Таблица сравнения базарова глава 2 и кирсанова глава 4
Взгляды Базарова
Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.
Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.
Отношение к нигилизму
Следующий вопрос, по которому спорят два героя, касается нигилизма, его роли в жизни общества.
Павел Петрович определяет представителей этого мировоззрения как нахалов и циников, которые не уважают и не признают ничего. Он рад, что таковых в обществе мало.
Нигилисты отмечают необходимость революционных преобразований. Базаров считает, что народ невежественен, но революционен по своему духу. Евгений видит смысл только в том, что полезно, он не считает нужным говорить громкие слова.
Так смотрят на нигилизм Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица имеется в статье) отображает данный момент, показывает, насколько отличается отношение героев к этой мировоззренческой позиции.
Сравнительная таблица
И Базаров, и Кирсанов относятся друг к другу негативно. Понять причины конфликта между героями поможет таблица «Сравнение: Евгений Базаров – Кирсанов», которая демонстрирует не только различия между героями, но и их сходства.
Евгений Базаров | Павел Петрович Кирсанов | |
Общие черты | Гордость, самолюбие, самоуверенность, ум, сдержанность, насмешливость | |
Происхождение | Разночинец | Дворянин |
Внешний вид | Не обращает внимания на свой внешний вид, ходит в старой и потрепанной одежде | Следит за своим внешним видом, уделяет ему особое внимание, у него аристократическая внешность |
Образ жизни | Отличается трудолюбием, практикуется во врачебной деятельности | Ничем не занимается, живет в деревне |
Отношение к аристократии | Считает, что аристократия, которая ведет всю страну к гибели, уже доживает свой век | Защищает аристократию, потому что сам принадлежит к ней, считает, что те, кто не принадлежит к аристократии, являются безнравственными людьми |
Отношение к природе | Рассматривает как «мастерскую», в которой работает человек | Относится хорошо |
Отношение к искусству | Не признает роли искусства в общественной жизни, считает, что наука важнее искусства | Относится хорошо |
Отношение к любви | Отрицает любовь, но вскоре влюбляется в Анну Одинцову | Верит в любовь, был влюблен в княгиню Р., отношения с которой принесли боль и разочарование |
Отношение к нигилизму | Является нигилистом, отрицающим общепризнанные нормы | Не признает нигилизма, видит в нем общественную угрозу, презирает Базарова как яркого представителя этого явления |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Павел Кирсанов и Базаров – сравнительная характеристика», рассмотрит взгляды представителей «отцов» и «детей» и сравнит их между собой.
Отношение к искусству, природе
Взгляды Базарова и Кирсанова разнятся даже в восприятии искусства. Они неодинаково относятся к природе. По мнению Базарова, чтение художественной литературы – пустое дело, а природу он оценивает исключительно как ресурс. Кирсанов – полная ему противоположность. Он, наоборот, любит окружающий мир, искусство, музыку.
Базаров полагает, что необходимо опираться в жизни только на личный опыт и ощущения. Исходя из этого, он отрицает искусство, поскольку оно – лишь обобщенное и образное осмысление опыта, отвлекающее от дела. Он отрицает мировые достижения культуры.
Так по-разному смотрят на природу и искусство Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица отображает это) в очередной раз показывает практичность взглядов Евгения.
Смотреть галерею
Биография героев, отношение к жизни
Павел Петрович Кирсанов и Базаров – два противоположных характера. Автор отчетливо дает нам понять это. Кирсанов ненавидел Евгения за то, что тот показывал Павлу Петровичу бесполезность его существования. До встречи с ним Кирсанов полагал, что он благороден и достоин уважения. Когда появляется Евгений, Павел Петрович приходит к осознанию пустоты и бессмысленности собственной жизни.
Кирсанов, несомненно, – достойный представитель дворянства. Он – сын генерала, офицер, растративший лучшие годы жизни в стремлении завоевать любимую женщину. Старший Кирсанов, безусловно, честен, порядочен, любит свою семью.
Тургенев отмечает, что, описав в романе лучших представителей дворянства, он хотел подчеркнуть несостоятельность и бесперспективность этого класса.
Родители Базарова – очень набожные люди. Его отец – земский лекарь, мать, как пишет о ней автор, должна была родиться лет двести назад.
По своему социальному положению Базаров – разночинец, любящий работу. Он – человек с сильным умом и характером, воспитавший себя сам.
Павел Петрович и Базаров (таблица явно отображает это) – два абсолютно разных по взглядам и происхождению человека.
Сочинение Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сравнение
В своём произведении “Отцы и дети” Тургенев описал интересную для многих людей тему. В нём автор говорит о частоте конфликтов между поколением отцовским, то есть старшим, и поколением детским, то есть младшим соответственно. Он говорит о том, что очень частое такие конфликты вовсе не имеют смысла, так как такие разные поколения попросту не могут быть похожи, однако у них всё равно возникают конфликты, на почве того, что они не сходятся в каких либо убеждениях и взглядах. Автор говорит о том, что очень важно найти некий компромисс, дабы исключить данные конфликты. Примером таких конфликтов послужит произведение “Отцы и дети”.
В нём автор наиболее точно и ясно раскрывает тему данных конфликтов, и показывает читателю, что главное это всегда искать компромисс, найти иной выход из ситуации, нежели какой-либо радикальный. Автор показывает, что даже самые непримиримые люди, в конце концов, могут найти выход из любой возникшей конфликтной ситуации. В произведении автор создаёт некую атмосферу дружбы, из-за чего у читателя возникают противоречивые чувства по отношению к героям произведения. Читателя сначала знакомят с атмосферой конфликтной среды, в которой каждый человек сам за себя, а после бросают читателя в тёплую атмосферу дружбы и взаимопонимания, данный приём автора можно рассмотреть на персонажах Базарова и Кирсанова.
Базаров и Кирсанов представляют собой материалиста, которым является Базаров, и противника материализма – Кирсанова. Из-за данных противоречий у них и возникают конфликты. Они начинают спорить по причине разрозненности своих убеждений, а потому их спор продолжался бы вечно, если бы не случилась трагедия, и не погиб бы Базаров, после чего Кирсанов решил пересмотреть свои взгляды. Базаров представляет из себя настоящего материалиста, который видит в жизни только то, что может видеть, не воображая себе ничего лишнего. Кирсанов же напротив, считает, что не стоит вдаваться в материалистичную часть своей жизни, и нужно больше мечтать, дабы не забыть о своей личности и о своих мечтах. В итоге, Базаров погибает, а Кирсанов, переосмыслив своё виденье мира, находит золотую середину, и впоследствии ему становится намного легче жить.
Таким образом, мы видим, что автор написал потрясающее произведение, в котором нашли отражение многие темы, интересующие общество того времени.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА
Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду”. Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ “нового человека”, представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается
будущее. “Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса”, – писал он. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и нигилистов-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.
Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества.
По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы – движущая сила общественного развития. Их идеал – конституционная монархия, а путь к идеалу – либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными “циниками, нахалами и плебеями”, они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темный и невежественный, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционный.
Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он, тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это немаловажная черта, характеризующая его как личность. Отсюда вывод, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.
Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.
Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович – сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.
О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его – это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет: “Мой дед землю пахал”. Родители Базарова очень религиозные, интересы их ограниченные. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров – человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу.
Братья Кирсановы – аристократы. Тургенев писал: “Они лучшие из дворян – именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”. Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в “родовое гнездо” Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи.
Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются “ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины”. Их конечная цель – это “принесение возможно большей пользы человечеству”. Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.
Закончить сочинение мне хотелось бы словами:
Конфликт “отцов” с “детьми” –
Залог тех непрерывных изменений,
В которых что-то ищет Бог,
Играя сменой поколений.
Павел Петрович Кирсанов |
Евгений Базаров |
|
1. Внешность, стиль поведения |
||
Подтянутость, изысканность, аристократизм. «Весь облик Аркадиева дяди, изящный. Породистый, сохранил юношескую стройность…» «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…» «Эдакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит…» |
Развязность, небрежность, грубоватость. |
|
2. Общественно-политические взгляды |
||
Либерал, аристократ. «… все меня знают за человека либерального и любящего прогресс…» |
Нигилист. Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание. Мы отрицаем». Теория расчистки места. Базаров: «Нравственные болезни человека — от дурного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет». |
|
3. Отношение к народу |
||
«…он, между прочим, всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». |
«- Мой дед землю пахал, — с надменной гордостью отвечал Базаров. И в то же время презирает народ. |
|
4. Философские взгляды |
||
Верит в Бога |
Материалист «… важно то, что дважды два четыре, а остальное пустяки». Не признает философию «Все люди одинаковые, как деревья в лесу. Ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березкой». |
|
5. Жизненное кредо |
||
«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». |
«Принципов вообще нет, а есть ощущения». «Настоящий человек тот, которого надо слушаться или ненавидеть». |
|
6. Эстетические взгляды | ||
Защищает искусство, но сам к нему равнодушен. «Павел Петрович дошел до конца сада и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа». |
Отрицает искусство, поэзию, эстетическую сторону жизни. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Рафаэль гроша медного не стоит». «Природа не храм, а мастерская…». «Я нахожу. Что говорить красиво неприлично».
|
|
7. Отношение к женщине, любви |
||
Отношение к женщине благоговейное, почтительное, любовь рыцарская, благородная, чистая. |
Отрицает любовь «И что за таинственность отношений между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомия глаза, откуда тут взяться загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше лягушек смотреть». «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку. Не получилось, ну, отойди – не свет клином сошелся». «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр». |
О российском правовом нигилизме
В преддверии митинга на Болотной площади, обещавшего стать самой массовой уличной акцией протеста за последние несколько лет, многие предупреждали о том, что подобные действия могут привести к «оранжевой революции», к развалу страны и т.д. Даже председатель высокого суда не удержался от мрачных прогнозов. Действительно, чего еще можно ожидать от народа со столь низким уровнем правосознания? Ведь даже первое лицо страны публично заявляет, что всем нам поголовно свойствен правовой нигилизм. Такие люди, как мы, или молчат, или дружно устраивают «русский бунт». Насколько обоснованы подобные предположения, на Болотную площадь отправился выяснять наш корреспондент.
Большинство пришедших на Болотную площадь потратили свой выходной не для того, чтобы устраивать в нашей стране очередную революцию, их и так в России было достаточно, они просто хотели высказать свою гражданскую позицию. И сделать это законным способом, не нарушая ничьих прав и свобод, от чего так любят предостерегать некоторые небезызвестные политические деятели. Люди вышли, чтобы продемонстрировать более эффективный способ диалога между властью и народом, чем Twitter или «Вконтакте». Эффективный, и при этом законный. Во время проведения митинга не было зафиксировано никаких нарушений правопорядка со стороны протестующих. Вместо этого организаторы и участники митинга мирно выражали свой протест против вопиющих нарушений законодательства и выдвигали абсолютно разумные и выполнимые требования. Является ли это проявлением правового нигилизма? Вряд ли. События 10 декабря свидетельствуют скорее о не таком уж и низком уровне правосознания наших граждан.
Но правовой нигилизм в нашей стране все же существует. Потому что развозить не согласных с итогами выборов по близлежащим ОВД, но при этом позволять активистам прокремлевских молодежных движений проводить свою, тоже несанкционированную, акцию на той же самой площади – это и есть правовой нигилизм. Закрывать глаза на многочисленные нарушения во время проведения выборов – значит тоже игнорировать нормы законодательства. Так что нигилизма действительно хватает, не поспоришь.
В последнее время многие СМИ, в особенности центральные телеканалы, либо вовсе умалчивали о проведении акций протеста в Москве и других городах, либо освещали их, мягко говоря, не очень объективно. События, происходившие на Болотной площади, были показаны по центральным каналам, миллионы людей, не пользующихся интернетом, получили возможность увидеть, как в действительности значительная часть общества отреагировала на итоги выборов в Думу. И это уже можно считать победой того самого гражданского общества.
Во время митинга со сцены звучали стихи Пушкина о том, что «Россия вспрянет ото сна», а сотрудникам МВД выражали благодарность за корректное поведение и скандировали «Полиция с народом!». Вообще, на Болотной площади царила весьма дружелюбная атмосфера. Люди много шутили, повсюду можно было увидеть самодельные плакаты, к созданию которых участники митинга подошли очень творчески. Многие не побоялись привести на митинг своих малолетних детей. Когда эти дети вырастут, вряд ли у них будут какие-то проблемы с чувством гражданской ответственности.
Пожалуй, не стоит бросаться громкими фразами вроде «после 10 декабря Россия больше не будет прежней». Сейчас гораздо важнее другое. Оптимизм, с которым участники митинга в субботу пришли на Болотную площадь, свидетельствует о том, что люди не просто поверили в возможность перемен, а ясно выразили готовность добиваться их собственными силами. Возможно, изменения наступят не так быстро, как хотелось бы, но и комментариев в социальных сетях обществу теперь вряд ли будет достаточно.
Другие рисунки
Сергей АНИСИМОВ,корр. «АГ»
Рисунки: Виктория ЛОМАСКО
Слова-сигналы нигилизма и «Обрыв» И.А. Гончарова — Saint Petersburg State University
TY — JOUR
T1 — Слова-сигналы нигилизма и «Обрыв» И.А. Гончарова
AU — Зубков, Кирилл Юрьевич
PY — 2018
Y1 — 2018
N2 — Рассматривается набор слов-сигналов, использовавшихсядля обсуждения деятельности «нигилистов» в русской литературе и пуб-лицистике 1860-х гг., в том числе отдельные абстрактные понятия, распро-страненные метафоры, научные термины. Автор демонстрирует, какИ. А. Гончаров использовал этот набор слов в своем романе «Обрыв».Воздерживаясь от прямого обсуждения идей нигилистов, автор «Обры-ва», тем не менее, воспроизводит споры о нигилизме на языковом уровне.Такое использование слов-сигналов нигилизма свидетельствует о тес-ной связи между фикциональной прозой и журнальной полемикой это-го периода: отдельные выражения постоянно кочуют между жанрами.В качестве материала привлекаются многочисленные повести и романыо нигилистах этого периода, а также литературно-критические и публици-стические статьи, особенно произведения Д. И. Писарева, чьи статьи Гон-чаров внимательно читал в качестве цензора.
AB — Рассматривается набор слов-сигналов, использовавшихсядля обсуждения деятельности «нигилистов» в русской литературе и пуб-лицистике 1860-х гг., в том числе отдельные абстрактные понятия, распро-страненные метафоры, научные термины. Автор демонстрирует, какИ. А. Гончаров использовал этот набор слов в своем романе «Обрыв».Воздерживаясь от прямого обсуждения идей нигилистов, автор «Обры-ва», тем не менее, воспроизводит споры о нигилизме на языковом уровне.Такое использование слов-сигналов нигилизма свидетельствует о тес-ной связи между фикциональной прозой и журнальной полемикой это-го периода: отдельные выражения постоянно кочуют между жанрами.В качестве материала привлекаются многочисленные повести и романыо нигилистах этого периода, а также литературно-критические и публици-стические статьи, особенно произведения Д. И. Писарева, чьи статьи Гон-чаров внимательно читал в качестве цензора.
M3 — статья
SP — 25
EP — 39
JO — Критика и семиотика
JF — Критика и семиотика
SN — 2307-1737
IS — 2
ER —
Силуанов заявил о нигилизме бизнеса из-за отказа инвестировать :: Бизнес :: РБК
Отвечая на выступление главы РСПП Шохина, который говорил об отсутствии стабильности во взаимоотношениях бизнеса и государства и об отсутствии стимулов для вложений, Силуанов признал, что с принятием закона об инвестициях в России в правительстве действительно «немного затянули».
«Мы делаем инвестиционный кодекс по сути дела, отменяем все действующие до сегодняшнего дня законодательные акты и делаем кодекс, где все будет прописано. Стабильность для тех, кто вкладывает в новые проекты, и еще дополнительно возврат налогов на инфраструктуру — все, что просит бизнес. Мы слышим бизнес, работаем с ним, но все равно все плохо», — возмутился первый вице-премьер.
Читайте на РБК Pro
Make the market great again: главные заявления ПМЭФ-2019По словам Силуанова, пришло время бизнесу пересмотреть свои взаимоотношения с государством, так как реформы уже воплощаются.
«Госуправление у нас плохое — меняется и стиль госуправления! Ставятся конкретные задачи по каждым управленцам, по министерствам и ведомствам, по вице-премьерам, по правительству, по регионам. По госкомпаниям сейчас тоже будем ставить. Меняется стиль госуправления, с общих процессов на конкретный результат. Это не может не сработать. Это должно сработать. И я лично верю, что это сработает», — заявил Силуанов.
«Когда говорят, что бизнес не верит, я понимаю, что это наша проблема, моя проблема в том числе, потому что мы не создали таких условий. И это действительно наша работа, чтобы мы сегодня-завтра убедили наших предпринимателей, что сейчас все будет работать по-другому», — считает он.
Свое выступление первый вице-премьер завершил фразой: «Друзья, больше оптимизма!»
Цитаты Базарова о нигилизме в романе Отцы и дети
Роман «Отцы и дети» имеет сложную структуру и многоуровневый конфликт. Чисто внешне он представляет собой противоречие между двумя поколениями людей. Но этот вечный конфликт отцов и детей усложняется идейными и философскими разногласиями. Задачей Тургенева было показать пагубное влияние некоторых философских течений на современную молодежь, в частности нигилизма.
Что такое нигилизм?
Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».
Основные нигилистические идеи героя
Нигилизм Базарова проявляется в его отношении к различным сферам жизни. В первой части романа происходит столкновение двух идей, двух представителей старшего и младшего поколений — Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Они сразу же испытывают неприязнь друг к другу, а потом выясняют отношения в полемике.
Искусство
Наиболее резко Базаров отзывается по поводу искусства. Он считает его бесполезной сферой, которая ничего не дает человеку, кроме глупого романтизма. Искусство же, по мнению Павла Петровича, это духовная сфера. Именно благодаря ему человек развивается, учится любить и мыслить, понимать другого, узнавать мир.
Природа
Несколько кощунственно выглядит отзыв Базарова о природе: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Герой не видит ее красоту, не чувствует гармонии с ней. В противоположность этому отзыву Николай Петрович прогуливается по саду, любуется красотой весны. Он не может понять, как Базаров не видит всего этого, как он может оставаться таким равнодушным по отношению к божьему творению.
Наука
Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».
Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.
Будущее России и нигилизм
Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.
Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью
В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.
Отношение Тургенева к своему герою
Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.
Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.
Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.
Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.
Глава Роспотребнадзора обвинила новосибирцев в «ковидном нигилизме»
© rospotrebnadzor.ru. Анна Попова
17 Авг 2020, 09:58Глава Роспотребнадзора Анна Попова списала высокие показатели заболеваемости коронавирусом в Новосибирской области на «ковидный нигилизм» жителей. Вакцина, которую разрабатывает центр «Вектор», проходит второй этап испытаний.
Новосибирская область столкнулась с большим число заболевших коронавирусом из-за «ковидного нигилизма» жителей, заявила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова в Новосибирске 17 августа, передает корреспондент Тайги.инфо. Но, по ее мнению, ситуацию с заболеванием удалось стабилизировать.
«Темп прироста — 0,6−0,7. Это среднероссийский показатель, — отметила Попова. — Ситуация, которую Новосибирская область пережила, демонстрирует хороший организаторский подход и результат. Мы обсудили готовность к началу и подъему сезонных остро-респираторных инфекций и готовность к началу учебного года. Я могу сказать, что готовность есть».
Анна Попова также рассказала об испытаниях вакцины от коронавируса в Новосибирском центре вирусологии «Вектор». По ее словам, добровольцы, на которых уже испытывают вакцину, чувствуют себя хорошо.
«У тех, кому вакцина уже введена, нет никаких побочных эффектов и реакций. Нет даже случаев малейшего покраснения в месте введения вакцины», — заявила Попова.
Клинические испытания вакцины от коронавируса начались в «Векторе» в конце июля. В сентябре в «Вектор» передадут восприимчивых к коронавирусу трансгенных мышат для испытаний вакцины.
При этом президент РФ Владимир Путин публично рекламировал другую вакцину — от центра Гамалеи, над которой, по заявления властей, также работали специалисты Минобороны. Путин утверждал, что «одна из его дочерей сделала себе такую прививку». «Думаю, в этом смысле она поучаствовала в эксперименте», — добавил он. По его словам, температура сначала поднялась до 38 градусов, а «на следующий день 37 с небольшим». При этом президент признал, что его дочери сделали уже два укола.
Ранее Тайга.инфо писала, что власти сибирских регионов могли занизить число умерших от коронавируса в несколько раз. Данные Росстата по смертности от COVID оказались значительно выше, чем те, которые публиковали региональные власти. Заметнее всего это было в Новосибирской, Омской, Кемеровской областях и Туве.
Читайте также: «Путин объявил о регистрации первой вакцины от коронавируса, несмотря на сомнения экспертов»
Александра Пугачева
Что такое нигилизм в отношении «Отцов и сыновей» Тургенева и «Что угодно» Мишеля Уэльбека?
(цитировать автора: Фарид Кавиани )
После промышленной революции условия жизни западного общества значительно улучшились. Доступные и легкодоступные лекарства, передвижение, коммерция и неизмеримо большее чувство свободы — достойные внимания примеры. Однако параллельно с распространением эмпирического комфорта идет упадок церковной веры.С сокращением старой власти — христианской церкви — западное общество пережило кризис смысла и, как следствие, рост веры ни во что. В этой статье я сначала расскажу о том, что значит верить ни во что, а затем о последствиях таких убеждений. Затем я выделю и обсудю различные способы, которыми нигилизм становится очевидным и влиятельным, с помощью двух литературных произведений, разделенных более чем на сто тридцать лет.
Безумец — Разве вы не слышали о том сумасшедшем, который зажег фонарь в ясные утренние часы, побежал на рынок и непрестанно кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога! »- поскольку многие из тех, кто не верил в Бога, стояли вместе, он вызвал много смеха…« Куда ушел Бог? »- воскликнул он.«Я вам скажу. Мы убили его — ты и я. Мы все его убийцы… »
Вышеприведенный отрывок содержит печально известное заявление Ницше« Бог мертв ». Последствия этой максимы имели огромные последствия, которые постоянно отражаются. Чтобы понять их, мы должны сначала понять, что имел в виду Ницше, заявляя о смерти Бога. Анселл-Пирсон (1994: 34) объясняет, что Ницше предсказал «культурную революцию», в результате которой наше восприятие и интерпретация языка и истин фундаментально изменится.Поскольку язык является чем-то внешним по отношению к человеку, он может развиваться в соответствии с потребностями, которые мы ему приписываем. «[E] что-то стало. Нет никаких внешних фактов », — заявляет Ницше, -« так же, как не существует абсолютных истин »(цитируется по Ansell-Pearson 1994: 35). Если все «стало» и человеку не присущи никакие факты или истины, то для того, чтобы понять реальность, нужно делать это через завесу доминирующих понятий и языка его времени.
Можно сказать, что христианство было величайшей и самой устойчивой завесой нашего времени, поскольку оно «защищало жизнь от отчаяния и прыжка в ничто» среди обездоленных, бесправных [и] бессильных »(цитируется в Карр 1992: 41).Он дает человечеству моральный и этический компас, смысл жизни и обещание бессмертия. Ницше считал, что христианская мораль «была великим противоядием против практического и теоретического нигилизма» (цит. По Карр 1992: 41). Таким образом, когда преобладающий моральный и религиозный кодекс последних двух тысяч лет, христианство, перестало вызывать доверие, стало анахронизмом; неточно, ненадежно и иллюзорно, Ницше провозгласил смерть Бога. Именно из-за закрывания этой завесы человек погружается в нигилизм — вакуум, в котором обитает человек tabula rasa.«Нигилист отказывается от религиозных обещаний, которые могли бы спасти его из бездонной бездны отчаяния, но его утешает мысль, что, столкнувшись с абсурдной вселенной с ясностью и смелостью, он перестает быть несчастной жертвой иллюзий» (Glicksberg 1975: 40).
Что тогда значит быть нигилистом? Нигилизм трудно определить, так как существует множество категорий. Тем не менее, я предлагаю типы, которые я считаю подходящими в случае этого эссе:
Эпистемологический нигилизм , «отрицание возможности знания» (Carr 1992: 17).Эпистемологические нигилисты считают, что не может быть никаких стандартов, по которым можно отличать истину от неправды. Типа «все идет» в метафизической сфере.
Этический / моральный нигилизм , отрицание объективной морали. Этический нигилист не утверждает, что мораль отсутствует, скорее, он утверждает, что преступник принимает моральные или этические требования в соответствии со своими собственными предубеждениями (Carr 1992).
Экзистенциальный нигилизм «это чувство пустоты и бессмысленности, которое следует из суждения:« Жизнь не имеет смысла »(Carr 1992: 18).Это «пассивная» форма нигилизма, которую Гликксберг (1975: 11) сравнивает с буддизмом, поскольку «жизнь — пустая мечта, действие бесполезно, а стремление к счастью, самореализации или совершенству выдает тот факт, что человек есть». все еще раб иллюзии ».
Ницше считал, что с крахом доминирующего христианского« мировоззрения и его систем универсальных ценностей »мир лишится всякого смысла, цели и цели (Ansell-Pearson 1994). . В результате ни один религиозный или моральный кодекс никогда не может быть бесконечно достоверным, поскольку человек испытал восприятие, лишенное какой-либо произвольно приписываемой «истинной» реальности.В каком-то смысле разрешено все.
Симптомами нигилистического состояния являются социальная тревога, физиологическая дегенерация, индивидуальная и корпоративная коррупция, снижение социальной солидарности, широко распространенный пессимизм, депрессия и так далее. Конечно, Ницше утверждает, что это «патологическая переходная стадия», которую человечество должно испытать и в конечном итоге победить (цит. По: Ansell-Pearson 1994: 36). Для Ницше состояние нигилизма предоставляет «возможность для революции в языке и знаниях, включающей как переоценку старых ценностей, так и создание новых» (Ansell-Pearson 1994: 35).Сто сорок семь лет назад в романе Тургенева « отцов и сыновей » ярко изображен этот конфликт принципов.
«Болезни нравственности возникают из-за плохого образования, из-за всей ерунды, которой люди забивают головы с рождения, — короче говоря, из шокирующего состояния общества. Реформируйте общество, и болезней больше не будет »- Базаров
Отцы и дети был установлен в сельской России в 1859 году, незадолго до освобождения крепостных крестьян в 1861 году.Главный герой, молодой нигилист по имени Базаров, шокировал Россию и вызвал споры после его публикации в 1862 году. Подвергнув сомнению устоявшиеся взгляды на религию, политику, семью и общество в целом, и превознося свои идеи морального человека как единственной справедливой философии существования, Базаров ввел российское общество в нигилизм. Картина Тургенева « отцов и сыновей» — это грандиозное изображение противоречивых идей между поколениями. Следующее будет сосредоточено на нигилизме, который передается читателю через диалоги с Базаровым, поскольку он угрожает устоявшимся нормам и предлагает человечеству освобождение от вековых соответствий.
На перерыве в учебе Аркадий Николаевич и его наставник Евгений Васильевич Базаров едут в имение отца Аркадия, Николая Петровича Кирсанова. Базарова представляют и объявляют нигилистом. Дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, участвует в дискурсе, определяя нигилиста как человека, который «ничего не уважает» (22). Аркадий упрекает это определение, заявляя, что «нигилист — это человек, не признающий никаких авторитетов, не принимающий ни одного принципа веры, как бы этот принцип ни был окружен уважением» (23).Отрицание авторитета, веры и принципов является оскорблением здравого смысла аристократа, такого как Павел, восклицая, что он, должно быть, из «другого возраста», потому что без принципов, принятых на веру, «невозможно даже дышать» (23). Очевидно, что эти двое, Павел и Базаров, имеют противоположные взгляды на этическое.
Заявляя, что он ни во что не верит, Базаров продолжает заявлять, что не признает искусство, относя его к категории романтизма, вздора и вздора (34). Его спрашивают: «Это означает, что вы верите только в науку?» Однако он не верит, что даже наука существует, утверждая, что наука — это просто призвание, подобное любой другой профессии, и что науки в целом не существует. (26).Исходя из этого, Базаров утверждает, что не существует окончательных истин, которые утверждает наука; его интересует только то, что осязаемо и аксиоматично; Естественные науки. Базаров регулярно собирает и препарирует жуков и лягушек. Однако некоторые собеседники остаются недоверчивыми, спрашивая Базарова, как он может жить без искусства, ведь оно нужно, чтобы «понимать людей и изучать их» (84). Не стоит изучать людей по отдельности, возражает Базаров, поскольку «одного человеческого примера достаточно, чтобы судить обо всех остальных», поскольку все мы анатомически идентичны, состоящие из «мозга, селезенки и легких, сделанных одинаково» (84 ).«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней труженик»; здесь Базаров стирает с природы всякую духовность и мистицизм и приписывает ей холодные твердые научные факты; «Важно то, что дважды два — четыре, а все остальное чепуха» (44).
Базаров отвергает всякую политическую и иерархическую власть и презирает российское государство и его институты, особенно последующее крепостное право. Павел Петрович, аристократ, ставит под сомнение отрицание Базарова; так ли, что «согласно [вашим] представлениям, слова« мусор »и« аристократ »означают одно и то же?» (48).Вступая в короткую тираду, Павел затем заявляет, что при отсутствии личного достоинства и самоуважения, чувства «высокоразвитые у аристократа», «не может быть прочной основы для социального… здания»; нужно иметь человеческую личность, «сильную как скала, потому что все построено на ней» (49). В заключение он заявляет, что «аристократизм — это принцип, а без принципов в наше время могут жить только аморальные или пустоголовые» (49). Базаров возражает, заявляя, что «аристократизм, либерализм, прогресс, [и] принципы» — это всего лишь иностранные слова, которые россиянам не нужны (49).Это отсылка к концепции завесы, через которую человек интерпретирует язык и принципы. Павел считает, что такие утверждения приговаривают Базарова к «преступнику» человечества и вызывают логику истории и то, что из такой логики нужно извлечь (50). Базаров отвергает такие «абстрактные» термины, как логика, отвечая, что логика не нужна, чтобы «положить кусок хлеба в рот, когда вы голодны» (50). Осуждая произвольные правила и принципы как свой моральный компромисс, Базаров заявляет, что он действует только «в силу того, что [он] считает полезным» (50), расчищая почву для создания справедливого общества.Для Базарова все, чему способствовали «иностранные слова» и «абстрактная» терминология, — это «современное состояние крестьянства…» (50). Павел находит это абсурдом, возмущаясь заявлениями Базарова о том, что он знает русский народ так хорошо, что является его выразителем. Павел считает, что русские «чтят традиции и [] священное…», что «они патриархальные…» не могут «жить без веры…» (51). Базаров соглашается — вера и традиции настолько укоренились в населении, что они не осознают, что подвергаются эксплуатации.Продолжая подвергать сомнению намерения Базарова, Павел постепенно впадает в ярость, заявляя о своей любви к цивилизации, утверждая, что он и миллионы других не позволят нигилистам «попирать ногами их самые священные убеждения» (53).
Аркадий и Базаров едут в имение Анны Сергеевны Одинцовой, аристократки, вызывающей у Базарова любовные чувства. Здесь мы замечаем в Базарове элемент огорчения. Возникает чувство «перемены», поскольку его нигилистические убеждения подвергаются испытанию, особенно его взгляд на абсурдность брака.Эти чувства «мучили его и сводили с ума» (91). Базаров верил в красоту женщин, однако видел в идеале любви романтическую чушь, «непростительную глупость» и считал «рыцарские чувства [были] чем-то причудливым или болезненным» (92). В конце концов, Базаров-нигилист, который однажды сказал, что «таинственные» отношения между мужчиной и женщиной — это сплошная «романтика, вздор, вздор и [и] артистизм» (34), поддался страсти, признавшись в любви Анне (103). ). Его крик души не был встречен тепло, что побудило Базарова к быстрому отъезду.
Конец романа послужил поводом для несколько исправившегося Павла, который побудил своего брата Николая жениться на матери своего ребенка, дочери своего предыдущего слуги, и даже начал думать, что Базаров был прав, упрекая его за аристократические взгляды и тщеславие (163). Аркадий женился на молодой женщине, которая считала Базарова «неукротимым», что, следовательно, стирало нигилистические представления Аркадия. Однако Аркадий все же посвятил себя поискам истины, но искал свои идеалы где-то в ином (176).Для Базарова это было понятно, так как он считал, что Аркадий «не создан для горькой, кислой на вкус, безродной жизни таких людей, как [он сам]», поскольку Аркадию не хватает смелости и гнева, и он просто мягкий либерал, не желающий сражаться ( 181). Базаров надеялся, что, отказавшись от всех традиционных представлений об институте, религиозном, политическом и семейном, общество сможет оценить себя без каких-либо предвзятых принципов, добро или зло. К сожалению, Базаров встречает свою судьбу в виде тифа. Его отец скептически относится к диагнозу, но Базаров не позволяет эмоциям омрачить свои научные знания, утверждая, что его шансы равны нулю; «Я инфицирован, и через несколько дней вы меня похороните» (189).
Нигилизм Тургенева имел прежде всего политический и социальный характер в его попытке отрицать политический авторитет и классовую иерархию. Базарову удалось побудить людей думать и критически относиться к обществу и традициям, заставляя многих чувствовать себя некомфортно, когда они заигрывали с нигилизмом. Смерть Бога и отрицание христианских ценностей сразу же вызывают ужасающий вопрос: «Есть ли вообще какой-нибудь смысл в существовании?» ( процитировано в Ansell-Pearson 1994: 45). Этот вопрос и подразумеваемое доверие к миру, лишенному смысла и моральных аксиом, имеют тенденцию вызывать чувство огромной депрессии и отчаяния.И именно в романе Мишеля Уэльбека « Как бы то ни было, » мы встречаем современного персонажа, живущего «горькой, кислой на вкус и лишенной корней жизни», которой живет Базаров.
Анонимный рассказчик Уэльбека, главный герой, — болезненный компьютерный аналитик, проявляющий глубокое отвращение к современной жизни. Молодой и хорошо оплачиваемый, он не общается с другими людьми на социальном уровне, который большинство сочло бы адекватным. Он ожесточен, подавлен и становится все более невосприимчивым к счастью. Занятия, которыми он когда-то наслаждался, больше не стимулируют, вызывают только утомление и « все возрастающее повторение тех моментов, когда ваша полная изоляция, ощущение всепоглощающей пустоты, предчувствие того, что ваше существование приближается к болезненному и окончательному концу » (11).Сочетание этих факторов ввергает его «в состояние настоящего страдания» (11). Очевидно, что «бессмысленность» и тщетность существования поглотили и подавили рассказчика, взволновав его, пока он наблюдает за медленно распадающейся жизнью. Кажется, что его жизнь протекает без него, как будто он всего лишь привидение в чужой шкуре, неспособное соединить и поглотить жизнь: «Дни текут безразлично, не оставляя ни следов, ни воспоминаний; а потом внезапно останавливаются »(46). Его призвание в качестве компьютерного аналитика, кажется, влияет на его жизненную философию, полагая, что:
«мир становится более однородным на наших глазах; телекоммуникации улучшаются; интерьеры квартир обогатились новыми гаджетами.Человеческие отношения становятся все более невозможными… и мало-помалу лицо смерти проявляется во всей своей красе »(14).
Сумма существования сводится к «устройствам», а его прекращение превозносится как славное.
Бесстрастный по отношению к окружающим его разрушениям, он отмечает, что его работа находится в районе Парижа, который выглядит так, как будто только что произошла Третья мировая война. И что Париж вообще «ужасный город», потому что «люди не встречаются» и «даже не интересуются своей работой, все это так поверхностно».Он продолжает: «Все идут домой в шесть, работа сделана или нет, никому плевать», даже если ты «офигительно на улице, никому наплевать» (25). Город, в котором беспечно проходят мимо трупов, — это город, в котором Бога не существует. Для нашего рассказчика Париж в воскресенье печален, «особенно когда не веришь в Бога» (126).
Встретив своего единственного друга, по иронии судьбы приходского священника, за обедом он должен вынести длительную интимную проповедь. Священник Жан-Пьер Бюве считает, что одержимость человечества порнографией является просто искусственной, поскольку все делают вид, что у них есть интерес, «из-за причудливого перевернутого лицемерия» (29).Люди думают, что морали нет; следовательно, они соответствуют сфабрикованной аморальности «моды». Он продолжает комментировать, что оцепенение и слабое желание определяют нашу нынешнюю цивилизацию, в отличие от времен Людовика XIV, когда человек практиковал аскетизм, что приводило к большему аппетиту к жизни. Жизнь, лишенная удовольствий и плоти, приводит к «несовершенным радостям», таким образом, «единственный истинный источник счастья был в Боге» (30). Все «приключения и эротизм», к которым стремится сегодня общество, — это просто попытка заполнить пустоту Бога, слабая попытка подтвердить нашу безбожную жизнь как захватывающую и приносящую удовлетворение.Затем Жан-Пьер Бювет сообщает нашему рассказчику, что Иисус — единственный ответ на «богатую и активную жизнь»; нужно принять его божественную природу.
Затем читатель начинает наблюдать психологически разлагающегося антигероя. Компания «относительно безболезненной скуки», которой наш рассказчик довольствуется, приспосабливаясь к своим «обычным жизненным жестам», медленно трансформируется в «более болезненные чувства истинной боли» (46, 47). Его отправляют обучать государственных служащих использованию новой компьютерной службы, и его сопровождает его коллега, чрезвычайно уродливый Рафаэль Тиссеран.Рассказчик обнаруживает, что много курит, комментируя, что курение — его единственная истинная свобода, его «единственное стремление» (61). Наблюдая за городской структурой чужого города, он видит только плиты, здания и формы, не имеющие формы, которой он мог бы приписать идентичность. Он наблюдает и внимательно изучает прохожих, различая «насмешливые улыбки» и «идиотские взгляды», когда они потребляют товары, чтобы «способствовать… укреплению своего существа» (69). Он чувствует себя отчужденным от этих людей, но не уверен в природе своей изоляции.Он признается себе: «Мне не нравится этот мир. Мне это точно не нравится. Мне противно то общество, в котором я живу… »(82). Ясно, что его жизнь абсолютно пуста и лишена всякого смысла.
Затем рассказчик приступает к извращенному проекту манипуляции, поощряя Рафаэля Тиссерана, чьи сексуальные предложения отвергаются в течение бесчисленного времени, отомстить за самое дорогое для женщин, за их жизнь. План вынашивается, однако Тиссеран не может справиться с задачей.Отсюда рассказчик спускается в темную реальность, такую как порезание себя осколками стекла для удовольствия, флирт с идеей отрезать свой пенис или вырывание глаз ножницами и размышления о самоубийстве, веря, что это все, что ему остается. . На работе он непредсказуем, бьет коллегу по лицу за то, что она прокомментировала его курение. Затем он решает отправить себя в психиатрическую больницу.
Предполагая, что «все должны быть несчастны», рассказчик недоумевает, какая сила движет желанием человека жить (147).Его интерпретация мира как системы дуэлей, мужского — «основанного на господстве, деньгах и страхе» и женского — «основанного на соблазнении и сексе», заставила его тосковать по чему-то более глубокому: «Действительно ли возможно жить и жить? верите, что больше ничего нет? »(147). Природа современных цивилизаций усугубляет чувство страха. Одержимость общества старением и смертью, представлениями, противоположными человеческому существованию, заставляет людей принимать суверенные размеры, поглощая их сознание, и при этом мы постоянно сталкиваемся с ограничениями человеческого существования (148).«Само желание исчезает; остаются только горечь, ревность и страх (148). Подчеркивая поток горечи в современном обществе, рассказчик определяет «современное психическое состояние одним словом… горечь» (148).
Ницше считал, что, когда человек свободен удовлетворять свои желания, свободный от страданий и тирании, жизнь, лишенная смысла, делает человека «смешным и презренным…», делая его «уничтожение желательным» (цит. По Hibbs 2000: 12). Главный герой Уэльбека, свободный от политической тирании и социальных ограничений, ясно продемонстрировал этот сценарий.В отсутствие тоталитарного или религиозного правительства светские демократии возлагают на отдельных граждан ответственность за участие в жизни местного сообщества, участие в демократических действиях и соблюдение религиозной морали. Связи между индивидом и обществом ослабли и могут быть объяснены многими элементами, особенно ростом потребительской культуры. Это создает политический и экзистенциальный вакуум, характерный для поверхностной реальности. Отказываясь от своих политических и социальных обязательств, граждане сосредотачиваются на внутреннем мире, отвергая объективную реальность, одновременно пропагандируя гипериндивидуализм, когда человек живет в соответствии со своей собственной моралью.Ницше считал, что страдать — значит развиваться (цит. По Hibbs 2000: 12). Живя при тоталитарном режиме, определяемом иерархической социальной структурой и религиозными нравами, Базаров прожил жизнь, полную политических и экзистенциальных страданий, полных решимости подчинить себе все бастионы власти. Он стремился достичь свободы жить согласно собственной морали.
При описании природы нигилизма эта статья раскрыла две нигилистические интерпретации жизни. В результате обсуждения двух романов, разделенных более чем на сто тридцать лет, последствия аморальной жизни стали очевидными.Возникает фундаментальный вопрос: не лучше ли жить иллюзией — ниц перед универсальными принципами? Или же лучше, чтобы человек обучался морали, как утверждал Базаров (34), и рисковал проникнуться огромной горечью, которая, в отличие от рассказчика Уэльбека, может поджидать нас в мире, лишенном всякого смысла?
Библиография
Анселл-Пирсон, Кит (1994) Введение в Ницше как политического мыслителя, Кембридж: Cambridge University Press
Carr, L.Карен (1992) Банализация нигилизма: ответы двадцатого века на бессмысленность , Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка
Гликксберг, И. Чарльз (1975) Литература нигилизма , Нью-Джерси: Associated University Press, Inc.
Хиббс, Х. Томас (2000) Шоу ни о чем: Нигилизм в популярной культуре от Экзорциста до Сайнфельда , Техас: Spence Publishing Company
Houellebecq, Michel (1998) Что угодно, , Лондон: Змеиный хвост
Тургенев, Иван (2008) Отцы и дети , Транс Фриборн, Ричард.Oxford: University Press
Нигилизм, русский язык — Философская энциклопедия Рутледжа
DOI
10.4324 / 9780415249126-E072-1
DOI: 10.4324 / 9780415249126-E072-1
Версия: v1, опубликовано в Интернете: 1998
Получено 6 сентября 2021 г., с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/nihilism-russian/v-1
Краткое содержание статьи
Термин «нигилист», хотя он впервые был использован в русском языке еще в 1829 году, приобрел свое нынешнее значение только в романе Тургенева «Отцы и дети» (1862), где он применяется к центральному персонажу, Базарову.После этого нигилизм быстро стал предметом полемических дискуссий в журнальной прессе и в литературных произведениях. Нигилисты были поколением молодых радикальных интеллектуалов, не принадлежащих к дворянскому сословию, которые исповедовали радикальный материализм, позитивизм и сциентизм. Главными теоретиками русского нигилизма были Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев, хотя их авторитет и влияние выходили далеко за рамки теории. Нигилизм был широким социальным и культурным движением, а также доктриной.
Русский нигилизм отрицал не нормативное значение мира или общий смысл человеческого существования, а, скорее, определенный социальный, политический и эстетический строй. Несмотря на свое название, русские нигилисты действительно придерживались убеждений — прежде всего в самих себе и в силу своей доктрины, способной вызвать социальные изменения. Однако расплывчатость их позитивных программ отличает нигилистов от последовавших за ними революционных социалистов. Русский нигилизм, пожалуй, лучше всего рассматривать как интеллектуальный пул периода 1855–1866 гг., Из которого возникли более поздние радикальные движения; в нем был потенциал как якобинства, так и анархизма.
Цитирование этой статьи:
Lovell, Stephen. Нигилизм, Русский, 1998, DOI: 10.4324 / 9780415249126-E072-1. Энциклопедия философии Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/nihilism-russian/v-1.
Авторские права © 1998-2021 Routledge.
Нигилизм и эмансипация | Columbia University Press
Смелый союз философской теории и практической политики, этот сборник является первой из многих книг Джанни Ваттимо, в которых его интеллектуальные занятия сочетаются с его общественной и политической жизнью.Ваттимо — парадоксальная фигура, одновременно и верующий христианин, и яростный критик католической церкви, откровенный либерал, но не бывший коммунист, признанный авторитет Ницше и Хайдеггера, а также видный общественный интеллектуал и член Европейского парламента. . Опираясь на свое уникальное положение философа и политика, Ваттимо отвечает на некоторые из самых актуальных вопросов нашего времени: возможно ли еще долгое время после того, как Ницше провозгласил смерть Бога, говорить о моральных императивах, правах личности или политической свободе? ? Актуальны ли эти ценности в современном мире?Обращаясь к этим ключевым вопросам, Джанни Ваттимо утверждает, что нигилизм — это не отсутствие смысла, а признание множественности значений; это не конец цивилизации, а начало новых социальных парадигм.Обычно связанный с пессимистическим убеждением в бессмысленности всего сущего, нигилизм как философский принцип гораздо менее сенсационен — это этическая доктрина, согласно которой не существует моральных абсолютов или непогрешимых законов природы, что «истина» неизбежно субъективна. Поскольку условия для равенства и свободы не являются «естественными», общество должно активно создавать эти идеалы, иначе оно неизбежно станет жертвой иррациональности, предрассудков и угнетения. Ваттимо утверждает, что распри, робость и замешательство, охватившие современную либеральную мысль и политику, являются продуктом длительного и снисходительного оплакивания потери трансцендентной фигуры отца — любого института или структуры власти, определяющей истину, знание и реальность.Пока человечество не преодолеет свою потребность во внешнем авторитете — будь то организованная религия, национальное государство или рыночный капитализм — эмансипация останется недостижимой. Сборник четырнадцати самых влиятельных эссе Ваттимо по этике, политике и праву Нигилизм и эмансипация представляет собой провокационную переоценку смысла, ценностей и идеи свободы в западной культуре.
Перейти к основному содержанию ПоискПоиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальное продление
- Библиотекари
- 9018 9018 Чикагский пакет
- Полный охват и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатки
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- 9017 и платежи
- О нас
- Публикуйте у нас
- Публикация новых журналов
- tners
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- СМИ
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об этике публикаций
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность вузов
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Запросы СМИ и рекламы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
Моральный релятивизм и моральный нигилизм
Страница из
НАПЕЧАТАНО ИЗ ОНЛАЙН-СТИПЕНДИИ ОКСФОРДА (Оксфорд.Universitypressscholarship.com). (c) Авторские права Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать одну главу монографии в формате PDF в OSO для личного использования. дата: 06 сентября 2021 г.
- Глава
- (стр.240) Глава 9 МОРАЛЬНЫЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ И МОРАЛЬНЫЙ НИГИЛИЗМ
- Источник:
- Оксфордский справочник по этической теории
- Автор (ы):
Джеймс Дрейер (веб-страница автора)
, Дэвид Копп- Издательство: Oxford University Press
DOI: 10.1093 / 0195147790.003.0010
В этой главе обсуждаются моральный нигилизм и моральный релятивизм с некоторой симпатией, особенно к релятивизму. Он рассматривает некоторые аргументы в пользу взглядов, некоторые аргументы против них и некоторые аргументы, предназначенные для выбора между ними. Моральный нигилизм и моральный релятивизм — это метаэтические теории, теории природы морали. Нигилизм — это точка зрения, согласно которой нет моральных фактов, что нет ничего правильного или неправильного, морально хорошего или плохого. Релятивизм — это точка зрения, согласно которой моральные утверждения верны или ложны только относительно того или иного стандарта, что все правильно или неправильно относительно католической морали, скажем, и разные вещи являются правильными или неправильными относительно конфуцианской морали, но нет ничего правильного или неправильного. симпликатор.
Ключевые слова: нигилизм, релятивизм, мораль, метаэтика
Для получения доступа к полному тексту книг в рамках службы для получения стипендииOxford Online требуется подписка или покупка. Однако публичные пользователи могут свободно искать на сайте и просматривать аннотации и ключевые слова для каждой книги и главы.
Пожалуйста, подпишитесь или войдите для доступа к полному тексту.
Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этой книге, обратитесь к своему библиотекарю.
Для устранения неполадок, пожалуйста, проверьте наш FAQs , и если вы не можете найти там ответ, пожалуйста связаться с нами .
Нигилизм | Мировые проблемы и глобальные проблемы
Нигилизм (; от латинского nihil «ничто») — это философия или семейство взглядов внутри философии, выражающее отрицание (то есть отрицание) общих аспектов жизни, которые широко принимаются в человечестве как объективно реальные. , например, знание, существование и смысл жизни.Различные нигилистические позиции по-разному придерживаются мнения о том, что человеческие ценности безосновательны, что жизнь бессмысленна, что знание невозможно или что некий набор сущностей не существует.
Изучение нигилизма может рассматривать его просто как ярлык, который был применен к различным отдельным философиям, или как отдельную историческую концепцию, проистекающую из номинализма, скептицизма и философского пессимизма, а также, возможно, из самого христианства. Современное понимание этой идеи во многом проистекает из ницшеанского «кризиса нигилизма», из которого вытекают две центральные концепции: разрушение высших ценностей и противодействие утверждению жизни.Однако более ранние формы нигилизма могут быть более избирательными в отрицании конкретных гегемоний социальной, моральной, политической и эстетической мысли.
Этот термин иногда используется в связи с аномией, чтобы объяснить общее настроение отчаяния по поводу воспринимаемой бессмысленности существования или произвольности человеческих принципов и социальных институтов. Нигилизм также был описан как заметный в определенных исторических периодах или составляющий их. Например, Жан Бодрийяр и другие охарактеризовали постмодерн как нигилистическую эпоху или образ мышления.Точно так же некоторые теологи и религиозные деятели заявили, что постмодерн и многие аспекты современности представляют собой нигилизм как отрицание религиозных принципов. Однако нигилизм широко приписывается как религиозным, так и нерелигиозным взглядам.
В популярном использовании этот термин обычно относится к формам экзистенциального нигилизма, согласно которым жизнь лишена внутренней ценности, смысла или цели. Другие видные позиции в нигилизме включают отказ от всех нормативных и этических взглядов (§ Моральный нигилизм), отказ от всех социальных и политических институтов (§ Политический нигилизм), позицию, согласно которой никакое знание не может или не существует (§ Эпистемологический нигилизм), и ряд метафизических позиций, которые утверждают, что неабстрактных объектов не существует (§ Метафизический нигилизм), что составных объектов не существует (§ Мереологический нигилизм), или даже что сама жизнь не существует.
Как я вижу: угроза экологического нигилизма — Новости — telegram.com
Полтора века назад философ Фридрих Ницше начал свой крестовый поход против угрозы нигилизма. Нигилизм (буквально «ничто-изм») — термин, придуманный писателем Иваном Тургеневым для описания верований фанатичной русской молодежи, которая, начиная с 1860-х годов, выступая против многовекового деспотизма, который пережила их страна, отвергала все заповеди цивилизации и морали в их решимости разрушить существующий порядок.Их движение породило жестокий анархизм, а также кровавый фанатизм основателя советского коммунизма Владимира Ленина.
Хотя Ницше презирал анархистов и социалистов своего времени, он считал их движения симптомом более глубокой болезни, растущей в пределах западной цивилизации: веры, проистекающей из упадка библейской веры и ее замены бесцельной «стадной моралью», которая человеческая жизнь не имеет серьезного смысла, цели или достоинства. Он опасался, что будущее может характеризоваться правлением «последнего человека», у которого нет цели в жизни, кроме комфортного самосохранения — ничего, что действительно отличает его от других животных или возвышает над ними.
Я сожалею, что нигилизм, которого опасался Ницше, иллюстрируется редакционной статьей T и G от 3 мая «Земля дышит легче в мире без нас». Вторя экстремистским заявлениям австралийского профессора философии Алана Вейсмана в его книге «Мир без нас», в которой говорится, насколько лучше была бы земля, если бы не было людей, которые могли бы ее испортить, редакционная статья, вместо того, чтобы оплакивать сотни Из тысяч смертей, уже вызванных коронавирусом (смертельные случаи, немедленно вызванные неспособностью дышать), его влияние на снижение человеческой активности (и, следовательно, загрязнения воздуха) провозглашается «захватывающим и захватывающим дух» (sic).Это нигилизм в чистом виде. Он возвышает предполагаемое благо «нашей» планеты над благом реальных людей.
Такое отношение противоречит самым фундаментальным принципам западной цивилизации, как видно из Библии, философской традиции и работы американских основателей. В Бытие Адаму и Еве и их преемнику Ною дано владычество над землей — а не наоборот — подчиняется только суверенитету Бога. Авторы Декларации независимости провозгласили, что все люди — не все животные или все формы жизни — по своей природе принципиально равны и имеют определенные неотъемлемые права, обеспечение которых правительство обязано.Наша Конституция начинается с фразы «Мы, люди», а не «Мы, животные и овощи». Авраам Линкольн аналогичным образом определил принципы нашего политического режима как правления народа, им и для людей (а не баклажанов).
Праздновать бездействие человека, вызванное ужасной болезнью, как если бы оно было каким-то образом полезно для тех людей, которые выживают, потому что оно избавляет нас от иногда нежелательных последствий индустриализации, — значит игнорировать все преимущества научно обоснованной промышленности за последние 250 лет, начиная с радикального увеличения средней продолжительности жизни человека во всем мире в результате значительного повышения продуктивности сельского хозяйства и медицинских открытий, которые вылечили болезни, которые когда-то опустошили земной шар, такие как малярия, туберкулез и полиомиелит, и снизили смертность от рака и болезней сердца .(Наука также наверняка предотвратит то, что нынешняя эпидемия приведет к чему-либо, подобному числу погибших от пандемии 1918-20 гг.).
Благодаря экспоненциальному росту мирового благосостояния, получаемого от технологий, не только миллиарды людей пользуются гораздо большей личной свободой (возможность жить в комфортабельных частных домах, иметь возможность передвигаться на самолетах, поездах и автомобилях на короткие и короткие дистанции). большие расстояния и быстрое общение с людьми во всем мире), но многие страны могут предоставить бесплатное всеобщее начальное и среднее образование, причем десятки или сотни миллионов также получают послесреднее образование.В авангарде этих достижений были Соединенные Штаты, которые значительно расширили возможности для иммигрантов со всего мира (например, моей жены, моих отцов, бабушек и дедушек) наслаждаться и передавать возможность своим детям получать удовольствие, комфортно -классовая жизнь, а также личные и политические свободы, которые были недоступны для них в других частях мира.
Несомненно, современная промышленность производит определенные нежелательные побочные продукты в виде загрязнения воздуха и воды и (возможно) изменения климата.Но благодаря изобретательности человека уровень загрязнения в Америке и других свободных развитых странах за последнее столетие значительно снизился. (Конечно, Китай, Россия и Индия сильно отстают от нас в этом отношении, во многом благодаря десятилетиям деспотического правления в первых двух и правления социализма в последнем до 1990 г., но при правильном применении наших научных и технологических достижений. методы, которые они могут в конечном итоге догнать). И нет никаких причин, как заметил выдающийся шведский эколог Бьорн Ломборг (который читал лекции в WPI несколько лет назад), почему проблему изменения климата (если таковая имеется) нельзя решить аналогичным образом без радикальных, антижизненных методов. поддерживаемые сегодняшними фанатиками «первопроходцы земли».
Самая глубокая проблема, с которой сегодня сталкивается цивилизация, — это не загрязнение окружающей среды, а духовное загрязнение в форме нигилизма. С упадком религиозной веры (или ее превращением, иногда, в средство экологического нигилизма), наряду с упадком серьезного гуманитарного образования (включающего изучение классических произведений философии, истории и литературы) в пользу распространения Политическая обработка, начиная с начальной школы, привела к повсеместной утрате чувства серьезного смысла или цели человеческой жизни.Примером этой потери является стремительное снижение рождаемости (значительно ниже уровня воспроизводства) в таких западных странах, как Италия: подобно последним людям Ницше, «постмодернистские» люди гораздо больше заинтересованы в немедленных, тривиальных удовольствиях, чем в жизни ради будущего (скажем, воспитанием детей). В Америке это также находит свое отражение в снижении признательности за замечательные традиции и принципы нашей страны (свидетельством тому является отрицание Бараком Обамой во время президентской кампании 2008 года, что Америка является более исключительной, чем любая другая нация, или «тур извинений», который он при вступлении в должность обязались признать наши прошлые «грехи» — как если бы люди мира не были в долгу перед американцами за то, что освободили их от нацистской и коммунистической тирании и делились результатами наших научных исследований, включая « Зеленая революция »с ними).