Развитие мышления у детей дошкольного возраста: Высшее образование БГПУ

Содержание

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

       Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.

                                                   Рекомендации  родителям

·        Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

·        Учить составлять группу из отдельных предметов.

·        Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

·        Учит классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

·        Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

·        Учить сравнивать предметы.

·        Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

·        Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

·        Побуждать делать самостоятельные выводы.

·        Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

·        Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

·        Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

·        Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

·        Учить устанавливать причинно-следственные связи.

·        Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

·        Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

·        Способствовать переходу к решению задач в уме.

                                               Игры и упражнения для развития мышления.

·        «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

·        «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

·        «Найти лишний предмет», «Найти в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

·        «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

·        «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.

·        «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

·        Загадки.

 

Развитие мышления дошкольников — ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа»

Мышление в период взросления ребёнка очень сильно меняется под воздействием внешних и внутренних факторов. Малыш растёт и познаёт внешний мир, его запас слов сильно увеличивается, и к школе несмышлёный в прошлом малыш становится вполне сформировавшимся человеком, вполне способным на серьёзные умозаключения. Правильному становлению и развитию мышления способствуют определённые занятия и игры, которые могут практиковаться как в дошкольных учреждениях, так и дома.

Поэтапное развитие мышления

Малыши дошкольного возраста проходят несколько этапов развития мышления. Первые два разнесены во времени и имеют примерные возрастные границы, остальные ребёнок может пройти в любом возрасте:

Мышление наглядно-действенное свойственно детям возрастом с полутора до двух лет.

Анализ окружающей среды происходит посредством непосредственного контакта – ребёнок ощупывает предметы руками. Родители должны поощрять исследовательскую тягу малыша, убрав при этом из доступа все потенциально опасные предметы, которые ребёнок может повредить или пораниться о них сам.

Мышление наглядно-образное является следующим этапом развития и длится приблизительно с трёх до семи лет. Наглядно-образное мышление не заменяет наглядно-действенное, а дополняет его: ребёнок учится мыслить при помощи образов. Проявляется такое мышление чаще всего в рисунках – ребёнку хочется рисовать всем и везде (палочкой на песке, ручкой на листочке или даже маминой помадой на стене).

Мышление творческое редко развивается само по себе. В большей части его развитие зависит от стремления родителей к развитию у ребёнка воображения и фантазии – создания комфортной для этого среды, разного рода поощрений и творческих занятий с ребёнком.

Мышление пространственное строится на изучении форм и размеров объектов, их расположении в пространстве (высоко, низко, близко, далеко и т. п.) и перемещении. В дальнейшем такое мышление помогает ориентироваться на местности, а также решать многие повседневные и рабочие задачи.

Мышление инженерное основывается на опытах и конструировании (в том числе из конструктора). Его развитие способствует проявлению инженерного творческого потенциала и увеличению интереса к деятельности учёных.

Мышление логическое строится на изучении причинно-следственных связей и является базовым знанием, необходимым во всех сферах человеческой жизни. Развитие логического мышления поможет малышу в дальнейшем хорошо учиться и получать полноценное интеллектуальное развитие.

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию через игру, поэтому в детском саду используются в основном игровые методики, направленные на развитие каждого вида мышления. Это могут быть игры на определение признаков предметов («найти общее», «вычислить лишнее»), на память («что пропало», «чего не хватает на картинке»), и другие.

Кроме того, для развития некоторых видов мышления используются такие занятия, как лепка, изобразительное искусство, танцевальное искусство или пение. Так, для развития пространственного мышления детей могут попросить слепить или нарисовать круглый (квадратный) предмет, находящийся близко или далеко, а также встать в круг в танце или изменить своё местоположение относительно другого ребёнка или предмета (встать за Васю, подойти к ёлочке).

В возрасте от рождения и до семи лет у малыша закладываются основные навыки и умения, поэтому важно не терять времени и начинать развивать все виды мышления как можно раньше. При этом, гармоничного развития малыша можно достигнуть только при совместной деятельности в отношении ребёнка, как педагогов дошкольных учреждений, так и их родителей.

Социальный педагог  Е.В.Детина

Обновлено 20 мая 2019 г.

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте

Этапы развития мышления в дошкольном возрасте

Этапы развития мышления. Особенности мышления в раннем детстве.

Родители дошкольников более всего заняты поиском ответа на вопрос «как и чему учить ребенка?». Они выбирают из множества новаторских методик «самую-самую», записывают ребенка в различные кружки и студии, занимаются различными «развивающими играми» и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Что же такое – развитие мышления в дошкольном возрасте? И, действительно, чему приоритетно обучать детей?

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия. Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств.

Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький. Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле. В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок».

Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.

Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления. Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной «развивающей» игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи. В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.

Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень — тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» — например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке «оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т.п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами. Нужно ли формировать этот тип мышления заранее?

В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель. Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент. К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет «диван» – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы. Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу «раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.

Марина Озерова .

Развитие мышления и речи у детей

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Особенности мышления у детей дошкольного возраста | Консультация по коррекционной педагогике на тему:

Особенности мышления детей дошкольного возраста

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача взрослого — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

В старшем дошкольном возрасте (пять-шесть лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Далее приведены некоторые игры, направленные на развитие мышления в дошкольном возрасте.

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Цель игры: развитие способности к обобщению.

Инструкция и ход игры: ребенку предлагается исключить лишний предмет (картинку, понятие) из предлагаемого ряда. Сначала для игры можно использовать различные игрушки. Количество варьируется в зависимости от успехов ребенка (от 3 и более). Затем можно перейти к реальным предметам, находящимся в поле зрения ребенка (например, предметы мебели, посуда). Далее ребенок воспринимает предлагаемый ряд на слух.

 В этой игре важно, чтобы ребенок аргументировал свой выбор, даже если он это сделает на основании несущественных признаков.

КТО ГДЕ ЖИВЕТ?

Цель игры: развитие способности к обобщению и классификации на основании существенных признаков.

Инструкция и ход игры: для игры необходимо подготовить карточки с изображением объектов, относящихся к различным категориям (животные, грибы, посуда и т. д.). Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком.

       Взрослый спрашивает: «Кто где живет? Кто живет в зоопарке? Что на кухне? Что в корзинке?» И т. д. Ребенку требуется разложить предметы по соответствующим группам. Для наглядности можно также использовать картинки с изображением «мест обитания».

УГАДАЙ-КА!

Цель игры: научить ребенка соотнесению понятий и категорий, к которым объекты принадлежат, развитие функции обобщения.

Инструкция и ход игры: взрослый загадывает определенное слово, а ребенок пытается его отгадать, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет».

Потом игроки меняются ролями. Для зрительной опоры можно загадывать не отвлеченные слова, а один из предметов, изображенных на предварительно подготовленных карточках или находящихся в комнате.

НАЙДИ ПОХОЖЕЕ

Цель игры: развить способность к группировке объектов по предложенному признаку.

Инструкция и ход игры: для игры нужны карточки с изображением различных объектов, причем отдельные группы объектов должны обладать общими признаками (несущественными). Например, в группу «Полосатые» могут входить зебра, полосатый шарф, арбуз и т. д. Карточки перемешиваются и раскладываются перед ребенком, ему предлагается взять одну из них. «Как ты думаешь, какие из карточек, находящихся на столе, можно положить рядом с твоей карточкой? Что у них общего?»

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Статья:

Такое разное мышление, такое переменное

Крошечный карапуз учился ползать по полу, переворачиваться на животик или спинку и делать первые шаги. И вот спустя буквально пару лет он обескураживает родителей своими умозаключениями! Как ребенок научился делать выводы? Как ему удалось соорудить такое сложное строение из конструктора? Как он может помнить то, что у родителей давным давно вылетело из головы? Почему малыш смешал зубную пасту с мылом и решил, что это супер чистящее средство?

Одни сплошные «Как и почему»! Родители вместе со своим воспитанником превращаются в почемучек – они не могут привыкнуть, что их крошечное чадо взрослеет и учится размышлять. А ведь это все результаты наглядно-действенного способа развития. Поэтому давайте разберемся в этих вопросах подробнее.

Можно я задам вопрос родителям, какие виды мышления вам известны? Логическое? И это правильный ответ, но (!) далеко не полный. Выделим три основных вида:

  • критическое мышление;
  • образное мышление;
  • и то самое – логическое мышление.

Давайте и я кратко попробую рассказать вам о каждом из перечисленных видов мышления.

И так, критическое мышление представляет собой систему рассуждений ребенка, анализирующую ситуацию, действия или предметы. Именно этот вид мыслительной способности помогает ребенку делать выводы, давать свои оценки происходящему, применять полученные результаты к возникающим ситуациям и проблемам.

Развивать критическое мышление у дошкольника следует по определенной технологии с самого раннего детства. В этом нам, несомненно, помогают сказки, в которых описаны правильные или неправильные ситуации, показана разница между добром и злом. После чтения малышу рассказа, с ним нужно побеседовать, узнать его мнение о сюжете сказки, попросить ответить на вопрос, что в ней было правильным или неправильным.

По мере взросления вашего дошкольника сказки или рассказы должны становится более сложными. При этом воспитанник научится различать реальное от нереального, что тоже присуще сказочным сюжетам.

Помимо слухового восприятия, можно использовать упражнения для зрительной оценки ребенком, то есть использовать наглядно-действенный способ. Картинки вам в помощь! Особенно если речь идет об упражнениях в детском саду. Если они нацелены на разделение правильного или неправильного, то обычно должны комплектоваться попарно.

На одной иллюстрации, например, мальчик вытирает грязные руки об кофту, на другой – моет с мылом, вытирает полотенцем. Какой мальчик сделал правильно и почему? Этот вопрос воспитатель или мама во время занятий по развитию мышления должны задать ребенку. В случае, если малыш не может оценить ситуацию, ему понадобится ваше объяснение.

Карточки с картинками также могут содержать изображения реальных или нереальных животных. В качестве примера могут привести следующий принцип работы: например, трехголовый Змей-Горыныч из русской сказки или Скрудж Макдак из иностранного многосерийного мультфильма. Кто из них настоящий и встречается в реальной жизни? Конечно же, это утенок, хотя в этой самой реальной жизни он не разговаривает, не ездит в автомобиле и не борется с преступной бандой братьев Гафс. Упражнение подойдет для средней группы дошкольников.

В помощь также могут прийти загадки. Они развивают, как критическое, так и образное или логическое мышление детей. Казалось бы, такой простой способ, но сколько от него пользы!? Чтобы использовать эти детские упражнения повсеместно, нужно запастись большим запасом загадок. 

Образное мышление дошкольника

Понятие образного мышления подразумевает некий образ, то есть воспроизведение увиденного, знакомого по приобретенному опыту, услышанного в описании и связанного мышлением ассоциативным образом. Развивать этот вид осознания у малыша довольно просто. Ведь с ранних лет он рисует, лепит из пластилина, вырезает из бумаги, конструирует – в общем использует творческие занятия.

Главное развивать! Помощь опекунов и педагогов в этом вопросе заключается лишь в регулярном обращении внимания ребенка на окружающие предметы, животных, явления – в общем, окружающий мир и все его составляющие. А потом после прогулки или просмотренного мультфильма малышу можно предложить вылепить их героев из пластилина или нарисовать в альбоме.

Для развития образного мышления можно предложить следующее задание: нарисуйте на бумаге круг и горизонтальную линию от него вниз. Спросите воспитанника, с чем он ассоциирует этот рисунок. Самое первое, что возможно придет ему в голову – это воздушный шарик. Но не обязательно. Воображение малыша может воспринять иллюстрацию по-своему. Работая с двумя или несколькими детьми можно организовать настоящую игру-конкурс, где победителем станет тот, кто больше назовет ассоциаций.

В более старшем возрасте дошкольнику можно предложить дорисовать картинку. Например, нарисовать круг или квадрат или цветочек наполовину. Недостающую часть ребенок должен отобразить самостоятельно. Готовые методические пособия нередко содержат другое упражнение, где с одной стороны нарисован на половину предмет, а с другой недостающие его части. Причем в них обязательно должен быть «кусочек», не подходящий к изображению. И цель юного ученика найти эту лишнюю часть, а также подходящие детали мозаики.

Логическое мышление для малышей

Этот вид мышления необходим ребенку не только, как подготовительный к школе, то есть для поступления в первый класс, но и для связывания между собой предметов, живых существ с их запахом, вкусом, звуком, тактильными ощущениями. Упражнения для дошкольников младшего возраста содержат вопросы: кто мяукает – кот, почему трава мокрая – дождик прошел или роса утренняя.

В играх для развития логического мышления ребенку нужно задавать конкретные вопросы с конкретными условиями, требующие определенных ответов. Например: нам нужно пойти в магазин, но на улице пошел дождь – что делать? Мы едим купаться в речке – что нужно взять с собой? Мама готовит пирог – какие продукты ей нужны?

Дети старшего возраста – 5-6 лет в упражнениях на логическое мышление уже должны иметь понятие о цифрах – больше\ меньше; о предметах – выше\ ниже, больше\меньше и так далее.

Нередко воспитатели используют логические ряды с изображенными предметами. Например: кастрюля, тарелка, кружка, сапоги – что лишнее? Ручка, тетрадка, книжка, кукла – что лишнее? Кошка, медведь, попугай, стул – что лишнее? Такие логические ряды могут содержать не только предметы, но и цвета, слова, которые начинаются на одну и ту же букву, четные или нечетные цифры и другое. Сложность задания зависит, как вы сами понимаете, от возраста ребят.

Дети очень любят играть в лото. И это на самом деле интересно – сложить фишки в правильном порядке и при этом иметь возможность выиграть. Это ли не стимуляция к обучению! Вот например, игра «В мире животных». В ней малыш не просто проявляет свои логические способности, он учит животных, развивает внимательность и зрительную память. А играть в нее можно уже с 2-х лет.  Лото может помочь дошкольнику выучить профессии взрослых или озадачить игрой в магазин. Каждая из этих игр по-своему полезна и интересна!

В качестве заключения

Несомненно, в развитии мышления ребенка огромную роль играет его речь. И если поначалу дошкольник просто пытается выполнить неизвестное действие для получения того или иного результат, то с возрастом он начинаем проговаривать цели и задачи вслух. А сможет ли он сформулировать их правильно, будет зависеть только от вас и ваших упражнений на развитие речи.

Больше общайтесь с малышом, предлагайте ему и самому рассказывать вам о своих впечатлениях, мыслях и фантазиях. Поверьте, что очень интересно слушать истины устами младенца! Тем более, что подобные упражнения требуются образовательной программой по ФГОС.

Конечно же, мышление ребенка во многом зависит от окружающей его обстановки. Но технологии и принципы, которые вы будете применять в упражнениях, поверьте, сыграют немаловажную роль. Правильно подобранные игры, задания и упражнения смогут не просто подготовить дошкольника к обучению, они помогут ему во всем – разовьют память, ассоциативные способности, воображение, логику, способность к запоминанию и внимательности – в общем всему, что пригодится ему в последующей жизни.

Надеюсь, что мои советы вам поспособствуют в развитие мышления для детей младшей, средней и старшей групп детского сада!

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Проект «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»


Автор: Домрачева Л. К.

Библиографическое описание статьи:

Домрачева Л. К. Проект «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 11. – ART 26040. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26040.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.


Аннотация:
Проект по изучению особенностей формирования логического мышления у детей дошкольного возраста с целью ускорения перехода от наглядно-образного мышления к логическому путем использования специальных средств, обеспечивающих формирование компонентов логического мышления

Ключевые слова:
проект, формирование элементарных математических представлений, логическое мышление

Полный текст:

Тип проект долгосрочный, исследовательский.

Срок реализации – 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Автор проекта: Домрачева Людмила Константиновна — старший воспитатель.

Форма представления: презентация, мастер-класс для педагогов и родителей.

Актуальность:

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу математического образования дошкольников. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, мной были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Венгер, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять, измерять, но и рассуждать.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Мыслительные операции разнообразны. Это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Ребенок анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Известно, что ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторыми чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и прочим. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. На основе наглядно – действенной формы мышления начинается складываться наглядно – образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении образовательных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

Работа над данным проектом состоит:

— в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;

— в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Ведущая идея: Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Цель проекта: изучить особенности формирования логического мышления у детей дошкольного возраста и ускорение перехода от наглядно-образного к логическому мышлению путем использования специальных средств, обеспечивающих формирование компонентов логического мышления.

Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме развития логического мышления
  2. Провести обследование уровня развития логического мышления у детей дошкольного возраста
  3. Составить перспективный план работы по развитию логического мышления средствами логико-математических игр и упражнений с учетом результатов обследования.
  4. Организовать работу с детьми по развитию логического мышления в соответствии с перспективным планом.
  5. Провести повторное обследование с целью возможной коррекции плана.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.

Данный проект осуществляется:

— с детьми — в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;

— с педагогами — в условиях проведения активной методической работы;

— с родителями — в просветительской работе, в специально организованной открытой совместной деятельности.

Ожидаемые результаты

У детей:

— Сформированность навыков и умений детей: строить грамотные рассуждения, обдумывать и планировать свою деятельность, предвидеть конечный результат.

— Сформированность навыков самостоятельного поиска решений.

— Развитие психических процессов: внимание, память, логическое мышление, умение творчески подходить к решениям поставленных задач.

— Сформированность навыков использования полученных знаний в практической деятельности.

— Развитие у детей умения внимательно выслушивать, анализировать информацию, сопоставлять условие задачи с вопросом и обосновывать свои суждения.

У родителей:

— Повышен интерес к развивающим играм.

— Активное участие в совместной деятельности по развитию логического мышления у детей.

Критерии измерения результатов:

Диагностика по методике экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 5-7 лет (МЭДИС) Е. И. Шеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной.

Этапы реализации проекта и план работы

1 этап – подготовительный.

2 этап – работа с детьми (организованная образовательная деятельность в игровой форме, дидактические игры, логико-математические игры, ребусы, лабиринты и т.д.):

— работа с семьей (круглый стол с родителями, анкетирование, папка передвижка «Игры для развития логического мышления у детей»).

— работа с педагогами (консультации, семинары).

3 этап — подведение итогов.

 

Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

Задачи

Средства реализации

Сентябрь

1

Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.

«Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера).

2

Развитие наблюдательности, творческого воображения.

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает» и другие

3

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и другие.

4

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет

Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?» и другие

Октябрь

1

Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

Игры с блоками Дьенеша.

2

Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

«Танграм»

3

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, способностей к решению поисковых задач

«Уникуб»

4

Развитие комбинаторных способностей.

Игры – головоломки со счётными палочками

5

Развитие речи, памяти, внимания.

Словесно – логические игры и упражнения

Ноябрь

1

Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

«Кубики для всех», конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

2

Развитие умения сравнивать.

«Найди отличия», «Четвёртый лишний» и другие.

3

Развитие речи, внимания.

Логические задачи.

Декабрь

1

Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера)

2

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Игры – головоломки

3

Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

Игры и упражнения со счетными палочками

4

Развитие речи, мышления

Словесно – логические игры и упражнения: «Закончи предложение», «Дополни ряд».

Январь

1

Развитие пространственного мышления, умения конструировать

«Квадрат Воскобовича»

2

Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний».

3

Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

Планы – схемы

4

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

Февраль

1

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

«Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.

2

Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

Игры с палочками Кюизенера.

3

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Игры – головоломки

4

Развитие речи, мышления.

Словесно – логические игры и упражнения: «Подбери слово по аналогии»

Март

1

Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, способностей к решению поисковых задач

«Уникуб»

2

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

Игры с блоками: Дьенеша

3

Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

Игры и упражнения со счетными палочками

4

Развитие слухового внимания, памяти, речи.

Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово», «Лишнее слово».

Апрель

1

Развитие пространственного мышления, умения конструировать

«Квадрат Воскобовича»

2

Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и другие.

3

Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево»

4

Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет

Словесно – логические игры и упражнения

Май

1

Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

2

Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?»

3

Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

«Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один»

4

Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации

Словесно – логические игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

 

План совместной работы с педагогами и родителями Цель: дать информацию педагогам и родителям об основах развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста; приобщить взрослых к взаимодействию и совместной познавательной деятельности с детьми.

 

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие с родителями

1

Семинар «Особенности развития логического мышления у детей»

Подбор игр и литературы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

Анкетирование «Логическое мышление»

 

2

Консультация «Словесно-логическое мышление»

Подбор игр и литературы по развитию словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

Семинар «Особенности развития словесно-логического мышления у детей»;

 

3

Семинар «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством занимательной математики»

 Папка передвижка «Игры для развития логического мышления у детей»

4

Мастер-класс «Применение игр Никитина Б. И. и Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»

Круглый стол «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

5

Открытое мероприятие
Выставка игр по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

 

Результаты проекта

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению уже в дошкольном возрасте. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

Детям XXI века необходимо научиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.

Углубленная работа с детьми не прошла бесследно. В процессе решения и придумывания задач воспитанники овладели мыслительными операциями, научились планировать свои действия, обдумывать решения. Все это способствует развитию у детей логического мышления, сообразительности, внимания, умение сопоставлять и анализировать. Эти навыки помогают детям при поступлении в школы и гимназии и для успешного их обучения.

Таким образом, решение логических задач, как с целью развлечения, так и для проверки ума и его развития, полезно каждому ребёнку, потому что позволяет ему лучше понять свои возможности и способности, организуют и дисциплинируют.

Перспективы дальнейшего развития

1. Расширить возрастной диапазон детей – участников проекта, включив в работу средний дошкольный возраст.

2. Разработать мероприятия для педагогов и родителей по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста с привлечением родителей.

Ресурсы проекта

Материально-технические ресурсы:

— Наличие оснащённой материально-технической базы детского сада, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2. 4.1.3049-13 (создана предметно-развивающая среда групп – центры интеллектуальных игр).

— Технические средства (аудио и видеопроигрыватели, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная библиотека).

— Наличие предметов, используемых в проекте.

Программное обеспечение для нововведения:

Рабочие учебные программы на основе ФГОС ДО

Информационно-методическая среда:

— Методические и дидактические пособия.

— Методическая и справочная литература.

— Учебно-наглядный материал: наглядный материал для организации различных видов детской деятельности, дидактические игры, дидактический материал.

Информационные ресурсы:

— Теоретические работы.

— Учебно-методические комплекты.

— Дополнительная и справочная литература

— Программно-методические материалы.

— Интернет — ресурсы.

Мотивационные ресурсы:

Система морального и материального поощрения педагогов.

Нормативно-правовые ресурсы:

Пакет документов регламентирующего характера.

 

Ссылки на источники

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  3. Волина В. Праздник числа, Знание, ­– М., 1993.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи дошкольников, Просвещение. — М., 1989.
  5. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры, Просвещение, — М., 1990.
  6. Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников, Академия развития, Ярославль, 2001.

Комментарии

Нет комментариев

Оставить комментарий

Когнитивное развитие: дошкольное учреждение | VLS

Знаю

В дошкольном возрасте у детей происходят поразительные изменения в «мышлении». Их воспоминания крепнут — они часто вспоминают удивительные подробности. Они могут делиться своими идеями новыми и интересными способами. Их воображение становится основным средством игры и обучения. Они начинают сравнивать, противопоставлять, организовывать, анализировать и придумывать все более сложные способы решения проблем. Математика и научное мышление становятся более сложными.

Прочтите приведенную ниже таблицу, в которой описаны вехи когнитивного развития в дошкольном учреждении.

Вехи когнитивного развития

Возраст 3
  • Играет в воображение с куклами, животными и людьми
  • Собирает головоломки из 3 или 4 частей
  • Понимает, что означает «два»
  • Копирует круг карандашом или мелком
  • Перелистывает страницы книги по одной
Возраст 4
  • Понимает идею счета
  • Начинает понимать время
  • Запоминает части истории
  • Понимает идею «одинакового» и «разных»
  • Рисует человек с двумя или четырьмя частями тела
Возраст 5
  • Считает 10 или более вещей
  • Может рисовать человека с минимум 6 частями тела
  • Может печатать буквы или цифры
  • Копирует треугольник и другие геометрические фигуры
  • Знает о вещах, которыми пользуются каждый день, например о деньгах и еде.

Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2013). Основные этапы развития. Электронный ресурс, доступный по адресу: http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf

Все эти навыки мышления обычно развиваются в предсказуемой последовательности. Однако помните, что каждый ребенок уникален. У вас есть возможность помочь детям учиться и раскрывать свой потенциал. Наряду с семейным педиатром учителя дошкольных учреждений должны знать основные этапы развития детей. Основные этапы развития помогают взрослым понять и распознать типичный возраст и этапы развития детей.Вехи — это не жесткие правила, определяющие, когда и как следует развиваться ребенку. Скорее, вехи служат руководством для определения того, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения у детей младшего возраста, основанных на когнитивных способностях, крупной моторике (движение), мелкой моторике (навыки пальцев и рук), слухе, речи, зрении и социально-эмоциональном развитии. Вы можете использовать свои знания об этих этапах, чтобы удовлетворить потребности детей в вашем классе.
Познавательное развитие — уникальный процесс, индивидуальный для каждого ребенка. Семья может задаваться вопросом о когнитивном развитии своего ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать.У вас есть возможность сначала поучиться у семьи и подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. «Дети включены вместе» могут быть для вас ценным ресурсом (http://www.kitonline.org), а также вехами в развитии и информацией о действиях на раннем этапе, размещенной на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http: // www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В приведенной ниже таблице также показаны возможные предупреждающие знаки для детей дошкольного возраста:

Возможные предупреждающие знаки для детей дошкольного возраста

Три года
  • Не могут работать простые игрушки (например, доски для колышков, простые головоломки, поворотная ручка)
  • Не работает играть притворяться или притворяться
  • Не понимает простых инструкций
Четыре года
  • Имеет проблемы с каракулями
  • Не проявляет интереса к интерактивным играм или выдумкам
  • Не следует командам из трех частей
  • Не выполняет не понимаю «одинаковых» и «разных»
Пять лет
  • Не отвечает людям или отвечает только поверхностно
  • Не могу сказать, что реально, а что притворно
  • Не играет разнообразия игр и занятий
  • Не могу назвать имя и фамилию
  • Не рисует картинки

Если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите со своим поездом э-э, тренер или руководитель, чтобы вы могли провести мозговой штурм и вместе обсудить с родителями свои наблюдения. Это может быть сложно, но это может иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Под руководством вашего руководителя, тренера или тренера, а также руководства программой вы можете поделиться с семьями информацией о типичном развитии ребенка и сообщить им, что вы готовы поговорить. Если ваша программа предоставляет инструменты проверки развития, они могут помочь вам начать разговор о том, что вас беспокоит.

В конечном итоге, если семьи обеспокоены развитием ребенка, они должны обсудить свои проблемы с педиатром ребенка.Педиатр может провести обследование развития и, возможно, направить ребенка к специалистам. Семьям также следует связаться с местным школьным округом (для детей старше 3 лет). Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка. Это может помочь ребенку получить необходимые услуги и помощь.

Это видео, разработанное Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, предлагает советы по выявлению подозреваемых задержек развития и принятию соответствующих мер.

См.

Точно так же, как детское тело растет в дошкольном возрасте, растет и его мозг.В возрасте от трех до пяти лет вы увидите серьезные изменения в мыслительных способностях ребенка. Посмотрите это видео, чтобы узнать об основных этапах дошкольного образования.

Видео нет в наличии Посмотрите диапазон когнитивного развития в дошкольном возрасте.

Do

Понимание этих вех поможет вам понять, какие виды обучения следует планировать в классе. Основываясь на ваших знаниях о развитии, вы можете планировать сложные, но выполнимые занятия для каждого ребенка.Помните, что вехи — это маркеры, которые позволяют нам знать, что ребенок растет здоровым образом. Эти маркеры не являются порогами или «тестами», которые должен пройти ребенок. Подумайте о вехах, когда вы:

  • Ставите учебные цели для своего класса.
  • Прочтите как можно больше об этапах развития детей, которых вы обслуживаете, особенно в зависимости от возраста.
  • Таблицы основных этапов развития для справки.
  • Признайте, что детям нужны разные вещи от вас, когда они проходят этапы развития.
  • Предоставьте ряд интересных материалов, которые пробуждают интерес дошкольников и позволяют проводить практические исследования.
  • Предоставьте широкий выбор книг, подходящих для развития и разнообразных в культурном отношении.
  • Найдите моменты для обучения, которые будут способствовать обучению и развитию.
  • Регулярно наблюдайте за детьми, чтобы определить, где они находятся в процессе развития.
  • Помните, что дети уникальны и прогрессируют с разной скоростью, и что в одной области развития может потребоваться больше времени, чем в других.

Проконсультируйтесь со своим руководителем, тренером или тренером, если вы чувствуете, что есть опасения по поводу того, как развивается ребенок.

Понимание обучения и мышления у дошкольников

Понимание обучения и мышления у дошкольников

Кристин Стэнберри

Приятно наблюдать, как ваш дошкольник становится выше, становится более независимым и развивает уникальную личность. Но как узнать, развивает ли он или она соответствующие возрасту навыки обучения и мышления ?

Удивительно наблюдать, как маленькие дети узнают о своем мире и развивают новые навыки. Как родитель и первый учитель вашего ребенка, нет никого, кто лучше мог бы наблюдать за этим разворачивающимся процессом и собирать важную информацию о том, насколько хорошо он развивает навыки обучения и мышления, необходимые для ребенка 3-4 лет. Следующие рекомендации помогут вам понять, что ваш ребенок должен делать и учиться, и как вы можете поддержать его развитие.

Развивает ли ваш ребенок соответствующие возрасту навыки обучения и мышления?

Полезно знать, какие навыки обучения и мышления ваш ребенок должен развить к 3–4 годам. Просмотрите следующий список и отметьте, как у вашего ребенка дела в каждой области.
Мышление — Дитя мое …
  • Начинает распознавать причинно-следственные связи.
  • Понимает слова, связывающие одну идею с другой. (Например: если, почему, когда.)
  • Понимает понятия числа и пространства.(Например: больше, меньше, больше, внутрь, ниже, сзади.)
  • Мыслит буквально (принимает утверждения и вопросы за чистую монету).
  • Начинает развивать логическое мышление (понимает связи и последствия).
  • Улавливает концепции прошлого, настоящего и будущего.
  • Может выполнять простую команду, состоящую из трех частей.
  • Пытается решить простые проблемы, а не спешить с просьбой о помощи.
  • Играет в фантастические игры с куклами, людьми и животными.

Обучение — Мой ребенок …
  • Можно сопоставить два одинаковых изображения.
  • Может разместить три изображения в логическом порядке.
  • Может распознавать вещи, которые идут вместе. (Например: ложка и вилка.)
  • Может распознать, сопоставить и назвать круг, квадрат и треугольник.
  • Может распознать, сопоставить и назвать не менее пяти цветов.
  • Может повторять простой узор. (Например: шаг, шаг, скачок — шаг, шаг, скачок.)
  • Можно решать простые головоломки.

Поощрение к обучению и мышлению дома

Теперь, когда вы понимаете некоторые навыки обучения и мышления, которыми должен обладать ваш ребенок, вы можете закрепить эти навыки и предоставить значимые и эффективные возможности для практики. Обязательно получайте удовольствие, смешивая эти поучительные моменты с повседневными делами. Вот несколько упражнений, которые стоит попробовать:
  • Пусть ваш ребенок поможет вам отсортировать белье, подбирая одежду по типу человека, цвету или размеру.
  • Играйте с ребенком в игры «формы» и «размеры». Используйте монеты, формочки для печенья и другие предметы домашнего обихода.
  • Сделайте для вашего ребенка простые головоломки.
  • Попросите ребенка расположить картинки в последовательности, например, фотографии, на которых он изображен в разном возрасте (например, младенец, малыш, дошкольник).
  • Играйте в игры, в которых ваш ребенок должен подбирать одинаковые или разные предметы.
  • Поощряйте ролевые игры и дайте вашему ребенку реквизит и место для входа в его воображаемый мир.Если вы присоединитесь, задавайте вопросы, но позвольте ей руководить игрой.
  • Когда ваш ребенок сталкивается с проблемой, попросите его помочь найти возможное решение.

Примечание. Если у вашего ребенка есть постоянная няня или детский сад, обязательно передайте эти советы воспитателю.

Развитие навыков обучения и мышления в дошкольных учреждениях

Время, которое ваш ребенок проводит в дошкольном учреждении, предоставит ему возможность развивать и практиковать навыки обучения и мышления в более структурированной обстановке, чем дома или в детском саду.Хотя в современных дошкольных учреждениях еще есть много времени для игр, все больше и больше программ дошкольного образования следуют строгому учебному плану, чем в прошлом. Чтобы следить за развитием обучения и мышления вашего ребенка, вам нужно:
  • Спросите учителя вашего ребенка, как обучение и развитие мышления происходит в классе и добивается ли (и как) ваш ребенок успехов или проявляет ли признаки борьбы.
  • Узнайте, какие навыки обучения и мышления потребуются вашему ребенку, чтобы беспрепятственно перейти в детский сад.
  • Просмотрите работы и проекты, которые ваш ребенок приносит домой из дошкольного учреждения, и обсудите их вместе. Поищите свидетельства того, что ваш ребенок учится и думает, применяя его в своей работе и занятиях, и найдите способы моделировать и расширять эти действия дома.
  • Поощряйте ребенка рассказывать о школе и постарайтесь понять, что он думает по поводу учебы, мышления и любых навыков или предметов, которые он считает особенно интересными (или трудными). Ее ответы могут отражать ее чувства, а также ее способности к обучению и мышлению.

Повод для беспокойства? Куда обращаться за советом и помощью

«Нормальные» навыки обучения и мышления не развиваются у всех дошкольников одинаково. Однако вы можете обратиться за помощью, если ваш ребенок:
  • С трудом понимает простые инструкции и следит за ними.
  • Не понимает, как объекты в группе или категории связаны друг с другом.
  • Кажется, путает времена и порядок событий во времени (прошлое, настоящее или будущее).
  • С трудом может отличить фантазию от реальности.
  • Не участвует в соответствующих возрасту воображаемых играх
  • Ограниченный интерес к игрушкам.
  • Не распознает или путает названия основных форм и цветов.

Обсудите свои опасения с воспитателем дошкольного учреждения, педиатром и, при необходимости, со специалистом, например, психологом или логопедом. Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка могут быть проблемы с обучением или задержка в обучении, вам следует связаться с вашей государственной школьной системой и запросить (в письменной форме) проведение диагностического обследования (бесплатно для вас) (доступно в разделе «Образование для лиц с ограниченными возможностями»). Действовать).

Кристин Стэнберри — писатель и редактор, специализирующаяся на вопросах воспитания, образования и здоровья / благополучия потребителей. В ее области знаний входят проблемы с обучаемостью и AD / HD, темы, о которых она много писала для Schwab Learning и GreatSchools.

Рекомендуемый совет!

Новые способы чтения книг
Не кажется ли вам, что вы прочитали одну и ту же историю 100 раз? Прочтите это по-новому: задайте детям вопросы о том, что, по их мнению, будет дальше, и побудите их рассказать вам, что они видят на иллюстрациях.
Узнать больше>

4 веселых занятия, которые стоит попробовать дома

Для дошкольников критическое мышление включает способность мыслить ясно и рационально, чтобы понимать логические связи между идеями.

Чтобы участвовать в размышлениях и самостоятельном мышлении, детей необходимо поощрять к тому, чтобы они становились активными учениками, а не пассивными получателями информации.

Более того, строгое подвергание сомнению идеи и предположения — это все, что касается определения того, отражают ли аргументы и выводы все факты ситуации.

В то время как интуиция и инстинкт могут увести дошкольников далеко, именно навыки критического мышления позволяют детям систематически выявлять, анализировать и решать проблемы.

Критическое мышление и сила игры

В наших дошкольных учреждениях Kids Konnect в Пасифике, Сан-Матео, Окленде и Сан-Леандро мы поощряем детей исследовать причину и следствие через игру.

На протяжении всей нашей игровой учебной программы дошкольникам предоставляется бесконечная возможность попробовать что-то новое и увидеть результирующие реакции в безопасной и инклюзивной среде, которая облегчает обучение.

Более того, именно благодаря этому практическому опыту игры с целью дети приобретают неотъемлемые основы навыков критического мышления.

При этом, как вы можете помочь своему дошкольнику подходить к проблемам согласованным образом, чтобы он мог понять связи между концепциями и идеями и овладеть критическим мышлением?

Давайте познакомимся с 4 заданиями, которые вы можете попробовать дома со своим ребенком, чтобы направить развитие его навыков критического мышления.

1. Угадай игрушку

Положите одну из детских игрушек за спину и попросите ребенка угадать, что вы скрываете.

Дайте дошкольникам подсказки и посмотрите, смогут ли они задать вам вопросы о цвете, размере и текстуре игрушки.

После того, как они усвоили концепцию игры, поменяйтесь ролями, чтобы помочь вашему ребенку понять, как делать предположения на основе того, что он уже знает.

2. Составьте меню

Раскройте любовь вашего дошкольника к еде, составив вместе специальное меню.

Просто покажите ребенку некоторые ингредиенты из кухни и попросите его придумать идеи для еды.

Спросите, какие ароматы им нравятся, а какие не нравятся, и если они создают что-то восхитительное, вы можете даже подумать о том, чтобы попробовать.

3. Дегустация еды

Один из самых простых способов узнать мнение дошкольника — познакомить его с новой едой.

Так же, как и у взрослых, у детей формируются сильные симпатии и антипатии, поэтому приготовьте выбор здоровой пищи с захватывающим вкусом и текстурой и посмотрите, что думает ваш малыш.

Вы можете даже позволить своему ребенку предсказать, понравится ли ему новая еда, и спросить его, почему.

4. Просмотрите семейные фотоальбомы

Просмотр фотографий — отличный способ задать ребенку вопросы, требующие более глубокого мышления.

За большинством изображений стоит история, поэтому сядьте со своим дошкольником и обсудите, что происходит на каждой фотографии.

Кроме того, пролистывая фотоальбом, ваш дошкольник может быстро узнать, кто есть кто из членов семьи и друзей, что может вызвать разговоры, которые могут привести к чему угодно.

Соединение STEAM

В конечном счете, не секрет, что мир, каким мы его знаем, меняется.

Рабочее место будущего требует от учащихся новых навыков, требующих активного мышления.

уроков, ориентированных на STEAM, побуждают дошкольников систематически работать над проблемами и применять информацию о науке, технологиях, инженерии, искусстве и математике для поиска решений.

Прежде всего, зачисление вашего ребенка в дошкольное учреждение Kids Konnect дает ему возможность проявить новаторский подход, создав радостную атмосферу и уроки, которые способствуют обучению.

Собираетесь в ближайшее время на игровое свидание со своим дошкольником? 9 простых и быстрых идей для свиданий в STEAM можно найти в нашем блоге.

Основа успеха в области языка и грамотности

Знаете ли вы, что в школьных программах по всему миру все больше внимания уделяется навыкам критического мышления? Эксперты по развитию детей младшего возраста согласны с тем, что базовых навыков чтения, письма и математики уже недостаточно — детям также необходимо научиться критически мыслить, если они хотят добиться успеха в современном сложном мире.


Что такое критическое мышление?

Критическое мышление возникает, когда дети используют свои существующие знания и опыт, а также свои навыки решения проблем, чтобы делать такие вещи, как:

  • Сравнить и сопоставить
  • Объясните, почему что-то происходит
  • Оценивать идеи и формировать мнения
  • Понять точку зрения других
  • Предсказать, что произойдет в будущем
  • Думайте о творческих решениях


Почему так важно критическое мышление?

Критическое мышление — фундаментальный навык для успеха как в языке, так и в грамотности.

  • Язык — Язык и критическое мышление развиваются вместе и способствуют развитию друг друга. По мере того, как дети начинают критическое мышление, их языковые навыки расширяются, потому что им предлагается развивать и использовать более сложный язык с такими словами, как «потому что», фразами с «если» и «тогда» и разными временами глаголов. И наоборот, по мере развития речи у детей растет и их способность критически мыслить.

  • Грамотность — Чтобы по-настоящему понять смысл книги, дети должны уметь не только распознавать и озвучивать буквы и слова.Они также должны «читать между строк», чтобы понять то, о чем на самом деле не говорится в книге. Для этого они должны использовать навыки критического мышления, такие как решение проблем, прогнозирование и объяснение. Поощрение такого мышления в начале жизни ребенка готовит его к пониманию книг, которые она прочитает самостоятельно позже.

Когда и как развивается критическое мышление?

Исследования показывают, что дети начинают мыслить критически в очень раннем возрасте. Эти навыки развиваются во время естественного, двустороннего разговора детей с важными взрослыми в их жизни.

Как только дети научатся говорить предложениями, они готовы к тому, чтобы вы — родитель, воспитатель или педагог — развили навыки критического мышления, которые подготовят их к успеху в школе. Читаете ли вы книгу или гуляете по парку, любое время — хорошее время для развития критического мышления.


Советы по развитию критического мышления — все дело в буквах «E» и «P»!

Используйте стрелки для прокрутки букв E и P и получите забавный совет от Календаря на 2016 год для продвижения каждого из них!

  • Объяснить
    Поговорите с детьми о том, почему что-то происходит, и побудите их использовать имеющиеся у них знания и навыки рассуждений, чтобы придумать объяснения, а также причины своих выводов.
    Совет для родителей Совет для преподавателей
    Притворяясь чучелами животных, присоединитесь к своему животному и попросите животное задать другому вопрос, который может дать много забавных объяснений. Например, «Почему у вас фиолетовый мех?» или «Почему у тебя такие большие зубы?» Попросите детей представить, что они отправляются в путешествие по пустыне, и скажите им, что у них есть только один чемодан, который они могут взять с собой.Попросите каждого ребенка назвать предмет, который они положили в чемодан, и объяснить, почему, по их мнению, это будет важно в пустыне.
  • Оценить
    Поощряйте детей высказывать мнение о своих предпочтениях и относительных достоинствах различных предметов, событий и переживаний.
    Совет для родителей Совет для преподавателей
    Используя пластиковые продукты питания, представьте, что вы судьи на соревнованиях по еде.Начните с вашего собственного мнения с объяснением. Например, «Мне не нравятся эти макароны, потому что они слишком соленые» или «Мне нравится этот суп, потому что в нем много моркови, и они мои любимые». Поощряйте ребенка высказывать свое собственное мнение вместе с его причинами. Покажите детям раздел «Спорт» в газете и выделите упомянутые виды спорта. Спросите детей, в какой вид спорта, по их мнению, труднее всего играть, и попросите их объяснить свои соображения.
  • Прогноз
    Комментируйте и задавайте вопросы, которые побуждают детей делать правдоподобные прогнозы о том, что будет дальше.
    Совет для родителей Совет для преподавателей
    Когда закончите читать книгу, предложите ребенку подумать о том, что может произойти, если история продолжится. Например: «Как вы думаете, что произойдет завтра вечером, когда Мортимеру снова пора спать?» Попросите ребенка объяснить, почему он так думает. Представляя новую книгу, обсудите название и иллюстрации на обложке и спросите детей, что, по их мнению, может произойти в рассказе. Не забудьте включить дополнительный вопрос, например: «Что заставляет вас так думать?»
  • пр.
    Поощряйте детей проецировать или погружать себя в умы других с помощью таких вопросов, как «Как вы думаете, что он чувствует?», «Как вы думаете, о чем она думает прямо сейчас?» или «Как вы думаете, почему он хочет это сделать?»
    Совет для родителей Совет для преподавателей
    Во время ролевых игр возьмите на себя роль и делайте комментарии, которые покажут вашему ребенку, что вы думаете о том, что чувствует ваш притворный персонаж.Например: «Я просто маленький плюшевый мишка в этом большом универмаге, один. Мне очень страшно». Предложите детям взять на себя притворные роли и подумать о том, что чувствует их притворный персонаж и что он может сделать. Например: «О нет, Медведь, твой стул сломан! Как ты себя чувствуешь?»
  • Решение проблем
    Воспользуйтесь ежедневными возможностями, чтобы побудить детей решать проблемы.Помогите детям описать проблему и использовать их знания и опыт, когда они думают об альтернативных решениях и выбирают лучший вариант.
    Совет для родителей Совет для преподавателей
    Привлекайте внимание ребенка к проблемам по мере их возникновения и дайте ему возможность думать о решениях. Например, «Ой-ой. У тебя нет сумки с ланчем. Что еще мы можем использовать, чтобы нести твой обед?» Во время прогулки укажите на проблему и побудите детей придумать решение.Например: «Здесь много мусора на траве. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы люди здесь не мусорили?»

Полезные статьи по критическому мышлению

Больше, чем азбука: развитие навыков критического мышления, необходимых вашему ребенку для успешной грамотности
Получите больше забавных советов о том, как развивать у детей E и P во время чтения книг.
Читать статью

Обучение детей мышлению: соответствие требованиям 21 века
Узнайте больше о растущей роли воспитателей дошкольного образования и о том, что правительства во всем мире делают для повышения внимания к критическому мышлению.
Читать статью

Важность критического мышления для детей раннего возраста

Критическое мышление — важный жизненный навык. Узнайте, почему это так важно и как вы можете помочь детям освоить и применить эти навыки.

Мы используем навыки критического мышления каждый день. Они помогают нам принимать правильные решения, понимать последствия своих действий и решать проблемы. Эти невероятно важные навыки используются во всем, от составления головоломок до составления плана наилучшего пути к работе.Это процесс использования сосредоточенности и самоконтроля для решения проблем, а также для постановки целей и их достижения. Он использует другие важные жизненные навыки, такие как установление связей, понимание перспективы и общение. По сути, критическое мышление помогает нам принимать правильные и обоснованные решения.

Критическое мышление

В своей книге «Разум в процессе становления: семь основных жизненных навыков, необходимых каждому ребенку», автор Эллен Галински объясняет важность обучения детей навыкам критического мышления.Природное любопытство ребенка помогает заложить основу для критического мышления. Критическое мышление требует, чтобы мы воспринимали информацию, анализировали ее и выносили суждения, а такой тип активного участия требует воображения и любознательности. По мере того, как дети воспринимают новую информацию, они пополняют своего рода библиотеку в своем мозгу. Они должны подумать о том, как новая информация согласуется с тем, что они уже знают, или изменяет ли она какую-либо информацию, которую мы уже считаем правдивой.

Поддержка развития критического мышления

Michigan State University Extension дает несколько советов, которые помогут вашему ребенку научиться критически мыслить и практиковать его.

  • Поощряйте любопытство . Страшная фаза «почему». Помогите им сформировать и проверить теории, экспериментировать и попытаться понять, как устроен мир. Поощряйте детей исследовать, задавать вопросы, проверять свои теории, критически оценивать результаты и думать об изменениях, которые они могли бы внести, или о том, что они могли бы сделать иначе.
  • Учитесь у других. Помогите детям глубже задуматься о вещах, привив им любовь к учебе и желание понять, как все работает.Найдите ответы на все вопросы своих детей «почему» с помощью книг, Интернета, друзей, семьи или других экспертов.
  • Помогите детям оценить информацию. Нам часто дают много информации одновременно, и важно, чтобы мы оценили эту информацию, чтобы определить, является ли она правдивой, важной и следует ли нам верить в нее. Помогите детям овладеть этими навыками, научив их оценивать новую информацию. Попросите их подумать о том, откуда и от кого поступает информация, как она соотносится с тем, что они уже знают, и почему она важна или не важна.
  • Продвигать интересы детей. Когда дети глубоко увлечены темой или делом, они более вовлечены и готовы экспериментировать. Процесс расширения их знаний открывает множество возможностей для критического мышления, поэтому поощрение этого действия помогает вашему ребенку инвестировать в их интересы. Будь то изучение грузовиков и транспортных средств или живой интерес к насекомым, помогите своему ребенку следовать их увлечению.
  • Обучать навыкам решения проблем. При работе с проблемами или конфликтами необходимо использовать навыки критического мышления, чтобы понять проблему и предложить возможные решения, поэтому научите их этапам решения проблем, и они будут использовать критическое мышление в процессе поиска решений проблем. .

Дополнительные статьи о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте MSU Extension.

Вы нашли эту статью полезной?