Критерии личности | Блог 4brain
С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.
Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.
Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.
Критерии оценки личности
Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:
- Что главное при оценке человека?
- Какие качества в нем наиболее фундаментальные?
Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:
Темперамент
Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.
Характер
Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Социализация
Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.
Понимание других
Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.
Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.
Творческое мышление
Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.
Осознанность
Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.
Целостность
Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.
Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.
Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.
Критерии сформировавшейся личности
На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.
Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.
Концепция Обуховского
Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.
- Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
- Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное – переход к абстрактной концепции мира.
- Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
- Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.
Концепция Реана
Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:
- позитивное мышление и восприятие;
- саморазвитие;
- терпимость;
- ответственность.
Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.
Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.
Концепция Олпорта
- Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
- Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
- Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
- Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
- Самообъективизация
- Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.
Концепция Божович
Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.
Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).
Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Для психологической конкретизации понятия личности необходимо ответить на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью и выделить несколько критериев взрослой личности. Основные критерии сформировавшейся личности таковы:
1) наличие в мотивах личности иерархии в одном определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу. Ибо при простом опосредованном поведении субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его действовать определенным образом, хотя и действует вполне нравственно;
2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство ведется на основе сознательных мотивов-целей и принципов. В отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самопознания как особой инстанции личности.
Основные характеристики взрослой, сформировавшейся личности таковы:
Активность. Человек стремится выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
Направленность. Устойчивая доминирующая система мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляются потребности человека;
Глубинные смысловые структуры. Они обуславливают сознание личности, ее поведение. Эти структуры устойчивы к различным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности группы;
Степень осознанности. Сознательные отношения к действительности: установки, диспозиции, отношения с другими людьми.
Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания, как личности.
Не нашли нужной информации? Возможно, она есть в других словарях (перейти)
Время чтения 7 минут
Без самопознания и развития себя ничего не получиться. Каждый человек, чтобы добиться конкретной цели, должен что-то менять: себя, окружение привычки. У многих на слуху уже длительное время звучит фраза «Развиваться, как личность», но немногие имеют понятие, о чем идет речь. В данной статье мы поговорим, что есть саморазвитие для человека и каковы базовые критерии личностного роста.
Критерии личностного роста – базовые условия саморазвития, которые помогают строить взаимоотношения с внешним и внутренним миром. Личностный рост – самосовершенствование для достижения поставленных целей. Это тяжелый труд, предусматривающий постоянную работу над собой, анализ своих поступков, результатов деятельности. Человек, знающий чего он хочет от жизни и как это получить, всегда сможет быть на ступень выше.
<<Оглавление>>
Зачем человеку развиваться?
Рано или поздно индивид начинает задумываться о том, почему у него не получается что-то, в чем кроется основная проблема. Для людей, имеющих цель и мечту такие вопросы волнуют, провоцируют на действия. Ведь не хочется постоянно находиться в положении «стоячей воды». Когда вокруг тебя все меняется, раскрывается, а ты как был на дне, так и остался. Со своими неизменными стандартными взглядами и нежеланием двигаться вперед. Но можно и услышать заезженные фразы, мол «Так сложилось» или «А что я могу сделать?». И самое главное в такой ситуации – это нежелание самому меняться.
Когда вы меняете свои привычки, начинаете познавать что-то новое, вы невольно начинаете развиваться. Новая информация и знания делаю вас богаче, меняю ваш привычный взгляд на жизнь. Именно тогда начинается развитие личности. А это первый шаг к успеху в вашей жизни.
Вы спросите: «Зачем человеку развитие личности?»
- Для переоценки своих поступков.
- Чтобы стать успешным и счастливым.
- Научиться видеть мир многогранным.
- Уметь добиваться поставленных целей.
- Быть не просто частью социума, а стать его неотъемлемым движущим механизмом.
Только от нас самих зависит наше будущее. Мы сами создаем себе программу нашей жизни. Только не все могут и не все хотят менять ее базовые установки. Если поставить себе задачу стать успешным бизнесменом, то при кропотливой работе над собой можно получить желаемый результат. Развивать себя, как личность, открывать новые горизонты и возможности – все это поможет переступить через многое. Каждый индивид имеет индивидуальные черты характера, способности и понятия. Но есть базовые критерии развития личности, которые не имеют рамок и касаются каждого человека.
Конечно, стоит вопрос о том, как добиться личностного роста. Для этого существует много способов:
- Тренинги и курсы по развитию.
- Специальная литература.
- Комплексные решения.
- Индивидуальный тренер по личностному развитию.
Основные критерии личностного роста
Чтобы задуманное свершалось нужно знать несколько секретов. Они простые и уже давно правят нашим развитием:
- Непрерывное совершенствование знаний. Нужно всегда познавать мир и его тайны. Конечно, утверждать, что знание или информация, полученные сейчас будут актуальными через два десятилетия невозможно. Поэтому нужно двигаться вперед и познавать новое, создавать будущее. Самый яркий пример — спортсмены. Для золотой медали на Олимпийских играх они много лет трудятся, и работают над собой. Благодаря такому упорному труду их мечта становится реальностью, непокоренные вершины поддаются. А если на минуту, такой спортсмен решит, что он лучший и ничего не стоит больше делать? Он потеряет спортивную форму, утратит свою выдержку и характер, станет безразличным. Тогда даже самое маленькое соревнование станет для него настоящим испытанием, и яркая мечта стать Олимпийским призером очередных соревнований будет уже только мечтой. Ведь для этого нужны годы тренировок.
- Применение на практике полученных знаний. Теория есть теория. Но знания тогда будут полезными, когда они будут работать. Необходимая информация должна быть применена в нужной сфере. Если неправильно оперировать полученными знаниями, то и результат будет плачевным. Все мы знаем, что готовить кушать легко и знаем, как варить чай. Но теории мало, нужно уметь сделать это вкусно и красиво. Нужно практиковаться и находить новые способы, как простую пищу превратить в шедевр. Это элементарный пример, когда теория может быть в действии.
Основным двигателем личностного роста есть необходимые условия, которые запускаю механизм саморазвития. А это в свою очередь порождает многие изменения, которые гласят о том, что человек начал меняться. Такие изменения — критерии личностного роста. Их можно разделить на внешние и внутренние критерии.
К внешним критериям относятся:
- Понимание других. Зрелый человек не имеет предрассудков, стереотипов. Он может адекватно и в полной мере воспринимать окружающую действительность и других людей. Такой индивид готов вступить в контакт с другими личностями с проявлением эмпатии, сопереживания и понимания.
- Принятие других. Одной из главных критерий личностного роста есть проявление динамики отношения к окружающим людям. Зрелость индивида определяется его возможностью принимать человека таким, какой он есть, уважением его взглядов и выборов, признанием другого человека ценным и своеобразным, пусть он совершенно противоположным вам. Именно принятие человека со всеми его недостатками и нюансами позволяет говорить, что рост личности прогрессирует.
- Социализация. Развитие личности позволяет стать более коммуникабельным, базирует общение с другими людьми на гармонии и взаимопонимании. Такой человек стает гибким, открытым, общительным. Такой принцип контакта с обществом помогает легко решать возникшие проблемы и противоречия. Ведь влияние социума на человека очень велико и требуем массу сил, чтобы справиться с постоянным потоком информации и не потеряться в ней.
- Творческая адаптация. Это свидетельствует о том, что личность готова раскрывать свой внутренний потенциал, смело шагать вперед и не бояться неизвестного. Такой подход позволяет встречать проблему или новое задание в бодром не унылом состоянии и не бояться сложностей. Творческий человек всегда будет готов помочь ближнему или нестандартно решить любое препятствие.
К внутренним критериям личностного роста относятся:
- Принятие себя. Это полное признание себя, как личности. Принятие таким, каким вы есть, с недостатками и достатком, вера в себя, свой потенциал, возможности. Это вера в себя самого и свое «Я», любовь к себе.
- Открытость к переживаниям. Данный критерий говорит о том, что зрелый человек на пути к совершенствованию не будет жить прошлым и переживать заново минувшие события. Зрелая личность открыта к новым возможностям, переживаниям и изменениям. Это означает жить настоящим, а не прошлым. Именно открытость к переживаниям есть ответом на вопрос, для чего нужен личностный рост. Ведь открытость – это движение вперед.
- Понимание себя. Это четкое представление своих желаний и возможностей, контроль мыслей, действий. Только при полном понимании своего «Я» можно четко ставить задачи, выбирать маршруты решения проблем. Нужно уметь смотреть на себя без стеснения и жалости, принимать свои недостатки, чтобы сделать себя идеальным.
- Ответственная свобода. Свобода выбора говорит не только о независимости в принятии решений, но и о том, что вы несете прямую ответственность за свои действия и их последствия. Нужно максимально независимо принимать решения, не полагая на комментарии и мнения окружающих вас людей. Это ваша жизнь и вы делаете ее для себя комфортной, а не для других.
- Целостность. Это необходимая часть эффективной жизненной деятельности. Только в целостном состоянии человек сможет гармонично взаимодействовать с окружающим миром, без потери своего «Я». Мы изначально рождаемся целостным организмом. А сохранить эту целостность в мире постоянных стереотипов и стандартов очень тяжело. Поэтому нужно трудиться, чтобы быть в гармонии со своим внутренним миром.
- Динамичность. Индивид всегда развивается и не останавливается на своем развитии. А критерии личностного роста содержат в себе умение адаптироваться и меняться под сложившуюся ситуацию. Это помогает закалить характер человека, изменить восприятие ситуации, научить мыслить нестандартно.
Что нам дает саморазвитие и с чем его «едят»
Саморазвитие личности – это процесс саморазвития без завершения. Он может остановиться, но не завершиться. С развитием человека меняется его жизнь: привычки, круг друзей, увлечения, работа, взгляды, образы жизни и т. д.
Влияние социума на человека может только подтолкнуть к определенным действиям и мыслям, заставить задуматься. Но стоит помнить, что критерии личностного роста складываются даже в том случае, если мы попадаем под влияние. Нужно только выбрать, что это будет.
Личностный рост нам дает уверенность, цель, новые возможности. Если нет гармонии с собой, понимания своего внутреннего «Я», то и любые попытки найти выход будут равны нулю. Только открытое осознание своих проблем поможет стать на правильный путь. Чтобы начать что-то делать, нужно, прежде всего, иметь свое мнение, которое поможет вам сделать выбор.
Вывод
Для чего нужен личностный рост? Чтобы стать индивидуальностью, иметь свою независимую точку зрения, чтобы развиваться и добиваться своих целей. Вершины любят смелых покорителей. И пусть это будут не большие вершины для начала, но для них нужно быть достаточно смелым и готовым встретить препятствия на своем пути. Критерии личностного роста помогут принять и осознать многие моменты из вашей жизни, их нужно постоянно развивать и поддерживать.
Только тогда вы сможете понять все свои слабости, найти места спотыкания и исправить, то, что мешало вам обрести желаемое. Жизнь не меняется со щелчком пальцев, она требует много времени и работы. Личностный рост поможет не только в саморазвитии, но и в росте вашего профессионализма.
Процесс саморазвития поможет обрести удовольствие от того, чем вы занимаетесь, научит быть сильным и смелым, находить лазейки из любых жизненных заданий. Это прекрасная возможность научиться воспринимать мир не как кошелку сплошных проблем, а как пространство безграничных возможностей.
Критерии сформировавшейся личности — Психологос
Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер
Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что? именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Фильм «Сотворившая чудо»
Комната превратилась в руины, но девочка сложила салфетку.
скачать видео
Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.
Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком. А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.
К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.
И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.
Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи. «Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).
Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.
Духовное развитие личности и его этапы – сейчас одна из наиболее востребованных тем в среде людей, интересующихся эзотерикой. Это вполне объяснимо, ведь все мы стремимся узнать еще больше о себе и перейти на новый уровень самосознания, четко определить свое место в окружающей нас Вселенной и оценить дальнейшие перспективы своей жизни. Изучая стадии личностного роста, человек способен осознать, на какой именно из них он находится (иногда это бывает и промежуточный этап между двумя ступенями сознания). Обычно в системах, описывающих развитие сознания, выделяют три начальные ступеньки, которые доступны обычным людям, проживающим в нашем социуме, переходной этап и 2-3 ступеньки духовного развития, которых достигают лишь «продвинутые» представители рода человеческого.
Необходимо отметить, что нет ничего плохого на том, чтобы пребывать на любом из перечисленных ниже этапов развития личности. Все мы рождаемся в этом мире с «нулевым» сознанием и вынуждены проходить через сложные перипетии духовного роста. Если же человек когда-то минует одну его стадию, не пережив и не осознав ее, его опыт, скорее всего, окажется ограниченным, и ему придется вновь столкнуться с той же самой ситуацией в несколько другом и, возможно, более опасном обличье. Ведь невозможно требовать, чтобы трехлетний ребенок решал сложные логарифмические уравнения. Когда кажется, что человек примитивен и глуп, подумайте о том, что, возможно, жизнь еще не провела его через те уроки, благодаря которым он бы мог обрести мудрость. А ваше отношение к нему свидетельствует о том, что Вселенная еще не научила вас не осуждать окружающих, хотя порой отказаться от этой привычки очень сложно. У духовно развитой личности душа, скорее всего, прошла очень сложный, долгий и извилистый путь, а этап, на котором он находится, во многом определяется уже пережитым и осмысленным.
Все мы абсолютно различны, поскольку находимся на разных этапах развития, и наиболее полно это возможно объяснить теорией реинкарнации. Прошлое нашей души нам неизвестно, поэтому согласно этой концепции неведомые нам последствия наших предыдущих воплощений приводят к конкретному результату, т.е. текущей стадии развития личности. Верить или не верить в это – каждый выбирает сам. В последнем случае можно заключить, что у развитой души были к этому хорошие генетические предпосылки и благоприятные условия существования.
Глупо осуждать людей, которые кажутся нам совершенно «неразвитыми». Если человек проявляет слабость и никак не может решить проблему, которая нам кажется очень простой, это означает лишь, что нам существенно повезло: у нас было лучшее образование, воспитание и более благоприятный жизненный путь. Когда кто-то рядом с нами пытается всеми силами избежать сложностей, значит, он еще морально не готов к этому или пока не может усвоить ту истину, что самостоятельное решение проблем – это один из важнейших шагов на пути к настоящему себе.
Объективно «хороших» и «плохих» этапов развития просто не существует, ведь если мы будем так судить, всегда найдется кто-то, кто уже достиг нирваны и стоит выше нас на несколько голов. И по сравнению с ним наш собственный этап покажется очень низким. А все ролевые игры в унижение и возвышение приведут лишь к пустым растратам энергии на чувство собственной важности. Однако чтобы избежать путаницы, выделим все же промежуточные уровни, на которых находится большая часть населения Земли, с тем, чтобы отличать их от более высоких стадий развития души и личности. Всего же и тех, и других будет шесть.
При этом стоит помнить, что даже если вы находитесь на определенном этапе развития, вам могут быть даны «прогулянные» жизненные уроки с прошлых этапов или некие озарения с более «продвинутых» уровней, которые будут путеводными звездами к настоящим духовным высотам.
Что представляют собой критерии развития личности
Важнейший критерий, по которому можно сравнить различные этапы развития человеческой личности, — это тонкость восприятия. Чем она больше, тем более чувствительна душа к самым неуловимым граням того или иного явления или ситуации. Если восприятие достаточно грубо, человек оказывается менее разборчивым в своих поступках и словах. То, что вполне адекватно для личности, пребывающей на начальном этапе развития, покажется агрессивным, глупым, грубым, эгоистичным для личности, которая уже прошла ряд духовных уроков саморазвития и самосознания.
Вторым по значению критерием является банальная дальновидность, или, говоря иначе, мудрость. Она заключается в тщательном просчитывании того, как тратить свои энергетические ресурсы. Мудрый человек тщательно анализирует свою душу и разум и нечувствителен к грубым импульсам. Ведь если немного потерпеть сейчас и неустанно работать над собой, результат в будущем будет просто феерическим. А если вы щедро и впустую тратите собственные внутренние ресурсы, разочарования в дальнейшем просто неизбежны.
Третий и самый неординарный критерий сравнения стадий личностного развития – это т.н. допуск по сферам. Этот термин означает разрешение участников определенной части социума – сферы – находиться в их обществе, которое живет по общепринятым или отличающимся от таковых законам. Чем выше этап развития, которого достигло человеческое сознание, и чувствительнее восприятие, тем более тонкими и разумными окажутся законы того общества, в которое стремится попасть человек, и тем более неукоснительно он обязан их соблюдать. Так, стремясь попасть в сферу добрых и умных людей, мы сами должны стать такими, иначе будем отвергнуты.
Первая стадия развития личности
На этом этапе развития личности находятся люди, потребности которых мало отличаются от таковых у животных. Несомненно, половое влечение, чревоугодие и стремление выжить любой ценой в обществе скрываются под самыми разными масками и ритуалами, но суть будет неизменно та же. Человек ощущает основную потребность, которая полностью овладевает ним, и ищет путь ее удовлетворения самыми различными способами. Если он недостаточно освоил некие базовые социальные качества, этот путь оказывается значительно проще. Чем меньше элементы социума влияют на сущность человека, тем ближе он оказывается к дикому зверю.
Социальные преграды образуют определенный буфер между природными человеческими инстинктами и сознанием цивилизованного человека. Если этот буфер минимален, представитель социума будет вести себя грубо, жестоко и аморально, абсолютно не считаясь с мнением других. Он будет стремиться любой ценой удовлетворить свои потребности, зачастую прямолинейно и цинично.
На этом практически «нулевом» этапе развития личности животное начало берет верх, а животное желание настолько затмевает разум человека, что он даже не задумывается о расплате. Его поведение направлено лишь на утоление желания, сила которого полностью растворяет зачатки слабо осознаваемых мыслей о последствиях определенных поступков. Таким образом, даже самая низшая ступень мудрости, дальновидности и самосознания оказывается недоступна данному представителю человеческого рода.
Человек не понимает на данной стадии, что насилие и убийство недопустимы, что он ничем не отличается от льва или волка, а его поведение напоминает законы животной стаи. Удержать его способен лишь страх неминуемого наказания и в очень небольшой степени – некие этические ценности. Причина этого – грубость и притупленность восприятия, в силу чего человек не осознает третий критерий развития души – допуск по сферам, в которых царят определенные законы.
Вторая стадия развития личности
На этом этапе пребывает рядовой обыватель, для которого специально разработаны социальные «наркотики» — журналы, фильмы, СМИ, онлайн-игры, до 90% которых адаптированы для понимания людьми, не достигшими еще более высоких этапов развития личности. Что касается книг, о них пока говорить не будем, т.к. во многих из них информация преподносится все же на чуть более высоком уровне.
Для этой стадии характерно понимание того, что грубого насилия следует избегать. Человек даже может логически обосновать, почему нельзя вести себя жестоко и аморально с физической точки зрения. Но сам факт присутствия разумного объяснения не так уж принципиален. Наибольшее значение имеет глубинный духовный опыт, присутствующий в бессознательном в человеке. Если вы – поклонник теории реинкарнации, этот уровень легко объяснить множественными прошлыми жизнями, в которых человек уже пережил грубые проявления кармы. Для тех, кто не верит в это, причинами являются хорошая генетическая предрасположенность или элитное воспитание. Однако среднестатистический член общества все же способен иногда регрессировать, опускаясь до физического насилия во время временного затмения рассудка – притупления восприятия.
Но физическая сторона жизни не единственная. И не опускаясь до применения животной силы, человек все же может быть бесконечно аморален в плане своих чувств и мыслей.
На втором этапе духовного развития человек редко осознает, что, например, ложь – это тоже насилие и нарушение внутренней гармонии. Таким образом, проблема переходит на более тонкий ментальный уровень. Развитие в этом случае невозможно без устранения грубого непонимания и избавления от незаметного, на первый взгляд, духовного дисбаланса.
Вторая стадия характеризуется более завуалированными проявлениями инстинкта выживания, который маскируется порой под нечто более благородное, однако в основе поведения человека все же лежат половой инстинкт и чревоугодие. Однако по сравнению с первой стадией сознание все же становится более утонченным и реализация потребностей приобретает множество оттенков и нюансов. Человек начинает флиртовать или кокетничать, чтобы удовольствие от секса было более изощренным, а в еде начинает проявлять истинно гурманские пристрастия.
Отличительная черта второй стадии развития – это жажда удовольствия. Поскольку ментальная сфера достаточно развита, то, кроме первобытных наслаждений – секса и еды, человек активно интересуется кино, развлекательной литературой, играми, светским общением и другими развлечениями.
Второй критерий, касающийся мудрости и дальновидности, оказывает на всю жизнь человека уже весьма заметное влияние. Он активно использует память и склонен зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность удовлетворять свои желания. Однако на этом этапе возможно погружение в алкоголизм или наркоманию, поскольку социальные табу, наложенные на них обществом, в этом случае часто не срабатывают.
Для первых двух стадий развития основополагающим является критерий деградации личности при отсутствии трудовой и другой активной деятельности. Если на человека, находящегося на них, обрушивается такое состояние, часто он оказывается неспособен дальше жить. Исключением может оказаться случай, когда рядом с такой «слабой» душой находится более сильный духовный учитель или партнер, влияющий на сознание человека. Именно он сдерживает морально неустойчивую личность от безудержного следования собственным разрушительным страстям. Ведь употребление наркотиков, любовь к играм или сексу чаще всего в условиях отсутствия контроля прогрессируют. Однако заработать огромные деньги для утоления своих желаний человеку, находящемуся на второй ступеньке, удается редко. Он постоянно находится в подвешенном состоянии между своими пороками и возможностью их воплощения в жизнь.
Третья стадия развития личности
Для этого этапа характерно стремление быть начальником, лидером, неважно, в профессиональной или личной жизни либо даже над самим собой. Человек просто не может существовать без тотального контроля и сосредоточения власти в своих руках. Половое влечение, различные забавы и гастрономические удовольствия имеют второстепенное значение, но полного отказа от них не происходит.
Удовлетворенность жизнью для личности, которая находится на такой стадии, невозможна без удовлетворения потребностей в манипуляции, управлении, подчинении, изменении окружающих. Тяга к сексу проявляется не в виде чисто животной похоти, а чаще всего в стремлении морально и эмоционально «владеть» другим человеком. Поэтому в отношениях с противоположным полом, например, намного важнее представляется цель завоевать и покорить, а не строить гармоничное партнерство. После того как это желание удовлетворено, интерес к объекту его стремительно уменьшается: ведь человек чувствует себя бесстрашным покорителем новых территорий, на поиск которых и отправляется постоянно. Выпадают из этой парадигмы эмоции по отношению к женщине или мужчине, находящихся на более тонких уровнях. Ведь все мы подсознательно тянемся к тем, кто стоит выше нас, чувствует тоньше и благороднее, больше понимает в жизни и более адекватно реагирует. Обычно человеку больше всего нравятся те, кто находится на следующем уровне личностного развития. Это связано с тем, что мы внутренне оцениваем свои перспективы, стремясь подсознательно достигнуть следующего этапа.
При общении двух людей, между уровнями развития личности которых две и более ступеньки, взаимопонимания обычно не возникает. Конечно, более «продвинутый» человек четко осознает желания и стремления стандартного члена общества, каждое из которых легко может разложить по полочкам. Все потребности, эмоции, мысли души, еще остающейся на одном из примитивных стадий, для духовно развитого представителя рода человеческого ясны, как на ладони, поэтому интерес носит только экспериментальный либо учебный характер. Понять человека, который достиг определенных духовных вершин, его визави тоже не удастся: выйти за рамки понимания, характерные для его уровня он не сможет. Иногда он признает, что существует нечто, пока недоступное его сознанию, однако чаще пребывает в уверенности, что рамки его ограниченного ума – и есть истинная жизнь.
Личность, которая находится на третьей стадии развития, прекрасно чувствует себя в обществе себе подобных, остающихся на первой и второй стадии, если ей приходится иметь дело с такими людьми по работе или если у нее до сих пор остались непрожитые программы с этих уровней. Но нынешний уровень мудрости и дальновидности все же побуждает человека продолжать работать над собой. Характерна для подобных людей большая сила воли: его личность настолько выкристаллизовывалась, что он способен волевым усилием, без влияний извне, бросить пить или курить, а также воплощать в жизнь собственные решения, истоки и мотивы которых хорошо понимаются благодаря удивительной личностной целостности.
В этом случае насилие, жестокость и грубость принимают формы жадности, эстетской гордыни, равнодушия и весьма развитого чувства собственной важности, из-за которого человек чересчур переживает за собственную персону и даже склонен унижаться. Лишь на четвертом этапе развития чувство собственной важности становится существенно тоньше, а интенсивность его проявления уменьшается в несколько раз.
Если грубые ментальные программы, характерные для первых двух стадий развития личности, пережиты человеком, он будет честным, умным, благородным и справедливым. Однако тонкости восприятия, чтобы осознать, чего он ждет от жизни, ему не хватает. Когда он контролирует ситуацию, он только тогда чувствует удовлетворение собой и находится в зоне комфорта. Однако этот контроль иллюзорен, а от осознания этого человек прячется, развивая бурную деятельность. Ведь жизнь не всегда подвластна законам логики, она спонтанна и многогранна, поэтому сложнее концепций, доступных для восприятия на этом этапе. Все эти три уровня развития личности и сознания относятся к социальной сфере.
О следующих, более высоких, стадиях развития личности вы можете прочитать в этой статье.
Критерии сформировавшейся личности
Л. И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека, как личность. Во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, т. е. если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Это говорит о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.
В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:
- личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пределы;
- личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
- личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Критерии и показатели личностного развития учащихся»
2 слайд Описание слайда:4 направления динамики личностного развития детей I блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося. II блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности. III блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе. IV блок — творческие характеристики, отражающие творческое развитие ребенка, креативные подходы к учебной деятельности.
3 слайд Описание слайда:I блок — организационно- волевые качества Воля. Данное качество формируется с раннего возраста. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д. Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.
4 слайд Описание слайда:Методы диагностики 1 группы показателей Оперативность получения информации. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
5 слайд Описание слайда:II блок — ориентационные свойства личности Самооценка. Это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках. Самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Интерес ребенка к конкретному делу — вызван природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.д., вначале он имеет общий, а не конкретный характер. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.
6 слайд Описание слайда:Методы диагностики 2 группы показателей Прослеживаются в процессе наблюдения – дошкольный возраст, младшие школьники (1 класс) Методика «Устойчивость интересов».
7 слайд Описание слайда:III блок — поведенческие характеристики Отношение ребенка к конфликтам в группе. Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка. Коммуникативные умения — взаимоотношения ребенка в коллективе, групповая сплоченность (приложение 7), умение красиво и культурно говорить (приложение 8). Тип сотрудничества (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу.
8 слайд Описание слайда:Методы диагностики 3 группы показателей Метод незаконченного предложения. Опросник «Общение в объединении и групповая деятельность» Опросник «Культура общения» (Т.М. Хрусталева) Проективная методика «Несуществующее животное» интерпретированная М.З. Дукаревич; Графическая методика «Кактус» Методика «АРТ»
9 слайд Описание слайда:IV блок — творческие характеристики Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода: Творческий потенциал — умение находить нестандартные решения в разных ситуациях. Воображение, мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.
10 слайд Описание слайда:Методы диагностики 4 группы показателей Тест «Творческий потенциал», направленн на выявление творческого потенциала детей и умения находить нестандартное решение. 2. Методика определения уровня воображения.
11 слайд Описание слайда:Показатели личностного развития 1 блок – организационно – волевые качества – является основой деятельности любой направленности; 2 блок – ориентационные свойства личности –активность ребенка; 3 блок – поведенческие характеристики – отражает тип общения со сверстниками; 4 блок — творческие способности (творческое воображение, творческое мышление)
12 слайд Описание слайда:Список литературы Астраханцева С.В. Управление качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.12-15. Биктеева А.Д.Личностные достижения как критерии результативности деятельности воспитательных систем//Внешкольник Оренбуржья, Оренбург: ООО «Метрополис», РА «Метро», 2005. – №1-2– С.41-42. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей// Дополнительное образование. – 2004. — № 12, 2005 — № 1. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с. Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24. Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в УДОД // Дополнительное образование. – 2006. – №11. – С.3-7. Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред.Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009. Хрусталева Т. М. Учебное пособие «Психология способностей» – Пермь: ПГГПУ, 2013.- 180 с.
Курс профессиональной переподготовки
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Методист образовательной организации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1706946
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Профиль личности сотрудника (EPP) | Criteria Corp
Описание теста
Профиль личности сотрудника (EPP) — это общий инвентарь личности, который измеряет двенадцать личностных характеристик, которые дают ценную информацию о стилях работы человека и о том, как они могут взаимодействовать с коллегами, руководством и клиентами. Он может использоваться для любой должности и содержит ориентиры для конкретной должности, которые позволяют администраторам сравнивать оценки отдельных лиц с составными профилями для определения вероятной подбора работы.
EPP содержит 140 предметов, занимает около 10 минут и измеряет следующие черты: успеваемость, настойчивость, конкурентоспособность, добросовестность, кооперативность, экстравертность, управленческий, мотивация, открытость, терпение, уверенность в себе и стрессоустойчивость.
Подробные отчеты о результатах
Отчет о баллах EPP отображает индивидуальный рейтинг в процентах для каждой из двенадцати черт, а также описание значения балла в каждой черте.На личностных тестах нет правильных или неправильных ответов; однако люди с определенными личностными характеристиками могут лучше подходить для одних работ, чем для других. Например, экстравертированные люди обычно чувствуют себя более комфортно и лучше справляются с продажами, чем интроверты. И наоборот, интроверты могут лучше подходить для учета позиций.
Отчет по баллам EPP также содержит серию ориентированных на работу критериев, которые оценивают, насколько подходит личность человека для данной должности.Контрольные показатели рассчитывают оценку соответствия работы человека, сравнивая его оценки характеристик EPP с составными профилями, созданными и утвержденными Criteria Corp. Эти профили основаны на больших выборках людей на соответствующих должностях и на исследованиях достоверности, проведенных Criteria Corp.
.Информация о действительности
Construct Valid: EPP основан на наиболее широко проверенной системе классификации личности, модели «большой пятерки» или «пятифакторной». Оценки признаков EPP были сопоставлены с рядом внешних показателей схожих индивидуальных характеристик, включая шестнадцатеричный фактор личности (16PF).Эти сравнения обеспечивают надежную поддержку достоверности построения шкал EPP.
Предсказательная валидность: Индивидуальные характеристики, измеренные EPP, показали, что они предсказывают успех для широкого спектра позиций во многих различных отраслях. Ориентиры работы и сопровождающие их оценки соответствия работы основаны на десятках тысяч администраций EPP и на более мелких исследованиях валидности, проведенных Criteria Corp. Лучший способ обеспечить прогнозную достоверность признаков EPP для конкретных позиций — это сделать местный исследование достоверности, которое демонстрирует корреляцию между индивидуальной оценкой (оценками) и показателями эффективности работы для данной должности.
Надежность: Оценочная достоверность тест-повторного тестирования для шкалы EPP варьируется от 0,67 до 0,90 и находится в допустимых психометрических пределах.
Образец стандартизации
Нормы для EPP были разработаны с использованием выборки из 1375 человек в возрасте 15 лет и старше, из которых 48% были мужчинами и 52% были женщинами. Эти люди были оценены для выбора работы, трудоустройства, продвижения по службе или оценки карьеры. Около 30% были студентами, а остальные были взрослыми в возрасте от 20 до 60 лет.Их текущие рабочие ситуации включали руководящие должности в технических и сервис-ориентированных областях, управленческие должности и продажи. Около 10% выборки были чернокожими, а 2% — латиноамериканцами. При установлении стандартизированных баллов для окончательной версии EPP сначала были разработаны нормализованные T-баллы на большом стабильном образце стандартизации для баллов EPP.
Copyright © 2020 Criteria Corp. Контент, адаптированный с SalesAP и / или AP Customer Service AP © 2002 Western Psychological Services, и используется с разрешения издателя.
Полный набор адаптированных определений и принципов использования, а также объяснения изменений, внесенных в исходные определения, доступны для скачивания. Вы можете просмотреть список часто задаваемых вопросов. Отправить свой вопрос в Twitter или по электронной почте [email protected] Критерии оценкиЦель критериев оценки связана с целью оценки.А именно, чтобы дать возможность определить достоинства, ценность или значимость вмешательства. Термин «вмешательство» используется в данном документе для обозначения предмета оценки (см. Вставку 1 в документе выше). Каждый критерий представляет собой отдельную линзу или перспективу, через которую можно рассматривать вмешательство. Вместе они дают более полную картину вмешательства, процесса реализации и результатов. Критерии играют нормативную роль. Вместе они описывают желаемые атрибуты вмешательств: все вмешательства должны соответствовать контексту, согласовываться с другими вмешательствами, достигать своих целей, эффективно достигать результатов и оказывать положительное воздействие, которое сохраняется. Их можно использовать для просмотра процессов (как происходят изменения), а также результатов (что изменилось). Принципы использования критериев оценкиСледующие принципы определяют использование критериев. Дополнительные советы и примеры приведены в сопроводительном руководстве (готовится к печати).Кроме того, в стандартах качества DAC ОЭСР для оценки развития описаны стандарты планирования и реализации оценки. Важно, чтобы определения критериев были поняты в более широком контексте и читались вместе с другими принципами и руководящими указаниями о том, как проводить оценки способами, которые будут полезны и качественны. Принцип Один Критерии должны применяться вдумчиво, чтобы поддерживать качественную и полезную оценку.Они должны быть контекстуализированы — пониматься в контексте индивидуальной оценки, оцениваемого вмешательства и вовлеченных заинтересованных сторон. Вопросы для оценки (что вы пытаетесь выяснить) и что вы намерены делать с ответами, должны содержать информацию о том, как критерии конкретно интерпретируются и анализируются. Принцип Два Использование критериев зависит от цели оценки. Критерии не должны применяться механически. Вместо этого они должны охватываться в соответствии с потребностями соответствующих заинтересованных сторон и контекстом оценки.Больше или меньше времени и ресурсов может быть посвящено оценочному анализу для каждого критерия в зависимости от цели оценки. Доступность данных, ограничения ресурсов, сроки и методологические соображения также могут влиять на то, как (и будет ли) охватываться конкретный критерий. ОпределенияРелевантность: вмешательство делает правильные вещи?Степень, в которой цели и дизайн вмешательства отвечают потребностям бенефициаров *, глобальным, странам и партнерам / учреждениям, политикам и приоритетам, и продолжают это делать, если обстоятельства меняются. Примечание: «Реагировать на» означает, что цели и структура вмешательства зависят от экономической, экологической, справедливой, социальной, политической экономии и условий потенциала, в которых оно происходит. «Партнер / учреждение» включает в себя правительство (национальное, региональное, местное), организации гражданского общества, частные организации и международные организации, вовлеченные в финансирование, реализацию и / или надзор за вмешательством. Оценка релевантности включает рассмотрение различий и компромиссов между различными приоритетами или потребностями.Требуется анализ любых изменений в контексте, чтобы оценить степень, в которой вмешательство может (или было) адаптировано, чтобы оставаться актуальным. * Бенефициары определяются как «отдельные лица, группы или организации, независимо от того, нацелены они или нет, прямо или косвенно извлекают выгоду из вмешательства в целях развития». Также могут использоваться другие термины, такие как правообладатели или затронутые лица. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: КАК ХОРОШО ПОДХОДИТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?Совместимость вмешательства с другими вмешательствами в стране, секторе или учреждении. Примечание: Степень, в которой другие вмешательства (особенно политики) поддерживают или подрывают вмешательство, и наоборот. Включает внутреннюю согласованность и внешнюю согласованность. Внутренняя согласованность направлена на взаимодействие и взаимосвязь между вмешательством и другими вмешательствами, осуществляемыми одним и тем же учреждением / правительством, а также согласованность вмешательства с соответствующими международными нормами и стандартами, которым этот институт / правительство прилипает. Внешняя согласованность учитывает согласованность вмешательства с вмешательствами других действующих лиц в том же контексте.Это включает взаимодополняемость, гармонизацию и координацию с другими, а также степень, в которой вмешательство добавляет ценность, избегая при этом дублирования усилий. ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ДОСТИГНЕТ ЛИ ИНТЕРВЕНЦИЯ ЗАДАЧИ?Степень, в которой вмешательство достигло или, как ожидается, достигнет, его целей и результатов, включая любые отличающиеся результаты по группам. Примечание. Анализ эффективности включает учет относительной важности целей или результатов. ЭФФЕКТИВНОСТЬ: КАК ХОРОШО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕСУРСЫ?Степень, в которой вмешательство доставляет или, вероятно, доставит, приводит к экономичным и своевременным способом. Примечание: «Экономический» — это преобразование затрат (средств, опыта, природных ресурсов, времени и т. Д.) В результаты, итоги и воздействия наиболее экономически эффективным способом по сравнению с возможными альтернативами в контексте. «Своевременная» доставка осуществляется в установленные сроки или в разумные сроки, адаптированные к требованиям развивающегося контекста.Это может включать оценку операционной эффективности (насколько хорошо было осуществлено вмешательство). ВЛИЯНИЕ: КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ ВЛИЯЕТ НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО?Степень, в которой вмешательство создало или, как ожидается, приведет к значительным положительным или отрицательным, предполагаемым или непреднамеренным эффектам более высокого уровня. Примечание: «Воздействие» рассматривает предельную значимость и потенциально преобразующий эффект вмешательства. Он стремится выявить социальные, экологические и экономические последствия вмешательства, которые являются более долгосрочными или более масштабными, чем те, которые уже были охвачены критерием эффективности.Помимо непосредственных результатов, этот критерий стремится охватить косвенные, вторичные и потенциальные последствия вмешательства. Это достигается путем изучения целостных и устойчивых изменений в системах или нормах и потенциальных последствий для благосостояния людей, прав человека, гендерного равенства и окружающей среды. УСТОЙЧИВОСТЬ: ДЕЙСТВУЮТ ЛИ ПРОБЛЕМЫ?Степень, в которой чистые выгоды от вмешательства продолжаются или, скорее всего, будут продолжаться. Примечание. Включает анализ финансовых, экономических, социальных, экологических и институциональных возможностей систем, необходимых для поддержания чистых выгод с течением времени.Включает анализ устойчивости, рисков и возможных компромиссов. В зависимости от времени проведения оценки, это может включать анализ фактического потока чистых выгод или оценку вероятности продолжения чистых выгод в среднесрочной и долгосрочной перспективе. |
INTJ Development — Личность Центральная
INTJ Development
Чтобы понять развитие INTJ, мы должны понять иерархию умственных функций для INTJ. Иерархия ментальных функций для INTJ заключается в том, какую ментальную функцию (восприятие, интуитивное восприятие, мышление или чувство) INTJ удобнее всего использовать, а какую менее удобно использовать.
Не вдаваясь слишком много в динамику типов, давайте посмотрим на иерархию ментальных функций INTJ:
INTJ наиболее удобен при интровертной интуиции с доминирующей функцией и наименее комфортен при экстравертном зондировании с низшей функцией.
Детство до полового созревания
РАЗВИТИЕ ИНТРОВЕРНОЙ ИНТУИЦИИ
В детстве INTJ разработает функцию Introverted Intuition. Они будут наиболее очарованы историями, которые растягивают их воображение, и часто будут просить своих родителей повторять им сказки или мифы.
Они также могут предпочесть сидеть дома, чтобы читать и учиться, а не отправляться на общение с другими детьми. Они могут также проявить разум вне своего возраста в понимании мира.
Если они не разработали эту функцию должным образом в молодости, они могут не развить достаточную проницательность, чтобы принимать правильные решения, становясь таким образом упрямыми или ограниченными.
Половая зрелость до 30 лет
РАЗВИТИЕ ЭКСТРАВЕРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
В период полового созревания INTJ начинает разрабатывать вспомогательную функцию «Экстравертное мышление». Они будут развивать способность выносить суждения и принимать решения в соответствии с внешними объективными критериями, которые легко наблюдаемы всеми.
Они становятся прямыми, откровенными и объективными подростками, которых, как правило, не волнует популярность или давление со стороны сверстников.
Если им не позволено развивать эту функцию, они могут не знать, как использовать свои творческие способности для достижения своих целей или принятия решений.
Области развития
Предполагая, что среда поддерживает их развитие, большинство INTJ разработали бы экстравертное мышление и интровертную интуицию к тому времени, когда им исполнится более 20 лет или около того.
Сфера их совершенствования, скорее всего, будет связана со слаборазвитыми сторонами экстравертного восприятия и интровертного мышления.
Вот несколько предложений по улучшению:
- Разбейте свои большие идеи на конкретные осязаемые шаги
- Научитесь конструктивно давать отрицательные отзывы
- Делитесь своими мыслями рано и на определенном языке, чтобы другие могли понять
- Учитесь чувствовать себя более комфортно с неопределенностью
- Общайтесь и общайтесь с людьми более
Возраст 30 до середины жизни
РАЗВИТИЕ ИНТРОВЕРТНОГО ЧУВСТВА
Если это поведение не было разработано к 30 годам, INTJ почувствует напряжение, чтобы продолжать расти и начнет развивать интровертное чувство третичной функции.
INTJ может начать проявлять сочувствие и чувствительность к окружающим; они могут даже удивить своих любимых новыми выражениями любви и эмоций.
INTJ может и дальше развивать функцию Introverted Feeling с помощью следующих простых упражнений:
- Подумайте о хорошем качестве другого человека; найдите подходящее время, чтобы похвалить и оценить этого человека.
- Если у вас есть конфликт с другим человеком, подумайте о том, что важно для этого человека в данной конкретной ситуации, и спросите себя, можете ли вы приостановить свою потребность быть правым, чтобы сохранить отношения.
- На групповом собрании наблюдайте за вербальными и невербальными репликами других и пытайтесь оценить мысли и чувства людей, наблюдая за языком их тела.
от Midlife
РАЗВИТИЕ ИНТРОВЕРТНОГО ЧУВСТВА
Начиная со среднего возраста, фокус INTJ переключается на низшую функцию — Экстравертное Чувство.
Их недоразвитое Экстравертное Чувство проявляется по-детски и неразвито, когда они находятся в состоянии стресса, заставляя их чрезмерно баловать себя материальными удовольствиями или сосредотачивать свое внимание на неважных деталях.
Но в середине жизни наблюдается бессознательный сдвиг и желание развить эту низшую функцию для достижения целостности и постоянного роста. Это неудобный, но необходимый переход.
Вот несколько простых упражнений для сознательного развития функции Экстравертного Зондирования:
- Выберите новый навык или вид спорта, который требует полного настоящего внимания и внимания.
- Ешьте еду неторопливо, полностью оценивая ее текстуру, вкус, запах, когда вы ее потребляете.
- Купите то, что вам нравится (не слишком дорого!), Не задумываясь о том, для чего оно вам нужно и где вы его разместите. Позвольте себе насладиться этим, прежде чем хранить или отдавать.
ENFP Development — Личность Центральная
ENFP Development
Чтобы понять развитие ENFP, мы должны понять иерархию психических функций для ENFP. Иерархия психических функций для ENFP определяет, какие психические функции (восприятие, интуиция, мышление или чувство) ENFP наиболее удобны для использования и какие они менее удобны в использовании.
Не вдаваясь слишком много в динамику типов, давайте посмотрим на иерархию психических функций ENFP:
ENFP наиболее удобен при использовании экстравертной интуиции с доминирующей функцией и наименее комфортен при интровертном зондировании с низшей функцией.
Детство до полового созревания
РАЗВИТИЕ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОЙ ИНТУИЦИИ
В детстве ENFP разовьют функцию экстравертной интуиции. Они будут наиболее очарованы историями, которые растягивают их воображение, и часто будут просить своих родителей повторять им сказки или мифы.
Они, как правило, очень проницательные дети с быстрым пониманием представленных им концепций и идей. Они легко возбудимы новыми вещами и людьми и бросят все, когда что-то новое попадется им на глаза.
Если они не разработали эту функцию должным образом в молодости, они могут вырасти, чтобы быть упрямыми и недалекими, не принимая чужую точку зрения.
Половая зрелость до 30 лет
РАЗВИТИЕ ИНТРОВЕРТНОГО ЧУВСТВА
В период полового созревания ENFP начнут разрабатывать вспомогательную функцию Introverted Feeling. Это важное время, когда они начинают учиться взаимодействовать и относиться к окружающим чувствительно и ободряюще.
В это же время они начинают рассматривать и размышлять над своими ценностями и тем, что для них важно, и они могут стать крестоносцами по причинам, в которые они верят.
Если они не разработали эту функцию должным образом, они могут стать ненадежными и непостоянными, переходить от новой идеи к другой и менять свои решения всякий раз, когда что-то новое привлекает их внимание. Области развития
Если предположить, что среда, благоприятствующая их развитию, большинство ENFP разработали бы экстравертную интуицию и интровертное чувство к 20 годам или около того.
Их области совершенствования, скорее всего, будут связаны с неразвитыми сторонами экстравертного мышления и интровертного восприятия.
Вот несколько предложений по улучшению:
- Следуй своим вдохновениям, не останавливайся на полпути
- Получи отрицательный отзыв, не чувствуя себя обиженным
- Будьте терпеливы с политиками и процедурами в организации
- Используйте конкретный и лаконичный язык в общении
- Используйте логические, объективные критерии для принятия решений
Возраст 30 до середины жизни
РАЗВИТИЕ ЭКСТРАВЕРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Если эти модели поведения не будут разработаны к 30 годам, ENFP почувствует напряжение, которое будет расти, чтобы начать развивать третичную функцию Экстравертное мышление.
ENFP может начать изучать, как использовать объективные критерии при оценке жизненных обстоятельств. Они начинают учиться принимать конструктивные негативные отзывы и использовать их в качестве катализатора для улучшения.
ENFP может развивать функцию экстравертного мышления с помощью следующих простых упражнений:
- Выберите игру, требующую стратегического мышления, например, шахматы, карточные или компьютерные игры. Научитесь принимать лучшие решения по мере продвижения в игре.
- Используйте анализ затрат и выгод для принятия решений.Рассмотрите плюсы и минусы каждого решения, используя список. Подумайте о последствиях каждого решения.
- Изучите спорный предмет. Изучите примечания, прочитайте для получения дополнительной информации, приостановив любое суждение. Посмотрите на обе стороны аргумента и обратите внимание на их достоинства.
от Midlife
РАЗРАБОТКА ИНТРОВЕРТНОГО СЕНСИНГА
Начиная с середины жизни, фокус ENFP поворачивается к низшей функции, Introverted Sensing.
Недоразвитое интровертное зондирование ENFP проявляется по-детски и неразвито, когда ENFP испытывают стресс, что приводит к тому, что они испытывают чрезмерное терпение в определенных материальных удовольствиях или внезапно сосредотачиваются на неважных деталях.
Но в середине жизни наблюдается бессознательный сдвиг и желание развить эту низшую функцию для достижения целостности и постоянного роста. Это неудобный, но необходимый переход.
Вот несколько простых упражнений для сознательного развития функции Introverted Sensing:
- Когда вам дают задание, не прыгайте в него сразу. Вместо этого разбейте задачу на последовательные шаги и выделите определенное время для каждой задачи, прежде чем приступить к ее выполнению.
- Вспомните важное событие, которое произошло в вашей жизни раньше, расскажите подробнее об этом событии: достопримечательности, звук, запах, осязание и вкус. Не пытайтесь устанавливать связи или учитывать последствия, но рассматривайте событие как оно есть.
- Закройте глаза и наблюдайте за своими телесными функциями: вашим дыханием и ощущением, которое ваше тело чувствует сейчас.