Профотбор в военное училище: вопросы, психологические тесты, нормативы
Профотбор в военное училище предполагает несколько разных мероприятий. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента в виде вступительных испытаний. Кроме того, будущие студенты должны продемонстрировать приемной комиссии уровень своей физической подготовки.
Медицинская комиссия
Профотбор в военное училище не обходится без специальной медицинской комиссии, в которую приглашаются лучшие медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов.
Психологическое обследование
Профотбор в военное училище подразумевает и проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Для проведения таких мероприятий в приемную комиссию приглашают профессиональных психологов. Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.
Особенности методик
Типовой профотбор в военные училища — что это такое? Вопросов, касающихся поступления в военные училища, много и у выпускников школ, и у их родителей. Некоторые абитуриенты ищут в магазинах методики профотбора в военные училища, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. На самом деле это будет пустой тратой денег. Психологические тесты для поступления в военное училище – тайна, поэтому их нет ни в интернете, ни в книжных магазинах.
Само обследование продолжается несколько часов. Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке. Не допускают его и до прохождения медицинской комиссии. Единственное, на что он может рассчитывать, это просто собрать вещи и уехать домой.
Нормативная база
Профотбор в военное училище осуществляется согласно определённому порядку и условиям приема, которые был разработаны Министерством обороны РФ, утверждены министром обороны РФ в 2015 году.
Требования к состоянию физического здоровья, которые предъявляются к кандидатам, подающим документы в военные учебные заведения, прописаны в Приказе министра обороны РФ, касающемся вопросов осуществления военно-врачебной экспертизы.
Временные рамки приема
Проводится профотбор в военное летное училище с 1 по 30 июля. Осуществляют его приемные комиссии учебных заведений для выявления возможности осваивать абитуриентами определённые образовательные программы. Такой отбор включает в себя:
- Определение годности абитуриента по его состоянию здоровья.
- Проведение вступительных испытаний и экзаменов для:
- выявления категории профессиональной годности абитуриента;
- оценки интеллектуального уровня кандидата;
- определения уровня физической подготовки.
Как организуется в военном вузе профессиональный отбор
Хотите понять, как поступить в военное училище? Попробуем разобраться в данном вопросе. В те сроки, которые будут указаны в предписании, взятом в военном комиссариате, претендент на зачисление в военное учебное заведение должен прибыть в вуз. Здесь он обеспечивается питанием, для него организуется проживание. Приемной комиссией предлагаются прибывшему абитуриенту определенные даты, в которые он должен пройти испытания профессионального отбора.
После приезда потенциальный студент обязан в приемную комиссию сдать гражданский паспорт, удостоверение гражданина, если он подлежит призыву на военную службу, либо военный билет. К этим документам прилагаются подлинник аттестата о среднем образовании и сертификаты о сдаче единого государственного экзамена.
Как поступить в военное училище тем категориям граждан, которые имеют дипломы и грамоты победителя предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований? Вместе с остальными документами им необходимо предоставить членам приемной комиссии документы, которые подтверждают их право на льготный вариант поступления в военное училище.
Как только все документы будут зарегистрированы приемной комиссией, кандидат на зачисление получает статус абитуриента. Размещают их на весь период проведения конкурсного отбора в курсантских казармах либо специальных лагерях. Выполняют они и обязанности суточного наряда.
Подготовка к вступительным испытаниям
Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка. От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена. Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня.
Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе. Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз. Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.
Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой.
У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.
Категории профпригодности кандидатов
Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу. В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища:
- мотивация к обучению в военном вузе;
- адекватность представления о специфике будущей профессии;
- оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития;
- присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики.
Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.
Категории профотбора
По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов:
- 1 категория предполагает поступление в первую очередь;
- 2 категория допускает зачисление во втором порядке;
- 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище;
- 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению.
Такие нормативы в военное училище были разработаны министерством обороны РФ.
Особенности психологического тестирования
Выпускники средних школ пытаются найти вопросы, на которые им предстоит ответить для успешного прохождения профессионального отбора в военное училище. Предлагаем им ознакомиться не с вопросами, а с теми особенностями, которые необходимо знать, чтобы тестирование завершилось успешно.
Абитуриенту необходимо на каждый открытый вопрос давать полный развернутый ответ. Проводится тестирование и в письменном виде, и в качестве устного собеседования. Например, отвечать в устной форме придется на вопросы следующего содержания:
- По какой причине ты решил выбрать военную специальность?
- Чем привлекает тебя именно данный военный вуз?
- Каким ты видишь свое офицерское будущее?
Сначала абитуриенту предстоит убедить представителей приемной комиссии в своей искренности, желании беззаветного служения своей отчизне после окончания военного училища. Потом в письменном виде придется изложить развернутые ответы на эти вопросы, не допуская при этом орфографических ошибок, правильно расставляя знаки препинания. Желательно продумать сочинение до вступительных испытаний, чтобы хватило времени и не было ошибок. Минимальный объем текста ограничен 10 предложениями. Время для работы над сочинением составляет 15 минут.
Чтобы подготовиться к собеседованию, написанию эссе, можно обратиться в военный комиссариат, попросить информацию о военных училищах, специфике их деятельности, видах вооружения.
Психологические методики, применяемые при тестировании абитуриентов, разнообразны по содержанию. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них, чтобы заранее понять, имеет ли смысл тратить время на подготовку к поступлению в военные вузы.
Мышление, память, внимание, общий уровень интеллектуального развития абитуриента оценивается с помощью описанных ниже методик:
- Аналогия. Задания предполагают установление логических взаимосвязей между словами согласно предложенному образцу.
- Числовые ряды. Абитуриент должен установить закономерность между числами и рядами, продолжить нужной цифрой предложенную ему последовательность.
- Зрительная память. Предлагаются разнообразные геометрические фигуры, которые поступающий должен запомнить и воспроизвести в том же порядке, в каком они изначально располагались.
- Арифметический счет. Абитуриенту предлагаются арифметические действия: сложение, деление, умножение, вычитание с целыми числами.
- Словесная вербальная память. Методика предполагает запоминание максимального количества слов с последующим их воспроизведением.
- Поиск и установление закономерностей. Абитуриент должен искать слова, имеющие заданное количество и порядок расположения букв.
- Силлогизмы. Суть заданий в поиске логической взаимосвязи между двумя исходными суждениями, составление на их основе вывода (третьего суждения).
- Исключение слова. Абитуриент военного училища должен классифицировать слова по заданным признакам. Данное качество необходимо для принятия быстрых и логичных решений в сложных непредвиденных ситуациях, которые часто случаются во время службы.
- Пространственное мышление. Задания позволяют выявлять исследовательские качества, а также определять склонность к образным пространственным представлениям.
Сущность тестирования заключается в исследовании способности к пространственным образным представлениям.
Приведем примеры заданий для этих методик, которые могут быть предложены кандидатам на зачисление в военные училища.
Тестирование «Аналогии» основано на установлении логических взаимосвязей между словами по предлагаемому образцу. Приведем несколько конкретных примеров.
Абитуриенту предлагаются слова: летчик, небо, моряк, парус, корабль, шторм, море.
1) ——- 2. Летчик.
Моряк, мотор
5) море
4) парус
3) корабль
2) шторм
1) ——— 3. Летчик.
Моряк, небо
5) парус
4) шторм
3) якорь
2) волны
1) ———
Левая часть задания предполагает наличие двух слов, которые расположены одно под другим с учетом определенной логической связи. К примеру, слова летчик и небо, летчик и мотор свидетельствуют о том, что существует связь между профессией и сферой деятельности, способом передвижения. Все задания абитуриенту необходимо выполнять в строгой последовательности, не допуская пропусков. На выполнение заданий потенциальному студенту военного вуза отводится всего пять минут. Психолог, анализирующий результаты теста, делает вывод о наличии у опрашиваемого логического мышления.
Особенности тестирования «числовые ряды». Задания, которые предлагаются абитуриенту, состоят в построении числового ряда и определении числа, которое должно продолжить логический ряд.
Вариант заданий:
5 4 3 2 1
1. 1 2 3 4 5 ….. 8 15 6 7 —-
2. 28 26 24 22 ……. 25 20 17 30 —-
3. 3 6 12 24 …… 43 18 5 28 —-
В левой части предлагаются числовые ряды. Закономерность необходимо выявить самостоятельно. В правой части предлагаются ответы, выбрать нужно только один. Особенность данной методики — в постепенном повышении уровня сложности заданий. Помимо простейших арифметических действий, абитуриент должен извлекать корни, возводить числа в необходимую степень, делить, умножать. Есть и такие задания, которые предполагают проведение сразу нескольких действий, например, умножения и сложения. Для того чтобы выполнить задачу, у потенциального студента военного училища есть всего восемь минут.
Заключение
Все военные специальности, которые можно получить в специализированных учебных заведениях, предъявляют к абитуриентам серьезные требования. Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор. В ходе выполнения разнообразных заданий, позволяющих выявить не только интеллектуальные способности, но и особенности психики кандидатов на зачисление в военное училище, представители приемной комиссии, психологи, медики, выявляют непригодных соискателей.
fb.ru
Профотбор в военное училище: вопросы, психологические тесты
Профотбор в военное училище предполагает несколько разных мероприятий. Он включает проверку общеобразовательного уровня абитуриента в виде вступительных испытаний. Кроме того, будущие студенты должны продемонстрировать приемной комиссии уровень своей физической подготовки.
Медицинская комиссия
Профотбор в военное училище не обходится без специальной медицинской комиссии, в которую приглашаются лучшие медики. Именно состояние здоровья часто становится решающим фактором для отбора абитуриентов. Психологическое обследование Профотбор в военное училище подразумевает и проведение социально-психологического исследования кандидатов на обучение. Для проведения таких мероприятий в приемную комиссию приглашают профессиональных психологов. Психологические тесты для поступления в военное училище позволяют устанавливать соответствие абитуриентов будущей военной специальности. По результатам исследований психологи могут оценивать психофизиологическое состояние потенциальных студентов.
Особенности методик Типовой профотбор в военные училища — что это такое? Вопросов, касающихся поступления в военные училища, много и у выпускников школ, и у их родителей. Некоторые абитуриенты ищут в магазинах методики профотбора в военные училища, чтобы подготовиться к вступительным испытаниям. На самом деле это будет пустой тратой денег. Психологические тесты для поступления в военное училище – тайна, поэтому их нет ни в интернете, ни в книжных магазинах. Само обследование продолжается несколько часов. Если абитуриент не проходит психологическое исследование, ему возвращают сертификаты ЕГЭ, он не сдает экзамены в военное училище по физической подготовке. Не допускают его и до прохождения медицинской комиссии. Единственное, на что он может рассчитывать, это просто собрать вещи и уехать домой.
Нормативная база
Профотбор в военное училище осуществляется согласно определённому порядку и условиям приема, которые был разработаны Министерством обороны РФ, утверждены министром обороны РФ в 2015 году. Требования к состоянию физического здоровья, которые предъявляются к кандидатам, подающим документы в военные учебные заведения, прописаны в Приказе министра обороны РФ, касающемся вопросов осуществления военно-врачебной экспертизы.
Временные рамки приема Проводится профотбор в военное летное училище с 1 по 30 июля. Осуществляют его приемные комиссии учебных заведений для выявления возможности осваивать абитуриентами определённые образовательные программы. Такой отбор включает в себя: Определение годности абитуриента по его состоянию здоровья. Проведение вступительных испытаний и экзаменов для: выявления категории профессиональной годности абитуриента; оценки интеллектуального уровня кандидата; определения уровня физической подготовки. Как организуется в военном вузе профессиональный отбор Хотите понять, как поступить в военное училище? Попробуем разобраться в данном вопросе. В те сроки, которые будут указаны в предписании, взятом в военном комиссариате, претендент на зачисление в военное учебное заведение должен прибыть в вуз. Здесь он обеспечивается питанием, для него организуется проживание. Приемной комиссией предлагаются прибывшему абитуриенту определенные даты, в которые он должен пройти испытания профессионального отбора.
После приезда потенциальный студент обязан в приемную комиссию сдать гражданский паспорт, удостоверение гражданина, если он подлежит призыву на военную службу, либо военный билет. К этим документам прилагаются подлинник аттестата о среднем образовании и сертификаты о сдаче единого государственного экзамена. Как поступить в военное училище тем категориям граждан, которые имеют дипломы и грамоты победителя предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований? Вместе с остальными документами им необходимо предоставить членам приемной комиссии документы, которые подтверждают их право на льготный вариант поступления в военное училище. Как только все документы будут зарегистрированы приемной комиссией, кандидат на зачисление получает статус абитуриента. Размещают их на весь период проведения конкурсного отбора в курсантских казармах либо специальных лагерях. Выполняют они и обязанности суточного наряда.
Подготовка к вступительным испытаниям Как сдать профотбор в военное училище так, чтобы из абитуриента превратиться в слушателя вуза? Для каждого вступительного экзамена организуется в учебных корпусах самоподготовка. От нее освобождаются выпускники общеобразовательных учреждений, которые имеют сертификаты о сдаче единого государственного экзамена. Остальным абитуриентам для подготовки к каждому вступительному испытанию предоставляют 2-3 дня. Но на этом не заканчивается профотбор в военное училище. Тесты психологического плана проводятся в обязательном порядке, чтобы выявить устойчивость психики соискателя, возможность обучения в профильном вузе. Если абитуриент успешно проходит профессиональный отбор, по итогам конкурса он зачисляется на обучение в военный вуз. Есть определенные категории поступающих, которых принимают вне конкурса, либо у них есть преимущественное право на зачисление при составлении конкурсных списков.
Те абитуриенты, которым не удалось успешно пройти все категории профотбора в военные училища, выбывают из вуза. Причиной может стать неудовлетворительная отметка по одному из сдаваемых предметов либо непригодность по состоянию здоровья. В строевом отделе вуза абитуриенту выдают перевозочные воинские документы, чтобы у него была возможность вернуться домой. У соискателя есть право на подачу апелляции по итогам вступительных испытаний. Начальником вуза создается специальная апелляционная комиссия, которая занимается рассмотрением заявлений от абитуриентов во время проведения профессионального отбора. В некоторых случаях решение принимается в пользу потенциального слушателя военного вуза.
Категории профпригодности кандидатов Для того чтобы определить категорию профессиональной пригодности будущего слушателя вуза, вопросы профотбора в военное училище составляют профессиональные военные психологи. Министерством обороны РФ было разработано специальное руководство по данному вопросу. В полном соответствии с указаниями, представленными в данном положении, и выполняется профотбор в военное училище. Тесты направлены на выявление отклонений в психике абитуриентов, неумении адекватно вести себя при попадании в экстремальные ситуации. Именно в ходе психолого-профессионального отбора проводят оценку следующих параметров потенциального слушателя военного училища: мотивация к обучению в военном вузе; адекватность представления о специфике будущей профессии; оценка мышления, памяти, внимания, выявление уровня общего интеллектуального развития; присутствие качеств, которые необходимы для военной специфики. Выполняют психолого-профессиональный отбор путем анализа документов, которые включены в личное дело потенциального кандидата на зачисление в военное училище. Кроме того, психологи анализируют его поведение, проводят собеседование, предлагают разные виды тестирования.
Категории профотбора По итогам проведенного психолого-профессионального отбора представители приемной комиссии выносят решение, исходя из четырех основных категорий профессиональной пригодности кандидатов: 1 категория предполагает поступление в первую очередь; 2 категория допускает зачисление во втором порядке; 3 категория дает кандидату право на зачисление только при наличии свободных мест в училище; 4 категория не предполагает рекомендации абитуриента к поступлению. Такие нормативы в военное училище были разработаны министерством обороны РФ. Особенности психологического тестирования Выпускники средних школ пытаются найти вопросы, на которые им предстоит ответить для успешного прохождения профессионального отбора в военное училище. Предлагаем им ознакомиться не с вопросами, а с теми особенностями, которые необходимо знать, чтобы тестирование завершилось успешно. Абитуриенту необходимо на каждый открытый вопрос давать полный развернутый ответ. Проводится тестирование и в письменном виде, и в качестве устного собеседования. Например, отвечать в устной форме придется на вопросы следующего содержания: По какой причине ты решил выбрать военную специальность? Чем привлекает тебя именно данный военный вуз? Каким ты видишь свое офицерское будущее? Сначала абитуриенту предстоит убедить представителей приемной комиссии в своей искренности, желании беззаветного служения своей отчизне после окончания военного училища. Потом в письменном виде придется изложить развернутые ответы на эти вопросы, не допуская при этом орфографических ошибок, правильно расставляя знаки препинания. Желательно продумать сочинение до вступительных испытаний, чтобы хватило времени и не было ошибок. Минимальный объем текста ограничен 10 предложениями. Время для работы над сочинением составляет 15 минут. Чтобы подготовиться к собеседованию, написанию эссе, можно обратиться в военный комиссариат, попросить информацию о военных училищах, специфике их деятельности, видах вооружения. Психологические методики, применяемые при тестировании абитуриентов, разнообразны по содержанию. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них, чтобы заранее понять, имеет ли смысл тратить время на подготовку к поступлению в военные вузы. Мышление, память, внимание, общий уровень интеллектуального развития абитуриента оценивается с помощью описанных ниже методик: Аналогия. Задания предполагают установление логических взаимосвязей между словами согласно предложенному образцу. Числовые ряды. Абитуриент должен установить закономерность между числами и рядами, продолжить нужной цифрой предложенную ему последовательность. Зрительная память. Предлагаются разнообразные геометрические фигуры, которые поступающий должен запомнить и воспроизвести в том же порядке, в каком они изначально располагались. Арифметический счет. Абитуриенту предлагаются арифметические действия: сложение, деление, умножение, вычитание с целыми числами. Словесная вербальная память. Методика предполагает запоминание максимального количества слов с последующим их воспроизведением. Поиск и установление закономерностей. Абитуриент должен искать слова, имеющие заданное количество и порядок расположения букв. Силлогизмы. Суть заданий в поиске логической взаимосвязи между двумя исходными суждениями, составление на их основе вывода (третьего суждения). Исключение слова. Абитуриент военного училища должен классифицировать слова по заданным признакам. Данное качество необходимо для принятия быстрых и логичных решений в сложных непредвиденных ситуациях, которые часто случаются во время службы. Пространственное мышление. Задания позволяют выявлять исследовательские качества, а также определять склонность к образным пространственным представлениям. Сущность тестирования заключается в исследовании способности к пространственным образным представлениям. Приведем примеры заданий для этих методик, которые могут быть предложены кандидатам на зачисление в военные училища. Тестирование «Аналогии» основано на установлении логических взаимосвязей между словами по предлагаемому образцу. Приведем несколько конкретных примеров.
Абитуриенту предлагаются слова: летчик, небо, моряк, парус, корабль, шторм, море. 1) ——- 2. Летчик. Моряк, мотор 5) море 4) парус 3) корабль 2) шторм 1) ——— 3. Летчик. Моряк, небо 5) парус 4) шторм 3) якорь 2) волны 1) ——— Левая часть задания предполагает наличие двух слов, которые расположены одно под другим с учетом определенной логической связи. К примеру, слова летчик и небо, летчик и мотор свидетельствуют о том, что существует связь между профессией и сферой деятельности, способом передвижения. Все задания абитуриенту необходимо выполнять в строгой последовательности, не допуская пропусков. На выполнение заданий потенциальному студенту военного вуза отводится всего пять минут. Психолог, анализирующий результаты теста, делает вывод о наличии у опрашиваемого логического мышления. Особенности тестирования «числовые ряды». Задания, которые предлагаются абитуриенту, состоят в построении числового ряда и определении числа, которое должно продолжить логический ряд.
Вариант заданий:
5 4 3 2 1
1. 1 2 3 4 5 ….. 8 15 6 7 —-
2. 28 26 24 22 ……. 25 20 17 30 —-
3. 3 6 12 24 …… 43 18 5 28 —-
В левой части предлагаются числовые ряды. Закономерность необходимо выявить самостоятельно. В правой части предлагаются ответы, выбрать нужно только один. Особенность данной методики — в постепенном повышении уровня сложности заданий. Помимо простейших арифметических действий, абитуриент должен извлекать корни, возводить числа в необходимую степень, делить, умножать. Есть и такие задания, которые предполагают проведение сразу нескольких действий, например, умножения и сложения. Для того чтобы выполнить задачу, у потенциального студента военного училища есть всего восемь минут.
Заключение Все военные специальности, которые можно получить в специализированных учебных заведениях, предъявляют к абитуриентам серьезные требования. Именно для того, чтобы в рядах ВС не появилось «случайных людей», не способных принимать важные решения, брать на себя ответственность в трудных ситуациях, и был придуман специальный профессиональный отбор. В ходе выполнения разнообразных заданий, позволяющих выявить не только интеллектуальные способности, но и особенности психики кандидатов на зачисление в военное училище, представители приемной комиссии, психологи, медики, выявляют непригодных соискателей.
profotbor.online
читать подробнее | юрист-советник
Граждане при постановке на воинский учет в военкомате, призыве на военную службу проходят профотбор, основной целью которого является установление профессиональной пригодности призывника к военной службе и выработка рекомендаций по его рациональному использованию на конкретных воинских должностях.
Более подробную информацию о профессиональном психологическом отборе вы найдете в статье.
Что такое профессиональный отбор>>>
Как военкомат проводит профотбор >>>
Что является итогом профотбора >>>
Что такое профессиональный отбор
Профессиональный отбор включает следующие виды: социальный, медицинский (военно-врачебная экспертиза), профессиональный психологический, образовательный (по общей и профессиональной подготовленности), отбор по физической подготовленности.
Профессиональный психологический отбор, проводимый военкоматом, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных качеств призывников требованиям военно-профессиональной деятельности.
Профотбор проводится:
- в военкоматах;
- в войсках;
- в военных училищах.
Мы рассмотрим только особенности профотбора, проводимого военкоматами.
Задачами психологического профотбора призывников в военкомате являются:
- военно-профессиональная ориентация призывников на овладение военно-учетными специальностями;
- определение профессиональной пригодности к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям;
- профессионально-психологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебных воинских частях.
Определение профессиональной пригодности и выработка рекомендаций по распределению призывников для подготовки по военно-учетным специальностям и воинским должностям осуществляются на основании специальных документов, которыми являются:
- Психологическая классификация воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами;
- Перечень отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей.
В отношении призывников процедура профотбора проводится специалистами военкоматов. Вынесенные заключения учитываются призывными комиссиями при определении вида и рода войск, в которых граждане будут проходить военную службу.
Профотбор включает в себя:
- социально-психологическое изучение. Оно предполагает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Для оценки проводится изучение документов, характеризующих призывника, проводятся беседы, анкетирование;
- психологическое и психофизиологическое обследование. Целью является анализ познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление), определение психологических особенностей личности, свойств нервной системы, психомоторики и нервно-психической устойчивости.
Как военкомат проводит профотбор
В военкоматах для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору создаются нештатные группы профотбора, включающие соответствующих специалистов.
Этапы профессионального отбора
Мероприятия по психологическому профотбору с призывниками осуществляются в два этапа:
- первый этап — при первоначальной постановке граждан на воинский учет;
- второй этап — с момента постановки на воинский учет до явки на призывную комиссию.
На первом этапе в период первоначальной постановки на воинский учет нештатная группа профотбора военного комиссариата проводит военно-профессиональную ориентацию граждан, их социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование.
На втором этапе проводятся:
- мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников на приобретение гражданских профессий (специальностей), родственных военным, подготовку по военно-учетным специальностям;
- продолжает социально-психологическое изучение призывников в целях уточнения вынесенных на первом этапе заключений об их профессиональной пригодности;
- дополнительное психологическое и психофизиологическое обследования призывников;
- отбор призывников для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
Профотбор на этапе первоначальной постановки на учет
На данном (первом) этапе осуществляется:
- военно-профессиональная ориентация;
- социально-психологическое изучение граждан;
- психологическое и психофизиологическое обследование.
При военно-профессиональной ориентации гражданам сообщаются сведения о военно-учетных специальностях и воинских должностях, даются персональные рекомендации о подготовке и службе на конкретных воинских должностях, разъясняются порядок подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
При социально-психологическом изучении граждан:
- анализируются документы воинского учета, сведения, поступающие с мест учебы или работы;
- проводятся индивидуальные беседы с каждым призывником, направленные на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств;
- осуществляется наблюдение за особенностями поведения в ходе беседы и обследования, направленное на выявление признаков нервно-психической неустойчивости, недостаточной понятливости, сообразительности и особенностей психомоторики.
Психологическое и психофизиологическое обследование проводится в целях определения у граждан уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
По результатам профессионального психологического отбора выносятся заключения о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям.
С учетом вынесенных заключений по результатам профотбора в военкомате формируются списки граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях. При этом в первую очередь в них включаются граждане с первой или второй категорией профессиональной пригодности.
Заключения о профессиональной пригодности заносятся в учетную карту призывника. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования записываются в лист изучения призывника, журнал учета работы группы профотбора военкомата и приобщаются к документам личного дела призывника.
Профотбор на этапе призыва
На втором этапе, то есть в период от первоначальной постановки на воинский учет до явки на заседание призывной комиссии группа профотбора военкомата:
- проводит мероприятия по военно-профессиональной ориентации призывников на приобретение гражданских профессий, родственных военным, подготовку по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
- продолжает социально-психологическое призывников в целях уточнения вынесенных на первом этапе заключений об их профессиональной пригодности;
- проводит дополнительное психологическое и психофизиологическое обследование в целях уточнения уровня нервно-психической устойчивости призывников;
- участвует в отборе граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;
- анализирует результаты мероприятий по профотбору граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях.
Полученные в ходе мероприятий по профотбору учитываются при вынесении заключений о профессиональной пригодности призывников военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей).
Что является итогом профотбора
Основными являются результаты, полученные на втором этапе профессионального психологического отбора.
Именно по этим результатам нештатная группа профотбора военкомата выносит заключение о профессиональной пригодности призывника к военной службе по классам основных сходных воинских должностей и вырабатывает рекомендации по его рациональному использованию на конкретных воинских должностях.
Это заключение рассматривается на заседании призывной комиссии. Результатом рассмотрения является окончательное решение о предназначении призывника в определенный вид, род войск Вооруженных Сил.
Заключение о профессиональной пригодности призывника заносится в его учетную карту и подписывается начальником нештатной группы профотбора военкомата. Результаты его социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования заносятся в лист изучения призывника, журнал учета работы нештатной группы профотбора военкомата и приобщаются к документам личного дела призывника.
На гражданина, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, оформляется карта профессионального психологического отбора.
Обобщение результатов и анализ эффективности мероприятий по профессиональному психологическому отбору проводятся на основании установления степени соответствия вынесенных в военкоматах заключений о профессиональной пригодности призывников к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей) результатам служебной деятельности этих граждан на конкретных воинских должностях в период прохождения военной службы. Для этого используются данные, содержащиеся в карте профессионального психологического отбора, которая направляется в военкомат с гражданином после демобилизации из армии.
lawrecom.ru
Тесты в военкомате: как подготовиться к тестам
На сегодняшний день все кандидаты, рассчитывающие получить офицерскую должность в вооруженных силах Российской Федерации или поступить в высшее военное учебное заведение обязаны пройти процедуру профотбора.
Это комплекс всесторонних обследований, которые проводятся, чтобы определить, годен ли человек для службы в офицерском звании или для поступления в военный институт.
Тесты на профпригодность
Помимо стандартного прохождения медицинского осмотра, обязательного для всех, профессиональный отбор предполагает прохождение ряда психологических тестов, полевых испытаний и медицинского осмотра.
Ступенчатая система эффективно отсеивает тех кандидатов, которые не обладают требуемыми психологическими, личностными или физическими данными.
Стоит отметить, что эту процедуру довольно сложно пройти с положительным результатом. При этом часть тех претендентов, которые не сумели пройти профотбор могут пройти обычную комиссию и стать военными низшей категории.
Тестирование включает в себя ряд узконаправленных тестов, которые призваны выявить конкретные личностные характеристики призывника, уровень его образования и психологические данные, в том числе и стрессоустойчивость.
Яркими примерами таких тестов являются:
- Автоматизированный тест А. Баса-Дарки.
- Опросник MBTI и Майерс-Бриггс.
- Серия методик — МЦВ Люшера, СМИЛ 398 и ММРШ2 и др.
Именно по результатам этих тестов комиссия определит, на какие должности может в будущем претендовать этот кандидат.
Кому нужно проходить тесты
Профессиональный отбор необходимо проходить далеко не всем призывникам, впервые поступающим на службу. Его проводят для тех, кто претендует на офицерское звание или намерен получить высшее образование в одном из военных учебных учреждений.
Записаться на профотбор имеет право каждый призывник, для этого он должен озвучить свое желание сразу после начала процедуры призыва. После этого комиссия военкомата направит претендента на дополнительные проверки, которые будут проходить отдельно от основной массы будущих военнослужащих.
ВАЖНО! Профотбор можно пройти в любое время, независимо от проведения призыва. Для этого нужно обратиться в военный комиссариат с заявлением о желании поступить на контрактную службу в армию России.
Какие тесты нужно проходить
Претенденты на офицерские должности или готовящиеся к поступлению в высшие военные заведения должны пройти несколько этапов проверки:
- Психологическое тестирование.
- Медицинская комиссия.
- Проверка в полевых условиях.
Все этапы располагаются один за другим, и кандидаты проходят их последовательно. Если по каким-либо причинам претендент не прошел медицинских осмотр – он не будет допущен до физических тестов, а без успешного прохождения психологической проверки он не будет имеет права пройти медосмотр.
ВАЖНО! Результаты прохождения каждого из этапов оглашаются сразу после анализа и расшифровки тестов и лабораторных исследований.
Физические тесты
Тестирование, призванное выявить физические данные кандидата, проводится в формате полевой проверки.
Фактически она представляет собой прохождение полосы препятствий, нередко в критических и экстремальных условиях.
На полосе находится множество помех, а время, отведенное на ее прохождение, ограничивается.
Иногда в тестирование включаются некоторые элементы, требующие навыков работы в команде. Это позволяет получить данные о том, как человек в критической ситуации будет взаимодействовать с предполагаемыми подчиненными.
Важно чтобы на протяжении всего времени прохождения теста испытуемый был способен принимать верные и грамотные решения.
Психологические тесты
Психологические тесты, проводимые при профотборе, направлены на выявление не только психологических отклонений и неуравновешенности, но и на склонность к вредным привычкам. На этом этапе из отбора выбывают те, кто имеет недостаточную стрессоустойчивость, недостаточно уравновешен или чрезвычайно упрям.
К самым распространённым и часто применяемым психологическим тестам в военкомате при проведении профотбора относятся обобщенные вопросники: ММРI2, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири.
Психологическое тестирование на основе этих методик позволяет оперативно провести диагностику нескольких психологических качеств тестируемого. Разработаны и узкоспециализированные психологические тесты, позволяющие проводить определение ряда личностных компонентов, к ним отнесены: тест М.Рокича, тест Д.Голанда, анкета Йовайши, методика Р.Кэттелла, КОТ и др.
Результаты оцениваются по десятибалльной шкале, где 10 – максимально высокая оценка.
ВАЖНО! Если при первичном прохождении тестирования кандидат не набрал нужных баллов – он имеет права на повторное прохождение испытания.
Главная цель прохождения тестов
Главной целью проведения профессионального отбора военнослужащих, проводимого военкоматами, является выявление необходимых для прохождения службы личных и профессиональных данных.
Тестирование позволяет выявить истинные желания военнослужащих и те личностные качества, которые позволят в перспективе наиболее качественно укомплектовать состав Вооруженных сил Российской Федерации.
Тестирование позволяет на этапе отбора отсеять тех кандидатов, которые не способны занимать военные руководящие должности. Остаться должны только те, у которых в достаточной мере развиты следующие качества:
- Навыки ораторского мастерства.
- Организационные и управленческие навыки.
- Уравновешенность и психическая устойчивость.
- Высокий уровень самодисциплины.
- Способность подчиняться вышестоящим чинам.
- Умение самоорганизоваться в условиях чрезвычайной ситуации.
Нормативы
Для кандидатов, проходящих профессиональный отбор, установлен ряд нормативов. В том числе:
- Бег 3 км. При этом для получения отличной оценки необходимо уложиться в 12 минут, оценки «хорошо» — 12,45, «удовлетворительно» — 13,3 минуты.
- Бег 100 метров: «отлично» — 13,6 секунд, «хорошо» — 14,2 секунды, «удовлетворительно» —14,8 секунд.
- Подтягивание на перекладине (по количеству раз): «отлично» — 11 раз, «хорошо» —9 раз, «удовлетворительно» —7 раз.
Как оспорить результаты теста
Результаты психологической и медицинской комиссии могут быть в некоторых случаях оспорены. Оспаривание проводится после того, как кандидат обращается в военкомат с прошением об отмене результатов.
При этом обязательным условием является наличие веских оснований для изменения предыдущих врачебных выводов. Примером может послужить плохая ЭКГ, данные которой были искажены из-за ОРВИ. Если таких оснований нет – повторно медицинское освидетельствование проводиться не будет.
Когда отбор считается не пройденным
Наиболее часто проблемы возникают с прохождением психологического тестирования, именно они чаще всего являются причиной для отказа в назначении высших чинов.
Основаниями для отказа являются:
- Значительные речевые дефекты, затрудняющие отдачу приказов подчиненным.
- Вспыльчивость и неспособность сдерживаться.
- Низкая психологическая устойчивость, неверное поведение при чрезвычайных ситуациях. Не допускается проявление трусости и истерии при попадании в нестандартную ситуацию.
- Неготовность повиноваться приказам руководства.
ВАЖНО! Отказать кандидату могут даже на основании сделанных им татуировок. Некоторые изображения комиссия может посчитать признаками психических отклонений.
- Нестандартная сексуальная ориентация.
- Нарушения психологического здоровья.
Отказать могут и из-за несоответствия физических данных. От призывника требуется показать хорошую реакцию, умение быстро восстанавливаться после значительных физических нагрузок и быть чрезвычайно выносливым. Стать препятствием при прохождении тестирования могут:
- Серьезные нарушения зрения (инвалидной категории).
- Нарушения слуха.
- Дальтонизм.
Как подготовиться к профотбору
Единственный способ подготовки, который гарантированно поможет в прохождении профессионального отбора в военкомате – постоянные тренировки, направленные на развитие физических качеств и умение проходить военные полосы препятствий.
Подготовиться к психологическому тесту практически невозможно, несмотря на обилие похожих по форме тестов в интернете.
Хотя к подобным тестам и прилагаются верные ответы, ориентироваться на них не стоит, так как форма тестирования, используемая в военном комиссариате, скорее всего, будет принципиально иной.
ВАЖНО! Встречаются также объявления о возможности продажи именно тех тестов, которые используются в военкомате. Верить таким предложениям не стоит, скорее всего это мошенники.
Заучивать правильные ответы также не имеет смысла, так как тесты составлены таким образом, что вопросы часто дублируются, и вероятность ошибиться весьма высока. Лучше всего на все вопросы теста отвечать спокойно и правдиво.
Прохождение профессионального отбора – обязательное условие для каждого служащего, который желает получить офицерское звание и продолжить службу в вооруженных силах Российской Федерации.
Это серьезный комплекс мероприятий, который позволяет максимально точно определить – способен ли кандидат занимать руководящие должности и обладает ли он необходимым для этого набором качеств.
Тем, кому предстоит пройти эту процедуру, следует помнить, что подготовиться можно только к физическому тестированию. На психологическом этапе достаточно честно и спокойно отвечать на предлагаемые вопросы.
vzapase.expert
Каждому по боеспособности: Минобороны перепроверит ЕГЭ абитуриентов | Статьи
Минобороны серьезно повысит требования поступление в военные вузы. Помимо результатов ЕГЭ будущие курсанты должны будут в режиме реального времени пройти специальные тесты профессионального отбора. Абитуриента, их завалившего, не примут в военный вуз, даже если у него высокие баллы по единому госэкзамену. Кроме того, в ходе профотбора будет выявляться склонность к боевой службе или управленческой работе.
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, Минобороны ввело новую систему тестов для профессионального отбора военнослужащих — она начнет действовать уже в нынешнем году. Тесты были разработаны специалистами Военной академии Генштаба. По этим критериям будут проверяться не только абитуриенты военных вузов: в дальнейшем их будут применять и для отбора кандидатов на службу по контракту. Не прошедший профотбор кандидат не будет зачислен в военный ВУЗ, даже если у него проходной балл по ЕГЭ и физподготовке.
Тесты для абитуриентов военных вузов есть и сейчас. Но они в основном ориентированы на определение пригодности кандидата к тем или иным классам военных специальностей: теперь вместо семи их будет три. В первую категорию попадут те, кто пригоден к службе в подразделениях, непосредственно участвующих в боевых действиях — ВДВ, спецназ и так далее. Годность по второй категории означает наличие управленческих способностей — такие кандидаты могут со временем занять важные командные должности. Прошедшие по третьей категории могут служить на всех должностях, кроме предусмотренных первыми двумя. То есть это технические специалисты, инженеры, офицеры штабов и тыловых служб.
Шпаргалки не помогут
Разработанные тесты размещены в «военном интернете» — внутренней компьютерной сети Минобороны. Доступ к ним имеют только офицеры, которым это положено по должности. При прохождении тестирования разработчики могут видеть результаты абитуриента в режиме реального времени. Задание можно пройти в любой точке страны, где есть доступ к соответствующей программе.
Более того, система подстраивается под кандидата прямо в ходе тестирования. К примеру, если ответы указывают на то, что он склонен к боевой службе, ему будет предложен блок вопросов, которые смогут более тщательно выявить способности.
Некоторые блоки будут содержать вопросы по разным предметам школьной программы, чтобы проверить общую эрудированность кандидатов. Тем самым военные проверят, насколько прочно кандидат усвоил программу при подготовке к ЕГЭ и не забыл ли он всё сразу после сдачи.
Еще одно нововведение заключается в том, что теперь все тесты стали идентичными для мужчин и для женщин — кандидаты не делятся по гендерному признаку с точки зрения профессиональной и психологической пригодности к службе.
В новую систему включены также элементы, позволяющие определить потенциальную предрасположенность кандидата к совершению тех или иных поступков, которые могут впоследствии повлиять на будущую службу.
Каждому по способностям
Новая система профотбора сделает управление человеческими ресурсами в вооруженных силах на порядок эффективнее, сказал «Известиям» член экспертного совета «Офицеров России», доцент РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев. Это должно свести к минимуму ситуации, когда государство тратит много времени и денег на подготовку офицера, который не сможет служить по своей специальности в силу своих психологических особенностей.
— Есть люди, которые не могут хорошо работать с бумагами, с документами, анализировать информацию, — сказал Александр Перенджиев. — Им лучше работать с личным составом. А есть те, кто по-своему психотипу не может управлять. Их назначают командирами, а в итоге страдают и солдаты, и дисциплина. Точно так же не следует отправлять в бой офицера, который не обладает для этого необходимыми морально-психологическими качествами. Он гораздо больше принесет пользы на штабной работе.
В 90-е годы прошлого века отбора практически не было, и офицерами подчас становились люди, неприспособленные к военной службе, вспоминает эксперт. И это не в лучшую сторону сказывалось на ситуации в вооруженных силах.
Нервы на поверку
— Важно научиться максимально эффективно использовать людей, поэтому любую разумную систему, улучшающую качество отбора будущих офицеров, можно только приветствовать, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Деление с помощью тестов будущих офицеров на способных проявить себя или в боевых действиях, или на командных должностях не лишено смысла. В вооруженных силах всегда негласно делили сослуживцев на офицеров «для войны» или «для мирного времени». Нельзя сказать, что кто-то из них был плох. Просто не все могут в экстремальных условиях проявить хладнокровие или взять на себя инициативу. В то же время вне фронтовых условий многие из таких офицеров становились, например, прекрасными преподавателями. Подготовка офицера обходится государству очень дорого, поэтому разбрасываться такими кадрами как минимум неразумно и расточительно.
По мнению Владислава Шурыгина, качество будущих офицеров сильно зависит от количества абитуриентов, подавших заявления в военные училища.
— В СССР хорошим считался конкурс, при котором на одно место в военное училище претендовали четыре и более человек, — рассказал эксперт.
Сейчас в военном вузе в первую очередь смотрят на результаты ЕГЭ и физподготовку абитуриента. Во время существующей процедуры тестирования оцениваются познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент). Обращается внимание и на свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность, динамичность), психомоторику и нервно-психическую устойчивость с четырьмя уровнями градации: «высокая», «хорошая», «удовлетворительная» и «неудовлетворительная». Результаты так или иначе сказываются на судьбе будущих офицеров, но не являются одним из решительных факторов при поступлении в военный вуз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
iz.ru