Особенности невербальных средств общения – Невербальные средства общения: классификация и особенности

19. Особенности невербального общения

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Сопровождая вербальные сообщения, невербальные сигналы могут их дублировать (обычно имеет место при выражении эмоций), уточнять (жестикуляция), заменять (попытка избежать словесного выражения) или противоречить им.

Невербальные сигналы могут быть использованы для передачи самостоятельного значения, для сопровождения и дополнения вербального сообщения, а также регулирования процесса вербального общения, обеспечивая участников информацией о времени смены реплик, завершении коммуникативного акта, о возникновении неуверенности или неловкости и т. д.

Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

При помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Преднамеренная передача невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, – трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать.

Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Например:

1) горизонтальные складки образуются при максимальном раскрытии глаз (поднятые брови) – при удивлении, беспомощности, неверии, неспособности что‑то понять или же при наступившем вдруг понимании;

2) вертикальные складки на лбу над переносицей «волевые складки» могут толковаться как:

а) показатель решимости, готовности к борьбе, ведение сопротивления, упорство;

б) сконцентрированное размышление;

в) возбуждение, требующее действий, гнев, злость, ярость;

г) переработка внутреннего конфликта.

Одновременно вертикальные и горизонтальные переходящие друг в друга складки называются «складками нужды» – признак какой‑либо внутренней «нужды», страданий и беспомощности, бедственного внутреннего положения.

Движение мускулатуры лица тесно связано с активностью глаз (взгляда, т. е. визуальным контактом) и в основном ею определяется.

Полностью открытые глаза показывают выраженную открытость, а прикрытые, «занавешенные» глаза говорят об отсутствии интереса.

Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Надо помнить, что когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше.

Прямой взгляд говорит о полном, неделимом интересе к другому и к делу, о готовности к прямому взаимодействию. Уклоняющийся взгляд всегда уходит, убегает из‑за чувства слабости, неуверенности, боязливости, слишком большой скромности или робости, какого‑либо чувства вины. Взгляд искоса используется для передачи заинтересованности (обычно он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой) или враждебности, подозрительности (опущенные вниз брови, нахмуренный лоб, опущенные уголки рта).

Невербальные сигналы помогают нам составить более четкое и адекватное представление. Наблюдая за многообразием жестов, мы можем угадать очень многое: состояния людей, их отношения, ситуацию, в которой они находятся.

Жесты иногда расходятся по своему значению с вербальной информацией тем, что сам человек говорит. Однако потом оказывается, что жесты были правдивее.

В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.

Жесты открытости Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся:

1) жест «раскрытые руки» – состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы. Этот жест демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника;

2) жест «расстегнутый пиджак» – также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Опыт показывает, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается чаще, чем между теми, кто оставался застегнутым. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности Жесты, относящиеся к этому типу, свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что‑то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Такие жесты часто связаны с левой рукой (например, жест прикрывания левой рукой рта говорит о серьезных сомнениях вашего партнера).

Если человек стремится не смотреть на вас вообще, то скорее всего он что‑то от вас скрывает. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается – это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность. Вообще все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение, имеют общий смысл – негативный. Жестам отрицания характерны сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, – это отворачивание тела в сторону, касание носа, взгляд сбоку. Если ступни или все тело повернуто по направлению к выходу, то это ясный знак того, что человек хочет закончить встречу, разговор и уйти.

Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

В этой ситуации надо либо чем‑то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти. Если вы будете продолжать разговор в том же ключе, то вряд ли добьетесь желаемого результата.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите, ибо собеседник начнет уходить от обсуждения. Нужно также учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последует вашему примеру. Правда, этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, но это бывает тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер.

Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник еще сжимает пальцы в кулак – это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не помогает, то постараться сменить тему разговора.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), означает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу.

Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит, что ваш собеседник «на пределе». И если не принять оперативных мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Еще один популярный среди деловых людей жест – те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест передает двойной сигнал: первый – о негативном отношении (скрещенные руки), второй – чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большего пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что его что‑то заинтересовало. Остается выяснить, что же побудило его сосредоточиться на какой‑то проблеме.

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того как решение принято, почесывание прекращается. Этому жесту обычно соответствуют на его лице слегка прищуренные глаза – он как бы что‑то рассматривает вдали, ища там ответ на свой вопрос. Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы – ниже рта), – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Когда вашему собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его потирают.

Жесты несогласия можно назвать жестами вытеснения, поскольку они проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма являются одним из таких жестов. Собеседник, ощипывающий ворсинки, обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды – это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

Поза обиды принимается собеседником, когда он обижен или оскорблен вашими словами. В этом случае он приподнимает плечи и опускает голову. Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги (стрел, кругов и т. п.). Вам следует переключить разговор на другую (лучше нейтральную) тему. Когда увидите, что собеседник успокоился, осторожно выясните причину его претензий к вам.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточно красноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите: нужно что‑то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Жест, связанный с почесыванием уха, вызывается желанием собеседника отгородиться от слышимых слов и говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связываются с очками. Одним из способов затянуть время для обдумывания окончательного решения служит сосание дужки очков. Это такое постоянное снимание и надевание очков, протирание линз. Когда вы наблюдаете такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожидании.

Жестом, служащим знаком того, чтобы не спешить, является «расхаживание». Многие собеседники прибегают к этому способу, пытаясь «протянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Это очень позитивный жест. Но с тем, кто расхаживает, разговаривать не следует. Это может нарушить ход его мыслей и помешать принятию решения.

Жесты, свидетельствующие о лжи Во время любого делового разговора очень важно наблюдать за жестами, которые свидетельствуют о лжи. Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Поэтому наши бессознательные жесты и телодвижения могут выдать нас с головой, когда мы пытаемся говорить ложь. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится. Психологи утверждают, что вруна, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдаст отсутствие соответствия между микросигналами подсознания, выраженными жестами и сказанными словами.

Итак, во время беседы или переговоров у вашего собеседника или партнера может появиться жест, связанный с приближением рук к лицу. Это должно насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что‑то неприятное или нехорошее. Это может быть сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь.

Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одним из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если такой жест используется собеседником в момент речи – это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает – это значит, что он чувствует, как вы лжете.

Жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением к носу.

Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа, и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущений.

Жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону или еще чаще в пол.

Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда они лгут или подозревают, что их обман раскрыт.

Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими является:

1) «закладывание рук за спину с захватом запястья». От этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок». Он говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что, чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «возьми себя в руки». Это плохой жест, который используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер по переговорам наверняка почувствует это;

2) «закладывание рук за голову». Этот жест характерен также для «всезнаек». Многие собеседники раздражаются, когда кто‑нибудь демонстрирует его перед ними. Существуют несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите: «Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?» Затем откиньтесь на спинку стула, ладони оставьте в поле обозрения и ждите ответа. Хорошим способом взаимодействия будет копирование его жеста. Если вы хотите показать, что согласны с собеседником, все, что вам нужно сделать, – это повторить его позу. Однако в случае, если собеседник в позе «руки за голову» делает вам замечание, копировать его жест не следует, чтобы не разозлить его.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу. Они выражаются подачей корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или обе руки держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

Жесты, связанные с манерой курить, указывают, как собеседник относится к сложившимся обстоятельствам: положительно или отрицательно. Прежде всего нужно обращать внимание на направление, в котором тот выпускает дым изо рта – вверх или вниз. Положительно настроенный, уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх постоянно. И наоборот, негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями будет почти всегда направлять струю дыма вниз. Выдувание струи вниз из уголков рта говорит о еще более негативном и скрытом отношении. О том, настроен ли человек положительно или негативно, можно судить и по скорости выдыхания дыма. Чем быстрее струя выпускается вверх, тем увереннее и высокомернее чувствует себя человек; чем быстрее струя выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен человек.

В процессе делового общения очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника, поскольку это дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жесты почти не фиксируются сознанием, но имеют в процессе общения очень большое значение, т. к. гораздо лучше слов передают истинные мысли, внутреннее состояние и настроение.

Как правило, человек поднимает плечи, когда он напряжен, и опускает, когда расслаблен.

Плечи, спадающие вперед, – чувство слабости и подавленности, покорности, комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед – наружу – при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владение ситуацией.

Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что‑то установить, сомнения, раздумья.

Если руки упираются в бедра, то это демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства. Руки, поддерживающие верхнюю часть туловища, опираясь на что‑либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и так далее, т. е. поддерживание верхней части тела, говорит о стремлении к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Поднятая голова и опущенные плечи – выраженное чувство уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы, открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова, взгляд сверху дают критическую дистанцию, критическую бдительность. Запрокидывание головы назад – активная готовность или желание деятельности, вызов по отношению к другим.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность. Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве и, возможно, о флирте.

О внутреннем состоянии человека многое говорит положение тела.

Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые мы называем однозначными. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями.

Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, обычно принимает позу докладчика. Сутулая спина – смирение, покорность, угодничество.

Хорошая непринужденная осанка – высокая восприимчивость и открытость окружающему. Неподвижность или напряженность тела – реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться.

О состоянии, самочувствии человека, его характере и возрасте можно также судить по походке.

Озабоченный человек ходит в позе «мыслителя», голова опущена, руки сцеплены за спиной. Человек, находящийся в угнетенном состоянии, – руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги. Уверенный человек ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и намерен ее реализовать. Заносчивый человек – высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль – «вышагивание лидера».

Из указанных видов походок для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека. Создает впечатление уверенности и правильная осанка. К тому же правильная осанка делает любого человека стройнее. И наоборот, если у вас плохая осанка, вы производите впечатление расхлябанности, несобранности и неуверенности. Поэтому, чтобы создать о себе более благоприятное внешнее впечатление у окружающих, ваша осанка должна быть не одеревенелая, а легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, спина расправлена. Старайтесь всегда стоять и сидеть прямо.

Произвести хорошее впечатление очень трудно при отсутствии навыков искусного владения собственным телом. Чтобы научиться владеть своим телом, не обязательно обладать какими‑то особыми физическими данными, важно этого хотеть.

Итак, при помощи невербальных сигналов можно:

1) подтверждать, пояснять или опровергать передаваемую словесным путем информацию;

2) передавать информацию сознательно или бессознательно;

3) выражать свои эмоции и чувства;

4) регулировать ход разговора;

5) контролировать и воздействовать на других людей;

6) восполнять недостаток слов.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ.

studfile.net

Невербальное общение — особенности, виды невербальных средств общения

По статистике при взаимодействии людей только 7% информации действительно передается с помощью связной речи, остальные 93%  мы получаем посредством языка жестов. Данное понятие представляет собой целую науку, успешное освоение которой способствует формированию лучшего понимания между партнерами. Невербальное общение помогает образованию чувства доверия между собеседниками, глубокому соприкосновению душ. Замечено, что чем более открыто мы себя чувствуем перед человеком, тем активнее проявляем невербальные средства общения. Это значит, что в процессе взаимодействия с приятными людьми человек чаще улыбается, его лицо выглядит расслабленным, глаза сияют. Невербальное взаимодействие включает в себя: мимику, жесты, интонацию, тембр голоса, расстояние между собеседниками и положение тела во время разговора.

Язык жестов сам по себе обладает рядом характеристик, которые помогают лучше вникнуть в предмет разговора и буквально «прожить» его от начала до конца. Ваш собеседник не может сознательно управлять посылаемыми сигналами, поскольку такие вещи контролировать невозможно, а значит, обмануть он вас по определению не сможет. Какие же можно выделить значимые особенности для обозначения такого понятия как невербальное общение?

Особенности невербального общения

Точно отражает чувства

Что бы вы ни испытывали: гнев, удивление, разочарование, счастье или печаль – ваша мимика и жесты обязательно скажут об этом собеседнику. Не все действительно умеют читать по лицам, но на подсознательном уровне человек всегда чувствует, говорят ли ему правду или хотят обмануть. Замечено, что лжец постоянно подносит ладонь к лицу: то прикрывает рот, то незаметно для себя чешет нос или веко. Подобные проявления свидетельствуют о скрытом намерении сознательно ввести собеседника в заблуждение, дать заведомо неверную информацию для достижения личной выгоды.

Невербальное взаимодействие способно максимально полно отразить испытываемые в данный момент чувства и эмоции. Вот почему становится практически невозможно скрыть от окружающих состояние влюбленности. Находясь в этом незабываемом чувстве, человек перестает себя контролировать: он начинает проявлять именно те эмоции, которые в данный момент руководят мыслями и поступками. Стираются границы реальности, личность чувствует воодушевление и восторг от счастливой возможности быть самой собой.

Возможность достижения глубокого взаимопонимания

Невербальное общение отличается тем, что помогает людям лучше узнать друг друга в процессе взаимодействия. Если мы достаточно внимательно относимся к нашему собеседнику, то вскоре начнем понимать истинные мотивы его поступков и действий. Все потому, что мы во время личностного взаимодействия имели возможность наблюдать за всеми теми признаками и выражениями чувств, которые характеризуют эмоциональное состояние человека.

Возможность достижения глубокого взаимопонимания стремительно возрастает в тех случаях, когда оба собеседника настроены на эффективное взаимодействие. Процесс невербального общения помогает им сконцентрироваться друг на друге и улавливать незаметные для окружающих посылы и знаки.

Невербальные средства общения: виды

Невербальные средства являются сопроводительными элементами общения, они дополняют беседу, придают ей больше эмоциональности.  Без данных значимых факторов всякое взаимодействие сделалось бы излишне формальным, приобрело бы официальный оттенок.

Мимика

Невербальное взаимодействие обязательным образом затрагивает мимику человека. Она дополняет любой процесс общения, делает его максимально ярким и насыщенным. Когда мы беседуем с человеком, то всегда смотрим ему в лицо, ожидая увидеть там подтверждение или опровержение своих мыслей. Даже если собеседник ничего не отвечает на наши слова, то внутренне мы всегда знаем, согласен он с нами или нет. Эмоции имеют свойство весьма сильно отражаться на лице. Мимика человека меняется в зависимости от испытываемых эмоций, что позволяет нам лучше понимать того, кто находится рядом.

Невербальные средства общения  помогают лучше осознать, что в данный момент испытывает другой человек. Выражение лица является главным элементом отображения чувств. Например, гнев можно почувствовать по широко открытым глазам, сведенным вместе бровям и опущенным книзу  уголкам губ. Состояние счастья нельзя перепутать ни с чем другим: открытый взгляд, уголки губ приподняты, глаза сияют. Удивление выражается в том, что рот слегка приоткрыт, брови подняты вверх. В состоянии страха человек склонен сильно зажиматься: глаза отведены в сторону или опущены, мимика вялая, словно замершая. Когда субъект находится в состоянии глубокой печали, то перестает замечать окружающих людей и события, а просто погружается в себя, нередко замыкаясь на собственных переживаниях. В этот момент личность не способна продуктивно взаимодействовать с другими лицами, быть в чем – то полезной, так как сама нуждается в помощи и утешении.

Жесты и позы

Процесс невербального общения строится на подсознательном улавливании сигналов от лица, с которым мы общаемся. То, как человек сидит, во многом определяет его отношение к предмету разговора и к собеседнику в частности. В случае искренней заинтересованности субъект обычно стремится занять близкое расположение от того, кто ему наиболее симпатичен. Даже если человек не имеет возможности или просто стесняется подойти, то его ноги примут точное направление, куда бы он хотел отправиться в эту минуту.

Неуверенность выражается в непроизвольном почесывании ушей или сложением рук на груди. Можно иногда замечать, как некоторые люди в стрессовой ситуации не знают, куда деть руки. Это как минимум свидетельствует о том, что они испытывают чувство сильного беспокойства и пытаются контролировать свое волнение. В состоянии открытости личность ведет себя свободно и раскованно: все тело расслаблено, взгляд непринужденный и позитивный. Счастье буквально распространяется на все, чем мы занимаемся: везде сопровождает легкость и отличное настроение.

Чувство превосходства над другими заставляет личность выпрямлять спину, занимать лидирующую позицию: голова поднята вверх, плечи расправлены, веки несколько закрыты. Такое выражение означает примерно следующее: «Я все знаю лучше вас, и потому вы должны мне подчиняться»

В состоянии скуки человек обычно склонен подпирать щеку ладонью и сидеть в таком положении длительное время. Спина при этом согнута, взгляд плавающий, рассредоточенный.

Критичность находит проявление в том, что субъект прикладывает ладонь к щеке и выпрямляет указательный палец по всей ее длине. Глаза при этом время от времени следят за окружающими. Так невербальное общение может о многом рассказать, поведать сокровенные тайны личности.

Интонация и тембр голоса

Мы зачастую привыкли воспринимать именно слова оппонента, а не то, как именно он их произносит. Тем не менее, наше подсознание всегда точно определяет, как к нам относятся люди, какое мнение о нас складывается со стороны. Те или иные чувства всегда влияют на голос, и невербальное общение помогает это понять.

Волнение заставляет субъекта говорить обрывистыми фразами, иногда «проглатывая» окончания и даже целые слова. При этом часто создается впечатление, что человек хочет что – то доказать: он сбивается с мысли, иногда запутывается в собственных высказываниях. Пребывая в состоянии волнения, мы оказываемся неспособными трезво оценить ситуацию, в которой оказались.

Неуверенность проявляется появлением во время разговора беспричинного кашля, различных нервных подергиваний. Одни люди совершенно теряются и буквально боятся поднять глаза на собеседника, другие внезапно начинают говорить без умолку.

Усталость характеризуется низким тоном голоса, при этом человек чувствует себя абсолютно бессильным перед обстоятельствами. В состоянии усталости нельзя принимать серьезные решения, так как вероятность совершить ошибку возрастает.

Энтузиазм и радость проявляются высоким тоном голоса, сама речь звучит уверенно и размеренно. В этом настроении субъект чувствует, что ему все по плечу и он сможет преодолеть любые преграды.

Визуальный контакт

Невербальное общение имеет колоссальное значение в самом процессе взаимодействия. Визуальный контакт очень важен для установления тесных, доверительных отношений. Искренность между партнерами рождается из внутреннего чувства взаимного уважения и приятия. Умение смотреть собеседнику в глаза и понимать его душой, сердцем является величайшим достижением. Чем ближе расстояние между собеседниками во время разговора, тем более открытыми они могут быть по отношению друг к другу. Как правило, близкое расположение выбирают друзья и родственники, дистанцию держат с коллегами и подчиненными.

Таким образом, невербальное общение представляет собой целостную систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между партнерами.

psyh.info

Специфика невербальной коммуникации

Невербальное общение

Речевое общение, как показывают исследования, является основным видом человеческой коммуникации. Современный человек произносит за день около 30 тысячи слов. Эффективность коммуникации зависит не только от произнесенных слов, но и от невербальных средств, таких, как жесты, мимика, взгляд, телодвижения, темп речи собеседника.

Наиболее древней формой коммуникации является невербальное общение, оно является бессознательным процессом. А. П. Садохин понимает «невербальную коммуникацию» как систему неязыковых средств, знаков и символов, используемых в процессе общения для передачи информации.

Человек применял жесты и мимику на протяжении своей эволюции, понимая и оценивая состояние собеседников по телодвижениям. Невербальный язык частично универсален, например, младенцы одинаково плачут, смеются. Жесты имеют культурную природу, передаются из поколения в поколение. Универсальные жесты считаются свидетельством эволюционного родства человека с обезьянами, например, улыбка, смех, удивление т.д.

Замечание 1

В основе невербальной коммуникации лежат биологический и социальный, врожденный и приобретенный источники, полученные в ходе социализации человека.

Учеными установлено, что при выражении эмоций у приматов и людей мимика, жесты и некоторые телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Элементы невербальной коммуникации не поддаются сознательному контролю, к ним относятся, например, покраснение лица, расширение зрачков, побледнение и т.д.

Выделяют 3 типа невербальных средств на основе признаков намеренности/ненамеренности:

  1. Собственно коммуникативные – знаки, передающие информацию об объекте, состоянии или каком-либо событии, предмете.
  2. Поведенческие – знаки, обусловленные физиологией человека, например, дрожь от холода, побледнение и т.д.
  3. Ненамеренные – знаки, связанные с привычками человека, например, покусывание губ, качание ногой и т.д.

Таким образом, использование невербальных средств в общении происходит спонтанно, в некоторых случаях средства не поддаются контролю.

Как правило, в естественных условиях люди сами успешно усваивают невербальные средства общения через наблюдение, копирование.

Специфика невербальной коммуникации

Успешное межличностное взаимодействие с людьми других национальностей зависит от того, насколько верно и грамотно выстроена система используемых вербальных и невербальных средств. Каждый день люди пользуются десятками жестов, не задумываясь об их смысле и не понимания, что они способны передать гораздо больше информации, чем слова.

В практике различных межкультурных контактов наиболее распространены следующие универсальные жесты:

  1. Открытость – раскрытие руки, ладони направлены вверх, нет зажимов рук и ног. Такие жесты свидетельствуют об искренности, открытости партнера и его желании установить доброжелательные отношения. Жест «расстегивания пиджака» наиболее характерен для деловых контактов: в присутствии друг друга открытые, дружественно настроенные люди расстегивают или снимают пиджак.
  2. Зашита – руки, скрещенные на груди, однако скрещивание рук является универсальным жестом и обозначает оборонительное или негативное состояние человека, а сжатые в кулак пальцы говорят о враждебности или оборонительной позиции. Такие жесты свидетельствуют о дискомфорте собеседника, о предчувствии угрозы или опасности.
  3. Жест, подчеркивающий социальное, материальное или интеллектуальное превосходство – руки скрещены на груди, но большие пальцы рук выставлены вертикально.
  4. Ложь, желание скрыться от обмана или подозрения – защита рта рукой, собеседник прикасается к носу, потирает веко. Для определения откровенности партнера в беседе следует понаблюдать за положением его ладоней – этот жест абсолютно бессознателен.

Специфика межнациональной невербальной коммуникации

Вступая в контакт с представителем другой национальности, страны необходимо учитывать, что в каждой стране наряду с универсальными средствами есть такие, которые в их культуре интерпретируются по-своему. Часто один и тот же жест у разных народов имеет не только разное, но и прямо противоположное значение.

Например, в Голландии жест кручения указательным пальцем у виска означает, что кто-то произнес остроумную фразу.

Говоря о себе, японец указывает на нос, европеец же – на грудь.

В Турции и Греции нельзя показывать официанту два пальца, указывая на две порции, поскольку в этих странах этот жест интерпретируется как жесткое оскорбление.

Вместо слова «нет» жители Мальты слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Однако этот же жест в Италии и Франции означает, что человеку нездоровится и ему необходима помощь.

Жест «окей» американцы и многие другие народы интерпретируют как сообщение о том, что у них «все в порядке». Однако в Японии этот жест используют в разговоре о деньгах, в Греции служит знаком отмашки, во Франции обозначает «ноль», а на Мальте таким жестом характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

Во Франции или Италии, если какую-либо идею считают глупой, стучат по своей голове, в Германии шлепают себя ладонью по лбу, а в Испании этот жест показывает, что человек доволен собой.

Жесты во Франции обладают особой экспрессией. Если француз чем-либо восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и посылает в воздух воздушный поцелуй. Если же он хочет предупредить о чем-либо, то потирает указательным пальцем основание носа.

В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой, так как правая рука делает то, что надо, а левая – то, что хочет. Считается, если человек (правша) активно жестикулирует левой рукой, то это свидетельствует о том, что он говорит не то, что хочет или негативно относится к происходящему.

У различных национальностей существуют разные представления о расстоянии (дистанции) между собеседниками. Например, немцы обычно ведут разговор на расстоянии 60 см, а для арабских стран это расстояние для общения слишком большое.

Визуальный контакт в общении различные народы используют по-разному. Человеческие цивилизации делят условно на «контактные» (взгляд имеет огромное значение у арабов, латиноамериканцев) и «неконтактные» (японцы, индийцы, пакистанцы).

При общении с человеком из другой страны необходимо аккуратно относиться к юмору и русским пословицам. Как правило, русский юмор неадекватно воспринимается японцами, даже если переведен корректно.

Замечание 2

Итак, в каждой стране существует свое представление о нормах и правилах вербального и невербального общения. Знание этих особенностей позволяет произвести благоприятное впечатление на собеседника и установить с ним межличностный контакт

spravochnick.ru

Реферат на тему «Невербальные средства общения»

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Московский городской педагогический университет

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Педагогический колледж «Дорогомилово»

Доклад на тему:

«Невербальные средства общения».

Подготовила

Студентка 46 группы

Гладченко Анастасия

Преподаватель:

Ниценко О.В.

Москва 2018г.

План:

1.Введение……………………………………………………………………….3

2.Невербальные средства общения………………………………………………….3

3.Формы невербальной коммуникации…………………………………………4

4. Функции невербальных средств общения…………………………………..7

5. Социальное и психологическое значение мимики у детей………………..8

6. Особенности невербального общения в разных странах…………………12

7. Заключение…………………………………………………………………..13

Введение.

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» — языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Язык жестов во многом определяет, как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам. Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист Аллан Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные средства общения.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу отойдешь, слово застрянет в горле. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык. Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика и голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестетика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика — движение мышц лица.

2.Такесика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

3. Проксемика — расположение людей в пространстве при общении.

4. Физиогномика — учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.

5. Просодика — ритмико-интонационное оформление речи.

Формы невербальной коммуникации.

Походка. Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная. Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза. Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Жесты. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180. Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено. Приведем несколько примеров: прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывания. Аналогичную информацию о клиенте несет жест прикосновения к носу. Клиент, который почесывает или поглаживает собственный нос скорее всего в данный момент находится в оппозиции по отношению к высказыванию менеджера. Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом «затыкания» ушей и означает, что человек не хочет слышать того, о чем ему говорит собеседник. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших утверждений. Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть. Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные для себя варианты. Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию. Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается. Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как и животные, наклоняют голову, когда становятся чем-то заинтересованными, первым заметил еще Чарльз Дарвин). И наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее.

Мимика. Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Визуальный контакт. Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо. Следует всегда принимать во внимание этот важный факт.

По своей специфике взгляд может быть: Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства. Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения. Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо — расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю.

Функции невербальных средств общения.

Следует отметить, что невербальное поведение личности многофункционально. Невербальное поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися. Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений. С помощью невербальных средств общения возможна имитация значимых эмоциональных состояний. Охарактеризовывает подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика, как уже было сказано раньше.

Невербальные средства повышения делового статуса.

В процессе разговора собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, производило наилучшее впечатление, а атмосфера повышала его деловой статус. Однако, следует помнить, что слишком роскошный офис воспринимается посетителями с недоверием. Оформляя офис, нужно помнить, что картины и другие офисные украшения должны быть нейтральными и одновременно подчеркивать имидж компании. Стены лучше окрасить в стандартные цвета, общепринятые для служебных помещений. В России наиболее приемлемыми являются бежевый и голубой цвета. При оборудовании офиса применительно к российским условиям обычно выделяется три зоны: зона личной работы, коллегиальной деятельности и дружеского общения. В зоне личной работы должны находится рабочий стол, удобное кресло, телефоны, современное организационно-техническое оборудование. Рабочее место должно быть правильно освещено. Зона коллегиальной деятельности оборудуется с учетом требований организации совещательной работы с людьми. Необходимо иметь «коллегиальный» стол, удобные стулья, ручки и карандаши, бумагу для записей, графин с водой и стаканы. Зона дружеского общения должна находиться в стороне от двух остальных. В ней нужно иметь пару кресел, журнальный столик, прохладительные напитки. Своим оформлением зона должна располагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения. При оборудовании офиса желательно учитывать невербальные средства, которые могут ощутимо повысить деловой статус его хозяина. Так, например, чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет сидящий в нем человек. У преуспевающих людей кресла чаще всего имеют высокую обтянутую кожей спинку, а стулья для посетителей – низкую спинку. Большое влияние можно оказать на посетителя, если его стул будет расположен по другую сторону стола, напротив руководителя. Повысить деловой статус могут и некоторые другие приемы невербального общения: низкие стулья и диванчики для посетителей, дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя.

Социальное и психологическое значение мимики у детей.

Задолго до того, как дети начинают произносить отдельные слова, выражения их лиц передают сообщения, которые являются решающими для контакта матери и ребенка. Выражения лиц говорят нам о том, что дети радостны или печальны, сердиты или испуганы, удивлены или смущены. Если мы не сможем «прочитать» то, что «написано» у ребенка на лице, мы не сможем понять его наиболее важные сообщения, не сможем почувствовать его симпатию или продемонстрировать свою. К трехнедельному возрасту младенцы начинают отвечать на взгляд внимательно смотрящего на них человека Новорожденный предпочитает лицо или его схематическое изображение. Лицо в сравнении с некоторыми другими стимулами (фотографиями детского рожка, медведя, шахматной доски, мишени) привлекает большее внимание и ведет к некоторому двигательному успокоению, включая снижение сердечного ритма у шестимесячных младенцев. Другие исследования указывают, что предпочтение лица как стимула изменяется в зависимости от возраста и ряда других факторов.

Некоторая противоречивость в фактах относительно роли лица как зрительного стимула, несомненно, результат сложностей измерения. С одной стороны, трудно выделить один какой-нибудь определенный показатель зрительного поведения младенца. Тем не менее, уже на основе имеющихся данных можно сделать вывод, что человеческое лицо — мощный стимул социального развития. По мере взросления детей мимические выражения эмоций облегчают им развитие навыков игры со сверстниками и организацию взаимоотношений, характеризующих их социальную жизнь. Начиная с подросткового возраста, привязанность направляется больше на сверстников, чем на родителей, и может относиться также к группам (таким, как школа, колледж, коллеги по работе). Гипотеза о том, что привязанность возникает на основе эмоциональной коммуникации с помощью зрительных, оральных и кожных ощущений, противоположна точкам зрения теоретиков социального изучения и классического психоанализа, которые рассматривают привязанность как функцию удовлетворения матерью «первичных» потребностей младенца. Однако младенцы не проявляют привязанности к другим объектам (например, к детскому рожку), связанным с удовлетворением потребностей, и такие объекты не вызывают ни улыбки, ни речевых звуков, ни повышения внимания. Было обнаружено также, что эмоционально-коммуникативные характеристики основываются большей частью на выразительных реакциях, морфология которых определена эволюционно-генетическими процессами. Согласно исследованиям, на язык тела приходится 93% посылаемой информации. Кто бы мог подумать, что наши мимика и пантомимика могут говорить так громко? Давая детям всевозможные инструкции, не многие родители задумываются о невербальных способах общения с ними. А ведь невербальное общение оказывает долгосрочное влияние на то, как дети слушают, ведут себя, усваивают информацию и разговаривают с другими людьми. Оно также влияет на их отношение к нам, родителям, и на то, как дети выглядят в глазах других людей. Невербальное общение может оказывать серьезное воздействие на то, насколько ребенок понравится окружающим людям и на возможности, которые появятся у него в будущем. Несомненно, данный тип общения оказывает огромное влияние на судьбы детей. Нам как родителям важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на наши слова, а на форму их подачи. Нам необходимо тщательно моделировать поведение, которое мы хотим видеть в наших детях. Поэтому мы должны улучшать собственные навыки невербального общения, чтобы они могли эффективно учиться у нас и улучшать свои социальные навыки. К счастью, существует множество способов положительно повлиять на навыки понимания и общения наших детей. Далее представлены полезные советы, которые будут полезны родителям.

1. Значение зрительного контакта. Родители часто игнорируют значение зрительного контакта со своими детьми. И напрасно, поскольку хороший зрительный контакт между родителями и ребенком является важным инструментом нормального развития малыша. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. При этом ребенку важно сосредотачивать свое внимание не только на лице, но и на движении губ. Это делает наше высказывание более «читабельным» и воспринимаемым.

2. Разговор на уровне ребенка. Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух. Педагогам часто рекомендуется преподавать на одной горизонтальной плоскости с детьми, чтобы налаживать и укреплять связь с учениками.

3. Использование позы, открытой к общению. Когда мы принимает открытую позу, то есть наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону, в отличие от скрещенных или обнимающих плечи рук мы демонстрируем детям свою готовность принимать то, что они хотят сказать. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.

4. Позитивное выражение лица. Улыбка, поднятые вверх уголки губ, а также глаза, выражающие заинтересованность и широко раскрытые от взволнованного предвкушения, влияют на реакции детей на наши высказывания. Позитивное выражение лица родителей побуждает их к позитивным откликам.

5. Обоюдное, совместное внимание. Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету (например, когда родитель опускается на пол вместе с ребенком, чтобы вытереть грязь, вместо того, чтобы приказывать ребенку убрать беспорядок самостоятельно) чрезвычайно важно для привлечения интереса ребенка к насущной теме. Когда мы рассматриваем и оцениваем тему разговора вместе с нашими детьми, мы заинтересовываем их на более глубоком уровне.

6. Тон голоса и интонация, при разговоре с детьми. Ни для кого не секрет, что младенцы и маленькие дети любят материнский язык (мамин высокий тон голоса). Было проведено исследование, которое обнаружило, что материнский язык помогает детям определять, где слова начинаются и где заканчиваются, а значит, узнавать звуки, слоги, слова и, наконец, предложения.

7. Жесты. Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.

8. Звуки (угу, м-м-м, ах). Использование родителями голосовых реакций (не словесных) при разговоре с ребенком демонстрирует ему нашу заинтересованность в том, что он говорит. Эти звуки подбадривают ребенка, так как мы показываем, что слушаем его очень внимательно.

9. Близость между родителем и ребенком. Когда дети еще маленькие, очень важно, чтобы пространство (дистанция) между ними и родителями было относительно небольшим (30–60 см). Когда дети становятся подростками, это пространство естественным образом увеличивается и требует к себе более внимательного отношения родителей.

10. Передвижение (движения, которые следует/не следует совершать родителям). Для того чтобы демонстрировать ребенку нашу заинтересованность в разговоре с ним, наши движения должны быть ограничены жестами и мимикой. Ходьба родителей не только отвлекает ребенка, но также нарушает близость и связь с малышом, которые необходимы для эффективного общения.

Особенности невербального общения в разных странах.

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь – пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец – на нос. В некоторых странах Африки смех – показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея ввиду две чашечки кофе) – это считается очень оскорбительным жестом. Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение.Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами. Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это – оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости. В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику. У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо – если помещений несколько – при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника.

Заключение.

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

Использованные источники:

  1. Лаврин Ч. Психология классика. О выражении эмоций у человека и животных. — М.: АН СССР Питер, 2001, 315стр.

  2. Виноградова,С.М, Г.С.Мельник. Психология массовой коммуникации.- М.: Юрайт, 2014, 512 стр.

  3. И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. Психология: основные отрасли.- М.: Человек, 2014, 360 стр.

  4. Шабельников, В. К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система.– М.: Культура: Академический проект, 2013, 590 стр.

  5. Щербатых Ю. Искусство обмана. Популярная энциклопедия. –М.: Эскомод, 2005, 204стр .

  6. Хигир Б. Физиогномика. –М.: Союз 2006г, 35 стр.

  7. Степанов С. Язык внешности.- М.: Русь, 2001, 412 стр.

  8. psi.webzone.ru — сайт под названием «Психологический словарь»

  9. follow.ru — сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология).

  10. koob.ru — Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

  11. psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). — Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я — хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни.

Использованные источники:

  1. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер.. — М.: Добросвет, КДУ, 2013. — 366 c.

  2. Двойнин, А.М. Психология верующего. Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. / А.М. Двойнин. — СПб.: Речь, 2012. — 224 c.

  3. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. — М.: ЛКИ, 2016. — 202 c.

  4. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. — М.: Академический проект, 2015. — 214 c.

  5. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

  6. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс; под ред. Л.А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 386 с.

  7. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.П. Кандратьева. – М.: Высшая школа, 1989. – 381 с.

  8. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

  9. ethnopsyhology.narod.ru – «Этнопсихология» — онлайновый учебный центр. Историческая этнология. Этнопсихология. Справочник-руководство. Современная этнопсихология.

  10. follow.ru — сайт «Познай себя и окружающих». Небольшая подборка статей по теме Психология (общая, возрастная, семейная, в бизнесе, психотерапия, сексология и др.).

  11. psy.com.ru – «Психология жизни». Популярная психология (психология в повседневной жизни). — Психологический портал развития человека. Развитие потенциала мозга и тела. Подборки статей по темам: Самосовершенствование, Я — хозяин жизни, Деньги и успех, Копаемся в себе, Он и она, Мудрость жизни и др.

  12. koob.ru — Библиотека «Куб», дочерний проект сайта yugzone.ru «Всестороннее развитие возможностей человека».

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о