Самосознание личности – Самосознание личности — формирование, особенности, развитие

Содержание

Cамосознание личности — структура, функции, развитие

Мировоззрение

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ценности человека) и значимости своего существования(читать про бытие человека). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про потребности человека).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие амбиций. Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование  самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет самооценка, которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает  наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют  развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют  то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе.  Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот  процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

psyh.info

Самосознание личности – особенности, формирование, развитие

Кто такой человек? Люди могут задаваться вопросом: «Кто я?». Именно данный вопрос и определяет суть самосознания личности. Не с первых минут жизни человек начинает задаваться данным вопросом. Не всегда взрослого человека интересует данный вопрос. Формирование самосознания начинается с раннего детства, подвергаясь различным особенностям трансформации и развития.

Кто есть человек? Каждая личность уникальная по-своему. Каждый человек должен сам ответить себе, кем он является. Для этого всего лишь нужно перенести внимание на себя. Обычно люди занимаются тем, что изучают окружающий мир. Ребенок наблюдает за родителями, чтобы понять, каким ему стать. Детей обучают в школе различным наукам об окружающем мире. Но каким является сам человек в своей натуре? Обычно этим приходится заниматься лишь тогда, когда человек сталкивается с проблемами и нереализованными целями, из-за чего страдает.

Человека не обучают тому, чтобы он познавал самого себя. Почему? Потому что все, что связано с самим собой, называется эгоизмом. А эгоистами в наше время быть плохо. Читатель интернет-журнала psytheater.com станет эгоистом, если начнет познавать самого себя с целью решения множества своих проблем, преобразования своей жизни и достижения счастья. В обществе принято, чтобы люди занимались друг другом, помощью и поддержкой, но только не личными своими жизнями.

Страдания и проблемы человека не покидают, поскольку он элементарно не знает самого себя. Чего человек хочет? Какой жизнью желает жить? Что он делает ради собственного счастья? Обычно люди не задаются подобными вопросами, чтобы не быть эгоистами. А в итоге люди просто сами себя лишают возможности стать счастливыми, успешными, чтобы имеющимися ресурсами помогать окружающим.

Что такое самосознание личности?

Самосознанием личности называется способность человека взглянуть на самого себя и осознать собственное «Я». «Кто такой я?» — человек практически никогда не задается подобным вопросом, чем лишает себя возможности познать собственные интересы, потребности, желания, ценности, мотивы поведения и причины возникновения различных переживаний. Обычно человек обращается к друзьям, психологам или советчикам, чтобы они подсказали, как ему жить, что делать в той или иной ситуации, как решить проблему, почему он чувствует то, что ему неприятно, и пр. Хотя проще всего и эффективнее было бы обратиться к самому себе с подобными вопросами.

Познать самого себя! Обычно данным лозунгом люди часто пользуются, но никогда его не практикуют. Самосознание – это и есть самопознание. Необходимо обратить взор на самого себя, увидеть себя таким, каким вы являетесь, понять причины возникновения тех или иных реакций, повадок. Познать, какими ценностями и желаниями вы обладаете. Понять, какой вы на самом деле, а не каким вас видят окружающие люди.

Может оказаться, что окружающие люди являются глупцами, поскольку на самом деле вас не знают. Все, что они говорят о вас, даже не имеет никаких аргументов и реальных фактов, подтверждающих их слова. А человек обычно прислушивается к мнению окружающих, думая, что оно правильное. Хотя по факту может оказаться, что эти люди вовсе вас не знают, даже не попытались познать вас, чтобы делать какие-то выводы, в которые вы верите и считаете их истинными.

Человек начинает осознавать себя с самого рождения, однако сознательный процесс познания собственного «Я» происходит гораздо позже. Для сознательного самопознания необходимо волевое направление своего внимания внутрь самого себя. Однако человек этим практически не занимается с тех пор, как родители начинают заниматься его воспитанием, постоянно приучая устремлять свой взор на окружающий мир и мнение других людей.

Однако в процессе самопознания не следует увлекаться. Как и любой процесс, это может принести как пользу, так и вред. «Познай самого себя» — теперь каждый человек то и дело, что занимается познанием самого себя, поиском своего смысла жизни, устранением своих недостатков и самосовершенствованием. Пожалуй, помимо виртуальных игр и просмотра телевизора, это является еще одним способом пустой траты времени.

Вечный поиск себя  — отличный способ ничего не делать. Человек лишь посещает семинары и читает книги по самосовершенствованию, но при этом  не меняется. И поскольку не меняется сам человек, то не меняется и его жизнь.

Вы занимаетесь поиском самого себя, познанием и борьбой с собственными недостатками? Можно вас поздравить: вы тратите свое время впустую. Невозможно познать себя, поскольку с течением времени вы постоянно меняетесь. Невозможно найти себя, поскольку вы ищете себя там, где вас нет. Вы всегда находитесь рядом с собой. А пытаетесь найти себя где-то в другом месте, в каких-то вещах, увлечениях и отношениях. Более того, побороть свои недостатки невозможно, потому что они являются просто теми качествами, которыми вы не умеете правильно пользоваться.

В настоящее время многие люди увлеклись собственным самосовершенствованием. Они мучают себя диетами, косметическими процедурами, физическими нагрузками и т. д., чтобы стать внешне привлекательными, то есть подогнать себя под некий идеал красоты, который придуман людьми, а не природой. Они пытаются убрать из своего характера какие-то черты, вести определенный образ жизни, совершать одни поступки, укоряя себя за совершение других действий. Человек пытается поместить себя в какие-то рамки, которые придуманы обществом. Обратите внимание, что люди не себя совершенствуют и не себя пытаются найти, а стараются подогнать себя под некий идеал, которому должны соответствовать все люди.

Пока вы занимаетесь поиском самого себя, вы просто тратите свое время. Себя не нужно искать, вы и так все время живете сами с собой. Лучше не искать, а просто жить в свое удовольствие, строить свое счастье и достигать интересных вам целей. В этом и будете вы!

перейти наверх

Самосознание и развитие личности

Самосознание не является врожденным качеством, оно приобретается, постоянно трансформируясь в течение всей жизни человека. Самым элементарным самосознанием, которое можно наблюдать, является изучение ребенка своих частей тела с целью понимания того, как ими можно управлять. Однако самосознание происходит не только на уровне телесного познания. С годами человек может обращаться к своему внутреннему миру, который не виден глазу.

По мере развития личности самосознание становится следующим:

  1. До года – когда ребенок трудно отделяет себя от окружающих. Он активно начинает двигать ручками и ножками, проговаривает звуки, играет с игрушками, что дает ему первое понимание того, что он отделен от мира.
  2. От 1 до 3 лет – когда человек начинает активно учиться управлять своими движениями в пространстве и времени. Здесь он впервые осознает свое обособленное «Я», порой в негативной форме пытаясь отстоять свою самостоятельность.
  3. От 3 до 7 лет – когда ребенок осознает свою отдельность и от мира и перестает говорить о себе в третьем лице. Он все больше хочет стать самостоятельным, противостоя различным манипуляциям окружающих, которые раньше были приемлемыми.
  4. От 7 до 12 лет – когда кризисы и скачки в развитии отсутствуют. Просто ребенок постепенно закрепляет свое самосознание и обособленность.
  5. От 12 до 14 лет – когда ребенок вновь активно начинает задаваться вопросом, кто он, чтобы начать искать свой путь в этой жизни. Начинается активное «отрешение» от родительской опеки, что нередко сопровождается скандалами и ссорами.
  6. От 14 до 18 лет – когда подросток совершает множественные открытия для самого себя. Он наконец-то становится самостоятельной личностью, которая начинает взаимодействовать с окружающим миром, влиять на него и формировать свое будущее.

Самосознание требует обращения своего внимания на себя. Чтобы познать себя, нужно смотреть на свое естество открытыми глазами, ничего не приукрашивая и не оценивая. Самосознание не требует выявления в себе недостатков, чтобы срочно их в себе исправить, а также не побуждает человека понимать, в чем он еще не идеален, по мнению общества. Самосознание направлено на познавание самого себя как отдельной личности, которая никак не связана с окружающим миром.

перейти наверх

Формирование самосознания личности

Самосознание личности формируется благодаря следующим аспектам, которые нарабатываются с подросткового возраста:

  1. Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир, которая базируется на имеющихся знаниях и опыте, полученном до настоящего момента.
  2. Самоутверждение – модель поведения, которая способствует повышению самооценки и своего социального статуса. Как именно человек будет самоутверждаться, зависит от его взглядов, воспитания, ценностей, опыта.
  3. Постижение любви и уважения – каждый человек начинает требовать к себе определенного отношения, когда он всего лишь желает быть принятым окружающими.
  4. Осознание смысла жизни – понимание того, ради чего человек живет. Данный вопрос становится актуальным, когда человек сталкивается с потерей чего-то ценного, а также должен определиться, какие цели ему достигать, чтобы жить и развиваться.
  5. Социальная роль – статус, который человек занимает в обществе.

перейти наверх

Особенности самосознания личности

Принято рассматривать несколько особенностей самосознания:

  1. Когнитивный – изучение физиологических и психологических процессов.
  2. Личностный – самооценка, отношение к своим достоинствам и недостаткам.
  3. Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  4. Поведенческий – сочетание всех предыдущих уровней, что выливается в определенное поведение.
  5. Пассивный – автоматическое изучение как следствие развития.
  6. Активный – контролируемый процесс развития.

По мере своего роста человек приобретает способность оценивать самого себя. Самооценка – это оценка того образа «Я», который человек сам в себе видит. Она влияет на его отношение к себе, поведение и процесс самосовершенствования. Делят самооценку на:

  • Завышенную – идеализирование и превозносение своей значимости для общества. Часто такие люди эгоистичные, жестокие и агрессивные, ленивые.
  • Заниженную – занижение собственных возможностей. Человек ставит цели, ниже тех, которых мог бы достичь. Считает, что нуждается в помощи. Очень критично к себе относится, стеснительный, замкнутый, неуверенный, застенчивый.
  • Адекватную – объективное восприятие себя и своих возможностей, нормальное отношение к собственным недостаткам и уровню притязаний.

перейти наверх

Как в итоге самосознание личности влияет на ее развитие?

Саморазвитие стало не просто психологическим понятием личностного роста, но и модным, престижным культурным времяпрепровождением. Тот, кто занимается своим ростом и стремлением достигать целей, тратит на это усилия и время. Но как люди умеют совершенствоваться путем саморазвития?

Сперва человек должен определиться, что именно он решил в себе видоизменять. Любые расплывчатые понятия не подходят, например, стать духовным, потому что у каждого свое понятие духовности. Следует четко обозначить свои новые черты личности, которые вы желаете в себе развить, чтобы предпринимать конкретные действия.

После постановки цели, начинайте двигаться к ней. Например, вы решили в себе умерить уровень агрессии, тогда каждый раз, когда чувствуете, что начинаете «гореть от ярости», старайтесь не поддаваться ей, не отвечать на реплики других людей и успокоить свой эмоциональный фон. Путем самостоятельной проработки тех или иных качеств своей личности можно достичь высоких результатов.

Считается, что тот, кто не растет, очень быстро погибает. Современный мир очень быстро видоизменяется, поэтому каждые полгода следует менять свой подход к одному и тому же делу. Саморазвитие способно помочь адекватно отнестись к постоянным изменениям и выстоять к вечной гонке на выживание и душевное счастье. К тому же, самоконтроль позволит раскрыть в себе энергию, новые способности и потенциал ко многим действиям.

psytheater.com

Самосознание

Самосознание
представляет собой особую форму сознания.
Объектом самосознания служит собственная
личность как субъект деятельности.

Самосознание
– необходимое условие самосознания
личности. Самосознание возникает в ходе
развития сознания личности по мере
того, как она становится самостоятельным
субъектом. Прежде чем стать субъектом
в практической и теоретической
деятельности, «Я» само формируется в
ней.

Личность
в ее реальном бытии, в ее самосознании
есть то, что человек, познавая себя как
субъекта, называет своим «Я». Я — это
личность в целом, в единстве всех сторон
бытия, отраженная в самосознании.

Самосознание
человека является результатом познания,
для которого требуется осознание
реальной обусловленности своих
переживаний. Оно может быть более или
менее адекватно. Самосознание, включая
в себя то или иное отношение к себе,
тесно связано с самооценкой. Самооценка
человека существенно обусловлена
мировоззрением, определяющим нормы
оценки.

Самосознание
– не изначальная данность, присущая
человеку, а продукт развития; при этом
самосознание не имеет своей отдельной
от личности линии развития, но включается
как сторона в процесс ее реального
развития. В ходе этого развития, по мере
того, как человек приобретает жизненный
опыт, перед ним открываются все новые
формы бытия, но и происходит более или
менее глубокое переосмысливание жизни.
Этот процесс, проходящий через всю жизнь
человека, образует самое сокровенное
и основное содержание его существа,
определяет мотивы его действий и
внутренний смысл всех задач, которые
он разрешает в жизни.

В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания

В
изложенном ранее мы рассматривали
личность под углом зрения ее деятельности.
Определяя само понятие личности и ее
отличительные признаки, руководствовались
тем, какую роль она играет в деятельности
человека. Точно так же и все основные
закономерности личности мы выясняли
на основе ее проявлений в деятельности.
Только таким путем и может быть рассмотрена
объективная функция личности в
общественной жизни.

Но
при этом способе рассмотрения мы познаем
личность такой, какой она является для
других: для общества, для коллектива,
для окружающих людей. Однако, человек
– личность не только для других, но и
для себя. Он осознает себя как личность,
отдает себе отчет в том, что является
субъектом, активным деятелем. Это
свойство человека осознавать, сто он
является субъектом деятельности и
притом субъектом со специфической
психологической и социально-нравственной
характеристикой, мы называем самосознанием.

Самосознание
представляет собой особую форму сознания.
Объектом предметного сознания является
объективная действительность. Обозначая
словом предметы и создавая образы
предметов и явлений, человек отдает
себе отчет в том, что именно отражается
в настоящий момент или отразилось в
прошлом в его психике. Объектом
самосознания служит не действительность,
а собственная личность как субъект
деятельности.

Как
предметное сознание, так и самосознание
– необходимые условия существования
личности. Предметное сознание необходимо
пот ому, что субъектом деятельности
человек может быть только тогда, когда
он осознает поставленную цель и
представляет себе конечный результат
деятельности, когда он осознает пути,
средства и условия достижения этой
цели. Вместе с тем, субъектом деятельности
человек является только тогда, когда
свои отношения к действительности он
осознает с большей или меньшей полнотой
и адекватностью, с большей или меньшей
степенью ясности как «мои отношения».
К.Маркс характеризовал самосознание
как «мое отношение к моей среде».

Генетически
предметное самосознание первично а
самосознание вторично. Предметное
сознание появляется уже на первом году
жизни ребенка, например, в узнавании и
воспроизведении отсутствующих предметов.
Самосознание с достаточной надежностью
обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в
употреблении личных местоимений, в
стремлении к самостоятельности,
негативизме и проч. Во всем дальнейшем
развитии личности развитие отношений
личности так, как они проявляются в
деятельности, опережает отражение этих
отношений в самосознании. В ролевой
игре ребенок-дошкольник уже является
личностью для других, активным деятелем,
выполняющим определенную социальную
роль. В игровой роли ребенок проявляет
определенные и устойчивые свойства и
отношения личности, например, властность
или подчиненность, агрессивность или
отзывчивость. Но осознание себя как
личности так же, как и осознание
определенных свойств своей личности
возникает гораздо позднее. Кроме того,
самосознание отражает свойства личности
далеко не с абсолютной полнотой и
точностью. Человек не отдает себе
полного и ясного отчета во всех тех
свойствах своей личности, которые
объективно определяют его действия и
поступки.

Точно
так же и функциональное самосознание
вторично по отношению с отношениями
личности, проявляемыми в деятельности.
Это значит, что в психологической
характеристике личности главное и
определяющее значение имеет не
самосознание, а отношения личности,
понимаемые как системы мотивов,
направляющие действия и поступки
человека.

Однако,
хотя генетически и функционально
самосознание вторично по сравнению с
отношениями личности, проявляемыми в
деятельности, в процессе развития все
более возрастает его детерминирующее
значение. Лишь благодаря самосознанию
мы осознаем несоответствие свойств
нашей личности социально-нравственным
требованиям, предъявляемых нам; мы
осознаем также несоответствие наших
физических и психических возможностей
нашим стремлениям. Мы ищем пути для
преодоления этих противоречий.
Руководствуясь своим самосознанием,
мы формируем своими действиями и
поступками новые свойства личности. В
зависимости от уровня самосознания мы
в состоянии создавать свою личность
своими действиями и поступками. Чем
старше ребенок, тем большую роль в
развитии его личности играет самосознание.

Не
меньшую роль приобретает самосознание,
определяя успех деятельности. Рассмотренные
выше пути приспособления к деятельности
на определенной ступени развития
личности обусловлены в той или иной
степени участием самосознания. Так,
прежде всего, выбор деятельности,
соответствующий свойствам личности и
индивидуума человека, зависит от
правильного осознания этих свойств и
их места в структуре личности. Формирование
индивидуального стиля, при помощи
которого преодолевается противоречие
свойств индивидуума требованиям
деятельности, совершается успешнее
всего тогда, когда человек отдает себе
ясный отчет в том, какие способы и приемы
действия наиболее соответствуют его
психическим свойствам. В тех случаях,
когда успешность приспособления зависит
от изменения уровня притязаний,
существенное значение приобретает
адекватное осознание своих возможностей.

Физические
и психические свойства человека- одна
из могущественных сил, которыми пользуется
человек. Чтобы заставить природу служить
своим целям, человек должен не только
познать и использовать собственные
законы природы, как об этом писал Ф.
Энгельс, он должен познать и использовать
законы своей собственной личности. В
этом и заключается одна из важнейших
функций самосознания. Таковы основные
функции самосознания – развитие и
совершенствование своей личности в
соответствии с социально- нравственными
требованиями общества и сознательное
использование психологических
закономерностей своей личности для
наиболее успешного преобразования
природы и общества. Обе эти функции
осуществляются самосознанием не
изолированно, а в неразрывном единстве
с познанием внешнего мира, то есть
предметным сознанием. Лишь в той степени,
в какой человек осознает закономерности
общественной жизни, он в состоянии
правильно осознать социально-нравственную
ценность своей личности. Лишь в той
степени, в какой человек правильно
осознает социальные и природные условия,
в которых он действует, он в состоянии
правильно использовать в своей
деятельности осознанные им свойства
своей личности. Наконец, полное и
адекватное осознание свойств своей
личности возможно лишь в той степени,
в какой известны физиологические условия
и социально-психологические закономерности
человеческой личности вообще.

Чем
выше ступень развития личности, тем в
большей степени ее действия и поступки,
а также избранный ею жизненный путь
обусловлены самосознанием. О личности
мы действительно не вправе судить по
тому, что она думает о себе. Но если
человек правильно думает о себе, его
самосознание адекватно отражает
подлинные свойства личности и если
столь же адекватно его мировоззрение
отражает закономерности природы и
общества, то мы вправе предсказать, что
он внесет наибольший вклад в преобразование
природы и общества и совершенствование
собственной личности.

Из
кн.: Структура личности: характер,
способности, самосознание . Уч. пос. к
спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.

С.Л.Рубинштейн

studfiles.net

Самосознание личности Введение Актуальность исследования

32

Самосознание
— осознанное человека своего общественного
статуса и своих жизненно важных
потребностей.
Проблеме
самосознания посвящено немало исследований
в отечественной психологии. Эти
исследования сконцентрированы в основном
вокруг двух групп вопросов. В работах
Б.Г. Ананьева , Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева
, С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой ,
А.Г.Спиркина в общетеоретическом и
методологическом аспектах проанализирован
вопрос о становлении самосознания в
контексте более общей проблемы развития
личности. В другой группе исследований
рассматриваются более специальные
вопросы, прежде всего связанные с
особенностями самооценок, их взаимосвязью
с оценками окружающих. Исследования
А.А.Бодалева по социальной перцепции
заострили интерес к вопросу связи
познания других людей и самопознания.
Немало опубликовано и философско-психологических
и собственно философских исследований,
в которых анализируются проблемы,
связанные с личной ответственностью,
моральным самосознанием. Работы И.С.Кона
, в которых были удачно синтезированы
философские, обще- и социально-психологические,
историко-культурные аспекты, теоретические
вопросы и анализ конкретных экспериментальных
данных, открыли новые грани этой, пожалуй,
одной из старейших проблем в психологии.
Зарубежная литература по темам, имеющим
отношение к психологии сознания, также
чрезвычайно богата — эти вопросы так
или иначе присутствуют в работах
У.Джеймса , К.Роджерса , Р.Бернса и многих
других выдающихся ученых.

Самосознание
— это сложная психологическая структура,
включающая в себя в качестве особых
компонентов, как считает В.С.Мерлин,
во-первых, сознание своей тождественности,
во-вторых, сознание своего собственного
“я“ как активного, деятельного начала,
в-третьих, осознание своих психических
свойств и качеств, и, в-четвертых,
определенную систему социально-нравственных
самооценок. Все эти элементы связаны
друг с другом функционально и генетически,
но формируются они не одновременно.
Зачаток сознания тождественности
появляется уже у младенца, когда он
начинает различать ощущения, вызванные
внешними предметами, и ощущения ,
вызванные собственным телом, сознание
“я” — примерно с трех лет, когда ребенок
начинает правильно употреблять личные
местоимения. Осознание своих психических
качеств и самооценка приобретают
наибольшее значение в подростковом и
юношеском возрасте. Но поскольку все
эти компоненты взаимосвязаны, обогащение
одного из них неизбежно видоизменяет
всю систему.

А.Г.Спиркин
дает следующее определение : “ самосознание
— это осознание и оценка человеком своих
действий и их результатов, мыслей,
чувств, морального облика и интересов,
идеалов и мотивов поведения, целостная
оценка самого себя и своего места в
жизни. Самосознание — конституирующий
признак личности, формирующийся вместе
со становлением последней “.

Самосознание
имеет своим предметом сознание,
следовательно, противопоставляет ему
себя. Но в то же время сознание сохраняется
в самосознании в качестве момента,
поскольку ориентировано на постижение
своей собственной сущности. Если сознание
есть субъективное условие ориентировки
человека в окружающем мире, знание о
другом, это самосознание есть ориентировка
человека в собственной личности, знание
человека о самом себе, это своего рода
“духовный свет, обнаруживающий и себя
и другое “.

Благодаря
самосознанию человек осознает себя как
индивидуальную реальность, отдельную
от природы и других людей. Он становится
существом не только для других, но и для
себя. Основным значение самосознания,
по мнению А.Г.Спиркина, следует считать
“просто сознание нашего наличного
бытия, сознание собственного существования,
сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание
является венцом развития высших
психических функций оно позволяет
человеку не только отражать внешний
мир. но, выделив себя в этом мире, познавать
свой внутренний мир, переживать его и
определенным образом относится к себе.
Осознание себя в качестве некоторого
устойчивого объекта предполагает
внутреннюю целостность, постоянство
личности, которая независимо от меняющихся
ситуаций способна оставаться сама
собой.

Однако
А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему
самосознания как проблему “высoкого
жизненного значения, венчающую психологию
личности “, расценивал в целом как
“нерешенную, ускользающую от
научно-психологического анализа”.

В
современной психологической литературе
есть несколько подходов к исследованию
проблемы самосознания. Один из них
опирается на анализ тех итоговых
продуктов самопознания, которые
выражаются в строении представлений
человека о самом себе или “Я-концепции”.
Что же означает термин “Я-концепция”
, какой реальный психологический смысл
в него вкладывается?

Цель
работы – проанализировать современные
подходы в психологии к проблеме
самосознания личности и рассмотреть
категорию «Я».

Задачи
исследования:

  • Рассмотреть
    самосознание и уровень притязаний
    личности, а также структуру и формы
    самосознания ,предметность и рефлексивность
    самосознания;

  • Проанализировать
    основные положения Я – концепции;

  • Сделать
    выводы в заключении.

studfiles.net

Самосознание личности

Ошибочно утверждать, что исследованием природы самосознания человека ученые занимаются не первый десяток лет. Лишь с недавних пор это подверглось детальному изучению. Так, стоит отметить, что самосознанием личности является некая фиксация собственного «Я», способность выделить себя из окружающей среды.

Нравственное самосознание личности

В раннем возрасте каждый человек проходит период становления нравственного сознания. Для маленьких детей примером для подражания являются родители и учителя, а подростки склонны больше прислушиваться к своему внутреннему голосу и личному опыту. В раннем возрасте формируется индивидуальное представление об окружающей среде, мировоззрение, которое подвергается изменениям спустя некоторое время. В период юности отмечается личностная стабильность: в сознании девушки или молодого человека возникают мысли, касающиеся определения собственной значимости в этом мире.

Важно знать, что линию поведения человека определяет его понимание смысла жизни. Если оно будет наиболее гуманным, не приносящим вред окружающему миру, то это придаст большую нравственную силу такой личности. Мало того, этот внутренний потенциал поможет в разрешении возникших жизненных трудностей. Нравственный идеал помогает стремиться к совершенству, развивая и укрепляя силу воли, способности. Содержание нравственного идеала может многое сказать о личности человека. Каждый из нас дорожит своими ценностями, которые способны определить основной вид деятельности человека и, в целом, его дальнейшее развитие.

Самосознание личности в психологии

Ни одно развитие личности невозможно без ее самосознания. Последнее возникает с момента рождения человека и может меняться в процессе формирования характера. Каждый ребенок отделяет себя от других, но во время контакта с окружающим миром, он неосознанно примеряет на себя роли других людей. Таким образом, он воспринимает себя, подстраивая свои действия, под себя, в общем, под оценку взрослых, под их мнение о нем.

Самосознание формируется вместе с психическим развитием, примерно до подросткового возраста. Личность ведет себя в соответствии со своими представлениями о мире, других людях, о себе и накопленных знаниях. Личностный образ каждого возникает вследствие наблюдений, анализа собственных поступков, мыслей.

На основе самосознания формируется самооценка и отношение к самому себе. Именно самосознание и самооценка личности запускают механизм регулирования, заставляющий человека совершенствоваться. А сознание и самосознание личности являются неразрывными компонентами. Первое может осуществлять свою деятельность, функционировать, только основываясь на втором.

Самосознание и самореализация личности

Самосовершенствование личности тесно связано с самосознанием. На его основе каждый человек пытается совершенствовать свои знания, навыки и умения. Человеческой мудрости неведомы границы религии, науки, искусства, да и повседневной жизни. По утверждению многих мыслителей, самореализация человека заключается в поиске наилучшего соответствия между своими способностями и условиями их применения. Этот путь является очень сложным, но именно в поиске гармонии между личными умениями и их реализацией состоит смысл человеческой жизни.

При решении проблемы самореализации важно знать, что речь идет именно о внутреннем постижении. Совершенствование станет более результативным, если будет подчинено определенным целям, поэтому каждый человек должен выяснить, что именно ему следует укреплять и развивать в себе. Ведь его нельзя принудить к совершенствованию, но собственное несовершенство, обычно, застает врасплох.

Каждый из нас должен изучать и исследовать свое самосознание. На основе этого мы можем определиться с собственными интересами, направлением в развитии и взглядами на жизнь. Таким образом, научимся понимать мотивы и результаты своих поступков, а также осознаем, кем являемся на самом деле.

 

womanadvice.ru

Самосознание личности — это что такое в психологии?

Человек способен регулировать и контролировать собственное поведение и действия благодаря познанию себя, своих нравственных, психических и физических сил. В этом и обнаруживается огромная роль сознания. Ведь оно оказывает большое влияние на деятельность и жизнь каждого индивида.

Под сознанием мы понимаем высшую форму развития и проявления психики человека. Оно определяет его управление и контроль, мысленную направленность действий, а также способность, предполагающую собой составление личностного отчета о том, что происходит в самом индивиде, а также в окружающем мире.

Сознание состоит из ряда важнейших компонентов. Среди них — совокупность полученных о мире знаний, постановка жизненных задач и целей, отношение человека ко всему окружающему и к другим людям, а также самосознание. Тот, чье состояние можно описать как бодрствование, прекрасно осознает все то, что происходит с ним. Это и есть самосознание, которое является исторически более поздним и при этом более хрупким продуктом развития человеческой психики.

Определение понятия

Что же такое самосознание? В английском языке это слово звучит как «self-consciousness». Означает оно осознание человеком самого себя как индивидуальности. Кроме того, под этим термином в психологии понимается направленность сознания на свое тело, поведение и чувства. Самосознание означает и непрекращающиеся в течение всей жизни этапы контроля и изучения, а также оценки человеком своей деятельности. Процесс этот бесконечен. И объяснить его можно тем, что человек на протяжении своей жизни постоянно меняется.

Самосознание приводит к осознанию своего «Я», причем во всем многообразии особенностей индивида. Происходит выделение себя из всего окружающего мира. При этом индивид дает оценку всем своим характеристикам, сопоставляя их с качествами других людей.

Самосознание оказывает большую помощь человеку. Оно позволяет ему сохранить как себя, так и свое «Я», отрегулировав при этом ту сложную систему, которой обладает внутренний психический мир.

Некоторые ученые считают, что термин «самосознание» по своему значению очень близок к такому понятию, как «личность». При этом Л. С. Выготский предположил, что развитие подобного осознания происходит по схеме, близкой к той, которую проходят высшие физические функции. А. Н. Леонтьев же разделил данный термин, выделив два компонента. Это знание о себе (подобное направление он считал представлением о границах собственного тела и его физических возможностях) и осознание себя (отнес это понятие к индивидуальному опыту, обобщенному с помощью речи).

Немного истории

Древнегреческий философ Плотин, живший в 3 в. н. э., первым усмотрел во всем телесном духовное, божественное начало. Именно благодаря ему психология стала наукой о сознании, которое понималась как самосознание.

Согласно учению Плотина, душа индивида происходит из некой мировой души. К ней она и устремлена. Кроме этого философ считал то, что у человека существует и другой вектор активности, Он направлен к миру чувств. У каждой души, как полагал Плотин, существует еще одно направление. Оно выражается в обращенности на себя, на собственное содержание и свои незримые действия. Эта обращенность следит за работой души, являясь при этом ее своеобразным зеркалом.

Спустя множество столетий способность человека не только мыслить, помнить, чувствовать и ощущать, но и обладать определенными внутренними представлениями о подобных функциях назвали рефлексией. Под этим термином стали иметь в виду некий механизм, который непременно присутствует в деятельности субъекта, объединяя при этом его ориентацию в мире внутреннем, то есть в себе, с ориентацией в мире внешнем.

Но какими бы ни были объяснения подобного явления, все они сводились к поискам определенной зависимости душевных порывов от физических причин, общения с окружающими людьми и от процессов, происходящих в организме. Однако факторы, влияющие на возникновение рефлексии, которая была в свое время открыта Плотином, так и не были обнаружены. Теория древнегреческого философа длительное время оставалась самодостаточной, став при этом исходным понятием в психологии сознания.

Эта тема интересовала ученых и в последующие периоды существования человечества. Развивается подобное направление и в наши дни. Причем именно в последнее время наблюдается наибольшая активность в его изучении. Например, интересные исследования по самосознанию личности были проведены в 1979 г. Льюисом и Брукс-Ганом. Ученые прикрепляли к носу младенцев красную точку, а после подносили их к зеркалу. Детки, которые узнавали свое отражение, тянули ручонки к собственному носу. В этом случае ученые считали, что у этих малышей самосознание уже получило свое определенное развитие. В подобных экспериментах дети младше года, как правило, тянулись к отражению в зеркале. До своего носа дотрагивалось 25% детей от 15 до 18 месяцев, а также 70% 21-24-месячных малышей.

Исследователи полагают, что главная роль в развитии самосознания отведена определенной области мозга, которая находится в лобной доле. Проведенный Льюисом и Брукс-Ганом эксперимент указал на то, что понимание внутреннего «Я» у человека впервые начинает проявляться, когда он достигает возраста 18 месяцев. Этот период совпадает с началом быстрого роста клеток, происходящего в передней части головного мозга.

Этапы развития

Самосознание личности формируется одновременно с психическим развитием ребенка, когда происходит становление его индивидуальной и интеллектуальной сфер. Подобный процесс охватывает время практически от самого рождения человека до подросткового периода и продолжается далее.

Становление самосознания личности на первом этапе связано с формированием у маленького человечка схемы тела. Она является неким субъективным образом, указывающим ребенку на взаимное расположение частей туловища и их движения в пространстве. Формирование подобного представления происходит на основе информации, которую детки получают при приобретении ими жизненного опыта. В дальнейшем схема тела постепенно начинает простираться и за пределы его физических форм. Со временем она включает в себя, например, предметы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с кожей (одежду). Все те ощущения, которые возникают у ребенка, создают у него различные эмоции, связанные с самочувствием тела. Это может быть впечатление комфорта или дискомфорта. Таким образом, схема тела и становится первым компонентом в структуре самосознания личности.

Второй этап формирования понятия о собственном «Я» стартует одновременно с началом ходьбы. При этом для ребенка важна не столько техника новых для него движений, сколько появившаяся у него возможность общения с разными людьми. Малыш становится независимым от того, кто его поведет, и кто к нему подойдет. Все это приводит к появлению уверенности в себе, а также к пониманию того, где для него заканчиваются границы свободы. Самосознание личности на данном этапе выражается в некоторой самостоятельности малыша по отношению к окружающим его людям. Осознание такого субъективного факта дает ребенку первое представление о своем «Я», которое не существует вне отношений «Ты».

Следующим этапом в формировании самосознание личности является развитие у малыша полоролевой идентичности. Это выражается в том, что ребенок начинает относить к себя к определенному полу и осознает содержание половой роли. Ведущим механизмом подобного процесса является идентификация. Детки уподобляют себя другому лицу в форме присущих ему действий и переживаний.

Важнейшим этапом в развитии самосознания и формирования личности является овладение малыша речью. Ее возникновение существенно меняет характер тех отношений, которые складываются между маленьким человечком и взрослыми. Ребенок, овладевший речью, способен направить действия находящихся рядом людей по своему желанию. Другими словами, его положение как объекта воздействия окружающих меняется на состояние субъекта, воздействующего на них.

В возрасте от 3 до 7 лет развитие самосознания происходит равномерно и плавно. В начале этого периода дети перестают говорить о себе в третьем лице. Это объясняется желанием испытать некую независимость, а также противопоставить себя другим. Подобные стремления личности к самостоятельности приводят к периодическому возникновению конфликтов с окружающими.

Рост самосознания и развитие личности продолжаются и в период от 7 до 12 лет. Это время, когда ребенок накапливает резервы. Процесс повышения самосознания при этом происходит без ощутимых скачков и кризисов. В этом возрасте существенные изменения в понимании мира отмечаются лишь в связи с возникновением новых социальных условий, когда маленький человек становится школьником.

Собственная личность начинает вновь интересовать ребенка с 12 до 14 лет. В этот период происходит развитие нового кризиса. Ребенок противопоставляет себя взрослым и стремится быть отличным от них. В этот период особенно ярко выражается социальное самосознание.

Особую значимость в формировании внутреннего «Я» человека имеет период его жизни с 14 до 18 лет. Здесь происходит подъем индивидуальности, которая перемещается на новый уровень. Человек при этом сам начинает влиять на дальнейшее развитие всех характеристик самосознания личности. Подобный этап свидетельствует о начале зрелости.

Мировоззрение и самоутверждение личности

В период с 11 до 20 лет из множества потребностей личности самосознание личности начинает занимать центральные позиции. В указанном возрасте человеку становится весьма важен собственный статус среди его ровесников, а также та оценка, которую его внутреннему «Я» дает общественная мысль.

В этот период самосознание личности в основном складывается из мировоззрения и самоутверждения субъекта. Эти же понятия становятся определяющими категориями в формировании внутреннего «Я».

Под мировоззрением в психологии понимается система тех целостных суждений, которыми человек обладает о себе самом, а также о жизненных позициях, окружающем мире и действиях людей. Его основу составляют знания и опыт, которые были накоплены индивидом до этого периода. Все это придает деятельности подрастающей личности осознанный характер.

Что касается самоутверждения, то психологи рассматривают его в качестве поведения человека, обусловленного повышением самооценки и желанием поддержания на определенном уровне общественного статуса. Какой метод при этом использует индивид, зависит от его воспитания, умений и возможностей. Так, человек может самоутвердиться с помощью своих достижений или же присвоив несуществующие успехи.

Существуют и другие значимые категории, способствующие формированию самосознания личности. Среди них выделяют:

  • осознание смысла жизни и необратимости времени;
  • постижение любви как выражения чувств социально-психологического характера;
  • рост самоуважения к себе.

Наравне с описанными выше категориями психологи выделяют социальный статус и социальную роль. Они также оказывают немаловажное влияние на формирование самосознания человека.

Под социальной ролью понимается такая характеристика поведения индивида, которая выражается в исполнении им принятых в обществе моделей поведения. Она включает в себя ролевые ожидания личности и само их исполнение. Подобная категория является немаловажным фактором формирования внутреннего «Я». Ведь высокий уровень социального самосознания личности позволяет человеку проще приспособиться к жизни.

Одним из главных условий, влияющих на формирование внутреннего «Я», является и то положение, которое индивид занимает в обществе. Это и есть его социальный статус. Порой это положение дается человеку уже при рождении, а иногда его достижение происходит благодаря направленным действиям.

Виды самосознания

В психологии выделяют различные типы внутреннего «Я» человека. Среди них:

  1. Общественное самосознание. Оно возникает тогда, когда люди начинают понимать, как на них смотрят окружающие. Особенности самосознания личности этого типа заключаются в том, что возникает оно в тех ситуациях, когда индивид попадает в центр внимания. Например, он может выступать перед аудиторией или беседовать с группой знакомых. Очень часто общественное самосознание заставляет человека соблюдать социальные нормы. Ведь понимание того, что тебя оценивают и за тобой наблюдают, приводит к тому, что каждый стремится быть вежливым и культурным.
  2. Частное самосознание. Подобный тип понимания собственного «Я» возникает, например, когда человек видит себя в зеркале. То есть оно появляется при понимании некоторых аспектов самого себя.
  3. Нравственное самосознание личности. Период становления этого типа понимания внутреннего «Я» человек проходит еще в раннем возрасте. Маленькие дети в качестве примера для подражания берут своих родителей и учителей. Подростки же стремятся более всего обращать внимание на свой личный опыт и прислушиваться к тому, что им подсказывает внутренний голос. Нравственное самосознание помогает человеку в его стремлении к совершенству. При этом развивается и укрепляется его сила воли и разнообразные способности. Уровень нравственного самосознания может многое сказать нам о человеке. Ведь те или иные ценности способствуют определению дальнейшего вида деятельности и развитие личности.

Структура самосознания

Понимание человеком собственного «Я» включает в себя 3 основных элемента. Все они обладают взаимовлияющим друг на друга действием. Структура самосознания личности позволяет каждому человеку отследить собственное психоэмоциональное состояние, чтобы оценить свои действия по отношению к другим людям и к самому себе. Итак, в психологии рассматривается:

  1. «Я – реальное». Данный элемент является представлением, который личность имеет о себе в настоящее время. Роль в самосознании личности «Я – реального» позволяет человеку оценить объективную картину своего положения. В этом случае человек рассматривает себя сразу с нескольких позиций. И только на основе всех принадлежащих ему социальных ролей (сын, отец, друг, служащий) происходит формирование единого образа. Человек мысленно спрашивает себя о том, какой он родитель и работник, а также является ли талантливым или бездарным руководителем. Ответы на эти вопросы либо удовлетворяют индивида, либо расстраивают его. При явном несоответствии подобных образов друг другу у человека возникают дополнительные страдания и переживания. Он начинает серьезно размышлять о своей жизни.
  2. «Я – идеальное». Это второй элемент самосознания личности. В психологии он рассматривается как свидетельство о внутренних стремлениях к самосовершенствованию и мотивах человека. В «Я – идеальное» входят все мечты, желания и цели индивида, которые касаются его жизни в будущем. Используя этот элемент самосознания, человек начинает понимать, к чему ему необходимо стремиться, чтобы получить нужный результат. Каково видение личности себя в будущем указывает на многие ее черты. От характеристик «Я – идеального» напрямую зависит уровень притязаний человека, его уверенности в себе, а также наличие амбиций. Чаще всего люди недооценивают уже имеющие место достижения. В связи с этим видение себя в будущем личностью, как правило, идеализируется. Мечтать можно о чем угодно. Причем всем известно, что делать это намного приятнее, чем активно действовать для изменения существующей внутренней реальности. Самосознание личности является тем вектором, который направляет к переменам каждого человека.
  3. «Я – прошлое». В процессах самосознания личности этот структурный элемент является самым драматичным. Ведь он оказывает очень сильное воздействие на то, каким образом человек будет строить свою жизнь. Управление самосознанием возможно. Однако исправить все то, что уже случилось, не может никто. Личность с негативным прошлым опасается активно действовать в настоящий момент. Все, что предпринимается ею, будет делаться с большой осторожностью. Таким образом, прошлое является бесценным опытом, который помогает каждому человеку разобраться в его собственных поступках, а также правильно сориентироваться в будущей жизни.

Все описанные выше элементы в понятии самосознания личности формируют единую структуру, которая представляет собой целостную систему. Человек, научившись ценить свое настоящее, непременно намного проще реализует свои возможности в будущем.

Функции самосознания

Благодаря видению собственного «Я» человек способен саморегулировать свое поведение в обществе. В этом и заключена важнейшая функция самосознания. Именно совокупность представлений о себе приводит к тому, что индивид вырабатывает верное поведение исходя из имеющихся условий. При этом функции самосознания позволяют человеку сохранять личное пространство, чувствуя при этом ответственность за принятые им социальные ценности.

Развитие самосознания и формирование личности позволяют индивиду:

  1. Мотивировать себя к выполнению какой-либо конкретной деятельности. Другими словами, у человека возникает профессиональное самосознание личности, которое основывается на личной оценке собственных возможностей, а также на понимании обязанностей и прав.
  2. Формировать индивидуальное отношение к происходящим событиям и окружающим людям.
  3. Постоянно совершенствоваться и развиваться. При падении самосознания и самооценки личности происходит деградация человека.

Среди множества функций, которые выполняет внутреннее видение людьми собственного «Я», выделяют три основных. Рассмотрим их подробнее.

Формирование индивидуальности

Каждый человек уникален по-своему. Он предстает одновременно с нескольких позиций, являясь индивидом, личностью и субъектом деятельности. Однако это вовсе не означает того, что каждый сможет на протяжении своей жизни добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, качеств, а также способов деятельности. Другими словами, не все люди способны стать индивидуальностью.

Действительно, самосознание и развитие личности происходит у всех по-разному. При этом далеко не каждый человек способен до конца использовать свои потенциальные возможности, придя к наивысшим результатам в той или иной деятельности. Страдает от этого и профессиональное самосознание личности. Работа человека при этом становится малопродуктивной и нетворческой.

Для развития индивидуальности понадобится приложить колоссальные внутренние усилия. И здесь никак не обойтись без самосознания. Формирование личности происходит под влиянием происходящих вокруг нее событий и возникающих переживаний. Но стоит отметить, что эти испытания идут на пользу личности. Без сложных ситуаций и переживаний ее развитие тут же бы прекратилось.

Жизнь любого человека протекает таким образом, что он вольно или невольно узнает новое, а также прикладывает некоторые усилия для того, чтобы реализовать свои мечты и планы. И самосознанию в этом отводится главная роль.

Как правило, индивидуальность дешево не обходится никому. Люди вынуждены отстаивать ее перед близкими людьми и коллегами, которые порой просто не понимают возникших желаний. Выстраивание же собственного, ни на кого не похожего образа, позволяет сформироваться «Я – концепции» самосознания личности. Она-то и определяет, каким в будущем станет человек, а также благодаря чему он достигнет поставленных целей. И на все это оказывает огромное влияние уровень самосознания.

Формирование самозащиты

Уже с самого раннего возраста человек учится выстраивать свое поведение таким образом, чтобы минимизировать то негативное влияние, которое может быть оказано на него окружающими людьми. Известно, что социум отрицательно относится к тем, кто выделяется из толпы. Такая личность имеет свой взгляд на те или иные вещи, отличающийся от общепринятого. Порой она демонстрирует неординарные качества и способности. А это очень не нравится тем, кто не отличается особым уровнем интеллекта.

Без формирования самозащиты функции самосознания невозможно было бы считать полными. Ведь одним из обязательных условий личностного созревания является внутреннее чувство покоя. Как добиться подобного результата? Психологи рекомендуют мысленно воображать себя в виде плотного воздушного шарика, зацепиться за который не может никто и ничто. Подобный подход позволит человеку почувствовать себя счастливым. Ведь мысленно он будет считать, что приобрел внутреннюю защищенность.

Саморегуляция поведения

Формирование самосознания личности позволяет ей управлять внутренними механизмами и переживаниями. При этом человеку становится доступным улучшение собственного настроения, а также изменение образа мыслей или переориентирование концентрации внимания на тот или иной объект.

Учится управлять своим поведением и ребенок, который попадает в общество. Постепенно он осознает, что в его поступках хорошо, а что плохо, как ему можно себя вести, а как нет.

У человека, живущего в обществе, возникает необходимость в соблюдении норм этикета. Личности приходится подстраиваться под них, прислушиваясь при этом к своему самосознанию.

Нередко выполнение той или иной необходимой деятельности носит для человека обязательный характер. И в этом случае подключается саморегуляция поведения. Ведь исполнение всех действий возможно только при получении внутреннего разрешения своего «Я».

Самооценка личности

Уровень самосознания играет огромную роль не только в формировании, но и в дальнейшем жизненном пути человека. От того, каковы цели и планы личности, во многом будет зависеть степень известности индивида, его уверенность в себе, а также активность в стремлении к новым достижениям.

Немаловажным является при формировании самосознания и самооценка личности. Психологии отмечают, что эти два понятия тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Отчего же одни люди имеют заниженную самооценку, а у других она достигает немалого уровня? Объяснения этому кроются в том опыте, который получил человек в детском и подростковом возрасте. Зависит самооценка и от того социума, который окружал индивида. Если родители постоянно заставляют маленького ребенка чувствовать себя виноватым, то, повзрослев, он постоянно будет демонстрировать зажатость. В его душе будет присутствовать страх неправильных действий, которые могут разочаровать близких ему людей.

Но и в том случае, когда родители удовлетворяют любые прихоти своего чада, в жизнь выйдет личность, не способная принимать даже малейшие отказы. У такого человека еще долгое время останется инфантильность и зависимость от других.

Самосознание человека напрямую влияет на самооценку личности. Чем он увереннее в себе, тем меньше общество сможет вторгаться в его жизнь и руководить ею.

Психологи отмечают тот факт, что тот, кто способен взять на себя ответственность за достижение индивидуальных целей, обязательно будет обладать адекватной самооценкой. Ведь прекрасно осознавая свои слабые и сильные стороны, человек не станет заниматься самобичеванием по любому пустяку, пуская дела на самотек.

Повышенное самосознание

Порой человеку кажется, что окружающие наблюдают за его действиями, обговаривают их и ждут, что индивидом будет предпринято в дальнейшем. Это и есть состояние повышенного самосознания. Нередко оно ставит человека в неловкое положение и даже заставляет сильно нервничать. Конечно, в центре внимания люди оказываются нечасто. Однако подобное чувство порой становится хроническим.

Застенчивый человек обладает более выраженным уровнем частного самосознания. Это может стать, как плохим, так и хорошим знаком.

Люди с глубоким ощущением собственного «Я» более осведомлены о своих убеждениях и чувствах. Это приводит к тому, что они неуклонно придерживаются личных ценностей. И это положительная сторона повышенного самосознания. Но при этом чувствительных людей чаще одолевают различные недуги. Столь негативные последствия для здоровья возникают из-за постоянного стресса и растущей тревоги. Порой у таких людей возникают ярко выраженные депрессивные состояния.

Публичный, но при этом застенчивый человек обладает более развитым общественным самосознанием. Он полагает, что другие люди часто думают о нем, и переживает, что они могут осуждать его внешность или какие-либо действия. В результате чувствительные индивиды стараются придерживаться групповых норм и стремятся избежать ситуации, в которой они будут плохо выглядеть или неловко себя чувствовать.

Самосознание личности в психологии является темой, приковывающей к себе особое внимание. Понимание человеком своего внутреннего «Я» связано с его развитием и становлением. При этом изучением самосознания занимаются не только психологи. Интересует эта тема и некоторые отрасли социологии и педагогики. К самосознанию обращаются и многие современные исследователи. Это позволяет им сделать грандиозные открытия в различных областях науки.

fb.ru

Проблема самосознания и развития личности вызывает глубокий интерес у представителей гуманистической психологии. Один из них – академик Сергей Рубинштейн – считал, что изучение этого предмета должно стать логическим завершением исследования личности.

Эволюция самосознания и развитие личности

Самосознание, или вычленение себя из внешнего мира, не дается человеческому индивиду изначально. Возникает оно в ходе развития сознания, приобретения им автономности и самоценности.

Можно выделить следующие ступени этого эволюционного процесса:

  • Овладение телом и речью (до 1 года)

Обучаясь совершать осознанные действия – брать, бросать, отдавать, перемещаться в пространстве, произносить слова, – малыш приобретает способность влиять на поведение окружающих.

  •  Расширение сферы влияния (до 3 лет)

Настойчивые попытки производить действия без посторонней помощи, координировать их во времени говорят о зарождении мотивации. Едва овладев навыками самообслуживания, ребенок начинает активно защищать собственную автономность, обособляясь от своих попечителей. Впервые в его сознании выделяется такое понятие, как «Я».

  •  Борьба за независимость (до 7 лет)

«Я сам!» – это девиз жизнедеятельности дошкольника, маркер границ его суверенной личности. Это пора конфликтов со взрослыми, когда маленький человек борется за право на осуществление собственных интересов и желаний.

  • Постижение себя в общении (до 12 лет)

Интенсивная коммуникация со сверстниками сначала в детском саду, а потом в школе производит значительный прорыв в формировании самосознания личности. В процессе дифференциации своего «Я» от других зарождается самооценка как один из ключевых векторов самопознания.

  •  Выработка критического мышления (до 14 лет)

Углубление интереса к себе, формирование собственной системы воззрений обнаруживаются в обострении противопоставления себя окружающим, переосмыслении внушенных ранее мнений и ценностей. Постигая свой характер и оценивая свои возможности, юноша стремится к выработке собственных установок и задач.

  • Осознание личностного багажа (до 20 лет)

Поиски сферы применения своего потенциала, опыт любви и дружбы открывают зрелую пору жизни. Формирование самосознания личности проявляется в самоутверждении – готовности не только закрепить за собой приобретенный в обществе статус, но и достичь идеального «Я». Основными сферами реализации самоутверждения личности становятся собственная семья и профессиональное поприще.

На каждой из эволюционных ступеней возникают, дополняют друг друга, модифицируются представления индивида о себе. Интегрируясь, они создают платформу образа его «Я». В нем можно выделить три уровня:

  1. Когнитивный: осознание своих внешних данных, психических особенностей, социальной значимости.
  2. Оценочный: отношение к внешнему виду, желаниям, устремлениям, поступкам; выработка уважения к себе или самоуничижения.
  3. Поведенческий: поступки индивида, нацеленные на то, чтобы быть правильно истолкованным значащими для него людьми.

Особенности самосознания личности

В работах С. Рубинштейна выделены следующие признаки самосознания:

  • Избирательность

Далеко не все переживаемое индивидом, отражаясь в его сознании, откладывается в его психической автобиографии. Квинтэссенцию самосознания составляют лишь те мысли и чувства, которым он отдал все силы своей души и которые крепко вплелись в канву его жизнедеятельности.

  • Социальная проекция

Важнейшей особенностью самосознания личности является отведение в нем определенного места общественному статусу. Каждый человек воспринимает себя как существо социальное, наделенное определенными функциями. Поэтому нельзя рассматривать Я-концепцию индивида в отрыве от осваиваемой им общественной ниши.

  • Зависимость от самопознания

Самосознание – это не зеркальное отражение бытия личности. Оно не всегда является адекватным, то есть соответствующим объективной реальности. Мотивы собственных поступков, объясняемые себе и другим, – даже когда человек старается быть искренним, – могут расходиться с истинными побуждениями.

Таким образом, самосознание – продукт не столько переживаний, сколько познания себя: самонаблюдения и самоанализа. От глубины этих процессов зависит адекватность самооценки личности, а значит, надежность ее самозащиты и эффективность саморегуляции.

Самосознание и самооценка личности

В течение жизни развитие самопознания движется в направлении от внешнего исследования себя к внутреннему. Ребенок познает свое «Я» через оценку взрослых и сравнение с другими. Эти ситуативные способы осознания своей сущности вызывают сильные эмоциональные реакции и часто приводят к конфликтам.

Самосознание и самооценка личности в зрелом возрасте происходит на более высоком уровне. Жизненный опыт приучает индивида сравнивать себя не с другими, а с самим собой на предшествующих стадиях своего развития.

Важнейшим приобретением, свидетельствующим о психологической грамотности человека, является привычка полагаться не на чужие оценки себя, а на свою собственную. Объективно оценивая свои качества и поступки, способности и возможности, место в общественной жизни, человек может осуществлять самосовершенствование.

Такое глубинное постижение себя позволяет личности не только управлять своим психическим миром, но и сохранить в целости свое феноменальное «Я». По сути, в этом и заключается мудрость земного существования.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

rostduha.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о