18. Кризис новорожденности. Содержание психической жизни новорожденных.
Кризис новорожденности был не открыт, а выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
• общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
• использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
• обильные вокализации во время общения с матерью;
•реакцияулыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы –
Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять, и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.
К концу первого месяца жизни появляются и
Психическую жизнь новорожденного Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму или другого близкого человека, который ухаживает за ним, останавливает взгляд на его лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.
Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития. Ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных. Все человеческие формы поведения складываются у него прижизненно. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуки голоса, движущиеся предметы, округлая замкнутая форма и пр.). Потребность в общении со взрослыми складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослых. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь и общение с ним. В результате материнской активности в конце третьей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Это свидетельствует о конце периода новорожденности и о переходе к новому периоду психического развития.
studfile.net
Кризис новорожденности ребенка
Появление малыша – сложный период как для мамы, так и для самого ребенка. Женщине нужно восстановиться после родов, а малышу – адаптироваться к новому миру. Время адаптации крохи и называется периодом новорожденности. Также первые недели жизни называют кризисом новорожденности.
ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Кризис новорожденности – первый критический период в жизни малыша, первая его травма. Некоторые специалисты считают, что этот период влияет на дальнейшее развитие ребенка и всю его последующую жизнь. С одной стороны, у крохи пока отсутствует психическая жизнь как таковая, поэтому влияние можно поставить под сомнение. С другой стороны, перинатальная психология, которая изучает период развития малыша в утробе и его первые недели жизни в мире, утверждает, что существует такое понятие, как дородовая память. А это значит, что в подсознание ребенка «записывается» многое из перинатального периода, который включает и кризис новорожденности.
Читай также: Первые три года жизни. Возрастные кризисы у детей
Существует две причины кризиса новорожденности:
— физиологическая. Ребенок меняет место своего пребывания, начинает самостоятельную жизнь в новых условиях, организму нужна адаптация.
— психологическая. Пока психика ребенка – всего лишь набор безусловных рефлексов: дыхательный, сосательный, защитный и ориентировочный.
ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА НОВОРОЖДЕННОСТИ
— Основная особенность кризиса новорожденности – отсутствие поведения как такового. Как мы уже писали, в этот период малыш руководствуется безусловными рефлексами. Но также в первые недели кроха проходит период адаптации и безусловные рефлексы уступают место новым навыкам.
Читай также: Полный список необходимых вещей для новорожденного
— Малыш различает вкусы (соленый, горький и сладкий) и реагирует на звуки.
— Важный момент в психическом периоде новорожденного – развитие умения сосредотачиваться на слуховых и звуковых раздражителях. На 3-4 неделе жизни ребенок реагирует на голос мамы и папы. Примерно в этот период кроха учится задерживать взгляд на предмете.
— На пятой неделе ребенок умеет воспринимать предметы в целом, следить за движущимися элементами и реагировать на перемещающиеся звуки. Помочь малышу в освоении новых навыков можно с помощью игр для развития слуха и зрения.
— В этот период ребенок начинает узнавать голос мамы, устанавливается эмоциональный контакт. Особенностью кризиса новорожденности является появление «комплекса оживления». Это особая эмоционально-двигательная реакция на взрослых (в основном – на маму, так как именно она ухаживает за малышом весь этот период и становится для него источником эмоций). «Комплекс оживления» может проявляться в протягивании ручек, быстрых движениях ручками или ножками, радостных звуках и улыбке.
Читай также: Что должно быть в аптечке у новорожденного
Ученые считают появление улыбки (не простых рефлекторных сокращений мышц, а улыбки направленной к конкретному взрослому) переходом от периода новорожденности к младенчеству.
Во время кризиса новорожденности малыш может терять в весе. Такая реакция возможна и с переходом в младенчество все придет в норму. И то, как быстро ребенок выйдет из этого критического периода, зависит от родителей. Если мама и папа общаются с малышом часто и в доброжелательной манере, у крохи быстрее появится «комплекс оживление». Равнодушие, негативные эмоции способствуют задержке психического развития ребенка.
Родители в силах помочь ребенку безболезненно пережить первый кризис. Маме нужно научиться правильно взаимодействовать с малышом и реагировать на его потребности. Крохе в этот период необходим постоянный контакт с мамой. Также положительное влияние на состояние ребенка в первые недели влияет сам процесс рождения (лучше – естественные роды без вмешательства) и грудное вскармливание.
Читай также: Детские кризисы: 6 этапов взросления
Читай также: Кризис трех лет: инструкция по выживанию
Читай также: Кризис 2 лет у ребенка: как пережить родителям?
Загрузка…
www.uaua.info
Кризис новорожденности: психология, виды и особенности
Психологические кризисы сопровождают нас всю жизнь. Больше всего говорят о «переходном возрасте» и кризисе «середины жизни». Но самый первый переломный момент для нашей психики — кризис новорожденного.
Что собой представляет кризис?
Большинство психотерапевтов определяют момент рождения, как первую психологическую травму в жизни человека. Это связано с тем, что тип существования кардинально меняется. От внутриутробной жизни ребенок переходит к внеутробной.
Этот процесс требует не только физиологической перестройки, но и психологической. Хотя и психика у младенца пока еще не сформировалась до конца.
Считается, что кризис новорожденности проявляется потерей веса малышом впервые дни жизни. В его основе конфликт между повышенной социальностью, зависимостью от матери или другого значимого взрослого и невозможностью полноценно общаться.
Ребенок из комфортной среды попадает в непривычные условия, ему постоянно требуется подтверждение безопасности. Но он еще не умеет взаимодействовать с окружающими миром. Его единственный способ выражать свои не до конца осознаваемые потребности — крик.
Единственный способ получить подтверждение, что все хорошо — контакт с матерью или другим взрослым. Спокойный доброжелательный голос, ласковые прикосновения успокаивают младенца.
Матрицы Грофа
Американский психотерапевт Станислав Гроф рассматривал кризис новорожденности в психологии через стадии родов. Он выделил 4 матрицы:
- период схваток;
- прохождение по родовым путям;
- непосредственно процесс родов;
- первое взаимодействие с матерью.
По мнению психоаналитика, большинство ментальных проблем своими корнями уходят в сложности, с которыми младенец столкнулся в родах. Для разрешения этих трудностей Гроф, используя специальные техники, погружал пациентов в момент рождения. Он считал, что повторное прохождение четырех этапов, выход из них без страхов, недоверия и других проблем — основа здоровой психики.
Возможные осложнения кризиса
Базовое доверие к миру закладывается впервые месяцы жизни, на которые приходится кризис новорожденности. Если родители обеспечивают не только полноценный уход, но и комфортную психологическую обстановку — малыш легко адаптируется к внешнему миру.
Если ребенок чувствует раздражение, страх матери или она игнорирует его плач — он осознает, что не все в порядке, он не в безопасности. Мир кажется ему враждебным.
Если мама излучает покой и любовь — малыш понимает, что он в безопасности, с ним все в порядке, мир безопасное место. Сложности в этот период могут возникнуть из-за послеродовой депрессии у матери. Именно поэтому, впервые месяцы жизни ребенка, важна забота и о нем, и о матери. Именно это станет залогом нормального развития детской психики.
Сформированное доверие к родителям обеспечит более мягкое прохождение возрастных кризисов — года, трех, пяти и семи лет. Восприятие мира, как надежного и безопасного места, сформированное в младенчестве, в дальнейшем станет залогом комфортной социализации.
Как организовать адаптацию младенца
Успешное завершение адаптации к миру будет зависеть не только от спокойной психологической обстановки дома, но и умеренного количества внешних раздражителей. Громкие, резкие звуки, яркий свет будут травмировать малыша. Не нужно с первых дней дома окружать ребенка яркими игрушками, включать ему детские песенки. Фоновая спокойная классическая музыка и монохромные простые картинки — допустимый максимум впечатлений.
Визиты родных и друзей, желающих поздравить семью с пополнением, лучше отложить. Первые дни после выписки обилие гостей и внимание с их стороны причинят дискомфорт младенцу.
Не бойтесь приучить ребенка к рукам. Потребность в постоянном контакте с матерью жизненно необходима малышу. Ведь для него это залог подтверждения собственной безопасности.
Некоторые дети медленнее адаптируются к новому непривычному миру, именно они беспокойно спят и комфортно чувствуют себя на руках. Немного разгрузить маму в такой ситуации поможет слинг.
Диада «мать-дитя»
В возрастной психологии выделяют понятие диада — «мать-дитя». Оно рассматривает женщину и младенца, как психологически единый организм.
Поэтому первые месяцы так важен регулярный психологический и физический контакт между матерью и ребенком.
Ближе к году ребенок предпримет первые попытки отделиться от матери, начнет проявлять самостоятельность. В этот момент женщине важно «отпустить» малыша, самой начать отделяться от него психологически.
Особенности новорожденного
Большую часть времени младенцы спят или находятся в состоянии полудремы. Они чутко реагируют на изменения вокруг, уход матери или резкие звуки.
В основе поведения лежат безусловные рефлексы, благодаря которым малыш может выжить в новых условиях. За счет них он может дышать, его ЖКТ переваривает материнское молоко, функционирует выделительная система. Ближе к трем месяцам начинают формироваться условные рефлексы, система поведения.
Первое что узнает и определяет новорожденный — человеческое лицо. Он начинает отличать мать от других членов семьи. Также ребенок реагирует на голос, он способен улавливать интонации.
Периодом новорожденности считают первые три месяца жизни ребенка. После, для него уже используют термин младенец. Для него характерно так называемое переходное развитие.
Его признаками считают:
- Питание. С одной стороны, малыш питается материнским молоком, с другой должен сам его добывать.
- Поза эмбриона. Чаще всего, новорожденные спят именно в этой позе.
- Движения. Большинство рефлексов первых месяцев жизни считаются атавистическими и угасают. Вместо них формируются условные рефлексы.
- Отсутствие четкого различия между сном и бодрствованием. Часто сон носит поверхностный характер.
Окончание этапа новорожденности
Об успешном прохождении кризиса новорожденности свидетельствует комплекс оживления. Под ним в возрастной психологии понимают поведение младенца, которым он выражает радость при появлении значимого взрослого.
Малыш задерживает взгляд на матери, улыбается ей, активно двигает ручками и ножками. Пытается издавать первые звуки.
С физиологической точки зрения, о завершении кризиса свидетельствует появление условных рефлексов. Малыши начинают фокусировать взгляд на объекте, их внимание привлекают яркие цветовые сочетания. Они в стоянии сосредотачиваться на звуках, их привлекают простые, спокойные мелодии.
Кризис новорожденности — первый, переживаемый человеком, психологический кризис. Успешный выход из него гарантирует позитивное восприятие мира, базовое доверие к нему.
mystroimmir.ru
Кризис новорожденности
Психологи выделяют несколько критических периодов в жизни человека, и первый из них наступает сразу после рождения. В данной статье мы поговорим о характеристике кризиса новорожденности, комплексе оживления, его признаках и методах преодоления.
Психологическая характеристика кризиса новорожденности
Кризисом новорожденности называют переходной этап между жизнью в утробе и вне ее. Сохранение жизнеспособности малыша в этот период полностью возлагается на взрослых, находящихся рядом – без их помощи новорожденный не в силах обеспечить себе пригодные для существования условия. Именно взрослые (как правило, родители) оберегают кроху от холода и жары, кормят и защищают его. Главным признаком критичности периода новорожденности является резкая потеря веса у малыша в первые дни после рождения. Считается, что первый критический период в жизни крохи миновал, когда его вес восстановился и стал равен весу на момент рождения. Как правило, кризис новорожденности длится не более 1-2 месяцев.
Причинами кризиса новорожденности являются полная физиологическая зависимость от взрослого, то есть абсолютная социальность в сочетании с несформированностью механизмов и методов общения с окружающими, ведь выразить свои потребности и желания с помощью речи новорожденные не способны. В первые несколько часов жизни ребенок полагается исключительно на безусловные рефлексы – ориентировочные, защитные, сосательный и дыхательный.
Именно с разрывом между потребностью в опеке и неспособностью эффективно общаться и связано появление основного психологического новообразования периода новорожденности – возникновения индивидуальной психологической деятельности. Это новообразование можно наблюдать в виде комплекса оживления младенца.
Комплекс оживления младенца
Комплексом оживления называют набор следующих реакций:
- использование звука для привлечения к себе внимания (крик, плач). Таким образом, новорожденный проявляет некую инициативу в общении;
- моторное возбуждение как реакция на приближение взрослого человека;
- реакция улыбки;
- активное использование речевого аппарата для произведения звуков при общении с матерью.
Именно наличие комплекса оживления на определенных этапах развития психики малыша свидетельствует о правильности его развития. Доказано, что комплекс оживления формируется раньше у тех детей, родители которых не просто удовлетворяют жизненно важные потребности малыша, но и активно с ним общаются, играют – словесно и тактильно.
womanadvice.ru
Кризис новорожденности
К оглавлениюКРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ.
Первый критический период развития ребенка — период новорожденное™. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни Это переход от темноты свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, многие физиологические системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец — максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование — возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:
общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение
инициативы общения;
обильные вокализации во время общения с матерью;
реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления — основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Физиологический критерий конца новорожденности — появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности — приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально.
Литература:
Выготский Л.С. Психология, -М.: Эксмо пресс, 2002. -1008с.
Ефимкина Р.П. Детская психология
Психологический словарь
Тураевская Е.И. Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0-1 год)
Эльконин Д.Б. Период раннего детства
development2005.narod.ru
Кризис новорожденности — Психология личности. Лекции.
Сущность и значение кризиса новорожденности были подробно описаны Д. Б. Элькониным. Он считал, что само рождение — это кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.
Крик новорожденного — это его первый вздох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной — прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения. После первого вздоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Несколько хуже обстоит дело с механизмом приспособления к холоду. Единственный механизм, который работает, — принятие «внутриутробной» позы, если ребенка распеленать, т. е. не что иное, как уменьшение площади теплоотдачи. Некоторые ученые полагают, что ребенок рождается с готовым механизмом питания. Нет, указывал Д. Б. Эльконин, ребенок должен научиться сосать. Это очень сложный механизм: ротовая полость действует как вакуумный всасывающий насос, губами обеспечивается попеременное уравнивание давлений и создание разницы в давлении. Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации .
Для психологии вопрос о сущности незрелости новорожденного имеет принципиальное значение. Детеныш примата рождается с полным набором видовых форм поведения. Ребенок на момент рождения вооружен определенным количеством безусловных рефлексов — это цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания и др. Однако у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.
Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития, они только обеспечивают выживание ребенка.
Как указывал Д. Б. Эльконин, в период новорожденности ребенка вообще нельзя рассматривать отдельно от взрослого, поскольку ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослым. Д. Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остается спорным. Д. Б. Эльконин считал, что единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» — он улыбается. Улыбка составляет центр комплекса оживления. При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления как первый специфический поведенческий акт ребенка становится определяющим для всего последующего его психического развития.
Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством . Практически все отечественные психологи сходятся на том, что улыбка на лице ребенка является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 — 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.
Младенчество (2—12мес.)
Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что Социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ», что означает неразрывное единство ребенка и взрослого. По словам Л. С. Выготского, эта социальная ситуация развития состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализуются либо опосредованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. В отсутствие взрослого, говорил он, у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, изменения положения, захватывания желаемых предметов. Короче говоря, буквально все потребности — и органические, и социальные — удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения воплощаются и фиксируются все указанные потребности, и он становится притягательным центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации.
Таким образом, в младенчестве жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта — взрослый человек. Как заметил Д. Б. Эльконин, пустышка и покачивание — эрзацы, заменители взрослого, говорящие ребенку: «Все спокойно!», «Все в порядке!», «Я здесь».
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И.Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — суть общения. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Кризис одного года.
Как указывал Д.Б. Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги. В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении со взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: «Дай!», затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.
Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению и новой ситуации. Особенности такого кризиса и его новообразования заключаются в следующем.
Это прежде всего «автономная речь» ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме – это общение, а по содержанию – эмоционально-непосредственная связь ребенка со взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.
Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка. Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.
Ведущий тип деятельности
Ведущая деятельность в раннем детстве — предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность). Сущность ее заключается в присвоении ребенком обще-ственновыработанных способов употребления всех окружающих его вещей. По форме — это всегда совместная с взрослым деятельность, поскольку способ действия первоначально принадлежит взрослому, который передает его ребенку. Инициатива действия принадлежит ребенку, это именно индивидуальное действие по присвоению общественного способа употребления предмета.
Сложный механизм формирования предметного действия в раннем возрасте был описан Д. Б. Элькониным в следующих постулатах:
1. Ребенок самостоятельно не может открыть общественно-выработанных способов употребления вещей.
2. На вещи «не написано», для чего она служит.
3. Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.
4. В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель — пить воду, т. е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано. Иными словами, цель не дана человеку с самого начала.
Основные новообразования возраста
Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д. Б. Эльконин писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.
Показ взрослого вместе с речевым указанием, с одной стороны, и появлением предметных действий — с другой, ставят ребенка и взрослого в ситуацию общения. Ребенок начинает обращаться ко взрослому с разными просьбами. Расширяются функции общения, что и ведет к обогащению речи ребенка. Часто на этой стадии бывают задержки речи. Но спустя некоторое время ребенок вдруг начинает говорить, делая громадный скачок в развитии речи. Можно предположить, что в подобные периоды «застоя» речь развивается потенциально.
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
Умение относить слова к обозначаемым ими предметам и действиям приходит к ребенку далеко не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Далее пассивная речь начинает бурно развиваться и в развитии опережает активную речь. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т. е. понимание контекстной речи .
этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные потребности ребенка. Потребность в реализации и утверждении своего Я в этот период развития является доминирующей. Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.
students-library.com
Понятие кризиса новорожденности в психологии
Определение 1
Кризис новорождённости — это кризис, который связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию.
Выготский о развитии ребенка
Выготский видит развитие ребенка как устойчивое развитие, проходящее через ряд периодов, а именно через: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст и половое созревание. Эти периоды стабильного развития перемежаются периодами кризиса: при рождении и в возрасте 1, 3, 7, 13 и 17 лет. Указанная периодизация существенно зависит от возникновения специфических структурных преобразований в отношении ребенка к своему социальному окружению и, соответственно, в его психической жизни.
Иными словами, Выготский утверждал, что при различных социальных условиях эти преобразования все еще будут иметь место, но будут происходить «по-разному» и до определенного момента (предположительно, в разном возрасте). Например, говоря о кризисе в 7 лет, он говорил следующее: «Факты показывают, что в других условиях воспитания кризис происходит иначе». Однако, этот кризис происходит у каждого ребенка с нормально протекающим процессом развития.
В каждом случае верна концепция, предложенная Выготским для каждой из структур и преобразований. То, что развитие ребенка происходит совершенно по-разному в различных условиях, не является просто эмпирическим фактом, а скорее указывает на необходимость концепций, которые позволяют понять путь, по которому культурные факторы, которые могут быть эмпирически определены, участвуют в развитии ребенка. Тем самым это позволяет понять механизм, посредством которого культура и общественные институты воспроизводятся из поколения в поколение.
Замечание 1
Фундаментальный характер структур, которыми занимался Выготский, заставляет считать, что один и тот же ряд преобразований может переживаться детьми, развивающимися в любом обществе. Хотя в любом случае они будут переживаться по-разному, и результат будет разным.
Кризис новорожденности
Несколько недель после рождения — это первый кризисный период. Он длится с появления из утробы и до первых предпосылок социальной жизни человека, то есть когда ребенок приобретает способность отличать фигуру от фона, чтобы иметь возможность реагировать на других людей. Установление жизни вне тела матери ставит новорожденного в затруднительное положение, так как в этот период он полностью зависит от других, будучи не в состоянии каким-либо образом способствовать удовлетворению своих собственных потребностей.
Ребенок отделяется физически от матери, однако в основных жизненных функциях он долгое время остается биологически зависимым существом. Иными словами, принципиальная особенность этого возраста коренится в той уникальной ситуации развития, которая обусловлена тем, что ребенок в момент рождения отделяется от матери физически, но не биологически.
Психическая жизнь новорожденного имеет форму, которая исчезнет, как только будут созданы предпосылки для младенчества. В ней встречаются все типичные черты характера новообразований критических возрастов, которые являются переходными, то есть исчезают в следующем стабильном возрасте.
Что же это за новообразования? Как уже отмечалось, это уникальная психическая жизнь, которая связана преимущественно с подкорковыми отделами головного мозга. Она не сохраняется как таковая в качестве стабильного приобретения у ребенка в последующие годы. Иными словами, она «цветет и увядает» в узких временных рамках, которые охватывают пренатальный период развития. Однако нельзя сказать, что это «сиюминутный эпизод» в развитии ребенка, так как она не исчезает бесследно. В дальнейшем развитии она теряет только свое самостоятельное существование и входит как составная часть (подчиненная единица) в нервные и психические образования более высокого порядка.
Эта безусловная зависимость без каких-либо возможностей даже для восприятия другого человека является затруднительным положением, выход из которого возможен только посредством развития подкоркового мозга ребенка.
Основной чертой периода новорожденность является переход от внутриутробного состояния к внеутробному, адаптация к новым условиям жизни, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном. Теперь жизнь ребенка не связана с организмом матери. Она, как и всякая индивидуальная жизнь человека, вплетена и вовлечена в социальную жизнь окружающих ребенка людей. Второй особенностью данного периода является то, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой существования ребенка как социального существа, является также и психической жизнью, потому что только психическая жизнь может быть частью социальной жизни.
К концу 1-го мес. и началу 2-го в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».
Определение 2
Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке и двигательной активности.
Иными словами, этот кризисный период заканчивается, когда новорожденный начинает реагировать на других людей, тем самым создавая возможность для взаимодействия с другими людьми, и это позволяет ребенку вступить в новый, стабильный период развития — младенчество.
Таким образом, подкорковые структуры мозга обеспечивают ребенку возможность существовать не только как биологически зависимое существо. Изначально у новорожденного существуют только рефлексы, к которым относятся дыхание и сосание. Начало следующего периода (младенчество) требует развитие восприятия, которое включает способность отличить фигуру от ее фона. Это, в свою очередь, является способом, посредством которого у ребенка могут складываться социальные отношения.
spravochnick.ru