Когнитивный консонанс: КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — это… Что такое КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС?

КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — это… Что такое КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС?

КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС
(сognitive consonance)
Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

  • СУВЕРЕННЫЙ РИСК
  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Содержание

Смотреть что такое «КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС» в других словарях:

  • КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией …   Толковый словарь по социологии

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (англ. cognitive dissonance) переживание дискомфорта, возникающее из за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance) — Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность… …   Психологическая энциклопедия

КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — это… Что такое КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС?

КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС

англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
  • КОГОРТА

Смотреть что такое «КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС» в других словарях:

  • КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — (сognitive consonance) Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией …   Толковый словарь по социологии

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (англ. cognitive dissonance) переживание дискомфорта, возникающее из за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance) — Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность… …   Психологическая энциклопедия

КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — это… Что такое КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС?

КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС
— англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией.

Толковый словарь по социологии. 2013.

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
  • КОГОРТА МИГРАЦИОННАЯ

Смотреть что такое «КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС» в других словарях:

  • КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • КОГНИТИВНЫЙ КОНСОНАНС — (сognitive consonance) Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (англ. cognitive dissonance) переживание дискомфорта, возникающее из за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Когнитивный диссонанс (cognitive dissonance) — Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность… …   Психологическая энциклопедия

Когнитивный диссонанс и когнитивные искажения. Что такое когнитивный?

Дамы и Господа! За этими стенами вас никогда не коснется когнитивный диссонанс! Поэтому вам совершенно незачем знать, что это такое.
Виктор Пелевин. «Generation П»

Когнитивный — это значит познавательный, связанный с мышлением, работой мозга. Слово происходит от латинского слова cognitio — познание. Пример употребления: «При приеме алкоголя когнитивные способности снижаются — человек хуже соображает».

Когнитивная система человека — это мозг и органы чувств, с помощью которых мы познаем себя и мир вокруг.

Когнитивная психология — это направление в психологии, изучающее с опорой на эксперименты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Оно возникло в 1950-60-е годы, отчасти как ответ бихевиоризму и психоанализу.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызывают у человека противоречащие друг другу знания, установки и действия. Например, обман со стороны человека, которому мы привыкли доверять, провоцирует у нас шок и недоумение: как такое вообще может быть, может быть, это ошибка?

Термин «когнитивный диссонанс» придумал в 1957 году американский психолог Леон Фестингер. Человек стремится к связному, упорядоченному восприятию мира (консонансу), объяснял Фестингер. Поэтому мы страдаем, когда возникают очевидные противоречия, и стремимся избавиться от когнитивного диссонанса, избегаем ситуаций, где он возникает.

К примеру, курильщик хорошо знает, что табак вреден, но при этом продолжает курить. Это создает когнитивный диссонанс. А избавиться от него можно по-разному: либо бросить курить, либо убедить себя, что сигареты не так уж вредны, либо просто игнорировать неприятную информацию.

Фестингер делал из своей теории оптимистичный вывод: ощутив когнитивный диссонанс и разобравшись в его причинах, человек может измениться в лучшую сторону, поменять свое восприятие и поведение.

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не способен обрабатывать всю поступающую извне информацию, поэтому стремится упростить картину, объясняет нобелевский лауреат Даниел Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Поэтому легкое и понятное кажется нам правильным, а сложное и запутанное — ошибочным. Но в реальности, конечно, истина может быть сложной, а заблуждение — простым и «очевидным».

Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:

  • Ошибка атрибуции — стремление оправдывать собственные ошибки, но осуждать чужие промахи. Если кто-то опоздал на встречу, то мы считаем, что это непунктуальный человек. А если опоздали мы сами, то у нас, безусловно, были уважительные причины задержаться.

  • Генерализация частностей — стремление делать выводы на основе единичных событий. Если кто-то из близких человека погиб в авиакатастрофе, то этот человек начинает бояться самолетов, хотя шанс попасть в катастрофу остается минимальным.

  • Феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, что вещь, о которой человек недавно узнал, начинает попадаться ему повсюду. Например, вы прочли, что в этом сезоне модны белые брюки — и они сразу начинают бросаться вам в глаза на улице здесь и там.

  • Селективное восприятие — стремление верить только тем фактам, которые отвечают сложившимся ожиданиям. Если вы уверены, что коллега желает вам зла, то все его ошибки воспринимаются как намеренные, а все одолжения — как лицемерие.

  • Подчинение авторитету — готовность сходу согласиться, что наделенный властью человек прав, даже если его неправота очевидна. Страшные последствия этого искажения продемонстрировал печально известный эксперимент Милгрэма.

  • Эффект ореола — стремление по первому впечатлению судить о человеке или явлении и в дальнейшем. Например, если вы сначала узнали о новом знакомом что-то хорошее, то впоследствии даже отрицательные его черты будете оправдывать.

  • Эффект фрейминга — склонность по-разному реагировать на одну и ту же информацию, изложенную разными словами. Например, покупатели лучше отнесутся к «лекарству, эффективному в 50% случаев», чем к «лекарству, бесполезному в половине случаев» — хотя речь идет об одном и том же.

Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.

Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.

Читайте подробнее: Эффект якоря и эффект гориллы. 6 психологических ошибок, которые нами управляю

Теория когнитивного диссонанса — Психологос

Леон Фестингер - создатель теории когнитивного диссонанса

Леон Фестингер — создатель теории когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса — одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

В теории когнитивного диссонанса логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счёт изменения существовавших знаний или социальных установок. Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в неё знаний. По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс — это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) — мыслями, опытом, информацией и т. д. — при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях.

Леон Фестингер Введение в теорию диссонанса

Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. Конечно, не трудно найти исключения из этого правила. Так, некий человек может полагать, что чернокожие американцы ничем не хуже белых сограждан, однако этот же человек предпочел бы, чтобы они не жили с ним в ближайшем соседстве. Или другой пример: некто может считать, что дети должны вести себя тихо и скромно, однако он же испытывает явную гордость, когда его любимое чадо энергично привлекает внимание взрослых гостей. Подобные факты несоответствия между убеждениями и актуальным поведением (а оно порой может принимать достаточно драматичные формы) представляют научный интерес главным образом потому, что они резко контрастируют с распространенным мнением о тенденции к внутренней согласованности между когнитивными элементами. Тем не менее — и это достаточно твердо установленный самыми разными исследованиями факт — связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности.

Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.

Например, человек, убежденный в том, что университетское образование — это образец наиболее качественного образования, будет всячески побуждать своих детей поступать в университет. Ребенок, который знает, что вслед за проступком неминуемо последует наказание, будет стараться не совершать его или, по крайней мере, попытается скрыть содеянное. Все это настолько очевидно, что мы принимаем примеры такого поведения как должное. Наше внимание, прежде всего, привлекают различного рода исключения из последовательного в целом поведения. Человек может сознавать вред курения для своего здоровья, но продолжать курить; многие люди совершают преступления, полностью отдавая себе отчет в том, что вероятность наказания за эти преступления весьма высока.

Принимая стремление индивида к внутренней согласованности как данность, что же можно сказать о подобного рода исключениях? Очень редко случаи несогласованности признаются самим субъектом как противоречия в его системе знаний. Гораздо чаще индивид предпринимает более или менее успешные попытки каким-либо образом рационализировать подобное противоречие. Так, человек, который продолжает курить, зная, что это вредно для его здоровья, может рационализировать свое поведение несколькими способами. Он может считать, что удовольствие, которое получает от курения, слишком велико, чтобы его лишиться, или что изменения здоровья курильщика не столь фатальны, как утверждают врачи, ибо он все еще жив и здоров. И, наконец, если он бросит курить, то может прибавить в весе, а это тоже плохо для здоровья. Таким образом, привычку к курению он вполне успешно согласует со своими убеждениями. Однако люди не всегда столь успешны в попытках рационализации своего поведения; по той или иной причине попытки обеспечить согласованность могут быть неудачными. Здесь-то и возникает противоречие в системе знаний, что неизбежно ведет к появлению психологического дискомфорта.

Итак, мы подошли к тому, чтобы сформулировать основные положения теории. Однако, прежде чем сделать это, я хотел бы уточнить некоторые термины. Прежде всего, давайте заменим слово несоответствие термином меньшей логической коннотации, а именно: термином диссонанс.

Аналогичным образом вместо слова соответствие я буду употреблять более нейтральный термин консонанс. Формальное определение этих понятий будет дано ниже.

Итак, основные гипотезы я хочу сформулировать следующим образом.

  1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.
  2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.

Прежде чем перейти к подробному анализу теории диссонанса, необходимо разъяснить природу диссонанса как психологического феномена, характер концепции, с ним связанной, а также возможности ее применения и развития. Сформулированные выше основные гипотезы являются хорошей отправной точкой для этого. Их трактовка имеет предельно общее значение, поэтому термин диссонанс можно свободно заменить на иное понятие сходного характера, например, на голод, фрустрацию или неравновесие. При этом сами гипотезы будут полностью сохранять свой смысл.

Я предполагаю, что диссонанс, то есть существование противоречивых отношений между отдельными элементами в системе знаний, сам по себе является мотивирующим фактором. Когнитивный диссонанс может пониматься как условие, приводящее к действиям, направленным на его уменьшение (например, голод вызывает активность, направленную на его утоление). Это — совершенно иной вид мотивации, чем тот, с которым привыкли иметь дело психологи. Но, как мы увидим далее, это чрезвычайно сильный побудительный фактор.

Под термином знание я буду понимать любое мнение или убеждение индивида относительно окружающего мира, самого себя, своего собственного поведения.

Возникновение и устойчивость диссонанса

Когда и почему возникает диссонанс? Почему люди совершают поступки, которые не соответствуют их мыслям, которые противоречат убеждениям, входящим в их систему ценностей? Ответ на этот вопрос может быть найден при анализе двух наиболее типичных ситуаций, в которых возникает хотя бы сиюминутный диссонанс со знанием, мнением или представлением человека относительно собственного поведения.

Во-первых, это ситуации, когда человек становится очевидцем непредсказуемых событий или когда ему становится известна какая-либо новая информация.

Например, некий субъект планирует поездку на пикник в полной уверенности, что погода будет теплой и солнечной. Однако перед самым его выездом может начаться дождь. Так, знание о том, что идет дождь, будет противоречить его планам съездить за город.

Или другой пример. Представьте себе, что человек, совершенно уверенный в неэффективности автоматической коробки передач, случайно наталкивается на статью с убедительным описанием ее преимуществ. И снова в системе знаний индивида пусть на короткое мгновение, но возникнет диссонанс.

Даже в отсутствие новых, непредвиденных событий или информации диссонанс, несомненно, является феноменом каждодневным. Очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых. Очень мало в жизни ситуаций настолько очевидных, чтобы мнения о них не были бы до некоторой степени смесью противоречий. Так, некий американский фермер-республиканец может быть не согласен с позицией его партии по поводу цен на сельскохозяйственную продукцию. Человек, покупающий новый автомобиль, может отдать предпочтение экономичности одной модели и в то же время с вожделением смотреть на дизайн другой. Предприниматель, желающий выгодно вложить свободные денежные средства, хорошо знает, что результат его капиталовложения зависит от экономических условий, находящихся вне пределов его личного контроля. В любой ситуации, которая требует от человека сформулировать свое мнение или сделать какой-либо выбор, неизбежно создается диссонанс между осознанием предпринимаемого действия и теми известными субъекту мнениями, которые свидетельствуют в пользу иного варианта развития событий. Спектр ситуаций, в которых диссонанс является почти неизбежным, довольно широк, но наша задача состоит в том, чтобы исследовать обстоятельства, при которых диссонанс, однажды возникнув, сохраняется какое-то время, то есть ответить на вопрос, при каких условиях диссонанс перестает быть мимолетным явлением. Для этого рассмотрим различные возможные способы, с помощью которых диссонанс может быть уменьшен. А в качестве примера используем случай с заядлым курильщиком, который однажды столкнулся с информацией о вреде курения.

Возможно, он прочитал об этом в газете или журнале, услышал от друзей или от врача. Это новое знание будет, конечно, противоречить тому факту, что он продолжает курить. Если гипотеза о стремлении уменьшить диссонанс верна, то каким в этом случае будет поведение нашего воображаемого курильщика?

Во-первых, он может изменить свое поведение, то есть бросить курить, и тогда его представление о своем новом поведении будет согласовано со знанием того, что курение вредно для здоровья.

Во-вторых, он может попытаться изменить свое знание относительно эффектов курения, что звучит достаточно странно, но зато хорошо отражает суть происходящего. Он может просто перестать признавать то, что курение наносит ему вред, или же он может попытаться найти информацию, свидетельствующую о некоей пользе курения, тем самым уменьшая значимость информации о его негативных последствиях. Если этот индивид сумеет изменить свою систему знаний каким-либо из этих способов, он может уменьшить или даже полностью устранить диссонанс между тем, что он делает, и тем, что он знает.

Достаточно очевидно, что курильщик из приведенного выше примера может столкнуться с трудностями в попытке изменить свое поведение либо свое знание. И именно это является причиной того, что диссонанс, однажды возникнув, может достаточно долго сохраняться. Нет никаких гарантий того, что человек будет в состоянии уменьшить или устранить возникший диссонанс. Гипотетический курильщик может обнаружить, что процесс отказа от курения слишком болезнен для него, чтобы он мог это выдержать. Он может попытаться найти конкретные факты или мнения других людей о том, что курение не приносит такого уж большого вреда, однако эти поиски могут закончиться и неудачей. Тем самым, этот индивид окажется в таком положении, когда он будет продолжать курить, вместе с тем хорошо сознавая, что курение вредно. Если же подобная ситуация вызывает у индивида дискомфорт, то его усилия, направленные на уменьшение существующего диссонанса, не прекратятся.

Определения понятий: диссонанс и консонанс

Оставшаяся часть этой главы будет посвящена более формальному представлению теории диссонанса. Я буду стараться формулировать положение этой теории в максимально точных и однозначных терминах. Но так как идеи, которые лежат в основе этой теории, до сих пор еще далеки от окончательного определения, некоторые неясности будут неизбежны.

Термины диссонанс и консонанс определяют тот тип отношений, которые существуют между парами «элементов». Следовательно, прежде чем мы определим характер этих отношений, необходимо точно определить сами элементы.

Эти элементы относятся к тому, что индивид знает относительно самого себя, относительно своего поведения и относительно своего окружения. Эти элементы, следовательно, являются знаниями. Некоторые из них относятся к знанию самого себя: что данный индивид делает, что он чувствует, каковы его потребности и желания, что он вообще представляет собой и т.п. Другие элементы знания касаются мира, в котором он живет: что доставляет данному индивиду удовольствие, а что — страдания, что является несущественным, а что — важным и т. д.

Термин знание использовался до сих пор в очень широком смысле и включал в себя явления, обычно не связываемые со значением этого сло-ва, — например, мнения. Человек формирует какое-либо мнение только в том случае, если полагает, что оно истинно и, таким образом, чисто психологически не отличается от «знания», как такового. То же самое можно сказать относительно убеждений, ценностей или установок, которые служат достижению определенных целей. Это ни в коем случае не означает, что между этими разнородными терминами и явлениями нет никаких важных различий. Некоторые из таких различий будут приведены ниже. Но для целей формального определения все эти явления — суть «элементы знания», и между парами этих элементов могут существовать отношения консонанса и диссонанса.

Другими словами, элементы знания соответствуют по большей части тому, что человек фактически делает или чувствует, и тому, что реально существует в его окружении. В случае мнений, убеждений и ценностей реальность может состоять в том, что думают или делают другие; в иных случаях действительным может быть то, с чем человек сталкивается на опыте, или то, что другие сообщают ему.

Нерелевантные отношения

Два элемента могут просто не иметь ничего общего между собой. Иными словами, при таких обстоятельствах, когда один когнитивный элемент нигде не пересекается с другим элементом, эти два элемента являются нейтральными, или нерелевантными, по отношению друг к другу.

В центре нашего внимания будут находиться только те пары элементов, между которыми возникают отношения консонанса или диссонанса.

Релевантные отношения: диссонанс и консонанс

Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому.

Сейчас мы можем перейти к тому, чтобы сделать попытку более формального концептуального определения.

Давайте рассмотрим два элемента, которые существуют в знании человека и релевантны по отношению друг к другу. Теория диссонанса игнорирует существование всех других когнитивных элементов, которые являются релевантными к любому из двух анализируемых элементов, и рассматривает только эти два элемента отдельно. Два элемента, взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, если отрицание одного элемента следует из другого. Можно сказать, что Х и Y находятся в диссонантном отношении, если не-Х следует из Y. Так, например, если человек знает, что в его окружении находятся только друзья, но, тем не менее, испытывает опасения или неуверенность, это означает, что между этими двумя когнитивными элементами существует диссонантное отношение. Или другой пример: человек, имея крупные долги, приобретает новый автомобиль; в этом случае соответствующие когнитивные элементы будут диссонантными по отношению друг к другу. Диссонанс может существовать вследствие приобретенного опыта или ожиданий, либо по причине того, что считается приличествующим или принятым, либо по любой из множества других причин.

Побуждения и желания также могут быть факторами, определяющими, являются ли два элемента диссонантными или нет. Например, человек, играя на деньги в карты, может продолжать играть и проигрывать, зная, что его партнеры являются профессиональными игроками. Это последнее знание было бы диссонантным с осознанием его собственного поведения, а именно того, что он продолжает играть. Но для того чтобы в данном примере определить эти элементы как диссонантные, необходимо принять с достаточной степенью вероятности, что данный индивид стремится выиграть. Если же по некоей странной причине этот человек хочет проиграть, то это отношение было бы консонантным.

Приведу ряд примеров, где диссонанс между двумя когнитивными элементами возникает по разным причинам.

  1. Диссонанс может возникнуть по причине логической несовместимости. Если индивид полагает, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, пригодный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отрицание содержания одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.
  2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обычаев. Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального банкета. Диссонанс возникает по той простой причине, что именно данная культура определяет, что прилично, а что нет. В другой культуре эти два элемента могут и не быть диссонантными.
  3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Так. если человек — демократ, но на данных президентских выборах голосует за республиканского кандидата, когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, являются диссонантными по отношению друг к другу, потому что фраза «быть демократом» включает в себя, по определению, необходимость поддержания кандидатов демократической партии.
  4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем. Если бы можно было представить себе человека, который никогда не попадал под дождь, то указанные знания не были бы диссонантными.

Этих примеров достаточно для того, чтобы проиллюстрировать, как концептуальное определение диссонанса может использоваться эмпирически, чтобы решить, являются ли два когнитивных элемента диссонантными или консонантными. Конечно, ясно, что в любой из этих ситуаций могут существовать другие элементы знания, которые могут быть в консонантном отношении с любым из двух элементов в рассматриваемой паре. Тем не менее, отношение между двумя элементами является диссонантным, если, игнорируя все остальные элементы, один из элементов пары ведет к отрицанию значения другого.

Степень диссонанса

Один очевидный фактор, определяющий степень диссонанса, — это характеристики тех элементов, между которыми возникает дисонантное отношение. Если два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, то степень диссонанса будет прямо пропорциональна важности данных когнитивных элементов. Чем более значимы элементы для индивида, тем больше будет степень диссонантного отношения между ними. Так, например, если человек дает десять центов нищему, хотя и видит, что этот нищий вряд ли по-настоящему нуждается в деньгах, диссонанс, возникающий между этими двумя элементами, довольно слаб. Ни один из этих двух когнитивных элементов не является достаточно важным для данного индивида. Намного больший диссонанс возникает, например, если студент не стремится подготовиться к очень важному экзамену, хоть и знает, что уровень его знаний является, несомненно, неадекватным для успешной сдачи экзамена. В этом случае элементы, которые являются диссонантными по отношению друг к другу, гораздо более важны для данного индивида, и, соответственно, степень диссонанса будет значительно большей.

Достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которое человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется, по крайней мере, один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим «поведенческим» элементом.

Даже совершенно тривиальные знания, как, например, осознание необходимости воскресной прогулки, весьма вероятно, будут иметь некоторые элементы, диссонирующие с этим знанием. Человек, вышедший на прогулку, может сознавать, что дома его ждут какие-либо неотложные дела, или, например, во время прогулки он замечает, что собирается дождь, и так далее. Короче говоря, существует так много других когнитивных элементов, релевантных по отношению к любому данному элементу, что наличие некоторой степени диссонанса — самое обычное дело.

Давайте рассмотрим теперь ситуацию самого общего рода, в которой может возникнуть диссонанс или консонанс. Принимая на время в рабочих целях то, что все элементы, релевантные по отношению к рассматриваемому когнитивному элементу, одинаково важны, мы можем сформулировать общую гипотезу. Степень диссонанса между данным конкретным элементом и всеми остальными элементами когнитивной системы индивида будет прямо зависеть от количества тех релевантных элементов, которые являются диссонантными по отношению к рассматриваемому элементу. Таким образом, если подавляющее большинство релевантных элементов являются консонантными по отношению к, скажем, поведенческому элементу когнитивной системы, то степень диссонанса с этим поведенческим элементом будет небольшой. Если же доля элементов, консонантных по отношению к данному поведенческому элементу, будет гораздо меньшей, нежели доля элементов, находящихся в диссонантном отношении с данным элементом, то степень диссонанса будет значительно выше. Конечно, степень общего диссонанса будет также зависеть от важности или ценности тех релевантных элементов, которые имеют консонантные или диссонантные отношения с рассматриваемым элементом.

Уменьшение диссонанса

Существование диссонанса порождает стремление к тому, чтобы уменьшить, а если это возможно, то и полностью устранить диссонанс. Интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Другими словами, диссонанс действует ровно таким же образом, как мотив, потребность или напряженность. Наличие диссонанса приводит к действиям, направленным на его уменьшение, точно так же, как, например, чувство голода ведет к действиям, направленным на то, чтобы устранить его. Чем больше степень диссонанса, тем больше будет интенсивность действия, направленного на уменьшение диссонанса, и тем сильнее будет выражена склонность к избеганию любых ситуаций, которые могли бы увеличить степень диссонанса.

Чтобы конкретизировать наши рассуждения относительно того, каким образом может проявиться стремление к уменьшению диссонанса, необходимо проанализировать возможные способы, с помощью которых возникший диссонанс можно уменьшить или устранить. В общем смысле, если диссонанс возникает между двумя элементами, то этот диссонанс может быть устранен посредством изменения одного из этих элементов. Существенным является то, каким образом эти изменения могли бы быть осуществлены. Существует множество возможных способов, с помощью которых этого можно достичь, что зависит от типа когнитивных элементов, вовлеченных в данное отношение, и от общего когнитивного содержания данной ситуации.

Изменение поведенческих когнитивных элементов

Когда диссонанс возникает между когнитивным элементом, относящимся к знанию относительно окружающей среды, и поведенческим когнитивным элементом, то он может быть устранен только посредством изменения поведенческого элемента таким образом, чтобы он стал консонантным с элементом среды. Самый простой и легкий способ добиться этого состоит в том, чтобы изменить действие или чувство, которое этот поведенческий элемент представляет. Принимая, что знание является отражением реальности, полагаем, что если поведение индивида изменяется, то когнитивный элемент (или элементы), соответствующий этому поведению, меняется аналогичным образом. Этот способ уменьшения или устранения диссонанса является очень распространенным. Наши поведение и чувства часто изменяются в соответствии с полученной новой информацией. Если человек выехал за город на пикник и заметил, что начинается дождь, он вполне может просто вернуться домой. Существует достаточно много людей, бесповоротно отказавшихся от табака, как только они узнали, что это очень вредно для здоровья.

Однако далеко не всегда бывает возможным устранить диссонанс или даже существенно его уменьшить, только изменяя соответствующее действие или чувство. Трудности, связанные с изменением поведения, могут быть слишком велики, либо же, например, само это изменение, совершенное с целью устранения некоего диссонанса, может, в свою очередь, породить целое множество новых противоречий. Эти вопросы ниже будут рассмотрены более подробно.

Изменение когнитивных элементов окружающей среды

Точно так же как можно изменить поведенческие когнитивные элементы, изменяя поведение, которое они отражают, иногда возможно изменить когнитивные элементы среды посредством изменения соответствующей им ситуации. Конечно, этот процесс является более трудным, чем изменение поведения, по той простой причине, что для этого нужно иметь достаточную степень контроля над окружающей средой, что встречается достаточно редко.

Изменить среду с целью уменьшения диссонанса гораздо проще в том случае, когда диссонанс связан с социальным окружением, чем тогда, когда он связан с физической средой.

Если изменяется когнитивный элемент, а некая реалия, которую он представляет в сознании индивида, остается неизменной, то должны использоваться средства игнорирования или противодействия реальной ситуации.

Например, человек может изменить свое мнение о неком политическом деятеле, даже если его поведение и политическая ситуация остаются неизменными. Обычно для того, чтобы это могло произойти, человеку бывает достаточно найти людей, которые согласятся с ним и будут поддерживать его новое мнение. Вообще, для формирования представления о социальной реальности необходимы одобрение и поддержка со стороны других людей. Это один из основных способов, с помощью которого знание может быть изменено. Легко заметить, что в случаях, когда бывает необходима подобная социальная поддержка, наличие диссонанса и, как следствие, стремление изменить когнитивный элемент приводят к различным социальным процессам.

Добавление новых когнитивных элементов

Итак, мы установили, что для полного устранения диссонанса необходимо изменение определенных когнитивных элементов. Понятно, что это не всегда возможно. Но даже если полностью устранить диссонанс нельзя, всегда можно его уменьшить, добавляя новые когнитивные элементы в систему знаний индивида.

Например, если существует диссонанс между когнитивными элементами, касающимися вреда курения и отказа бросить курить, то общий диссонанс можно уменьшить добавлением новых когнитивных элементов, согласующихся с фактом курения. Тогда при наличии подобного диссонанса от человека можно ожидать активного поиска новой информации, которая могла бы уменьшить общий диссонанс. При этом он будет избегать той информации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс. Легко догадаться, что данный индивид получит удовлетворение от чтения любого материала, ставящего под сомнение вред курения. В то же время он критично воспримет любую информацию, подтверждающую негативное воздействие никотина на организм.

Сопротивление уменьшению диссонанса

Если бы никакие когнитивные элементы системы знаний индивида не оказывали сопротивления изменению, то не было бы и оснований для возникновения диссонанса. Мог бы возникнуть кратковременный диссонанс, но если когнитивные элементы данной системы не сопротивляются изменениям, то диссонанс будет немедленно устранен. Рассмотрим главные источники сопротивления уменьшению диссонанса.

Пределы увеличения диссонанса

Максимальный диссонанс, который может существовать между любыми двумя элементами, определяется величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента. Как только степень диссонанса достигнет своего максимального значения, наименее стойкий когнитивный элемент изменится, тем самым устраняя диссонанс.

Это не означает, что степень диссонанса часто будет приближаться к этому максимально возможному значению. Когда возникает сильный диссонанс, степень которого меньше, чем величина сопротивления изменениям, свойственного любому из его элементов, уменьшение этого диссонанса для общей когнитивной системы вполне может быть достигнуто за счет добавления новых когнитивных элементов. Таким образом, даже в случае наличия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в системе может сохраняться на довольно низком уровне.

Рассмотрим в качестве примера человека, который истратил значительную сумму денег на приобретение нового дорогого автомобиля. Представим себе, что после совершения этой покупки он обнаруживает, что двигатель этого автомобиля работает плохо и что его ремонт обойдется очень дорого. Более того, оказывается, что эксплуатация этой модели гораздо дороже, чем эксплуатация других автомобилей, и вдобавок ко всему, его друзья утверждают, что этот автомобиль просто безвкусен, если не сказать уродлив. Если степень диссонанса станет достаточно большой, то есть соотносимой с величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента (который в данной ситуации, скорее всего, будет элементом поведенческим), то этот индивид может, в конце концов, продать автомобиль, несмотря на все неудобства и финансовые потери, связанные с этим.

Теперь давайте рассмотрим противоположную ситуацию, когда степень диссонанса для индивида, купившего новый автомобиль, была достаточно большой, но все-таки меньше, чем максимально возможный диссонанс (то есть меньше величины сопротивления изменению, свойственного наименее стойкому к изменениям когнитивному элементу). Ни один из существующих когнитивных элементов, следовательно, не изменился бы, но этот индивид мог бы сохранять степень общего диссонанса достаточно низкой посредством добавления новых знаний, являющихся консонантными с фактом владения новым автомобилем. Этот индивид мог бы прийти к заключению, что мощность и ходовые характеристики автомобиля более важны, нежели его экономичность и дизайн. Он начинает ездить быстрее, чем обычно, и совершенно убеждается в том, что способность развивать высокую скорость является самой важной характеристикой автомобиля. С помощью подобных знаний этот индивид вполне мог бы преуспеть в поддерживании диссонанса на незначительном уровне.

Заключение

Основная суть теории диссонанса, которую мы описали, довольно проста и в краткой форме состоит в следующем:

  1. Могут существовать диссонантные отношения или отношения несоответствия между когнитивными элементами.
  2. Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения.
  3. Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта.
  4. Клуб distant-nik Как разобраться в себе и в людях

3 способа избавиться от неприятного напряжения

Когнитивный диссонанс возникает, когда мы должны сделать выбор между несколькими альтернативами, обладающими одновременно и привлекательными и отталкивающими чертами, т.е., переживая внутренний мотивационный конфликт.

Понятие «когнитивный диссонанс» введено американским психологом Леоном Фестингером (1957). Согласно этой теории, мы чувствуем напряжение (диссонанс), когда две мысли или два убеждения (когниции) психологически несовместимы. Это происходит, когда мы решаемся сказать или сделать что-то, в отношении чего у нас смешанные чувства. Чаще теорию когнитивного диссонанса используют для объяснения поведения, вызванного  рассогласованием между поступком и убеждениями.

Что такое когнитивный диссонанс?

Диссонанс в таких случаях – это неприятное напряжение, возникающее вследствие несоответствия какого-либо поведенческого акта, в котором мы участвуем, нашим установкам. Переживая диссонанс, человек ощущает потребность уменьшить или устранить его, и, тем самым, избавиться от неприятного напряжения. Существует три способа достижения консонанса.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Первый способ – аннулировать, или изменить поведение таким образом, чтобы оно соответствовало убеждениям. Этот способ часто бывает невозможно осуществить, поскольку поступок уже совершен.

Второй способ – игнорирование диссонанса или конструирование правдоподобных оправданий, позволяющих объяснить поступок влиянием внешних сил.

Третий способ достижения консонанса – такое изменение убеждений, чтобы новые установки оправдывали поведение.

Исследования когнитивного диссонанса позволили выявить некоторые психологические закономерности его протекания. Знание этих закономерностей позволяют осуществлять целенаправленное влияние на установки и убеждения людей.

Закономерности протекания диссонанса, следующего за принятием решения. Когнитивный диссонанс возникает, когда мы должны сделать выбор между несколькими альтернативами, обладающими одновременно и привлекательными и отталкивающими чертами, т.е., переживая внутренний мотивационный конфликт.

Переживание одновременно и притяжения и отталкивания называется состоянием амбивалентности. После принятия решения все положительные стороны отвергнутой альтернативы и все отрицательные аспекты выбранной альтернативы становятся несовместимыми с принятым решением, что всегда создает когнитивный диссонанс.

Чаще всего для уменьшения диссонанса люди склонны преувеличивать достоинства принятой альтернативы и недостатки отвергнутой. Эта тенденция действует особенно сильно в случаях, когда выбор осуществлялся из альтернатив, близких по привлекательности и выбор воспринимался как добровольный. Если после принятия решения человек сталкивается с мнением, высказываемым в пользу отвергнутой им альтернативы, он чувствует угрозу возвращения амбивалентности и неприятных напряжений диссонанса.

Для достижения консонанса в такой ситуации человек приписывает оппоненту негативные личностные качества, правдоподобно объясняющие, почему он выбрал «неправильную» альтернативу. Эту закономерность называют экстернализацией внутренних конфликтов, и именно она часто оказывается причиной резко негативного отношения к людям, высказывающим альтернативные мнения.

Поведение, противоречащее установкам, часто является причиной смены установок. Когда человек, обладающий определенным убеждением, совершает действие, противоречащее этому убеждению, возникает когнитивный диссонанс. Поскольку уже совершенное действие отменить невозможно, консонанс может быть достигнут либо вытеснением воспоминания об этом действии из сознания, либо конструированием (атрибутированием) правдоподобной причины (случайность, вынужденость и др.), либо изменением исходного убеждения.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

В эмпирических исследованиях выявлен целый ряд факторов, повышающие вероятность изменения установки после осуществления несовместимого с ней поведения (Фестингер, Карлсмит 1959; Аронсон 1963; Линдер, Купер 1967 и др.).

1. Поведение должно быть необычным, непривычным (раньше этого никогда не делал).

2. Награда, обещанная за поведение, не должна быть настолько высокой, чтобы послужить оправданием поступку (действует не из-за награды).

3. Не должно складываться впечатления, что он действует ради избегания угрозы (не из страха перед наказанием или лишением награды).

4. Поступок воспринимается человеком, как совершенный в результате свободного выбора.

5. Чем больше человек проявляет настойчивость и преданность самостоятельно избранной линии поведения, тем вернее изменятся его установки.

6. Диссонанс и вызываемые им изменения установок возрастают, если человек мог предвидеть или предвидел последствия своего поступка и когда он считает, что несет за них ответственность.

7. Если осуществление поведения требует существенных усилий и затрат, он скорее будет его оправдывать, изменяя свои убеждения.

Теория когнитивного диссонанса позволяет, таким образом, прогнозировать последствия поведения, не соответствующего установкам, и разрабатывать стратегии воздействия на вредные и неконструктивные установки. Эта теория опровергает широко распространенные житейские представления о том, что меры принуждения являются эффективным средством воспитания. Угроза применения наказания за невыполнение требований, противоречащих убеждению человека, или обещание награды за их выполнение не приводит к изменению убеждений.

Если человек подчиняется требованию под влиянием внешнего давления, его поведение может измениться, но эти изменения будут непрочными, неустойчивыми, поскольку он объяснит их влиянием внешних сил, которыми он не может противостоять. Установки изменяются тем больше, чем меньше человек воспринимает себя действующим под давлением.

Теория когнитивного диссонанса послужила толчком к разработке методов недирективного воздействия на убеждения, используемых в пропаганде, рекламе, педагогике, психотерапии.опубликовано econet.ru.

Литература:

  • Социальная психология Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс – СПб.: Питер, 2004.
  • Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб.: Питер, 2000.

Николай Васильев

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — что такое в Энциклопедии социологии
Смотреть что такое КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС в других словарях:

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (лат. dissonans — нестройно звучащий, cognitio — знание, познание) — концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на че… смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии , объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных действий. Теория К.Д. одна из *теорий соответствия*, основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Впервые сформулирована Ф. Хайдером (1944). Модель когнитивного поля субъекта описывается понятием баланса ситуации, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений. Основываясь на теории Хайдера, Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентаций, т.е. балансу в группе. Ч. Осгуд и П. Танненбаум предприняли попытку предсказать изменение отношения, которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры в зависимости от их интенсивности по определенной шкале. Собственно разработка теории К.Д. принадлежит Л. Фестингеру (1957): Д. понимается как существование отношения несоответствия между когнициями (знание, представление, мнение) в пределах социальной общности. Д. проявляется как неудовлетворительное оправдание выбора, которое ведет к нарушению психологического комфорта. В свою очередь, обнаружение явлений К.Д. приводит к стремлению понизить (минимизировать) возникшие рассогласования (несоответствия) или к избеганию ситуаций, в которых Д. может повыситься. В 1970-е *диссонансные эффекты* были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем. В настоящее время теория К.Д. занимает одно из первых мест в исследовании закономерностей социального поведения и оказания коммуникативного воздействия в условиях массовой коммуникации. Н.В. Радкевич… смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(от лат. cognitio — знание + dissonans — разнозвучный) — состояние психического дискомфорта, вызванное одновременным наличием в психике субъекта против… смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или… смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(от лат. cognitio – знание и dissonans – разнозвучный) – состояние психического дискомфорта, вызванное одновременным наличием, одновременной актуализацией в психике субьекта противоречивых, взаимоисключающих потребностей, мотивов деятельности, дошедших порой до уровня внутреннего конфликта, выход из которого личность находит путем рационализации, сосуществования противоречащих, логически несовместимых выводов. Например, идея честного служения Отечеству может сосуществовать с желанием и реальным осуществлением чего-то незаконного. Сосуществование взаимоисключающих потребностей, мотивов в психике без ее перенапряжения, без патопсихических изменений возможно благодаря работе защитных механизмов. Преодоление к.д. может быть достигнуто и путем изменения первоначального мотива. Термин введен американским психологом Л. Фестингером…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(cognitive dissonance) случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению, диссонансные познания существуют тогда, когда убеждение А предполагает отрицание убеждения В. Например, *Курение вызывает рак легких* является диссонансным по отношению к *Я курю*. Диссонанс может быть уменьшен посредством приспособления обоих убеждений. Убеждение А могло бы корректироваться игнорированием медицинских отчетов, подтверждающих убеждение, и уделением особого внимания скептическим отчетам, а убеждение В — менее частым курением или употреблением табака с низким содержанием канцерогенных веществ…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

cognitive dissonance), состояние неприятного возбуждения, испытываемого людьми, занимающими непоследовательную позицию, или теми, чье поведение не соответствует их убеждениям. Согласно теории К.д., убеждения людей определяются психолог, потребностями, а ту или иную позицию их вынуждает занимать поведение, а не наоборот. В своей кн. Теория когнитивного диссонанса (1962) Леон Фестингер предположил, что люди, вынужденные действовать вопреки своим убеждениям, часто меняют их, стремясь избавиться от чувства диссонанса. Так, курильщик может рационально объяснять свою привычку, пренебрегая доводами о вреде курения для здоровья. … смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

COGNITIVE DISSONANCE) Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера заключается в том, что люди находят неприемлемым диссонанс или отсутствие соответствия между своими установками или между установками и поведением, поскольку испытывают потребность в согласованности и гармонии, и будут пытаться устранить его, изменяя свое знание или дополняя его. Например, если члены культа, ожидающего прибытия пришельцев на летающих тарелках, обнаружат, что тарелки не прибыли в назначенный день, это несоответствие заставит их либо пересмотреть свои убеждения, либо каким-либо образом объяснить неудачу предсказания. Лит.: Festinger(1957) … смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

– эмоциональное состояние конфликта, если индивид имеет не согласующиеся между собой знания или установки, а также если его внешнее поведение расходится с его убеждениями. Это может дать изменение установок или убеждений, может повести к отказу от определенного поведения. Ср. человек, вовлекаемый в практику взяточничества или воровства, постепенно может подвести оправдание под это свое поведение. Ср. ситуацию в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова, будучи весьма религиозной, вынуждена заниматься проституцией…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(сognitive dissonance)Состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относите… смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

эмоциональный дискомфорт, возникающий в ситуациях, когда существует несогласованность в установках, знании или возникает конфликт между убеждениями и внешним поведением. Например, если объективное знание о себе противоречит сложившейся самооценке или возникает диссоциация между усвоенными нравственными нормами и противоречащим им поступками. В первом случае игнорируется негативное знание о себе, во втором наступает изменение в системе нравственных ценностей. См. Когнитивного диссонанса теория…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванное конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к другим мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

-явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и она стремится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Эмоциональное состояние, возникающее, когда у человека одновременно имеются некоторые установки или знания, несогласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями и внешним поведением. Считается, что разрешение такого конфликта является основой для изменения установок, при котором радикально меняется система убеждений с тем, чтобы прийти в соответствие с поведением…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (англ. cognitive dissonance) — переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса.<br><br><br>… смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

Теория, основанная на понятии, что людям необходима внутренняя согласованность их убеждений, установок и действий. Если они не согласованы, возникает внутреннее противоречие — диссонанс — от которого необходимо избавиться. Для избавления от диссонанса люди часто меняют свои убеждения, приводя их в соответствие со своими поступками…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

(англ. cognitive dissonance) — переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

психическое состояние, вызванное противоречием между потребностями и интересами как мотивами деятельности и самой, но вынужденной деятельностью (Л.Фестингер)…. смотреть

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

когнитивный диссонанс сущ., кол-во синонимов: 1 • неадекватное состояние (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС

интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (COGNITIVE DISSONANCE)

Психологическая энциклопедия

Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге «Теория когнитивного диссонанса» (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность или консонанс между парами релевантных когниций, где под когницией понимается любое знание или представление субъекта о себе, своем поведении или окружении. Когниций X и Y находятся в отношениях диссонанса, «если не-Х следует из Y»; предполагается, что такой диссонанс будет вызывать «психол. дискомфорт» и создавать давление, побуждающее субъекта как к уменьшению диссонанса, так и к избеганию ситуаций или информ., к-рая могла бы увеличить этот диссонанс.Фестингер указывал, что сила давления, побуждающая к уменьшению диссонанса, по-видимому, является функцией его величины, где величина диссонанса, вносимого данной когницией, зависит от важности, приписываемой ей самой и др.релевантным когнициям, и от соотношения релевантных когниций, находящихся в диссонансе. Диссонанс может быть снижен путем изменения одной из диссонирующих когниций, путем уменьшения важности самого диссонанса или добавлением новой информ., к-рая согласуется с одной из противоречащих когниций или к.-л. образом «примиряет» оба диссонирующих элемента. Предполагается, что диссонанс вызывает когнитивную активность субъекта, направленную на устранение этого диссонанса.В этом месте следует отметить неск. важных моментов. Во-первых, Фестингер постулировал давление или тенденцию к уменьшению диссонанса; собственно попытка его устранения может и не приводить к успеху. В связи с этим Фестингер утверждает, что «при наличии диссонанса можно наблюдать попытки к его устранению. Если такие попытки завершаются неудачей, можно наблюдать симптомы психол. дискомфорта». Во-вторых, попытки уменьшить диссонанс могут оказываться неудачными из-за сопротивления когниций к изменению; напр., изменение к.-л. когниций может вступать в противоречие с реальностью или приводить к преобразованию др. консонансов в диссонансы; изменение тж может оказываться болезненным или невозможным, или к.-л. поведение может оказываться в высшей степени удовлетворительным в др. отношениях. Наконец, как указали последующие исследователи, теория Фестингера относится к психол., а не к формально-логической противоречивости: т. е. утверждения «Я курю» и «Курение вызывает рак» будут вызывать диссонанс лишь при условии, что данный курильщик боится заболеть раком.Фестингер указывал на существование определенных индивидуальных различий в том, как и в какой степени люди реагируют на диссонанс, и предполагал существование континуума, отражающего «толерантность к диссонансу». В неск. исслед. было продемонстрировано, что имеющиеся на данный момент личностные шкалы могут служить для оценки переменных-модераторов, опосредующих реакции на диссонанс.В заключение следует отметить, что наиболее сильная сторона теории К. д. тж оказалась и ее слабостью, т. е. постулирование когнитивных механизмов оказало значительное эвристическое влияние, но рез-ты разраб. на основе этой теории эксперим. процедур оказались подвержены альтернативным интерпретациям. Предпринимаемые в настоящее время попытки раскрыть роль состояний возбуждения и причастность Я-концепции дают надежды на прояснение этой теории и более полное раскрытие ее потенциала.См. также Когнитивная сложность, Восприятие (перцепция), Самоосуществляющиеся пророчества, УдивлениеДж. Б. Кэмпбелл… смотреть

когнитивное согласие — это … Что такое когнитивное согласие?
  • Когнитивный диссонанс — Лиса и виноград Эзопа. Когда лиса не может достать виноград, он решает, что не хочет их в конце концов. Это пример формирования адаптивного предпочтения, которое служит для снижения когнитивного диссонанса. [1] … Википедия

  • Созвучие и диссонанс — О психических явлениях см. Когнитивный диссонанс. Для стилистического устройства, часто используемого в поэзии, см. Литературное согласие.В музыке созвучие (латинский com, с + sonare, чтобы звучать) — это гармония, аккорд или интервал, считающийся стабильным, как …… Wikipedia

  • Когнитивные ограничения на композиционные системы — Когнитивные ограничения на композиционные системы Фреда Лердала приводит в качестве примера огромного разрыва между композиционной системой и познаваемым результатом Пьера Бульеса «Le Marteau sans Maître» (1955), хотя он мог бы проиллюстрировать так же, как ну с… Википедия

  • когнитивная согласованность — Опыт удержания мыслей, установок или действий, которые не являются взаимно противоречивыми.Когнитивная согласованность и полярность несоответствия, а также согласие против диссонанса и баланс против дисбаланса, были…… Словарь социологии

  • когнитивный диссонанс — основная когнитивная теория, предложенная в «Теории когнитивного диссонанса» (1957). Теория обращается к конкурирующим, противоречивым или противоположным элементам познания и поведения: например, почему люди продолжают курить, когда они знают, что…… Словарь социологии

  • диссонанс — [disɔnɑ̃s] n.е. • 1320, репри 1450; бас лат. диссонанция 1 ♦ Mus. Intervalle qui appelle une resolution, без согласия гармоника; Les Notes ответственных лиц. Интервал между второстепенными, временными и частными интервалами…… Encyclopédie Universelle

  • Теория избирательного воздействия — это теория коммуникации, утверждающая, что люди предпочитают подвергаться аргументам, поддерживающим их позицию, а не тем, которые поддерживают другие позиции. Это обсуждалось учеными в области коммуникации на протяжении десятилетий.Так как чрезмерное количество СМИ … Википедия

  • Теория установления повестки дня — утверждает, что средства массовой информации оказывают большое влияние на аудиторию, с точки зрения того, какие сюжеты следует считать достойными освещения, а также какую значимость и место им дать. [1] Основной постулат теории постановки повестки дня — передача значимости. Передача отличия… Википедия

  • Музыкальная память — Музыкальная память — это способность запоминать музыкальную информацию, такую ​​как мелодичный контент и другие последовательности тонов или тонов.Различия между лингвистической памятью и музыкальной памятью привели исследователей к теоретизированию … … Википедия

  • Dissonance — Pour le film français, voir Dissonances. Музыка, диссонанс (антоним консонанса), диссонанс, ансамбль сыновей с промежутками времени, производное впечатление, нестабильное, противоречащее нотам (спор)…… Wikipédia en Français

  • Дейл Пурвес — Родился 11 марта 1938 года (1938 03 11) (73 года)… Википедия

  • ,

    Когнитивная теория диссонанса

    С тех пор, как Фестингер опубликовал свою теорию когнитивного диссонанса, были проведены сотни исследований на эту тему. Обзор этих исследований выявляет три основные парадигмы или модели, которые обычно используются для исследования предсказаний, основанных на теории: «Свободный выбор», «Принудительное / вынужденное соответствие» и «Обоснование усилий».

    Основное различие между этими моделями связано с типом ситуации, используемой для возникновения когнитивного диссонанса.В последующем обсуждении классический пример каждой парадигмы кратко описан в качестве примера.

    Свободный выбор

    Выбор между двумя или более альтернативами почти всегда создает диссонанс.Зачем? Потому что жизнь сложна. Мы почти никогда не сталкиваемся с ситуациями чисто черного или белого цвета. У каждого возможного курса действий обычно есть преимущества и недостатки. Выбор одного из другого неизбежно приводит к диссонансу, так как мы вынуждены отказаться от преимуществ варианта, который мы отказались, принимая при этом недостатки выбранного нами варианта. Этот тип ситуации известен как конфликт с множественным подходом, поскольку мы сталкиваемся с несколькими вариантами, каждый из которых имеет свои аспекты, которые нам нравятся, а также аспекты, которые мы хотим избежать.Чем сложнее решение, тем больший диссонанс он создает.

    Рассмотрим этот пример. Допустим, у вас есть выбор между проживанием на первом и третьем этажах небольшого жилого дома. Если вы решите жить на третьем этаже, у вас будет прекрасный вид на окружающие холмы, но вы будете испытывать трудности с подъемом на три лестничных пролета. Если вы живете на первом этаже, у вас будет легкий доступ к вашей квартире, но нет никакого вида.В любом случае вы будете испытывать диссонанс из-за несоответствия между тем, что вы хотите, и тем, что у вас есть.

    Брем (1956) Исследование

    Метод : В этом исследовании женщин попросили оценить обычные товары для дома, такие как тостер и радио, по шкале от 1 (наименее желательно) до 8 (наиболее желательно).После оценки каждого продукта участникам сказали, что они могут взять один из двух продуктов в качестве бесплатного подарка. Некоторым участникам был предоставлен простой выбор: им пришлось выбирать между двумя предметами, которым они дали очень разные оценки, в то время как другим был предоставлен трудный выбор: им приходилось выбирать между предметами, которые они оценивали очень близко. После выбора участников попросили оценить предметы еще раз. Ожидалось, что участники в трудном состоянии будут испытывать больше диссонанса, чем те, кто находится в легком состоянии, поскольку им приходилось выбирать между вариантами, которые в целом были одинаково привлекательными.

    Результаты : Как и предсказывалось, те, кто находился в легком состоянии (низкий диссонанс), не сильно меняли свои оценки, но те, кто находился в трудном состоянии (высокий диссонанс), значительно повышали свой рейтинг выбранного элемента и снижали свой рейтинг отклоненных. пункт. Они преувеличили разницу между этими двумя предметами, чтобы оправдать сделанный ими выбор и тем самым уменьшить их диссонанс. Эта тенденция преувеличивать положительные аспекты выбранной альтернативы и минимизировать привлекательность отвергнутой альтернативы называется «распространением альтернатив».«Он часто используется для уменьшения диссонанса, который мы испытываем после принятия трудного решения.

    Индуцированное соответствие

    Диссонанс обычно возникает, когда люди вынуждены или вынуждены вести себя так, что они не соответствуют их убеждениям и взглядам.Например, если задание класса требует обсуждения против позиции, в которую вы твердо уверены, вы, вероятно, почувствуете себя некомфортно. Точно так же, если ваша работа заключается в том, чтобы рекламировать и говорить о продукте, который вам действительно не нравится, справедливо предположить, что вы испытаете некоторое количество диссонанса.

    Фестингер и Карлсмит (1959) Исследование

    Метод : участников этого исследования попросили выполнить две скучные задачи.Одна задача заключалась в многократном размещении катушек на лотке и вне его, в то время как другая задача заключалась в повороте колышков на вешалке, один за другим. После этого участникам было предложено сказать ожидающему участнику (фактически стороннику эксперимента), что задания были действительно веселыми и приятными. Некоторым участникам предлагали 1 доллар за это, в то время как другим предлагали 20 долларов, что в 1950-е годы было довольно неплохой суммой. Перед отъездом всех участников попросили оценить задания, исходя из того, насколько они были веселыми и приятными.

    Результаты : Вы можете ожидать, что те, кто получил больше денег, оценили задачи как более приятные, но произошло обратное! Зачем? Все участники испытали бы несоответствие между тем, как они действительно чувствовали (задания были скучными) и тем, что они были вынуждены сказать (задания были веселыми). Однако те, кто находился в состоянии 20 долларов, испытывали гораздо меньше диссонанса, потому что они могли добавить третье познание, чтобы устранить несоответствие: «Мне заплатили много денег за то, что задания были веселыми.«Для других участников 1 доллар был недостаточен для оправдания лжи. Чтобы устранить несоответствие, они изменили одно из своих представлений, убедив себя в том, что задачи действительно были интересными, а значит, и их более высокие оценки».

    Обоснование усилий

    Был ли у вас когда-нибудь опыт вкладывать много времени и энергии во что-то, только чтобы потом понять, что это не стоило всех усилий? Если это так, вы, вероятно, знакомы с неприятным ощущением диссонанса, которое может возникнуть в такой ситуации.

    Возможно, вы действительно усердно работали, потратили много денег и уехали далеко от дома, чтобы попасть в программу психологии с самым высоким рейтингом. После трех месяцев программы, к большому сожалению, вы обнаружите, что вам совсем не нравится изучать психологию! Учитывая, что было бы невозможно отменить все эти усилия, вы можете согласиться на следующую лучшую вещь — оправдать свои усилия, убедив себя, что это действительно того стоило: «Психология не была таким плохим выбором в конце концов…. знания, которые я сейчас получаю, могут быть применены ко многим другим областям … это действительно отличная основа, на которой можно строить любую карьеру «… все, что нужно, чтобы спать ночью …

    Исследование Аронсона и Миллса (1959)

    Метод : В этом исследовании студентки из Университета Миннесоты были приглашены присоединиться к сексуальной дискуссионной группе.Однако им сказали, что сначала они должны будут пройти скрининг-тест. Некоторым участникам было назначено низкое смущение, которое включало чтение вслух распространенных слов, связанных с полом, таких как «ласки», «любовь» и «проститутка». Другие были назначены в тяжелое состояние смущения, которое включало чтение вслух более непристойных четырехбуквенных слов, а также явный сексуальный отрывок. После этого участникам сказали, что они смогут присоединиться к группе на следующей неделе, но они могли прослушать первое обсуждение группы через наушники.Затем участники слушали чрезвычайно скучную дискуссию о сексе у низших животных, которая была ранее поставлена ​​и записана исследователями. После прослушивания записи участников попросили оценить членов группы и обсуждение.

    Результаты : Участники, которые прошли тест «смущения», дали гораздо более положительные оценки, чем те, кто испытал более мягкую версию теста.Для тех, кто находился в состоянии «высокого смущения», знание того, что 1) «Я только что прошел очень неловкий тест, чтобы присоединиться к этой группе» не соответствовало тому, что 2) «Группа чрезвычайно скучная». Поскольку было невозможно изменить тот факт, что они уже прошли тест, лучшим способом уменьшения диссонанса было развитие более благоприятного отношения к группе. Те, кто находился в состоянии «низкого смущения», испытывали гораздо меньше диссонанса, потому что им не нужно было прилагать столько усилий или терпеть столько же дискомфорта, чтобы присоединиться к группе.Поэтому им было очень мало необходимости менять свое восприятие группы.

    ,
    Когнитивный диссонанс — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
    «Лиса и виноград» Эзопа. Когда лиса не может достать виноград, он решает, что не хочет их в конце концов. Рационализация (оправдание) часто связана с уменьшением беспокойства по поводу конфликтующих познаний.

    Когнитивный диссонанс — это концепция социальной психологии. Это дискомфорт, испытываемый человеком, который одновременно придерживается противоречивых идей, убеждений или ценностей. В этом состоянии люди могут чувствовать удивление, страх, вину, гнев или смущение.Реагируя на это неприятное состояние, люди имеют мотивационное стремление уменьшить диссонанс. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера была разработана, чтобы предсказать и объяснить, как люди реагировали на эту ситуацию. [1]

    Теория когнитивного диссонанса гласит, что у людей есть склонность искать согласие между своими ожиданиями и реальностью. По словам Фестингера, люди участвуют в процессе, который он назвал «снижением диссонанса». Это можно получить одним из трех способов:

    1. понижение важности одного из противоречивых факторов,
    2. добавление согласных элементов или
    3. меняет один из диссонирующих факторов. [2] Этот уклон проливает свет на иное загадочное, иррациональное и даже разрушительное поведение.

    Люди, находящиеся в диссонансе, могут изменить свои чувства, мысли или воспоминания, чтобы они меньше конфликтовали. Однако часто они этого не делают, а вместо этого намеревались манипулировать социальной сценой вокруг них, чтобы их смущение было меньше. Например, они могут попытаться объяснить диссонанс более широкой теорией, или они могут активизировать свои усилия по убеждению и публичности, чтобы другие присоединились к ним в своих убеждениях.

    Книга Фестингера Когда Пророчество не сработало — это история о том, как лидер культа отреагировал на провал своего пророчества о гибели. [3]

    Фестингер и его сообщники прочитали интересную статью в местной газете: «Пророчество с планеты Кларион: зови в город: беги от потопа». Пророчество пришло от Дороти Мартин (1900–1992), чикагской домохозяйки, которая экспериментировала с автоматическим письмом. Ранее она была вовлечена в движение Дианетики Л. Рона Хаббарда, и ее культ включал идеи из того, что должно было стать Саентологией. [4]

    Группа верующих предприняла шаги, которые показали их приверженность этой вере. Они оставили работу, колледж и супругов и отдали деньги и имущество. Они готовились к отъезду на летающей тарелке, которая должна была спасти группу правоверных. Она утверждала, что получила сообщение от вымышленной планеты по имени Кларион. Эти сообщения показали, что перед рассветом 21 декабря 1954 года мир закончится большим наводнением.

    После того, как предсказание не сработало, Дороти Мартин покинула Чикаго после того, как ей угрожали арестом и невольным обязательством.Позже она основала Ассоциацию Сананды и Саната Кумары. Под именем «Сестра Тедра» она продолжала практиковать ченнелинг и участвовать в группах контактеров до своей смерти в 1992 году. [5] Ассоциация действует по сей день.

    Последовательность событий [изменить | изменить источник]

    Фестингер и его коллеги проникли в группу Мартина и сообщили о следующей последовательности событий:

    • До 20 декабря. Группа избегает гласности. Интервью даются только неохотно.Доступ к ее дому возможен только для тех, кто может убедить группу в том, что они настоящие верующие. Группа развивает систему убеждений, предоставляемую автоматической записью с планеты Кларион, чтобы объяснить детали катаклизма, причину его возникновения и то, каким образом группа будет спасена от катастрофы.
    • 20 декабря. Группа ожидает, что посетитель из космоса призовет их в полночь и сопроводит их к ожидающему космическому кораблю. Как указано в инструкции, группа делает все возможное, чтобы снять все металлические предметы с лиц.По мере приближения полуночи отбрасываются молнии, бюстгальтеры и другие предметы. Группа ждет.
    • 12:05, 21 декабря. Посетителей нет. Кто-то в группе замечает, что другие часы в комнате показывают 11:55. Группа соглашается, что еще не полночь.
    • 12:10 Вторые часы бьют полночь. До сих пор нет посетителя. Группа сидит в ошеломленном молчании. Сам катаклизм не более семи часов.
    • 4:00 утра Группа сидела в ошеломленном молчании.Несколько попыток найти объяснения потерпели неудачу. Один участник начинает плакать.
    • 4:45 утра Еще одно сообщение автоматическим письмом отправляется Мартину. По сути, в нем говорится, что Бог Земли решил избавить планету от разрушения. Катаклизм был отменен: «Маленькая группа, сидящая всю ночь напролет, распространяла так много света, что Бог спас мир от разрушения».
    • , 21 декабря. Газеты называются; собеседования разыскиваются. В обратном направлении своей прежней неприязни к публичности, группа начинает срочную кампанию по распространению своего послания среди максимально широкой аудитории.

    Опыт поддержал идею, что у группы действительно была склонность искать согласие между их ожиданиями и действительностью. Фактически, события окончательно доказали ложность их идей, но группа реорганизовала их объяснения, чтобы причинить себе минимальную психологическую боль.

    1. ↑ Фестингер Л. [1957] 1985. Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния: издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0131-8, мягкая обложка ISBN 0-8047-0911-4
    2. ↑ Карлсон, Нил Р.И Хет, С. Дональд. 2010. Психология: наука о поведении . 4-е изд, Пирсон, Канада: Торонто.
    3. ↑ Фестингер, Леон; Генри В. Риккен и Стэнли Шахтер, 1956 год. Когда пророчество не сработало: социально-психологическое исследование современной группы, которая предсказала разрушение мира . Университет Миннесотской Прессы. ISBN 1-59147-727-1. Переиздано в 2008 году компанией Pinter & Martin с предисловием Эллиота Аронсона, ISBN 978-1-905177-19-6
    4. ↑ Бейнбридж, Уильям Симс и Родни Старк, 1979.Формирование культа: три совместимые модели. Социологический анализ . 40 (4): 90. JSTOR [1]
    5. ↑ Это действия, совершаемые медиумами в спиритизме.
    ,

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *