Школьная дезадаптация определение – Статья на тему: Школьная дезадаптация- что это такое?

Содержание

Школьная дезадаптация. Статья. Переориентация детского поведения. Самопознание.ру

Почему ребёнок не хочет учиться, теряет интерес к занятиям и хамит учителям? Почему среди выпускников старших классов только 10% считаются здоровыми? Как должен себя вести в этой ситуации учитель? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить.

Человек — существо сложное. Мэтры психологии, маститые педагоги и знаменитые медики не могут договориться друг с другом: что же представляет собой неуспевающий дезадаптированный школьник? Разночтения существуют даже в терминологии. То говорят «дезадаптация», то «дезадаптация». В чем различие этих понятий?

Дезадаптация — исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность её формирования.

Дезадаптация — искажение функции, более тонкие нарушения, нежели полное её отсутствие.

Что же такое школьная дезадаптация? Будем рассматривать её как частный вид дезадаптации социальной.

Мы можем назвать школьника адаптированным, если он смог перейти от игровой деятельности к учебной. Если от работы под контролем учителя он может перейти к самостоятельному выполнению задания, если может выполнить задачу от начала до конца — от момента формулирования и построения программы до осуществления контроля над своими действиями.

В норме первоклассник адаптируется к школьным условиям за 5–6 недель. То есть к середине первой четверти организм должен перестроиться без ущерба для физического и психического здоровья. За это время должны начать функционировать по-новому все системы. Происходит коррекция биологических часов, подчинение новому режиму, в который встраиваются самостоятельная работа, домашние задания. Изменяется энергетический баланс организма. Осуществляется переход от игровой и физической деятельности к умственной, усиливается кровоснабжение головного мозга. На психологическом уровне ребёнок приспосабливается к новым взрослым и сверстникам. У него проявляется одна из самых важных черт — готовность к развитию.

Школьная дезадаптация — невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения.

Существует несколько подходов в трактовке специалистами понятия школьной дезадаптации.

Мы будем рассматривать школьную дезадаптацию как нарушение взаимодействия между личностью ребёнка и школьной средой. Участие психиатров в реабилитации минимально. Основной упор делается на создание адекватной реабилитационной среды, междисциплинарное взаимодействие специалистов.

Факторы, влияющие на школьную дезадаптацию:

  1. Индивидуальный фактор. Явные внешние отличия от сверстников. Уродства, серьёзные двигательные проблемы, низкие или, наоборот, высокие умственные способности. Нерешённость логопедических проблем: смазанная речь, заикание. Бедный словарный запас.
  2. Соматический фактор. Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.
  3. Психолого-педагогический фактор. Отсутствие индивидуального подхода в обучении. Невозможность личного контакта между учеником и педагогом. Занижение оценок.
  4. Коррекционно-профилактический фактор. Слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей. Отсутствие или несвоевременность коррекционной работы в школе, нехватка специалистов.
  5. Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Политика двойных стандартов в отношениях.
  6. Средовой фактор. Дурное влияние сверстников, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и лёгкого заработка.
  7. Социальный фактор. Утрата прежних идеалов в обществе. Пропаганда агрессии, увлечённость виртуальным миром — заменителем реальности. Реклама нездорового образа жизни.
  8. Психический фактор. Психические расстройства школьника. Заболевания, либо не выявленные до школы, либо протекающие в стёртой форме. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению и самостоятельному существованию во взрослом состоянии.
  9. Психологический фактор. Несформированность высших психических функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия.

Обозначив вклад различных факторов в развитие школьной дезадаптации, необходимо перейти к описанию её конкретных форм и признаков.

Адаптация сложных детей в школе

Работа с детьми, которые не смогли адаптироваться в школе, должна проходить в команде. В идеале единым коллективом выступают как различные специалисты, так и родители. Жизнь ребёнка определяется взаимодействием его с другими членами детского коллектива, с родителями и специалистами различного профиля.

Зачем нужна такая сложная и многоуровневая система? Не проще ли разнести по разным территориям все звенья нашей единой цепи?

Дома ребёнок общается с родителями, в школе с педагогами, в медицинских учреждениях с врачами, в специализированных центрах с психологами. Дезадаптированный ребёнок нередко оказывается вычеркнут из среды своих сверстников, его стараются перевести в какое-нибудь специализированное учебное заведение или коррекционный класс.

Когда стоит привлекать психолога? В тех случаях, когда ребёнок непостоянен в своих успехах, если периоды взлётов и падений чередуются, при утрате как поведенческих, так и специфических учебных навыков, например, умел складывать в пределах ста, а вдруг стал теряться в пределах первого-второго десятка.

Зачастую приходится сталкиваться с неприятием проблем ребёнка, игнорированием педагогических рекомендаций. Во время бесед учителя с родителями можно услышать: «Он здоров, вот справка от психиатра/невролога/психолога. Это вы не умеете учить». Или: «Мы его пролечили таблетками, что вы нам ерунду про режим дня говорите».

Если родители доверяют учителю, то можно во время беседы с семьёй намекнуть на необходимость консультации именно у семейного психолога. Если родители занимают позицию «глубокой» обороны, ведут себя агрессивно, то сначала стоит отправить семью на консультацию к школьному специалисту широкого профиля.

Или работающие родители часто не имеют возможности уделять много внимания ребёнку, и именно семейный психолог может подсказать им формы более интенсивного взаимодействия с сыном или дочкой, чтобы ребёнок почувствовал себя способным и любимым.

Какие навыки семейного психолога может использовать учитель, общаясь с родителями дезадаптированных детей?

  1. Общаться с родителями очно.
  2. Приглашать на беседу не только маму, но и папу и других взрослых, с которыми живёт ребёнок.
  3. Объяснять родителям, что состояние дезадаптации поддаётся коррекции. Каждый раз спрашивать, что удаётся сделать, а что не получается, подчёркивая успехи и объясняя их зависимость от правильного выполнения рекомендаций.
  4. Интересоваться домашними успехами ребёнка.
  5. Желательно перед беседой с родителями продумать или даже записать на бумаге успехи и проблемы ребёнка, не допуская того, чтобы замечаний было больше, чем положительных оценок работы.

Когда родители чувствуют заинтересованность учителя конкретно в их ребёнке, то начинают уделять ему больше внимания. И ещё, если вы чувствуете, что истощаетесь при беседах с семьёй, не нужно заниматься самобичеванием, а необходимо как можно раньше переадресовать семью к психологу.

Помощь каких специалистов наиболее актуальна в разные периоды школьной дезадаптации?

  1. В первый период (адаптация к начальной школе) чаще требуется помощь невропатолога, дефектолога, семейного психолога, игротерапевта, кинезиотерапевта (специалиста по движению). Возможно подключение специалистов детского сада для формирования преемственной передачи детей подготовительных групп.
  2. Во второй период (адаптация к средней школе) приходится прибегать к помощи нейропсихолога, семейного психолога, арт-терапевта.
  3. В третий период (подростковый кризис) — психотерапевта, владеющего методиками индивидуальной и групповой работы с подростками, педагогов дополнительного образования, арт-терапевта, куратора школ «юного журналиста (биолога, химика)».

Диагностика школьной дезадаптации

Первичная диагностика ложится на плечи учителя. Необходимо использовать навыки динамического наблюдения, проанализировать поведение ребёнка, типичные ошибки в устных ответах и письменных работах.

Как выделить группу детей, плохо адаптированных к школе? Для этого необходимо проанализировать, как в целом проходит урок, есть ли дети, которые сильно не успевают за общим темпом работы, есть ли дети, которые сдают работу последними. А есть ли такие, что сдают первыми, но потом оказывается, что они совершили много ошибок, помарок, описок?

Также необходимо оценить время активного внимания на уроке. Время активного внимания — это период от начала занятия до появления признаков истощения. Ученик первого класса может высидеть на уроке не больше 15 минут в начале года и 20 минут во втором полугодии, в пятом классе — 30–45, в девятом классе — 45 минут.

Сигналами дезадаптации ребёнка могут быть признаки истощения, утомляемости, снижение умственной работоспособности, ошибки в письменных работах, повышенный уровень тревожности при хорошей успеваемости и др.

Признаки истощения:

  1. Ребёнок крутится, вертится за партой.
  2. Не может удержать позу. Ложится головой на парту, сутулится, «стекает» по стулу.
  3. Зевает.
  4. Постоянно смаргивает, облизывает губы, совершает другие навязчивые движения.
  5. Перекладывает ручку из руки в руку.
  6. Каждый урок просит разрешения выйти в туалет.
  7. Многократно роняет пишущие предметы.
  8. Не может повторить только что заданный вопрос.
  9. Допускает нехарактерные ошибки как в письменной, так и в устной речи.
  10. К концу урока почерк у него ухудшается.

Признаки утомляемости, проявляющиеся на перемене:

  1. Вегетативные реакции: бледность кожи, ярко-розовые щёки, синева над верхней губой.
  2. Уединяется, не хочет общаться с одноклассниками.
  3. Агрессия по отношению к ровесникам.
  4. Бегает по холлу, не может переключиться на спокойный вид деятельности.
  5. Ходит на цыпочках.

На что следует обратить внимание и как трактовать результаты письменных работ.

  1. Письменные работы идут не по порядку.
  2. Может написать на первой попавшейся странице.
  3. Может начать не с красной строки, а с середины строки или даже с середины листа.
  4. Даже во второй четверти пишет буквы зеркально.
  5. Переставляет буквы в слогах и слоги в слове.
  6. Пропускает буквы.
  7. Заменяет буквы на сходные по звучанию.
  8. Не может пересказать прочитанное.

Если вы встретили в тетради ученика подобные особенности, нужно направить ребёнка на дополнительную диагностику к психологу. Такие особенности письменных работ говорят о том, что у ребёнка снижены функции программирования и контроля. 7-й пункт свидетельствует о нарушении слуховосприятия. Причины того, что ребёнок не может пересказать прочитанное даже по наводящим вопросам, могут быть либо простые — педагогическая запущенность, либо глубокие — несформированность высших корковых функций.

Тревожность при хорошей успеваемости может быть обусловлена различными факторами. Причины тревожности кроются, как правило, в самом ребёнке. Но всё же в некоторых классах уровень тревоги выше, в частности, там, где вообще не оценивают знания и умения, дети не получают обратной связи, им кажется, что всё настолько плохо, что и оценивать нечего. В первом классе формально оценок не ставят, но дети довольно быстро усваивают альтернативную систему: «У меня синяя наклейка, а Петя отвечал лучше — у него золотая».

Признаки тревожности у хорошо успевающих детей:

  1. Ребёнок боится отвечать выученный урок. Лучше отвечает с места, чем у доски. Лучше отвечает учителю наедине, нежели перед всем классом.
  2. Плаксив или агрессивен, если ему делают замечания.
  3. Заикается, причём только на уроке.
  4. Проявляет двигательное беспокойство при ответах (теребит одежду, потирает руки, встряхивает кистями), часто смаргивает, облизывает губы во время устных ответов.

Особенности выполнения заданий у тревожных детей:

  1. Высокая зависимость от поведения учителя. При устных ответах внимание отвлечено на поведение учителя, а не на то, что и как ответить. Считывает мимику педагога.
  2. «Залипание» на мелких деталях, трудности вычленения главной задачи.
  3. Плохо копирует по образцу. Смотрит на то, как выполняет задание сосед по парте.
  4. При однократно плохо выполненном задании начинает плакать и отказывается заниматься вообще.

Если учитель замечает у ребёнка частое проявление хотя бы одного признака, то это уже прямой повод подключать родителей и консультировать ребёнка у школьного психолога.

Какую информацию нужно получить у специалиста?

  1. Особенности интеллектуального развития.
  2. Особенности внимания, памяти, пространственных представлений, темпов выполнения работы.
  3. Истощаемость.
  4. Личностные особенности, выраженность мотивации, сферы интересов.
  5. Исследование отношений с детьми.

Учитель может побеседовать с родителями самостоятельно или в присутствии психолога. Во время беседы можно выявить факторы, влияющие на дезадаптацию ребёнка. Также можно объяснить родителям важность соблюдения режима, сроков выполнения уроков, установки времени для их выполнения. Часто соблюдение режима дня полностью избавляет от поведенческих и образовательных трудностей. Во время беседы стоит подчеркнуть важность выполнения рекомендаций, например: «Ваш ребёнок очень сильно утомляется, ему тяжело в школе, мы готовы подключить для обследования и коррекции специалистов, но всё же думается, что соблюдение простых рекомендаций значительно улучшит ситуацию с вашим сыном/дочкой».

Стоит выяснить и некоторые моменты домашнего поведения, особенности выполнения уроков. Достаточно ли ребёнок спит, хорошо ли засыпает? Процесс засыпания у здорового ребёнка не должен быть дольше 30 минут. Ночью ребёнок может проснуться один раз, при этом повторное засыпание длится не больше 5 минут. Во всех иных случаях необходима консультация невропатолога. Важно выяснить, проявляются ли нарушения сна в течение всего года или только в учебный период, а в каникулы ребёнок чувствует себя хорошо.

Важно, сколько времени ребёнок тратит на выполнение домашних заданий. В первом классе ребёнок должен затрачивать на выполнение домашних заданий не более 15 минут. В пятом — не больше одного-полутора часов. Если он тратит больше, необходимо обследовать ребёнка у психолога, невропатолога, возможно, что у дезадаптированного школьника есть нарушения внутримозговой организации. Если большинство детей в классе затрачивают на выполнение домашних заданий больше положенного времени — значит, учебный процесс требует корректировки, т.к. школьники испытывают перегрузку.

Ученик должен сам делать уроки. С первого класса он должен знать, что ему задали, какие книги, учебные пособия, школьно-письменные принадлежности стоит использовать, далее он должен выполнить задание, собрать портфель. И, тем не менее, необходим минимальный контроль. Хотя бы один взрослый должен находиться в комнате, где ребёнок делает уроки.

Не нужно сидеть рядом, достаточно спросить: «У тебя есть всё необходимое? А что задали?..» — и далее перечислить все предметы, которые были в этот день. Затем проверить правильность выполнения задания и присутствовать при сборе портфеля. При этом, спрашивая у ребёнка: «Какие у тебя завтра уроки? Всё ли ты взял?» — перечислять не необходимые принадлежности, а названия уроков. Особенно важно соблюдать эти простые правила для детей со сниженной мотивацией, с нарушением функций программирования и самоконтроля.

Каждый школьник должен поддерживать адекватный уровень двигательной активности. Гулять нужно не менее полутора часов в день. Заниматься физкультурой каждый день минимум 30 минут. В идеале это занятия в какой-либо секции два-три раза в неделю. И каждый день — зарядка. Не обязательно утром, можно перед выполнением уроков или в промежутке между письменными и устными заданиями.

Усложнение школьной программы приводит к тому, что у ребёнка совершенно не остаётся времени на занятия любимым делом. Да и любимых дел становится всё меньше и меньше, досуг занят телевизором и компьютером. Необходимо, чтобы у каждого школьника были ежедневные обязанности по дому, на выполнение которых должно быть отведено не менее получаса, и ещё час — на занятия ручным трудом или рисованием. Каждый день родители должны общаться с ребёнком не меньше 30 минут, а то и часа, помимо совместного выполнения домашних заданий. В начальной школе необходимо вместе читать вслух и пересказывать, обсуждать прочитанное, увиденное, события, которые произошли за день, и т.д.

Если родители уходят от вопросов о домашней организации, то можно определённо сказать: на развитие у данного ребёнка школьной дезадаптации влияет семейный фактор. Поэтому к коррекционной работе должны быть привлечены и члены семьи, в первую очередь те, кто наиболее заинтересован в благополучии ребёнка.

Нашей главной целью является включение ребёнка в общество. Но сделать это возможно только совместными усилиями медиков, педагогов, родителей и самого ребёнка.

Поговорив о видах школьной дезадаптации, пора перейти к коррекционным мероприятиям.

Вопрос «что делать?» и «как делать?» постараемся найти ответ уже сейчас.

Главное в коррекционной работе — использование собственного потенциала ребёнка. Наше взаимодействие с учеником будет эффективным только тогда, когда мы войдём в единое с ним эмоциональное поле. Используя методики эмоционального заражения, формирования базового доверия, можно добиться гораздо более высоких результатов, нежели при директивном обучении каким-либо навыкам. Более того, дезадаптированный ребёнок, выпадая на каникулах или во время болезни из учебного процесса, может полностью утратить приобретённые навыки и откатиться назад в интеллектуальном развитии. Чтобы этого не произошло, необходимо ориентироваться на интерес ребёнка, исходить из его потребностей и возможностей.

Ряд приёмов и высказываний поможет педагогу установить с ребёнком особый контакт, и это станет базой для преодоления школьных трудностей.

При разговоре с родителями и ребёнком лучше ориентировать ученика и его родителей на будущий успех: «Ты можешь писать лучше, побольше читай…» Используйте суждения-прогнозы, не фиксируясь на уровне существующих «неумений». Личностно-ориентированные учителя не стесняются выражать свои чувства по отношению к детям: «Я огорчён, что ты не выучил. Я буду рада тебе помочь, чтобы у тебя всё получилось хорошо».

Школьная дезадаптация в период становления учебной деятельности

В идеале период перехода от детства к взрослой жизни должен происходить постепенно. Гораздо лучше к школе адаптируются дети, которые уже имели опыт социализации в детских садах. Самый мягкий переход осуществляется тогда, когда есть преемственность между дошкольным и школьным учреждением.

Говоря о коррекционной работе при школьной дезадаптации, необходимо подчеркнуть, что большая работа ложится на педагогов групп продлённого дня, педагогов дополнительного образования, поскольку осуществить коррекцию в рамках групповой учебной деятельности сложно и недостаточно.

Рассмотрим возможности каждого специалиста:

  • Школьный учитель. Включение в учебный процесс элементов игровой деятельности позволяет быстрее адаптироваться всем детям, независимо от того, укладывается ребёнок в рамки нормального развития или нет. Использование наглядного материала, пальчиковых кукол, прописей с картинками даёт ощутимый эффект. Ребёнку гораздо интереснее провести поезд по определённому маршруту или дождик из тучи в лужу, чем писать «элементы букв». При современном многообразии прописей найти подходящий материал не так сложно. На группе продлённого дня большое внимание должно уделяться движению и групповым играм. Если нет отдельной игровой комнаты, то на один-два часа дети должны уходить спортивный или актовый зал. Там должен быть оборудован мягкий уголок.
  • Музыкальные занятия. Всевозможные фольклорные игры, детский оркестр. Особенно с использованием музыкальных духовых инструментов. У современного ребёнка, а у дезадаптированного в большей степени, плохо развито взаимодействие между подкорковыми и корковыми структурами головного мозга. Поэтому использование всевозможных упражнений, выстраивающих эти связи, положительным образом влияет на внутреннюю среду организма.
  • Игровая терапия. Желательно проводить недирективную игротерапию. То есть ребёнку не дают задание «построить замок, накормить куклу», а просто предлагают на выбор игрушки и смотрят, во что и как он играет. Если между детьми возникает конфликт, то взрослый беспристрастно комментирует: «Ира ударила Машу, Маше больно». Без характеристик «правильно — неправильно». Занятия проводит психолог, но учитель тоже может использовать отдельные способы.

Нарушение адаптации при переходе из начальной школы в среднюю

Приёмы и методы те же, что и в начальной школе. Это индивидуальный подход, игровая деятельность. Только вот соотношение игры и обучения будет другим. На уроке стоит поддерживать учебную обстановку, используя минимум наглядно-игрового материала: лото с примерами и цифрами на математике, песенный репертуар на уроках иностранного языка… Иногда можно строить диалоги между игрушками, принцессами и принцами.

Функцией учителя будет донести до родителя мысль о необходимости такой работы, о необходимости уменьшения времени пребывания ребёнка в школе, важности посещения кружков и спортивных секций. Ребёнок обязательно должен посещать те места, где ему нравится находиться. Причём нельзя лишать его этого удовольствия, оно несёт важный коррекционный смысл. Для девочек это может быть кружок бисероплетения, особенно для тех, кто имеет проблемы со счётом, у кого плохой почерк, снижена память. Для мальчика это может быть кружок конструирования или подобный ему.

В пятом классе многие дети не успевают из-за пробелов, оставшихся от начальной школы. Но ни в коем случае нельзя просто увеличивать им время, отведённое для уроков. Нужно выяснить причину неуспеваемости, в обязательном порядке пройти обследование у нейропсихолога. В пятом классе возрастает темп обучения, увеличивается объём запоминаемого материала. Дети, имеющие проблемы внутримозговой организации, из отличников могут быстро перейти в разряд аутсайдеров.

Нарушение адаптации в старших классах

Как мы уже говорили, гормональный всплеск, снижение мотивации к обучению сильно влияет на школьные успехи подростков. Обостряются проблемы с родителями. Контроль за эмоциями снижен. Главный человек, который может помочь подростку в это время, — психолог. Как семейный — работая и с ребёнком, и с его родителями, так и школьный — обеспечивая индивидуальную поддержку неуспевающему школьнику. Желательно проведение тренингов для учеников старших классов по профориентации, личностному росту, проведение ролевых игр, организация театральной студии.

Важно уметь ставить перед подростком промежуточные цели. Не говорить на беседе с родителями: «Вы должны подтянуть математику», а конкретно — какие номера из задачника должны быть решены в течение недели, над какой проблемой стоит поработать в ближайший месяц. Затем провести ещё одну беседу, в ходе которой подробно разобрать, в позитивной форме, результаты совместных усилий. Не забудьте похвалить родителей в присутствии ребёнка. Это повысит их авторитет, убедит подростка, что папа и мама тоже что-то могут.

С помощью игры, в которую могут поиграть дети и родители дома, можно попробовать пережить последствия пока не случившихся несчастий. У подростка нет ощущения «потом», поэтому он может не выучить урок, а под воздействием минутного порыва пойти кататься на скейтборде. Стоит представить себя в состоянии «после». Делать это нужно, естественно, не в прихожей, когда выбор сделан и ребёнок уже оделся, чтобы пойти гулять, а в спокойной обстановке.

Причём стоит обратиться к подростку, словно за помощью:

  • «У меня завтра неприятная встреча на работе, я так волнуюсь, мне кажется, что я провалю переговоры, тем более что статистический отчёт сырой, и мне уже не успеть его переделать. Это так ужасно. Я прямо вижу, как буду стоять перед начальством, не в силах оторвать глаз от пола…»
  • «Ну что ты, мам, ты же умница. У тебя всё получится!»
  • «Ты же никогда не был в такой ситуации и не знаешь, что человек чувствует. Или всё же переживал нечто подобное?…»

В старшей школе учитель должен придерживаться учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с учеником. Но не приказывая, а налаживая партнёрские отношения с учениками.

В какую форму стоит облечь учебный процесс? Как правильно сделать замечание ученикам?

  1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму: «Лучше сделать так: мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее».
  2. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Если вы разбираете совместно контрольную или самостоятельную работу, то подчеркните оригинальность решения, не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно».
  3. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый лёгкий.
  4. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. Если вы несправедливо обвинили школьника в чем-то, то обязательно найдите в себе силы извиниться и признать неправоту.
  5. Не сравнивайте учеников между собой, особенно если вы учили его родителей, старших братьев или сестёр.
  6. Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках.

Заключение

Теперь разберём конкретные примеры, когда стоит придерживаться учебно-дисциплинарного типа взаимодействия, а когда личностно-ориентированного, для дезадаптированного ребёнка.

Фактор индивидуальный и социальный. Ребёнок в силу каких-то причин в коллективе стал «белой вороной». Важна двунаправленная работа в этой ситуации. Как принимает ребёнок коллектив и насколько он терпим к тому, что выделяется из общей компании? Причинами такого выделения могут быть снижение или повышение интеллекта, избыточный вес, высокий рост, моторная неловкость и пр. В этой ситуации работа только лишь с проблемным ребёнком не является продуктивной. Неуспевающего ребёнка невозможно адаптировать, только лишь подтягивая его интеллектуальные способности. Часто болеющего невозможно адаптировать, наблюдая и пролечивая в медицинских учреждениях. Увальня недостаточно водить на дополнительные физкультурные занятия. Необходимо подключить родителей, психологов и других, адаптированных, детей класса.

Какие формы работы в этой ситуации будут ведущими?

  • На уроке — это будет минимизация устных ответов у доски, подбадривание при ответах с места. Это работа с родителями, которые дома, ежедневно, будут дополнительно заниматься, работая над конкретной проблемой ребёнка, а также правильно выстраивая внутрисемейные отношения, опираясь на рекомендации психолога.
  • Это и групповая игровая терапия. Игра может быть самой обычной — для выплеска негативной энергии, формирования командности, чтобы ребёнок и коллектив почувствовали себя единым организмом: футбол, волейбол, «куча-мала».
  • В младшей школе — устраивать хороводы, игры типа «шалтай-болтай».
  • В старших классах такого ученика стоит подключать к организации внешкольных и внеучебных мероприятий (праздников, школьных спектаклей, соревнований и др.). Подбирать такие виды активности и такие задания, в которых подросток чувствовал бы себя полезным и значимым в глазах окружающих (это могут быть различные поручения — от раздачи контрольных работ на уроке до обзванивания спортивных площадок или кафе для проведения спортивного мероприятия или вечеринки).
  • Хороший результат дают выездные тренинги на базе Центров социальной адаптации, когда ученики одного класса учатся взаимодействовать между собой. Это и разбор учебных неудач, и анализ личного вклада в успехи и падения.
  • Терапия творчеством. Арт-терапия — это не просто занятия рисованием или театральным мастерством. В игровой или художественной форме выявляются особенности личности трудного подростка, даёт возможность выплеснуть негативную энергию, освободиться от неё. В отдельных случаях нужно подключить семейного психолога.

Должно быть комплексное взаимодействие педагогов, родителей, психолога и медика. При несформированности высших корковых функций мозга решение проблемы трудного подростка возможно только с личностно-ориентированным учителем. Необходимо признание учителем проблем ребёнка, осознание того, что проблемы не могут быть решены мгновенно и что полгода индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом или нейропсихологом — это только начало школьной работы.

samopoznanie.ru

Школьная дезадаптация

школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса. Как правило, чаще всего дезадаптация развивается среди школьников младших классов, однако может проявиться и у детей более старшего возраста.

Причины школьной дезадаптации

Факторы, негативно влияющие на школьную адаптацию ребенка могут носить различный характер:

  • недостаточная подготовка ребенка к школе: недостаток знаний или недоразвитие психомоторных навыков, в результате чего ребенок медленнее остальных справляется с поставленным заданием;
  • недостаточный контроль собственного поведения — малышу тяжело отсидеть целый урок, молча, не выкрикивая с места;
  • неспособность к темпу школьного обучения — низкий уровень функциональных способностей познавательных процессов;
  • социально-психологические аспекты — несостоятельность личных контактов со сверстниками, педагогическим коллективом.

Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы:

  • патогенная дезадаптация является следствием нарушений в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также проявлений различных фобий;
  • психосоциальная дезадаптация является результатом половозрастных и индивидуальных психологических особенностей ребенка, которые определяют его нестандартность и требуют особого подхода в условиях школьного учреждения;
  • социальная дезадаптация связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок.
причины школьной дезадаптации

Профилактика школьной дезадаптации

Основной целью профилактики школьной дезадаптации является определение психологической готовности ребенка к школьному обучению. Однако, это лишь один из аспектов комплексной подготовки к школе. Кроме этого, изучается уровень умений и знаний ребенка, его потенциальные возможности, развивается мышление, память, внимание, а в случае необходимости применяется психологическая коррекция. Родители должны понимать, что в период адаптации к школе ребенок особенно нуждается в родительской поддержке, а также в готовности вместе пережить эмоциональные трудности, переживания и тревоги.

 

womanadvice.ru

Школьная дезадаптация — это… Определение понятия, симптомы, профилактика

Дезадаптация ребенка в школе – это явление, распространенное в наши дни. Большое количество детей в школьном возрасте не могут приспособиться к современным условиям учебного процесса, что оказывает негативное влияние на уровень их успеваемости. Портятся и отношения ребенка со сверстниками, учителями. Чаще всего вследствие дезадаптации страдают учащиеся младших классов. Но и старшеклассники тоже нередко становятся жертвами данного негативного явления.

признаки школьной дезадаптации

Причины

Школьная дезадаптация – это нарушение, которое встречается у 15-20 % всех школьников, связанное с ситуацией неспособности к школьному обучению. Нарушение вызывается и физиологическими, и медицинскими факторами, и особенностями развития психики ребенка.

строгость учителей

Несмотря на повсеместное внедрение принципа индивидуального подхода, на практике учителям часто не хватает времени вникать в причины данного расстройства. Психологическая школьная дезадаптация (сокращенно – ПШД) приводит к тому, что на детей наклеиваются оскорбительные ярлыки: «истерик», «шизоид», «псих». Однако за подобными словами скрывается не что иное, как профессиональная некомпетентность учителя или же отсутствие воспитания у сверстников.

невоспитанные дети в школе

Каковы же основные причины школьной дезадаптации? Специалисты склонны выделять следующие факторы:

  • Недостаточный уровень начальной подготовки малыша к образовательному процессу. Это может быть нехватка базовых навыков или же плохое развитие мелкой моторики.
  • Недостаток у ребенка самоконтроля. Малыш не может высидеть целый день на одном месте даже в том случае, если интеллектуально он готов к процессу обучения.
  • Невозможность совладать с текущим темпом образовательной программы.
  • Причиной школьной дезадаптации могут быть и трудности, которые возникают в процессе контактов с преподавателями и сверстниками.
  • Низкое развитие познавательных возможностей.

Домашняя атмосфера

Помимо этого, особое внимание уделяется психологами той атмосфере, в которой развивается и воспитывается ребенок. Некоторые матери и отцы настолько строги, что это оказывает влияние на психическое равновесие ребенка. Социальная и школьная дезадаптация нередко бывает прямым следствием проблем в семье, авторитарности родителей. Каждый раз, когда мать или отец эмоционально выговаривают ребенку за те ошибки, которые он допустил в школе, внутренняя стабильность школьника нарушается. У него не остается сил на то, чтобы работать над освоением программы, выполнять требования учителя, строить отношения с одноклассниками.

Все эти факторы школьной дезадаптации приводят к тому, что школьник начинает уже искренне верить в свою «бездарность». И дальнейшее следствие подобных промахов приводит к тому, что ребенок испытывает полнейшее отвращение ко всему, что прямо или косвенно связано с образовательным процессом. Это затрудняет и учебу, и индивидуальное развитие школьника.

причины дезадаптации в школе

Формы ПШД

Природа данного нарушения не является однообразной. Она может варьироваться от одного учащегося к другому в зависимости от его индивидуальных особенностей, а также особенностей социальной ситуации. Чаще всего встречаются следующие виды нарушения.

  • Социальная. Главный ее признак – отрицание школьником всех моральных установок, антисоциальные поступки. Разрушается система внутренней регуляции ребенка.
  • Психосоциальная. Данная форма школьной дезадаптации обусловлена психологическими факторами развития. Степень выраженности данного вида ПШД – лакмусовая бумажка на предмет применения индивидуального подхода к каждому из учащихся.
  • Патогенная. Обычно бывает вызвана нарушениями в физиологии головного мозга, различными нервными расстройствами, страхами и фобиями малыша.
  • Интеллектуальная. Проявляется, как правило, у учащихся старшего возраста. Непосредственно связана с «пробелами» в знаниях, которые не были вовремя закрыты.
  • Эмоциональная. Основной признак данного вида дезадаптации – это высокий уровень тревожности у ребенка. Малыш переживает за свою успеваемость, что, как правило, сопряжено с высоким уровнем мотивации и недостаточно хорошей самооценкой.

Родители и преподаватели должны помнить о том, что все эти типы могут переплетаться между собой, создавая сложные комплексы всевозможных нарушений и отклонений. Принимать меры для профилактики и коррекции ПШД следует незамедлительно. Здесь, как и с медицинскими проблемами, работает принцип «чем раньше, тем лучше».

школьная дезадаптация

Симптомы

Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:

  • Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
  • Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
  • В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
  • У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
  • Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
  • Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
  • Мышечная зажатость, скованность.
  • Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
  • Загораживание тетради руками.
  • Различные нарушения письма, счета, речи.
  • Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
  • Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
  • Очень заметными становятся акцентуации характера.
  • На уроке ребенок играет с игрушками.

Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.

Проявления дезадаптации на поведенческом уровне

Выделяют следующие симптомы школьной дезадаптации ребенка на поведенческом уровне:

  • Вспышки агрессии, склонность к протесту.
  • Затруднения в процессе обучения.
  • Нарушение взаимоотношений со сверстниками и преподавателями.
  • Нарушения школьной дисциплины.

Сферы дезадаптации у ребенка главным образом связаны с пространственно-временными особенностями (нарушения режима дня, отсутствие личного пространства в семье), а также с личностно-смысловыми особенностями (место в школьном коллективе, взаимоотношения с братьями и сестрами, учителями). Наиболее тесным образом психологические трудности все же связаны с учебной, коллективной деятельностью. Ребенок выступает в качестве страдающей стороны. И если родители вовремя не уделяют внимание ПШД и не предпринимают никаких коррекционных мер, у школьника развивается астения. Это состояние, которое характеризуется высоким уровнем утомляемости, умственной истощенности. Проявляется астения в нарушениях сна, кошмарах, частых головных болях. Они уже знаменуют собой начало невротического состояния.

Если игнорировать признаки школьной дезадаптации ребенка, развивается невроз. Это расстройство личности характеризуется нарушением взаимоотношений человека и с собой, и с окружающими. Может проявляться в виде энуреза, заикания, различных тиков, навязчивых движений, а также агрессии, грубости.

ПШД у подростков

Среди факторов, определяющих особенности школьной дезадаптации подростков, на первом месте находятся семейные условия. Подавляющее число психологов считают данный фактор ведущим в развитии нарушения. Одна из главных функций семьи заключается в том, чтобы воспитывать и социализировать ребенка. Но выполнение ее не всегда происходит надлежащим образом. Это в целом приводит к дезадаптации подростков. Как правило, выделяют следующие причины, приводящие к ПШД в данном возрасте:

  • Неполный состав семьи (приводит к развитию комплекса ущербности, депрессиям, агрессивности, преждевременному исполнению ребенком «взрослых» ролей – кормильцев, защитников и пр.).
  • Недостаточный уровень педагогической культуры матери и отца, приводящий либо к гиперопеке, либо к гипоопеке.
  • Проблемы внутри семьи, которые определяют повышенную агрессивность и тревожность у подростка.
  • Разница в педагогическом подходе родителей и бабушек-дедушек.
  • Отстранение матери и отца от процесса воспитания по каким-либо причинам.
  • Недостаточно обеспеченное или, наоборот, сверхобеспеченное материальное положение семьи. Это порождает негативные поведенческие модели с позиции их влияния на школьников.

Нередко вместо проведения диагностики школьной дезадаптации у специалиста, родители начинают негативно реагировать на учебные неудачи у детей. В результате подросток демонстрирует следующие реакции:

  • Депрессивные расстройства, тревога.
  • Вступление в ряды антисоциальных групп.
  • Приобретение разрушительных привычек (выпивка, наркомания).
  • Суицидальные попытки.

Также исследователи выделяют и такой фактор ПШД, как недостаточно качественная организация учебного процесса в образовательном учреждении. Школьная дезадаптация – это нарушение, которое нередко развивается вследствие:

  • Негуманного характера коммуникации в стенах школы.
  • Особенностей индивидуального стиля преподавания.
  • Отсутствия условий для личностного роста.
  • Низкого уровня методической и общей культуры у педагогов и т. д.

Профилактика нарушений ПШД

Чтобы предупредить проблему школьной дезадаптации, родителям рекомендуется придерживаться определенных правил. Во-первых, они касаются рабочего места школьника. Оно должно быть организовано определенным образом. На столе не должно находиться лишних предметов, которые не связаны непосредственно с процессом обучения. Также должно быть хорошее освещение.

Во-вторых, ребенку необходимо придерживаться распорядка дня. Теперь малыш имеет новый статус, он стал немного более похож на маму или папу (в зависимости от пола). Ему можно сказать: «Теперь у тебя есть свой график, запланированные дела, как и у мамы (папы)». Эта фраза будет полезной, поскольку в личностном развитии младшего школьника преобладают мотивы, которые непосредственно связаны с миром взрослых, освоением новых видов деятельности. Данные мотивы имеют связь и с установлением хороших отношений со взрослыми. Поэтому для школьника так важна положительная обратная связь.

как делать уроки с ребенком

Длительность занятий

Для профилактики школьной дезадаптации ребенок должен делать уроки в несколько этапов. Их длительность не должна превышать более 15-20 минут. Затем должен следовать небольшой перерыв. Всего более одного часа в первом классе делать уроки нельзя. Во втором классе – не более двух часов.

В процессе обучения малышу желательно сидеть одному за партой. Это позволит брать ответственность за процесс освоения знаний на себя самого. Также школьник научится отвечать за порядок на своем личном пространстве.

Самостоятельная работа

Целью обучения в начальных классах является не только получение знаний — важно также научить ребенка учебному процессу. Малыш должен научиться выполнять задания учителя самостоятельно. В течение первых двух месяцев желательно делать уроки с ребенком, обучать его выполнению заданий. А затем – разъяснять все то, что непонятно, и оставлять школьника с домашними заданиями наедине. При необходимости – проверить выполненное.

Первый класс в школе – самый важный, точно так же, как и первый год жизни некоторые психологи соотносят с первым годом взрослой жизни. В этот период родители должны приложить максимум усилий и как можно больше времени проводить с малышом. В сентябре и октябре следует быть рядом, выполнять задания вместе с первоклассником. В ноябре, как правило, напряжение у детей возрастает до предела, появляется риск развития школьной дезадаптации младшего школьника.

Не стоит давать ребенку дополнительных заданий или же заставлять переписывать плохо выполненную работу в классе (домашнюю работу, написанную плохо, переделывать нужно). Если поведение родителей правильно, то уже к окончанию первого класса, даже если мама и папа дома, ребенок все равно делает уроки самостоятельно.

успешное обучение

Меры профилактики: советы родителям

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые позволят избежать проявлений ПШД у ребенка.

  • Важно помнить о том, что те навыки, которые ребенок получит во время своего первого года обучения, останутся с ним на всю его жизнь.
  • Если он сможет выработать привычку учиться четко и организованно, это поможет справляться ему в будущем с самыми серьезными учебными нагрузками.
  • Привычка работать вырабатывается у малыша только посредством положительных эмоций. Поэтому родителям и учителям крайне важно отыскать ключи, каким образом ребенок мог бы получить эмоциональную награду.
  • Если малыш дергает родителя по поводу и без – это не означает, что он все время не понимает материала. Ему просто не хватает внимания.
  • Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлениях. Если даже эти инициативы не совсем удобны взрослым, их необходимо поощрять. Не делать что-то вместо ребенка, но создавать условия для самостоятельных действий. Опять-таки, «зона ближайшего развития».
  • Нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Оценивать его можно только по отношению к самому себе в прошлом.
  • Первоклассник должен научиться сам давать оценку своей работе. Это поможет ему не зависеть от мнения других, и никто не сможет травмировать его психику лишним замечанием.
  • Обязательно нужно выражать сочувствие ребенку. Во время общения с ним необходимо употреблять определенные фразы: «Я очень тебя понимаю», «Мне хотелось бы посоветоваться с тобой».
  • Обучение малыша любым личностным или же поведенческим аспектам должно происходить только посредством личного опыта, и только затем должны следовать какие-либо объяснения (допускается демонстрировать только поведение без объяснений).

Важность похвалы

Лучшим способом предупреждения школьной дезадаптации является похвала. В этот период у малыша преобладают мотивы личностных достижений, желание достичь успеха. Поэтому оценка взрослого для него крайне важна. Родителям нужно вселять в свое чадо веру в себя. Это поможет ему двигаться дальше. «Неудачника» не нужно воспитывать. Необходимо вырабатывать у малыша установку «Я хороший, и мир тоже хороший». Если необходимо выразить критику, то она должна касаться не личности ребенка, а его поступков. Поведение ребенка должно быть оценено родителем лично от себя. Он говорит о тех чувствах, которые вызвал у него поступок малыша («Я очень расстроен твоим поведением, о котором рассказала учительница»). Ребенок должен иметь «кредит доверия»: «Я уверена, что у тебя еще все получится».

разговор с ребенком

Нельзя говорить в адрес ребенка обидных или оскорбительных слов. Необходимо избегать приказного тона. Ребенок в младшем школьном возрасте склонен к обобщению своих достижений и провалов. Если не вышло что-то одно, ему кажется, что весь мир обрушился, и не выйдет больше ничего. Если же имеется успех в определенной сфере, значит получится и все остальное.

Коррекционные мероприятия

Коррекция школьной дезадаптации выбирается с учетом ее основной симптоматики, так называемого «центра тяжести» трудностей ребенка. В случае если главная трудность лежит в психоэмоциональной сфере (это могут быть страхи, повышенная тревожность, депрессии), то на первый план выходит работа с детским психотерапевтом. Если же страхи имеют под собой реальную основу в виде враждебно настроенного детского коллектива или учителей, обязательно проводится работа с другими детьми, родителями, учителями. Нужно и изменить такое отношение, а также провести терапевтическую работу по изменению реагирования ребенка.

  • Когда страхи малыша идут из раннего детства, в результате также может возникнуть общее недоверие к миру. Поэтому потребуется работа по изменению реагирования школьника, работа с психологом. Например, специалист может применить метод символ-драмы.
  • Депрессивное состояние у детей, как и у взрослых, может быть охарактеризовано недостатком ресурса для роста и развития. Иными словами, малыш не готов к умственным нагрузкам, личностному росту. В таком случае не обойтись без консультации детского невролога.
  • Тревожность является неотъемлемой спутницей любой неприятной ситуации. Профилактика школьной дезадаптации нередко включает в себя мероприятия по ее уменьшению. Это возможно посредством введения малыша в ситуацию успеха в специально созданной для этого обстановке. Но если тревожность вызвана такой личностной особенностью малыша, как повышенная чувствительность, то нередко уменьшить ее ниже определенного порога не представляется возможным. Повышение уровня стрессоустойчивости должно быть связано с обучением малыша эффективному взаимодействию, которое будет соответствовать его индивидуальному стилю.
  • В том случае, если проблема ПШД непосредственно связана с недостаточным формированием структур головного мозга, разрешение этих трудностей может быть достигнуто путем применения методов когнитивного тренинга, всевозможных развивающих программ.
  • Если основная причина школьной дезадаптации – это социальная несформированность личности школьника, сложности в общении, то необходима работа с психологом с использованием коммуникативного социально-психологического тренинга.

Перечисленные методы могут использоваться в сочетании, в рамках составления индивидуальной коррекционной программы.

fb.ru

Школьная дезадаптация. Определение понятия, симптомы, профилактика

Дезадаптация ребенка в школе – это явление, распространенное в наши дни. Большое количество детей в школьном возрасте не могут приспособиться к современным условиям учебного процесса, что оказывает негативное влияние на уровень их успеваемости. Портятся и отношения ребенка со сверстниками, учителями. Чаще всего вследствие дезадаптации страдают учащиеся младших классов. Но и старшеклассники тоже нередко становятся жертвами данного негативного явления.

признаки школьной дезадаптации

Причины

Школьная дезадаптация – это нарушение, которое встречается у 15-20 % всех школьников, связанное с ситуацией неспособности к школьному обучению. Нарушение вызывается и физиологическими, и медицинскими факторами, и особенностями развития психики ребенка.

строгость учителей

Несмотря на повсеместное внедрение принципа индивидуального подхода, на практике учителям часто не хватает времени вникать в причины данного расстройства. Психологическая школьная дезадаптация (сокращенно – ПШД) приводит к тому, что на детей наклеиваются оскорбительные ярлыки: «истерик», «шизоид», «псих». Однако за подобными словами скрывается не что иное, как профессиональная некомпетентность учителя или же отсутствие воспитания у сверстников.

невоспитанные дети в школе

Каковы же основные причины школьной дезадаптации? Специалисты склонны выделять следующие факторы:

  • Недостаточный уровень начальной подготовки малыша к образовательному процессу. Это может быть нехватка базовых навыков или же плохое развитие мелкой моторики.
  • Недостаток у ребенка самоконтроля. Малыш не может высидеть целый день на одном месте даже в том случае, если интеллектуально он готов к процессу обучения.
  • Невозможность совладать с текущим темпом образовательной программы.
  • Причиной школьной дезадаптации могут быть и трудности, которые возникают в процессе контактов с преподавателями и сверстниками.
  • Низкое развитие познавательных возможностей.

Домашняя атмосфера

Помимо этого, особое внимание уделяется психологами той атмосфере, в которой развивается и воспитывается ребенок. Некоторые матери и отцы настолько строги, что это оказывает влияние на психическое равновесие ребенка. Социальная и школьная дезадаптация нередко бывает прямым следствием проблем в семье, авторитарности родителей. Каждый раз, когда мать или отец эмоционально выговаривают ребенку за те ошибки, которые он допустил в школе, внутренняя стабильность школьника нарушается. У него не остается сил на то, чтобы работать над освоением программы, выполнять требования учителя, строить отношения с одноклассниками.

Все эти факторы школьной дезадаптации приводят к тому, что школьник начинает уже искренне верить в свою «бездарность». И дальнейшее следствие подобных промахов приводит к тому, что ребенок испытывает полнейшее отвращение ко всему, что прямо или косвенно связано с образовательным процессом. Это затрудняет и учебу, и индивидуальное развитие школьника.

причины дезадаптации в школе

Формы ПШД

Природа данного нарушения не является однообразной. Она может варьироваться от одного учащегося к другому в зависимости от его индивидуальных особенностей, а также особенностей социальной ситуации. Чаще всего встречаются следующие виды нарушения.

  • Социальная. Главный ее признак – отрицание школьником всех моральных установок, антисоциальные поступки. Разрушается система внутренней регуляции ребенка.
  • Психосоциальная. Данная форма школьной дезадаптации обусловлена психологическими факторами развития. Степень выраженности данного вида ПШД – лакмусовая бумажка на предмет применения индивидуального подхода к каждому из учащихся.
  • Патогенная. Обычно бывает вызвана нарушениями в физиологии головного мозга, различными нервными расстройствами, страхами и фобиями малыша.
  • Интеллектуальная. Проявляется, как правило, у учащихся старшего возраста. Непосредственно связана с «пробелами» в знаниях, которые не были вовремя закрыты.
  • Эмоциональная. Основной признак данного вида дезадаптации – это высокий уровень тревожности у ребенка. Малыш переживает за свою успеваемость, что, как правило, сопряжено с высоким уровнем мотивации и недостаточно хорошей самооценкой.

Родители и преподаватели должны помнить о том, что все эти типы могут переплетаться между собой, создавая сложные комплексы всевозможных нарушений и отклонений. Принимать меры для профилактики и коррекции ПШД следует незамедлительно. Здесь, как и с медицинскими проблемами, работает принцип «чем раньше, тем лучше».

школьная дезадаптация

Симптомы

Симптоматику родителям школьников необходимо знать, поскольку она является главным диагностическим маркером школьного неблагополучия ребенка. Главные проявления школьной дезадаптации таковы:

  • Малыш не хочет посещать занятия, постоянно оправдывая это болезнью.
  • Говорит в открытую о том, что боится преподавателя.
  • В течение долгого времени не может заснуть, а потом проснуться.
  • У него возникают нервные тики (ребенок может моргать, у него дергается глаз или же другие части тела; возникает симптом «беспокойных рук»).
  • Наблюдаются компульсии, движения навязчивого характера: ковыряние в носу, «ломание» пальцев, ребенок грызет ручку или карандаш.
  • Апатичное состояние, безразличие даже к тем играм и интересам, которые раньше вызывали энтузиазм.
  • Мышечная зажатость, скованность.
  • Ребенок не уверен в себе: он молчит, а если и говорит, то не поднимает глаз.
  • Загораживание тетради руками.
  • Различные нарушения письма, счета, речи.
  • Невнятная или же сбивчивая речь. Малыш заикается.
  • Правша начинает пользоваться левой рукой, а левша – правой.
  • Очень заметными становятся акцентуации характера.
  • На уроке ребенок играет с игрушками.

Школьная дезадаптация – это болезнь, которая имеет психогенную природу и оказывает серьезное влияние на формирование личности школьника. Заболевание нарушает субъективный и объективный статус малыша и в школе, и в семье. Учебно-воспитательный процесс при этом серьезно затрудняется.

Проявления дезадаптации на поведенческом уровне

Выделяют следующие симптомы школьной дезадаптации ребенка на поведенческом уровне:

  • Вспышки агрессии, склонность к протесту.
  • Затруднения в процессе обучения.
  • Нарушение взаимоотношений со сверстниками и преподавателями.
  • Нарушения школьной дисциплины.

Сферы дезадаптации у ребенка главным образом связаны с пространственно-временными особенностями (нарушения режима дня, отсутствие личного пространства в семье), а также с личностно-смысловыми особенностями (место в школьном коллективе, взаимоотношения с братьями и сестрами, учителями). Наиболее тесным образом психологические трудности все же связаны с учебной, коллективной деятельностью. Ребенок выступает в качестве страдающей стороны. И если родители вовремя не уделяют внимание ПШД и не предпринимают никаких коррекционных мер, у школьника развивается астения. Это состояние, которое характеризуется высоким уровнем утомляемости, умственной истощенности. Проявляется астения в нарушениях сна, кошмарах, частых головных болях. Они уже знаменуют собой начало невротического состояния.

Если игнорировать признаки школьной дезадаптации ребенка, развивается невроз. Это расстройство личности характеризуется нарушением взаимоотношений человека и с собой, и с окружающими. Может проявляться в виде энуреза, заикания, различных тиков, навязчивых движений, а также агрессии, грубости.

ПШД у подростков

Среди факторов, определяющих особенности школьной дезадаптации подростков, на первом месте находятся семейные условия. Подавляющее число психологов считают данный фактор ведущим в развитии нарушения. Одна из главных функций семьи заключается в том, чтобы воспитывать и социализировать ребенка. Но выполнение ее не всегда происходит надлежащим образом. Это в целом приводит к дезадаптации подростков. Как правило, выделяют следующие причины, приводящие к ПШД в данном возрасте:

  • Неполный состав семьи (приводит к развитию комплекса ущербности, депрессиям, агрессивности, преждевременному исполнению ребенком «взрослых» ролей – кормильцев, защитников и пр.).
  • Недостаточный уровень педагогической культуры матери и отца, приводящий либо к гиперопеке, либо к гипоопеке.
  • Проблемы внутри семьи, которые определяют повышенную агрессивность и тревожность у подростка.
  • Разница в педагогическом подходе родителей и бабушек-дедушек.
  • Отстранение матери и отца от процесса воспитания по каким-либо причинам.
  • Недостаточно обеспеченное или, наоборот, сверхобеспеченное материальное положение семьи. Это порождает негативные поведенческие модели с позиции их влияния на школьников.

Нередко вместо проведения диагностики школьной дезадаптации у специалиста, родители начинают негативно реагировать на учебные неудачи у детей. В результате подросток демонстрирует следующие реакции:

  • Депрессивные расстройства, тревога.
  • Вступление в ряды антисоциальных групп.
  • Приобретение разрушительных привычек (выпивка, наркомания).
  • Суицидальные попытки.

Также исследователи выделяют и такой фактор ПШД, как недостаточно качественная организация учебного процесса в образовательном учреждении. Школьная дезадаптация – это нарушение, которое нередко развивается вследствие:

  • Негуманного характера коммуникации в стенах школы.
  • Особенностей индивидуального стиля преподавания.
  • Отсутствия условий для личностного роста.
  • Низкого уровня методической и общей культуры у педагогов и т. д.

Профилактика нарушений ПШД

Чтобы предупредить проблему школьной дезадаптации, родителям рекомендуется придерживаться определенных правил. Во-первых, они касаются рабочего места школьника. Оно должно быть организовано определенным образом. На столе не должно находиться лишних предметов, которые не связаны непосредственно с процессом обучения. Также должно быть хорошее освещение.

Во-вторых, ребенку необходимо придерживаться распорядка дня. Теперь малыш имеет новый статус, он стал немного более похож на маму или папу (в зависимости от пола). Ему можно сказать: «Теперь у тебя есть свой график, запланированные дела, как и у мамы (папы)». Эта фраза будет полезной, поскольку в личностном развитии младшего школьника преобладают мотивы, которые непосредственно связаны с миром взрослых, освоением новых видов деятельности. Данные мотивы имеют связь и с установлением хороших отношений со взрослыми. Поэтому для школьника так важна положительная обратная связь.

как делать уроки с ребенком

Длительность занятий

Для профилактики школьной дезадаптации ребенок должен делать уроки в несколько этапов. Их длительность не должна превышать более 15-20 минут. Затем должен следовать небольшой перерыв. Всего более одного часа в первом классе делать уроки нельзя. Во втором классе – не более двух часов.

В процессе обучения малышу желательно сидеть одному за партой. Это позволит брать ответственность за процесс освоения знаний на себя самого. Также школьник научится отвечать за порядок на своем личном пространстве.

Самостоятельная работа

Целью обучения в начальных классах является не только получение знаний — важно также научить ребенка учебному процессу. Малыш должен научиться выполнять задания учителя самостоятельно. В течение первых двух месяцев желательно делать уроки с ребенком, обучать его выполнению заданий. А затем – разъяснять все то, что непонятно, и оставлять школьника с домашними заданиями наедине. При необходимости – проверить выполненное.

Первый класс в школе – самый важный, точно так же, как и первый год жизни некоторые психологи соотносят с первым годом взрослой жизни. В этот период родители должны приложить максимум усилий и как можно больше времени проводить с малышом. В сентябре и октябре следует быть рядом, выполнять задания вместе с первоклассником. В ноябре, как правило, напряжение у детей возрастает до предела, появляется риск развития школьной дезадаптации младшего школьника.

Не стоит давать ребенку дополнительных заданий или же заставлять переписывать плохо выполненную работу в классе (домашнюю работу, написанную плохо, переделывать нужно). Если поведение родителей правильно, то уже к окончанию первого класса, даже если мама и папа дома, ребенок все равно делает уроки самостоятельно.

успешное обучение

Меры профилактики: советы родителям

Рассмотрим несколько рекомендаций, которые позволят избежать проявлений ПШД у ребенка.

  • Важно помнить о том, что те навыки, которые ребенок получит во время своего первого года обучения, останутся с ним на всю его жизнь.
  • Если он сможет выработать привычку учиться четко и организованно, это поможет справляться ему в будущем с самыми серьезными учебными нагрузками.
  • Привычка работать вырабатывается у малыша только посредством положительных эмоций. Поэтому родителям и учителям крайне важно отыскать ключи, каким образом ребенок мог бы получить эмоциональную награду.
  • Если малыш дергает родителя по поводу и без – это не означает, что он все время не понимает материала. Ему просто не хватает внимания.
  • Ребенка необходимо поддерживать в его желаниях, волевых проявлен

autogear.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *