Рефлексивность это: РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОСТЬ?

Содержание

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — это… Что такое РЕФЛЕКСИВНОСТЬ?

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек-рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

Синонимы:
  • РЕФЛЕКС
  • РЕФЛЕКСИЯ

Смотреть что такое «РЕФЛЕКСИВНОСТЬ» в других словарях:

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (в математике и л о г и к е) – свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек ром множестве (классе), наз. р е ф л е к с и в н ы м, если для любого элемента x этого множества имеет место xRx (т.е. x… …   Философская энциклопедия

  • Рефлексивность — В математике бинарное отношение R на множестве X называется рефлексивным, если всякий элемент этого множества находится в отношении R с самим собой. Формально, отношение R рефлексивно, если . Если это условие не выполнено ни для какого элемента… …   Википедия

  • рефлексивность — сущ., кол во синонимов: 1 • рефлективность (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — см. Импульсивность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (reflexivity) 1. Способность, которой обладает объяснение (теория), когда обращается к самому себе, например, социология познания, социология социологии. 2. (Особенно в этнометодологии и символическом интеракционизме) идея о том, что наши… …   Большой толковый социологический словарь

  • Рефлексивность

    —         свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений (См. Отношение), выражающее выполнимость их для пар объектов с совпадающими членами (так сказать, между объектом и его «зеркальным отражением»): отношение R называется рефлексивным,… …   Большая советская энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — одно из свойств бинарных отношений. Отношение Rна множестве Аназ. р е фл е к с и в н ы м, если aRa для любого . Примерами рефлексивных отношений являются равенство, эквивалентность, порядок. Т. С. Фофанова …   Математическая энциклопедия

  • рефлексивность — рефлекс ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • рефлексивность — Syn: возвратность …   Тезаурус русской деловой лексики

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии …   Толковый словарь по социологии


Рефлексивность — это… Что такое Рефлексивность?

Рефлексивность
        свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений (См. Отношение), выражающее выполнимость их для пар объектов с совпадающими членами (так сказать, между объектом и его «зеркальным отражением»): отношение R называется рефлексивным, если для любого объекта х из области его определения выполняется xRx. Типичные и наиболее важные примеры рефлексивных отношений: отношения типа равенства (См. Равенство) (тождества (См. Тождество), эквивалентности (См. Эквивалентность), подобия (См. Подобие)
и т.п.: любой предмет равен самому себе) и отношения нестрогого порядка (любой предмет не меньше и не больше самого себя). Интуитивные представления о «равенстве» (эквивалентности, подобии и т.п.), очевидным образом наделяющие его свойствами симметричности (См. Симметричность) и транзитивности (См. Транзитивность), «вынуждают» и свойство Р., поскольку последнее свойство следует из первых двух. Поэтому многие употребительные в математике отношения, по определению Р. не обладающие, оказывается естественным доопределить таким образом, чтобы они становились рефлексивными, например, считать, что каждая прямая или плоскость параллельна самой себе, и т.п.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:
  • Рефлекс
  • Рефлексия

Смотреть что такое «Рефлексивность» в других словарях:

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (в математике и л о г и к е) – свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек ром множестве (классе), наз. р е ф л е к с и в н ы м, если для любого элемента x этого множества имеет место xRx (т.е. x… …   Философская энциклопедия

  • Рефлексивность — В математике бинарное отношение R на множестве X называется рефлексивным, если всякий элемент этого множества находится в отношении R с самим собой. Формально, отношение R рефлексивно, если . Если это условие не выполнено ни для какого элемента… …   Википедия

  • рефлексивность — сущ., кол во синонимов: 1 • рефлективность (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

    — англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — см. Импульсивность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — (reflexivity) 1. Способность, которой обладает объяснение (теория), когда обращается к самому себе, например, социология познания, социология социологии. 2. (Особенно в этнометодологии и символическом интеракционизме) идея о том, что наши… …   Большой толковый социологический словарь

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — одно из свойств бинарных отношений. Отношение Rна множестве Аназ. р е фл е к с и в н ы м, если aRa для любого . Примерами рефлексивных отношений являются равенство, эквивалентность, порядок. Т. С. Фофанова …   Математическая энциклопедия

  • рефлексивность — рефлекс ивность, и …   Русский орфографический словарь

  • рефлексивность — Syn: возвратность …   Тезаурус русской деловой лексики

  • РЕФЛЕКСИВНОСТЬ — англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из свойств нек рых отношений, когда каждый элемент множества находится в данном отношении к самому себе. 2. Состояние или качество рефлексии …   Толковый словарь по социологии


Голубева Е.В. Профили рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье

DOI: 10.24411/2308-8079-2019-00007

УДК 159.955.4

ПРОФИЛИ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

C РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

Голубева Е.В.

В статье рассматривается проблема рефлексивности как интеллектуально-личностного ресурса у лиц с разным опытом отношений в родительской семье. Построены профили рефлексивности у лиц с благоприятным и неблагоприятным опытом отношений. Показано, что у лиц с неблагоприятным опытом отношений повышен показатель рефлексии настоящего, что можно рассматривать и как последствие сложившейся семейной ситуации, и как ресурс для преодоления негативных переживаний, связанных с прошлым опытом. 

Ключевые слова: рефлексивность, опыт, отношения в родительской семье, интеллектуально-личностный ресурс.

 

PROFILES OF REFLEXIVITY OF YOUNG PEOPLE

WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF RELATIONS IN PARENTAL FAMILY

Golubeva E.V.

The article reviews the problem of reflexivity as an intellectual and personal resource of people with different experience of relations in the parental family. The author constructs profiles of reflexivity in individuals with favourable and unfavourable experience of relations. It shows that in individuals with unfavourable experience of relationships an indicator of present reflection is increased, which can be viewed both as a consequence of the family situation and as a resource for overcoming negative experiences associated with past experience.

Keywords: reflexivity, experience, relationships in the parental family, intellectual and personal resource.

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00029 А.

 

Стремительные социальные и технологические изменения в современном обществе вызывают все больший интерес ученых к проблеме психологических ресурсов. Психологические ресурсы личности представляют собой такие ее резервы, которые позволяют человеку справляться со сложными или угрожающими событиями, сохранять психическое здоровье личности [16].

Ресурсы могут быть разделены на внутренние (аспект «я») и внешние (аспект «социальная среда») [13].

Внешние ресурсы – это такие ресурсы, в которых можно найти социальную поддержку (брак, наличие близких друзей и родственников, участие в неформальных и формальных группах) [11].

Самым важным внешним ресурсом является родительская семья, потому что желание быть принятым фигурами привязанности является центральным мотивом человека. Привязанность и теплота родителя жизненно важны в детстве, но их значимость сохраняется и во взрослом возрасте и принимает форму опыта отношений в родительской семье. Опыт отношений в родительской семье (благоприятный или неблагоприятный) оказывает влияние на формирование многих внутренних ресурсов личности [см.: 2; 6; 14]. 

Внутренние ресурсы – это такие ресурсы, которые обеспечивают самоподдержку. Они могут быть условно разделены на личностные и интеллектуальные. 

К личностным ресурсам относят:

– психологические убеждения, такие как оптимизм, самоконтроль и ощущение осмысленности [16];

– готовность и уверенность [15];

– уверенность в себе, эффективные копинг-стратегии, высокий уровень выносливости и ответственности, мотивация к успеху, внутренний локус контроля, гармоничная идентичность [9] и др.

Под интеллектуальным ресурсом понимают интерактивные проявления когнитивных и личностных составляющих. Среди последних чаще всего выделяют такие, как саморегуляция эмоциональных состояний, произвольная мотивация, рефлексия, самопонимание и уровень притязаний, история жизни и опыт значимых отношений.

Особый интерес представляет рефлексия как компонент интеллектуального ресурса, являющаяся условием сознательного смыслоизменения [5]. Рефлексивность представляет собой способность к рефлексии. Рефлексивность – это способность человека анализировать свой внутренний мир (прошлую, настоящую и будущую деятельность), а также внутренний мир других людей и взаимоотношения с ними. 

В исследованиях последних лет изучается связь рефлексивности с жизнеспособностью человека [7], его саморазвитием [1], совладающим поведением [10]. Рефлексивность рассматривается как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека в целом [4].

Выделяют ретроспективную рефлексию, ситуативную и проспективную рефлексию, а также рефлексию общения [3]. Ретроспективная рефлексия (рефлексия прошлого) представляет собой анализ выполненной деятельности, ее причин, содержания и результатов. Ситуативная рефлексия (рефлексия настоящего) заключается в анализе актуальной деятельности, соотнесение ее с настоящими условиями. Проспективная рефлексия (рефлексия будущего) – это анализ будущей деятельности, ее прогноз и планирование. Рефлексия общения – это анализ взаимодействия с другими людьми. Эти виды рефлексии могут быть представлены в виде профиля рефлексивных способностей.

Таким образом, целью настоящего исследования явилось построение профилей рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье.

В эмпирическом исследовании приняли участие 120 человек в возрасте 18-23 лет, студенты Южного федерального университета.

В качестве методик исследования использовались:

1. Биографический опросник (BIV) [12]: шкалы «Семья» – субъективное описание семейной ситуации в детстве и юности; «Воспитание» – воспитательное воздействие родителей [8, с. 62-84].

2. Методика определения уровня рефлексивности [3].

По сочетанию характеристик семейной ситуации и воспитательного воздействия родителей были выделены 2 группы студентов: с благоприятным (74 человека), и неблагоприятным (46 человек) опытом отношений в родительской семье. Затем из группы с благоприятным опытом отношений случайным образом были отобраны 46 человек так, чтобы группы были уравнены по количеству участников.

Обработка результатов показала, что общий уровень рефлексивности в группе с благоприятным опытом отношений в родительской семье (ср. знач. 125,67; станд. откл. 17,33) схож с общим уровнем рефлексивности в группе с неблагоприятным опытом отношений (ср. знач. 124,87; станд. откл. 12,12). Статистическая обработка результатов подтверждает это утверждение (сумма рангов для группы с неблагоприятным опытом = 2086, сумма рангов для группы с благоприятным опытом = 2192, Uэмп. = 1005, p = 0,68). Поэтому общий уровень рефлексивности оказался не зависящим от опыта отношений в родительской семье.

Однако в профилях рефлексивности двух групп респондентов можно наблюдать некоторые особенности (см. рисунок 1). 

Если показатели рефлексии прошлого и рефлексии общения в профилях практически совпадают, то показатели рефлексии настоящего и рефлексии будущего разнятся.

Эти наблюдения подтверждены статистически (см. таблицу 1). В группе лиц с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье уровень рефлексии настоящего выше, а уровень рефлексии будущего ниже, чем в группе с благоприятным опытом отношений.

Рисунок 1.

Профили рефлексивности молодых людей с разным опытом отношений в родительской семье

Таблица 1.

Статистическая обработка результатов с помощью критерия U-Манна-Уитни

Особый «статус» рефлексии будущего для лиц с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье подтвержден также при помощи процедуры факторного анализа (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Статистическая обработка результатов с помощью факторного анализа

У лиц с благоприятным опытом отношений в родительской семье все показатели рефлексии объединены в один униполярный фактор, т.е. между ними есть сильные положительные связи, и при увеличении или уменьшении одного остальные меняются в том же направлении. А у лиц с неблагоприятным опытом показатели рефлексии «разбились» на два фактора, причем из первого фактора «выпал» показатель рефлексии настоящего, т.е. он изменяется независимо от других.

Такие особенности профилей рефлексивности у двух групп респондентов могут определяться семейной ситуацией, в которой они воспитывались. Прежде всего, стоит отметить неоднозначность самого феномена рефлексивных способностей: с одной стороны, они обусловливают сложность и богатство внутреннего мира личности, а, с другой стороны, могут тормозить принятие решений и др. 

Так, неблагоприятный опыт отношений в родительской семье (например, конфликтные отношения, неустойчивый стиль воспитания и др.) могут заставить ребенка проявлять повышенную настороженность в ситуациях повседневной жизни, напряженно обдумывать свои слова и поступки, что может приводить к повышению показателей рефлексии настоящего в более взрослом возрасте. Неблагоприятная семейная ситуация также затрудняет планирование будущей деятельности, т.к. родители могут не уделять достаточно внимания помощи детям и подросткам в формировании у них временной перспективы.

С другой стороны, обнаруженный повышенный показатель рефлексии настоящего у лиц с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье можно рассматривать как ресурс в преодолении негативных последствий прошлого опыта. Высокий уровень рефлексивных способностей в области настоящего будет способствовать реализации первого блока психолого-консультативной работы, который предполагает отреагирование актуальных эмоциональных переживаний по поводу проблемной ситуации (чувств в настоящем) и создает готовность к переходу к следующим блокам – поиску причин проблемы (мысли в прошлом) и поведенческих альтернатив по решению проблемы (действия в будущем).

 

Список литературы:

1. Бехтер А.А. Рефлексивность как ресурс саморазвития субъекта образовательного пространства // Проблемы высшего образования. 2014. № 1. С. 92-95.

2. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 358-362.

3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45-57.

4. Карпов А.В., Воронова Т.А. Рефлексивность как детерминанта структурной организации внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 3. С. 104-110.

5. Карпова, Ю.А. Интеллектуальный ресурс человека в контексте инновационного развития // Инновации. 2011. № 1 (147). С. 19-22.

6. Кибальченко И.А., Голубева Е.В. Множественный регрессионный анализ влияния опыта отношений в родительской семье на формирование личностного ресурса молодежи // Вестник науки. 2018. Т. 4. № 7 (7). С. 71-75.

7. Лактионова А.И. Взаимосвязь смысловых образований и рефлексивности с жизнеспособностью человека // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 27-40.

8. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб, Речь. 2006. 176 с.

9. Baeva I.A., Kondakova I.V., Laktionova E.B. Psychological resources of adults who experienced violence in childhood [Электронный ресурс] // The European proceedings of social & behavioural sciences. 2018. URL: http://doi.org/c7b6 (дата обращения: 25.05.2019). 

10. Bechter, A.A. Reflexivity as a control factor of personal coping behavior // Вестник РУДН. Серия Психология. 2014. № 1. С. 67-72.

11. Berkman L.F., Syme S.L. Social networks, host resistance, and mortality: A nine year follow-up of Alameda County residents // American Journal of Epidemiology. 1979. Vol. 109. P. 186-204.

12. Jäger R.S. Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltensstörungen, BIV. Göttingen [ua]: Hogrefe, 1976. 55 S.

13. Hobfoll S.E. (2002). Social and Psychological Resources and Adaptation. Review of General Psychology. 2002. Vol. 6. No. 4. P. 307-324.

14. Mallers M.H., Charles S.T., Neupert S.D., Almeida D.M. (2010). Perceptions of childhood relationships with mother and father: daily emotional and stressor experiences in adulthood // Developmental Psychology. 2010. Vol 46 (6). P. 1651-1661

15. Santisi G., Magnano P., Platania S., Ramaci T. Psychological resources, satisfaction, and career identity in the work transition: an outlook on Sicilian college students // Psychology Research and Behavior Management. 2018. Vol. 11. P. 187-195.

16. Taylor S.E., Kemeny M.E., Reed G.M., Bower J.E., Gruenewald T.L. Psychological resources, positive illusions, and health // The American psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 99-109.

 

Сведения об авторе:

Голубева Елена Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия).

Data about the author:

Golubeva Elena Valerievna – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology and Safety Life Activity Department, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia).

E-mail: [email protected]

Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью

Апель К.-О. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпосылка социальных наук // Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. С. 193–236.

Бек У. Общество риска. М.: Прогресс-традиция, 2000.

Бурдьё П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. М.: Праксис, 2003.

Бурдьё П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: Ч. I. М.: Гнозис, 1994.

Гартман Н. Эстетика. Киев: Ника-Центр, 2004.

Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке // Логос. 1999. № 11. С. 151–185.

Куайн У.В.О. Натурализованная эпистемология // Куайн У.В.О. Слово и объект. М.: Логос; Праксис, 2000. С. 368–385.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Луман Н. Общество общества: Ч. 1. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.

Луман Н. Социальные системы. СПб.: Наука, 2007.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004.

Фрайер Х. Революция справа. М.: Праксис, 2009.

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в запад-ной философии. М.: Прогресс, 1988. C. 31–95.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

Bachelard G. La formation de l’ésprit scientifique. Р.: Vrin, 1938.

Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive modernization. Cambridge: Polity Press, 1994.

Bourdieu P. Méditations pascaliennes. P.: Seuil, 2003.

Freyer H. Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft. Stuttgart: B.G. Teubner Verlagsgesellschaft, 1964.

Frings M. Person und dasein. Berlin: Springer, 1970.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns: Bd. 1. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981.

Haroutunian S. Can Jean Piaget explain the possibility of knowledge? // Synthese. 1985. Vol. 65. No. 1. P. 65–86.

Heidegger M. Sein und Zeit. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1977.

Heidegger M. Was ist metaphysik? Bonn: Verlag von Friedrich Cohen, 1931.

Husserl E. Phenomenology and anthropology // Husserl E. Psychological and transcendental phenomenology and the confrontation with Heidegger (1927–1931). Dordrecht; Boston: Springer; Kluwer Academic Publishers, 1997. P. 485–500.

Peterman B. Lévy-Bruhl in Piaget: Hermeneutic analysis of text and con-text // Developmental Review. 2000. Vol. 20. No. 3. P. 405–437.

Piaget J. Les opérations logiques et la vie sociale // Piaget J. Études sociologiques. Genève: Librarie Droz, 1965. P. 143–171.

Scheler M. Formalism in ethics and non-formal ethics of values: A New at-tempt toward the foundation of ethical personalism. Chicago: Northwestern University Press, 1973.

Scheler M. The idols of self-knowledge // Scheler M. Selected philosophical essays. Chicago: Northwestern University Press, 1973. P. 3–97.

Schelsky H. Die Realitätsverlust der modernen Gesellschaft // Auf der Suche nach Wirklichkeit. München: Wilhelm Goldmann, 1979. S. 394–409.

Schelsky H. Ist die Dauerreflexion institutionalisierbar? Zum Thema einer modernen Religionssoziologie // Auf der Suche nach Wirklichkeit. München: Wilhelm Goldmann, 1979. S. 268–297.

Smith L. Wittgenstein’s rule-following paradox: How to resolve it with lessons for psychology // New Ideas in Psychology. 2009. Vol. 27. No. 2. P. 228–242.

РЕФЛЕКСИВНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА | Румянцева

1. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. проф. Г. И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ, 2013. 527 с.

2. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2012. 560 с.

3. Галицкая С. В. Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2006. 651 с.

4. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М.: Проспект — ТК Велби, 2003. 624 с.

5. Хансен Э. Денежная теория и финансовая политика: пер. с англ. М.: Дело, 2006. 312 с.

6. Абрамова М. А. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: монография. М.: Курс: Инфра-М, 2013. 380 с.

7. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / Материалы международной конференции «Путь в будущее — наука, глобальные проблемы, мечты и надежды», 26-28 ноября. М.: Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2007. 167 с.

8. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр, 2010. 255 с.

9. Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 1996. 416 с.

10. Князева Е. Н. Инновационная сложность: ее эмерджентные свойства и риски управления / Сб. материалов VIII Международного симпозиума 18-19 октября 2011 г. / под ред. В. Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2011. 271 с.

11. Чернавский Д. С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 288 с.

12. Самоорганизация и управление в сложных эволюционирующих системах: автореферат. [Электронный ресурс] URL: http://dibase.ru/article/01032010_bogdanovaen/1 (дата обращения: 16.05.2010).

13. Кизима В. В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 54-66.

14. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. М.: ACT: Ермак, 2004. 730 с.

15. Нелюбина Т. А., Романова О. А. Управление инновационной восприимчивостью социально-экономических систем: монография. Екатеринбург: Ин-т экономики УрОРАН, 2010. 176 с.

16. Айдарова А., Доолоталиев Ч. Коммуникационная политика в Национальном банке Кыргызской Республики как элемент денежно-кредитной политики // Национальный банк Кыргызской Республики. Экономическое управление. Научно-исследовательская группа, 2011.

что это такое, примеры, методика определения

Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.

Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции.

Что это такое

Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.

Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.

Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение. Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.

Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.

Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.

При этом под первым подразумевается каче­ство личности, обусловливающее рефлексию в качестве про­цесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.

Эти два вышеприведённых явления реализуются при по­мощи рефлексивных способностей.

Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:

– былые поступки и события;

– эмоциональное состояние;

– удачные либо неуспешные результаты деятельности;

– меняющиеся личностные черты, качества характера.

Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.

Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.

Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.

Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.

Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.

Принцип рефлексивности

Описываемый термин в качестве продуктивного параметра процесса рефлексии представляет собой либо свойство личности, либо характеристику целой социальной общности, например, лиц, имеющих высшее образование. Термин также актуален и применим и в других науках. Так, например примеры в информатике – в качестве способности программы мониторить и трансформировать свою структуру в ходе выполнения, в экономике – применима теория рефлексивности, автором которой является Дж. Сорос, либо в качестве понятия взаимосвязях в математике. Благодаря трудам В. Лефевра термин рефлексия был вычленен из философии в междисциплинарную сферу и введены такие понятия, как рефлексивная система и управление, пребывающие на рубеже многих наук: социологии, математики, психологии, философии, этики.

Так в психологии трудовой деятельности и инженерной психологии проводится диагностика уровня развития рефлексивности мышления и коммуникаций. Это необходимо для определения уровня готовности к трудовой деятельности.

Профессиональное развитие человека происходит одновременно с созреванием его личности. Именно личностный рост даёт толчок профессиональному росту посредством более глубокого понимания и благодаря приобретаемому опыту.

Принцип рефлексивности заключается в переосмыслении опыта индивидуального бытия. Исходной позицией в становлении убеждений индивидов является опора на индивидуальный опыт в качестве смысловой, эмоционально-экспериментальной основы.

Внутреннее переживание опыта осознаётся не только чувственно, поскольку обязательно присутствует аспект, именуемый «осознанностью». Такое понимание, естественно, не обделено эмоциональностью, страстью, интересом, которые в достижении осознания играют значимую роль. Переживание предоставляет источник для рефлексии.

Основываясь на опыте переживаний, полученного в прошлом существовании, человек вырабатывает собственную пристрастную позицию к моральным устоям и нормам, формирует индивидуальное поле духовных смыслов. Следовательно, рефлексивность нужно рассматривать в контексте внутреннего осмысления индивидуального опыта.

Принцип рефлексивности подразумевает обращение субъекта к анализу собственного опыта, выявлению духовных смыслов деятельности, поведенческих паттернов, общения.

Описываемый принцип в нравственном воспитании требует от средств, организационных форм быть методами самоосознания, а на этом базисе – и самореалезации, и самоопределения. Он подразумевает отношение к осмыслению и взаимопониманию как к необходимому и достаточному условию человечности и эффективности форм, средств и способов воспитания.

Большей частью рефлексия охватывает происходящее с индивидом, урок, который он извлёк из произошедшего, и то, каким он образом в дальнейшем использует приобретённые вследствие пережитого опыта, знания, навыки.

Рефлексия в качестве принципа мышления, устремляющего его на постижение и осознание индивидуальных форм, предпосылок, способствует приобретению нового понимания, оценивания и обоснованию собственных установок. Умение рефлексировать позволяет достичь адекватной самооценки, прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность, анализировать её результаты.

Рефлексивность мышления

Умение понимать и создавать мыслительные действия и практические акты именуется рефлексивностью мышления. Данная познавательная деятельность актуализируется, в первый черед, в ходе выявления, понимания и разрешения разногласий в анализируемой и реорганизовываемой ситуации.

Ж. Пиаже интерпретировал рассматриваемое понятие в качестве процесса, осуществляющегося на базисе понимания необходимости связать объект с направленной на него операцией. Осознание представляет процесс восстановления схемы акта и трансформация её в понятие.

Исследование рефлексивности мышления позволяет выявить уровень сформированности рефлексивного интеллекта, который преимущественно обуславливает успешность воплощения исследовательской функции в отношении собственной персоны.

Рефлексивное мышление воплощает личный опыт индивидов, характеризующийся разумением смысла вещей. И направлено оно на сбор фактов, идей либо примеров, а также необходимо для рассмотрения явлений с различных точек зрения и организации персональных действий, способствующих нахождению алгоритма, придающего смысл тому, о чём индивиды размышляют.

В сложных обстоятельствах рефлексивные процессы играют ключевую роль в мыслительной деятельности: они вовлекаются в процессы оценивания проблемных условий, осознания источников неясности, выбора либо выработки способа действий, а также приёмов достижения результата.

Описываемое понятие обнаруживается в суждениях относительно возникших условий и проблемных ситуаций (причин, механизмов, способов). Преобразование личностного смысла обстоятельств способствуют сглаживанию, а порой и полному устранению негативных аффективных треволнений, порождаемых проблемной ситуацией, и достижению изменения поведенческого паттерна оппонента. Найти отыскать некую свежую точку видения обстоятельств возможно посредством рефлексии.

Таким образом, рефлексивное мышление выступает процессом, осуществляющимся на базисе понимания индивидом взаимосвязи объекта с устремлённым на него актом, а также основываясь на понимании надобности такой связи.

При этом каждый субъект характеризуется индивидуальностью когнитивных процессов. Все человеческие индивиды абсолютно по-разному понимают и перерабатывают информацию.

Сегодня недостаточно изучен процесс формирования рефлексивности мышления. С этой целью разработана методика определения рефлексивности мышления, его развитости.

Максимальное количество набранных баллов за ответы свидетельствуют о сравнительно высоком уровне рефлексивности мыслительной деятельности, а именно сформированности коллективной и индивидуальной форм самоанализа интеллектуальной деятельности.

Также существуют методики-тесты для исследования когнитивных стилей по шкале импульсивность рефлексивность (тип реагирования), что необходимо для выявления скорости и обоснованности принятия решений.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

что это, понятие рефлексивности, формы и виды рефлексии, как развить рефлексию.

Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

Как это делать?

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Смотреть видео

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Он построен на двух столпах ошибки и рефлексивности . Принципы рефлексивности утверждают, что модели можно сломать.Эта рефлексивность дает человеку возможность отступить от своего социального водоворота, чтобы сделать выбор. Эти авторы рассматривают рефлексивность как свойство предикатов и, следовательно, как относящееся к коиндексированию и рефлексивной маркировке предикатов.Точно так же более глубокий анализ влияния различных интерпретаций рефлексивности в дизайне может быть изучен в отдельном исследовании. Здесь стоит подчеркнуть, что такая рефлексивность не представляет парадокса для пользователя языка.Это устройство рефлексивности — способ заставить нас оценить изучаемую искусственность речевого события. Однако приведенный выше анализ демонстрирует, что социо-история структурирует рефлексивность и множественность.Во-первых, это может быть призыв признать центральную роль взаимной рефлексивности и совместных достижений в использовании языка. Единственное требование, которому должны удовлетворять парные исключающие предпочтения, — это рефлексивность слабых предпочтений.Учитывая кандидатуру аксиомы рефлексивности (6), никакое (нетривиальное) ограничение не может быть одновременно ограничением верности и отмеченности. В терминологии, известной в литературе по дизайну, эти интерпретации рефлексивности служат для описания ситуаций — они описательны.Существуют и другие типы рефлексивности , которые обсуждаются в различных дисциплинах, таких как социология, менеджмент, образование и психология. В связи с этим существуют эмоции или состояния эмоций, которые могут быть более подвержены рефлексивности или отражению, чем другие.Возможности и размеры высококачественных исследований еще больше расширяются за счет рефлексивности .

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Рефлексивность (социальная теория) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношение · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Показатель · Контур


Эта статья требует внимания психолога / академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если у вас есть квалификация.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

.

В контексте социальной теории рефлексивность — это акт самоотнесения, когда экзамен или действие «отклоняются», ссылаются на сущность, инициирующую действие или экзамен, и воздействуют на нее.

Например, предложение является рефлексивным, когда оно относится к самому себе, например: «это предложение написано по-французски».Утверждение не обязательно должно быть верным, чтобы быть рефлексивным.

Понятие рефлексивности []

В социальной теории рефлексивность может иметь место, когда теории в дисциплине должны в равной степени применяться к самой дисциплине, например, в случае, когда теории конструирования знания в области социологии научного знания должны в равной степени применяться к конструированию знания посредством Социология научного знания практикующих, или когда предмет дисциплины должен одинаково хорошо применяться к отдельным специалистам этой дисциплины, например, когда психологическая теория должна объяснять психологические психические процессы психологов.В более широком смысле считается, что рефлексивность возникает, когда наблюдения или действия наблюдателей в социальной системе влияют на те самые ситуации, которые они наблюдают, или когда формулируемая теория распространяется и влияет на поведение людей или систем, которые теория призвана объективно рассматривать. моделирование. Так, например, антрополог, живущий в изолированной деревне, может влиять на деревню и поведение ее граждан, которых он или она изучает. Наблюдения не зависят от участия наблюдателя.

Рефлексивность, таким образом, является методологической проблемой социальных наук, аналогичной принципу наблюдателя. В рамках той части современной социологии науки, которая получила название сильной программы, рефлексивность предлагается в качестве методологической нормы или принципа, что означает, что полное теоретическое рассмотрение социального построения, скажем, систем научных, религиозных или этических знаний должно само по себе быть объяснимыми с помощью тех же принципов и методов, которые используются для учета этих других систем знаний.Это указывает на общую особенность натурализованных эпистемологий, заключающуюся в том, что такие теории познания позволяют конкретным областям исследования прояснять другие области как часть общего саморефлексивного процесса: любая конкретная область исследования, занятая аспектами процессов познания в целом (например, , история науки, когнитивная наука, социология науки, психология восприятия, семиотика, логика, нейробиология) могут рефлексивно изучать другие подобные области, приводя к общему улучшению размышлений об условиях создания знания.

Рефлексивность включает в себя как субъективный процесс исследования самосознания, так и изучение социального поведения со ссылкой на теории о социальных отношениях.

История []

Принцип рефлексивности, возможно, впервые был сформулирован социологом Уильямом Томасом (1923, 1928) как теорема Томаса: «ситуации, которые люди определяют как истинные, становятся истинными для них».

Социолог Роберт К. Мертон (1948, 1949) основывался на принципе Томаса, чтобы определить понятие самоисполняющегося пророчества: как только предсказание или пророчество сделано, акторы могут приспособиться к своему поведению и действиям так, чтобы утверждение, которое было ложным становится истинным или, наоборот, утверждение, которое было бы правдой, становится ложным — как следствие сделанного предсказания или пророчества.Пророчество оказывает определяющее влияние на исход или результат, изменяя исход по сравнению с тем, что в противном случае произошло бы.

Рефлексивность была рассмотрена как проблема науки в целом Поппером (1957), который назвал ее «Эдиповым эффектом», и более подробно Нагелем (1961). Рефлексивность представляет проблему для науки, потому что, если прогноз может привести к изменениям в системе, в отношении которой делается прогноз, становится трудно оценивать научные гипотезы, сравнивая прогнозы, которые они влекут за собой, с событиями, которые действительно происходят.В социальных науках проблема еще сложнее.

Рефлексивность рассматривалась как проблема «рефлексивного прогнозирования» в экономической науке Грюнбергом и Модильяни (1954) и Гербертом Саймоном (1954), обсуждалась как основная проблема в связи с Критикой Лукаса и была поднята. как методологический вопрос экономической науки, возникающий из проблемы рефлексивности в литературе по социологии научного знания (ССК).

Рефлексивность возникла как проблема и как решение в современных подходах к проблеме структуры и деятельности, например, в работе Энтони Гидденса в его теории структурирования и Пьера Бурдье в его генетическом структурализме.

Гидденс, например, отмечал, что конститутивная рефлексивность возможна в любой социальной системе и что это представляет собой отдельную методологическую проблему для социальных наук. Гидденс подчеркнул эту тему своим понятием «рефлексивной современности» — аргументом о том, что со временем общество становится все более самосознательным, рефлексивным и, следовательно, рефлексивным.

Бурдье утверждал, что обществовед по своей природе подвержен предубеждениям, и только рефлексивно осознавая эти предубеждения, социологи могут освободиться от них и стремиться к практике объективной науки.Поэтому для Бурдье рефлексивность — это часть решения, а не проблема.

Проблема рефлексивности []

Фланаган (1981) и другие утверждали, что рефлексивность усложняет все три традиционные роли, которые обычно играет классическая наука: объяснение, предсказание и контроль.

Тот факт, что индивиды и социальные сообщества способны к самоисследованию и адаптации, является ключевой характеристикой социальных систем реального мира, отличающей социальные науки от физических наук.

Рефлексивность, таким образом, поднимает реальные вопросы относительно того, в какой степени социальные науки могут когда-либо быть «точными» науками, аналогичными классической физике, и поднимает вопросы о природе социальных наук.

См. Также []

Ссылки и дополнительная литература []

  • Бартлетт, С. Дж. И П. Субер (редакторы). (1987). Самоучитель: размышления о рефлексивности, Дордрехт, Бостон и Ланкастер, издательство Martinus Nijhoff.
  • Бурдье, Пьер (1992).Приглашение к рефлексивной социологии. Издательство Чикагского университета.
  • Брайант, К. Г. А. (2002). «Теория рефлексивности Джорджа Сороса: сравнение с теориями Гидденса и Бека и рассмотрение ее практической ценности», Economy and Society, 31 (1), pp. 112-131.
  • Фланаган, О. Дж. (1981). «Психология, прогресс и проблема рефлексивности: исследование эпистемологических основ психологии», Журнал истории поведенческих наук, 17, стр. 375-386.
  • Грюнберг, Э. и Ф. Модильяни (1954). «Предсказуемость социальных событий», Журнал политической экономии, 62 (6), стр. 465-478.
  • Мертон, Р. К. (1948). «Самоисполняющееся пророчество», Antioch Review, 8, стр. 193–210.
  • Мертон, Р. К. (1949/1957), Социальная теория и социальная структура (ред. Ред.), The Free Press, Гленко, Иллинойс.
  • Э. Нагель (1961), Структура науки: проблемы логики научного объяснения, Харкорт, Нью-Йорк.
  • Поппер, К.(1957), Бедность историзма, Харпер и Роу, Нью-Йорк.
  • Саймон, Х. (1954). «Эффект победителей и неудачников прогнозов выборов», Public Opinion Quarterly, 18, стр. 245-253.
  • Томас, В. И. (1923), Неадаптированная девочка: с примерами и точкой зрения для анализа поведения, Литтл, Браун, Бостон, Массачусетс.
  • Томас, В. И. и Д. С. Томас (1928), Ребенок в Америке: проблемы поведения и программы, Кнопф, Нью-Йорк.

Рефлексивность

Рефлексивность — это признание вашей роли в исследовании.Как качественный исследователь, вы являетесь частью исследовательского процесса, и ваш предыдущий опыт, предположения и убеждения будут влиять на процесс исследования. Рефлексивность исследователя — это тип критического осмысления позиции, которую вы занимаетесь как исследователь, и того, как вы приняли эту позицию во внимание в своих исследованиях. Это важный способ установить строгость в качественном исследовании, аналогичный процессам определения инструментов измерения валидности в количественных исследованиях.

Быть рефлексивным означает быть внимательным к:

  1. Культурным, политическим, социальным и идеологическим истокам вашей собственной точки зрения и голоса.
  2. Перспективы и голоса тех, кого вы интервьюируете или наблюдаете.
  3. Перспективы тех, кому вы докладываете о своем исследовании.

Например, Nabreesa рассказала о том, как ее прошлый опыт работы врачом и исследования в области общественного здравоохранения повлияли на ее исследования и интерес к продолжению ее исследовательской темы.

Леони также рассказала о своем опыте столкновения с этическими проблемами в ветеринарной практике и о том, как она хотела изменить этическое образование для ветеринаров.Небольшой отрывок из диссертации Леони показывает, как рефлексивность может быть включена в раздел методов исследования:

Как практикующий ветеринар, специализирующийся на мелких животных, я знал, что во время интервью с моими коллегами мне нужно было попытаться сохранить нейтралитет, оставив в стороне свои собственные. взгляды и реакции и слушать с точки зрения исследователя. Однако мне было трудно быть полностью объективным и отложить в сторону свой личный опыт, тем самым заняв позицию инсайдера.

При обсуждении того, как он разрабатывал свои вопросы для опроса, Кэмерон также иллюстрировал пример рефлексивности исследователя (признавая его опыт симуляционного обучения, влияющий на разработку вопросов для опроса):

Изначально я разработал вопросы для опроса, основываясь на моем опыте обучение имитационному обучению. Я также сослался на литературу о современной известной практике SBE.

Ресурсы

  • Ватт, Д. (2007). О том, как стать качественным исследователем: ценность рефлексивности.Качественный отчет, 12 (1), 82-101. Получено с http://go.unimelb.edu.au/dm56
  • Хиллер, А. Дж., И Вирс, Д. Ф. (2016). Рефлексивность и клиницист-исследователь: управление заблуждениями участников. Журнал качественных исследований, 16 (1), 13-25.
  • Гиллам, Л. и Гийемин, М. (2018) Преодоление недоверия между комитетами по этике исследований и исследователями. В Iphofen, R., & Tolich, M. (Eds.). (2018). Справочник SAGE по этике качественных исследований (стр. 263-276). Лондон, Великобритания: Sage.

ИАП || Книга || Рефлексивность и психология

Под редакцией:
Джузеппина Марсико, Университет Салерно
Руджеро Андрисано Руджери, Университет Салерно
Серхио Сальваторе, Университет Саленто

Том из серии: Ежегодник идиографической науки. Редактор: Серджио Сальваторе, Университет Саленто . Яан Валсинер, Нильс Бор, профессор культурной психологии, Ольборгский университет .

Опубликован в 2015 г.

Рефлексивность — категория, которая слишком привлекательна, чтобы не вызывать интереса. Это понятие широко распространено в нескольких психологических областях, а также связано с эпистемологическими, теоретическими, методологическими и практическими дискуссиями. В то же время это очень многозначное понятие, которое понимается и используется по-разному.

Если приблизиться к понятию и попытаться определить семантические границы его использования, кажущаяся прочность термина исчезает, и возникает довольно жидкое семантическое поле — поле, в котором сосуществуют несколько интерпретаций, зависящих от контекста дискуссии. в котором они реализованы.Это причина, которая делает понятие рефлексивности прототипическим примером трудностей, с которыми сталкивается психология — и в большей степени общественные науки в целом — в попытках определить свой собственный язык. Термин «рефлексивность» — как и многие другие, которыми полон язык психологии — используется в повседневной жизни, и, таким образом, его семантика определяется прагматическими, случайными функциями, которым он служит в таких коммуникативных обстоятельствах. Кажущаяся — издалека — ясность концепции касается не ее концептуального, эпистемологического статуса, а способности знака эффективно способствовать опосредованию и регулированию обмена.

Теоретическая разработка понятия рефлексивности может рассматриваться как один из способов решения сложной задачи разработки интенционального языка для психологии. Работая над таким понятием, можно понять, что здравый смысл лежит в основе психологической науки и что он означает, чтобы отделить первую от второй, чтобы выполнить фундаментальную задачу развития психологии как науки, основанной на теории.

СОДЕРЖАНИЕ
От редакции: Психология рефлексивности и рефлексивности для психологии, Серджио Сальваторе, Джузеппина Марсико и Руджеро Андрисано Руджери. Теоретические исследования. Рефлексивность в истории психологии, Свен Хроар Клемпл. Рефлексивный ум и рефлексивность в психологии. Описание и объяснение в психологии опыта, Альберто Роса. Природа обобщения в психологии, Лука Татео. Современная перспектива семиотического культурного конструктивизма: за герменевтическую рефлексивность в психологии, Ливия Матиас Симау. Эстетические аспекты использования качественных методов в психологических исследованиях, Роберто Муса, Химмблер Оливарес и Карлос Корнехо. Психология действия: немецко-скандинавская критическая психология и рефлексивность, Мартин Деге. Полевые исследования. Рефлексивность, или обучение на жизненном пути, Таня Зиттун. Аргументация и рефлексивность, Франческо Арчидиаконо. Рефлексивность: применение рефлексивного процесса в образовательном контексте, Мария Франческа Фреда, Раффаэле де Лука Пичоне и Джованна Эспозито. Когда технология становится мышлением, Беатрис Лигорио, Сусанна Аннезе и Руперт Вегериф. В поисках «инаковости»: обучение рефлексивной компетентности, Клаудиа Венулео и Марко Гуиди. Молчаливое знание и непрозрачное действие в процессах обучения и преподавания, Виттория Чезари Луссо, Антонио Яннакконе и Моника Молло. Microgenetic Evaluation: Изучение обучения по мере его развития, Брэди Ваггонер и Эрик Дженсен. Между просмотром и преобразованием: как работает организационная рефлексия как практика, Джузеппе Скаратти и Сильвио Рипамонти. Социальные изменения и непрерывность: соединение рефлексивности и развития сообщества, Шосе Кесси и Кэролайн Ховарт. Об авторах.

Как вы проявляете рефлексивность в исследованиях? — Mvorganizing.org

Как вы проявляете рефлексивность в исследованиях?

Рефлексивность — это процесс размышления исследователя о себе, чтобы обеспечить более эффективный и беспристрастный анализ. Он включает в себя изучение и осознанное признание допущений и предубеждений, которые вы вносите в исследование и, следовательно, формируют результат.

Почему рефлексивность важна в качественных исследованиях?

Рефлексивность действительно важна в качественных исследованиях, потому что существует множество способов, которыми предвзятость исследователя может повлиять на исследование, от создания инструментов для сбора данных до сбора данных, их анализа и представления отчетов. Понимание этих эффектов может быть важной частью исследовательского процесса.

Рефлексивность — это метод?

Цель рефлексивности как метода также состоит в том, чтобы попытаться понять свои собственные рамки в отношении других выборов, которые он мог бы сделать, чтобы один мог принимать обоснованные решения и формулировать их другим.

Что означает саморефлексия в живописи?

Способность смотреть на себя как на другого человека — с учёбы и эмоциональной дистанции, непредвзятости, с разумной долей самокритики. В основе этого — возможность гибкой смены точек зрения (есть пересечение с типом отражения в виде диалога). 3.

В чем разница между отражением и рефлексивностью?

Отражение может привести к пониманию того, что не было замечено вовремя, возможно, с точным указанием того, когда деталь была упущена.Рефлексивность — это поиск стратегий, позволяющих подвергнуть сомнению наши собственные взгляды, мыслительные процессы, ценности, предположения, предрассудки и привычные действия, чтобы попытаться понять наши сложные роли по отношению к другим.

Что такое саморефлексия в социологии?

Способность отражать и рассматривать, кто один по отношению к другим, описывается как рефлексивное «я». С социологической точки зрения рефлексивное Я развивается во взаимодействии с другими посредством процесса, который включает в себя самоэффективность человека, самооценку, самооценку и самооценку.

Что такое рефлексивность в искусстве?

Рефлексивность — это художественный ответ на идею или импульс мозга. Это исследование вносит новый междисциплинарный язык и инновационные методы в обучение художников-визуалов и определяет художественную рефлексию как обучаемую часть развивающегося художественного процесса.

Что такое теория рефлексивности?

Теория рефлексивности утверждает, что инвесторы основывают свои решения не на реальности, а на своем восприятии реальности.Действия, возникающие в результате такого восприятия, влияют на реальность или фундаментальные факторы, которые затем влияют на восприятие инвесторов и, следовательно, на цены.

Почему рефлексивность важна в социологии?

Важность рефлексивности в социологии. Одним из практических аспектов рефлексивности является важность тщательного документирования того, что человек делает. Часть претензий на превосходство методов исследования заключается в документировании всех процедур и формальном вырезании всех источников доказательств.

Что такое заявление о рефлексивности?

Это может быть очень мощный опыт, чтобы подготовить заявление рефлексивности (также известного как позиционность) — такое, которое расскажет о вашей профессиональной автобиографии и о том, как вы стали исследователем, которым вы являетесь сегодня. Более подробное изложение, примерно на трех-пяти страницах, может дать вам возможность по-настоящему изучить некоторые из этих вопросов.

Как написать рефлексивное эссе?

Написать рефлексивное эссе, также известное как светоотражающая бумага или светоотражающая бумага, так же просто, как следовать пошаговым инструкциям, приведенным ниже.

  1. Выберите идею темы.
  2. Изучите свой предмет.
  3. Мозговой штурм.
  4. Выберите вопросы для размышления.
  5. Ответьте на выбранные вами вопросы.
  6. Определите смысл вашего опыта.

Как написать заявление о позиционировании в качественном исследовании?

Хорошее сильное позиционное заявление обычно включает описание взглядов исследователя (таких как его философские, личные, теоретические убеждения и точки зрения, через которые он смотрит на процесс исследования), потенциального влияния на исследование (например, возраст, политические убеждения, социальные класс, раса.

Как вы используете позиционность в предложении?

Примеры позиционирования Когда я считаю своих черных сестер-цис ответственными, как чернокожая транс-женщина, я осознаю эту позицию во многих нюансах. Я гендер … Это единственная гендерная идентичность, которая когда-либо казалась мне правильной. Я тоже белый, и доктор философии.

Что такое позиционность?

Позиционность относится к позиции или позиции исследователя по отношению к социальному и политическому контексту исследования — сообществу, организации или группе участников.

Как ваша позиция влияет на вашу эпистемологию?

Понимание того, как позиционность влияет на эпистемологию, расширяет возможности, потому что каждый понимает, что у них есть уникальное утверждение или мнение о предмете, которое никто не может опровергнуть, и когда мы слушаем друг друга, мы осознаем уникальность, которая может вызвать сомнения в правильности нашей собственной позиции как может оказаться, что наша точка зрения…

Кто придумал термин «позиционность»?

Кимберле Креншоу

Что такое географическая позиционность?

Позиционность — это представление о том, что личные ценности, взгляды и местоположение во времени и пространстве влияют на то, как человек понимает мир.В этом контексте пол, раса, класс и другие аспекты идентичности являются индикаторами социальных и пространственных позиций и не фиксируются с учетом качеств.

Рефлексивность в исследовании семейных опекунов в паллиативной помощи на дому: личный кабинет

Цель: Обсудить личное мнение о роли рефлексии в качественном, обоснованном теоретическом исследовании с членами семьи, осуществляющими паллиативный уход на дому.

Фон: В исследовании изучался опыт лиц, осуществляющих уход за членами семьи, умирающими дома, с использованием полуструктурированных интервью до и после смерти. Он сосредоточился на ожиданиях опекунов и их готовности к умиранию. Результаты показали, что опекуны играют ведущую роль в драме, но репетиции не проводятся, потому что они не были в этой роли раньше. У них также нет сценария, потому что им трудно читать о процессе умирания.Следовательно, они чувствуют тревогу, неуверенность и неподготовленность. Они получают указания от профессионалов и поддержку со стороны оплачиваемых лиц, осуществляющих уход, но у них неоднозначный опыт использования этих услуг. Таким образом, условия исследования были наполнены эмоциями и представляли особые этические проблемы.

Обсуждение: Рефлексивность — важный компонент качественного исследования. Это предполагает постоянное внимание к точке зрения исследователя, его биографии и влиянию на исследовательский процесс, а также влиянию этого на исследователя, которое может повлиять на исследование.Рефлексивность была заметной нитью на протяжении всего моего исследования, включая эпистемологические и личные аспекты. Он сосредоточился на моей работе в качестве исследователя и роли сочувствия и взаимности в отношениях между исследователем и участником. Потенциал терапевтических изменений для участников исследования рассматривался как положительный, но он мог вызвать конфликт между моей ролью медсестры и исследователя и риск эксплуатации участников. Рефлексивность также включала изучение эмоционального воздействия проведения исследования и последствий проведения исследования.

Заключение: Рефлексивность была важным и динамичным компонентом этого исследования, которое предполагало постоянное взаимодействие между автором и исследованием.

Улучшите свою технику исследования — Рефлексивное мышление, 5 практических советов

Рефлексивность — это исследовательская концепция, пришедшая из антропологии, но на самом деле применима ко всем видам исследований.Скорее всего, вы уже делаете это, даже не осознавая этого. В этой статье я объясню более подробно; что это такое, почему это важно и как извлечь из этого максимальную пользу.

Что такое рефлексивность?

Рефлексивность — это процесс размышления исследователя о себе, чтобы обеспечить более эффективный и беспристрастный анализ.

Это включает в себя изучение и осознанное признание допущений и предубеждений, которые вы вносите в исследование и, следовательно, формируют результат.Никто из нас не является отстраненным объективным наблюдателем. Все мы люди, придерживающиеся мнения и заранее сформулированных идей, основанных на нашем опыте и на том, с чем мы сталкивались в своей жизни.

Наше понимание мира основано на наших собственных образцах мышления и поведения, наших личных ценностях, политических взглядах, культуре, этнической принадлежности, религии, возрасте, поле и работе, которую мы выполняем.

Какое отношение это имеет к исследованиям UX?

Когда мы пытаемся проявить сочувствие в рамках нашего исследования, легко забыть о нашем собственном влиянии на процесс.Однако опыт, который мы все несем с собой, может по своей сути влиять на решения в области исследования. Например, подбор и формулировка вопросов до и во время собеседования. Или какие аспекты подчеркиваются в наших заметках или отчете о результатах.

Рефлексивно размышляя на протяжении всего исследовательского процесса — размышляя о самих себе и превращая сам процесс исследования в точку анализа — мы снижаем риск того, что наши собственные переживания и интерпретации могут ввести нас в заблуждение.

Пример: Во время проекта, включающего эмоциональную тему, такую ​​как разговор с людьми, которые заботятся о своих пожилых родителях

Исследователь может проецировать свои собственные чувства в интервью — как бы они себя чувствовали, если бы оказались в такой же ситуации.Однако их отношения с родителями будут совершенно уникальными и, следовательно, будут отличаться от отношений участника с его или ее родителями.

Реакция исследователя на ответы участника может повлиять на то, какие вопросы исследователь решит задать и как они их задают. Следовательно, это влияет на ответы, которые даются.

Или чувства исследователя к своим родителям могут повлиять на то, что они подчеркивают в отчете о результатах, например вина, сожаления или негодования.

Если исследователь задумается над этим, они узнают эти вещи. Они могут гарантировать, что они уменьшат влияние, которое это оказывает на проведение следующих интервью, отчет или остальную часть проекта.

Как мы можем быть более рефлексивными в UX?

Вот 5 практических способов включения рефлексивности в ваш исследовательский процесс:

1. Для юзабилити-тестирования и углубленных собеседований:

  • Привлечь к собеседованию как минимум двух практиков UX.
  • Пусть больше членов команды, включая клиента, слушают интервью, как оно происходит.
  • Обеспечьте достаточный промежуток между участниками для обсуждения с остальной командой.

Скорее всего, вы уже этим занимаетесь, но это полезно для поощрения критического осмысления собеседования и рассмотрения различных точек зрения.

Дело не в том, чтобы просить кого-то «подтвердить», что один человек считает результаты «правильными». Это помогает исследователю взглянуть на вещи под углом, который мог быть упущен или отвергнут, не тратя времени на их тщательное рассмотрение.

Пример: Пользователь может описывать, что влечет за собой его работа. То, что они описывают, может сбить с толку исследователя и вызвать у него стресс.

Это потому, что они не знают об этом заранее и сильно отличается от всего, что они испытали. Поэтому исследователю было бы легко предположить, не осознавая, что участник также должен найти это сбивающим с толку и вызывающим стресс.

Если это обсудить среди коллег, может выясниться, что это совсем не то, что описывал участник.На самом деле они имели в виду, что им нравится выполнять свою работу.

2. Когда вы не получаете ответа или реакции, которую вы ожидали от участника, будут выявлены несоответствующие предположения и предвзятые идеи.

  • Используйте этот опыт, чтобы поразмышлять над любыми предубеждениями, которые вы внесли в интервью.
  • Используйте этот опыт как что-то, что нужно помнить при следующих собеседованиях, чтобы помочь вам избежать этого.

Пример: Исследователь показывает участнику дизайн, который заставляет пользователя пройти через серию надстроек и ответить «да» или «нет».Эта функция была запрошена клиентом.

Ожидание исследователя состоит в том, что это вызовет раздражение у участника. Однако в действительности участник так не реагирует.

Исследователь размышляет над этим и подтверждает сделанное им предположение. Затем они могут использовать этот опыт в следующем интервью, чтобы не допустить подобных предположений.

3. Ведите дневник, как вы себя чувствуете в каждый день исследования.

  • Размышляйте о своем эмоциональном состоянии и о том, что произошло в тот день.
  • Когда вы приходите записывать результаты, вернитесь к этому дневнику, чтобы помочь себе учесть то, что вы чувствовали.

Это особенно полезно, если вы проводите интервью самостоятельно и не смогли обсудить интервью с коллегой.

Пример: На второй день интервью исследователь мог поссориться со своим супругом или ребенком перед тем, как прийти на работу.

Напряжение, которое они испытывают при проведении интервью, неизбежно повлияет на то, как они задают вопросы и интерпретируют ответы.

Они записывают это в дневник и ссылаются на него, когда записывают результаты и позже обсуждают интервью, проведенные в тот день. Поскольку они это сделали, они могут принять это во внимание и, возможно, при необходимости скорректировать свою интерпретацию услышанного.

4. Во время написания отчета о результатах подумайте о том, как вы интерпретировали то, что услышали во время интервью.

  • Подумайте, как ваш жизненный опыт может повлиять на то, что вы решите документировать.

Пример: При написании отчета исследователь может вспомнить, как ему было жаль участника из-за некоторых описанных им трудностей.

Не задумываясь о том, как их привилегированный жизненный опыт может повлиять на их отношение к этому, исследователь может невольно переоценить бессилие участника в отчете.

5. В качестве обучающего упражнения вместе с коллегой посмотрите запись вашего интервью.

  • Если возможно, выберите запись, на которой вы можете видеть все свое тело, а также выражения лица.
  • И вы, и ваш коллега делаете заметки о том, как вы, интервьюер, относитесь к себе.
  • Примите во внимание то, что вы говорите, как вы это говорите, и что говорит ваш язык тела и выражения лица.

Затем обсудите сделанные вами заметки. Что может быть наиболее интересным, так это когда вы не согласны! Используйте информацию, полученную в результате этого упражнения, для дальнейшей разработки техники собеседования.

Пример: Исследователь может непреднамеренно изобразить излишне сочувствующее выражение лица и шумы, когда участник рассказывает ему о негативном опыте чего-либо, связанного с тестируемым им продуктом.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *