Рефле ксия это: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

Специфика понятия «Рефлексия» в современной социологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 159-163.

Ю. В. Сунцов

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ‘РЕФЛЕКСИЯ’ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Материал подготовлен в рамках проекта № 023-Ф Программы стратегического развития ПГПУ

Дается трактовка понятия ‘рефлексия’ в современном социологическом знании, приведены основные сходства и отличия философской рефлексии и социологической рефлексии. Также рассмотрены отличительные черты рефлексии и самосознания. Уделено внимание различным взглядам классиков социологии в понимании рефлексии. В конце статьи затронута проблема рефлексивной самоидентичности.

Ключевые слова: рефлексия; социология; самосознание; идентичность; самоидентичность; социологическая рефлексия; философская рефлексия; осмысление; рефлексивный выход; мышление; осознание.

Социологическое сознание — это главный инструмент социологического познания, имеющий собственную структуру и особенные функции. Это понятие включает социологический рассудок, социологический разум, социологическое воображение и интеллектуальную социологическую интуицию.

Конкретной формой рационально-разумного мышления является социологическая рефлексия как способность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной, и в том числе с социально-правовой реальностью. Субъекту рефлексии свойственно интересоваться не столько социальной практикой самой по себе, сколько тем, как она отражается и какой вид принимает в структурах его собственного социологического сознания, какие порождает в нем состояния и противоречия.

В современной социологической теории и методологии рефлексия является неотъемлемым элементом. За два столетия существования социология прошла огромный путь от простого наблюдения к эмпирическому обоснованию фактов действительности и процессов, протекающих в обществе, а также анализа и критики интеллектуальных достижений. Рефлексия играет роль показателя зрелости науки.

Возникновение рефлексивной области в структуре социологического знания становится важнейшей характеристикой социологии второй половины ХХ столетия. Рефлексия, по мнению историка социологии Ю. Н. Давыдова, помогает в осмыслении понятийно-категориального аппарата социо-

логии, а также осознании того, что «понятия науки оказываются зависимыми от самого общества или отдельных этапов его исторического развития. Наука потому и называется наукой, что она прежде преджде все предпо-логает научение, т.

е. освоение опыта теоретических предшествеников, призывая оградить нас от ошибок, желание использовать из этого опыта то, что было удостоверено (в соответствии с их критериями научности) в качестве заслуживающего дальнейшего осмысления и практического учета. Это — первейшее условие всякой научности»1.

Огромное количество интерпретаций термина ‘рефлексия’ показывает нам разнообразие значений его употребления в социологии, философии и иных гуманитарных дисциплинах. Если рассматривать понятие в рамках теоретической социологии, то можно заметить, что рефлексия влияет на направленность научного познания на понимание структуры теоретического и эмпирического социологического знания.

Социологическая рефлексия как возможность и способность сознания к исследованию своих отношений с социальной реальностью позволяет субъекту познания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших, опосредованных многими практическими и духовными факторами содержательно-смысловых зависимостей. Чем развитее социологическое сознание, тем эффективнее его рефлексивная деятельность, тем больше оно способно обнаружить смысловых, ценностных и нормативных аспектов в социальных

феноменах. В результате его активности действительные социальные противоречия обретают вторичные знаково-символические формы образов, идей и концептов, помогающих освоению проблем социального бытия.

В социологическом контексте рефлексия -это не только самопонимание, самопознание. Социологическая рефлексия включает в себя такие процессы, как понимание и оценка другого индивида. С ее помощью достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества. Данный процесс очень важен для социологического знания.

Философская и социологическая рефлексия достаточно тесно и плотно взаимосвязаны, социологическая рефлексия — это рефлексия, которая имеет широкую практическую значимость и осуществляется во взаимодействии между социальными группами и субъектами, реализуется в системе общественных отношений, и этим самым позволяет регулировать социальные процессы. Также она позволяет выявить элементы общественных отношений и роль материального производства в экономической и духовной сфере.

Отличие социологической рефлексии от философской заключается в присутствии субъективности, т. е. субъект — субъективный диалог. В естественных науках субъект и объект одинаково взаимодействуют через эмпа-тию либо через манипулирование друг другом.

Рефлексия любого социального процесса и элемента социальной системы осуществляется как рефлексия отдельного социального организма с учетом его динамики и направленности.

Философская социальная рефлексия изучает и создает теоретическую базу цивилизации, является основой методологии процесса познания разума и социума но основе представления практической значимости социологической рефлексии и взаимодействия между субъектами, социальными группами, реализующимися в системе современных общественных отношений.

‘Рефлексия’ как термин часто употребляемый совпадает с термином ‘самосознание’. Различие в таких понятиях заключается в обозначении состояния сознания. Можно добавить, что не всякое осознание личностью содержания собственного сознания является рефлексией.

Т. П. Матяш отметила, что самосознание, в отличие от рефлексии, есть порождение единства «Я» в его индивидуально-личностном контексте, оно не разворачивается в форму понятия и «поэтому оно арефлексив-но». Рефлексия появляется лишь тогда, когда индивид стремится обосновать свои мысли, придать им общезначимость, вывести на уровень теоретического мышления, когда содержание его мышления выносится за пределы личностного «Я» и становится объективированным знанием. Как справедливо полагает Т. П. Матяш, субъект рефлексии «конституируется на основе предметного категориально оформленного содержания», он «не имеет иного содержания, кроме предметно-логиче-ского»2.

В самосознании отражается человек как целое и единство субъективного, объективного, материального, идеального начала.

Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, исследующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения3.

В европейских странах это слово со значением отражения приобрело значение рассуждения, обдумывания, соображения, и имелась в виду мысль, которая оборачивается и направляется на самого себя, отражается в самом себе.

Начиная с XVII в. в английском и французском словоупотреблении термин ‘рефлексия’ употребляется в следующих смыслах: ‘размышление’, ‘соображение’, ‘рассмотрение’. Характерно, что и сегодня в английском языке одно из его значений — ‘to bring back’ -может означать как ‘приносить обратно, возвращать’, так и ‘вспоминать’, фиксируя древний пласт значений, включающий, с одной стороны, процедуру самонаблюдения и припоминания, а с другой — слитные с ним значения зеркального отображения луча света.

Традиционно, рефлексия рассматривается как «понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия — есть осознание практики, мира культуры и ее модусов — на-

уки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия -рефлексия разума». Рефлексия — это одновременно понятие о деятельности осмысления и деятельность самопознания. При этом нужно отличать рефлексию как понятие об осмыслении от деятельности осмысления, а также то и другое от деятельности самопознания. Теоретическому осмыслению, понятие о котором есть рефлексия, подвергаются в первую очередь собственные действия. Далее объектом теоретического осмысления становится культура. Следующая ступень — осмысление оснований культуры. Однако последнее не всегда возможно в контексте данной культуры.

Стоит остановиться поле подробно на подходе Г. П. Щедровицкого, который предлагает анализ с точки зрения теории деятельности. В качестве системообразующей деятельности предлагается идея кооперации, но, чтобы ее использовать, необходимо разработать схему «рефлексивного выхода». Осуществить рефлексивный выход — значит занять новую позицию, «внешнюю» как по отношению к выполненным, так и по отношению к проектируемым деятельностям. Деятельность индивида в рефлексивной позиции «поглощает» прежние и будущие деятельности, первые становятся материалом анализа, вторые — объектом проектирования, таким образом деятельности кооперируются. Подобная кооперация может осуществляться на уровне сознания или на уровне логически нормированного знания4.

Наиболее точно отражает сущность рефлексии следующее определение: рефлексия -это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, предпосылок, установок.

Рефлексия как момент мышления внутренне связана со способностью человека к разрешению противоречий и является одним из существенных показателей достаточно высокого уровня умственного развития.

Проблему и важность рефлексии отмечали и классики социологии.

Немецкий философ и социолог Юрген Ха-бермас, которому принадлежит главная роль в развитии критической теории общества, в своей философии связывает понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции. Рефлексию рассматривает как универсальное сомнение. Понятие разума опирается

на теорию речевых актов. Эта теория описывается в двухтомном труде ученного — «Теория коммуникативного действия»5.

Ориентацией на свойственные речи, универсальные значимые претензии объясняется способность использовать язык, изменяя его семантику. Субъективным условием для этого является рефлективное отношение субъекта к тому, что он полагает, делает и говорит. По мнению Хабермаса, на уровне рефлексии структуры коммуникации, знания и деятельности как рациональные структуры, «частичные рациональности», образуют единый синдром. Поскольку любая рефлексия может быть реконструирована как внутренний дискурс, следовательно, в рефлексии разумной, дистанцированной от самой себя личности отражается рациональность, которая сущ-ностно присуща структуре и процессу аргу-ментации6.

Американский социолог Алвин Уорд Го-улднер призывал социологов к самокритичности и самосознанию как основным целям рефлексивной социологии. Гоулднер является сторонником концепции «критически-рефлексивной» социологии. По мнению социолога, общество находится в кризисном состоянии. Выявить причины этого кризиса и определить пути выхода из кризисного состояния поможет «критическая рефлексия». Гоулднер определил несколько причин кризиса общества.

Первая причина — деперсонализации человека, т. е. расстройство самовосприятия.

Вторая причина — разрушение целостного взгляда на мир.

Третья причина — противоречивые отношения между знанием и властью.

Одной из основных задач рефлексивной социологии является рассмотрение и анализ факторов, с помощью которых можно определить социальную ситуацию, в дальнейшем выявить тенденции ее движения и дать прогноз, насколько ее последствия будут отрицательными или положительными для человека. Гоулднер видит задачу социологии в помощи всем людям преодолевать исторически и социально обусловленные напряжения, не пассивно приспосабливаясь к ним, а превосходить их в процессе активной познавательной деятельности. Также социолог видел важность участия в общественной жизни и вовлеченности в реализацию собственных проектов7.

Французский философ и социолог Пьер Бурдье отмечал, что именно рефлексия способна ослабить давление «символического насилия», направленного против субъектов исследовательской деятельности.

Бурдьё пытается решить две важные задачи, которые противоречат друг другу.

Первая задача — разработка такого метод, который позволил бы оградить научный дискурс от повседневных конструктов. Задача ориентируется на социологическую объективацию структур социального.

Вторая задача — проблематизировать социологическое познание так, чтобы оно могло открывать для себя нечто новое в эмпирическом исследовании. Задача имеет цель уяснить то содержание, которое проживается субъектом действия или высказывания.

Анализируя эти две задачи, Бурдье дает такое понятие, как ‘практический смысл’, состоящий из индивидуального замысла и отражения структурного генезиса. Практика, по мнению Бурдье, это носитель собственной логики, противоречащей всякой логической логике и не предполагающей никакой сознательной рефлексии8.

Английский социолог Энтони Гидденс определяет рефлексивность как одну из важнейших характеристик современности. Гидденс является автором концепции «рефлексивного проекта самости». Основой концепции является то, что личностные идентичности более не основываются на одних лишь внешних факторах, а конструируются индивидом в ходе осуществляемой им постоянной рефлексии по поводу своей биографии и работы над ней. Рефлексия имеет огромное значение в этнометодологии, где социальный порядок не навязывается индивидам извне, а создается самими людьми в ходе рефлексии и разговоров о социальном мире.

Согласно Э. Гидденсу, Новое время определяется четырьмя институциональными комплексами: капитализмом, индустриализмом, военной мощью и надзором. Модерность характеризуется интенсивной системной интеграцией, производством упорядоченного массива знания об обществе, доступного рефлексивному освоению, созданием механизмов деятельности, свободных от локальных условий. В этих условиях реализуется процесс обретения социальной идентичности и рефлексивной самоидентичности личности9.

Проблемы рефлексивной самоидентичности в последние годы все больше и больше привлекают внимание как социологов, так и социальных философов. В своей работе социальный философ К. В. Ануфриева поставила проблему таким образом: «Оказываясь в глобальном социокультурном пространстве, личность призвана обрести в процессе поиска собственную социальную идентичность и абрис рефлексивно конструируемой самоидентичности. Констатация этого обстоятельства объединяет представителей различных социально-гуманитарных дисциплин, которые сходятся во мнении относительно необходимости применения новых средств построения картины личностного «Я». Анализ этой проблемы призван продемонстрировать возможность альянса герменевтической и лингво-аналитической методологии для постижения различных граней конституирования личности в глобальном социокультурном пространстве, имеющем сегодня также виртуальное измерение. Личность должна предстать как рефлексивный проект, апеллирующий к многообразию контекстов ее существования и предполагающий неоднозначность возможных сценариев присвоения ею мозаики свойств и векторов развития. При этом личностный мир, отмеченный печатью рефлексивности, поиска субъектом собственных оснований, играет огромное значение и в обнаружении новых перспектив общественного целого, культуры»10.

Примечания

1 Давыдов, Ю. Н. Введение // История теоретической социологии : в 5 т. Т. 1. От Платона до Канта. Предыстория социологии и первые программы науки об обществе. М. : Наука, 1995. С. 5-26.

2 Матяш, Т. П. Индивидуальное и общественное сознание // Основы философии в вопросах и ответах. Разд. IV. Ростов н/Д, 1997. С. 22.

3 Бажанов, В. А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. 2002. № 2, т. 2. С. 64-68.

4 Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005. 800 с.

5 Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 4.

6 Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб. : Наука, 2000. 380 с.

7 Alvin Ward Gouldner. Dialectics Of Ideology And Technology. N.-Y., 1976.

8 Бурдьё, П. Практический смысл. СПб. : Але-тейя, 2001.

9 Гидденс, Э. Модерн и самоидентичность / реф. Е. В. Якимовой // Современная теоре-

тическая социология : Энтони Гидденс : ре-фератив. сб. / под ред. Ю. А. Кимелева. Сер. «Социология». М. : ИНИОН РАН, 1995. 10 Ануфриева, К. В. Рефлексивная самоидентичность личности в современном глобальном обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2013. 21 с.

Рефлексия и локус: evo_lutio — LiveJournal

Многим полюбилось выражение «отдал свой локус» или даже «вручил свой локус», но представляют большинство что-то свое.

«Отдал свой локус» пишут они про любой запрос. Даже про запросы в границах.

Примерно такое же глупое выражение «передал ход».

Любой ваш ход — это передача хода другому. Любой вопрос, любое обращение, любо действие по отношению к другому — это передача ему хода. Он имеет право ответить вам на вашу акцию, обращенную к нему. Само по себе обращение — это уже вызов. Не надо уточнять, что вы ход передали, он сам собой передается. Если вы бестолковые, то вы этого можете не заметить, но это не значит, что ход не передался.

Запрос в границах — это не передача локуса. Это нормальное общение.

Вот здесь вот какой только ерунды ни понаписали про локус, пользуясь тем, что я комментарии не заблокировала вовремя.

В каждое почти письмо, где я не закрыла комментарии, приходит кто-то и прямо или косвенно обвиняет автора, что он передает свой локус Эволюции. Как будто держать свой локус у себя — это вообще не общаться и ни к кому ни за чем не обращаться.

Локус контроля смещается без рефлексии. Если вы отрефлексировали момент своего обращение к кому-то, своей просьбы, своего желания что-то получить, своего ожидания, то вы вернули локус на место и разделили границы.

И вот это самое главное, что мы должны понять про рефлексию.

Рефлексия возвращает на место локус.

Рефлексия — это луч света, который помогает осветить бессознательные процессы.

Но сами по себе бессознательные процессы идут безо всякой рефлексии.

Рост СЗ — это бессознательный процесс, любые влечения — это бессознательные процессы.

Если вы этого не понимаете, то вам может показаться как вот здесь, что без рефлексии значимости эта значимость не растет.

И тогда получается, что вы как страусы с головой в песке: раз не видите опасности, то и нет ее. И еще получается, что ЗВ и БП, которые блокируют рефлексию, очень хорошо помогают уменьшить фигуру и снизить чью-то значимость. И корона тоже очень помогает изменить реальность.

То есть вы думаете, что рефлексия = чувство.

Но рефлексия — это только осознание своих чувств.

Без осознания чувства растут бесконтрольно и как угодно сильно. И фигуры тоже растут. И поступки вами совершаются, безо всякой рефлексии, что именно вы делаете и зачем.

Большинство людей осознают лишь то, что им удобно, что вписывается в их картину мира, что соответствует образу их Я, все остальное они скрывают от своего осознания, чтобы не расстраиваться. Поэтому рефлексия такая плохая. А влечений и движений при этом может быть очень много. Реактивно.

Проактивно — это вот как раз с честной рефлексией и адекватной оценкой.

Честная рефлексия нужна, чтобы осветить процессы и взять их под контроль.

Не просто увидеть хлам в углу и тут же выключить свет, а осветить, чтобы разобрать этот хлам.

В комментариях к каждому письму последнее время я задаю вопрос: как хорошая рефлексия могла бы помочь автору?

Вы обычно пишете: автор осознал бы свою зависимость. И все.

А дальше-то что?

Убежал бы, роняя тапки? Покорился бы судьбе и стал рабом?

Для чего осознание зависимости нужно?

Чаще всего в письмах нет речи про какую-то зависимость. Там обычно другая проблема, вот как раз смещение локуса. И хорошая рефлексия помогает этот локус вернуть себе, иными словами — разделить границы. Вот для чего она нужна. Чтобы отрефлексировать свой запрос на чужое.

Смещение локуса — это не просьба, не вопрос, не обращение, ничего подобного вообще с этим не связано.

Смещение локуса — это когда вы путаете чужое и свое, не видите границ, когда вы рассчитываете и опираетесь на то, что вне ваших границ, когда вы думаете, что рулите тем, что вне ваших границ, присваиваете что-то и пытаетесь поступать за другого. И бывает это, когда вы не рефлексируете своего запроса.

Смещение локуса всегда происходит неотрефлексированно. Человек со смещенным локусом не видит и не чувствует, что он опирается на другого. Только в этом весь трюк!

Только для этого мы разбираем письма. Чтобы помочь авторам и читателям с подобными ситуациями увидеть, где проходят границы. Отрефлексировать и осознать помогаем, чтобы они могли поправить локус.

Когда автор формулирует корректный вопрос, он осознает, что обращается к другому человеку. Как это может быть смещением локуса? Он видит, что вот он — он сам, вот его вопрос другому, в данном случае мне. И корректная форма запроса показывает, что он осознает это все очень хорошо. Это не мысли вслух. Это осознанный процесс, отрефлексированный. Нет в нем никакого смещения локуса и быть не может.

Смещение локуса происходит неосознанно. Невозможно осознать внешний локус и оставить его внешним. И корону невозможно осознать и остаться в короне.

Рефлексия — это инструмент работы над собой. Скальпель для отрезания корон и багов.

Вот где у автора последнего письма смещение локуса?

Там где он не видит своего запроса, а видит вместо этого воображаемый запрос женщины.

Например он воспользовался ее услугами и зовет в кино. Услуга ее — работа на него, кино — обоюдное удовольствие, его даже больше. А ему кажется, что он оказал ей услугу — пригласив в кино, и он должна была «закрепить», то есть отплатить ему благодарностью.

Вообще каждый раз когда он за нее на себя рыбачит, локус его у девушки. Он не видит, что сам хочет ее добиться, он переживает и ворчит, что у нее не выходит его добиться, как будто это ее желание и даже мечта, а не его.

Вот когда вы учите других людей делать вам удобно, приятно, приносить вам пользу, ваш локус смещается к ним. Вам кажется, что это запрос людей — как бы вам угодить, как бы вас расположить. И вы хотите помочь им в этом. Училкой своей и Штурманом. Вы готовы потрудиться, чтобы сделать их удобней для вас, приятней и более согласными с вами, более подходящими вам.

Когда авторы писем смещают свой локус ко мне? Когда они втолковывают мне, как именно я им должна помочь, когда они разрешают мне им помочь, снисходительно соглашаются, когда направляют меня и стараются что-то во мне исправить, чтобы я лучше им могла помочь. Вот когда локус их смещается ко мне. А когда они просят разбора, четко осознавая, кто просит, у кого, и чего, они действуют в границах рубрики и ее правил, и все с ними отлично. По таким авторам сразу видно нормальные границы.

Когда вы смещаете свой локус к начальнику? Когда принимаете его руководство, когда задаете вопрос или вносите предложение в рамках дела? Конечно нет. В этом случае вы в границах и ваш локус там, где надо, у вас.

Локус смещается, когда вы сами пытаетесь руководить начальником или когда ждете, чтобы он решал ваши проблемы, делал для вас то, что не входит в его обязанности. Вы хотите использовать этого начальника, будто он существует для вашей пользы. Вы не видите границ, не обращаете внимания на то, что у начальника совсем другая функция и совсем другая задача. Вы воспринимаете его как свой инструмент.

Смещение локуса ВСЕГДА характеризует незамутненность.

Вы не видите, что это не ваше, что вы не имеете права на это, вы уверенно протягиваете руку.

Не просто протягиваете! А протягиваете как к своему. Если протягиваете к чужому, помня, что это чужое, с локусом все нормально.

У вора-карманника нормальный локус. У него с этикой плохо и с экологией и много с чем-то еще, а с локусом нормально. В тот момент, когда он хочет украсть, он видит, что карман чужой, поэтому надо тихо-тихо пробраться туда рукой, а лучше отвлечь человека, чтобы тот не заметил вторжения на его территорию. Если бы вор-карманник не понимал, что карман чужой и лез бы в него как в свой, он ничего не смог бы украсть.

Заходить на чужую территорию, осознавая, что она чужая — это не смещение локуса.

И в письмах это всегда очень хорошо видно. По формулировкам видно, где локус.

Вежливость — самая простая форма обозначения чужого.

Адекватность эмоций — верный признак того, что человек видит границы.

Толерантность — тоже. Нормальная толерантность — показатель хороших границ!

А вот гнев, что кто-то не действует в ваших интересах, а действует в своих — признак смещения локуса.

Обида на чужого человека, что он не ведет себя как любящий вас близкий — то же самое.

Требование вас выслушивать, обслуживать, или даже не требование, а априорный расчет на это без каких-то оснований — то же. Основание — встречный запрос, ваша значимость для человека, ваши реальные, а не воображаемые права.

Если вы не будете понимать, что такое смещение локуса, мы никуда дальше не сможем двинуться.

Поэтому я прошу привести примеры.

Как выглядит смещение локуса. Небольшое, большое, огромное.

И нормальный локус тоже описывайте. Конкретные примеры приводите и свои рассуждения на тему.

Вы никогда почти не приводите примеров к таким темам, и это плохо.

Нормально владение материалом — это как раз свободное моделирование, а не ответ на четко сформулированный вопрос, когда можно ответить наощупь или догадаться по самой формулировке.

Как поможет обучению рефлексия учителя — Дидактор

Во время тревожной неопределённости, которая усилилась глобальной пандемией, учителя должны разобраться, чего же требует от них общество? Даже после массовой вакцинации мы ожидаемо столкнёмся с суровыми реалиями, которые могут быть связаны с последствиями ужасной болезни в экономике, безработицей, а отсюда растущему социальному неравенству. Мы встревожены всё более частым проявлением детского насилия, других антисоциальных подростковых явлений. В таком контексте, мы должны задуматься, что мы можем дать ученикам, чтобы каждая встреча с ними была бы максимально полезной не только с позиции обучения.

Эти тревожные вопросы мы часто задаём себе, а следовательно мы обращаемся к своему очень полезному навыку рефлексии.

Учителя осознают, что их работа бесконечно сложна. Это касается многих  аспектов обучения, воспитания, критического осмысления своей работы, своих чувств и действий. Каждый день перед педагогами стоит задача органично объединить эти аспекты, чтобы максимально эффективно реализовать их на практике.

Конечно, не задумываясь о своей работе, не занимаясь «самокопанием», мы можем просто обратиться к жёсткому регламенту, механическим процедурам и чётко расписанным учебным планам. Но каждый раз учитель бросает вызов этой банальной повседневности, задумываясь о собственных ценностях, убеждениях, а часто и предубеждениях. Вот тут-то и вступает в силу рефлексия.

Рефлексия порождает наши новые знания о себе, о своём предназначении. Она помогает нам осознать смысл нашей профессиональной деятельности, каждого нашего рабочего дня. Рефлексия заставляет нас задавать себе самые трудные вопросы и набраться смелости ответить на самые сложные вопросы.

Сделать Рефлексию Частью Своей Педагогической Практики

 После каждого урока, после окончания каждого рабочего дня учитель должен задать себе вопросы:

«что я нового узнал о своих учениках?»

«как я использую эту  новую информацию в своей работе с учениками, чтобы поддержать их, а часто помочь поверить в себя, в свои возможности?»

«что нового я узнал о своём преподавании? Что изменилось?»

Используя эти подсказки, учитель видит, как меняется его мышление. Он начинает задавать себе всё более трудные вопросы и искать честные ответы.

 

Критически осмысливая свою работу, свои действия и окружающую, порой не самую благовидную, реальность, учитель может и должен укрепить свою веру в способность создавать позитивные изменения в жизни своих учеников.

Рефлексия Как Стратегия подготовки к взрослой жизни

Даже в обычное время преподавать трудно. Но сейчас мы ведём энергичную борьбу за наших выпускников, которые, выходя из школы, часто сталкиваются с большими экономическими и  социальными проблемами. Решения, которые учителя принимают в своих образовательных пространствах, очень важны. Чтобы помочь нашим ученикам быть готовым к трудным реалиям, мы должны быть готовы задавать трудные вопросы себе и друг другу.

В конечном счёте, наши критические размышления — это наше просветление и освобождение от штампов, от старых и не обоснованных иллюзий. Речь идёт о создании смысла нашей работы, о нашем личностном и интеллектуальном росте. Рефлексия требует, чтобы мы коллективно оценивали наши действия наряду с ценностями, в которые мы верим.

В конце концов, как педагоги, мы несём ответственность за формирование того жизненного  пространства, где молодые люди могут проявить мужество в решении возникающих проблем, осознать свою перспективу и выйти с ответами, с которыми они могут жить.

Коллективная педагогическая рефлексия

Рефлексия может быть индивидуальной, но она становится очень большой силой, когда она решается в педагогическом сообществе. Это позволяет учителям делиться ключевыми знаниями, слышать другие точки зрения и принимать позиции тех коллег, которым они доверяют.

Размышление даёт более конкретные действия, когда цель ясна. Некоторые цели включают в себя формирование культуры класса, расширение прав и возможностей учащихся, повышение уровня их обучения и вовлечённости в образовательный процесс или выявление трудностей и проблем.

Используйте вопросы, которые направлены на то, чтобы узнать больше, раскрыть лежащие в их основе процессы и ценности, и которые поощряют множество возможных точек зрения или ответов.

Будьте честны с самим собой, меньше ищите оправдание извне.

Как много потенциально талантливейших учителей слепы к своим недостаткам.

Вероятно, это своего рода защитный механизм. Часто учитель действительно не может вовремя увидеть свои «зависания». Ни один учитель не совершенен, но рефлексия может помочь вам определить те барьеры, которые мешают вам совершенствоваться. Это потребует от вас быть честным с самим собой. Не расписывайтесь в своей  посредственности, но и не разрывайте себя на части, стараясь всё успеть.

Размышляйте, повторяйте и улучшайте себя!

Диалоги и рефлексия — это то, зачем детям нужен театр

Маша, привет! Для начала, пожалуйста, расскажи немного о себе.

Меня зовут Маша Виноградова, я эксперт по Drama, автор программы London Gates по Drama и создатель этого направления обучения. Вместе с основателями центра я ввела в учебную программу этот предмет. Но не просто как уроки театрального искусства, а как метод коммуникации, самопрезентации, формирования уверенности в себе, работы в команде. Drama — это развитие многих полезных навыков, в том числе в процессе изучения иностранного языка.

Как театр, театральное искусство возникли в твоей жизни?

Пожалуй, оно было в моей жизни всегда. Я в детстве занималась практически исключительно театром. Когда я поняла, что мне очень интересны режиссура и драматургия (не с точки зрения написания сюжетов, а с точки зрения их воплощения), то стало понятно, что единственный правильный путь для меня — это поступить в Кембридж на факультет английской литературы. В Британии он является тем местом, откуда выходят самые большие и серьезные режиссеры, где зарождаются все театральные идеи в этой стране. Поступив, я продолжала заниматься театром и старалась идти по стопам своих героев: режиссеров Royal Shakespeare Company («Королевской шекспировской компании» — прим. ред.), и великих актеров: Тревора Нанна, Иэна Маккеллена, Деклана Доннеллана. У них у всех одно образование, из него вырастают их творческие решения, и я поняла, что подобные творческие решения мне тоже нужны. (Смеется.)

На сегодняшний день театр — одно из ключевых направлений моей работы. Меня больше всего интересует работа с молодыми актерами, постановки, которые одновременно развивают и зрителя, и участника. Язык Theatre in education (TIE, учебные театральные методики — прим. ред.) — это то, что мне сейчас больше всего интересно.

А что касается свободного времени, то здесь театр, безусловно, доминирует — большая часть моих отпусков тратится на различные фестивали и мастер-классы.

Давай поговорим немного об образовании и самых молодых актерах — детях. Как ты пришла к тому, чтобы работать с ними?

Я преподаю театр детям с пятнадцати лет — именно столько мне было, когда я вела свой первый театральный лагерь. Мне никогда не было сложно — скорее даже наоборот, мне было весело. Я много видела разной работы с детьми на сцене и обратила внимание на то, что есть доминирующая методика: дети чему-то обучаются, они за тобой что-то повторяют — песню, танец, монолог, сценку — и показывают. Для меня это «цирк дрессированных детей»: «Вот как они классно и профессионально выглядят, давайте все за них порадуемся!» И это тот подход и метод, который меня безумно раздражает с тех пор, как это делали со мной. С тех самых ранних моих лагерей в Лондоне я всегда стараюсь работать с людьми, которые делают это по-другому и пытаются дать детям возможность найти свои решения, показать на сцене себя внутреннего, а не то, на что его надрессировали.

Я точно знаю, что почти всеми моими профессиональными качествами — и в театре, и в других сферах — я обязана именно тому, что занималась театром. Мне кажется, что те навыки, которые дает театр, помогают добиться успеха в любой сфере жизни. А работать с детьми оказалось интереснее, чем со взрослыми состоявшимися актерами. Это работа с гораздо более гибким материалом, который открывает для тебя множество возможностей.

Дети и театр — сочетание достаточно привычное: есть множество детских спектаклей, детских театральных студий. А что театр дает детям?

Театр — по-английски мы называем его Drama, имея в виду именно занятие театром, а не результат, — это канал саморазвития с точки зрения коммуникативных навыков и самоощущения. Мне сложно понять, как существуют люди, которые этим никогда не занимались; мне кажется, они что-то упустили. Еще театр учит разным аспектам взаимодействия с другими людьми: человек как член группы, работа внутри этой группы и то, что эта группа создает. Вот эти три направления — это то, на чем построен театр. Даже театр одного актера — это взаимодействие группы, которая стоит за созданием постановки. Всегда есть коммуникативный процесс, который потом переключается на диалог со зрителем. Вот эти бесконечные диалоги и рефлексия — это то, зачем детям нужен театр. Показать себя, ощутить себя, быть успешным во взаимодействии с партнером, группой и зрителем. Выходящий со сцены ребенок практически всегда чувствует себя хорошо. Вне зависимости от того, как он выступил, его ощущения от света, от аплодисментов, от того, что на него смотрят бесчисленные глаза, его ощущение — всегда ощущение успеха. И это то, что делает детей сильными, делает их лидерами и победителями.

Если говорить про занятия Drama в театральной студии, как ты считаешь, это что-то специальное для одаренных детей или этим стоит заниматься всем детям для общего развития?

Это очень важный вопрос, который я все время задаю себе в рамках London Gates и других моих проектов. С одной стороны, Drama — один из важных способов саморазвития и обучения, особенно изучения иностранного языка. Я не могу представить себе систему, в которой нет какого-то элемента постановки, игры и которая при этом являлась бы успешной в рамках обучения и развития детей. В этом смысле я считаю, что Drama — обязательный предмет. И в Британии так и есть: последние лет двадцать пять для детей от 10 до 14 лет во многих школах Drama — часть школьного общеобразовательного курса, а в более старшем возрасте ее можно выбрать как факультативный предмет. На мой взгляд, это очень полезно — может быть, полезнее, чем физкультура, потому что это тоже физически активная деятельность.

Есть и другой вопрос. Если мы хотим делать большой театр, большой спектакль и чему-то реально учиться, то это должна быть «избранная» история — не в смысле детей с какими-то особыми талантами. Это не абсолютный слух, не «балетная» форма ступни или что-то такое. Ты никогда не знаешь, когда человек найдет в себе театральные способности; нет такого понятия, как «ребенок хорош для театра». Это «избранная» история в том смысле, что в театральной студии могут заниматься только дети, которые действительно очень хотят там заниматься. Это тяжелый процесс, это много аспектов, которые обычному ребенку могут показаться скучными: надо долго сидеть, ждать своей очереди и пытаться взять максимум от того, как режиссер работает с другими людьми, пока до тебя не дошла очередь. Безусловно, этот процесс очень увлекает и приносит удовлетворение, но он для избранных в том смысле, что этим должны заниматься люди, которые этого действительно хотят.

Как и когда стоит начинать заниматься в театральной студии?

Мне кажется, что приобщать ребенка к театру лучше если не с рождения, то хотя бы с очень юного возраста. Когда ребенок воспринимает образы, которые двигаются перед ним, и это вызывает у него какие-то чувства, то уже можно с ним что-то делать. Любая игровая группа, любая музыка для маленьких, где нужно хлопать в ладоши или ходить по кругу, — все это уже начинает действовать на театральном уровне, мы делаем что-то креативное вместе.

После лет четырех у ребенка, которому интересно театральное искусство, появляется безусловное желание себя показать и выступить. На это желание нужно как-то ответить, ему нужно дать платформу, будь то домашний спектакль, маленький детский театр или что-то еще. Единственное, что, на мой взгляд, критично — чтобы в этом не было фальши, чтобы желание исходило от ребенка и чтобы он делал то, что ему нравится. Не «хор мальчиков-зайчиков, все надели ушки и спели», а чтобы что-то в этом его самого зацепило: «Кого ты сейчас хочешь показать? Черепаху? Давай мы подумаем, как твоя черепаха вступает в хор зайчиков, как мы сейчас это решим».

Ребенок, на самом деле, не очень понимает, для чего нужен зритель и как с ним взаимодействовать; ребенку просто хочется быть в центре внимания. Когда ты поощряешь это чувство, это нужно делать естественно. С нашими младшими группами (5-6 лет) мы даже не говорим про зрителя. Мы обсуждаем: «Что ты хочешь показать? И как ты хочешь показать это?» И в какой-то момент мы переключаем его на зрителя, и при этом ребенок получает весь позитив от наблюдения, не чувствуя напряжения от того, что он должен повторить что-то заученное.

А как начинать знакомство с театром в качестве зрителя?

Я возвращаюсь опять в тот же возраст годовалого ребенка. Недавно была с подругой и ее малышом на представлении для самых маленьких, которое заключалось в том, что малыш приходит с родителями, а вокруг него что-то происходит: его щекочут палочками с перышками, играет музыка, выходят смешные симпатичные персонажи. Вокруг него происходит живой театр, он живет в этой атмосфере, и ему это уже полезно, приятно и увлекательно, все его центры внимания уже включены и развиваются. Это можно делать со сколь угодно раннего возраста.

Дальше возникает вопрос качества, который очень критичен. Взрослый спектакль «Вишневый сад» не обязательно будет качественным, просто потому что пьеса хорошо написана, — то же происходит и с детскими спектаклями. Ты как зритель на что ходишь в театр? На актера или режиссера, который тебе нравится; на что-то, что тебе посоветовали друзья, которым ты доверяешь; на что-то широко разрекламированное. Вот такие же решения нужно делать для своего ребенка: не просто идти на «Белоснежку», потому что ее показывают в соседнем ДК, а оценить, насколько спектакль хорош. Испортить ребенку вкус противными актерами с плохим гримом и в больших головах медведей очень легко.

А на серьезные взрослые постановки — того же «Гамлета», например, — с какого возраста стоит водить ребенка?

По-моему, задача родителя, который выбирает форму досуга своего ребенка, — это воспитать его вкус и дать ему возможность стать хорошим, образованным зрителем. Есть разные задачи: как можно скорее посмотреть «Лебединое озеро» или того же «Гамлета» или же стать хорошим зрителем, который получает удовольствие от процесса. Отбить у ребенка всякое желание ходить в театр гораздо проще, чем воспитать в нем интерес к такому времяпрепровождению.

В идеальном мире родитель мог бы пойти на постановку, принять решение, насколько он хочет поделиться этим со своим ребенком, а потом сходить еще раз — уже с ребенком. Это как смотреть фильм. Посмотрел фильм, понял: «Да, этот фильм понравится моему ребенку: в нем есть то, чем я хочу поделиться и что хочу обсудить». С другой стороны, если уж так получилось, что ты взял с собой ребенка на «Гамлета», и ребенку было скучно, то дальше появляется задача: если тебе самому понравилась постановка, то ты должен заразить этим своего ребенка, даже если ему она не понравилась. Тут надо уже ориентироваться не на то, как он воспринимает этот материал, а попробовать его пропустить через себя. Через твой фильтр ребенок воспримет материал лучше: он заразится твоим энтузиазмом.

А нужно ли заранее знакомить ребенка с сюжетом, или уже после просмотра рассказывать, в чем была суть, и на что стоит обратить внимание?

Лучше всего и так, и так. Во-первых, важно, чтобы ребенок понял сюжет, поэтому ему, как и любому зрителю, хорошо бы сначала ознакомиться с пьесой, на которую он идет, особенно если это какое-то классическое произведение. Если это современная премьера, тогда пускай они тебе расскажут эту историю. Но вот, допустим, «Ромео и Джульетта» — материал, гораздо более понятный для детей. Желательно обсудить заранее, что будет такая сказка, в ней есть такие герои, с ними произойдут такие события (сохранив при этом интригу), а потом после просмотра спросить ребенка: «Что тебе понравилось? Что ты заметил? Симпатичен ли тебе этот персонаж и почему?» Стоит попытаться передать именно свою интерпретацию, а не объяснять ему, что вот здесь они хотели связать это произведение с другим и сделать цитату из фильма Дзеффирелли — это не нужно ребенку.

Допустим, родители очень хотят развивать театральные, в широком смысле слова, навыки ребенка. Они сводили ребенка на занятия, и ему не понравилось. Что делать дальше — прекратить, поискать другую студию, настаивать на продолжении?

Вообще ребенок в три-четыре года должен много заниматься ролевыми играми — это то, что ему нужно как воздух. Если ребенок дышит воздухом, и при этом ему не понравилось в театральной студии, значит, это была плохая театральная студия. Не заразить ребенка играми, динамикой, энергетикой довольно сложно. Он может испугаться, и тогда его нужно уговорить попробовать еще раз, пообщаться с преподавателем, чтобы ребенка потихоньку ввели в процесс. Если ребенку скучно, то, скорее всего, проблема в студии.

Это, безусловно, должен быть диалог между родителями, ребенком и преподавателем. Они должны вместе попытаться понять причину: чаще всего причина не в самом ребенке, если у него нет каких-либо психологических трудностей, которые мешают ему идти на контакт. Бывают театральные студии, в которых слишком много стресса, где детей хотят поставить ровно в ряд, — это может не понравиться ребенку, и, если честно, мне бы это тоже не понравилось на его месте. Есть театральные студии, которые предлагают ребенку слишком, по его мнению, детские задания, и возникает некое взаимонепонимание между ребенком и преподавателем. Когда профессиональные актеры тренируются, они часто делают очень детские вещи: валяются на полу, показывают язык. Это все нормально. Но если приходит человек семи, восьми, одиннадцати лет, очень серьезный, и видит, как взрослые люди стоят на голове, ему это может не понравиться. И тут общая задача этого человека, его родителей и преподавателя — договориться, что это такой специальный язык, который снимает барьеры и границы, после которых мы можем заниматься театром. Мы это делаем не потому что мы ненормальные, а потому что это важно — это способ найти внутреннего себя.

А что делать с нежеланием смотреть театральные постановки?

Касательно походов в театр — стоит с самого раннего возраста постараться показать ребенку, что театр бывает тысячи разных видов: это не всегда балет или «Приключения Чебурашки», или ты сидишь в зрительном зале, а на сцене что-то происходит. Если ребенок знает, что театр может принимать множество разных форм, у него не возникает аргумента: «Я больше не пойду в театр, потому что в прошлый раз мне было скучно».

Если уже поздно, и такая проблема есть, то решать ее можно по-разному. Если это спектакль, который абсолютно никак нельзя пропустить, то нужно побороться, постараться объяснить ребенку его важность, пообещать ему что-нибудь. Если же это просто очередная постановка, которую, с вашей точки зрения, было бы полезно посмотреть, то стоит сделать выбор образованного зрителя и дать возможность ребенку им стать. Если ему не нравятся пьесы Бернарда Шоу, или он не любит ходить в театр «Современник», он имеет право сделать выбор как образованный зритель. Сейчас я говорю про более взрослых детей — девять, десять, одиннадцать лет. Я считаю, что нужно уважать выбор ребенка как зрителя.

Главное, чтобы у ребенка не было понятия: «Это — театр, и театр — это плохо». У театра множество разных видов. Мы же не говорим: «Это — еда, и я не люблю еду»? Мы говорим, например, что не любим кашу, но любим овощи и фрукты. Так же и с театром. Подобную реакцию — нежелание идти в театр вообще — вызывает лишь слишком узкое определение театра.

Может быть, у тебя есть конкретные советы, что стоит показать ребенку?

Я не очень хорошо знаю, что можно показать детям в Москве. Но жанр мюзикла, на мой взгляд, совершенно беспроигрышен. Даже проходной мюзикл, который идет на Уэст-Энде и может не понравиться взрослым, скорее всего, понравится детям, потому что он будет яркий, шумный, динамичный и очень эмоционально заряженный — контакта не может не возникнуть. В Лондоне ставятся очень хорошие мюзиклы по детским произведениям: в них каждое поколение найдет что-то для себя, на них интересно ходить всей семьей. Это, например, Charlie and the Chocolate Factory, Wizard of the Oz («Чарли и шоколадная фабрика», «Волшебник страны Оз» — прим.ред.).

В контексте мюзиклов возникает еще один вопрос — про театральные постановки на другом языке. Приведу пример из собственного опыта: классе в пятом нас со школой возили в Лондон, где мы ходили на мюзикл My Fair Lady на английском языке. В итоге преподаватели были от мюзикла в восторге, а мы с одноклассниками не поняли практически ничего. Стоит ли ребенку показывать спектакли на иностранном языке, если он уже какое-то время его учит? Поможет ли это в изучении языка?

Отличный вопрос, но я отвечу на него более глобально — не только про детей, но и про людей в принципе. Например, недавно у нас прогремела пьеса Пинтера No Man’s Land, в которой играл Иен Маккеллен. Когда телевизионный актер играет на сцене, все билеты обычно бывают распроданы за пять минут, и вокруг спектакля создается безумный ажиотаж. Пьеса была хорошей, очень взрослой, и ее надо было посмотреть тем, кто считает себя образованным зрителем. Мой друг повел туда свою девушку-итальянку, которая отлично разговаривает на английском, поддерживает разговор на любые темы. Но на спектакле она не поняла практически ни слова, потому что он был про очень специфическую субкультуру британских интеллектуалов — образ, понятный мне и абсолютно непонятный ей. Разговаривали герои литературно, очень обрывисто, было много шуток, но она не смогла их понять.

Это проблема любого зрителя, который плохо знает язык. Способ справиться с этим — заранее познакомиться с тем, что ты увидишь: прочитать пьесу на любом доступном тебе языке, узнать о ней больше, посмотреть экранизацию.

Есть еще другой уровень зрителя, к которому себя отношу я. Сейчас, наверное, 60 % спектаклей, которые выискиваю и смотрю я, ставятся на языках, на которых я не говорю. Мои любимые режиссеры на сегодняшний день — из Германии и Румынии. Я смотрю их спектакли с субтитрами, если получается, — сейчас в театрах это принято. Один раз я смотрела спектакль на шведском, и у меня был наушник с синхронным переводом. Я очень рада, что могу посмотреть эти спектакли и понять их, но все равно иду в театр подготовленной: я знаю, хотя бы примерно, о чем пойдет речь.

Театр на другом языке — это очень важная вещь. Мне повезло, что я знаю русский, поэтому я смотрю немыслимо прекрасные постановки российских режиссеров. Англоязычному человеку же может быть гораздо труднее познакомиться с качественным театром других стран, если он не говорит на иностранных языках.

Есть ли у тебя какое-нибудь напутствие, пожелание родителям и студентам?

Безусловно. Мне временами кажется, что родители считают, что уроки Drama — это место, где можно попрыгать и повалять дурака, когда математика уже закончилась, что это несерьезно, и в какой-то момент нужно прекращать развлекаться и начинать готовиться к экзаменам. Я придерживаюсь абсолютно противоположной позиции: Drama очень важна, особенно для изучения языка. Урок Drama — активизация этого языка. К счастью, у нас в London Gates есть много способов активировать язык — не только Drama, и это прекрасно. Тем не менее, Drama остается важным, если не главным, способом использовать язык в движении, в динамичном разговоре, так, чтобы тебя поняли и зрители, и те, кто на сцене с тобой. Польза Drama бесконечна и неоспорима, это не просто развлечение детей после математики. (Смеется.)

А напутствие студентам — получайте удовольствие, это самое главное. Надо найти в этом свое удовольствие. Не обязательно делать это хорошо или много, но абсолютно обязательно получать удовольствие и от урока, и от сцены. Без этого Drama пользы не принесет.

Маша, большое спасибо!

Текст песни Рефлексия группы Есть Есть Есть

Монструозы непобедимые со всего света
Побеждены были вещами простыми, так и моё гиперэго
Исключением не стало. Быстро растущую трещину
Оно получило от фразы простой, только мной замеченной.
Тогда в свободе блаженной довольно тупили очень,
Курили и курили, и тут меня друг раскусил: «Зачем ты озабочен
В этот хороший миг одним упорным выяснением,
Как тебя люди другие видят. Тратишь воображение
На домыслы пустые о домыслах касательно своей персоны.
У тебя рефлексия, опасная стадия». Я еле до дома
Дошёл, меня плющил убийственно точный диагноз.
Я пока не знал, что есть «рефлексия», но уже ощущалось:
Это слово, проникнув в меня, острыми своими слогами
Моё расцарапало эго. Домашние энциклопедии лишь доказали
Холодно констатируя то, что
Рефлексия – это когда сознание закольцовано на себя само.
Меня трясло, напрашивался единственный вывод:
Я думаю о том, что я думаю, в то время, как жизнь типа течёт мимо.
К тому же бесило, что такими глупостями,
Как внутреличностный конфликт, люди нормальные переболели в юности.

эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я —
Порядок звуков этих забыть надо.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я —
Та вещь, что может сгубить солдата.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Словно эрекция во время парада.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Лишняя при увёртывании от гранаты.

От самоедства я чуть не погиб, но стала поворотной
Догадка, что рефлексии энергию можно пустить проворно
На пользу себе. Я объяснять научился ловко
Ранее в ступор приводящие мысли. К примеру, к примеру работа:
Я не работаю не потому, что избалован кем-то,
А потому, что с каким бы созидательнейшим инструментом
Полжизни работай, не сможешь для себя КПД
Увеличить – процентов девяносто дирекционный совет
Трансмутирует в своё богатство. Ты мне скажешь: «Банально,
На этом держатся все экономики мира, не убедил». Ладно,
Ре – рефлексирую дальше: какой бы честной
Моя работа не была, её суть – достигнуть удобства посредством
Окружающей среды. В этом свете моё безделье –
Высший показатель гуманности в деле планеты спасения.
Теперь я сам с собой в мире. Повержены противоречия бесы!
Видишь, а ты говорил, мозга онанирование не может быть полезным.

эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
По буквам для запоминания.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Психолопата для самокопания.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Её можно заточить правильно.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Ооружием станет самооправдания.

Однажды с рассветом во мне было проснулась тревога,
Что восемь часов за компьютерными играми – это чересчур много.
Но уже точёный анализ мысли дал обеззараживающий рецепт:
Я, сочувствующий буддизму, всё ж христианского общества адепт.
И, практикуя ничегонеделанья принцип,
Вместо взгляда в никуда тружусь над расширением границы
Несуществующего королевства. То есть делаю ничего.
А рядом моя спит. Как жаль, что придётся сбежать от неё.
Иначе моя самозащита рухнет,
Ведь вчера она сказала: «От соседей так приятно пахнет домашней кухней».
Не сложно догадаться было: она имела в виду,
Что я для неё не могу ничего сделать. А философию мою,
по глазам вижу, считает детищем теоретических заблуждений;
И из-за каши в голове при подборе определений
Были грубые подмены, поэтому мои песни
Она видит не как гимн самоанализа, а как рационализацию лени.

эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я —
Порядок звуков этих забыть надо.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я —
Та вещь, что может сгубить солдата.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Словно эрекция во время парада.
эР- Е — эФ – эЛ – Е – Кэ – Сэ – И – Я –
Лишняя при увёртывании от гранаты.

Рефлексия | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — отражение, обращение назад) — принцип научного и  философского мышления, обращение мышления на себя, к своим  истокам, предпосылкам, формам. В широком смысле философская рефлексия — необходимый  момент всякого философствования, осмысление предельных  оснований культуры, бытия и  мышления, предметное рассмотрение знания, самопознание,  раскрывающее строение и специфику  духовного мира человека. Являясь сопутствующим моментом  любого философствования, рефлексия становится методологическим принципом философии в Новое  время в результате предметного  рассмотрения сознания и разработки проблемы самосознания  новоевропейской философией. В рамках  учения о радикальном сомнении и  интеллектуальной интуиции Декарт рассматривает рефлексию как  принцип мышления, обеспечивающий соотнесение нового знания с уже имеющимся интеллектуальным опытом. У Локка рефлексия — это наблюдение, направленное не на внешние ощущаемые предметы, а на «внутренние действия нашего ума». Разрабатывая понятие  рефлексии, Кант различает логическую и трансцендентальную рефлексию. Если логическая рефлексия  направлена на сопоставление данных в рассудке понятий (имеют ли они  одно и то же содержание,  противоречат ли они друг другу или нет), то целью трансцендентальной  рефлексии является поиск  субъективных условий образования понятий, она направлена на «осознание  отношения данных представлений к различным источникам нашего  познания» и обязательна для всякого, кто желает a priori судить о вещах. Понятие трансцендентальной  рефлексии получило дальнейшее  развитие в феноменологии. В  контексте феноменологического метода трансцендентальная рефлексия  направлена на анализ интенциональной структуры сознания. Развивая новоевропейскую тему  самосознания, Гегель рассматривает  рефлексию как деятельность  человеческого ума и сознающего себя  мирового духа, как абсолютную  негативность, полагание и снятие отдельного в процессе движения ко всеобщему.

Что такое научная рефлексия?. Философия науки и техники

Что такое научная рефлексия?

Термин «рефлексия» в той или иной степени знаком каждому. Под рефлексией понимают самопознание, способность человека осознавать самого себя, свою деятельность, своё поведение. Применение этого термина к науке может вызвать некоторое недоумение и поэтому нуждается в разъяснении. Действительно, разве наука познает себя, разве в этом её задача? Очевидно, что по крайней мере естествознание нацелено не на изучение науки, а на изучение природных явлений. Но, строго говоря, самих себя не изучают и гуманитарные дисциплины. Науковедение, например, строит знания не о себе, а о физике, химии, биологии… Короче, наука познает внешние по отношению к ней явления, но никак не себя самое.

Все это так, и тем не менее наука не существует без описания экспериментов и методов исследования, без формулировки своих задач, без обсуждения предмета отдельных дисциплин… Более того, при ближайшем рассмотрении довольно легко придти к выводу, что фактически почти все в науке сводится к рефлексии. Кое-что, разумеется, надо отбросить с самого начала. Рассмотрим это более подробно. Стоит хотя бы бегло просмотреть с десяток учебных курсов или монографий из разных областей знания, и мы найдём уйму сведений и об истории этих областей, и о закономерностях их развития. Выше уже приводилось немало цитат подобного рода. Нет никаких оснований относить все это к научной рефлексии. Просто любой учёный, будучи химиком или биологом, может в то же время интересоваться и живописью, и историей своей науки, и теорией познания. Живописью или историей в данном случае интересуется физик, а не физика, учёный, а не наука.

Но, даже отбросив все эти привходящие компоненты научных текстов и сосредоточив своё внимание на науке как таковой, мы не избавимся от представления, что наука – это и есть рефлексия. Действительно, можно ли провести резкую границу между описанием объекта и описанием деятельности с объектом, между знанием о мире и знанием возможностей и границ человеческой деятельности? Здесь уместно напомнить то, что уже обсуждалось в главе о знании – тезис об операциональной природе репрезентаторов. Вернёмся к химии, где мы уже встречали тексты такого вида: вещество Х чаще всего получают путём. Далее следует описание того, как именно получают Х. Следует ли рассматривать этот отрывок как описание деятельности химика, т. е. как продукт его рефлексии, или перед нами характеристика вещества Х? Очевидно, что имеет место и первое, и второе одновременно и, более того, едва ли можно названные аспекты полностью отделить и противопоставить друг другу. Любые знания о мире связаны в конечном итоге с человеческой практикой, с человеческой деятельностью, без этой связи они, вероятно, просто не существуют. Но что же в таком случае в науке не является рефлексией?

Очевидно, что для ответа на этот вопрос надо придать термину «рефлексия» более узкое и специфическое звучание. Будем исходить из уже предложенной нами модели науки. Известный специалист по термодинамике М. Трайбус пишет: «Смысл науки не только в самом процессе познания, но и в передаче и распространении полученных знаний». Фактически речь идёт об одновременном функционировании исследовательских и коллекторских программ. Именно последние, как нам представляется, и делают рефлексию органичным и необходимым компонентом науки. Учёный, с одной стороны, работает с опорой на непосредственные образцы, являясь участником соответствующих социальных эстафет, но с другой, – он вынужден вербализовать свой опыт, вербализовать те образцы, в которых он работает, т. е. сделать все это достоянием централизованной социальной памяти.

В свете сказанного под рефлексией рационально понимать переход от непосредственных образцов к вербальным описаниям, т. е. процесс вербализации образцов. Представьте себе эстафету, участники которой, не имея возможности постоянно демонстрировать друг другу акты своей деятельности, в рамках которой могут иметь место разного рода «мутации», начинают эти акты описывать. К каким последствиям это приведёт, как для самих участников, так и для внешнего наблюдателя? Во-первых, перед каждым из участников встанет проблема выбора: действовать по образцам или по описаниям? Во-вторых, наряду с непосредственными эстафетами появятся эстафеты частично или полностью вербально опосредованные. В-третьих, возникнет естественный вопрос: насколько адекватны и однозначны получаемые описания и что сулит переход к опосредованным эстафетам? Наконец, в-четвёртых, у наблюдателя, желающего описать происходящее, появляются методологические трудности, связанные с тем, что система сама себя описывает. Сказав все это, мы фактически построили простейшую модель рефлексирующей системы и наметили вопросы, которые надо обсудить.

Рефлексирующие системы – это не только наука. В общем плане это – любые системы, которые способны описывать своё поведение и использовать полученные описания в качестве правил, принципов, алгоритмов и т. п. в ходе дальнейших действий. Важно, что помимо этих описаний, системы имеют и другие, базовые механизмы, определяющие их поведение. К числу таких систем можно отнести материальное производство, систему воспроизводства языка и речи, общество в цело. В каждом из этих случаев рефлексия и её результаты выступают как существенные компоненты функционирования и развития соответствующих систем. Производство предполагает технологическое описание производственных процессов; язык закрепляет свои нормативы в словарях и грамматических справочниках. Вербальные правила никогда полностью не заменяют непосредственных эстафет, но способны коренным образом преобразовывать картину в целом. Мы, например, чаще всего говорим на родном языке, не пользуясь никакими правилами, опираясь только на непосредственные образцы, однако правила, если таковые сформулированы, несомненно, могут оказывать на речевую практику существенное влияние. Что касается науки, то можно смело сказать, что её просто не было бы без рефлексии, без вербализации образцов.

Зеленое рефлексивное растение Draceana — Nestreeo.

com Зеленое рефлексивное растение Draceana — Nestreeo.com

Наведите курсор на изображение для увеличения

Щелкните, чтобы открыть развернутый вид

271,00 399,00 Inc. Налог (-32%)

  • Бесплатная доставка по Индии
  • Драцеана зеленая рефлексия — низкорослое живое комнатное растение.
  • Зеленое рефлексивное растение Draceana с одним пластиковым горшком.
  • Зеленое рефлексивное растение Draceana поставляется с пластиковой горшечкой круглой формы диаметром 4-6 дюймов.
  • Зеленое рефлексивное растение Draceana имеет размер 5-10 дюймов.

Как ухаживать Song Of India:

  • Температура: Идеальная температура составляет от 60 ° F (15 ° C) до 80 ° F (27 ° C). Если температура опустится ниже 12 ° C, это может навредить растению. Избегайте посадки растений рядом с холодными сквозняками.
  • Свет: Рекомендуется ярко освещенное место без прямых солнечных лучей. Небольшое количество утреннего или вечернего солнца — не проблема.
  • Полив: Я бы старался постоянно поддерживать почву слегка влажной, а зимой позволять почве высохнуть. Вы должны иметь возможность оставить рефлекс драцены на срок до месяца зимой без воды, и это не причинит никакого вреда. Чрезмерный полив может убить их.
  • Почва: Лучше всего использовать быстро дренирующуюся почвенную смесь.
  • Удобрение: Подкармливайте каждые четыре недели с апреля по сентябрь, используя 10-10-10 разбавленных жидких удобрений.
  • Пересадка: Я бы посоветовал пересаживать раз в 2-3 года и горшок на размер больше, если горшок становится ужасно ограниченным. Слегка завязанный горшок — это нормально.

Что вы получаете:

  • Каждая упаковка содержит: 1 * фото растения Draceana green reflexia (5-10 дюймов)
  • Размер кашпо: пластиковые кашпо 3-4 дюйма (круглой формы)

Примечание: растения будут отправлены с кокосовым торфом или подготовленной почвой. Если завод соответствует своей временной точке увядания (TWP) из-за задержки доставки или аналогичных проблем при транспортировке, клиентов просят не беспокоиться. Если полить его обильно, оно вернет его тусклость. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами.

Больше нет предложений по этому товару!

Общие запросы

Запросов пока нет.

Скидка до 20%! Найти купоны на странице продукта Отклонить

Зеленая рефлексия Draceana

{«cart_token»: «», «hash»: «», «cart_data»: «»}

reflexia — Перевод на английский — примеры румынский

Эти примеры могут содержать грубые слова, основанные на вашем поиске.

Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

Vedeţi aici reflexia diferită pe partea asta.

Вы можете видеть это здесь по другому отражению на этой стороне.

Sigur își verifică doar reflexia în sticlă.

Я уверен, что он просто проверяет свое отражение в стекле.

Aceastacoperire multi-straturi crește reflexia de pe suprafețele prismei acționând ca un отражатель от распределителя Bragg.

Это многослойное покрытие увеличивает коэффициент отражения от поверхностей призмы, действуя как распределенный брэгговский отражатель.

Ази ми-ам văzut reflexia în oglindă.

Văd reflexia ta peste umărul meu.

Bunica mea îmi spunea că geanta unei femei e reflexia vieții ei.

Моя бабушка говорила мне, что женский кошелек — это отражение ее жизни.

Sau ți-am văzut reflexia pe cameră.

Ne-am văzut reflexia în geam, i arătam ca niște oameni rai.

Я видел в стекле наше отражение , и мы выглядели плохими людьми.

Ntr-o oglindă de argint, dacă-i infectată, reflexia ei vibrează.

В серебряном зеркале, если она инфицирована, ее отражение вибрирует.

Эта категория потребителя представляет собой reflexia в оглинде и потребляет резерв.

Оптимистичные потребители — зеркало , отражение сдержанного потребителя.

Mi-am văzut reflexia și m-am întrebat …

Vă las împreună cu reflexia voastră cezarisimă.

Я оставлю вас с вашим самым Цезарным отражением .

Și odată, reflexia mea s-a holbat la mine cu răutate.

И однажды мое отражение , , злобно уставилось на меня.

Agatharchides a afirmat că Marea Piramidă era reflexia geografică в Pământului.

Агатархид сказал, что Великая пирамида была географическим отражением Земли.

Exact cum bănuiam, Max, e reflexia noastră.

Aceasta este doar reflexia mea în fereastra.

Ciudat, îmi văd reflexia în ochii tăi.

Totuși, jur că îmi văd reflexia

Aici, la numărul unu, e reflexia unui смартфон для ухода за больными scria un mesaj.

То, что вы видите здесь под номером один, — это отражение в чьих-то очках смартфона, который они набирают.

Uită-te la tine, bând sânge, trăind în beznă, neputându-ți vedea reflexia .

Посмотрите на себя, пьющего кровь, живущего в темноте, неспособного увидеть свое отражение .

Гиперрефлексия без спастичности после одностороннего инфаркта костномозговой пирамиды — Аризонский университет

@article {3b5edbea26d24177bab0232d043921ae,

title = «Гиперрефлексия без спастичности после одностороннего инфаркта костного мозга, или

= 9000 =» Независимо от 9000 «или То, что поражение, ограниченное пирамидным трактом, не вызывает спастичность у человека, остается нерешенным спором.Мы изучили пациента с ишемическим поражением правой мозговой пирамиды, используя объективные измерения гиперрефлексии, спастичности и слабости. Электромиографическая активность (ЭМГ) мышц двуглавой мышцы регистрировалась при следующих условиях: (1) в ответ на постукивание по сухожилию инструментальным рефлекторным молотком, (2) в ответ на наложенное быстрое растяжение с анализом движения и (3) во время изометрическая задача удержания. Было показано, что гиперрефлексия пораженной руки в ответ на постукивание сухожилия, в первую очередь, связана с увеличением усиления рефлекторной дуги. Никакого зависящего от скорости увеличения реакции на быстрое растяжение задействованной руки не наблюдалось. Это соответствовало отсутствию заметной спастичности при клиническом обследовании. Эти данные предполагают, что поражение, ограниченное костномозговой пирамидой, может вызывать слабость и гиперрефлексию, не вызывая спастичности. Более того, эти данные позволяют предположить, что различные анатомические субстраты могут лежать в основе клинических явлений гиперрефлексии и спастичности. «,

keywords =» Пирамидный инфаркт, быстрое растяжение ;, спастичность; инсульт, касание сухожилий; «,

author =» Шерман, {С.J.} и Кошланд, {Г. Ф.} и Лагуна {Дж. F.} «,

год =» 2000 «,

месяц = ​​апрель,

день =» 15 «,

doi =» 10.1016 / S0022-510X (00) 00299-9 «,

language =» English (US) «,

volume =» 175 «,

pages =» 145—155 «,

journal =» Journal of the Neurological Sciences «,

issn =» 0022-510X «,

издатель = «Elsevier»,

number = «2»,

}

Reflexia Black Hole, заполненные песком подставки для колонок

Описание

Стойки Reflexia Black Hole состоят из двух квадратных оснований и башни, основание пола на 40% больше верхнего основания, на котором стоят колонки. Эта система обеспечивает прочную устойчивость трибун. Эти стойки, полностью изготовленные из водонепроницаемого МДФ высокой плотности, покрытые матовым черным лаком, также тщательно отделаны с учетом требований к акустике, что делает их идеальным выбором для студий звукозаписи, мастеринга и постпродакшна. Нижнее основание опирается на пол над 4 круглыми резиновыми подкладками (SORE 50), полностью изолированными от конструкции помещения. По желанию, квадратный резиновый лист (толщиной 3 мм) можно положить поверх верхнего основания, чтобы избежать нежелательных вибраций и движений динамиков.

Reflexia Black Hole может перенести вас в другое измерение акустического отклика ваших динамиков. Не только из-за сухого песка вам придется пополнять свой стенд.

Порядок действий довольно простой:

  1. Сдвиньте крышку втулки, потяните и снимите.
  2. С помощью воронки диаметром 55 мм засыпьте СУХИЙ песок в башню стенда.
  3. Установите крышку (слегка надавив) и закройте ее.

На фотографиях показаны две стандартные модели со следующими размерами:

  • AF Модель
    • 2 шт. В упаковке
    • Высота: 1088 мм
    • Башня: 200 мм x 200 мм
    • Нижнее основание 580 мм x 480 мм
    • Верхнее основание 480 мм x 330 мм.
    • Вес: 16,90 кг на единицу.
    • Предназначен для поддержки таких мониторов, как ATC SCM25, SCM45 или Focal SM9, , удерживая акустический центр ближе к 1,25 м высотой.
  • L Модель
    • 2 шт. В упак.
    • Высота: 1188 мм
    • Башня: 150 мм x 150 мм
    • Нижнее основание: 400 мм x 300 мм
    • Верхнее основание: 200 мм x 250 мм.
    • Масса: кг на единицу.
    • Предназначен для поддержки таких мониторов, как Lepinski L-505A или Genelec 8040 , сохраняя акустический центр ближе к 1. Высота 4м в мастерской.

Обе модели имеют максимальные размеры по высоте (L) или ширине (AF), но эти размеры могут быть изменены без дополнительной оплаты по запросу.

Вы можете прочитать наши новости здесь

Когда юмор и утилитаризм сходятся, может быть только веселье и эффективность!

Reflexia Alternans в условиях электросудорожной терапии (P2.1-013)

Abstract

Цель: Мы сообщаем о случае 44-летнего мужчины с биполярным расстройством, у которого было обнаружено reflexia alternans in установка электросудорожной терапии — оживленные рефлексы по утрам; вечером отсутствует.

Предыстория: 44-летний мужчина корейско-американского происхождения с биполярным расстройством был переведен в нашу реанимацию из внешней больницы с трудностями при отлучении от аппарата ИВЛ после введения седативных препаратов для поясничной пункции. По прибытию экзамена согласуется с ступорозной кататонией, и наша служба консультации, чтобы исключить бессудорожный эпилептический статус. ЭЭГ была без особенностей, и для получения дальнейших рекомендаций обратились в стационарную психиатрию.

Пациенту была начата электросудорожная терапия (ЭСТ) в течение 5 плановых процедур.Он становился все более интерактивным с каждым раундом лечения, однако его ежедневный неврологический осмотр начал выявлять несоответствия, которые совпадали с этим лечением.

Дизайн / методы: Наш пациент начал получать ЭСТ утром в 07:00. Наша служба обследовала пациента вскоре после лечения, а затем еще раз во второй половине дня.

Результат: Во время утреннего экзамена его рефлексы с обеих сторон были оживленными, 3+ в плечевой, двуглавой и трехглавой связках.Во время дневных обходов они выглядели заметно уменьшенными, от следа к отсутствию.

* Рефлексы нижних конечностей оставались живыми и симметричными независимо от времени суток.

Выводы: Преходящая неврологическая дисфункция, включая асимметрию глубоких сухожильных рефлексов, описана в литературе у пациентов, получающих ЭСТ ( Kriss, et al., ). Было обнаружено, что продолжительность и интенсивность ЭСТ соответствуют продолжительности постиктальных эффектов (которые обычно кратковременны, длятся 20–30 минут).Результатом обычно является потеря функции — снижение рефлексов, парез, гемианопсия или афазия — и эта дисфункция обычно относится к леченному полушарию. Наш случай уникален тем, что наш пациент продемонстрировал прирост функции на , в частности симметричное усиление рефлексов, и длительность, которая была более продолжительной, чем ожидалось, продолжалась не менее 1–2 часов.

Раскрытие информации: Доктору Гейтсу нечего раскрывать.

Стражи стихий — Свет (Рефлексия)

                                               

Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам в отношении содержания. Чтобы продолжить публикацию, пожалуйста, удалите его или загрузите другое изображение.

Я рефлексия. Я Хранитель Света.

Мои силы

- создать самый темный свет из всех существующих.

- создайте самый чистый свет из всех существующих.

- создавайте чистый свет и управляйте им.

- создают защитные экраны твердых фотонов.

- быть невидимым.

- изгибайте световые волны для создания лазеров.

-поглощает свет вокруг вас.

- излучают ослепляющий свет или светятся в темноте.

- приобретают черты света.

- телепорт с помощью фотонов.

- сделать все остальное невидимым.

- изгоните всех духов зла и черной магии.

- управляет светом и фотонами.

Перевод и значение рефлексии на арабском, английском и арабском языках Словарь терминов Страница 1

голеностопный сустав рефлекс (= triceps surae reflex ) [Медицинский] مُنْعَكَسُ الكاحِل (= مُنْعَكَسُ لاثِيَّة الرُّؤُوْس الرَّبْلِيَّة)
базальный сустав рефлекс (= палец-большой палец рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ المَفْصِلِ القَاعِدِيّ (= مُنْعَكَسُ الإِبْهامِ — الإِصْبَع )
Бехтерева-Менделя рефлекс (= Менделя-Бехтерева рефлекс ) [Медицинский] مُنْعَكَسُ بِيخْتِريف مَنْدِل
мигание рефлекс (= роговичный рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ الطَّرْف (= مُنْعَكَسُ القَرْنِيَّة )
подбородок рефлекс (= челюсть рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ الذَّقَن
дорсокубоидальный рефлекс (= рефлекс Менделя-Бехтерева ) [Медицинский] المُنْعَكَسُ الظَّهْرِيُّ النَّرْدِيّ (= مُنْعَكَسُ مندِل -بيختيريف)
локоть рефлекс (= трицепс рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ المِرْفَق (= مُنْعَكَسُ لاثِيَّةِ الرُّؤوس)
глазное яблоко-сердце рефлекс (= окулокардиальный рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ المُقْلَة — القَلْب (= المُنْعَكَسُ العينيُّ القَلبيّ )
глазное дно рефлекс (= красный рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ القاع (= المُنْعَكَسُ الأَحْمَر ) ( ي العين )
кляп рефлекс (= глоточный рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ التَّهَوُّع (= المُنْعَكَسُ البُلْعومِيّ )
Гиффорд-Галасси рефлекс (= orbicularis зрачок рефлекс ) [Медицинский] مُنْعَكَسُ يفورد-جالاسي (= المُنْعَكَسُ الدُّوَيْرِيُّ الحَدَقِيّ)
глоссарий reflex (= gag reflex ) [медицинский] المُنْعَكَسُ الِّلسانِيّ (= ُنعَكَسُ التَّهَوُّع)
захват рефлекс (= захват рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ القَبْض
большой палец стопы рефлекс (= подошвенный разгибатель рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ بْهامِ القَدَم (= مُنْعَكَسِ باسِطِةِ الأخْمَص )
захват рефлекс (= захват рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ القَبْض
Guillain-Barré reflex (= единственный кран reflex ) [медицинский] مُنْعَكَسُ يَّان باريه (= مُنْعَكَسُ نَقْرِ الأَخْمَص )
непрямой рефлекс (= перекрестный рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسٌ لَامُباشِر (= مُنْعَكَسٌ مُتَصالِب)
челюсть рефлекс (= рывок челюсти рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ الفَكّ (= مُنْعكس نَفْضَة الفكّ)
коленный рефлекс рефлекс (= надколенник рефлекс ) [медицинский] مُنْعَكَسُ نَفْضَةِ الرِكْبَة (= مُنْعَكَسُ الرَّضَفَة)
Лидделл и Шеррингтон рефлекс (= растяжка рефлекс ) [Транспортировка] مُنْعَكَسُ ليدل و يرِينْغْتُون (= مُنْعَكَسُ التَّمْديد)
.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *