать поступающую информацию. Человек должен научиться воспринимать положительные моменты, не допуская возможный негатив. Нужно уходить от отрицательных эмоций или не воспринимать их серьезно.
- Важно научиться изучать ситуацию с разных точек зрения. Вникать во все факты, нюансы, менять восприятие, которое помогает формировать правильную линию поведения.
- Нужно научиться адаптироваться к новой действительности. Осознать, что любая ситуация может стать приемлемой.
Теперь Вы знаете, что собой представляет такое понятие, как когнитивный диссонанс. С ним сталкиваются все люди, однако, не каждый способен принять ситуацию, которая полностью противоречит его мнению или мировоззрению. Помните о том, что в редких случаях сильный дискомфорт может вызывать какие-то нарушения в психике, вызывать депрессию, апатию, поэтому важно развивать лабильность своей нервной системы и гибкость интеллекта.
Загрузка…когнитивность — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | когнити́вность | когнити́вности |
Р. | когнити́вности | когнити́вностей |
Д. | когнити́вности | когнити́вностям |
В. | когнити́вность | когнити́вности |
Тв. | когнити́вностью | когнити́вностями |
Пр. | когнити́вности | когнити́вностях |
ко-гни-ти́в-ность
Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -когнитив-; суффиксы: -н-ость.
Произношение
- МФА: [kəɡnʲɪˈtʲivnəsʲtʲ]
Семантические свойства
Значение
- спец.; свойство по значению прилагательного когнитивный ◆ Значение эстетической когнитивности общественных отношений в формировании целостности искусства.
Синонимы
Антонимы
- —
Гиперонимы
- способность
Гипонимы
- —
Родственные слова
Этимология
Происходит от прил. когнитивный, далее из лат. cognitio «познавание, узнавание», далее из cognoscere «познавать, узнавать», далее из cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе» + gnoscere (noscere) «познавать, знакомиться», из праиндоевр. *gno- «знать».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Когнитивность — Википедия
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».
Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).
Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.
Определениев кембриджском словаре английского языка
КОГНИТИВНЫЙ | Определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова .Когнитивный инструмент — EduTech Wiki
Эта статья или глава являются неполными, и их содержание требует дополнительного внимания. Некоторая информация может отсутствовать или быть неправильной, возможно, потребуется улучшить орфографию и грамматику, используйте свое суждение!
1 Определение
- Когнитивные инструменты относятся к обучению с помощью технологии (в отличие от обучения с помощью технологий). Йонассен (1994) утверждает, что «технологии, с экологической точки зрения Гибсона (1979), позволяют наиболее осмысленно мыслить при использовании в качестве инструментов».
- Когнитивные инструменты — это универсальные компьютерные инструменты, предназначенные для задействования и облегчения когнитивной обработки. […] Когнитивные инструменты можно рассматривать как набор инструментов, которые необходимы учащимся для прохождения когнитивного ученичества. […] Они поддерживают важнейшие процессы артикуляции и размышления, которые являются основой построения знания. Они (кляп, можно сказать?) Дают учащимся возможность думать более осмысленно и брать на себя ответственность за свои знания, а не воспроизводить знания учителя.Основная проблема, если мы примем эту концепцию технологий, состоит в том, что делать со всеми разработчиками инструкций … (Jonassen 1994).
- Когнитивные инструменты помогают учащимся в сложных когнитивных учебных мероприятиях и критическом мышлении. Эти инструменты контролируются учащимся в том смысле, что они сами конструируют свои знания, используя инструменты, а не запоминают знания. С этой точки зрения компьютерные системы являются «партнерами», которые стимулируют учащихся или группы учащихся максимально использовать свой познавательный потенциал.
- «Из-за интерактивного характера технологий и мощи их возможностей обработки информации Джонассен (1996) предлагает, чтобы когда студенты учились с помощью технологий, они превращались в« интеллектуальный инструмент ». Он определяет интеллектуальные инструменты как «компьютерные инструменты и учебную среду, которые были адаптированы или разработаны для работы в качестве интеллектуальных партнеров учащегося, чтобы задействовать и способствовать критическому мышлению и обучению более высокого уровня» (стр. 9). Используя общедоступное программное обеспечение (базы данных, электронные таблицы, электронную почту, мультимедиа, гипермедиа и др.), Учащиеся применяют технологии как для конструирования, так и для представления знаний.Эта концепция похожа на концепцию когнитивной технологии Пи (1985) как «… любое средство, которое помогает преодолеть ограничения разума, такие как память, в деятельности по мышлению, обучению и решению проблем» (стр. 168) . » (Boethel, Dimok, 1999: 17).
- «Когнитивные инструменты — это технологии, с помощью которых учащиеся взаимодействуют и думают при построении знаний, разработанные для того, чтобы привнести свой опыт в работу в рамках совместной системы обучения». (Ким и Ривз (2007: 224)
См. Также: Когнитивный артефакт и инструменты
2 Почему подход когнитивных инструментов?
По данным Шима и Ли (2006), Ладжуа (1993, стр.261) резюмировал, что когнитивные инструменты могут принести пользу учащимся, выполняя следующие функции:
- Поддержка когнитивных процессов, таких как память и метакогнитивные процессы
- Разделить когнитивную нагрузку, поддерживая когнитивные навыки более низкого уровня, чтобы ресурсы оставались для навыков мышления более высокого порядка
- Разрешить учащимся заниматься познавательной деятельностью, которая в противном случае была бы для них недоступна
- Разрешить учащимся генерировать и проверять гипотезы в контексте решения проблем
Давайте продолжим более длинную цитату из основного выступления Ривза (1999) на Ed-Media 1999:
Основой для использования интерактивных обучающих систем в качестве «когнитивных инструментов» (подход «с») является «когнитивная психология».«Компьютерные когнитивные инструменты были намеренно адаптированы или разработаны для работы в качестве интеллектуальных партнеров для обеспечения и облегчения критического мышления и обучения более высокого уровня. Примеры когнитивных инструментов включают: базы данных, электронные таблицы, семантические сети, экспертные системы, коммуникационное программное обеспечение, такое как программы телеконференций , интерактивные среды для совместной разработки знаний, программное обеспечение для создания мультимедиа / гипермедиа и языки компьютерного программирования.При подходе когнитивных инструментов интерактивные инструменты предоставляются непосредственно учащимся для использования для представления и выражения того, что они знают (Jonassen & Reeves, 1996).Сами учащиеся действуют как дизайнеры, используя программы в качестве инструментов для анализа мира, доступа к информации и ее интерпретации, систематизации своих личных знаний и представления того, что они знают другим. Основные принципы, которыми руководствуются при использовании интерактивных программ в качестве когнитивных инструментов для преподавания и обучения:
- Когнитивные инструменты будут наиболее эффективны, когда они будут применяться в конструктивистской среде обучения.
- Когнитивные инструменты позволяют учащимся создавать свои собственные представления знаний, а не усваивать представления, предвзятые другими.
- Когнитивные инструменты могут использоваться для поддержки глубокого рефлексивного мышления, необходимого для осмысленного обучения.
- Когнитивные инструменты имеют два типа важных когнитивных эффектов: те, которые связаны с технологиями с точки зрения интеллектуального партнерства, и те, которые связаны с технологиями, с точки зрения когнитивного остатка, который остается после использования инструментов.
- Когнитивные инструменты обеспечивают осознанное и сложное обучение, а не обучение без усилий, обещанное, но редко реализуемое другими нововведениями в обучении.
- Источником задач или проблем, к которым применяются когнитивные инструменты, должны быть учащиеся, руководимые учителями и другими ресурсами в учебной среде.
- В идеале задачи или проблемы для применения когнитивных инструментов должны располагаться в реалистичном контексте с результатами, которые имеют личное значение для учащихся.
- Использование мультимедийных строительных программ в качестве когнитивных инструментов задействует у учащихся многие навыки, такие как навыки управления проектами, исследовательские навыки, организационные и репрезентативные навыки, навыки презентации и навыки рефлексии.
- Исследования, касающиеся эффективности конструктивистских учебных сред, таких как микромиры, учебные среды в классах и виртуальные среды для совместной работы, показывают положительные результаты по широкому спектру показателей.
Эта более длинная цитата (извините) суммирует ключевые особенности «подхода к когнитивным инструментам», формализованного в конце девяностых: расширение прав и возможностей учащихся, ориентированное на проекты аутентичное и «осмысленное» обучение, компьютер как партнер и множество инструментов.
3 Проблемы и вызовы
(необходимо заполнить)
Использование когнитивных инструментов часто требует опыта, которым учащиеся не обязательно обладают.
Кроме того, оценка того, что изучается, часто выполняется в другом контексте, что является спорным, если придерживаться идеи, что когнитивные инструменты также являются профессиональными инструментами, т.е.е. связанных с практикой, которую необходимо изучить.
С другой стороны, некоторые когнитивные инструменты (например, симуляции) могут иметь такой эффект, что учащийся просто изучает инструмент (эффект видеоигры), а не то, что он может передать.
4 Когнитивные инструменты и система совместного обучения
Опираясь на концепции распределенного познания Саломона (1991,1993a, 1993c), Ким и Ривз (2007: 207) утверждают, что «учащийся, инструмент и деятельность образуют совместную систему обучения, и мировой опыт должен отражаться не только в инструменте, но и в учебной деятельности, в рамках которой учащиеся используют инструмент.”
Достаточно интересно, что Рабардель приводил аналогичный аргумент с точки зрения инструментовки: «Деятельность состоит из воздействия на объект с целью реализации цели и придания конкретной формы мотиву. Однако отношения между субъектом и объектом не прямые. Это предполагает посредничество третьей стороны: инструмент […] Инструмент нельзя путать с артефактом. Артефакт становится инструментом только благодаря активности субъекта. В этом свете, хотя инструмент явно является посредником между субъектом и объектом, он также состоит из субъекта и артефакта.”(Беген и Рабардель, 2000, стр.175). Другими словами, инструментирование связано с действием, то есть с тем, как технический объект используется в рамках деятельности и как он влияет на когнитивные схемы.
Теория деятельности, основанная на советской микросоциологии и психологии, также подчеркивает роль инструментов в системе деятельности. Участники деятельности изображаются как субъекты, взаимодействующие с объектами и другими субъектами для достижения желаемых результатов. Взаимодействие людей друг с другом и с объектами окружающей среды опосредовано использованием инструментов, правил и разделения труда.
Общим для этих подходов является идея о том, что человеческое познание опирается на (определенную) среду. В этом ракурсе познание распределено, хотя и в различных формах и в разной степени. Ким и Ривз (2007: 216) утверждают, что «когнитивная деятельность обычно отражает некоторые аспекты всех трех когнитивных распределений: социального, символического и физического. Например, мозговой штурм для идей в команде служит примером социального распределения познания среди людей. Рисование на доске диаграммы для визуализации обсуждаемых идей отражает их зависимость от символического и физического распределения.». Обратите внимание, что некоторые исследователи могут не согласиться с тем, что системы символов следует концептуализировать как часть распределенного познания, поскольку большинство когнитивных действий полагаются на процессы символов. С другой стороны, такие технологии, как компьютеры или бумага, допускают символические представления, которые не были бы использованы без этих носителей. Это тема, которая горячо обсуждалась в СМИ (первоначально Кларк против Козмы).
Компьютерные программы являются как символическими, так и физическими инструментами, то есть они представляют вещи и делают это, тем самым расширяя наши познавательные способности различными способами.У этих программ есть аффордансы, то есть свойства, на которые можно действовать. Они могут быть задуманы дизайнерами или нет, быть заметными или нет и т. Д. В большинстве случаев они требуют участия пользователя и различной степени опыта.
Согласно Ким и Ривз (2007: 218):
Таким образом, теоретические предположения о когнитивных инструментах, основанные на представлении распределенного познания, следующие:
- Познание распределяется между учеником (ами) и когнитивным инструментом;
- Способ распространения познания в первую очередь определяется намерениями разработчиков инструментов, т.е.е. возможности инструмента; и
- Затем на него может повлиять то, как учащиеся решат использовать его в конкретных ситуациях.
5 Типологии когнитивных инструментов
5.1 Йонассен и Карр
Согласно Киму и Ривзу (2007: 226), Джонассен и Карр (2000) предложили следующие классы «интеллектуальных инструментов»:
5.2 Ладжо и Дерри 1993a и 2000
Ким и Ривз (2007: 226) заметили, что в двух разных томах книги Computers as Cognitive Tools классификация изменилась, чтобы учесть новые парадигмы обучения.
- 1993
- Разработчики моделей (например, TAPS; Derry and Hawkes, 1993). «Разработчики моделей» определяются с точки зрения исследования ИТС, т.е. будет ли программное обеспечение моделировать студента
- Не моделисты (например, HyperAuthor; (Lehrer, 1993),
- и те, которые объединяют два (например, DARN; Schauble et al., 1993)
- 2000
- Инструменты, поддерживающие деятельность по наращиванию знаний (например, SCI-WISE; White et al., 2000)
- Инструменты, поддерживающие новые формы представления знаний (например,g., ДНК; Shute et al., 2000).
5,3 Ииёси Ханнифин и Ван 2005
Робертсон Б., Эллиот Л. и Робинсон Д. (2007). Обобщите роли когнитивных инструментов, примеров и конкретных технологий с помощью следующей таблицы, адаптированной из Iyoshi, et al, 2005. В ней перечислены 5 ролей когнитивных инструментов, за которыми следуют примеры и конкретные технологии, демонстрирующие каждую роль.
Роли когнитивных инструментов | Примеры | Конкретные технологии |
---|---|---|
И.Поиск информации: Эти инструменты позволяют учащимся находить и идентифицировать информацию в учебных ситуациях, требующих поиска информации. | Базы данных Поисковые системы | Google Yahoo |
II. Представление информации: Эти инструменты позволяют представить информацию в осмысленном и подходящем виде. | Графические организаторы Концептуальные карты | PowerPoint Word |
III.Организация знаний: Они поддерживают студентов, позволяя им использовать инструмент для установления отношений между информацией путем структурирования или реструктуризации информации путем манипулирования информацией. | Электронные таблицы Инструменты для презентаций | Inspiration Excel |
IV. Интеграция знаний: Такие инструменты позволяют студентам соединять новую информацию с предыдущими знаниями, поэтому студенты создают более крупную массив информации. | Картографические инструменты Моделирование | Обсуждения в Интернете Телеконференции |
- Источник : Когнитивные инструменты, Авторские права: Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5
5,4 Йонассен 2006
Шим и Ли (2006) резюмируют работу Йонассена (2006) Когнитивные инструменты для учителей в следующей таблице:
Тип | Описание | Примеры |
---|---|---|
База данных |
| Системы управления базами данных (СУБД) |
Концептуальная карта |
| Вдохновение |
Таблицы |
| Excel |
Инструменты моделирования |
| MacSpartan |
Структурированная компьютерная конференция |
| Электронная почта, Доска объявлений, Доска обсуждений |
- Источник : Когнитивные инструменты в классе, Авторские права: Attribution-NonCommercial-ShareAlike 2.5
5.5 Резюме
Даниэль К. Шнайдер считает, что, исходя из этих различных классификаций, можно выделить эти широкие категории когнитивных инструментов.
Эта классификация основана не на принципах, а скорее на том, что я считаю типичными группами использования в школах. По нашему опыту (здесь нужны более серьезные данные), наиболее популярными инструментами являются те, которые одновременно просты и знакомы из другого контекста и используются в необразовательных целях.
Ким и Ривз (2007) разработали более систематическую и продуманную схему классификации.Авторы выделяют следующие параметры:
- Интерактивность инструментов
- доставка информации, например мультимедийные презентации, сообщения на форуме
- разгрузка или поддержка задачи, например калькулятор, проверка ошибок
- поддержка познавательной деятельности человека
Примечание. Авторы настаивают на том, что в любом случае когнитивные инструменты следует рассматривать как партнеров, которые взаимодействуют с учащимися для создания знаний и требуют от учащихся мышления более высокого уровня.
- Специфика инструмента — уровни знаний (согласно Пателю и Гроену)
- общие знания, не зависящие от предметной области (например, творчество)
- зависящий от конкретной предметной области (точное знание и стратегии обработки конкретной предметной области)
- общий предметно-зависимый (общие знания предметной области, применимые к различным проблемам подобласти)
- Специфика инструмента — структура экспертизы
- знания, эл.грамм. факты или абстрактные правила
- функций, например поиск информации, выполнение правил, поддержка принятия решений
- представлений, например бетон (изоморфный), абстрактный (символический)
6 инструментов
В этом разделе следует проиндексировать связанные статьи, которые относятся к конкретным видам инструментов (еще не завершены!)
Когнитивные инструменты могут быть очень простыми, например текстовый процессор, который позволит учителю формировать процесс планирования деятельности ученика (можно писать схемы, использовать текст как зеркало и т. д.). Среди учителей также очень популярны бумажные инструменты, такие как интерактивные записные книжки или органайзеры, например см. творения на Pinterest или Учителя платят учителям
6.1 Форум + аргументация
- CSILE была исследовательской системой, которая теперь коммерциализирована как Форум знаний
- Fle3 — бесплатная педагогическая платформа, основанная на идеях CSILE
6.2 Совместные гипертексты
- Эта Wiki также используется в обучении, например студенты участвуют в письменной деятельности.В течение летнего семестра 2006 года несколько студентов участвуют в курсе, который предлагается только один раз и включает только письменных заданий.
6.3 Инструменты для систематизации идей
6.4 Инструменты для организации письменной деятельности
6.5 Профессиональный инструмент
6.6 Моделирование и построение микромира
6.7 Инструменты повышения производительности
7 звеньев
8 Ссылки
- Беген, Паскаль (2003), Дизайн как процесс взаимного обучения между пользователями и дизайнерами, Взаимодействие с компьютерами, том 15, выпуск 5, октябрь 2003 г., страницы 709-730.DOI: 10.1016 / S0953-5438 (03) 00060-2
- Беген и Рабардель, 2000. П. Беген и П. Рабардель, Проектирование для деятельности, опосредованной инструментами. Скандинавский журнал информационных систем 12 (2000), стр. 173-191.
- Бетел, Марта и К. Виктория Димок (1999). Создание знаний с помощью технологий: обзор литературы, SEDL, html / PDF / booklet
- Bransford, John D .; Brown, Ann L .; Кокинг, Родни Р. (2000) Технологии для поддержки обучения в Брансфорде, Джон Д.; Brown, Ann L .; Кокинг, Родни Р. (ред.), Как люди учатся: мозг, разум, опыт, стр. 206-230 ISBN 0309070368
- Bereiter, C. (2002). Образование и разум в обществе знаний. Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Дерри, С.Дж. И Хоукс, Л. (1993). Локальное когнитивное моделирование поведения при решении проблем: приложение нечеткой теории. В S.P. Lajoie and S.J. Дерри, изд., Компьютеры как инструменты познания, стр. 107-140. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс: Хиллсдейл, Нью-Джерси.
- Ииёси, Т., Ханнифин, М. Дж., И Ван, Ф. (2005). Когнитивные инструменты и обучение, ориентированное на учащихся: переосмысление инструментов, функций и приложений. Образовательные СМИ Интернэшнл, 42, 281-296.
- Йонассен, Д. Х. и Ривз, Т. К. (1996). Обучение с помощью технологий: Использование compu
Язык и когнитивное развитие вашего 14-месячного ребенка: скажите еще раз … и снова
Новое в этом месяце: скажите еще раз … и еще раз
В 14 месяцев ваш малыш понимает гораздо больше слов, чем может сказать. Ее разговорный словарный запас, вероятно, состоит из трех-пяти слов, обычно «мама», «дада» и еще одного простого слова, например, «мяч» или «собака», но она узнает значения новых слов каждый день. Когда она начнет добавлять слова в свой словарный запас, вы заметите, что она ищет возможности попрактиковаться в них.Например, как только она сможет сказать «собака», она будет искать собак повсюду — в книгах, на улице, на видео — просто чтобы указывать и повторять слово снова и снова.
Что вы можете сделать
Рифмы, джинглы и глупые песни очень популярны у малышей. Если ваш 14-месячный ребенок уже говорит несколько слов, поощряйте его готовность повторять за вами, напевая глупые или повторяющиеся песни, такие как «Мерцай, Мерцай, маленькая звездочка». По мере того, как она знакомится с припевами, она перебирает по одному слову за раз и, прежде чем вы это поймете, она будет петь всю песню вместе с вами.
Если ваш 14-месячный ребенок на данный момент не говорит много слов, вы можете помочь ему с двумя другими элементами овладения языком. Разговаривая с ребенком, меняйте тон, мимику и жесты рук — все это поможет ему понять значение ваших слов. Поддерживайте зрительный контакт, когда разговариваете с ней, чтобы она научилась вас слушать. И не торопите ее, когда она пытается использовать слова — терпеливо слушайте и смотрите ей в глаза.
Другие разработки: общение с помощью жестов, игры в прятки
Теперь, когда ваш малыш может обозначать свои потребности с помощью действий и слов, ожидайте, что он будет использовать «инструменты», которые помогут ему общаться.Она принесет вам свою куртку, чтобы вы знали, что она хочет выйти на улицу. Или она укажет на компакт-диск, который хотела бы послушать. Она изо всех сил пытается заставить вас понять, чего она хочет. И вы можете ожидать, что она будет повторять много слов, которые слышит, даже если она не знает их значения (так что, начиная с этого момента, вам нужно следить за тем, что вы говорите, чтобы ваш маленький попугайчик не повторил какие-либо ругательства!).
Игра в прятки по-прежнему очень интересна, особенно если ваш 14-месячный ребенок занимается поиском. Вот вариант, который наверняка вызовет много смеха: покажите малышу игрушку, затем спрячьте ее в карман и спросите, куда она ушла.У нее есть когнитивные способности, чтобы понять, что то, что игрушка скрывается из виду, не означает, что она исчезла. Она будет хихикать, обыскивая ваш карман, сумочку или рюкзак, чтобы увидеть, где вы спрятали игрушку. Вы также можете спрятать маленькие игрушки в ее собственные карманы и посмотреть, как весело она пытается их достать.
Смотрите все наши статьи о развитии малышей. .ognitive — Перевод на итальянский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Это намного ниже вашего когнитивного мышления .
Si trova molto al di sotto del processo ognitivo del pensiero.Когнитивная ошибка спровоцировала мой рефлекс Доброго Самаритянина.
Un errore cognitivo ha fatto scattare il mio Riflesso del Buon Samaritano.У пациентов с атеросклерозом также может развиться когнитивное нарушение , ведущее к сосудистой деменции.
Я pazienti con aterosclerosi Possono anche sviluppare il danno conoscitivo che piombo alla demenza vascolare.Выращивание кристаллов — это очень увлекательное занятие и познавательных химических опытов.
Crescita dei cristalli является уникальным напитком, который является большим химическим стимулятором и эспериенцем conoscitiva .Я активировал только ваши когнитивные подпрограммы и коммуникации.
Можно использовать только подпрограмму когнитивный и для общения.Меньшее количество решений снижает вероятность когнитивного паралича .
Meno Decisioni si Devono Prendere, Minore è la probabilità di paralisi ognitiva .Мы называем это когнитивным обращением репрессии .
Questa la chiamiamo «Inversione della Repressione ognitiva «.Он может отслеживать развитие мозга и когнитивную активность .
Può monitorare lo sviluppo del cervello e l’impegno ognitivo .Ее исследование исследует когнитивных способностей младенцев и детей младшего возраста.
La sua ricerca esplora le capacity когнитивный di neonati e dei bambini piccoli.Нейролептики не могут значительно улучшить негативные симптомы и когнитивную дисфункцию .
Gli antipsicotici, tuttavia, non riescono a migliorare importantamente i sintomi negativi e la disfunzione cognitiva .Недостаток сна может отрицательно повлиять на мозг и когнитивные функции .
La Privazione di sonno influenza negativamente il cervello e la sua funzione ognitiva .Кровоток имеет решающее значение для когнитивной способности ловкости.
Il flusso sanguigno является основой для destrezza ognitiva .Витамины группы B отлично подходят для когнитивной функции .
La vitamina B является отличным от функции когнитивный .Когнитивные способности Харрисона действительно только развиваются.
Le abilità когнитивный di Harrison hanno appena cominciato a svilupparsi.Эта игра развивает творческий потенциал и развивает когнитивных функций .
Это игра для творчества и создания функций когнитивных .Диагностика показывает пропуски зажигания на всех когнитивных процессорах .
La sua diagnosi ha mostrato degli inceppi nei suoi processori cognitivi .Их когнитивные способности оставались относительно стабильными во время терапии фенилбутиратом.
Le loro capacity когнитивный sono rimaste relativamente stabili durante la terapia con fenilbutirrato.Неспособность сосредоточиться может повлиять на когнитивных навыков.
L’incapacità di messa a fuoco può influenire sulle capacityà когнитивный .По словам Юнга, люди используют все четыре когнитивных функций.
Secondo Myers e Briggs, человек, использующий все и quattro le Funzioni когнитивных приложений.Вы можете начать терять когнитивных функций в течение нескольких недель.
Получите доступ к функции ognitiva nel giro di settimane. .