Понятие креативность: Креативность | Понятия и категории

Содержание

Понятие креативности в психологии и педагогике

1. Понятие креативности в психологии и педагогике.

2. Креативность

— это творческие способности личности, позволяющие
создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

3. Креативность- творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деят

4. 1922 -2016…

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в
1922 году, обозначая ее как способность человека
отказываться от стереотипных способов мышления
Существуют различные определения
креативности, в которых акцент может делаться :
• на продукты, создаваемые благодаря ей
способность порождать нечто новое, необычное,
оригинальное на процессы :
• особая разновидность творческого мышления,
высокоразвитое воображение, эстетическое
мировосприятие на личностные качества
• открытость к новому жизненному опыту,
независимость, гибкость, динамичность,
оригинальность, самобытность личности на внешние
условия
• способность продуктивно действовать в ситуациях с
высокой степенью неопределенности, где
отсутствуют заранее известные алгоритмы,
гарантированно ведущие к успеху.

6. Поразительная Креативность

«Люди готовы брать на себя ответственность. Когда им доверяют, они
расцветают и начинают расти. Но если относится к ним, как к неумелым
малышам, вам придется до конца жизни менять им подгузники и кормить с
ложечки. Если авторитет будет рука об руку идти с ответственностью, люди
начнут проявлять поразительную креативность. Люди всегда креативных
настолько, насколько это позволяет им структура.» Уоррен Р.

7. Традиции исследования креативности в искусстве:

Искусствоведческая психология , «как
только текст создан , автор умирает в нем»
(В.Вундт, Л.С. Выготский, В.М. Петрова)
Как когнетивные представления:
оригинальность, полезность, применение в
настоящее время.( Дж. Коиньос, С. Годин )
Исследование
креативности личности или
креативных личностей Дж.Гилфорд

8. Воображение и креативность

…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не
одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника.
Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды.» Паустовский К.

9. 4 основных параметра креативности:

Оригинальность способность продуцировать
отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2. семантическая гибкость способность выявить
основное свойство объекта и предложить новый
способ его использования;
3. Образная адаптивная гибкость способность
изменить форму стимула таким образом,
чтобы увидеть в нем новые признаки и
возможности для использования;
4. Семантическая спонтанная гибкость
способность продуцировать разнообразные
идеи в нерегламентированной ситуации.
1.

10. Искусство креативности

«Креативность означает позволить себе ошибаться. Искусство
означает знать, какие именно ошибки надо сохранить». Адамс Г.

11. Отличительные способности креативной личности по Гилфорду:

обнаружение и постановка проблем,
генерирование большого числа идей,
видения предмета под новым углом зрения,
обнаружение его нового использования на практике,
ответ на раздражители нестандартно;
стремление к интеллектуальной новизне,
стремление к нахождению собственного решения,
стремление усовершенствовать объект,
решать проблемы- способность к синтезу и анализу

12. Креатив – не ремесло

«Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое
ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же
эфемерна, как карьера директора теле программ.» Из фильма «99 франков»

13. Черты характера креативной личности:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
восприимчивость, интерес к многообразию, единству мира,
понятливость, способность к обобщению понятого,
автономность, независимость характера,
мотивация и личностная увлеченность,
способность к общению посредством: речи, текстов,
рисунков…
склонность к аналитической и исследовательской работе,
настойчивость, дисциплинированность, старательность,
готовность ставить и решать проблемы, активность,
умение планировать свою деятельность,
самокритичность и критичность по отношению к другим,
способность самоутверждения, честолюбие, умение убеждать,
реалистичное оценивание проблем,
видение альтернативных путей решения,
преодоления сложившиеся стереотипов

14. Дивергентная креативность

Под креативностью следует понимать способность отказываться от
стереотипных способов мышления. Основой развития креативности является
дивергентное мышление…» (дивергентное мышление — это тип мышления,
идущего в различных направлениях). Гилфорд П.

15. 4 игры на развитие креативности:

1. Две случайности: Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия.
Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними
что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь.
2. Сумасшедший генетик : Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Нарисуйте нечто,
которое будет сочетать в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У
вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель
упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на
креативности.
3. Безумный архитектор: Давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому
занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект
дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова.
Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть
оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге,
одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
4. 10+10 : Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь
напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят.
Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь
попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и
застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах
восприятия и найдите-таки нужные слова.

16. Новые кусочки креативности

.
«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда
творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя
немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле,
а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли
связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это
происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или
потому, что они больше об этом размышляют.» Стив Джобс

17. 10 признаков креативной личности :

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Обладание одновременно чертами экстравертов и
интровертов
Есть черты обоих полов
Ленивы, но энергичны
Обитают в двух мирах – реальном и в мире собственного
воображения
Странные, но в то же время рациональные
Любят свободу, но при этом дисциплинированны
Консервативны, но стремятся к переменам
С головой уходят в любимое дело, но при этом
требовательны к себе
Знают себе цену, но ведут себя скромно
Страдания являются для них источником вдохновения

18. Сделай шаг навстречу креативу

«Для меня креативность — это не просто творческий акт, это образ жизни.
Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения
существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических
приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит
каждому, но и не каждый способен стать джедаем.» Лутц И.

Значение формирования креативности учащихся в образовательном процессе

 

Все консультации

 

 


Вопрос

Уважаемые организаторы методического консультационного пункта. В прошлой статье вами была дана почти исчерпывающая характеристика применения метода интеллект-карт для развития креативности детей и подростков. Но хотелось бы задать вопрос. Почему именно сейчас понятие «креативность» стало настолько популярным? В чем ключевая разница между развитием креативности и традиционным процессом обучения, который тоже дает свои неплохие результаты, о чем говорят достижения учащихся традиционных школ.

С уважением, Константин Вешняков
11.06.2020

Ответ

Уважаемый Константин, работа нашего консультационного пункта предполагает, прежде всего, методическую составляющую. Однако, для ответа для Ваш вопрос, нам необходимо немного углубиться в терминологию, чтобы оперировать понятиями, которые ярко иллюстрировали бы креативность как способность личности искать и создавать оригинальные идеи.

В настоящее время креативность изучается в разных концепциях и порождает множество споров. В 80-х годах ХХ века американский психолог Ф. Баррон выявил несколько общих фактов о творческой креативности – готовность к риску, предприимчивость, создание нового. Специфическими свойствами креативного процесса являются его оригинальность, состоятельность, валидность и адекватность поставленной задаче. Креативные продукты могут быть различны по своей природе: это может быть новое решение в математике или физике, открытие нового химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, или даже создание новой философской системы. Фрэнк Баррон считал, что «творческие люди отличаются особенной наблюдательностью, и они, намного больше, чем другие люди способны более точно оценивать наблюдаемое».

Человек – главный творец креативности, который создает мир культуры, науки, искусства в процессе своей деятельности. Карл Юнг писал о том, что творчество разделяется на два вида: психологическое и визионерское. Первое отвечает за работу сознания. Второе – выражает первообразы бессознательного. Существование сознательных и бессознательных составляющих в процессе креативности означает способность к выражению приходящих из бессознательного идей. Это и есть ни что иное, как путь, ведущий к креативному процессу.

Образовательный процесс, направленный на проявление креативного мышления в разных областях знаний, позволяет создать соответствующий окружающий социум. И если мы сейчас вернемся к вопросу Константина о разнице между формированием креативного мышления и традиционным обучением, то можем ответить, подведя итог: креативное мышление – это работа с изменением стереотипов мышления.

Качественное образовательное событие – держится на интересе учащихся к предмету. Педагогический словарь Б.М.Бим-Бада дает следующую трактовку: «Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности». В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами современное образование должно не только поддерживать познавательный интерес, но и стимулировать проявления креативности учащихся. Необходимо еще раз подчеркнуть, что креативность развивается в ходе творческой деятельности, в процессе которой ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от самой деятельности, так и от ее итога. Креативная личность в настоящее время – это конкурентоспособный ученик, а в будущем – специалист, уникальный в своей профессиональной деятельности.

Консультант рубрики: Цаплина Любовь Владимировна, методист регионального ресурсного центра выявления и поддержки одаренных детей ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Регионального модельного центра дополнительного образования детей

 

Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капи

Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч.1)

______________________________

Н.И. Гендина



Человеческий капитал как условие и фактор перехода к информационному обществу

Переход к информационному обществу обусловил появление ряда новых, «информационных» концепций человека. Одной из них явилась теория человеческого капитала, основы которой заложены в книге нобелевского лауреата Г. Беккера «Человеческий капитал» (1964 г.). В ней впервые было исследовано влияние фактора образования на уровень доходов работников и доказано, что умственный, или «информационный», труд более продуктивен по сравнению с простым, ручным трудом. Из трех основных составляющих понятия «человеческий капитал» (капитала здоровья, культуры и образования) в данной статье основное внимание будет уделяться капиталу образования, формирующемуся в процессе образования, творческой деятельности и используемому в определенной сфере общественного производства. При этом рассмотрение будет вестись с позиций компетентностного подхода в образовании и формирования в высшей школе информационной культуры личности как основы развития способностей выпускника вуза к креативной и инновационной деятельности.

Потребность в креативном специалисте: идеи, рожденные в менеджменте, или чего хочет работодатель

Поиск, отбор и прием на работу высококвалифицированного, знающего, компетентного специалиста — одна из «вечных» проблем, которой всегда озабочены работодатели. Однако в последние годы в рамках этой проблемы, активно обсуждаемой как в среде работодателей, так и в бизнес-сообществе, пристальное внимание стало уделяться особому качеству выпускников вузов — креативности.

Традиционно креативность было принято связывать с деятельностью людей творческих профессий: артистов, композиторов, художников, писателей, поэтов и т. д. Однако на стыке ХХ и ХХI столетий креативность стала рассматриваться в качестве одного из обязательных атрибутов успешного делового человека вообще, и менеджера в частности.

Анализ монографии С. Крейнера «Ключевые идеи менеджмента» [1], содержащей аналитический обзор концепций, которые изменили мир менеджмента XX века, позволяет выявить причины, по которым именно креативность стала столь актуальной. Изложение этих концепций предваряет проведенный С. Крейнером «водораздел» между «старым менеджментом, менеджментом машинной эры» и «новым миром менеджмента — менеджментом информационной эры», явившимся следствием глобализации, вхождения в информационное общество, динамичного изменения социальных и информационно-коммуникационных технологий. Фактор динамичных изменений, т. е. необходимость осуществлять управление в среде, подвергающейся радикальным изменениям, — является весьма важным. Как подчеркивает С. Крейнер, «В настоящее время изменения в мире бизнеса имеют эндемический характер. Изменения — процесс, происходящий во всем мире… Эти изменения затрагивают многие стороны бизнеса: технологию: революция в области информационных технологий продолжает развиваться все быстрее, требуя все меньше чисто физического труда, чем всего пять лет назад; организацию: появляются новые организационные структуры, в которых акцент делается на все более высокие скорости реагирования на изменяющуюся ситуацию; людей: сотрудники должны учиться новым навыкам и умениям и все лучше адаптироваться к неопределенной среде; общество: роли занятости и организации в обществе обсуждаются все чаще и все больше; потребителей и рынки: они становятся все более требовательными и меняются все быстрее» [1, с. 166].

На этом выводе о необходимости частых, быстрых перемен в организации, продиктованных темпом и непредсказуемостью событий в окружающей среде, базируется кайзен, или философия бизнеса «по-японски», стратегия постоянного улучшения на всех этапах производства и уровнях организации. Из этой философии следует, что «…для поддержания конкурентоспособности, лучшего обслуживания покупателей и обеспечения должного технологического уровня организациям необходимо проводить в жизнь перемены чаще, а нередко и более радикальные, чем когда-либо ранее» [2, с. 194].

Существенным отличием менеджмента информационной эпохи является не только наличие среды, подвергающейся радикальным изменениям, но и колоссальная избыточность информации, на основании которой менеджеру приходится принимать решения. «В настоящее время менеджерам приходится действовать, захлебываясь от потока информации; обзор, сделанный Reuters в 1996 г., в ходе которого была проанализирована работа 1200 менеджеров по всему миру, выявил, что 43% принятия важных решений откладывалось, и на способность принимать решения очень сильно влияет избыточность поступающей информации [1, с.162]. Отмечая неоспоримые преимущества, которые открывают современные информационные технологии для обработки информации, С. Крейнер справедливо указывает на опасность переоценки их возможностей. Он называет два фактора, из-за которых эффективность применения информационных технологий может быть обесценена. Во-первых, это ситуация, когда с помощью информационных технологий менеджер получает в свое распоряжение огромное число статистических данных, в результате чего принятие решений становится даже более сложным процессом, чем раньше, т. е. количество информации иногда бывает столь велико, что ее смысл просто перестает восприниматься. Во-вторых, фактор, из-за которого информационные технологии не способствуют повышению производительности, заключается в том, что они часто применяются для выполнения не тех работ, которым они лучше всего соответствуют. Информационные технологии дей­стви­тель­но позволяют обеспечить эффективный сбор данных, дают возможность обеспечить огромный диапазон информационных материалов о своем бизнесе и о показателях своего функционирования. Однако «проблема возникает тогда, когда эти данные преобразуются в информацию, что требует от компаний… сотрудников, которые умеют задавать правильные вопросы. Данные остаются данными, пока вы не сформулируете вопрос, а информация — это ответ на подобный вопрос» [1, с.164]. Таким образом, автор подчеркивает, что доминирующая роль в принятии решений принадлежит человеку, а не информационным технологиям и компьютерам, сколь бы мощными они не были.

Следствием необходимости вести профессиональную деятельность и осуществлять управление в среде, подвергающейся радикальным изменениям и характеризующейся огромными объемами информации, явились идея управления знаниями и концепция образованного работника и организации с интенсивным использованием знания. Впервые эта концепция была сформулирована П. Друкером, наиболее влиятельным мыслителем XX в. в области менеджмента. В своей книге «Управление в интересах будущего» (1992) П. Друкер отметил: «Теперь и далее ключом к успеху являются знания» [цит. по 1, с.172].

Развитие концепций, называемых управлением интеллектуальным капиталом (intellectual capital) и управлением знаниями (knowledge management), связано с трудами де Жёза. В книге «Живая компания» он высказал мысль о том, что «успешной компанией является та, которая может эффективно учиться» [цит. по 1, с. 187]. Обучение — это завтрашний капитал. По мнению де Жёза, обучение означает подготовку к тому, чтобы заниматься непрерывными изменениями.

В книге «Как создать Интеллектуальную организацию» Р. Ханта и Т. Базана интеллектуальная или обучающаяся организация трактуется как организация, которая «располагает развитой в физическом и интеллектуальном отношении рабочей силой; обучает мышлению и повышает качество обучения; помогает каждому оценить и использовать на практике все приемы мышления; вооружает людей необходимыми инструментами для решения проблем; формирует лидеров, которые сознательно выделяют время на «активное мышление» [3, с. 140]. Только такая организация, по мнению авторов, является основой беспроигрышного успеха. Авторы отмечают, что введенный в 1990 г. Питером Сенге в книге «Пятая дисциплина» термин «обучающаяся организация» стал прочно ассоциироваться с таким понятием, как «превосходство над соперником». По их мнению, победителями в конкурентной борьбе станут те компании, которые сумеют мобилизовать в своих недрах наибольшее количество мозгов.

Подчеркивая роль творческого мышления и креативной личности, авторы приводят цитату из обращения Я. Каренди, одного из руководителей из компании Scandia, к участникам первой Всемирной олимпиады интеллектуального спорта, проходившей в Лондоне в 1997 г.: «Выросший мозг уже никогда не сокращается до прежних размеров. Деньги можно взять в долг, процессы можно скопировать, но силы разума нельзя поймать в силки. Оригинал всегда лучше самой хорошей копии. Уникальность бесценна. Умение напрягать ум, оставаясь при этом самим собой, — редчайшее явление, равное взрыву звезды» [3, с. 9].

Гарантию постоянного беспроигрышного успеха Р. Хант и Т. Базан видят в создании новой «интеллектуальной» культуры, предполагающей специальное обучение технике мышления. Таким образом, один из главных выводов книги заключается в том, что креативному мышлению следует специально обучать.

Идея развития креативных способностей и обучения способам поиска инновационных решений освещается в книге К. Торна и Д. Маккея [4]. Примечательно, что в ней характеризуется опыт деятельности школ бизнеса, тренинговых и консультационных компаний и появление новой должности — тренер, учитель или специалист по развитию навыков и умений, консультант или специалист по разработке программ обучения. Несмотря на то, что название этой должности не вполне утвердилось, основное назначение этих специалистов — помогать другим учиться.

Резюмируя основные идеи, рожденные в менеджменте, можно сказать, что темп и непредсказуемость событий и изменений во внешней среде, гигантские объемы информации явились причиной необходимости постоянного повышения квалификации сотрудников в целях поддержания конкурентоспособности любой организации, которая в новых условиях вынуждена быть «интеллектуальной или обучающейся организацией». При этом «обучающаяся организация» трактуется как важнейшее условие конкурентной борьбы и превосходства над соперником. Концепция образованного работника и организации, базирующейся на интенсивном использовании знания, выражается в лозунгах: «ключом к успеху являются знания», «успешной компанией является та, которая может эффективно учиться», «обучение — это завтрашний капитал». Осознание того, что оригинал всегда лучше самой хорошей копии, а уникальность бесценна, имеет следствием идею специального обучения креативному мышлению. Отсюда — появление особых школ бизнеса, тренинговых и консультационных компаний, обеспечивающих обучение по специальным программам.

Эти выводы, сформулированные крупнейшими теоретиками менеджмента, с нашей точки зрения, могут быть распространены и на более широкую сферу, ибо отражают взаимосвязь таких явлений, как переход к информационному обществу и информационной экономике, необходимость по­стоянного повышения квалификации сотрудников и стимулирование их креативных способностей в целях поддержания конкурентоспособности любой организации. В результате можно выделить несколько взаимосвязанных причин, по которым работодатели выдвинули креативность в число важнейших требований к выпускнику вузов.

Во-первых, это нарастающая изменчивость со­временного мира: беспрецедентные для истории цивилизации темпы смены технологий социальных и информационно-коммуникационных, имеющих следствием стремительные изменения во всех сферах жизни общества.

Во-вторых, необходимость для современного человека ориентироваться и осваивать гигантские, нарастающие объемы информации, для «укрощения» которых используются многообразные и также быстро сменяющие друг друга поколения персональных компьютеров и информационно-коммуникационных технологий. Все эти атрибуты информационного общества и информационной экономики требуют от выпускников любого вуза высокой интеллектуальной мобильности, умений оперативно ориентироваться в динамически трансформирующейся профессиональной среде и принимать квалифицированные решения, адекватные быстро меняющейся ситуации.

В этих условиях стремительных изменений в сфере бизнеса обостряется конкурентная борьба: ни одна фирма, ни одна компания, сколь бы успешной она ни была в настоящий момент, не может не думать о будущем, о том, как упрочить и продвинуть свои позиции на рынке. Соответственно, работодатели как никогда заинтересованы в людях, способных нестандартно мыслить, находить новые пути и генерировать новые идеи, обеспечивающие производство новых продуктов, новых технологий, а также новые рынки сбыта и получение прибыли. Жизнь заставляет работодателей искать или культивировать в своих сотрудниках те качества, которые помогут компании оставаться конкурентоспособной. Именно поэтому креативность сегодня привлекает к себе столь пристальное внимание работодателей — ведь креативность подразумевает целый комплекс таких полезных качеств, как гибкость, самостоятельность, обучаемость, стремление всегда находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций и т. д.

Что такое креативность? В разговорной лексике и даже в ряде специальных публикаций слова «творчество (творческий)» и «креативность (креа­тивный)» зачастую употребляются как синонимы. Однако обращение к словарям доказывает, что это термины, которые характеризуют разные, хотя и тесно связанные между собой понятия. В табл. 1 приводятся определения понятия креативности, содержащиеся как в традиционных, так и в электронных справочных изданиях.

№№ п/пТермин и определениеИсточник
1.1. Креатив (англ. creative — творческий). Спец. Творческое решение, используемое для продвижения товаров, услуг, брендов (обычно в рекламе).Толковый словарь русского языка начала ХХI века. Актуальная лексика / Под ред. Г. Н. Скляревской. — М.: Эксмо, 2007. — 1136 с.
2. Креативность — книжн. Творческий характер чего-нибудь; способность к творческой деятельности.
3. Креативный — книжн. 1. Созидательный, творческий. 2. Способный к творческой деятельности.
4. Креативщик — спец. разг. Креатор.
5. Креатор (англ. creator — создатель, творец). Спец. Рекламист, разрабатывающий креатив.
2.Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.Википедия http://ru.wikipedia.org
3.Креативность — особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности.Краткий терминологический словарь по психодиагностике http://www.itm-action.ru/articles/ar_vocab_pd.htm
4.Креативность (дивергентные способности) — это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
1. Креативность в узком значении слова — это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта.
2. Креативность в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в т.ч. способность привносить нечто новое, порождать оригинальные идеи.., осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы.., отказываться от стереотипных способов мышления
Холодная М. А. Психология интеллекта. — СПб., 2002. 272 с.
5.Креативность (лат. creatio — сотворение, создание) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. — выявление личностных качеств, с которыми она связана.Социальная психология. Словарь. http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4/article/PS4/ps4—0108.htm
6.Креативность — творческий потенциал человека, коллектива, нации.Имиджелогия. Как нравиться людям. http://evartist.narod.ru/text9/25.htm
7.Креативность — латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества.Дизайн-студия «Еловый слон» http://www.elslon.ru/

Таблица 1. Дефиниции понятия «Креативность»
Приведенные в таблице данные не претендуют на полноту, тем не менее они позволяют утверждать, что понятие «креативность» не только отражается в составе сугубо специальной терминологии таких научных дисциплин и областей деятельности, как социальная психология, психодиагностика, дизайн, имиджелогия, но и относится к разряду наиболее актуальных понятий ХХI века, о чем, в частности, свидетельствует включение этого термина в состав «Толкового словаря русского языка начала ХХI века».

Понятие «креативность», безусловно, связано с понятием творчества, под которым, в соответст­вии с определением, приведенным в Большой Советской Энциклопедии, будем понимать «деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создается, открывается, изобретается нечто новое» [5].

Чем креативность отличается от творчества?

Для того чтобы ответить на это вопрос, был проведен сопоставительный анализ содержания понятий «творчество» и креативность». Наиболее существенная информация, характеризующая отличие креативности от творчества, содержится на сайте Дизайн-студии «Еловый слон» [6]. Результаты проделанного нами анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2. Понятие «творчество» и «креативность»: общее и специфичное

Признаки, отличающие понятие «творчество»Признаки, общие для понятий «Творчество» и «креативность»Признаки, отличающие понятие «креативность»
Первичность, фундаментальность, непредсказуемость, незапрограммированность, импровизационностьСоздание нового, неповторимость, оригинальность, уникальность результатаВторичность, зависимость от творчества
Стремление к самовыражению, самоактуализацииНаличие творцаТехнологичность, ориентация на успешный результат
Вдохновение, настроение и эмоции автора (творца)Стадии создания нового: накопление информации, перебор вариантов, критический анализ, исключение неэффективных и построение оптимальных решенийСтремление к коммерческому успеху, прагматизм, подчиненность творчества практическим целям

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: «творчество» и «креативность» находятся в отношении пересечения объемов понятий, соответственно, творческая личность может и не быть креативной, а креативная личность не может быть не творческой.


Литература

1. Крейнер, С. Ключевые идеи менеджмента / С. Крейнер; пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. XVIII, 347 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

2. Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен. Эволюция и революция в организации /М.: Коленсо; пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 2002. XIV, 175 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

3. Хант, Р. Как создать Интеллектуальную организацию /Р. Хант, Т. Базан: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.XXV, 230 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

4. Торн, К. Полное руководство по тренингу /К. Торн, Д. Маккей; пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. XXVIII, 244 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

5. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/

6. http://www.elslon.ru

_________________________________________________________________

Гендина Наталья Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, академик Международной академии наук высшей школы


&copy Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 78-83.

Креативность / Философский словарь

Креативность

(Kreativitat) — в течение более 50 лет употребляемое обозначение феномена, рассматриваемого чаще всего с психологической точки зрения и понимаемого как жизненное, творческое ядро способностей к плодотворной деятельности: фантазия, интуиция, импровизация в мышлении, оригинальность, одарённость, гибкость личности, конструктивное научно-техническое мышление, вдохновение, художественные способности и др. Хотя ещё Фрейд назвал креативность психологической загадкой, она, оставаясь и по сей день главным образом предметом психологии, имеет, по всей вероятности, более глубокие корни. Это видно уже на примере первого использования этого слова, когда «poietike» Платона было переведено на английский язык как «creativity». Этот термин не полностью соответствует понятию из платоновского «Софиста», где речь идёт о «dynamis», что означает «делание», совершение, создание; производными от него являются: иметь в качестве образца, подражать образцу, быть образцом.

Кроме того, креативное поведение оказывается чаще всего «нецеленаправленным», но в то же время и не «невидящим цели», потому что в творческой деятельности содержатся спонтанные, задающие направление компоненты, которые составляют сущность креативности. Эти глубинные связи требуют других методических приёмов, которые выходят за пределы психологических исследований креативности и могут применяться в философско-аналитических и специальных феноменологических исследованиях, тем более что различные течения философии жизни уже дали для этого определённый исходный материал. Психологические исследования креативности, которые представляют собой порой продолжение старых исследований «гениальности», ограничиваются сегодня главным образом поиском задатков и особого склада креативной личности (для чего были разработаны некоторые приёмы тестирования), а также проверкой возможностей развития креативности. Основная проблема, которая остаётся неразрешённой, состоит в том, что некоторые люди обладают креативным и инновативным характером ума, другие же — нет. К креативности относятся в значительной степени способность разума «увлекаться» и его спонтанная открытость для новых ответов на старые вопросы, для неожиданных подходов к рассмотрению мира. См. Гений, Интеллигенция.

Смотрите также:
Гений
Интеллигенция

Где искать свою креативность?

Где искать креативность? И что это означает это интересное слово? Удивительный ответ вас ждет в последней части этой статьи.

Креативность-это творческие способности индивида, который готов к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Иными словами, проявлять креатив — значит создавать и творить на основе своих личных идей, без оглядки по сторонам, без страха осуждения и чужого мнения.

Креативность происходит от английского слова creative, что в переводе означает творческий. Креативность — это состояние души, и жизненно необходимо для нашего разума, тела, души и поддержания гармоничного баланса между материальными и духовными составляющими жизни.

Проявлять креатив не значит, что действия, совершаемые вами, ежедневно должны выполняться по-разному с внедрением новизны в каждую деталь. Это просто подразумевает, что нужно иногда находить время для созидания и творчества, где как раз и проявляется креатив во всех его красках, тонах и оттенках. Созидать и создавать это естественное состояние человека с момента зарождения цивилизации. Именно благодаря этим двум действиям человечество смогло продвинуться вперед и достигнуть высочайшего уровня развития.

Вспомните себя маленьким ребенком, который с удивлением и восхищением смотрит на мир вокруг себя, с восторгом познает новое и неизвестное, улыбается широкой улыбкой при соприкосновении с прекрасным. В детстве наш мозг еще не забит канонами, принципами и правилами, что во многом объясняет детскую харизму и уникальность, которую ни с чем не спутаешь. И это является ранним проявлением креативности.

Что такое креатив?

Согласно А. Маслоу креатив — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Получается, то что заложено в нас с рождения и является неотъемлемой частью каждого человека исчезает по ходу взросления под тяжестью ответственности, проблем и вечной погони за добавкой. Признаюсь честно, меня взбодрили слова А. Маслоу. Получается, если креатив и креативность заложены в нас с самого рождения, и не заметно были потеряны, их можно восстановить, потому что врожденные свойства и качества не исчезают. Они заглушаются под звуками грохочущей машины материалистичного мира, которая упорно заполоняет собой все пространство, стараясь задавить любые зачатки здорового креатива в индивиде, склоняя его в сторону мышления под названием «думай и делай как все».

Выход есть всегда, главное не опускать руки и не сдаваться. Нужно преодолевать чувство инертности и думать, делать и создавать, воплощая в своих произведениях свое дремлющее креативное Я. И делать это как можно чаще, именно так оно проснется и засветиться всеми цветами радуги. А это в свою очередь будет наполнять вас позитивной энергий и мотивировать на продолжение.

Душа и сердце создают симфонию любви, а креатив — это ее язык и мелодия, это неотъемлемая часть каждого разумного индивида. Креативность — это реализация творческого потенциала, дополнение к истинному Я и яркое выражение индивидуальности. Это свобода и легкость, полет фантазии, выход за пределы серых монотонных будней, танец, пение и музыка, яркие цвета и радужное настроение, солнечные блики днем и блеск звезд в ночи, письмо и рисование, умение слушать и слышать, демонстрация всех талантов, которые даны каждому из нас при рождение.

Именно сейчас, в цифровой век, как никогда раньше важно создавать руками. Нарисовать картину, приготовить новую блюду на ужин, написать статью от руки на листе бумаги, даже слепить абстрактную фигурку из пластилина уже считается проявлением креативности, вашей личной креативности. И окружающих вас не должно волновать тайный смысл созданного вами, а вас не должно заботить их мнение, потому что ваша креативность принадлежит только вам, это часть вашего внутреннего голоса, который заслуживает быть услышанным, прежде всего вами.

Так где же ты можешь найти свою креативность?

Встань перед зеркалом и закрой глаза, сделай глубокий вдох и выход, открой глаза и ты увидишь в отражение то, где находится твоя креативность. Она в тебе!

Презентация «Понятия креативность»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Понятия креативность»»

Креативность

Группа Ф-43

Студентка

Потапенко Екатерина

Креативность

Креативность  — это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Креативность — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания .

Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться :

  • на продукты, создаваемые благодаря ей способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное на процессы :
  • особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие на личностные качества
  • открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности на внешние условия
  • способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху . 

Традиции исследования креативности в искусстве:

  • Искусствоведческая психология , «как только текст создан , автор умирает в нем» (В.Вундт, Л.С. Выготский, В.М. Петрова)
  • Как когнетивные представления: оригинальность, полезность, применение в настоящее время.( Дж. Коиньос, С. Годин )
  • Исследование креативности личности или креативных личностей Дж.Гилфорд

4 основных параметра креативности:

  • Оригинальность способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
  • семантическая гибкость способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
  • Образная адаптивная гибкость способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
  • Семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. 
  • восприимчивость, интерес к многообразию, единству мира,
  • понятливость, способность к обобщению понятого,
  • автономность, независимость характера,
  • мотивация и личностная увлеченность,
  • способность к общению посредством: речи, текстов, рисунков…
  • склонность к аналитической и исследовательской работе,
  • настойчивость, дисциплинированность, старательность,
  • готовность ставить и решать проблемы, активность,
  • умение планировать свою деятельность,
  • самокритичность и критичность по отношению к другим,

Черты характера креативной личности:

Новые кусочки креативности

«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют.» Стив Джобс

9 признаков креативной личности :

  • Обладание одновременно чертами экстравертов и интровертов
  • Обладание одновременно чертами экстравертов и интровертов
  •   Есть черты обоих полов
  • Ленивы, но энергичны
  • Обитают в двух мирах – реальном и в мире собственного воображения
  • Странные, но в то же время рациональные
  • Любят свободу, но при этом дисциплинированны
  • Консервативны, но стремятся к переменам
  • С головой уходят в любимое дело, но при этом требовательны к себе
  • Знают себе цену, но ведут себя скромно
  • Страдания являются для них источником вдохновения

Сделай шаг навстречу креативу

«Для меня креативность — это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.» Лутц И.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Особенности динамики развития творчества и креативности у учащихся


Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования Сузунского района «Сузунская детская школа искусств»

методическая разработка на тему

«Особенности динамики развития творчества и креативности у учащихся»

Выполнила: Маторина Юлия Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории

р.п. Сузун

2018

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

ТВОРЧЕСТВА И КРЕАТИВНОСТИ…………………………………..4


    1. Подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию понятия творческие способности………………………………………..4

    2. Особенности творческой личности и стадии творческого процесса……………………………………………………………….…..6

    3. Различные подходы к пониманию понятия креативность………………9

    4. Критерии креативности………………………………………………….11

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ЮНОШЕСТВА……………………………………………………………………..17

2.1 Психологические особенности личности ……………………………..17

2.2 Особенности проявления творчества в период юности……………….19

2.3. Возрастная динамика креативности …………………………………..20

2.4 Гуманитарное образование……………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников ………………..………………………………33

Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что социальное развитие в современном мире характеризуется резким ускорением темпов и противоречивостью. Это, несомненно, требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям и творческого подхода к решению больших и малых проблем. Во многих сферах деятельности доля умственного труда возрастает, что делает необходимым признать творчество существенной частью интеллекта и поставить задачу их развития перед обществом. В современное время обучение берет на себя роль подготовки учащихся к будущей профессии. Творчество является необходимым компонентом для достижения этой цели и быстрого ее достижения. Таким образом, учебные заведения дополнительного образования помогают в становлении творческой личности, следовательно, требуется изучить особенности такой личности. Креативность является одной из основных особенностей творческой личности, которая обеспечивает необычный и новый подход к решению проблем, столь необходимого в современное время. Исследование также имеет возможность способствовать формированию новых взглядов на творческую личность и творческие способности у учащихся.

Вопросы, посвященные особенностям творческой личности и креативности рассматривались зарубежными специалистами разных направлений, таких как З. Фрейд, А. Маслоу, Е.Торренс, С. Медник Х. Гейвин и др. В отечественной психологии так же рассматривались данные темы, такими авторами как Я. А. Пономарев, М.А. Холодная, В.Н. Козленко, Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов, С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева. Творческую личность рассматривают разные направления психологи, но при этом есть возможность выделить общие особенности творческой личности. Тогда как в отношении креативности каждый из авторов рассматривает ее, с определенного ракурса, добавляя тем самым множество нюансов, которые расширяют и размывают такое понятие как креативность.

Поделитесь с Вашими друзьями:

(PDF) КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕОРИИ

Аль-Абабнех

248

ССЫЛКИ

Amabile, T.M. (1993). Что требует теория творчества? Психологический опрос, 4 (3), 179-

181.

Amabile, T.M. (1996). Творчество в контексте. Колорад: Westview Press, Inc.

Amabile, T.M. (1997). Мотивация творчества в организации: делать то, что вы любите, и любить

то, что вы делаете. California Management Review, 40 (1), 39-58.

Amabile, T.M., Barsade, S.G., Mueller, J.S. И Став Б. (2005). Аффект и креативность в работе.

Administrative Science Quarterly, 50 (3), 367-403.

Amabile, T.M., Conti, R., Coon, H., Lazenby, J. & Herron, M. (1996). Оценка работы

Среда для творчества. Журнал Академии управления, 39 (5), 1154-1184.

Andriopoulos, C.A. (2000). Расширение разума: обоснованная теория повышения организационной креативности

.Неопубликованная кандидатская диссертация. Стратклайдский университет.

Кук П. (1998a). Лучшая практика творчества. Хэмпшир: Gower Publishing Limited.

Деветт, Т. (2004). Креативность сотрудников и роль риска. Европейский журнал инноваций

Менеджмент, 7 (4), 257-266.

Деветт, Т. (2007). Объединение внутренней мотивации, принятия риска и творчества сотрудников в среде НИОКР

. Управление НИОКР, 37 (3), 197-208.

DiLiello, T.C.И Хоутон, Дж. Д. (2008). Творческий потенциал и отработанное творчество: выявление

неиспользованных творческих способностей в организациях. Творческий потенциал и практическое творчество, 17 (1), 37-46.

Дразин Р., Глинн М.А. и Казанджян Р.К. (1999). Многоуровневое теоретизирование о творчестве в

организациях: перспектива создания смысла. The Academy of Management Review, 24 (2), 286-

307.

Ford, C.M. (1996). Теория индивидуального творческого действия в нескольких социальных сферах.Академия

Management Review, 21 (4), 1112-1142.

Гилфорд, Дж. П. (1950). Креативность. Американский психолог, 5 (9), 444-454.

Хербиг П. и Джейкобс Л. (1996). Креативные стили решения проблем в США и Японии.

International Marketing Review, 13 (2), 63-71.

Houran, J. & Ference, G.A. (2006) Воспитание творческих способностей сотрудников. Нью-Йорк: HVS International.

Килрой, Д. Б. (1999). Создавая будущее: как творчество и инновации способствуют росту благосостояния акционеров.

Управленческое решение, 37 (4), 363-371.

Киртон, М.Дж. (1989). Адаптеры и новаторы за работой в Киртоне, М.Дж. (ред.) Адаптеры и новаторы:

Стили творчества и решения проблем. Ред. Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, 1994,

Глава 1, 1-36.

Мартинс, Э. К. и Тербланш, Ф. (2003). Создание организационной культуры, стимулирующей творчество и инновации

. Европейский журнал управления инновациями, 6 (1), 64-74.

Микдаши, Т.(1999). Учредительное значение и аспекты рабочей среды, влияющие на творчество в

Ливане. Участие и расширение прав и возможностей: Международный журнал, 7 (3), 47-55.

Муньос-Дояге, М.Ф., Гонсалес-Альварес, Н. и Нието, М. (2008) Изучение индивидуальных факторов

и творческих способностей сотрудников: пример Испании. Журнал исследований творчества, 20 (1), 21-

33.

Наяк, А. (2008). Опыт творчества в организациях: практический подход.Long Range

Planning, 41, 420-439.

Перри-Смит, Дж. Э. и Шалли, С. Е. (2003). Социальная сторона творчества: статическая и динамическая социальная перспектива сети

. Академия управления обзором, 28 (1), 89-106.

Петровски, М.Дж. (2000). Исследование творчества: значение для преподавания, обучения и мышления.

Обзор справочных служб, 28 (4), 304-312.

Рунко, М.А. (2004). Креативность. Ежегодный обзор психологии, 55, 657-687.

Рунко, М.Р. и Сакамото, С.О. (1999) Экспериментальные исследования творчества. В Штернберге Р.Дж. (ред.)

Справочник по творчеству. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 35-61.

Сади, М.А., Аль-Дубайси, А.Х. (2008). Барьеры для организационного творчества: перспектива маркетинга

руководителей в Саудовской Аравии. Журнал развития менеджмента, 27 (6), 574-599.

Shalley, C.E., Zhou, J. & Oldham, G.R. (2004). Влияние личных и контекстных характеристик

на творчество: Куда нам двигаться дальше? Журнал менеджмента, 30 (6),

933-958.

Саймонтон, Д.К. (2000). Творчество: когнитивные, личностные, развивающие и социальные аспекты. Американец

Психолог, 55 (1), 151-158.

Sternberg, R.J. (2006). Природа творчества. Журнал исследований творчества, 18 (1), 87-98.

Sternberg, R.J. И Любарт, Т. (1999). Концепция творчества: перспективы и парадигмы. В

Sternberg, R.J. (ред.) Справочник по творчеству. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 3-15.

Определения и теории Мухлеса М.Аль-Абабнех :: SSRN

Международный журнал по туризму и управлению гостиничным бизнесом, 2020, Vol. 2 (1) 245-249

5 стр. Размещено: 15 июл 2020 г.

Дата написания: 8 января 2020 г.

Аннотация

Творчество считается одним из самых сложных проявлений человеческого поведения.На него может влиять широкий спектр социального, развивающего и образовательного опыта, который по-разному ведет к творчеству в самых разных областях (Runco & Sakamoto, 1999). Мнения о происхождении творчества расходятся, и ни одно из них не объясняет творческий процесс полностью. Креативность можно рассматривать как следующее: божественное качество, случайная активность, «запланированная удача», выносливость и «метод» (Cook, 1998a: с.6). Петровски (2000: с. 305) заявил, что «исследования творчества принадлежат поколению бэби-бума, начавшееся всерьез, когда Гилфорд в своем президентском послании 1950 года приказал Американской психологической ассоциации сосредоточить внимание на этой важной, но забытой области».Существование творчества как современного термина возникло в результате новаторских усилий Гилфорда (1950) и Торранса (1962, 1974). Гилфорд и Торранс были теоретиками психометрии и пытались измерить креативность с психометрической точки зрения (Sternberg, 2006).

Ключевые слова: Творчество

Предлагаемое цитирование: Предлагаемая ссылка

Аль-Абабнех, Мухлес, Концепция творчества: определения и теории (8 января 2020 г.).Международный журнал туризма и гостиничного бизнеса, 2020, Vol. 2 (1) 245-249, Доступен в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3633647