Пример социализации человека: С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.

Содержание

Вариант 21 | Варианты ЕГЭ

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет- ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.-П. Сартр).

29.2 Экономика «Экономическая свобода — это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).

29.3 Социология, социальная психология «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс).

29.4 Политология «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать» (Маркиза де Помпадур).

29.5 Правоведение «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев)

Пример эссе по обществознанию ЕГЭ 2019 на тему «Личность» на максимальный балл.

Пример эссе по обществознанию ЕГЭ 2019 на тему «Личность» по высказыванию Э. Ильенкова, оцененный на 6/6 баллов.

29.3. Э. Ильенков (социология, социальная психология): «…акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днём физического появления человека на свет». 
6/6 баллов

Для своего мини-сочинения я выбрала высказывание Э. Ильенкова: «…акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет» из темы «Социология». Автор хочет сказать, что человек является личностью не с самого рождения, а лишь спустя время, путем приобретения важных для общества социальных качеств. Смысл данного высказывания заключается в том, с рождения человек является лишь индивидом. Я согласна с Э. Ильенковым, ведь путь становления личности – это долгий и трудоемкий процесс. Далеко не каждый человек является личностью.

Приведу теоретическое обоснование данной темы. Индивидом является любой человек с момента рождения. Далее он становится индивидуальностью, то есть приобретает какие-то черты, характерные только ему (особенности характера, цвет глаз). Личностью же становится не каждый человек. Личность – это человек, обладающий социально значимыми качествами. Человек может стать личностью только путем социализации. Социализация – это процесс, при котором человек приобретает соответствующие знания, социально важные качества и перенимает опыт других. Социализация бывает первичной (с момента нашего рождения) и вторичной (в более зрелом возрасте). Семья является важнейшим агентом социализации. Помимо семьи, агентами социализации выступают школа, армия, церковь, СМИ. Лишь пройдя путь социализации, человек становится личностью.


Приведу пример из общественной жизни. На новостном портале «Спортс.ру» есть статья про игрока хоккейного клуба «Торонто Мэйпл Лифс» Митча Марнера. В ней автор повествует о деятельности Митча вне льда. Марнер занимается благотворительностью, является волонтером в центре борьбы против рака. Он оказывает им материальную поддержку, часто посещает детей, находящихся в этом центре, играет с ними. Он является очень важным человеком для нашего общества. Митч является примером личности с присущими ей важными социальными качествами.

Другой пример приведу из личного социального опыта. Моим любимым музыкантом является Джо Мулерин, солист группы «Nothing, Nowhere». В своих песнях он затрагивает важные темы для молодежи. Часть своего заработка он отправляет в фонд защиты окружающей среды, а сам Джо является веганом, то есть не употребляет никаких продуктов животного происхождения, и «стрейт-эйджером», то есть поддерживает трезвый образ жизни: полный отказ от курения, наркотиков и алкоголя. Благодаря его примеру многие люди тоже стали поддерживать здоровый образ жизни и стали веганами. В том числе и я. Только личность может оказывать подобное влияние на других людей.

В заключение хочется сказать, что стать личностью способен не каждый. Это постоянное самосовершенствование. Личность играет огромную роль в жизни общества.

Автор сочинения: Анастасия Павлова

ЕГЭ 2015 эссе

Как известно, «путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Эта мысль философа и учителя Лао-Цзы как никогда актуальна для готовящегося к ЕГЭ 2015 по обществознанию абитуриента. Вы еще не начали тренировать эссе по обществознанию? Давайте сделаем этот шаг вместе!

Начнем писать ЕГЭ 2015 эссе, ни смотря ни на что!


Итак, Вы не сильны в творческих заданиях, а задачи написать сочинение или эссе Вас просто пугают? Но, в свете произошедших изменений в процедуре сдачи ЕГЭ 2015 (по обязательному русскому языку, хотя бы, Вам придется это делать!!!). Предлагаю начать готовиться к ЕГЭ 2015 эссе прямо сейчас! Напомним, что ввиду незначительных изменений в демоверсии ЕГЭ 2015 эссе стало заданием 36 (при сквозной нумерации всех заданий) части 2 (письменной).

Мой авторский видео-курс позволит Вам, затратив всего 1 час в день на разбор каждой темы кодификатора получить на ЕГЭ свыше 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

 

Для начала обратите внимание на мои рекомендации эксперта ЕГЭ в начале этого раздела! Вы только начинаете тренировать свои навыки написания эссе, поэтому советую четко соблюдать КРИТЕРИИ, по которым эксперт будет проверять на ЕГЭ 2015 Ваше эссе. Ваши конкуренты на ЕГЭ 2015 уже активно используют наши рекомендации по написанию эссе:

Отзыв абитуриента о подготовке к написанию эссе

Критериев всего 3:

Четко соблюдайте КРИТЕРИИ выполнения эссе!

Обращаемся к демоверсии ЕГЭ 2015, она уже, кстати, утверждена ФИПИ без изменений!

Критерий 1 проверки эссе в демоверсии ЕГЭ 2015

Критерий 1. Напомним, что, таким образом, если эксперты считают, что Вы не показали понимание высказывания, которое выбрали для эссе, дальше оно просто не проверяется. Вы теряете, таким образом, значительное число баллов ЕГЭ.

Далее, посмотрим на критерий 2:

Критерий 2 проверки эссе в демоверсии ЕГЭ 2015

Отметим, что теоретические ошибки, таким образом, например, неправильно определенный термин, приведет к снижению балла. Поэтому рекомендую чаще обращаться к

словарю ЕГЭ нашего сайта, учить данные там простые определения.

И, наконец, критерий 3:

Критерий 3 проверки эссе в демоверсии ЕГЭ 2015

И снова, искажение истины, если Вы применяете для аргументации своих мыслей данные иных наук, смежных предметов, недопустимо. Применяйте только те сведения, в которых точно уверенны.

Подведем первые итоги. Что от Вас хотят увидеть на ЕГЭ 2015 в эссе эксперты?

ЧТО ХОЧЕТ УВИДЕТЬ ЭКСПЕРТ В ВАШЕМ ЭССЕ???

Отметим, что впервые в демоверсии четко прописана процедура проверки письменной части 2, в том числе, и эссе. Проверяют независимо друг от друга два эксперта, при серьезном отличии в их баллах привлекается еще один проверяющий. Максимальный балл — 5

, это задание, приносящее самые большие баллы за верное выполнение!

Процедура проверки эссе на ЕГЭ 2015

Выбираем тему для эссе на основе демоверсии ЕГЭ 2015

Не будем мешкать, берем демоверсию ЕГЭ 2015 и выбираем тему для своего мини-сочинения.

Эссе (задание 36) в демоверсии ЕГЭ 2015

Как выбирать ту тему, которую Вы сумеете наиболее верно раскрыть с точки зрения теории и обосновать практическими примерами? Рекомендую для начала обозначить проблему каждой из пяти представленных тем. Заметим, что правила выборы цитаты ужесточились, теперь их пять вместо шести в ЕГЭ 2014. Кроме того, слились (то есть сузился выбор за счет наиболее популярных среди выпускников на ЕГЭ областей знания — социологии и социальной психологии). Дело в том, что здесь часто было достаточно просто «жизненными» примерами аргументировать свои оценки. В философии, экономике, политологии и правоведении это, согласитесь, сделать не так просто. Да и теоретическая база здесь сложнее.

Итак, в данных цитатах проблемы нам видятся следующие:

Обозначаем проблемы цитат для эссе!

Если Вы только начинаете писать эссе, тренируйтесь на простых проблемах. Социализация личности — одна из них!

Познание — достаточно сложная философская тема, с разбором которой знакомьтесь в разделе подготовка к ЕГЭ. С основными законами рыночной экономики можно познакомиться в одной из тем нашего бесплатного мини-курса подготовки к ЕГЭ. А остальные темы разобраны в нашем расширенном курсе подготовки к ЕГЭ 2015! Также, как и тема «Социализация личности» от эксперта ЕГЭ!

Пишем эссе

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

Теперь приступим к написанию эссе. Выполняем критерий за критерием, грамотно формулируя наши мысли. Помним, что

кто ясно мыслит — ясно излагает! Итак, КРИТЕРИЙ 1:

В своем высказывании автор поднимает проблему социализации личности. Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не сможет стать полноценным участником общественных отношений.

Переходим к теоретической аргументации. Даем определения нужных для раскрытия темы понятий, увязывая их в доказательную базу.

Понятие «индивид»

КРИТЕРИЙ 2:

Вспомним, что из курса обществознания, мы знаем, что индивид – это любой представитель вида homo sapiens. Например, это новорожденный ребенок. Он не обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может самостоятельно жить в обществе.

Личностью мы называем полноправного активного участника общественных отношений, созидателя, труженика, деятеля. Личность обладает развитым мировоззрением, статусами и ролями. Яркими личностями были Пушкин, Достоевский, Суворов и многие другие деятели русской истории.

Постепенно переходим в тоже время к выполнению КРИТЕРИЯ 3. Показываем, что будем приводить примеры из истории. И, конечно, приводим классические примеры из литературных произведений, раскрывающие разные аспекты проблемы (это ценится — умение посмотреть на цитату с иной точки зрения:

Аргументы для раскрытия темы «Социализация»

С точки зрения древних греков, например, личность должна была сочетать в себе не только физическую силу и мужественность, как, например, спартанский царь Леонид и его 300 спартанцев. Но и быть развита интеллектуально, активно участвовать в общественной жизни своего полиса, быть его патриотом, защитником при необходимости. История рассказывает нам о том, что всем известный Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Посмотрим на иной аспект проблемы. Что произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Обратимся к литературе. Например, герой произведения Р. Киплинга «Маугли» не стал личностью, так как не прошел социализацию, его вырвали в младенчестве из социума. Напротив, герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», не смотря на вынужденную изоляцию от общества, остался личностью. Он применил те качества, навыки и умения, которые приобрел в рамках социализации и подчинил себе природу на своем острове. Именно он – деятель, труженик, личность.

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ананьева. Только в обществе и при его непосредственном влиянии мы можем стать личностями!

Обязательно подводим итог, это этика выполнения любого письменного задания. Теперь наше эссе готово!

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

В своем высказывании автор поднимает проблему социализации личности. Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не сможет стать полноценным участником общественных отношений.

Вспомним, что из курса обществознания, мы знаем, что индивид – это любой представитель вида homo sapiens. Например, это новорожденный ребенок. Он не обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может самостоятельно жить в обществе.

Личностью мы называем полноправного активного участника общественных отношений, созидателя, труженика, деятеля. Личность обладает развитым мировоззрением, статусами и ролями. Яркими личностями были Пушкин, Достоевский, Суворов и многие другие деятели русской истории.

С точки зрения древних греков, например, личность должна была сочетать в себе не только физическую силу и мужественность, как, например, спартанский царь Леонид и его 300 спартанцев. Но и быть развита интеллектуально, активно участвовать в общественной жизни своего полиса, быть его патриотом, защитником при необходимости. История рассказывает нам о том, что всем известный Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Посмотрим на иной аспект проблемы. Что произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Обратимся к литературе. Например, герой произведения Р. Киплинга «Маугли» не стал личностью, так как не прошел социализацию, его вырвали в младенчестве из социума. Напротив, герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», не смотря на вынужденную изоляцию от общества, остался личностью. Он применил те качества, навыки и умения, которые приобрел в рамках социализации и подчинил себе природу на своем острове. Именно он – деятель, труженик, личность.

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ананьева. Только в обществе и при его непосредственном влиянии мы можем стать личностями!

Итак, мы написали небольшое по объему (не более 20 коротких предложений) эссе. При этом применили ряд терминов — индивид, личность, социализация, мировоззрение, статусы, роли, общественные отношения. И привели примеры в подтверждение своей точки зрения (сделав это как завершение эссе, тоже хороший ход для итога) из смежных предметов — истории и литературы. При этом мы не исказили факты, и выполнили, таким образом, все критерии. Мы претендуем на максимальный балл за это эссе!

Эксперт ЕГЭ, лучший учитель России Коцарь Евгений Сергеевич предлагает Вам свой опыт в подготовке к написанию эссе! В его основе – около 100 проработанных эссе, написанных самим экспертом, его выпускниками, абитуриентами на ЕГЭ 2013-2014 гг.

Готовьтесь к написанию эссе с нами на нашем сайте и с помощью моего курса написания эссе, удачи Вам на ЕГЭ 2015 по обществознанию!

 

И. Святенко: Пензенская практика социализации людей с инвалидностью – это начало большого пути

Делегация Совета Федерации ознакомилась с социально-значимыми и культурными учреждениями Пензенской области.


Делегация Совета Федерации в лице председателя Комитета СФ по социальной политике Инны Святенко, Святенко
Инна Юрьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы первого заместителя председателя Комитета СФ Валерия Рязанского Рязанский
Валерий Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области
и членов Комитета Андрея Чернышева Чернышев
Андрей Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Иркутской области и Мухарбека Барахоева Барахоев
Мухарбек Ойбертовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия
ознакомилась с социально-значимыми и культурными учреждениями Пензенской области.

Инна Святенко охарактеризовала пензенскую практику социализации людей с инвалидностью как начало большого пути.

Смотрите также

«Мы сегодня здесь потому, что наслышаны об опыте Пензенской области с точки зрения инклюзивных методик. И, конечно, того, что мы увидели, нет нигде. Очень важно, чтобы Совет Федерации как палата регионов стал той площадкой, где обмениваются опытом, знакомятся с лучшими практиками», — отметила Инна Святенко.

Строительство арт-поместья было запущено в декабре 2018 года. Проект представляет собой инклюзивную резиденцию площадью 7,6 тыс. кв. м., в инфраструктуре которой учтены требования для проживания людей с инвалидностью.

Проект включает шесть жилых домов для временного проживания, работы и самореализации 120 людей с инвалидностью, а также семей, воспитывающих или усыновивших таких детей. Помимо этого, в состав резиденции входят различные объекты инфраструктуры.

На данный момент построено 3 многоквартирных дома, в которых постоянно проживают 38 резидентов, временно, в «режиме стажировок» — 12. Они приехали из 11-ти регионов страны. Это многодетные и приёмные семьи, молодые супружеские пары с инвалидностью, выпускники детских домов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Без консолидации сил органов власти, некоммерческих организаций, бизнеса, без поддержки государства, не получился бы такой большой и всеобъемлющий проект

«Мы об этом обязательно будем рассказывать представителям других регионов. И что важно – этот опыт является особенным не только тем, что здесь много креативного, современного, необычного, но и самой практикой создания объекта. Согласитесь, без консолидации сил органов власти, некоммерческих организаций, бизнеса, без поддержки государства, не получился бы такой большой и всеобъемлющий проект», — добавила Инна Святенко.

В рамках рабочей поездки сенаторы осмотрели основные объекты арт-поместья: квартиру выпускников «Мокшанского дома интерната», православный храм, образовательный центр. Первый заместитель председателя Комитета СФ Валерий Рязанский поделился впечатлениями.

«Каждый такой проект уникален, и приглашение на импровизированный ужин в темноте – очень тяжелый жизненный урок. Мы знали, что условно через 15 минут мы выйдем, но когда представляешь, что другие люди в такой кромешной темноте живут и не теряют силы духа, понимаешь, что ребята борются за каждую свою минуту жизни. И эта борьба, желание жить полной жизнью несмотря на ограничения, является серьезным вызовом той молодежи, которая прожигает свою жизнь, нанося порой вред своим родным, близким и обществу. У ребят, которые живут в «Новых берегах», можно учиться мотивации к жизни и ставить их волю к победе многим другим в пример», — заявил Валерий Рязанский.

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

1 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

2 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

3 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

4 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

5 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

6 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

7 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

8 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

9 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

10 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

11 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

12 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

13 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

14 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

15 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

16 из 31

Мария Львова-Белова

17 из 31

Валерий Рязанский

18 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

19 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

20 из 31

Инна Святенко

21 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

22 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

23 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

24 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

25 из 31

Инна Святенко

26 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

27 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

28 из 31

Сенаторы посетили с рабочей поездкой Пензенскую область

29 из 31

Сенаторы посетили Дворец единоборств «Воейков»

30 из 31

Инна Святенко

31 из 31

По словам генерального директора Национального медицинского исследовательского центра радиологии, главного внештатного онколога Минздрава России Андрея Каприна, посещение «Новых берегов» произвело на него впечатление. «Я, конечно, поражён. Говорят: век живи, век учись. Здесь есть чему поучиться», — выразил он своё мнение.

«Сейчас есть программа по реабилитации онкологических пациентов, многие из них тоже в затруднительном положении, многие теряют функционал уже во взрослом возрасте. Школа реабилитации, доброе отношение к людям – этому учиться и учиться. Я очень признателен за предоставленную возможность ознакомиться с этим проектом. Впечатления колоссальные», — сказал Андрей Каприн.

Также делегация Совета Федерации посетила Дворец единоборств «Воейков». Для гостей провели экскурсию с осмотром центральных трибун на предмет доступности данного спортивного объекта для людей с ограниченными возможностями передвижения.

«Сегодня в России проживает 11,6 миллиона инвалидов, из них 704 тысячи – дети. К сожалению, в стране пока не создана структура для комфортного проживания людей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно делать все для того, чтобы они могли вести активный образ жизни, путешествовали по стране, например. Эту тему мы обсуждали сегодня в ходе «круглого стола». Как решают вопросы организации доступной среды для инвалидов и их реабилитации в Пензенской области, нам показали в социальном учреждении «Новые Берега» и Дворце единоборств. Очень полезные проекты, которые доказывают, что организация продуманной и по‑настоящему доступной среды возможна. Безусловно, такие практики нужно тиражировать», — подчеркнул сенатор РФ Андрей Чернышев.

Дворец единоборств считается одним из самых комфортных для инвалидов. В начале 2021 года спортсооружение стало участником регионального проекта по оценке доступности услуг организации, в рамках которого был проведен скрининг объекта с целью предварительной оценки доступности. В Музее спорта сенаторы ознакомились с историей развития разных направлений и достижениями выдающихся спортсменов Пензенской области.

Сенаторы ознакомились и с культурно-историческими объектами, в частности посетили музейный Дом Мейерхольда, который стал первым мемориалом всемирно известного театрального деятеля Всеволода Мейерхольда не только в России, но и за рубежом. 

«Сохранение Дома музея Мейерхольда — важная задача, поскольку он является местом, где подрастающее поколение может получить нравственные ориентиры. Черпать мудрость и стойкость духа», — отметил сенатор Мухарбек Барахоев.

В мероприятиях также приняли участие губернатор Пензенской области Олег Мельниченко, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель от законодательного органа государственной власти Пензенской области Юлия Лазуткина.

В. Е. Пулов. Роль физической культуры в социализации личности

Статья, опубликованная в журнале «РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY» (2014. № 4(89). С. 196—204) под названием «Роль физической культуры в социализации личности», автором которой является Пулов Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института», отзывается из печати с согласия издателя.
Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением плагиата в этой статье. Материал статьи был взят из кандидатской диссертации Дудорова Владимира Валентиновича «Формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры (социально-педагогический аспект)». Санкт-Петербург, 2000. 258 с.

В. Е. ПУЛОВ

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: социализация, личность, современное общество, воспитание, физическая культура, процесс образования

Key words: socialization, personality, modern society, education, physical culture, education

ПУЛОВ Вячеслав Евгеньевич, аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института.

PULOV Vyacheslav Evgenievich, Postgraduate at the Department of Pedagogics, Mordovian State Pedagogical Institute (Saransk, Russian Federation).

В статье исследуется роль физической культуры в социализации личности, формировании ценностного пространства человека. Стиль жизни трактуется как поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности. Основная задача физкультурного воспитания направлена на формирование личности.

The paper explores the role of physical culture in socialization of an individual, formation of the value space of a person. A lifestyle is the behavioral feature of human life, i. e., a certain standard adjusting the psychology and psychophysiology of a personality. The main objective of physical education is aimed at formation of a personality.

Говоря о влиянии спорта на социализацию личности, Л. Апциаури пишет о том, что человек, появившись на свет как биологическое, природное существо, обретает свою социальную сущность, становится личностью путем социализации1. Последняя представляет собой процесс усвоения индивидуумом социокультурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Одновременно с этим усвоением человек обучается разнообразным функциональным ролям — возрастным, семейно-родственным, профессиональным. Именно благодаря социализации каждый человек включается в социальные отношения, интегрируется в социальную систему.

В современной западной социологии утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих и значимых, распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Изучение каждой роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, тренеров, сверстников и др.) в различных сообществах (семье, школе, команде), каждое из которых характеризуется своей системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Обращая внимание на социальное значение профессионального и олимпийского спорта, следует отметить, что они создают специфические условия для социализации. Здесь также существуют агенты, модели поведения и социальные взаимодействия. Спортсмен является членом команды и субкультуры и не может избежать влияния принятых норм поведения. Он социализируется в различные роли через процессы имитации и идентификации. Каждая роль более или менее ограничена и определена.

Успех на любой стадии процесса социализации обеспечивается наличием у спортсмена по крайней мере трех поведенческих установок: экспектации (ожидания), готовности к изменению поведения и желания соответствовать ожиданиям. Эти установки разрабатываются и обосновываются с учетом потребностей социальной среды. Идеальной областью воспитания личности выступают физическое воспитание и спорт. Здесь педагогический процесс формирует личность в рамках таких социальных моделей поведения и ролей, которые соответствуют социально-политическим установкам и экономическим потребностям того общества, к которому она принадлежит, а также национально-региональной ментальности.

Учитывая специфику олимпийского спорта, его ценностей и идеалов, необходимо различать социализацию личности в спорте и через спорт. Первая связана с изучением и приспособлением личности к специфическим ценностям, социальным структурам, предписаниям, к освоению определенных ролей в спорте. Социализация же через спорт предусматривает познание, адаптацию личности к сложной системе ценностей, норм, предписаниям, существующим в окружающей социально-политической среде.

В спорте высших достижений социализация имеет особое содержание, которое обусловлено определенными стереотипами идеализированных «спортсменов-профессионалов». Они определяются рядом ценностей: личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, успех и признание как признак благополучия, уважение к науке и др. Личность, хорошо приспособленная социально, стремится к успехам в спорте, личной жизни в большей степени, чем менее социально приспособленная. Спорт и родственные виды активности высвобождают скопившиеся в человеке напряжение социально приемлемыми путями, развивая социальное мышление. Спорт как социальный институт и его отдельные элементы (спортсмен, тренер, ценностные ориентации, интересы и т. д.) в процессе социализации трансформируются в специфические социокультурные стереотипы, отражающие модели поведения и образа жизни. Социокультурные стереотипы проникают в субкультуру и различные социальные институты, такие как образование, политика, студенческая среда, быт и т. д.

Спорт уже в силу своей природы и особенностей заранее предполагает определенную социализацию. Акцент традиционно делается на социальные ценности, которые приобретает личность в процессе занятий спортом, в особенности олимпийским, и которые связаны с воспитанием характера, гуманистических идеалов, спортивной этики и т. д. Если мы представим спорт и игру как своеобразный микромир, социализирующий человека в определенных ситуациях, то становится понятно, что, отражая реальную ситуацию, устанавливая правила поведения, процесс социализации формирует модели поведения и в какой-то степени их регулирует.

Можно определить модели социализации в спорте, основным элементом которой является склонность к выполнению роли; семья, школа, сверстники — главные агенты социализации. На личность оказывают влияние три социальные системы: семья, сверстники, тренеры. В среде мальчиков только сверстники обладают социализирующим влиянием, у девочек ни одна из этих систем не является значительной. Отцы, сверстники и учителя представляют собой факторы, обусловливающие вовлечение мальчиков в занятия спортом. Среди них только отцы (65,0 %) определяют социализацию мальчиков и девочек в спорте. Спорт имеет особое значение

в социализации юношей, как участвующих в спортивных соревнованиях (52,1 %), так и наблюдающих (47,9 %) за ними2.

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека: с одной стороны, приобщает его к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность, с другой — объясняет существующую ситуацию в профессиональном спорте.

Таким образом, исследования проблемы «Социализация и спорт» показали, что социализация — непрерывный процесс. Наиболее интенсивно она осуществляется посредством спорта, выражается в изменении модели поведения и в конкретизации базовых ценностных ориентаций. Спортсмены в процессе социализации оценивают и осваивают нормы поведения. В спорте человек овладевает определенными навыками и формирует мотивацию поведения. На различия в осуществлении социализации личности решающее влияние оказывают особенности субкультуры и традиции воспитания.

Э. Майнберг пишет о том, что педагогика спорта исследует прежде всего процессы физической социализации, поскольку она ставит типично педагогические проблемы, при этом всегда имея в виду общую социализацию человека. Физическая сторона является лишь одним из моментов процесса социализации вообще. Частное и общее здесь взаимосвязаны. Превращение физической социализации в изолированную тему неминуемо приведет к неверным оценкам3. Он предполагает, что именно семья влияет на двигательную социализацию, побуждая, требуя и ограничивая двигательную активность ребенка. Но ведь учителю физкультуры, а также тренеру важно знать, что он постоянно имеет дело с учащимися или спортсменами, двигательное поведение которых также может определяться различной моторной социализацией в рамках семьи.

К социализации относится также выработка определенных мотивов, установок и позиций в соответствии с определенными критериями, нормами и ценностями. Поэтому понятно, что семья, будь то сами родители или братья и сестры, помогает формировать представление ребенка о спорте, закладывая их на всю жизнь.

Результаты, полученные группой немецких ученых, позволяют предположить, что пример родителей, активно занимающихся спортом, оказывает влияние на развитие у детей интереса к спорту. Установлено, что 55 % опрошенных спортсменов сообщили, что и их родители занимались спортом, а 22 % даже выступали в большом спорте и ставили рекорды. При опросе девушек было установлено, что родители спортивно активных дочерей часто занимались спортом. Если среди отцов неактивных в спортивном отношении девушек только 8 % сами занимались спортом, то среди спортивно активных девушек таких отцов 25 %4. Увлеченность спортом растет по мере повышения социального статуса человека, одновременно с этим в зависимости от того, к какому слою общества принадлежит человек, часто меняется и стиль воспитания. Он сам по себе может пробудить у детей ярко выраженный интерес к спорту, а не только пример родителей, занимающихся спортом.

Это предположение в высшей степени интересно в педагогическом отношении. Для учителя физической культуры важно иметь в виду, что поведение учеников обусловлено влиянием социальных структур. Часто при этом учителя призывают взять на себя роль «агента» социализации, в обязанности которого входило бы компенсировать имеющиеся недостатки моторной социализации. Учитель физической культуры, прежде всего в начальных классах, должен учитывать уровень развития моторики у детей различного социального происхождения. Поскольку моторика в большей степени зависит от упражнения, учитель физической культуры, создав благоприятные условия для обучения, сможет компенсировать существующие недостатки в двигательной активности детей. Однако социальное происхождение учеников еще не есть фактор, который полностью определяет моторные качества учеников.

Существует эмпирически доказанная связь между спортивными интересами родителей, братьев и сестер, предпочтениями различных возрастных групп ровесников и увлеченностью спортом отдельной личности. Эта связь объясняется не одним лишь воздействием чужого примера и внутрисемейных стимулов. Она возникает из обусловленных спецификой определенного социального слоя ценностных представлений, различий в биографии (например, более продолжительное школьное образование), условий для занятий спортом, групповых пристрастий и требований. J. C. Andrews и M. Sleap констатируют, что семья как первичная ин-

станция социализации может самым различным образом способствовать и препятствовать физической социализации. Это относится как к самим моторным действиям, так и установкам на физическую деятельность5.

Говоря о процессе социализации, необходимо упомянуть и о таком ее детерминанте, как пол. Можно говорить о начале процесса физической социализации, обусловленного половой спецификой, уже в первые недели жизни человека. Нередко родители в первые шесть месяцев жизни своих детей стараются привить первоначальные моторные навыки именно мальчикам, а не девочкам. Мальчиков всячески побуждают к расширению их мышечной активности. Уже в самые первые месяцы жизни происходит специфическая для разных полов социализация, которая ведет к определенной ролевой идентификации обучающегося, и важным источником которой является его телесная, физическая природа6.

Э. Майнберг утверждает, что к специфической структуре социализации относится и планомерное преподавание физической культуры. Во многом именно занятия физической культурой способствуют положительному протеканию процесса социализации7. Она является частью общей культуры человечества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо показать процесс физической социализации в свете такой всеобъемлющей категории, как культура.

Если культура рассматривается как фактор, детерминирующий социализацию, то это свидетельствует о том, что существует культурно обусловленная социализация. Обусловленные культурным влиянием характерные особенности присущи и сфере двигательной активности. Этот факт имеет немаловажное значение для физической социализации. Для моторики множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу характерна культурная специфика. Положение рук (как плеч и предплечий, так и запястий и кистей) во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством. Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом. Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена социальными и культурными факторами. Также различны установки и возможности для приобретения на выков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений. Во взрослом возрасте свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурным влиянием.

Таким образом, та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека. Поэтому было бы ошибкой говорить о «естественных», нормальных двигательных процессах. Стереотипы и техника движения формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер.

Неотрывно друг от друга существуют категории «общество» и «социализация». Если под социализацией понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится адекватной его ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, а последняя в итоге определяется не только культурными, но и общественными факторами8.

Зависимость процессов социализации от общества сказывается и на физической социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности его членов. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества.

Х. Никсон пишет о том, что важной частью процесса социализации является передача ценностей, регулирующих поведение и формирующих нормативные отношения, которые в свою очередь также могут воздействовать на поведение. Опыт занятий спортом может облегчить приспособление человека к выполнению различных ролей вне спорта и выработку не только спортивных, но и более широких ценностных отношений к действительности9.

Исследования учащихся (обычно мужского пола) средних учебных заведений показывают, что занимающиеся спортом лучше приспосабливаются к окружающей среде в психологическом и социальном отношении, чем учащиеся, не занимающиеся спортом; что способность и интерес к занятиям спортом положительно влияют на развитие самосознания и повышение престижа среди сверстников и что участие во внутришкольных соревнованиях находится в позитивном соотношении с возможными в будущем академическими достижениями, причем эта зависимость тем больше, чем меньше социальное происхождение школьника предрасполагает его к поступлению в колледж или университет10.

Таким образом, говоря о процессе физической социализации и его связи с процессом формирования ценностных ориентаций в сфере физической культуры, необходимо отметить, что приобретение моторных навыков является поводом и средством для развития социальных навыков, что в свою очередь в значительной степени определяет успешное прохождение этапа первичной социализации (этот этап определяется возрастным отрезком от 1 года до 18 лет). Однако в контексте сказанного необходимо упомянуть и о том, что степень развития моторных навыков решающим образом зависит от того, насколько сильно у индивида сформирована психосоциальная установка на занятия физической культурой, а следовательно, и от того, является ли ценностью для данного субъекта сфера физической культуры. Ценностное же отношение к этой сфере деятельности формируется тогда, когда у человека имеется определенная потребность — ценность, которую он стремится реализовать в обсуждаемой нами области деятельности. Более того, существует тесная связь между сформированными у индивида ценностными ориентациями в сфере физической культуры и успешностью прохождения процессов физической и первичной социализации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Апциаури Л. Олимпийский спорт как социальный институт и фактор социализации личности // Материалы междунар. форума «Молодежь — Наука — Олимпизм». М., 1998. С. 40—42.

2 См.: Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс. М.: Аспект Пресс, 1995. 230 с.

3 Там же.

4 Там же.

5 Andrews J.C. Essaus on Phisical Education and Sport, Staney Thomes. Cheltenham, 1989. 146 p.; Sleap M, Warburton P. II Phisical Activity Patterns

of Primavry Scool Children. L., 1990. P. 19.

6 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта .

7 Там же.

8 См.: Овсянников В.Г. Методы исследования и обучения в прикладной социологии // Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы: тез. Всерос. науч. конф., посвящ. 275-летию СПбГУ, 25—27 июня 1998 г. СПб., 1998. С. 7.

9 См.: Никсон Х.Л. Спорт, социализация и молодежь: функциональный подход // Спорт и образ жизни: сб. ст. / сост. В.И. Столяров, З. Кравчик.

М., 1979. С. 201—207.

10 См.: Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972. 112 с. Поступила 15.05.2014.

V. E. Pulov. The Role of Physical Culture in Socialization

Speaking about the impact of sport on socialization, L. Aptsiauri says that a man born as a biological, natural being attains its social nature and becomes a person through socialization. The latter is a process of learning socio-cultural norms and values of the society to which the individual belongs. Simultaneously, the person learns a variety of functional roles — the age, family-related and professional ones. It is through socialization that every person is included in social relations, is integrated into the social system. The process of mastering by individuals different socio-cultural norms takes place through social interaction with other individuals and groups, and sport with its ‘athlete-trainer’ relation which can be defined as a typical social relationship. In general, socialization refers also to development of certain motives, attitudes and sets in accordance with certain criteria, norms and values. Therefore, it is clear that the family, be it parents or brothers and sisters, helps to give a child an idea of sport for the whole life.

In general, studies of secondary schools students (usually male) show that those going in for sport are better adapted to the environment in psychological and social terms than students not involved in sports, that the ability and interest in sports have a positive effect on the development of self-awareness and increase in their prestige among their peers and that participation in intra-school competitions is in positive relation to possible future academic achievements, and this dependence is the greater, the poorer the social background of the student is, it predisposes schoolchildren to enter college or university.

Урок 18. социальная мобильность и социализация личности — Обществознание — 10 класс

Обществознание, 10 класс

Урок 18. Социальная мобильность и социализация личности

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Социальная мобильность.
  2. Формы и виды социальной мобильности.
  3. Каналы социализации в современном обществе.
  4. Агенты социализации.

Тезаурус:

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в обществе.

Агенты социализации – это люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или группы внутри одного социального или профессионального класса (без изменения статуса).

Вертикальная мобильность – движение вверх и вниз по социальной лестнице (с изменением статуса).

Социальные лифты — это институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую.

Ключевые слова

Социальная мобильность, вертикальная и горизонтальная мобильность, социализация, агенты социализации, маргиналы и люмпены.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 22-28.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 40 – 41.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Они определяют те требования, которые предъявляются к поведению в обществе. Сам процесс усвоения индивидом социальных норм, ролей, духовных ценностей называется социализацией. Социализация происходит только при связях с другими людьми, особенно это важно в раннем возрасте.

Первый этап социализации ребенка начинается уже с установления контакта с матерью, а потом и с другими близкими.

Важную роль в социализации ребенка занимает игра, когда дети, подражая взрослым становятся строителями, шахтёрами, мамами и т.п. Ребёнок в общении со взрослыми видит себя как бы со стороны, как его видят другие. И с этого момента, считают социологи, можно говорить о социальной личности.

Следующий этап социализации начинается в 8-9 лет, когда дети осваивают игры по правилам. Здесь у них формируются понятие идеи справедливости, равного участия.

Отклонение от принятых в игре правил вызывает бурю эмоций и негодования. Таким образом, норма, правило воспринимается как необходимое и выполняемое всеми.

По мнению учёных, социализация человека происходит всю жизнь. В процессе социализации взрослый осваивает новые социальные роли – работника, родителя, руководителя и др.

На первом этапе социализации основную роль играет семья. В малой семье главные воспитатели ребенка родители, а в большой семье ещё и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры.

В подростковом возрасте начинается новый тип отношений равных с равными, т. е. группа сверстников играет большую роль в социализации подростка.

Школе принадлежит роль одного из главных социализаторов. Её значение в том, что она передает накопленные знания, нормы и ценности, ориентируя подростка в видах деятельности.

СМИ также участвуют в социализации личности. Занимая огромное количество времени подростка.

Адаптация как средство социализации — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде.

Процесс адаптации связан усвоением типичных способов поведения к определённой среде, принятием ценностей определённого социального окружения. Так, ребёнок довольно долго адаптируется к школе.

Социальная мобильность – это передвижение людей из одних общественных групп в другие. Она бывает горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная мобильность происходит без изменения статуса, например, переход на работу в качестве учителя из одной школы в другую. Вертикальная же мобильность предполагает изменение статуса. При этом она может быть восходящей (повышение статуса) или нисходящей (понижение статуса).

Индивидуальная мобильность подразумевает передвижение отдельного индивида, групповая — коллективные перемещения, межпоколенная – изменения статуса поколения по сравнению с предыдущим; внутрипоколенная — изменение статуса в рамках одного поколения.

По мнению социолога П. Сорокина, перемещению из одних групп в другие способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.

Служба в армии дает возможность сделать военную карьеру.

Церковь дает возможность занять высокое положение выходцам из низших социальных слоев.

Образование открывает доступ к престижным должностям и званиям.

Важными социальными лифтами или каналами социальной мобильности являются семья (социальный статус семьи), собственность, бизнес, карьера, получение образования, вступление в брак.

Вследствие социальной мобильности в обществе образуются две группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры – это люмпены и маргиналы.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen – «лохмотья». К люмпенам относят опустившихся людей – бродяг, нищих, бомжей. Они представляют опасность для общества, являясь потенциальными преступниками.

К маргиналам (от лат. marginalis – «находящийся на краю») относят людей, которые оказались по разным причинам в промежуточном положении между устойчивыми общностями: миграция из села в город является примером маргинализации. Потеряв связь с деревней, они трудно приспосабливаются к городской жизни. Но нельзя сказать, что они не могут быть успешными и предприимчивыми.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о социализации личности

1. Социализация взрослого человека – это освоение им новых социальных ролей.

2. С возраста 8-9 лет, когда они осваивают тип игры по правилам, детям становятся понятными идеи справедливости, равного участия.

3. социализация возможна вне постоянных связей с другими людьми

Правильный вариант/варианты: 1,2.

  1. Вставьте пропущенные слова:

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных ____.

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется _____________.

Правильный вариант: норм; социализацией.

анализ предметной области социализации личности (Introduction to Structural-Ontological Methodology: Analysis of the Subject Matter Field of Personality Socialization) by Vitalii Shymko :: SSRN

43 Pages Posted: 18 May 2020

Date Written: October 25, 2019

Abstract

Russian Abstract: Данный документ является сборником «заметок на полях», раскрывающих состав и содержание метода структурно-онтологического анализа. Указанный метод разработан для системного описания предметной области изучаемых явлений. Он включает специальную процедуру по построению структурно-онтологических матриц и алгоритм их описания. Междисциплинарная направленность метода продемонстрирована на примере анализа процесса социализации личности.

English Abstract: This document is a collection of `marginal notes` revealing the composition and content of the structural ontological analysis method. The specified method is developed for a systemic description of the subject matter area of the studied phenomena. It includes a special procedure for constructing structural-ontological matrices and an algorithm for their description. The interdisciplinary focus of the method is demonstrated by the example of an analysis of the personality socialization process.

Note: Downloadable document is in Russian.

Keywords: структурная онтология, структурно-онтологический метод, системология, системный анализ, социализация личности, познание, предметная область исследования, методология, structural ontology, structural-ontological method, systemology, system analysis, personality socialization, cognition, subject matte

Suggested Citation: Suggested Citation

Shymko, Vitalii, Введение в структурно-онтологическую методологию: анализ предметной области социализации личности (Introduction to Structural-Ontological Methodology: Analysis of the Subject Matter Field of Personality Socialization) (October 25, 2019). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3575800 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3575800