Принятие себя, самопринятие — Психологос
Фильм «Личная жизнь: радость близких отношений. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов и психолог Марина Смирнова»
Принятие себя, самопринятие может иметь несколько ступеней. Во-первых, это умение и привычка относиться к себе и своим особенностям без негативной окраски, просто как к данности. Если упрощать, пожелание «Прими себя и эти свои особенности» имеет очень простой перевод: «Перестань себя грызть и на себя ругаться!». Во-вторых, самопринятие — это безоценочное, безусловно положительное отношение к самому себе. Как к родному. В таком виде принятие себя становится вариантом материнской любви в отношении самого себя.
В православном подходе вместо слова «самопринятие» употребляется слово «смирение». Смирение вознаграждается благодатью Божией, которая сходит на всякого истинного верующего при молитве.
Как относиться к принятию себя? В целом — позитивно, но осторожно, поскольку в нем есть свои проблемные моменты.
С одной стороны, принятие себя — важный, обязательный момент жизни человека. Принятие себя способствует адекватной самооценке, эмоциональной стабильности и душевному здоровью. Глупо и вредно, когда достойные люди требуют от себя немедленного совершенства и, совершив тут или иную ошибку, начинают себя грызть и жестко бить за случайные промахи. Как действовать грамотнее? Смотри Ошибочка.
С другой стороны, высокая степень самопринятия нередко может превращаться в элементарную нетребовательность, когда человеку «все хорошо» даже в тех случаях, когда с ним совсем не хорошо. Развитие личности должно сопровождаться принятием себя, но не должно им заканчиваться.
Как вырабатывать принятие себя? Начать вырабатывать позитивное мировосприятие, начать вести Тетрадь успехов и Дневник благодарности.
Принятие себя дает внутреннее спокойствие. Для переживательной личности, после долгих лет мучений самой себя, это уже много. Но это не финал развития личности, а только хорошее начало. Следующие хорошие шаги вперед:
А когда вы станете деятельной личностью, перед вами встанут снова новые задачи. Привычку к негативной мотивации нужно дополнить развитием мотивации позитивной. Выработка умения работать с собой на основе позитивной мотивации даст вам возможность одновременно и позитивно к себе относиться, себя зря не ругать — и одновременно стремиться к лучшему, развивать себя. Смотри Развитие личности на позитиве.
А впереди вас ждет переориентация ведущих интересов с заботы о себе на заботу о других людях, обществе и жизни в целом. Смотри Позиция Ангела.
Успехов вам!
Как принять себя таким, какой ты есть?
Елена Исупова
Когда мы думаем о самопринятии, часто попадаем в плен двух заблуждений. Первое: мы обязаны одобрять в себе все без исключения. Второе: тем самым мы отрезаем путь к изменениям и улучшениям. Вот только если человек не способен принять себя нынешнего, он не найдет стимул к совершенствованию. Парадоксально, но факт: принятие необходимо для изменений. Книга «Шесть столпов самооценки» рассказывает, как его достичь.
Уровни самопринятия
Важно не путать самопринятие с самооценкой. Если самооценка — это то, что мы испытываем, самопринятие — то, что мы делаем. Такое определение имеет три смысловых уровня.
Шесть столпов самооценки
Первый уровень. Быть на своей стороне, быть за себя. В самом фундаментальном смысле самопринятие связано с установкой на самоценность и обязательства перед самим собой. В определенном смысле оно примитивнее самооценки. Это предрациональный акт самоутверждения — род естественного эгоизма, данный нам от рождения (хотя мы властны действовать ему вопреки).
Принимать себя — значит отказаться враждовать с самим собой.
Второй уровень. Готовность сказать о любой своей эмоции или манере поведения: «Это выражение меня; я не обязательно ее люблю или ею восхищаюсь, но все же она выражение меня — по крайней мере в тот момент, когда она имеет место». И в то же время отказ рассматривать какую-то часть себя — свое тело, эмоции, мысли, действия, сны — как нечто чужеродное, «не-я».
Самопринятие — обязательное условие изменения и роста. Если вы отрицаете тот факт, что зачастую живете неосознанно, то не научитесь осознанию. Если подавляете страх, то не сумеете его преодолеть. Если закрываете глаза на плохие черты характера, никогда от них не избавитесь. И наоборот: приняв совершенную ошибку, мы вольны извлечь урок и в будущем не повторять ее. Признав проступок, можем простить себя за него.
Двигаться вперед мешает не принятие, а отрицание.
Третий уровень. Сострадание, умение быть другом самому себе. Предположим, вы совершили поступок, о котором сожалеете. Самопринятие не отрицает реальность, не заявляет, что неправильное на самом деле правильно, но подвергает анализу контекст совершенного деяния. Самопринятие желает получить ответ на вопрос «Почему?». Оно хочет знать, почему нечто неверное ощущалось как желательное, адекватное или даже необходимое.
Сострадательный интерес к себе не поощряет нежелательное поведение, но снижает вероятность повторения.
Будьте добрее к себе. — Источник
Эксперимент: принимайте эмоции
Попробуйте в течение нескольких минут поразмышлять над каким-нибудь чувством или эмоцией, с которыми вам нелегко оказаться лицом к лицу: незащищенностью, болью, завистью, яростью, печалью, унижением или страхом.
Постарайтесь вспомнить, какие факторы обычно его вызывают. Затем вообразите, что будет, если вы не станете ему сопротивляться, но полностью его примете. Ощутите это. Не торопитесь.
Научитесь говорить себе: «Сейчас я чувствую то-то и то-то (что бы за чувство вы ни испытывали) и полностью это принимаю». Вначале будет трудно. Возможно, тело будет напрягаться и сопротивляться. Проявите упорство: сконцентрируйтесь на дыхании; подумайте, как расслабить мышцы; напомните себе: «Факт остается фактом; что есть, то есть; если чувство существует, оно существует». Подумайте, как позволить ему быть (не пытайтесь желать или требовать, чтобы оно исчезло). Возможно, вам поможет, если вы скажете себе: «Сейчас я исследую мир страха, или боли, или зависти, или смущения».
Упражнение: взгляните в зеркало
Вот еще одно полезное упражнение. Встаньте перед большим зеркалом (желательно — полностью обнажившись) и внимательно рассмотрите свое лицо и тело. Отметьте, какие вы испытываете чувства. Комфортно ли вам?
Большинству из нас трудно не отводить взгляда. Многим не нравится собственное отражение. В этом случае скажите себе «Каковы бы ни были мои недостатки и несовершенства, я принимаю себя целиком и безоговорочно». Сохраняйте сосредоточенность, дышите глубоко и спокойно повторяйте эти слова снова и снова в течение двух минут. Прочувствуйте их глубинное значение.
Скажите себе: «Здесь и сейчас — это я». — Источник
Выполняя упражнение каждое утро и каждый вечер в течение двух недель, люди начинают ощущать рост самоуважения и обретают сильную мотивацию к изменениям.
Когда самопринятие кажется невозможным
Бывает, что мысль или воспоминание так расстраивает и волнует, что мы не способны заниматься практикой самопринятия. Поступите хитрее. Если нельзя принять чувство, мысль или воспоминание — примите хотя бы сопротивление.
Если мы способны осознать тот факт, что прямо сейчас, в данный момент, отказываемся принять свою зависть, гнев, страстное желание, однажды совершенный поступок и так далее, если мы признаем и принимаем свое сопротивление, то обнаруживаем парадоксальную вещь: это сопротивление начинает рушиться!
Когда мы сражаемся с блоком, он становится сильнее. Когда признаем, ощущаем и принимаем его, он исчезает.
Практика: закончите предложения
Автор предлагает пятинедельную программу по завершению предложений, целью которой является мотивация самопринятия. По выходным нужно прочитывать написанное, а затем записывать от шести до десяти окончаний для основы «Если что-то из написанного истинно, то мне было бы полезно…». Приводим первые два блока заданий.
Неделя 1
Утренние сессии:
- Самопринятие означает для меня…
- Если я буду больше принимать свое тело…
- Если я отрицаю и отвергаю свое тело…
- Если я буду больше принимать свои конфликты…
Вечерние сессии:
- Если я отрицаю и отвергаю свои конфликты…
- Если я буду больше принимать свои чувства…
- Если я отрицаю и отвергаю свои чувства…
- Если я буду больше принимать свои мысли…
- Если я отрицаю и отвергаю свои мысли…
Неделя 2
Утренние сессии:
- Если я буду больше принимать свои поступки…
- Если я отрицаю и отвергаю свои поступки…
- Я начинаю осознавать…
Вечерние сессии:
- Если я хочу реалистичнее относиться к своим достоинствам и недостаткам…
- Если я начну больше принимать свои страхи…
- Если я отрицаю и отвергаю свои страхи…
Например: «Принимая свое волнение, я могу жить с ним и искать возможные выходы. Если же я боюсь его и пытаюсь подавить, то вполне могу убить лучшую часть самого себя».
Не отрицайте позитив
Порой мы боимся своих достоинств так же сильно, как и недостатков. Боимся своей гениальности, амбициозности, энтузиазма и красоты так же, как пустоты, пассивности, депрессии или непривлекательности.
Мы можем убегать не только от тьмы в себе, но и от света.
От всего, что угрожает нам необходимостью восстать против чего-то или остаться в одиночестве либо призывает проснуться нашего «внутреннего героя», требует прорваться на более высокий уровень осознания и достичь высокой степени целостности. Наше самое большое преступление против самих себя заключается не в том, что мы отвергаем и отрицаем свои недостатки, а в том, что мы отвергаем и отрицаем свое величие, потому что оно страшит нас.
Празднуйте победы. Не отрицайте хорошее в себе. — Источник
Вот два способа напомнить напомнить о своих достоинствах из книги «Ты сильнее, чем ты думаешь».
1. Завести дневник достижений. Научитесь накапливать и сохранять достоинство, чтобы у вас внутри всегда имелся его запас. Ежедневно записывайте 5 дел и поступков, которые побудили вас быть довольными собой. Писать можно о самых простых вещах (навели порядок на рабочем столе, помогли бабушке разобраться со смартфоном, прочитали 20 страниц новой книги).
2. Вести позитивный внутренний диалог. Когда у вас появляются негативные или критические мысли о себе, старайтесь заменять их позитивными. Вместо «…я ничего не могу сделать правильно» скажите: «…я хорошо умею готовить».
Стремитесь к тому, чтобы принимать все свои негативные эмоции, поступки и мысли. Не отрицайте хорошее. Будьте добрее к себе. Так вы встанете на путь самопринятия, а после сможете решить, куда двигаться дальше.
По материалам книги «Шесть столпов самооценки», «Ты сильнее, чем ты думаешь»
Обложка поста — pexels.com
Три уровня принятия себя
Первый уровень
Быть на своей стороне, то есть быть за себя
В самом фундаментальном смысле самопринятие связано с установкой на самоценность, которая коренится в том факте, что я живу и осознаю. Это акт самоутверждения, своего рода естественный эгоизм, от рождения данный каждому человеку. Но все мы властны действовать ему вопреки.
Некоторые люди доходят до такой степени отрицания себя, что работа над личностным ростом становится невозможной. И пока проблема не решена, никакое лечение не даст продолжительного эффекта, никакое новое знание не усвоится, никакого серьезного прогресса не наступит. Психотерапевты, не понимающие этого, будут теряться в догадках, почему у клиента после стольких лет терапии нет существенных улучшений.
Самопринятие — это отказ от вражды с самим собой. Базовая установка на принятие себя — вот что настоящий психотерапевт стремится пробудить в человеке даже с очень низкой самооценкой. Такая установка способна вдохновить на осознание главной внутренней проблемы, чтобы пациент не начал при этом себя ненавидеть, отрицать свою ценность как личности или убивать волю к жизни. «Я буду ценить себя, относиться к себе с уважением и отстаивать право на существование». Это первичный акт самоутверждения — почва, на которой растет и развивается представление о себе.
Это эгоизм в самом благородном смысле слова
Самооценка может долго спать, а потом внезапно проснуться. Она сражается за нашу жизнь, когда мы впадаем в отчаяние. Когда пребываем на грани самоубийства, она может заставить нас поднять трубку телефона и позвать на помощь. Из бездны депрессии или тревог она может вывести нас к кабинету психотерапевта. После долгих лет унижений она внезапно заставляет нас воскликнуть: «Нет!» Это голос жизненной силы. Это эгоизм в самом благородном смысле слова.
Второй уровень
Принимать свои чувства, мысли, поступки
Самопринятие связано с волей осознать мысли, чувства, желания, поступки, то есть включить их в собственную реальность, не отрицая и не избегая. Мы думаем то, что думаем, чувствуем то, что чувствуем, желаем то, чего желаем, сделали то, что сделали, мы есть те, кто мы есть. Это отказ рассматривать какую-то часть себя — тело, эмоции, мысли, действия, сны — как нечто чужеродное, «не-я». Это стремление испытать на деле, а не отвергать любые факты своего существования в конкретный момент: «думать свои мысли», владеть своими чувствами, присутствовать в реальности своего поведения.
Стремление испытать и принять чувства не подразумевает, что поступки определяются эмоциями. Сегодня я не в настроении работать, но признаю свои чувства, принимаю их — и иду на работу. Разум прояснен, потому что я не начал день с самообмана. Принимая негативные чувства целиком, мы зачастую способны избавиться от них. Они сказали свое слово, а затем ушли из центра внимания.
Самопринятие — это готовность сказать о любой эмоции или манере поведения: «Это выражение меня. Я не обязательно ею восхищаюсь, но все же она показывает меня — по крайней мере, в данный момент». Это достоинство быть реалистом, то есть уважать реальность применительно к самому себе.
Если я думаю о том, что меня беспокоит, то действительно думаю об этом — я в полной мере принимаю реальность своего бытия. Если ощущаю боль, гнев, страх, непонятную страсть, я их ощущаю. Что истинно, то истинно, и я не рационализирую, не отрицаю и не пытаюсь оправдываться. Чувствую то, что чувствую, принимая реальность своего существования. Если совершаю поступки, за которые потом становится стыдно, факт остается фактом: я их совершил. Такова реальность, и я не стараюсь обмануть ум, чтобы вычеркнуть это из головы: что есть, то есть.
«Принять» — это больше, чем просто «допустить» или «согласиться». Это значит испытать, оказаться перед лицом реальности, пристально ее рассмотреть и внедрить в собственное сознание. Я должен открыться и в полной мере отдаться нежеланным эмоциям, а не просто поверхностно признать их существование. К примеру, жена спрашивает меня: «Как ты себя чувствуешь?», а я холодно отвечаю: «Ужасно». Она сочувственно говорит: «Вижу, ты сегодня действительно какой-то подавленный». Тогда я вздыхаю, напряжение уходит из тела. И уже совершенно другим тоном человека, ставшего для самого себя реальным, говорю: «Да, я чувствую себя несчастным, действительно несчастным». Потом начинаю рассказывать о том, что меня тревожит. Когда я произнес слово «Ужасно», тело напряглось, чтобы воспротивиться принятию ощущений — я отвергал эмоции, одновременно признаваясь в них. Полный сочувствия ответ жены помог мне испытать их, расчистить путь к самому себе. Переживание своих ощущений обладает непосредственным целительным свойством.
Самопринятие — обязательное условие изменения и роста. Приняв совершенную ошибку, я волен извлечь урок и в будущем не повторять ее. Нельзя учиться на «непринятых» ошибках.
Я не смогу преодолеть страх, реальность которого отрицаю
Я не смогу простить себя за поступок, который не признаю своим. Если отказываюсь принять тот факт, что зачастую живу безответственно, то как мне научиться ответственности? Если отказываюсь принять тот факт, что зачастую живу пассивно, то как мне научиться активности?
Я не смогу преодолеть страх, реальность которого отрицаю. Не смогу исправить проблему в отношениях с коллегами, если не признаю ее существования. Не смогу изменить плохие черты характера, если отрицаю их. Не смогу простить себя за поступок, который не признаю своим.
Слово «принимать» не обязательно означает «испытывать симпатию», «наслаждаться» или «одобрять». Могу принять то, что есть, и решительно абстрагироваться от происходящего. Двигаться вперед мне мешает не принятие, а отрицание. Не смогу честно постоять за себя и выстроить самооценку, если сам себя не принимаю.
Третий уровень
Быть другом самому себе
Предположим, я совершил поступок, о котором сожалею или которого стыжусь, и теперь упрекаю себя в этом. Самопринятие не отрицает реальность, но подвергает анализу контекст деяния. Оно желает получить ответ на вопрос «Почему?». Желает знать, почему нечто неверное или недостойное ощущалось как желательное, адекватное или даже необходимое в момент совершения.
Мы не понимаем другого человека, если знаем только, что его поступок был неправильный, злой, разрушительный. Необходимо взять в расчет и внутренние предпосылки. Всегда есть некий контекст, в рамках которого даже у самых враждебных действий есть собственный смысл. Понять — не значит оправдать. Но отнестись к себе по-дружески. Это не имеет ничего общего с попытками найти отговорки, уйти от ответственности.
Такой принимающий, сострадательный интерес не только не поощряет нежелательное поведение, но и снижает вероятность его повторения. Желая упрекнуть других или побудить их исправить ошибки, мы должны стремиться делать это так, чтобы не нанести вред самооценке. Ведь дальнейшее поведение людей будет определяться их представлением о себе. Такую же благожелательность мы должны демонстрировать в отношении себя. Такова добродетель самооценки.
Упражнение
Встаньте перед большим зеркалом (желательно — полностью обнажившись) и внимательно рассмотрите лицо и тело. Отметьте, какие чувства испытываете. Комфортно ли вам? Большинству людей трудно смотреть на некоторые части своего тела дольше секунды, потому что увиденное беспокоит или расстраивает. Возможно, вы слишком толстый или худой? Или видите признаки старения, которые вызывают невыносимые мысли, эмоции? Возможно, вам хочется спастись бегством от осознания, отринуть, отвергнуть, откреститься от некоторых аспектов своего «Я».
И все же в качестве эксперимента я прошу вас еще несколько мгновений не отводить взгляда от отражения, сказав себе: «Каковы бы ни были мои недостатки и несовершенства, я принимаю себя целиком и безоговорочно». Сохраняйте сосредоточенность, дышите глубоко и спокойно повторяйте эти слова снова и снова в течение двух минут. Прочувствуйте их глубинное значение.
Если вы перестанете сопротивляться реальности, то почувствуете легкое расслабление
Возможно, внутреннее «Я» запротестует: «Но мне не нравится мое тело! Как же мне принять его целиком и безоговорочно?». «Принять» не означает «полюбить». Принятие не означает, что мы не можем воображать или желать изменений и улучшений. Оно лишь говорит о том, что факт есть факт, и не надо его отрицать и избегать. В нашем случае это означает принять лицо и тело в зеркале. Они такие, какие есть. Если вы перестанете сопротивляться реальности, откроетесь осознанию (а именно это, в конечном счете, и означает принятие), то, возможно, почувствуете легкое расслабление. Вам будет комфортнее наедине с собой.
Теперь вы способны сказать: «Здесь и сейчас — это я. И я не отрицаю это, принимаю себя». Это и есть уважение к реальности. Выполняя данное упражнение в течение двух минут каждое утро и вечер в течение двух недель, люди вскоре начинают ощущать взаимосвязь между принятием себя и самооценкой. Разве можно вообразить, будто мы себя любим, если презираем свое отражение в зеркале?
Приняв себя, люди делают и другое важное открытие. Они не только устанавливают более гармоничные отношения с собой, ощущают рост своей эффективности и самоуважения, но и обретают сильную мотивацию к изменениям. У нас нет стимула менять то, реальность чего мы отрицаем. Приняв событие или явление, мы становимся сильнее и сосредоточеннее. Проклиная и сопротивляясь, мы лишаем себя силы.
Об авторе
Натаниэль Бранден — психотерапевт, писатель, эксперт в области самооценки, автор книги «Шесть столпов самооценки» (Манн, Иванов и Фербер, 2018).
Читайте также
Самопринятие в психологии учит тому, что если мы были рождены в этот мир, значит, мы нужны здесь именно такими, какими пришли в него.
Научившись принимать себя таким, какой человек родился, он приобретает уникальную возможность достичь любых целей в жизни. Я раскрыла для себя секрет этого тайного знания и теперь для меня нет закрытых дверей или вершин, на которые я не могла бы подняться. Хотите, я поделюсь им с вами?
В одной из притч великого Ошо рассказывается о погибающем царском саде. Каждое из растений в нем завяло. Когда царь спросил у дуба, в чем дело, тот ответил, что не сможет вырасти таким высоким, как сосна. В то же время сосна была недовольна собой, потому что не давала плоды, как виноградная лоза, а та хотела цвести, как садовая роза.
И только один цветок распускал свои бутоны в полную силу. На вопрос царя, как у него это получается, он ответил, что раз царь посадил его в своем саду, значит, он хотел видеть именно его, а не розу или дуб.
Принятие без фанатизма
Любить себя просто необходимо. Вспомните, что едва ли не каждый психолог начинает с совета полюбить себя, разрешить себе быть собой и никем другим. Однако положительное самоотношение не означает безусловное и абсолютное самоодобрение.
Критерием здравомыслящего и мудрого человека всегда будет доля критики по отношению к себе и адекватная оценка собственных действий. Абсолютно нормально стыдиться некоторых своих поступков или слов, сожалеть о том, что когда-то сделал или, возможно, не сделал. Только так личность способна расти и развиваться.
Откуда берется нежелание принимать себя?
Успешный человек должен зарабатывать не меньше. Идеальная женская фигура — 90-60-90. Настоящая женщина обязана уметь вкусно готовить. Настоящий мужчина должен уметь чинить все — от розетки до звездолета. Сколько раз вы слышали суждения, подобные этим?
Причины низкой самооценки различны, но часто они уходят корнями в глубокое детство, развиваясь затем в самый настоящий кризис личности.
Всевозможные неодобрения за проступки, упреки и претензии, приведение в пример соседских детей и одноклассников, подавляющие замечания, которые мотивируют ребенка на поражение: «у тебя никогда не получится», «ты слишком неповоротлив», «посмотри на Машу — у нее все получилось!», «опять тройка за тест, ты глупее всех в классе!». Все это становится тем механизмом, который способен сформировать негативное восприятие себя и в будущем воспитать крайне несчастную личность.
Как преодолеть ошибки прошлого?
А давайте научимся преодолевать все эти препятствия, скинем все грузы, которые тянут нас на дно? Они не помогут нам стать лучше, они только делают нас печальнее!
Жить, ощущая себя хуже других, очень сложно. Такое ощущение не приносит радости, а значит, несчастны будут и ваши близкие.
Женщина, которая всегда недовольна собой, будет так или иначе действовать подавляюще на супруга, переносить свои неудачи на детей, взращивая еще одно поколение несчастливых и грустных людей.
Как в корне изменить собственный взгляд на жизнь и повысить самооценку?
Я предлагаю вам попробовать пару довольно действенных и несложных приемов, которые помогут вам заново полюбит себя и понять, насколько вы достойны любви. Нам потребуется совсем немного времени и чуть больше самоконтроля.
1. Прием: «Я самая обаятельная и привлекательная!»
Помните этот эпизод в фильме «Москва слезам не верит»? Поступайте также! Умываясь утром перед зеркалом, непременно остановитесь на секундочку, посмотрите на свое отражение, а затем улыбнитесь и расскажите себе, что вы красивая или симпатичная, что у вас лучистый взгляд и нежная улыбка, что вы приносите людям свет, а мужчины не могут не обернуться вам вслед. Любые приятные слова, сказанные с уверенной интонацией и убедительным голосом, помогут вам избавиться от негативных мыслей в самом начале дня и приобрети нужную уверенность. Люди, как сканеры, считывают наше к себе отношение.
2. Прием: Каждый ценен
Если вас часто посещают мысли о собственной никчемности, ненужности, то помните — нет ненужных людей, есть люди, которые не знают, что они для кого-то очень важны. Сядьте в свободное время и подумайте, что вы умеете делать хорошо. Вовсе необязательно быть выдающимся специалистом в своей профессии. Может, вы просто душа компании и без вас любая вечеринка — провал? Или, возможно. Вы всегда даете своим друзьям поддержку в трудные минуты?
3. Прием: Лучшая на свете
Очень часто мы сидим и сравниваем себя с остальными — кто-то стройнее, кто-то умнее, кто-то замуж вышел удачнее. А этого категорически делать нельзя. Всегда найдется тот, кто в чем-то будет лучше нас.
Напишите список того, что вам в себе не нравится, а затем подумайте, что можно с этим сделать. И вы удивитесь, что все, оказывается, в ваших руках: лишние килограммы можно сбросить, стать более интересным собеседником можно, читая книги, а над отношениями с супругом необходимо постоянно работать. Составьте свой план саморазвития, чтобы достичь нужного уровня в том или ином аспекте.
4. Прием: Черное в белое
Невозможно прийти к самопринятию, если вы всегда находитесь в состоянии конфликта с собой. Разрешите себе свои проблемы и слабости — вы постоянно опаздываете на работу, ну да, пунктуальность можно развить, зато вы гораздо быстрее включаетесь в процесс и оперативнее прочих справляетесь со своими обязанностями. У вас пара лишних килограммов? Зато аппетитные формы и есть что положить в лифчик!
У вас все обязательно получится, если вы действительно хотите стать счастливее. Самый главный секрет — это любовь к себе. Просто цените себя и относитесь к себе, как к единственной и неповторимой, а окружающие постепенно с вами согласятся в этом.
Приемы подойдут не только для женщин, но и для мужчин. Любите себя!
Подписывайтесь на наши обновления и получайте интересные статьи каждый день. Не забывайте делиться с друзьями.
Понравилась статья? Поделитесь с другими!Самопринятие — Психология Дома Солнца
Я заимствовала его из книги американского психолога Иствуда Атватера “Я Вас слушаю”, посвященной тому, как правильно слушать собеседника. Правда, автор пользуется несколько иным термином — “самоодобрение” и говорит об “оптимальном уровне самоодобрения”. Вот что он пишет:“Следующие навыки и способности свойственны людям с оптимальным уровнем самоодобрения. Прочитайте их внимательно и оцените, насколько хорошо владеете самоодобрением вы сами.
1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.
2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других.
3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.
4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности.
5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением.
6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.
7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.
8. Умение оказывать сопротивление.
9. Способность понимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы.
10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной Стельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.
11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.
12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки”.
Как вы видите, перечень весьма обширен. Но особенность его, на мой взгляд, в том, что в отличие от многочисленных “моральных кодексов” и призывов он вполне конкретен. В нем в основном (за некоторым небольшим исключением) описываются совершенно конкретные формы поведения и навыки, которыми может овладеть каждый, если, конечно, захочет.
И это мое первое задание по развитию самоодобрения, самопринятия, самоуважения — проще, любви к себе. Если вам удалось упражнение с зеркалом или вы считаете, что любите себя и так, все равно выполняйте это упражнение, поскольку оно позволит вам развить соответствующие “социальные навыки”, правильно, говоря другими словами, выражать эту любовь для того, чтобы самому жить полноценной жизнью и чтобы рядом с вами лучше жилось другим. Задание такое.
Проанализируйте свое поведение с точки зрения соответствия “принципам самоодобрения”. Причем поведение в совершенно конкретных ситуациях. Лучше всего если в течение нескольких дней по вечерам вы будете описывать два-три эпизода из прошедшего дня и анализировать их по приведенным И. Атватером критериям Естественно, что не все критерии вы сможете каждый раз использовать но старайтесь подобрать ситуации так, чтобы были, как любят говорить наши бюрократы, “задействованы” все. Хорошо, если вы занимаетесь вдвоем или втроем и можете спросить мнение другого. Если у вас есть кто-то, кому вы доверяете и на кого не обидитесь, спросите его мнение. Ваша задача — определить уровень владения перечисленными навыками, как бы “расставить” их по порядку — от того, которым вы наиболее владеете, до того, которым не владеете вовсе. Это называется “проранжировать”. Следующий этап: вы выбираете два навыка — из начала и конца списка и сознательно реализуете их в своем повседневном поведении, каждый день давая себе отчет, как у вас это получается. И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что пользуетесь ими почти автоматически. Затем следующие два и т. д.
Это довольно длительная и, конечно, несколько нудная работа, но, если вы хотите изменить отношение к себе, я очень рекомендую ею заняться, поскольку известно, что способы нашего поведения оказывают такое же влияние на наш внутренний мир, как и он на них. Если вы будете вести себя, как человек с высоким уровнем самопринятия, даже вопреки ощущению собственной никчемности и ненужности, то вы достаточно скоро почувствуете, что действительно стали больше любить себя. Я не призываю вас играть — я предлагаю вам на самом деле овладеть этими навыками, примерно так же, как вы в свое время научились ходить, потом читать, потом писать, лазить по канату или решать сложные задачи. Еще одно задание. И тоже на длительное время.
Ежедневное! Составляйте уже знакомый нам список удач.
А сейчас задайте себе вопрос: из чего складывается наше переживание удачи, успеха? Очевидно, что оно возникает из соотношения полученного результата и того, чего мы хотели достичь. По известной формуле классика психологии У. Джемса:
Самооценка = Успех / Притязания.
Другими словами, самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.
Выполняя задание, помните эту формулу и, когда будете составлять список удач, каждый раз давайте себе отчет, почему тот или иной результат вы считаете своим достижением.
Поиграйте с результатами и притязаниями. Представьте себе, что вы хотите каких-то других достижений — более высоких или более низких. Что в этом случае будет в списке? Составляйте такие списки не менее двух недель. Затем, когда вы начнете чувствовать, что вам это надоело, усложните задание. Составляя список удач сегодняшнего дня, обязательно находите в каждой то, что она может дать для будущего.
И здесь мы переходим к другому важному моменту, связанному с успехом, неудачами и любовью к себе. Это явление носит название жизненного сценария. Лучше всего оно описано в книге Э. Берна “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. Сценарий — это своего рода план и одновременно стиль жизни, который мы часто реализуем, не задумываясь и не зная об этом. Это своеобразная программа жизни, которая закладывается в нас с детства. Но сказанное вовсе не означает, что сценарий мы не можем осознать и изменить. Для нас с вами сейчас важны сценарии победителя и побежденного, неудачника, поскольку они непосредственно связаны с понятиями “успех”, “притязания”. Лучше всего это можно понять, проанализировав собственное отношение к своим успехам и неудачам, но не сиюминутным, а отсроченным, т. е. связанным с достижением цели. Следующее наше задание таково.
Представьте себе, что вы поставили и добиваетесь цели, где может быть успех или неудача (например, поступление в институт). Подумайте и запишите, выбрав один из возможных исходов, ваши действия в пределах одного-двух месяцев. Затем — то же со вторым исходом.
Теперь сравните ваши результаты с такими данными. Человек, реализующий сценарий “победителя” при выполнении подобного задания, как это ни странно, анализирует то, что он будет делать в случае неудачи. Именно эта часть задания оказывается у него выполненной наиболее подробно. У “неудачника” — все наоборот. Он подробно описывает свои действия, точнее, переживания в случае успеха и лишь очень кратко, явно по необходимости, говорит о неудаче. Еще один характерный штрих: “победитель” говорит в утвердительной форме, пользуясь выражениями: “Я буду”, “Я сделаю”, “неудачник” пользуется косвенными высказываниями типа: “Может быть, если бы мне помогли…”, “Мне надо было бы…”, “Не следовало бы…”.
Берн приводит множество данных о том, что люди часто не осознают своих жизненных сценариев и они доходят до своего логического конца. Но сценарии можно изменить. Он указывает на три основных разрушителя сценариев:
1) мировые катаклизмы — войны, революции;
2) психотерапевтическая и иная работа, специально направленная на изменение личности и, следовательно, ее сценария, и, наконец,
3) самостоятельное, сознательное решение изменить свой сценарий.
В последнем случае важно прежде всего подумать о целях своей жизни. Целях главных, смыслообразующих. Это простой вопрос, который в той или иной форме, более или менее отчетливо, но задает себе каждый: чего я хочу добиться в жизни?
Успех в жизни для меня — это…
Следующее наше задание — поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе: каковы мои притязания в жизни? Что я буду считать успехом, что неудачей?
Запишите ответы на эти вопросы как можно более подробно. После того как вы сделаете это, “раздвиньте границы” успеха и неудачи. Например, так: “Представление о жизненном успехе — теннисист мирового класса, чемпион престижных турниров. Более низкий уровень, но все же успех — теннисист, входящий в число 20 сильнейших игроков мира, следующий — тоже успешный, но в пределах страны и т. д.”. Другими словами, надо снижать уровень желаемого успеха до тех пор, пока субъективно вы будете чувствовать, что успех в этом все-таки присутствует. То же самое с неудачей в жизни — вы “улучшаете” ее до тех пор, пока субъективно она будет продолжать восприниматься вами как неудача.
Я только хотела бы вас предостеречь от действия по принципу “все или ничего”, о чем мы уже говорили. Сможете ли вы хотя бы в мыслях, в мысленном эксперименте отойти от этого? Если нет, имейте в виду, вас ждут достаточно трудные испытания, поскольку все, что хоть немного отстает от вашего жизненного сценария, будет восприниматься как неудача. Мне бы хотелось в этой связи привести одно из высказываний Л. Н. Толстого, который, хотя и в несколько ином плане, говорил о соотношении саморазвития и стремления к совершенству: “…главная моя ошибка… — та, что я усовершенствование смешивал с совершенством. Надо прежде понять хорошенько себя и свои недостатки и стараться исправлять их, а не давать себе задачей — совершенство, которого не только невозможно достигнуть с той низкой точки, на которой я стою, но при понимании которого пропадает надежда на возможность достижения”.
Расширение “поля успеха” и “поля неудачи” обеспечивает необходимый запас прочности, причем важно, что это делается не только “сверху”, со стороны удачи, но и “снизу”, показывая тот уровень, ниже которого вы ни в коем случае не сможете опуститься, если хотите уважать себя.
Московские психологи С. Г. Якобсон и В. Г. Щур провели с младшими школьниками и дошкольниками очень интересный эксперимент, который в психологическом фольклоре называется “Про Карабаса и Буратино”. Суть его состояла в том, что детям предлагалось сопоставить свое поведение и оценить себя в целом с точки зрения двух образцов — положительного, желательного (его воплощал Буратино) и отрицательного (Карабаса Барабаса). Выяснилось, что многие дети считали себя хорошими, как Буратино, даже признавая (с помощью экспериментатора), что в конкретной ситуации они вели себя, “как Карабас”.
Переходя с детского языка на обычный, следует сказать что наличие таких двух образцов, эталонов — “желательного Я” и “нежелательного Я”, образцов очень конкретных, эмоционально насыщенных, как Карабас и Буратино для детей, очень важно не только для достижения, но и для понимания своих целей в жизни. Поэтому следующее наше задание такое: в возможно более яркой и образной форме представить сначала свое “желательное Я”, а затем — обязательно — “нежелательное Я”. Лучше всего это делать либо с помощью расслабления, либо с помощью приема “театр”, что для вас лучше. Вообще представление и оценка себя с точки зрения двух эталонов — положительного и отрицательного — очень эффективны, и я рекомендую использовать этот прием, поскольку привычно, автоматически мы используем, как правило, лишь один эталон. Только хорошо бы сохранить при этом и мудрость маленьких детей, которые продолжали считать себя “хорошими, как Буратино”, несмотря на признаваемые у себя “карабасовы” черты.
“Зону прочности” с точки зрения жизненных целей, притязаний можно укрепить еще одним способом — увеличивая, расширяя число жизненных целей, позволяя им захватывать самые разные области жизни. В этом случае вы будете гарантированы от того, о чем поется в одной забытой эстрадной песне: “На тебе сошелся клином белый свет”.
Итак, наше следующее задание — на расширение круга притязаний. Это задание заимствовано у психолога И. В. Дубровиной. Состоит оно в следующем.
Возьмите лист бумаги, например “форматку” для черчения или рисования. Напишите в центре крупно букву “Я” Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, чтобы назвать как можно больше областей, где это “Я” может быть реализовано, и определить “желательное” “нежелательное Я” для каждой области. Просто проводите линию от “Я” центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.
Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы закончили, придумайте еще четыре — любых, самых неожиданных. Но важное условие — они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные.
Теперь отложите эту “звездную карту” своей жизни и посмотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у вас, как выяснилось, столько возможностей. Так пользуйтесь ими.
И это дает нам очень важный ключ к приобретению самоуважения, самопринятия, уверенности в себе: компетентность. Приобретение умений и навыков в самых разных областях, умение налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми сделает вас, как написал один из участников нашей группы, “независимым и свободным для жизни”.
Это даст возможность саморазвития и преодоления ограниченного жизненного сценария.
ощущение ценности собственной личности, силы своего «Я», чувство собственного достоинства; доверие своим чувствам, вера в себя и свои возможности, открытость характера, понимание собственных слабостей, отстаивание права быть таким, как есть, и иметь собственную точку зрения. Слабо выражены страх, тревожность, боязнь неуспеха и негативной оценки, чувство вины, стремление к доминированию, ориентация на внешние формы.
1.1 Анализ самопринятия с позиции отечественной психологической школы1
Понятие самопринятия является важной психологической проблемой. Многие ученые считают самопринятие необходимой составляющей психического здоровья личности. М. Ягода самопринятие как высокую самооценку и выраженное чувство идентичности включила в критерии психического здоровья.
Самопринятие представляет собой ядерное образование структуры личности и проявляется в положительном эмоционально-ценностном отношение к себе, в адекватной самооценке, в самопонимании, рефлексии своего внутреннего мира и своих поступков, самоуважении и в принятии других людей, в осознании ценности себя, своего внутреннего мира. Самопринятие зависит от отношений к другим и адекватно тогда, когда эти отношения становятся ценностью. В основе самопринятия лежат нравственные ценности.
Принятие себя, по определению С.Л. Братченко и М.Р. Мироновой, означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, как я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.
По мнению Д.А. Леонтьева, самопринятие является частью более широкого понятия — самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако, просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во — первых, следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими — то моими реальными достоинствами или недостатками — и самопринятие непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие — то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во — вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются его степень целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.
Иная трактовка структуры самопринятия предлагается В.Ф. Сафиным. Исходя из концепции целостной самооценки ( а не соотношения ) субъекта, он выделяет ряд аспектов, среди которых особенно выделяет самоуважение. Этот вид самооценки — результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его «значимыми другими». Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если «я — образы» больше когнитивные образования, то самоуважение — целостное эмоционально — ценностное отношение. Хотя В.Ф. Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально — когнитивно — ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй — самооценкой сферы мотивационно — потребностных сил, третий — самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств ( физических, психофизиологических, характерологических).
Осознание своей значимости для ближайшего окружения может включаться как элемент самоуважения, но может не совпадать с ним. Поэтому можно предположить, что самоуважения — это отношение к своей значимости для других, исходя из своего идеала, которое обеспечивает самоутверждение и удовлетворенность субъекта самим собой. Получается, что самоудовлетворенность — результат глобального, целостного самоотношения, включающего в себя «я — образы» — всякие формы самооценок, обобщающие самооценивание. Как предполагает И.И. Чеснокова, здесь наибольшую роль играет не столько ситуативный приспособительный образ самого себя ( хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека ), сколько то истинное отношение к себе, когда он в наибольшей степени является самим собой, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольше степени является самим собой.
Стоит отметить, что иной механизм самоуважения предлагает В.М. Раева, согласно которой самоуважение — эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. Иными словами, самоуважение не зависит от мнения референтной группы, от достоинств и недостатков, а только от совпадения желаемого и достигнутого. Исходя из этого, можно сказать, что высокое самоуважение будет у человека, ставящего реальные цели, а низкое — у человека с «Наполеоновскими» планами, но не достигшими всего. С данным утверждением трудно согласиться.
В.В. Столин практически не употребляет терминов самоуважение и самоудовлетворенность. В структуре принятия себя предлагается, как минимум, три типа отношений: к себе, к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих позволяет выделить уровни самопринятия субъекта. У наиболее развитой личности предполагается симпатия и уважение к себе и другому, и ожидание взаимной симпатии. В менее развитом варианте к другому уважения нет, ожидается враждебность. Далее, сознательное отсутствие уважения к себе, антипатия к другому, ожидается презрение. Наконец, бессознательное неприятие себя может сочетаться с преувеличенным пиететом к другому. Второй вариант, судя по наблюдения Д. Шапиро, свойственен параноикам. Он приводит примеры, когда человек, считающий себя лучше всех, ожидает критической оценки, и может относиться к другим с презрением.
Э.А. Орлова утверждает, что личность может испытывать самоуважение, а как следствие и принимать себя в положительном русле, когда проявляет конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам, и когда эта конформность вознаграждается. Самоуважение — это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций личности.
А.А. Налчаджян хотя и признает роль социальных факторов, но говорит о том, что для сохранения положительной «Я» — концепции и самопринятия в целом, некоторые личности не нуждаются в одобрении других. В его трактовке «Я» обозначается как «настоящее, актуальное Я». В структуру «настоящего Я» включается то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный момент жизни личности качеств. Подчеркивается, что могут приписываться себе даже полностью отсутствующие качества.
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский используют термин образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего.
глава.2 Зарубежные концепции принятия себя в соотношении с принятием других
Необходимо подчеркнуть, что самопринятие как механизм личностного развития наиболее полно рассматривается в гуманистической психологии. Но, все же не стоит оставлять без внимания и другие зарубежные концепции принятия себя.
У. Джемс, автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я — чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах — в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.
З. Фрейд первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция «Оно», в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция «Я» — это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» является «той частью «Оно», которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от «Оно», «Я» руководствуется принципом реальности. Инстанция «Сверх-Я» представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. «Сверх-Я» выступает как носитель «Я-идеала», с которым «Я» соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура «Я» обеспечивает уравновешенность «Оно» и «Сверх-Я». Чтобы привести теорию З. Фрейда к рассмотренной выше терминологии, можно условно назвать «Я» — личностным Я, «Сверх-Я» — социальным.
Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З. Фрейда — К. Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения. Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Э. Берн. Идеал «Я» в его концепции определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Э. Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении Эриксона «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.
Определенную роль в развитии представлений о самосознании, в частности, личностного Я, сыграли К. Юнг, рассматривавший «Я» как некий архетип, представляющий стремление человека к целостности и единству.
У А. Адлера движущей силой является, с одной стороны, стремление к превосходству, что часто (если не всегда) приводит к чувству неполноценности. Оно определяет компенсацию и сверхкомпенсацию в иных достижениях.
Как ранее упоминалось, что гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как «Я-образ», «Я-система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является К. Рождерс видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали. Роджерс не разделяет людей на приспособленных или плохо приспособленных, больных и здоровых, нормальных и ненормальных; вместо этого он пишет о способности людей воспринимать свою реальную ситуацию. Он вводит термин конгруэнтность, обозначающий точное соответствие между опытом, коммуникацией и осознанием. То есть можно сказать, что конгруэнтность рассматривается им как способность адекватно воспринимать и принимать собственные коммуникации, переживания и опыт. Высокая степень конгруэнтности подразумевает, что коммуникация (то, что человек сообщает другому), опыт (то, что происходит) и осознание (то, что человек замечает) более или менее адекватны друг другу. Наблюдения самого человека и любого стороннего наблюдателя будут совпадать, когда человек обладает высокой степенью конгруэнтности. Следовательно самопринятие является необходимым условием для конгруэнтности личности, так как для адекватного восприятия личностью самой себя и согласования собственных коммуникаций, переживаний и опыта она прежде всего должна обладать способностью осознавать и принимать их такими, какие они существуют в действительности. По Роджерсу, самопринятие начинает формироваться у человека с раннего детства. Оно основывается на безусловной любви и принятии родителей. Но так как очень не многие родители способны принимать своих детей безусловно, включая и те черты, которые их не устраивают, у большинства детей с раннего детства формируется убеждение в том, что их будут любить и принимать только тогда, когда они научатся соответствовать ожиданиям других. А для этого им необходимо постоянно подавлять некоторые свои чувства, желания, импульсы и мысли, что в результате приводит к неспособности личности к самопринятию.
В теории А. Маслоу развитая способность к самопринятию является одной из обязательных характеристик здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир.
Еще одним выдающимся представителем гуманистического направления в психологии, который в своих работах затрагивал проблему самопринятия, был Абрахам Маслоу.
Вот как Маслоу определяет понятие принятия в общем: «Принятие: положительная установка. В моменты погружения в «здесь-и-теперь» и самозабвенности мы склонны понимать «положительное» и в ином смысле, а именно, отказываться от критики того, с чем мы сталкиваемся (его редактирования, отбора, коррекции, улучшения, отбрасывания, оценивания, проявления по отношению к нему скепсиса и сомнения). Иначе говоря, мы его принимаем, вместо того чтобы отвергать или отбирать. Отсутствие преград в отношении к предмету внимания означает, что мы как бы позволяем ему изливаться на нас. Мы позволяем ему идти своим путем, быть собой. Возможно, мы даже одобряем, что он таков, каков он есть.
Такая установка облегчает даосистский подход в смысле скромности, невмешательства, восприимчивости». [9, с. 41]
В теории Маслоу развитая способность к самопринятию является одной из обязательных характеристик здоровой личности: «Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле». [8, с. 236]
«Большинство психотерапевтов (стоящих на позициях инсайтной, вскрывающей, неавторитарной, даосистской терапии), к какой бы школе они ни принадлежали, будут даже сегодня (если вызвать их на беседу о конечных целях психотерапии) говорить о полностью человечной, аутентичной, самоактуализирующейся, индивидуализированной личности или о некотором приближении к ней — как в описательном смысле, так и в смысле идеального, абстрактного понятия. Если перейти к деталям, за этим обычно стоят некоторые или все бытийные ценности, например честность (ценность 1), хорошее поведение (ценность 2), интегрированность (ценность 4), спонтанность (ценность 5), движение к наиболее полному развитию и зрелости, к гармонизации потенциалов (ценности 7, 8, 9), бытие тем, кем индивид является по сути (ценность 10), бытие всем, чем индивид может быть, и принятие им своего глубинного Я во всех его аспектах (ценность 11), непринужденное, легкое функционирование (ценность 12), способность к игре и наслаждению (ценность 13), независимость, автономия и самодетерминация (ценность 14). Сомневаюсь, что кто-либо из психотерапевтов стал бы серьезно возражать против какой-либо из этих ценностей, хотя некоторые, возможно, захотели бы дополнить список». [9, с. 80-81]
Маслоу занимался изучением влияния принятия личностью некоторых своих внутренних свойств на ее отношения с окружающим миром. Это явление он описывает на примере проблемы принятия мужчинами своего женского начала. «Мужчина, который борется внутри себя против всех качеств, которые он и его культура определяют как женские, будет бороться против тех же качеств и во внешнем мире, особенно если его культура, как это часто бывает, оценивает мужское начало выше женского. Идет ли речь об эмоциональности, или нелогичности, или зависимости, или любви к краскам, или нежности по отношению к детям — мужчина будет бояться этого в себе, бороться с этим и стараться обладать противоположными качествами. Он будет склонен к борьбе с «женскими» качествами и во внешнем мире, отвергая их, относя их исключительно к женщинам и т.п. Мужчины-гомосексуалисты, обращающиеся с просьбами и пристающие к другим мужчинам, очень часто оказываются грубо избиты ими. Скорее всего, это объясняется тем, что последние боятся быть соблазненными. Такой вывод определенно подкрепляется тем фактом, что избиение часто происходит после гомосексуального акта.
То, что мы видим здесь, — это крайняя дихотомизация, «или-или», подчиняющееся аристотелевой логике мышления того типа, который К. Гольдштейн, А. Адлер, А. Кожибский и другие считали столь опасным. Я как психолог высказал бы ту же мысль так: дихотомизация означает патологию; патология означает дихотомизацию. Мужчина, считающий, что можно быть либо мужчиной во всем, либо женщиной и ничем, кроме как женщиной, обречен на борьбу с самим собой и на вечное отчуждение от женщин. В той степени, в какой он узнает о фактах психологической «бисексуальности» и начинает понимать произвольность дефиниций, построенных по принципу «или-или», и болезненную природу процесса дихотомизации; в той степени, в какой он обнаруживает, что различающиеся сущности могут сливаться и объединяться в рамках единой структуры, вовсе не обязательно будучи антагонистами и исключая друг друга, — в этой степени он будет становиться более цельной личностью, принимающей в себе женское начало («Аниму», как его называл К. Юнг) и наслаждающейся им. Если он сможет примириться с женским началом внутри себя, то сумеет сделать это и по отношению к женщинам во внешнем мире, станет лучше их понимать, будет менее противоречив в своем отношении к ним и, более того, станет восхищаться ими, понимая, насколько их женственность превосходит его собственный гораздо более слабый вариант. Конечно же, легче общаться с другом, которого вы цените и понимаете, чем с таинственным врагом, внушающим страх и возбуждающим негодование. Если хочешь подружиться с какой-то сферой внешнего мира, хорошо бы подружиться с той ее частью, которая находится внутри тебя.
Я не хочу утверждать здесь, что один процесс обязательно предшествует другому. Они параллельны, и потому можно начать с другого конца: принятие чего-то во внешнем мире может помочь достичь принятия его же во внутреннем мире». [9, с. 94-95]
Также самопринятие расматривается Маслоу в связи с исследованием таких явлений, как мистический опыт и пиковые переживания. В данном случае самопринятие рассматривается как биологическая аутентичность — отождествление себя с природой, слияние с ней, что в последствии может приводить к достижению человеком пиковых переживаний особого рода. «Другими словами, в определенном смысле человек подобен природе. Когда мы говорим о его слиянии с природой, возможно, что отчасти мы подразумеваем именно это. Возможно, что его трепет перед природой (восприятие ее как истинной, хорошей, прекрасной и т.д.) однажды будет понят как определенное самопринятие или самопереживание, как способ быть самим собой и полностью дееспособным, способ быть в своем доме, некоторая биологическая аутентичность, «биологический мистицизм». Вероятно, мы можем рассматривать мистическое или предельное слияние не просто как приобщение к тому, что в наибольшей мере достойно любви, но и как слияние с тем, что есть, поскольку человек принадлежит ему, является подлинной его частью, является как бы членом семьи.
Этот биологический, или эволюционный, вариант мистического опыта, или пикового переживания, — которые, возможно, в этом не отличаются от опыта духовного или религиозного — вновь напоминает нам о том, что мы должны непременно перерасти устаревшее употребление термина «высшее» как противоположности «низшему», или «глубинному». Самое «высшее» переживание — радостное слияние с абсолютным, доступное человеку, — может одновременно рассматриваться как глубочайшее переживание нашей подлинной личной животности и принадлежности к виду, принятие нашей глубинной биологической природы как изоморфной природе в целом». [9, с. 204-205]
Маслоу также рассматривал биологический аспект самопринятия. «Индивидуальная биология человека вне всякого сомнения является неотъемлемой частью «Реального Я». Быть собой, быть естественным или спонтанным, быть аутентичным, выражать собственную идентичность — все это биологические формулировки, поскольку они подразумевают принятие собственной конституциональной, темпераментальной, анатомической, неврологической, гормональной и инстинктоидно-мотивационной природы». [9, с. 208]
Еще одной проблемой, в связи с которой Маслоу рассматривал самопринятие, была трансценденция. Одним из вариантов понимания трансценденции, которые он выделил, была транценденция как принятие собственного прошлого: «Возможны две установки по отношению к своему прошлому. Одну из них можно назвать трансцендентной. Следующий ей человек способен к бытийному познанию своего собственного прошлого. Это прошлое может быть охвачено и принято в нынешнее Я человека. Это означает полное принятие. Это означает прощение своего Я, достигнутое благодаря его пониманию. Это означает преодоление раскаяния, сожаления, вины, стыда, смущения и т.п.
Такая установка отличается от взгляда на прошлое как на нечто, произошедшее с человеком, перед чем он был бессилен, как на набор ситуаций, где он был лишь пассивен и целиком зависел от внешних факторов.
В некотором смысле речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое. Это означает «стать субъектом и быть субъектом»». [9, с. 158-159]
Таким образом понятие самопринятия личности рассматривалась Маслоу в различных аспектах и в связи с множеством разнообразных проблем, таикх как трансценденция, пиковые переживания, психологическое здоровье и др.
Ученый придавал ему большое значение, так как считал развитую способность к самопринятию одним из основных критериев психического здоровья, а также указывал на влияние отдельных аспектов самопринятия на функционирование личности в целом и взаимоотношения ее с окружающим миром.
2.1Диагностическийинструментарий данного исследования представлял набор следующих методик: На второмэтапе применялся ряд следующих методик: 1.Техникарепертуарных решеток (ТРР) — используетсядля изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредствующих восприятие исамовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Также ТРР используетсядля изучения идентификаций личности (16). 2.КИСС — косвенноеизмерение системы самооценок — методика,разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой, основана на ранжировании проективногоматериала. КИСС позволяет не только реконструировать индивидуальную системуценностей, но и определить эмоционально-ценностное отношение к себе — самопринятие (8), (15). 3.Техника«рассказывание историй» используется в психологических исследованиях дляизучения личности ребенка, с помощью нее выявляются переживания и фантазииребенка о реальной жизни (4). 4.Биографическийметод, который в данном варианте был представлен как достаточно формальнаясхема жизнеописания ребенка, воссозданная на основе документальноподтвержденных фактов. Ключевойметодикой исследования была методика КИСС, поскольку центральной проблемойявилось изучение возможных детерминант и корреляций самопринятия в структуре личности. Косвенное,закрытое получение информации, характеризующей отношение к себе, наиболее полновозможно с включением КИСС в экспериментальную программу.
Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим. Истинное самопринятие — это основа для саморазвитияи самосовершенствования.
На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение — это целостное положительноеотношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно, что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он
себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями.
Американским психологом У.Джемсом в свое время была выведена
оригинальная формула, которая связывает притязания личности и те успехи, которых она добивается. Эта формула имеет следующий вид:
Успех
Самоуважение=Притязания
Чем выше успех и ниже притязания, тем выше самоуважение, и наоборот, чем выше притязания и ниже успех, тем меньше человек будет себя уважать.
При реалистических притязаниях, высоком самоуважении и самопринятии, при упорном труде многие проблемы могут разрешиться. По большому счету такое убеждение и дает возможность человеку жить, преодолевать препятствия, добиваться результатов.
Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу
(а она есть у каждого). Как видим, результаты самопознания довольно обширны и многосторонни и представляют собой сплав знаний и эмоционально-ценностного отношения к себе: чувств идентичности, самопринятия, самоуважения, личностной компетентности.
19.Барьеры самопознания
Самопринятие — Википедия опубликована // WIKI 2
Самопринятие — это принятие себя.
Энциклопедия YouTube
1/3
Просмотров:23 910
1 289 506
54 071
Power Сила самопринятия: Жюльен Блан рассказывает, как преобразовать себя, приняв себя!
✪ Самопринятие, самосовершенствование и общение с жизнью
Содержание
Определение
Самопринятие может быть определено как:
- осознание своих сильных и слабых сторон,
- — реалистичная (но субъективная) оценка своих талантов, способностей и общей ценности, и
- чувство удовлетворения от себя, несмотря на недостатки и независимо от прошлого поведения и выбора. [1] [2] [3]
Согласно Шепарду (1979), самопринятие — это удовлетворение или счастье человека самим собой, и считается необходимым для хорошего психического здоровья. Самопринятие включает в себя самопонимание, реалистичное, хотя и субъективное, осознание своих сильных и слабых сторон. Это приводит к тому, что индивид ощущает себя «уникальной ценностью».
В клинической психологии и позитивной психологии самопринятие считается предпосылкой для изменения.Этого можно достичь, прекратив критиковать и устранять недостатки своего я, а затем признавать, что они существуют внутри самого себя. То есть, терпеть себя, чтобы быть несовершенным в некоторых частях.
Некоторые различают условных и безусловных самопринятие. [4]
Самопринятие является одним из шести факторов в структуре Кэрол Д. Райфф для благосостояния eudaimonic.
Качества
Человек, который высоко ценит самопринятие:
- имеет позитивное отношение к себе,
- признает и принимает все аспекты себя (включая хорошие и плохие),
- не является самокритичным или не сбит с толку относительно своей идентичности, а
- не желает, чтобы они отличались от того, кем они уже являются. [1] [5]
Прошлые и современные взгляды в психологии
В прошлом, практика самоприятия была обличена греками. Однако необходимость знать и понимать «я» в конечном итоге стала важной, основополагающей точкой в нескольких психологических теориях, таких как:
В дополнение к этому в теориях жизненного цикла Эриксона и Нейгартена упоминается важность самоприятия, включая прошлую жизнь, а процесс индивидуации Карла Юнга также подчеркивает необходимость примирения с темной стороной своего «я» или «тенью». ». [5]
Отношение к позитивной психологии
Что касается позитивной психологии, самопринятие как компонент эвдаймонического благополучия (EWB) является индикатором и мерой психологического благополучия. [6] [7] Например, Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, заметил, что люди, которые считали себя низшими, также наблюдали обесценение других. [3]
Психологические пособия
Некоторые психологические преимущества самопринятия включают регуляцию настроения, уменьшение симптомов депрессии и увеличение положительных эмоций. [8] Пример этого можно увидеть в исследовании 2014 года, в котором рассматривались аффективные профили. Полученные результаты позволяют предположить, что индивидуумы, отнесенные к категории самореализующихся (по сравнению с другими профилями), имели тенденцию получать более высокие баллы по всем факторам, влияющим на благосостояние Райфа, включая самопринятие). [9] Кроме того, самопринятие (и экологическое мастерство) определенно и в значительной степени предсказывает гармонию в жизни во всех эмоциональных профилях. [9]
Другие психологические преимущества включают в себя:
- повышенное чувство свободы,
- — снижение страха перед неудачей,
- увеличение самооценки,
- увеличение независимости (автономия),
- повышение самооценки,
- меньше желания завоевать одобрение других,
- меньше самокритики и больше доброты, когда происходят ошибки,
- больше желания прожить жизнь для себя (а не для других), и,
- способность рисковать, не беспокоясь о последствиях. [10]
Самопринятие также считается необходимым для хорошего психического здоровья. [2]
Физические преимущества
В дополнение к психологическим выгодам, самопринятие может иметь и физические выгоды. [6] Например, результаты исследования 2008 года показывают, что пожилые женщины с более высоким уровнем владения окружающей средой, позитивными отношениями с окружающими и самопринятием показали более низкие уровни гликозилированного гемоглобина, который является маркером уровня глюкозы / инсулина. сопротивление. Маккуиллан, Сьюзен. «Radiate самопринятие». Психология сегодня . Сассекс Издатели. Получено 12 августа 2015 г. Последний раз эта страница редактировалась 16 марта 2020 года в 18:03. ,
Самопринятие — что это?
Мы так много слышим о самопринятии от людей, которые изучают или обучают методам личностного роста.
- Означает ли это принимать ваши слабости или негативные привычки и ничего не делать с ними?
- Означает ли это, что вы принимаете свое поведение, отношение и образ жизни и ничего не делаете для изменения и улучшения?
Легко поддаться лени, найти оправдания тому, чтобы оставить все как есть и оставаться таким, какой вы есть и где вы есть.
Что такое самопринятие?
Что означают эти слова?
- Любить себя таким, какой ты есть.
- Принятие ваших привычек, навыков и того, как вы выглядите.
- Принятие ситуации и обстоятельств и прекращение ненавидеть их или злиться на них.
- Иметь сострадание к себе.
- Быть менее осуждающим о себе.
- Самопринятие означает знание того, что никто не совершенен, и принятие любых ваших ошибок.
- Хватит останавливаться на прошлых ошибках.
- Охватывая, кто вы есть.
Принятие вашего поведения и слабостей, и ничего не делать для улучшения, не является правильным видом самоприятия. Это не способствует реальному прогрессу и улучшению.
Этот термин, кажется, не очень хорошо объяснен и хорошо понят. Принятие себя таким, какой ты есть, — это только первый шаг. Это помогает вам реализовать свои хорошие и не очень хорошие качества и может облегчить чувство вины, отсутствие чувства собственного достоинства или несчастья.
Самопринятие не означает, что вы принимаете то, что вы есть, и ничего не делаете, чтобы изменить и улучшить.Это не значит принимать свою судьбу и жизнь такой, какая она есть.
Осознание и признание вашего поведения, привычек и вашей личности, а также отсутствие страха смотреть на себя таким, какой вы есть, является важным шагом в этом направлении.
Когда вы принимаете себя таким, какой вы есть, вы становитесь лучше, чтобы начать улучшать себя. Вы понимаете свои хорошие и плохие качества и понимаете, что вам нужно улучшить.
Не говорите себе: «Это то, что я есть.Я принимаю себя таким, какой я есть. Я принимаю мой характер, мои недостатки и мою судьбу, и вот как это. Я ничего не могу с этим поделать и не могу улучшить себя или свою судьбу ».
Знание себя дает вам возможность увидеть, что вы можете сделать, чтобы улучшить себя и свою жизнь. Самопринятие означает, что вы видите свои ошибки, принимаете и подтверждаете свое нынешнее положение, а затем ищите пути для улучшения.
Улучшение требует, чтобы вы понимали и признавали свой характер и привычки, перестали сравнивать себя и свои достижения с другими и признавать свои навыки или их отсутствие.Это принесет некоторый внутренний мир, легкость и счастье, как избавление от бремени.
Помните, что признание ваших хороших и плохих привычек и черт характера может облегчить чувство неудовлетворенности, гнева, обиды или несчастья, но это не оправдание для того, чтобы оставаться таким, как вы, это только первый шаг на пути к улучшению и расширение прав и возможностей.
Начните стремиться принять себя, чтобы вы могли сделать следующий шаг, чтобы улучшить себя и свою жизнь.
Простые приемы самоприятия
Существуют ли какие-либо методы или рекомендации? Вот несколько шагов:
- Постарайтесь обратить внимание на свои мысли.О каких мыслях ты думаешь? Это может помочь вам узнать одну или две вещи о себе и вашем отношении к себе.
- Следите за своим поведением и действиями в различных ситуациях повседневной жизни. Вы склонны принимать себя и свою жизнь, или вы сердитесь и недовольны собой?
- Практика позитивного мышления
- Принятие позитивного разговора с самим собой вместо негативного разговора с самим собой.
- Повторите положительные подтверждения.
- Научитесь принимать то, что нельзя изменить.
- Стремись отпустить прошлое и остановиться на болезненных воспоминаниях.
«Мы никогда не сможем достичь мира во внешнем мире, пока не заключим мир с самими собой».
— Далай-лама
«Изменения возможны, но они должны начинаться с самопринятия».
— Александр Лоуэн
«Человек не может чувствовать себя комфортно без своего согласия».
— Марк Твен
«Сначала люби себя, а все остальное рушится. Вы действительно должны любить себя, чтобы сделать что-нибудь в этом мире.”
— Lucille Ball
Аффирмации — Слова с силой
• Учитесь практиковать аффирмации!
• Подавайте слова успеха в своем уме.
• Привлечь деньги, успех и процветание.
• Найди любовь и счастье.
Подробнее
Об авторе
Ремез Сассон является автором и создателем сайта «Сознание успеха». Он является автором книг и статей, которые мотивируют и помогают людям улучшить свою жизнь, добиться успеха, обрести внутреннюю силу и внутренний мир, стать более позитивными и счастливыми.
5 практических приемов для самоосуждения
Перейти к содержанию20 июля 2020 г.
- Подписка
- Магазин
- Прошлое Проблемы
- Ум
- Внимательность
- Медитации
- Тело
- Йога
- Отношения
- Дух
- без границ
- Сознания
- Сознательное Культура
- Искусство
- Музыка
- Путешествия
- События
- Здоровье
- Здоровые Рецепты
- Желательные
- Аюрведа
- Eco
- гуманизм
- Авторы
- Контакты
- О нас Политика
- конфиденциальности
- Условия
- Реклама у нас
- Поддержка
- Архив выпусков
- Моя учетная запись
- Поиск
- Подписка
- Магазин
- Прошлое Проблемы
- Ум
- Внимательность
- Медитация
- Тело
- Йога
- Отношения
- Дух
- без границ
- Сознание
- Культура
- Искусство
Самопринятие не сосет — Брендон Бурчард
Резюме
Может быть отстойно быть на стороне получающего совета: «просто прими это». Тебе когда-нибудь говорили, что ты должен просто «принять» что-то? Это «что-то» может быть ситуацией, которую вы не ожидали или не хотели или что-то в себе, что вы считаете ограничивающим или не гордитесь.Как бы то ни было, совет может быть трудно принять.
Однако, сталкиваетесь ли вы с чем-то стрессовым или неудобным, или вы заинтересованы в том, чтобы быть более внимательным, вдумчивым и присутствующим в мире, самопринятие — это ключевая отправная точка .
Вот несколько простых вещей для размышления:
1. Самопринятие — это сила. Самопринятие — это оружие в жизни. Когда вы можете принимать вещи, вы сильнее других.
2. Самопринятие не является одобрением. Принятие не о том, чтобы что-то нравиться или одобрять что-то. Скорее, это около , мир . Он учится быть в мире с тем, что — это , даже если вам это не нравится и особенно если вы не можете его изменить.Например, вам не нужно обязательно одобрять полученные вами медицинские результаты или кого-то постоянно кричащего на вас. Но принятие позволит вам войти в мир, даже если вы стремитесь улучшить ситуацию.
3. Самопринятие требует доверия и прощения. Верь, что ты способен, что все станет лучше, что это тоже пройдет, и что ты справишься со всем, что попадется тебе на пути. И прости себя за любые действия, о которых ты сожалеешь. Доверие и прощение создают пространство для самоприятия.
4. Самопринятие является социальным. Если вы обнаружите, что боретесь с чем-то в своей жизни и сопротивляетесь принятию, что бы вы посоветовали сделать другу, который переживает подобную ситуацию? Если они продолжат бороться с этим, вы бы хотели, чтобы они испытали мир с ситуацией, и вы бы попытались их утешить, верно? Пусть гипотетический сценарий поддержки других направит вас к поддержке себя. Чтобы пойти дальше, когда вы не можете принять ситуацию или себя, поговорите с другими об этом.Их точка зрения поможет вам найти более быстрый путь к миру.
Посмотрите видео выше для полного урока, чтобы вы могли продолжать жить #TheChargedLife!
Хотите больше тренировок? Присоединяйтесь к Brendon LIVE в Академии высокой эффективности!
Понравился этот эпизод? Пожалуйста, поделитесь этим! Мой блог, видео и подкасты не содержат рекламы, ТОЛЬКО потому что вы делитесь моей работой!
В дополнение к этим предыдущим сообщениям:
Как заботиться о себе и других
Может ли подлинность отстой?
Сила личной ответственности
Декларация личной власти
Как обрести больше доверия
Связанные цитаты, чтобы рассмотреть:
[Следите за Брендоном в Instagram за тоннами великих цитат]
.