Невербальные знаки общения: Изучаем невербальную коммуникацию: знаки

13.3. Невербальные знаки общения. Культурология: Учебник для вузов

13.3. Невербальные знаки общения

Нередко приходится быть свидетелем или непосредственным участником ситуации общения, когда в ответ на негативную реакцию партнера инициатор общения удивленно говорит: «Что я особенного сказал?» и слышит: «Да, но как ты это сказал!» Напрашивается вывод: для соблюдения культуры общения важно не только то, что мы говорим, но и как передаем словесную (вербальную) информацию. А это зависит от использования нами еще одного языка человеческого общения – невербальных знаков.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств общения, и только 20–40 % информации передается с помощью слов. Такое соотношение может удивить. Но все станет понятным, если вспомнить, что невербальные знаки бывают двух видов. Одни непременно сопровождают нашу речь. Это интонация, логические ударения, ритм, громкость и тембр речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, нередко зависит восприятие смысла высказывания. Ведь даже короткое «Да» можно произнести, в зависимости от интонации, как утверждение, сомнение или отрицание. Неслучайно в театральных училищах, драматических студиях, при подготовке дикторов, обучении ораторскому искусству специально тренируют способность использовать интонационное богатство речи. Логические ударения, паузы тоже несут смысловую нагрузку: помогают акцентировать внимание на отдельных элементах информации, вызвать определенное отношение к высказыванию.

Другие невербальные знаки дополняют речь: мимика, жесты, взгляды, телодвижения. По ним почти безошибочно можно распознать и оценить эмоциональное состояние человека, его отношение к полученной от вас информации или к значимости собственного высказывания. Восприятие эмоционального состояния человека по выражению лица происходит настолько тонко и быстро, что японские психологи предложили использовать схематические изображения лица человека, переживающего определенные эмоции (страха, гнева, удовольствия и т. п.) для скорейшей передачи информации оператору о состоянии управляемой им автоматизированной системы. Оказалось, что этот способ информирования операторов – самый оперативный и надежный, намного опережающий восприятие цифровой или графической информации.

Именно через описание мимики Н.В. Гоголь передает реакцию Манилова на слова Чичикова: «Здесь Манилов, сделавший некоторое движение головою, посмотрел очень значительно… показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видно было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра…» Конечно, описание саркастично, мы хорошо знаем Манилова, но знаменательна выразительность мимики.

Общеизвестно, как движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Есть невербальные знаки, связанные с положением головы, которые полезно учитывать во время общения с аудиторией. Человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклонена в сторону, это свидетельство того, что у слушателя пробудился интерес к тому, что он в данный момент слушает или наблюдает. Опущенная голова – показатель усталости, снижения внимания слушателей.

Выразительны жесты рук. Руки приветливо разведены в стороны, как бы приглашают к себе. Это жест открытости, радушия. Но в сочетании с удивленно раскрытыми глазами этот жест рук может означать недоумение, разочарование. Руки, скрещенные на груди, – жест закрытости. Один из наименее заметных и в то же время наиболее выразительных невербальных сигналов – знак, передаваемый положением ладони: ладонью вверх, ладонью вниз, ладонь с жестом указующего перста. В первом случае жест выражает доверие, просьбу; во втором – оттенок требовательности; в третьем – раздражение, непререкаемое указание.

Дополнительную информацию дает и направление взгляда. Когда человек обдумывает мысль, он обычно смотрит в сторону. Когда ответ готов, взгляд устремлен на собеседника. Заметьте, что в процессе общения нам легче поддерживать визуальный контакт, когда обсуждается приятная дня нас тема, но мы, как правило, избегаем его, отводим глаза в сторону, если тема разговора нам неприятна. Отводим глаза и в другом случае: если со стороны партнера ощущаем негативную эмоциональную реакцию. В этом случае воздержание от прямого визуального контакта – выражение вежливости и понимания эмоционального состояния партнера.

Поскольку мимика и жесты связаны с правым полушарием мозга, они могут совпадать и не совпадать со словесной информацией, источником которой является левое полушарие. Если они совпадают, говорят, что невербальные знаки конгруэнтны (конгруэнтность – совпадение). Если не совпадают, их называют неконгруэнтными. В этом случае невербальные знаки служат своеобразным «детектором лжи», свидетельствуют о неискренности говорящего.

Представьте себе кандидата в депутаты на встрече с избирателями. Он стоит на кафедре, скрестив руки на груди (поза закрытости), с опущенным вниз подбородком (поза критичности, несогласия) и говорит о том, как тепло относится к идеям, наказам молодежи. Он неискренен, кривит душой, стремясь завоевать признание тех, к мыслям которых относится скептически или совсем негативно.

Когда маленький ребенок говорит неправду, он обычно закрывает рот руками. Когда подросток говорит неправду, подсознание, так же как и у маленького ребенка, «посылает» руку, как бы предотвращая ложное высказывание, но пальцы не закрывают рот, а лишь слегка обводят линию губ. У взрослого подобный неконгруэнтный жест сохраняется, но становится более утонченным, менее заметным. Если человек неискренен, интуитивно рука тоже тянется к лицу, но в последний момент уклоняется ото рта к кончику носа или к щеке. Невольно в связи с неконгруэнтностью невербалики вспоминаются слова

Талейрана: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

Язык невербальных знаков стал специально изучать в середине прошлого века американский ученый Алан Пиз. Его книга «Язык телодвижений» – своеобразная энциклопедия невербалики. Для успеха общения он предлагает учитывать так называемое «зональное пространство». Он выделяет четыре зоны защиты человеком своего личного пространства. Интимная зона – от 15 до 45 см. Именно эту зону человек защищает как свою собственность, допуская в нее только близких людей: детей, родителей, супругов, друзей.

Личная зона – от 45 см до 1,2 м. Это примерно ширина стандартного стола, по разные стороны которого сидят на официальных приемах, деловых совещаниях. Но заметьте: если, беседуя с подчиненным, руководитель встает из-за своего стола и садится рядом, обстановка беседы станет более доверительной, собеседники стали ближе к интимной зоне [16].

Представление о зональном пространстве позволяет понять некоторые психологические состояния отдельного человека или какого-либо социального сообщества. Почему мы стесненно чувствуем себя в переполненном транспорте? Нарушается наше личное пространство. Чем объяснить эффект «заражения» в толпе, когда во время митинга, демонстрации, выступления популярной рок-группы людьми овладевают быстро распространяющийся экстаз, экспрессия, а в иных случаях гнев и агрессия? Причина та же – нарушение зоны личного пространства. В деловом этикете явление влияния зонального пространства учитывают при выборе помещения и оборудования для предстоящих переговоров, презентации, дискуссии, конференции.

Невербальные знаки дают возможность «проникнуть» в сознание и подсознание человека, проследить за ходом мыслительных процессов, чтобы учитывать логику размышлений. Для этого необходимо получить представление о ведущей модальности человека и методе эффективных коммуникаций, который называется нейролингвистическим программированием.

Чтобы понять суть метода воздействия на психическое состояние человека, обратимся к истории разработки нового направления в психологии. В начале 70-х годов прошлого столетия два американских исследователя лингвист Джон Гриндер и программист Ричард Блендер решили проанализировать, как ведут процесс общения наиболее известные коммуникаторы того времени. Среди «сверхкоммуникаторов», к которым обратились исследователи с просьбой разрешить наблюдение за тем, как они строят процесс общения, были известный философ

Грегори Бейтсон, отличавшийся удивительной способностью влияния на аудиторию, специалист в области семейной психологии Вирджиния Сойтер, психотерапевт Милтон Эриксон и другие их современники, известные способностью убеждать, склонять к своему мнению, воздействовать на сознание людей.

Выявленные закономерности ученые объединили в особое направление науки, получившее название нейролингвистическое программирование (НЛП). Столь сложное название понадобилось, чтобы отразить суть метода. НЛП опирается на исследование мыслительных процессов. Отсюда – «нейро». При этом источником понимания хода мыслительных процессов служит словесная информация. Поэтому – «лингвистическое». Суть метода – в прогнозировании, своего рода программировании психических реакций и поведения человека через управление ходом его мыслей и эмоциональных реакций на происходящее. Поэтому – «программирование».

Авторы метода выдвинули идею, что в процессе мышления мы можем находиться в одной из трех модальностей: визуальной (или зрительной), аудиальной (слуховой), кинестетической (объединяющей чувственное восприятие тремя органами чувств: обонянием, осязанием, вкусом). Если, слушая собеседника или передавая информацию, мы представляем себе зрительные образы, мы – в визуальной модальности; если представляем звуки, слова, мы – в аудиальной модальности; если передаем или воспринимаем переживания, мы – в кинестетической модальности. Наблюдая за собеседником и внимательно слушая, можно вникнуть в логику построения его мысли и, используя ту же логику, воздействовать на его психологическое состояние и восприятие ситуации.

Область применения НЛП широка. Это психотерапия, политика, деятельность проповедников. Методами НЛП, безусловно, пользуются религиозные фанатики, сектанты, иначе чем можно объяснить случаи коллективного суицида, фанатизм шахидов?!

Сложился и позитивный опыт использования метода воздействия на сознание и мировосприятие людей. Первый опыт был связан с последствиями железнодорожной катастрофы под Уфой. Психологи использовали возможности НЛП, чтобы вывести пострадавших и родственников погибших из стрессового состояния, состояния психологического шока. Теперь этот метод используют в работе с людьми, попавшими в экстремальные ситуации в результате землетрясений, катастроф, террористических актов, которые обрушились на человечество на пороге третьего тысячелетия.

Психологи, психотерапевты, экстрасенсы, юристы, следователи, область деятельности которых предполагает проникновение во внутренний мир человека, специально овладевают приемами анализа состояния и мышления собеседника по показателям модальности. Овладеть методами НЛП непросто. Это требует особых способностей и длительной тренировки. Но в известной мере представление о ведущей модальности человека может оказаться полезным руководителю, педагогу, чтобы избежать некоторых ошибок, неудач в коммуникативной деятельности.

Приведем пример. Лабораторная работа, как правило, начинается с инструкции преподавателя. Инструктаж дан. Одни приступают к работе, другие задают бесконечные вопросы. Преподаватель раздражен, воспринимая эти вопросы как результат невнимательности студентов. Но причина не в нарушении дисциплины, а в ведущей модальности. Одним достаточно услышать инструктаж, потому что у них ведущая модальность (т. е. преобладающий вид памяти) аудиальная. Другие, у которых преобладает визуальная модальность, на слух воспринимают плохо. Им нужна инструкционная карта или план выполнения лабораторной работы. Есть и такая группа студентов, учащихся, которым мало устного и письменного инструктажа. Им нужен показ, образец, эталон, потому что при ведущей кинестетической модальности продуктивнее воспринимается то, что связано с ощущениями, образным восприятием.

Как определить ведущую модальность? Особое место среди показателей модальности занимают глазные сигналы, т. е. направление взгляда. Взгляд прямо перед собой или несколько вверх свидетельствует о визуальной модальности. Когда известные модельеры дают интервью по телевидению, о чем бы они ни говорили, взгляд их обычно направлен вверх – влево. Это направление взгляда свидетельствует о том, что зрительные образы не просто вспоминаются, а конструируются, т. е. создаются в воображении человека заново. Для модельеров зрительное представление будущих образов – это их постоянное конструирование, отсюда и привычное направление взгляда.

Если попробовать представить себе шум морского прибоя, взгляд будет направлен влево, вправо или несколько вниз – вправо. Это показатель аудиальной модальности. Когда по телевидению шла программа «Угадай мелодию», можно было наблюдать именно такое направление взгляда участников игры, воспринимающих мелодию песни. Если предложить кому-нибудь представить, как трудно идти, если жмет обувь, его взгляд будет направлен вниз – влево. Это показатель того, что в данный момент человек находится в кинестетической модальности, поскольку воспроизводит в воображении определенное эмоциональной состояние, ощущение неудобства, дискомфорта.

Приведенные примеры могут вызвать недоумение: ведущая модальность – это постоянная личностная характеристика или ситуативная? С одной стороны, ведущая модальность характеризует преобладающий вид памяти, с другой – является показателем того, что в зависимости от воспроизводимых образов в каждый момент общения человек находится в одной из трех модальностей.

Помимо глазных сигналов есть еще ряд невербальных знаков, характеризующих модальность. Для визуальной модальности характерны высокий темп речи, повышение интонации к концу предложения, жестикуляция на уровне лица. Для аудиальной – размеренный темп речи, ровная интонация, жесты на уровне груди, пояса. Для кинестетической – замедленный темп речи, понижение интонации к концу предложения, жестикуляция ниже пояса.

Проявление этих показателей можно наблюдать, когда кто-нибудь произносит поэтические строки. Произнесите, например: «Мороз и солнце! День чудесный!» Темп речи ускоренный, голос повышается к концу предложения; если при этом вы жестикулируете, то жесты – на уровне лица. Воспроизводятся зрительные образы, мы в визуальной модальности.

А если мы произнесем: «Как хороши, как свежи были розы…» Неестественно будет, если, так же как в первом случае, повысить голос к концу предложения и жестикулировать на уровне лица. Передаются ощущения, мы в кинестетической модальности, и голос понижается к концу предложения, темп речи замедленный, жесты возможны только внизу.

Правильное использование выразительных средств невербальных знаков – один из показателей культуры речи. Для специалистов, чья компетентность связана с речевой деятельностью (педагогов, лекторов, актеров, адвокатов, дикторов радио и телевидения и др.), владение языком невербалики становится условием профессионального мастерства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Содержание

Невербальные знаки общения — Студопедия

Нередко приходится быть свидетелем или непосредственным участником ситуации общения, когда в ответ на негативную реакцию партнера инициатор общения удивленно говорит: «Что я особенного сказал?» и слышит: «Да, но какты это сказал!» Напрашивается вывод: для соблюдения культуры общения важно не только то, что мы говорим, но и как передаем словесную (вербальную) информацию. А это зависит от использования нами еще одного языка человеческого общения – невербальных знаков.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств общения, и только 20–40 % информации передается с помощью слов. Такое соотношение может удивить. Но все станет понятным, если вспомнить, что невербальные знаки бывают двух видов. Одни непременно сопровождаютнашу речь. Это интонация, логические ударения, ритм, громкость и тембр речи. От того, с какой интонацией произнесено слово, нередко зависит восприятие смысла высказывания. Ведь даже короткое «Да» можно произнести, в зависимости от интонации, как утверждение, сомнение или отрицание. Неслучайно в театральных училищах, драматических студиях, при подготовке дикторов, обучении ораторскому искусству специально тренируют способность использовать интонационное богатство речи. Логические ударения, паузы тоже несут смысловую нагрузку: помогают акцентировать внимание на отдельных элементах информации, вызвать определенное отношение к высказыванию.


Другие невербальные знаки дополняют речь: мимика, жесты, взгляды, телодвижения. По ним почти безошибочно можно распознать и оценить эмоциональное состояние человека, его отношение к полученной от вас информации или к значимости собственного высказывания. Восприятие эмоционального состояния человека по выражению лица происходит настолько тонко и быстро, что японские психологи предложили использовать схематические изображения лица человека, переживающего определенные эмоции (страха, гнева, удовольствия и т. п.) для скорейшей передачи информации оператору о состоянии управляемой им автоматизированной системы. Оказалось, что этот способ информирования операторов – самый оперативный и надежный, намного опережающий восприятие цифровой или графической информации.

Именно через описание мимики Н.В. Гоголь передает реакцию Манилова на слова Чичикова: «Здесь Манилов, сделавший некоторое движение головою, посмотрел очень значительно… показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видно было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра…» Конечно, описание саркастично, мы хорошо знаем Манилова, но знаменательна выразительность мимики.


Общеизвестно, как движением головы мы выражаем утверждение или отрицание. Есть невербальные знаки, связанные с положением головы, которые полезно учитывать во время общения с аудиторией. Человек держит голову прямо – он нейтрально относится к тому, что слышит. Если голова наклонена в сторону, это свидетельство того, что у слушателя пробудился интерес к тому, что он в данный момент слушает или наблюдает. Опущенная голова – показатель усталости, снижения внимания слушателей.

Выразительны жесты рук. Руки приветливо разведены в стороны, как бы приглашают к себе. Это жест открытости, радушия. Но в сочетании с удивленно раскрытыми глазами этот жест рук может означать недоумение, разочарование. Руки, скрещенные на груди, – жест закрытости. Один из наименее заметных и в то же время наиболее выразительных невербальных сигналов – знак, передаваемый положением ладони: ладонью вверх, ладонью вниз, ладонь с жестом указующего перста. В первом случае жест выражает доверие, просьбу; во втором – оттенок требовательности; в третьем – раздражение, непререкаемое указание.

Дополнительную информацию дает и направление взгляда. Когда человек обдумывает мысль, он обычно смотрит в сторону. Когда ответ готов, взгляд устремлен на собеседника. Заметьте, что в процессе общения нам легче поддерживать визуальный контакт, когда обсуждается приятная дня нас тема, но мы, как правило, избегаем его, отводим глаза в сторону, если тема разговора нам неприятна. Отводим глаза и в другом случае: если со стороны партнера ощущаем негативную эмоциональную реакцию. В этом случае воздержание от прямого визуального контакта – выражение вежливости и понимания эмоционального состояния партнера.

Поскольку мимика и жесты связаны с правым полушарием мозга, они могут совпадать и не совпадать со словесной информацией, источником которой является левое полушарие. Если они совпадают, говорят, что невербальные знаки конгруэнтны (конгруэнтность – совпадение). Если не совпадают, их называют неконгруэнтными. В этом случае невербальные знаки служат своеобразным «детектором лжи», свидетельствуют о неискренности говорящего.

Представьте себе кандидата в депутаты на встрече с избирателями. Он стоит на кафедре, скрестив руки на груди (поза закрытости), с опущенным вниз подбородком (поза критичности, несогласия) и говорит о том, как тепло относится к идеям, наказам молодежи. Он неискренен, кривит душой, стремясь завоевать признание тех, к мыслям которых относится скептически или совсем негативно.

Когда маленький ребенок говорит неправду, он обычно закрывает рот руками. Когда подросток говорит неправду, подсознание, так же как и у маленького ребенка, «посылает» руку, как бы предотвращая ложное высказывание, но пальцы не закрывают рот, а лишь слегка обводят линию губ. У взрослого подобный неконгруэнтный жест сохраняется, но становится более утонченным, менее заметным. Если человек неискренен, интуитивно рука тоже тянется к лицу, но в последний момент уклоняется ото рта к кончику носа или к щеке. Невольно в связи с неконгруэнтностью невербалики вспоминаются слова Талейрана:«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

Язык невербальных знаков стал специально изучать в середине прошлого века американский ученый Алан Пиз.Его книга «Язык телодвижений» – своеобразная энциклопедия невербалики. Для успеха общения он предлагает учитывать так называемое «зональное пространство». Он выделяет четыре зоны защиты человеком своего личного пространства. Интимная зона – от 15 до 45 см. Именно эту зону человек защищает как свою собственность, допуская в нее только близких людей: детей, родителей, супругов, друзей.

Личная зона – от 45 см до 1,2 м. Это примерно ширина стандартного стола, по разные стороны которого сидят на официальных приемах, деловых совещаниях. Но заметьте: если, беседуя с подчиненным, руководитель встает из-за своего стола и садится рядом, обстановка беседы станет более доверительной, собеседники стали ближе к интимной зоне [16].

Представление о зональном пространстве позволяет понять некоторые психологические состояния отдельного человека или какого-либо социального сообщества. Почему мы стесненно чувствуем себя в переполненном транспорте? Нарушается наше личное пространство. Чем объяснить эффект «заражения» в толпе, когда во время митинга, демонстрации, выступления популярной рок-группы людьми овладевают быстро распространяющийся экстаз, экспрессия, а в иных случаях гнев и агрессия? Причина та же – нарушение зоны личного пространства. В деловом этикете явление влияния зонального пространства учитывают при выборе помещения и оборудования для предстоящих переговоров, презентации, дискуссии, конференции.

Невербальные знаки дают возможность «проникнуть» в сознание и подсознание человека, проследить за ходом мыслительных процессов, чтобы учитывать логику размышлений. Для этого необходимо получить представление о ведущей модальности человека и методе эффективных коммуникаций, который называется нейролингвистическим программированием.

Чтобы понять суть метода воздействия на психическое состояние человека, обратимся к истории разработки нового направления в психологии. В начале 70-х годов прошлого столетия два американских исследователя лингвист Джон Гриндери программист Ричард Блендеррешили проанализировать, как ведут процесс общения наиболее известные коммуникаторы того времени. Среди «сверхкоммуникаторов», к которым обратились исследователи с просьбой разрешить наблюдение за тем, как они строят процесс общения, были известный философ Грегори Бейтсон,отличавшийся удивительной способностью влияния на аудиторию, специалист в области семейной психологии Вирджиния Сойтер,психотерапевт Милтон Эриксони другие их современники, известные способностью убеждать, склонять к своему мнению, воздействовать на сознание людей.

Выявленные закономерности ученые объединили в особое направление науки, получившее название нейролингвистическое программирование (НЛП). Столь сложное название понадобилось, чтобы отразить суть метода. НЛП опирается на исследование мыслительных процессов. Отсюда – «нейро». При этом источником понимания хода мыслительных процессов служит словесная информация. Поэтому – «лингвистическое». Суть метода – в прогнозировании, своего рода программировании психических реакций и поведения человека через управление ходом его мыслей и эмоциональных реакций на происходящее. Поэтому – «программирование».

Авторы метода выдвинули идею, что в процессе мышления мы можем находиться в одной из трех модальностей: визуальной (или зрительной), аудиальной (слуховой), кинестетической (объединяющей чувственное восприятие тремя органами чувств: обонянием, осязанием, вкусом). Если, слушая собеседника или передавая информацию, мы представляем себе зрительные образы, мы – в визуальной модальности; если представляем звуки, слова, мы – в аудиальной модальности; если передаем или воспринимаем переживания, мы – в кинестетической модальности. Наблюдая за собеседником и внимательно слушая, можно вникнуть в логику построения его мысли и, используя ту же логику, воздействовать на его психологическое состояние и восприятие ситуации.

Область применения НЛП широка. Это психотерапия, политика, деятельность проповедников. Методами НЛП, безусловно, пользуются религиозные фанатики, сектанты, иначе чем можно объяснить случаи коллективного суицида, фанатизм шахидов?!

Сложился и позитивный опыт использования метода воздействия на сознание и мировосприятие людей. Первый опыт был связан с последствиями железнодорожной катастрофы под Уфой. Психологи использовали возможности НЛП, чтобы вывести пострадавших и родственников погибших из стрессового состояния, состояния психологического шока. Теперь этот метод используют в работе с людьми, попавшими в экстремальные ситуации в результате землетрясений, катастроф, террористических актов, которые обрушились на человечество на пороге третьего тысячелетия.

Психологи, психотерапевты, экстрасенсы, юристы, следователи, область деятельности которых предполагает проникновение во внутренний мир человека, специально овладевают приемами анализа состояния и мышления собеседника по показателям модальности. Овладеть методами НЛП непросто. Это требует особых способностей и длительной тренировки. Но в известной мере представление о ведущей модальности человека может оказаться полезным руководителю, педагогу, чтобы избежать некоторых ошибок, неудач в коммуникативной деятельности.

Приведем пример. Лабораторная работа, как правило, начинается с инструкции преподавателя. Инструктаж дан. Одни приступают к работе, другие задают бесконечные вопросы. Преподаватель раздражен, воспринимая эти вопросы как результат невнимательности студентов. Но причина не в нарушении дисциплины, а в ведущей модальности. Одним достаточно услышать инструктаж, потому что у них ведущая модальность (т. е. преобладающий вид памяти) аудиальная. Другие, у которых преобладает визуальная модальность, на слух воспринимают плохо. Им нужна инструкционная карта или план выполнения лабораторной работы. Есть и такая группа студентов, учащихся, которым мало устного и письменного инструктажа. Им нужен показ, образец, эталон, потому что при ведущей кинестетической модальности продуктивнее воспринимается то, что связано с ощущениями, образным восприятием.

Как определить ведущую модальность? Особое место среди показателей модальности занимают глазные сигналы, т. е. направление взгляда. Взгляд прямо перед собой или несколько вверх свидетельствует о визуальной модальности. Когда известные модельеры дают интервью по телевидению, о чем бы они ни говорили, взгляд их обычно направлен вверх – влево. Это направление взгляда свидетельствует о том, что зрительные образы не просто вспоминаются, а конструируются, т. е. создаются в воображении человека заново. Для модельеров зрительное представление будущих образов – это их постоянное конструирование, отсюда и привычное направление взгляда.

Если попробовать представить себе шум морского прибоя, взгляд будет направлен влево, вправо или несколько вниз – вправо. Это показатель аудиальной модальности. Когда по телевидению шла программа «Угадай мелодию», можно было наблюдать именно такое направление взгляда участников игры, воспринимающих мелодию песни. Если предложить кому-нибудь представить, как трудно идти, если жмет обувь, его взгляд будет направлен вниз – влево. Это показатель того, что в данный момент человек находится в кинестетической модальности, поскольку воспроизводит в воображении определенное эмоциональной состояние, ощущение неудобства, дискомфорта.

Приведенные примеры могут вызвать недоумение: ведущая модальность – это постоянная личностная характеристика или ситуативная? С одной стороны, ведущая модальность характеризует преобладающий вид памяти, с другой – является показателем того, что в зависимости от воспроизводимых образов в каждый момент общения человек находится в одной из трех модальностей.

Помимо глазных сигналов есть еще ряд невербальных знаков, характеризующих модальность. Для визуальной модальности характерны высокий темп речи, повышение интонации к концу предложения, жестикуляция на уровне лица. Для аудиальной – размеренный темп речи, ровная интонация, жесты на уровне груди, пояса. Для кинестетической – замедленный темп речи, понижение интонации к концу предложения, жестикуляция ниже пояса.

Проявление этих показателей можно наблюдать, когда кто-нибудь произносит поэтические строки. Произнесите, например: «Мороз и солнце! День чудесный!» Темп речи ускоренный, голос повышается к концу предложения; если при этом вы жестикулируете, то жесты – на уровне лица. Воспроизводятся зрительные образы, мы в визуальной модальности.

А если мы произнесем: «Как хороши, как свежи были розы…» Неестественно будет, если, так же как в первом случае, повысить голос к концу предложения и жестикулировать на уровне лица. Передаются ощущения, мы в кинестетической модальности, и голос понижается к концу предложения, темп речи замедленный, жесты возможны только внизу.

Правильное использование выразительных средств невербальных знаков – один из показателей культуры речи. Для специалистов, чья компетентность связана с речевой деятельностью (педагогов, лекторов, актеров, адвокатов, дикторов радио и телевидения и др.), владение языком невербалики становится условием профессионального мастерства.

Языки тела и жестов. Невербальное общение примеры.

Языки тела и жестов.

содержание статьи

Средства общения.

Вербальные средства общения.
Словесное общение называется вербальным. Разговорная речь, с помощью которой люди общаются друг с другом-вербальное средство общения. 3000 слов в час и около 32000 слов в сутки произносит человек.

К невербальным средствам общения относятся:
мимика, позы, жесты, движения.
Это своеобразный язык тела, посредством которого люди передают информацию в окружающий их мир(внешний). Данная информация передается подсознательно. Человек практически не контролирует данный процесс.
Умение считывать невербальную информацию(язык тела), в современных условиях, крайне необходимо. Языки тела и жестов необходимо знать, чтобы определить, когда Вам говорят неправду.

Психолог Альберт Мейерабиан(США) определил пути передачи информации от человека к человеку.

7% информации передается посредством голоса, взгляда, прикосновений.
38% посредством различных вибраций голосовых связок( модуляции),
55% посредством языка тела( невербальная информация).

 

Существует так называемое «золотое правило» в невербальном общении: никто не состоянии полностью управлять своими телодвижениями, даже когда он применяет их сознательно, с целью ввести собеседника в заблуждение.

.

Средством общения является и рукопожатие. Через рукопожатие мы передаем определенную информацию.

1. Рука ладонью вверх. Рукопожатие.

Языки тела и жестов. рукопожатие1

Желание доминировать. Ладонь, повернутая вверх, по отношению к ладони собеседника, выражает желание доминировать, и держать все под своим контролем.

2. Ладонью вниз. Рукопожатие.

языки тела и жестов. Рукопожатие2

Если у собеседника ладонь вниз, то он готов подчинится. Подсознательный сигнал, о том, что он готов признать Ваше превосходство.

3.Ладонь ребром вниз. Языки тела и жестов.

Языки тела и жестов. Рукопожатие3

Вертикальное положение, обозначает равенство партнеров.

4. Собеседник охватывает вашу руку двумя ладонями. «Перчатка».

Языки тела и жестов. Рукопожатие4

Обозначает, что ему можно доверять и что он хорошо относится к собеседнику.

5.Скрещенные пальцы рук.

Языки тела и жестов. Пальцы

Скрещенные пальцы могут быть следующих вариантах;

— на уровне лица,
— на столе.
— на коленях.
Собеседник разочарован Вами и отношение его негативное.

6. Держать руки за спиной.

Языки тела и жестов. Руки за спиной

Почему держат руки за спиной?
Если Ваш собеседник держит за спиной свою руку за предплечье — это означает, что он зол.
И чем выше захвачена рука, тем сильнее он недоволен( окружением, ситуацией).

7. Языки тела и жестов.  Закрывает рот кулаком или рукой.

Языки тела и жестов. закрывает рот.

Нежелание разговаривать на определенную тему.
Собеседник чувствует, что Вы говорите неправду. Сомневается в Вашей искренности.
Если говорит сам, то он говорит неправду.

8.Опускает или прикрывает веки.

Ваш собеседник при разговоре, прикрывает веки. Это попытка уйти от Вас. Убрать из поля зрения. Потому что он не желает общаться с Вами. Закрыл глаза и Вас здесь нет.
Если ваш собеседник в очках, то он, как правило, их снимет.

9. Языки тела и жестов. Покусывание ручки, карандаша или дужки очков.

 Карандаш.

Означает сильную озабоченность в т.ч. перед принятием важного решения.

10. Поглаживание подбородка.

Раздумывание перед принятием какого -либо решения.

11. Скрещенные руки.

 Руки на груди

Скрещенные руки-защита.
Нежелание говорить с собеседником.
Или нежелание слушать его. Отрицательный настрой.
Если при скрещенных руках кисти сжаты в кулак, то он очень агрессивен. А если обнимает (обхватывает свои плечи), то не исключается рукопашная схватка.

12. Поглаживание волос.

Желание понравиться собеседнику, обратить на себя внимание. Данный жест более подходит для женщин.

13. Наклоны вперед.

Наклоны туловища вперед. Обозначает заинтересованность в Вас, как собеседнике. Или темой, которую Вы излагаете.

14. Собеседник откидывается назад, на спинку стула.

Откинувшись назад.

Обозначает, что разговор ему уже неинтересен и пора его заканчивать или сменить тему.

15. Перекатывается с пятки на носок и обратно. Покачивание.

Обозначает, что он волнуется. Это характерно, как для взрослых, так для детей.,

16. Потирание ладоней.

Обозначает выгоду и удовольствие.

17.Мужчина поправляет галстук.

 Галстук.

В зависимости от ситуации;
1. Желание понравиться женщине.
2. Желает покинуть общество, в котором ему неуютно.

18.  Языки тела и жестов. Собирает пылинки, ворсинки на своей одежде, которых нет.

И при этом он смотрит в сторону или в пол.
Как правило, вслух свое мнение не высказывают. Молчаливое несогласие. Собеседник не согласен с тем, что Вы ему говорите.

19. Подпирает свой ладонью щеку.

Вашему собеседнику стало скучно. Необходимо закончить разговор или сменить тему.

20. Трогать кончик носа.

 Кончик носа.

Прикосновение к кончику носа, растирание его.
Или к ямочке ниже носа.
Данный жест говорит о неискренности собеседника. Что он Вас обманывает. Самый распространенный жест.

21. Языки тела и жестов. Жесты открытости.

Языки тела и жестов. Ладоньдон

— «ладони вверх», когда показывают руки ладонями вверх,
— во время разговора собеседник расстёгивает пиджак.

22. Отводит глаза в сторону.

Косвенный признак говорящий о том, что собеседник что-то утаивает(скрывает).

Языки тела и жестов, по которым можно определить, что вам собеседники говорят неправду;

 

-рукой закрывают рот,
— имитируют кашель,
— трогают и потирают кончик носа,
— улыбаются « криво»,
— не смотрят в глаза, отводят глаза в сторону,
— часто глотают слюну.

Знание невербальных сигналов( языки тела и жестов) позволит Вам выстраивать линию поведения и взаимоотношения с окружающими Вас людьми. Добиваться поставленных целей и при этом чувствовать себя комфортно.
Все это можно прочитать в книгах;
1. Алана Пиза.
2.Язык жестов. Гленн Вильсон и Крис Макклафлин.
3.Язык тела. Антон Штангль.
4.Как читать человека словно книгу. Джерард Ниренберг и Генри Калеро.
Книги для тех, кто желает научиться читать языки тела и жестов( мимику, жесты и позы).

Для тех, кто хочет узнать о своем собеседнике больше не спрашивая его.

И выстроить наиболее эффективную линию поведения с ним.

Что бы Вам было комфортно.

Мне нравитсяНе нравится
Невербальное общение: как научиться понимать собеседника без слов

Что думает мужчина во время первого свидания с вами, как подруга на самом деле оценивает вашего нового бойфренда и насколько успешно прошел разговор с боссом — пожалуй, все мы периодически хотим уметь читать мысли. И такое желание осуществимо: магии никакой нет, а все, что необходимо, — это научиться понимать невербальные знаки, которые посылает вам собеседник. 

Австрийский писатель и автор книги «Язык телодвижений» Алан Пиз утверждает, что человек воспринимает информацию исходя из следующего расчета: 7 процентов — приходит со словами, 38 — за счет звуковых средств, включая интонацию голоса, а оставшиеся 55 процентов — результат невербальных сигналов. Чтобы вам стало проще понимать такие сигналы, мы подготовили гид по их расшифровке. 

Жесты

Трогать шею

Если человек притрагивается к шее, он не уверен или сомневается в том, что слышит. Поэтому, чтобы без слов выразить несогласие с позицией собеседника, можно прибегнуть к такому жесту.  

Оттягивать воротничок одежды

Данный жест можно воспринимать двояко — в зависимости от ситуации, в которой он используется. Например, когда вам сообщили неприятные новости, которые вас злят, оттягивание воротничка будет демонстрировать ваше недовольство и раздражение. В ином случае это же движение свидетельствует о вранье. Если вы заметили, что руки вашего собеседника тянутся к воротничку — высока вероятность он соврал и боится, что вы догадываетесь об обмане. 

Трогать лицо

Посмотрите, как держит руки собеседник в начале разговора — человек потирает лоб или виски, если устал и не настроен разговаривать в данный момент. В такой ситуации лучше продолжить беседу позже. 

Кроме того, если вы заметили, что собеседник часто трогает лицо, это может говорить о его напряженности. Бывший агент ФБР и автор книги «Я вижу, о чем вы думаете» Джо Наварро указывает, что прикосновения к лицу для некоторых людей — способ успокоения и отвлечения от стрессовой ситуации. 

Чесать и потирать ухо

Этот жест говорит о том, что собеседник уже выслушал вашу позицию и хочет высказаться сам. Заметив почесывание уха, стоит перестать говорить и дать возможность выразить свои мысли другому. 

Подпереть голову рукой

Если слушатель поддерживает голову кулаком или рукой — он не слишком настроен на восприятие информации, витая в собственных мыслях. Куда хуже обстоит ситуация, когда голова собеседника полностью лежит на ладонях — это демонстрирует полное отсутствие интереса к происходящему.

Трогать очки

Если ваш собеседник носит очки, и вы заметили, что во время разговора он часто снимает, надевает свой аксессуар или трогает дужки — это стремление потянуть время и подумать. В таком случае стоит дать вашему собеседнику время на раздумье и не торопить. 

Гладить подбородок

Еще один жест, который обозначает размышление, — поглаживание подбородка. Так, ваш слушатель анализирует полученную информацию и думает о предмете разговора. Будьте уверены, ваша беседа увлекла собеседника.

Стучать пальцами

Так выражается скука. Если ваш собеседник начал стучать пальцами по столу — он просто заскучал. Переведите тему разговора. 

Прислонить руку к щеке

Будьте внимательны: когда указательный палец показывает вертикально вверх щеке, а большой поддерживает подборок, это говорит о том, что слушатель критически или даже негативно оценивает ваши слова. Если же ладонь полностью прислонена к щеке — наоборот, выражается заинтересованность в беседе. 

Поза

Скорее всего, вы не обращали внимание, в какой позе любит стоять ваша подруга во время случайной встречи на вечеринке или как обычно сидит на диване бойфренд. Оказывается, по таким, казалось бы, незначительным деталям вы можете раскрыть характер человека и узнать, как он или она чувствует себя в этот момент. 

Открытая поза

Открытая поза подразумевает, что человек стоит к вам, полностью повернувшись корпусом и головой, его мышцы расслаблены, руки и ноги не скрещены, и он прямо смотрит в лицо. Позы, которые можно отнеси к «открытым», помогают облегчить контакт, улучшить общение, снять напряжение и выразить симпатию. 

Чтобы продемонстрировать себя с лучшей стороны и показать симпатию к собеседнику, стоит сидеть расслабленно, положив руки на боковины кресла или стула и свободно опершись на спинку. Старайтесь всегда держать спину прямо — так вы покажете себя надежным и уверенным в себе. 

Если в компании много людей, обязательно обратите внимание, как садится каждый из ваших знакомых. Например, если человек предпочитает место посередине дивана — он общителен и обожает быть в центре внимания. Также уверенно и спокойно чувствует себя тот, кто любит позу «по-турецки» — колени, направленные в стороны, означают открытость и искренность. 

Закрытая поза 

Основные признаки закрытой позы — скрещенные руки или ноги и напряженность мышц. Таким образом человек создает защитные барьеры, говорящие о наличии дискомфорта и стресса. 

Часто эмоции и психологическое состояние отражается непосредственно в движении рук. Если вы нервничаете или не уверены в себе, то начинаете периодически сжимать и разжимать кулаки, стучать пальцами, поправлять волосы, прикасаться к одежде или лицу, трогать аксессуары или перебирать предметы, находящиеся в руках. И если делаете вы все перечисленное абсолютно бессознательно, даже не замечая, то окружающие воспримут подобные движения как отталкивающие и сдерживающие. 

Еще одна защитная поза — одна рука опущена вдоль тела, а вторая ее захватывает. Если руки скрещены на груди, это также демонстрация, что человек держится на расстоянии и старается выстроить «защиту».

Кроме того, барьеры создаются и с помощью ног, причем их скрещивание будет говорить о более негативном настрое человека. Когда ваш собеседник скрещивает лодыжки, он хочет поставить блок. Если к ногам еще добавляются и руки — так люди пытаются оградить себя от окружающих. 

Всегда обращайте внимание на то, как вы сидите во время свидания — закрытая поза может быть воспринята как нежелание продолжить общение. У мужчин защитные барьеры выстраиваются с помощью скрещенных лодыжек и рук, стиснутых в кулаки на коленях или плотно держащих стул. 

Более того, исследование, проведенное Принстонским университетом в 2016 году, показало, что мужчины и женщины, которые выбирают фотографии с закрытой позой для своего профиля на сайтах знакомств, реже получают взаимную симпатию. И, напротив, симпатия возрастает, когда те же самые люди выставляют снимки, на которых они в открытой позе. 

Взгляд

Не случайно говорят, что глаза — зеркало души. Взгляд поможет прояснить некоторые детали в общении: как человек к вам относится, какие испытывает чувства и насколько сильно доверяет. 

Чтобы диалог был искренним, необходимо периодически смотреть друг другу в глаза. Но чем дольше зрительный контакт, тем более сильные чувства испытывает к вам собеседник и оказывает свое внимание. 

Данные аналитической компании Quanified Impressions, опубликованные на сайте The Wall Street Journal, говорят о том, что зрительный контакт между взрослыми людьми при разговоре составляет в среднем от 30 до 60 процентов времени. Чтобы создать прочную эмоциональную связь, необходимо смотреть в глаза своему собеседнику около 60–70 процентов времени от беседы. Другое исследование, проведенное британскими учеными, показало, что идеальная продолжительность зрительного контакта составляет 3,3 секунды. 

Чтобы окончательно убедиться в симпатии человека, с которым вы разговариваете, посмотрите на его зрачки. Расширенные говорят о том, что собеседник счастливый и радостный — будьте уверены, вам явно симпатизируют. Суженные зрачки, напротив, означают плохое настроение или грусть. 

Изучите, как собеседник на вас смотрит. Долгий зрительный контакт говорит о том, что вам доверяют, симпатизируют и хотят продолжить общение. Если же глаза человека, с которым вы разговариваете, постоянно бегают, мечутся из стороны в сторону — вероятно, от вас что-то скрывают или не хотят рассказывать. Помните, что в такой момент собеседник не будет слушать внимательно и вдумчиво, поэтому не стоит сообщать важные новости и рассчитывать на серьезный разговор. Более того, «беганье» глаз означает, что человек говорит не совсем достоверную информацию, отчего не может сосредоточиться и старается выдумать новые факты.

Взгляд вниз или на руки указывает на то, что слушатель испытывает чувство стыда или вины. Если во время разговора вы заметили, что собеседник стал часто смотреть в пол, возможно, вы затронули неловкую и некомфортную тему разговора. 

Невербальные знаки между мужчиной и женщиной

Во время общения с симпатичными людьми, мы всегда стараемся произвести на них приятное впечатление. Пускаем в ход все свое обаяние, включаем интеллект, не понимая, что совершаем грубый промах, когда недооцениваем силу невербальных средств коммуникации.

мужчина и женщина - Невербальное общение

Однако все не так просто. Недостаточно освоить навыки невербального общения между мужчиной и женщиной, а потом идти в бой, покорять Эверест. Важно научиться владеть своим телом, подавать сигналы окружающим осознанно, а главное, правильно интерпретировать ответную реакцию.

Общие признаки симпатии у обоих полов

При встрече с противоположным полом, наше подсознание считывает информацию о человеке. Инстинктивно мы ловим взгляды друг друга, жесты и анализируем. Обратите внимание на беседующую пару: мужчина и женщина могут обсуждать что угодно – погоду, политику, но при этом вести мысленный диалог совсем иного плана.

Психологи «анатомировали» процесс невербального общения, разложив по полочкам каждый элемент движения. Оказывается, изучив эту технику, мы сможем регулировать отношения в желаемом направлении и добиваться расположения нужных людей. Например, используя приемы отзеркаливания, суть которых заключается в повторении жестов и поз собеседника, легче завоевать его симпатию.

Учитывая, что на формирование языка тела воздействуют различные факторы, в том числе и половая принадлежность, попробуем для начала выделить общие невербальные признаки симпатии между мужским и женским полом, которые воспринимаются однозначно.

мужчина и женщина

  • Все чувства отражаются в глазах человека. Например, если в ходе общения у визави наблюдаются расширенные зрачки, значит, он всерьез заинтригован. Предметом интереса может служить обсуждаемый вопрос, либо один из участников диалога (обычно это выясняется легко, стоит лишь поменять тему). Правда тут можно обмануться, поскольку на размер зрачков влияет уровень освещения. А вот наклон головы в сторону собеседника во время диалога говорит о неподдельном интересе к его персоне. Это открытое проявление того, что человек дружелюбно относиться и готов развивать отношения дальше.
  • В том случае, когда корпус нашего тела подается вперед в разговоре, мы как бы демонстрируем свое желание приблизиться, незаметно приглашая в зону личного пространства. И наоборот, не допуская приближения к собеседнику ближе, чем на полметра, невольно отталкиваем его, показывая свое неприятие или недоверие.
  • Если в ход пошли случайные прикосновения, можно сказать, что отношения приобретают интимный характер. Этот прием часто используется тогда, когда необходимо осторожно выяснить, взаимны ли чувства, намекнуть на желание близости.
  • Если мужчина в беседе начинает трогать и облизывать губы, он пытается показать свое возбуждение. Но иногда ведет себя так в состоянии сильного волнения, никак не связанного с половым влечением. Женщины более осторожны в проявлении чувств, а потому реже применяют столь откровенные жесты на стадии знакомства. Это связано с природной потребностью быть завоеванной.
  • Чаще всего они прибегают к нейтральным приемам, могут позволить задерживающийся на собеседнике взгляд, когда хотят прощупать почву или обратить на себя внимание. Одного мимолетного взмаха ресниц в сторону жертвы порой бывает достаточно, чтобы знакомство, наконец, завязалось. Мужчины тоже могут использовать подобную тактику, но это редко действует и в некоторых случаях воспринимается негативно.

Невербальные знаки симпатии у мужчины

Большинство представительниц слабого пола боятся быть отвергнутыми (или просто ценят свое время?), потому пытаются определить истинное отношение своего избранника еще на первом свидании.

Психологи упрощают нашу жизнь, раскрывая секреты невербального общения, и помогая правильно оценивать поведение. Так, если мужчина жаждет внимания приглянувшейся дамы, он мгновенно приосанивается, выпрямляет спину, втягивает живот, расправляет плечи и выпячивает грудную клетку. Пытаясь вызвать ее восхищение, может использовать следующие приемы:

мужчина и женщина

  • сымитировать смахивание виртуальной пыли с пиджака;
  • поправить воротник рубашки;
  • ослабить узел галстука;
  • пригладить волосы;
  • принять уверенную позу.

При этом почти всегда его ступни направлены в сторону избранницы. Это происходит неосознанно и служит хорошим сигналом, поскольку ступни – самая незаметная и в то же время красноречивая часть тела, которую редко кто контролирует.

О многом могут рассказать мужские глаза. Если парень периодически взглядом скользит по фигуре девушки, то оценивает ее в качестве возможной любовницы. Попытка установить зрительный контакт – признак большой заинтересованности и первый шаг к отношениям.

Признаки невербальной симпатии могут меняться в зависимости от того, на каком этапе находятся отношения. Любые жесты в области гениталий расцениваются, как желание скорее сократить дистанцию, готовность к сближению и решительным действиям.

Например, поза, когда большие пальцы рук заложены за ремень, выглядит немного вызывающей и агрессивной, но на деле это жест, позволяющий подчеркнуть свою мужественность, это как минимум, а как максимум – выглядеть суперменом в глазах окружающих. Если руки полностью в карманах или там прячутся ладони (возможно, вспотевшие), то парень, вероятно, просто испытывает смущение и таким способом пытается замаскировать свою неуверенность.

Невербальные проявления симпатии у женщины

В присутствии привлекательных собеседников женщины тоже становятся участниками невербальной игры. Однако их поведение немного отличается в соответствии с гендерной ролью. Инстинктивно или осознанно может поправить юбку, макияж, встряхнуть волосами, подарить взгляд и мимолетную улыбку.

Психологи отмечают, что эти проявления мало о чем говорят, кроме как прирожденной потребности нравиться окружающим. Даже когда объект не рассматривается ею в качестве партнера, она может заигрывать с ним, стрелять глазками.

Если особа стеснительна или взволнована, у нее могут краснеть щеки, что тоже ошибочно воспринимается как знак повышенного интереса. Когда парень действительно нравится, девушка при малейшей возможности пытается украдкой рассмотреть его телосложение, томно взглянуть и проследить за реакцией. В беседе старается настроиться на один лад, смеется над каждой шуткой, даже неудачной, активно жестикулирует, а губы слегка приоткрываются.

мимика женщина

Наиболее значимым признаком симпатии со стороны женщин все же является демонстрация открытого запястья. Фактически, расслабленные кисти рук означают, что ей хорошо с собеседником и у него есть удобный случай завести с нею отношения.

Невербальное общение — некоторые советы

  1. Старайтесь отработать уверенную походку, не забывая про прямую спину и расправленные плечи. Это не только привлекает внимание противоположного пола, но и полезно для здоровья. Поэтому, стоим и сидим всегда красиво.
  2. При общении с приятным человеком контролируйте движения рук и ног, избегая скрещенных и замкнутых позиций, показывайте свою заинтересованность.
  3. Большинство людей привлекает естественное поведение, предполагающее отсутствие фальши и чрезмерной строгости, поэтому ведите себя непринужденно в их присутствии, позволяя искреннюю улыбку и задорный смех, если они уместны.
  4. В поисках романтических отношений, не стоит слишком увлекаться невербальной калибровкой – все хорошо в меру.
Невербальное общение: определение, типы, значение (объяснено)

Невербальный способ является наиболее часто используемым средством коммуникации в мире в культуре.

Иногда мы можем не знать точное название тех, но мы используем их почти каждый раз.

Невербальное поведение имеет формальность, близкую к нулю, однако в зависимости от ситуации.

Что такое невербальное общение

Невербальное общение происходит без использования устных или письменных слов.

Вместо письменных или устных слов он использует различные невербальные сигналы, такие как физические движения, задачи, цвета, знаки, символы, диаграммы сигналов и т. Д., Для выражения чувств, установок или информации.

Хотя в невербальном общении не используется ни одно слово, оно может более точно передать многие человеческие чувства, чем вербальные методы общения.

Распространенными типами невербальной коммуникации являются; зрительный контакт, мимика, жесты, осанка и ориентация тела, язык тела, осязание, паралингвистика, тишина.

Типы невербальной коммуникации

  • Зрительный контакт,
  • Выражения лица,
  • Жесты,
  • Поза и ориентация тела,
  • Язык тела,
  • Пространство и расстояние,
  • Близость,
  • Паралингвистическая,
  • Юмор,
  • Touch,
  • Silence,
  • Личная внешность,
  • Symbol,
  • Визуальная коммуникация.

Зрительный контакт

Зрительный контакт, важный канал межличностного общения, помогает регулировать поток общения.И это сигнализирует об интересе к другим.

Кроме того,

Зрительный контакт с аудиторией повышает доверие к оратору. Учителя, которые устанавливают зрительный контакт, открывают поток общения и передают интерес, беспокойство, тепло и доверие.

выражения лица

Лицо является важным коммуникатором. Обычно говорят, что лицо является показателем ума.

Он выражает тип эмоций или чувств, таких как радость, любовь, интерес, печаль, гнев, раздражение, растерянность, энтузиазм, страх, ненависть, удивление и неуверенность.

Выражения лица показаны через рот (открытый, широкий или закрытый), веки (приподнятый или опущенный), нос (сморщенный или расслабленный), щеки (подтянутый или задний) и лоб (опущенный или приподнятый).

В области лица глаза особенно эффективны для указания внимания и интереса. Однако интерпретация выражений лица отличается от культуры к культуре.

Улыбка — это мощный сигнал, который передает:

.

Язык тела и невербальное общение

Язык тела раскрывает в вашей личности больше, чем вы когда-либо могли бы знать. Читайте дальше, чтобы узнать больше о языке тела и невербального общения.

Невербальное общение — это передача ваших мыслей и чувств, даже не говоря ни слова. Во время разговора человек получает и отправляет различные виды сигналов. То, как человек говорит, сидит, ходит или даже делает зрительный контакт, много говорит о душевном состоянии человека и его / ее внутренних чувствах.Знание всего о правильных жестах и ​​языке тела может помочь вам лучше общаться с другими. Невербальное общение состоит из знаков и жестов, которые используются во время общения. Язык тела, с другой стороны, больше касается выражений лица, позы тела, движений глаз, а также отношения и эмоций человека. При общении невербально важно обращать особое внимание на выражения лица и жесты. Помните, чем неопределеннее или двусмысленнее язык вашего тела, тем выше вероятность неверного истолкования ваших сообщений.Поэтому важно знать, как эффективно использовать невербальные знаки и символы. Невербальное общение играет большую роль в общении с кем-то. Например, во время интервью интервьюер пытается выяснить все, что касается собеседника, записав его / ее язык тела, например, позу, жест, зрительный контакт и так далее. Читайте ниже о различных формах языка тела, используемых для лучшего и эффективного общения.

Различные формы языка тела и невербальной коммуникации

Выражения лица

Твое лицо — открытая книга, самая большая распродажа твоих внутренних мыслей и чувств.Например, улыбка означает счастье, а мягкая улыбка означает бодрость. Жесткая улыбка, однако, указывает на презрение или отсутствие интереса. Точно так же кивание головой указывает на согласие и несогласие. Эти общие рефлексы помогают оценить настроение или душевное состояние другого человека.

Контакт с глазами

Зрительный контакт — важный способ невербального общения. Движение глаз и то, как вы смотрите на кого-то, могут многое рассказать о ваших внутренних чувствах.Например, во время встречи, если говорящий не может установить зрительный контакт с адресатами, вероятность неправильного общения возрастает. Отсутствие зрительного контакта также является признаком негатива, беспокойства, дискомфорта, обмана и низкой уверенности.

Позы и движения тела

То, как вы сидите, ходите и носите себя, многое говорит о вашей личности. Например, когда вы стоите прямо, это показывает вашу уверенность, в то время как если вы наклоняетесь, это только показывает вашу плохую уверенность в себе.Когда вы делаете слишком много движений руками или трясете ногами, это указывает на то, что вы беспокоитесь, нервничаете и боитесь. Другим важным признаком языка тела является то, как человек сидит. Например, если человек сидит со скрещенными руками, это указывает на внимательность и интерес, в то время как если кто-то приседает или низко наклоняется, то это только указывает на скуку и негатив.

Жесты

Мы используем жесты в нашей повседневной жизни как средство общения.В разных странах и культурах разные жесты имеют разную коннотацию, и поэтому следует избегать недопонимания. Например, «большие пальцы» — это признак живости и позитивности в Соединенных Штатах, а в Австралии — признак непристойного насилия. Еще один жест — это кивание головой. Во многих странах кивание головой подразумевает «да», но в Болгарии и некоторых частях Ближнего Востока это означает «нет».

Все это формы невербального общения и языка тела.Они играют важную роль в эффективном общении. Для правильного общения нужно знать правильные выражения лица, жесты и движения тела. Если вы хорошо знакомы с вашими идеями, это поможет вам наладить как социальные, так и профессиональные контакты. Помимо этого, невербальное общение оказывает большое влияние на наши повседневные дела.


Хотите сохранять спокойствие и в то же время повысить свою самооценку в трудной рабочей среде? Просмотрите эту статью для советов по укреплению доверия.

Хотите ли вы быть свободными от всех обязательств и жить так, как вы действительно хотите? Хорошо, взгляните через несколько простых шагов, перечисленных здесь, чтобы преуспеть в том, чтобы быть самим собой.

Будучи немного более креативным, вы можете максимально использовать свой потенциал и стремиться к небу. Пролистайте эту статью и откройте советы о том, как быть креативным.

Боитесь ли вы, что ваша застенчивость ограничит ваш потенциал и заставит вас отказаться от публичных выступлений? Исследуйте секреты, как победить стеснительность и преодолеть ее на ура.

Чувствуете себя подавленным и подавленным? Не можете преодолеть эти громоздкие чувства? Начните чувствовать себя хорошо, включив идеи, приведенные ниже, в свой ежедневный график.

Невербальное общение

Сообщения передаются в устной или невербальной форме. Устное общение может быть устным или письменным. Невербальное общение означает использование звуковых знаков или визуальных знаков для передачи сообщения.


Звуковые сигналы как средства связи

Звуковые сигналы передают сообщения. В былые дни все сообщество вышло на пенсию в тот день, когда «комендантский час» платит.Комендантский час — сигнал от звонка колокола, который сигнализировал приближение ночи. Практика зажимного комендантского часа берет свое начало в этом. Время молитвы сообщается звоном колокола в храмах и церквях. Во время мировой войны в крупных городах были построены бункеры в форме куполов. Сирена сирены под названием ARP передаст сообщение людям, чтобы они нашли убежище в бункерах. ARP — это сокращение от авиационного налета, а сирена была звуковым сигналом, предупреждающим о воздушном налете или бомбардировке.Когда звонит телефонный звонок, вы знаете, что кто-то на линии. Когда звонит звонок, вы знаете, что кто-то находится у двери через звуковой сигнал. Зуммеры, сигналы тревоги, биение барабанов — все это аудиосигналы, которые передают сообщения.

Преимущества и недостатки аудиосигнала

Преимущества использования аудиосигналов состоят в том, что они просты в эксплуатации, быстры в общении и могут охватывать большую часть аудитории, разбросанную по большой площади.Но звуковые знаки как невербальные инструменты общения имеют лишь ограниченную область применения. Одновременно можно использовать только один сигнал. Предположим, что закрывающий звонок школы прозвенел по ошибке раньше, корректирующего шага не может быть. Дети убежали бы домой!

Визуальные знаки в общении

Визуальные знаки используются вместо словесного общения. Изображение горящей сигареты с красным крестом на ней может легко предупредить о запрете курения.Зонт, отмеченный над коробкой, указывает, что его следует хранить в сухом месте, а не на открытом воздухе. Визуальный знак инвалидной коляски вне туалета указывает на то, что она предназначена для людей с ограниченными физическими возможностями. Красные и зеленые огни на железнодорожных путях и транспортных развязках являются визуальными знаками, передающими сообщения. Полосы, нарисованные на дороге у зебры, образуют визуальный знак, указывающий на пешеходный переход. Плакаты, рисунки, карикатуры — все это заменяет словесное общение.

Преимущества и недостатки визуального сигнала

Визуальные знаки предпочтительны, потому что они привлекают внимание и являются краткими.Они могут преодолевать языковые барьеры, если они имеют общепринятый смысл. Визуальные коммуникационные сигналы также имеют недостатки. Их можно легко понять в разных контекстах. Они полезны только для передачи коротких сообщений и не могут использоваться для длинных.

,

Невербальное общение — Teflpedia

Невербальное общение (/ nɒn vɜ: bəl kəmju: nɪkeɪʃən /) относится к значительному количеству общения, которое происходит между людьми без использования реальных слов.

Он включает неречевые звуки, такие как прочистка горла, или «ум», чтобы выразить различные вещи, такие как смущение, нерешительность или несогласие, или «щелчки», такие как «тут-тут» или «цк-цк», чтобы выразить неодобрение. [1]

Учителя часто используют чрезмерно приподнятые брови или напоминают учащимся о единственном числе от третьего лица, поднимая три пальца, чтобы не прерывать поток речи ученика при исправлении ошибок.

Может быть добровольным, как в случае жестов, или невольным, как в случае покраснения.

Что может быть включено в невербальное общение? [Править]

Возможный диапазон вещей, которые могли бы быть включены в самое широкое определение «невербального общения», больше, чем можно было бы изначально подумать. Некоторые из перечисленных ниже дополнений или, возможно, подчеркнут то, что на самом деле говорится, в то время как другие элементы будут просто передавать дополнительную информацию о человеке.

Физическое тело [править]

Широкий спектр вещей, которые могут быть добровольными или невольными:

Добровольно [править]
  • дует (как способ выразить раздражение или облегчение)
  • глубоко дышит
  • от кашля (как способ выразить мнение, привлечь внимание)
  • дающий палец (и несколько других непристойных жестов)
  • пожимая плечами
  • постукивая пальцами
  • машет привет / прощай
  • рукопожатие
  • поцелуи
  • больших пальцев вверх / вниз и множество других жестов, многие из которых зависят от культуры.
недобровольных [править]
  • плачет
  • смеется
  • вздыхает
  • Позиция / осанка
  • встряхивания
  • потливость

уход за лицом [править]

Как и в случае с физическим телом, информация может быть отправлена ​​добровольно или недобровольно.

  • сжимая губы (как в раздражении или неодобрении)
  • закатывает глаза
  • улыбается
  • подмигивая
  • хмурится
  • огромное количество бессознательных выражений, таких как удивление, гнев, страх и т. Д. [2]

Внешний вид [править]

Хорошо известно, что мы можем «сделать заявление» по одежде, которую мы носим, ​​но также вероятно, что мы предоставляем информацию нашей аудитории посредством других, более или менее неосознанных решений.

  • одежда, которую носит — формальная, неформальная, праздничная
  • без определенной одежды: галстук, костюм
  • длина / цвет волос
  • ювелирные изделия
  • макияж
  • пирсинг / татуировки
  • для бритья

Речь [править]

Если под невербальным словом мы подразумеваем «информацию, которая явно не переносится в лексисе», то мы можем включить следующее:

  • выбор используемых слов — выбранный регистр или уровень формальности.
  • пауз
  • использование стресса, такого как контрастное напряжение
  • скорость доставки
  • тон голоса
  • акцент
  • нервозность или уверенность в доставке

Интересно, что грамматика английского языка не дает нам никакого традиционного способа реалистично и последовательно выразить большую часть вышеперечисленного в письменном языке. (Регистрация / формальность является очевидным исключением.) Следовательно, используются смайлики, полужирный шрифт, курсив и т. Д., Особенно при общении в режиме онлайн и когда автор хочет найти какой-либо способ включения эмоционального контента.

Принимая во внимание вышеизложенное, возможно, что между вербальным и невербальным общением не может быть построено жесткое и быстрое правило, поскольку на определенном уровне их будет трудно разделить.

Что можно передать, используя невербальное общение? [Править]

Учитывая приведенный выше — неполный — список способов общения, можно задаться вопросом, что может быть передано невербально. Хотя часто цитируемая цифра «93% всего общения» основана на неправильном понимании исследования, очевидно, что о многих вещах можно рассказать.

Добровольное общение [править]

В случае языка жестов и чтения по губам можно утверждать, что 100% общения потенциально невербальное. Однако, учитывая, что это специализированные навыки, которые, как правило, изучаются только теми, кто испытывает некоторые трудности в использовании слухового общения, их, вероятно, лучше всего рассматривать как особые случаи.

Поэтому большинство людей сознательно используют невербальное общение для выражения таких понятий, как согласие и несогласие, удовольствие, недостаток знаний, похоть, числа, скука, официальные приветствия, признание общей тайны.Многие из них кажутся попытками выразить какое-то эмоциональное состояние, которое было бы трудно или неловко выразить словами.

Между тем, с нашей внешностью мы можем выражать социальный статус, политическую принадлежность, симпатии и антипатии, отношение к социальным нормам.

Непроизвольное общение [править]

Непроизвольное общение, по-видимому, в значительной степени связано с раскрытием нашего внутреннего эмоционального состояния другим. Похоже, что именно в этой области было проведено большинство исследований, и когда существует несоответствие между этими сигналами и возникают проблемы с содержанием слов.

Кажется возможным, что некоторые люди более искусны в чтении этих эмоциональных сигналов, чем другие; и что некоторые люди более склонны подавлять их, чем другие.

Важность [править]

В то время как некоторые источники ошибочно называют эту цифру 93% связи, [3] реальная цифра, безусловно, намного ниже. Эта широко разрекламированная цифра в «93%», по-видимому, изначально возникла из работы Альберта Мехрабяна, и она конкретно связана с передачей чувств и отношений.

Однако кажется, что:

  • он никогда не использовал цифру 93% и
  • В любом случае,
  • интересовался только эмоциональным содержанием, [4]

Все это оставляет 93% фигуры со статусом языкового мифа. [5] [6]

Как указывает Хомский, [7] необходимо различать общение и язык. По его мнению, язык, строго говоря, и который может быть словесным или нет, как в случае языка жестов для глухих, соответствует набору формальных грамматических правил, тогда как общение включает в себя все аспекты человеческих отношений.

Стивен Пинкер ссылается на «иронию эпохи телекоммуникаций», заключающуюся в том, что телефоны, электронная почта и видеоконференции сделали потребность в личных деловых встречах устаревшей: «Но встречи по-прежнему являются основными расходами для корпораций .. Почему мы настаиваем на том, чтобы вести дела во плоти? Потому что мы не доверяем кому-то, пока не увидим, что заставляет его вспотеть ». [8]

В то время как многие преподаватели языка в настоящее время признают, что ученики нуждаются в практике с навыками, отличными от чисто грамматических, и поэтому включают в себя упражнения, чтобы студенты лучше понимали языковые аспекты, такие как интонация, слишком часто они концентрируются в основном на традиционных четырех навыках: говорение и письмо (продуктивные навыки) и аудирование и чтение (рецептивные навыки).Общепризнанная жалоба и / или обоснование заключается в том, что времени мало, и если они хотят покрыть учебную программу, у них нет времени включить другие аспекты языка, помимо базовых.

Очевидно, однако, что язык не может быть отделен от культуры, и поскольку каждая культура и сообщество разработали серию закодированных поведений, которые помогают общению между ее членами — и часто другими сообществами, знание невербальных сигналов помогает учащиеся преодолевают разделение между производительными и восприимчивыми навыками, соединяя слушание с говорением

ESP курсы, которые включают в себя учебные / практические области, такие как навыки презентации, ведения переговоров и т. Д., Часто включают невербальное общение.

Список литературы [править]

См. Также [править]

Внешние ссылки [редактировать]

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о