Влияние семейной депривации на формирование у несовершеннолетних отклоняющих форм поведения
Библиографическое описание:
Пыжова О. В., Гузь В. О., Балковая А. К. Влияние семейной депривации на формирование у несовершеннолетних отклоняющих форм поведения [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. С. 22-26. URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11122/ (дата обращения: 06.12.2019).
Семья является необходимой средой для развития и воспитания ребенка. Извечный философский вопрос: «Что необходимо ребенку для его нормального роста и развития?» Оказывается, множество всего: это и нескрываемая радость родителей при его рождении, и вовремя спетая колыбельная песня, это любимая игрушка в кроватке и улыбка близких людей, возможность двигаться, и отсутствие опасения, и … много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей» — изменится его судьба! Складывающаяся в стране последние годы социальная ситуация с одной стороны создавала серьезные трудности для семьи, особенно многодетной, а с другой — сопровождалась несомненным ростом отклонений у несовершеннолетних, включая возрастание девиантные и аддиктивные формы поведения.
Большинство исследователей выделяют эмоциональную, сенсорную и социальную депривацию. Именно потому, что семья в воспитании ребенка играет основную, долговременную и важнейшую роль как один из типов социальной депривации следует выделять семейную депривацию.
Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых рассматривают депривацию как “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. “Симптоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности”.
Депривация — это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии [3]. Материнская и семейная депривация — недостаточность материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребёнком, отсутствие родителей/матери (истинное сиротство) или отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство).
Проблемами депривации занимались и занимаются многие зарубежные и российские психологи и психиаторы. В. М. Шумаков, Г. В. Скобло и Т. М. Сокольская, 1986 и A. Pound, C. Puckering, 1988, показали, что ведущим фактором риска, предрасполагающим к раннему формированию психических и поведенческих отклонений является не только материнская депривация, но и дезадаптация родительских семей у больных детей в целом. Необходимо четко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая семья, конфликтная семья, асоциальная семья, распавшаяся семья.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и старшими членами семьи, с эмоционально теплые связи между поколениями. Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для своих детей.
Для конфликтной семьи — характерны «запутанные отношения» между членами семьи, который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В такой семье у членов семьи зачастую наблюдаются проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т. е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на членов семьи, в том числе детей. Общение взрослых и детей в такой семье находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, радость от общения. В отношениях доминируют разъединение, неприязнь и взаимное перекладывание вины; нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны психолога, служб социальной защиты, просто соседей; по отношению к семейным проблемам легко возникают состояниями тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне.
В конфликтной или дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями. Дети испытывают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, подолгу задерживаются вне его. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки. Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Достаточно часто такая ситуация усложняется тем, что члены «распавшейся семьи» вынуждены по-прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность и делает отношения патологически зависимыми. Типична ситуация, когда, подросток приходит с запахом алкоголя или признаками наркотического опьянения, мать звонит отдельно живущему супругу и требует от него вмешательства. Не исключено, что за этим стоит неосознаваемое подростком желание восстановить распавшиеся родительские отношения. Во многих случаях можно наблюдать, что дети и подростки могут прибегать к использованию алкоголя или наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых. При этом они, как правило, не осознают, что таким образом лишь пытаются изменить конфликтную семейную ситуацию.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны: сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминальной и наркологической отягощенностью. Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы давления: разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, пьющих родителей. Они вынуждены соизмерять свое поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил» — аморальным, как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, определенными правилами поведения вне семьи — в школе, в общении с другими.
Утверждение, что воспитание в детских учреждениях и разлука с родителями вызывают нередко серьезные нарушения в развитии ребенка, привело к некоторым преувеличенным заключениям. Воспитание в детских учреждениях сразу превратилось в модель депривационной ситуации, тогда как семейное воспитание было провозглашено единственной надежной защитой от депривации. Это выражал лозунг: «Лучше плохая семья, чем наилучшее детское учреждение!»
Многолетний опыт ни у кого не оставляет сомнений в том, что многие дети растут в столь плохих семейных условиях, что под угрозой находится не только их воспитание, но прямо их жизнь. Практика, нашедшая распространение под впечатлением исследований о психической депривации, приводила часто к тому, что детей оставляли в неблагополучных семья. Причём цель всех социальных устремлений усматривалась в сохранении — и это при любых условиях — целости семьи. Так как надзор за семьей лишь в редких случаях являлся достаточно последовательным, то дети в течение целого ряда лет оставались в совершенно неудовлетворительной среде. Каждый социальный работник может привести целый ряд случаев, когда дети из такой воспитательной среды, дети с задержкой в физическом и психическом развитии, начинают значительно лучше развиваться именно после помещения в детское учреждение. Таким образом, возникает вопрос: испытывает ли ребенок в семье и при каких условиях недостаточное удовлетворение своих основных психических потребностей.
Данный вопрос задавали все те, кто критически задумывался над первоначальной концепцией материнской депривации по Боулби. Причем они сообщают, что в среде семьи могут возникнуть условия, которые от условий в учреждениях существенным образом не отличаются. Ребенок может страдать в результате сепарации от матери, хотя он физически с ней и не разлучен (например, с депрессивной или с психопатически весьма холодной матерью).
В отдельных конкретных случаях в семьях можно установить как недостаточное обеспечение стимулами, так и нарушение связей, а также частые сепарации, причем трудно распознать, что воздействовало ранее и что позднее, что являлось решающим и что лишь побочным. Нельзя также забывать, что депривация в семье весьма часто предшествует депривации в детских учреждениях или становится ее продолжением. Кроме того, эмоциональная ситуация ребенка в семье, как правило, бывает значительно более сложной, чем в детском учреждении: позиции, занимаемые родителями в отношении детей, бывают и при неблагоприятных условиях более интенсивными, более глубоко обусловленными и более индивидуально дифференцированными, чем позиции, занимаемые воспитательницами в детских учреждениях.
Условия, при которых, может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть депривация, возможно разделить приблизительно в две группы.
Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет, место, например, при неполной семье (отсутствуют отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует стимуляция для развития.
Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы, хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц, образовался определенный внутренний, психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник удовлетворения находится почти под рукой. Так это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, а также отец и другие воспитывающие лица эмоционально совершенно безразличны, у них нет связи с ребенком, они ему не уделяют никакого внимания, лишь редко, когда за ним ухаживают, обращаются с ним лишь механически. Как это нами уже приводилось, обе указанные ситуации часто пересекаются: например, мать настолько занята, что она не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже и то ограниченное время, которое у нее фактически остается для ребенка; это может быть, далее, ребенок одинокой матери, у которого отсутствует отец и который страдает нередко от отвергающего отношения матери, переносящей на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения.
Подростки с повышенным риском проблем в развитии и поведении, со склонностью к злоупотреблению психоактивными веществами, с психическими расстройствами различного генеза нередко являются «болевой точкой» любой из перечисленных типов семьи. Несомненно, их больше в неблагополучных и асоциальных семьях. Но при этом семьи с «проблемными детьми» нередко выходят из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.
К неправильным стилям семейного воспитания, с которыми непосредственно сталкиваются в своей практической деятельности педагоги и психологи относятся: гиперпротекция (доминирующая), гиперпротекция (потворствующая), воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности, гипопротекция, неустойчивый стиль воспитания, эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение.
Неустойчивый тип отличается наибольшим риском приобщения к алкоголю, употреблению миксов, спайсов и наркотиков. У таких воспитанников страдают волевые качества: они не способны к систематическому труду, поэтому учеба в школе для них в тягость. Им не под силу организовать даже собственный досуг, однако при этом имеется высокая потребность в получении удовольствия, развлечениях, которые не должны требовать интеллектуального напряжения. Больше всего их привлекают уличные компании. Они легко втягиваются в совершение антисоциальных действий под влиянием авторитетного для них окружения.
Гипертимный тип с детства стремятся командовать сверстниками, склонны к озорству. Первые трудности в школе возникают вследствие неусидчивости, недисциплинированности и неаккуратности. Они не переносят условий регламентации поведения. В подростковом возрасте стремятся освободиться от контроля и опеки (реакции эмансипации). Круг интересов может быть широкий, но неустойчивый. В неформальных группах они «заводилы». Склонны к злоупотреблению алкоголем, психоактивных веществ. У них повышенный интерес ко всему новому — отсюда нередко случается наркотизация из любопытства.
Демонстративный тип отличается повышенной потребностью в признании окружающих. Они эгоистичны, требовательны в отношении удовлетворения своих притязаний, склонны к преувеличению своих способностей в глазах окружающих. Претендуют на лидерство, но не имеют для этого способностей. Самое большое наказание для такого подростка — лишить его внимания окружающих. Если не удается привлечь к себе внимание социально одобряемым способом, то они могут сделать это при помощи нелепых или заведомо неправдоподобных рассказов о себе.
Возбудимый (взрывчатый) тип характеризуется сильными влечениями и эмоциями, которые нередко проявляются т. н. «эффектом парового котла». Нередко с раннего детства отмечаются черты жестокости: мучают животных, с наслаждением издеваются над теми, кто слабее. Часто нуждаются в разрядке отрицательных эмоций с разрушительными действиями. В младшем возрасте склонны к употреблению одурманивающих средств (бензин, клей).
Нетрудно заметить, что личностная деформация укладывается в классические описания акцентуаций характера К. Леонгарда и сродни расстройствам личности (психопатиям) П. Б. Ганнушкина. Следовательно, отмечается воздействие двух факторов на формирование девиаций в поведении несовершеннолетнего.
Первый из них следует рассматривать как биологический фактор, определяющий в силу наследственной отягощенности, определенный риск психических и поведенческих расстройств у детей. Собственно психические расстройства, чаще это алкоголизм родителей и ближайших родственников, отмечены в абсолютном большинстве семей воспитанников, преимущественно это алкоголизм родителей и ближайших родственников.
Второй фактор следует рассматривать по своему воздействию как психосоциальный, потому что он определяет высокий уровень нарушений психосоциального семейного окружения детей.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: признаками семейной депривации являются неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье и педагогическая несостоятельность родителей. Депривация в семье приводит к деформации эмоциональной и социальной сфер личности. В эмоциональной сфере семейная депривация проявляется в виде дезорганизующих эмоциональных реакций, в их агрессивности, негативизме, фрустрированности, тревожности; в социальной сфере — в высоком уровне социальной дезадаптации (асоциальности, враждебности ко взрослым, депрессии).
Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.
Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.
Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего депривацию в семье, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать. Доверие к миру у детей переживших депривацию в семье может возникнуть только через любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.
Таким образом, основная причина безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних выступает отягощенная психопатологическая наследственность и нарушения ранней социализации в форме деструктивной семьи в сочетании с неправильными воспитательными формами воздействия, а также применение антипедагогического влияния на ребенка, включая семейную депривацию.
Литература:
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — (Серия «Детскому психологу»)
- Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии.-1990.
- Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984.
- Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. В. С. Мухиной — М., 1989.
- Кондрашенко В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, член семьи, отношение, родитель, конфликтная семья, здоровая семья, семейное воспитание, детское учреждение, асоциальная семья.
moluch.ru
Родительская депривация — причины, симптомы, диагностика и лечение
Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.
Общие сведения
Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.
Родительская депривация
Причины родительской депривации
Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:
- Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
- Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
- Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
- Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
- Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.
Патогенез
Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).
Классификация
По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:
- Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
- Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
- Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
- Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.
Симптомы родительской депривации
Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.
Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.
В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.
Осложнения
Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.
Диагностика
Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:
- Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
- Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
- Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.
Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).
Лечение последствий родительской депривации
Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:
- Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
- Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
- Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
- Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
- Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.
Прогноз и профилактика
Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).
www.krasotaimedicina.ru
Статья ( класс) на тему: Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района
Доклад
Тема: «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».
Материал подготовила:
воспитатель интерната
Пирматова З.В.
.
Самбург, 2015 год
Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь.
Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. «Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности».
Семейная депривация является социально-психологическим феноменом, который по своей структуре включает аномальные отношения в семье, аномальные типы воспитания, неблагоприятные события в жизни ребенка, сопровождающиеся, как правило, острым и хроническим семейным стрессом.
Семейная депривация является одной из тяжелых форм семейной дезадаптации. Семейная дезадаптация — это состояние ребенка, связанное с таким нарушением семейных отношений, при которых он не может найти «свое место в семье» и в оптимальной степени реализовать потенциальные возможности возрастного развития, свои способности к самореализации и личностному росту. При этом отдельный тип дезадаптации, в частности, семейная дезадаптация, может переходить в следующую форму и сочетаться с ней, например, семейная дезадаптация практически постоянно сочетается со школьной дезадаптацией, а в последующем отягощается и социальной дезадаптацией. Этот процесс генерализации дезадаптированности и нарушений позитивных форм социального функционирования ребенка с одной стороны может быть выражением развития психических расстройств у ребенка и различных форм отклоняющегося развития в сочетании с расстройствами поведения, а с другой стороны отражает тяжесть условий микросоциального окружения ребенка и в первую очередь дисфункциональность его семейных отношений.
Когда в кругу специалистов заходит речь о семейной депривации, на ум приходят, прежде всего, примеры очевидного семейного неблагополучия, картины пьянства, асоциального поведения, и — как следствие — лишенные родительской заботы дети. Но следует помнить, что картина семейной депривации не всегда выглядит так. Иногда со стороны семья может казаться вполне благополучной.
Исследования Г.М.Волковой (1998) подтверждают, что многодетные семьи относятся к семьям высокого социального риска с низким качеством жизни и нарушением большинства функций: экономической, воспитательной, оздоровительной и психологической. Наиболее характерными нарушениями психологического климата в семье является высокая частота конфликтов.
В настоящее время складывается положение, когда каждая отдельная семья остается один на один со своими социальными и внутренними проблемами и вынуждена действовать почти вслепую. При этом «неблагополучные семьи» фактически отстранены от проблем своих детей, они демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем, их жизнь сводится к поиску средств на покупку спиртного. В дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в дела детей, имеется установка на перекладывание ответственности воспитание детей и их здоровье и безопасность на учителей, врачей, милицию. В благополучных семьях преобладает тревога за детей, которая нередко сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников и друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает рискованного поведения — проб психоактивных веществ, асоциальных поступков, агрессии.
В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуем кратко материнскую депривацию и покажем, какое влияние оказывает она на детское развитие.
Материнская депривация. Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека при невозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическом развитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей.
Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый без эмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае (материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком.
Некоторые особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи.
Современные психология и педагогика имеют достаточно целостную картину, описывающую особенности психического развития ребенка, вырастающего вне семьи, – его эмоций, мышления, речи, особенностей поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В каждом возрастном этапе развития личности ребенка происходит становление тех или иных качеств психики, свойственных именно этому периоду. У воспитанника интернатного заведения становление психики имеет качественно другие закономерности, нежели у ребенка, воспитывающегося в семейном кругу.
Человеку, далекому от реалий интернатного жизнеустройства, даже в голову не придет мысль о том, что в учреждении, где растет ребенок, господствует, как правило, один запах или, в лучшем случае, несколько. И большинство из них все-таки запахи «казенного дома» – хлорки, лекарств, пищи, приготовленной на большое количество людей. Отсутствие домашних запахов, которые в семьях бывают сезонными, праздничными, будничными, ситуативными и регулярными. Поэтому специалистами употребляется понятие «обедненной среды обитания» детей, находящихся вне семейного попечения.
Обедненная среда обитания – это также всего лишь один из компонентов, влияющих на формирование личностных качеств у ребенка, живущего в интернате. Взаимоотношения с взрослыми, которые в каждом возрасте детства по-своему обуславливают становление важнейших регуляторов мировосприятия, поведения и общения ребенка, в интернатном заведении являются институциональными (обусловленными регламентом жизнедеятельности учреждения), тогда как в семье характер отношений ребенка и взрослого является личностно-родственным. Это обстоятельство способствует деформированности жизненно важных для любого человека качеств психики, таких, как, например, любознательность, познавательная активность, избирательность в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или старше, лицами своего и противоположного пола и многих других.
Общая тенденция описания психологических характеристик воспитанника интернатного заведения такова: эмоциональный фон их развития чрезвычайно беден, что препятствует формированию личностных качеств ребенка, которое происходит в условиях творческой активности самого субъекта развития. Воспитанники интернатных заведений вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды, тогда как семейные дети активно реагируют на окружающую их обстановку, творчески осваивая ее (безотносительно к тому – благоприятна она для их возрастания или не очень). Иной опыт жизни и воспитания ребенка в интернатном заведении приводит к недоразвитию эмоционально-волевой сферы, в подтверждение чему можно приводить долгий перечень примеров.
Исследования Г.М.Волковой (1998) подтверждают, что многодетные семьи относятся к семьям высокого социального риска с низким качеством жизни и нарушением большинства функций: экономической, воспитательной, оздоровительной и психологической. Наиболее характерными нарушениями психологического климата в семье является высокая частота конфликтов.
Литература:
- Александрова Л. Ю. Исследование речевых затруднений детей раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности/ Дефектология: научно-методический журнал. — 2010. — № 5. — С. 42-51.
- Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в подростковом возрасте при социальной депривации/ Дефектология: научно-методический журнал. — 2010. — № 6. — С. 61-67.
- Прозорова Е. Н. Преодоление депривации у подростков средствами изобразительной деятельности в учреждениях интернатного типа/ Изобразительное искусство в школе: Научно-методический журнал. — 2007. — № 6. — С. 44-52.
nsportal.ru
Депривация в семье
Депривация в семье
Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Перербурга
Извечный философский вопрос: что необходимо человеку для нормальной жизни (кроме пищи и воды, естественно)? Оказывается, множество всего: и нескрываемая радость родителей при его рождении, и вовремя спетая колыбельная песня, любимая игрушка в кроватке, улыбка мамы и близких людей, и возможность двигаться, и отсутствие опасения, что вопрос останется без ответа, и общество людей вокруг и … много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей» — изменится его судьба! Депривация — и есть «лишение».
Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. “Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности” [1].
Проблемами депривации занимались и занимаются зарубежные и российские психологи и психиаторы: Й.Лангмейер, З.Матейчек, М.И.Лисина, А.Рачкова, Н.Н.Иванова, Л.Ф.Козодаева и др.
Общение как жизненно важную потребность для развития человека определяет отечественный учёный, психолог, М.И.Лисина. В связи с этим она отмечает: « многие европейские психологи драматическим образом подчёркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребёнка. Недостаток общения с нею, писали эти учёные, ставит под угрозу жизнь ребёнка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности» [2]
О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.
Депривация – это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии [3].
Й.Лангмейер и З.Матейчик дают следующее определение этому явлению:
«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [4].
Исследователи классифицируют депривационные явления в зависимости от характера потребности. В классификацию В.М.Сорокина, В.Л.Кокоренко включён следующий вид дипривации:
— материнская и семейная депривация – недостаточность материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребёнком, отсутствие родителей/матери (истинное сиротство) или отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство), длительная сепарация от семьи/матери [5].
Создатель теории «материнской депривации» Джон Боулби (John Bowlby)
в результате исследований установил причинно – следственную связь между
материнской депривацией, подростковой делинквентностью и поведенческими расстройствами у взрослых. Работу Боулби сочли доказательством того, что даже краткие разлуки с матерью в детстве способны оказать глубокое долгосрочное воздействие на жизнедеятельность взрослого человека. [6]
Г.В.Козловская расширяет эту классификацию и включает в неё:
— эмоциональная депривация – скрытое сиротство в семье при искажении функционирования психобиологической системы мать-дитя;
— перманентное физическое (в т.ч. сексуальное) и психологическое насилие в семье.
Следует отметить, что изолированно отмеченные виды психической депривации наблюдаются редко, чаще имеет место их сочетание, например, социальное сиротство связано с эмоциональной и когнитивной депривацией, нередко и с физическим (избиением) и психологическим насилием (пренебрежением правами ребёнка, физическим обеспечением и уходом). [7]
Установление того, что воспитание в детских учреждениях и разлука с родителями вызывают нередко серьезные нарушения в развитии ребенка, привело к некоторым преувеличенным заключениям. Воспитание в детских учреждениях сразу превратилось в модель депривационной ситуации, тогда как семейное воспитание было провозглашено единственной надежной защитой от депривации. Это выражал лозунг: «Лучше плохая семья, чем наилучшее детское учреждение!»
Многолетний клинический опыт ни у кого не оставляет сомнений в том, что многие дети растут в столь плохих семейных условиях, что под угрозой находится не только их воспитание, но прямо их жизнь. Практика, нашедшая распространение под впечатлением исследований о психической депривации, приводила часто к тому, что детей оставляли в неблагополучных семья. Причём цель всех социальных устремлений усматривалась в сохранении – и это при любых условиях – целости семьи. Так как надзор за семьей лишь в редких случаях являлся достаточно последовательным, то дети в течение целого ряда лет оставались в совершенно неудовлетворительной среде. Каждый социальный работник может привести целый ряд случаев, когда дети из такой воспитательной среды, дети с задержкой в физическом и психическом развитии, начинают значительно лучше развиваться именно после помещения в детское учреждение. Таким образом, возникает вопрос: испытывает ли ребенок в семье и при каких условиях недостаточное удовлетворение своих основных психических потребностей.
Данный вопрос задавали все те, кто критически задумывался над первоначальной концепцией материнской депривации по Боулби. [6] Причем они сообщают, что в среде семьи могут возникнуть условия, которые от условий в учреждениях существенным образом не отличаются. Ребенок может страдать в результате сепарации от матери, хотя он физически с ней и не разлучен (например, с депрессивной или с психопатически весьма холодной матерью).
В отдельных конкретных случаях в семьях можно установить как недостаточное обеспечение стимулами, так и нарушение связей, а также частые сепарации, причем трудно распознать, что воздействовало ранее и что позднее, что являлось решающим и что лишь побочным. Нельзя также забывать, что депривация в семье весьма часто предшествует депривации в детских учреждениях или становится ее продолжением. Кроме того, эмоциональная ситуация ребенка в семье, как правило, бывает значительно более сложной, чем в детском учреждении: позиции, занимаемые родителями в отношении детей, бывают и при неблагоприятных условиях более интенсивными, более глубоко обусловленными и более индивидуально дифференцированными, чем позиции, занимаемые воспитательницами в детских учреждениях.
Условия, при которых, может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть депривация, возможно разделить приблизительно в две группы.
Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет, место, например, при неполной семье (отсутствуют отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует
стимуляция для развития.
Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы, хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц, образовался определенный внутренний, психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник удовлетворения находится почти под рукой. Так это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, а также отец и другие воспитывающие лица эмоционально совершенно безразличны, у них нет связи с ребенком, они ему не уделяют никакого внимания, лишь редко, когда за ним ухаживают, обращаются с ним лишь механически. Как это нами уже приводилось, обе указанные ситуации часто пересекаются: например, мать настолько занята, что она не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже и то ограниченное время, которое у нее фактически остается для ребенка; это может быть, далее, ребенок одинокой матери, у которого отсутствует отец и который страдает нередко от отвергающего отношения матери, переносящей на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения.
Различение обеих групп имеет практическое значение. Дело в том, что результаты в первом случае бывают более поверхностными, а исправление более легким, чем в ситуациях, где депривация вызвана серьезным психологическим препятствием, заключающимся в самой личности воспитателей. Также ход исправления в обеих ситуациях бывает различным.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: признаками семейной депривации являются неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье и педагогическая несостоятельность родителей. Депривация в семье приводит к деформации эмоциональной и социальной сфер личности. В эмоциональной сфере семейная депривация проявляется в виде дезорганизующих эмоциональных реакций, в их агрессивности, негативизме, фрустрированности, тревожности; в социальной сфере – в высоком уровне социальной дезадаптации (асоциальности, враждебности ко взрослым, депрессии).
Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.
Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.
Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего депривацию в семье, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.
Доверие к миру у детей переживших депривацию в семье может возникнуть только через любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.
Список литературы:
1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — (Серия «Детскому психологу»)
2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./ Под редакцией
Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997
3. http://festival.1september.ru/articles/641819/ Консультация для воспитателей «Развитие личности в условиях депривации» Кварацхелия О.О., Топоркова Н.В.
4. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984
5. http://www.psi-sihtez/ru/Correctional/Sorokin-KokorenkoСорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии/ Под редакцией Л.М.Шипициной
6. https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1002 Джон Боулби Теория привязанности.
7. Козловская Г.В. Психичекая депривация и её психогенная роль в нарушении психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте.// 1 Международная научно-практическая конференция «Психическая депривация детей в трудных жизненных
ситуациях». – М.,2013
ext.spb.ru
Депривация в семье
Депривация в семье
Алексеева Юлия Васильевна,
ГБДОУ детский сад №74
Калининского района Санкт-Перербурга
Извечный философский вопрос: что необходимо человеку для нормальной жизни (кроме пищи и воды, естественно)? Оказывается, множество всего: и нескрываемая радость родителей при его рождении, и вовремя спетая колыбельная песня, любимая игрушка в кроватке, улыбка мамы и близких людей, и возможность двигаться, и отсутствие опасения, что вопрос останется без ответа, и общество людей вокруг и … много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей» — изменится его судьба! Депривация — и есть «лишение».
Термин “депривация” активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. “Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности” [1].
Проблемами депривации занимались и занимаются зарубежные и российские психологи и психиаторы: Й.Лангмейер, З.Матейчек, М.И.Лисина, А.Рачкова, Н.Н.Иванова, Л.Ф.Козодаева и др.
Общение как жизненно важную потребность для развития человека определяет отечественный учёный, психолог, М.И.Лисина. В связи с этим она отмечает: « многие европейские психологи драматическим образом подчёркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребёнка. Недостаток общения с нею, писали эти учёные, ставит под угрозу жизнь ребёнка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности» [2]
О том, что основное значение в развитии и усвоении детьми общественно-исторического опыта имеет общение, признают в своих трудах многие отечественные психологи: Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин.
Депривация – это недостаток, дефицит, ограниченность каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии [3].
Й.Лангмейер и З.Матейчик дают следующее определение этому явлению:
«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [4].
Исследователи классифицируют депривационные явления в зависимости от характера потребности. В классификацию В.М.Сорокина, В.Л.Кокоренко включён следующий вид дипривации:
— материнская и семейная депривация – недостаточность материнского тепла и эмоционального резонанса в общении с ребёнком, отсутствие родителей/матери (истинное сиротство) или отсутствие семьи при живых родителях (социальное сиротство), длительная сепарация от семьи/матери [5].
Создатель теории «материнской депривации» Джон Боулби (John Bowlby)
в результате исследований установил причинно – следственную связь между
материнской депривацией, подростковой делинквентностью и поведенческими расстройствами у взрослых. Работу Боулби сочли доказательством того, что даже краткие разлуки с матерью в детстве способны оказать глубокое долгосрочное воздействие на жизнедеятельность взрослого человека. [6]
Г.В.Козловская расширяет эту классификацию и включает в неё:
— эмоциональная депривация – скрытое сиротство в семье при искажении функционирования психобиологической системы мать-дитя;
— перманентное физическое (в т.ч. сексуальное) и психологическое насилие в семье.
Следует отметить, что изолированно отмеченные виды психической депривации наблюдаются редко, чаще имеет место их сочетание, например, социальное сиротство связано с эмоциональной и когнитивной депривацией, нередко и с физическим (избиением) и психологическим насилием (пренебрежением правами ребёнка, физическим обеспечением и уходом). [7]
Установление того, что воспитание в детских учреждениях и разлука с родителями вызывают нередко серьезные нарушения в развитии ребенка, привело к некоторым преувеличенным заключениям. Воспитание в детских учреждениях сразу превратилось в модель депривационной ситуации, тогда как семейное воспитание было провозглашено единственной надежной защитой от депривации. Это выражал лозунг: «Лучше плохая семья, чем наилучшее детское учреждение!»
Многолетний клинический опыт ни у кого не оставляет сомнений в том, что многие дети растут в столь плохих семейных условиях, что под угрозой находится не только их воспитание, но прямо их жизнь. Практика, нашедшая распространение под впечатлением исследований о психической депривации, приводила часто к тому, что детей оставляли в неблагополучных семья. Причём цель всех социальных устремлений усматривалась в сохранении – и это при любых условиях – целости семьи. Так как надзор за семьей лишь в редких случаях являлся достаточно последовательным, то дети в течение целого ряда лет оставались в совершенно неудовлетворительной среде. Каждый социальный работник может привести целый ряд случаев, когда дети из такой воспитательной среды, дети с задержкой в физическом и психическом развитии, начинают значительно лучше развиваться именно после помещения в детское учреждение. Таким образом, возникает вопрос: испытывает ли ребенок в семье и при каких условиях недостаточное удовлетворение своих основных психических потребностей.
Данный вопрос задавали все те, кто критически задумывался над первоначальной концепцией материнской депривации по Боулби. [6] Причем они сообщают, что в среде семьи могут возникнуть условия, которые от условий в учреждениях существенным образом не отличаются. Ребенок может страдать в результате сепарации от матери, хотя он физически с ней и не разлучен (например, с депрессивной или с психопатически весьма холодной матерью).
В отдельных конкретных случаях в семьях можно установить как недостаточное обеспечение стимулами, так и нарушение связей, а также частые сепарации, причем трудно распознать, что воздействовало ранее и что позднее, что являлось решающим и что лишь побочным. Нельзя также забывать, что депривация в семье весьма часто предшествует депривации в детских учреждениях или становится ее продолжением. Кроме того, эмоциональная ситуация ребенка в семье, как правило, бывает значительно более сложной, чем в детском учреждении: позиции, занимаемые родителями в отношении детей, бывают и при неблагоприятных условиях более интенсивными, более глубоко обусловленными и более индивидуально дифференцированными, чем позиции, занимаемые воспитательницами в детских учреждениях.
Условия, при которых, может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть депривация, возможно разделить приблизительно в две группы.
Во-первых, это такие обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка. Это имеет, место, например, при неполной семье (отсутствуют отец или мать), если родители преобладающую часть дня находятся вне дома, если экономическое или культурное состояние семьи настолько низко, что у ребенка отсутствует
стимуляция для развития.
Во-вторых, имеются случаи, где данные стимулы, хотя объективно в семье и имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях воспитывающих его лиц, образовался определенный внутренний, психический барьер. Последний препятствует удовлетворению потребностей, хотя источник удовлетворения находится почти под рукой. Так это бывает в цельных семьях, нередко с весьма благоприятным общественным и культурным положением, где, однако, мать, а также отец и другие воспитывающие лица эмоционально совершенно безразличны, у них нет связи с ребенком, они ему не уделяют никакого внимания, лишь редко, когда за ним ухаживают, обращаются с ним лишь механически. Как это нами уже приводилось, обе указанные ситуации часто пересекаются: например, мать настолько занята, что она не успевает создать свои отношения с ребенком, отдавая весь свой интерес только своей профессии, она не использует даже и то ограниченное время, которое у нее фактически остается для ребенка; это может быть, далее, ребенок одинокой матери, у которого отсутствует отец и который страдает нередко от отвергающего отношения матери, переносящей на него свои чувства разочарования и горечи, возникающие из-за трудного общественного положения.
Различение обеих групп имеет практическое значение. Дело в том, что результаты в первом случае бывают более поверхностными, а исправление более легким, чем в ситуациях, где депривация вызвана серьезным психологическим препятствием, заключающимся в самой личности воспитателей. Также ход исправления в обеих ситуациях бывает различным.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: признаками семейной депривации являются неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье и педагогическая несостоятельность родителей. Депривация в семье приводит к деформации эмоциональной и социальной сфер личности. В эмоциональной сфере семейная депривация проявляется в виде дезорганизующих эмоциональных реакций, в их агрессивности, негативизме, фрустрированности, тревожности; в социальной сфере – в высоком уровне социальной дезадаптации (асоциальности, враждебности ко взрослым, депрессии).
Депривированный ребенок воспринимает окружающий мир как враждебный, а других людей, — как способных причинить ему боль.
Психическая депривация приводит к развитию у ребенка ощущения собственной беспомощности, безнадежности и потере чувства собственного достоинства и значимости.
Для нормального развития формирования личности и психики ребенка перенесшего депривацию в семье, а также для его успешной социализации необходимо понимать причины, побуждающие его к отклоняющемуся поведению и уметь правильно на него реагировать.
Доверие к миру у детей переживших депривацию в семье может возникнуть только через любовь и тепло, так необходимое каждому ребенку независимо от возраста.
Список литературы:
1. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — (Серия «Детскому психологу»)
2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./ Под редакцией
Рузской А.Г. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997
3. http://festival.1september.ru/articles/641819/ Консультация для воспитателей «Развитие личности в условиях депривации» Кварацхелия О.О., Топоркова Н.В.
4. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984
5. http://www.psi-sihtez/ru/Correctional/Sorokin-KokorenkoСорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии/ Под редакцией Л.М.Шипициной
6. https://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1002 Джон Боулби Теория привязанности.
7. Козловская Г.В. Психичекая депривация и её психогенная роль в нарушении психического развития и формирования личности у детей в возрастном аспекте.// 1 Международная научно-практическая конференция «Психическая депривация детей в трудных жизненных
ситуациях». – М.,2013
ext.spb.ru
Материнская депривация: что это, последствия
По мнению специалистов из области медицины, первые несколько лет после рождения ребенка, являются определяющим периодом в умственном и физиологическом развитии. Именно в этот временной отрезок потенциал развития ребенка имеет наивысшую степень, а само направление зависит от условий его обитания. Пребывание ребенка в условиях депривации приводит к тому, что темп развития снижается и в определенный момент времени, ребенок значительно уступает в развитии своим сверстникам. В данной статье мы рассмотрим, что такое материнская депривация и её последствия.
При депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском домеКак проявляется материнская депривация
Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви. Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды. Существует множество различных стимулов, в которых нуждаются маленькие дети. К таким стимулам относятся потребность общения, познавание окружающего мира при помощи игры и множество других нужд.
Специалисты из области психологии говорят о том, что дефицит внимания со стороны родителей является основной причиной развития материнской депривации.
Если отойти от медицинских терминов, то можно сказать о том, что данное психическое расстройство вызывается недостатком близких контактов с родителями. Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей. Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.
По мнению специалистов из области психологии, синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.
Специалисты говорят, что в полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей. Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.
Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимыДаже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка. Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь. По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.
Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.
Проявление материнской депривации
Специалисты говорят о том, что первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. По словам специалистов, многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития. Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода». Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.
Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата. Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.
Депривация – психическое состояние, возникшее в результате неудовлетворения основных психических потребностейВозможные последствия
Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности. Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям. В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.
Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.
Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни. В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить. Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:
- Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
- Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
- Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса.
- Замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии.
- Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
- Нарушения в развитии когнитивных навыков.
- Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.
Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка. По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества». Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.
Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации»Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь. Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании. Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.
По мнению психологов, биологическая привязанность младенца к материи имеет особую важность в формировании сознания. Данный фактор является своеобразной базой для формирования личности и фундамента поведенческой модели.
Заключение
Многие психологи объясняют феномен массового распространения синдрома депривации тем, что многие люди безответственно подходят к вопросу деторождения. Беременность является одним из важных этапов человеческой жизни, к которому следует подойти осознанно. Во время процесса вынашивания плода, очень важно испытывать положительные эмоции, так как ребенок подсознательно воспринимает чувства, которые испытывает мать. Беременность должна являться сознательным выбором, поэтому женщина должна быть готова полностью посвятить младенцу несколько лет своей жизни.
Детям, столкнувшимся с материнской депривацией, сложно изменить свой взгляд на устройство мира. Для того чтобы заслужить доверие детей-сирот, следует оказывать им постоянную заботу и пытаться построить эмоциональную взаимосвязь. Чтобы преодолеть враждебность и недоверие, важно дать почувствовать ребенку его значимость в вашей жизни.
ktovdepressii.ru
Б. Депривация в семье по психологическим причинам — КиберПедия
Неудовлетворительные отношения между родителями и ребенком могут, несомненно, являться результатом внутренних, психологических препятствий. Условия депривации, заключающиеся в ребенке, будут подробнее рассматриваться нами в следующей главе, здесь же мы сосредоточимся на родителях и остальных ближайших воспитателях. Психологические препятствия бывают, как правило, глубже, сложнее и устраняются труднее, чем внешние общественные препятствия. Однако очень часто оба вида условий, внутренние и внешние, самым различным образом сочетаются и взаимообусловливаются, так что на практике их редко можно надежно различить.
Психологические причины недостаточной эмоциональной близости к ребенку могут быть различного вида, степени и качества. Иногда речь идет лишь о незнании или неправильном ооъяснении положении из руководств, иногда о несколько чрезмерном рабочем или общественном тщеславии, уводящем родителей от ребенка, в других же случаях об особой в некоторой степени направленности интересов. Дело может касаться и более серьезных причин, например, психического заболевания матери, значительно пониженного уровня ее интеллекта, расстройств психопатического характера и т. п. В основном дело касается того, насколько глубоко в личности матери или любого другого воспитателя они укоренились, насколько они интенсивны и в каком возрасте ребенка они его поражают.
а) Эмоциональная незрелость и отклонения характера
Неспособность установить с ребенком тесную эмоциональную связь имеет нередко причину в незрелости чувств и характера матери, в неуравновешенности матери или любого лица на ее месте. Так это бывает, например, у родителей, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось успешно решить свои детские или пубертатные конфликты. Такие лица бывают инфантильными, сосредоточенными лишь на своих проблемах, для них характерно наличие чувства несправедливости и недостатка любви. Иногда у них видна даже чрезмерная зависимость от личности матери или отца, причем, преждевременно вступая в брак, они стремятся от них оторваться. У некоторых депривироваыных девушек можно усмотреть на заднем плане неясное стремление к новым эмоциональным переживаниям, приводящее их к эротическим связям, которые они из-за незрелости характера неспособны продолжить и в которых они не находят эмоционального удовлетворения. У таких матерей затем не достает теплоты и нежности при обращении с ребенком, а нередко и основного понимания его потребностей. Подобные свойства характера препятствуют, однако, и взаимосвязи родителей, так что семья не бывает эмоционально сплоченной, тут отсутствует теплота дома и интимность совместной жизни семьи.
Рис. 28. Рисунок мальчика М. М.
Для иллюстрации мы приведем пример мальчика М. М. При беременности мать страдала гипертензией, других осложнений не было. Роды были нормальными, а также дальнейшее развитие протекало соответствующим образом. Серьезных заболеваний у мальчика не было. Между родителями ребенка и родителями матери, проживающими в том же доме, царит непрестанное напряжение. Родители строго наказывают ребенка, бабушка его чрезмерно защищает. Мать вышла замуж в 18-летнем возрасте, она жалуется, что ей «не удалось пожить»; мальчик будто-бы «ненавидит» родителей, с раннего возраста его наказывали слишком строго, но в то же время не вели к каким-либо целям, главным образом его предоставляли самому себе. Из школы мальчика через два месяца вернули, сославшись на «незрелость», хотя психологическое исследование показало, что его умственный уровень соответствует пределам нормы. Даже после годичного
перерыва он не в силах приспособиться к школе, у него плохая успеваемость и он чрезмерно нарушает правила обучения. «Видно, что родители им мало интересовались» — «у него малый запас слов, незначительный круг интерессов» и т. д. Мальчик старается привлечь к себе внимание непрестанным паясничанием, школьная работа его не интересует. Дома он «не умеет играть», только носится, кричит и «бесится», слушается лишь отца. Все результаты соматических исследований отрицательны, психологические результаты устанавливают признаки депривации, причем они очевидно сходны с признаками у детей из детских учреждений. Во втором классе появились соматические нарушения, отсутствие аппетита, боли в животе, рвота, которые однако быстро прошли, когда мальчик начал столоваться у бабушки и вообще перешел главным образом на ее воспитание. Значительно улучшилась и школьная успеваемость. В третьем классе, после возвращения к матери, его снова начинают считать «нервнобольным», мальчик паясничает, кричит, валяется под партой, ведет себя агрессивно. Когда он один с учительницей то ведет себя «нормально», однако в классе он бывает «невменяем». Если мальчика хвалят, то свою радость он не может выразить иначе, чем побив одноклассника или кого-либо повалив. Хотя все заинтересованные лица интеллигентные и образованные люди, попытка решить основной семейный конфликт оказалась неудачной. В разговоре мальчик поясняет, что больше всего на свете он любит «бабушку, потому, что она ко мне добра». В конце концов о том, как он производит эмоциональную оценку, свидетельствует и его рисунок. Направо сам мальчик, его младший брат и два его дяди, налево, бабушка с дедушкой; родителей он не нарисовал, как будто бы пустое место, оставшееся на рисунке, должно символизировать их эмоциональную ценность для мальчика.
б) Невротические и психотические расстройства
Иную категорию психических запретов в отношениях с ребенком представляют также психические расстройства невротического или психотического характера. С точки зрения депривации наиболее серьезными являются депрессивные состояния, при которых мать совершенно отходит от ребенка, оставляя его проявления без отклика. Однако опасны и патологически неуравновешенные позиции родителей, колеблющииеся между равнодушием и проявлениями враждебности, т. е. родителей, у которых отвержение ребенка переходит прямо в жестокость. Последствием, во всяком случае, является недостаточный контакт, недостаточное предоставление и смена эмоций, а также чувственных раздражителей — следовательно, депривация в том или ином отношении. Фишгофф с сотр. (1971) подвергли психиатрическому исследованию 12 матерей, дети которых в ползунковом возрасте хронически «не преуспевали» и отличались по анамнезу признаками депривации. У двух матерей был выявлен психоневроз, у остальных 10 нарушения характера в смысле пониженной способности воспринимать собственные потребности и потребности ребенка, приспосабливаться к изменениям в среде, создавать нормальные эмоциональные отношения и интересоваться судьбой других людей.
Д. Робертсон (1962) вела подробное наблюдение за поведением 25 детей и их матерей с первого месяца жизни. У пяти детей — по сравнению с остальными двадцатью — отмечались явно пониженный мышечный тонус, слабая мускулатура, ограниченная способность к контакту с окружающей средой бедный отклик в отношении матери и вообще подавление проявлений движения чувств. Все эти дети на первом году жизни отличались задержкой развития. Одновременно было установлено, что отношение указанных матерей к детям является неудовлетворительным, без определенной эмоциональной направленности. В обычных социальных ситуациях матери производили нормальное впечатление, и недостатки в отношениях к ребенку выявлялись только при возможности наблюдения за ними в их непосредственной совместной жизни с ребенком. Некоторые из матерей остальных двадцати детей являлись по обычным аспектам личностями «неудовлетворительными», однако все они были способны соответствующим образом реагировать на эмоциональные потребности своих детей. Ни у одного их ребенка не отмечалось в годовалом возрасте задержки развития. У матерей пяти детей с задержанным и нарушенным развитием автор выявляет невротические черты характера, которые приводят к неосознаваемой защите от ребенка и не разрешают им радоваться на основе его спонтанных проявлений и реагировать естественно и без запретов на его потребности.
Хотя не отмечается много тяжелых случаев подобного типа, все же следует, чтобы клинические работники их учитывали, так как своевременное выявление может регулировать их развитие. Мы приведем один из случаев из нашей практики, который доказывает, как сложно бы— из случаев из нашей практики, который доказывает, как сложно бывает иногда правильно оценить депривационную ситуацию без непосредственного знакомства с семейной средой.
cyberpedia.su