Признаки школьной дезадаптации: причины, признаки, коррекция и профилактика

Консультация по психологии на тему: Первый признаки школьной дезадаптации

Когда нужно бить тревогу, или первые признаки школьной дезадаптации ?

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому.

Причины школьной дезадаптации 

Причины школьной дезадаптации могут быть различными.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями. 

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д. 

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей). 

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе.

Признаки школьной дезадаптации

Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Если ваш ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения. При этом важно различать отдельные сложности, когда ребенок сталкивается с проблемами и жалуется на это, и ситуацию, когда он в целом крайне негативно относится к школе. В первом случае обычно дети стремятся преодолеть проблемы, во втором либо опускают руки, либо проблема выливается в нарушение поведения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме, импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по собственной инициативе.

Школьная дезадаптация. Признаки и причины.

Школьная дезадаптация: как ее узнать?

Школьная дезадаптация — это социально-психологический процесс, проявляющийся в нарушении приспособлении ребёнка к школьным процессам, а именно в учебно-познавательной деятельности, взаимоотношении с педагогами, взаимоотношении с одноклассниками. Чаще всего школьная дезадаптация наблюдается в начальной школе, когда дети только осваивают образовательную систему, просто каждый это делает со своей скоростью.

Какие признаки школьной дезадаптации:

1. Соматические признаки: ребёнок часто болеет, плохо засыпает, ему снятся кошмары, плохо встаёт, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом. 2. Поведенческие признаки: ребёнок дерётся с одноклассниками, хамит учителю, может его ударить, норовит не прийти на урок или уйти раньше.

3. Эмоциональные уровень:: резкие перепады настроения, истерики по вечерам, низкая самооценка, яркие обвинения себя и окружающих даже в незначительных неудачах, становится болеет раздражительным.

4. Познавательный уровень: не успевает делать всё, что делают в классе, не может сделать домашнее задание.

Какие могут быть причины школьной дезадаптации: 

1. Недостаточная подготовленность к школе, не хватает знаний и навыков, ребёнок не успевает по программе за остальными в классе, соответственно, учебный процесс для ребёнка скорее неприятен, нежели увлекателен.

2. Недостаточны развиты социальные навыки. Ребёнку трудно находиться в кругу сверстников, не может установить с ними контакт. Или ребёнку трудно взаимодействовать с учителем, т.к. нет опыта общения со взрослыми (не родителями), авторитет не воспринимается, границы не выстроены.

3. Недостаточна развиты навыки саморегуляции. Ребёнку тяжело сидеть на месте 40 минут подряд на уроке, за 15 минут перемены ребёнок не успевает восстановить свои силы.

4. Физиологически обучловленная неспособность выдерживать школьный темп.

Если во время диагностировать школьную дезадаптацию, то ребёнку можно помочь справиться с множеством его трудностей, связанных со школьной жизнью. Очень важно во время увидеть за ленью неспособность встроиться в систему и просьбу о помощи.

Алла Жукова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».

Подробно о диагностике с психологом можно узнать здесь.


Школьная дезадаптация: как ее узнать?
Статья «Признаки школьной дезадаптации» — Разное — Всем учителям

Признаки школьной дезадаптации

Социальная и школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста и выбора правильных способов социально-педагогической и психологической поддержки дезадаптированных школьников становится все более актуальным и требует более скрупулезного изучения и анализа. Среди мировых проблем оздоровления общества отдельное и весьма важное место занимает создание и введение в педагогическую практику работающей системы профилактики и коррекции социально-психологической и школьной дезадаптации детей. Сложности в адаптации к условиям школьного обучения — одна из самых острых проблем, с которой в последнее время все чаще и чаще сталкиваются педагоги.

Явление, которое является обратным адаптации — дезадаптация — объясняется учеными как процесс, связанный с переходом из одних условий жизни и, как следствие, привыканием к другим. Ученые Г.Ф. Кумарина, М.Е. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, И.Ф. Дементьева, Р.В. Овчарова, Н.Ю. Максимова и др. доказывают, что дети испытывают состояние дезадаптации при систематическом школьном обучении, причем уже на ранних его этапах. Среди наиболее распространенных проявлений дезадаптации называют эмоциональные нарушения, невротические реакции и состояния; проблемы трудновоспитуемости и трудностей в обучении; медико -биологические, патохарактерологические и социопатические дисфункции, которые затрудняют процесс социальной адаптации в любом возрасте .

Во время исследования школьной дезадаптации обращается внимание на отдельные стороны этого явления, например, утомляемость, нарушения в поведении, неуспеваемость и трудности, возникающие во время учебного процесса, без достаточного учета всего комплекса социальных и психолого-педагогических механизмов, определяющих содержание и направленность дезадаптационного процесса, и знаний, которые позволяют моделировать подходящие методы преодоления дезадаптации в школьном возрасте.

В социально-педагогическом понимании адаптация объясняется как формирование наиболее адекватных стереотипов поведения в условиях меняющегося микросоциальной среды.

Когда речь идет о школьной адаптации, нужно понимать, что это сложный процесс, сочетающий в себе адаптацию функциональную, учебную и социально-психологическую. Функциональная адаптация — это приспособление личности ребенка к выполнению обязанностей, вызванных функциональным назначением учебной деятельности. Под учебной адаптацией понимают приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях. Под социально-психологической адаптацией понимают наилучшее приспособление детской психики к школьным условиям при помощи усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в данных условиях. Таким образом, несоответствие социопсихологического и психофизиологического положения (или возможностей) школьника требованиям ситуации жизненного процесса, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях учебно-воспитательного процесса школы, определяется как школьная дезадаптация.

Нельзя путать школьную дезадаптацию с социально-психологической. Понятие «социально-психологическая дезадаптация» охватывает широкий круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под действием разнообразных сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, развод или конфликты в семье, потеря близкого человека, смена места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, физический недостаток и др.). Школьной дезадаптацией считают лишь те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка в результате влияния школы, то есть те нарушения, что прямо или косвенно связаны с учебной деятельностью, учебными успехами, поведением ребенка в школе и дома при выполнении домашнего задания.

Школьную дезадаптацию можно рассматривать с трех сторон: как процесс, как проявление и как результат. При дезадаптации как процессе свойственно снижение адаптивных возможностей ребенка в условиях школы. Дезадаптация как проявление — это характеристика нетипичного поведения и эмоционально-психологического состояния учащегося в школе и вне ее. И наконец, дезадаптация как результат является доказательством того, что поведение ребенка, отношения и результативность его обучения не соответствуют тем нормам, которые характерны для него (его ровесников) в данных условиях жизнедеятельности.

Итак, с понятим “школьная дезадаптация» связывают неуспешность в учебной деятельности, затруднения в учебе, неадекватное поведение, конфликты с одноклассниками. Отсюда следует результат — учиться такому ребенку трудно, не складываются отношения и со взрослыми и и другими детьми и, как следствие, нежелание вообще ходить школу. Понятно, что преодолеть дезадаптивность можно только устранив причины, которые ее вызывают. Дезадаптация часто связана с повышенной тревожностью в некомфортной для ученика ситуации. Этому, к сожалению, иногда сплсобствуют и педагогические ошибки.

У ребенка возникает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности, касающейся требований учителей, от условий обучения, он не соответствует ценностям и нормам поведения в коллективе. Такое положение называется состоянием внутреннего напряжения, настороженности, недостаточной способности в решении интеллектуальных вопросов. Если человек не в силах справится со своей тревогой, то его беспомощность становится больше, т.к. границы его независимости сужаются, он начинает внутрене себя ограничивать и не хочет использовать свой потенциал. Р. Мэй также замечает, что способность испытывать тревогу не основывается на обучении, но конкретные формы тревоги и качественные особенности у данного человека складываются в процессе обучения. Исследования показывают, что тревожность проявляется тогда, когда у человека не получается спрогнозировать то, что возможно произойдет с ним в той или иной ситуации. Когда человек неуверен в себе у него наблюдается заниженная или низкая самооценка, он становится зависим от мнений и оценок окружающих людей, которые могут быть абсолютно различными, а это ещё более увеличивает сомнения и тревожность. Человек с повышенной тревожностью не может объективно оценить свои возможности, выбрать работу, справиться с которой он в силах, определить, насколько трудна для него эта работа и понять, каков будет результат его деятельности.

Ребенок не сможет адекватно воспринимать мир, который его окружает, если он видит его через призму собственной тревоги. Все это весь учебно-воспитательный процесс делает достаточно трудным, результаты работы ребенка на уроке становятся проблемными. Даже возможный отличник может стать отстающим в условиях дезадаптации.

Если процесс школьной адаптации был эффективным и ребенок привык к школе, и принял ее правила и нормы, то это в значительной степени его учебная деятельность будет успешной, и ребенок сохранит свое здоровье и физическое и психическое.

Дезадаптированость — это не процесс, а состояние, которое возникает от неудовлетворения основных потребностей в результате использования неадекватных способов поведения. Дезадаптированность учащихся приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведению, проблемам в учебной деятельности, конфликтным отношениям.

Причинами школьной дезадаптации чаще выступают неверные методы воспитания в семье или нарушение системы отношений в школе. А также, некоторые индивидуальные особенности психического развития ребенка, делающие его школьную жизнь достаточно трудной.

К воспитательным ошибкам родителей относятся слишком завышенные ожидания относительно успеваемости ребенка, и поэтому любая неудача воспринимается им болезненно, разговоры дома о недостатках школы или учителей, вместо акцентирования внимания ребенка на приятных моментах; частые конфликты по поводу обучения ребенка, после чего все, что каким-то образом связано со школой, теряет для него всякую привлекательность.

Очень большой вред процессу адаптации наносят те учителя, которые пытаются воспитывать школьников путем “объективной”, с их точки зрения, критики их недостатков. У ребенка еще нет способности объективно воспринимать критические замечания через возрастные особенности самооценки. В этом возрасте самооценка ребенка еще пока не аналитическая, а синтетическая. Скорее это целостное эмоциональное отношение к себе, а не умственная оценка отдельным своим качествам. Значит, когда учитель выражает недовольство определенными чертами школьника, ребенок считает, что все сказанное относится к его личности вообще. Как можно любить школу, где не любят тебя?

Основным методом предупреждения проявления школьной дезадаптации ребенка (наряду с созданием ситуаций успеха) является снятие отрицательных оценок на первых этапах обучения. Это касается не только привычных оценок, выраженных в баллах, но и любых других: цветных (желтые, зеленые, черные кружочки), сюжетных (самолет, автомобиль, улитка), словесных (“умница”, “хорошо”, “плохо”). Пока ребенок уверен, что он хорошо учится, у него сохраняется желание и стремление учиться. А когда учитель постоянно говорит ученику, что он читает плохо и пишет неаккуратно и некрасиво, у того вместо стремления совершенствоваться появляется страх и отвращение к этим занятиям. Словом, неверный педагогический подход повышает риск формирования у ребенка школьной дезадаптации.

Из индивидуальных причин школьной дезадаптации можно говорить о чрезмерной чувствительности и повышенной возбудимости нервной системы.[47]

Рассмотрим более подробно индивидуально-типологические особенности нервной системы и ошибки воспитания, способствующие возникновению школьной дезадаптации.

Обуславливающие факторы.

Определены индивидуально-психологические (меланхоличный тип темперамента, высокий уровень тревожности, мотивация избегания неудачи) и социально-психологические факторы (негармоничный тип семейного воспитания, неблагоприятный эмоциональный микроклимат в семье, авторитарный стиль взаимодействия педагога с учениками, психологическая и педагогическая некомпетентность педагогического состава, нарушения взаимоотношений с одноклассниками), способствующих возникновению дезадаптации у школьников.

От характера взаимоотношений с родителями зависит и адаптация ребенка в школе.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка.

В порядке убывания значимости можно выделить следующие факторы риска нарушения адаптации: злоупотребление родителями алкоголем; незрелость по результатам выполнения теста Керна-Ирасека; низкий культурный уровень семьи; неблагоприятный психологический микроклимат в семье; отсутствие у ребенка мотивации к обучению в школе; курение матери; малое внимание, уделяемое ребенку в семье; пневмония на первом году жизни; отставание в умственном развитии; мужской пол ребенка; асфиксия в родах; использование физических методов наказания ребенка; гестоз 1-й и 2-й половины беременности; наличие у ребенка морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний; неблагоприятная адаптация к дошкольному образовательному учреждению. При наличии у ребенка четырех и более факторов риска возможно неблагоприятное течение адаптации. В этом случае родителям нужно регулярно консультироваться с педагогом, психологом и медицинским работником в детском саду и школе по протеканию процесса адаптации ребенка.

Для облегчения процесса адаптации очень важен рациональный режим обучения и отдыха детей. Большую роль для облегчения адаптации играет соблюдение школьниками норм двигательной активности. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в саду и перед сном. Очень важным условием достижения адаптации является благоприятный психологический микроклимат дома. Психологическая поддержка эмоционального развития школьников предполагает такие способы влияния, которые позволяют снять эмоциональную напряженность, и создать условия для эмоционального благополучия детей. Необходимо, прежде всего, посоветовать родителям поддерживать своих детей. Родителям нужно как можно чаще обращать внимание на достоинства своего ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности — чаще хвалить, не подчеркивать его промахи, тем более, не высмеивать их, избегать дисциплинарных поощрений и наказаний, как можно чаще показвать свою любовь к ребенку (больше тактильного контакта и словесных поощрений).

Исследования ученых показали, что у детей при нарушении взаимоотношений со сверстниками возникает очень большое количество стрессовых реакций. Чтобы этого не случилось, педагог, психолог, родители должны держать эти взаимоотношения ребенка под своим контролем и при возникновении трудностей оказывать своевременную помощь.

Безусловно, для облегчения адаптации школьников должен соблюдаться режим дня. Школьники могут заниматься в различных секциях и кружках (здесь рекомендуются большей частью физкультурные и эстетические занятия), рекомендуется не более двух кружков при условии, общая продолжительность занятий составит не более 6 часов в неделю. Ночной сон должен быть не менее 9-9,5 часа, а время игры на компьютере и просмотр телевизора не дольше 1-го часа в день.

При работе учителя и психолога с родителями нужно подчеркнуть: мера трудности вхождения ребенка в школьный мир во многом определяется характером семейного воспитания. Огромное значение имеет то, насколько семья смогла подготовить ребенка к большим изменениям в его вполне налаженной жизни. Дело не в том, что ребенку будет трудно учиться, а в психологическом приспособлении к новым условиям. Если в ребенке не воспитано «чувство локтя”, уважения к другим людям, а сформировано излишне трепетное отношение к себе, нежелание принимать нормы и правила (что зачастую бывает при определенном стиле воспитания в семье), ему будет крайне трудно адаптироваться к школе. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой.

Можно назвать разные причины школьной дезадаптации: низкий уровень развития мыслительных способностей, высокая степень эмоциональной неустойчивости, несформированность мотивационной сферы, высокий уровень притязаний на фоне низких возможностей, особенности характера, незрелость психики, особенности семейного воспитания, стиль руководства педагогов. Надо помнить, что при этом возрастает риск появления неврозов, психопатий.

Школьная дезадаптация является симптомом осложнений или невозможности дальнейшего развития детей в условиях, которые сложились. Именно в младшем школьном возрасте возможны осложнения в процессе нормальной адаптации к условиям школьной жизни в связи с возрастным кризисом развития и новой для ребенка ролью школьника.


 

Психолого-педагогическая характеристика школьной дезадаптации | Статья в журнале «Молодой ученый» 

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации, ее классификации, причины и факторы, а также выдвинута гипотеза по ее преодолению.

Введение

Современное общество, которое постоянно и стремительно развивается можно характеризовать различными изменениями во всех сферах жизни человека, в том числе и в сфере образования. Школьное образование играет большую роль в жизни каждого индивида. В связи с гуманизацией школьного образования, его главной целью является формирование здоровой, гармонично развитой личности, которая может стать полноценным членом общества. Но, к сожалению, в последнее время возрастает число преступлений, совершенных подростками, снижается интерес подростков к школе, возрастает число детей, имеющих психосоматические заболевания. Все вышеперечисленное является следствием школьной дезадаптации, т. е. неправильно протекающей адаптации, которая в свою очередь, в настоящее время представляет собой актуальную проблему современного общества.

Термин «адаптация» изначально использовалось в биологических науках, для характеристики способности к приспособлению живых организмов к окружающей среде. В дальнейшем это понятие стали применять и по отношению к личности человека и даже коллективному поведению. В научной литературе нет единой трактовки термина «адаптация».

О. В. Позднякова [8] определяет адаптацию как социальный феномен, который проявляется на всех уровнях жизни. Другие авторы рассматривают адаптацию одновременно как процесс приспособления человека к условиям социума, так и результат этого процесса.

Э.Эриксон описывал содержание адаптационного процесса формулой, включающей в себя противоречие, тревогу, защитные реакции организма¸ и завершающим слагаемым процесса является точка бифуркации, в которой возможно достижение индивидом равновесия или формирование конфликта. По Эриксону, конфликт, в качестве одного из возможных результатов взаимодействия личности с окружающей средой, при неблагоприятном разрешении приводит к аномальному развитию личности, т. е. к дезадаптации.

Процесс адаптации, происходящий с человеком, длиться всю жизнь. Один из сложнейших этапов в жизни человека — это поступление в школу. На протяжении всего периода обучения ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям обучения, к новым требованиям и правилам образовательной организации. Процесс адаптации ребенка к школе, как приспособление организма¸ проходит три стадии: ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление.

Школьная адаптация тесно связана с социальной адаптацией, которая подразумевает непрерывный процесс приспособления индивида к условиям общества, сопряженный с периодами изменений деятельности индивида [8] Социальная адаптация в в таком случае рассматривается как механизм социализации личности. Социализация в свою очередь направлена на усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта. Механизм социальной адаптации начинает работать в переломный момент, обусловленный возникновением противоречий между требованиями среды и возможностями индивида соответствовать им, что порождает конфликт между личными убеждениями, стремлениями способностями индивида и социальной средой. Такого рода конфликты, по мнению Савиной Л. Н. [9], и сопутствующие им психотравмирующие ситуации могут привести к невротизации личности.

Однако, на самом деле, процесс адаптации детей к школе, все чаще протекает с осложнениями, которые в свою очередь приводят к дезадаптации.

Так по мнению современных исследователей Петровой Е. Ю., Карбанович О.В, Гормина А.С и Каплуновича И. С. и т. д. в последнее время прослеживается тенденция к снижению успеваемости школьников.

Авторы рассматривают неуспеваемость и нарушения поведения как крайнюю степень проявления школьной дезадаптации. Е. Ю. Петрова [7] определяет школьную дезадаптацию как сложное социально-психолого-педагогическое явление, которое рассматривается, с одной стороны, как результат неправильной работы адаптационных функций организма человека, а с другой- как нарушение или отклонение связанное с учебной деятельностью. Автор выделяет такие составляющие школьной дезадаптации, как социально-психологическая дезадаптация, психологическая дезадаптация и учебная дезадаптация.

Дезадаптация в широком смысле понимается как процесс, при котором происходит снижение способности человека к адаптации.

Гормин и Каплунович [3] в основе школьной дезадаптации видят неразрешимый внутренний конфликт ребенка, порожденный противоречивыми требованиями школы и возможностями индивида, что проявляется в его неуспешности в учебной деятельности.

На данный момент существует множество подходов к пониманию феномена школьной дезадаптации. Е. Ю. Петрова [6] выделяет три основных подхода: медико-биологический, социально-психологический и социально-педагогический. Подобного мнения придерживается и О. В. Карбанович [5], которая рассматривает школьную дезадаптацию как собирательное понятие, включающее в себя такие факторы как медико-биологические, психолого-педагогические и социально-средовые факторы. Раскроем более подробно каждый из них.

Первый подход связан с патологическими факторами, вызывающими у ребенка определенные расстройства, снижающие его способность к психологической адаптации. В этом случае школьная дезадаптация может рассматриваться как явление, позволяющее обнаружить как патологию развития, так и уровень его здоровья. В научной литературе, чаще всего к группе риска относятся дети, с задержкой психического развития. Е. А. Харитонова и О. И. Кожинова [10] в своей статье под задержкой психического развития понимают определенное нарушение нормального темпа психического развития. Задержка психического развития проявляется в неспособности ребенка приспособиться к школьной деятельности, выполнять различные задания, принять новые для него нормы поведения, регламентируемые школой. Ребенок с задержкой психического развития продолжает существовать в сфере своих игровых интересов, присущих дошкольному возрасту. Для детей с подобной патологией развития характерна неспособность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Е. А. Харитонова и О. И. Кожинова считают, что все вышеизложенное ослабляет нервную систему ребенка, и приводит к повышению утомляемости и снижению работоспособности.

Второй подход к пониманию школьной дезадаптации, уделяет большое внимание трудностям в обучении, связанным с социальным и личностными аспектами. Школьная дезадаптация проявляется как нарушение взаимодействия между ребенком и школой. К группе риска, в условиях данного подхода, относятся дети, жизнь которых протекает в социально неблагополучных условиях. Например дети-сироты, дети из малоимущих семей, дети, ставшие жертвами насилия и т. д.

Учащиеся. у которых прослеживается несформированность предпосылок школьной деятельности, которые имеют нарушения работоспособности, для которых характерны эмоциональные расстройства, нарушения поведения, гиперактивность, составляют группу риска в рамках третьего подхода.

В такой трактовке школьную дезадаптацию можно рассматривать, как составную часть социальной адаптации и отражает комплекс неадекватных приспособленческих реакций, ведущих к различным нарушениям.

Большое количество различных подходов к определению понятия школьной дезадаптации, потребовало их классификации. Так, например, Т. Д. Молодцова [6] выделяет четыре вида школьной дезадаптации: патогенную, психологическую, социально-психологическую и социальную.

Патогенная дезадаптация понимается как определенное психическое состояние, которое обусловлено поражением центральной нервной системы, и может быть как устойчивой, так и иметь пограничный характер. Проявление патогенной дезадаптации может быть выражено в неврозах, психопатиях, истериях и соматических нарушениях.

Психологическая дезадаптация связана с различными внутренними нарушениями, которые оказывают пагубное влияние на личность, приводят к стрессу, но не отражаются на поведении индивида Данный вид дезадаптации проявляется в виде различных фобий, нарушений ценностей, нарушений направленности личности и самооценки.

Третий вид дезадаптации. Социально-психологическая дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями индивида и проявляется в грубости, недисциплинированности, конфликтности и неуспеваемости.

Социальная дезадаптация в классификации Т. Д. Молодцовой подразумевает нарушение процесса социализации, что приводит к асоциальному поведению детей, употреблению ненормативной лексики, употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, нарушению норма права и морали.

Если приведенная Т. Д. Молодцовой классификация школьной дезадаптации в большей степени выделяет когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты школьной дезадаптации на поведенческие характеристики ребенка в обществе, то классификация Н. В. Вострокнутова [1] в большей степени затрагивает аспекты адаптации, проявляющиеся в образовательном процессе.

Когнитивный компонент характеризует недостаток образовательных навыков, знаний, а также постоянную неуспеваемость. Проявления, связанные с нарушениями отношения к процессу обучения, к педагогическому составу, составляют эмоциональный компонент школьной дезадаптации. Поведенческий компонент проявляется в нарушении дисциплины, школьном «вандализме» и несоблюдении правил внутреннего распорядка образовательной организации.

Более обобщенную модель школьной дезадаптации можно увидеть в классификации Дорожевец Т.В [4], которая рассматривает академическую, социальную и личностную адаптацию/дезадаптацию.

Так, если академическая дезадаптация отражает уровень овладения ребенком правил поведения в школе, уровень его принятия требований и темпа учебной деятельности, то социальная дезадаптация показывает способность и умение ребенка разрешать отдельные проблемы межличностного характера, демонстрирует насколько ребенок принят обществом, т. е. коллективом одноклассников.

Проявление личностной дезадаптации/адаптации заключается в соответствующей самооценке, уровне притязаний и стремлении к самосовершенствованию.

Школьная дезадаптация может проявляться на нескольких уровнях: педагогическом, психологическом и физиологическом.

Педагогический уровень школьной дезадаптации является самым очевидным для педагога. Его проявление отражается в проблемах ребенка в учебной деятельности, которые могут перерасти в пробелы в знаниях, что в дальнейшем приводит к отставанию ребенка по предмету или даже нескольким предметам. Все это приводит к неуспеваемости и в крайнем случае может спровоцировать полный отказ от учебной деятельности.

Проблемы в учебной деятельности способствуют появлению у ребенка чувства тревожности, а также могут являться причиной возникновения напряжения в отношениях между ребенком и взрослыми, как учителями, так и родителями. При неблагоприятном развитии напряжение в отношениях перерастают в смысловые барьеры. В словаре Головина С. Ю. [2] смысловой барьер — это возникающие в ходе общение непонимание между людьми, которое является следствием разного смыслового значения, того или иного события, для участников данного общения. Подобные смысловые барьеры часто возникают между учителями и учениками, в случае если ребенок получил неудовлетворительную оценку. Учитель, оценивая результат работы, таким образом пытается стимулировать ребенка работать лучше, но для ребенка имеет значение то, что он старался, то, сколько сил потратил на выполнение задания, а не правильность его выполнения. В связи с этим ребенок считает такую оценку несправедливой, и неудовлетворительная оценка уже не имеет никакой мотивационной силы. Следующей фазой проявления педагогического уровня дезадаптации является появление конфликтов, порой систематических, которые связаны с неуспешностью учебной деятельности ребенка. Крайней формой проявления является разрыв лично-значимых отношений.

Ребенок не может не реагировать на свою неуспеваемость, на проблемы в отношениях со взрослыми, все это накладывает на него отпечаток, оказывает негативное влияние на формирование характера, жизненных установок, переходят на психологический уровень, который является более глубоким в контексте индивидуальной организации ребенка.

Дети с дезадаптацией, находящейся на психологическом уровне, замкнуты, плаксивы, любые действия, связанные с учебной деятельностью, вызывают у них чувство незащищенности, тревоги. В общении с одноклассниками стараются держаться рядом, но не взаимодействовать, т. е. не вступать в контакт.

Психологический уровень дезадаптации можно условно разделить на три этапа. На первом этапе ребенок старается по мере своих возможностей изменить сложившуюся ситуацию, но если в ходе прилагаемых усилий он наблюдает их тщетность, происходит запуск механизмов самосохранения, т. е. организм ребенка на инстинктивном уровне предохраняет себя как от больших нагрузок, которые являются для него непосильными, так и от тех, которые соответствуют уровню его возможностей. Благодаря работе механизма самозащиты ребенок перестает относиться к учебной деятельности как к личностно значимой, в результате чего снижается уровень тревожности и первоначального напряжения. На втором этапе новые установки начинают активно проявляться и закрепляться. Третий этап связан с работой психозащитных реакций, а также с проявлением асоциального поведения, проявляющегося в нарушении правил образовательной организации, как способа самоутверждения в качестве альтернативы потребности в успехе. На завершающем этапе ребенок выражает протест против своего положения в окружающем обществе, такие протесты могут быть как активными так и пассивными.

После психологического уровня дезадаптация переходит на последний уровень, физиологический, характеризующийся появлением различных заболеваний, первопричина которых заключается в неуспешности в учебной деятельности.

Развитию школьной дезадаптации могут способствовать различные факторы, которые принято разделять на пять групп.

Первая группа — биологические или соматические факторы, подразумевают ослабленность организма ребенка, расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью или эмоциональной неустойчивостью. В эту же группу входят дефекты речи, слуха, зрения, минимальные мозговые дисфункции, а также различные астенические синдромы. Проведя анализ, включенных в данную группу факторов, можно сделать вывод, что все они связаны с врожденными нарушениями, влияющими на поведение индивида в социальной среде.

Следующую группу факторов составляют различные патологии в психическом развитии ребенка.

К социально-средовым факторам относят перемены в составе семьи, стрессовые ситуации в повседневной жизни, влияние асоциальных групп, неправильный, формальный подход к воспитанию детей со стороны родителей.

Педагогические факторы развития школьной дезадаптации представляют комплекс проблем, к которым относятся: перегруженность учебного процесса, грубое или оскорбительное отношение учителя, сложный и конфликтный характер внутрисемейных отношений, которые формируются на фоне учебной неуспешности ребенка.

К психологическим факторам относят недостаточное развитие мотивационной и интеллектуальной сферы, несформированность эмоционально-волевой сферы, отдельных учебных навыков или умений, а также, неадекватные взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Если углубляться в анализ причин, тех или иных факторов школьной дезадаптации, то можно сделать вывод, что все вышеперечисленные факторы имеют две большие причины: врожденные патологии и нарушения, связанные с неправильным педагогическим воздействием.

Заключение

Итак, исходя из анализа научной литературы, можно сказать, что школьная дезадаптация — это сложное явление, которое препятствует нормальному развитию личности. Проведя анализ причин школьной дезадаптации, можно прийти к выводу, что преодолеть данный феномен можно путем создания в каждой образовательной организации психолого-педагогической службы, которая сможет обеспечить психологическую помощь учащимся, вовремя диагностировать и корректировать проявляющиеся симптомы школьной дезадаптации, а также проводить просветительскую работу с родителями и учителями для повышения уровня их психологической компетентности.

Литература:

  1. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. //В кн.: «Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков.
  2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога-
  3. Гормин А. С. Каплунович С. И. Программа «коррекция школьной дезадаптации»и ее реализация в муниципальной системе образования. //Человек и образование -2007
  4. Дорожевец Т. В. Изучение школьной дезадаптации.
  5. Карбанович О. В. Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации // Вестник Брянского государственного университета.-2012
  6. Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации.// Концепт -2013
  7. Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления.//Вестник Томского педагогического института.-2012
  8. Позднякова О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности.//Социально-экономические явления и процессы.-2011
  9. Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников// Известия Пензенского государственного педагогического университета им В. Г. Белинского. — 2009
  10. Харитонова Е. А., Кожина О. И. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития//Перспективы науки и образования — 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): школьная дезадаптация, учебная деятельность, ребенок, психическое развитие, образовательная организация, социальная адаптация, научная литература, психологический уровень, группа риска, нарушение.

Школьная дезадаптация младших школьников

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Следствием школьной дезадаптации является не успешное прохождение адаптации к школьным условиям ребенком. Причин, которые этому служат много. Более частые – это недостаточная подготовка к школьным условиям, недостаточно знаний, не способность подстроиться под темп программы, низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов, недостаточный контроль своего поведения, заниженная или завышенная самооценка у ребенка, психические заболевания, соматическое неблагополучие, психопатия и акцентуация личности.

В дезадаптации выделяют три степени. Легкая – при данной степени дезадаптации у первоклассников трудности могут затянуться до конца первой четверти. Среднетяжелая — трудности затягиваются до Нового года. Тяжелая – при данной степени трудности могут затягиваться до конца учебного года.

Признаки, по которым можно определить дезадаптивного ребенка: негативизм; нет взаимопонимания с учителем, родителями и сверстниками; склонность к прогуливанию школьных занятий; повышенная возбудимость, агрессия.

Если не проводить профилактику школьной дезадаптации и оставлять детей с ней, это в дальнейшем так же отрицательном скажется на ребенке. У него будут постоянные конфликты с окружающими его людьми. В дальнейшем перестают общаться со сверстниками, могут стать изгоями, становятся асоциальными. Возможны психогенные расстройства.

Р.В.Овчарова под профилактикой понимает систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, фактов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Профилактика школьной дезадаптации – это предупредительные меры по образованию неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Профилактика сможет не только повысить уровень успеваемости, но и помочь в формировании полноценной личности ребенка. Успех профилактики лежит в ее своевременности. Она может проводиться при участии педагогов, психологов и логопедов, обязательно взаимодействую с родителями. Первое что они делают это предупреждение, далее своевременная диагностика, а затем уже ее коррекция.

Исходя из стадии развития проблемы, профилактика разделяется на три типа: первичная, вторичная, третичная.

У младших школьников ведущей деятельностью становится учебная. Игровая деятельность становится вспомогательной, но всё так, же важной для ребенка. Целью игры является создание условий для успешной адаптации ребенка в макромире, для коррекции и развитии личности. Для достижения этих целей на уроке либо во внеурочное время можно использовать игры: сюжетные, ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные, дидактические.

Профилактику школьной дезадаптации можно проводить в процессе игровой деятельности. Так как под дезадаптацией понимается нарушение психических процессов ученика, их недоразвитие, наблюдается плохое усвоение учебного плана, конфликты со сверстниками, отклонения в поведении, эмоциональный дискомфорт. А в младшем школьном возрасте через игру можно обучать, развивать, корректировать. Игра может у ребенка раскрыть его возможности, которые он не реализует в обыденной жизни. Она способствует развитию у ребенка коммуникативных отношений, так как в игре легко и незаметно дети начинают общаться между собой. Игра так же формирует и познавательные процессы, речь, произвольное поведение, развивает воображение. С помощью игровой деятельности ребенок, может развивать в себе какие либо качества, испытывать разные чувства, которые он не испытывает в повседневной жизни. Она играет роль в формировании всех сторон психической жизни младших школьников.

Расследование причин задержки и неправильной настройки учеников в государственной школе Соединенных Штатов, и корректирующие меры (Классическая перепечатка) Выдержка из Расследования причин задержки и неправильной настройки учеников в государственной школе Соединенных Штатов, и Меры по исправлению положения

стр. Часть I История попыток адаптировать учебные процедуры к индивидуальным различиям в учениках 3 II Проблема задержки и неправильной настройки 8 III Исследование причин задержки и неправильной настройки Часть IV Исследование Re

Выдержка из расследования причин Задержка и неправильная настройка учеников в государственной школе Соединенных Штатов, и меры по исправлению положения

Стр. Часть I История попыток адаптировать образовательные процедуры к индивидуальным различиям в учениках 3 II Проблема задержки и неправильной настройки 8 III Исследование причин задержки и Несовпадение Часть IV. Изучение мер по исправлению положения, используемых в прогрессивных образовательных центрах. Рекомендации по уменьшению задержки и неправильной настройки с помощью надзора и администрирования из предыдущих расследований. Часть A Расследование причин задержки и неправильной настройки в Эверетте, штат Массачусетс, на учебный год. Часть VII.Учебный план для трехлетней старшей средней школы B. Образование для одаренного ребенка C. Предложения по обучению общественным наукам одаренного ребенка D. Образование для умственно отсталого ученика E. Схема руководства для I-IX классов P. План.

Об издателе

Forgotten Books публикует сотни тысяч редких и классических книг. Узнайте больше на www.forgottenbooks.com

Эта книга является репродукцией важного исторического труда. Forgotten Books использует передовые технологии для цифровой реконструкции произведения, сохраняя оригинальный формат и исправляя недостатки, присутствующие в устаревшей копии.В редких случаях в нашем издании может быть воспроизведено несовершенство оригинала, например дефект или недостающая страница. Однако мы успешно устраняем подавляющее большинство дефектов; любые недостатки, которые остаются, намеренно оставляются для сохранения состояния таких исторических произведений.

определений в кембриджском словаре английского языка МАЛАДЮСТМЕНТ | определение в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,
maladjustment — Перевод на испанский — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова, основанные на вашем поиске.

Эти примеры могут содержать разговорные слова на основе вашего поиска.

A: Ваши проблемы связаны с неправильной настройкой .

Окклюзионно-проксимальное восстановление с признаками дезадаптации .

Он получил шок, который вызвал экстрасенсорное расстройство .

Recibió una conmoción que le causó un desajuste psíquico.

Ясный случай глубокой и обширной дезадаптации

Клаве Палабрас: ранние подростки; душевное здоровье; школа дезадаптация ; психосоциальная дисфункция; профилактическая программа.

Палабра Клаве: подростки темпранос; салуд ментал; desadaptación escolar; дисфункция психосоциальная; программа профилактическая.

Исследование было направлено на изучение влияния применения этого 6-месячного профилактического вмешательства на перемены школьной подростковой школы (SM) и психосоциальную дисфункцию (PD).

Изучение интересов детей и детей в течение 6 месяцев, переменные в собрании , эсколаров (DE) и психологических расстройств (DP) для подростков.

Преподаватель правонарушений среди несовершеннолетних и дезадаптации для различных курсов в Международном университете Менендеса и Пелайо.

Profesor en varios cursos sobre « Inadaptación y delincuencia juvenil» Международного Университета Менделеса и Пелайо.

Скорее, это долгосрочная дезадаптация между часами, занятостью и производством.

Más bien, se trata de una inadaptación a largo plazo entre horas, el empleo y la producción.

Действительно трудно избежать подобных проблем с неправильной настройкой или несоответствия между различными последовательно применяемыми режимами.

Resulta realmente difícil evitar este tipo de Problemas de inadaptación o desajuste entre режимы отличия применимые де форма sucesiva.

Они не отвергают маргинальные группы из-за их социальной дезадаптации и уважают идеи других.

Никаких подробностей о маргинальных ценах за инактиваций социальных и социальных идей. Фальтария.

Однако главной причиной по-прежнему остается беспокойство внутри, поток негативных мыслей, который выражается где-то в теле как дезадаптация .

Гендерное эмбарго, главное правило, Федеральное правительство внутренних дел, Национальная комиссия по защите прав человека, Национальное управление по защите прав человека операций .

Социальная дезадаптация проблем: наркомания, преступное поведение

Это исследование не нашло доказательств какой-либо «порчи» или другой модели дезадаптации только у детей.

В настоящее время не проводится никаких доказательств, что является «сдерживающим фактором» в отношении инаугураций из Лос-Анджелеса.

Методический центр психолого-педагогической помощи в 1997 году исследовал проблему социальной дезадаптации учеников.

В 1997 году в Центре методологии социальной психологии и педагогических исследований inadaptación социальных программ для выпускников.

Инвестиции в обучение должны обеспечить преимущества с точки зрения лучшего понимания и более быстрой интеграции добровольцев WH в новые миссии, одновременно снижая риски неправильной настройки .

Обращение к работе по предоставлению льготных пособий по материально-техническому обеспечению и социальной интеграции в области естественных и общественных отношений,
00000000, inadaptación .

Они также показали, что у пациентов, когда им стало известно об их диагнозе, может возникнуть состояние эмоциональной дезадаптации , склонное, например, к отрицанию.

Mostraron, también, que los pacientes, al recibir el Diagnóstico, pueden present un un condición de desajuste emocional, por ejemplo, recurriendo a la negación.

Эти результаты обсуждаются с точки зрения культурных различий, связанных с понятием дезадаптации подростка , критериями выбора оригинального предмета и значениями шкал КТ для профессиональной практики.

Это может быть связано с различными культурными традициями детей, подростков, с оригинальными критериями отбора и профессиональной экспертизы.

Терминология возникла в результате некоего географического несоответствия , связанного с упрямством испанских конкистадоров в поиске короткого пути в Индию.

В общем и целом, человек человек, собиравшихся на усмотрение ребенка, испанское наследство, смежных и семейных дел в Индии и Индии.

Чтобы измерить социальную дезадаптацию , географические пространства, затронутые злокачественным микробом, идентифицированы и взаимосвязаны с общими числами погибших и выживших в ядерных и расширенных семьях.

Параллельные измерения
социальных сетей, идентификационные данные, географические и географические данные, касающиеся взаимосвязи между различными видами деятельности, в том числе внутренними и внешними.

С этой целью компетентный медицинский персонал после оценки личности задержанного с целью выявления психофизического дефицита или причины социальной дезадаптации разрабатывает специальную программу реабилитационного лечения, которая может быть изменена и дополнена в случае необходимости.

Esos efectos, эль личная компетентность в области санитарии, профессиональная экспертиза, квалификация, дефицит квалификации, социальная и социальная ответственность,
социальных, социальных и социальных программ, требующих реабилитации и услуг. ,
неправильный перевод испанский | Англо-Испанский словарь
A: Ваши проблемы связаны с неправильной настройкой. R: Tus problemmas se deben a una inadaptación.
Окклюзионно-проксимальное восстановление с признаками дезадаптации. Restauración oclusal proxyimal con seales of inadaptación.
Он получил шок, вызвавший психическое расстройство. Recibió una conmoción que le causó un desajuste psíquico.
Очевидный случай глубокой и обширной дезадаптации … un caso claro de profundo desajuste…
Клаве Палабрас: ранние подростки; душевное здоровье; школьная дезадаптация; психосоциальная дисфункция; профилактическая программа. Клаве Палабры: подростки, темпранос; салуд ментал; desadaptación escolar; дисфункция психосоциальная; программа профилактическая.
Исследование было направлено на изучение влияния применения этого 6-месячного профилактического вмешательства на переменные школьной дезадаптации (SM) и психосоциальной дисфункции (PD) у подростков. Исследовательская комиссия по вопросам защиты прав детей и детей в возрасте до 6 месяцев, с переменными значениями, описанными в эсколарном (DE) и диссоциативном психосоциальном (DP), по отношению к подросткам.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *