Психологические методы исследования: Лекция 1. Методы психологического исследования

Методы психологических исследований | Диплом по психологии

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Содержание

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность). Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

См.также: Организация психологических исследований

Методы исследования современной психологии

Как любая другая наука, психология тоже имеет свои особые методы исследования. При выборе методов изучения психики людей отечественная психология исходит из принципов, которые были рассмотрены в предыдущих статьях. Выбор методов зависит от исходных позиций науки в понимании психики.

При использовании этого метода психолог целенаправленно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых людей, условия её протекания, при этом, исследователь не может вмешаться в ход наблюдения.

Метод наблюдения должен отвечать ряду требований:

  • Личная подготовка исследователя к проведению наблюдения. Это знание научной литературы по теме, осознание собственной задачи, отбор объектов наблюдения, составление плана, разработка формы фиксации материала наблюдения;
  • Полная объективность исследователя, умелый отбор фактов для фиксации в соответствии с целью исследования, фиксирование не только того, что подтверждает его предположение, но и того, что противоречит;
  • Собранный материал подвергается тщательному психологическому анализу со всеми научными выводами, которые из него вытекают.
В практике научного исследования достоинство метода психологического наблюдения состоит в том, что непосредственно из жизни и деятельности личности, собирается богатый фактический материал. Но по ряду причин возможности метода ограничены:
  1. Исследователь не может вмешаться в естественный ход изучаемого психического явления, а это значит, не может его ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз;
  2. Психические явления могут быть вызваны одновременно несколькими действующими причинами, поэтому определить какая из них основная, достаточно сложно. Помимо этого случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины;
  3. Собранные методом наблюдения фактические данные точной количественной обработке поддаются с трудом, поэтому часто приходится ограничиваться только качественным анализом.

Метод эксперимента

Данный метод не имеет недостатков предыдущего метода. Используя эксперимент, исследователь при создании необходимых условий, может вызвать то явление психики, которое изучается. Также он может упростить условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса. В ходе эксперимента возможно многократное повторение изучаемого процесса и количественная обработка собранного материала. Выделяют два вида эксперимента:

  • Лабораторный эксперимент. Его проводят обычно в специально созданных лабораториях, оснащенных соответствующими техническими средствами. Можно его проводить и без психологической аппаратуры. Метод имеет свои недостатки, например, зная, что проводится какой-то опыт, а цель точно не известна, может вызвать у испытуемого излишнее нервное напряжение. Искусственными и необычными являются сами условия лабораторного эксперимента. Такие важные явления психики человека как чувства, волю, интересы, характер и др. методом лабораторного эксперимента изучать трудно. Во время эксперимента на поведение испытуемого оказывает влияние физическое и психическое состояние – усталость, рассеянность, напряженность, а также отношение к самому эксперименту, степень доверия к нему;
  • Естественный эксперимент. Проводится в условиях, привычных для испытуемого. Не подозревая, что является объектом исследования, испытуемый выполняет экспериментальные задания естественно, как и другие. Успешность его применения зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий, точности и полноты фиксирования его хода.

Метод беседы

Суть метода заключается в том, что через анализ словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, исследователь изучает некоторые явления его психики. Успех исследования зависит от подготовленности исследователя, который заранее продумывает и составляет план беседы. Вопросы должны формулироваться точно, не допускаются трудные для понимания вопросы и вопросы сбивающего характера.

Беседа ведется в непринужденном тоне, спокойно и доброжелательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей испытуемого. Ответы на все вопросы точно регистрируются с помощью техники, например магнитофона. При помощи этого метода специалисты изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа часто служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

Метод анализа продуктов деятельности человека

Некоторые психические процессы и свойства личности изучаются по материальным результатам (продуктам) деятельности человека, т. е. опосредованно. Созданные человеком вещи обязательно носят на себе отпечаток творца, в этом заключается суть данного метода.

Произведения писателя, картины художника, конструкторские изобретения могут быть объектами психологического анализа. Особенную ценность в этом случае имеют черновые варианты, эскизы, чертежные наброски или, говоря другими словами, продукты творческой деятельности человека, дающие знания о процессе творчества. Психологическому анализу с этой же целью можно подвергнуть дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. Информация, полученная на основе анализа продуктов деятельности человека, обязательно должна быть проверена еще и другими методами исследования.

Метод анкетирования

Метод массового опроса. При анкетировании человеку предлагается лист с вопросами (анкета) в количестве от 5-25 и более вопросов. Анкеты для ответа могут быть предложены людям определенной категории – учащимся, рабочим, студентам и др. Исследователь, по ответам на предложенные вопросы, может судить о каких-либо сторонах психики опрошенных лиц. Можно узнать об их интересах, стремлениях, идеалах, суждениях и др.

Анкетирование обычно бывает анонимным и может охватить большое количество людей. Минусом анкетирования является неточность и неполнота ответов опрошенных, наличие заведомо неверных ответов, отсутствие ответов на некоторые вопросы, поэтому достоверность анкетирования всего лишь вероятная и дает исследователю только предварительную ориентировку в материале.

Метод тестов, биографический метод

Небольшие, специально подобранные вопросы и задания диагностического характера представляют собой тесты. Тесты могут быть разными, например, для определения профессиональной пригодности человека – машиниста, летчика, диспетчера и др. Тестовые здания составляются так, что по их выполнению можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека, его личных качествах, необходимых для той или иной профессии. Метод широко используется в психодиагностических целях.

Биографический метод, как правило, используется в сочетании с другими методами исследования, но при этом психолог изучает человека на основании данных истории его жизни.

Моделирование психической деятельности

Это метод косвенного изучения объекта. При использовании метода исследуется его модель, т.е. объект, заменяющий оригинал. Такая замена оригинала его моделью применяется в тех случаях, когда затруднено или невозможно непосредственное исследование объекта.

К примерам использования данного метода можно отнести построение химиками моделей молекул и атомов, астрономами – моделей солнечной системы и космических явлений. Медики искусственно вызывают опасные болезни человека у животных, чтобы отработать на них способы лечения. Результаты, полученные при изучении модели, переносят на оригинал.

Чтобы, добытые таким образом, знания об оригинале были достоверны, модель должна отвечать определенным требованиям:

  • Сходство с оригиналом в целом или в каких-то свойствах;
  • Модель должна быть проста и удобна для исследования;
  • Возможность получения нового знания об оригинале.
Методы психологического исследования личности. — Студопедия

Психология в процессе своего становления как науки не только все точнее подходила к определению своего предмета, но и вырабатывала специфические методы исследования такой сложной «материи» как человеческая психика. Вместе с тем, она интегрировала методы точных и естественных наук. Философия, математика, физика, информатика, кибернетика, медицина, биология, история и ряд других наук послужили основанием для создания собственно психологических методов.

В целом, все методы психологии можно классифицировать следующим образом:

 

Общенаучные методы Применение в психологии
1. Наблюдение (Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики). Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение за собственными психическими явлениями. 1.Внутреннее 2. Внешнее 3. Свободное 4. Стандартизированное 5. Включенное 6. Стороннее
2. Опрос (метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов) 1. Устный 2. Письменный 3. Свободный 4. Стандартизированный 5. Экспертный
4. Эксперимент (Создание искусственной ситуации, в которой выделяется изучаемое свойство, проявляется и оценивается лучше всего). 1. Естественный 2. Лабораторный
5. Моделирование (Создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства). 1. Математическое 2. Техническое 3. Кибернетическое
6.Социометрия (исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости) 1.Эмоциональная структура 2.Коммуникативная структура 3. Структура власти
7. Интервью (метод социальной психологии, заключающейся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные вопросы. 1. Стандартизированное 2.Свободное
8. Беседа (метод, предусматривающий прямое или косвенное получение информации путем речевого общения) 1. Тематическая 2. Диагностическая 3. Свободная
9. Игра (метод, позволяющий увидеть способы действий человека в разворачиваемых ситуациях). 1. Ролевые 2. Деловые 3. Психологические

 


Перечислив основные методы, применяемые в современной психологии, обратим внимание на то, что в процессе практических занятий мы будем обращаться ко многим из них. В своей практической деятельности Вы эти методы, безусловно, используете. Но очень часто вы с горечью понимаете, что где-то совершили ошибку. Научная психология обращает внимание на то, насколько применяемые ею методы при решении той или иной задачи являются надежными и валидными (пригодными, имеющими силу в измерении тех или иных качеств).

Характеристика методов психологического исследования — Студопедия

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю[1,4].


Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.


Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе [1,4].

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения спец.машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Первый и третий из описанных типов методик могут иметь два варианта: ручнойи компьютерный.При ручном варианте методика используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, вывода на печать получаемых результатов.

Проективные методики,в свою очередь могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Следующая группа методик – объективно-манипуляционные.В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из данных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

Критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики делятся на частные группы.

По типу применяемых тестовых заданий методики делятся на опросные(вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие(суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные(вид собственной творческой продукции испытуемого), действенные(комплекс практических действий), физиологические(анализ физиологических реакций организма человека).

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательныеи бессознательные.

По форме представления тестового материала испытуемым методики делятся на бланковые(тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме), технические(тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе), сенсорные(материал в виде физических стимулов).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные(показатели, не зависящие от желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные(данные, зависящие от их желания).

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормыи не располагающие ими.

По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерныеи многомерные.Первые характеризуются тем, что в них оценивается одно свойство, а вторые – тем, что предназначены для психодиагностики нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. Многомерные подразделяются на несколько частных методик – подшкалы, оценивающие отдельные психологические качества.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественноми количественноманализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми.

Все методы психодиагностики можно также разделить на научныеи практические,хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании.

методов исследования в психологии: методы исследования
Опросы

Опрос — это способ получения информации о конкретном тип поведения, опыта или события. При использовании этого метода исследователи раздайте людям анкеты или интервьюируйте их, чтобы получить информацию.

Когда субъекты заполняют опросы о себе, данные называются данными самоотчета . Данные самоотчета могут вводить в заблуждение потому что предметы могут делать любое из следующего:

  • Ложь намеренно
  • Дайте ответы, основанные на желаемом, а не правдивом мышлении
  • не в состоянии понять вопросы, которые задает опрос
  • Забудьте части опыта, который они должны описать
Натуралистическое Наблюдение

При использовании натуралистических наблюдений исследователи собирают информацию о предметах, наблюдая их ненавязчиво, не мешая их никак.Исследователи создают запись событий и заметки отношения между этими событиями. С натуралистическим наблюдением исследователи столкнуться с проблемой получения четкого представления о событиях, не становясь заметно для субъектов.

Лабораторное наблюдение

Как следует из названия, исследователи выполняют лабораторных наблюдение в лаборатории, а не в природное окружение. В лабораторных наблюдениях исследователи могут использовать сложное оборудование для измерения и записи поведения субъектов.Они могут используйте односторонние зеркала или скрытые записывающие устройства для наблюдения за объектами подробнее свободно оставаясь скрытым. В отличие от наблюдения в естественном установка, лабораторное наблюдение предлагает исследователям некоторую степень контроля над окружающей средой.

Психологические тесты

Исследователи используют психологических тестов для сбора информации о личностных качествах, эмоциональных состояниях, склонностях, интересах, способностях, ценности или поведение. Исследователи обычно стандартизируют этих тестов, это означает, что они создают единые процедуры для их предоставления и оценки.когда Оценивая тест, исследователи часто сравнивают баллы испытуемых с нормами , которые являются установленными стандартами эффективности теста. хорошо построенный стандартизированный тест может оценивать предметы лучше, чем самоотчет данные.

Надежность

Тест имеет хорошую надежность , если он производит то же самое результат, когда исследователи применяют его к той же группе людей в разные времена. Исследователи определяют тест-повторный тест надежность , давая тест группе людей, а затем снова сдать тест той же группе людей. Надежный тест даст примерно одинаковые результаты в обоих случаях.

Психологи также используют альтернативных форм надежности для определить надежность теста. Они измеряют надежность альтернативных форм дать одну версию теста группе людей, а затем дать другую версия того же теста для той же группы людей. Надежный тест дают примерно одинаковые результаты независимо от того, какая версия теста используемый.

Срок действия

Тест является действительным , если он действительно измеряет качество претензии к измерению.Есть два типа действия:

  • Срок действия контента — это способность теста измерить все важные аспекты измеряемой характеристики. тест интеллекта не будет иметь достаточной достоверности контента, если он измеряется только вербальный интеллект, так как невербальный интеллект является важным часть общего интеллекта.
  • Критерий Действительность выполняется, когда тест не только измеряет признак, но и предсказывает еще один критерий этой черты.Например, один критерий Учебная способность — академическая успеваемость в колледже. Схоластик Тест на пригодность имел бы хороший критерий достоверности, если бы мог предсказать средний балл колледжа.

Обзор методов исследования
Метод исследования Преимущества Недостатки
Опрос
  • дает много информации
  • Обеспечивает хороший способ генерировать гипотезы
  • Может предоставить информацию о многих людях так как это дешево и легко сделать
  • Предоставляет информацию о поведении, которое не может соблюдать непосредственно
  • Полагается на данных самоотчета, которые могут быть вводящий в заблуждение
  • Не позволяет делать выводы о причинно-следственные связи
Тематическое исследование
  • Обеспечивает хороший способ генерировать гипотезы
  • Возвращает данные, которые другие методы не могут обеспечить
  • Иногда дает неполную информацию
  • Иногда полагается только на данные самоотчета, который может вводить в заблуждение
  • Может быть субъективным и, следовательно, может привести к предвзятости результаты
  • Не позволяет делать выводы о причинно-следственные связи
Натуралистические наблюдения
  • Может быть полезно для генерации гипотез
  • Предоставляет информацию о поведении в природная среда
  • Иногда дает необъективные результаты
  • Может быть трудно сделать ненавязчиво
  • Не позволяет делать выводы о причинно-следственные связи
Лабораторное наблюдение
  • Позволяет использовать сложное оборудование для измерение и запись поведения
  • Может быть полезно для генерации гипотезы
  • Иногда дает необъективные результаты
  • несет риск того, что наблюдаемое поведение отличается от естественного поведения
  • Не позволяет делать выводы о причинно-следственные связи
Тест
  • дает информацию о характеристиках таких как личностные черты, эмоциональные состояния, склонности, интересы, способности, ценности и поведения
  • Требует хорошей надежности и достоверности, прежде чем можно использовать
  • Не позволяет делать выводы о причинно-следственные связи
Эксперимент
  • Идентифицирует причинно-следственные связи
  • Различает эффекты плацебо и реальные эффекты лечения или препарата
  • Может быть искусственным, поэтому результаты не могут обобщить в реальных ситуациях

Эксперименты

В отличие от методов корреляционных исследований или психологических тестов, эксперименты могут предоставить информацию о причинно-следственных связях между переменными.В эксперименте исследователь манипулирует или изменяет конкретную переменную под контролем условия при наблюдении результирующих изменений в другой переменной или переменные. Исследователь манипулирует независимым переменная и наблюдает зависимую переменную . На зависимую переменную могут влиять изменения в независимой переменной. В другими словами, зависимая переменная зависит (или считается зависимой) от независимая переменная.

Экспериментальная и контрольная группы

Как правило, исследователь, проводящий эксперимент, делит предметы на экспериментальная группа и контрольная группа.Предметы в обеих группах получить такое же лечение, с одним важным отличием: исследователь манипулирует одной частью лечения в экспериментальной группе, но не манипулирует ею в контрольной группе. Переменная что манипулировать является независимой переменной. Затем исследователь может сравнить экспериментальную группу с контрольной группой, чтобы выяснить, является ли манипулирование независимой переменной влияло на зависимую переменную.

Часто субъекты контрольной группы получают препарат плацебо или лечение, в то время как субъекты в экспериментальной группе получают реальный препарат или лечение.Это помогает исследователям выяснить, что вызывает наблюдаемое эффект: реальное лекарство или лечение, или ожидание субъектов, что они будут затронуты.

Пример: Предположим, исследователь хочет изучить эффект препарат А на предмет готовности. Он делит 100 предметов на две группы по 50 человек, экспериментальная группа и контрольная группа. Он растворяет препарат А в физиологическом растворе и вводит его в все предметы в экспериментальной группе. Затем он дает всем субъектам контрольной группы вводят только физиологический раствор решение.Независимой переменной в этом случае является препарат А, который он назначает только для экспериментальной группы. контрольная группа получает плацебо: инъекция физиологического раствора решение. Зависимая переменная — это бдительность, измеренная по производительности на тесте по времени. Любое влияние на бдительность, которая появляется только в экспериментальной группе вызвано препарат, средство, медикамент. Любое влияние на настороженность, которое появляется как в экспериментальные и контрольные группы могли быть обусловлены ожидания субъектов или посторонние переменные, такие как боль от укола.

Посторонние переменные

В идеале предметы в эксперименте и контроле группы будут идентичны во всех отношениях, за исключением Переменные изучаются. На практике, однако, это было бы возможно, только если бы исследователи могли клонировать люди. Поэтому исследователи пытаются составить группы с предметами которые похожи во всех отношениях, которые могли бы потенциально влиять на зависимую переменную. Переменные, отличные от независимая переменная, которая может влиять на зависимую переменные называются посторонними переменными .

Одним из способов контроля посторонних переменных является использование случайного присваивания. Когда исследователи используют случайного назначения , они создают экспериментальные и контрольные группы таким образом, чтобы дать субъектам равные шансы быть помещенным в любую группу. Это гарантирует сходство двух групп.

Недостатки экспериментов

Основным недостатком экспериментов является то, что они обычно не полностью отражать реальный мир. В эксперименте исследователи пытаются контролировать переменные, чтобы показать четкие причинно-следственные связи.Тем не менее, чтобы контролировать таким образом, исследователи должны упростить событие или ситуацию, которая часто делает ситуацию искусственной

Другим недостатком экспериментов является то, что они не могут быть использованы для изучать все Иногда исследователи не могут контролировать переменные достаточно, чтобы использовать эксперимент, или они считают, что проведение эксперимента будет неэтичным, то есть это будет болезненным или вредным для предметы изучаются.

Смещение в исследованиях

Смещение — это искажение результатов переменной.Общие типы смещение включает смещение выборки, смещение субъекта и смещение экспериментатора.

Смещение выборки

Смещение выборки происходит, когда образец, изученный в эксперимент не правильно представляет население, которое хочет исследователь сделать выводы о.

Пример: Психолог хочет изучить пищевые привычки население жителей Нью-Йорка, которые имеют веснушки и в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет. она не может изучать всех людей с веснушками в этом возрастная группа, поэтому она должна изучить выборку людей с веснушки.Тем не менее, она может обобщить свои результаты на все население людей с веснушками, только если ее выборка является представительной для населения. Если ее выборка включает в себя только белых, темноволосых мужчин, которые юниоры колледжа, ее результаты не будут обобщать все население, которое она изучает. Ее образец будет отражать смещение выборки.

Тема смещения

Ожидания субъектов исследования могут повлиять и изменить поведение, в результате чего субъекта смещения .Такой уклон может проявиться сам по себе двумя способами:

  • Эффект плацебо — это эффект на субъекта, получающего поддельное лекарство или лечение. Эффект плацебо возникает, когда субъекты верят они получают настоящее лекарство или лечение, хотя они и не получают. Эксперимент с одним слепым методом является экспериментом в что субъекты не знают, получают ли они реальный или поддельное лекарство или лечение. Одиночные слепые эксперименты помогают уменьшить эффекты плацебо.
  • Склонность к социальной желательности является тенденцией некоторых предметы исследования, чтобы описать себя социально одобренными способами.Это может повлиять на данные самоотчетов или информацию, которую люди предоставляют о себе в опросах.
Экспериментатор Bias

Смещение экспериментатора происходит, когда предпочтения исследователей или ожидания влияют на результат их исследования. В этих случаях, Исследователи видят то, что они хотят видеть, а не то, что на самом деле там.

Метод, называемый двойной слепой процедурой , может помочь экспериментаторы предотвращают возникновение этого смещения. В двойной слепой процедуре, ни экспериментатор, ни субъект не знают, какие предметы происходят из экспериментальная группа и выходцы из контрольной группы.

,

методов исследования в психологии развития

Группа детей играла в прятки во дворе. Пилар помчалась к ней, а ее шестилетний двоюродный брат Лукас громко посчитал: «… шесть, семь, восемь, девять, десять! А вот и я, готовы вы или нет!». Пилар тихо хихикнула, когда Лукас подбежал, чтобы найти ее — в том месте, где он нашел свою сестру незадолго до этого. На первый взгляд, такое поведение вызывает недоумение: почему Пилар прячется в том же месте, где только что кого-то нашли? Принимая во внимание, что дети старшего возраста и взрослые понимают, что, вероятно, лучше всего прятаться в местах, которые не были обысканы ранее, дети младшего возраста не имеют такой же познавательной сложности.Но почему нет … и когда эти способности впервые развиваются?

Детские игры — больше, чем просто развлечение. Они могут дать исследователям возможность узнать, как дети думают, чувствуют и ведут себя. [Image: gomattolson, https://goo.gl/kajAEn, CC BY-NC-SA 2.0, https://goo.gl/i6LJ8m]

Психологи развития исследуют подобные вопросы, используя методы исследования, адаптированные к конкретным возможностям младенцев и детей, которые изучаются. Важно отметить, что исследования в области психологии развития — это больше, чем просто изучение поведения детей во время игр в прятки — результаты, полученные в результате исследований в области развития, были использованы для информирования о передовой практике в области воспитания детей, образования и политики.

В этом модуле описаны различные исследовательские методики , которые используются для изучения психологических явлений у младенцев и детей, исследовательских проектов , которые используются для изучения возрастных изменений в процессах развития и изменениях во времени, а также уникальных задач и специальных вопросов. связан с проведением исследований с младенцами и детьми.

Младенцы и дети, особенно младшие дети, не могут быть изучены с использованием тех же методов исследования , которые использовались в исследованиях со взрослыми.Поэтому исследователи разработали множество творческих способов сбора информации о развитии младенцев и детей. В этом разделе мы освещаем некоторые из методов, которые использовались исследователями, которые изучают младенцев и детей старшего возраста, разделяя их на три отдельные категории: непроизвольные или обязательные ответы, добровольные ответы и психофизиологические ответы. Мы также обсудим другие методы, такие как использование опросов и анкет. В конце этого раздела мы приводим пример того, как методы интервью могут использоваться для изучения убеждений и восприятия детей старшего возраста и взрослых — метод, который нельзя использовать с младенцами или очень маленькими детьми.

Непроизвольные или обязательные ответы

Одна из основных проблем в изучении очень маленьких детей заключается в том, что у них ограниченный контроль над двигателем — они не могут поднять голову в течение короткого промежутка времени, тем более взять интересную игрушку, играть на пианино или поверните дверную ручку. В результате, дети не могут активно взаимодействовать с окружающей средой так же, как дети старшего возраста и взрослые. По этой причине ученые-разработчики разработали методы исследования, которые оценивают непроизвольные или обязательные ответы.Это поведение, в котором люди участвуют без особой сознательной мысли или усилий. Например, подумайте, когда в последний раз вы слышали свое имя на вечеринке — вы, вероятно, повернули голову, чтобы посмотреть, кто говорит, даже не думая об этом. Младенцы и маленькие дети также демонстрируют непроизвольные реакции на раздражители в окружающей среде. Например, когда дети слышат голос своей матери, частота их сердцебиения увеличивается, тогда как если они слышат голос незнакомца, частота их сердцебиения уменьшается (Kisilevsky et al., 2003). Исследователи изучают непроизвольное поведение, чтобы лучше понять, что младенцы знают об окружающем их мире.

Даже когда младенцы настолько молоды, что у них очень слабый моторный контроль, исследователи могут наблюдать и регистрировать непроизвольные реакции, такие как движения глаз ребенка, чтобы получить ценную информацию о том, что они понимают в мире вокруг них. [Изображение: Грег Кинц, https://goo.gl/mqD52S, CC BY-NC-SA, https://goo.gl/i6LJ8m]

Одним из методов исследования, который использует непроизвольные или обязательные ответы, является процедура, известная как привыкание ,В исследованиях привыкания младенцам снова и снова дают стимул, такой как фотография лица, пока им не надоест. Когда младенцам становится скучно, они отводят взгляд от картины. Если младенцам тогда показывают новое изображение — такое как фотография другого лица — их интерес возвращается, и они смотрят на новое изображение. Это явление, известное как недомогание. Процедуры привыкания работают, потому что дети обычно смотрят на новые стимулы дольше, чем на привычные им предметы.Этот метод исследования использует преимущества непроизвольных или обязательных ответов, потому что дети постоянно смотрят вокруг и наблюдают за окружающей средой; их не нужно учить взаимодействовать с миром таким образом.

Одно классическое исследование привыкания было проведено Baillargeon и коллегами (1985). Эти исследователи были

.

методов исследования в социальной психологии

Социальные психологи интересуются путями что другие люди влияют на мысли, эмоции и поведение. Чтобы изучить эти Понятия требует специальных методов исследования. После краткого обзора В традиционных исследовательских проектах этот модуль показывает, насколько сложны экспериментальные проекты, полевые эксперименты, натуралистические наблюдения, выборка опыта методы, исследования исследования, тонкие и неосознанные методы, такие как грунтовка, архивные исследования и использование больших данных могут быть адаптированы к решать социально-психологические вопросы.Этот модуль также обсуждает Важность получения репрезентативной выборки наряду с некоторыми этическими соображения, с которыми сталкиваются социальные психологи.

Хотите улучшить свои личные результаты? Проверьте свои навыки в присутствии других людей, чтобы воспользоваться социальным содействием. [Image: Hans 905, http://goo.gl/SiOSZh, CC BY-NC-SA 2.0, http://goo.gl/iF4hmM]

Вы увлечены ездой на велосипеде? Норман Триплетт конечно был. На рубеже прошлого века он изучал время прохождения круговых гонок и заметил поразительный факт: езда в соревновательных гонках, казалось, улучшала время гонщиков примерно на 20-30 секунд каждую милю по сравнению с тем, когда они ехали одни и те же трассы.Триплетт подозревал, что повышение производительности гонщиков не может быть объяснено просто проскальзыванием, вызванным другими велосипедистами, блокирующими ветер. Чтобы проверить свою догадку, он разработал то, что широко описывается как первое экспериментальное исследование в области социальной психологии (опубликовано в 1898 году!) — в этом случае, чтобы дети катались на леске как можно быстрее. Детей проверяли в одиночку, затем снова в паре с другим ребенком. Результаты? Дети, которые выполняли задание в присутствии других, переиграли тех, кто делал это один.

Хотя исследования Triplett не соответствовали современным стандартам научной строгости (например, он оценил данные вместо точного измерения эффективности; Stroebe, 2012), теперь мы знаем, что этот эффект, называемый «социальным содействием», является надежным — производительность на простых или хорошо отрепетированных задачах, как правило, повышается, когда мы находимся в присутствии других (даже когда мы не соревнуемся с ними). Иными словами, в следующий раз, когда вы подумаете о том, чтобы продемонстрировать свои навыки игры в пул на свидании, вероятность того, что вы будете играть лучше, чем когда вы тренируетесь самостоятельно.(Если вы не практиковались, возможно, вам следует вместо этого посмотреть фильм!)

Одна из вещей, проиллюстрированная ранним экспериментом Триплетта, — это зависимость ученых от систематического наблюдения за мнениями или неподтвержденных доказательств. Научный метод обычно начинается с наблюдения за окружающим миром (например, результаты соревнований по велоспорту) и обдумывания интересного вопроса (например, почему велосипедисты лучше выступают в группах?). Следующий шаг включает в себя создание конкретного тестируемого прогноза или гипотезы (например,например, выполнение простых задач улучшается в присутствии других). Затем ученые должны использовать переменные, которые они изучают. Это означает, что они должны найти способ определить и измерить абстрактные понятия. Например, фраза «работать лучше» может означать разные вещи в разных ситуациях; в эксперименте Триплетта речь шла о времени (измеряемом с помощью секундомера), которое потребовалось для наматывания рыболовной катушки. Точно так же «в присутствии других» в этом случае было задействовано как еще один ребенок, который одновременно наматывает рыболовную катушку в той же комнате.Подобные конкретные рабочие определения позволяют ученым точно манипулировать независимой переменной или «причиной» (присутствием других) и измерять зависимую переменную или «эффект» (производительность), другими словами, для сбора данных. Четко описанные операционные определения также помогают выявить возможные ограничения для исследований (например, исследование Триплетта не исследовало влияние другого ребенка в комнате, который также не наматывал рыболовную катушку) и помогает более поздним исследователям точно воспроизвести их.

Лабораторные исследования

.
Психологические методы исследования MSc | 2020 | Аспирант

Описание курса

Изучите новейшие методы исследования в области психологии с психологами, которые публикуют статьи на переднем крае своих областей, включая разработку клинических испытаний, и специальные методы для работы с младенцами, детьми и клиническими группами населения.

На протяжении всего курса вы получите представление об этических проблемах в исследованиях, узнаете, как составить заявку на получение гранта, пройдете обучение по многомерной статистике и развите свои навыки презентации для участия в нашей ежегодной летней конференции под руководством студентов.

Компоненты курса «Исследовательский проект» и «Систематический обзор литературы», которые охватывают метаанализ, дают вам возможность сосредоточиться на выбранном вопросе психологического исследования под наблюдением одного из наших исследователей мирового уровня. Вы примените свои новые знания в области методов исследования на практике, решая проблему, лежащую в основе психологии. Вы также выберете руководителя из области психологии, которая соответствует вашим научным интересам и будущим карьерным устремлениям в рамках когнитивной, развивающей, социальной или клинической психологии.Обычно исследовательские проекты и обзоры литературы MSc составляют основу публикаций в рецензируемом журнале.

Ваша карьера
Этот курс является отличной подготовкой к PhD или следующим шагом к клинической подготовке. Наши выпускники прошли аспирантуру по нейровизуализации, психологии здоровья и социальной психологии. Выпускники также продолжают искать роли в:

  • Доверительный фонд NHS или другие организации общественного здравоохранения, в том числе помощник психолога или научный сотрудник.
  • Благотворительные и некоммерческие организации, такие как Общество Альцгеймера, Mind and Righsteps на должности, в том числе практикующий психолог или специалист по поддержке психического здоровья.
  • Академия как психологический исследователь или преподаватель.

Подать заявку

Психологические методы исследования в Шеффилде

В дополнение к методам психологических исследований в Шеффилде мы предлагаем два других специальных курса для магистров в этой области, которые позволят вам дополнительно специализироваться и развивать навыки, необходимые для успешной карьеры:

Вступительные требования

Диплом с отличием 2: 1 или эквивалент по психологии или смежным дисциплинам.

Доказательства подготовки бакалавров по статистике для психологии также требуется.

,

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *