16. Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.
Свойства восприятия:
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»
Виды восприятия. Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
studfiles.net
Понятие о восприятии в психологии
Определение: Восприятие– это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
или
Определение:Восприятие– это познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
или ещё:
Определение: Восприятие– это осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета (явления, процесса), который складывается в ходе его активного отражения.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности:
1. мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится),
2. речью (называем предмет восприятия),
3. чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем),
4. волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Кроме того, обязательным компонентом восприятия и формирования образа является движение.
Отличие ощущения от восприятия заключается в следующем:
1. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые свойства предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
2. Итогом возникновения ощущения является чувство, а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных, взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу.
3. Чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить какую-либо внутреннюю или внешнюю работу, направленную на его исследование с целью формирования образа. Для возникновения ощущения этого, как правило не требуется.
4. Способность ощущать дана всем живым существам от рождения, а способностью воспринимать наделены только высшие животные. Она у них формируется и совершенствуется в опыте.
В основу классификации восприятий могут быть положены следующие критерии:
1. Ведущий анализатор в восприятии.
Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов.
Определение:Перцептивная система – это совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают:
А) Зрительные восприятия.
Б) Слуховые восприятия.
В) Осязательные восприятия.
Г) Кинестезические восприятия.
Д) Обонятельные восприятия.
Е) Вкусовые восприятия.
2. Отражаемая форма существования материи.
По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:
А) Восприятие пространства.
Различают восприятие:
— величины,
— формы,
— объёмности,
— глубины (удалённости) предметов.
Б) Восприятие времени.
Определение:Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врожденное. Оно развивается по мере накопления опыта. Специальный, самостоятельный анализатор времени отсутствует.
В) Восприятие движения.
Определение:Восприятие движения – это восприятие пространственно-временного перемещения и оценка движения, которая зависит от восприятия интервалов времени.
При этом воспринимаются различные стороны движения:
— форма,
— направление,
— скорость,
— размах..
3. Степень целенаправленности деятельности личности.
В зависимости от того, в какой степени будет целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на:
А) Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие.
В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели, отсутствует волевая активность.
Б) Преднамеренное (произвольное) восприятие.
С самого начала оно регулируется задачей воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-либо деятельность, а может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.
Основные свойства (качества) восприятия это:
1. Избирательность восприятия.
Человек не может воспринимать абсолютно все предметы и явления, и реагировать на них одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.
Избирательность восприятия зависит от:
— интересов,
— установок,
— потребностей личности.
2. Предметность и фон в восприятии.
Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой.
3. Апперцепция.
Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок, различия в опыте, интересах, общей направленности личности.
Определение:Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.
4. Категориальность (осмысленность и означенность) восприятия.
Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию, сущности и назначения предметов, становятся возможными целенаправленное их использование и практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определённой группе, классу предметов, обобщить его в слове.
5. Обобщенность восприятия.
Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия. Степень обобщённости восприятия зависит от особенностей, имеющихся у человека систем понятий.
6. Целостность восприятия.
В процессе восприятия отдельные элементы предмета обычно объединяются в целое. При этом значение имеет не столько близость частей друг к другу по их местоположению, сколько их принадлежность к определённому предмету. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Рис. 12. Силуэтный рисунок, характеризующий целостность восприятия.
7. Константность восприятия.
Определение: Константность восприятия – это качество восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту, несмотря на различие отдельных входящих в него ощущений, которое отражает изменение условий восприятия.
Восприятие не всегда даёт верное представление о предметах окружающего мира.
Определение: Иллюзия восприятия – это факт искажения отражения действительности при восприятии.
Они могут вызываться:
1. Физическими причинами.
Пример: Ложка в стакане чая кажется изломанной.
2. Физиологическими причинами.
Пример: Если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим – раздвоится.
3.
4.3. Восприятие
Психическими причинами.
Пример: Серый предмет на белом фоне кажется более тёмным, чем на чёрном.
Восприятие – это не только процесс принятия и переработки сигналов. Восприятие – это и интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском необходимых и достаточных для формирования признаков и принятия решения. Последовательность актов, включённых в этот процесс можно представить следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они, вероятно, относятся к одному и тому же определённому объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение которого с воспринятого, позволяет судить о том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определённой категории, с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему ещё не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1000 | Нарушение авторского права страницы
laservirta.ru
38. Понятие о восприятии. Шпаргалка по общей психологии
38. Понятие о восприятии
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.
Восприятие характеризуется целостностью. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Мы воспринимаем не систему четырех отрезков прямых линий или определенную совокупность штрихов, кружков, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник.
Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его изначальными целостными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целые.
Виды восприятия. Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике.
Восприятие различается также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Восприятие, Понятие о восприятии, Разновидности восприятия
Ключевые понятия темы:
восприятия, предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, апперцепция, иллюзия, восприятия пространства»восприятие движения, восприятие времени, наблюдения, наблюдательность, конверген нция, аккомодация, диспарантни точки, синкретическое восприятие
Понятие о восприятии
Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает не только информацию об определенных свойствах и качествах тех или иных объектов или явлений через ощущения их, но и сведения о самих объекты как цил лесные образования. Целостное их отражения человеком характеризует второе звено единого процесса чувственного познания — восприятияя.
Восприятие — это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целом, в совокупности всех их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств
В восприятии предмета как своеобразного синтеза его свойств происходит реакция на комплексный раздражитель, рефлекс на соотношение между его качествами. В результате восприятия возникают образы объ тов, которые воспринимаются,-представлениея.
Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем объект восприятия), языком (называем его словом), чувствами (обнаруживаем свое ставят ения к нему), волей (сознательным усилием организуем перцептивную деятельность.
Важную роль в восприятии играют эмоциональное состояние личности, ее стремления, переживания содержания воспринятого. Эмоции возникают как мотив, внутреннее побуждение к познанию предметов и явлений
В производительности восприятия предметов и явлений окружающего мира важную роль играют активность, действенность личности. Она проявляется уже в движениях органов чувств, направленных на объекты, которые спо иймаються, в их ощупывании, обследовании зрением их контуров, отдельных частин.
Во всех разновидностях восприятия моторный компонент способствует выделению предмета из других объектов. На это обращал внимание еще и. М. Сеченов, указывая, что сенсорный и моторный аппараты в приобретении опыта объе объединяются в единую отображающей системему.
Практические действия — это одна из главных предпосылок адекватного восприятия предметов и явлений объективной действительности
Разновидности восприятия
В чувственном познании ощущения и восприятия проявляются в их единстве воспринимаемые вне ощущениями не бывает
Различают восприятие по их сенсорными особенностями (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, болевые и др.), по отношению к психической жизни (интеллектуальные, эмоциональные, эстеты ични), по сложности восприятия (восприятия пространства, движения, времени.
Сенсорный состав восприятия во многом совпадает с ощущением. Специфическим в восприятии, в отличие от ощущения, является то, что тот или иной аспект зрительного, слухового, тактильного восприятия становится предмет том осознание, понимание его значения для жизненноя.
Сенсорное восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.д.. При этом один из разновидностей восприятия предстает есть как ведущий, а другие — как вспомогательные. В музыкальной деятельности, например, ведущим всегда есть слух, а затем кинестетическая чувствительность. В квалифицированного хирурга кинестетическая чувствительность играет значительную роль — она ??осуществляет контроль и регуляцию движений, что необходимо при обеспечении точности движений и дидій.
Восприятие по психической жизни личности приобретает особое значение,. В объекте восприятия могут специфически отразиться интеллектуальные или эмоциональные особенности человека, его восприняла
Научные знания требуют интеллектуального их восприятия, то есть восприятия содержания, понимание понятий и терминов, выполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. Эмоциональное восприятие ярко пост тает при восприятии произведений искусства.
При таком восприятии ведущую роль играет эмоциональный его аспект, непосредственное влияние объекта воспринимается на чувства — познавательные, нравственные, эстетические. Конечно, художественное восприятие происходит ся в единстве с интеллектуальнымм.
Понимание того, что воспринимается, является необходимым его условием, а эмоциональное переживание в художественном восприятии определяет его характер: возвышенность или подавленность настроения, переживания высокого, ком мучного, трагического, того, что именно возбуждается материалом, который воспринимается.
Восприятие по смыслу — это восприятие предметов и явлений в пространстве, движении, времени
В восприятие пространства, движения и времени принимают большую или меньшую участие различные анализаторы в их взаимосвязи
Восприятие пространства происходит при участии зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Объектом пространственных восприятий является дифференциация размеров и форм предметов, расстояний, размещение их в прост тори, глубины, рельефа. Восприятие размеров на зрение и осязание достигает значительной точноститі.
Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. В восприятии пространства большую роль играет глазомер. Пространственные явления довольно точно воспринимаются также тактильно и кинестетически. Слепые люди, например, изучая географию, работая, успешно ориентируются с помощью осязания на рельефном глобусе, в размещении деталей предметов рабоаці.
На слух человек довольно успешно воспринимает направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа, слева. Направление на слух можно определить с точностью до 10 градусов. При моноуральному воспринимается. Анне звука точность восприятия направлений нарушаетсяся.
Восприятие расстояния, глубины и рельефности происходит по-разному при монокулярному и бинокулярному видении. При бинокулярном восприятии (восприятие двумя глазами) точность определения расстояния намного более ато больше, чем при монокулярному (восприятие одним глазом). Восприятие глубины и рельефа зависит от того, как отражается предмет на сетчатке глаза: в корреспондирующих или диспарантних точки сетчаткивки.
Если возбуждаются корреспондирующие точки сетчатки, т.е., симметрично размещены в правом и левом глазу от центральной ямки, то изображение воспринимается как один предмет, в одной плоскости. Если восприятий нятий предмет на сетчатке изображается диспарантно, т.е. в точках обоих глаз, удаленных по-разному от центральной ямки, тогда предмет видим или удвоенным, если диспарантнисть является значительной, или объемно, рельефно, если диспарантнисть является незначительною.
На этом принципе построено стереоскопы, стереоскопическое кино
При восприятии пространства, в зависимости от размещения предметов в пространстве, возникают зрительные иллюзии, т.е. неточное восприятие размеров, параллельности, выпуклости, вогнутости наружу или внутрь
Карандаш, погружен в стакан с водой, кажется нам изогнутым, размер солнца утром и вечером кажется большим по сравнению с тем, как оно воспринимается в зените, два одинаковых углы, одинаковых кружочки, од. Научно линии кажутся разными среди больших или меньших по размеру изображений таких же предметов тощ.
В восприятии пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органа зрения. Аккомодация — это изменение выпуклости хрусталика соответственно расстоянии предмета, а конвергенция — это направление глаз на предмет восприятия. Эти физические изменения в органе зрения связаны с восприятием расстояния и объема предметта.
Восприятие движения — это отражение изменения положения предметов в пространстве
Восприятие движения зависит от того, как воспринимается движущийся предмет относительно другого недвижимого или движимого предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором
При восприятии движущегося предмета относительно другого предмета, движущегося в одном с ним направлении или в противоположных направлениях, может возникнуть иллюзия отсутствия или ускорения движения. Неподвижный предмет, в отношении которого рассматривается движение другого предмета, кажется движимым, но его движение воспринимается как движение в противоположном направленииу.
Если в поле зрения нет недвижимого предмета, относительно которого воспринимался бы движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленнее. Движение самолета на фоне безоблачного неба кажется медленным
Восприятие времени заключается в отображении длительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия временных явлений нет. В восприятии времени участвуют все анализаторы, от отражая продолжительность действия. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, ритмичность их действия (дыхание, сердцебиение и т.д.що).
Непосредственное восприятие продолжительности времени незначительно (0,75 секунды). Более длительные интервалы воспринимаем в результате деления и отсчета их равными частями в пределах одной секунды. Итак, большие интервалы времени воспринимаем опосредованноено.
Восприятие последовательности событий происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Восприятие продолжительности зависит от отношения к содержанию, от характера предмета, воспринимается
Восприятие интересного вызывает иллюзию скорости течения времени, а восприятие неинтересно, неприятного, вынужденное ожидание создают иллюзию замедления продолжительности действия
Знание разновидностей восприятия и их закономерностей имеет важное значение для формирования профессиональных качеств специалиста
uchebnikirus.com
7. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Психология
7. Понятие о восприятии. Виды восприятия
Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.
Виды восприятия.
Рассмотрим две существующие классификации.
1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.
2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды
1) восприятие предметов;
2) восприятие отношений
3) восприятие движений;
4) восприятие пространства;
5) восприятие времени;
6) восприятие человека.
Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.
Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.
Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.
Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».
Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.
Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.
Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.
Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).
Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
В психологии восприятие — это… Ощущение и восприятие :: SYL.ru
Процесс познания внешнего мира — одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.
Ощущение и восприятие: определения понятий
Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие — это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.
Пример разницы восприятия и ощущений
Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.
Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.
Роль ощущений
Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.
Механизм ощущений
Восприятие — это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект – источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.
Рецепторы
Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.
Соответственно, располагаются они в органах чувств — глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека – голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.
Проводники
Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей – передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.
Центр
Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.
Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.
Число ощущений
Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений. Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств. Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.
Зрительные ощущения
Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, — это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция – весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств – пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.
Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три – черный, белый и серый.
Слуховые ощущения
Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.
Кинестетические ощущения
Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность – ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.
Осязательные ощущения
Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.
Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.
В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.
Вкусовые ощущения
Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.
Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.
Синестезия ощущений
Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.
Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, — это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.
Измерение ощущений
В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.
Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.
Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).
Адаптация органов чувств
Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.
Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.
Формирование восприятия
Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей – в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие — это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.
Типы и виды восприятия
В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.
Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.
Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.
Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.
Предметность и константность восприятия
Предметность и константность — это свойства восприятия, различаемые современными психологами.
Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.
Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.
Расстройства восприятия
Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.
Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.
Иной путь воздействия на процесс восприятия – принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.
www.syl.ru
Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.
Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.
В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.
Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.
psyvision.ru