Личностный статус эмбриона и зародыша — Мегаобучалка
Трудности, связанные с решением вопроса, когда начинается биологическая жизнь, вполне сопоставимы с трудностями определения того, когда появляется личность. Конечно, в реальной жизни два эти вопроса не вполне разделены, так как существует немало областей, в которых пересекаются интересы биологии и философии. Возможно три сценария представляют три основные точки зрения на моральный статус человеческой жизни до рождения: эмбрион/зародыш − это а) личность, б) не личность или в) потенциальная личность.
Эмбрион/зародыш − это личность
Эта позиция предполагает, что эмбрион должен считаться человеком, личностью и требовать соответствующего отношения начиная с момента оплодотворения. Некоторые утверждают: если невозможно доказать, что личность начинается позже, чем происходит оплодотворение, моральная осмотрительность диктует, что лучше ошибиться в консервативном направлении, считая моментом появления личности момент оплодотворения. Хотя не все соображения в пользу этой позиции являются теологическими, религиозные взгляды важны для ее обоснования. Какой бы ни была формулировка, вывод один: с момента оплодотворения отношение к эмбриону должно быть таким же, как к зрелому человеку.
С этой точки зрения процесс развития эмбриона − не что иное, как развитие личности. В существовании человека нет стадии, когда мы − не люди. Различают процесс «развития в личность» и процесс «развития личности»; она настроена в пользу второй точки зрения, из которой следует, что эмбрион и зародыш заслуживают абсолютного уважения и являются неприкосновенными. В основе этих выводов лежит идея потенциальности:
Вопрос, однако, в том, действительно ли способность а превратиться в А делает а в точности тем же самым, что и А. Очевидно, способность желудя развиться в дуб не превращает желудь в дуб. И наоборот, уничтожение желудя − это не то же самое, что уничтожение дуба. Трехдневный эмбрион − не то же самое, что тридцатилетний взрослый человек. Хотя потенциал, несомненно, существует: действительный взрослый − это много больше, чем реализация трехдневного эмбриона.
Наряду с этим нужно отметить ограниченную возможность развития раннего эмбриона до ребенка, не говоря уже о взрослом. Beроятность выживания зародыша в период с момента оплодотворения до клинического подтверждения беременности оценивается в 42% − цифра, которая согласуется с данными многих исследований о том, что частота потерянных беременностей начиная с момента оплодотворения составляет около 70%. Основными причинами этого являются хромосомные аномалии. Подобные цифры ни в коем случае не умаляют моральной значимости ранних эмбрионов, но они напоминают о том, что шансы трехдневного эмбриона стать новорожденным ребенком относительно малы, его потенциал будущего развития весьма далек от реализации.
Ни в какой другой области жизни мы не отождествляем потенциальное с актуальным. Например, студент, начинающий курс обучения, имеет потенциал сдать выпускные экзамены, и этот потенциал в конечном счете может быть реализован. Однако для того чтобы это сделать, многое должно быть преподано и изучено, и именно эти действия превращают потенциал в актуальный успех. Однако в процессе учебы сам студент меняется, так что в момент сдачи экзаменов он уже сильно отличается от того, кем он был, когда поступал на первый курс с потенциалом сдать экзамены.
Потенциальность эмбриона не превращает его в ничто, так же как нельзя считать студента неуспевающим или исключать его из учебного заведения на том основании, что он еще не сдал заключительные экзамены. Мы должны уважать эмбрион за то, чем он является и, более того, за то, чем он может стать. Это уважение, однако, проистекает из его потенциала, а не из того, что его потенциал превратился в актуальность.
Когда это различие игнорируется, то в случае конфликта между благом матери и плода могут возникнуть проблемы, что находит воплощение в законодательстве, которое считает мать и плод равными. Если сталкивается благо двух «индивидов» с одинаковым моральным статусом, то нельзя найти четких указаний, чьим интересам следует отдать предпочтение.
3.2. Эмбрион/зародыш − это не личность.
Один из аргументов в пользу того, что эмбрионы и плоды не являются личностями, основан на том общепринятом мнении, что мы не считаем неправильным разрушение яйцеклетки или сперматозоида до момента их слияния. Исходя из этого, утверждается, что нет моральных обязательств сохранять жизнь эмбриона. Идут даже дальше, полагая, что эмбрион должен считаться скорее вещью, чем личностью, до того момента, пока не появились признаки функционирования головного мозга. Согласно этой точке зрения,
Если принимается этот довод, то возникает вопрос, на какой стадии развития мозга обнаруживается сознание. С позиции нейробиологии это сложная, если не неразрешимая задача, тем не менее она существенна, если мы считаем, что именно с этого момента эмбрион или зародыш становится носителем моральных прав. В качестве начала мозговой деятельности или, если воспользоваться другой терминологией, появления самых ранних признаков сознания, назывались сроки с 6-й до 28-й недели беременности. Как бы ни относиться к таким широко расходящимся оценкам, вызывает сомнение целесообразность использования любого из этих вариантов как определенного начального пункта личности. В конечном счете все, что мы можем сделать, − это провести квазипроизвольную границу в развитии эмбриона.
Альтернативное обоснование того, что эмбрион и зародыш не являются личностями, основано на проведении границы между понятиями «быть человеческим существом» в биологическом смысле и
Считают, что человеческие зародыши и новорожденные − это потенциальные личности. Полагают, что одного только потенциала стать личностью уже достаточно, чтобы наделить (зародышей и новорожденных) правом на жизнь, если мы также принимаем принцип, что будет неверно воздерживаться от производства дополнительных, помимо уже существующих, личностей. Если принять, что у нас нет обязательства рожать детей (т.е. допустить контрацепцию), то убийство зародыша (потенциальной личности) будет ничем не хуже, чем применение контрацептивов.
Приходя к таким выводам, упускается из виду то, что один из критиков назвал «моральным обязательством растить». Не принимаются во внимание обязательства людей по отношению к благополучию и выживанию новорожденных, а также в определенной степени зародышей. Человеческая семья имеет определенные обязательства, поскольку новорожденный полностью зависит от добровольных действий морально ответственных людей, заботящихся о нем. Без таких взаимодействий ни зародыш, ни новорожденный не выживут. Иначе говоря, одних только неврологических или поведенческих факторов недостаточно, чтобы определить, как нам надлежит действовать по отношению к зародышам и новорожденным (а также к тяжелобольным взрослым), так как они не учитывают обязательств, столь важных для совместной жизни в человеческом обществе. Даже когда неврологические или поведенческие особенности зародыша или новорожденного неадекватны с биологической точки зрения, наша обязанность заботиться об одном из себе подобных является фундаментальной для нас как людей, живущих совместно с другими. Иными словами, понятие личности включает наряду с биологическими также социальные и интеллектуальные факторы.
3.3. Эмбрион/зародыш − потенциальная личность.
Третья позиция занимает промежуточное положение между первыми двумя. Зародыш при этом рассматривается как обладающий потенциалом стать полноценной личностью. С этой точки зрения зародыш (как потенциальная личность) имеет некоторое право на жизнь на ранней стадии развития и приобретает право личности на жизнь в ходе дальнейшего развития. Таким образом, зародыш человека − это потенциальная личность, в отличие от актуальной личности (нормального взрослого человека), существа, способного быть личностью (временно бессознательной личности), возможной личности (человеческого сперматозоида или яйцеклетки) или будущей личности (личности в будущем поколении). В практическом отношении потенциальные личности, такие, как зародыш, имеют некоторое право на жизнь, тогда как возможные личности не имеют такого права.
При таком понимании потенциала особое внимание уделяется континууму биологического развития; при этом не проводится какой-либо произвольной границы, с которой начинается личность. На всех стадиях развития зародыш находится на пути к превращению в полноценную личность, и, если все протекает нормально, однажды он становится полноправной личностью.
С этой точки зрения в развитии начиная с самого раннего нет такого момента независимо от сроков, когда эмбрион или зародыш не проявляет своего личностного потенциала, пусть даже и в рудиментарных формах. Это наделяет эмбриона и зародыша определенными правами на жизнь и уважение. Такое право становится сильнее по мере развития плода, и через некоторое время, на III триместре беременности, оно настолько сильно, что последствия убийства зародыша сравнимы с последствиями убийства актуальной личности − ребенка или взрослого. Таким образом, зародыш на III триместре рассматривается, когда это необходимо, как «пациент». Это отражает реакцию большинства людей в повседневной жизни, где мы проводим различие между случайной потерей эмбриона или раннего зародыша и рождением мертворожденного ребенка. И там и здесь мы имеем дело с потерей человеческой жизни, но в большинстве случаев потеря жизни уже «почти состоявшейся» воспринимается острее, чем едва начавшей развиваться.
Как и все промежуточные позиции, позиция потенциальной личности не удовлетворяет сторонников ни одной из крайних точек зрения. Она представляется слишком либеральной тем, кто защищает теорию «плод − это личность», и слишком консервативной для школы «плод − это не личность». Более того, и сама позиция потенциальной личности допускает различные интерпретации. Тем не менее ее градуалистский характер привлекает многих людей по биологическим, философским, интуитивным и прагматическим причинам. Она помогает многим пройти через лабиринт вопросов, связанных с пренатальным и постнатальным периодами, и создает благоприятную почву для обсуждения затронутых нами специфических этических проблем.
как себя вести, какие ощущения, полезные рекомендации
Каждый этап протокола ЭКО волнителен для женщины. Все ощущения при экстракорпоральном оплодотворении очень индивидуальны. Женщина может не чувствовать ничего или наоборот отмечается целый спектр ощущений.На этапе стимуляции овуляции женщина обычно начинает отмечать ухудшение самочувствия, сильные головные боли, тошноту, головокружение, тянущие боли в пояснице и внизу живота. Изменение гормонального баланса у женщины может стать причиной психоэмоционального дискомфорта, женщина становится нервной, плаксивой, раздражительной, нарушается ночной сон, могут возникать вздутие живота и нарушения аппетита.
После пункции фолликулов не исключены такие симптомы как:
- незначительные мажущие выделения;
- ноющая боль, дискомфорт и вздутие живота;
- повышение температуры тела до субфебрильных цифр;
- тошнота;
- одышка;
- запор или диарея;
- дискомфорт во время мочеиспускания.
После переноса эмбрионов часто наблюдается чувство тяжести и ноющие боли в нижней части живота, ухудшение общего состояния, слабость, сонливость, апатия, головокружение. Эти симптомы не говорят о беременности, возможно, это реакция организма на поддерживающую терапию.
Кровотечения после переноса эмбрионов встречаются не часто, так как пациентка принимает препараты для поддержки эндометрия. Но такое бывает и никто сразу точно не может знать причину кровотечения. Иногда у некоторых женщин наблюдается имплантационное кровотечение, что свидетельствует о прикреплении эмбриона. Эти выделения светло-розового цвета, без запаха, их объем не нарастает, проходят через 1-2 дня. Если выделения обильные, зловонные, сопровождаются зудом и повышением температуры тела, следует немедленно обратиться к врачу.
Возможна болезненность, чувствительность, нагрубание молочных желез. Также могут измениться вкусовые пристрастия, появится тошнота, рвота, запоры, метеоризм. Однако многие из этих симптомов не всегда означают беременность, а возможно все лишь предвестники менструации.
Самые достоверные признаки наступившей беременности – это задержка месячных и повышенный уровень ХГЧ (хорионического гонадотропина человека).
Почему эмбрион — человек? Статус человеческого зародыша в свете богословия
Бог слышит молитвы
и знает веру того,
кто еще не вызван Им
из небытия к бытию.
За прошедшие десятилетия аборты стали массовым явлением; при этом медицинская наука далеко продвинулась в изучении стадий внутриутробного развития человека. Парадокс в том, что чем более человечество узнает о природе человека, тем более научное знание подводит объективного исследователя к принятию традиционных моральных ценностей. Так с точки зрения современной эмбриологии, с момента оплодотворения человеческий эмбрион — живое человеческое существо, отличное от своих родителей, которое принадлежит к роду Homo sapiens, обладает своим собственным уникальным генетическим кодом, динамично развивается, последовательно раскрывая потенции, заложенные в него природой, и которое мы вправе называть человеком на эмбриональной стадии его развития[2].
Тем самым все, что происходит с человеческим эмбрионом, происходит с человеком, по отношению к которому действенны все нравственные обязательства, приложимые к человеку после его рождения. Именно человеческое достоинство зачатой жизни исключает для нравственного сознания саму возможность искусственного прерывания беременности и порождает дискуссии “о юридических и этических границах допустимого”[3] в экспериментах над человеческими эмбрионами, о приемлемости тех или иных репродуктивных технологий и процедур.
Человек вступает в общение с Богом в первое мгновение своего бытия. Тайна богопредстояния человеческого эмбриона — это тайна тех глубин человеческого духа, о которых знает только Бог и которые будут выявлены в имени, нарекаемом человеку после Воскресения. “Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я освятил тебя” (Иер 1:5). Но то, что Бог обращен к зачатой жизни, означает, что и она каким-то образом соотносит себя со своим Творцом. Отсюда следует, что благу личности должны быть подчинены и все остальные реалии нашей жизни, включая социальные отношения.
О том, что человек с момента зачатия обладает бесценным даром жизни, свидетельствует и Русская Православная Церковь в принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. “Основах социальной концепции” (XII.1.).
На чем зиждется эта позиция? Среди аргументов, приводимых теми, кто отстаивает равноценную значимость жизни и матери, и зачатого ребенка, можно выделить четыре уровня: 1) объективные научные данные о начале человеческой жизни; 2) философская очевидность трансцендентности человеческой личности, которую невозможно отождествить с каким-либо временным отрезком человеческой жизни, а тем более редуцировать к биологии, психологии или социальному положению человека; 3) однозначность клятвы Гиппократа и библейских заповедей о недопустимости посягательств на человеческую жизнь, включая заповедь не убий, а также иные предписания, защищающие нерожденных детей; 4) то понимание человека и его призвания, реальность которого была явлена во Христе и проходит сквозь всю историю христианства.
В последнем случае речь идет об императивности новозаветной антропологии, в которой призвание человека осмысляется в категориях богообщения и преображения всей жизни во Христе. Апостол Павел писал об этом так: “Мы же все <…> взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор 3:18). Здесь чудовищность умерщвления человека на любой стадии его жизни определяется не только запретами Библии, но и той мерой благодатной жизни, которая могла бы быть ему дарована в таинствах Церкви, но от которой его отлучает насильственная смерть.
Независимо от того, принимаем ли мы антропологию и этику христианства, при работе с пациентами надлежит учитывать последовательность этой позиции, ее исходные данные и богословскую строгость. Это тем более важно, что значительная часть населения России в тои или иной степени соотносит себя с православием.
В нашей лекции мы не будем затрагивать вопрос о том, каким предстает статус эмбриона человека в каноническом праве Церкви. Ответ на него в целом известен: аборт приравнивается к убийству. Также мы не будем вступать в дискуссию о времени вселения души в человеческий зародыш; отметим лишь, что при всем разбросе мнений, значительная часть христианских мыслителей, среди которых достаточно назвать имена святителя Григория Богослова и преподобного Максима Исповедника, отстаивала единомоментность зачатия и одушевления человеческого существа. Как определяется личность? С какого момента можно говорить о личностном бытии человека? Что это означает для медицины? Ответы на эти вопросы позволят нам выявить антропологическое измерение Нового Завета, понять логику церковной позиции в области биомедицинской этики и более ответственно подходить к пониманию врачебного долга.
Следует отметить, что задолго до появления современных научных знаний и технологий, восточнохристианское богословие постулировало, что зародыш обладает статусом уникальной человеческой жизни.
Исходя из совершенно иных оснований, из откровения Бога о Себе как Боге троичном в Лицах, исполненном любви к Своему творению, о неповторимости и личностном бытии каждой зачатой человеческой жизни свидетельствуют христианские мыслители и богословы, начиная от Евангелистов и кончая ныне живущими подвижниками веры и благочестия, упомяну здесь лишь митрополита Антония Сурожского, по образованию врача, а по образу жизни — апостола и святителя.
Итак, почему же с таким трепетом к эмбриону человека относится христианская мысль?
Первые свидетельства о личностном статусе зачатой жизни мы находим в самом начале Евангелия от Луки.
По свидетельству Евангелиста Луки, архангел Гавриил, возвещая престарелому священнику Захарии о рождении от него сына Иоанна, говорит ему о том, что Иоанн “Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей” (Лк 1:15). Во исполнение слов архангела Гавриила неплодная жена Захарии Елисавета зачала и стала ожидать рождения сына. Через шесть месяцев после этого архангел Гавриил является Деве Марии и благовествует Ей о чудесном рождении от Нее Мессии Иисуса. В подтверждение своих слов архангел Гавриил ссылается на уже имеющую место шестимесячную беременность Елисаветы. Поскольку неплодная Елисавета была дальней родственницей Марии, Та приходит к ней, чтобы поздравить ее с долгожданной беременностью. Так вот, когда Дева Мария пришла к Елисавете, исполнилось пророчество архангела Гавриила о том, что сын Елисаветы, Иоанн, еще до рождения будет осенен благодатию Святого Духа. Евангелист Лука пишет об этом так: “Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лк 1:41–43). Но коль скоро младенец взыграл, то есть откликнулся на приближение Господа, значит, еще до рождения человек таинственным образом способен к общению с Богом, а общение с Богом всегда личностно. С христианской точки зрения, этот эпизод служит одним из аргументов в пользу того, что нерожденный ребенок не бездушен и не безличностен, и аборт — убийство.
Но в данном случае речь идет о 6 месяцах. Однако в этом же эпизоде же мы убеждаемся в том, что согласно Евангелию от Луки о личностном бытии новой человеческой жизни следует говорить с первых дней ее существования.
И здесь нам необходимо ответить на вопрос о том, сколько времени прошло от явления архангела Гавриила Деве Марии с вестью о боговочеловечении до встречи Марии и Елисаветы? При ответе на этот вопрос следует учитывать два обстоятельства:
— Мария без промедления, как пишет Лука, с поспешностью, приняв волю Божию о чудесном рождении от Нее Мессии, едва отошел от Нее Ангел, встала и пошла в нагорную страну, в город Иудин.
— Как отмечают комментаторы, “Иудея названа по традиции нагорной страной, ср. Нав. 20:7, 21:11 и также у Иосифа Флавия, хотя Галилея была не менее гористой. Путь от Назарета составлял 80—100 миль и должен был занять 3 — 4 дня. Поспешность (spoud») Марии выражает Ее готовность скорее исполнить повеление ангела.”[4].
Поскольку же Елисавета именует Деву Марию “Матерью Господа моего”, а все комментаторы сходятся в том, что Господом здесь именуется Христос, то приходится согласиться с тем, что коль скоро Мария — Мать, то у Нее есть Сын и это Сам Господь. Но Бог, согласно библейской традиции, — Личность, а стало быть, личностно и бытие человеческой природы Сына Божия после Его воплощения и вочеловечивания.
Согласно самой сути христианской веры, воплотившись, Слово Божие последовательно воспринимает всю полноту человеческой природы, исключая греховные наклонности, пристрастия, похоти и т.д. Но вся полнота человеческой природы во Христе предполагает и все возрасты человеческой жизни. Иными словами, с точки зрения православной антропологии, в понятие человеческой природы заложены не только все ее силы, свойства и способности человека, но и все стадии его развития. Поскольку же Христос “всего человека исцелил”, поскольку Сын Божий подлинно вочеловечился, значит, Он должен был воспринять и все возрасты человеческой жизни.
Здесь возможно возражение: не может ли эмбриональная стадия развития человека быть греховным проявлением человеческой жизни после грехопадения? В данном случае Христос не должен был бы воспринимать эту стадию, поскольку в Нем не было греха. Книга Бытия исключает такую возможность: заповедь “плодитесь и размножайтесь” (Быт 1:28) дана в Эдеме до падения Евы и Адама и является не проклятием, а благословением (там же). Стало быть, возрастание человека из клеточки — естественный закон существования “всякой плоти”. Следовательно, в поступательном приобщении Богу тварной человеческой жизни эмбриональная стадия развития человека не была исключена Словом из совокупности признаков того, что означает “быть человеком”.
Итак, согласно евангелисту Луке через три-четыре дня после Благовещения Дева Мария именуется Матерью Господа, а младенец Иоанн откликается на Его приближение. Согласно данным современной эмбриологии 3–4 день это время, когда эмбрион еще не закрепился в стенке матки. Еще не закрепился, но уже является абсолютно отдельным существом, с уникальным геномом и т.д. Евангелие свидетельствует нам о том, что у этого 3-х-дневного эмбриона Богочеловека уже есть богочеловеческая личность. Причем, не будущая, не потенциальная, но уже реально присутствующая, бытийствующая и именно так воспринимаемая Елисаветой, которая была в тот момент осенена Святым Духом. И мы, не кощунствуя, можем на языке строгого богословия, говорить о Предвечном, Вездесущем и Всемогущем Боге, Который после воплощения прошел и стадию эмбрионального развития человеческой жизни, и на этой стадии бытие человеческой природы Христа было личностным бытием.
Но если это верно в отношении Христа, личность Которого является богочеловеческой, то можем ли мы говорить о том, что это справедливо и для обычного человеческого эмбриона? При ответе на этот вопрос необходимо исходить из того, что во Христе был явлен образ подлинно человеческой жизни. Все христологические догматы отстаивают истинность Его вочеловечения. Ибо только благодаря этому мы спасены. Нет такого возраста или природного свойства человека, которым не найдется места в воскресении, ибо человеческая природа во всей целокупности была воспринята воплотившимся Богом. Отсюда понятны вдохновенные слова архиепископа Иоанна (Шаховского): “человечество Иисусово — это Дом, в котором всех встречает Бог”[5]. В противном случае, если Он имел иное устроение, нежели люди, Он не нам приобщился, а чему-то иному, не вочеловечился, а “воинопланетянился”, а стало быть, и спас не нас, а тот природный конструкт, в котором отсутствовали какие-либо человеческие свойства.
В этом случае христианство утрачивает всякий смысл. Но опыт общения с Богом, даруемый в таинственной жизни Церкви, убеждает христиан в обратном: спасение свершилось. Значит, не имея греха, Христос имеет всю полноту человеческой природы, включая совокупность возрастов. А это означает не только то, что в момент творения человека Бог создал его таким, чтобы в перспективе грехопадения, из вечности, Им видимой, Он смог Сам воплотиться и вочеловечиться. Это означает, что человек изначально был сотворен по образу Христа. Сообразность нас Христу, означает и сообразность Спасителя нам. Все, что наличествует в Нем в образе Его человеческого бытия, должно иметь место и в нас. Стало быть, если Ипостась Бога Слова от момента Благовещения соединяется вначале с одной, а затем по мере возрастания и со всеми клеточками человеческого тела Спасителя, а Он является образом истинной человеческой жизни, то и в нас человеческая ипостась, или личность, присутствует от момента оплодотворения яйцеклетки.
Вот что говорит об этом преподобный Иоанн Дамаскин: “Что ипостась Христова одна, мы узнаем вот откуда. Начало существования всякого зародыша есть семя, ввергамое отцом в утробу жены, жена, зачиная его, доставляет свою кровь, и так образуется зародыш. Одна ипостась семени и материнских кровей, образующих в ней плоть, и зачатие семени. А зачинает женщина от соития с мужем внедряемое им семя, и оно есть ипостась зародыша. Так что же зачала Святая Дева? Плоть? Значит плоть не от Нее — ведь женщина не зачинает сама от себя. Так что же зачала? Слово Божие? Ибо Дух Святой посредствовал вместо соития и осенил Ее, и был зачат Сын и Слово Божие и Сам стал плотью, одушевленной разумной и мыслящей душой, и Сам, словно Божественное семя, стал ипостасью для плоти, одной ипостасью двух природ, Божества и человечества”[6]. Не вынося суждений о времени одушевления эмбриона, он однозначно свидетельствует о том, что:
Человеческая жизнь, как собственно человеческая, начинается от момента оплодотворения.
Зачатый зародыш являет собой ипостасное бытие человека на самой ранней стадии его развития.
Это верно и в отношении Боговоплощения, исключая образ зачатия — не естественный, а чудесный, бесстрастный, наитием Духа от Отца Небесного.
Аналогично, исходя из догмата богочеловечества Христа, рассуждает и современный православный богослов и подвижник митрополит Антоний Сурожский.
“Мне кажется, — говорит он в одном из своих интервью, — что в той стране, где аборт узаконен, никто, начиная с правительства и кончая обыкновенным обывателем, не имеет права говорить о том, что жизнь человека является святыней, потому что аборт — это убийство.
Говорить о том, что можно совершать аборт в какой-то момент до того, как зародыш уже видимо принимает образ ребенка, тоже не выход из положения, во всяком случае для верующего. Можем ли мы сказать, что когда Божия Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента — до 14, 18, до 28-й недели — Он не был человеком и не был рождающимся Богом? Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. И на это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет.”[7]
Для медицинской этики здесь важно то, что личностная подоснова присутствует в человеке независимо от того, насколько в нем наличествует полнота его природы. Прошло ли мгновение от момента зачатия, достиг ли человек расцвета своих сил или подошел к пределам старости — он всегда не только что, но и кто. Даже если его природа деформирована, даже если он обречен на гидроцефалию или старческое слабоумие — от все равно человек. И любое медицинское вмешательство затрагивает жизнь человека, наделенного в своих глубинах личностным бытием. Отсюда понятно, почему с позиций биоэтики аборты, равно как и эвтаназия зачеркивают жизнь не неразумного животного (конгломерата клеток), но человека, пусть и в начале или конце его пути.
Еще семьдесят лет назад в Европе нельзя было сильнее оскорбить врача, чем предположив, что он способен произвести аборт: “«Вы на все пойдете за деньги. Быть может, даже на убийство нерожденных”. Один из врачей все еще ухмылялся, но лицо его пожелтело. Другой визгливо и резко крикнул: “Помните, с кем говорите!»[8] Этот диалог из детектива Честертона показывает, что на Западе считалось нормой вплоть до середины XX столетия и что — крайней степенью падения врача.
Точно также относились к подобным медикам и в СССР: “В годы, когда были запрещены аборты, Василий Данилович занимался подпольной практикой, зарабатывал большие деньги. «Надо же как-то жить», — произнес он, когда на него брезгливо посмотрела тетя Женя (…) Что-то чуждое и неприятное было в этих супругах, живших от подпольной медицины”, — вспоминает современник эпохи[9].
Но в наши дни речь идет не только о деньгах. После легализации аборотов многих тянет преступить заповедь не убий именно потому, что это можно совершить безнаказанно. Жизнь эмбрионов приносится в жертву острым ощущениям. Федор Михайлович Достоевский писал об этом в романе “Преступление и наказание” так: “Нет, батюшка Родион Романыч, тут не Миколка! Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое; когда цитируется фраза, что кровь «освежает»; когда вся жизнь проповедуется в комфорте”[10], — говорит Раскольникову следователь Порфирий Петрович. И здесь практика ставить эксперименты на эмбрионах смыкается с мирощущением самых диких и мрачных религиозных культов, с сатанистскими жертвоприношениями.
Хотим ли мы предупредить медиков о том, что те муки, на которые они обрекают человеческие эмбрионы, имею сатанинскую изнанку? Да, ибо все мы предстанем Суду Божию.
Но что делать, если человек понимает, что уже ошибся? В жизни каждого человека наступает момент истины[11], когда все содеянное им предстает в подлинном свете и требует нравственного осмысления и покаяния в том, что нарушало волю Божию. Но как исправить прошлое? Как сделать бывшее небывшим? Христианство знает ответ на этот вопрос. Для этого нужен внутренний переворот. На языке Евангелия — переворот покаянный. Покаяние (греческое мета-нойя) буквально означает перемену ума. И в этот момент важно помнить о том, что Бог есть любовь, принимающая в свои объятия любую, даже самую омраченную душу, если только она, подобно разбойнику на Кресте, припадает ко Христу с мольбой о милости и спасении.
[1] Хомяков А.С. Церковь одна// Соч. в 2-х тт. М., 1994. Т. 2, с. 5. [2] См. подр.: Уиллке Д. Уиллке Б. Полюби их обоих (аборт: вопросы и ответы). М., 2001. С. 327. [3] Балашов Николай, протоиерей. Репродуктивные технологии: дар или искушение? / Православие и проблемы биоэтики. М., 2001. C. 35. [4] Тестелец Я. Реферат: Маршалл И.Х. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту. // Альфа и Омега. №1(23) М, 2000. С. 28. [5] Архиепископ Иоанн (Шаховской). Афоризмы//Избранное. Собрание сочинений в двух томах. Нижний Новгород, 1999. Т.2, с. 396. [6] Преподобный Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ во едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси / Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Пер. Д.Е. Афиногенова. М., 1997. С. 91 – 92. [7] Митрополит Антоний Сурожский. Ответы на вопросы//Альфа и Омега №3(29). М., 2001. С 318 — 319. [8] Честертон К.Г. Удивительное убежище. Соч. Т. 3. М., 1994. С. 211. [9] Каледа Глеб, протоиерей. Записки рядового // Альфа и Омега. №1(31), М, 2002. С. 295-296. [10] Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Полн. собр. соч., Л., 1973. Т. 6, С. 348. [11] Хотя, говоря строго, в каждом безнравственном действии человек какими-то своими пристрастиями и выгодами заглушает в себе голос Истины, предупреждающей его о том, что он делает).
Статус эмбриона. Есть ли у эмбриона права?

В настоящее время существует проблема определения статуса эмбриона. Особенно это становится понятно в связи с развитием и все более частом применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Цель программы ЭКО получить жизнеспособные эмбрионы, которые потом переносят матери. Попытаемся определить правовой статус эмбриона, права его родителей, медицинского учреждения. А есть ли права у эмбриона – ведь он же будущий человек?
Для начала дадим определение эмбриона человека и постараемся ответить на вопрос:
Эмбрион это человек или нет?
Эмбрион – это организм на ранней стадии развития, образованный путем слияния женской и мужской половой клетки, их генетического материала.
Так, в законе «О временном запрете на клонирование человека» дается такое определение: «Эмбрион человека – это зародыш человека на стадии развития до восьми недель».
Далее эмбрион становится плодом.
В законе «О трансплантации органов и (или) тканей человека» эмбрионы указаны в списке органов, их частей и тканей, имеющих отношение к процессу воспроизводства. При этом в законе отражено, что его действие не распространяются на эмбрионы.
Право эмбриона на жизнь
В вопросе о юридическом статусе эмбриона важным моментом является такой морально-этический аспект как право эмбриона на жизнь.
Право эмбриона на жизнь.
Согласно Конституции РФ (гл. 2. ст. 17) человек получает основные права от рождения. Что же для нашего законодательства считается рождением? Моментом рождения ребенка считается момент отделения плода от организма матери посредством родов. При этом законодательно установлены медицинские критерии рождения – срок беременности 22 недели и более, масса ребенка 500 г и более, длина тела ребенка более 25 см. Это важный аспект, т.к. становится ясно, когда ребенок получает правовую защиту.
Получается, у эмбриона нет основного права человека – права на жизнь. Неужели потенциальный человек не получает никакой правовой защиты?
Если мы говорим об эмбрионе или плоде, развивающемся внутри матери, то законодательство предоставляет некоторую защиту нерожденному ребенку, например:
- Трудовой кодекс РФ с целью сохранения здоровья матери и неродившегося пока ребенка признает право матери на перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
- В п. 1 ст. 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что к наследованию могут призываться граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Применение этого положения к эмбрионам «из пробирки» вызывает споры.
- В п. 2 ст. 7 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указано, что дети, зачатые при жизни потерпевшего, имеют право на обеспечение по страхованию.
- Уголовный кодекс РФ преступление против беременной женщины признает отягчающим обстоятельством (п.1 ст. 63 УК РФ).
Можно сделать вывод, что законодательно защищается жизнь не только женщины, но и в некоторых случаях жизнь и права эмбриона и плода.
Правовой статус эмбриона, полученного с помощью ЭКО и еще неперенесенного матери, является предметом дискуссий.
Эмбрион, полученный с помощью ЭКО, относится скорее к объекту права, а не субъекту. В юридической науке объект права – то, по поводу чего возникают правоотношения, субъект права – тот, кто вступает в отношения по поводу этих объектов.
Если эмбрион это еще не человек, а объект права, то, получается, эмбрион – это «вещь», которую можно продать, купить, подарить?
Постараемся ответить на этот вопрос.
Для чего создается эмбрион человека и как он может использоваться?
Эмбрионы запрещено использовать для промышленных целей (п.6 ст.55 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».)
Запрещено создавать эмбрионы для клонирования (Федеральный закон от 20 мая 2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»).
Единственной целью создания эмбриона может быть лечение бесплодия. Если в протоколе ЭКО получают большее количество эмбрионов, чем нужно для переноса матери, то оставшиеся лишние эмбрионы возможно заморозить для будущего использования, донировать или утилизировать (п. 25 Приказа Минздрава РФ №107н от 30.08.2012 «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению»).
При этом родителям часто приходится решать сложную морально-этическую проблему, определяя судьбу эмбриона, в том случае, если беременность больше не планируется, а в криобанках остались еще замороженные эмбрионы.
В случае многоплодной беременности производится операция редукции лишних эмбрионов. При этом подписывается соответствующее информированное добровольное согласие.
У кого может возникнуть права на эмбрионы, в том числе право собственности?
Право собственности на эмбрионы может возникнуть:
- у пары или одинокой женщины, участвующей в программе ЭКО по договору на ЭКО;
- медицинского учреждения.
В том случае, если семейная пара, которая проходит процедуру ЭКО, использует свои половые клетки, то полученные эмбрионы будут являться их собственностью.
Медицинское учреждение может стать собственником эмбрионов в случае получения донорских эмбрионов (из донорских женских и мужских половых клеток) до момента их переноса или если семейная пара отказывается от своих эмбрионов и передает их клинике.
Следует отметить, что в случае лечения бесплодия одинокой женщины возникает единоличная собственность. Если лечится семейная пара, собственность возникает у обоих (при этом неважно использовались ли донорские половые клетки), при этом собственность является общей (т.к. эмбрион является неделимой вещью).
Наследование эмбрионов
Остаются неопределенности в статусе эмбриона человека при наследовании.
В клинике часто предлагают подписать заявление или информированное добровольное согласие, в котором может быть указано, что
- в случае смерти или потери дееспособности одного из супругов, судьба оставшихся замороженных эмбрионов определяется другим супругом
- в случае смерти или потери дееспособности обоих супругов, судьбы замороженных эмбрионов будут определяться лицом, указанном в заявлении.
Права на эмбрионы после развода
Распоряжение эмбрионом возможно только по взаимному согласию. Возникает спорная ситуация, когда родители эмбрионов имеют разную точку зрения на судьбу оставшихся замороженных эмбрионов, например, после расторжения брака. Данному вопросу посвящена отдельная статья.
Также в российском законодательстве не определен статус эмбриона при суррогатном материнстве. Неясно, имеет ли суррогатная мать по своему желанию прервать беременность, и какие будут последствия, права эмбриона тут также не до конца защищены.
Может ли клиника отказать в выдаче эмбрионов?
В соответствии с п. 52 приказа № 107н эмбрионы могут быть выданы пациенту по его заявлению, родители имеют право на выдачу эмбрионов. При этом выдается эмбриолист с описанием эмбрионов, среды и т.д. Эмбрионы выдаются в специальном термосе, транспортировать их можно ограниченное количество времени.
Можно ли продать эмбрионы?
Прямого ответа на этот вопрос законодательство не дает. Согласно п. 25 Приказа Минздрава РФ №107н от 30.08.2012 «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» неиспользованные лишние эмбрионы можно криоконсервировать, утилизировать, донировать.
В заключение хотелось бы отметить, что правовой статус эмбриона на данный момент не до конца разработан, и в российском законодательстве не урегулированы многие вопросы в данной сфере. Эмбрион как возможный будущий человек требует к себе большего внимания и уважения.
Опубликовал:
Раленко Антон Андреевич.
Москва 2018.
на Ваш сайт.
Статус эмбриона
Статус эмбриона — это понятие, возникшее в связи с достижениями современных репродуктивных технологий и поставившее вопрос о морально-этических критериях и барьерах, связанных с манипуляциями, осуществляемыми с человеческими эмбрионами. Современные репродуктивные технологии неизбежно предполагают и проводят определенные манипуляции с половыми клетками и эмбрионами человека. Но четкие регламентации по поводу допустимых пределов таких манипуляций до сих пор отсутствуют. Более того, существуют два прямо противоположных подхода к решению проблемы. Один основан на моральных, в том числе религиозных принципах и требует запрета любых манипуляций с эмбрионами человека на любых стадиях их развития, поскольку жизнь человека, по мнению сторонников этой точки зрения, начинается с момента зачатия.
Приверженцы противоположной позиции по вопросу статуса эмбриона, среди которых большинство врачей-исследователей, допускают и даже приветствуют не только использование эмбрионов человека в программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), но и вообще широкое внедрение искусственного оплодотворения в качестве альтернативного способа размножения людей. Таким образом, снова возникает давний вопрос, как рассматривать статус эмбриона, а именно, с какого момента отсчитывать начало жизни человека, на каком этапе внутриутробного развития рассматривать эмбрион как личность с определенными правами, находящуюся под защитой закона. Это могут быть половые клетки перед оплодотворением или ранее, зигота (оплодотворенная яйцеклетка), доимплантационный эмбрион на стадиях дробления или в период имплантации, эмбрион на стадии формирования нервной системы и т. д.
Один из ключевых здесь — вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать? С какого момента статус эмбриона можно рассматривать в качестве человеческого, личностного. Первые движения плода зафиксированы на шестой неделе развития, в это же время он начинает реагировать на прикосновения, в спинном мозгу выявляются синапсы (место контакта между двумя нейронами). На десятой неделе в нервных волокнах спинного мозга обнаруживаются первые нейромедиаторы и регистрируется активность ствола головного мозга. На основании электрофизиологических и иммуногистохимических данных исследователи считают, что плод человека начинает чувствовать в возрасте восемнадцати недель, но способность перерабатывать полученные ощущения не обнаруживается вплоть до тридцатой недели развития. Поэтому этот срок и считается границей между плодом и человеческим существом.
Способность плода реагировать на раздражение или боль наблюдается уже в на сроке в семь недель. Есть мнение, что надо рассматривать статус эмбриона как личность уже начиная с этого времени. Ведущие эмбриологи мира, как правило, считают допустимым для манипуляций период от момента оплодотворения до четырнадцатого дня развития эмбриона (начала формирования первичной полоски, элементов нервной системы) или до тридцатого дня, когда начинается процесс начала дифференцировки центральной нервной системы.
Проблема в том, что далеко не на все вопросы можно получить ответы, анализируя эмбриогенез млекопитающих (и представителей других классов и типов животных). Несомненно, что для решения ряда фундаментальных биологических проблем (как, впрочем, и для дальнейшего совершенствования метода ЭКО и в целом репродуктивных технологий) необходимо использовать весь имеющийся материал. Поэтому обсуждается вопрос: что более гуманно — проводить с «лишними» эмбрионами человека исследования или разрушить их?
Некоторые считают правомерными лишь те эксперименты, которые ограничиваются пред им плантационным периодом, не несут опасности для целостности или жизни эмбриона, служат улучшению его развития или имеют прямую терапевтическую установку. Если эмбрионы человека, культивируемые invitro, заведомо нежизнеспособны или умерщвляются после их использования, то такие эксперименты не должны проводиться. Эмбрион человека обладает правом на жизнь и должен быть трансплатирован в матку. К нему применимо также право не использоваться в исследовательских целях. Необходимо очертить круг допустимых манипуляций на эмбрионах человека, культивируемых invitro. Они могут проводиться только с разрешения владельцев по лицензии, где обоснована необходимость использования именно эмбриона человека и именно на данной стадии его развития для проведения эксперимента только в гуманных целях.
Неоднозначность позиций зарубежных исследователей и разнообразие мнений, по-видимому, связано не только с недостаточной изученностью морально-этических аспектов рассматриваемой проблемы, но и со слабой правовой базой, которая либо совсем не регулирует репродуктивную технологию, либо регламентирует ее слишком строго, тем самым ограничивая развитие. В США, например, до последнего времени не были выработаны единые правовые нормы в отношении методов ЭКО, которые, несмотря на это, применяются очень широко. В Великобритании, Франции, Дании исследования на эмбрионах человека ограничены в законодательном порядке. В ФРГ и Испании законы вообще запрещают исследования на эмбрионах человека. Однако запрет, по мнению ряда авторов, чреват нежелательными последствиями: снизятся темпы исследования многих проблем биологии развития, или они будут проводиться нелегально, возникнет торговля эмбрионами человека, ученые могут эмигрировать или заключить контракты на проведение соответствующих исследований с другими странами и т. д. За аналогичные исследования ученому в одной стране может быть присуждена Нобелевская премия, а в другой — грозить тюремное заключение.
В России, издавна известной именами классиков эмбриологии, где еще в начале века велись работы по искусственному осеменению млекопитающих, практически совсем не обсуждаются такие ключевые понятия и проблемы, как «начало жизни», эмбрион как личность, разрешение или запрет на манипуляции, обследование доноров половых клеток и сохранение последних и т. п. До решения этих проблем путем правового и законодательного регулирования весьма далеко. Однако методы репродуктивной технологии не только успешно развиваются, но и широко внедряются в медицинскую практику.
Эмбриогенез животных — Википедия
Эмбриогенез — это физиологический процесс, в ходе которого происходит образование и развитие эмбриона. Эмбриогенез — это начальная стадия онтогенеза живых существ. Хотя явление эмбриогенеза известно как в растительном, так и в животном царствах, а также в царстве многоклеточных грибов, данная статья посвящена общим особенностям эмбриогенеза только у животных, с некоторым акцентом на особенности эмбриогенеза хордовых и позвоночных, в особенности млекопитающих.
Процесс эмбриогенеза начинается с зачатия — оплодотворения женской гаметы — яйцеклетки мужской гаметой — сперматозоидом. Оплодотворённая яйцеклетка формирует зиготу — единственную диплоидную клетку нового живого организма. В благоприятных условиях зигота затем проходит несколько последовательных митотических делений, без существенного роста общего объёма или массы образовавшихся клеток. Этот процесс называется дроблением. Он приводит к образованию многоклеточного зародыша. Затем начинаются процессы дифференцировки клеток, благодаря которым зародыш становится многослойным (двуслойным или сначала двуслойным, затем трёхслойным). В неблагоприятных же условиях у многих видов живых существ зигота на ранних стадиях (у многих животных на стадиях до бластулы или бластоциста включительно) впадает во временную «спячку», временно прекращая дальнейшее развитие. Это называется эмбриональной диапаузой. У растений сходное явление известно как «фаза покоя семян».
У плацентарных млекопитающих термин «эмбриогенез» относится только к ранним стадиям внутриутробного развития, до завершения гистогенеза, морфогенеза и органогенеза, и в частности, завершения созревания плаценты. У человека эмбриональный период охватывает первые 8 недель (60 дней) внутриутробного развития, или 23 стадии Карнеги. Последующие этапы внутриутробного развития млекопитающих, в отличие от эмбриогенеза протекающие уже в рамках созданных морфологических структур и органов, называются фетальным развитием, или развитием плода. Зародыш на этой стадии называется плодом, или фетусом. После рождения он называется новорождённым.
Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом, зачатие и образование зиготы[править | править код]
Материнская яйцеклетка имеет изначальную продольную асимметрию. В ней выделяют анимальный полюс, в котором находится ядро (из клеток, образовавшихся в результате дробления на этом конце эмбриона, впоследствии образуются клетки эктодермы и мезодермы), и вегетальный полюс или желточный полюс (из клеток, образовавшихся в результате дробления на этом конце эмбриона, впоследствии образуются клетки эндодермы). Таким образом, яйцеклетка изначально имеет ось, задающую клеткам будущего эмбриона направление дифференцировки на наружные и внутренний эмбриональные листки, а затем передне-заднюю ось (ось «голова-хвост»). Асимметрична яйцеклетка и в поперечном направлении, и в направлении «сверху вниз» — в её теле имеются особые тельца, задающие поперечную асимметрию и асимметрию верха и низа, и градиенты концентрации соответствующих белков, задающие будущему эмбриону оси «верх/низ» и «правое/левое». Эти градиенты концентрации белков по осям материнской яйцеклетки играют очень важную роль на ранних этапах эмбриогенеза, до начала среднебластуляционного перехода и связанного с ним начала экспрессии специфических эмбриональных генов, управляющих дальнейшим развитием эмбриона.
Яйцеклетка покрыта защитными оболочками, имеющими несколько слоёв. Первый защитный слой, непосредственно контактирующий c мембраной яйцеклетки — состоит из гликопротеинов и называется желточной мембраной, желточной оболочкой или оболочкой желтка (англ. vitelline membrane). У млекопитающих этот слой называется прозрачная мембрана (лат. zona pellucida). У разных таксонов животных по-разному устроены клеточные и бесклеточные оболочки, укрывающие яйцеклетку поверх этой первой мембраны.
Процесс оплодотворения, или фертилизации (также известный как процесс зачатия, или сингамия) — это слияние мужской и женской гамет для производства нового живого организма. У животных этот процесс подразумевает слияние яйцеклетки с сперматозоидом, что приводит к образованию зиготы, или, иначе говоря, оплодотворённой яйцеклетки. В зависимости от конкретного вида животных этот процесс может происходить либо внутри тела самки — так называемое внутреннее оплодотворение, либо во внешней среде, вне тела самки — так называемое наружное оплодотворение, или внешнее оплодотворение.

На ранних стадиях развития эмбриона происходит многократное деление оплодотворённой зиготы без или почти без какого-либо увеличения общего размера зародыша (то есть каждая из образовавшихся клеток во столько же раз меньше исходного размера зиготы, сколько образовалось клеток к этому моменту). Этот процесс называется дроблением зиготы. В результате образуется кластер из небольших зародышевых клеток, так называемая морула. У млекопитающих вслед за дроблением, уже на стадии 8-ми или 16-ти клеток (трёх или четырёх последовательных делений), происходит резкое расширение образовавшегося шарика клеток за счёт увеличения межклеточного пространства, с последующим столь же резким уменьшением межклеточного пространства и общего размера шарика до величины меньше исходной, и формированием тесных межклеточных связей, которые впоследствии будут играть роль в обмене межклеточными сигналами. На время осуществления этого процесса клеточное деление приостанавливается, и возобновляется после его завершения. Этот процесс называется «компакцией зародыша», или уплотнением зародыша, его сжатием. Процесс компакции наблюдался у эмбрионов млекопитающих только in vitro (в пробирке). Не известно, имеет ли место подобный же процесс in vivo (в живом организме). Подобного феномена не наблюдается у животных, стоящих на более низких ступенях эволюционной лестницы. Начинающие дифференцироваться клетки, образовавшиеся в результате дробления, вплоть до стадии бластулы или бластоциста, называются бластомерами, то есть клетками-предшественниками клеток будущей бластулы или бластоциста.
В зависимости от количества желтка в яйцеклетке, дробление зиготы может происходить по-разному: как голобластическое, или полное, дробление, или как меробластическое, или неполное, дробление. Голобластическое, или полное, дробление происходит у эмбрионов тех видов животных, у которых яйцеклетки содержат очень мало желтка, в частности, у млекопитающих, включая приматов и человека, у которых развивающийся эмбрион вскоре начинает получать питание от организма матери, через плаценту, или через секрецию молока молочными железами у сумчатых, у которых детёныши рождаются очень сильно недоношенными, с ещё не полностью завершённым органогенезом, и дозревают в сумке матери, прикрепляясь к её внутренней стенке и питаясь молоком. Меробластическое, или неполное, дробление происходит у эмбрионов тех видов животных, у которых яйцеклетки содержат много или очень много желтка, например, у пресмыкающихся и птиц. Поскольку у этих видов животных дробление происходит медленнее на вегетальном, или желточном, полюсе эмбриона, то у них наблюдается неравномерное распределение количества и размера клеток на разных полюсах эмбриона. На анимальном полюсе клеток значительно больше, и они меньше по размеру. Такой эмбрион называется анимализованным (то есть быстрее развивающимся на анимальном полюсе). Напротив, эмбрион, быстрее развивающийся на вегетальном (желточном) полюсе, называется вегетализованным.
У тех видов животных, у которых оплодотворённая яйцеклетка проходит голобластическое, или полное, дробление, первое после оплодотворения дробление, приводящее к образованию двух бластомеров, всегда происходит по анимально-вегетальной оси. Второе дробление также всегда происходит перпендикулярно анимально-вегетальной оси. Однако с этого момента — с момента образования четырёх бластомеров — дальнейшее дробление и пространственная организация образующихся бластомеров происходит по-разному у разных видов животных. Можно сказать, что они имеют различный план или программу дробления.
Окончание дробления знаменует начало следующей фазы развития эмбриона, так называемого среднебластуляционного перехода (англ. midblastula transition). На этом этапе впервые начинается транскрипция ДНК зиготы и экспрессия не только материнских, но и отцовских генов.
У амниот клетки морулы вначале плотно сцеплены или спаяны, но вскоре они реорганизуются, образуя наружный слой, так называемый трофобласт, который становится наружной амниотической оболочкой эмбриона, вернее, плодного яйца (она не вносит вклада в развитие и формирование тканей собственно эмбриона, и служит только для его защиты от внешней среды), и внутреннюю клеточную массу, из которой развивается собственно эмбрион. Между образовавшимся трофобластом и большей частью внутренней клеточной массы быстро начинает накапливаться так называемая амниотическая жидкость. В результате морула становится пузырьком (везикулой), который и называется бластулой, или бластодермальным пузырьком, бластодермическим пузырьком, бластоцистом, а также зародышевым пузырьком или эмбриональным, плодным пузырьком. Развивающийся амнион также называют бластодермой, или зародышевой кожицей, зачаточной кожицей, ростковой кожицей, зародышевой оболочкой или зародышевой пластинкой. На одном полюсе развивающегося плодного яйца внутренняя клеточная масса продолжает сохранять контакт с трофобластом. Этот полюс называется эмбриональным полюсом, поскольку он обозначает место, где продолжит развиваться будущий эмбрион[1].
Образовавшийся в результате дробления зиготы плотный шарик клеток называется морулой. После завершения компакции он называется «уплотнённой морулой», или «плотной морулой». Последующие деления клеток быстро удваивают количество клеток (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128…). Вплоть до стадии 128 клеток и формирования пузырькообразной, заполненной желтком и/или амниотической жидкостью структуры — бластулы, то есть до бластуляции, зародыш по-прежнему называется морулой.
Образование бластулы или бластоциста[править | править код]
После 7-го дробления зиготы, на стадии 128 клеток, развивающийся эмбрион называется бластулой. Бластула — это сферический слой клеток (бластодерма), окружающий заполненную амниотической жидкостью и/или желтком полость. Эта полость называется бластоцель. У млекопитающих на этой стадии формируется бластоцист, характеризующийся наличием внутренней клеточной массы, которая гистологически отличается от окружающей её наружной бластулы — бластодермы. Бластоцист не следует путать с бластулой: хотя они внешне похожи по строению, и бластоцист является частным случаем бластулы, но его клетки имеют различную дальнейшую судьбу в зависимости от принадлежности к наружному слою (бластодерме или амниону) или к внутренней клеточной массе. Структура же бластулы более однородна.
Формирование зародышевых слоёв (зародышевых листков)[править | править код]
Образование зачатков нервной системы — нервной пластинки, затем нервного валика, затем нервной трубки и нотохорды[править | править код]
Образование зачатков рта и глотки[править | править код]
Образование зародышевого сердца и других примитивных зародышевых структур[править | править код]

- Что такое клетка?
- Campbell, Neil A.; Reece, Jane B.; Biology Benjamin Cummings, Pearson Education Inc. 2002.
- ↑ Yahoo (неопр.) (недоступная ссылка). Yahoo. Дата обращения 22 октября 2017. Архивировано 22 декабря 2009 года.
Эмбриология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2019; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2019; проверки требуют 6 правок. Эмбрион на стадии восьми клеток

Эмбриоло́гия (от др.-греч. ἔμβρυον — эмбрион, зародыш + -λογία от λόγος — учение) — наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. Многими учёными эмбриология определяется более широко, как синоним биологии развития[1][2][3]. До середины XX века, для обозначения описываемого раздела науки, широко использовался синоним «эмбриогения»[4].
Эмбриология изучает следующие процессы развития живых организмов: гаметогенез, оплодотворение и образование зиготы, дробление зиготы, процессы дифференцировки тканей, процессы закладки и развития органов (органогенез), морфогенез, регенерацию.
Интерес к вопросам эмбриологии отмечается в древнеиндийской и древнегреческой философии. Характерен он и для мыслителей древнего Китая[5].
История развития эмбриологии как науки[править | править код]
Первобытные народы задавались вопросом о факте рождения новой особи. Они заметили, что рождение новой особи является результатом полового сношения. Первые сведения о строении зародышей птиц и млекопитающих существовали ещё в древнем Вавилоне, Ассирии, Египте, Китае, Индии и Греции. С именами Гиппократа и Аристотеля (IV в. до н. э.) связаны первые представления об эмбриональном развитии организмов. В эпоху Возрождения. в 1600 и 1604 гг. Д. Фабрицкий описал и зарисовал различные стадии развития зародыша курицы, однако он неправильно считал, что развитие цыплёнка происходит из завитков белка — халаз. Наблюдение над развитием зародышей позвоночных животных привели В. Гарвея (1652) к мысли, что все живое развивается из яйца. В это же время Р. де Грааф обнаружил в яичниках млекопитающих мешочки, которые он принял за яйца. Эти образования в дальнейшем вошли в науку под названием граафовых пузырьков. В период с 1676 по 1719 г. А. Левенгук открыл красные кровяные тельца, некоторых простейших животных, мужские половые клетки. Первые попытки проникнуть в сущность развития организма привели к мысли, что новый, полностью сформировавшийся организм находится в половой клетке — сперматозоиде и далее осуществляется лишь его рост. Так возникла метафизическая и идеалистическая теория преформации (prae — заранее, formatio — образование, praeformo — образую заранее), которая господствовала в науке на протяжении XVII и XVIII вв. и тормозила развитие научного познания.
Важным в развитии эмбриологии стал 1759 г. Именно тогда была напечатана диссертация К. Ф. Вольфа «Теория Развития». К. Ф. Вольф, который вскоре стал академиком Петербургской Академии наук, в этой работе пришел к заключению, что развитие отдельных органов организма происходит путём новообразования их из неорганической массы яйца. Таким образом, он первым усомнился в истинности теории преформации и стал на позицию эпигенеза (epi — потом, после, genesis — происхождение).
Основоположником эмбриологии является Карл Эрнст Фон Бэр, академик Петербургской Академии наук, который обосновал теорию эпигенеза (1828) и разработал учение о зародышевых листках.
- на русском языке
- на других языках
- Lopata A. «History of the Egg in Embryology». // Journal of Mammalian Ova Research. 2009. Vol. 26. P. 2-9.
- De Felici M. Gregorio Siracus, The rise of embryology in Italy: from the Renaissance to the early 20th Century // The International Journal of Developmental Biology (англ.)русск.. 2000. Vol. 44. P. 515—521,