Введение
Экономическая деятельность любого общества основана на производстве товаров и оказании услуг. Товар или услуга ориентированы на удовлетворение потребностей не самого производителя, а других людей — потребителей. Предметы и действия, не удовлетворяющие этим потребностям, не пользуются спросом и перестают быть товарами и услугами. Поэтому никакая сервисная деятельность — то есть деятельность по оказанию услуг — невозможна без знания человеческих потребностей и понимания способов их удовлетворения.
В современном обществе накоплен большой опыт организации конкретных сервисных программ в сфере торгового, бытового, информационного, медицинского, образовательного, туристического, анимационного и других видов сервиса.
Анализ этого опыта показывает, что любая сервисная деятельность основывается не только на умении найти удачные технические решения конкретных проблем, но и на глубоких стратегических концепциях, определяющих общие направления работы. Для планирования сервисной деятельности и ее совершенствования необходимо представлять, какова природа человеческих потребностей, как они формируются и взаимодействуют друг с другом, каким образом влияют на поведение человека, какие способы удовлетворения этих потребностей использовались в прошлом, существуют в настоящее время и могут быть предложены в будущем.
Сейчас, в эпоху формирования сервисной экономики, уже недостаточно отвечать на эти вопросы, опираясь только на здравый смысл и личный опыт того или иного менеджера или сервисолога.
Учебное пособие «Человек и его потребности» знакомит с представлениями о человеке и развитии человеческих потребностей, которые выработаны в современной науке — прежде всего в философии, социологии, психологии и экономике. Пособие ориентировано на студентов, имеющих хотя бы базовые представления во всех перечисленных областях знания. Использование этого комплекса знаний позволяет на серьезном теоретическом уровне анализировать потребности человека и формировать стратегические направления развития сервиса. Более того, представляется, что в условиях современной экономики никакой вид деятельности вообще не может быть успешным, конкурентоспособным и максимально продуктивным без ясной, осознанно сформулированной общей концепции человека и человеческих потребностей.
Понятие и предмет «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»
Система потребностей является важнейшей социально-психологической характеристикой личности и любой группы людей. Потребность возникает в результате определенного состояния процесса обмена со средой. Это состояние характеризуется тем, что процесс не может осуществляться сам по себе и нуждается в соответствующих предметах внешнего мира или условиях для освоения этих предметов. Такое состояние процесса взаимодействия вызывает и определенное психическое состояние личности. С этой точки зрения, потребность — это относительно устойчивое психическое состояние личности, характеризующееся влечением к вещам и явлениям, переживаемым как необходимое условие существования личности.
Словарь В. Даля определяет потребность как надобность, нужду в чем-либо. Современный словарь русского языка Ожегова дает аналогичное толкование, добавляя, что это «нужда, требующая удовлетворения». То есть термин «потребность» связывается с тем, что отсутствует в данный момент, в чем имеется надобность. Не случайно рядом со словом «потребность» чаще всего стоит слово «удовлетворение» («удовольствие»). Удовлетворение потребности, как правило, предполагает активную деятельность, цель которой — восполнить недостающее, снять противоречие между желаемым и реально существующим. Поэтому потребность — это импульс активности субъекта, ее побуждающее начало.
Предмет науки «Человек и его потребности» включает:
— объективные законы и закономерности философско-психологического понимания человеком смысла своегосуществования и вытекающих из этого потребностей;
— изучение возможности использования этих законов в практической деятельности при анализе поведения потребителей на разных стадиях принятия решения о покупке товаров;
— разработку и совершенствование современных концепций, методов и подходов в управлении поведением потребителей на рынке товаров и услуг.
Содержание предмета «Человек и его потребности» — это анализ теории потребностей; изучение подходов к проблеме человека и его потребностей, возникших в истории цивилизации; изложение современной философской концепции человека; анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на поведение потребителя.
Методология предмета — это совокупность важнейших теоретических принципов и методов, используемых при описании современных представлений о человеческих потребностях, обеспечивающих переход от познания системы законов развития потребностей к их практическому использованию при регулировании экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, его отдельных подсистемах и элементах.
Любая научная концепция формулируется, как известно, с помощью системы понятий. Эти понятия, с одной стороны, обобщают имеющиеся на данный момент знания об объекте исследования. С другой стороны, только строгое определение научных понятий дает возможность корректно ставить, обсуждать и решать новые проблемы. Поэтому и рассмотрение человеческих потребностей целесообразно начать с точного определения основных понятий, которыми мы будем пользоваться при дальнейшем изложении.
В обыденной речи с категорией потребности сближают прежде всего понятия «нужда», «желание», «прихоть», «стремление», «влечение». Уточним, в каком смысле мы будем использовать эти термины.
Желание или стремление — это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком.
Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований.
Нужда — обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный, неотлагательный и повелительный характер. Потребность вырождается в нужду в состоянии дефицита, когда она длительное время не удовлетворяется. Понятие «нужда» больше соответствует материальным потребностям. Но не применимо, когда речь идет о духовных, специфических потребностях человека
В нужде преобладает объективный компонент, который определяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтому говорят, например, что потребности в пище, одежде, жилье — это нужды (человек нуждается в них), а потребность в изысканных блюдах, элитных автомобилях — это желания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходимыми для существования человека.
Наконец, саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой». Мы уже видели, что в потребности объединены два компонента — объективный и субъективный. Объективная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется самим человеком, который осознает существующую объективно, т. е. независимо от его воли реальность.
Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным — правильным или ошибочным, полным или неполным, своевременным или запоздалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т. п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения». Наиболее удачным является такое определение потребности.
Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Соотношение понятий «нужда», «потребность» и «желание» можно представить в виде схемы (рис. 1).
В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимо от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание — особенно принявшее форму каприза или прихоти — может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде желаний, стремлений, прихотей).
Рис. 1. Соотношение понятии «нужда», «потребность» и «желание»
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом и свое место в мире.На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей.
Метод — способ осуществления какой-либо деятельности, совокупность приемов и операций, необходимых для практического и теоретического освоения действительности.
Сервис — особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами и организациями.
Культура — комплекс, включающий знание, вероисповедание, искусство, право, мораль, обычаи и любые другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества.
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.
Личность — набор характеристик, определяющих уникальность индивидуума и отличающих его от других, обеспечивает устойчивость реакций, основанных на прочих внутренних психологических характеристиках.
Образование — процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Воспитание — целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания).
Обучение — результат обработки и усвоения некоторого объема информации, откладывающейся в памяти и позволяющей сформировать отношение к определенным идеям, объектам и людям.
Эмоции — сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение. Эмоции часто являются реакцией на набор внешних событий, однако могут инициироваться и с помощью внутренних процессов, таких как воображение, размышление и т.п.
Жизненный стиль — образ жизни потребителя и использование ресурсов: времени, денег, информации. Жизненный стиль отражает деятельность, интересы, мнения людей.
Мотивы — это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. В психологии, социологии, юриспруденции, маркетинге считается, что понять человеческое поведение без раскрытия его мотивов невозможно. Близким по значению к понятию мотива является понятие стимула.
Мотивация — движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения.
Интересопределяют как проявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человека или социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всего понятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), а понятие интереса — к крупным социальным группам и организациям (интересы народов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастных групп и т. п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской России предприниматели и особенно представители крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольно быстро, а другие слои населения делают это с опозданием.
Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
Предмет «Человек и его потребности» решает следующие практические задачи:
— Изучение мировоззрения, составляющего глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения потребителя.
— Анализ процесса формирования человека в ходе истории.
— Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке, определение их влияния на развитие потребностей.
— Анализ возникновения, управления, изменения потребностей.
— Изучение основ сервиса как инструмента удовлетворения человеческих потребностей.
— Анализ процесса принятия решения потребителем о покупке.
Объектом исследования является одна из сфер человеческой жизни — процесс потребления и анализ удовлетворения исходных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования товаров или услуг.
Изучение курса «Человек и его потребности» — одно из важнейших направлений человекознания, которое относится к числу центральных и наиболее сложных проблем науки о человеке. Ее значение вызвано интересом к вопросу о побудительных мотивах человеческой активности, стимулирования труда, о взаимоотношениях общества и личности.
Курс поможет ответить на вопросы: Как происходят изменения в человеческом характере при переходе от одной эпохи к другой? Почему дух Возрождения отличается от духа средневековья? Почему человеческий характер в условиях капитализма уже не такой, каким был в начале XIX века? Почему возникают новые потребности? Как писал Э. Фромм: «…мы обнаруживаем, что с эпохи Возрождения и до наших дней люди преисполнены пылким стремлением к славе. Это стремление, которое кажется столь естественным, было совсем нехарактерно для человека средневекового общества. За тот же период в людях развилось осознание красоты природы, которого прежде просто не существовало. В странах Северной Европы начиная с XVI века в людях развилась неуемная страсть к труду, которой до того не было у свободного человека».
В современных условиях глобализации потребления товаров и услуг, развития деловой экономической жизни, в связи с появлением новых услуг, изучение потребностей становится обязательным элементом развития сервисной деятельности. Раньше считалось, что сфера услуг дополняет сферу материального производства. Качеству обслуживания и изучению потребностей клиентов уделялось мало внимания. В настоящее время сервисные организации ведут жесткую войну за клиента» победят в которой те организации, которые совершенствуют формы и методы обслуживания, улучшают качество, стремятся максимально удовлетворить потребности клиента.
В учебном пособии рассматриваются основные концепции человеческих потребностей в истории общественной мысли, начиная с периода первобытнообщинного строя до мыслителей современности. Исследуется взаимосвязь биологических и социальных, материальных и духовных, индивидуальных и общественных, рутинных и творческих потребностей человека, а также их отражение в сервисной деятельности. Особое внимание уделяется организации сервисной деятельности как инструменту удовлетворения потребностей, современным концепциям, методам и подходам управления поведением потребителей на рынке товаров и услуг, а также анализу внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на выбор клиента.
Определение понятия «потребности человека»
Проблема потребностей носит междисциплинарный характер, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении ряда научных подходов в изучении данной проблемы.
Экономический подход. С точки зрения этого подхода выделяются материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства.
Отсюда следует, что:
— сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей;
— потребность выражает одновременно цель, результат и меру общественного производства;
— потребности рассматриваются в связи с потребительским спросом.
Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. При этом спрос является важнейшим регулятором рыночных отношений.
Психологический подход.
В рамках этого подхода содержится насколько направлений исследования потребностей человека:
— потребность как нужда;
— потребность как состояние;
— потребность как мотив.
С точки зрения психологии рассматривается взаимосвязь между эмоциями и потребностями человека. Потребности проявляются, прежде всего, в таких состояниях как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность. Потребностное состояние характеризуется переживаниями, эмоциями, которые, в зависимости от уровня удовлетворения потребностей, могут быть положительными или отрицательными.
Потребность тесно связана с мотивацией деятельности. Потребность — это причина деятельности, а мотив — ее обоснование. При этом следует учесть, что одна и та же деятельность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность в образовании может иметь в качестве мотивации: личностный рост, социальный статус, финансовое благополучие и т.д.
Философский подход.
Понимание потребностей в философском аспекте более широкое, чем в экономическом и психологическом. Понятие «потребность» раскрывается через понятия: «нужда», «необходимость», «объективное», «субъективное», «деятельность», «цель», «интерес», «ценность».
Наиболее часто встречающееся определение: «потребность» — это нужда. В чем-либо. Потребности касаются всего, что нужно для организма» того, чем в данный момент он не обладает. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Таким образом, понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, ведь у человека потребность связана не только с объективно существующим дефицитом необходимых жизненных веществ в организме, но и включает требования человека к условиям среды своего обитания, а также процесс осознания потребности.
Рассмотрим соотношение понятия «потребность» с понятием «необходимость». В фундаменте понятия «потребность» лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности — это условие самого существования биологической или социальной системы.
В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость — универсальная категория, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения. Что касается понятия «потребность», то оно выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.
Потребность отражает противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, наличным и желаемым. Всякая потребность представляет собой реальные противоречия, которые разрешаются благодаря деятельности человека.
Рассмотрим функции потребностей. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, деятельности и поведении человека.
Можно выделить следующие функции:
Побудительная. Потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов.
Познавательная. В процессе потребления происходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.
Оценочная. Потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды.
Мировоззренческая функция. От характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса. Гармоничность и разумность потребностей обусловливает сущность образа жизни человека. Разрыв между материальными и духовными потребностями, преимущественное развитие первых в ущерб вторым приводит к психологии потребительства, к вещизму, меркантильности. Узость, ущерб потребностей ведет к сужению трудовой активности, к духовно-нравственной бедности.
На основе вышеизложенных положений можно дать следующие определения потребности.
Потребность — переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и возбуждающее активность человека. Это форма связи и зависимости человека от состояния внешней и внутренней среды.
Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений — это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ — наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.
Классификация потребностей и описание законов их развития связаны с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не создано ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике — в менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью и т. п.
Для каких конкретных целей необходимо специальное изучение потребностей и какие практические проблемы оно позволяет решить?
Во-первых, теория потребностей прямо связана с мировоззрением, составляющим глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения. Какие ценности и потребности важны и весомы для общества или для отдельного человека, а какие являются иллюзорными или незначительными? Какие потребности будут в современном обществе усиливаться, а какие — отходить на второй план и отмирать? По каким законам могут возникать и развиваться новые потребности, какими окажутся средства их удовлетворения? Ответ на эти и подобные им вопросы нужен политикам, бизнесменам, менеджерам, сервисологам, врачам, педагогам для планирования своих практических действий.
Во-вторых, наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала — биологическое и социальное. Как они взаимодействуют и как влияют на развитие потребностей? Как в человеческом поведении сочетаются стремление удовлетворить простые биологические потребности (в пище, одежде и т. п.) и желание удовлетворить потребности более сложные, социальные (в любви и уважении, в знаниях, в реализации своих способностей, в самовыражении)? Задача одновременного удовлетворения некоего комплекса биологических и социальных потребностей человека решается практически в любом виде сервисной деятельности.
В-третьих, для работы в сфере сервиса важно понимать, как возникают потребности, что управляет их изменениями, почему они именно такие, какими мы их видим. Человек волен пожелать все, что ему вздумается, но, тем не менее, в любой социальной системе потребности упорядочены и явно формируются по каким-то законам. Каковы законы, управляющие миром потребностей? Что зависит от этих законов, а что — от субъективных желаний человека? Как воздействовать на эти желания? Проблема взаимосвязи объективных закономерностей развития общества и сознательной деятельности людей — одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе.
Наконец, в-четвертых, потребности имеют глубинную философскую и психологическую основу — понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что все их действия, в конечном счете, зависят от мировоззрения, системы ценностей, представлений о цели и смысле своей деятельности. Эти представления не только сильно различаются у разных индивидов, но и многократно меняются в течение жизни одного человека. То, что казалось важным и ценным для первоклассника, скорее всего, станет ему смешным и непонятным, когда он выйдет на пенсию.
Понимание смысла своего существования и вытекающие из этого потребности сильно различаются, например, у ребенка, у женщины — матери большого семейства и у старика. Из-за таких различий этим людям часто бывает очень трудно понять друг друга. (А специалист по сервису должен понимать любого человека, который может к нему обратиться). Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, один из классиков философии экзистенциализма (подробнее это философское направление мы рассмотрим в главе 3, § 1), даже утверждал, что концепция смысла жизни оказывается для человека гораздо важнее, чем всевозможные научные знания об окружающем мире.
«Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза, — писал Камю. — В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов».
Экзистенциалисты предложили свое теоретическое понимание смысла существования отдельного человека и общества в целом. Перед сервисологами – практиками стоит в чем-то более сложная задача: понять меняющиеся представления о смысле своего существования у каждого отдельного человека (и ребенка, и взрослого, и пожилого человека), проанализировать зависящую от этих представлений систему потребностей и предложить эффективные, взаимовыгодные технологии удовлетворения этих потребностей.
Анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности блага (кардиналистская концепция)
Содержание лекции
Потребности – внутренние побудительные стимулы деятельности любого человека. Это состояние неудовлетворения, которое человек хочет изменить или удовольствия, которое хочется продолжать,
Учитывая бесконечное разнообразие человеческих потребностей, их можно классифицировать по самым различным признакам (табл. 3.1).
Одновременно удовлетворить все потребности невозможно. Поэтому человек каждый раз должен решать: какую потребность удовлетворять сейчас, а с какой можно подождать. Другими словами, человек ранжирует потребности по степени их важности в каждый данный момент.
Не имея возможности дать детальное определение каждой разновидности потребностей, приведённых в таблице, рассмотрим (в качестве примера детализации) только признаки 1, 2, 16 и 17.
Физиологические потребности – их удовлетворение необходимо для выживания.
Потребности в безопасности и защите включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны внешней среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные потребности – понятия, включающие ощущение принадлежности к чему-нибудь или к кому-нибудь, чувство понимания другими.
Потребности в уважении включает потребность в самоуважении, компетентности, признании,
Потребность в самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Иерархия потребностей по первому признаку может быть изображена в графическом виде (рис. 3.1 — пирамида Маслоу).
Рис. 3.1 — Пирамида потребностей
Таблица 3.1 — Экономическая классификация личностных потребностей
Признак классификации | Характеристика признака | ||||||||||||||||||
1.Место данной потребности в иерархии потребностей (по А. Маслоу) | Физиологические | Родовые (общинные, видовые) | Принадлежность к социальной группе, касте, клану, общине, роду | Потребность в уважении, признании, самоуважении | Потребность в самовыражении, самореализации | ||||||||||||||
2. Форма возникновения | Первичные потребности | Социальные (вторичные) потребности | |||||||||||||||||
3.Детерминанты потребности | Национальность | История места | География | Природа, климат, ландшафт | Пол | Возраст | Социальное положение | ||||||||||||
4. Историческая канва описания потребности | Прошлые потребности | Настоящие потребности | Будущие потребности | ||||||||||||||||
5.Степень (уровень) удовлетворения потребности | Полностью удовлетворяемые потребности | Могущие быть частично удовлетворенными потребности | Практически неудовлетворяемые (ненасыщаемые) потребности | ||||||||||||||||
6. Степень сопряженности потребности с настоящей актуализацией личности | Слабо сопряженные | Сопряженные | Сильно сопряженные | ||||||||||||||||
7. Масштаб распространения (охвата) потребности | географический (природный) | социальный | |||||||||||||||||
Общий | Региональный | Национальный | Всеобщий | Внутринациональный | внутри социальной группы по образованию | Внутри социальной группы по доходу | |||||||||||||
8. Частота удовлетворения прихотей | Единично (эпизодически) удовлетворяемые потребности | Периодически удовлетворяемые потребности | Непрерывно удовлетворяемые потребности | ||||||||||||||||
9. Природа возникновения потребностей | Основные (базовые) потребности | Вторичные потребности | Косвенные потребности | ||||||||||||||||
10. Применяемость потребности как средства реализации интересов личности | Локальная потребность | Потребность в нескольких сферах реализации | Многоаспектная потребность | ||||||||||||||||
11. Комплексность удовлетворения данной прихоти | Удовлетворяются одним товаром | Удовлетворяются взаимодополняющими товарами | Удовлетворяются взаимозаменяющими товарами | ||||||||||||||||
12. Степень удовлетворенности от исполнения прихоти | На грани между «хочу» и «надо» | Хочется, но не всегда | Высочайшая (всегда хочется) | ||||||||||||||||
13. Готовность личности к удовлетворению потребности | По принуждению | По желанию | По необходимости | ||||||||||||||||
14. Степень эластичности потребности | Слабоэластичные («жесткие») потребности | Эластичные потребности | Высокоэластичные («мягкие») потребности | ||||||||||||||||
15. Отношение общества к данной прихоти | Неприязненное | Безразличное | Благоприятное | ||||||||||||||||
16. Способ или форма удовлетворения потребности | Индивидуальный | Групповой (коллективный) | Общественный | ||||||||||||||||
17. Субъекты | Конечные потребности | Промежуточные потребности | |||||||||||||||||
Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врождёнными.
Вторичные потребности по своей природе психологические (социальные).
Первичные потребности заложены в человека генетически, вторичные зависят от жизненного опыта, поэтому они разнообразнее, чем первичные.
Конечные потребности – это потребности самого человека как биосоциального существа (их ещё называют личными потребностями). Удовлетворяя их, воспроизводится сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, называются предметами потребления (еда, одежда, жильё). В результате потребления эти блага выходят из экономического оборота.
Промежуточные потребности – это потребности, опосредованно связанные с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Он необходимы для создания новых благ, поэтому эти потребности называются производственными, а блага, удовлетворяющие их, — средствами производства (станки, оборудование, материалы). В процессе потребления не все эти блага исчезают, а используются для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей.
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться удовлетворить те потребности, которые для него являются наиважнейшими. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее значимым определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Блага — это товары, услуги и социальные и экологические условия, которые удовлетворяют потребности человека или которые человек вынужден потреблять или использовать.
Учитывая разнообразие человеческих потребностей, блага также можно классифицировать по различным признакам (табл. 3.2).
Не имея возможности дать детальное определение каждой разновидности благ, приведённых в таблице, рассмотрим (в качестве примера детализации) только признаки 1, 4, 11 и 17.
Экономические блага – это блага, в которых ощущается отдельная недостача, то есть их попросту не хватает на всех в определённый момент времени в определённом месте. Неэкономические (свободные) блага – блага, находящиеся в избытке или в относительном изобилии. Антиблага — блага с отрицательной полезностью или блага, увеличение потребления которых небезопасно для человека (нормы потребления таких благ для каждого отдельного человека может быть различной, но существуют и стандартные нормы (ПДК)). Блага с положительной полезностью – блага, увеличение количества которых в распоряжении человека, является желанным и заманчивым. Блага с отрицательной полезностью – блага, увеличение потребления которых нежелательно или просто опасно для его существования. Нормальные блага – блага, объём потребления которых увеличивается при увеличении дохода (таких благ большинство). Неполноценные блага – блага, объём потребления которых падает при увеличении дохода (классический пример – дешёвые продукты питания). Обыкновенные блага – блага, объём потребления которых растёт при уменьшении цены (таких благ колоссальное количество). Блага Гиффена– блага, объём потребления которых падает (растёт) при уменьшении (увеличении) цены (картофель, хлеб, крупа, занимающие значительный вес в рационе потребителя). Наглядно классификация экономических благ по цене и уровню дохода может быть представлена на рис. 3.2.
Понятие и функции потребности — Студопедия
Лекция 5. Потребности личности
План
Понятие и функции потребности.
2. Этапы формирования потребностей.
3. Классификация видов потребностей.
4. Виды потребностей с точки зрения поведения.
1. Общепризнано, что потребности — это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей — от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
Потребность как нужда — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).
Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражения нужды в сознании человека.
Потребность как зависимость — это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.
Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.
Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.
Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага — это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае — социально-экономическим.
Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.
Потребность как состояние (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.
Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.
Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность — это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.
Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей:
1. Потребности необходимо разделить на потребности организма и потребности личности.При этом потребности организма (нужды) можно разделить на неосознаваемые (ноощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).
2. Потребность тесно связана с нуждой.Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.
3. Из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.
4. Само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.
Таким образом, учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».
Изучая тему потребности необходимо рассмотреть функции потребностей. Для этого выделим две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.
Первая (сигнальная) состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком, является сигналом, запускающий деятельность.
Вторая функция (побуждающая) состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.
2. Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер.
1-я стадия — латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.
2-я стадия — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.
3-я стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением нужды и осознанием потребности. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов личности конкретного характера.
3. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей, насчитали более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.
Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).
Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.
Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.
Идеальные потребности — это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.
Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста).
Первый класс включает в себя:
1. Физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),
2. Потребность в безопасности(по А. Мае-лоу) и сохранении(по К. Обуховскому),
3. Изобилия(полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),
4. Биологические(по П. В. Симонову),
5. Материальные(по Ф. М. Достоевскому).
Второй класс потребностей — это:
1. Потребности в уважении и любви,
2. Самоуважении,
3. Самоактуализации(по А. Маслоу),
4. Познавательные, в том числе и познания смысла жизни,
5. Потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),
6. Социальные и идеальные потребности(по П. В. Симонову).
Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации.
4. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности. Рассмотрим их:
1. Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.
У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.
2. Потребность в аффиляции(межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это — разные стороны потребности в аффиляции.
Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффиляции у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень — отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин, Кроме того потребность в аффиляции значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффиляции практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффиляции уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.
3. Потребность в доминировании— возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова — все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.
Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию вне связи с другими потребностями снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.
Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.
4. Потребность в познании.Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза. Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.
Понятие потребности — Студопедия
Понятие потребности и мотива.
Большинство психологов разделяют точку зрения о том, что потребность выполняет функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека. И это пожалуй единственное, что их объединяет. Понимание сущности потребности и ее роли в мотивации человека – вот что является «яблоком раздора.
Потребность как нужда.Согласно справочной литературе слово «нужда» имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность, надобность в чем-нибудь.
В психологии нужда чаще всего понимается как дефицит, нехватка чего-то в организме животного или человека и именно в таком значении она интерпретируется как потребность. В принципе при таком толковании, понятие «потребность» касается всего, что является нужным для организма, но чем в данный момент он не обладает (Д. Н. Узнадзе 1966, 1969).
Вместе с тем, потребности человека связаны не только с дефицитом, но и с избытком чего-то, вредного для нормального функционирования организма. В связи с чем и появляется потребность в ликвидации этого избытка. Например, речь идет о некоторых физиологических потребностях, знакомых каждому, когда необходимо «сходить по нужде». Потребность может появляться и в отношении психологических раздражителей, возникающих спонтанно, без предшествующего переживания дефицита, а из-за определенных характеристик появившегося объекта. Это было подробно изложено при рассмотрении особенностей эмоциогенных ситуаций.
В советской психологии наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потребность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Так, К. К. Платонов пишет, что потребность — это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные потребности).
Л.И.Божович (1972) считала, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности. Однако потребность никак нельзя отождествлять с наличием объективно существующей нужды. Нужда, не отраженная в соответствующем переживании не становится побудителем поведения. Поэтому под потребностью она понимала отражаемую в форме переживания (а не обязательно осознаваемую) нужда индивида в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
М. М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как психический образ нужды.
Но и вопрос об отражении нужды в сознании решается психологами неоднозначно. У разных авторов результатом отражения являются различные психологические феномены: ощущения, переживания, состояние напряжения, испытываемая необходимость. С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что конкретной формой существования потребности является эмоция. Многие психологи за потребность принимают предмет ее удовлетворения. У некоторых же потребность выступает сразу в нескольких качествах: как деятельность и как напряжение, как состояние и как свойство личности. Рассмотрим эти точки зрения.
Потребность как предмет удовлетворения нужды. Достаточно часто потребность рассматривается как отраженый в сознании человека предмет (объект), который может удовлетворить (устранить) нужду.
Многими потребностью считается не только психический образ предмета (объекта), но и сам предмет (объект). При данном толковании потребность как бы выносится за пределы психической жизни человека. Такой взгляд на потребность приводит к тому, что именно предметы рассматриваются как средство развития потребностей. Следуя этой логике выходит, чем больше предметов окружают человека, тем больше у него потребностей. Однако, это совсем не так. Думается, что скорее речь должна идти об обогащении способов и средств удовлетворения потребности, а не о появлении новых потребностей (Ильин, 2002).
Потребность как отсутствия блага. Потребность как ценность.Основу этого подхода составляют понятия сохранения и развития (совершенствования) человека, научным и обыденным сознанием воспринимающиеся как проявления его благополучия. Поэтому для их обозначения используется термин благо (В.С. Магун, 1999). Им обозначаются состояния и процессы субъекта и его внешней среды, которые являются причинами (факторами, условиями) сохранения и развития этого субъекта. Поскольку таких причин может быть много, а главное, что между ними существуют множественные причинно-следственные связи вводится понятие порядков. При этом под благом первого порядка понимается, например, состояние сытости, под благом второго порядка — хлеб, затем — зерно, мельница, поле, на котором выращивают зерно, и так до бесконечности. Состояние отсутствия блага определяется как потребность. Находясь в таком состоянии, человек как бы требует восстановления своей нарушенной целостности (сохранности), или развития, или появления условий, обеспечивающих эти результаты. Отсутствующее благо, следовательно, будет выступать как предмет потребности. Таким образом, потребность в благе X — это состояние отсутствия блага X, а наличие блага X означает отсутствие потребности в нем.
Таким образом потребности превращаются для человека в определенные ценности. Это дало повод утверждать о том, что удовлетворение потребности (и возникающая при этом удовлетворенность) не всегда приводит к исчезновению или ослаблению силы потребности, а наоборот, может приводить к ее усилению (В.С. Магун, 1978). Предполагается, что эту закономерность можно описать следующим образом: Удовлетворенность = сила соответствующей потребности / объем реально полученного блага. Это опровергает точку зрения о существовании обратной зависимости между силой потребности и удовлетворенностью (чем больше удовлетворяется потребность и снижается ее сила, тем большее удовлетворение испытывает человек). Однако, данная зависимость была бы справедливой, если бы делимое (объем реально полученного блага) было постоянной величиной. В действительности же делимое (величина блага) изменяется, и это может привести даже к прямой зависимости между силой потребности и ее удовлетворенностью, т. е. чем больше удовлетворение, тем сильнее потребность, и наоборот, чем сильнее выражена потребность, тем большее удовлетворение испытывает человек. Таким образом, удовлетворенность может влиять на потребность двояко: по мере роста удовлетворенности потребность в соответствующем благе может как ослабевать, так и усиливаться.
Потребность как необходимость.В некоторых подходах потребность определяется как объективная необходимость (Б. Ф. Ломов, 1984). Однако, как уже отмечалось, нужда – это внутренняя необходимость. Следовательно, в данном случае, потребность может отражать не только внешнюю объективную необходимость, но и внутреннюю, субъективную. В справочной филологической литературе «необходимость» трактуется как надобность обязательная, неизбежная, без которой не обойтись. Однако если соотносить потребность с любой надобностью вне конкретного временного отрезка, то это, как и в предыдущем случае, будет слишком абстрактно (Б. И. Додонов, 1973; П. А. Рудик, 1967). Например, организму, чтобы нормально развиваться, в принципе необходимы (нужны) белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Но понимание и словесное обозначение этого является просто констатацией факта, обозначением знаний человека о зависимости его организма от этих веществ, но не обозначением нужды в них в данный момент и тем более не переживанием нужды в них. Нужность и нужда — разные вещи. Если нужностъ в каких-то веществах обеспечивается регулярно без нарушения внутреннего гомеостаза, то и нужда как особое, специфическое потребностное состояние не возникает. Для того чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, превратиться в нужду, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. Но и в этом случае соотношения между необходимостью и потребностью могут быть разными, не всегда совпадающими. В жизни случается так, что человек не всегда хочет то, что ему необходимо, и в то же время он можем сделать что-либо, не испытывая потребности. Например, человек может поесть «в прок», зная, что потом долго не представится такой возможности. Как отмечает Е.П. Ильин (1999), это как бы удовлетворение предвидимой потребности, которая должна появиться в будущем, а по сути — предупреждение ее возникновения).
Необходимость может отражать и зависимость организма и личности от конкретных условий существования, от факторов внешней среды, существенных для собственного сохранения и развития. Именно так некоторые авторы и понимают потребность— как зависимость от чего-то. У Б. И. Додонова (1978, 1984): потребность — это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая, с одной стороны, зависимость от условий существования, а с другой — необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать.
Потребность как состояние.Довольно большое число психологов рассматривают потребность как состояние, в частности — как состояние напряжения. Действительно, переживание нужды, как и само появление нужды свидетельствует об изменениях состоянии организма и личности (нарушении гомеостазиса). Другое дело, какое это состояние и является ли оно единственным выражением потребности, т. е. достаточно ли сказать, что потребность есть специфическое состояние организма и личности. Б.И. Додонов, называя переживание нужды потребностным состоянием, считает, что оно еще не потребность, так как не является первоисточником активности человека и вроде бы не выполняет свою главную функцию — побудительную. С его точки зрения, потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности или не может далее осуществляться без тщательной ориентировки во внешней ситуации, т. е. без активизации познавательной деятельности. Потребностное состояние заставляет искать причину «страдания», выяснять, чего человеку не хватает.
Исходя из этого И.А.Фурманов (1996), предлагает различать содержательный и динамический компонент потребности. Содержательный компонент определяет предполагаемую направленность поведения, опосредованно через поставленную цель или принятое решение. Динамический компонент выполняет собственно побудительную функцию.
Заметим, что близкое к этому разделение потребностей имеется у Ш. Н. Чхартишвили (1958), который пишет, что следует различать два понятия: потребность и идею потребности. Потребность у него — это динамическое состояние данного момента конкретной личности, реальный процесс ее жизни. Идея же потребности — это знание, отражающее потребность вообще, вне указания на какого-либо конкретного индивида. Поэтому она доступна не только тому, кто фактически имеет эту потребность, но и тому, кто никогда не переживал ее непосредственно. Обладание идеей потребности, пишет Ш. Н. Чхартишвили, не означает наличия самой потребности. Идея потребности лишена силы (энергии), нужной для возбуждения к действию индивида.
Следует различать словосочетания «испытывать (ощущать) потребность» (А. Пьерон, 1970, пишет, например, что испытывать потребность— это, в сущности, ощущать нехватку чего-либо), «иметь потребность» (не осознавая ее) и быть обладателем потребности, т. е. ее носителем как живым реактивным существом (наподобие того, как человек обладает разумом, способностями, психическими функциями и т. д., которые в данный момент вовсе не обязательно должны находиться в актуализированном состоянии). Следует иметь в виду, что для человека потребность является одной из побудительных сил, детерминирующей его активность (прежде всего психическую).
Понятие потребности — Студопедия
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).
Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.
Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.
Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.
Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.
Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.
Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.
Потребность как состояние (И. А, Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.
Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.
Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.
Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.
Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей напотребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).
Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.
В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключитьпотребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.
Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.
Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».
- Основные потребности
- – в теории личности А.Маслоу – первичные, базовые человеческие потребности, включая физиологические, а также «промежуточные», то есть психологически обусловленные (в безопасности, привязанности, любви, уважении). А. Маслоу предполагает, что основные потребности устроены по принципу иерархии, так что одни из них являются первоочередными по отношению к другим. Когда у человека нет пищи или воды, его мало волнует, уважают его соседи по трущобам или нет, зачем взрывают кого-то в другой стране террористы, является ли педофилом главный дирижёр страны или с какой это исключительно святой целью римский папа снабжает сепаратистов Хорватии автоматами. А.Маслоу называет такие потребности «дефицитарными», «дефицитными», имея в виду то обстоятельство, что при отсутствии объекта такой потребности, индивид стремится восполнить возникший дефицит любым приемлемым для него способом. О существовании базовых потребностей у человека говорили в своё время Эпикур, Ф.Энгельс, другие философы, утверждая при этом, что удовлетворение таких потребностей является необходимым условием развития собственно человеческих качеств.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Основные компоненты и общая частотноамплитудная характеристика ЭЭГ здорового человека
- Основные характеристики РЭГ здорового человека
Смотреть что такое «Основные потребности» в других словарях:
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — В теории личности А. Маслоу: первичные человеческие потребности, включая физиологически обусловленные, подобно потребностям в пище, воде, избегании боли и т.д. (см. фундаментальные потребности), и психологически обусловленные, как, например,… … Толковый словарь по психологии
Потребности — – обязательные требования для поддержания определенного уровня жизни. Иметь потребность означает нуждаться в чем либо, чтобы вести жизнь в соответствии с определенным стандартом. Стандарт этот может соответствовать прожиточному минимуму, как в… … Словарь-справочник по социальной работе
потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… … Большая психологическая энциклопедия
потребности в спектре — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN spectrum requirements … Справочник технического переводчика
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют… … Юридическая энциклопедия
ПОТРЕБНОСТИ-ВЛЕЧЕНИЯ-ПОБУЖДЕНИЯ, МОДЕЛЬ — Модель мотивации, в которой считается, что основные физиологические потребности вызываются состояниями депривации, что такие потребности вызывают влечения, которые являются истинным побудителями действия, и что это действие направлено на… … Толковый словарь по психологии
Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии — Активное исследование О. в зарубеж. социальной психологии началось во 2 й пол. XIX в. и было представлено публикациями, касающимися роли языка и обычаев, связанными с психологией народов. Рост интереса к проблемам О. в ХХ в. был вызван… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Основные экономические вопросы — 5 фундаментальных экономических вопросов, всегда стоящих перед экономической системой и требующих ответа: 1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе? … Словарь по экономической теории
Основные валюты — (Major currencies) Содержание Содержание По степени использования Введение основной До́ллар Соединённых Штатов Америки Этапы создания ЭВС и введение евро Преимущества и недостатки единой валюты. История Фунт сте́рлингов … Энциклопедия инвестора
базисные потребности — основные потребности первичные потребности Обычно врожденные потребности, такие как потребность выжить. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] Тематики менеджмент в целом Синонимы основные потребностипервичные потребности EN primary… … Справочник технического переводчика
Потребность — это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться.
Существуют рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносит только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т. д.
Следует различать материальные и духовные потребности. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей. Духовные потребности — это потребность в культуре, общении, знаниях, наслаждении искусством и т. д.
Американский психолог Абрахам Маслоу предложил понятие «пирамида потребностей», которое описывает, по его мнению, всё разнообразие человеческих потребностей и желаний по восходящей линии.
Пирамида потребностей» А. Маслоу
Потребность в самореализации (достижение лучших профессиональных, спортивных результатов научных открытий)
Потребность в уважении со стороны других людей и самоуважении
Социальные потребности (любовь, дружба, общение с людьми, имеющими те же интересы)
Потребность в безопасности (защита от преступникови внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях)
Физиологические потребности (еда, одежда, жильё и др.)
Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния семьи.
Требуется разъяснение концепции для wso2is
Переполнение стека- Товары
- Клиенты
- Случаи использования
- Переполнение стека Публичные вопросы и ответы
- Команды Частные вопросы и ответы для вашей команды
- предприятие Частные вопросы и ответы для вашего предприятия
- работы Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
- Талант Нанимать технический талант
- реклама Связаться с разработчиками по всему миру