Личность и её психологическая структура – 4.Личность и ее психологическая структура. Отечественная теория личности (по выбору).

13. Психологическая структура личности

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности .

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом , надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я » – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

14. Личность как самоуправляемая система

Активность личности упорядочена и целесообразна. Это достигается тонким управлением как познавательной , так и практической деятельностью. Именно при согласовании знаний и опыта личность действует наиболее целесообразно. Вот почему так важно раскрыть психологический механизм самостоятельной активности личности.

Все в личности упорядочено, системно, целесообразно, согласовано как в статике, так и динамике. Все это обеспечивается благодаря собственному самоуправлению .

Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценке значимости импульсов, учете последствий действий и т. п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.

Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как «я». Эта система – образование самосознания

. В процессе жизни и воспитания «я» формируется как центр самосознания. У маленького ребенка нет представления о собственном «я», а потому он находится во власти внешних и внутренних условий жизни. По мере образования «я» он начинает выделять себя из предметного мира и человеческого окружения и, более того, в отдельных случаях противостоять их воздействиям. По мере дальнейшего развития система саморегуляции укрепляется и человек становится хозяином своих сил. В зависимости от воспитания и образа жизни ребенка и взрослого определяется качество «я», его возможности в саморегуляции собственных сил и средств.

«Я» как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей. Сформировавшись определенным образом, она может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение требует нередко сильных или слабых, но продолжительных воздействий, особенно со стороны авторитетных лиц.

Человек, осознавая свои силы в процессе деятельности, в последующем сам может корригировать оценку себя, может ее изменять. Самооценка у взрослого может изменяться и под влиянием оценки окружающих людей.

Можно допустить, что личность может преодолеть так называемый комплекс неполноценности или, по крайней мере, его замаскировать. Способность к самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями личности.

Самый высокий уровень самоуправления достигается

в зрелом возрасте , где знания уже апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях. Само собой разумеется, что и в этот возрастной период самоуправление у отдельных индивидов может находиться на различных уровнях.

studfile.net

5.1.2. Психологическая структура личности

Психологическую структуру личности составляют её психологические свойства и особенности, обычно называемые «

чертами личности». Их очень много. Это огромное число свойств личности психологи пытаются условно распределить в некоторое количество подструктур. Обобщённо говоря,психологическуюструктуру личности составляют все те особенности, которые не относятся кфизическим и физиологическим, т. е. биологически обусловленным.

Рисунок 2 – Психологическая структура личности (по Малышеву А.А.)

Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое

название

подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение

биологического и

социального

Направленность

Убеждения,

мировоззрение,

личностные смыслы, (характер), интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Опыт

Умения,

знания,

навыки,

привычки

Социально-биологический

уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Формы отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти,

восприятия, ощущения,

внимания)

Биосоциальный уровень (биологическогобольше, чем социального)

Биологические, конституциональные свойства

Скорость протекания нервных процессов, соотношение процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые ивозрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека

, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врождённых факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Следующим уровнем личности является её индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессеобучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социальнообусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую чело­век включен.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн выделял в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А. Н. Леонтьев считал, что личность – этосоциальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

Психопатология личности [Псих. словарь Кондакова]

О психопатах. Происходит от греч. рsуhе – душа + patos – страдание, болезнь. Термин ввел Кох в 1891 г.

Специфика. Психопатов прежде всего отличает неадекватность эмоциональных переживаний, в частности, склонность к депрессивным и навязчивым состояниям. Обусловливание. В большом числе случаев детерминирована врождёнными особенностями.

Психопатия– патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие отакцентуаций, психопатии носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида.

По классификации П. Б. Ганнушкина различаются следующие типы психопатических личностей: астенический, психастенический, шизоидный, параноидный, возбудимый, истерический, аффективный, неустойчивый. По терминологии современных классификаций психических расстройств, в том числе МКБ-10, психопатии называют другим термином – «Расстройство личности».

Виды. По современной классификации выделяются:

  • ананкастная личность, которой свойственны неуверенность, постоянные сомнения, педантизм, сверхосторожность;

  • астеническая личность, которой свойственны повышенная раздражительность и быстрая истощаемость, подлаживание к мнению других людей, пассивность, неготовность к повседневным трудностям;

  • возбудимая личность, которой свойственны неадекватность эмоциональных реакций с бурными вспышками гнева, отсутствие контроля, конфликты, незаторможённый гнев;

  • истерическая личность, которой свойственны впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм, лабильность (т. е. подвижность, неустойчивость, изменчивость) аффекта, зависимость от других людей, потребность во внимании и признании;

  • паранойяльная личность, которой свойственны подозрительность, сверхвысокая самооценка, склонность к сверхценным идеям, сверхвосприимчивость к неудаче, восприятие действий других как враждебных, кверулянтское (сутяжническое) поведение, фанатизм;

  • циклоидная личность, которой свойственны колебания настроения;

  • шизоидная личность, которой свойственны бедность контактов, склонность к фантазиям, неспособность выражать чувства, холодность и отстранённость.

studfile.net

12. Понятие о личности и её психологической структуре. Биологическое и социальное в личности.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступа­ющий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социаль­ное существуют в реальном единстве. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецирован­ный на плоскость социальности, одновременно является личнос­тью.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъек­тивными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендент на «Человека разумного», поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Биологическое и социальное в личности

Если биологическое начало в человеке проявляется на уровне его внутреннего мира (состояние психики, эмоции и чувства, рефлексия, обменные процессы), то влияние социальной среды отражается во внешнем облике человека (наружность, манеры поведения, вкус, такт и т.д.).

Социальное начало в человеке формируется согласно принадлежности человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе и обозначается в его правах, обязанностях, действиях. Под уровнем социализации понимают степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей. В какой-то степени уровень социализации проявляется в ролевой структуре, присущей каждому человеку. Каждый человек в жизни исполняет множество ролей — отца или матери, сына или дочери, начальника, покупателя, пациента и т.д.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к чело­веческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцен­тирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одно­временно индивидом.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, инди­вида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Она может выражаться как на внешнем уровне (физиологические особенности), так и на внутреннем (глубина мировоззрения), но всегда социально обусловлена.

Психологическая структура личности

Психологическая структура (или психический облик) лично­сти — это некая целостная система, модель качеств и свойств, до­статочно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процес­сы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли воз­можно математически строгое выделение необходимого и доста­точного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выде­ление самого главного в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой «несуществующей сущностью». Кроме того, различные психические свойства могут быть условно представлены в неком пространстве, по крайней мере, четырех относительно независимых измерений.

В личности выделяются следующие психологические со­ставляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

  • направленность личности (это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются.;

  • самосознание;

  • способности и задатки;

  • темперамент и характер;

  • особенности психических процессов и состояний;

  • психический опыт личности.

studfile.net

Основы психологии личности

  1. Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

  2. Развитие личности (периоды развития, кризисы).

  3. Направленность личности.

  4. Психологическая структура личности.

  5. Индивидуально-типологические особенности личности: способности, темперамент и характер.

  6. Основные теории личности.

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

— особое строение организма;

— способность к трудовой деятельности;

— наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

— целостность психофизической организации организма;

— устойчивость по отношению к окружающей действительности;

— активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Основные характеристики личности:

— активность (стремление расширить сферу своей деятельности),

— направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений),

— совместная деятельность социальных групп, коллективов.

     Активность есть важнейшее общее  свойство личности, и проявляется оно в деятельности,    в  процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность — это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

    Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребно­сти (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). 

    Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Познавательная потребность человека проявляется в интересах.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Субъект  человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

Кризисные периоды развития личности.

Можно выделить следующие кризисы.

1) кризис новорожденного – это переход от одной формы существ-я к др..

2)кр. 1 года жизни – желания не совпадают с возможностями, хочет но не может,

3) кр. 3х лет – настаивает на своем мнении, Я-сам,

4) кр. 7 лет – внутреннее переживание, эффект горькой конфеты – ему плохо он скрывает,

5) кр. 13 лет – (подростковый возраст), переждать это время до 14 лет. Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости. Кризис рождения Я социального,

6) кр. 17 лет – плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитииа) учебно-проф-я деят-ть,б) общение со сверстниками и родственниками.Много планов но не может их решить. Выход из кризиса, если свершилось самоопределения,

7) кр. 21-23 года – кризис молодого специалиста. Теряет чувство психол-й защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого спец-та.

8)кризис 30 лет – кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кр. Первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни.

9) кр. 40 лет – кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины).

10) кр. 50 лет – особый рубеж,  кр.Филосовского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особен-ми. Снижение физической активности. Подготовка к выходу на пенсию. Генеративность – стремление иметь учеников.

11) кр. выхода на пенсию – кр. и стресс очень тяжелый. Значимы его проф-е успехи.

studfile.net

3.Психологическая структура личности, основные компоненты мира психических явлений (изобразить схематически, дать определения и раскрыть понятия).

Билет 1. Психология как наука: определение, предмет, объект и их характеристика, система отраслей и подотрслей, место психологии в системе научного познания.

Психология – наука о психике и психологической деятельности индивида и малых групп.

Предмет психологии — это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Предмет психологии понимался различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии: первый этап – психология наука о душе, второй этап – психология как наука о сознании, третий этап – психология наука о поведении, четвертый этап – психология наука о психике.

Основной объект психологии — человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным миром, выступающий как субъект деятельности, познания, общения. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию сегодня можно определить как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, а также как практическое применение получаемых знаний.

Психика – это свойство мозга, заключающееся в отражении картины мира, её построении и поведении в соответствии с ней.

В настоящее время психология – сложная разветвленная система наук. Каждая входящая в эту систему отрасль науки представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы. Основной базисной отраслью психологии является общая психология.

Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей. 1. По принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, науки, космическая, и д р. 2. По принципу развития: Возрастная, сравнительная, патопсихология, психогенетика и др. 3. По принципу отношения личности и общества: социальная, политическая, экологическая, экономическая, личности. Некоторые отрасли возникли на стыке психологии и биологии: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная и др. Научную психологию условно можно разделить также на фундаментальную, прикладную и практическую. Фундаментальную психологию интересуют психология развития и др. Она стремится к получению и обобщению новых знаний. Прикладная психология также стремится к получению новых знаний, но приоритет отдает изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, основополагающие проблемы психики и др.). Практическая психология решает на научной основе конкретные задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов, а получение нового знания является, как правило, необязательным приложением.

Место психологии в системе познания: психология взаимодействует с многими науками и обслуживает практику медицины, педагогики, инженерии и т.д. В одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем. А в других – науки используют психологические знания для объяснения или решения своих определенных вопросов. В разработке вопросов, психология опирается на данные биологии (анатомии и физиологии), на учения о высшей нервной деятельности. Педагогика использует психологические закономерности обучения и воспитания, а психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности.

Билет 2. Проблема личности в психологии. различные подходы к оценке личностных свойств, типологии и классификации.

В психологии личность относиться к числу базовых понятий, но оно также изучается другими науками( фил-я, соц-я, педаг-ка и т.д.). Психология изучает личность, как один из уровней человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. (Человек становится личностью, когда включается в систему общественных взаимоотношений и процессов).

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях. Они определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Свойства личности. 1) способности – это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. 2) Темперамент – это динамическая характеристика психический процессов человека. 3) Характер содержит качества определяющие отношение человека к другим людям.

4) Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Типология личности — фундаментальная проблема психологического познания. Вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный. Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Также прмемром может быть индивидуаьный типрологический опроснк Собчик.(рис.1)

Психологическая структура личности.

  1. Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя ощущение и восприятие, процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Эмоциональный процесс – это психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление) и отражающий субъективное значение объектов и ситуаций. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции,чувства и настроения.

Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей. Человек использует свою волю при принятии решений, при выборе цели, при осуществлении действий для преодоления препятствий на пути к цели.

  1. Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности и направленности личности.

  1. Психическое состояние — целостная внутренняя характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Они подразделяются на:

  • Психофизиологическое состояние;

  • Эмоционально-волевое состояние;

  • Когнитивное состояние (творчество).

  1. Психические образования — это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в ходе учения и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. По сути, это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психическим образованием, формирующимся как в процессе учения, так и воспитания, выступает сознательность.

Структура личности по Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение». 

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. 

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью. 

Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень. 

Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации. 

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. 

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. 

Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого иминдивидуализацией .

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ФРЕЙД

studfile.net

Лекция № 4 личность

8

Цель:рассмотреть элементы структуры личности и их свойства.

Задачи

— определить целое в структуре личности;

— рассмотреть его элементы;

— охарактеризовать особенности личностных черт каждой подструктуры и их свойства;

— рассмотреть путь их формирования;

— сформировать понятие о личности как динамическом образовании.

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т.п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В.Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности (схема № 1).

В целом можно отметить, что в психологической структуре личностивыделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

  • бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

  • профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

  • психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности.Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности.Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема № 2).

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ — Я», на основании которого формируется самооценка. Самопознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течении жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремиться сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

studfile.net

4.3. Личность и ее психологическая структура

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, инди­виде, личности. До сих пор мы употребляли такие слова как сино­нимы. Однако в действительности за каждым из них стоит некое специфическое содержание. Конечно, в их психологической трак­товке нет единого, общепризнанного мнения. Поэтому приведем достаточно обобщенную позицию, разработанную в отечественной психологии. Основная проблема заключается в том, что в совре­менной науке не существует целостного, достаточно завершенного человекознания. Феномен человека изучается в самых различных аспектах (атропологическом, историческом, медицинском, социаль­ном), но до сих пор представляется разрозненным, несобранным в системное целое. Подобная сложность распространяется и на пси­хологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать связкой терминов, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект единого предмета. Причем такая ори­ентация является достаточно условной, зачастую пересекающейся с другими.

Понятие человек, является самым широким. Это принятая клас­сическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа — «Человека разумного», или Homo sapiens. В понятии человека объединено все: природное, социальное, энергети­ческое, биохимическое, медицинское, космическое.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступа­ющий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. Это человек как член общества, спрессованная социальность, результат формирования, развития и социализации как вхождения в общество и в самого себя. Сказанное не означает, что личность — это существо исключительно социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности биологическое и социаль­ное существуют не рядоположенно, не в противодействии или в дополнении, а в реальном единстве. Не напрасно С.Л. Рубинштейн говорил, что вся психология человека есть психология личности. В то же время понятия «человек» и «личность» не синонимичны. Последнее подчеркивает социальную ориентированность человека, который становится личностью, если развивается в обществе (в отличие, например, от «диких детей»), взаимодействует и общается с другими людьми (в отличие, скажем, от больных от рождения). При такой трактовке всякий нормальный человек, спроецирован­ный на плоскость социальности, одновременно является личнос­тью. Причем у каждого человека существует несколько личност­ных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически организована.

Существуют и другие, более узкие трактовки понятия личности, когда выделяются те или иные качества, якобы выступающие для нее необходимыми атрибутами. Личностью предлагают считать лишь того, например, кто самостоятелен, ответствен, высокоразвит. Подобные критерии личности являются, как правило, достаточно субъек­тивными, труднодоказуемыми, а потому не выдерживают научной проверки и критики, хотя всегда существовали и, вероятно, будут существовать, особенно в структуре излишне идеологизированных гуманитарных конструкций. Проблема в том, что новорожденного младенца также нельзя назвать не только личностью, но и, строго говоря, человеком. Он, вероятнее всего, претендент на «Человека разумного», поскольку не обладает еще ни сознанием, ни речью, ни даже прямохождением. Хотя понятно, что для родителей и близких этот ребенок изначально и убедительно существует и как человек, и как личность.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к чело­веческому роду. Это подчеркивание единичности (в отличие от человека) и неделимости (в отличие от личности). Индивид акцен­тирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает быть одно­временно индивидом.

Индивидуальность — категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, инди­вида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие психики. Другое дело, что не всегда и не все изучаемые психические явления рас­сматриваются на уровне их индивидуальности, действительной уникальности. Наука невозможна без обобщений, без той или иной типизации, типологизации. Тогда как реальная психологическая практика тем эффективнее, чем более она индивидуализирована.

Субъект — это указание на конкретного, живого, одушевленно­го носителя психологической феноменологии, деятельности и пове­дения. Субъект традиционно противопоставляется объекту, но сам по себе он объективен. Понятие субъекта является одним из базо­вых для философии, но за последнее десятилетие приобретает не­кое обновленное, расширительное толкование в отечественной пси­хологии, где осуществляется разработка особого, субъектного под­хода к анализу человеческой психики и поведения.

Таким образом, в соответствии с обозначенной терминологией человеческая психика может быть исследована и описана в разли­чающихся, но неизбежно объективно перекрещивающихся аспек­тах: личностном, индивидном, индивидуальном, субъектном. В со­временной психологии не все названные подходы получили доста­точно завершенное развитие и четкое использование, особенно на Уровне практически ориентированных исследований. В массовой литературе чаще других применяется понятие «психология лично­сти» как нечто объединяющее, синтетизирующее. Объективная дей­ствительность намного сложнее. Все психологические особеннос­ти человека являются, разумеется, видовыми, но не все они носят личностный характер. Для последнего необходимо наличие специ­фики социального происхождения либо особых общественных про­екций этих психологических свойств или качеств. Все замыкается на центральном вопросе о соотношении и взаимодействии биологи­ческого и социального в психике человека. Поэтому проблематич­ность, условность формулировки критериев человеческих, личност­ных, индивидных и индивидуальных градаций представляются оче­видными. Каждый человек многолик и целостен, ординарен и уникален, един и разрознен, переменчив и стабилен. И все это сосу­ществует одновременно: в телесной, социальной, психической и ду­ховной организации. Для описания человека каждая наука исполь­зует собственные показатели: антропометрические, медицинские, эко­номические, социологические. Психология решает аналогичные задачи, для чего необходимо прежде всего наличие соответству­ющей психологической модели подобных параметров, отличающих одну личность от другой.

Психологическая структура (или психический облик) лично­сти — это некая целостная система, модель качеств и свойств, до­статочно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Все психические процес­сы осуществляются в конкретной личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. К последним относятся только некоторые, наиболее значимые, связанные с другими, устойчивые, имеющие специфическую проекцию на социальные взаимодействия и отношения человека с другими людьми. Задача установления таких свойств усложнена тем, что в человеческой психике вряд ли воз­можно математически строгое выделение необходимого и доста­точного количества соответствующих дифференцирующих качеств. Каждый из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож, в том числе иногда даже и на самого себя. Такая вариативность затрудняет, в частности, выде­ление самого главного в личности, которую, конечно, гротескно, но не без доли справедливости называют порой «несуществующей сущностью». Кроме того, различные психические свойства могут быть условно представлены в неком пространстве, по крайней мере, четырех относительно независимых измерений.

Во-первых, это шкала временной и количественной изменчивос­ти — стабильности качества или свойства личности. Положим, на-

строение человека более переменчиво, чем его характер, а направлен­ность личности более устойчива, чем текущие заботы и увлечения.

Во-вторых, это шкала уникальности-всеобщности исследуемого психического параметра в зависимости от его представленности, распределенности в людях. Например, всем в разной мере присуще свойство эмпатии, но не все являются альтруистами, или, напротив, убежденными эгоистами и мизантропами.

В-третьих, это мера участия процессов осознания и осмысления в функционировании психического свойства. С ней связаны «уро­вень» субъективной переживаемости, степень управляемости и воз­можности саморегуляции психики и поведения. Скажем, один чело­век понимает и принимает свою сопричастность к выполняемой работе, а другой делает это неосознанно, формально.

В-четвертых, степень внешнего проявления, поведенческого вы­хода. Это практическая, собственно жизненная значимость личнос­ти. Например, оба родителя одинаково искренне любят своего ре­бенка. Но один проявляет это в нежности и гиперопеке, а другой — в преднамеренной строгости и повышенной требовательности.

К названным параметрам психических качеств могут быть добав­лены меры их врожденности либо приобретенное, анатомо-физиоло-гической нормы либо отклонения, возрастной или профессиональной обусловленности. Таким образом, мысленное пространство, в котором психические свойства личности получают свое представительство и описание, является многомерным, и в этом плане психологии предсто­ит сделать еще многое. Один из ярких отечественных психологов В.Д. Небылицын (1930—1972), в частности, считал, что основная зада­ча дифференциальной психологии заключается в том, чтобы понять: чем и почему каждый человек отличается от другого.

В психологии существует большое количество моделей психо­логической структуры личности, исходящих из разных теорий пси­хики и личности, из различных параметров и задач личностных градаций. Аналитическому обзору таких построений посвящено множество работ и монографических изданий. Для решения задач нашего учебника мы используем модель психологической структу­ры личности, построенную на основе совмещения двух известных схем отечественной психологии, разработанных вначале С.Л. Ру­бинштейном, а затем К.К. Платоновым (1904—1985).

Это базовая психологическая модель личности исходит из лич-ностно-деятельностного подхода, основана на принятии целостнос­ти и динамической сопряженности, системности структуры личнос­ти, на допущении объективной измеримости и жизненной значимо­сти выделенных личностных параметров. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Личность целостна, но это не означает ее однородности. Выделенные подструктуры имеют место в реальном единстве, но не в тождестве и не в противопостав­лении. Они условно выделяются лишь для получения некоторой аналитической схемы психики целостной личности. Личность дина­мична и самоустойчива. Она преобразует мир, и вместе с тем сама преобразуется, т.е. саморазвивается, реализуя целенаправленное по­ведение в социальной и предметной среде. Личность и деятельность существуют в единстве, и это определяет базовую методологию на­учно-психологического изучения личности. А.Н. Леонтьевым сфор­мулирована развернутая методологическая триада: деятельность — сознание — личность, конкретное психологическое наполнение ко­торой раскрывается в последующих главах учебника.

Итак, в личности выделяются следующие психологические со­ставляющие, или относительно «автономные» подструктуры:

  • направленность личности;

  • самосознание;

  • способности и задатки;

  • темперамент и характер;

  • особенности психических процессов и состояний;

  • психический опыт личности.

Данные подструктуры далее будут разложены на более деталь­ные составляющие: блоки, личностные образования, отдельные про­цессы, качества и свойства, описываемые различными категориями, понятиями, терминами. Описанию предметного содержания состав­ляющих психологии личности посвящен, по существу, весь учебник.

  1. Какими средствами реализуется передача общечеловеческого опыта?

  2. В чем заключается «свобода» человеческой психики и поведения?

  3. Что означает опосредствованный характер человеческой психики?

  4. Чем сознание отличается от знания?

  5. В каких направлениях возможно изменение сознания?

  6. Что такое психологическая структура личности?

Тестовые задания

1. Специфика человеческой психики полностью обусловлена…

A. Врожденными механизмами. Б. Высшим духовным разумом.

B. Единством биологического и социального. Г. Особенностями конкретного общества.

2. Социогенные психические процессы и образования… А. Заложены генетически.

Контрольные вопросы

Тестовые задания

  1. Специфика человеческой психики полностью обусловлена…

А. Врожденными механизмами.

Б. Высшим духовным разумом

В. Единством биологического и социального

Г. Особенностями конкретного общества

2. Социогенные психические процессы и образования…

А. Заложены генетически

Б. Полностью обеспечены развитием мозга.

В. Мешают нормальной человеческой жизни.

Г. Имеют общественную природу.

3. Человеческое сознание — это…

A.Сумма знаний.

Б. Вся человеческая психика.

B.Отношение значения и смысла.

Г. Наличие разума.

4. Какое из перечисленных понятий является самым широким?

A.Личность.

Б. Человек.

B.Индивид.

Г. Субъект.

studfile.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *