Школьный буллинг – Буллинг детей в школе: предотвращение, профилактика и методы борьбы

Содержание

как защитить ребенка от травли?

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно — физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду — составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

— Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

— Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности — я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит — а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

— Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…

— Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении — то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же — в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается — тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та — ей: «тебе видней, ты умная»…

Смысл этих методов — толстокожести, парирования — в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

www.kp.ru

Как я остановила буллинг в классе сына — Wonderzine

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили — руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном — он не хотел уходить из школы из-за Миши.

www.wonderzine.com

«Школа отвечает за психологическую сохранность ребёнка». Наталья Цымбаленко — о том, как остановить буллинг

Когда ребёнок сталкивается с травлей в школе, родителям хочется тут же пойти и разобраться со всеми, кто хоть как-то к этому причастен. Есть однако не настолько эмоциональный путь — подойти к этому с юридической точки зрения. Именно так сделала журналист Наталья Цымбаленко.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей своего сына, когда тот учился в седьмом классе. Она не стала слушать стандартные советы о том, что стоит забрать ребёнка из школы, а начала разбираться с самой школой с точки зрения законодательства — и у неё получилось. Травлю остановили, сын остался в том же классе. После этого Цымбаленко выпустила книгу-памятку для родителей «Буллинг. Как остановить травлю», где рассказала о своём способе решения проблемы.

Что произошло после выхода вашей книги о буллинге?

Мой сын не хотел уходить из школы, потому что там был его друг, то есть стандартный вариант «забрать ребёнка из школы» нам не подходил. Поэтому седьмой класс сын доучился там же. Но так как в ситуацию в итоге вмешалась школа, а всем детям родители объяснили правила поведения, никаких эксцессов с травлей больше не было. Более того, в восьмом классе произошло перераспределение, Петя с его другом ушли в класс с биологическим уклоном.

Стоит отметить, насколько в таких ситуациях важна роль преподавателя. В новом классе новые одноклассники пытались травить одного из мальчиков, снимать его на видео. Но как только классный руководитель это увидела, она тут же связалась с родителями, организовала классный час и со всеми поговорила. Очень адекватно повела себя и мама одного из зачинщиков травли: она извинилась перед всем классом и заставила сына сделать то же самое.

Там, где не соблюдают правила, не вмешиваются взрослые, буллинг не закончится. Сами дети не разрешат эту ситуацию. Только третьи стороны

Даже взрослый человек часто не способен справиться с буллингом самостоятельно. Если вас будут травить на работе, то это задача руководителя — всех «развести по углам»и сказать: «Вы что тут творите? Мы здесь работаем. Задача — чтобы выполняли конкретные KPI, самоутверждаться за счёт других недопустимо».

Как правило, этого достаточно. Именно руководитель расставит, «рассадит по стульям» и объяснит правила игры. В целом я вижу, что о травле в школе стали говорить больше. Да, хочется кому-то или нет, но такая проблема есть. Раз мы начали активно её обсуждать, значит, скоро придёт и решение.

Как с юридической точки зрения можно надавить на школу в таких случаях?

Школа отвечает за физическую и психологическую сохранность ребёнка. Это прописано в уставах и учредительных документах. К ним я и обращалась: да, моего ребёнка не бьют, но буллинг по своей форме бывает разный. У нас — «лайт-версия», если так можно вообще говорить о травле: на Петю морально давили, прятали вещи, но не били. Физически он был в безопасности, но ребёнку должно быть и психологически комфортно учиться. Бывают истории хуже.

Большую роль в развитии ситуации играет человеческий фактор. В нашей истории один классный руководитель сказал: «Я в домике, разбирайтесь сами». Второй вмешался, всех разрулил и построил. Вопрос в том, достаточно ли у учителя силы, чтобы это делать? Потому что для этого у него нет чёткого регламента. Но есть обязанность школы следить за безопасностью и беречь психологическое состояние ребёнка.

Ребёнок не сможет нормально учиться, если из-за травли ему не хочется идти в школу, а пребывание в классе — постоянный стресс

Если вам кажется, что вашего ребёнка травят, в первую очередь стоит пойти к классному руководителю. Можно обратиться к школьному психологу. Если обратной связи нет — напрямую к директору. Обязательно стоит говорить с родителями, а вот с детьми, которые травят, самостоятельно вступать в диалог неправильно.

Дальше вы решаете вопрос со школьной системой, которая обязана создавать безопасную среду. Школа может посоветовать просто перевестись и попытаться самоустраниться — про человеческий фактор я уже говорила. Тогда следует обращаться в другие инстанции: к участковому, в управляющий совет школы, в Департамент образования. Все эти инстанции контролируют друг друга. Я очень долго я считала, что с системой бороться нельзя, но это не так. Надо хотя бы попробовать!

Каков же главный инструмент? Страх родителей?

Важно привести родителя другого ребёнка в чувство. Он должен понять, что за действия своих детей до 14 лет отвечает он, а после 14 — они сами. Раньше все ездили в машинах и не пристёгивали детей. Моё поколение в принципе не знало, что такое ремни безопасности. Как только начали штрафовать за отсутствие детских кресел, то есть возникла угроза наказания, все стали ездить с креслами. В нас проснулась ответственность. Сейчас и ремень безопасности, и детское автокресло уже вошли в норму.

Поэтому да, сначала — угроза юридического воздействия. Во многих странах, например, на Украине, законодательно регулируют вопрос буллинга, прописана система штрафов и наказаний. У нас этого нет, но систему нужно менять. Когда существует чёткое понимание, что есть действие, а что — противодействие, это позволяет всем оставаться в рамках.

Очень важно отличать конфликт от травли. Конфликт — это локальная, разовая история. А буллинг — это когда стычки происходят каждый день и систематически. Когда про вас говорят гадости, распространяют негативную информацию, физически воздействуют и решить это никак не получается.

Как вы думаете, каждый ли ребёнок способен на травлю?

Я не психолог. Но я наблюдаю за младшими детьми, и мне кажется, что в природе ребёнка иметь мнение о том, что он самостоятельная планета и весь мир вращается вокруг него. Задача родителей — объяснить ему, что есть правила. Например, хорошо делиться, но нельзя бить сестру, если она делиться не хочет. Вообще, каждый ребёнок рождается чистым, искренним и полным любви. Каким он станет дальше, зависит в первую очередь от родителей.

Наверняка многие люди придерживаются мнения, что ребёнок должен выходить из этой ситуации сам. Что бы вы им ответили?

Я бы приводила примеры, понятные взрослому человеку. Так становится проще объяснить. Вы сможете остановить травлю, если травить вас будет ваш руководитель? А коллектив? Вы приходите на работу — а вам плюнули в кружку, спрятали монитор от компьютера, сделали фотожабу и разослали по внутренним чатам, а вас в этих чатах нет.

Отдельная сложная тема — насилие над детьми. Бить детей категорически нельзя. Но многие считают, что орать или ударить ребёнка — это нормально. Даже не бить, а просто шлёпать: «Это процесс воспитания», «А как им иначе объяснять?» Я в таких случаях отвечаю: «А своему руководителю вы позволите вас шлёпнуть, оскорблять вас, запереть в кабинете в рамках воспитания за плохо выполненную, на его взгляд, работу?» Конечно, мне отвечают, что не позволили бы.

Ребёнок же не может этого не позволить. Он не может уйти из дома, как вы с работы, которая вам не нравится, он полностью зависит от вас. Когда вы начинаете воспитывать ребёнка, всегда нужно вставать и на его позицию.

Как в принципе быть и оставаться хорошим поддерживающим родителем?

Хороший ли я родитель, я узнаю, только когда мои дети пойдут к психоаналитикам и всё им расскажут. Я не могу сказать: «Я такая хорошая мама, сейчас я вас всех научу». Для меня ключевой признак поддерживающего родителя — когда ты смотришь за состоянием ребёнка и поступаешь в зависимости от этого.

Например, в нашей семье принято, что те, кто уже дома, выходят встречать того, кто пришёл: идём в прихожую, обнимаемся, целуемся. Я одно время много работала, уроками сына занималась бабушка. Я вечером прихожу, и бабушка начинает говорить, что Петя плохо сделал уроки или получил плохую оценку. Она из чистых побуждений рассказывает мне, как всё плохо. Я, естественно, начинаю давить на него. В какой-то момент я поняла, что Петя перестал меня встречать. Потому что у него уже отложилось, что приходит мама и с порога начинает воспитывать. Я, как только заметила это, сразу постаралась поумерить свою страсть к разбору уроков, к отлично выполненным заданиям и слушанию бабушки. Мне важнее, чтобы с ребёнком были хорошие отношения, а не какие-то пятёрки или тройки.

Иллюстрации: Shutterstock (Boyko.Pictures)

mel.fm

Борьба со школьным буллингом и моббингом: способы противостояния травле

Буллинг в школе – возрастающая с каждым новым поколением проблема общения между детьми. Заключается в том, что в коллективе происходит деление на агрессоров и жертв. Агрессоры зачастую позволяют себе как моральные унижения, так и физические побои, нанося жертве психические и физические раны. Если начать бороться с этим явлением как можно раньше, буллинг можно снизить до минимума или искоренить.

Буллинг в школе

Буллинг в школе

Что такое буллинг в школе

В современные дни широкую известность получило понятие «буллинг», или травля. В век снисхождения к воспитанию детей многие люди утратили умение контролировать своих воспитанников. Если пару десятков лет назад родитель и классный руководитель в школе имели управу на ребенка, отныне детей защищают государственные организации, куда ребенок может обратиться самостоятельно с жалобой на жестокое отношение со стороны взрослого. Это породило вседозволенность у некоторых трудных детей, позволяющих себе оскорбления одноклассников, в связи с чем многие родители задумались над понятием буллинг в школе, как бороться с этим явлением.

Само слово буллинг происходит от английского bully, обозначающее хулиганов и задир. В нынешнее время в школе, в отдельно взятом классе, есть некий лидер, авторитет. Вокруг него собираются прочие «смелые» ребята, и все они ополчаются против жертвы. Последний представляет собой скромного ученика, который отличается внешними данными, социальным статусом, наличием комплексов, в чем «лидер» и его приспешники находят повод для жестоких шуток, провокаций, унижений, нередко и рукоприкладства.

Примечательно то, что жертва опасается лишний раз оказаться на виду у лидера, стараясь скрыть от учителей и родителей факт травли, даже если у него отбирают деньги, крадут вещи, бьют. Жертве буллинга нередко проще соврать, чем признаться, что над ним издеваются. Будучи еще детьми, особенно переживающими подростковый возраст, лидеры и жертвы буллинга не способны до конца осознать последствия, к которым может привести травля. Опыт рассказывает о случаях, когда пострадавшие от издевательств со стороны одноклассников решались как на суицид, так и на убийство обидчика.

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Чем моббинг отличается от буллинга

Моббинг и буллинг близкие по значению понятия. В психологии моббинг – это психологическое давление группы детей на жертву, тогда как буллинг имеет некоторое различие, совершаясь одним, более авторитетным ребенком, над другим, зачастую безобидным. Сущность моббинга и буллинга и способы противостояния являются актуальной темой для обсуждения современным обществом.

Причины возникновения

Причины возникновение буллинга и моббинга разнообразны, причем некоторые противоречат друг другу. Выделяют три основные:

  1. Первая причина – вседозволенность. Чаще лидерами буллинга становятся дети, которым поощряют свободное поведение, без запретов. Такие индивиды позволяют себе делать колкие замечания окружающим, несмотря на их возраст, они могут ударить кого-то из членов семьи и не получить наказание, им чужды понятия равенства, щедрости и т. п.;
  2. Вторая причина – нехватка внимания. Инициаторам буллинга не хватает внимания родителей. Перебрав попытки быть хорошим учеником, показать себя с лучших сторон, суметь оказать помощь родителям в тех или иных делах, они не получают должного одобрения. Ребенок выбирает другой путь, превращая обиду в злость и изливая ее на жертву буллинга;
  3. Третья причина – копирование родителей. В семейных отношениях между родителями задиры могут рисоваться картины неравенства. Например, один из родителей позволяет себе оскорблять прочих членов семьи, а также грубо обходиться с гостями. Ребенок копирует поведение авторитетного родителя, ожидая, что ему тоже будут потакать во всем.

Недаром говорят, что поведение играющих на детской площадке ребят – это примерная картина того, что происходит у них дома. Перечисленный список причин возникновения буллинга объединяется тем, что родители могут и не подозревать об агрессивном поведении ребенка, поскольку в их присутствии он ведет себя адекватно.

Дети, воспитанные без запретов

Дети, воспитанные без запретов

Виды буллинга

Буллинг подразделяется на следующие виды:

  1. Вербальный. С одной стороны это самый безобидный вид травли, т. е. на словах. Однако обидчик посредством оскорблений может затронуть семью, личные качества и некоторые важные вещи жертвы. Кроме словесных оскорблений, бывают унижения, угрозы, которые способны настолько ранить ребенка-жертву, что тот замкнется в себе;
  2. Физический. Проявление агрессии переходит от слов к действиям, лидер издевок позволяет себе толкнуть жертву, дать подножку, ударить, порвать одежду и т.д.;
  3. Социальный. Проблема данного вида травли заключается в том, что группа одноклассников намеренно игнорирует жертву, а также не позволяет принимать участие в общественной деятельности, будь то групповая игра на улице, выполнение задания на уроке, а также изгнание от общего стола во время приема пищи в школьной столовой;
  4. Кибербуллинг (кибер – интернет). Самое распространенное явление кибербуллинга начинается с понятия троллинг – провокация с помощью сообщений в интернете. Так, обидчик может не только лично оскорблять жертву, но всячески издеваться над ней в сети, в том числе посредством видоизмененных, а также реальных неудачных фотографий, обидных цитат и распространением ложной информации среди большого числа пользователей.

Профилактика травли в школьной среде

В каждом образовательном учреждении должна проходить профилактика буллинга. Наиболее эффективный способ закрыть доступ к самой идее буллинга заключается в регулярных беседах о нем с раннего возраста. Так, организация регулярных образовательных мероприятий для начальных классов, например, классный час, поможет в предупреждении буллинга. Профилактику буллинга в школьной среде проводят с помощью ролевых игр, где ученики могут на своем опыте пережить обе стороны конфликта: и задиру, и жертву. В возрасте до 12 лет у детей только формируются моральные принципы, поэтому показать им всю негативную форму буллинга будет несложно.

Следует проводить профилактику буллинга

Следует проводить профилактику буллинга

В переходном возрасте происходит преодоление нового этапа жизни, укрепляется программа поведения ребенка. В данном случае следует обратиться к психологу профессионалу, поскольку он сможет подобрать правильные слова, которые сумеют воздействовать на сознание и задир, и их жертв. Другой вариант уничтожения буллинга – проведение тренинга на тему буллинга и методов его профилактики с авторитетным человеком, к мнению которого потенциальные задиры прислушаются.

Как бороться с явлением

Правильный подход к борьбе с буллингом поможет снизить его до минимума, искоренить на ранних стадиях. Важно, чтобы классный руководитель сам знал отличия детских шалостей от целенаправленных издевок. Тем не менее, с ребенком должны проводиться беседы, исключающие отдаленные темы, намеки. О буллинге говорят прямолинейно, отмечая, что это касается не одного или двух человек, а класса в целом. Для того чтобы закрепить результат, не будет лишним показать процесс буллинга на примере, причем дети должны сыграть обе роли, чтобы прочувствовать эмоции задиры и жертвы.

Если задиры в классе уже занимают некое авторитетное место, то предлагается наделить их ответственностью за класс. Задира, который должен следить за порядком среди сверстников, вполне возможно пересмотрит свою позицию. Иными словами, лидеру буллинга дают то, чего ему так не хватает: внимание и даже признание, но не за его пакости, а за хорошие достижения. Для закрепления положительного результата стоит пригласить психолога для беседы с учениками на тему того, как пресечь буллинг, как остановить детскую травлю. Он сможет понять, как попытки снизить уровень травли повлияли на детей.

Буллинг учителей

Понятие буллинг (травля в школе) распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Педагогический буллинг способен отравлять работу учителей в лицах учеников и преподавателей. Буллинг учителей разделяется на несколько видов:

Учителя тоже подвергаются буллингу

Учителя тоже подвергаются буллингу

  1. Скрытый и открытый. Открытый буллинг – это порча вещей, рукоприкладство. Скрытый – обсуждение внешнего вида, поведения учителя в его присутствии так, как будто его нет рядом. Нередко скрытая травля настолько болезненна, что учитель уходит из профессии;
  2. Конфликт. Ярко-выраженная борьба интересов, проявляющаяся на межличностном уровне;
  3. Непопулярность. Среди преподавателей также есть группы, например, учреждение кафедры в институте. Внутри кафедры может быть преподаватель «изгой» – новенький или приверженец иных идей, нежели его коллеги. Например, человек имеет наиболее эффективный учебный план, что делает его работу качественной, но отношения с коллегами страдают;
  4. Попытка опозорить, шейминг. Есть история, когда класс нашел в интернете фотографии из личной жизни преподавателя: женщина выложила фотографии в купальнике, поскольку была в отпуске. Поначалу из-за этого возник огромный скандал, в ходе которого преподавателя сняли с должности. Однако позже было принято решение учителя восстановить, т. к. обвинения были беспочвенны – каждый имеет право на личную жизнь;
  5. Давление. Учителя нередко страдают от того, что некто старший по званию оказывает давление в силу своего статуса, а также отсутствия должного уровня доверия.

Ответственность и наказание за участие

В современные дни родители школьников обсуждают проблему того, как остановить травлю и другие проявления буллинга. Учитывая, что это явление набирает обороты с каждым поколением, во многих странах буллинг стал уголовно наказуемым. В зависимости от возраста задиры, а также от способа буллинга: оскорбление, нанесение телесных повреждений, порча имущества, может взиматься штраф, причем как с родителей, так и с администрации учебного заведения.

К сведению. Легче всего пресекать издевки детей друг над другом в школе учителям. Если они заметили подобное поведение, стоит пристыдить агрессора, заставить его принести извинения за попытки буллинга. Делать это нужно предельно осторожно, поскольку ребенок может сильнее разозлиться и перейти к скрытым способам травли. Тогда в ход идут родители и психолог, которые должны работать с детьми над их поведением.

Иногда следует обратиться к психологу

Иногда следует обратиться к психологу

Как помочь ребенку

Немаловажный момент заключается и в том, как помочь страдающему от буллинга в школе ребенку. Во-первых, родителям стоит быть очень внимательными к чаду, ставшему жертвой агрессивного поведения других детей. Если он страдает от словесных нападок и оскорблений, родители как никто другой способны подобрать правильные слова, чтобы убедить свое дитя в том, что он важный человек, а также в том, что вокруг есть люди, искренне любящие и уважающие этого ребенка.

Важно научить ребенка не принимать на себя роль жертвы. Зная, что в школе есть потенциальные задиры, не стоит ругать ребенка, если вдруг у него отобрали телефон, деньги или что-то другое. Родителям рекомендуют обратиться с жалобой сначала в школьную администрацию, при ее бездействии – в правоохранительные органы. Идти на контакт с родителями обидчика нецелесообразно, поскольку задира может копировать их поведение, либо в его семье он имеет максимум поощрения. Своему ребенку нужно уделить максимум поддержки и заботы, придавая ему уверенности в себе. Уверенный в себе ребенок вскоре перестанет быть целью буллинга, потому что задире станет не интересно допекать такую жертву.

В процессе обучения в школе у ребенка закладываются важные навыки общения, буллинг способен подкосить чувство доверия к окружающим, равно как и нанести психологические травмы. Очень важно следить за поведением детей, с малых лет учить их взаимоуважению, пресекать попытки буллинга. С течением времени буллинг стал насколько актуален и опасен, что за его проявления начинают наказывать, в частности, в законодательном порядке. Буллинг – серьезная проблема современного общества, но, взявшись за решение с самых первых проявлений, ее можно искоренить.

Видео

srazu.pro

Что делать, если ребёнка травят в школе

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

как его распознать и как с ним бороться

Буллинг (травля старшими школьниками младших и новеньких) все чаще встречается в учебных заведениях. Несмотря на то, что любой случай требует отдельного подхода, уже сформированы общие методы борьбы с травлей, эффективные и проверенные поколениями. Но сначала выясним, какие дети — потенциальные жертвы?

Попасть на крючок школьного хейтера просто: надо лишь обладать какой-то отличительной особенностью. Никогда не угадаешь, что сейчас в школьном тренде высмеивания: полнота или худоба; пирсинг или татуировки; цвет кожи или фасон одежды; политические убеждения или любовь к творчеству Джастина Бибера.

Как распознать травлю и избежать ее? Признаки жертвы

Дедовщина, как и грипп: чем раньше ее заметишь, тем проще от нее избавиться. Но не надо наивно рассчитывать, что школьник при первом же полученном словесном пинке или физическом тумаке побежит рассказывать об этом родителям. О том, что с ребенком что-то не так, скажут невербальные знаки:

  • нарушение сна (можно для достоверности проверить по фитнес-браслету),
  • нежелание идти в школу вплоть до симуляции болезней,
  • внезапная замкнутость,
  • изменение маршрута, по которому ребенок раньше ходил в школу,

Одежда и личные вещи детей – тоже весьма говорящие штуки. Вырванные с мясом пуговицы, сломанные надвое карандаши и оторванные карманы дадут знать о наличии обидчика задолго до появления первого синяка. 

Первые симптомы упускать нельзя. С ними родителю надо идти на доверительный разговор к классному руководителю (но ребенка с собой брать пока не стоит). Учитель – взрослый человек в родном пространстве (школе), он способен заметить то, что родитель не обнаружит, даже провожая и встречая ребенка каждый день. Любое поведение, выбивающееся из привычных норм, бросается в глаза наблюдательному педагогу. Если конфликт назревает в рамках одного класса начальной школы, например, травля новенького ученика, то авторитетный учитель сможет самостоятельно устранить проблему. 

В остальных случаях нужна комплексная работа в связке педагог – родитель – ученик. Неформальные пути решения дают неожиданно быстрые и эффективные результаты. Например, совместный выезд с классом на природу позволит внимательнее присмотреться к отношениям между учениками. Да, увидеть травлю на таких выездах вряд ли получится: дети будут ее скрывать от взрослых, но напряжение заметить легко.

Как сделать из «деда» юнца? Пирожки против вымогателя

«Дедами» не становятся на пустом месте. Психологи утверждают, что самоутверждаться за счет слабых предпочитают особые категории детей.

К одной из категорий относятся дети, у которых все есть, и им «скучно жить». Насилие для них – забавная игра, развлечение, способ наполнить жизнь эмоциями. С такими нужно действовать тонко. Иногда обычный разговор по душам с родителями скучающего школьника помогает, а иногда только раззадоривает обидчика.

Одна из мам сына-жертвы поделилась своим способом пресечения дедовщины. Вот ее история.

«В нашей школе появился «голодный» вымогатель. Мальчик из третьего класса, высокий, крепкий. Каждую перемену он караулил первоклассников, выходящих из столовой, и отбирал у них пирожки, бутерброды, другую выпечку. 

Действовал аккуратно: учителя долгое время не замечали, что у них под носом творится вымогательство. Да и отбирал по одному пирожку, причем не у всех, а у тех, кто послабее. С какой целью он это делал, сказать трудно, потому что никто и никогда не видел его жующим наворованные булочки.

Обнаружила «преступление» я случайно, когда мой сын, в обычной жизни не фанат школьной столовой, попросил меня положить ему денег на буфет. Я открыла программу учета питания и поняла, что за последний месяц сын проел то, что лежало мертвым грузом полгода. Насторожилась. Поговорила с сыном начистоту и все узнала.

Утром напекла я пирожков и пришла в школу на «обеденную» перемену. Зашла в столовую, протянула подарок вымогателю и во всеуслышание сказала: «Ребята, вот этому мальчику очень нужны булочки. Давайте каждый завтра принесет из дома ему по булочке, чтобы он больше не бегал за первоклассниками и не просил поделиться».

Больше тот мальчик к малышам не приставал. И не отомстил никому за мой спонтанный поступок».

Еще одна категория детей – противоположная «скучающим» – задиры. Обычно это дети, растущие в семьях, где физическое насилие – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и считает свой прессинг новичков естественным проявлением общения. И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних. В особо трудных ситуациях спасать придется не только младших учеников от задиры, но и задиру от родителей.

Как быть, если вашего ребенка обижает весь класс?

Нет такого понятия – «весь класс». В стае всегда есть вожак и ведомые. Если вашего ребенка обижает весь класс, не обязательно делать выговор каждому родителю по списку. Определите, кто вожак, выясните мотивы поведения с его родителями и попросите их о помощи. Не угрожайте, не опускайтесь до уровня обидчика. Иначе придется думать, как ограничивать общество от вас.

Размышляя о том, что делать, если вашего ребенка обижает весь класс, подумайте и о другой стороне вопроса: почему жертвой стал именно ваш ребенок? Случившегося не изменить, но можно избежать повторений нападок.

Научите ребенка нейтральным фразам для общения с агрессорами:

  • не откликайся на выдуманное прозвище, а спокойно поясни, что тебя зовут по-другому. Или ответь: «Да, так дразнили и моего деда, и отца. Вот такая у нас забавная фамилия, куда же от нее деваться»;
  • спроси «в лоб» у неприятеля: «Ты сейчас попытался меня обидеть. С какой целью ты это делаешь? Давай поговорим об этом».

Запишите ребенка в спортивную секцию или театральную студию. Спорт выправит осанку и добавит смелости, а театр обеспечит грамотной четкой речью и пластикой. Любое из этих приобретений избавит школьника от зажатости, вытащив его из толпы потенциальных жертв дедовщины. Да и появление друзей по интересам, с которыми можно общаться на школьных переменах, придаст уверенности в себе и значимости в коллективе.

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту. Настройте тесный контакт. Станьте человеком, который всегда на его стороне, даже при плохих оценках и отвратительном поведении. Будьте его союзником и адвокатом, выходя за порог дома, а все проблемы решайте за закрытыми дверями. Помните: боязнь рассказать родителю о неприятностях оставляет ребенка наедине с проблемами. Участившиеся детские суициды печальный тому пример.

Что делать, если вы учитель, и в вашем классе буллинг?

  1. Следить. Если заметили ребенка, который внезапно замкнулся, обратите на него внимание. Выйдите на перемене за ним в коридор, пройдите тихо сзади по пути в уборную, понаблюдайте в столовой. 
  2. Стараться избегать ярлыков при общении с детьми. Даже если обнаружили, что обидчик назвал жертву «задохликом», не повторяйте эпитет, а спросите: «Ты придумал определение веса этого человека. Можешь нам рассказать, как оно сформировалось и почему ты решил предать его огласке?»
  3. Взаимодействуйте с родителями детей. Лично, на собраниях, в социальных сетях. Подпишитесь на аккаунты родителей и самих детей. Порою дети пишут в статусах то, что не готовы сказать.
  4. Не бойтесь хвалить учеников. Здоровая похвала повышает самооценку. Помните золотое правило: «Хвали при всех, ругай наедине».
  5. Будьте открытым. К родителям, к детям из своего класса, из чужого класса, к любому школьному персоналу. 
  6. Берегите тайны детей. Создайте анонимную почту, на которую каждый сможет написать о страхах и быть в безопасности.
  7. Подавайте пример поведения ученикам. Проводите тренинги и психологические игры с привлеченным специалистом. Тренируйте комфортное поведение в обществе среди детей своего класса.

Что делать, если ты ребенок, столкнувшийся с буллингом?

  • Не молчать. Расскажи другу, учителю, родителям. Это не позор и не стыд. Ты не виноват.
  • Не терпеть. Не позволяй обидчику подавить тебя морально. Отвечай ему строго и по существу. Не провоцируй на ответную агрессию.
  • Тренировать уверенность в себе: репетируй перед зеркалом фразы и выражение лица.

С буллингом можно справиться, если действовать спокойно, уверенно и сообща. 

activityedu.ru

Почему учителя и школьники становятся жертвами буллинга

Кажется, о буллинге наконец-то заговорили не только психологи и СМИ, но и школы. «Мел» совместно с ФИРО РАНХиГС в начале февраля провёл дискуссию «Школьный буллинг: все против всех», в которой приняли участие директора школ, психологи и сотрудники ФИРО РАНХиГС. Мы выбрали самые важные тезисы.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Почему о буллинге важно говорить

Светлана Кривцова, кандидат психологических наук:

Говорят, дьявол мечтает о том, чтобы люди думали, что его нет. Такая же ситуация сегодня сложилась с буллингом в России. То, что придумано слово «буллинг» (или русское «травля»), — это важный шаг на пути к решению проблемы. Теперь мы можем об этом прямо говорить. В Соединённых Штатах или, например, в Швеции процент буллинга за последние 20 лет снизился в десятки раз, потому что там это слово знают все.

Сейчас тема буллинга вызывает какой-то нездоровый ажиотаж и реакцию, очень часто на это проецируются собственные проблемы людей. Например, пять-десять лет назад об этом не хотели говорить вообще. Сейчас есть крен в другую сторону. Буллингом называют всё подряд: любой разорванный рукав, выбитый зуб, синяк.

И суициды, и агрессия, и травля — всё это касается незрелых личностей. Это было, есть и будет, и мы ничего не можем сделать. Но в школе есть и взрослые — это учителя, и их задача научить детей справляться с такими ситуациями.

Мария Зеленова, клинический психолог проекта Травли.Net благотворительной организации «Журавлик»:

Травля — это всегда насилие, и чтобы оно произошло, нужны агрессор и жертва. Шутка, забавное прозвище или юмор — это когда весело всем. В травле весело только одной стороне. Жертве не нравится сложившаяся ситуация, ей не смешно, а когда она просит прекратить, её игнорируют. Это первое, что мы объясняем и детям, и родителям. Плюс ко всему, травля носит систематический характер — это не единичный конфликт, а направленное насилие над человеком, который страдает.

Бывает так, что дети даже не понимают, что происходит травля, особенно если это дети с особенностями развития. Поэтому крайне важно, чтобы ответственные и сформировавшиеся люди, родители и учителя, занимались просвещением: объясняли, что такое дружба, где заканчиваются границы одного человека и начинаются границы другого, почему важно их не переходить, что такое уважительное отношение вообще.

Светлана Кривцова:

Чтобы с уверенностью сказать о происходящем буллинге, необходимо найти в ситуации признаки, выделенные норвежским профессором психологии Даном Олвойсом (Dan Olweus):

  • человеку наносится вред;
  • существует неравенство сил между жертвой и агрессором;
  • ситуации происходят систематически;
  • жертва реагирует на ситуации болезненно.

Где искать буллинг

Дмитрий Модель, директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр»:

Подобные явления всегда начинаются скрыто. Взрослые видят только вершину айсберга, застают тот момент, когда буллинг уже выходит во внешнюю среду. Но не только школа становится поведенческой моделью, которая даёт начало взаимоотношениям жертвы и агрессора. Если есть социальная группа (неважно, какого она возраста и как она собрана) и есть тот, на кого направлено негативное воздействие, буллинг возникнет. Неважно, это школа или вуз — там, где собирается группа людей, потенциальный шанс есть всегда. У буллинга вообще нет возраста.

Кто такой буллер

Светлана Кривцова:

Лишь небольшой процент буллеров — сами жертвы. Большую часть буллеров никто не притесняет, не бьёт и не травит, но в их семьях есть определённые нездоровые правила, вседозволенность. Часто это позиция, что ребёнок особенный, и мир существует для того, чтобы ему было хорошо. С такой картиной мира он приходит в школу, где реальность ему сопротивляется. Школа традиционно переводит стрелки на таких родителей, их вызывают к директору и говорят: «Ваш ребёнок троллит младших».

Родители хотят, чтобы контроль был в их руках, а школа была бы как золотая рыбка для старухи из известной сказки — на посылках. Таких родителей много, и у них есть дети. Чтобы школа становилась сильной, важно, чтобы с самого начала она говорила родителям и детям о том, что в ней есть свои правила, отличные от семейных. За этим следует очень важный вывод: нарушенное в школе поведение должно исправляться в школе. Вообще у школы очень мало прав сегодня в системе образования.

Что влияет на детей — ситуация в семье или в школе

Мария Зеленова:

Вроде бы очевидно, что и семья, и школа влияют на то, появится ли ситуация буллинга. Но вне зависимости от семьи, в которой ребёнок воспитывается, вне зависимости от того, какой коллектив ровесников в школе, вне зависимости даже от прекрасных преподавателей, у каждого ребёнка есть личностные особенности. Именно они толкают его на виктимное или агрессивное поведение, либо на то, чтобы быть сторонним наблюдателем, но в любом случае ситуация оставляет травмирующий опыт. Не будем забывать, что любая травля, конфликт, буллинг не заканчивается на двух людях, которые в нём участвуют — агрессор (даже если он не один) и конкретно жертва. Есть ещё огромное количество наблюдателей — тех людей, которые вроде и ни при чём, но чаще всего помнят буллинг очень долго и несут с собой этот опыт всю жизнь.

Как учителя становятся жертвами буллинга

Александр Милкус, заведующий Проектно-учебной лабораторией образовательной и молодёжной журналистики:

В Высшей Школе Экономики полтора года назад возникла лаборатория образовательной молодёжной журналистики.

Когда мы собрали первых студентов, мы попросили их выделить пять самых болезненных проблем современной школы. На втором месте был буллинг. Отношения «ученик-ученик» в школе достаточно хорошо изучены, а мы провели первое масштабное исследование травли учителей учениками. Как выяснилось, 70% опрошенных учителей сталкиваются с формами буллинга: 5,7% сталкивались с прямыми угрозами учеников, 28% — с оскорбительными комментариями интимного характера, 42% сталкивались с кибербуллингом. Как защитить учителей от сети — неизвестно. Не было выявлено никаких гендерных отличий, однако выяснилось, что объектами травли становятся учителя с самым низким материальным достатком.

Кроме этого, учителям не к кому обратиться и рассказать о буллинге. Многие из них держат переживания в себе, а потом это выливается в депрессию и сказывается на учениках.

Как единая система может решить проблему

Мария Зеленова:

Сейчас мы предлагаем школам так называемый «Антибуллинговый манифест». Мы разработали его специально для того, чтобы было единое понимание, что такое просто конфликт, а что такое целенаправленная травля, как с этим работать и какие будут последствия. Это такая система, которая продуктивно работает в «Хорошколе». Когда все понимают, что происходит буллинг, когда знают, какие будут последствия и что они неминуемы, тогда и ребёнок это понимает и чувствует свою безопасность.

Анна Тихомирова, руководитель психологической службы «Хорошколы»:

Каждому хочется самоутвердиться, а дети часто делают это за счёт другого ребёнка. Наш подход восстановительный: он помогает каждому участнику этих событий, даже буллеру, восстановить самоуважение. У нас есть задача — научить его поступать по-другому, с уважением. Так не происходит мультипликации буллинга: мы его наказали, то есть забуллили его как люди, обладающие властью, и он дальше продолжает буллить другого.

Единственное, что мы можем делать, вне зависимости от финансового положения школы, — это создать команду и выработать единую позицию. Определить, как мы реагируем, что мы вместе делаем. Это требует не денег, а эмоциональных и интеллектуальных усилий.

Нам нужно ощущение сообщества. Это и профилактика выгорания учителей, и месседж ученикам. Нам удобно рассказывать, что денег нет, а потому мы ничего не можем сделать с буллингом. Но есть вещи, которые лежат у нас в головах — например, набор ценностей. На чём стоит наша школа, в чём наши правила, но на создание этого требуются время, энергия, усилия и мотивация быть сильными.

Фото: Shutterstock

mel.fm

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *