Многоженство на руси: Многоженство в Древней Руси

Содержание

Многоженство в Древней Руси

     Семья в Древней Руси существено отличалась от современной российской модели семьи, в частности, в языческие времена было довольно широко распространено многоженство на Руси  (до принятия христианства в конце Х века). Об этих фактах, преимущественно из жизни богатых и знатных людей, мы узнаем из русских летописей. В  частности летописец Нестор, автор  «Повести временных лет» или «Первоначальной летописи», наиболее древнего из дошедших до нас летописных сводов (начало XII века), с негодованием пишет о соседних славянских племенах, радимичах и вятичах, что они «имяху же по две и по три жены».


     У  князя Игоря (великий князь киевский с 912 по 945 гг.) кроме княгини Ольги были и другие  жены.  Князь Ярополк (годы правления 972-978),  был женат на греческой красавице монахине, которую взял в плен его отец Святослав во время войны с Византией, и при этом, как упоминается в летописях, Ярополк сватался, и весьма у спешно, к полоцкой княжне Рогнеде.   Его брат Владимир Святославович (великий князь киевский с  978 по 1015 гг.)  имел пять жен до его женитьбы на византийской царевне Анне и крещения в христианство.


      Многоженство на Руси встречалось не только у восточнославянских племен, из которых впоследствии и сформировался русский этнос, в языческие времена полигамия была распространена и у их соседей, западных и южных славян. Польский князь Мешко имел семь жен до  принятия им христианской религии, много жен имелось и у чешского князя Славника. У поморянского князя помимо нескольких жен было также двадцать четыре наложницы.


     Среди древнерусской знати  помимо многоженства также процветало и наложничество. Уже упомянутый князь Владимир Святославович имел по 300 наложниц в двух древнерусских городах Белгороде и Вышгороде, а  кроме этого еще 200 в сельце Берестове. Наложницами у князей становились пленницы, захваченные в войнах и походах, которые служили развлечением князю и его дружине, а также были предметом торговли.

     Согласно сведениям арабского писателя и путешественника, жившего в первой половине Х века и совершившего поездку на Волгу в качестве секретаря посольства, знатные славяне могли иметь по нескольку десятков наложниц. Простые члены общины, согласно опять же  иностранным источникам, таким как «Промывальни золота и рудники самоцветов» арабского историка Аль-Масуди (первая половина Х века), «Стратегикона», византийского писателя Маврикия Стратега (VI –начало VII веков) и др., вели несколько более упорядоченный и спокойный образ жизни, имея всего лишь по одной жене. Однако это вряд ли было продиктовано высокими моральными принципами. Скорее всего, более скромное по сравнению со знатью экономическое положение, не позволяло содержать им нескольких жен, не говоря уже о наложницах.


    По  мнению некоторых историков, в древнерусском обществе помимо полигамии могли существовать также зачатки левирата, т.е. обычая жениться на жене умершего брата. В частности, в летописях встречается упоминание о том, что князь Владимир Святославович  женился на вдове своего брата Ярополка.


    Принятие христианства (988 г.) внесло существенные коррективы в жизнь древнерусской знати. Князь Владимир Святославович сразу же после крещения отказался от привычной в язычестве полигамии и обратился к своей жене Рогнеде с  такими словами: «Я крещен те¬перь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».


    Однако многоженство на Руси сразу не исчезло, далеко не все представители древнерусского общества последовали княжескому примеру. Об этом, в частности, свидетельствует то, что в Церковном уставе Ярослава (церковный нормативно-правовой акт, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого, XI в), присутствовали статьи, в которых оговаривались санкции за многоженство. Смоленская уставная грамота (XII в.) включает двоеженство в перечень судебных дел, подлежащих церковной юрисдикции.


     В летописях упоминаются слова Иоанна, митрополита киевского (XI в.), обращенные к князьям и боярам. Он велел отлучать от святого причастия тех, кто «безъ студа и бес срама 2 жене имеють».


    Наложничество также никуда не исчезло, сведения о наложницах также встречаются в древнерусских исторических источниках в период после крещения Руси. Представители духовенства очень резко высказывались в адрес  неправедно живущих людей. Однако борьба христианской церкви с данным явлением наталкивалось на то, что священник чаще всего не мог просто так вмешаться и прервать подобные отношения. Как правило, наложницами становились рабыни, находящиеся в  собственности своего хозяина. В  Пространной редакции Русской правды (сборник правовых норм Древней Руси, XII-XV вв.) в 98 статье явление сожительства господина со своей рабой упоминается в контексте права наследования. Оговаривается, что если у рабыни появятся дети в результате связи со своим хозяином, то они не имеют права на имущество отца, будучи незаконнорожденными, но при этом вместе со своей матерью они обретают свободу. Факт наложничества при этом фигурирует, как вполне привычное и обыденное явление.


    Летописи рассказывают о душераздирающей любовной истории  в  связи с темой наложничества. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (годы правления 1157-1187) настолько был привязан к своей наложнице Анастасии, что,  решив жениться на ней, задумал отправить в монастырь свою законную жену Ольгу, которая была дочерью Юрия Долгорукого. Однако ему не позволили это сделать. Бояре, встав на сторону княгини, подняли восстание, сожгли Анастасию заживо, а ее сына от князя отправили в заточение. С князя же взяли клятву жить со своей законной женой.
 

МНОГОЖЕНСТВО НА РУСИ. Быт и нравы наших предков

Один из самых популярных преподавателей исторического факультета УдГУ, доцент Вадим Долгов выпустил научный труд  ‘Древняя Русь: мозаика эпохи’.

Мы беседуем с автором на темы, поднятые в его книге.

— Вадим Викторович, у Вашей книги есть подзаголовок ‘Очерки социальной антропологии’. Объясните, пожалуйста, о чем речь?

— Речь идет не об истории событий (войн, реформ и пр.), а о повседневной жизни и особенностях мышления людей прошлого.

Вот, например, такой важный вопрос, как отношение к детям. В средние века отношение к ним серьезно отличалось от современного. Оно было гораздо суровей. Настолько суровым, что у ученых возникло подозрение, что средневековые родители совсем их не любили.  

Например, когда крестьянская семья уходила работать в поле, новорожденного ребенка могли туго запеленать и просто оставить в избе подвешенным на гвоздик на весь день. Но более глубокие исследования показали, что любовь была, только выражалась она в других формах. Меньше заботились о здоровье, зато больше — о душе. Вот если младенец умирал, родители не жалели никаких денег на оплату поминальных служб в церкви.

И вообще, семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней. Недавно в обществе обсуждалась проблема снижения брачного возраста. Много говорили о том, что ранние браки никогда не были свойственны нашей культуре. Это большое заблуждение. Согласно древнерусским православным нормам, брачный возраст для девочек наступал в 12 лет, а для юношей — в 15 лет. Иногда случались и более ранние браки. Кроме того, у древних славян в языческую эпоху существовал обычай многоженства. Вопреки распространенному мнению, многоженство было свойственно не только исламским странам.

— В исламе многоженство — тоже наследие языческой эпохи.

— Да, но христианство, принятое Русью в Х веке, в отличие от ислама, предписывало моногамию. Нужно сказать, что древний языческий обычай был довольно живучим. Церкви пришлось долго бороться против него, и победить удалось далеко не сразу. Например, князь Владимир I Святославич имел, согласно летописному свидетельству, 12 жен и 800 наложниц.

— Думается, что 800 наложниц — это все-таки преувеличение. Такую нагрузку примитивная экономика того времени вряд ли бы перенесла. У князя, наверное, и дружинников-то столько не было. И потом, это князь, представитель элиты, а простой крестьянин мог ли содержать несколько жен? В летописях об этом ничего не говорится.

— Свободный крестьянин-общинник в начальный период русской истории вел жизнь достаточно обеспеченную. А эксплуатация до складывания феодализма была слабой. В летописях, конечно, нет сведений о жизни простых людей, зато нам помогают светские и церковные законодательные акты. В них часты упоминания о многоженстве и среди рядовых жителей. Кроме того, отмечу, что не считались запретными и добрачные связи.

— Можно ли сказать, что в Древней Руси имела место сексуальная свобода?

— Нет. Регламентация существовала, только правила были иные, чем сейчас. Древнеславянская культура относилась скорее к типу просексуальных, т.е. положительно относящихся к сексу. И только много позже, благодаря влиянию христианства, утвердилось представление, что чувственная любовь — это ‘злой грех’.

— Вы пишете в книге, что сексуальная жизнь древнего славянина была пронизана символическим содержанием…

— Это ярко видно, например, в известном эпизоде с изнасилованием полоцкой княжны Рогнеды, который содержится в летописном рассказе о ‘приключениях’ Владимира I. Начиная в 980 году свой поход на Киев, он, прежде всего, сватается к полоцкой княжне Рогнеде, уже сосватанной за старшего брата Ярополка, против которого и боролся Владимир. Княжна высокомерно отказывает ему. Тогда Владимир пришел с военной силой, убил родителей невесты, двух братьев, а саму Рогнеду изнасиловал и взял в жены…

— Но, может, это просто бесчинство опьяненного кровью завоевателя в покоренном городе?

— Нет, жестокая расправа с непокорной княжной в изображении летописи выглядит не просто как изнасилование, а как определенный символический акт, призванный утвердить Владимира в статусе победителя. Владимир не только ‘был с ней’ перед лицом ее отца и матери, которые потом были убиты, но и нарек Рогнеде новое, ‘низкое’ имя — Горислава.

— В Древней Руси существовали специальные ‘княжеские’ имена и имена ‘для простых’?

— Имя для князя выбиралось по преимуществу из тех, что уже использовались в роду Рюриковичей — Владимир, Ярослав, Изяслав, Всеволод, Святослав, Мстислав. Среди бояр и простых общинников эти имена тоже встречаются, хотя часто они имеют уменьшительную или просторечную форму. Летопись сохранила много весьма колоритных имен бояр, тысяцких и посадников: Воибор Негочевич, Жирослав Нажирович, Рагуил Добрынич, Мирошка Несдинич и пр. Бояре и князья именовались с отчествами — в этом был знак их высокого достоинства.

Традиция величания по отчеству, с окончанием на ‘-вич’ сохранялась как привилегия высших социальных групп на Руси в течение нескольких столетий. Фамилий тогда не существовало. Люди попроще часто всю жизнь назывались тем именем-прозвищем, которое было усвоено ими, вероятно, еще в детстве. Они в меньшей степени нашли отражение на страницах летописей, но зато их много в берестяных грамотах — Жировит, Стоян, Жизномир, Микула, Нежка, Нежебуд, Завид, Братята, Братонежко, Нажир, Доброшка, Гостята и пр. Встречаются среди имен и такие, которые звучат довольно странно для уха современного человека: Упырь Лихой — новгородский писец, оставивший пометки на полях переписанной им для князя Владимира Ярославича книги; Душило или Душилец. Это последнее имя происходит, надо полагать, не от глагола ‘душить’, а от слова ‘душа’.

Если имена князей обычно имеют в своем составе части ‘влад/волод’, ‘слав’, ‘свят’, несущие значения, связанные с военно-дружинными, властными и жреческими общественными функциями, то в именах простых людей наиболее распространены ‘жир’, ‘неже’, ‘добро’. Давая такие имена, родители хотели привлечь к своему чаду желанную судьбу: маленькому князю — славу и власть над миром, маленькому земледельцу — изобилие, сытость и благополучие.

— Вы упомянули о роде Рюриковичей. Как так получилось, что на Руси власть оказалась полностью сконцентрирована в руках одного княжеского рода — даже в условиях междоусобиц? Ведь в Европе в эпоху феодальной раздробленности наряду с королевскими родами, как правило, существовали семейные династии герцогов, графов, а, например, в арабо-мусульманских странах новые династии — эмиров, султанов бросали вызов власти халифского рода?

— Действительно, это уникальная ситуация. Даже не знаю, чем это можно объяснить. Вопрос нуждается в дополнительном изучении. Возможно, все дело в исключительной плодовитости Рюриковичей — представителей этого рода было так много, что для других родов в Русской земле просто не осталось места.

— Правители мусульманского Востока с их гаремами были в смысле плодовитости не менее эффективны, так что причина тут, конечно, не в этом…

— Возможно, все дело в том сакральном статусе, которым обладали Рюриковичи в глазах населения Русской земли.

— А что вообще кроется за словами ‘Русская земля’ в XI-XIII вв.? Можно ли сказать, что это группа государств (княжеств), населенных русским народом?

 — Это очень сложный вопрос. Если сказать вкратце, то ‘народ’ — это понятие, свойственное только современному языку и мышлению. Древняя Русь осознавалась современниками не просто как народ или государство, а как ‘земля’ или ‘страна’. Именно в рамках этого понятия осмысляются этнические и политические процессы в нашей древнейшей летописи — ‘Повести временных лет’. Причем границы понимания этого слова существенно отличаются от современного значения слова ‘страна’. ‘Земля/страна’ — это и территория (границы которой определяются достаточно приблизительно — как перечень географических ориентиров мест расселения ее обитателей, прежде всего бассейнов рек, а кроме того, лесов, озер, гор, торговых путей), и этническая общность, культурное и политическое пространство, взятые в неразделимом единстве. Считалось, что население Руси происходит от сына библейского Ноя — Иафета, что с другими славянскими народами русских роднит язык и грамота, название и княжеская династия были получены от пришлых варягов-руси. Также важной координатой для осмысления своей идентичности была включенность в христианский мир. Объем понятия ‘русский’ в Древней Руси напоминал современное слово ‘россиянин’.

— Получается, что уровень нашего сегодняшнего становления как нации — примерно тот же, что и в эпоху Древней Руси?

— В некотором роде, да.

Автор: Беседовал Андрей КОНОВАЛ, 2005 год.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Было ли на Руси многоженство — Экстремально

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян…

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Сколько жен имели славяне на Руси?

Султанские гаремы, наверно, самый распространенный пример, когда речь заходит о многоженстве. Таинственную восточную культуру, столь отличающаяся от славянских реалий, тяжело представить в современном славянском обществе. В языческие времена, а также по крещению Руси, многоженство было вполне обычным явлением.

Многоженство в языческие времена

Славянка

Упоминания о многоженстве встречаются в летописях Нестора. Он указывает, что языческие племена кочевников, а также Вятичи, имели по две или три жены. Институт брака как таковой отсутствовал, что придавало любовным связям свободный характер. Отношение к женам в те времена было достаточно пренебрежительным, доходило до того, что после смерти мужа жены считались наследством, которое можно было передать или рассчитаться за долги.

Князья и богатые приближенные к ним содержали наложниц. Такая участь была нередкой для пленных иностранных девушек. Сохранились записи, что в “гаремы” некоторых князей входили до 30 девушек. Большое количество рабынь повышало статус мужчины, свидетельствовало о его военных успехах и богатстве.

В племенах Полян, что позже стали основой древнерусского общества, таких отношений не было, а многоженство не приветствовали. 

Сколько жен имели на христианской Руси

Крещение на Руси

Крещение Руси в корне изменило множество языческих традиций, в том числе и полигамию. Обращение славян в православную веру заняло не одно десятилетия. Народ и ходил в православную церковь, но за ее пределами придерживался традиций старой веры. Одним из первых от многоженства отрекся князь Ярополк. Став христианином, он заявил, что является мужем только своей законной супруге — греческой монахине Ирине. Дочь князя полоцкого Рогнеда была вынуждена оставить Ярополка и покинуть Киевское княжество. Впрочем, брат Ярополка Владимир Красно Солнышко не спешил отказываться ни от одной из пяти жен.

Мнение эксперта

Эксперт Даниил Родионов

историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук

В 11 веке позиции христианства на Руси окрепли достаточно для того, что проповедовать нормы морали обществу. Двоеженство воспринималось церковью как грех и было под запретом. Почитался только законный союз между мужем и женой, скрепленный таинством венчания. Любовные связи иного характера церковь приравнивала к блуду.

Несмотря на церковные законы, состоятельные представители мужского пола не отказывали себе в удовольствии содержать наложниц. Такой компанией не пренебрегали цари, императоры, бояре. Общество христианских славян было достаточно консервативным в плане брачных связей, это традиция сохранилась до 20 века. Современное общество, как известно, более лояльно в вопросах создания семьи и церковного скрепления брака.

Каким было многоженство на Руси

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.

Читайте также:

Когда на Руси было многоженство?

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян…

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.

Читайте также:

Было ли на Руси многоженство?

«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал В. В. Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.

Если б я был славян…

Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.

Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.

После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».

Церковная осторожность

Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании». Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.

В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.

Древнерусские Дон Жуаны

Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя. Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».

Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.

Читайте также:

россиян побеждают демографию с помощью полигамии — RT World News

26 июля, 2011 04:35

Следите за RT на RT

Когда дело касается свиданий в России, это действительно мужской мир. Женщин в стране на 10 миллионов больше, чем мужчин, что вынуждает некоторых прибегать к нетрадиционным методам поиска любви. Даже если это означает обмен и компромисс.

Андрей — отец троих детей. И муж троих детей. Одиннадцать лет назад Андрей женился. Через два года он снова сделал предложение.И опять же. Его рассуждения просты: «Почему я должен отказывать кому-либо из них, если я люблю их всех?» С юридической точки зрения они не могут быть семьей из четырех человек, поскольку в законе нет места для полигамных браков, но во всем остальном они живут как единое целое. Демография страны на стороне Андрея. Нехватка самцов приводит к необходимости делиться — концепции, с которой, по словам жен Андрея, помирились. «Я думала, он шутит. Но потом я понял, что это не так. Я никогда не ожидал, что что-то подобное случится со мной, но мы все к этому привыкли.Если любишь — поймешь. Мы никогда не ругаемся за Андрея, никогда не ссоримся; Никакой конкуренции тоже нет », — говорит Олеся, первая жена Андрея. Андрей считает себя ярым христианином, но две его жены были воспитаны мусульманками. Распределение обязанностей и супружеских удовольствий в семье также соответствует исламским традициям: «Я заставляю их всех чувствовать себя равными. Если кто-то захочет, чтобы я ей что-то купил, я это сделаю, но я куплю что-то по той же цене и для двух других. Я построил им три дома и купил три квартиры.Это честно, не правда ли? » Андрей: Каким бы экстраординарным это ни казалось, пример Андрея не так уж и редок в России. Многие мужчины состоят в отношениях с несколькими женщинами одновременно. Конечно, большинство держат свои внебрачные связи в секрете. «Это может показаться странным, я согласен, но мы считаем, что лучше быть второй или третьей женой, чем думать, что вы единственный, и сильно ошибаемся», — говорит Елена, Вторая жена. Нехватка мужчин также объясняется их склонностью к так называемому нездоровому поведению.Алкоголизм и безрассудное вождение подрывают генофонд страны. С возрастом давление, требующееся попытаться связать себя узами брака, усиливается. Согласно недавнему опросу, в России на каждого мужчину старше 30 лет приходятся десятки одиноких женщин, которые все еще ищут своего принца. Поскольку поиски настоящей любви женщинами становятся еще более сложными со статистической точки зрения, неудивительно, что глаза блуждают за границу, и Мантра Россия с любовью по-прежнему сильна.

Следуйте за RT по телефону RT RT.

Приложение «Полигамия»? В России запущен сервис знакомств «Халяль» — RT World News

В России запущен мобильный сервис знакомств по национальному и религиозному признаку. Его описывают как свидание «в восточных традициях», и, по словам разработчиков, он может помочь вам найти вторую жену в несколько кликов.

Стать участником в Mydiaspora.mobi нужно пройти серьезное испытание, ответив на ряд вопросов, многие касаются религиозной тематики, Известия Об этом сообщает газета в понедельник.Сервис был разработан как альтернатива большому количеству существующих знакомств приложения, большинство из которых противоречат мусульманским традициям, его основатель Об этом газете сообщил Арсен Казибеков.

«У каждого человека должна быть семья. В каждой семье свой Родина », — говорится на странице Моя диаспора. После регистрации количество функций становится доступным для оценки, включая региональные новости, рецепты национальной кухни и фотографии уроженца » земля.»

Говоря, что новая служба знакомств приложения была разработана для различные диаспоры, проживающие в России, поиск второй вариант жены был добавлен по многочисленным просьбам респондентов который тестировал сервис перед официальным запуском, Казибеков сказал.

«Некоторые христианки написали, что они одиноки, имеют несколько детей, небольшой доход и готовы взять на себя роль второй жены », — сообщил он« Известиям ».

Для регистрации необходимо заполнить подробную анкету, предоставление информации о финансовом состоянии, а также обычные привычки пить и курить. Женщина также должна ее зарегистрировать открытость к возможной смене религии, а также информировать приложение о том, сколько у нее братьев и сестер мужского пола.

Фото любимого кандидата можно будет увидеть только позже этапы онлайн-общения. Старший брат или отец могут быть добавленным в чат между женщиной и ее потенциальным будущим партнером как виртуальный сопровождающий.

ПОДРОБНЕЕ: чеченский лидер упрекает WhatsApp сплетники высмеивают брак невесты-подростка

Простая версия приложения для знакомств «халяль» , которое поддерживает iOS и Android, бесплатно, Известия сообщил. Полная версия, которая включает дополнительные функции и более подробная анкета, скоро будет выпущена с ежемесячным абонентская плата 10 долларов.Их уже около 10 000 зарегистрированных пользователей, сказал Казибеков, добавив, что количество мужчин и женщин, использующих приложение, примерно одинаково. Большинство ищущих для новой супруги — дагестанцы, армяне, чеченцы и татары, он сказал.

Полигамия незаконна в России согласно Федеральному закону, хотя были предприняты попытки узаконить его локально в некоторых частях страны с мусульманским большинством. Последний выпуск возродить общественные дебаты по поводу скандала о свадьбе 17-летняя Хеда (Луиза) Гойлабиева и 46-летний полицейский командующий Нажуд Гучигов в Чеченской Республике.Гучигов был Считается, что был женат и имел детей на момент свадьбы. Чеченский лидер Рамзан Кадыров не приветствовал обсуждение свадьба, звонок «сплетников» , чтобы остановить «клевещут» и даже воздерживаются от использования WhatsApp.

.

определение многоженства в россии и синонимы многоженства в россии (английский)

Из Википедии, бесплатная энциклопедия

Эта статья требует дополнительных ссылок для проверки.
Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив достоверные ссылки. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. (апрель 2009 г.)
Правовой статус полигамии
Признано в соответствии с гражданским правом
Признано в некоторых регионах
9000ritrea 2
Нигерия (BA, BO, GO, JI, KD, KA, KT, KE, NI, SO, YO, ZA)

Признание браков за рубежом
Признано в соответствии с обычным правом
Статус в других юрисдикциях
Нигерия (IM, KW, LA, NA, OY, PL)
См. Также
Примечания

1 Незаконно во всех формах; Мусульмане освобождаются от уплаты налога
2 Регионы, регулируемые шариатом

* В некоторых странах и регионах только мусульмане могут законно заключать полигамный брак

Это поле: просмотреть • поговорить • редактировать

Полигамные браки в настоящее время не признаются в Российской Федерации , хотя дебаты о легализации таких союзов возникают в этой области с начала 1980-х годов.

7 апреля 2009 г. промосковский президент Чечни Рамзан Кадыров призвал мужчин брать нескольких жен, следуя исламским традициям и игнорируя действующие российские законы. Многоженство уже стало горячей темой в Кремле, и последние комментарии только усиливают огонь. Хотя внутри самого главного россиянина не было серьезных дебатов, многие предполагали, что правительство могло бы легализовать такие браки как способ уравновесить безразличие населения, сродни проблеме в Монголии. [1]

Источники

Полигамия в Европе
Суверенные государства

Албания · Андорра ·

009 Армения Азербайджан 2 · Беларусь · Бельгия · Босния и Герцеговина · Болгария · Хорватия · Кипр 1 · Чешская Республика · Дания · Финляндия · Франция · Грузия 2 · Германия · Греция · Венгрия · Исландия · Ирландия · Италия · Казахстан 3 9009 · Латвия · Лихтенштейн · Литва · Люксембург · Македония · Мальта · Молдова · Монако · Черногория · Нидерланды · Норвегия · Польша · Португалия · Румыния

58 3 · Сан-Марино · Сербия · Словакия · Словения · Испания · Швеция · Швейцария · Турция 3 · Украина 9000 Королевство (Англия • Северная Ирландия • Шотландия • Уэльс)

Государства с ограниченным признанием

Абхазия 2 · Косово · Нагорный Карабах 1 Северный Кипр 1 · Южная Осетия 2 · Приднестровье

Зависимости,
автономий,
других территорий

Аджария 1 · Адыгея · Акротири и Декелиа 0009 · 0009 Азорес Башкортостан · Чечня · Чувашия · Крым · Дагестан · Фарерские острова · Гагаузия · Гибралтар · Гернси 9000 Гернси 000 Гернси Джерси Кабардино-Балкария · Калмыкия · Карачаево-Черкесия · Республика Карелия · Республика Коми · Мадейра · Остров Мэн · Марий Эл · Мажор 1 · Северная Осетия-Алания · Сербская Республика ic · Шпицберген · Татарстан · Удмуртия · Воеводина

1 Географически полностью в Азии, но тем не менее часто считается европейской. 2 Частично или полностью в Азии, в зависимости от определения границ. 3 Трансконтинентальная страна.
.

Легализация полигамии в Чечне не обсуждается, говорит Кадыров — RT Россия и бывший Советский Союз

Чеченский лидер Рамзан Кадыров опроверг сообщения о том, что в регионе может скоро легализовать многоженство, но добавил, что ислам уже разрешил мусульманским мужчинам иметь четырех жен.

В интервью телеканалу «Россия 24» Кадыров отрицал, что когда-либо говорил о том, что законодатели в Чеченской республике готовили законопроекты, которые вводят многоженство в регионе.

Подробнее

Russia’s Kadyrov Foundation provides aid to Rohingya refugees in Bangladesh Russia’s Kadyrov Foundation provides aid to Rohingya refugees in Bangladesh

« Нет, я никогда этого не говорил. Но не я должен давать такое разрешение мусульманину. Всевышний уже дал разрешение [мужчинам] иметь четырех жен », — сказал он.

« Это не обсуждается на законодательном уровне, но когда мужчина любит женщину, он должен жениться на ней и поддерживать ее. Мы не предлагаем, чтобы он отвез ее в загс и зарегистрировал брак. Он может называть ее как хочет, но по нашей религии она будет его законной женой », — сказал Кадыров.

« Однако загс — это первый шаг, сделанный в рамках закона, чтобы уничтожить семью », — сказал Кадыров, объяснив, что необходимость иметь документ, подтверждающий брачный союз, была первым признаком отсутствия доверия между мужчина и женщина.

Это был не первый раз, когда Кадыров публично защищал фактическое многоженство и критиковал институт гражданского брака. В интервью RT в 2010 году он сказал, что мусульманская традиция полигамии снижает сексуальную распущенность и проституцию. В 2017 году он снова заявил RT, что лично видел ситуацию, когда у женатого мужчины любовница намного хуже, чем многоженство. « Это нормально для семьянина? Изменять жене, семье, обеспечивать любимого отдельно и изменять всем? И в случае, если он решит узаконить отношения и сделает своего любовника своей второй женой по исламским законам, это будет нарушением светских законов », — сказал он.

Сам Кадыров женился в 1996 году. Он и его жена остаются вместе и имеют 12 детей, двое из которых были усыновлены в 2007 году.

.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *