Саморегуляция поведения
Проблема регуляции поведения личности длительное время привлекает внимание исследователей, находится в центре внимания различных научных подходов, концепций.
Определение 1
В научной литературе под саморегуляцией понимают проявление личностной активности, направленной на окружающую социально-природную среду, а не на внутреннюю сферу; один из высших уровней регуляции активности биологической системы, который отражает качественную специфику реализующих ее средств психики репрезентации и моделирования действительности; механизм, при помощи которого реализуется направляющая, активизирующая и централизующая позиции личности.
В саморегуляции проявляется активно-действенное отношение личности к самой себе, система ее аксиологических модусов, нравственные и социальные установки, направленность, а также накопленный социальный опыт.
Модель саморегуляции
По своей сути саморегуляция представляет собой целостную открытую систему, в моделировании которой принимают отдельные функциональные звенья, включая следующие:
Готовые работы на аналогичную тему
- сформулированная субъектом цель деятельности. Именно принятая цель определяет направленность деятельности и ее последующее управление;
- субъектная модель наиболее значимых условий;
- программа стратегий собственно исполнительской деятельности;
- контроль, оценивание достигнутых результатов;
- решение о коррекции системы регуляции.
Уровни проявления саморегуляции
В различных подходах выделяют различные уровни проявления саморегуляции. Б. В. Зейгарник понимает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на контроль собственного поведения. Она выделяет следующие уровни проявления целенаправленной личностной активности:
- операционально-технический, который связан с сознательной организацией действий, направленных на оптимизацию деятельности личности;
- мотивационный, определяющий организацию общей направленности деятельности посредством сознательного контроля собственной мотивационно-потребностной сферы.
Воля как вид реализации саморегуляции
Определение 2
Под волей в современной научной литературе понимается регулирующая функция мозга, которая выражается в способности личности сознательно управлять собственной деятельностью, руководствуясь собственными целями и побуждениями.
Волевая саморегуляция реализуется через совокупность разнообразных волевых действий. Именно воля как сознательная саморегуляция позволяет личности управлять своими познавательными процессами, собственной деятельностью, чувствами эмоциональными состояниями. Волевая саморегуляция представляет собой высшую форму регуляции поведения личности, осуществляется на основе эмоционально-нравственной, общесоциальной, интеллектуальной ценности.
Волевая регуляция находит свое отражение на следующих уровнях:
- при реализации волевых действий;
- в выборе целей, мотивов;
- в процессе регуляции внутренних состояний личности, различных психических процессов, деятельности;
- в процессе формирования волевых качеств личности.
Виды психической саморегуляции
- аутогенная тренировка – в основе метода лежит применение специальных формул самовнушения, которые позволяют оказывать влияние на процессы, происходящие в организме, самовоспитание при помощи определенных упражнений;
- биологическая обратная связь;
- медитация;
- визуализация.
Замечание 1
Таким образом, саморегуляция поведения личности представляет собой необходимое качество человека, которое проявляется в выборе целей, общей стратегии реализации деятельности, позволяет управлять собственной деятельностью, чувствами, эмоциональными состояниями.
СТИЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
СТИЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В.И. МОРОСАНОВА, Е.М. КОНОЗ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 980608148а.
РЕГУЛЯТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ЛИЧНОСТИ
Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах [2], [4], [5], [7], [9].
В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется.
Нами развивается новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека — исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека [2], [4][12]. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективноприемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним мы относим типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторноличностные свойства, или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как показывают наши исследования, является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах.
Такой подход оказался весьма продуктивным, так как позволил развить не только теоретические и практические, но и методические аспекты традиционной стилевой тематики. Для исследования и диагностики стилевых особенностей саморегуляции был создан и стандартизован целый ряд методик: «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП » [4], [6], «Саморегуляция подготовки спортсмена — СПС » [11], «Стиль саморегуляции студентов — ССС » [10], «Саморегуляция в избирательной кампании депутата — СИК » [12].
119
Все методики являются опросными и включают утверждения, описывающие особенности поведения в разнообразных и типичных для человека ситуациях. Большая часть из них была создана на материале различных видов профессиональной или учебной деятельности, что позволяет эффективно решать не только научные, но и прикладные задачи. Каждая из методик нашла применение для решения различных задач практической психологии: в практике психологопедагогического консультирования, как средство психологического контроля в процессе подготовки и формирования спортивных сборных команд для участия в крупнейших международных соревнованиях и Олимпийских играх, для прогноза успешности предвыборной борьбы политиков и психологической помощи им в формировании эффективного стиля саморегуляции при проведении избирательной кампании [9].
В то же время особую ценность имеет опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП «, утверждения которого не имеют непосредственной связи со спецификой какойлибо профессиональной деятельности, а построены на типичных жизненных ситуациях. С помощью этой методики можно решать и практические задачи, в частности, выявлять индивидуальный профиль различных регуляторных процессов и уровень развитости общей саморегуляции как регуляторных предпосылок успешности овладения новыми видами деятельности.
Но основной интерес, на наш взгляд, эта методика имеет для исследования проблем регуляторных механизмов поведения при различной личностной типологии. Основная гипотеза заключается в том, что структура индивидуальных особенностей саморегуляции, в частности, характер профиля саморегуляции детерминируется личностными структурами различного уровня. Она была нами ранее высказана и в первом приближении проверена [5], [6], [10]. По существу речь идет о том, что индивидуальная система саморегуляции опосредствует влияние сложившихся личностных структур на особенности реализуемой целенаправленной активности. И более того, в процессе достижения новых для субъекта целей может происходить формирование таких особенностей саморегуляции, которые могут способствовать, быть выражением развития новообразований — личностных свойств. Такая постановка вопроса требует соответствующего ей методического обеспечения, в частности, для выявления структуры индивидуальностилевых особенностей саморегуляции. В этих целях разработанная ранее методика «Стилевые особенности саморегуляции поведения — ССП » была нами пересмотрена с целью разработки показателей, более развернуто характеризующих индивидуальные профили саморегуляции. Доработанный опросник получил название «ССП98 «.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПРОСНИКА ССП98
Первоначальная редакция опросника содержала 56 утверждений, сгруппированных в пять шкал: планирование, программирование, оценивание результатов, гибкость и самостоятельность. Опросник позволял измерять пять показателей соответственно шкалам опросника (Пл, Пр, Ор, Г, С), а также суммарный показатель (ОУ), характеризующий общий уровень развитости саморегуляции. Основным его недостатком являлось отсутствие в его структуре шкалы и, соответственно, показателя развитости процессов моделирования значимых условий достижения цели — важнейшего звена системы саморегуляции.
На основании содержательного анализа утверждений опросника нами был выделен ряд утверждений, характеризующих процессы моделирования. Данные пункты вошли в шкалу модели значимых условий. Состав остальных шкал был пересмотрен и уточнен, в результате проведенного переконструирования был сформирован первоначальный вариант опросника,
120
который для проверки содержательной валидности, правомерности разработанной структуры шкал был подвергнут факторному анализу.
Выборка для факторизации составила 600 человек (учащиеся XXI классов школ Москвы в возрасте 1618 лет). Полученные данные были подвергнуты факторному анализу методом главных компонент с Varimaxвращением. Оптимальным оказалось шестифакторное решение, которое и было принято за окончательное. Все шесть факторов хорошо содержательно интерпретируются и наиболее полно отражают структуру системы саморегуляции соответственно шести шкалам опросника. Кумулятивный процент дисперсии, описываемый шестью факторами, составил 35,56 %.
Факторный анализ в целом подтвердил содержательную валидность, правомерность разработанной структуры опросника, обоснованность выделения как шкалы моделирования, так и уточняющей перегруппировки остальных утверждений по шкалам.
Апробация разработанного опросника производилась на выборке школьников того же возраста.
Дискриминативная надежность утверждений опросника вычислялась по алгоритму четырехклеточной корреляции [15] на выборке в 450 человек. Для каждого пункта, входящего в шкалы опросника, был рассчитан фкоэффициент. В окончательный список утверждений вошли те, для которых фкоэффициент превышал критическое значение |фгр|=0,157 и находился в пределах от 0,241 до 0,757 при p
Ретестовая надежность опросника измерялась с помощью его повторного применения с временным интервалом в три месяца на выборке, включавшей 102 человека. Подсчитывались коэффициенты корреляции Пирсона [3], которые оказались значимыми при p
Вычисление показателей внутренней надежности шкал опросника производилось двумя способами: методом расщепления [1] и вычислением коэффициента a [13]. Выборка для определения надежности включала 302 человека. Коэффициенты надежности при расщеплении составили 0,5030,568 (при p
Конструктная валидность разработанного опросника определялась путем сопоставления новых показателей опросника с аналогичными показателями, выделяемыми по прежним ключам опросника ССП (выборка в 200 человек). Коэффициенты корреляции (по Бравайсу — Пирсону) значимы при p
Вычисление показателей критериальной валидности основывалось на выборке 160 человек. Обнаружена значимая корреляция (по Пирсону) со школьной успеваемостью показателей моделирования (r=0,324 при p
121
ОПИСАНИЕ ШКАЛ ОПРОСНИКА
Опросник ССП98 состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, выделяемых в соответствии с основными регуляторными процессами (планирования, моделирования, программирования, оценки результатов) и регуляторноличностными свойствами (гибкости и самостоятельности) (см. Приложение). В состав каждой шкалы входят по девять утверждений. Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал в связи с тем, что их можно отнести к характеристике как регуляторного процесса, так и свойства регуляции.
Шкала «Планирование » (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.
Шкала «Моделирование » (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.
Шкала «Программирование » (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.
122
Шкала «Оценивание результатов » (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.
Шкала «Гибкость » (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.
Шкала «Самостоятельность » (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.
Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции » (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать
123
влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИ ЭКСТРАВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМЕ
Проведенные нами ранее исследования стилевых особенностей саморегуляции при различной личностной акцентуации характера человека показали наличие сложных опосредствованных связей индивидуальной структуры саморегуляции и типа акцентуации характера и доказали принципиальную возможность исследования механизмов личностной регуляции с помощью разрабатываемых опросных методик диагностики индивидуальной саморегуляции [6], [8], [9]. Углубляя и расширяя эту линию исследования, мы рассмотрели индивидуальную структуру саморегуляции в связи с такими известными личностными конструктами, как экстраверсия/интроверсия и нейротизм/стабильность.
Для диагностики экстраверсии и интроверсии применялся «Модифицированный личностный опросник Айзенка » [14]. Индивидуальные особенности саморегуляции исследовались с помощью описанного выше опросника ССП98. Предполагалось также, что сопоставление данных двух опросников даст новые аргументы в пользу внешней валидности разработанного ССП98.
Обследование было проведено на выборке учащихся XXI классов школ Москвы и Белгорода в возрасте 1618 лет (850 человек).
Для каждого испытуемого был вычислен индивидуальный балл по шкале экстраверсии, нейротизма и корректурной шкале, а также построен регуляторный профиль, включающий оценки по всем шкалам описанного выше опросника. После исключения из дальнейшего рассмотрения испытуемых, индивидуальный балл которых по корректурной шкале был выше допустимого, размер выборки составил 803 человека.
По данным этой выборки был проведен факторный анализ методом главных компонент без вращения. Оптимальным было признано трехфакторное решение. Выделенные факторы хорошо содержательно интерпретируются, при этом собственное значение факторов больше единицы, коэффициенты факторных весов превышают 0,500, а кумулятивный процент дисперсии, описываемый тремя факторами, составил 65,15 %.
В факторной структуре выделяются два содержательно насыщенных фактора: в первый входят шкалы нейротизма (Н), моделирования, оценки результатов, гибкости и общего уровня саморегуляции. Второй фактор представлен шкалами экстраверсии (Э), планирования и программирования. Шкала самостоятельности имеет высокую нагрузку на третий фактор и является единственной шкалой, составляющей этот фактор (табл. 1).
Полученное распределение показателей в факторной структуре представляется нам вполне оправданным и закономерным. Показатели экстраверсии и нейротизма входят в разные факторы и оказываются связаны с различными сторонами регуляции. Семантика факторов при этом в равной степени определяется и
124
свойствами личности, и показателями регуляции.
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок
Примечательным нам представляется тот факт, что нейротизм и уровень саморегуляции вошли в один фактор. Таким образом, измерение нейротизма оказывается больше связано с общим уровнем регуляции, чем экстраверсия. Для выяснения различий в стилевых особенностях регуляции между экстравертами и интровертами, лицами с высоким нейротизмом и стабильными мы сравнили показатели по шкалам опросника в «крайних » группах по выраженности экстраверсии и нейротизма.
Для этого из общей выборки испытуемых мы выделили группы экстравертов (181 человек, 1924 балла), интровертов (176 человек, 011 баллов), нейротиков (168 человек, 1624 балла) и стабильных (145 человек, 06 баллов), в которые вошли испытуемые со значениями выше или ниже одного стандартного отклонения от среднего (для шкалы экстраверсии: Me=14,92, б=4,33; для шкалы нейротизма: Ме=11,22, б=4,82). Выделенные группы экстравертов и интровертов, лиц с высоким нейротизмом и стабильных сравнивались по показателям саморегуляции с помощью tкритерия Стъюдента (табл. 2 и 3).
Таблица 2
Стилевые особенности саморегуляции у экстравертов и интровертов
Таблица 3
Стилевые особенности саморегуляции у лиц с высоким нейротизмом и стабильных
Между группами экстравертов и интровертов обнаружены значимые различия по показателям планирования, моделирования, программирования, гибкости и самостоятельности; между группами лиц с высоким нейротизмом и стабильных — по шкалам планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости и общего уровня саморегуляции.
125
Приведенные данные позволяют говорить о том, что стилевые особенности саморегуляции у экстравертов по сравнению с интровертами характеризуются более высокой сформированностью процессов моделирования и меньшей развитостью процессов планирования и программирования, высокой гибкостью и автономностью индивидуальной регуляторики. Интроверты значимо превосходят экстравертов в развитости планирования и программирования, что имеет компенсаторное значение для менее развитого у интровертов звена модели значимых условий.
Между группами лиц с высоким нейротизмом и стабильных значимые различия обнаружены по показателям планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости и общему уровню саморегуляции. У лиц с высоким нейротизмом по сравнению со стабильными отмечается более низкий общий уровень осознанной саморегуляции, при этом стабильные значимо превосходят первых в сформированности регуляторных процессов моделирования и оценки результатов, гибкости регуляторики. Анализ средних показателей групп по шкалам позволил выяснить, что функционально более развитым звеном саморегуляции лиц с высоким нейротизмом по сравнению со стабильными является звено планирования.
Проведенный анализ полученных данных показал основные направления различий в стилевых особенностях саморегуляции экстравертов, интровертов, лиц с высоким нейротизмом и стабильных, связанные с их личностным складом. По существу мы выделили и описали стилевые особенности саморегуляции, являющиеся предпосылками формирования стилей для разных личностных типов. То, какой индивидуальный стиль саморегуляции сформируется у конкретной индивидуальности, зависит от многих причин, важнейшими из которых, по нашему мнению, являются наряду с особенностями темперамента собственно активность личности, мотивация достижения поставленных целей, стремление овладеть той или иной деятельностью, способность реализовать его средствами осознанной саморегуляции. Все это и приводит к тому, что среди представителей любого личностного типа мы наблюдали и эффективные гармоничные стили с высоким уровнем регуляции, и акцентуированные (с выраженными «сильными » и «слабыми » звеньями регуляции) и неэффективные «застревающие » стили, когда уровень регуляции низок и слабо развиты регуляторноличностные свойства.
Для того чтобы исследовать всю палитру стилей саморегуляции у представителей различных личностных типов, мы выделили и сравнили стилевые особенности в группах испытуемых с высоким, средним и низким уровнем сформированности саморегуляции. Результаты этих исследований будут представлены в нашей следующей публикации. Здесь же подчеркнем, что настоящий опросник является средством для диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции, позволяет выделить сильно и слабо развитые звенья и наметить пути формирования стиля с высоким уровнем регуляции, т.е. гармоничного стиля саморегуляции [9], обеспечивающего высокую успешность достижения цели.
Приложение
Опросник «Стиль саморегуляции поведения98 » — ССП98
ИНСТРУКЦИЯ
Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.
Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно «, «Пожалуй, верно «, «Пожалуй, неверно «, «Неверно » и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.
Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.
1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.
126
2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.
3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но тем не менее часто опаздываю.
4. Придерживаюсь девиза «Выслушай совет, но сделай посвоему «.
5. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.
6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.
7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 12 дней для подготовки.
8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.
9. Мне трудно себя заставить чтолибо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.
10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.
11. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.
12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.
13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является «Семь раз отмерь, один раз отрежь «.
14. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.
15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.
16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.
17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.
18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.
19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.
21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.
22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.
23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.
24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.
25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.
26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.
27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.
28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.
29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.
30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.
31. Не люблю посвящать коголибо в свои планы, редко следую чужим советам.
32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.
33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.
34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.
35. Если я занят чемто важным для себя, то могу работать в любой обстановке.
36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.
37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.
38. Редко отступаюсь от начатого дела.
39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.
40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.
41. Про меня говорят, что я «разбрасываюсь «, не умею отделить главное от второстепенного.
42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.
43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.
44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.
45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.
46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все посвоему.
127
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Фамилия. Имя. Отчество __________________
Год рождения ____________________________
Время проведения ________________________
№
Верно
Пожалуй, верно
Пожалуй, неверно
Неверно
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
Е
Е
41
41
42
42
43
43
44
44
45
45
46
46
Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да » означает положительные ответы, а «Нет » — отрицательные.
Шкала планирования (Пл):
Да 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36
Нет 15, 42
Шкала моделирования (М):
Да 11, 37
Нет 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41
Шкала программирования (Пр):
Да 12, 20, 25, 29, 38, 43
Нет 5, 9, 32
Шкала оценки результатов (ОР):
Да 30, 44
Нет 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39
Шкала гибкости (Г):
Да 2, 11, 25, 35, 36, 45
Нет 16, 18, 23
Шкала самостоятельности (С):
Да 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46
Нет 34
Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ):
Да 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21,
22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36,
37, 38, 40, 43, 44, 45, 46
Нет 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19,
23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарьсправочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
2. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5. C. 1826.
3. Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика. М., 1981.
4. Моросанова В.И. О стилевых особенностях саморегулирования как факторе успешности овладения профессиональной деятельностью школьниками // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Славянск, 1988. C. 5253.
5. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности // Вопр. психол. 1991. № 1. C. 121127.
6. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. № 4. C. 2635.
7. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Автореф. докт. дис. М., 1995.
8. Моросанова В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопр. психол. 1997. № 6. C. 3038.
9. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
10. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуальностилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психол. 1994. № 5. C. 134140.
11. Моросанова В.И., Соколова Л.А. Опросный метод для диагностики осознанного уровня саморегулирования деятельности. Сообщение 1. О связи осознанного уровня саморегулирования с успешностью деятельности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 2. C. 1418.
12. Моросанова В.И., Холопова Е.Н. Стиль саморегуляции и успешность предвыборной борьбы // Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. М.: МПГУ, 1995. С. 110120.
13. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. М.: Издво МГУ, 1984.
14. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. М.: Смысл, 1992.
15. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и применении тестопросников: ручные и компьютерные алгоритмы // Вопр. психол. 1985. № 4. C. 126 134.
Поступила в редакцию 20.VII 1999 г.
источник неизвестен
Виды саморегуляции в психологии и философии: что позволяет использование, примеры
Саморегуляция это способность различных систем поддерживать стабильное равновесие на должном уровне, независимо от внешних воздействий. Свойство затрагивает многие аспекты, поэтому внимательно изучается философами, биологами, социологами, психологами.
Как управлять своими эмоциями
Что это такое
Устойчивость зависит от способности живых разноуровневых систем организовываться. О том, что такое саморегуляция, существует несколько мнений, и в чем-то они схожи. Отличия в суждениях связаны с тем, с каких позиций смотрит на данную тему аналитик. Более всего вопросом интересуются философы и психологи.
Определение в философии
Наука занимается изучением процессов познания и мышления, ценностей и нравственных категорий с позиций развития общества и мира в целом. Если рассматривать свойство управления, то в философии саморегуляция это способность человека полностью владеть собой посредством главенства сознания.
Здесь важно выбрать правильную позицию относительно своего внутреннего мира:
- если к осознанию мыслей и чувств добавится желание ими манипулировать, это может привести к внутриличностному конфликту;
- принятие внутреннего мира, как неотъемлемой части самого себя, уважительное отношение к нему – это правильный путь к продуктивной жизни;
- когда осознание внутреннего мира становится основой для изменения собственного поведения, это может спровоцировать войну с самим собой.
К сведению. Осознание всегда будет препятствовать конструктивным изменениям в поведении. Эффективность саморегуляции заключается в том, что человек может управлять своим поведением, независимо от собственного сознания.
Мнение психологов
Динамические, энергетические, содержательно-смысловые аспекты позволяют осознавать и моделировать действительность. Поэтому в психологии саморегуляция рассматривается как один из уровней коррекции активности системы.
Специалисты представляют психологическую самореализацию в виде процесса информационного характера, опирающегося на психические формы отражения действительности. В этом замкнутом контуре реализация происходит с помощью различных средств: представлениями, образами, понятиями и т.п. На это влияют внешние факторы и виды деятельности.
Взятая за основу, цель может дать разные результаты даже при схожих моделях поведения. Все зависит от личных качеств, характера нервной деятельности, привычек, образа жизни, степени организованности.
Основные теории саморегуляции
В научных трудах и курсовых работах встречаются различные теории о саморегуляции поведения. Все они сходятся в том, что управление психикой и эмоциями взаимосвязано с родом деятельности. В виду некоторых обстоятельств доминирующим может быть интеллект или эмоции.
Системно-деятельностная теория
Саморегуляция психическая это не только система, но и деятельность. Связана она с профессиональной сферой и адаптацией в ней. Если это система, то свойство управлять определяется как переход от бессознательной формы к осознанной, с доведением ее до автоматизма.
Уровни саморегуляции
Наименование | Особенности |
---|---|
Непроизвольная | Человек не способен контролировать такие реакции психики, как возбуждение, неспецифическая активность, торможение. |
Саморегуляция произвольная | Изменения в системе происходят автоматически и проявляются полуосознанными способами: • задержкой дыхания; • напряжением мышц; • повышением речевой и двигательной активности. В это время можно наблюдать неконтролируемые жесты и эмоции. |
Сознательная | Человек осознает степень усталости, напряжения, дискомфорта и способен эти ощущения отрегулировать. В ход идут воля, самоконтроль, упражнения психофизического характера, аутотренинг. |
Целенаправленная | Индивид не только осознает необходимость регуляции, но и расставляет приоритеты. Он может продолжать работать в дискомфорте, приостановить деятельность либо совместить ее с регуляцией |
Благодаря самоконтролю, самоубеждению, перепрограммированию на тактическом уровне саморегуляции происходят не только когнитивные изменения, но и личностные.
Произвольная саморегуляция
Системно-функциональная теория
В данном случае саморегуляция это в психологии переход из одного состояния в другое через осмысление собственного «Я». Процесс происходит посредством активизации самоконтроля, личностных смыслов и мотивов.
Использование такой саморегуляции позволяет проходить несколько промежуточных состояний. В результате постепенного перехода формируется функциональная структура регуляции личности. Осознанные реакции на проблемные ситуации становятся привычными и способны поддержать высокий уровень жизнедеятельности.
Чтобы саморегуляция стала успешной, субъект должен осознавать свое состояние, иметь желание измениться, реалистично ощущать и воспринимать свою деятельность. Достигается это привлечением воображения, мыслей и чувств, воспоминаний, управлением дыхания, телесными ощущениями.
Механизмы саморегуляции
Благодаря изменению психологической активности, субъект способен достичь равновесия и гармонии состояний. Это обеспечивает такие возможности:
- способность противостоять негативным аспектам жизни;
- умение сдерживаться в конфликтных ситуациях;
- способность мыслить рационально при кризисах и стрессах;
- восстановление сил.
На заметку. Чтобы саморегуляция стала осознанной, нужны такие качества, как ответственность, самостоятельность, гибкость, настойчивость, надежность.
Компоненты и уровни
Чтобы понять, как действует механизм саморегуляции, нужно рассмотреть 2 основных элемента данного свойства:
- Самообладание, которое начинает формироваться с 3-х летнего возраста. Оно помогает ради важной цели отказаться от чего-то желанного и приятного.
- Согласие при нормальном развитии ребенка формируется в 7 лет. Человек способен соглашаться с тем, что ему нельзя делать, а что можно.
Умение владеть собой
Чтобы научиться выстраивать новые побуждения и мотивы посредством управления психикой, личность должна обладать силой воли.
Уровни саморегуляции
Наименование | Краткое определение |
---|---|
Операционно-технический | Сознательная организация деятельности с использованием имеющихся средств |
Мотивационный | Направление своих действий через осознанное регулирование потребностей и эмоций |
Механизм управления – это индивидуальный выбор каждого. Саморегуляция включается тогда, когда возникает необходимость изменить себя, а не обстоятельства.
Функция саморегуляции у человека
Управление эмоциями и поведением невозможно без самооценки, ЭГО-концепции, жизненных приоритетов и уровня притязаний. Здесь имеют значение характер, темперамент, психические особенности и половая принадлежность.
Саморегуляция у мужчин и женщин
Даже тот, кто не изучал физиологию, знает, что женщины в эмоциональном плане – более хрупкие создания. Они по-другому воспринимают ситуации и реагируют на них.
Особенности саморегуляции
У мужчин | У женщин |
---|---|
• Меньше подвержены страхам, волнениям, раздражениям, утомляемости; • Зато чаще впадают в депрессию, апатию и им свойственно одиночество; • Благодаря биологической основе саморегуляции, у мужчин больше методов для ее проявления | • Психоэмоциональный аспект проявляется в большей мере, чем у мужчин; • Именно одиночество может ввергнуть в депрессивное состояние; • Способы управления носят социальный характер |
Отличие прослеживается и в направленности саморегуляции. У мужчин она носит внутренний характер, у женщин – внешний.
Особенности гентерного реагирования
Основной фактор, влияющий на особенности управления, – психофизиологическая разница полов. Процесс обусловлен и такими аспектами:
- гендерными культурными стереотипами;
- различием воспитания мальчиков и девочек;
- спецификой деятельности;
- дифференцированием социальных ролей.
Влиять могут также уровни развития личности, состояние психики, возрастные особенности.
Появление саморегуляции и её развитие
Осознанно методы саморегуляции ребенок начинает использовать, когда приходит понимание собственного «Я». Определяется это в период 3-х летнего возраста. С данного момента идет непрерывное становление саморегуляции по определенной динамике. Ее активно используют в педагогике для воспитания детей.
Этапы развития саморегуляции
Возраст | Особенности |
---|---|
3-4 года | Проявляется речевыми и двигательными способами непроизвольного характера, но возможны и произвольные в соотношении 1:7 |
4-5 лет | Эмоциональному контролю учат игры. Здесь уже можно наблюдать произвольные методы (1 на 4 непроизвольных) |
5-6 лет | Оба вида саморегуляции находятся в одинаковой пропорции. В ход активно идут мышление, воображение, использование памяти и речи |
6-7 лет | У нормально развивающегося ребенка проявляются признаки самокоррекции и самоконтроля. Соотношение видов снова меняется в пользу произвольных методов (3:1) |
далее до 20 лет | Дети продолжают усваивать у взрослых методы управления и совершенствуют их под свои личностные особенности |
20-40 лет | На саморегуляцию влияет деятельность человека. На данном этапе чаще проявляются волевые способы (переключение внимания, самоприказ) с использованием общения |
40-60 лет | Постепенно манипуляции со вниманием заменяются пассивным отдыхом, библиотерапией и размышлениями |
старше 60 лет | Выход из дискомфорта осуществляется пассивными разрядками, общением, осмыслением ситуации |
Вид детской саморегуляции
На становление управления оказывают влияние социальные аспекты, деятельность, соответствующая возрасту, и даже экология. Основным стимулом развития можно назвать мотивацию. Чем она выше, тем совершеннее система регуляции.
Примеры саморегуляции из жизни
Осваивая способы управления, человек самостоятельно подбирает для себя наиболее приемлемый «рецепт успокоина». Для нормализации состояния он может использовать целый комплекс действий:
- прогуляться по вечернему парку;
- съездить на рыбалку;
- в одиночестве послушать музыку и т.п.
Кому-то поможет дыхательная терапия, а кому-то – хороший сон. К примерам саморегуляции женщин можно отнести пробежку по магазинам или чашечку кофе с пирожным в компании подруги.
Пример саморегуляции
Молодежь снимает напряжение в спортзале или на дискотеке. Те, кто постарше, закутываются в любимый плед, берут в руки книгу и отвлекаются от некомфортной ситуации. Пожилые люди находят умиротворение в общении с внуками.
Видео
Саморегуляция личности ( поведения, состояния, деятельности) .
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:
принятая субъектом цель его произвольной активности;
модель значимых условий деятельности;
программа собственно исполнительских действий;
система критериев успешности деятельности;
информация о реально достигнутых результатах;
оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Саморегуляция человека имеет две формы: произвольную (осознаваемую) и непроизвольную (неосознаваемую). Произвольная саморегуляция связана с целевой деятельностью, тогда как непроизвольная связана с жизнеобеспечением, не имеет целей и осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм.
Саморегуляцию условно разделяют на биологическую (рефлекторную, как высшую форму биологической) и сознательно управляемую.
Биологическая саморегуляция — это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма как человека, так и животных, растений. Биологическая саморегуляция протекает без участия сознания. Например, при наркозе сердце продолжает работать. Даже у умерших биологическая саморегуляция поддерживает рост волос и ногтей.
Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма через чувства менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния. Внушение — это целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении. Сознательно управляемая саморегуляция -это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.
Психическая саморегуляция — это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний. Общим для этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и внутренних средств регуляции, в первую очередь средств психической активности.
Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния. В своей обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих нам справиться с волнением, быстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. «Учись управлять собой» — вот главный девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические системы, обряды и формы организации быта.
Дыхательные упражнения.
Брюшное дыхание способствует сбросу нервно-психического напряжения, восстановлению психического равновесия. В ходе обучения необходимо добиться, чтобы вдох и выдох осуществлялись за счет наполнения нижней трети легких движением брюшной стенки, при этом грудная клетка и плечи остаются без движения.
Цикл дыхания следует проводить по формуле «4-2-4» , т.е. на 4 счета вдох, 2 счета пауза и на 4 счета выдох. При этом рекомендуется дышать медленно, через нос, сосредоточив внимание на процессе дыхания. Можно на начальном этапе подключать образы, представляя, как воздух наполняет легкие и выходит обратно.
После правильного усвоения данного типа дыхания военнослужащим рекомендуется применять его при появлении первых признаков психической напряженности, приступов раздражительности или испуга. 2-3 минуты такого дыхания, как правило, способствуют восстановлению психического равновесия, либо значительно ослабляют негативные эмоции.
Ключичное (верхнее) дыхание осуществляется верхней третью легких с поднятием плеч. Вдох-выдох производится через нос глубокими и быстрыми движениями. Применяется при возникновении признаков усталости, апатии или сонливости в целях активизации психических процессов, восстановления ощущения бодрости.
Управление мышечным тонусом.
Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, то как психическая напряженность вызывает повышение мышечного тонуса, так и мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психической возбужденности. Снижать мышечный тонус можно посредством самомассажа, самовнушения, с помощью специальных растяжек. Наиболее простой и эффективный способ — самомассаж. Обучение ему можно проводить в парах, когда один обучаемый выполняет приемы, а второй контролирует правильность их выполнения и оказывает помощь. Сначала военнослужащим предлагается перейти на уже освоенное брюшное дыхание и добиться спокойного состояния, при этом как можно больше постараться расслабить мышцы. Партнер контролирует, какие группы мышц лица, шеи, плеч, рук остались напряженными, и указывает на них. В дальнейшем этим местам обучаемый должен уделять постоянное внимание, т.к. это его индивидуальные мышечные зажимы. Затем он приступает к самомассажу мышц лица — подушечками пальцев производит спиралеобразные, похлопывающие движения от центра к периферии, последовательно проходя мышцы лба, щек, скул, затылка, шеи, плеч, предплечий, кистей рук и т.д.
После самомассажа он несколько минут пребывает в расслабленном состоянии, стараясь запомнить свои ощущения, а затем переходит на ключичное дыхание и проговаривая про себя формулы самовнушения «Я бодр, хорошо отдохнул, готов к дальнейшей работе» , возвращается в бодрствующее состояние. При массаже шейно-плечевой зоны можно прибегнуть к помощи товарища. Умение расслаблять мышцы является подготовительным упражнением для обучения вхождению в измененные состояния сознания и использования самовнушения.
Идеомоторная тренировка.
По своей сути идеомоторная тренировка это мысленное проигрывание предстоящей деятельности. При всей своей выигрышности (экономия сил, материальных затрат, времени) этот метод требует от занимающегося серьезного отношения, способности к сосредоточению, мобилизации воображения, умения не отвлекаться на протяжении всей тренировки.
В начале тренировки обучаемым можно расслабить мышцы, использовать нижнее дыхание и погрузиться в спокойное, слегка дремотное состояние. После этого руководитель приступает к описанию задания. При проведении идеомоторной тренировки рекомендуется соблюдать следующие принципы: обучаемые должны создать предельно точный образ отрабатываемых движений; мысленный образ движения должен быть обязательно связан с его мышечно-суставным чувством, только тогда это будет идеомоторное представление; представляя мысленно движения, нужно сопровождать его словесным описанием в след за руководителем занятия, произносимым шепотом или мысленно; приступая к тренировке нового движения, нужно мысленно его видеть в замедленном темпе, который можно ускорять в процессе дальнейших тренировок; если во время тренировки тело само начинает производить какие-то движения, этому не следует препятствовать; непосредственно перед выполнением реального действия не нужно думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представление о том, как нужно выполнять действие.
Идеомоторная тренировка будет способствовать снижению воздействия фактора новизны, что приводит к более быстрому овладению новыми навыками, формированию образа предстоящих действий и повышает уровень психологической готовности к ним.
Также существуют естественные приёмы саморегуляции:
размышления о хорошем, приятном;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем;
рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
вдыхание свежего воздуха и т.д
Список использованной литературы:
Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред.А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 11-26.
Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 27-42.
Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психол. журн. 2000. Т. 21. № 4. С.32-40.
Брушлинский А.В. Андеграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 7-12.
Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности // Психол. журн. 1994. Т. 15. №2. С. 3-16.
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
Зейгарник Б.В., Братусъ Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования. М., 1976. С. 82-127.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
Романова Е.Р 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. —464 с: ил.
Пряжников Н.С. Теоррия и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.
Ч. Цитренбаум, М. Кинг, У. Коэн. «Гипнотерапия вредных привычек». — М: изд-во: «Класс», 2001. ISBN 5-86375-096-0
Колесов Д. В. «Предупреждение вредных привычек у школьников». М: 2001—144 с. ISBN 5-204-00194-8
Запорожченко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». М: изд-во «Медицина» — 1984.
1. Рубинштейн С.Л. « Принципы и пути развития психологии» Москва Наука 2003 г.
2. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии» Москва 1973г.
3. Ананьев Б.Г. « Человек как предмет познания» Ленинград 1968г.
Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — С. 8
↑Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М.: Наука, 2010. — С. 9
28
Как мы можем помочь детям с эмоциональной саморегуляцией?
Если вы родитель, скорее всего, вы были свидетелем истерики или двух за день. Мы ожидаем их у двухлетних детей. Но если ваш ребенок достигает школьного возраста, а срывы и всплески по-прежнему часты, это может быть признаком того, что у него проблемы с эмоциональным саморегулированием.
Проще говоря, саморегуляция — это разница между двухлетним и пятилетним ребенком, который может лучше контролировать свои эмоции. Помощь детям, которые не развили навыки саморегуляции в обычном возрасте, — это цель программ обучения родителей.И многие дети старшего возраста, даже если у них не было истерик, продолжают бороться с импульсивным и неподобающим поведением.
Что такое саморегулирование?
Саморегуляция — это способность управлять своими эмоциями и поведением в соответствии с требованиями ситуации. Это включает в себя способность противостоять высокоэмоциональным реакциям на раздражающие раздражители, успокаиваться, когда вы расстраиваетесь, приспосабливаться к изменению ожиданий и справляться с разочарованием без вспышек.Это набор навыков, которые позволяют детям по мере взросления направлять собственное поведение на достижение цели, несмотря на непредсказуемость окружающего мира и наши собственные чувства.
Связано: СДВГ или незрелость?
Как выглядит эмоциональная дисрегуляция?
Проблемы с саморегуляцией проявляются по-разному в зависимости от ребенка, говорит Мэтью Роуз, доктор философии, клинический психолог. «Некоторые дети действуют мгновенно — у них очень сильная реакция, и нет никаких побуждений или нарастания», — говорит он.«Они не могут подавить эту немедленную поведенческую реакцию».
У других детей, отмечает он, страдания, кажется, нарастают, и они могут только терпеть его. В конце концов это приводит к некоторому поведенческому взрыву. «Вы видите, как они идут по неправильному пути, но не знаете, как это остановить».
Ключ к обоим типам детей — это научиться справляться с этими сильными реакциями и находить способы выражения своих эмоций, которые более эффективны (и менее разрушительны), чем срывы.
Почему некоторые дети борются с саморегулированием?
Др.Роуз рассматривает проблемы эмоционального контроля как сочетание темперамента и наученного поведения.
«Врожденные способности ребенка к саморегуляции зависят от темперамента и личности», — объясняет он. Он добавляет, что некоторым детям трудно успокаиваться, и они очень расстраиваются, когда вы пытаетесь их купать или надевать одежду. Эти дети могут с большей вероятностью испытывать проблемы с эмоциональной саморегуляцией, когда станут старше.
Но окружающая среда также играет роль. Когда родители впадают в истерику или работают сверхурочно, чтобы успокоить своих детей, когда они расстраиваются и раздражаются, детям трудно развить самодисциплину.«В таких ситуациях ребенок в основном ожидает от родителей внешних регуляторов», — говорит доктор Роуз. «Если такая модель повторяется снова и снова, и ребенок может« передать на аутсорсинг »саморегуляцию, тогда это может развиться как привычка».
Детям с СДВГ или тревогой может быть особенно сложно управлять своими эмоциями, и им требуется дополнительная помощь, чтобы развить навыки эмоциональной регуляции.
Как обучить навыкам саморегуляции?
Скотт Безсилко, исполнительный директор школ Winston Prep для детей с проблемами в обучении, говорит, что отыгрывание — это, по сути, неэффективная реакция на стимул.Родитель или учитель должны помочь ребенку замедлиться и более тщательно выбрать эффективный ответ, а не импульсивный.
«Мы подходим к навыкам саморегуляции так же, как и к другим навыкам, академическим или социальным: выделяем этот навык и обеспечиваем практику», — объясняет Безсылко. «Когда вы думаете об этом как о навыке, которому нужно научить, а не, скажем, просто как о плохом поведении, — это меняет тон и содержание обратной связи, которую вы даете детям. ”
Ключ к обучению навыкам саморегуляции, — говорит д-р.Роуз, состоит не в том, чтобы избегать ситуаций, с которыми детям трудно справиться, а в том, чтобы обучать детей через них и обеспечивать поддерживающую основу — клиницисты называют это «опорой» поведения, которое вы хотите поощрять, — до тех пор, пока они не смогут справиться с этими проблемами самостоятельно.
Представьте себе ситуацию, которая может вызвать сильные отрицательные эмоции, например, разочаровывающее домашнее задание по математике. Если родитель слишком сильно парит, они рискуют взять на себя регулирующую роль. «Вместо того, чтобы ребенок осознавал, что работа расстраивает, и выяснял, как с ней справиться», -Роуз объясняет: «Они думают, что родители расстраивают их, заставляя делать это».
Строительные леса в этой ситуации могут помочь ребенку решить одну проблему, а затем ожидать, что он попробует остальное. Если они расстроены, они могут встать и выпить. Они могут использовать таймер, чтобы делать себе периодические перерывы. Родители время от времени проверяли их и хвалили их усилия.
Если ребенок склонен таять, когда его просят прекратить играть в видеоигру, строительные леса могут тренировать переход от игры.«Вы бы хотели попрактиковаться в игре, в которую они не слишком много вкладывают — вы не хотите начинать с высоких ставок», — объясняет доктор Роуз. «Попросите их попрактиковаться в игре в течение двух или трех минут, а затем передать вам игру. Каждый раз, когда они это делают, они получают очки за то, чего хотят ».
Практические опыты
Сухие прогоны — еще один способ саморегулирования лесов. Например, если у вас были проблемы с импульсивной реакцией ребенка или истерикой в магазине, посетите его ненадолго, когда вам не нужно делать серьезные покупки.Попросите их попрактиковаться в ходьбе с вами, держа руки при себе. Они получают очки за достижение какой-то цели каждый раз, когда им удается.
Доктор Роуз говорит, что часто родители разочаровываются, когда что-то не получается, когда они в первый раз пытаются развить навыки, но последовательность и начало с уровня, подходящего для вашего ребенка, являются ключевыми. Вместо того, чтобы сдаваться, попробуйте сократить занятие, чтобы оно было более выполнимым, и постепенно давайте ребенку все больше и больше независимости, чтобы справиться с ним.
Например, если чистка зубов является проблемой для вашего ребенка, вы можете начать с того, что сосредоточитесь только на том, чтобы нанести зубную пасту на щетку, и ответить положительным отзывом и поощрить ребенка, когда он это сделает.После того, как они попрактиковались в этом несколько раз, добавьте следующий шаг в цепочке.
Точно так же, если выход за дверь утром вызывает срыв, цельтесь по одному шагу за раз. Сначала, скажем, одеваемся к 7:15. Когда они это усвоят, установите целевое время завтрака и добавьте его. Разбивка цепочки на небольшие шаги позволяет им развивать навыки саморегуляции управляемыми шагами.
Помогите детям стать саморефлексивными
Безсылко подчеркивает, что когда родители или учителя спокойно подходят к импульсивному, неадекватному поведению и дают им время, дети могут научиться выбирать лучшие способы реагирования на эту ситуацию.Дети нуждаются в обратной связи без осуждения и эмоций: что пошло не так, почему и как они могут это исправить в следующий раз.
«Когда дети являются частью среды, которая является рефлексивной и аналитической, а не эмоциональной и быстро развивающейся, — объясняет Безсилко, — они могут научиться делать лучший выбор». Замедление позволяет детям стать более вдумчивыми, рефлексивными и самосознательными. «Нам нужно замедлить темп и моделировать саморефлексию, самосознание и саморегуляцию для наших детей, — отмечает он, — но это также полезно и полезно для нас.
Безсылко отмечает, что внимательность и медитация полезны для всех, но особенно для детей с проблемами саморегуляции. И доктор Роуз упоминает множество доступных программ обучения родителей, которые помогают им стать лучшими тренерами для своих детей. Для детей старшего возраста также подойдет диалектическая поведенческая терапия (ДПТ), поскольку она направлена на устойчивость к стрессу и регуляцию эмоций.
В конце концов, ничто не может заменить работу родителя. «Мне кажется, — говорит д-р.Роуз, «что семейное окружение является самым важным элементом».
.Обучение саморегуляции поведения — PSYCH 635 — UOPX
Обязательное командное задание по обучению саморегуляции поведения.
Комментарии
- Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Предварительный текст
1 БЕГОВАЯ ГОЛОВКА: ИЗУЧЕНИЕ САМОМУ Обучение саморегуляции поведения Учебная группа B Аннетт Эдвардс Университет Феникса Психология 635 12.09.17 БЕГОВАЯ ГОЛОВКА: ИЗУЧЕНИЕ САМОМУ 2 Обучение саморегуляции поведения На этой неделе нужно было посмотреть первые 30 минут «Разрыва цикла». видео на студенческом сайте.Эта статья объяснит процесс саморегуляции обучения. описанные в видео, а также разбивают процесс эмоционального обучения. Этот документ будет также разбейте процессы интернализации, которые вошли в видео. Общие сведения о видео Видео объясняет саморегулирование по трем различным категориям. Эти категории относятся к сенсорной поддержке, успокаивающим методам, а также стратегиям мышления. Саморегулирование — это способность человека управлять любыми деструктивными импульсами, которые у него есть.Видео показывает методы, при которых человек может захотеть подумать, прежде чем действовать. Это умение, которое психолог Дэниел Гоулман чувствовал, что это необходимо для того, чтобы регулировать эмоции и приводить к надежное эмоциональное благополучие. В видео также рассказывается о способах успокоить вас, когда человек расстроен, а также способы поднять себя, когда человек чувствует себя подавленным. К тому же, саморегуляция помогает остановить нежелательное поведение и эмоции. По словам Рейда (2013), «Цель настройка является важной частью саморегулирования и может лежать в основе другого саморегулирования стратегии.При эффективном использовании процесс постановки целей дает студентам возможность наблюдать за их собственным поведением и определять области, в которых нужно улучшить ». Процессы саморегуляции обучения Этот процесс представляет собой конструкцию из позитивных принципов, которая используется для обучения детей тому, что делать, а что нет делать. Хорошее поведение вознаграждается похвалой и вознаграждением, плохое поведение игнорируется или исследования вызывают физические подсказки, которые будут предоставлены. Родители должны думать о своем поведении и как их поведение повлияет на поведение ребенка, при этом избегая навешивания ярлыков на ребенка поведение, например, сказать, что они плохие.Саморегуляция учебного процесса помогает в построении БЕГОВАЯ ГОЛОВКА: ИЗУЧЕНИЕ САМОМУ 4 соответствующее поведение, которое предполагается. Через наблюдение остальные студенты узнают, что их просят сделать, когда они входят в класс. Schunk (2016) утверждает, что кодирование — это процесс передачи новой (входящей) информации. в систему обработки информации и подготовки ее к хранению в долговременной памяти. когда новая информация становится осмысленной, кодирование обычно выполняется, а затем связаны с предыдущей информацией в нашей долгосрочной памяти.Однако новая информация не должны быть значимыми, чтобы быть усвоенными, но когда новая информация имеет смысл, она улучшается обучение и удержание (Schunk, 2016). Процессы кодирования можно связать и сравнить с моделирование и обучение поведению посредством наблюдения. Например, когда дети наблюдают за своими одноклассники получают похвалу или поощрение за правильное поведение в классе, другие свяжут хорошее поведение с положительным подкреплением и начните вести себя в классе, как ожидается. Затем этот процесс можно связать с метапознанием или саморегуляцией.Видимое сходство внутри процессов кодирования и метапознания заключается в том, что они оба получают доступ к соответствующей информации в долговременная память и связать ее с новыми знаниями. Schunk (2016) утверждает, что индивидуальный монитор напрямую и регулировать действия по достижению целей. Это показывает нам, насколько метапознание является аффективным обучением. обработать. Студенты или отдельные люди могут учиться через метапознание, пытаясь достичь определенного цели. Примером может служить человек, желающий получить награду или похвалу навсегда. поведение.Поскольку желаемой целью является награда или похвала за признание, индивидуум становится и остается вежливым и послушным для получения награды. Другой пример: быть, если ученик хотел попасть в список почета, то есть ученик должен поддерживать высокие оценки на свои задания по ее достижению. Таким образом, студент будет саморегулировать, контролировать и расставлять приоритеты школьная работа, чтобы гарантировать, что они получают эти высокие оценки. При этом ученик узнает эту цель настройка и упорный труд окупаются, что помогает им добиться успеха во взрослой жизни.5 БЕГОВАЯ ГОЛОВКА: ИЗУЧЕНИЕ САМОМУ Процессы интернализации Интернализация означает, что «учащиеся используют эти процессы как часть своего саморегулирования. систем »(Шунк, 2016, с. 413). Социальное взаимодействие и гибкость могут помочь в продвижении процессов интернализации (с.413). Учащиеся могут использовать эти инструменты всякий раз, когда они чувствуют необходимость и может изменять их в соответствии с изменяющимся предприятием или экологическим требованием (с. 413). Внутренние процессы управляются учеником, тогда как неинтернализованные процессы о других элементах управления.Согласно Pub Med Journal, интернализация имеет два типа процессы: интроекция, которая «приобретает ценность или регулирует процесс, но не исключает его как свое собственное »[ЦИТАТА Dec94 \ l 1033], и интроекция,« посредством которой осуществляется регулирование. ассимилирован с основным чувством себя. Интроекция приводит к внутреннему контролирующему регулированию, тогда как интеграция приводит к самоопределению »[CITATION Dec94 \ l 1033]. Интернализация процесс важен для учебных материалов и процессов саморегулирования (Schunk, 2016, p.425). Интернализованные процессы характеризуются концептуальными «мыслями, убеждениями, процедурами и стратегии »(Шунк, 2016, с. 425). Без интернализации вы не сможете улучшить навыки, которые у вас уже есть, и человек останется на том же уровне обучения, что и сейчас. В Результатом интернализации является группа факторов саморегулирования, которые учащиеся используют для поощрения «Их мотивация и обучение» (Шунк, 2016, с. 425). Вывод Видео показало, как сложно контролировать поведенческие проблемы с трудностями в обучении. детей.Однако двадцать лет исследований, посвященных этому типу проблем, не показали. потребность в лекарствах. Групповое занятие положительно поддерживало правила и границы. В проблема сопротивления правилам затрудняла их подчинение. Эти родители страдают от множества смущение для общественного внимания со своими детьми. Если есть хоть какая-то надежда на сохранение 7 БЕГОВАЯ ГОЛОВКА: ИЗУЧЕНИЕ САМОМУ Ссылки Деци Э. Л., Э. Х. (1994). Содействие интернализации: перспектива теории самоопределения.Паб Мед, 119-142. Грэф, Р. (1997 год). [Видео файл]. Получено с веб-сайта Breaking the Cycle: http: // Breaking Цикл (56 минут) (1997). Библиотека кинематографистов. Рид Р. (2013) Стратегии саморегулирования Получено из. http://www.scilearn.com/blog/self-regulation-strategies-for-students-with-learningdisabilities Шунк Д. (2016). Теории обучения: образовательная перспектива (7-е изд.). Хобокен, штат Нью-Джерси: Pearson Education, Inc. .