Кризис подросткового возраста – Кризис подросткового возраста — Подростковый возраст

Содержание

Подростковый кризис — причины, симптомы, диагностика и лечение

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Подростковый кризис

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений. Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.

  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.

  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).

Симптомы подросткового кризиса

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

Осложнения

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики. Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.

  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.

  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).

  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).

  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.

  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.

  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

www.krasotaimedicina.ru

Кризис подросткового возраста

Это кризис социального развития,
напоминающий кризис 3 лет («Я сам»),
только теперь это «Я сам» в социальном
смысле. В литературе он описан как
«возраст второй перерезки пуповины»,
«негативная фаза полового созревания».
Этот период характеризуется падением
успеваемости, снижением работоспособности,
дисгармоничностью во внутреннем строении
личности, максимальным разделением «Я»
подростка и мира. Кризис относится
к числу острых.

Подростковый кризис имеет
и свой позитивный смысл. Он заключается
в том, что, проживая этот период в борьбе
за независимость, которая происходит
в относительно безопасных условиях и
не принимает крайних форм, подросток
удовлетворяет потребности в самопознании
и самоутверждении. Кроме того, у него
не только возникает чувство уверенности
в себе и способность полагаться на себя,
но и формируются способы поведения,
позволяющие ему и в дальнейшем справляться
с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса
являются:

  1. Снижение продуктивностии
    способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен. Регресс проявляется, когда
    задается творческое задание (например,
    сочинение). Дети способны выполнять
    так же, как и прежде, только механические
    задания. Это связано с переходом от
    наглядности и знания к пониманию и
    дедукции (выведение следствия из
    посылок, умозаключение). То есть
    происходит переход на новую, высшую
    ступень интеллектуального развития.
    На смену конкретному приходит логическое
    мышление. Это проявляется в критицизме
    и требовании доказательств. Подросток
    теперь тяготится конкретными вопросами,
    его начинают интересовать философские
    вопросы (проблемы происхождения мира,
    человека). Происходит открытие мира
    психического, внимание подростка
    впервые обращается на других лиц. С
    развитием мышления наступает интенсивное
    самовосприятие, самонаблюдение, познание
    мира собственных переживаний. Разделяется
    мир внутренних переживаний и объективная
    действительность. В этом возрасте
    многие подростки ведут дневники. Новое
    мышление оказывает влияние и на язык,
    речь.

  1. Негативизм. Иногда
    этот период называютфазой второго
    негативизма
    по аналогии с кризисом
    3 лет. Ребенок как бы отталкивается от
    среды, враждебен, склонен к ссорам,
    нарушениям дисциплины. Одновременно
    испытывает внутреннее беспокойство,
    недовольство, стремление к одиночеству,
    к самоизоляции. У мальчиков негативизм
    проявляется ярче и чаще, чем у девочек,
    и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы
не проявляются постоянно, это скорее
эпизодические явления, хотя порой они
повторяются достаточно часто. Кроме
того, интенсивность кризисных симптомов
и способы их выражения могут существенно
различаться.

Выделяют два основных пути
протекания данного кризиса:
1.
Кризис независимости, при котором
основными симптомами являются
строптивость, упрямство, негативизм,
своеволие, обесценивание взрослых,
отрицательное отношение к их требованиям,
ранее выполнявшимся, протест-бунт,
ревность к собственности.
2. Кризис
зависимости, симптомами которого
являются чрезмерное послушание,
зависимость от старших или сильных,
регресс к старым интересам, вкусам,
формам поведения, что «возвращает»
подростка назад, к той своей позиции, к
той системе отношений, которая
гарантировала эмоциональное благополучие,
чувство уверенности, защищенности («я
ребенок и хочу оставаться им»).

Как правило, в симптомах
кризиса могут присутствовать обе
тенденции с доминированием одной из
них. Одновременное присутствие стремления
к независимости и стремления к зависимости
связано с двойственностью позиции
школьника. Подросток в силу недостаточной
психологической и социальной зрелости,
предъявляя взрослым и отстаивая перед
ними свои новые взгляды, добиваясь
равных прав, стремясь расширить рамки
дозволенного, одновременно ждет от них
помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще
неосознанно), что взрослые обеспечат
относительную безопасность этой борьбы
и оградят его от чрезмерно рискованных
шагов. Именно в связи с этим избыточно
разрешающее отношение часто наталкивается
на глухое раздражение подростка, а
достаточно жесткий (но при этом
аргументированный) запрет, вызвав
вспышку негодования, напротив, ведет к
успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во
время кризиса не обязательно имеет
негативный характер. Л.С.Выготский пишет
о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Причем это длится либо
    несколько недель, либо подросток надолго
    выпадает из семьи, недоступен уговорам
    старших, возбудим или, наоборот, туп.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что
негативизм является следствием
недостатков педагогического подхода.
К слову, этнографические исследования
также показывают, что есть народы, где
подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания
взрослые (родители, учителя) обычно
связывают не с кризисом как таковым,
когда начинается ломка прежних
психологических образований, а с
посткризисным периодом. Трудным для
окружающих становится период формирования
новых психологических образований у
подростка, так как перенос на этот
возраст прежних воспитательных мер
оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные проявления подросткового
    кризиса

  2. Какие изменения происходят в моторном
    и физическом развитии подростка?

  3. Каковы особенности взаимоотношений
    подростков со сверстниками и взрослыми?

  4. Каковы особенности мотивационной сферы
    подростков?

  5. Охарактеризуйте ведущую деятельность
    в подростковом возрасте

studfiles.net

Кризис подросткового возраста

Это кризис социального развития,
напоминающий кризис 3 лет («Я сам»),
только теперь это «Я сам» в социальном
смысле. В литературе он описан как
«возраст второй перерезки пуповины»,
«негативная фаза полового созревания».
Этот период характеризуется падением
успеваемости, снижением работоспособности,
дисгармоничностью во внутреннем строении
личности, максимальным разделением «Я»
подростка и мира. Кризис относится
к числу острых.

Подростковый кризис имеет
и свой позитивный смысл. Он заключается
в том, что, проживая этот период в борьбе
за независимость, которая происходит
в относительно безопасных условиях и
не принимает крайних форм, подросток
удовлетворяет потребности в самопознании
и самоутверждении. Кроме того, у него
не только возникает чувство уверенности
в себе и способность полагаться на себя,
но и формируются способы поведения,
позволяющие ему и в дальнейшем справляться
с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса
являются:

  1. Снижение продуктивностии
    способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен. Регресс проявляется, когда
    задается творческое задание (например,
    сочинение). Дети способны выполнять
    так же, как и прежде, только механические
    задания. Это связано с переходом от
    наглядности и знания к пониманию и
    дедукции (выведение следствия из
    посылок, умозаключение). То есть
    происходит переход на новую, высшую
    ступень интеллектуального развития.
    На смену конкретному приходит логическое
    мышление. Это проявляется в критицизме
    и требовании доказательств. Подросток
    теперь тяготится конкретными вопросами,
    его начинают интересовать философские
    вопросы (проблемы происхождения мира,
    человека). Происходит открытие мира
    психического, внимание подростка
    впервые обращается на других лиц. С
    развитием мышления наступает интенсивное
    самовосприятие, самонаблюдение, познание
    мира собственных переживаний. Разделяется
    мир внутренних переживаний и объективная
    действительность. В этом возрасте
    многие подростки ведут дневники. Новое
    мышление оказывает влияние и на язык,
    речь.

  1. Негативизм. Иногда
    этот период называютфазой второго
    негативизма
    по аналогии с кризисом
    3 лет. Ребенок как бы отталкивается от
    среды, враждебен, склонен к ссорам,
    нарушениям дисциплины. Одновременно
    испытывает внутреннее беспокойство,
    недовольство, стремление к одиночеству,
    к самоизоляции. У мальчиков негативизм
    проявляется ярче и чаще, чем у девочек,
    и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы
не проявляются постоянно, это скорее
эпизодические явления, хотя порой они
повторяются достаточно часто. Кроме
того, интенсивность кризисных симптомов
и способы их выражения могут существенно
различаться.

Выделяют два основных пути
протекания данного кризиса:
1.
Кризис независимости, при котором
основными симптомами являются
строптивость, упрямство, негативизм,
своеволие, обесценивание взрослых,
отрицательное отношение к их требованиям,
ранее выполнявшимся, протест-бунт,
ревность к собственности.
2. Кризис
зависимости, симптомами которого
являются чрезмерное послушание,
зависимость от старших или сильных,
регресс к старым интересам, вкусам,
формам поведения, что «возвращает»
подростка назад, к той своей позиции, к
той системе отношений, которая
гарантировала эмоциональное благополучие,
чувство уверенности, защищенности («я
ребенок и хочу оставаться им»).

Как правило, в симптомах
кризиса могут присутствовать обе
тенденции с доминированием одной из
них. Одновременное присутствие стремления
к независимости и стремления к зависимости
связано с двойственностью позиции
школьника. Подросток в силу недостаточной
психологической и социальной зрелости,
предъявляя взрослым и отстаивая перед
ними свои новые взгляды, добиваясь
равных прав, стремясь расширить рамки
дозволенного, одновременно ждет от них
помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще
неосознанно), что взрослые обеспечат
относительную безопасность этой борьбы
и оградят его от чрезмерно рискованных
шагов. Именно в связи с этим избыточно
разрешающее отношение часто наталкивается
на глухое раздражение подростка, а
достаточно жесткий (но при этом
аргументированный) запрет, вызвав
вспышку негодования, напротив, ведет к
успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во
время кризиса не обязательно имеет
негативный характер. Л.С.Выготский пишет
о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Причем это длится либо
    несколько недель, либо подросток надолго
    выпадает из семьи, недоступен уговорам
    старших, возбудим или, наоборот, туп.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что
негативизм является следствием
недостатков педагогического подхода.
К слову, этнографические исследования
также показывают, что есть народы, где
подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания
взрослые (родители, учителя) обычно
связывают не с кризисом как таковым,
когда начинается ломка прежних
психологических образований, а с
посткризисным периодом. Трудным для
окружающих становится период формирования
новых психологических образований у
подростка, так как перенос на этот
возраст прежних воспитательных мер
оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные проявления подросткового
    кризиса

  2. Какие изменения происходят в моторном
    и физическом развитии подростка?

  3. Каковы особенности взаимоотношений
    подростков со сверстниками и взрослыми?

  4. Каковы особенности мотивационной сферы
    подростков?

  5. Охарактеризуйте ведущую деятельность
    в подростковом возрасте

studfiles.net

Кризис подросткового возраста

Автор Kris На чтение 7 мин. Просмотров 15 Опубликовано

Подростковый возраст, по общепринятой методологии, занимает период с 10-11 до 15-16 лет. В этом возрасте с подрастающим человеком происходят важные изменения, влияющие на поведение подростка:

  • появление чувства взрослости, проявляется в желании казаться и поступать, как взрослый;
  • формирование личностной автономии и самоутверждения. Это проявляется в желании самостоятельно принимать решения, иметь собственные мечты, личное мнение.

Изменения происходят очень быстро, к ним не успевают приспособиться как близкое окружение подростков, так и они сами. Возникающий конфликт протекает в качестве двух типов кризиса, которые имеют разные признаки протекания.

Кризис зависимости

Он проявляется в приспособленчестве подростка к окружающим людям, семье. Признаки кризиса:

  • становится слишком послушным, не может принимать решения без указания старших, волевых или обладающих властью людей;
  • проявляет детское отношение к жизни, не имеет своего мнения, стремлений, не может и не желает формировать собственные жизненные планы;
  • превращается в инфантильного человека, словно откатывается назад, к детским формам поведения, когда родители полностью его опекали, защищали, и в жизни все было очень предсказуемо.

Как воспитывать такого подростка

  • изменить стиль воспитания, который принят в семье. Инфантилизм – совсем нездоровый тип протекания подросткового возраста. В будущем он грозит неумением устроиться в жизни, создать крепкую семью.
  • нельзя слишком жестко контролировать, требовать безусловного подчинения, применять моральную и физическую силу
  • проявлять доверие к действиям подростка, позволять делать все, что соответствует моральным нормам и семейным правилам. Контролировать не прямо, а косвенно, знакомиться с друзьями, интересоваться делами.
  • нельзя решать все проблемы за подростка, нужно чтобы он научился решать жизненные проблемы и трудности. Можно помогать в решении сложностей, поддерживать, давать советы. Быть опорой, при которой подросток сможет сам принимать сложные решения.
  • не ограничивать подростка от работы. У него должна быть своя зона ответственности, круг домашних обязанностей, которые он выполняет.

[stextbox id=»alert»]В целом, нужно стараться не передавить, не сломить волю, чтобы подросток вырос самостоятельным и ответственным человеком.[/stextbox]

Кризис независимости

В основном, все наслышаны о бурном проявлении этого типа кризиса. Это благоприятный, нормальный и нужный для развития подростка вариант. Однако его проявления очень пугают родителей.

Ярко протекает негативизм подростка. Он выражается в отрицании подростком прежних требований, протестных реакциях, обесценивании взрослых. Если негативизм протекает открыто, то выражается в активном протестном поведении подростка. Он начинает проявлять своеволие, упрямство, строптивость, хулиганство, он может бороться против прежних авторитетных для него людей. Если скрыто, то подросток проявляет недоверие к близким людям, доверяя негативные мысли дневнику.

  • Ревнивое отношение к собственности. Подросток просит оставить ему жизненное пространство, не трогать его вещи, стол, проверять его шкаф или заходить в его комнату.
  •  Личные мысли, мечты и фантазии, которые подросток бережливо скрывает от родителей и других взрослых.
  • Склонность пристрастно анализировать окружающих людей, прежде всего, собственных родителей, при этом, не умея объективно оценивать самого себя.
  • Начинает подражать поведению взрослых людей, чтобы быть на них внешне похожим. Например, такое сходство подростку могут дарить употребление алкоголя, одежда известных брендов, ненормативная или особая лексика, «взрослый» флирт, развлечения, яркий макияж.
  • Возникают депрессивные реакции, проявляющиеся в переживаниях пустоты, безразличии, ощущении, что период детства прошел, а взрослым еще предстоит стать; подросток может считать, что не справляется со своими задачами и что связь с родителями теряется.

[stextbox id=»warning»]Подросток стремится войти в интересную для него группу, проявляет зависимость от мнения компании, подчинение ей, при этом стремится к независимости от родителей.[/stextbox]

  • Придирчивая оценка собственной внешности. Подросток нуждается в позитивном восприятии окружающими того, как он выглядит. В противном случае у подростков могут возникнуть проблемы в поведении, замкнутость, нежелание посещать школу.
  • У развитых умственно подростков может возникнуть явление интеллектуализации, скрывающей беспокойство. Это проявляется в погруженности в оторванные от реальной жизни философские и абстрактные рассуждения.
  • Учеба дается сложнее, снижается успеваемость, теряется желание учиться, интерес смещается к жизни вне школы.
  • Суицидальное поведение. Это может быть как опасное для жизни поведение и крайний риск, демонстративные угрозы покончить с собой, так и реальные попытки самоубийства. Чаще всего такое поведение говорит о травматичных событиях в жизни подростка, о которых он не может рассказать взрослым, а также о семейных проблемах.

Как правильно воспитывать такого подростка

Предоставьте ребенку некоторую независимость, личное пространство, при этом, сохранив ответственность и семейные обязанности. Договоритесь о соблюдении семейных правил. Например: «в нашей семье не принято ругаться, мы все проблемы обсуждаем спокойно». Вводимые правила должны распространяться на всех членов семьи, включая родителей. Подростки чувствительны к лицемерию.

  • Установите четкие рамки и ограничения в поведении подростка. Это необходимо, чтобы подросток в будущем не мог причинить себе вред, не зная границ, а также, чтобы он был готов к ситуациям отказа его желаниям в жизни. Свободу нужно предоставлять в соответствии с возрастанием ответственности подростка, чтобы они росли пропорционально.
  • Отношение подростка к себе прямо переноситься на отношение к другим. Поэтому нужно проявлять к подростку любовь, говорить и показывать, что он умный, хороший, красивый, порядочный. Нужно чаще хвалить подростка, за то, что он хорошо умеет делать.
  • Нельзя негативно сравнивать подростка с кем- либо, высмеивать его мнение и интересы, критиковать внешность и проявлять агрессию при непонимании.
  • Запретите себе критику его друзей, их общение и общие интересы, и тем более категорично запрещать общаться с кем либо. Это вызовет реакцию сопротивления.

[stextbox id=»alert»]Если вы хотите повлиять на круг общения подростка, то сделайте это опосредованно: через выбор школы, своих знакомых семьи с детьми – сверстниками.[/stextbox]

  • Выделяйте каждый день 10-15 минут для диалога. Разговаривайте с подростком, будто это просто знакомый человек. Вместо критики и поучений, постарайтесь вдохновить подростка на решение проблем, ободрить его.
  • Постарайтесь чаще советоваться, спрашивать и выслушивать его мнение.
  • Учитывайте мнение подростка в делах семьи, которые его касаются: обсудите вместе ремонт или перестановка мебели в его комнате, как он хочет отметить день рождения, в какие кружки или секции он хочет записаться.
  • Привлекайте к обязанностям по уборке квартиры и прочим вопросам. Введите правила в традицию. Например, проводите уборку каждую пятницу.

Если подросток активно сопротивляется что-то делать, постарайтесь договориться с ним, предложив альтернативу. Например, предложите выбор между временем подготовки уроков или пробежек. Или разрешите слушать любимую музыку, но ограничьте время прихода домой или выполнения домашнего задания.

  • Введите в традицию приятные общесемейные мероприятия: просмотр кино, поход раз в месяц в ресторан, занятия спортом.
  • Территория, которая принадлежит ребенку: место в шкафу, комната или ее уголок. На личное пространство никто не должен посягать.
  • Все ссоры решайте спокойно. Обязательно контролируйте свои эмоции, так как негативное поведение родителей усугубит конфликт. Говорите о проблеме только тогда, когда успокоится сам подросток, так как в плохом самочувствии он себя будет дурно вести.
  • Старайтесь показывать подростку наглядный пример хорошего общения, крепкой счастливой семьи, доверительных отношений. Личный пример воспитывает лучше всего.
  • Поддерживайте его желание принимать решения, обсуждайте планы ребенка и помогайте их осуществить. Проявляйте уважение даже к тем планам, которые не кажутся вам рациональными, главное, чтобы он научился не бросать дела на полпути, а добивался поставленных целей.

Проявляйте к подростку внимание и уважение, и тогда он будет проявлять их к окружающим людям и к самому себе.

familyexpert.ru

Кризис подросткового возраста

Это кризис социального развития,
напоминающий кризис 3 лет («Я сам»),
только теперь это «Я сам» в социальном
смысле. В литературе он описан как
«возраст второй перерезки пуповины»,
«негативная фаза полового созревания».
Этот период характеризуется падением
успеваемости, снижением работоспособности,
дисгармоничностью во внутреннем строении
личности, максимальным разделением «Я»
подростка и мира. Кризис относится
к числу острых.

Подростковый кризис имеет
и свой позитивный смысл. Он заключается
в том, что, проживая этот период в борьбе
за независимость, которая происходит
в относительно безопасных условиях и
не принимает крайних форм, подросток
удовлетворяет потребности в самопознании
и самоутверждении. Кроме того, у него
не только возникает чувство уверенности
в себе и способность полагаться на себя,
но и формируются способы поведения,
позволяющие ему и в дальнейшем справляться
с жизненными трудностями.

Основными симптомами кризиса
являются:

  1. Снижение продуктивностии
    способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен. Регресс проявляется, когда
    задается творческое задание (например,
    сочинение). Дети способны выполнять
    так же, как и прежде, только механические
    задания. Это связано с переходом от
    наглядности и знания к пониманию и
    дедукции (выведение следствия из
    посылок, умозаключение). То есть
    происходит переход на новую, высшую
    ступень интеллектуального развития.
    На смену конкретному приходит логическое
    мышление. Это проявляется в критицизме
    и требовании доказательств. Подросток
    теперь тяготится конкретными вопросами,
    его начинают интересовать философские
    вопросы (проблемы происхождения мира,
    человека). Происходит открытие мира
    психического, внимание подростка
    впервые обращается на других лиц. С
    развитием мышления наступает интенсивное
    самовосприятие, самонаблюдение, познание
    мира собственных переживаний. Разделяется
    мир внутренних переживаний и объективная
    действительность. В этом возрасте
    многие подростки ведут дневники. Новое
    мышление оказывает влияние и на язык,
    речь.

  1. Негативизм. Иногда
    этот период называютфазой второго
    негативизма
    по аналогии с кризисом
    3 лет. Ребенок как бы отталкивается от
    среды, враждебен, склонен к ссорам,
    нарушениям дисциплины. Одновременно
    испытывает внутреннее беспокойство,
    недовольство, стремление к одиночеству,
    к самоизоляции. У мальчиков негативизм
    проявляется ярче и чаще, чем у девочек,
    и начинается позже – в 14-16 лет.

Важно понимать, что кризисные симптомы
не проявляются постоянно, это скорее
эпизодические явления, хотя порой они
повторяются достаточно часто. Кроме
того, интенсивность кризисных симптомов
и способы их выражения могут существенно
различаться.

Выделяют два основных пути
протекания данного кризиса:
1.
Кризис независимости, при котором
основными симптомами являются
строптивость, упрямство, негативизм,
своеволие, обесценивание взрослых,
отрицательное отношение к их требованиям,
ранее выполнявшимся, протест-бунт,
ревность к собственности.
2. Кризис
зависимости, симптомами которого
являются чрезмерное послушание,
зависимость от старших или сильных,
регресс к старым интересам, вкусам,
формам поведения, что «возвращает»
подростка назад, к той своей позиции, к
той системе отношений, которая
гарантировала эмоциональное благополучие,
чувство уверенности, защищенности («я
ребенок и хочу оставаться им»).

Как правило, в симптомах
кризиса могут присутствовать обе
тенденции с доминированием одной из
них. Одновременное присутствие стремления
к независимости и стремления к зависимости
связано с двойственностью позиции
школьника. Подросток в силу недостаточной
психологической и социальной зрелости,
предъявляя взрослым и отстаивая перед
ними свои новые взгляды, добиваясь
равных прав, стремясь расширить рамки
дозволенного, одновременно ждет от них
помощи, поддержки и защиты, ждет (чаще
неосознанно), что взрослые обеспечат
относительную безопасность этой борьбы
и оградят его от чрезмерно рискованных
шагов. Именно в связи с этим избыточно
разрешающее отношение часто наталкивается
на глухое раздражение подростка, а
достаточно жесткий (но при этом
аргументированный) запрет, вызвав
вспышку негодования, напротив, ведет к
успокоению, эмоциональному благополучию.

Таким образом, поведение подростка во
время кризиса не обязательно имеет
негативный характер. Л.С.Выготский пишет
о трех вариантах поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Причем это длится либо
    несколько недель, либо подросток надолго
    выпадает из семьи, недоступен уговорам
    старших, возбудим или, наоборот, туп.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

В связи с этим можно предположить, что
негативизм является следствием
недостатков педагогического подхода.
К слову, этнографические исследования
также показывают, что есть народы, где
подростки не переживают кризиса.

Следует отметить, что трудности воспитания
взрослые (родители, учителя) обычно
связывают не с кризисом как таковым,
когда начинается ломка прежних
психологических образований, а с
посткризисным периодом. Трудным для
окружающих становится период формирования
новых психологических образований у
подростка, так как перенос на этот
возраст прежних воспитательных мер
оказывается неэффективным.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Основные проявления подросткового
    кризиса

  2. Какие изменения происходят в моторном
    и физическом развитии подростка?

  3. Каковы особенности взаимоотношений
    подростков со сверстниками и взрослыми?

  4. Каковы особенности мотивационной сферы
    подростков?

  5. Охарактеризуйте ведущую деятельность
    в подростковом возрасте

studfiles.net

68. Кризис подросткового возраста.

По данным
многочисленных исследований и опросов,
для подростков нетипичны ни личностные
кризисы, ни крах «Я»-концепции, ни
тенденции к отказу от ранее приобретенных
ценностей и привязанностей. Им свойственно
стремление к консолидации своей
идентичности, характеризующейся
сосредоточенностью на своем «Я»,
отсутствием противоречивых установок
и в целом отказом от любых форм
психологического риска. Они сохраняют
также сильную привязанность к родителям
и не стремятся к излишней самостоятельности
в мировоззрении, социальных и политических
установках. Поэтому сейчас все больше
говорят о том, что период «бури и натиска»
— в большей степени проекция взрослых
фантазий на отрочество, чем реальность,
и связывают традиционные описания
отрочества с тем, что они были выполнены
на невротичных, неблагополучных
подростках, несовершеннолетних
правонарушителях и клиентах психологов
и психиатров.

Подростковый
возраст относится к так называемым
критическим периодам жизни человека,
или периодам возрастных кризисов.
Позитивный смысл подросткового кризиса
в том, что через него, через борьбу за
независимость, борьбу, происходящую в
относительно безопасных условиях и не
принимающую крайних форм, подросток
удовлетворяет потребности в самопознании
и самоутверждении, у него не просто
возникает чувство уверенности в себе
и способность полагаться на себя, но
формируются способы поведения, позволяющие
ему и в дальнейшем справлятьсяс жизненными
трудностями. Интенсивность кризисных
симптомов и способы их выражения также
достаточно различны.

Существуют два
основных пути протекания данного
кризиса:

1. Кризис
независимости.

Его симптомы — строптивость, упрямство,
негативизм, своеволие, обесценивание
взрослых, отрицательное отношение к их
требованиям, ранее выполнявшимся,
протест-бунт, ревность к собственности.ќто
некоторый рывок вперед, выход за пределы
старых норм, правил. «он уже не ребенок».

2. Кризис
зависимости.

Его симптомы — чрезмерное послушание,
зависимость от старших или сильных,
регресс к старым интересам, вкусам,
формам поведения.ч то возврат назад, к
той своей позиции, к той системе отношений,
которая гарантировала эмоциональное
благополучие, чувство уверенности,
защищенности. «я ребенок и хочу
оставаться им».

69. Анализ психологических исследований подросткового возраста (л.С. Выготский, т.В. Драгунова, с. Холл, э. Шпрангер, ш. Бюлер, в. Штерн).

С. Холл считал, что
подростковая стадия в развитии личности
соответствует эпохе романтизма в истории
человечества. Это промежуточная стадия
между детством — эпохой охоты и
собирательства, и взрослым состоянием
— эпохой развитой цивилизации. Она
воспроизводит эпоху хаоса, когда
животные, антропоидные, полуварварские
тенденции сталкиваются с требованиями
социальной жизни. Его представление о
«бунтующем» отрочестве, насыщенном
стрессами и конфликтами, в котором
доминируют нестабильность, энтузиазм,
смятение и царствует закон контрастов,
глубоко вошло не только в психологию,
но и в культуру.

С. Холл впервые
описал амбивалентность и парадоксальность
характера подростка, выделив ряд основных
противоречий, присущих этому возрасту.
У подростков чрезмерная активность
может привести к изнурению, безумная
веселость сменяется унынием, уверенность
в себе переходит в застенчивость и
трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом,
высокие нравственные стремления
сменяются низкими побуждениями, страсть
к общению сменяется замкнутостью, тонкая
чувствительность переходит в апатию,
живая любознательность — в умственное
равнодушие, страсть к чтению — в
пренебрежение к нему, стремление к
реформаторству — в любовь к рутине,
увлечение наблюдениями — в бесконечные
рассуждения. С. Холл называл этот период
периодом «бури и натиска», описывая его
содержание как кризис самосознания,
преодолев который человек приобретает
чувство индивидуальности.

Немецкий философ
и психолог Э. Шпрангер в книге «Психология
юношеского возраста» разработал
культурно-историческую концепцию
подростко

studfiles.net

Кризис переходного возраста

В нашем мире нет ничего постоянного, все меняется. В простых системах это происходит быстро, молниеносно, в сложных — медленно, незаметно для нашего взгляда. Наши дети, являясь самым сложнейшим смешением простых и сложных систем, растут неравномерно: иногда замедляясь на длительное время, иногда меняясь буквально на глазах.

 

Что такое возрастной  кризис

 

Рано или поздно, под влиянием изменившихся условий, любая система перестает выполнять свои функции и нуждается в обновлении. Такая ситуация называется —  кризис и являет собой завершение действия прежней системы или этапа развития и одновременно началом действия новой системы, нового этапа.Такой переход не всегда происходит без сбоя, некоторой задержки, что и характерно для  кризиса.

 

Развитие ребенка также происходит этапами согласно возраста и подвержено возрастным кризисам в переходные моменты. Но возрастной кризис — это не болезнь и не отклонение от нормы. Скорее наоборот, это показатель правильного протекания процесса взросления и одновременно индикатор сложного периода.

 

Какие возрастные кризисы бывают у детей

 

Каждый ребенок индивидуален и уникален. Этапы роста и фазы развития предопределены природой и едины для всех, но время этих изменений, в рамках возрастного периода, их интенсивность, влияние на поведение, у каждого свои.

 

По этой причине родители, воспитывающие детей, могут и не замечать каких либо особенных отклонений поведения детей в  острой фазе подросткового возраста, считая периодические конфликтные ситуации естественным стечением обстоятельств.

Характерными признаками кризиса являются строптивость, упрямство, негативизм, своеволие.

Но многие родители сталкиваются с довольно резким всплеском раздражительности, агрессивного поведения подростка, противодействия. В некоторых случаях такие изменения возрастной психологии приводят к серьезным осложнениям в отношениях между родителями и детьми.

 

Педагоги и психоаналитики отмечают несколько возрастных кризисов у детей и подростков:

  1. возрастной кризис 1 года.
  2. возрастной кризис 3-4 лет.
  3. кризис 7 лет.
  4. юношеский кризис 13 -17 лет.

Причем в последнем случае, в так называемом подростковом кризисе или кризисе переходного возраста, выделяют две фазы: фантомная взрослость кризиса 11 — 14 лет у ребенка и формирование собственного “Я” кризиса 15-17 лет.

 

Причины и признаки подросткового кризиса

 

Подростковый возраст — это период между детством и юностью, началом взрослой жизни. В этот период в организме маленького человека формируются и перестраиваются на новых рельсы сразу несколько систем:

  • само тело подвержено бурному росту и в конечном итоге приобретает формы взрослого человека
  • перестраивается интеллект ребенка из детской наглядно-непосредственной логики в понимание путем умозаключений из предпосылок, свойственной взрослым людям
  • переформатируется нравственная-психологическая и социальная модель поведения из ребенка как неотъемлемая часть семьи в самостоятельного индивидуума, функционирующего в социуме вне семьи.
  • созревает и начинает функционировать половая система, корректирующая поведение и нравственные приоритеты.

 

Развитие этих подсистем происходит неравномерно, индивидуально для каждого ребенка, их формирование ввиду сложности требует значительного периода времени, что и приводит к длительному кризису в юношеском возрасте или пубертатному кризису. Это является сутью кризиса подросткового возраста.

 

Развитие каждой из перечисленных систем по своему проявляются и влияют на подростка:

  • Быстрый рост тела на некоторое время делает движения подростка несколько неуклюжими, пока вестибулярный аппарат привыкнет к новым пропорциям. Изменяется голос, появляется растительность на теле и другие, характерные для кризиса, проявления. Все это вносит внутреннее беспокойство в привычную жизнь ребенка, появляется повышенная утомляемость.  Для скорейшей адаптации к быстрому физическому развитию детей лучше всего подходят занятие спортом, спортивными играми. Важно следить за режимом дня, чтобы подростки выделяли для сна положенное количество времени. Следите за полноценностью питания — растущему организму требуются витамины и калории.
  • Процесс преобразования интеллектуальной системы у некоторых подростков приводит к торможению умственной деятельности и, как следствие, снижению успеваемости в школе. Это временные провалы, их продолжительность может доходить до 2 лет. Но если и по истечении столь длительного срока ваш ребенок не вернулся на обычный уровень успеваемости, то скорее он попал под воздействие другого симптома кризиса.
  • Наиболее болезненным и ярко выраженным воздействием подросткового кризиса на ребенка является перестройка психологического восприятия и социальной модели поведения. На практике это означает, что для подростка родители перестают быть безусловным авторитетом. Их приоритетом становится сверстники, тот социум, в котором они вступают в самостоятельную жизнь и формируются как личность. Этот длительный процесс растягивается вплоть до восемнадцатилетия подростка и приводит к разрушению прежних взаимоотношений с родителями. Он усугубляется крайним негативизмом подростка, не желающим более подчинятся воле родителей с одной стороны и неготовностью родителей относится к подростку как к взрослому человеку и по прежнему видящим в нем лишь своего ребенка.
  • Пубертатный кризис — активная фаза созревания половой системы — характеризуется сменой гормонального фона, появления интереса к противоположному полу, формированием своего внешнего образа, проявлениями сексуальности и первая влюбленность.

 

Как пережить подростковый кризис

 

Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.

Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.

Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда.

И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны — просто так устроена природа этого явления.

 

Рекомендации родителям: взаимоотношения с подростками кризисного возраста

Выделяются несколько сценариев родительского поведения во время проявлений проблемы подросткового кризиса:

  1. Будет неправильным пытаться жесткими методами удержать подростка в колее безоговорочного послушания — молодой растущий организм рано или поздно возьмет верх, а вот доверительные отношения могут быть разрушены. Кроме того, вырвавшись из под чрезмерной опеки подросток что называется “срывается с катушек” и просто обречен на негативные последствия.
  2. Не правильными будут и попытки задобрить тинейджера, “подсластить” ситуацию с целью сохранить влияние и контроль. Влияние гормонов на психику подростка таково, что ему на физическом уровне претит все, что с такой теплотой и заботой окружало его в детстве.
  3. Также неправильным будет и путь напускного безразличия — “делай что хочешь, жизнь тебя сама поставит на место”. Несмотря на яростное противодействие, подростки нуждаются в родительской поддержке, одобрении, особенно в начале  кризиса в юношеском возрасте и во время “откатов”. Кроме того, доверительные отношения, в какой-то степени контроль и влияние сохранить необходимо, чтобы уберечь юношу или девушку от крайне негативного сценария первых самостоятельных шагов.
  4. Самым верным путем является “золотая середина” — подростков нужно отпускать постепенно, планомерно, причем выбор этапов самостоятельности остается за самими подростками. Таким образом они почувствуют так необходимую им свободу выбора а вы сохраните хоть и наблюдательный, но все-же контроль, хоть и совещательное, но все-же влияние.

 

Для этого приведем несколько рекомендаций по преодолению подросткового кризиса.

На ранних стадиях возрастных изменений, внешних предпосылок подросткового кризиса, подростки крайне болезненно воспринимают шутки и иронию по поводу изменений во внешности. Если же совсем не замечать этих изменений, то у мальчика или девочки создаются предпосылки для всякого рода домыслов и комплексов. Родителям следует отмечать возрастные изменения во внешности ребенка, по возможности и степени важности  обсуждать их, но делать это как нечто обыденное, само собой разумеющееся, и совершенно нормальное, правильное.

 

В течении развития кризиса, несмотря на противодействие и негативную фазу, важно набраться терпения и воздерживаться от конфликтов. Первоочередная цель подростка — становление в своем социуме, в среде своих сверстников и все требования родителей и даже учебный процесс, рассматривается ими как дополнительное препятствие на пути к своей цели.

 

Отношения между родителями и детьми в течении кризиса трансформируются в отношения между взрослыми людьми и если родители сами будут инициаторами этого процесса, помогая тем самым становлению личности своего ребенка, то они останутся близкими и теплыми, как и прежде.

В разные времена в различных общественных формациях складывалось свое представление о степени дозволенности в ранних взаимоотношениях противоположного пола и подростки, как правило, придерживаются общепринятых норм. Физиологическая зрелость , как и в прежние времена, наступает в промежутке от четырнадцати до восемнадцати лет, зрелость же социальная и нравственная в современном обществе приходит позже, здесь все зависит от ряда социальных условий и вызовов, которые возникают перед подростком в реальной жизни.

 

nello.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о