Маргинальность это состояние индивида – Маргинальность в социологии, ее виды и причины

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — это… Что такое МАРГИНАЛЬНОСТЬ?

    МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. margo — край) — термин, выдвинутый Э. Парком (1864—1944) в эссе “Человеческая миграция и маргинальный человек” (1928) для обозначения определенного социально-психологического состояния иммигрантов. Маргинальность, согласно Парку, связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, постоянной боязнью быть отвергнутым, склонностью избегать неопределенных ситуаций, болезненной застенчивостью, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, излишним беспокойством о будущем и т. п. Маргинальность рассматривалась как побочный продукт аккультурации, процесса воздействия друг на друга двух культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта — в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров. Р. Парк и Э. Стоунквист (“Маргинальный человек”, 1937) стали основоположниками психологической традиции в понимании явления маргинальности.    В 40—60-е гг. проблема маргинальности стала рассматриваться шире как конфликт культур. Э. Хьюз отмечал, что маргинальность имеет место там, где происходит социальное изменение и формируются группы, не имеющие определенной социальной идентификации, что сопровождается разочарованием (фрустрацией), расхождением личностных или групповых стремлений. Хьюз выделил т. н. переходные фазы, которые связаны с переходом людей от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой. Маргинальность для него — это идентификация человека с двумя статусами или референтными группами. Т. Шибутани считал, что обязательного соотношения между маргинальным статусом и личностными расстройствами душевного состояния не существует. Часто маргинальные личности формируют свои сообщества и следуют их ценностям. Невротические симптомы развиваются чаще у тех, кто пытается идентифицировать себя с высшей стратой и бунтует, когда их отвергают. Положительный исход маргинальной ситуации для личности — высокая творческая активность. Исследования маргинальности интенсивно развернулись после политических событий мая 1968. Маргинальность связывалась при этом с протестом, добровольным уходом от традиционных ценностей индустриального общества, своеобразными защитными реакциями молодежных субкультур в условиях массовой безработицы. Некоторые социологи приписывают явление маргинальности таким группам, как цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультурные объединения, нищие, преступники и освобожденные уголовники.    Дж. Б. Манчини выделил три концептуальные направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое. Культурная Маргинальность относится к процессам кросскультурных контактов и ассимиляции. Ролевая Маргинальность возникает в случае неудачного соотесения себя, своего социального положения с позитивной референтной группой; с выбором такой роли, которая содержит в себе элементы двух ролей и т. д. Структурная Маргинальность описывает случаи политического, социального и экономического бессилия лишенных избирательных прав (или поставленных в невыгодное положение) групп внутри общества.    В России о маргинальности заговорили в начале реформ. Как правило, термин употреблялся с негативным оттенком, поскольку Маргинальность отождествлялась с антиобщественными объединениями, с перевернутой системой ценностей. За последние годы семантика термина “Маргинальность” в отечественной литературе существенно изменилась, исчезло негатавное отношение к этому понятаю, которое рассматривается как понятие, обозначающее неустойчивость положения личности в контексте социальных изменений.

    Е. Сергеев

dic.academic.ru

МАРГИНАЛЬНОСТЬ — Новая философская энциклопедия

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. margo – край) – термин, выдвинутый Э.Парком (1864–1944) в эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек» (1928) для обозначения определенного социально-психологического состояния иммигрантов. Маргинальность, согласно Парку, связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, постоянной боязнью быть отвергнутым, склонностью избегать неопределенных ситуаций, болезненной застенчивостью, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, излишним беспокойством о будущем и т.п. Маргинальность рассматривалась как побочный продукт аккультурации, процесса воздействия друг на друга двух культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта – в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров. Р.Парк и Э.Стоунквист («Маргинальный человек», 1937) стали основоположниками психологической традиции в понимании явления маргинальности.

В 40–60-е гг. проблема маргинальности стала рассматриваться шире как конфликт культур. Э.Хьюз отмечал, что маргинальность имеет место там, где происходит социальное изменение и формируются группы, не имеющие определенной социальной идентификации, что сопровождается разочарованием (фрустрацией), расхождением личностных или групповых стремлений. Хьюз выделил т.н. переходные фазы, которые связаны с переходом людей от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой. Маргинальность для него – это идентификация человека с двумя статусами или референтными группами. Т.Шибутани считал, что обязательного соотношения между маргинальным статусом и личностными расстройствами душевного состояния не существует. Часто маргинальные личности формируют свои сообщества и следуют их ценностям. Невротические симптомы развиваются чаще у тех, кто пытается идентифицировать себя с высшей стратой и бунтует, когда их отвергают. Положительный исход маргинальной ситуации для личности – высокая творческая активность. Исследования маргинальности интенсивно развернулись после политических событий мая 1968. Маргинальность связывалась при этом с протестом, добровольным уходом от традиционных ценностей индустриального общества, своеобразными защитными реакциями молодежных субкультур в условиях массовой безработицы. Некоторые социологи приписывают явление маргинальности таким группам, как цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультурные объединения, нищие, преступники и освобожденные уголовники.

Дж.Б.Манчини выделил три концептуальные направления в изучении маргинальности: культурное, структурное и ролевое. Культурная маргинальность относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. Ролевая маргинальность возникает в случае неудачного соотнесения себя, своего социального положения с позитивной референтной группой; с выбором такой роли, которая содержит в себе элементы двух ролей и т.д. Структурная маргинальность описывает случаи политического, социального и экономического бессилия лишенных избирательных прав (или поставленных в невыгодное положение) групп внутри общества.

В России о маргинальности заговорили в начале реформ. Как правило, термин употреблялся с негативным оттенком, поскольку маргинальность отождествлялась с антиобщественными объединениями, с перевернутой системой ценностей. За последние годы семантика термина «маргинальность» в отечественной литературе существенно изменилась, исчезло негативное отношение к этому понятию, которое рассматривается как понятие, обозначающее неустойчивость положения личности в контексте социальных изменений.

Е.Сергеев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Маргинальность — Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др. Словарь по культурологии
  2. маргинальность — маргинальность ж. Отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой
  3. маргинальность — МАРГИНАЛЬНОСТЬ и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово «патриотизм» на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 Словарь галлицизмов русского языка
  4. маргинальность — орф. маргинальность, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. маргинальность — сущ., кол-во синонимов: 4 обочинность 1 пограничность 3 промежуточность 2 разрыв 43 Словарь синонимов русского языка
  6. Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими-либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком Краткий религиозный словарь
  7. МАРГИНАЛЬНОСТЬ — МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. margo — край, граница) — понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности… Новейший философский словарь

gufo.me

Маргинальность — это… Что такое Маргинальность?


Маргинальность
Маргинальность

качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

.

Синонимы:
  • Маньеризм
  • Мария

Смотреть что такое «Маргинальность» в других словарях:

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ —         (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… …   Философская энциклопедия

  • МАРГИНАЛЬНОСТЬ — (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… …   Новейший философский словарь

  • маргинальность — сущ., кол во синонимов: 4 • обочинность (1) • пограничность (3) • промежуточность …   Словарь синонимов

  • маргинальность — и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Маргинальность — Маргинал, маргинальный человек (от лат. margo край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. Маргинальная группа людей группа,… …   Википедия

  • маргинальность — Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… …   Постмодернизм. Словарь терминов.

  • Маргинальность — (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Маргинальность — (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Маргинальность — ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Маргинальность — Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины


dic.academic.ru

МАРГИНАЛЬНОСТЬ это что такое МАРГИНАЛЬНОСТЬ: определение — Философия.НЭС

Маргинальность

качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействие этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. п.  

Оцените определение:

Источник: Словарь по культурологии

Маргинальность

качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Маргинальность

позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность, находящаяся в состоянии маргинальности. Маргинальность — вызванный какими-либо обстоятельствами разрыв индивида со своей социальной группой без последующего вхождения в другую.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

позднелат. marginalis — находящийся на краю, от лат. margo — край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к.-л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его психику. Введено амер. социологом Р. Парком, к-рый обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что «маргинальная личность» обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В сов. лит-ре понятие М. распространения не получило.

Оцените определение:

terme.ru

Социология маргинальности – ответы на главные вопросы

«Обыденная» социология (генетически взаимосвязанная со здравым смыслом) предполагает, что маргиналы — это такой социально избыточный материал, который нуждается в контроле и мониторинге; что это негативное социальное явление, которое свидетельствует о каких-то болезнях общества, о неполадках, требующих корректирующего вмешательства. В любом случае недостаток участия — это отклонение от некоторой «нормы» участия в различных социальных институтах. Хотя отклонение от нормы можно предположить и в другую сторону, не только как недостаток участия, но и как избыток этого участия — как участие не в одном, а сразу в нескольких (порой даже противоречивых) социальных институтах.

2

В социологии «маргинальность» изначально имела принципиально отличный от этого — обыденного — смысл. «Маргинал» в классической социологии — это тот, кто находится на границе группы, одновременно и принадлежа группе, и будучи способен освободиться от нее. Классическое определение маргинала восходит к понятию чужака, введенного в оборот социологической теории в начале 20-го века немецким социологом Георгом Зиммелем. В свою очередь, социологическое понятие чужака имеет в своем основании философскую категорию «инакости» и понятие «другого». Зиммель рассуждал о «чужаке» как о человеке, соединяющим в себе близость и удаленность в отношение группы. Это тот, кто физически находится в группе, но не принадлежит ей изначально, как член этой группы. Это тот, кто не разделяет историю, биографию этой группы. Тот, кто является пришельцем или тем, кто на более или менее продолжительное время остановился «в гостях» в этой группе.

Это его присутствие, как инородного тела, имеет огромное функциональное значение для группы в целом. Во-первых, благодаря чужакам группа получает возможность определить, чем она не является, кто такие «мы» и что к «нам» не относится. Чужак — это тот, кто показывает группе ее границу, воплощает в себе эту границу. Во-вторых, он обладает определенной дистанцией по отношению к группе и потому может претендовать на объективное отношение к ней. Зачастую чужаки — это те, кого предпочитают в качестве третейских судей, тех, кто может рассудить своих. Чужак, иными словами, обладает относительной, прежде всего, — пространственной — свободой от группы и всегда волен ее покинуть. По Зиммелю, самым распространенным примером чужака были евреи, включенные в различные европейские культуры.

Simmel, G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. Herausgegeben von O.Rammstedt. (Gesamtausgabe, Bd. 11).

Hrsgg. v. D.P.Frisby u. K.Ch.Köhnke. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.

Michael Theunissen. Der Andere: Studien zur Sozialontologie der Gegenwart. Berlin: de Gruyter 1965.

3

Основываясь на таком представлении одновременности пространственной близости и удаленности чужака, последователь Зиммеля в рассуждениях о чужаке, американский классик социологии Роберт Парк, и ввел этот термин — «маргинальный человек». И если Зиммель не сосредоточивается на происхождении чужака, способах его формирования (Зиммеля интересовали главным образом его функции в отношение данной конкретной группы, от которой он мог освободиться), Парк видит чужака не просто в ситуации свободы от данной конкретной границы группы, он помещает его между границ различных групп и говорит о чужаке и маргинале, как о человеке, который несет в себе культурный конфликт столкновения различный групп, различных культур, различных обществ.

postnauka.ru

23. Маргинальность как социальное явление.

 Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972 г. (ранее существовало только понятие «маргинальный»). Маргиналами стали называть тех, кто либо сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым.

     Маргинальность — это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.     Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических.     Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. 

  Постепенно значение термина  «Маргинальность» стало расширяться и ныне оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям.         Виды маргинальности:

      Экономическая — маргинализация как «относительная депривация», отстранение от деятельности и потребления;       Политическая — поражение в гражданских/политических правах (de facto или de jure), лишение права выборов; отстранение от участия в обычной политической деятельности и от доступа к формальному политическому влиянию;

      Социальная — маргинализация как потеря общественного престижа: деклассирование, стигматизация («Verachtung») и т.п. маргинальных групп.

Религиозная — маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Некоторыми учеными рассматривается также биологическая маргинальность, связанная с  нарушением здоровья; этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;  возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями; криминальная маргинальность. Процесс активного возраста­ния массовой маргинальности, которая ха­рактеризует не столько конкретных индивидов, сколько все общество в целом, называется маргинализацией.

Россия пережила две основных волны маргинализа­ции.

Первая волна — это период после революции 1917 года. В этот период своего места в социальной структуре ли­шились два крупных класса российского дореволюци­онного общества — буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх не­которых представителей рабочего класса и крестьянства, которые, минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения – через средний класс — из представителей низшего класса стали элитой. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали со­циологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого (то есть за счет своих собственных представителей) лишь сначала 70-х гг. Вплоть до 90-х гг. маргинализация но­сила исключительно индивидуальный характер и не была массовой.

Вторая волна маргинализации в России наступила в 90-х годах, когда была разрушена стабилизировав­шаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представите­лей бывшей партийной номенклатуры, разночинцев и криминалитета. При этом в маргинальной ситуации оказались и новая элита, и «новые бедные», которые стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный, образовательный и культурный уровень был под­час выше, чем уровень новой элиты.

Большое количество маргинальных слоев свидетельствует не только о нестабильности и материальной нищете общества, но и опасности социального взрыва. Озлобленное население, потерявшее надежду на какую либо благоприятную жизненную перспективу не может не волновать государственные органы. Достаточно привести пример прихода к власти Гитлера, что стало возможным, благодаря поддержки именно маргинальных слоев германского общества 30 годов XX века.

studfile.net

кто это простыми словами, значение слова

Добавлено в закладки: 0

Кто такие маргиналы ? Описание и определение понятия.
Маргиналы – это такие социальные группы, которые в силу сложивщихся жизненных обстоятельств утратили прежний социальный imgresстатус и лишились реальной возможности заниматься привычной деятельностью, поэтому постепенно оказались неспособными адаптироваться к новой социокультурной ( нормативной и ценностной) среде. Прежние ценности маргиналов, а также нормы существования и жизнедеятельности не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Стоит отметить, что усилия маргиналов для полной адаптации к новым условиям и обстоятельствам современной жизни порождают постоянные психологические стрессы. Как правило, поведение таких людей отличается какими-то крайностями: они или пассивны, или агрессивны, а также с легкостью преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки, даже на нарушение закона. Типичным примером лидера маргиналов в постсоветской России считается Владимир Жириновский.

Рассмотрим, более детально, что значит  маргиналы.

Термин маргинал происходит от слова край. Другими словами, человек на краю. Маргиналами обычно называют, в широком значении этого слова, человека, образ жизни и взгляды на мир которого не вписываются в понимание, которые приняты в данном обществе.

Кого называют маргиналами

Маргиналами часто обозначают лиц, которые уже, как кажется, по факту утратили свои общественные функции, но с другой стороны официально считаются исполняющими их. Маргиналами называют людей, которые отрицают ценности своей культуры, страны или сословия, а с другой стороны, не примыкают к ценностями других социальных групп, оказавшись, таким образом, вне классов, культур или сословий. Но, не следует путать маргиналов с космополитами. На первый взгляд, может показаться нет различия. Скорее всего, мы столкнулись с широким применением данного термина в двадцатые годы прошлого столетия, когда маргиналами стали называть прибывших иммигрантов в Северную Америку, которые так и не сроднились со сложившейся там своей культурой. Известный американский социолог Роберт Парк уже вовсю применил это определении в своих работах о «миграции и человеческой маргинальности».

Также можно разделить маргиналов по интеллектуальным признакам. К примеру, если человек умнее среднестатистического жителя, то в такой ситуации у него, соответственно,  уже совершенно другое понимание происходящего. Он маргинал уже только потому, что культура обывателей, которые находятся на более низкой стадии развития, ему не интересна и всячески отторгается (к примеру, маргиналы зачастую не смотрят телевизор и не интересуются политической обстановкой в стране). Такой вид людей,  скорее всего, занимается творческим видом деятельности и особо переживает о работе – деньги их находят сами. Но есть и обратная сторона медали.

Характерные особенности маргиналов

В раздел маргиналов также попадают и те обыватели, у кого интеллектуальные возможности гораздо ниже среднестатистического жителя. У них низкие интеллектуальные способности, по этому у таких людей нет способности адаптироваться в общепринятых, массовых, культурных условиях, поэтому что им остаётся, как ни отрицать общественные нормы и вести асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы, гопники). Вот по какой причине и возникает неразбериха или путаница, вокруг слова маргинал. Но это относительно простое понятие для понимания, маргиналы – это люди, которые не попадает в строй обывателей, потомучто они их либо значительно превосходят, либо наоборот,  значительно им уступают. В настоящее время, маргиналы — обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для настоящего общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций.

Замечено, что в периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 года в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Причины возникновения маргинализации

Маргинализация — это вариант аккультурации, который проявляется в постепенной потере (полной или частичной) идентичности с собственной культурой и отсутствии идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних обстоятельств и причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).

Маргиналы характеризуются низким уровнем адаптации и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально- экономической деятельности, а также и в образе жизни в целом.

Известно, что существуют постоянные типы социальной адаптации индивида, возникающей в результате социализации.

Например, маргиналы в качестве типа адаптации выбирают отклонение от принятых норм, намеренно находясь на грани (так сказать на самом краю) доминирующей культуры. Они фактически исключают себя из общества, отказавшись от целей, предписанных системой, и их поведение уже не соответствует установленным нормам. Часто они предпочитают жить в субкультуре, которая им предлагает иные ценности и иные способы их реализации.

Маргинализация некоторых из них происходит вынужденно, так как они не могут отвечать требованиям доминирующей социальной модели, будучи неспособными в нее интегрироваться. Речь идет о всех тех, кто отвергнут обществом. В каком-то смысле маргинализованные люди исключены из системы; они обычно живут на периферии общества, но, стоит заметить, не всегда это происходит по их собственной воле. Они — жертвы системы, так и не научившиеся извлекать из нее пользу. К категории маргиналов относятся бродяги, попрошайки, психически больные, которым отказано в помощи, бездомные, исключенные из социальной системы из-за их крайне ограниченного доступа к сфере труда.

Маргинализация как причина девиаций

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.

Последствием маргинализации является неизбежная примитивизация отдельных сегментов общества, которая проявляется в производстве, быту и духовной жизни человека.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальной патологии, в частности значительным ростом алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, а также , как следствие всего этого, ухудшением генетического фонда населения в целом.

Маргиналов, как правило, относят к деклассированным элементам общества ( к деклассированным элементам общества относятся также люмпены — бродяги, попрошайки, нищие). Поэтому, маргиналы — это те, которые в силу обстоятельств по каким-то причинам лишились своих социапьных характеристик и в то же время не приобрели взамен новой системы норм и ценностей (например, бывшие рабочие заводов, которые лишились однажды работы из-за экономического кризиса или спада, или крестьяне, согнанные со своей земли в ходе индустриализации).

Мы коротко рассмотрели маргиналов, их характерные особенности, а также причины их крайнего образа жизни.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *