Синестезия пример – — ?

Синестезия как стилистическое средство в русском и английском художественном дискурсе

Известно, что за получение нами информации об окружающем мире, на основании которой мы строим представления о предметах и явлениях, отвечают пять органов чувств. Каждый из них представляет определённую сферу чувствительности – зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. На протяжении долгого времени считалось, что все они работают независимо друг от друга. Однако благодаря некоторым механизмам восприятия информация, поступающая от различных органов чувств, может взаимодействовать и переплетаться. Одной из форм такого взаимодействия, при которой модальности ощущений «работают вместе», дополняя друг друга, называется синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesis– «смешанное ощущение») – это «такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, – например, при цветном слухе качества зрительной сферы – на слуховую» [6, с. 593].

Несмотря на то, что синестезия изначально является психофизиологическим феноменом, с 80-х гг. XIX века ей активно интересуется и языкознание. В настоящей статье будут рассмотрены механизмы функционирования синестезии в языке, а также рассмотрены примеры её использования. В контексте лингвистики под термином «синестезия» обозначается как сам процесс межчувственных ассоциаций, так и его результаты» [3], то есть лексические или фразеологические единицы, построенные на переносе обозначений ощущений от одного органа чувств на другой.

Многие ученые, в частности Е.В. Клюев, относят синестезию к тропам метафорического типа. Однако синестезия выделяется среди остальных тропов, построенных на ассоциациях по сходству (например, аллегории, оксюморона, метафоры и других), тем, что представляет собой языковое явление, задействующее «…сразу несколько областей чувств – скажем, зрение и слух или вкус, обоняние или осязание, плюс прочие самые разнообразные комбинации» [4, с. 189].

Чем же так интересна синестезия для лингвистов? Американский лингвист Бенджамин Уорф полагал, что «синестезия, или возможность восприятия с помощью органов какого-то одного чувства, явлений, относящихся к области другого, например, восприятие цвета или света через звуки, и наоборот, должна была бы сделаться более осознанной благодаря лингвистической метафорической системе, которая передает непространственное представление с помощью пространственных терминов» [10, с. 163]. Таким образом, мысли, чувства или звуки, за которые отвечает сфера непространственного восприятия, передаются с помощью лексем, обозначающих элементы пространственного, тем самым как бы приписывая нашим мыслям, чувствам, звуковым ощущениям свойства, изначально им не присущие – цвет, форму, контуры, структуру. Невозможно не согласиться с автором в том, что данное свойство синестетической метафоры сыграло огромную роль в искусстве.

С другой стороны, «синестезия – это своеобразный стилистический маркер, открывающий читателю специфику мировосприятия и мироощущения писателя и поэта, его видение окружающей действительности» [9, с. 102]. Использование синестетических метафор позволяет понять «внутренний мир поэта, особенности его мышления, его пристрастия, наклонности» [8]. Важность синестезии для литературы очевидна, ведь данный троп помогает создавать особенно яркие образы и передавать даже самые сложные чувства, а также даёт читателю представление о мироощущении автора. Синестетические метафоры часто содержат довольно «неожиданные» сочетания и таким образом «расширяют возможности текста, границы его восприятия» [7, с. 392].

Обратимся к примерам из художественной литературы. Русская поэзия Серебряного века богата синестетическими метафорами. Например, в стихотворении С. Есенина «Осень» можно встретить такое сочетание: «слышен синий лязг её подков», у К. Бальмонта – «флейты звук зорёвый, голубой». У А. Блока – «пролился звонко-синий час». Известные строки В. Маяковского «Я сошью себе чёрные штаны из бархатного голоса своего!» также содержат в себе синестетическую метафору, так же, как и фрагмент из стихотворения А. Ахматовой «Слушая пение»: «Женский голос, как ветер, несется / Черным кажется, влажным, ночным… / Заливает алмазным сиянием, / Где-то что-то на миг серебрит». Такое изобилие синестетических метафор в произведениях поэтов Серебряного века можно объяснить прежде всего тем, что они являлись также представителями символизма, у которых «слияние чувств сводилось к поискам конкретных, нарочито детализированных соответствий» [11, с. 127]. «Синестезия и конкретно «цветной слух» представлялись символистами как знак высокой художественности, элитарности, эзотеричности, […] воплощая сущностные для символизма принципы единства искусства и панмузыкальности» [2]. К слову, активное использование синестезии для достижения художественных целей свойственно не только для русских символистов, но и для французов А. Рембо, чей сонет «Гласные», опубликованный в 1871 году, произвёл настоящий фурор и является классическим примером использования синестезии.

По мнению многих авторов, английский язык менее богат средствами передачи эмоциональных состояний; по мнению А. Вержбицкой, «русский язык уделяет эмоциям гораздо большее внимание, чем английский, и имеет значительно более богатый репертуар лексических и грамматических выражений для их разграничения» [1, с. 121]. Несмотря на это, примеры употребления синестезии также можно найти и у англоязычных авторов.

Примером употребления синестезии в английской литературе можно считать трагедию Уильяма Шекспира «Отелло»: Oh, beware, my lord, of jealousy! / It is the green-eyed monster that doth mock / The meat it feedson. Сравнивая ревность с зеленоглазым монстром, автор выстраивает ассоциацию между чувством и цветом – продуктом зрительного восприятия. П.Б. Шелли также прибегнул к синестезии в произведении «Мимоза» (“The Sensitive Plant”): And the hyacinth purple, and white, and blue, / Which flung from its bells a sweet peal anew / Of music so delicate, so soft, and intense, / It was felt like an odour within the sense. Поэт создает образ цветка, используя межчувственный перенос, сравнивая его аромат с нежной музыкой. Наконец, синестетическую метафору использовал и Оскар Уайльд. Саломея, героиня одноимённой трагедии произносит следующие слова: Speakagain, Jokanaan. Thyvoiceiswinetome – автором используются лексемы, передающие вкусовые ощущения для описания звука голоса. А в пьесе «Идеальный муж» автор использует цвет для описания музыки: IhavepromisedtolookinattheHartlocks’. I believe they have got a mauve Hungarian band that plays mauve Hungarian music”. Автор использует лиловый цвет (mauve), один из оттенков фиолетового, довольно блёклый, лишенный интенсивности и выразительности, и можно предположить, что именно с помощью этого синестетического сравнения ему удается передать отношение к самому оркестру и к музыке, которую музыканты исполняют.

С другой стороны, синестезию как стилисти­ческий приём можно встретить не только в литературе. Мы сами каждый день неосознанно использует синестетические сочетания, прочно укрепившиеся в нашем лексиконе, для описания окружающей действительности, например: кричащие цвета, низкий / высокий голос, тёплый / холодный цвет, резкий звук, и т.д. Интересную мысль высказывают в своей статье «Синестезия и особенности её проявления» М.Н. Милеева и Т.Ю. Дудкова: они называют синестезию «психическим ископаемым», наследством, доставшимся от предков, которые воспринимали окружающий мир совершенно не так, как мы. Для доказательства данной гипотезы в статье высказывается предположение, что слова «воскресенье» и «понедельник» будут вызывать у людей разные цветовые ассоциации. Так, понедельник, по мнению авторов, будет ассоциироваться с тёмными цветами – чёрным, коричневым, тогда как воскресенье – исключительно со светлыми (белым, жёлтым, розовым). «Синестетическим атавизмом» считают авторы тот факт, что в английском языке в самих названиях дней недели часто заложены синестетические ассоциации: в слове Sundayкомпонент sun передаёт ассоциацию с чем-то ярким, тёплым и приятным, как солнце, тогда как в слове Monday заложена ассоциация с луной, сумерками, которые в свою очередь часто ассоциируются с печалью и тоской [5, с. 300].

Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что важность синестезии как языкового средства заключается главным образом в том, что она позволяет носителям языка закрепить в речи абстрактные понятия, являющиеся результатом взаимодействия ощущений и информации, полученной от различных органов чувств, продуктом ментальной и эмоциональной сферы, которые иначе недоступны непосредственному наблюдению.

Список литературы:
1. Вержбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с.
2. Галеев Б.М. Синестезия в эстетике и поэтике символизма // Синестезия. СНИИ «Прометей», Казань. / [Элек-тронный ресурс] – Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/sinest_r.htm. (дата обращения: 20.04.2018)
3. Ищенко И.Г. Способы реализации синестезии в американских музыковедческих текстах / И. Г. Ищенко, К. К. Ким // Вестник Амурского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – № 66. – С. 126-132.
4. Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция : учеб. пособие для вузов. – М.: ПРИОР, 1999. – 272 с.
5. Милеева М. Н. Синестезия и особенности её проявления / М. Н. Милеева, Т. Ю. Дудкова // Вестник гумани-тарного факультета ИГХТУ. – 2009. – Вып.4. – С. 294-300.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 782 с.
7. Сатретдинова, А. Х. Синестезия как основной стилеобразующий элемент поэтического текста Серебряного века // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 27. – С. 392-395.
8. Сафина Г. Можно ли «видеть» звуки и «слышать» запахи? // Синестезия. СНИИ «Прометей», Казань. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/safina_r.htm. (дата обращения: 23.04.2018).
9. Смолина А. Н. Синестезия как троп метафорического типа // Журнал Сибирского Федерального универси-тета. Гуманитарные науки. – 2009. – Т. 2 – С. 101-108.
10. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. – М.: Издательство ино-странной литературы, 1960. – 464 с.
11. Чибисова Е. А. Функционирование синестетических метафор в рекламном и поэтическом текстах // Изве-стия СПбУЭФ. – 2011. – № 6 – С. 125-128.

7universum.com

СИНЕСТЕЗИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА | Никитина

ББК Ш5(2)6-336-4

УДК 821.161.1-31

Т. Э. Никитина

T. Nikitina

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

Аннотация: Статья посвящена статусу синестезии как художественного приема. Выявлены функции синестезии в литературе на примере поэтических текстов Ивана Бунина. Проведен анализ бунинской синестезии.

Ключевые слова: синестезия; синтез искусств; двучленная синестезия.

Abstract: This article is devoted to the status of synaesthesia as artistic device. Identified functions of synaesthesia in the literature as an example of poetic texts by Ivan Bunin. The analysis of Bunin’s synaesthesia.

Keywords: synaesthesia; the synthesis of the arts; two-term synaesthesia.

Синестезия как феномен вызывает интерес ученых уже на протяжении трех столетий. Можно выделить следующие научные области, исследующие синестезию: психология, нейрофизиология, медицина, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, философия, культурология, эстетика. Синестезия — это явление восприятия, когда совмещаются ощущения разных органов чувств, к примеру, человек слышит звуки, но выражает свои впечатления через зрение, обоняние, осязание, вкус. Термин «синестезия» появился и вошел в теорию искусства более ста лет назад. Впервые его употребил физиолог И. Мюллер для характеристики феномена «неадекватности» ощущений и предпринял первые попытки объяснить явление «соощущения» [3, с. 1]. Сейчас этот термин чрезвычайно популярен в литературоведении и лингвистике, но до сих пор ученые не объединили усилия для создания единой теоретической базы относительно этого феномена, что затрудняет процесс его изучения.

Синестезия в литературе — это межчувственная ассоциация, со-представление, являющее собой неотъемлемый компонент авторского художественного мира.

Синестезия является базовым, неосознанным механизмом работы сознания и проявляется на различных уровнях восприятия человеком окружающей действительности, но нас интересует только процесс творческой деятельности.

В литературоведении синестезия трактуется как отдельный троп, именуемый «особой формой метафоры» или «специфическим подвидом». Она участвует в создании художественного образа, воплощая сложность, многогранность чувственного восприятия мира.

В системе образных средств языка, как и в любой другой системе, существует определенная иерархия, где каждый стилистический прием занимает определенное место. Так как синестезия скрещивает два и / или более чувственных образа, то выделяют двучленные синестетические конструкции и многочленные. Двучленная синестезия предполагает совмещение двух чувственных образов, где один из компонентов выступает в прямом значении, а другой в переносном, появившемся на основе метафоры [2].

Основными направлениями изучения феномена являются: синестетические переносы, синестезия как средство поэтики, музыкальная синестезия и синестезия в различных видах искусства.

Иван Алексеевич Бунин дебютировал в литературе как поэт, продолживший классические традиции, но отличавшийся особым типом восприятия действительности. Сам он говорил о своем творчестве:

«Я поэт больше, чем писатель». Александр Твардовский во вступительной статье к собранию сочинений Бунина в 6 томах писал о поэзии Ивана Алексеевича следующее: «… поэзия Бунина, долго представлявшаяся его литературным современникам лишь традиционной и даже „консервативной“ по форме, живет и звучит, пережив великое множество стихов, выглядевших когда-то по сравнению с его строгой, скромной и исполненной внутреннего достоинства музой сенсационными „открытиями“ и заявлявшими о себе шумно до непристойности» [1, c. 38].

Синестезия представляет собой неотъемлемый компонент художественного мышления Ивана Бунина, на ней строятся оксюморонные образы произведений поэта. Автор проводит связи между вкусами, запахами, звуками, зрительными образами, осязательными ощущениями, чтобы достичь нового эстетического воздействия и пробудить межчувственное воображение читателя.

Вкусы и запахи занимают в стихотворениях и прозе Бунина особую, исключительную роль. Они являются неизменным средством выразительности, ключом к описанию мира, характеров, времени и места в бунинских произведениях.

Автор совмещает личное и универсальное восприятие. Его мир густо наполнен конкретно выраженными запахами, вкусами, зрительными образами, которые соединяются между собой в неповторимую бунинскую синестезию, где личное восприятие берет верх над универсальным. Словесная рефлексия собственных ощущений у Бунина всегда отличалась метафоричностью и эмоциональностью, реализуясь в тропах и фигурах, которые основаны на межчувственных переносах. Его комбинации исходят из собственного чувственного опыта и специфики мировосприятия, он совмещает объективные и субъективные впечатления, клишированные художественные образы и личные.

Лидирующую позицию в бунинской поэзии занимает осязание и его синтез с другими чувствами. Осязательная синестезия используется для рефлексии ощущений, связанных с состоянием природы, для выражения впечатлений от пейзажа, который наблюдает поэт, она характеризует с новой, неповторимой стороны запахи: «под степною хатой, в 

жарком аромате…», звуки: «этот легкий скрип…», «идет тяжелый гул по липам…». Эти характеристики позволяют отделить синестетические приемы, демонстрирующие уникальность бунинского восприятия: «под этот влажный шум и грохот…», от клишированной образности: «сладкий сон их нарушает ветер…», ставшей литературным штампом.

Особенность зрительной синестезии заключается в том, что Бунин использует ее для описания и запечатления каких-то абстрактных явлений, которые невидимы для человеческого зрения: «я свергну трон слепой и мрачной веры…», «И 

красный бред томил меня…», и она почти не употребляется без сочетания с осязанием или слухом, реже со вкусом. Без зрительной синестезии не обходится описание природы и окружающего мира, при этом палитра имеет, в основном, лишь два оттенка — светлый: «спит море. Теплый лунный свет…», «дневной холодный свет, блистая, отражает…» — и темный: «чернели грубо баржи на канале…», «среди ее холодной тьмы!..».

Неотъемлемым мотивом слухового восприятия у Бунина становится тишина: «звезды тихим светом…

», «я слышу жалобу: в ней тихая печаль…». Она связана с особым состоянием природы и одиночеством лирического героя. Тишина контрастирует со звуками очень резкими и громкими: «под этот влажный шум и грохот…», «покрой их звоном благостно-тяжелым…», которые сочетаются с осязанием, при этом слуховое восприятие Бунина имеет свой цвет «Свет серебристый, тихий, вечный…» и вкус «Земля, Земля! Весенний сладкий зов!..», «Печальные и сладостные звуки…». Такое противопоставление в сочетании с другими сенсорами ведет к неожиданному воздействию и необходимо для более точного сохранения и передачи впечатлений.

Вкусовой букет у Бунина сладкий, либо горький, объединен с обонянием и составляет с ним образное единство, которое раскрывается в пейзаже: «Свежо и сладко пахнет можжевельник…», «Пахло горьким дымом хижин…».

Стоит заметить, что в бунинских пейзажных фрагментах преобладает зрительно-осязательная синестезия: «Падает светом холодных лучей…», «Чернели грубо баржи на канале…». Автор не только дает нам возможность видеть глазами, слышать ушами, но и втягивает в свой мир всеми пятью органами чувств, привлекая весь спектр ощущений к запечатлению окружающего мира.

О выразительности Бунина Твардовский написал следующее: «По части красок, звуков и запахов, „всего того, — выражаясь словами Бунина, — чувственного, вещественного, из чего создан мир“ предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков» [1, c. 30], а сам Бунин в своем автобиографичном произведении «Жизнь Арсеньева» вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

Таким образом, мы смогли рассмотреть специфику синестезии на конкретных примерах. Подводя итог, можно определить, что синестезия выполняет изобразительную функцию, характерологическую, психологическую, оценочную, а также функцию создания эффекта неожиданности и непривычности.

У Бунина наиболее выражена осязательная синестезия, которая в сочетании с запахом, вкусом и зрением помогает почувствовать невидимое и неслышимое, что становится достижимо благодаря призме бунинского мировосприятия и поэтическому таланту.

Образцы случайных, клишированных синестетических приемов можно найти практически во всех литературных текстах, но синестетический дар Бунина заключается как раз в том, что он фиксирует, нанизывает ощущения и представляет межчувственный букет, отталкиваясь от единичного и устремясь к художественному обобщению.

Библиографический список

1. Бунин, И. А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения / И. А. Бунин. — М. : Худож. лит., 1987. — 687 с.

2. Кривенкова, И. А. Лексико-семантическая типология синестезии в художественной прозе М. А. Шолохова / И. А. Кривенкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. — 2010. — № 1. — С. 56–68.

3. Заиченко, А. А. Синестезия — феноменология, виды, классификации / А. А. Заиченко, М. В. Картавенко // Информатика, вычислительная технология и инженерное образование. — 2011. —№ 3 (5). — 12 с.

© 2014-2018 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

journals.susu.ru

Синестезия: определение и краткое описание феномена

Главная страница » Синестезия: определение и краткое описание феномена

Синестезия – феноменальное состояние организма человека, при котором одни сенсорные (когнитивные) направления создают связь с другими подобными направлениями. Проще выражаясь – смысл или понимание чего-то одного, возможны в двух разных смыслах или концепциях. К примеру, обладающий таким феноменом  человек способен не только видеть цвет, но с не меньшим успехом способен слышать цвет.  Связь между направлениями образуется непроизвольно и последовательно во времени, исключает сознательный или произвольный характер.

Содержимое публикации

Личность и обладание феноменальной способностью

Испытывающая синестезию личность, не задумывается о создании связи. Для обладателя феномена отношения между парами ощущений или мыслей – явление само собой разумеющееся.

Поэтому синестезию следует рассматривать, скорее атипичным способом восприятия, но никак не состоянием здоровья или неврологической аномалией.

Феноменальное восприятие: 1 — вкусовые ощущения; 2 — функция осязания; 3 — функции слухового аппарата; 4 — чувства обоняния; 5 — функции представления

Люди, наделённые уникальными свойствами испытывать этот феномен на протяжении всей своей жизни, получили характеристику синестетов.

Наукой исследованы несколько видов синестезии. Между тем, все эти виды феноменального состояния относят к одной из двух групп:

  1. Ассоциативная.
  2. Проективная.

Обладатель ассоциативного вида феномена чувствует связь стимулов и чувств. Но обладатель проективного вида феномена реально видит, слышит, чувствует, или ощущает вкус стимуляции.

Например, для ассоциатора звуки скрипки могут создавать сильную ассоциацию с цветом синего неба. Проектор же способен не просто услышать мелодию скрипки, но также способен реально увидеть синий цвет, проецируемый в пространстве, как если бы скрипка существовала там физическим объектом.

Известны не менее 80 видов синестезии, но некоторые имеют большее распространение, чем другие.

Какие существуют виды синестезии?

Видение цифры цветом помогает обладателям уникальной способности проводить математический счёт проще и легче, чем это могут обычные люди

Наиболее часто встречающиеся виды феномена можно объединить следующим списком:

  1. Хрорестезия – общая форма синестезии, где звуки и цвета тесно связаны один с другом. Например, музыкальная нота «Ре» вполне может соответствовать зеленому цвету.
  2. Графемная окраска – распространенная форма, характерная тем, что графемы (буквы или цифры) воспринимаются цветом. Синестеты не связывают одни и те же цвета графемы один с другим. Такими людьми буква «A», к примеру, воспринимается красным цветом.
  3. Числовая ментальная форма или ряд чисел – восприятие, возникающее по причине видения или размышления о числах.
  4. Лексически-вкусовое восприятие – достаточно редкий вид, когда восприятие слухом даёт результат вкуса. Например, имя приятного человека воспринимается на уровне вкуса шоколада.
  5. Восприятие зеркальным отражением – тоже редкая форма, примечательная тем, что несёт разрушительную силу для жизни синестетов. При такой форме индивид чувствует ощущения как ответ на стимуляцию другим человеком. Например, наблюдая индивидуума, которого похлопывают по плечу, синестет чувствует хлопки на собственном плече.

Принцип действия синестезии

Учеными не изучен до конца полный механизм феномена. Тем не менее, существует версия, что принцип действия  связан с усилением перекрестных помех, возникающих между специализированными областями головного мозга.

Согласно ещё одной версии, механизмом является уменьшение ингибирования в нейронном пути, что позволяет синестетам проводить мультисенсорную обработку стимулов.

Некоторые исследователи считают, что синестезия основана на способностях мозга, извлекать и назначать формы стимула (идеастезия).

Процентный расклад феноменального общества: 1% — диагностировано расстройств аутистического характера; 0,04% — доля аутистов синестетов; 4% — охваченные феноменом синестезии

Психологи, изучающие феномен, заявляют, по меньшей мере, о 4% населения мира, обладающего уникальным восприятием. При этом более 1% людей имеют синестезию цветом (цветные цифры и буквы). Женщин с таким феноменом больше, чем мужчин.

Некоторые исследования показывают повышенную предрасположенность к синестезии у людей с диагнозом синдрома Каннера и людей с характерными признаками «левши».

Независимо от того, имеется или не имеется генетическая предрасположенность, необычная форма восприятия активно обсуждается в научных кругах.

Может ли развиваться синестезия?

Имеются документированные случаи, когда у обычных людей отмечалось развитие синестезии. В частности, причиной тому являлись:

  • травма головы,
  • инсульт,
  • опухоли головного мозга,
  • эпилепсия височной доли.

Временная способность нередко проявляется от воздействия мескалина, психоделических препаратов, полусинтетических психоактивных веществ типа ЛСД, а также в результате сенсорной депривации или в результате медитации.

Препараты психоделического, а также психоактивного действия, провоцирующие появление синестезии

Людям, не обладающим синестезией, вполне доступно развитие ассоциации между различными чувствами посредством сознательной практики. Потенциальным преимуществом для такого развития является улучшение функций памяти и времени реакции.

Например, человек реагирует на звук быстрее, чем на зрение, или вспоминает серию цветного ряда лучше, чем ряд чисел. Некоторые люди с хроместезией имеют идеальную основу для развития, потому как способны идентифицировать надписи определёнными цветами.

Синестезия тесно связана с необычными творческими и уникальными познавательными способностями. Например, синестет Дэниел Таммет (Daniel Tammet) установил рекорд математических вычислений — 22 514 цифр числа «Пи», используя способность видеть цифры в памяти как цвета и формы.

Так, что же это за удивительное явление, которое не относится учёными к разряду психических расстройств, но несомненно претендует на характеристику отклонений от нормы? Возможно, для кого-то ответ найдётся на кадрах видео.

Что такое синестезия обзорным видео


При помощи материалов: Thoughtco

zetsila.ru

Как видеть звук и слышать запахи?: koparev — LiveJournal

Представьте себе мир в котором вы видите цифры и буквы разноцветными, в котором музыка и голоса кружатся вокруг вас в водовороте разноцветных форм. Знакомьтесь с синестезией- неврологическим феноменом, при котором два или более вида чувств сливаются воедино. Он встречается у четырех процентов населения. Синестет может не только слышать чей-то голос но и видеть его, чувствовать его вкус или ощущать в виде прикосновения.


Разные участки мозга, выполняя разные функции, у синестетов имеют больше «перекрестных» нейронных связей. Люди, которые испытывают синестезию, помимо обладания огромным творческим потенциалом, имеют поразительные способности к запоминанию и воспроизведению информации. Особенность их восприятия позволяет мозгу «смешать» данные, полученные с нескольких органов чувств, перед тем как анализировать их.

Синестезия не позиционируется как заболевание или расстройство, хоть и может иметь совершенно причудливые формы восприятия, не совсем понятные обычному человеку. Прежде чем разбираться возможно ли вызвать у себя синестезию искусственно, давайте разберемся именно с формами.


Существует несколько более-менее изученных форм синестезии:

Графемно-цветовая синестезия.

Цветовые ассоциации на отдельную графему (еденицу письменности:букву или цифру) или на написанные слова текста.


С помощью такого «дополнительного восприятия», очевидно, проще замечать детали текста, воспринимать, запоминать и воспроизводить его.

Хроместезия (или Фонопсия).

Цветовая ассоциация на звуки. Звук порождает ощущение цвета и «выглядеть» это может по-разному. Некоторые синестеты могут воспринимать музыку, как фейерверк, другие-как вибрирующее движение разноцветных линий. Как цветные волны от источника звука.


Некоторые слыша речь, «окрашивают» слова. И их цвет и оттенки определяется не только высотой звучания, но также и эмоциями. Очевидно, что используя эту особенность восприятия проще запоминать и воспроизводить музыкальные произведения, ведь в процессе задействована и зрительная память, несмотря на то, что «цветовые картины звука» рисуются воображением. Легче помнить информацию воспринятую на слух: беседы, лекции, деловое общение. Это очень полезно в обычной, повседневной, жизни.

Кинестетико-слуховая синестезия.

Звуковая ассоциация на визуальный раздражитель. Способность «слышать» звук видя двигающийся предмет.

Синестезия числовых форм (локализации последовательностей) и «числовых линий».

Это два типа синестезии, которые бывают путаются обывателями. Синестезия локализации последовательностей подразумевает то, что человек, находя в чем-то числовую закономерность,-может видеть числовые последовательности в виде точек в пространстве. Такие люди могут визуально «наблюдать» вокруг себя цифры часов, дни недель, месяцы, годы, вокруг себя. Они выстраиваются в некой разумной последовательности, и (например) 2000 год будет визуально казаться дальше, а 2016 ближе. У таких людей хорошо развита визуальная и пространственная память. Они хорошо ориентируются, вспоминают события которые с ними происходили даже очень давно. И также-неплохо считают, потому-что также могут «проецировать» вокруг себя последовательности чисел, например, где 1 будет ближе, а 9 -дальше.

Синестезия «Числовых линий» это немного другое. Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Это свойство психики так и называется «мысленной числовой линией» (mental number line). Но особенности раннего воспитания могут изменить эту структуру «линии» и в дальнейшем человек, задумываясь о числах в воображении видит некую субъективную модель (фактически созданную им самим в процессе раннего обучения) . Взгляните на числовые линии, нарисованные синестетами :


Числовая линия которая являлась Френсису Гальтону, при малейшем упоминании о счёте и числах. Цифры от 1 до 12 имели в этой числовой линии, в представлении самого Гальтона- аналог циферблата и всегда сопоставлялись с часами.

Числовая линия была впервые описана сэром Френсисом Гальтоном в его работе «Видения здравомыслящих людей» ( The Visions of Sane Persons , 1881).

А вот так выглядит числовая линия у человека имеющего в дополнение еще и графемно-цветовую синестезию.


Иллюстрация из книги «Среда цвета Индиго» (Wednesday Is Indigo Blue, 2009, Ричард Цитович и Дэвид Иглман).

Люди с особенной «числовой линией» очень способны к счету, хорошо запоминают даты, номера, счета. Все,что связано с числами дается им легче, благодаря тому, что в счете и в запоминании используется «визуальная» информация. Соответственно в работу включается также и «зрительная» память.

Акустико-тактильная синестезия.

Чувственная ассоциация на звуки. Определенные звуки могут вызывать разные тактильные ощущения в разных частях тела (прикосновения, покалывания).

Порядковая и лингвистическая персонификация.

Синестезия персонификаций возникает обычно наряду с графемно-цветовой синестезией. И отличается тем, что буквы и цифры привязываются не к цвету, а к образам. Чаще это образы людей и животных. «4-это добрый, но здоровый и грозный лев, а 5-приветливый негр, 9-безумно сексуальная девушка в красном с длинными ногами…». Благодаря ярким образам такие люди также неплохо запоминают информацию связанную с числами. Но как и предполагалось, такие люди в счёте не превосходят синестетов с необычной «числовой линией» и синестетов с локализациями числовых последовательностей. Потому-что у последних визуализация подчинена логическому порядку, в котором можно ориентироваться, делая математические вычисления. А добрый лев и безумная красотка в красном такой возможности дать не могут.

Мисофония.

Звуко-эмоциональная синестезия. В этом плане: мы все синестеты, но нужно сказать, что конкретно Мифосонию определяют как неврологическое расстройство и упоминают именно в негативном аспекте. Это расстройство подразумевает, что определенные звуки вызывают у человека яркие отрицательные эмоции: страх, ненависть, гнев и так далее.. Не очень-то клево слышать скрип дверей и хотеть при этом пристрелить кого-нибудь.

Эмпатия прикосновений.

Эмпатия прикосновений тоже упоминается как расстройство. Задумывались ли вы, почему вам неприятно смотреть на хирургические операции, избиения.., на наказания и пытки? Это происходит потому, что в нашем мозге есть, так называемые «зеркальные нейроны», они позволяют нам видя ситуацию как бы «примерить» ее на себя. Человек который страдает от эмпатии прикосновений чувствует на себе прикосновения которые он видит. Он может смотреть на то как вы прикасаетесь к руке другого человека и чувствовать прикосновение к своей руке. Может быть смотреть порно и здорово, но в повседневной жизни- вам бы вряд ли это понравилось. Такие люди не могут смотреть на уколы, не могут видеть даже просто разделку мяса, им в прямом смысле больно видеть как кто-то падает с велосипеда.. Все эти мелочи сильно усложняют жизнь..

Лексико-гастическая синестезия, «Цветное обоняние», и «Шелест запахов».

При лексико-гастической синестезии есть устойчивые вкусовые ассоциации от образов, слов, звуков. Такие люди могут послушать музыку, чтобы вспомнить вкус любимого блюда. Такой формой синестезии обладают всего 0,2 % населения. Про нее снят документальный фильм «Дерек вкуса ушной серы» .

А цветное обоняние представляет из себя цветовые и эмоциональные ассоциации на запахи. Запах может представляться визуально, примерно так как часто показывают в фильмах, но только более ярко (имея ярко выраженный окрас). И вызывать при этом различные эмоции.

Шелест запахов ( ольфакторно-звуковая синестезия )- звуковая ассоциация на запах. Для людей с такой формой синестезии- запах может как бы «звучать».

Аурическая синестезия.

Сопоставление людей и цвета. Люди с аурической синестезией «окрашивают» других людей согласно их внешнему виду, их настроению, эмоциям, которые они вызывают. Это позволяет хорошо помнить личные и деловые встречи, которые были даже очень давно, помнить эмоциональный «окрас» тех встреч. Позволяет хорошо позиционировать себя в отношениях и помогает выстраивать коммуникацию между людьми.


Возможно ли вызвать синестезию искусственно?

На этот счет много споров. Начинаются они с того, что было выявлено: способность к синестезии способна передаваться наследственно, на генном уровне. Долгое время считалось, что кому-то дано а кому-то нет. Но изменения в геноме детеныша проявляются, в числе прочего,- под влиянием окружающей среды родителя. Видимо и родитель, и сама природа-находят этот навык полезным для выживания. И способность к этому навыку передается.

Синестезия, в сути- развитое ассоциативное мышление. Мозг пластичен, некие связи в нем перестроились с момента как вы открыли эту статью еще до того, как вы дочитали этот абзац. В материальном смысле это бесконечная нейронная стройка паутины, из ваших знаний, мыслей,опыта, реакций. Они пересекаются между собой так, что одно вызывает другое. И у графемно-цветовых синестетов прослеживали исходные связи до самого детства, как бы ни смешна была простота этого явления- часто исходными связями становились магниты на холодильнике в виде цифр и букв. У вкусовых синестетов прослеживалась связь до недорогих макарон в форме букв. В детстве они кушали эти макароны и неосознанно связывали «буква-вкус», а мозг в дальнейшем как бы подталкивал: есть и другие буквы,- они тоже должны иметь вкус. Кто-то в детстве решал математические-логические задачи вроде таких:


Детство- это время, когда пластичность мозга очень высока. И синестеты не нарочно, и неосознанно воспитывают в себе ассоциации изначально. Всё то, что происходит после, все новые знания, и весь новый опыт- уже проходит через призму вот этих ассоциаций, воспитывая и только подкрепляя это необычное восприятие . Взрослому воспитать в себе синестезию искусственно будет намного сложнее. Он уже более разумен и может подчинить ассоциации разумной логике. Чтобы это действительно помогало ему в жизни. Но факт в том, что для синестетов-их ассоциации-неосознанны, они появляются без мысленного или волевого усилия. Случаев, когда искусственная синестезия была в той же степени развитой пока не было зафиксировано.

Обладателями лучшей искусственной синестезии являются мнемоники (спорт, смысл которого- скорость и объём запоминания). Мнемоники учатся связывать поступающую к ним текстовую, или звуковую информацию с визуальными образами делая это даже в деталях, даже в мелочах. Например, они могут запомнить порядок колоды карт за минуту, благодаря тому, что складывают информацию в «мнемонический замок» (мысленно запертое хорошо знакомое помещение) . Они представляют себе карлика жонглирующего красными кубиками (валет бубей), и другие образы вроде черной BMW (семерка пик), или клубок опарышей (десять червей) которые находятся по пути их следования из одного конца этого помещения в другой. Джошуа Фор, в книге «Эйнштейн гуляет по луне», рассказывал, как Эд Кук-один из лучших мнемоников современности при первой встрече мысленно представил как Джошуа шутит, и эта шутка разрезает Эда на 4 части. Эд так сделал просто для того чтоб запомнить имя. Джошуа Фор было созвучно с «Joke» (англ. шутка) и «four» (англ. четыре). Он говорил, что делает это уже неосознанно,- это вошло в привычку.

Развить же синестезию числовых последовательностей пока не удавалось, но совершенно не факт, что это невозможно. Повара разных стран после многих лет работы чувствовали ассоциацию «вкуса» образа, также опытные сомелье находили закономерность во вкусе и цвете, могли искусственно вызывать ощущения вкуса просто видев вино, чтобы сравнить его с другим. Многие, действительно опытные, музыканты ассоциировали звук с цветами, и с..температурой. Стремились написать произведения, музыкально «описывая», например, просто погоду за окном и стараясь передать ее красоту. Эти слова можно прочитать с пренебрежением,- любой артист так может представлять свои композиции. Но среди профессиональных музыкантов- очень много реальных синестетов. Есть даже примеры, когда композиторы сами описывали это явление, в те времена, когда даже такого термина, как синестезия, еще не существовало.


Развить синестезию, значит- перестроить свое восприятие. Чтобы провести параллель с теми усилиями, которые бы пришлось применить для такой «перестройки»-вот история.

В Лондоне таксист должен получить специальную лицензию, чтобы приступить к работе. Они обучаются в течении 3-5 лет. В течении этого времени они ездят по улицам изучая достопримечательности. По итогам обучения им нужно знать 25000 (!!) улиц, умея составлять оптимальные маршруты, и рассказывать о более чем 1000 (!!) достопримечательностях. Проводились изучения работы их мозга в начале и в конце обучения. Спрашивая начинающего студента,- чем знаменита та или иная достопримечательность, ученые наблюдали, как включалась одна зона мозга, которая вспоминала те или иные факты. Когда те были уже лицензированными таксистами им задавали аналогичные вопросы, ученые видели, как включается сразу несколько зон мозга. Включались зоны, которые отвечали за картографическую и пространственную память. Прежде всего они вспоминали где это. Прорисовывался образ из зрительной памяти, прорисовывались тактильные ощущения. Ведь они посещали ту или иную достопримечательность по нескольку раз, и в разные времена года. И четкие образы заставляли таксистов вспоминать историю достопримечательности в деталях. Несмотря на их огромнейшее количество (более тысячи). Связи их мозга за период обучения (3-5 лет) менялись на 7 %.

В рамках сегодняшнего понимания синестезию развить можно, но потребуется очень долгое время упорной и направленной работы.


Автор: Леонидов Антон, 2017

Подписывайтесь на нашу ленту чтобы читать новые статьи первыми.



koparev.livejournal.com

Что такое синестезия, почему синий цвет может пахнуть малиной и как рисуют слепые

Хорошая статья про синестезию, всё изложено кратко и доступно. Про собственный опыт жизни с разными формами синестезии напишу в следующем посте, а здесь — статья Дарьи Варламовой с сайта «теории и практики».

Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной

Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности. О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина. Но со временем выяснилось, что «цветной слух» — лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена — синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».

Что это такое
Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.


Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Можно ли стать синестетиком?
Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.
Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Недостаток или преимущество?
Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

«Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».
Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.
Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке
В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Статья здесь: http://theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy
Картинка с сайта http://www.factroom.ru/facts/29976

Добавлю от себя:

В некоторых кругах считается, что синестезия — это также восполнение функций недостающих, поврежденных или отсутствующих органов через активацию других. Например, люди с проблемами слуха развивают более внимательный взгляд для чтения губ собеседника и могут воспринимать настроение через вибрации голоса, ощущаемые всем телом, а не слуховым аппаратом. Мозг среднестатистического  человека обычно «запрещает» нам видеть и слышать вне общих спектров световых и звуковых волн, при этом подавляя более тонкие органы чувств, такие как шишковидную железу, гипофиз и прочие ментальные тела. Однако, при нарушении функций того или иного органа, мозг адаптируется под ситуацию и позволяет считывать информацию с окружающей реальности «нефизическими» чувствами, то есть немного выйти за рамки дозволенного матрицей. Включается то самое «шестое чувство», а иногда и целый набор чувств.

Отличный пример этому — слепой турецкий художник Эшреф Армаган:

Уникальность этого человека в том, что вот уже 35 лет он рисует прекрасные картины масляными красками. Но при этом, он абсолютно слепой с самого рождения и никогда не видел окружающий его мир, не видел света и не ощущал обилия красок вокруг. Но это совершенно не мешает ему мечтать и творить.

Джон Кеннеди, профессор психологии Восприятия и Познания Университета Торонто в Скарборо так выразился о способностях Эшрефа Армагана: » Г-н Армаган является очень важной фигурой в истории живописи и, тем более, в истории науки. Его картины являются замечательными. Я был поражен его рисунками и его работой с красками. Он является первым человеком в истории, который наглядно продемонстрировал, что слепой от рождения человек может абсолютно нормально развиваться без визуального контакта с внешним миром. До него ничего подобного зафиксировано не было, и тем более никогда не было аналогичных случаев в истории изобразительного искусства».

Когда Эшреф берется за очередную картину, он нуждается в абсолютной тишине вокруг. Первым делом, если в его картине планируется новый объект, Эшреф изучает его очертания, используя для этого шрифт Брайля, и только после этого наносит этот объект на свое полотно. Эшреф Армаган не может просто так рисовать свои картины, он должен чувствовать то, что рисует, он старается быть «внутри» своей картины. Поэтому, к примеру, когда он рисует картину моря, он часто надевает спасательный жилет, чтобы не утонуть в этом море! Удивительное восприятие окружающей действительности, не правда ли?

Когда к нему приходит творческий настрой и если он прочувствовал свою будущую картину и доволен ею — только тогда он начинает наносить масло на холст собственными пальцами. Из-за того, что он применяет только один цвет краски за один раз, иногда приходится ждать два или три дня, пока засохнет уже нанесенная краска и картина не станет готова к нанесению следующего цвета. Этот метод живописи совершенно уникальный и пользуется им только один человек на планете — Эшреф Армаган. Во время своего творческого процесса, он не получает никакой помощи от окружающих и творит полностью сам. Это удивительно, но он каким-то невероятным образом научился рисовать перспективу! Как это вообще возможно, чтобы слепой от рождения человек осознал, что такое перспектива в рисунке? Это невообразимо.

Картины Эшрефа:






digitall-angell.livejournal.com

2.3. Синестезия

Всередине ХХ в. синестезию серьезно стали изучать психологи и лингвисты. Американский психолог Дж. Струп в 1935 г. заметил, что если слово «синий» написать красным цветом, то человек будет отвечать на вопрос «Какого цвета это слово?» немного медленнее, чем обычно. Было доказано, что синестезия характерна для всех людей, но проявляется она в подавляющем большинстве случаев на бессознательном уровне. Содержание понятия синестезии в психологическом аспекте наиболее кратко характеризуется ее определением как «межсенсорной ассоциации», т. е. способности именно ассоциативно, в воображаемом сопоставлении «видеть» колорит музыкальной тональности или, наоборот, «слышать» звучание цветов и т. д. Причем цвета

вданном случае наделяются внесветовыми характеристиками, а объекты, напрямую не связанные с цветом, — цветовыми. Общим здесь является оценка, родство чувственных тонов различных ощущений. Синестезии могут либо возникать избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на все ощущения определенной области. В философских исследованиях синестезия характеризуется как межчувственная ассоциация. При этом отмечается, что данный феномен — один из признаков человеческой чувственности, отражающий целостные свойства действительности. Это проявление «сущностных сил» человека, культивируемых в сфере его социальной практики, в том числе в искусстве [50].

Таким образом, как отмечает Б. М. Галеев, термин «синестезия» применительно к искусству обозначает не сами соощущения в их чистом виде,

аболее сложные, содержательные сопоставления — от отдельных межчувственных метафор до развернутых стилевых аналогий между разными видами искусства. Искусство как форма художественной коммуникации обращается, прежде всего, к тем синестезиям, которые обладают определенной общезначимостью [51].

Теоретики искусства отмечали, что в истории культуры каждая эпоха формирует свой «синестетический фонд» и эволюция этого фонда связана с переходом от ранних пространственных, пластических синестезий к цветовым. Также происходит смена акцентов в самих выразительных средствах любых искусств, в первую очередь изобразительных, где интерес к рисунку постепенно сменяется большим интересом к цвету, колориту, причем эта смена акцентов происходит нарастающими волнами (последующее за ренессансом цветоносное барокко и более насыщенные по этому признаку романтизм, символизм, сдержанный классицизмом и т. д.). Аналогична эволюция музыки: торжество мелодического «рисунка» уступило со временем место «красочности» и «светоносности» инструментовки и гармонии. В искусстве слова также привычно противопоставлять «живописность» романа «пластичности» более ранних литературных жанров [52].

Вразной степени способность связывать в сознании видимое и слышимое, запахи и звуки присуща каждому человеку в той или иной мере, так же, как развито у него творческое воображение. Синестезия как проявление метафорического мышления, базирующегося на механизме ассоциаций, —

studfiles.net

Синестезия — это… Что такое Синестезия?

Синестези́я (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в неврологии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом (Christof Koch) из Калифорнийского технологического института[1].

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слышать любимую песню каждый раз, когда едят шоколад.

Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы, цифры и слова (например, буква А всегда кажется ярко-зеленой).

Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орга́н» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Еще в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.

По мнению Чарльза Осгуда, именно феномен синестезии, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, служит основой метафорических переносов и оценок и делает возможным метод семантического дифференциала.

Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.

См. также

Ссылки

  • Córdoba M.J. de, Hubbard E.M., Riccò D., Day S.A., III Congreso Internacional de Sinestesia, Ciencia y Arte, 26-29 Abril, Parque de las Ciencias de Granada, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Edición Digital interactiva, Imprenta del Carmen. Granada 2009. ISBN 978-84-613-0289-5
  • Córdoba M.J. de, Riccò D. (et al.), Sinestesia. Los fundamentos teóricos, artísticos y científicos, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Granada 2012. ISBN 978-84-939054-1-5
  • Cytowic, R.E., Synesthesia: A Union of The Senses, second edition, MIT Press, Cambridge, 2002. ISBN 978-0-262-03296-4
  • Cytowic, R.E., The Man Who Tasted Shapes, Cambridge, MIT Press, Massachusetts, 2003. ISBN 0-262-53255-7. OCLC 53186027
  • Marks L.E., The Unity of the Senses. Interrelations among the modalities, Academic Press, New York, 1978.
  • Riccò D., Sinestesie per il design. Le interazioni sensoriali nell’epoca dei multimedia, Etas, Milano, 1999. ISBN 88-453-0941-X
  • Riccò D., Sentire il design. Sinestesie nel progetto di comunicazione, Carocci, Roma, 2008. ISBN 978-88-430-4698-0
  • Tornitore T., Storia delle sinestesie. Le origini dell’audizione colorata, Genova, 1986.
  • Tornitore T., Scambi di sensi. Preistoria delle sinestesie, Centro Scientifico Torinese, Torino, 1988.

Примечания

dic.academic.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *