Скрининг в психологии это – Доклад на тему : «Скрининговые обследования. Мониторинг»

Доклад на тему : «Скрининговые обследования. Мониторинг»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

hello_html_m2a4a1988.jpg

Выступление на семинаре-практикуме

«Повышение профессиональной

компетентности работников

социально-психологической

службы ОУ Красногвардейского района в соответствии с

требованиями профстандарта»

подготовила

педагог-психолог І категории

МБОУ «Полтавская школа»

Сейтнебиева Севиль Наримановна,

2016г.

Тема : Скрининговые обследования ( мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

( Слайд 2)

Психологический скрининг – это особым образом, выстроенная экспресс-диагностика. Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития.

Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чём причина этих трудностей ( это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет :

(слайд 3)

  1. Обнаруживать проблемы здесь и сейчас

  2. Фиксировать динамику развития детей по определённым значимым показателям

  3. Проводить сравнительный анализ , т.е выявить лиц, нуждающихся в психологической

помощи.

( Слайд 4)

Цель проведения скринингового обследования – выявление детей группы риска ( например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определённой категории. В процессе обследования используются высокостандартизированные методики, позволяющие быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной (обычно индивидуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, — достаточное основание для заключения о соответствии развития ребёнка возрастной норме.

( Слайд 5)

Углубленная психологическая диагностика проводится уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т.е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

( Слайд 6 )

Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих или коррекционных мероприятий.

Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

( Слайд 7)

Итоговая диагностика даёт возможность оценить состояние ребёнка по окончании курса коррекционной работы.

Скрининг не является мониторингом ( т.к. по задачам ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иной видов деятельности). А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Результаты скрининга сформулированы на профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.

( Слайд 8) (Слайд 9, 10)

Мониторинг — это многоуровневая иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Мониторинг рассматривается в соотношении : мониторинг – исследование – экспертиза – измерение – диагностика.

Мониторинг – самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Особенностью мониторинга является его вариативность .

Исследование – это характерный для науки способ порождения, получения, производства нового знания. ( Например, Социометрическое исследование; цель : изучение взаимоотношений в группе, коллективе. Выявление лидера («звёзд»), отверженных , «аутсайдеров».

Экспертиза . Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное обследование человека, где решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на ясно сформулированный практический вопрос. Мониторинг и экспертизу роднит наличие у специалиста глубоких знаний и психологии, и педагогики. Экспертиза – разовая процедура.

Измерение – процедура качественной и количественной оценки определённого свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей задаче получения информации об объекте.

Диагностика – это :

Во первых, это деятельность по выявлению и изучению индивид.-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Во-вторых, это совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека.

Большинство психологических мониторингов представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.

В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведённого им анализа существующих проблем.

Результаты диагностики — это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые опирается сам психолог при выстраивании практической работы по решению проблем.

Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга и оформляются документально :

  • «Анализ психологического исследования класса»

  • «Анализ психологического исследования по параллели»

  • Общешкольный анализ психологического исследования»

  • «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики»

Итак, мы ставим знак равенства между мониторингом и диагностикой, потому что используем приёмы психологического диагностирования для сбора информации.

Если это мониторинг УУД, то существует 3 варианта :

Вариант 1. Скрининговая диагностика. Экспресс уровень.

Мониторинг проводят учитель и психолог на основе наблюдений учителя. Данные фиксируются в « Сводной ведомости психол.мониторинга УУД». По итогам мониторинга педагог-психолог делает заключение, разрабатывает рекомендации для учителя, родителей, определяет программу психологического мониторинга.

Вариант 2. Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.

Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики показали снижение уровня развития УУД. Также, данные фиксируются в сводной ведомости психол.мониторинга, по итогам пишется заключение, разрабатываются рекомендации.

Вариант 3. Экспертная оценка учителя. Экспресс уровень.

Обычно, этот вариант используется где нет педагога-психолога, Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения. но я его использую, заполняем таблицу вместе с учителем.

Конечно же педагог-психолог опирается на содержание банка психодиагностических методик.

Мониторинг может проводиться в начале года ( стартовая диагностика) — октябрь-ноябрь, и в конце учебного года ( итоговая диагностика) — апрель – май.

Промежуточный мониторинг ( январь-февраль) необходим, в отношении тех учащихся, которые показали низкий уровень развития УУД.

( слайд 11 )

Методы мониторинга

К методам мониторинга необходимо отнести :

( слайд 12 — 13 )

Требования к психолого-педагогическому мониторингу.

Психолого-педагогический мониторинг должен отвечать целому ряду требований :

  • Планирование включает подбор и апробацию методов и методик. Составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых.

  • Место проведения исследования должно отвечать санитарно-гигиеническим , психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую рабочую обстановку.

  • Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

  • Инструкция должна быть чёткой, краткой и однозначной.

  • Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным.

  • Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

infourok.ru

Скрининг — это… Что такое Скрининг?

  • Скрининг — (от англ. screening  «отбор, сортировка») может означать: Скрининг (медицина)  система первичного обследования групп клинически бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания; Пренатальный скрининг Скрининг… …   Википедия

  • Скрининг — специальная проверка кредитоспособности, устойчивости и добропорядочности партнера на основе данных аудиторских проверок, справочников, финансовых проверок и пр. По английски: Scrining См. также: Заемщики Принципы кредитования Финансовый словарь… …   Финансовый словарь

  • СКРИНИНГ — [англ. screening Словарь иностранных слов русского языка

  • скрининг — обследование, испытание Словарь русских синонимов. скрининг сущ., кол во синонимов: 8 • испытание (46) • …   Словарь синонимов

  • скрининг — Проверка кредитоспособности потенциальных партнеров, их порядочности. Наиболее простой способ проверки изучение известных справочников, где отражена история и текущее положение компании, ее финансовое состояние, наличие прогрессивных идей в… …   Справочник технического переводчика

  • скрининг — выделение искомого микроорганизма из смешанной популяции путем получения клона из отдельной клетки. Термин широко используется в генетике и селекции микроорганизмов, в генет. инженерии для обозначения работы по выделению нужного мутанта… …   Словарь микробиологии

  • СКРИНИНГ — (англ. screening, от screen просеивать, сортировать), предварительный отбор ядовитых веществ по показателям токсичности или вредности для последующего более детального исследования. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная… …   Экологический словарь

  • Скрининг — массовые профилактические обследования населения… Источник: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (утв. Минздравом РФ 06.02.2004 N 11 2/4 09) …   Официальная терминология

  • Скрининг — (screening) 1. Проверка кредитоспособности, устойчивости и добросовестности потенциальных партнеров; 2. Создание условий для корректного выявления их предпочтений …   Экономико-математический словарь

  • СКРИНИНГ — Специальная проверка кредитоспособности, устойчивости и добропорядочности партнера на основе данных аудиторских проверок, справочников, финансовых проверок и пр. (англ. Scrining) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Скрининг — * скрынінг * screening 1. В генетике метод или комплекс методов, позволяющий идентифицировать единичный объект исследований путем перебора большого числа объектов особь в популяции, отдельную клетку с искомыми свойствами, участок нуклеотидной… …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • psychology_pedagogy.academic.ru

    СКРИНИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     

    СКРИНИНГОВАЯ  ДИАГНОСТИКА  КАК  ОСНОВА  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  РАБОТЫ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  В  НАЧАЛЬНОЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

    Степанова  Ирина  Федоровна

    педагог-психолог  муниципального  автономного  общеобразовательного  учреждения  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  1  с  углубленным  изучением  отдельных  предметов  им.  И.А.  Куратова»,

    РФ,  г.  Сыктывкар

    Emailirinastepanova1961@icloud.com

     

    SCREENING  TESTS  AS  THE  BASIS  FOR  THE  PROJECT  WORK  OF  SCHOOL  PSYCHOLOGYST  OF  ELEMENTARY  SCHOOL

    Irina  Stepanova

    school  psychologist  of  the  Municipal  Autonomous  Educational  Institution  «Secondary  comprehensive  school  No.1  named  after  Kuratov»,

    RussiaSyktyvkar

     

    АНОТАЦИЯ

    Предложен  психодиагностический  инструментарий  для  проведения  скрининговых  исследований  учащихся  начального  звена  общеобразовательной  школы.  Результаты  исследований  позволяют  выявить  индивидуально-психологических  особенностей  личности  учащихся,  определить  динамику  их  развития  на  разных  ступенях  обучения,  разработать  стратегию  профессиональной  деятельности  педагога-психолога.

    ABSTRACT

    In  the  article  the  author  presents  psycho-diagnostic  tests  for  screening  researches  ofelementary  school  pupils.  The  results  of  screening  tests  help  to  focus  individual  psychological  characteristics  of  pupils’  personality,  determine  the  dynamics  of  their  development  in  different  school  grades  and  work  out  the  strategy  of  the  professional  work  of  school  psychologist.

     

    Ключевые  слова:  психология;  скрининг;  начальное  образование.

    Keywords:  psychology,  screening,  elementary  education.

     

    Решение  проблем  воспитания  и  обеспечение  развития  качеств  личности,  отвечающих  требованиям  информационного  общества,  инновационной  экономики,  задачам  построения  гражданского  общества  на  основе  диалога  культур,  толерантности  и  уважения,  обусловленных  тенденциями  развития  многонационального,  поликультурного  и  поликонфессионального  российского  общества,  невозможно  без  участия  образовательных  учреждений.

    Общеобразовательная  школа  исторически  рассматривалась  в  качестве  одного  из  значимых  институтов  социализации  ребенка.

    В  течение  последнего  десятилетия  федеральный  государственный  образовательный  стандарт  (далее  –  ФГОС)  является  направляющей  системы  общего  образования.  Новые  ФГОС  второго  поколения  строятся  на  мощной  психолого-педагогической  составляющей  образовательного  процесса  и  предъявляют  высокие  требования  к  уровню  психологической  компетентности  его  участников.  Так,  введение  ФГОС  существенно  повысило  роль  педагога-психолога  в  обеспечении  его  реализации,  привнеся  конкретику  в  деятельность  и  место  педагога-психолога  в  образовательном  процессе.

    В  условиях  реализации  новых  ФГОС  начального  общего  и  основного  общего  образования  психолого-педагогическое  сопровождение  выстраивается  как  целостная,  системно-организованная  деятельность,  в  процессе  которой  создаются  условия  для  успешного  развития  ребенка.

    Одной  из  основных  задач  психолого-педагогического  сопровождения  является  систематическое  отслеживание  психолого-педагогического  статуса  ребенка  и  динамики  его  психологического  развития  в  процессе  школьного  обучения,  подбор  методов  и  средств  оценки  сформированности  универсальных  учебных  действий  [13;  14;  4,  с.  27].  Эту  задачу  решает  диагностический  блок  деятельности  педагога-психолога  в  школе,  условно  разделенный  на  две  части:  групповые  и  индивидуальные  (глубинные)  психологические  исследования  личности  школьников.

    Скрининг,  как  форма  реализации  деятельности  в  рамках  диагностического  блока,  представляет  собой  специфическую  деятельность  психолога  в  отношении  учащихся  разных  возрастных  групп  [2,  с.  5].  Эта  деятельность  реализуется  посредством  стандартного  набора  экспресс-методик,  позволяющих  изучать  динамику  развития  ребенка  на  различных  этапах  школьного  обучения.  Такое  исследование  дает  возможность  при  минимальных  временных  затратах  учащихся  и  психолога  оценить  различные  интегральные  показатели  обучающихся.  Под  интегральными  показателями  следует  понимать  индивидуально-типологические  свойства  личности  испытуемых  [4].

    Диагностическим  инструментарием  для  скрининга  могут  служить  стандартизованные  монометрические  тесты,  тестовые  батареи,  вопросники,  а  также  проективные  визуальные,  вербальные,  графические  тесты,  характерные  для  глобального  подхода  к  оценке  личности.  Выбор  измерительного  психологического  инструментария  зависит  от  пристрастий  специалиста,  его  квалификации,  опыта  и  цели,  которая  стоит  перед  диагностом.

    Существует  несколько  основных  требований  к  отбору  методик,  используемых  в  скрининге:

    • относительная  краткость  и  простота  применения,  обеспечивающая  комфортное  состояние  испытуемых;
    • высокая  валидность,  обеспечивающая  надежную  дифференциацию  испытуемых  по  выбранному  показателю.

    Для  измерения  интегральных  показателей  предлагаются  к  использованию  методики,  раскрывающие  содержание  скрининга  для  учащихся  начального  общего  образования,  приведенные  в  таблице  №  1.

    Таблица  1.

    Таблица  психологического  диагностического  инструментария

    интегральный  показатель

    возможные  методики

    направления  скрининга

    учащиеся  1  классов

    первичная  информация  о  свойствах  внимания  –  концентрация,  устойчивость,  переключаемость,  психомоторный  темп

    Тест  Тулуз-Пьерона

    регулятивные  универсальные  учебные  действия

    первичная  информация  о  свойствах  зрительно-моторной  координации,  пространственного  восприятия

    Гештальт-тест  Бендер

    познавательные  универсальные  учебные  действия

    первичная  информация  о  сформированности  (несформированности)  учебной  мотивации

    Проективный  рисуночный  тест  «Что  мне  нравится  в  школе?»

    личностные  универсальные  учебные  действия

    первичная  информация  о  положении  ребенка  в  системе  внутрисемейных  отношений

    Проективный  рисуночный  тест  «Моя  семья»

    коммуникативные  универсальные  учебные  действия

    первичная  информация  о  самооценке

    Методика  «Лесенка»,  автор  Щур  В.Г.

    личностные  универсальные  учебные  действия

    учащиеся  2  классов

    оценка  сформированности  навыка  чтения

    Тест  Ясюковой  Л.А.  «Навык  чтения»

    познавательные  универсальные  учебные  действия

    измерение  начальной  стадии  формирования  абстрактного  мышления

    Субтест  «Абстрактное  мышление»  из  теста  Амтхауэра

    познавательные  универсальные  учебные  действия

    измерение  уровня  тревожности

    ЦТО  (на  основе  цветового  тест  Люшера)

    регулятивные  универсальные  учебные  действия

    учащиеся  3  классов

    изучение  личностных  особенностей  младших  школьников

    детский  личностный  опросник  Кеттелла  (в  модификации  Ясюковой)

    регулятивные  и  личностные  универсальные  учебные  действия

    изучение  структурно-визуального,  структурно-динамического  визуального  и  комбинаторно-визуального  мышления

    серии  В,  С,  Д  прогрессивных  матриц  Равена 

    познавательные  универсальные  учебные  действия

     

     

    Скрининг  (от  англ.  screen  –  просевать,  сортировать)  предполагает  предварительное  (ориентировочное)  изучение  свойств  личности  учащихся,  что  в  свою  очередь  позволяет  выявить  детей  как  с  дефицитарными  особенностями,  без  точной  квалификации  и  глубины  нарушений,  так  и  детей  «средней  нормы»  и  высоким  потенциалом  развития  [3,  с.  84].  На  основе  данных  скрининга  возможно  очертить  круг  педагогических  и  социальных  проблем  учащихся.

    Функциональное  назначение  скрининга  в  условиях  реализации  новых  ФГОС  направлено:

    1. на  обнаружение  ресурсных  сторон  личности  учащихся,  раскрытие  их  потенциала;
    2. на  определение  специфических  образовательных,  медицинских,  социальных  потребностей  учащихся  на  раннем  этапе  обучения  в  школе;
    3. на  предотвращение  появления  вторичных  нарушений  социального  характера;
    4. на  проектирование  дальнейшей  деятельности  педагога-психолога  по  психологическому  сопровождению  участников  образовательного  процесса.

    Результаты  скринингового  исследования  вносятся  в  разработанные  карты  индивидуального  развития  ребенка,  дополняемые  ежегодными  сведениями  вначале  и  в  конце  учебного  года,  а  также  в  карту  «Психологическая  характеристика  класса».  В  этих  таблицах  указаны  все  замеряемые  показатели  и  полученные  данные  на  каждого  учащегося.

    По  окончании  диагностических  процедур  проводятся  индивидуальные  консультации  для  педагогов,  на  которых  учитель  знакомится  с  результатами  скринингового  исследования  каждого  ребенка  и  класса  в  целом.  Учителю  объясняется  смысл  каждого  замеряемого  показателя,  дается  характеристика  возможностей  каждого  учащегося,  проводится  совместный  анализ  положения  ребенка  в  группе  сверстников,  обсуждаются  особенности  поведения  и  учебной  деятельности,  разрабатываются  совместные  психолого-педагогические  и  социальные  стратегии  для  конкретного  учащегося  и  класса  в  целом.

    Карта  «Психологическая  характеристика  класса»  и  карты  индивидуального  развития  учащихся  заполняются  совместно  с  учителем  и  передаются  учителю  для  рабочего  пользования.

    Итоги  скрининговых  исследований,  отраженные  в  аналитических  справках,  являются  предметом  для  обсуждения  на  заседаниях  медико-социального  психолого-педагогического  консилиума,  которые  проводятся  планово  в  соответствии  с  планом  работы  школы.

    Для  родителей  организуются  групповые  консультации,  на  которых  объясняется  смысл  каждого  замеряемого  показателя,  его  влияние  на  успешность  усвоения  учебных  дисциплин,  на  самочувствие  ребенка,  на  развитие  личностных  качеств,  обсуждаются  трудности,  с  которыми  учащиеся  могут  столкнуться,  предлагаются  возможные  пути  выхода  из  проблем.  Таким  образом,  групповое  консультирование  для  родителей  превентивно  разрешает  многие  проблемы  школьной  дезадаптации.

    При  выявлении  учащихся  с  дефицитарными  особенностями  педагогом-психологом  проводится  дифференциальное  исследование  личности  такой  группы,  а  именно  изучение  эмоционально-волевой  и  познавательной  сфер,  условий  воспитания  и  других  характеристик.  Под  дефицитарными  особенностями  подразумеваются  показатели  стандартизованных  тестов  на  уровне  патологии  и  слабом  уровне  развития  (по  сравнению  с  нормами),  а  также  результаты  интерпретации  проективных  тестов,  свидетельствующие  о  неблагоприятных  условиях  развития.  Итоги  исследования  закрепляются  в  карте  оптимального  социально-педагогического  маршрута  ученика.  Роль  учителя  на  этом  этапе  исследования  состоит  в  изучении  и  анализе  продуктов  интеллектуальной  и  творческой  деятельности  ученика,  и  закреплении  совместно  с  педагогом-психологом  результатов  исследования. 

    Для  родителей  учащихся  с  выявленными  дефицитарными  особенностями  (когнитивными,  соматическими,  эмоциональными,  поведенческими)  проводится  индивидуальное  психологическое  консультирование,  на  котором  обсуждаются  особенности  и  возможности  учащегося,  разрабатывается  оптимальный  для  конкретного  ребенка  социально-педагогический  маршрут.

    На  основании  разработанного  оптимального  социально-педагогического  маршрута  ученика  осуществляется  коррекционно-развивающая  работа,  целью  которой  является  устранение  причин  и  условий  возникновения  трудностей.  Неотъемлемой  частью  этой  работы  является  осмысление  результатов  деятельности  участников  образовательного  процесса. 

    Таким  образом,  скрининг  в  образовательном  процессе  выступает  в  качестве  фундаментальной  части  исследовательской  деятельности,  направленной  на  предупреждение  школьной  дезадаптации,  укрепление  здоровья  учащихся  и  раскрытие  их  потенциала,  создание  безопасной  и  комфортной  образовательной  среды.

     

    Список  литературы:

    1. Анастази  А.  Психологическое  тестирование:  В  2-х  кн.  Кн.  2  /  Пер.  с  англ.,  предисл.  К.М.  Гуревича.  –  М.:  Педагогика,  1982.  –  318  с.
    2. Ануфриев  А.Ф.  Научные  основы  психодиагностики:  два  подхода  //  Вестник  Московского  государственного  гуманитарного  ун-та  им.  М.А.  Шолохова.  Педагогика  и  психология.  Выпуск  3,  2010.  –  С.  1–10.
    3. Александрова  Л.А.  К  концепции  жизнестойкости  в  психологии  Сибирская  психология  сегодня:  сб.  науч.  тр.;  под  ред.  М.М.  Горбатовой,  А.В.  Серого,  М.С.  Яницкого.  –  Кемерово:  Кузбассвузиздат,  2004.  –  С.  82–90.
    4. Асмолов  А.Г.  Как  проектировать  универсальные  учебные  действия  в  начальной  школе.  М.:  Просвещение.  2008.  –  160  с.
    5. Бурменская  Г.В.,  Барабанова  О.А.,  Лидерс  А.Г.  Возрастное  психологическое  консультирование.  Проблемы  психического  развития  детей.  –  М.:  Изд-во  МГУ,  1990.
    6. Войтко  В.И.,  Гильбух  Ю.З.  О  некоторых  основных  понятиях  психодиагностики  //  Вопросы  психологии.  –  №  4,  –  1976.  –  С.  16–31.
    7. Гуткина  Н.И.  Психологическая  готовность  к  школе.  –  М.:  НПО  «Образование»,  1996.  –  160  с.
    8. Дружинин  В.Н.  Психологическая  диагностика  способностей.  Теоретические  основы.  Ч.  1.  –  Саратов,  1990.  –  371  с.
    9. Ломов  Б.Ф.  Методологические  и  теоретические  проблемы  психологии.  –  М.:  Наука,  1984.  –  444  с.
    10. Макшанцева  Л.В.,  Луцкова  Е.А.  Определение  взаимосвязи  уровня  тревожности  и  адаптивности  подростков  //  Системная  психология  и  социология.  №  12,  2014.  –  [Электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.systempsychology.ru/
    11. Психодиагностика:  теория  и  практика  /  Перев.  с  нем.  под  ред.  Н.Ф.  Талызиной.  –  М.,  1986.  –  207  с.
    12. Семаго  М.М.  Проблемные  дети:  основы  диагностической  и  коррекционной  работы  психолога  /  М.М.  Семаго,  Н.Я.  Семаго.  –  М.:  Изд-во  Аркти,  2003.  –  208  с.
    13. О  реализации  национальной  образовательной  инициативы  «Наша  новая  школа»:  Распоряжение  Правительства  РФ  от  07.09.2010  №  1507-р  //  Собрание  законодательства  РФ.  –  №  37,  –  2010.  –  ст.  4778.
    14. Об  утверждении  и  введении  в  действие  федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования:  Приказ  Минобрнауки  России  от  06.10.2009  №  373  //  Бюллетень  нормативных  актов  федеральных  органов  исполнительной  власти.  №  12,  2010.

    sibac.info

    Скрининговые обследования — Мои статьи — Социально-психологическая служба и логопедия

    Тема:  Скрининговые обследования ( мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.

    ( Слайд 2)   
     Психологический скрининг – это особым образом, выстроенная экспресс-диагностика.  Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития. 
         Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чём причина этих трудностей (это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет:    

    (Слайд 3)
    1)    Обнаруживать проблемы здесь и сейчас
    2)    Фиксировать динамику развития детей по определённым  значимым показателям
    3)    Проводить сравнительный анализ , т.е выявить лиц, нуждающихся в психологической 
    помощи.

    ( Слайд 4)
         Цель  проведения  скринингового  обследования – выявление детей  группы риска ( например, недостаточно готовых к обучению в школе). Оно  проводится массово, с большими  группами воспитанников определённой категории. В процессе обследования используются высокостандартизированные методики, позволяющие быстро получить  общую  оценку тех или иных психологических   особенностей  воспитанников. 
         Результаты обследования  не могут считаться окончательными.  Низкий результат служит  основой не для окончательных выводов, а лишь для проведения более углубленной  (обычно индивидуальной) психологической диагностики.  Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом  обследовании, — достаточное  основание  для  заключения  о соответствии  развития  ребёнка возрастной норме.
         
    ( Слайд 5)
        Углубленная  психологическая  диагностика   проводится  уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной  развивающей  или  коррекционной работе, т.е. в специальной  психологической  помощи.  Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

       ( Слайд 6 )
    Динамическое  обследование,  с помощью которого  прослеживается  динамика  развития, эффективность обучения, развивающих или коррекционных   мероприятий.
    Может проводиться  несколько раз  в течение  одного коррекционного курса.

      ( Слайд 7)
     Итоговая  диагностика  даёт возможность   оценить  состояние  ребёнка по окончании курса  коррекционной работы. 
       Скрининг не является  мониторингом  (т.к. по задачам ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иной видов деятельности). А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Результаты скрининга сформулированы  на  профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.

     ( Слайд 8)        (Слайд 9,  10)
      Мониторинг  —   это   многоуровневая  иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации.  Мониторинг  рассматривается в соотношении: мониторинг – исследование – экспертиза – измерение – диагностика.
         Мониторинг – самостоятельный  вид профессиональной  деятельности.
    Особенностью мониторинга является  его вариативность.
       Исследование  –  это характерный  для науки способ порождения, получения, производства  нового знания.  (Например, Социометрическое   исследование. Цель: изучение взаимоотношений  в группе, коллективе. Выявление лидера («звёзд»), отверженных, «аутсайдеров».
       Экспертиза .  Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное обследование человека, где  решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего  на  ясно сформулированный практический вопрос.  Мониторинг и экспертизу  роднит наличие у специалиста глубоких знаний и психологии, и педагогики. Экспертиза – разовая процедура.
        Измерение – процедура  качественной  и  количественной  оценки  определённого свойства, в процессе которой числа или порядковые величины приписываются вещам и явлениям по особым правилам. Мониторинг обязательно содержит в себе процедуры измерения, но по своей сути он более широкая и сложная деятельность, в которой процедура измерения подчинена общей  задаче получения информации об объекте.
      Диагностика – это :
     Во первых,  это деятельность по выявлению и изучению индивид.-психологических и индивидуально-психофизиологических  особенностей человека. 
      Во-вторых, это совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека. 
        Большинство психологических мониторингов представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.
        В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведённого им анализа существующих проблем. 
         Результаты  диагностики  — это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые  опирается сам психолог при выстраивании практической работы по решению проблем.
         Полученные  данные  диагностики   заносятся в сводную таблицу мониторинга и оформляются документально : 
    •    «Анализ психологического исследования класса»
    •    «Анализ психологического исследования по параллели»
    •    Общешкольный анализ  психологического  исследования»
    •    «Рекомендации  по  результатам  мониторинга  и диагностики»
        Итак, мы ставим  знак  равенства между мониторингом и  диагностикой, потому что используем  приёмы  психологического диагностирования  для  сбора информации.
    Если это мониторинг УУД, то существует 3 варианта :
       Вариант 1.   Скрининговая  диагностика.  Экспресс уровень.
    Мониторинг проводят учитель и психолог на основе наблюдений учителя. Данные фиксируются в «Сводной ведомости  психол. мониторинга УУД».  По итогам мониторинга  педагог-психолог делает   заключение, разрабатывает рекомендации  для  учителя, родителей,  определяет программу  психологического мониторинга.
       Вариант 2.    Индивидуальная диагностика. Углубленный уровень.
    Мониторинг проводит педагог-психолог на основе индивидуальной диагностики либо всех обучающихся класса, либо тех обучающихся, которые по итогам скрининговой диагностики показали снижение уровня развития УУД.  Также,  данные  фиксируются  в  сводной ведомости психол. мониторинга,  по итогам пишется заключение, разрабатываются рекомендации.
       Вариант 3.   Экспертная  оценка учителя. Экспресс уровень.
    Обычно, этот вариант используется где нет педагога-психолога,   Мониторинг проводит учитель на основе наблюдения.       но я его использую, заполняем таблицу вместе с учителем.
    Конечно же педагог-психолог опирается  на содержание  банка  психодиагностических  методик.
       Мониторинг может проводиться в начале года ( стартовая диагностика) — октябрь-ноябрь, и в конце учебного  года ( итоговая диагностика)  — апрель – май. 
     Промежуточный мониторинг  ( январь-февраль) необходим,  в отношении тех учащихся, которые показали низкий уровень развития УУД.
         
        (Слайд 11 )
     Методы  мониторинга
    К методам мониторинга  необходимо отнести :
    •    Наблюдение
    •    Беседа
    •    Изучение продуктов деятельности
    •    Тестирование
    •    Анкетирование

    (Слайд 12 — 13 )
    Требования  к  психолого-педагогическому мониторингу.
            Психолого-педагогический мониторинг  должен отвечать   целому  ряду  требований:
    •    Планирование  включает  подбор  и апробацию методов и методик. Составление  логической и хронологической схем исследования, выбор контингента   и количества  испытуемых.
    •    Место проведения  исследования должно отвечать   санитарно-гигиеническим, психологическим  требованиям, т.е. обеспечивать  определённый  комфорт  и  непринуждённую  рабочую  обстановку.
    •    Техническое  оснащение  должно соответствовать  решаемым  задачам, всему ходу исследования и уровню  анализа  получаемых  результатов.
    •    Инструкция должна быть чёткой, краткой и однозначной.
    •    Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным.
    •    Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования  данных.

    metodotdel.my1.ru

    сроки проведения и когда делают первый, второй и третий скрининг?

    Скрининг при беременности — это целый комплекс исследований, позволяющий родителям и врачам получить максимально полную информацию о здоровье еще не рожденного малыша. Скрининг позволяет выявить многие врожденные заболевания и физические характеристики. Как и когда проводится скрининг при беременности, зачем он нужен и какие обследования включает?

    Что собой представляет скрининг при беременности и зачем он проводится

    Скрининг при беременности — это комплекс обследований, в который входят УЗИ и биохимический анализ венозной крови на гормоны. Как правило, скрининг проводят трижды — в первом, втором и третьем триместре.

    В нашей стране обязательным является лишь плановое УЗИ-обследование беременных женщин. Полный скрининг считается дополнительным исследованием, которое обычно проводится по желанию будущей мамы. Но иногда врач настойчиво рекомендует пройти именно полное обследование. Если вам дали направление на полный скрининг, не паникуйте — это вовсе не означает, что врач подозревает какую-то патологию. Просто в некоторых ситуациях риск их развития статистически выше, и врачу необходимо знать о возможных опасностях для правильного ведения беременности. Скрининг при беременности обычно назначают:

    • беременным старше 35 лет, а также в том случае, если возраст отца превышает 40 лет;
    • при наличии генетических патологий у членов семьи;
    • при наличии в прошлом замершей беременности, выкидышей или преждевременных родов;
    • беременным, которые перенесли в первом триместре какое-либо инфекционное заболевание;
    • женщинам, вынужденным принимать лекарства, которые могут быть опасными для плода и влиять на развитие беременности;
    • женщинам, работающим на вредных производствах и/или тем, у кого есть вредные привычки.

    Раннее обнаружение патологий имеет очень большое значение. Это дает возможность приступить к лечению генетических заболеваний как можно раньше и если не полностью вылечить их, то хотя бы максимально купировать симптомы. Если при обследовании врач замечает какие-либо отклонения, беременность контролируется особенно тщательно, что дает возможность предупредить развитие осложнений или преждевременные роды. Если же обнаруженные патологии окажутся слишком тяжелыми и несовместимыми с жизнью, врач направит пациентку на прерывание беременности по медицинским показаниям.

    Скрининг при беременности безвреден как для мамы, так и для малыша. Это довольно точное исследование, хотя следует четко понимать, что оно не дает стопроцентной гарантии. Точность скрининга зависит от многих факторов — профессионализма исследователей, соблюдения женщиной правил подготовки к обследованию и других факторов.

    Первый скрининг при беременности

    Первый скрининг при беременности проводят между 11-ой и 13-ой неделями. Нет смысла проходить это обследование ранее — до 11-ой недели беременности многие показатели практически не поддаются определению.

    Исследование включает в себя два медицинских теста — УЗИ и анализ крови.

    УЗИ

    При помощи УЗИ врач определяет точный срок беременности, оценивает телосложение ребенка, его размеры (окружность головы, длину конечностей, рост), работу сердечной мышцы, симметричность головного мозга, объем околоплодных вод, структуру и размер плаценты, а также состояние и тонус матки. Для каждого из этих параметров есть показатели нормы, с которыми врач и будет сравнивать полученные результаты. Для 11–13-недельной беременности эти нормы составляют:

    • КТР (копчико-теменной размер, то есть длина плода от темени до копчика) — 43–65 мм. Если эта цифра больше нормы, значит, ребенок будет крупным. Отклонение в меньшую сторону говорит о замедленном развитии (причиной такого положения дел часто является гормональный дисбаланс или перенесенные будущей мамой инфекционные болезни), генетических патологиях или гибели плода (в этом случае сердце не будет прослушиваться). Впрочем, это может быть обусловлено и банальной ошибкой в определении сроков беременности.
    • БПР (бипариетальный размер, то есть расстояние от виска до виска) — 17–24 мм. Высокий БПР означает большой размер плода, но лишь при условии, что все остальные показатели говорят о том же. В противном случае речь может идти о грыже мозга или гидроцефалии. Низкий БПР говорит о замедленном развитии мозга.
    • ТВП (толщина воротникового пространства) — 1,6–1,7 мм. Отклонение от этой нормы (ТВП выше 3 мм) считается признаком некоторых тяжелых хромосомных патологий — синдрома Дауна, синдрома Эдвардса и т.п. Однако не следует паниковать раньше времени — никто не станет ставить столь серьезный диагноз лишь на основании ТВП. Для подтверждения требуется сдать анализ крови на гормоны и сделать биопсию внешней плотной оболочки эмбриона для последующего исследования.
    • Длина кости носа — 2–4,2 мм. Слишком маленькая кость носа может говорить о патологии или же просто о том, что нос у малыша будет курносым.
    • ЧСС (частота сердечных сокращений) — 140–160 ударов в минуту. Небольшое (до 40 ударов в минуту) отклонение в ту или иную сторону считается вариантом нормы.
    • Размер хориона, амниона и желточного мешка . Хорион — это внешняя оболочка плода, которая со временем станет плацентой. Если он расположен на нижней стенке матки, говорят о предлежании хориона. Это потенциально опасная ситуация, чреватая выкидышем, и в этом случае беременной рекомендован постельный режим.
    • Амнион — внутренняя оболочка, которая удерживает околоплодные воды. Нормальный объем околоплодных вод на сроке 11–13 недель — 50–100 мл.
    • Желточный мешок — это зародышевый орган, который в первые недели жизни плода выполняет роль некоторых внутренних органов, которые будут сформированы позже. К сроку первого скрининга желточный мешок должен практически исчезнуть (тогда в бланке обследования будет указано «не визуализируется»). Если же размер его составляет около 6 мм, то, возможно, у плода присутствуют определенные патологии.
    • Шейка матки . В норме ее длина к моменту первого скрининга составляет 35–40 мм. Более короткая шейка матки означает риск преждевременных родов.

    УЗИ проводят двумя способами — трансабдоминальным, при котором датчик УЗИ-аппарата располагается на животе, и трансвагинальным, при котором он вводится во влагалище. Трансвагинальное УЗИ дает более полную и точную информацию, но его обычно проводят только в первом триместре. Этот метод, как правило, используют при обследовании женщин с лишним весом, поскольку жировая прослойка в области живота не позволяет в деталях рассмотреть плод и матку.

    К УЗИ необходимо соответствующим образом подготовиться. Перед трансабдоминальным УЗИ советуют выпить примерно литр воды, чтобы на момент обследования мочевой пузырь был заполнен — тогда матка немного сместится в сторону живота и картинка будет четче.

    При трансвагинальном УЗИ степень наполненности мочевого пузыря не имеет никакого значения, однако перед обследованием лучше зайти в туалет — так будет комфортнее. Перед исследованием нужно принять душ или освежиться при помощи влажных салфеток.

    Скопление газов способно исказить результаты УЗИ, каким бы методом оно ни проводилось. Поэтому будущим мамам, страдающим от метеоризма, советуют за день до обследования принимать средства от метеоризма и не есть ничего газообразующего.

    На заметку
    Бытует мнение, что УЗИ «оглушает» нерожденного ребенка. Это, конечно, миф, возникший из-за незнания базовых законов физики. Ультразвук — это колебания высокой частоты, которые не слышны ни взрослым, ни детям. УЗИ — одно из самых точных, недорогих и безопасных исследований.

    Анализ крови

    Биохимический скрининг, который также называют двойным тестом, проводят для определения уровня двух гормонов (отсюда и название) — свободного b-ХГЧ и PAPP-A.

    b-ХГЧ (хорионический гонадотропин человека) начинает вырабатываться с первых дней беременности. Его количество постепенно нарастает примерно до 9-ой недели, а затем начинает плавно снижаться. В среднем для срока 11–13 недель нормой считается 50 000–55 000 мМЕ/мл. Повышенный уровень ХГЧ может свидетельствовать о многоплодной беременности, или — в худшем случае — генетических патологиях плода или наличии у матери сахарного диабета. Пониженный ХГЧ типичен для замершей беременности, внематочной беременности, гибели плода или определенных пороках развития (синдрома Патау и синдрома Эдвардса).

    PAPP-A — протеин А-плазмы. Норма содержания для срока 11–13 недель — 0,79–6,01 мЕд/л. Низкий PAPP-A — признак таких хромосомных патологий, как синдром Дауна и синдром Эдвардса, гибель плода и выкидыш, гипотрофия плода (дефицит массы тела) и преэклампсия.

    Высокий РАРР-А — признак многоплодной беременности, больших размеров плода или низкого расположения плаценты.

    Чтобы анализ крови дал максимально точные сведения, его нужно сдавать на голодный желудок, как минимум через 8 часов после последнего приема пищи. За 2–3 дня до анализа следует воздерживаться от жареной, жирной, острой, копченой пищи, шоколада, орехов, морепродуктов. Рекомендуется также не вступать в половые контакты. Все это не столь значительно, однако может тем или иным образом повлиять на результат.

    Второй скрининг при беременности

    Второй скрининг при беременности проводят на сроке 16–20 недель. Как и первый, он состоит их тех же двух этапов — УЗИ и анализа крови.

    УЗИ

    На этот раз врач определяет не только размеры, но и положение плода и его костную структуру, состояние внутренних органов и место прикрепления пуповины, а также объем околоплодных вод. Вот приблизительные основные показатели нормы для срока 16–20 недель:

    БПР — 26–56 мм.

    ДБК (длина бедренной кости) — 13–38 мм.

    ДПК (длина плечевой кости) — 13–36 мм.

    ОГ (окружность головы) — 112–186 мм.

    ИАЖ (индекс амниотической жидкости, то есть объем околоплодных вод) — 73–230 мм. Маловодие может негативно повлиять на состояние костной структуры ребенка и развитие его нервной системы.

    Локализация плаценты . Некоторый риск есть лишь при расположении плаценты на передней стенке матки — при такой локализации возможно отслоение плаценты.

    Пуповина . Один из важнейших параметров — место прикрепления пуповины. Краевое, расщепленное или оболочечное прикрепление чревато гипоксией плода и трудностями во время родов, нередко оно становится показанием для кесарева сечения. Пуповина подпитывается через 2 артерии и 1 вену, хотя иногда в наличии имеется только одна артерия. Это может вызвать гипоксию плода, порок сердца, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы ребенка, стать причиной пониженной массы тела малыша. Впрочем, если все остальные анализы и обследования не показывают отклонений от нормы, волноваться не стоит.

    Шейка матки. Длина шейки матки на этом сроке должна составлять 40–45 мм. Короткая шейка матки означает угрозу выкидыша.

    Визуализация. Неудовлетворительная визуализация может быть вызвана как особенностями положения плода или лишним весом будущей мамы, так и отеками или гипертонусом матки.

    Анализ крови

    Как и во время первого скрининга, во время второго берется анализ крови на b-ХГЧ, проверяется также уровень свободного эстриола и АФП. Приводим нормы их содержания на 16–20-ой неделях беременности:

    b-ХГЧ — 4,67–5–27 нг/мл.

    Свободный эстриол — гормон, по уровню которого можно судить о состоянии плаценты. Норма — 1,17–3,8 нг/мл. Повышенный эстриол характерен для многоплодной беременности или крупного плода. Пониженный — для угрозы выкидыша, плацентарной недостаточности, анэнцефалии и синдроме Дауна.

    АФП — белок, который вырабатывается в ЖКТ плода. Норма — 15–27 Ед/мл. Немного пониженный АФП может означать, что срок беременности был определен неверно (слегка занижен). Если АФП очень низкий, причина может быть в синдроме Эдвардса или Дауна, угрозе выкидыша или гибели плода. Высокий АФП характерен для патологий нервной трубки, атрезии пищевода, синдроме Меккеля. Высокий АФП также возможен у женщин, перенесших во время беременности инфекционное заболевание.

    Третий скрининг при беременности

    Третий скрининг при беременности проводят на 30-ой–43-ей неделе. По результатам этого скрининга врач принимает решение о необходимости кесарева сечения или возможности естественных родов. Основа третьего скрининга — все те же УЗИ. Иногда назначают допплерографию — исследование работы сосудов. Вот приблизительные нормы для данного срока беременности:

    УЗИ

    БПР — 67–91 мм

    ДБК — 47–71 мм

    ДПК — 44–63 мм

    ОГ — 238–336 мм

    ИАЖ — 82— 278 мм

    Толщина плаценты — 23,9–43,8. Слишком тонкая плацента — не особенно опасное отклонение от нормы. Причиной может быть миниатюрное телосложение женщины, перенесенные ей инфекционные заболевания, гипертония. Чрезмерно толстая плацента — признак анемии, диабета, резус-конфликта. Учитывается и такой показатель, как степень зрелости плаценты — на сроке 30–35 недель нормальной считается 1-я степень зрелости. При слишком быстром утолщении и старении плаценты возможны преждевременные роды, гипоксия плода и его замедленное развитие.

    Пренатальный скрининг очень важен, и пренебрегать им не стоит. Вовремя выявленные патологии и отклонения от нормы могут спасти жизнь и здоровье вашему ребенку. Об этом стоит помнить, особенно тем родителям, которые отказываются от обследования из страха узнать о том, что развитие малыша идет не по плану.


    www.kp.ru

    Скрининг — Медицинская энциклопедия

    I

    Скрининг

    в медицине (англ. screening просеивание) — метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование, в процессе массового обследования населения или его отдельных контингентов. С. осуществляют с целью ранней диагностики заболевания или предрасположенности к нему, что необходимо для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи. Результаты скрининга используют также для изучения распространенности исследуемого заболевания (или группы заболеваний), факторов риска его развития и их относительного значения. Так, в эпидемиологии и при профилактике сердечно-сосудистых заболеваний С. позволяет определить соотношение отдельных форм ишемической болезни сердца в популяции и распространенность в той же популяции таких факторов риска заболевания, как повышение АД, гиперхолестеринемия, курение, потребление алкоголя. На основе оценки отдельных факторов риска и их сочетаний разрабатывают таблицы, характеризующие степень риска появления новых случаев заболевания.

    Основными условиями проведения скрининга являются наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и оценке полученных результатов. Применяемые методы должны быть достаточно просты, надежны и воспроизводимы. Необходимо, чтобы они обладали достаточной чувствительностью и высокой специфичностью.

    Обследования в форме С. могут носить многоэтапный характер, например, на первом этапе выявляют всех больных с артериальной гипертензией, а на втором — в клинических или амбулаторных условиях уточняют причины повышения АД; это позволяет дифференцировать лечебную помощь больным и одновременно получить данные о частоте гипертонической болезни и отдельных форм симптоматических гипертензий.

    Роль С. особенно важна при диспансеризации (Диспансеризация) населения. В практике здравоохранения характер скринирующих обследований имеют массовые профилактические гинекологические осмотры, флюорография, маммография; все большее распространение получает С. в кардиологии, онкологии, фармакологии и медицинской генетике.

    В связи с необходимостью обследования значительных контингентов населения по единым стандартным критериям в настоящее время разрабатываются автоматизированные и полуавтоматизированные методы С. с использованием автоматов и полуавтоматов для опроса, измерения и анализа изучаемых показателей, обработки данных анкетированного опроса населения и др.

    Скрининг в медицинской генетике — один из методов раннего выявления генетически обусловленных заболеваний. Наиболее результативным оказалось выявление наследственных дефектов обмена веществ. В практике здравоохранения многих стран используют программы С. новорожденных на фенилкетонурию, гипотиреоз, недостаточность α1-антитрипсина, муковисцидоз, галактоземию. При выявлении заболевания проводят специфическое лечение, своевременность которого предотвращает раннее развитие инвалидности, а иногда и смертельный исход. Так, С. новорожденных на фенилкетонурию и последующее назначение больным диеты с низким содержанием фенилаланина предотвращает развитие у них умственной отсталости, судорожного синдрома и других симптомов заболевания. В популяциях с высокой частотой того или иного наследственного дефекта обмена веществ применяют так называемый проспектинный С. с целью выявления гетерозиготных носителей этого дефекта. При наличии носительства у обоих родителей, что служит реальной предпосылкой появления пораженного потомства, осуществляют пренатальную диагностику. Примером применения таких программ С. является обследование итальянцев, негров США и пуэрториканцев на гемоглобинопатии. Существуют также программы выборочного С. для выявления наследственных дефектов обмена веществ среди некоторых контингентов больных с высокой степенью риска в отношении накопления этих дефектов. Примером могут служить программы выборочного С. для крупных педиатрических клиник, имеющие целью выявление наследственных дефектов аминокислотного, углеводного, липидного, пуринового, пиримидинового и некоторых других видов обмена. Другим примером являются программы выборочного С. для контингента умственно отсталых, офтальмологических, гематологических больных. Выборочный С. не приносит непосредственной пользы больному, но способствует профилактике наследственных дефектов путем медико-генетического консультирования (Медико-генетическое консультирование) наследственно отягощенных семей. С помощью этих программ устанавливают спектр наследственных дефектов обмена веществ, распространенных в популяции.

    Скрининг в кардиологии проводят чаще всего с целью выявления ишемической болезни сердца и артериальной гипертензий, а также факторов риска их развития. Скринирующее обследование осуществляет персонал, прошедший специальную подготовку по измерению АД, роста, веса и др., заполнению стандартного опросника (вопросы по выявлению стенокардии напряжения, вредных привычек — курения, потребления алкоголя). Проводят также тщательную стандартизацию определения биохимических показателей (липидного спектра, сахара крови и др.). В зависимости от целей обследование носит одномоментный или поэтапный характер. Повторные обследования позволяют оценить стабильность изучаемых показателей, например уровня АД, и уточнить диагноз, а также определить динамику факторов риска, заболеваемости и смертности, разработать систему профилактических мероприятий, осуществляемых органами здравоохранения.

    Скрининг в фармакологии заключается в экспериментальном выявлении фармакологической активности продуктов химического синтеза и природных соединений. При работе с принципиально новыми рядами химических соединений и при отсутствии информации о фармакологическом действии веществ проводят С. для выявления фармакологической активности любого вида с помощью широкого набора специфических тестов. При целенаправленном поиске активных веществ осуществляют С. с применением строго определенного набора тестов для оценки каждого класса веществ, например транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков противосудорожных средств и др. В ряде случаев для выявления фармакологического действия какого-либо одного вида используют скрининг с применением одного метода, например определение динамики гликемии для установления способности вещества уменьшать концентрацию сахара в крови. Используемые тесты должны обладать высокой чувствительностью.

    При проведении С. следует учитывать его экономическую целесообразность. В частности, при резком снижении заболеваемости массовые обследования населения для выявления данной болезни могут стать экономически нецелесообразными.

    Библиогр.: Вероятностная модель скрининга, Изв. АН СССР, сер. биол., № 4, с. 520, 1979; Краснопольская К.Д. Скринирование наследственных болезней обмена в популяции, в кн.: Лекции по мед. генетике, под ред. А.А. Прокофьевой-Бельговской и В.П. Эфроимсона, с. 120, М., 1974; Мартинсон А.Ч. Выявление наследственных болезней обмена в педиатрической клинике, Педиатрия, № 11, с. 9, 1978.

    II

    Скрининг (англ. screening, от screen просеивать, сортировать, отбирать)

    1) в медицине — массовое обследование населения с целью выявления лиц с определенной болезнью, например для выявления сердечно-сосудистой патологии;

    2) в фармакологии — отбор новых продуктов химического или биологического синтеза, перспективных для применения в качестве лекарственных средств.

    Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. скрининг — сущ., кол-во синонимов: 8 испытание 46 обследование 28 онкоскрининг 1 отбор 24 просеивание 11 просматривание 20 скриншот 3 снимок 35 Словарь синонимов русского языка
    2. скрининг — СКРИНИНГ -а; м. [англ. sceening — просеивание, сортировка] 1. чего. Биол., ботан. Предварительная сортировка ядовитых веществ по степени их токсичности для последующего использования. Методика скрининга. Провести, осуществить с. 2. кого, чей. Мед. Толковый словарь Кузнецова
    3. скрининг — орф. скрининг, -а Орфографический словарь Лопатина
    4. скрининг — Проверка кредитоспособности потенциальных партнеров, их порядочности. Наиболее простой способ проверки — изучение известных справочников, где отражена история и текущее положение компании, ее финансовое состояние… Большой бухгалтерский словарь
    5. скрининг — скрининг , -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
    6. скрининг — Выделение искомого микроорганизма из смешанной популяции путем получения клона из отдельной клетки. Термин широко используется в генетике и селекции микроорганизмов, в генет. Микробиология. Словарь терминов

    gufo.me

    Jump to navigation

    • Facebook
    • Twitter
    • Sitemap
    • О сайте
    Меню alltested.ru
    • Главная
    • Аудиосказки  01.01.1970 01.01.1970 01.01.1970
    • Грудное вскармливание 01.01.1970 01.01.1970

    alltested.ru

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *