Пмпк консилиум в доу – Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ

Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ

  

  1. Задачи  ПМПк
  2. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
  3. Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
  4. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
  5. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
  6. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
  7. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

 

2. Функции ПМПк

  • Экспертно – диагностическая
  • Информационно – аналитическая
  • Организационная
  • Методическая
  • Консультативная
  • Функция сопровождения
  • Просветительская

 

3. Виды ПМПк

Плановые

(1 раз в год)

Внеплановые

(по запросу специалистов)

определение путей психолого — медико-педагогического сопровождения ребенка

принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута

изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)

 4. Основные направления работы и  функциональные обязанности специалистов ПМПк

  1. Педагог-психолог: осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические  данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
  2. Медицинский работник: представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников:
  • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок,
  • характеристика заболеваний за последний год.
  • Учитель-логопед: освещает результаты развития ребенка на   момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно — развивающих занятий с воспитанниками группы.
  • Воспитатель группы: представляет педагогическую характеристикудеятельности и поведения ребенка, фиксирует:
    • трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях;
    • особенности индивидуальных черт его характера;
    • самочувствие ребенка в детском саду.
    1. Старший воспитатель: организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений  в развитии ребенка.
    2. Председатель ПМПк определяет круг обсуждаемых вопросов.

    5. Структура проведения  ПМПк

    6. Критерии деятельности ПМПк в ДОУ

    1. Нормативно – правовая база:

    Организационные документы:

     — приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.

     — приказ руководителя учреждения о создании ПМПк

     — Положение «О психолого – медико — педагогическом консилиуме (ПМПк)

    — договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК)

     — договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.

    2. Документация:

     — план работы ПМПк

     — протоколы заседаний ПМПк

     — протоколы первичных представлений на ПМПк

     — педагогическая характеристика

     — направление на районный ПМПК

     — заключение ПМПк

     — программа индивидуальной работы специалиста ПМПк

    ozr-dou17.edumsko.ru

    Методическая разработка по теме: положение ПМПконсилиума в МБДОУ

    Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения

    1. Общие положения

    1.1. Консилиум является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе ДОУ, наделенное правом давать рекомендации.

    1.2. Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Уставом ДОУ.

    1.3. Консилиум создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ.

    1.4. Консилиум осуществляет свою деятельность, взаимодействуя с педсоветом, медицинской, логопедической и психологической службами ДОУ и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.

    2. Основные направления консилиума

    2.1. Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

    2.2. Консилиум собирается для установления педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах коррекционного воздействия, контролирует родителей, воспитателей, специалистов по вопросам профилактики, лечения, воспитания, обучения, педагогической поддержки детей с особыми возможностями здоровья, готовит документы на городскую комиссию в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

    2.3. Диагностическая функция консилиума предусматривает разработку рекомендаций и программ индивидуальной коррекционной работы с детьми.

    2.4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

    2.5. Основными направлениями деятельности консилиума являются:

    – выработка коллективных рекомендаций по психолого-педагогической работе;

    – комплексное воздействие на личность ребенка;

    – консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

    – социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни или психотравмирующих обстоятельств;

    – охрана и укрепление соматического и психологического здоровья с учетом индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.

    3. Задачи консилиума

    3.1. Главная задача консилиума – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

    3.2. В задачи консилиума входят:

    – организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психолого-педагогического обследования;

    – выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, психической и физической подготовленности воспитанников;

    – определение характера и продолжительности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в образовательном учреждении возможностей;

    – выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих уровню его подготовки к обучению;

    – согласование планов работы различных специалистов;

    – профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов; организация оздоровительных мероприятий;

    – подготовка и ведение документации, отражающей развитие ребенка, динамику его состояния;

    – составление подробного заключения о состоянии здоровья и развития ребенка на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

    4. Организация работы консилиума и документация

    4.1. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе сотрудников ДОУ или родителей (законных представителей).

    Заседания консилиума разделяются на плановые, которые проводятся один раз в квартал, и внеплановые. Совещание специалистов может быть также созвано экстренно, в связи с острой необходимостью.

    4.2. Организация заседаний проводится в два этапа:

    – подготовительный этап предусматривает сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании;

    – на основном этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители.

    4.3. На период подготовки заседания консилиума и реализации рекомендаций назначается ведущий специалист – логопед (или психолог), проводящий коррекционно-развивающее обучение. Он отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на психолого-медико-педагогическую комиссию.

    4.4. На заседании консилиума каждый специалист, участвовавший в коррекционной работе с детьми, представляет составленные на основе обследования заключение (представление) и рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические).

    4.5. Схема заседания предусматривает:

    – организационный момент;

    – заслушивание заключений (представлений) специалистов, их дополнение ведущим специалистом, врачом и другими членами консилиума;

    – собеседование с родителями;

    – собеседование с ребенком;

    – постановку психолого-педагогического диагноза;

    – обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;

    – выработку рекомендаций;

    – разработку программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

    4.6. Логопедом ведется журнал комплексного динамического наблюдения за ребенком, составной частью которого являются протокол первичного обследования, представления (заключения) и рекомендации специалистов, коллегиальное заключение и программа специальной коррекционной помощи.

    5. Состав консилиума

    5.1. В заседаниях консилиума принимают участие постоянные и временные члены.

    Постоянными членами консилиума по приказу руководителя ДОУ являются:

    – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе;

    – логопеды;

    – педагог-психолог;

    – врач-педиатр.

    Они присутствуют на каждом заседании консилиума, участвуют в его подготовке и контролируют выполнение рекомендаций.

    5.2. Председателем консилиума является заведующий ДОУ.

    5.3. Заместителем председателя назначается заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который организует работу консилиума в соответствии с Положением о деятельности консилиума.

    5.4. Председатель ставит в известность родителей и специалистов о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания консилиума.

    5.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом консилиума индивидуально с учетом реальной возрастно-психофизической нагрузки.

    5.6. Врач информирует родителей (законных представителей) о состоянии здоровья ребенка и его возможностях, по рекомендации консилиума направляет его на консультацию к специалистам, дает советы по режиму.

    5.7. В обязанности логопеда входят информирование специалистов консилиума об особенностях речевого развития воспитанника; разработка программ коррекционно-развивающей работы; ведение журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком.

    5.8. Обязанности практического психолога:

    – углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, их личностных и поведенческих реакций;

    – оказание методической помощи логопедам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, мотивации, эмоциональной сферы;

    – разработка коррекционной программы индивидуального развития ребенка и построение программы совместных действий с другими специалистами.

    5.9. Воспитатель дает ребенку характеристику с описанием трудностей в его воспитании и обучении, участвует в собеседовании с родителями, планирует индивидуальную работу с детьми.

    5.10. Временные члены консилиума приглашаются по мере необходимости.

    nsportal.ru

    Материал на тему: Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении

    Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении

     

     

         Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей.

         Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк),

     

    1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения осуществляется в соответствии с

    ·        законом РФ «Об образовании»,

    ·        Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»

    ·        Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,

    ·        Договором между ПМПк и территориальной  психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).

    ·        Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

     

    2. Задачи:

    Основными задачами ПМПк являются

    ·        выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;

    ·        профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

    ·        выявление резервных возможностей развития;

    ·        определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

    ·        подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

     

    3. Состав ПМПк

      В состав консилиума по приказу заведующего дошкольного  учреждения из числа сотрудников учреждения вводятся:

    ·        заместитель заведующего образовательного учреждения по ВМР (председатель консилиума),

    ·        учителя-логопеды,

    ·        педагог-психолог,

    ·        воспитатели, имеющие опыт коррекционной работы,

    ·        социальный педагог, медицинская сестра (по запросу)  

      

    4. Основные области деятельности специалистов ПМПк

     Председателем ПМПк является заместитель заведующего ДОУ по ВМР.

    Председать ПМПк занимается руководством деятельностью консилиума,

    организует подготовку  и проведение заседаний ПМПк, ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк   о необходимости обсуждения проблемы ребенка, ведением текущей документации, координирует деятельно­сть и взаимодействие специалистов, осуществляет контроль организации  работы и ее эф­фективности.

    В обязанности педагога — психолога

    входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций; оказание методической помощи воспитателям в осуществлении образовательного процесса, направленной на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития у ребенка; разработка индивидуального маршрута развития ребенка.

    В обязанности учителя – логопеда и учителя – дефектолога входит: мониторинг  речевого и психического развития воспитанников  и определение направления коррекционной работы,  разработка рекомендаций специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком, плановая  коррекционная  работа с целью создания ситуации успеха в усвоении воспитанниками  программного материала, консультативная  и просветительская  работа в пределах своей компетенции.

     

    В обязанности воспитателя входит: мониторинг уровня  сформированности видов деятельности в соответствии с программой воспитания и обучения,  планирует индивидуальный маршрут воспитанника.

     

       Специалисты, включенные в состав    ПМПк,  выполняют  работу в рамках основного рабочего времени.

     

    5. Формы организации ПМПк

    ПМПК разделяются на плановые и внеплановые. Периодичность ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, но не реже 3 раз в год.

    Плановые консилиумы –  ознакомление с планом работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений  воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это сентябрь, январь, май).

     

    Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведение ТПМПК, а так же по запросу педагогов из других образовательных учреждений, куда переходит воспитанник (они проводятся в течение года).

    Задачи внепланового консилиума следующие:

    1.                решение вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленным обстоятельствам;

    2.                внесение изменений в индивидуальный  коррекционно-развивающий маршрут;

     

    Организация деятельности

     

        Обследование ребенка специалистами ПМПк  осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников  ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями  (законными представителями) воспитанников (договор заключается при поступлении ребенка в ДОУ).  

        Обследование проводится каждым специалистом ПМПк  индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:

    — педагогическая характеристика воспитателя  на ребенка;

    — представление психолога, составленное  по результатам обследования особенностей развития ребенка;

    — представление логопеда, дефектолога составленное  по результатам обследования  ребенка;

    — представление педагога (независимого воспитателя) составленное  по результатам обследования  ребенка;

    — осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк   ДОУ

         По данным обследования каждым специалистом ПМПк  составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуру психофизического развития ребенка.

        На заседаниях ПМПк  все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации специалистов – членов консилиума,  подписывается председателем и всеми членами ПМПк

        Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк  доводятся до сведения  родителей  (законных  представителей) воспитанников в доступной для понимания  форме,  предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Заключение каждого специалиста и окончательное коллегиальное заключение по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию психолого – педагогической помощи вкладывается в Карту развития ребенка.

        Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.

         Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк. 

    nsportal.ru

    Материал на тему: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

    В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

                                                                    Дудкина Татьяна Викторовна

    учитель–логопед высшей квалификационной категории

                                                                    МБДОУ ДСКВ № 46

                                                                    г. Нижневартовск

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Кот в сапогах» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет по заключениям ТПМПК, имеющие диагноз: Расстройство экспрессивной речи (Общее недоразвитие речи I, I-II, II-III, III уровня) при алалии (моторной, моторной с элементами сенсорной), дизартрии, ринолалии. (СЛАЙД 2)

    Из 205 воспитанников, посещающих ДОУ:

    • ОНР  I уровня. Моторная алалия —  47 человек;
    • ОНР II уровня. Моторная алалия. Дизартрия. (Ринолалия) — 78 человек;
    • ОНР II-III, III уровня. Дизартрия. (Ринолалия) — 79 человек;
    • Смешанные специфические расстройства психологического развития –1 человек.
    • Статус «Ребенок-инвалид»  — 13 человек.

    Численный состав групп — 19-21 человек. 

    В ДОУ функционирует:                         (СЛАЙД 3)

    • — 11 групп компенсирующей направленности:
    • 1 группа для детей младшего дошкольного возраста;
    • 3 группы для детей среднего дошкольного возраста;
    • 4 группы для детей старшего дошкольного возраста 6-го года жизни;
    • 3 группы для детей старшего дошкольного возраста 7-го года жизни;
    • 4 логопедических кабинета, оснащенных в соответствии с программными требованиями и нормами СанПин;

    Коррекционно-образовательный процесс осуществляют 9 учителей-логопедов, 2 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре и плаванию, 2 музыкальных руководителя,  22 воспитателя.

    Из них:

    • 82% педагогов имеют высшее образование;
    • 95% являются специалистами высшей и первой квалификационной категории;
    • 90% имеют педагогический стаж более 10 лет. (СЛАЙД 4)   

            Целью ДОУ компенсирующего вида является создание единого коррекционно-образовательного пространства, обеспечивающего оптимальную коррекцию отклонений в развитии, полноценное физическое и психическое развитие детей и выравнивание их стартовых возможностей при поступлении в школу. (СЛАЙД 5)   Поэтому диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных учреждений выдвигается как наиболее значимое и приоритетное.

            Весь коррекционно-образовательный процесс строится на основе грамотного сочетания основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой (с внесенными в нее изменениями в соответствии с действующими ФГТ, приказ № 655 от 23.11.2009г. (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)), и коррекционной программы  «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной. На основе этих программ и Закона «Об образовании» (ст.14 п.5, ст.32 п.1)  разработана образовательная программа МБДОУ, приложениями к которой являются  рабочие учебные программы по всем видам деятельности  педагогов для всех возрастных групп. (СЛАЙД 6)

    Данные программы обеспечивают комплексно-интегративный подход, способствующий выравниванию стартовых возможностей детей с проблемами развития для обучения в общеобразовательной школе.

    Одним из условий коррекционного образования является работа психолого-медико-педагогического консилиума. В дошкольном учреждении  деятельность ПМПк служит связующим звеном всех участников образовательного процесса, так как  направлена на обеспечение раннего выявления отклонений в развитии ребенка и осуществление соответствующей коррекционной помощи.  В нашем  ДОУ  ПМПк  функционирует уже более 10 лет.

    Деятельность ПМПк  ДОУ осуществляется в соответствии с нормативно – правовой базой:          (СЛАЙД 7)

    • законом РФ «Об образовании»,
    • Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее Консилиум) (ПМПк) образовательного учреждения»
    • Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника,
    • Договором между ПМПк и территориальной  психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).
    • Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

    В ДОУ консилиум создается с целью обеспечения диагностико- коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения  воспитанников с ОВЗ исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
    состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. (СЛАЙД 8)

    Задачи ПМПк:               (СЛАЙД 9)

    1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
    2.  Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
    3.  Выявление резервных возможностей развития;
    4.  Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
    5.  Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

    Состав ПМПк     (СЛАЙД 10)

      В состав консилиума по приказу заведующего ДОУ входят:

    Председатель консилиума: заместитель руководителя образовательного учреждения по воспитательно — методической  работе;  

    Члены консилиума:

    • учитель-логопед;
    • педагог-психолог;
    • музыкальный руководитель;
    • воспитатель, представляющий ребенка;
    • инструктор по физическому воспитанию, инструктор по плаванию;    
    • медицинская сестра,

    Врачи: педиатр, невролог,

    Родители

    ПМПк проводится в плановой и внеплановой формах:         (СЛАЙД 11)

    На Плановых заседаниях консилиума происходит ознакомление с планом  работы консилиума на учебный год и обсуждение результатов мониторинга и достижений  воспитанников на начало, середину и конец года (как правило это октябрь, январь, май), уточнение стратегии и определение тактики психолого – медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

    Внеплановые консилиумы (срочные)  собираются по запросам педагогов, непосредственно работающих с ребёнком или перед проведением ТПМПК,  

    (в течение года).

            В работе консилиума выделяются следующие этапы: (СЛАЙД 12)

    • Психолого–педагогическая диагностика
    • Выявление и обсуждение проблемы у детей
    • Коллегиальное заключение специалистов
    • Составление индивидуального маршрута сопровождения развития ребенка
    • Рекомендации и консультирование родителей, воспитателей.

    Деятельность ПМПк регламентируется соответствующей документацией. (СЛАЙД 13, 14, 15)

    Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится комплексной психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:   (СЛАЙД 16)

    •своевременно выявить детей с ОВЗ и изучить их индивидуальные психолого-педагогические особенности;

    •определить оптимальный педагогический маршрут;

    •обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в ДОУ;

    •спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

    •оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

    • консультировать родителей ребенка.

    Результаты комплексного обследования обсуждаются педагогами, работающими с данной группой детей (логопедом, воспитателями, педагогом-психологом): кому из детей нужно индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (как правило, это неговорящие дети и дети, усваивающие образовательную программу на низком уровне). Эти данные выносятся  на заседание ПМПк, где специалисты высказывают свое мнение по каждому особенному ребенку, вырабатывается коллегиальное решение, профильные специалисты дают рекомендации (направления работы)  воспитателям.

    На каждого ребенка заполняется соответствующий пакет документов  (СЛАЙД 17-24). На основании рекомендаций специалистов ПМПк разрабатываются, а затем корректируются индивидуальные маршруты развития детей. По результатам диагностики и консилиума логопеды, психологи, воспитатели проводят индивидуальные беседы с родителями и доводят в доступной для понимания и тактичной форме заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк. Выслушивается мнение родителей по обозначенной проблеме, происходит совместное обсуждение проблемы и  пути ее решения.

    Кроме того родителей знакомят с графиком работы профильных  специалистов с их ребенком для реализации индивидуального коррекционно- образовательного маршрута.

    Предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей. В ДОУ практикуются индивидуальные занятия с детьми для родителей, на которых рассказывают об индивидуальных особенностях ребенка, о необходимости комплексного медикаментозного лечения и показывают игровые приемы развития речи и психических процессов. Такие занятия  очень полезны и информативны для родителей, побуждают их к повышению своей педагогической, родительской компетентности и совместной деятельности с ребенком в домашних условиях, мотивируют  на достижение положительных результатов.

    Наряду с родителями (законными представителями) рекомендации получают и воспитатели группы, которую посещает ребенок.

    Воспитатели осуществляют коррекционные мероприятия как  во время НОД, так и вне ее.  Эта работа проходит как индивидуально, так и в подгруппе (если имеется не один такой ребенок).  В индивидуальном маршруте  отражается ход коррекционной работы, степень усвоения того или иного процесса с помощью условных  обозначений.

    Динамическое (итоговое) обследование ребенка проводится  после цикла коррекционно-развивающей работы, либо по ее окончанию. Если в ходе данного обследования выявлено, что динамика развития незначительная, либо  отсутствует вообще, то происходит корректировка коррекционно-образовательного маршрута, выработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса включая родителей (законных представителей). Все мероприятия повторяются.

    Если же и в данном случае не отмечается положительная динамика, и все педагоги отмечают, что ребенок не усваивает программу, то консилиумом с согласия родителей  может быть принято решение о досрочном предоставлении воспитанника на ТМПМПК с целью определения другой программы обучения. Все специалисты готовят пакет документов.

    Итак: основным итогом деятельности консилиума является разработка стратегии и тактики сопровождения ребенка с ОВЗ и инклюзивной образовательной среды  в контексте индивидуализации образовательного маршрута.

    nsportal.ru

    Учебно-методический материал на тему: Организация работы психолого — педагогического консилиума в коррекционном ДОУ

    Психолого – медико – педагогическое представление на ребенка.

    1. Общие сведения:

    ФИО ребенка ___________________________________________________________________

    Дата рождение _________________________ полный возраст __________________________

    Адрес проживания _______________________________________________________________

    1. Анамнестические данные

    Родился от  ____  беременности, предыдущие закончились  ____________________________

    ________________________________________________________________________________

    Особенности внутриутробного развития: токсикоз ____________________________________ ,

    заболевания матери во время беременности __________________________________________,

    угроза прерывания _______________________________________________________________,

    другие осложнения беременности __________________________________________________.

    Роды: в срок, преждевременные, запоздалые, наркоз, быстрые, стремительные, длительные, самостоятельные, со стимуляцией, кесарево сечение, родовспоможение вакуумом, наложение щипцов, выдавливание (нужное подчеркнуть).

    Вес ребенка при рождении _________, рост _________, приложили к груди на ____________, вскармливание грудным молоком, искусственное (причина) ____________________________.

    Перенесенные заболевания (ушибы, травмы, операции, интоксикации, хронические заболевания и т.п.) с указанием возраста _______________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Наблюдение у невропатолога (указать причину) ________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    1. Социальное положение ребенка

    Состав семьи ____________________________________________________________________

    ФИО матери _____________________________________________________________________

    ФИО отца _______________________________________________________________________

    Социальный статус семьи (нужное подчеркнуть): рабочие, служащие, учащиеся (указать где) ________________________________________________________________________________,

    Безработные, работает только один член семьи (указать кто) ____________________________, осужденные (указать кто) _________________________________________________________ ,

    другое __________________________________________________________________________

    с кем проживает __________________________________________________________________

    (по необходимости)

    Данные о законных представителях ребенка:

    ФИО _____________________________________________________ возраст _______________, социальное положение ______________________ кем приходится ребенку _________________

    Жилищные условия семьи __________________________________________________________

    Материальное положение семьи (нужное подчеркнуть): крайне низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое, другое _____________________________________________________

    Кто из взрослых больше времени проводит с ребенком, указать причину __________________

    _________________________________________________________________________________________

    Дополнительные сведения о семье ребенка ___________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    1. Особенности раннего психического развития ребенка

    Формирование статических и моторных навыков: удержание головы с _________ месяцев, сидение с _________ месяцев, стояние с ___________ месяцев, ходит с поддержкой с _______ месяцев, ходит самостоятельно с __________ месяцев, целенаправленно двигается с ________ месяцев.

    Речевое развитие ребенка: гуление с __________ месяцев, лепет с __________ месяцев, первые слова с __________ месяцев, двусложные фразы с __________ ,

     предложения из 2-3 слов с _________ , развернутая фразовая речь с _________ , замечены нарушения звукопроизношения с _________ , заикание с _________ , отсутствие реакции на обращенную речь с _________ , непонимание простых инструкций с _________ .

     Развитие восприятия: реакция на звук с _________, свет с _________, ответная улыбка с _________, интерес к игрушке с _________, чем вызван ________________________________, неадекватные реакции на __________________________________________________________, чувствительность к холоду, голоду, боли (адекватная, не адекватная, в чем проявляется) _____

    ________________________________________________________________________________, другие особенности (любовь к музыке, интерес к графическим изображениям, отсутствие интереса к окружающему вообще и т.п., в каком возрасте проявились) ____________________

    ________________________________________________________________________________.

    Формирование предметной и игровой деятельности: хватание игрушки с _________ месяцев, манипуляции с игрушками с _________ месяцев, собирает пирамидку с _________, складывает башню из кубиков с _________, употребление предметов согласно их значению с _________, подражательные игровые действия с _________, проявление сюжета и распределение ролей с _________, наличие неадекватных действий с предметами (какого рода) ___________________________________________________________________________.

    Формирование личности: узнавание близких с _________, появление страха перед чужими людьми с _________, реакция на уход матери с _________, в чем проявлялась _____________, откликается на свое имя с _________, появление «Я», «Я сам» с _________, навыки опрятности с _________,, навыки самообслуживания с _________, самоорганизация (нужное подчеркнуть) высокая, низкая, нуждается в помощи взрослого, коммуникативные навыки (нужное подчеркнуть) мотивация общения высокая, низкая, отсутствует, вступает  в общение легко, с трудом, видимые причины этого _____________________________________________, другие особенности _______________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

     Некоторые показатели отклоняющегося развития (нужное подчеркнуть): задержка речевого развития, неадекватное поведение, агрессия, самоагрессия, отсутствие реакции на внешние раздражители, выраженная реакция на внешние раздражители, «полевое поведение», неустойчивое внимание, рассеянность, общая психомоторная расторможенность, заторможенность, вялость, апатия, нестойкий интерес к окружающему, неусидчивость, дезорганизованность, другое ________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

    1. Социальное развитие

    Посещает дошкольное учреждение с _________ лет, тип учреждения (если несколько, указать все) _____________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Особенности адаптации к дошкольному учреждению ___________________________________

    ______________________________, пропуски часто, не часто (указать причину) ____________

    _________________________________________________________________________________

    Поведение в дошкольном учреждении _______________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Любимые занятия в детском саду ____________________________________________________

    Поведение дома __________________________________________________________________

    Любимые занятия дома ____________________________________________________________

    Отношения с окружающими (с кем предпочитает общаться, каким образом, как долго и т.д.) _________________________________________________________________________________ не посещает дошкольное учреждение по причине ______________________________________

    Дополнительные сведения по данной части карты _____________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Данная часть карты заполнялась ____________________________________________________ со слов __________________________________________________________________________

    Дата «_______» ______________________ 201___ г

    1. Характеристика актуального развития ребенка (данные всех специалистов)

    Речевая деятельность: артикуляционная моторика ___________________, уровень развития речи ___________________, активный словарь ___________________, пассивынй словарь ___________________, грамматический строй речи ___________________, семантическая (смысловая) структура речи ___________________, звукопроизношение ___________________, фонематическое восприятие ___________________, звуковой анализ, синтез ___________________, связная речь ___________________, темпо – ритмическая структура речи ___________________ _______________, предпосылки письменной речи ____________________________________________________________

    Познавательная деятельность: познавательные процессы (указать имеющиеся отклонения или уровень развития) ощущения ___________________, восприятие ___________________, память ___________________, внимание ___________________,  речь ___________________,

    мышление ___________________, познавательные интересы (нужное подчеркнуть) сформированы, не сформированы, познавательная активность (нужное подчеркнуть) высокая, низкая, темп деятельности  ___________________, работоспособность ___________________, другие особенности ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________

    Моторная сфера: общая моторика ___________________ ___________________, мелкая моторика ___________________ ___________________, особенности латерализации (доминантности парных органов чувств) ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________

    Эмоционально – волевая сфера (нужное подчеркнуть):

    эмоции адекватные, не адекватные, агрессия, самоагрессия,

    смена настроения: часто, редко, мотивирована, не мотиврована,

    волевая регуляция развита, слабая, не развита

    помощь принимает, не принимает, адекватно, не адекватно

    реакция на успех – не успех адекватная, не адекватная, эмоции контролируемы, не контролируемы

    уровень тревожности ___________________, наличие страхов, их характеристика ________________, другие особенности ___________________ ___________________ ___________________ __________

    Личность: критичность ___________________, мотивация ___________________, целенаправленность ___________________, интересы ___________________, привычки ___________  самоорганизация ___________________, самоконтроль ___________________,  самооценка ________

    ___________________, уровень притязаний ___________________, представления о себе ___________________, общение ___________________, отношение к окружающим _______________

    Поведение (нужное подчеркнуть): замкнутость, коммуникабельность, хаотичное, упорядоченное, адекватное, не адекватное, дисциплинированность, бездеятельность, другие особенности __________

    _______________________________________________________________________________________

    Интеллектуальная сфера уровень интеллектуального развития (нужное подчеркнуть):

    соответствует, не соответствует,

    вербальный интеллект ___________________, не вербальный интеллект ___________________, решение проблемных ситуаций ___________________, общая характеристика интеллектуальной деятельности ___________________ ___________________ ___________________ _______________

    Соматическая сфера: астения, повышенная утомляемость, хронические заболевания _____________

    __________________ ___________________ ___________________, частота соматических заболеваний ___________________ ___________________, наличие прогредиентных заболеваний ___

    ___________________ ___________________ в том числе психических ___________________, неврозоподобные проявления ___________________ ___________________, другое _______________

    ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________

    Предпосылки учебной деятельности: счет прямой в пределах _________________, обратный _____

    устный __________, пересчет предметов в пределах ___________________, соотнесение с цифрой __ __________, графические навыки ___________________, знание букв ___________________, конструктивная деятельность  ___________________, изобразительная деятельность ______________, игровая деятельность _____________________ ___________________, социально – бытовая ориентировка ___________________, знания об окружающем ___________________ ______________

    Заключение специалистов:

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционного обучения и воспитания

    Тип дошкольного учреждения ______________________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    Время пребывания ребенка ________________________________________________________, посещаемость: высокая, низкая (с чем связана)_________________________________________

    Особенности адаптации ____________________________________________________________

    Интенсивность коррекционного воздействия __________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Уровень достижений ребенка (нужное подчеркнуть):

    • Ухудшение, улучшение поведения
    • Снятие, появление агрессии, самоагрессии
    • Снижение, повышение коммуникативных навыков; снятие, появление тревожности
    • Сформировались, не сформировались навыки опрятности, самообслуживания
    • Появились, не появились предпосылки учебной деятельности
    • Уровень знаний остался на прежней уровне, незначительно повысился, значительно повысился
    • Уровень знаний соответствует, не соответствует требованиям общеобразовательной программе ДОУ
    • Появились, не появились познавательные процессы
    • Откорректировано, не откорректировано звукопроизношение
    • Не преодолены, преодолены нарушения лексико – грамматического строя речи
    • Развитие речи прогрессирует, регрессирует, в каком темпе ________________________
    • Другие достижения _________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Анализ проблемы

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Заключение медико – психолого – педагогического консилиума МБДОУ «Детский сад № 22» компенсирующего вида

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Рекомендации по дальнейшему обучению

    Учитель – дефектолог _____________________________________________________________

    Воспитатель _____________________________________________________________________

    Медицинский работник ____________________________________________________________

    Психоневролог ___________________________________________________________________

    Другие специалисты _______________________________________________________________

    Представление составлено «______» _______________ 20____г

    Члены ПМПк

    ____________________________                        ____________________________

    ____________________________                        ____________________________

    ____________________________                        ____________________________

    ____________________________                        ____________________________

    ____________________________                        ____________________________

    ____________________________                        ____________________________

    (подпись)                                                 (расшифровка)

    nsportal.ru

    Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду компенсирующего вида

    Организация деятельности

    психолого-медико-педагогического консилиума

    в компенсирующем детском саду

    Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ является подразделением коррекционно-психолого-педагогической службы детского сада.

    ПМПк организован как форма взаимодействия всех специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации.

    Цель консилиума: определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута как отдельных детей, так и группы в целом.

    Основными задачами ПМПк являются:

    — выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;

    — профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

    — выявление резервных возможностей развития;

    определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

    — подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;

    — осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитателям, другим педагогам.

    Основные принципы деятельности ПМПк

    Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).

    Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.

    Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, дейст­вующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.

    Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПк и включении их семьи в программу обслуживания.

    Принцип открытости – ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.

    Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.

    Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

    Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.

    Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПк ответст­венны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.

    Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) доста­точно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.

    Организация деятельности ПМПк

    1. ПМПк создается на основании приказа заведующего ДОУ.

    2. В состав ПМПк входят: председатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, медсестра.

    3. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.

    Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в квартал.

    Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необхо­димости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, ре­жима или программы обучения, назначение дополнительных обследований.

    Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам специали­стов (в первую очередь учителя-логопеда), непосредственно работающих с ребёнком или родителей.

    Поводом для проведения ПМПк является выявление или возникновение но­вых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образо­вательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, воз­никновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

    Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления; определение допустимых нагру­зок, необходимости изменения режима или формы обучения.

    Основная задача внепланового консилиума – решение вопроса о необходи­мости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

    4. ПМПк проводится под руководством председателя.

    5. На заседание могут приглашаться родители воспитанника.

    6. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседаний ПМПк.

    7. Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.

    8. В ПМПк ведется следующая документация:

    — список специалистов ПМПк

    — годовой план и график плановых заседаний ПМПк

    – журнал записи детей на ПМПк

    – журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиальных заключений

    – протоколы заседаний ПМПк

    Этапы проведения ПМПк

    1. Предва­рительный этап сопровождения ребенка.

    От родителей или педагогов ДОУ поступает за­прос.

    Секретарь записывает ре­бенка в журнал ПМПк с целью его диагностики и обследования.

    2. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Родители письменно дают согласие на проведение обследования.

    Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки. Этот этап заканчивается составлением индивидуальных за­ключений и рекомендациями всеми специалистами консилиума.

    3. Заседание ПМПк

    На заседаниях ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации.

    — выписка из истории развития ребенка;

    — представление учителя-логопеда, учителя-дефектолога, составленное по результатам обследования ребенка;

    — представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка;

    — педагогическая характеристика воспитателя на ребенка.

    4. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

    Коллегиальное обсуждение результатов обследования позво­ляет выработать единое представление о характере и особенно­стях развития ребенка

    Заключение, вы­работка рекомендаций.

    5. Реализация рекомендаций консилиума.

    а) Направление ребенка на городскую ПМПК.

    Общее заключение ПМПк ДОУ передается в городскую ПМПК: при окончании испытательного срока или отсутствии положительной динамики в обучении.

    б) Разработка стратегии помощи ребенку.

    Составляется план коррекционных мероприятий.

    — какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;

    — какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять;

    — какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;

    — какую работу могут взять на себя участники консилиума;

    — какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива;

    — что можно сделать с помощью семьи. (Родителям сообщается заключение в понятной для них фор­ме, даются ясные и понят­ные рекомендации).

    — каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.

    В завершение этого этапа работы проводится

    6. Динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обсле­дование.

    По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк про­водится только в следующих случаях, если:

    — отмечается явно недостаточная или отрицательная дина­мика развития;

    — были получены значительные изменения состояния ребенка;

    — произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.

    7. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

    На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продол­жается, то она проходит по этой же схеме.

    Алгоритм работы ПМПк

    1. Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых мате­риалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.

    2. Заседание консилиума, информационный обмен специалистов ПМПк.

    3. Определение сути проблемы ребёнка (заключение).

    4. Выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

    5. Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специа­листом ПМПк.

    6. Отслеживание динамики развития ребенка, при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка

    Основные области деятельности специалистов ПМПк

    • Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельно­сти и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эф­фективности.

    • Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

    • Учитель-дефектолог: диагностика, коррекция и развитие познавательной деятельности.

    • Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформи­рованности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).

    • Медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

    • Воспитатель-методист по ФИЗО: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.

    • Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, теат­ральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

    • Психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое кон­сультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён­ком с учётом данных психодиагностики.

    multiurok.ru

    Презентация на тему: Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ

    Слайд 1

    ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности психолого-медико-педагогического консилиума В ДОУ

    Слайд 2

    Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий уровень школьной готовности Признаки одарённости Тяжелые нарушения речи у детей Семья «группы риска»

    Слайд 3

    Цель консилиума: определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута как отдельных детей, так и группы в целом.

    Слайд 4

    Нормативно-правовая база деятельности ПМПк ДОУ: Закон РФ «Об образовании» Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000г № 27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении» Устав образовательного учреждения Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ

    Слайд 5

    Состав ПМПк ДОУ: заместитель заведующей по ВМР педагог-психолог учителя-логопеды воспитатель медицинский работник педагоги дополнительного образования опытные воспитатели

    Слайд 6

    План работы ПМПк Составляется в начале учебного года. Плановые заседания ПМПк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы.

    Слайд 7

    Этапы подготовки и проведения консилиума: 1 этап — подготовительный . Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке . 2 этап — основной . Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. 3 этап — контролирующий . Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка.

    Слайд 8

    Документация ПМПк: Представление на ребёнка воспитателей Журнал регистрации обращений в ПМПк Договор с родителями Обследование педагога-психолога Обследование учителя-логопеда Сведения о состоянии здоровья ребенка Индивидуальная программа развития Протоколы заседаний

    Слайд 9

    Результат работы ПМПк ДОУ – разработка стратегии помощи ребенку какого рода помощь требуется ребенку или группе детей; какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять; какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения; какую работу могут взять на себя участники консилиума; какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива; что можно сделать с помощью семьи; каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.

    Слайд 10

    Алгоритм работы ПМПк: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ У РЕБЁНКА БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДИАГНОСТИКА ЗАСЕДАНИЕ КОНСИЛИУМА. ВЫРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    Слайд 12

    Программа сопровождения гиперактивного ребенка Представление на ребенка Заседание консилиума Получение согласия от родителей Диагностика Консилиум. Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций для педагогов по сопровождению ребенка с СДВГ. Консультация родителей ребенка с СДВГ с рекомендациями по воспитанию ребенка. Направление к специалисту Обсуждение рекомендаций по работе с ребенком с СДВГ Разработка памяток по работе с ребенком с СДВГ Наблюдение за ребенком. Коррекционно-развивающая работа психолога с ребенком по развитию самоконтроля, произвольности Коррекционная работа логопеда с ребенком с СДВГ Консилиум ПМПК – обсуждение промежуточных результатов Внесение корректив в программу по сопровождению ребенка с СДВГ Реализация программы с внесением корректив Памятки по работе с ребенком с СДВГ Итоговый консилиум ПМПК

    Слайд 13

    Программа сопровождения ребенка с эмоционально-волевыми проблемами Представление на ребенка Заседание консилиума Получение согласия от родителей Диагностика Консилиум. Обсуждение результатов. Разработка рекомендаций для педагогов по сопровождению ребенка. Совместный поиск. Консультация родителей ребенка с эмоционально-волевыми проблемами с рекомендациями Консультация для педагогов по работе с ребенком Коррекционные занятия с логопедом по развитию речи Развивающие занятия с психологом по развитию внимания, самоконтроля, произвольности, коррекции эмоциональной сферы Консилиум ПМПК – обсуждение промежуточных результатов Внесение корректив в программу по сопровождению ребенка Реализация программы с внесением корректив Итоговый консилиум ПМПК

    Слайд 14

    Программа сопровождения ребенка-билингва Представление на ребенка Заседание консилиума Получение согласия от родителей Диагностика речевого развития, тревожности, самооценки, межличностных отношений Консилиум. Обсуждение результатов. Совместный поиск методов для создания условий социо-культурной адаптации Консультация родителей ребенка с двуязычием с рекомендациями Семинар для педагогов по работе с ребенком-билингвом на тему «Адаптация двуязычных детей в группе». Консультации для родителей с целью осуществления информационно-просветительской работы с родителями, находящихся в ситуации билингвизма. Коррекционные занятия с логопедом по развитию речи. Языковая адаптация, а также овладение лексикой основных занятий для включения ребёнка в процесс обучения Развитие речи на занятиях и в свободном общении Занятия с психологом по развитию коммуникативных навыков, соцально-культурной адаптации ребенка. Консилиум ПМПК – обсуждение промежуточных результатов Внесение корректив в программу по сопровождению ребенка Реализация программы с внесением корректив Итоговый консилиум ПМПК

    Слайд 15

    Алгоритм работы ПМПк: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ У РЕБЁНКА БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДИАГНОСТИКА ЗАСЕДАНИЕ КОНСИЛИУМА. ВЫРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    Слайд 16

    Комплексное сопровождение семей в ДОУ Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей Информационная поддержка родителей Создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье .

    Слайд 17

    Спасибо за внимание …

    nsportal.ru

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *