Контрольный вопрос это: ВОПРОС КОНТРОЛЬНЫЙ — это… Что такое ВОПРОС КОНТРОЛЬНЫЙ?

Содержание

Как придумать хороший секретный вопрос

В интернете достаточно просто найти список секретных вопросов, но нелегко найти ХОРОШИЕ секретные вопросы. Я привел примеры хороших, средних и посредственных вопросов. Я также привел сравнение хороших вопросов и разбивку по типам вопросов.

Что определяет степень надежности секретного вопроса? Ниже приведены мои критерии и некоторыми разъяснениями.

Ответ на хороший секретный вопрос:

  1. Безопасен: не может быть легко угадан, подобран перебором вариантов или отыскан
  2. Неизменен: не меняется со временем
  3. Запоминаем
  4. Очевиден или прост

1. Безопасен: не может быть легко угадан, подобран перебором вариантов или отыскан

Наиболее важная характеристика хорошего секретного вопроса это безопасность. Вопрос не должен подвергать риску защищаемый объект. Хороший секретный вопрос должен иметь ответ который нелегко предположить, разгадать или подобрать и таким образом блокировать несанкционированный доступ к учетной записи.

Хороший секретный вопрос удовлетворять ряду требований и иметь высокую энтропию. В общем виде это значит что число возможных ответов должно быть очень велико и вероятность случайного выбора правильного ответа очень низка. Когда вы придумаете вопрос с высокой энтропией, правильный ответ сможет дать только человек знающий ответ наверняка.

Ответ не должен быть находимым через поиск или исследование (как например девичья фамилия матери, дата рождения, имя или фамилия, номер телефона, номер машины, адрес, кличка питомца). Вопрос должен иметь множество вероятных ответов с низкой возможностью предположения. Ответы также не должны быть известны членам семьи, друзьям и близким, бывшим супругам или второй половине.

Примеры плохих секретных вопросов:
  • Какой ваш адрес?
  • Какой ваш номер телефона?
  • Какая девичья фамилия вашей матери?
Примеры неплохих секретных вопросов:
  • О какой работе вы мечтали в детстве? (Если верный ответ «Космонавт» — то вопрос не очень хорош)
  • Как звали мальчика или девочку которую вы впервые поцеловали? (Ответы вроде «Оля», «Коля» легко подбираются, «Маргарита Орлова» подбирается намного тяжелей)

Дополнительно можно комбинировать несколько вопросов в одном, тем самым увеличивая количество возможных ответов и уменьшая возможность подбора правильного ответа.

Например:

  • Какая кличка, порода и цвет вашего питомца?
  • Какой город, область и район вашего места рождения?

Обратной стороной этого приема является усложнение неизменности правильного ответа.

2. Неизменен: не меняется со временем

Примеры плохих секретных вопросов:
Метод контрольных вопросов (Control Question Test – Cleve Backster)

               Метод Контрольных Вопросов (далее по тексту – МКВ) в том, виде в котором он используется повсеместно, изобретён американским исследователем Кливом Бакстером (Cleve Backster, 1959). Грувер Кливлэнд «Клив» Бакстер мл. (Grover Cleveland «Cleve» Backster, Jr.) родился 27 февраля 1924, умер 24 июня 2013 года. Американский полиграфолог, работал в ЦРУ США, был руководителем одного из комитетов Академии криминалистистических наук, впоследствии открыл Школу детекции лжи Бакстера в Сан-Диего, Калифорния, США. В ходе профессиональной деятельности К. Бакстер предложил ввести понятие “контрольного” или “сравнительного” вопроса. Он разработал основы применения Метода Контрольных Вопросов, собственные техники “сравнения зон”.  И для объективной оценки полиграмм предложил цифровой обсчёт.

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ (CONTROL QUESTION TEST – CQT, CLEVE BACKSTER, 1959)

           Идеи, лежащие в основе МКВ, вначале тридцатых годов двадцатого века предложил изобретатель прообраза современного полиграфа Леонард Килер (Leonard Keeler, 1903-1949) разработавший, так называемые, стим-тест и тест «пика напряжения». Также Л. Килер в г. Чикаго Соединённых Штатов Америки впервые в мире организовал учебное заведение по подготовке специалистов по опросам с использованием полиграфа. Теперь это Chicago Polygraph Institute (CPI), Чикагский институт полиграфа, который в настоящее время является аккредитованным учреждением, осуществляющим комплексную подготовку полиграфологов для частного, общественного и правоохранительного секторов по всему миру.

Авторство идеи Метода контрольных вопросов?

           Однако, несмотря на то, что в мире автором и основным идеологом Метода контрольных вопросов принято считать К. Бакстера справедливо будет отметить, что есть публикации, в частности «John E. Reid, A Revised Questioning Technique in Lie-Detection Tests, 37 J. Crim. L. & Criminology 542 (1946-1947)», свидетельствующие о том, что основные принципы Метода контрольных вопросов изложены ещё в 1946 году американским полиграфологом Джоном Э. Ридом (John E. Reid).

             В указанной публикации он уже тогда предлагает вопросы «сравнения». В своей профессиональной деятельности Д.Э. Рид был одним из самых успешных следователей США. Джоном Э. Ридом (John E. Reid) был впервые описан так называемый “Метод девяти шагов допроса” или Reid-Техника допроса, который представляет собой метод допроса подозреваемых, при котором используются приёмы, позволяющие оценить достоверность показаний допрашиваемого лица без использования полиграфа. Последователи Рида утверждают, что Reid-техника допроса полезна при извлечении информации из подозреваемых, которые не желают проходить полиграф, и что в данной технике допроса отсутствуют элементы принуждения. Однако критики Рида обвинили метод в недостоверности и ненаучности, утверждая что применение Reid-технике позволяет обвинить непричастных к преступлению лиц, особенно детей.

           Термин “Рейд Техника” является зарегистрированной торговой маркой фирмы Джон Э. Рид и Associates, которая предлагает учебные курсы по указанному методу. И хотя этот метод широко используется правоохранительными органами в Северной Америке, он до сих пор подвергается жёсткой критике за факты в истории его применения, где признаки ложных показаний были выявлены у непричастных подозреваемых.

Метод контрольных вопросов – основной принцип

            Для своего времени революционный Метод (МКВ) построен на сравнении психофизиологических реакций на два, в паре предъявляемых вопроса – контрольного и значимого («комплекса вины», релевантного или проверочного). Значимым или проверочным называется вопрос, непосредственно относящийся к теме расследуемого события, в некоторых случаях вопрос, поставленный инициатором ПФИ.

           Контрольный вопрос конструируется полиграфологом исходя из потребности понять характер реакции на значимый вопрос. Контрольный вопрос подбирается таким образом, чтобы при его предъявлении в паре с значимым вопросом, лицо причастное к проверяемому событию или имеющее осведомлённость о нем, давало большую психофизиологическую реакцию на значимый вопрос. А лицо непричастное к событию или неосведомлённое о деталях расследуемого события, давало бы большую реакцию на контрольный вопрос.  При этом одной из важнейших методических особенностей Метода Контрольных Вопросов является то, что контрольные вопросы носят вспомогательный характер и используются для сравнительной оценки вызываемых ими реакций с реакциями на проверочные вопросы (п), ориентированные на решение задач ПФИ.

       В тесте, составленном по Методу Контрольных Вопросов, сами вопросы по факту являются вербальными стимулами, направленными на то, чтобы вызвать психофизиологическую реакцию тестируемого и сравнить эти реакции между собой.

Применение метода МКВ в СССР – историческая справка

        Одной из первых официальных методик опроса с использованием полиграфа в нашей стране, тогда ещё в СССР, в которой был использован в качестве основного Метод Контрольных Вопросов (МКВ) был Тест оценки значимости версий (ТОЗВ), разработанный заместителем начальника лаборатории №30 КГБ СССР Носковым В.К. Как сообщает д.ю.н., к.п.н.  Холодный Ю.И.: “Будучи тестом методики контрольных вопросов (далее – МКВ), ТОЗВ был создан с целью снижения “обвинительного уклона”, присущего этой методике и ориентирован на использование общих признаков устанавливаемого события, представляющего интерес для органов розыска, дознания или следствия…(Методические средства судебно-психофизиологической экспертизы с применением полиграфа, Журнал “Юридическая психология” №2, 2014 г., стр.29).

Модификации МКВ
         На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов использования Метода Контрольных Вопросов в России предложен группой российских учёных, описанный ими в патенте “Способ диагностики расстройств сексуальных предпочтений” (RU 2406441).

        Авторами “Способа диагностики расстройств сексуальных предпочтений” являются: профессор, руководитель лаборатории судебной сексологии ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ, доктор медицинских наук Введенский Георгий Евгеньевич; старший научный сотрудник Лаборатории сексологии Отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ФГБУ “Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского” Минздрава России, кандидат медицинских наук Каменсков Максим Юрьевич; профессор, руководитель отдела судебно-психиатрических экспертиз в уголовном процессе ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава РФ, доктор медицинских наук Ткаченко Андрей Анатольевич.

         Авторами разработан способ, позволяющий в ходе судебной сексолого-психиатрической экспертизе парафилий, наряду с научной сексолого-психиатрической диагностикой провести психофизиологическую диагностику с использованием полиграфа.

         При этом, авторами в использовании Метода контрольных вопросов предложено ноу-хау. Оно  заключается в «тесте подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения». Который в совокупности с другими тестами, имеет существенное значение для решения задач судебной сексолого-психиатрической экспертизы парафилий. «Подэкспертному поочерёдно предъявляют адаптационный стимульный тест, тесты общих контрольных вопросов, тесты вербальной стимуляции (вопросники) по активности и по возрасту, тест пороговой визуальной стимуляции и тест подпороговой визуальной стимуляции с использованием маскирующего изображения. Одновременно регистрируют психофизиологические параметры, в частности грудное дыхание, диафрагмальное дыхание, кожно-гальванические реакции, сердечно-сосудистые реакции, двигательную активность, речевые реакции. Осуществляют обработку полученных данных методом экспертно-метрического или методом экспертно-балльного анализа полиграмм.

          Способ позволяет провести диагностику расстройств сексуальных предпочтений в случаях установочного поведения или симуляции, а также возможной неосознаваемости расстройств сексуальных предпочтений… Таким образом, в заявленном способе, кроме вопросников (тестов вербальной стимуляции) и теста пороговой визуальной стимуляции, предъявляют тест подпороговой визуальной стимуляции на подпороговом уровне восприятия с использованием маскирующего изображения. Это препятствует осознанию просматриваемых стимулов и не даёт возможность подэкспертному оказывать активное противодействие реакциям на них. Полученные в результате обследования данные обрабатывают методами экспертно-метрического или экспертно-балльного анализа полиграмм» (Патент RU 2406441). Использование “Способа диагностики расстройств сексуальных предпочтений” ограничено спектром задач, направленных на диагностику расстройств сексуальных предпочтений по объекту, не рекомендовано к использованию лицами, не имеющими специального образования в сфере сексологии, психиатрии и (или) клинической психологии.

МКВ при отборе и мониторинге кадров с использованием полиграфа

            Использование некоторых адаптированных в России модификаций Метода контрольных вопросов в отборе кадров и кадровом мониторинге, или в так называемых «скрининговых» опросах с использованием полиграфа, доказало свою высокую эффективность и прогностичность в кадровом отборе. Вместе с тем, следует заметить, что в настоящее время в России известно более ста различных модификаций и адаптаций МКВ. При этом многие адаптированные варианты значительно менее эффективны перечисленным выше. При этом, многие полиграфологи выдумывая причудливые названия своей модификации МКВ забывают об общих методологических принципах Метода контрольных вопросах, о его достоинствах и недостатках, что крайне негативно отражается не только на результатах конкретного психофизиологического исследования, но и на применении полиграфа в целом.

Фабула дела:

В аптеке №13 г. Москвы при проверке сохранности наркотических и наркотико-содержащих препаратов установлена недостача 3 ампул морфия. Доступ к хранилищу имело два человека.

           В данном случае, один из тестов, где К-контрольный вопрос, а 3-значимый вопрос, составленный по Методу контрольных вопросов мог бы выглядеть так:

        Следует помнить, что при использовании метода контрольных вопросов контрольный стимул всегда предъявляется перед значимым и дополнительно эмоционально стимулируется в предтестовой беседе с опрашиваемым лицом.

         Повторимся, что в ходе тестирования по Методу Контрольных Вопросов сравнение реакций  на контрольные и проверочные стимулы считается корректным при условии формирования контрольных вопросов таким образом, чтобы при предъявлении этих вопросов непричастному лицу они вызывали большую психофизиологическую реакцию тестируемого, чем при предъявлении проверочных вопросов. А при предъявлении этих же вопросов причастному лицу они вызывали меньшую психофизиологическую реакцию тестируемого, чем при предъявлении проверочных вопросов. Специалисту, не имеющему психологического образования и не обладающему компетенцией в сфере психодиагностике при составлении и «стимулировании» контрольных стимулов в тестах, составленных по Методу Контрольных Вопросов данное требование выполнить достаточно сложно. Приведём пример вопросов одной из реальных судебных экспертиз, где тестирование проводилось по методу контрольных вопросов (имена и фамилии изменены, возможное сходство случайно):

1 пара вербальных стимулов:

(контрольный вопрос) Не касаясь обстоятельств уголовного дела, во время нашей беседы Вы мне хотя бы раз солгали?

(проверочный вопрос) В декабре 2007 г. Вы передавали сыну Иванова какие-либо деньги?

2 пара вербальных стимулов:

(контрольный вопрос) До 2007 г. Вам приходилось «подставлять» партнёров, с которыми Вы сотрудничали?

(проверочный вопрос) В декабре 2007 г. Вы передавали Иванову через его сына Петра сумку с деньгами?

3 пара вербальных стимулов:

(контрольный вопрос) Если бы это Вам было выгодно, Вы могли бы оговорить близкого друга?

(проверочный вопрос) В декабре 2007 г. Вы передавали деньги Петру Иванову?

        Приведённый пример, взятый из конкретного Заключения эксперта ярко иллюстрирует как формируется пара стимулов «контрольный-значимый» и то обстоятельство, что вербальные стимулы (вопросы), предъявленные подэкспертному в представленном тесте несут абсолютно разную эмоциональную и смысловую нагрузку, требующие дополнительного психологического стимулирования (усиления эмоциональной значимости в сознании подэкспертного) контрольных тем. Реакции на вопросы в представленных парах с малой долей вероятности можно сравнивать. И то только при условии формирования в сознании испытуемого виртуальной (реально несуществующей, но возможной) субъективной картины исследуемого явления.

         Но даже если с какой-то долей вероятности предположить, что эксперту, проводящему указанную экспертизу в ходе проведённого исследования это удалось сделать, то с уверенностью можно констатировать, что в настоящее время не существует объективных критериев опровергнуть или подтвердить это научно. Аналогичная ситуация имеет место в большинстве тестов, составленных по методу контрольных вопросов. По мнению одних из ведущих российских полиграфологов «Пользуясь Методикой Контрольных Вопросов, эксперт, так или иначе, ставит перед собой задачу установить, какой из мотивов субъекта исследования – избежание социальной оценки личности или угрозы наказания – преобладает по выраженности реакций над другим.

         Преобладание первого даёт основание для вывода о непричастности испытуемого к совершению действия криминальной направленности, преобладание второго ведёт к противоположному выводу. Это и есть конечная цель психофизиологического исследования. Вопросы социальной оценки (т. е. контрольные) адресуются личности обследуемого и, по сути, могут затрагивать различные аспекты социальной оценки: психофизиологические качества, качества интеллекта, асоциальные формы и мотивы поведения и т. д. (Л.Г. Алексеев, Т.Ф. Трофимов «Российский полиграф», 2007 г., № 2). Высокая значимость «контрольных» и «проверочных» вопросов и, соответственно, психофизиологические изменения, вызванные данными вопросами как вербальными стимулами, могут наблюдаться как у причастных и допрошенных по данному делу лиц, так и у непричастных, но уже допрошенных по данному делу лиц.

            Особую важность при конструировании тестов по Методу Контрольных Вопросов имеют субъективные качества эксперта, а не валидность самого метода. Как указывают в своей книге В.А. Варламов и Г.В. Варламов «Компьютерная детекция лжи» (издание 2010 г.) в разделе «Тесты полиграфных проверок» на стр. 251, тест, включающий в себя контрольные вопросы, имеет большой процент вероятности ошибки по типу ложной тревоги, т. е. прогноза причастности лиц, не совершавших преступление по расследуемому делу. В тестах, использующих контрольные вопросы, по данным американских исследователей, теоретическая точность прогноза может колебаться от 80 до 90%, точность же прогноза, полученная в реальных условиях, составляет не более 70%.

          Надёжность и достоверность результатов, полученных с применением Метода Контрольных Вопросов напрямую зависит от правильности подбора контрольных стимулов, мастерства и психологической компетентности специалиста, а также от наличия и способов мотивации (эмоциональной стимуляции) контрольных стимулов. Соответственно, обязательное и необходимое требование – это эмоциональное усиление или ослабление контрольных стимулов, которое в обязательном порядке должно использоваться в данной методике.

         При этом среди специалистов, использующих в своей деятельности Метод контрольных вопросов, нет единых критериев и правил конструирования и «стимуляции» контрольных стимулов. В каждом конкретном случае проведения исследования с использованием полиграфа по МКВ впоследствии нет возможности установить валидность, надёжность и достоверность проведённых исследований. Поскольку отсутствуют единые подходы и единые методические требования к указанному методу. Соответственно, в такой ситуации и применение цифрового обсчёта (балльного обсчёта) в МКВ носит в основном субъективный характер, несмотря на отчаянные попытки некоторых наших коллег придать видимость научности и объективности указанному методу контрольных вопросов. Как отмечают В.А. Варламов и Г.В. Варламов в своей книге «Компьютерная детекция лжи» на стр. 253, различие подходов балльной оценки не может не сказываться на ошибках в принятии решений. Субъективизм присваивания баллов по силе реакций без чётких критериев для сравнения «позволяет эксперту манипулировать результатом в нужном направлении» (Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи. – М: “Принт-Центр”, 2010-944с.).

              По нашему мнению, использование Метода Контрольных Вопросов (МКВ) в экспертном исследовании, с вероятностной долей допущения, возможно как дополнительного, а не основного метода экспертного исследования. Метод Контрольных Вопросов, применяемый на сегодняшний день, не в полной мере соответствует критериям научного эксперимента, таким как надёжность. В данной методике сравниваются заведомо неравные по значимости и психоэмоциональной силе вопросы. В нем не выдержаны ни длина стимула, ни время его предъявления, ни однородность и внутрипроблемность вопросов. Разница в эмоциональной нагрузке контрольных и проверочных вопросов очевидна даже непрофессионалу.

Источник публикации:

Энциклопедия полиграфа. Учебное пособие.

Авторский коллектив:

А.В. Лосев, А.А. Фон Миллер, к.с.н. К.И. Рябов, к.п.н. Р.Р. Садеков, д.п.н. Р.Ф. Латыпов.

Поделиться ссылкой:

Типы вопросов

Мой стиль переговоров — задавать последовательно разные типы вопросов. Правда, этот стиль сложился сам по себе, а не путем изучения теории и затем отработки ее на практике. Так само получилось — просто спрашиваешь человека, он отвечает, опять спрашиваешь, он опять отвечает — резюмируешь, и все. Наверное, если меня спросить — а какие типы вопросов я использую? — мне пришлось бы задуматься. Или обратиться к аудиозаписям своих переговоров — и теоретическим материалам, чтобы выяснить, а какие вообще бывают типы вопросов?

Есть разные классификации вопросов — типы, виды, группы и пр. Одни из них дают «пищу для ума», другие — только пищу для поисковых систем. 🙂 (Надеюсь, мои материалы в блоге будут относиться к первому типу, тогда и поисковики голодными не останутся 🙂 )

Я пока не встретила такую классификацию типов вопросов, которая бы помогла мне в обучении переговорной практике. Видимо, придется разработать свою систему — с разными типами вопросов и способами их использования. Но есть несколько статей (часть из них уже опубликованы на блоге), которые могут стать помощниками в этом деле. Они дают «пищу для ума», в том числе — интересные типы вопросов.

Одну из таких статей предлагаю Вашему вниманию. Эта статья А.Деревицкого (на мой взгляд, у него должны быть хорошие тренинги по переговорам, что называется «по делу» — книги его мне нравятся, лично я была у него на небольшом презентационном тренинге — тоже понравилось…). И сайт у Александра очень познавательный — полезных материалов довольно много. Эта статья, как я понимаю, тоже им написана не «из головы» — а по материалам книги Николауса Энкельмана. Когда два умных человека объединяют свои усилия — почему бы нам с вами этим не насладиться?

Итак, типы вопросов — в варианте Н.Энкельмана, в обработке А.Деревицкого.

Прошу любить и жаловать 🙂

 

…«Бросьте ребенку мяч, он его поймает. Точно так же и с вопросами: подбросьте своему собеседнику вопрос. Он ответит, и мяч снова у вас. Причем, задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Поэтому необходимо научиться технике постановки вопросов» — эти слова принадлежат Николаусу Энкельману. Именно его разработку я использую как базу для работы с темой «Типы вопросов».

Нужно отметить, что определение перечисленных ниже групп как типов не вполне корректно. Дело в том, что один и тот же вопрос может одновременно попадать в несколько групп. То есть контрольный вопрос может быть в то же время открытым и провокационным. Поэтому, вероятно, есть смысл говорить не о типах, а о свойствах или признаках.

Открытые и закрытые вопросы.

«Нужны ли вам дрова?» и «Какие дрова вы используете?» — это вопросы, отличающиеся прежде всего по развернутости ответов, которые мы получим. В первом случае это может быть «да» или «нет», во втором мы буквально насильно заставим собеседника выдавить нечто большее.

Открытые вопросы хороши во всех случаях. Закрытые могут быть идеальными, например, тогда, когда нам нужно вести монолог, но мы хотим создать иллюзию диалога — это нам может понадобиться в прессинговых приемах продаж. При этом время от времени мы задаем какой-нибудь закрытый вопрос, позволяя собеседнику «вставить свои пять копеек», а после этого ведем свою монологическую линию дальше.

Отметим, что существуют уникумы, способные закрыто ответить на любой вопрос: — Вы предпочитаете блондинок или брюнеток? — Да!…

 

Информационные вопросы

Вопросы этого типа направлены на съем основной информации. В нашей ситуации — это информация о бизнесе и фирме заказчика, позволяющая нам адаптировать наше предложение к его специфике.

Хотя считается, что вопросы этой группы должны строиться так, чтобы мы получали развернутый ответ и клиент не мог отделаться сухими «да» или «нет», но ради справедливости следует отметить, что можно использовать и закрытые вопросы, направленные на получение подтверждения или отрицания. Именно закрытые вопросы обычно используются при анкетировании.

Последовательность и варианты информационных вопросов — это обычно примерно и тот же вопросительный ряд, к которому продавец привык и который он отполировал за годы продаж. К сожалению, именно поэтому при переходе продавца к информационным вопросам часто меняется даже его голос — он становится чуть более высоким и гораздо более бесцветным…

 

Контрольные вопросы

— А с чем, господа, у вас, живущих в нашем криминализированном обществе, ассоциируется это название? — С контрольным выстрелом киллера! — Ну что ж — вполне нормальная, здоровая ассоциация…

Энкельман рекомендовал: «Их важно задавать во время любого разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли еще к нам собеседник, понимает ли он нас или просто поддакивает».

Да, это полезно — чтобы понимать, попадают ли наши аргументы в цель, используем ли мы правильно выбранный коммуникативный инструмент, стоит ли продолжать в том же духе, в котором мы начали?

Но «белая школа» Макгали лишь предупреждала о том, что следует обеспечивать такой ход беседы, чтобы партнер не отвлекался, слышал и понимал нас. Макгали так и не сознался в том, что очень часто очень выгодно работать именно с партнером несколько очумевшим, очманевшим, уплывшим в состояние транса. И я до сих пор не решил, стоит ли размещать в этой книге мои материалы по подобным техниками общения, которые мы со слушателями изучаем в теме «Жесткие переговорные технологии»…

 

Вопросы для ориентации

Тот, кому достается для комментариев эта карта, обычно начинает с неловкого смешка или шутки о двусмысленности этой самой «ориентации».

Такое начало всякий раз заставляет меня вспомнить двухстишный итог, который подвел под двадцатым веком один из его поэтов:

«Какие цвета испоганили —

Красный и голубой…»

Но не будем развивать тему изменившегося восприятия подтекстов цветового спектра. Просто отметим, что вопросы для ориентации не только контролируют партнерскую девиацию — насколько он устойчив в избранной позиции — но и позволяют получить исходный фактаж для коррекции стиля и техники нашей переговорной работы.

Вот какие примеры приводит Энкельман: «Есть ли у вас еще вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? Поняли ли вы, какую цель мы этим преследуем?»

 

Подтверждающие вопросы.

Именно с помощью этих вопросов мы реализуем древнейшую технику Сократа — получить от собеседника серию ответов «да», чтобы либо просто создать атмосферу согласительности, либо придать ему инерцию и заставить произнести «да» в ответ на наш самый главный вопрос:

«Вы же придерживаетесь того мнения, что…?»

«Наверняка вы тоже рады, что…?»

 

Ознакомительные вопросы.

Это разведка персоны.

Не фирмы, а именно персоны.

Ознакомительные вопросы позволяют получить нам либо чистую персонографию, либо познакомиться с производственными и коммерческими позициями клиента.

 

Встречные вопросы.

Это просто. Это — по-одесски. — Вы не скажите, как пройти на Дерибасовскую? — А вы сами откуда будете?…

Нужно лишь помнить, что существуют люди, которые такие вопросы не выносят на духу. В общении с ними от встречных вопросов либо стоит вообще отказаться, либо нужно позаботиться о том, чтобы наш ответ вопросом был достаточно замотивирован: — Вот вы спрашиваете, что из всего ассортимента я вам хочу посоветовать… Понимаете, чтобы ответить на этот вопрос я просто вынужден задать вам несколько собственных вопросов…

 

Альтернативные вопросы.

Ничто человек не любит так, как свободу. А всякая свобода начинается со свободы выбора. Дать партнеру пару или даже несколько приемлемых для нас вариантов на выбор — это помогает создать иллюзию свободы. Эта иллюзия может заставить человека купить уже сама по себе…

 

Однополюсные вопросы

Практически всегда доставляют моим слушателям проблемы. Ну как их прокомментировать? И потому я иногда просто помашу руками и говорю: — О, это трудная группа. Тут господин Энкельман намудрил. Давайте я вас буду спасать. Ну-ка — задайте мне, пожалуйста, какой-нибудь вопрос. Любой! — Вы сегодня завтракали? — интересуется слушатель. — Вы спрашиваете, завтракал ли я сегодня? — отвечаю я. И после паузы спрашиваю: — Теперь понятно?

Однополюсные вопросы — это отзеркаливание вопроса нашего собеседника. Иногда простое — повтором, иногда — с комментариями: — О, это интересный вопрос! — Вы знаете, я торгую уже девяносто пять лет, но впервые мне задают такой умный вопрос!…

И слушатели сразу сами вспоминают несколько политических фигур, которые таким приемом пользуются наиболее часто. — Прекрасные примеры! Особенно — с паном Кравчуком. Да, он, пожалуй, — в этом наиболее искушен. Очень редко мне приходится слышать, чтобы Леонид Макарович не воспользовался этим трюком и прямо ответил на вопрос журналиста…

Второй случай (когда мы отвечаем не повтором, а комментариями) можно, по сути, даже выделить в отдельную технику. Так поступил и Энкельман, назвав их удостоверяющими замечаниями.

Однополюсные вопросы — это наш спасательный круг.

У французов есть такое понятие — «reson de marshe» — если я не ошибся. Это означает — «лестничный ум». Этот тип ума проявляется тогда, когда нас, растерявшихся, кто-то спустил с лестницы и, лишь докатившись до нижней ступеньки, мы наконец сообразили, как стоило ответить, отреагировать.

Однополюсные вопросы позволяют выиграть секунды и доли секунд, за которые мы соберемся и найдем наилучший вариант ответа.

 

Удостоверяющие замечания

мы уже поспешили рассмотреть в разговоре об однополюсных вопросах. Ну а поскольку этот тип реагирования на вопрос может не только удостоверять и констатировать, но и вольно интерпретировать и комментировать, то, может быть, давайте с вами переименуем эту группу в «Комментарии»?…

 

Направляющие вопросы

могут пригодиться нам в том случае, если мы спешим, а наш собеседник отвлекся, если причудливая цепь ассоциативных связей увели его слишком далеко. Помните — «Остапа понесло…»?

Для того, чтобы описать соль этого приема, нам снова могут помочь французы: «returne a notre moutone…» — «вернемся к нашим баранам…»

 

Провокационные вопросы.

«Провокация — мать революции». И, как революция, предмет острый и режущий. С ним нужно быть осторожным. Но ведь каждый из нас с этим хоть раз, но встречался. Помните, как однажды ушлый продавец, окинув вас оценивающим взглядом, «неуверенно» произнес: — Может вам все-таки показать что-то подешевле?…

А мы тогда в ответ сделали очень купеческий жест — горячо заявили: — Да я с потрохами куплю и все твое заведение! — и решительно достали портмоне…

К провокационным вполне можно отнести закрытые вопросы-ловушки, суть которых лучше всего проиллюстрировать анекдотическим: «Вы уже перестали глушить по утрам шампанское?» И как вы ответите — да или нет?…

Для комментария последних двух вопросительных групп мы используем прямые цитаты из Энкельмана:

 

Вопросы, открывающие переговоры

«Искусно поставленный вопрос является хорошим стартом. У партнера по переговорам появляется заинтересованность, возникает состояние положительного ожидания.

Если я предложу вам два способа, с помощью которых можно из ваших денег сделать больше денег, ничем при этом не рискуя, заинтересовало бы вас это?

Вы позволите мне предложить решение вашей проблемы?…

 

Заключающие вопросы

Их цель — завершить разговор. Но их хорошо предварить одним-двумя подтверждающими вопросами.

Смог ли я убедить вас, в чем выгода этого станка для вашего предприятия?

Убедились ли вы, насколько прибор прост в эксплуатации?

А затем без дополнительного перехода можно задать заключающий вопрос: Какой срок монтажа вас устраивает больше — 15 ноября или 15 декабря?

Какой костюм вам упаковать — зеленый или с рисунком?»

 

© Александр Деревицкий

 

 

Итак, в статье выделены следующие типы вопросов: — открытые и закрытые, — информационные, — контрольные, — вопросы для ориентации, — подтверждающие, — ознакомительные, — встречные, — альтернативные, — однополюсные, — удостоверяющие, — направляющие, — провокационные, — открывающие, — заключающие…

Может быть, Вы знаете еще какие-то типы вопросов?

 

Вопросы в инструментальной детекции лжи |

Вопросы или стимулы в детекции лжи – это основной инструмент верификатора. Мы уже как-то касались этой темы в другой статье. Так вот там мы говорили, что существующее деление вопросов на нейтральные (Н), контрольные (К) и проверочные (П) размывается и приобретает несколько иной характер, а именно – важности, смысла и формы. Сейчас нам бы хотелось поделиться своими мыслями относительно классификации стимулов в инструментальной детекции лжи. А для чего же нужна классификация, каков ее практический смысл?

Зачем нужна классификация вопросов?

КЛАССИФИКАЦИЯ – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии). Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны.

Что говорит история

Исторически в инструментальной детекции лжи сложилось, так что после открытия основного психофизического закона, который, показал количественную связь между физическими и психологическими явлениями стимулы делились на проверочные – вопросы или фотографии по устанавливаемому событию и на аналогичные, схожие, но не относящиеся к расследуемому событию совсем.

Так в 1895 году Чезаре Ломброзо опубликовал книгу «Преступный человек» (“L’Homme Criminel”), где впервые изложил положительные результаты использования прибора гидросфигмографа в работе сыскной полиции.

В книге описан случай, когда при помощи гидросфигмографа во время проверки подозреваемого не было обнаружено заметных изменений в артериальном давлении при вопросах об ограблении, но было отмечено падение давления на 14 mmHg, когда речь зашла о хищении паспортов.

Опираясь на эти данные Ч. Ломброзо, как выяснилось позднее, правильно установил, что подозреваемый непричастен к ограблению, в ходе которого было похищено 20000 франков, но виновен в краже паспортов и прочих документов.

В 1902 году, участвуя в расследовании изнасилования и убийства девочки, Ч. Ломброзо при помощи инструментальных методик обнаружил незначительные изменения в пульсе, подозреваемого Тосетти когда тот делал в уме математические вычисления, однако, когда ему предъявлялись изображения израненных детей, регистрируемая запись пульса не показала никаких внезапных изменений, в том числе – и на фотографию убитой девочки.

Затем уже психолог и юрист Уильям Марстон (1893-1947 гг.) разработал методику проверочных и нейтральных вопросов (relevant and irrelevant question technique) и стал известен тем, что окрестил применявшийся в этих целях прибор сфигмограф «детектором лжи». Соответственно появляется нейтральный стимул(вопрос) – заранее правдивый и достоверный.

Далее Джон Рейд (1942 г.) пришел к выводу о том, что методика проверочных и нейтральных вопросов в неприемлемо большом проценте случаев приводит специалистов к ошибочному принятию обвинительной версии. Рейд объяснил эту негативную статистику тем, тчто при использовании методики Марстона в ее классическом варианте (только проверочные и нейтральные вопросы) «добросовестный» (правдивый) обследуемый прекрасно отдает себе отчет в том, на что направлены проверочные вопросы, а на что нейтральные вопросы, а потому и концентрируется исключительно на проверочных вопросах.

Именно это и обусловливало развитие выраженных ответных реакций. И в тесты полиграфных проверок включаются контрольные вопросы. По замыслу У. Марстона и Дж. Рейда, выраженность ответных реакций обследуемого на контрольный вопрос должна была стать неким эталоном для оценки субъективной значимости проверочного вопроса.

Так родились три основных вида вопросов в инструментальной детекции лжи называемые: П-проверочный, Н-нейтральный и К-контрольный.

Проверочный вопрос

Проверочный вопрос (relevant question) – это вопрос прямо касающийся общих или частных признаков расследуемого события или фактора риска (при проведении скрининговых проверок), и направленный на выявление возможно скрываемой обследуемым лицом информации по данному событию или фактору риска.

Проверочные вопросы делятся в свою очередь на четыре класса стимулов. Разберем их по порядку:

Что знает о ситуации?

Первый класс стимулов: установление осведомленности обследуемого лица о конкретных обстоятельствах (частных признаках) совершенного преступления. В формулировке таких вопросов используются такие вопросительные слова: что, где когда, как, сколько. Например:

– Где обсуждалось нападение на инкассаторов Вам известно?
– Сколько денег пропало из офиса, Вам известно?
– Каким образом злоумышленники проникли в квартиру Вам известно?
– Что находилось в сейфе вместе с пропавшими документами Вам известно?
– Вам известно, где территориально находится пропавший Иванов?

Он или не он?

Второй класс стимулов: установление непосредственной причастности опрашиваемого к расследуемому событию, либо установление наличия фактора риска в биографии собеседника

В формулировках таких вопросов содержатся слова отражающие непосредственные действия во время расследуемого события или предполагаемо фактора риска: бил, уносил, производил, держал, ломал, говорил, просил, вступал в сговор и т.п.

–  Удары топором Иванову наносили Вы?
–  Выстрел в Иванова производили Вы?
–  Пропавшие деньги из сейфа доставали Вы?
–  При трудоустройстве, свои биографические данные Вы искажали?
–  На прежних местах работы, неофициальные денежные доходы у Вас были?

Знает ли кто?

Третий класс стимулов: становление осведомленности опрашиваемого о лице(лицах) причастных к расследуемому событию

– Имя человека напавшего на офис Вам известно?
– Как выглядит человек укравший деньги, Вам известно?
– Сколько человек участвовало в похищении денег, Вам известно?
– Известно ли Вам о нарушении каких-либо   правил   безопасности, нанесших вред этой компании?
– Известен ли Вам сотрудник, выдававший секреты (планы) компании конкуренту?

Был ли на месте?

Четвертый класс стимулов: установление факта присутствия опрашиваемого лица на месте расследуемого события.

– Вам известно, где было совершено нападение на инкассаторов?
– Вам известно, как выглядит офис, из которого пропали деньги?
– В момент проникновения в офис компании Вы находились, где то рядом?
– Когда из сейфа похищали деньги, Вы были в офисе (кабинете директора)?
– Вы были в квартире 46(полный адрес указывается в предтестовой беседе) во время нападения на Иванова?
– Вы были на месте лишения жизни «Х»?
– Относительно драки во дворе дома 55 по ул. Мира, Вы присутствовали при этом?
– Вы являетесь очевидцем произошедшего ДТП (драки, ограбления)?

Нейтральный вопрос

Нейтральный вопрос (irrelevant question) – это вопрос, который не касается темы полиграфной проверки, не имеет для обследуемого лица никакой ситуативной значимости (т.к. на него дается заведомо правдивый ответ) и направлен исключительно на определение фонового уровня регистрируемых в ходе проверки физиологических процессов. Нейтральные вопросы делятся на два класса:

Вопросы о биографии

– Вы родились в Ярославле?
– Ваше Имя Сергей?
– У Вас высшее образование?
– У Вас есть паспорт?
– В детстве вы ходили в школу?

Вопросы о “здесь и сейчас”

– В настоящее время Вы находитесь в помещении?
– В этом помещении горит свет?
– Сейчас Вы сидите на стуле?
– Сейчас за окном день?

Контрольный вопрос

Вопрос сравнения (контрольный вопрос) – это вопрос, обеспечивающий методическую корректность процедуры полиграфной проверки и выполняющий функцию сравнительного эталона степени выраженности физиологических реакций (уровня личностного смысла или ситуативной значимости) по сравнению с выраженностью физиологических реакций, которые возникают в ответ на предъявление обследуемому лицу проверочных и нейтральных вопросов.

Контрольные вопросы делятся на четыре класса:

Тематический контрольный вопрос

Вопрос задается по теме расследуемого события (кража-кража, убийство-убийство), но отделен временным (ОИКВ опережающий исключающий контрольный вопрос) или грамматическим (НИКВ не опережающий исключающий контрольный вопрос) барьером. Это классические контрольные вопросы и в качестве примера могут быть такие:

– До 2013 года Вы когда-либо совершали кражи? (ОИКВ)
– До работы в этой компании, Вы кода-либо участвовали в мошенничестве? (ОИКВ)
– Не касаясь пропавших денег, Вы когда-нибудь воровали? (НИКВ)
– Не касаясь расследуемого события, Вы когда-нибудь крали деньги? (НИКВ)

Личностный контрольный вопрос

Вопрос задается исходя из социально-личностных особенностей опрашиваемого лица, с учетом возможно скрываемых особенности личности или социального поведения не связанного с расследуемым событием или фактором риска. Может затрагивать такие темы как:

  • межличностные отношения;
  • нежелание раскрыться;
  • опасение полиграфа;
  • эмоциональные воспоминания;
  • прошлые проступки;
  • самооценку;
  • заботу о здоровье;
  • тревожность;
  • лидерство;
  • оценку окружения.

Например:

– Вы скрытный человек?
– Выполняя свои обязанности, Вы бываете ленивы?
– Раньше, совершали какие-нибудь поступки, за которые Вам до сих пор стыдно?
– Кто-либо из знакомых считает Вас лживым человеком?
– По отношению к работодателю Вы когда-либо поступали нечестно?
– Вы когда-нибудь пользовались оплошностью другого человека в своих целях?
– Есть люди, которые стараются избегать Вас?

Контрольный вопрос психологической установки 

Вопрос ориентирующий опрашиваемого к психофизиологической активности в отношении незначимого стимула (выполнениеt конкретного задания (цель)) либо это вопрос ориентирующий опрашиваемого к психофизиологической активности в отношении стимула истинное значение, которого скрывается (так называемые смысловые контрольные вопросы). Тематика таких вопросов не ограничена ситуацией проверки.

Для целевого контрольного вопроса психологической установки на произвольно выбранный специалистом незначимый вопрос, опрашиваемый должен давать ответ противоположный тому, который он давал в предтестовой беседе или при предыдущих предъявлениях теста. Например:

В детстве Вы совершали кражи? Ответ «Да» заменяется на «Нет»

В возрасте до 25 лет Вы хоть раз врали людям? Ответ «Да» заменяется на «Нет»

Работая в ООО Вы хотя бы раз врали коллегам по работе? Ответ «Да» заменяется на «Нет».

Смысловой контрольный вопрос психологической установки снимает ситуационную значимость с проверочного вопроса и переносит или рассеивает её на группу вопросов не связанных с темой проверки:

Примером подобных контрольных вопросов могут служить вопросы в тестах методики выявления скрываемой информации(МВСИ), так называемы однородные дистракторы (от англ. distract — отвлечение внимания). Тест методики контрольных вопросов с подобными вопросами может выглядеть следующим образом:

Пример теста при расследовании кражи

Какие факты(случаи) возможно были в Вашей жизни:

-Нв – В детстве Вы ходили в школу?
-Нв – Учились в институте?
-Кв – Пробовали наркотики?
-Пв – Забирали пропавшие из сейфа деньги?
-Кв – Управляли транспортом в состоянии опьянения?
-Нв – Теряли паспорт?
-Кв – Распространяли слухи о своем руководителе?
-Пв – Давали ложные показания(объяснения)?
-Кв – Ломали что-нибудь на работе?
-Нв – Служили в армии?
-Кв – Отвечая на вопросы этого теста, Вы соврали мне хотя бы раз?

Вспомогательные вопросы

Это вопросы, обеспечивающие методическую корректность проводимых тестов, не входящие в количественный (бальный или метрический) обсчет. К вспомогательным вопросам относятся:

Жертвенный вопрос

Этот вопрос на проверочную тему, реакция на него расценивается как ориентировочная на первый релевантный стимул. Жертвенный вопрос ставится в тесте сразу же после первых одного-двух нейтральных вопросов. Обычно он формулируется следующим образом: – ” Вы намерены мне лгать, отвечая на вопросы о ……?” (Далее следует название проверочной темы).

Обычно используют 1 или 2 вопроса. Первый стоит на 2 месте после НВ, второй (если он используется) на предпоследнем месте перед НВ. Пример жертвенного вопроса, который стоит в начале:

– У вас есть желание обмануть меня в этом тесте?

Пример жертвенного вопроса, который стоит в конце:

– Среди моих вопросов, были такие, на которые вам не хотелось отвечать?

Вопрос комплекса вины

Вопрос необходимый для оценки уровня тревожности опрашиваемого лица. В качестве такого вопроса используют вопрос на причастность к какому-либо вымышленному преступлению, в котором так же подозревается опрашиваемый (ограблению банка, торговле оружием, изнасилованию т.п.)

Симптоматический вопрос

Это вопрос, выходящий за рамки расследуемого преступления. (Концепция Бакстера, предполагающая, что обследуемый может быть настолько озабочен вопросом, не относящимся к предмету расследования, что не сможет продемонстрировать реакцию на значимом или контрольном вопросе). Данный вопрос направлен на выявление возможных обстоятельств, которые на момент проверки могут беспокоить обследуемого больше чем проверочная тема, например, совершенное им другое преступление или оставленный дома не выключенным утюг и т.п. Такой вопрос может быть сформулирован следующим образом:

– “В настоящий момент Вас беспокоит что-то сильнее, чем данное обследование?”

В последней формулировке данный вопрос направлен еще и на оценку степени доверия проверяемого оператору (если в предтестовой беседе полиграфолог обещал, что во время тестирования никаких неожиданных, без предварительного обсуждения вопросов задано не будет).

В заключении хотелось бы отметить то обстоятельство, что с развитием знаний происходит уточнение и изменение любых классификаций.

 

Используемая литература:

 

  1. Инструментальная детекция лжи: академический курс/С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. -Ярославль: Нюанс, 2004
  2. Алексеев Л. Г. Психофизиология детекции лжи. Методология. — М., 2011
  3. Коровин В.В. – лекции

Total

0

Поделиться

Примеры секретных вопросов — Секретный вопрос

Ниже примеры того что я считаю хорошими, средними и плохими секретными вопросами. Обратите внимание на сравнение вопросов для объективной оценки секретных вопросов. Если у вас есть комментарии или свои соображения, напишите мне на электронную почту — я буду рад улучшить список.

И помните: не бывает «хороших» секретных вопросов

Хорошие

  • Какое прозвище было у вас в детстве?
  • В каком городе вы познакомились со своей второй половиной?
  • Как звали вашего лучшего друга детства?
  • На какой улице вы жили в третьем классе?
  • Какой месяц и год рождения вашего самого старшего родственника? (напр. Январь 1900)
  • Какое отчество вашего среднего ребенка?
  • Какое отчество вашего самого старого родственника?
  • Какую школу вы посещали в шестом классе?
  • Какой у вас в детстве был номер телефона? (напр. (495) 123-4567)
  • Какое имя и фамилия у вашего старшего двоюродного брата/сестры?
  • Как звали вашу первую плюшевую игрушку?
  • В каком месте встретились ваши родители?
  • Где вы в первый раз поцеловались?
  • Как звали мальчика/девочку которого вы поцеловали?
  • Как звали вашего учителя в третьем классе?
  • В каком городе живет ваш ближайший родственник?
  • Какой месяц и год рождения вашего старшего брата? (напр. Январь 1900)
  • Какая девичья фамилия вашей бабушки?
  • В каком городе была ваша первая работа?
  • В каком месте была ваша свадебная церемония?
  • Как называлось учебное заведение в которое вы поступили, но не стали учиться?
  • Где вы были когда услышали о трагедии девятого сентября?

Средние

  • Как называлась ваша школа?
  • Как называлась компания в которой вы впервые работали?
  • Какое место вы любили посещать будучи ребенком?
  • Какая девичья фамилия вашей тещи/свекрови?
  • В какой стране находится отдых вашей мечты?
  • Как звали вашего любимого учителя?
  • В какое место вы ездили на свой медовый месяц?
  • В какое время вы родились?
  • О какой работе вы мечтали в детстве?
  • Какой номер дома был у вас в детстве?
  • Какой номер автомобиля был у вашего отца в детстве?
  • Кто был героем вашего детства?
  • Какой первый концерт вы посетили?
  • Какие 5 последних цифр вашей кредитной карты?
  • Какой номер у вашей машины?
  • Какие последние 5 цифр водительского удостоверения?
  • Какой месяц и год вашей годовщины?(напр. Январь 2000)
  • Какое имя вашей бабушки?
  • Какое отчество вашей матери?
  • Какая фамилия вашего любимого преподавателя в университете?
  • Кто производитель и какая модель вашей машины?
  • Где вы отдыхали в последнем году?
  • Как зовут собаку вашей бабушки?
  • Какая кличка, порода и цвет вашего настоящего питомца?
  • Какой музыкальный жанр вы предпочитаете?
  • В какой стране и городе вы хотите жить на пенсии?
  • Какой талисман вашего учебного заведения?
  • В каком году вы окончили университет?
  • Как называлась школа которую вы посещали впервые?

Плохие

  • Какой вид спорта вы любили когда учились в институте?
  • Как называется ваш институт?
  • Какая кличка

Список идей для вопросов безопасности

Хорошо

Какое у вас прозвище в детстве?
В каком городе вы встречались со своим супругом / значимым другом?
Как зовут вашего любимого друга детства?
На какой улице вы жили в третьем классе?
Какой день рождения и год у вашего старшего брата? (например, январь 1900 г.)
Какое отчество вашего младшего ребенка?
Какое второе имя твоего старшего брата?
В какой школе вы учились в шестом классе?
Какой был номер вашего детства, включая код города? (Е.грамм., 000-000-0000)
Как зовут твою старшую кузину?
Как звали твоего первого чучела?
В каком городе или городе встречались ваши мама и папа?
Где ты был, когда у тебя был первый поцелуй?
Как зовут мальчика или девочку, которых вы впервые поцеловали?
Какая фамилия была у вашего учителя в третьем классе?
В каком городе живет ваш ближайший брат?
Какой день рождения у младшего брата? (Е.г., январь 1900 г.)
Как девичья фамилия вашей бабушки по материнской линии?
В каком городе или городе была ваша первая работа?
Как называется место, где состоялся ваш свадебный прием?
Как называется колледж, в который вы поступили, но не учились?
Где вы были, когда впервые услышали о 11 сентября?

Ярмарка

Как звали вашу начальную / начальную школу?
Как называется компания вашей первой работы?
Какое у тебя было любимое место для посещения в детстве?
Как девичья фамилия матери вашего супруга?
Какая страна отдыха вашей мечты?
Как зовут вашего любимого детского учителя?
В какой город вы отправились в свадебное путешествие?
В какое время дня ты родился?
Какой была работа твоей мечты в детстве?
Какой номер улицы дома, в котором вы выросли?
Какой номерной знак (регистрация) у твоего отца первый машина?
Кем был ваш герой детства?
Какой первый концерт вы посетили?
Какие последние 5 цифр вашей кредитной карты?
Какие последние 5 из вашего номера социального страхования?
Какой у вас номер машины?
Какие последние 5 цифр номера вашего водительского удостоверения?
Какой месяц и день вашей годовщины? (Е.г., 2 января)
Как зовут вашу бабушку?
Какое отчество у твоей матери?
Какая фамилия вашего любимого учителя средней школы?
Какой была марка и модель вашего первого автомобиля?
Где ты отдыхал в прошлом году?
Как зовут собаку вашей бабушки?
Какое имя, порода и окрас текущего питомца?
Какой музыкальный жанр вы предпочитаете?
В каком городе и стране вы хотите выйти на пенсию?
Как называется первый колледж, в котором ты учился?
Каким был талисман вашей средней школы?
В каком году вы закончили среднюю школу?
Как называется первая школа, которую вы посетили?


Плохо

Какой твой любимый вид спорта в старшей школе?
Как называется средняя школа, которую вы закончили?
Как зовут вашего питомца?
В каком году родился твой отец?
В каком году родилась твоя мама?
Как зовут твою маму (папу)?
Как девичья фамилия твоей матери?
Какого цвета была ваша первая машина?
Какое отчество вашего отца?
В каком графстве вы родились?
Сколько костей ты сломал?
Как зовут вашего любимого профессора колледжа?
На каком запястье ты носишь свои часы?
Какого цвета твои глаза?
Какое название и имя исполнителя вашей любимой песни?
Как называется и автор вашей любимой книги?
Какое имя, порода и окрас вашего любимого питомца?
Какое твое любимое животное?
Какая фамилия у вашего любимого учителя?
Какая ваша любимая команда?
Какой твой любимый фильм?
Какое у тебя прозвище любимого учителя?
Какая твоя любимая телепрограмма?
Какой твой самый никнейм ник?
Какой твой любимый вид спорта?
Как называется ваш родной город?
Какого цвета глаза твоего отца?
Какого цвета глаза твоей матери?
Как звали вашего первого питомца?
Какую спортивную команду вы любите видеть проигравшей?
В каком городе ты родился?
Какой город, штат / провинция и год вашего рождения?
Как называется газета в вашем родном городе?
Какой твой любимый цвет?
Какого цвета были твои волосы в детстве?
Какой у вас рабочий адрес?
Как называется улица, на которой находится ваша работа или офис?
Какой у вас адрес, номер телефона?

Советы по вопросам безопасности и ответов

Введение — знакомство с вами (для целей пароля)

Сколько раз вы забыли свой пароль и вас спросили на секретные вопросы? В настоящее время это один из наиболее часто используемых методов поиска и сброса пароля. Аутентификация выполняется с использованием ряда вопросов (в основном личных), на которые пользователей просят дать ответы. Этот метод основан на предположении, что на этот вопрос может ответить только реальный пользователь.

Очень важно, чтобы и вопросы, и ответы были достаточно сложными, чтобы обеспечить настоящий барьер для злоумышленников. Если ваши вопросы безопасности для восстановления пароля нарушены, на самом деле, вы можете иметь к этому какое-то отношение. Эти безобидные на вид запросы могут быть слабым звеном, которое может снизить полезность даже самых надежных паролей.

Эта статья содержит советы по созданию вопросов и ответов, которые помогут вам обеспечить безопасность ваших учетных записей. Цель состоит в том, чтобы знать, как создать секретный вопрос, который вызывает не столь очевидные ответы и ответы, которые не так легко угадать.Ответ на запрос безопасности, который можно легко найти с помощью простого поискового запроса в Интернете или в социальных сетях, не обеспечивает никакой защиты пользователей.

Типичный вопрос, например, просит пользователя назвать девичью фамилию своей матери. Хакер может легко получить эту информацию из любой учетной записи Facebook, особенно тех, в которых люди идентифицировали членов своей семьи между друзьями и / или имеют открытый профиль.

Советы по эффективным вопросам безопасности

Большое внимание уделяется выбору правильных ответов, но на самом деле выбор правильных вопросов безопасности — это первый шаг в создании системы, которая лучше защищает пароли.

Первый совет, таким образом, вполне очевиден. Выберите секретные вопросы, которые не позволяют хакеру легко угадать ответ. Такие вопросы, как «как зовут вашего отца», «в какой школе вы учились» и «какова модель вашего нынешнего автомобиля», легко угадать, поскольку эту информацию, скорее всего, можно получить из любого профиля в социальных сетях. Менее очевидные вопросы выявляют информацию, которая обычно не передается в Интернете, например: «Какая была фамилия вашего любимого учителя в шестом классе» или «Кто был вашим любимым героем детства?»

Еще одна замечательная особенность хороших вопросов безопасности — большое количество возможных ответов.Обеспечение того, что каждый вопрос имеет множество возможных ответов, ограничивает способность хакеров просто угадать правильную комбинацию. Например, вопрос о том, какой у вас любимый цвет глаз, позволяет получить только ограниченное количество стандартных ответов, а вопрос о том, как зовут любимую девушку, включает гораздо больший набор возможных ответов.

Еще один отличный способ предотвратить легкое угадывание — это создавать вопросы, которые не вызывают слишком личных ответов. Опять же, вопросы о кличке вашей собаки, городе рождения или отчестве вашего отца могут быть легко угаданы.Вместо этого просить название колледжа, в который вы подали заявление, но в итоге не учились, — гораздо сложнее догадаться.

Наконец, будьте изобретательны в своих вопросах! При возникновении необходимости сброса пароля возникает ряд вопросов. Хакер, который находит ответы на некоторые из них, может очень легко получить доступ к нескольким учетным записям для одного и того же пользователя. Предоставление операторам возможности выбирать новые, инновационные типы вопросов — отличный способ обеспечить большую безопасность и лучший шанс для борьбы с злоумышленниками.

Советы по эффективной безопасности ответов

Сделайте ответы на секретные вопросы такими же надежными, как и ваши пароли. «Статистически, чем длиннее пароль — или ответ на секретный вопрос — тем сложнее кому-либо угадать», — советует Джордан Хольц, CIPP / US, на своем сайте через сайт Международной ассоциации профессионалов в области конфиденциальности (IAPP). Однако пользователи могут сделать несколько вещей, чтобы усложнить жизнь злоумышленникам, пытающимся угадать ответы на вопросы безопасности.

Вот совет: рассмотрите возможность использования нескольких слов в своем ответе. Ответ одним словом может быть легче угадать, предсказуемым и даже восприимчивым к атаке грубой силой. Ответы, содержащие более одного слова, добавляют непредсказуемость и сложность, сохраняя при этом простой для запоминания ответ.

Другой стратегией является разработка набора ложных ответов в ответ на стандартные вопросы безопасности. Предоставление ложных ответов на обычные вопросы, используемые для сброса паролей, позволяет хакерам собирать информацию в социальных сетях или путем фишинга от правильных ключевых слов.

Ответы больше не являются личными и их будет гораздо сложнее угадать. Если вы выбираете вопрос, который может раскрыть очевидную информацию, такую ​​как ваша любимая порода собак или ваш любимый музыкальный жанр, широко доступный через поиск в социальных сетях (например, на странице профиля в Facebook), то обязательно дайте ложный ответ. Чтобы упростить задачу, вы можете подумать о друге и использовать его или ее предпочтения для настройки комбинации сброса.

Вы также можете использовать комбинацию лжи и правды в своих ответах, что сделает их неавторизованным лицом относительно трудным для получения и менее подверженным угадыванию или исследованию.

Другая идея — сделать ответы на секретные вопросы длинными или случайными. Однако тогда необходимо разработать какую-то модель, чтобы запомнить их.

Вы можете использовать более длинные слова (как пароли из нескольких слов) или использовать сокращения (сокращения или сокращения), которые вы обычно используете, а также ответы, содержащие специальные символы (например, F @ cebook4Me!). Безопасный вариант — выбрать ответы длиной не менее восьми символов и содержащие хотя бы один цифровой или не алфавитный символ, как если бы вы использовали пароль.

Вы также можете выбрать длинную, совершенно случайную последовательность символов, чтобы быть очень безопасной. Очевидно, что это сложная функция, но если вы можете запомнить строку, вы можете вставить ее в свои ответы и сделать их практически невозможно угадать.

Напротив, вы можете использовать короткие и простые ответы, если они не используются предсказуемым образом. (В: Какой ваш любимый сайт в социальных сетях?) A: Qzone — китайский сайт социальной сети и блог-платформа.)

Еще один способ придать непредсказуемость вашим ответам — это писать слова нестандартным способом. Например, вы можете разработать шаблон, в котором вторая и третья буквы инвертированы, а шестая и седьмая всегда инвертированы. Вы также можете использовать иностранный язык в своих ответах. (В: Какие ваши любимые животные? A: Les chiens et les chats = собаки и кошки.)

Осведомленность о безопасности

Заключение

Надежный пароль необходим для защиты учетных записей, но даже самый надежный пароль небезопасен, если его можно легко сбросить с помощью слабых контрольных вопросов и ответов.Независимо от того, насколько надежен ваш пароль, на самом деле он всегда будет уязвим, если хакер сможет легко его переустановить.

Надежные вопросы безопасности и трудно угадываемые ответы имеют первостепенное значение для защиты ваших учетных данных от взлома. Системы сброса пароля, основанные на информации, которая предположительно известна только пользователям, часто являются предметом дискуссий об их безопасности и эффективности. Тем не менее, пользователь может многое сделать для защиты эффективности системы.

Принятие такого же количества усилий для выбора правильных ответов, как и для создания паролей, является отличным способом обеспечения безопасности и эффективности этого метода аутентификации.Очевидно, важно никогда ни с кем не делиться ответами и не выбирать ответы, которые настолько сложны, что вы должны записать их, чтобы запомнить их.

Однако есть также много стратегий, которые могут быть приняты, чтобы сделать вопросы более эффективными, а ответы труднее угадать. Например, хорошие вопросы безопасности дают ответы:

  1. Сейф : невозможно угадать или исследовать
  2. Стабильный : не изменяется со временем
  3. Памятный : легко запомнить
  4. Простой : точный, простой, последовательный
  5. Многие : Есть много возможных ответов

Поскольку вопросы безопасности не исчезнут в ближайшее время, лучше усилить свои ответы сейчас, ожидая внедрения лучших систем.Советы выше могут помочь вам сделать это.

Источники

  1. Секретные вопросы пробивают дыру в безопасности, Computer Weekly
  2. Вопросы безопасности не защищают вас: вот почему, IAPP
  3. Вопросы безопасности — трудно запомнить, легко угадать, вычислительная динамика
  4. Задайте лучшие вопросы о пароле, CSO
  5. Примеры вопросов безопасности, хорошие вопросы безопасности
  6. Время убивать вопросы безопасности или отвечать на них ложью, WIRED
  7. Используйте фальшивые ответы на вопросы безопасности в сети, Lifehacker
  8. рекомендаций по выбору правильных вопросов безопасности, Business 2 Community
  9. Как безопасно отвечать на вопросы безопасности, защищая Digital
  10. Как создать секретный вопрос, который никто не может угадать, MakeUseOf.ком
,
рекомендаций по выбору правильных вопросов безопасности

.pages-post .wp-post-image {display: none;}

Вопросы безопасности могут добавить дополнительный уровень уверенности в ваш процесс аутентификации.

Вопросы безопасности — это альтернативный способ идентификации ваших клиентов, когда они забыли свой пароль, слишком много раз вводили неправильные учетные данные или пытались войти в систему с незнакомого устройства или местоположения.

Поскольку LoginRadius Identity Platform требует от вас определения ваших собственных вопросов безопасности, мы хотели дать вам несколько основных рекомендаций по созданию хороших вопросов безопасности.

Что делает хороший секретный вопрос?

Лучшие вопросы безопасности позволяют легальным клиентам аутентифицировать себя, не беспокоясь о проникновении в их аккаунт.

  • Если на вопрос слишком сложно ответить из-за сложности или изменяющихся обстоятельств, это может привести к потере времени вашего клиента — и, в конечном итоге, он может заблокировать их учетную запись.
  • Если ответ изучен слишком быстро или слишком мало возможных ответов, злоумышленнику может быть легко получить доступ, правильно угадав.

Вы можете свести к минимуму оба этих результата, создав хорошие вопросы безопасности.

Согласно веб-сайту Good Security Questions ответы на хороший контрольный вопрос должны соответствовать следующим критериям:

  1. Сейф: Невозможно угадать или исследовать.
  2. Стабильный: Не изменяется со временем.
  3. Памятный: Можно запомнить.
  4. Простой: Точный, легкий и последовательный.
  5. Многие: Имеет много возможных ответов.

Вы можете увидеть примеры хороших вопросов безопасности из Университета Вирджинии . Давайте рассмотрим каждый из этих критериев более подробно.

1. Сейф

При выборе секретных вопросов крайне важно, чтобы правильные ответы не могли быть угаданы или исследованы через Интернет.

Вот пример вопроса, который не соответствует этим правилам:

«В каком графстве ты родился?»

Этот вопрос можно считать небезопасным, поскольку информацию можно найти в Интернете.Кроме того, эта информация может быть известна друзьям и членам семьи.

Помимо этих проблем, если хакер интересовался конкретной учетной записью, может быть легко перебрать их путем решения этого вопроса, поскольку в каждом штате США имеется только фиксированное количество округов.

2. Стабильный

Хороший секретный вопрос должен иметь фиксированный ответ, то есть со временем он не изменится.

Хороший пример секретного вопроса со стабильным ответом:

«Как зовут вашего старшего двоюродного брата?»

Этот пример работает, потому что ответ никогда не меняется.

Примечание . Подобные вопросы могут не подходить для всех пользователей. Спрашивать о чьей-то годовщине свадьбы или двоюродных братьях бесполезно, если они никогда не были женаты или не имеют двоюродных братьев! Важно предложить своим клиентам несколько вопросов на выбор, чтобы убедиться, что они применяются.

Некоторые примеры вопросов с нестабильными ответами:

«Как называется и исполнитель вашей любимой песни?»

«Каков ваш рабочий адрес?»

Оба этих примера дают плохие секретные вопросы, потому что их ответы со временем для большинства людей изменятся.Многие люди меняют свое мнение о своих любимых вещах в течение своей жизни, и они также могут сменить работу или переехать в другое место в офисе.

3. Памятный

Хороший секретный вопрос должен легко отвечать владельцам аккаунтов, но не должен быть очевидным для других или быстро исследоваться.

Примеры хороших памятных вопросов:

«Какое отчество у твоего старшего брата?»

Большинство клиентов, у которых есть братья и сестры, знают свое второе имя на макушке, что делает это хорошим примером запоминающегося секретного вопроса.Этот вопрос также превосходен, потому что кому-то придется немного покопаться, чтобы сначала выяснить, кто самый старший брат клиента, а затем найти его второе имя, чтобы взломать этот вопрос.

«В каком городе или городе встречались ваши мама и папа?»

Большинство клиентов знают ответ на такой вопрос, поэтому он отвечает критериям запоминаемости. Также сложнее угадать или исследовать этот факт. Лучше всего, он также соответствует критериям стабильности.

Некоторые примеры вопросов с незапамятными ответами:

«Какой номерной знак у вашего автомобиля?»

Многие люди не запоминают свой номерной знак. Кроме того, для потенциального злоумышленника относительно просто сделать некоторые раскопки и найти эту информацию для себя.

«Как звали вашего любимого учителя начальной школы?»

Ответ на этот вопрос может быть быстро вспомнить для кого-то моложе, но для пожилых клиентов вещи из их детства могут быть намного более туманными.Так что ответы на такие вопросы не могут быть так легко. Рекомендуется избегать вопросов из детства клиента.

4. Простой

Простой вопрос имеет точный ответ, который не создает путаницы.

Некоторые примеры вопросов с простыми ответами:

«Какой была ваша первая машина марки и модели? (например, Ford Taurus) »

«В каком месяце и дне ваша годовщина? (Е.грамм. 2 января) »

Они оба дают хорошие секретные вопросы, потому что ответы являются конкретными. Эти вопросы показывают клиентам, как отформатировать свои ответы запоминающимся и простым способом.

Эти вопросы также можно задать так, чтобы не дать простых и точных ответов:

«Какой была ваша первая машина?»

«Когда у вас юбилей?»

5. Много

Хороший секретный вопрос должен иметь много потенциальных ответов.Это значительно затрудняет угадывание ответа, а также замедляет автоматические или грубые попытки получить доступ к учетной записи клиента.

Пример вопроса с множеством возможных ответов:

«Отчество вашего старшего ребенка?»

Вопрос со слишком малым количеством возможных ответов:

«Какой у вас месяц рождения?»

Но подожди. Есть ли такая вещь, как хороший вопрос безопасности ?

По самой своей природе, даже так называемые хорошие вопросы безопасности уязвимы для хакеров, потому что они не случайны — пользователи должны отвечать на них осмысленными и запоминающимися способами.И эти ответы могут быть получены с помощью фишинга, социальной инженерии или исследований.

В фильме «Сейчас ты видишь меня» 2 есть сцена, в которой фокусник заставляет свою цель дать ему ответы на вопросы по безопасности своего банка. Маг угадывает ответы, а его цель корректирует его с помощью актуальной информации. Это вымышленный пример, но фишинговая механика реальна.

Многие мемы социальных сетей используют ответы на общие вопросы безопасности, такие как имя вашего первого питомца или улица, на которой вы выросли.Поэтому, невинно размещая свое имя супергероя или имя рэпера в Facebook, вы случайно делитесь важной личной информацией.

Какие методы аутентификации являются хорошей альтернативой секретным вопросам?

Пароли и контрольные вопросы — не единственные способы блокировки учетных записей клиентов. Хорошее решение CIAM предлагает несколько безопасных альтернатив:

Многофакторная аутентификация

Многофакторная аутентификация — это гораздо более надежный и безопасный метод аутентификации клиента, основанный на двух или более способах проверки личности клиента.Как правило, клиент должен представить что-то, что он знает, что-то, что он имеет, и / или что-то, что они есть. Некоторые примеры этих различных факторов:

  • Что-то, что они знают: Пароль, пин-код или ответ на секретный вопрос.
  • Что-то, что у них есть: Например, банковская карта, ключ или брелок.
  • Что-то они: Отсканированные отпечатки пальцев или сетчатки, распознавание голоса или лица.

В качестве примера, банк MBNA недавно решил, что вопросы безопасности недостаточно для них и их клиентов, чтобы обеспечить безопасность своих счетов. Чтобы улучшить свою безопасность, они решили использовать двухфакторную аутентификацию вместо вопросов безопасности для проверки личности своих клиентов.

Источник: веб-сайт MBNA

На этих снимках экрана вы видите, что переход от вопросов безопасности к двухфакторной аутентификации был довольно плавным для клиентов MBNA.У них даже была возможность выбрать, как часто им будет предлагаться ввести код безопасности в качестве второго фактора.

Источник: веб-сайт MBNA

Надежные пароли правил

Требуя от своих клиентов соблюдения правил надежных паролей, вы сводите к минимуму риск грубого вторжения хакеров в свои учетные записи. Длинные буквенно-цифровые пароли со специальными и неповторяющимися символами злоумышленнику гораздо сложнее угадать.Для взлома программ перебора требуется значительно больше времени.

Вход без пароля

Passwordless Login позволяет сразу вывести пароль из уравнения. Клиенты входят в систему с помощью брелка, биометрических данных, таких как отпечаток пальца или волшебная ссылка. Этот метод входа устраняет проблему, когда клиенты полностью забывают пароли, а также делает невозможным взлом злоумышленников взломать их учетные записи.

Если вам интересно узнать, почему пароли постепенно уходят в прошлое, загрузите нашу электронную книгу «Смерть паролей».Для вашей компании есть более эффективные методы аутентификации, чем пароли и вопросы безопасности, и с помощью LoginRadius вы можете быстро и легко их принять.

Похожие сообщения

,
секретный вопрос — это … Что такое секретный вопрос?
  • Секретный вопрос — Банковские, кабельные компании и поставщики услуг беспроводной связи в качестве дополнительного уровня безопасности используют секретный вопрос в качестве аутентификатора. Они представляют собой форму общего секретного веб-адреса secret.cite = http: //www.slate.com/id/2183030/pagenum/all/ title = В каком городе вы…… Википедия

  • Маркер безопасности — Несколько типов токенов безопасности с копейкой для масштаба… Wikipedia

  • вопрос — [[t] kwe̱stʃ (ə) n [/ t]] ♦ вопросы, вопросы, вопросы 1) N COUNT: часто N about / on n Вопрос — это то, что вы говорите или пишете, чтобы задать человек о чем-то.Они задали очень много вопросов об Англии … Президент … … английский словарь

  • Вопрос времени Противоречие Британской национальной партии — Протестующие собираются возле телецентра Би-би-си в Лондоне перед эпизодом Участников вопросительного времени… Википедия

  • Охранник — частный заводской охранник Профессия Секторы деятельности Описание безопасности Охранник (или сотрудник службы безопасности) — это человек, которому платят за охрану про… Wikipedia

  • Безопасность личности — или безопасность личности — это право человека, гарантированное Всеобщей декларацией прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году.Это также право, уважаемое в Конституции Канады, Конституции Южной Африки и других законах … Википедия

  • Партнерство Северной Америки по обеспечению безопасности и процветания — Карта расположения: страны-члены: Канада… Wikipedia

  • Обеспечение иска — (в России) принятие мер, обеспечивающих реалии исполнения будущего приговора суда или арбитража. Обеспечение претензии является гарантией защиты интересов заявителей.Суд или арбитражный суд признает и принимает…… Википедия

  • Сертификат безопасности — Эта статья о канадском правовом механизме. Сертификаты безопасности в Интернете см. В разделе Сертификат открытого ключа. В канадском законодательстве сертификат безопасности — это механизм, с помощью которого правительство Канады может задерживать и депортировать иностранных граждан…… Wikipedia

  • Обеспечительный интерес — Обеспечительный интерес — это имущественный интерес, созданный в соответствии с соглашением или действующим законодательством в отношении активов для обеспечения исполнения обязательства, обычно выплаты долга.[1] Это дает бенефициару обеспечительного интереса определенный … … Википедия

  • Сертификат об угрозе безопасности — Новозеландский судебный процесс, в соответствии с которым подозреваемый риск безопасности может быть заключен в тюрьму до высылки из страны. Сертификат об угрозе безопасности основан на неоспоримой «секретной информации о безопасности» (Закон об иммиграции 1987 s 114B (1) ) -…… Википедия

  • ,

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *