Страница 1 из 3
Описание. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — методика, созданная в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли в университете Миннесоты.
MMPI — наиболее изученная и одна из самых популярных психодиагностических методик на протяжении последних 50 лет. Широко применяется в клинической практике, а также для диагностики степени адаптиpованности, выявления устойчивых профессионально важных склонностей. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди психологов, социологов, педагогов и врачей, занимающихся семейным консультированием, изучением кадровых резервов, психологической совместимости, проблемой менеджмента, в спортивной психологии, а также в юриспруденции, в армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в Центрах занятости населения, в сфере общего и высшего образования.
В 1989 году Дж. Грехем, А. Теллиджен, Дж. Бучер, В. Далстром и Б. Кэммер опубликовали MMPI 2 — новую версию опросника, ориентированную на уточнение характера эмоциональных расстройств и устранившую влияние гендерных различий.
Модифицированный вариант опросника — тест СМИЛ. Адаптации опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева Л. Н. Собчик и другими психологами, которые разработали в 1971 полный модифицированный вариант — тест СМИЛ, 566 вопросов. (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности).
Далее приведены: инструкция,
Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI):
Инструкция.
Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция.
Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Описание методики
Опросник Мини-СМИЛ — практический психодиагностический инструмент, разработанный Собчик на основе СМИЛ. По заявлению автора, опросник не является сокращённым вариантом СМИЛ, а представляет собой отдельную методику.
Теоретически основы
При разработке данной методики в первую очередь принималось во внимание то, что в клинической практике бывают необходимы опросники, которые представляют собой упорядоченное интервью врача с больным. Однако многие известные методики такого рода грешат длинными предложениями с усложненной терминологией и звучат как вопросы. Известно, что опросник, представленный в виде утверждений от первого лица, когда испытуемый как бы отчитывается перед самим собой, дает более надежные результаты, так как способствует большей откровенности. Утверждения данного опросника не содержат настораживающих или социально значимых сентенций, они лишь позволяют больному описать свое состояние и акцентировать внимание врача на своих жалобах. Безусловно, они носят субъективный характер, но шкалы достоверности и сам профиль позволяют врачу получить первое впечатление и о том, что беспокоит больного, и о степени его готовности к диалогу.
Внутренняя структура
Нумерация шкал соответствует базовым шкалам СМИЛ, однако шкалы выявляют не тот богатый спектр личностных особенностей, которые приводятся в руководстве по методике СМИЛ, а всего лишь субъективный отчет обследуемого о своем состоянии. Из опросника могут быть извлечены результаты 13 шкал: 10-ти основных и 3-х оценочных.
Интерпретация
Значимые ответы можно просто подсчитать и нанести на профильный лист, или в ключе-шаблоне следует вырезать окошки размером, соответствующим верхней («верно») или нижней («неверно») части клеточки, — соответственно выше или ниже номера. После этого ключ-шаблон можно накладывать на регистрационный лист и подсчитывать баллы по каждой шкале.
Максимальное количество баллов по каждой шкале — 5.
Полученные баллы по каждой шкале проставляются на профильном листе и соединяются ломаной линией в профиль шкал достоверности и профиль Мини-СМИЛ.
Показатели «сырых» баллов на профильном листе сопоставляются с Т-баллами.
Интерпретация полученных результатов по шкалам достоверности:
- Если шкала лжи (L) выше 3-х баллов, ответы даны неискренно.
- Если шкала F выше 3-х баллов, испытуемый стремится подчеркнуть тяжесть своего состояния.
- Если шкала K выше 3-х баллов, испытуемый неоткровенен.
По основным шкалам профиля:
- Показатели ниже 3-х баллов расцениваются как нормативные.
- Показатели ниже 3-х баллов расцениваются как отсутствие отклонений от нормы по той или иной шкале.
- 1-я шкала: 3 балла — сосредоточенность на плохом самочувствии, выше 3-х — ипохондричность.
- 2-я шкала: 3 балла — сниженный фон настроения, выше 3-х — депрессия.
- 3-я шкала: 3 балла — эмоционально-вегетативная неустойчивость, демонстративность, выше 3-х — выраженная эмоционально-вегетативная неустойчивость, истероидные черты.
- 4-я шкала: 3 балла — амбициозность, более 3-х — импульсивность, возбудимые черты.
- 5-я шкала у мужчин: от 2-х до 3-х баллов — стремление подчеркнуть мягкость характера, выше 3-х баллов — трудности межличностного общения и сексуальной адаптации.
- 5-я шкала у женщин: от 2-х до 3-х баллов — стремление подчеркнуть решительность и мужественность, выше 3-х баллов -трудности межличностного общения и сексуальной адаптации. (ВНИМАНИЕ! Данные по 5-й шкале у женщин отсчитываются сверху вниз.)
- 6-я шкала: 3 балла — ригидность, упрямство, больше 3-х — подозрительность и конфликтность, 5 баллов — паранойяльность.
- 7-я шкала: 3 балла — повышенная тревожность, выше 3-х баллов — состояние тревоги.
- 8-я шкала: 3 балла — оригинальность и своеобразие, выше 3-х баллов — необычность, шизотимные особенности.
- 9-я шкала: 3 балла — гипертимные черты, выше 3-х баллов — эмоциональная незрелость, отсутствие критики к своему состоянию или гипомания.
- 0-я шкала: 3 балла — замкнутость, выше 3-х баллов — аутичность.
Соединив показатели по разным шкалам, получим профиль Мини-СМИЛ.
Практическое применение
Тест рассчитан на полную откровенность, которую мы обычно наблюдаем у тех, кто ищет помощи и не заинтересован в искажении результатов. Методика выявляет в основном субъективную оценку больным человеком своего состояния.
Стимульный материал
Бланк опросника Мини-СМИЛ
Бланк ответов Мини-СМИЛ
Шаблон ответов Мини-СМИЛ
Литература
- Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. — Боргес, 2007. — 416 с.
СМИЛ (Л.Н. Собчик)
Описание методики
Теоретические основания
Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI , созданного в целях профессионального отбора летчиков во время Второй Мировой войны. Авторы — американские психологи И.Маккинли и С. Хатэуэй. Это метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов исследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется в виду обсчет, а не сама интерпретация). Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и многофакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности методики в разных странах мира. В последние годы формализованная база методики способствовала разработке на ее основе компьютерных программ, позволяющих не только обсчитывать результаты и вычерчивать профиль личности, но и интерпретировать полученные данные с большей объективностью и полнотой, чем это может сделать начинающий психолог.
Создавая этот тест, его авторы опирались, с одной стороны, на строгий квантифицированный подход, обеспечивающий надежность и статистическую достоверность данных; с другой — на свое толкование показателей методики, которое они привязали к клинической классификации Крепеллина. Это значит, что при интерпретации конкретные данные обследуемого лица сравнивались с нормативными данными по параметрам, соответствующим ведущим симптомам в рамках той или иной нозологии. Другими словами, особенности каждого испытуемого определялись степенью выраженности тех или иных свойств, которые в их максимальном выражении соответствовали определенным клиническим симптомам. Каждая из шкал методики показывает, насколько выражены у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность-женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, маниакальность, социальная интроверсия. Такой «клинический» принцип построения психологических методик часто используется специалистами, которые представляют себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. При этом имеется в виду следующее: все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в гротескных формах. Время показало условность нозологических границ, интерпретационный подход авторов MMPI оказался устаревшим и попросту не соответствующим реальности. Упрощенное отношение к норме (к понятию нормальной личности) также изменилось. Поэтому интерпретация данных модифицированного и рестандартизованного теста MMPI — методики СМИЛ — представляет собой новый подход, базирующийся на иной концептуальной и методологической основе.
Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась Л.Н.Собчик в течении 1968-1984 гг. Имеется в виду СМИЛ, так как существуют и иные отечественные версии MMPI. Большая работа была проведена по переводу и адаптации текста утверждений с учетом культурно-этнических особенностей.
Многолетний опыт применения методики показал, что она не только описывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного: она раскрывает и канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека, что способствует дифференцированному к нему подходу в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной стрессовой ситуацией.
Область применения
Методика СМИЛ применяется с целью изучения личностных особенностей человека.
Методика СМИЛ может быть использована как для оценки особенностей взрослых людей, так и для подростков.
Обработка результатов
Ключи
ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Усл. обозначение | Название шкалы СМИЛ | Значение в сырых баллах | Значение в Т-баллах |
НСК | Шкала невротического сверхконтроля |
|
|
ДП | Шкала депрессивности |
|
|
ЭЛ | Шкала эмоциональной лабильности |
|
|
ИМ | Шкала импульсивности |
|
|
МФ | Шкала мужественности-женственности |
|
|
Р | Шкала ригидности |
|
|
Т | Шкала тревожности |
|
|
ИН | Шкала индивидуалистичности |
|
|
О | Шкала оптимистичности |
|
|
СИ | Шкала социальной интроверсии |
|
|
Л | Шкала лжи |
|
|
Н | Шкала надежности |
|
|
К | Шкала коррекции |
|
|
В | Шкала ответов»Не знаю» |
|
|
Литература
1. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ.СПб.: Речь, 2000.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. М.: Педагогика. 1982.
3. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: ЛГУ. 1982.
4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ. 1988.
5. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика /Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. М.: МГУ. 1984.
6. Балин В.Д., Гайда В.К. и др. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер. 2000.
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь. 2000.
______________________________________________________________ «______ » ___________ 19____ г.
фамилия, имя, отчество дата рождения
_______________________________________________ «_____ » ___________ 20____ г.__ ч ____ мин
образование, курс, группа дата и время заполнения
да
нет | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
да
нет | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
да
нет | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |
да
нет | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 |
да
нет | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 |
да
нет | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 |
да
нет | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 |
да
нет | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 |
да
нет | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 |
да
нет | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 |
да
нет | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 |
да
нет | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 |
да
нет | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 | 299 | 300 | 301 | 302 | 303 | 304 | 305 | 306 | 307 | 308 | 309 | 310 | 311 | 312 |
да
нет | 313 | 314 | 315 | 316 | 317 | 318 | 319 | 320 | 321 | 322 | 323 | 324 | 325 | 326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 | 335 | 336 |
да
нет | 337 | 338 | 339 | 340 | 341 | 342 | 343 | 344 | 345 | 346 | 347 | 348 | 349 | 350 | 351 | 352 | 353 | 354 | 355 | 356 | 357 | 358 | 359 | 360 |
да
нет | 361 | 362 | 363 | 364 | 365 | 366 | 367 | 368 | 369 | 370 | 371 | 372 | 373 | 374 | 375 | 376 | 377 | 378 | 379 | 380 | 381 | 382 | 383 | 384 |
да
нет | 385 | 386 | 387 | 388 | 389 | 390 | 391 | 392 | 393 | 394 | 395 | 396 | 397 | 398 | 399 | 400 | 401 | 402 | 403 | 404 | 405 | 406 | 407 | 408 |
да
нет | 409 | 410 | 411 | 412 | 413 | 414 | 415 | 416 | 417 | 418 | 419 | 420 | 421 | 422 | 423 | 424 | 425 | 426 | 427 | 428 | 429 | 430 | 431 | 432 |
да
нет | 433 | 434 | 435 | 436 | 437 | 438 | 439 | 440 | 441 | 442 | 443 | 444 | 445 | 446 | 447 | 448 | 449 | 450 | 451 | 452 | 453 | 454 | 455 | 456 |
да
нет | 457 | 458 | 459 | 460 | 461 | 462 | 463 | 464 | 465 | 466 | 467 | 468 | 469 | 470 | 471 | 472 | 473 | 474 | 475 | 476 | 477 | 478 | 479 | 480 |
да
нет | 481 | 482 | 483 | 484 | 485 | 486 | 487 | 488 | 489 | 490 | 491 | 492 | 493 | 494 | 495 | 496 | 497 | 498 | 499 | 500 | 501 | 502 | 503 | 504 |
да
нет | 505 | 506 | 507 | 508 | 509 | 510 | 511 | 512 | 513 | 514 | 515 | 516 | 517 | 518 | 519 | 520 | 521 | 522 | 523 | 524 | 525 | 526 | 527 | 528 |
да
нет | 529 | 530 | 531 | 532 | 533 | 534 | 535 | 536 | 537 | 538 | 539 | 540 | 541 | 542 | 543 | 544 | 545 | 546 | 547 | 548 | 549 | 550 | 551 | 552 |
да
нет | 553 | 554 | 555 | 556 | 557 | 558 | 559 | 560 | 561 | 562 | 563 | 564 | 565 | 566 |
|
Вариант мужской взрослый
Инструкция
Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них, не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна – первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его все целиком как верное и неверное по отношению к Вам.
Если Ваш ответ — «Верно», поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим утверждению номером.
Если Ваш ответ — «Неверно», поставьте крестик под соответствующим номером.
Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями: например, «У меня никогда не было припадков с судо
Время обследования | 45 мин. |
Методики | СМИЛ (MMPI) |
Тип поставки | Электронная версия, Коробочная версия |
Сист. требования | Процессор 1 ГГц, оперативная память 512 МБ, жесткий диск 2 ГБ |
Операционная система | Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10, Mac OS (macOS) |
Языки локализации | русский |
Вес упаковки | 250 г |
Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это – около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы – американские психологи И.Маккинли и С.Хатэуэй. Это – квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.
В основу создания опросника теста было положено количественное сопоставление ответов, полученных в психологическом интервью с представителями нормативной группы, с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Эти названия и были приданы соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик применялся многими психологами, которые представляли себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. Известный отечественный психолог Б.В.Зейгарник оправдывала такой подход, утверждая, что патологическое состояние суть заостренная модель нормы. Все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска – резко и обнаженно. Разработанный американскими психологами тест MMPI в Америке до сих пор в основном применяется как дифференциально-диагностический метод. Усовершенствованный вариант MMPI – тест СМИЛ , в первую очередь нацелен на изучение личности, так как многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию.
Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди социологов, врачей и психологов, занимающихся семейным консультированием, суицидологией, психотерапией, алкоголизмом, психосоматикой, изучением кадровых резервов, проблемой менеджмента, а также в спортивной психологии, в судебной экспертизе, в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в центрах занятости населения, в школах, гимназиях, колледжах и в области высшего образования.
В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека , напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.
В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности, соответственно: 1-я шкала – шкала «невротического сверхконтроля», 2-я -«пессимистичности», 3-я -«эмоциональной лабильности», 4-я -«импульсивности», 6-я -«ригидности», 7-я – «тревожности», 8-я – «индивидуа-листичности», 9-я – «оптимизма и активности». Не изменились названия двух шкал: 5-й -«шкала женственности-мужественности» и 0-й -«шкала социальной интроверсии». Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандартизации названия их не менялись. Эти шкалы по сравнению с профилем базисных шкал намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам основного профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Каждая же дополнительная шкала лишь добавляет к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный образ, может приобретать то или иное звучание.
Профиль СМИЛ – это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели 10-ти базисных шкал К нему примыкает маленький профиль шкал достоверности: шкала»?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «L» – шкала «Лжи» – показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F» – шкала «достоверности» – показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала «К» – шкала «коррекции» выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого. В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.
Методика предъявляется испытуемому в виде книжечки-буклета, содержащей 566 утверждений (сокращенный вариант, позволяющий получить личностный профиль, но уже без дополнительных шкал, содержит 360 утверждений). Почему в опроснике приводятся не вопросы, а утверждения? Потому, что человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя анализирующим свое «Я» как бы наедине с самим собой и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос
Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими, и отражает субъективные пристрастия и вкусы обследуемого человека, его взгляды на разные жизненные ценности, особенности эмоциональных реакций, оценку собственного самочувствия и ряда физиологических функций, фон настроения и пр. Важна не сама сентенция утверждения. Это – всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди по-разному реагируют. Важна сама избирательность ответов, обрисовывающая в конечном итоге индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Анализ результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой, к патологической заостренности психологического фактора, содержащего в себе по сути дела ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, что значительно затрудняет стремление «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд, методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица. Реально же, благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждений, в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных даже при наличии тенденций, влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает истинную картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) коридора нормативного разброса. Такие данные не обязательно свидетельствуют о патологии. Состояние стресса, объективно сложная ситуация, физическое недомогание – все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информации, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп.
В модифицированном варианте из опросника выделены 26 утверждений, которые оказались балластными: они не только вводили в заблуждение и шокировали обследуемых, но и провоцировали неадекватные ответы В основном – это утверждения, «работающие» на шкалу достоверности «F» и 8-ю – шкалу «шизофрении». Так, утверждение «Я часто вижу людей, животных и другие предметы, которых не видят другие окружающие меня люди» провоцировало ответ «верно» у тех, кто по роду деятельности (например, спортсмены) много ездят по разным странам, в то время как утверждение нацелено на выявление нарушений восприятия.
Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема абсолютно идентичны для всех форм опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-ой шкале в мужском и женском профиле . Имеются также полный (566) и сокращенный (360) опросники, разница между которыми помимо объема лишь в том, что сокращенный вариант не позволяет получить показатели по дополнительным шкалам теста.
Профильные листы взрослой и подростковой версии имеют различия лишь в зависимости от пола испытуемого в стандартах по ряду базисных и по большинству дополнительных шкал. Поэтому очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том. что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход, принадлежат одному автору. Отличаются как от оригинала (MMPI), так и от СМИЛ разработанный в ВНИИ неврологии и психиатрии им. Бехтерева Стандартизованный клинический опросник СКЛО и адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым ММИЛ. Несравним по всем параметрам с методикой СМИЛ опросник на 71 утверждение, клинически ориентированный Мини-мульт, разработанный шведской психологессой Кинканнон и адаптированный в русском варианте В.П.Зайцевым и В.Н.Козюлей.
Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с законченным начальным образованием (7-8 классов средней школы) с сохранным интеллектом. В связи с тем, что автором книги совместно с педагогами Б.Н.Кодесс и Т.В.Кодесс в 1984 г. был разработан и адаптирован подростковый вариант СМИЛ, границы применения методики несколько расширились Если обычный взрослый вариант широко и эффективно уже много лет используется в практике профконсультирования при обследовании старшеклассников в возрасте 16-17 лет, то подростковый вариант последние годы успешно применяется при изучении детей несколько более младшего возраста, начиная с 12 лет (при условии хорошего общего развития). Отмечено, что недостоверные результаты часто находятся в прямой зависимости не столько от искаженной установки испытуемого на обследование, сколько от плохого понимания содержания утверждений, что может быть связано, во-первых, с недостаточно развитым вербальным интеллектом, во-вторых, с плохим знанием русского языка Поэтому в регионах, где люди говорят на другом языке, методика должна быть переведена на родной язык, но при этом необходимо также провести рестандартизацию количественной базы методики, так как нормативные стандарты могут иметь свои региональные отличия
Процедура обследования требует соблюдения следующих условий: испытуемый не должен испытывать настороженности в отношении целей исследования; он может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования; психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если это правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство как правило несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому, всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным (см. коррекционный подход по каждой из повышенных в профиле шкал).
Л. Н. Собчик
Подраздел: СМИЛ
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психологический практикум:
|
В отличие от личностей другого типа, у этих их индивидуалистичность лишь усугубляется при противодействии окружения, что проявляется усилением признаков дезадаптации и, следовательно, повышением пика по 8-й шкале.
Акцентуация по типу “сензитивный шизоид” проявляется двояко: ригидный, сверхобидчивый, болезненно самолюбивый, “застревающий” на негативных переживаниях тип реагирования характерен для стеничных шизоидных личностей (профиль 86’47-/), а для личностей мягких, впечатлительных, ранимых, но при этом с выраженным индивидуализмом в выборе друзей и сферы интересов характерны профили типа 85’70-/ или 83’52-/, отражающие, помимо прочего, эстетическую ориентированность. (Для женщин показатели 5-й шкалы в соответствующих профилях низкие: 8’70-/5 или 83’2-/5) . Показатели 8-й шкалы, расположенные выше 80 Т, выявляют психопатические варианты шизоидного типа реагирования. Гипостенический вариант шизоидной акцентуации, относимый обычно к кругу тормозимых личностей, выявляется профилем типа 872’0-/ или 2870′-/9. Такие психопатические черты как замкнутость, пассивность, интровертированность, некоммуникабельность, значительное своеобразие суждений и поступков, скованность жестов, поз, неловкость в межличностных контактах, отстраненность и эмоциональная холодность, непонятность мотивов поведения для окружающих, непрактичность и оторванность от реальных жизненных проблем, склонность к мистицизму – отражаются в более высоких показателях аналогичных или близких по рисунку профилей: 8’027′-/39 или 287’0′-/8.
По одному только профилю ММРI (СМИЛ) судить о диагнозе трудно, так как профиль отражает в основном особенности эмоционального состояния и личностные свойства (или личностную деформацию) человека. Однако, высокие показатели по 8-й шкале в качестве одного из 3-х ведущих пиков профиля в 60% случаев выявляют шизофренические или шизофреноподобные расстройства: склонность к выхолощенному рассуждательству (резонерству), маскирующему интеллектуальную несостоятельность, снижение уровня социальной адаптации и общей продуктивности, растерянность, отрыв от реальности, нарушения сна, явления дереализации-деперсонализации, нарушения восприятия. Эти данные, однако, должны найти подтверждение в результатах экспериментально-психологического исследования в виде неравномерности уровня обобщения, нечеткости, расплывчатости мышления с опорой на несущественные, латентные признаки при обобщении и сравнении понятий; при этом характерным является “отлет” от конкретного содержания стимульного материала с тенденцией к абстрактности ассоциаций, к символике опосредующих образов, нарушение последовательности логических построений вплоть до явной их нелепости.
Основой для определения нозологии (т.е. очерченных рамок психиатрического диагноза) является клинический анализ состояния больного, учитывающий и этиопатогенетический фактор, и закономерности развития состояния; при этом клинико-психологическое исследование представляет собой оптимальный и наиболее объективный подход к оценке глубины и структуры патологических проявлений, так как эти методы – клинический и психологический – по сравнению с другими способами изучения психики человека – являются феноменологически наиболее близкими и взаимодополняющими.
Профиль с ведущими 8-й и 7-й шкалами (выше 70 Т) выявляет внутреннюю напряженность, тревожность, нервозность, склонность к бесконечному, часто бесплодному, обдумыванию каких-либо проблем (“умственная жвачка”), отгороженность, хронически существующее чувство душевного дискомфорта, неуверенности, снижение общей продуктивности, комплекс вины и неполноценности; встречается у лиц, астенизированных длительным эмоциональным перенапряжением или хронически протекающей тяжелой болезнью, а также у лиц преморбидно (изначально) астенического и психастенического склада, чаще в сочетании с повышенными 2-й и 0-й, а также пониженной 9-й. Профиль 81′-/ настораживает тем, что выявляет сосредоточенность на своеобразных соматических жалобах без эмоциональной захваченности. Сочетание 8’51’-/ свойственно лицам с болезненным отношением к проблем затрудненной сексуальной адаптации, однако с тенденцией к раздумьям и рассуждательству по этому поводу без выраженной тревоги.
Низкие показатели 8-й шкалы (ниже 50 Т) встречаются у лиц с небогатой фантазией, шаблонно мыслящих, трезвых и практичных. Отсутствие повышения по 8-й шкале указывает на преобладание у данной личности здравого смысла, трезвой оценки житейских ситуаций, рационального подхода к решению проблем.
Для лиц с повышенной 8-й шкалой при наличии хорошего интеллекта способ коррекции недостаточно адаптивных форм поведения непрост. Одаренным, творчески ориентированным, но трудным по характеру, неконформным личностям необходимо создание такой социальной ниши, в которой была бы возможна реализация дифференцированного подхода и отсутствовала “заформализованность”. Для других, с делинквентными тенденциями, т.е. склонных к противоправным поступкам, необходима своевременная переориентация интересов с сохранением позитивного личностного статуса, что представляет собой весьма сложную социальную задачу: личности данного типа “оседают” лишь в той среде, где их индивидуальность учитывается. Это важно для каждого человека, но для данного типа личности этот фактор приобретает особую значимость.
Судьба личности типа “8”, скорее всего, просто – непредсказуема и меньше всего зависит от того, как человек сам предполагает ее планировать. Индивидуальность человека данного типа особенно своеобычна. Если другие индивидуально-личностные паттерны имеют общие черты в рамках своего типа реагирования, предполагающие в чем-то сходные судьбы, то этот тип личности каждый раз по своему самобытен, и поэтому все они не только отличаются от других, но и между собой мало чем похожи. Разве только тем, что труднее всех адаптируются к жизни, отличаются своеобразием мотивации и сферы интересов, которая в значительной степени находится в стороне от повседневных проблем. Их иной раз ошибочно оценивают как стрессоустойчивых, и это серьезное заблуждение. Просто, то что тревожит большинство других людей, в их иерархии ценностей занимает ничтожно малое место. Если же задетыми оказываются их истинные ценности, то выявляется чрезвычайно низкая стрессоустойчивость и дезадаптация протекает по наиболее иррациональному варианту. Поэтому личности типа “8”, лишенные возможности вписаться в предлагаемую им обстоятельствами социальную нишу, могут оказаться непонятыми, изгоями, чудаками, которых, не принимая всерьез, опасаются и избегают. Те из них, кто обладает незаурядными способностями, вызывают уважение и восхищение, граничащие с мистическим поклонением, так как для обыденного человека они все равно остаются загадкой. Зато их верность своей индивидуальности и особому жизненному предназначению служит почвой для формирования мессианских установок. В личной жизни они могут быть терпеливо обожаемы, несмотря на то, что к семейной жизни совершенно не приспособлены: женщины типа “жен декабристов”, поверив в высшее предназначение своего спутника жизни, жертвуют и собой, и благополучием всей семьи ради того, кому они поклоняются. Если пьедестал величия такого “особенного человека” по каким-либо причинам рушится, он остается в гордом одиночестве. Чаще всего люди этого типа одиноки всю жизнь, жертвуя личным благополучием ради своего особого предназначения. В связи с их чрезвычайно высокой интуицией и способностью мыслить трансцендентно (т.е. глобальными категориями), среди них часто встречаются предсказатели судеб, экстрасенсы, врачеватели, использующие нетрадиционные способы лечения, специалисты, которые занимаются душевным состоянием человека: психиатры и психологи, а также теологи, философы, астрологи, психотерапевты-популисты, руководители религиозных сект и неформальных общественных направлений.
Л. Н. Собчик
Минутку …
Пожалуйста, включите Cookies и перезагрузите страницу.
Этот процесс автоматический. Ваш браузер будет перенаправлен на запрошенный контент в ближайшее время.
Пожалуйста, подождите до 5 секунд …
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (+ [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [+ !! [] + !! [] + !! [] + !!] [] + !! []) + (+ !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + []) + (! + [] + (!! [ ]) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (+ !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] (! + [] — (!! [])) +) + (+ [] + (!! [!]) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] +! ! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + ( ! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + ( ! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ]))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! [])) + (+ [] + (!! [!]) + !! [] +! ! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] +! ! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! []!)) + (+ [] + ( !! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [ ] + (!! []) + !! []) + (+ [] + (!! [!]) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + []) + (+ [] + (!! [!]) — []) + (+ [] — (!! []) (! + [] + (!! [])) + + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [+ !! [] + !! [] + !!] [] + !! [] + !! []) + (+ [] + (!! [!]) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (+ !! []) + (! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [ ] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [+ !! [] + !! [] + !! [] + !!] [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) +! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [ ] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! []) (! + [] + (!! [])) + + !! [])) / + (( ! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (+ [] + (!! [!]) — []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (! ! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [ ] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (+ [] — (!! [])) + ( ! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] — (!! [])) + (+ [] — (! ! [])) + (! + [] + (!! []) + !! []) + ( ! + [] — (!! [])) + (! + [] — (!! [])) + (+ !! []))
+ ((! + [] + (!! [] ) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) +! ! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + ( ! + [] — (!! [])) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (+ !! []) + (+ [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [ ]) + (+ !! [])) / + ((! + [] + (!! []) + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) +! ! []) + (+ !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] +! ! []) + (! + [] + (!! []) — []) + (! + [] — (!! [])) + + (+ [] + (!! []!)! ! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [ ] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] +! ! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] +! ! [] + !! []) + (+ [] — (!! []) (! + [] + (!! [])!) + + !! [])) / + ((+ [ ] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + ( !! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] -! (!! [])) + (+ [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + ( !! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (+ [] -! (!! [])) + (+ [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []))
+ ((! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! [] + !! []) + (! + [] + (!! []) + !! [] + !! [] + !! [] + !! [ ] + !! []) + (+ [] — (!! [])) + (! + [] —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
,Ответ на описательные вопросы в многомерном исследовании • Когда мы изучаем более одной переменной, мы обычно задаем один (или несколько) из следующих двух вопросов: • Как оценка человека по первой переменной сравнивается с его оценкой по второй переменной? • Как меняется оценка по одной переменной как функция оценок по второй переменной?
Понимание результатов • Давайте немного поработаем над этой первой проблемой.• Давайте предположим, что у нас есть оценки Марка на первых двух экзаменах Psych 437. • Марк получил 50 баллов за первый экзамен и 50 баллов за второй экзамен. • На каком экзамене лучше всего прошел Марк?
Пример 1 • В одном случае экзаменационная оценка Марка на 10 баллов выше среднего • В другом случае экзаменационная оценка Марка на 10 баллов ниже среднего • В важном смысле мы должны интерпретировать оценку Марка относительно средняя производительность класса Экзамен 1 Экзамен 2 Среднее значение Экзамен 1 = 40 Среднее значение Экзамен 2 = 60
Пример 2 • Оба распределения имеют одинаковое среднее значение (40), но разные стандартные отклонения (10 против20). • В одном случае Марк работает лучше, чем почти 95% класса. В другой он выполняет лучше, чем примерно 68% класса. • Таким образом, то, как мы оцениваем успеваемость Марка, зависит от степени разброса или изменчивости в баллах за экзамен. Экзамен 1 Экзамен 2
Стандартные оценки • Короче говоря, мы хотели бы выразить оценку Марка за один экзамен в отношении (а) того, как далеко он от среднего балла в классе, и (б) изменчивость результатов экзамена.• как далеко человек от среднего значения: • (X — M) • изменчивость в баллах: • SD
Стандартные баллы • Стандартизированные баллы или z-баллы предоставляют способ выразить, насколько далеко человек от среднего, по отношению к вариации баллов. • (1) Вычтите оценку человека из среднего значения. (2) Разделите эту разницу на стандартное отклонение. ** Это говорит нам о том, как далеко человек от среднего, в метрике единиц стандартного отклонения. ** Z = (X — M) / SD
Пример 1 z-оценка Марка на экзамене 1: z = ( 50 — 40) / 10 = 1 (на одну SD выше среднего) Z-показатель Марка на экзамене 2 z = (50 — 60) / 10 = -1 (на одну SD ниже среднего) Экзамен 1, экзамен 2, средний экзамен1 = 40 SD = 10, средний Экзамен 2 = 60 SD = 10
Пример 2 Пример, в котором средние значения идентичны, но два набора оценок имеют разные спреды Z-счет Экзамена 1 Марка (50-40) / 5 = 2 Z-счет Марка Экзамена 2 (50-40) / 20 =.5 Экзамен 1 SD = 5 Экзамен 2 SD = 20
Некоторые полезные свойства стандартных баллов (1) Среднее значение набора z-баллов всегда равно нулю Почему? Если мы вычтем константу C из каждого балла, среднее значение баллов будет отклонено на эту величину (M — C). Если мы вычтем среднее значение из каждой оценки, то среднее значение будет отклонено на величину, равную среднему значению (M — M = 0).
(2) SD набора стандартизированных баллов всегда равен 1 • Почему? SD / SD = 1, если x = 60, M = 50 SD = 10 x 20 30 40 50 60 70 80 z -3 -2 -1 0 1 2 3
(3) Распределение набора стандартизированных баллы имеют такую же форму, что и нестандартные (необработанные) баллы
A «Нормальное» распределение 0.4 0,3 0,2 0,1 0,0 -4 -2 0 2 4 SCORE • Интерпретация «нормализации» (неправильная)
Некоторые полезные свойства стандартных баллов (4) Стандартные баллы могут использоваться для вычисления центильных баллов: пропорция люди с оценками, меньшими или равными определенному баллу.
Площадь под нормальной кривой 50% 34% 34% 14% 14% 2% 2%
Некоторые полезные свойства стандартных баллов (5) Z-баллы позволяют «стандартизировать» Очень разные показатели (т.е.метрики, которые различаются по вариации или значению). Различные переменные, выраженные в виде z-показателей, можно интерпретировать по одной и той же метрике (показатель Z-оценки). (Каждая оценка получается из распределения с одинаковым средним [ноль] и одинаковым стандартным отклонением [1].)
Пример • Переменные с большим диапазоном будут влиять на скрытый счет больше, чем переменные с небольшим диапазоном. Персона Частота сердечных сокращений Жалобы Средняя A 80 2 41 B 80 3 42 C 120 2 61 D 120 3 62 * Перемещение между наименьшими и самыми высокими значениями имеет большее значение для одной переменной, чем для другой * ЧСС имеет больший диапазон, чем жалобы, и, следовательно, влияет на Общая оценка больше (я.оценка латентной переменной)
Корреляции в исследованиях личности • Многие вопросы исследования, касающиеся психологии личности, касаются взаимосвязи между двумя или более переменными.
Некоторые примеры • Как свидания / семейное удовлетворение варьируются в зависимости от личностных качеств, таких как эмоциональная стабильность? • Являются ли люди, которые относительно общительны, как дети, также могут быть относительно общительны, как взрослые? • Какова связь между индивидуальными различиями в жестоком видеоигре и агрессивным поведением у подростков?
Графическое представление • Многие из отношений, на которых мы сосредоточимся в этом курсе, имеют линейное разнообразие.• Связь между двумя переменными может быть представлена в виде линии. агрессивное поведение агрессивная видеоигра
Линейные отношения могут быть отрицательными или положительными. агрессивное поведение агрессивное поведение насильственная игра игра насильственная игра
Как определить, существует ли положительная или отрицательная связь между двумя переменными?
Диаграммы рассеяния Одним из способов определения формы взаимосвязи между двумя переменными является создание графика рассеяния или графика рассеяния.Форма отношения (то есть, является ли она положительной или отрицательной) часто можно увидеть, осмотрев график. агрессивное поведение агрессивная игра
Как создать точечный график Используйте одну переменную в качестве оси X (горизонтальная ось), а другую — в качестве оси Y (вертикальная ось). Постройте каждого человека в этом двухмерном пространстве как набор (x, y) координат.
Как создать точечную диаграмму в SPSS
Как создать точечную диаграмму в SPSS • Выберите две переменные, представляющие интерес.• Нажмите кнопку «ОК».
положительные отношения отрицательные отношения нет отношений
Количественная оценка отношений • Как мы можем количественно определить линейные отношения между двумя переменными? • Один из способов сделать это — использовать часто используемую статистику, называемую коэффициентом корреляции (часто обозначаемую как r).
Некоторые полезные свойства коэффициента корреляции • Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от –1 до + 1.Примечание. В этом отношении r полезен так же, как и z-оценки: они оба используют стандартизированную метрику.
Некоторые полезные свойства коэффициента корреляции (2) Значение корреляции передает информацию о форме взаимосвязи между двумя переменными. • Когда r> 0, связь между двумя переменными является положительной. • Когда r <0, соотношение между двумя переменными является отрицательным - обратное соотношение (более высокие оценки по x соответствуют более низким оценкам по y).• Когда r = 0, между двумя переменными нет никакой связи.
r = .80 r = -.80 r = 0
Некоторые полезные свойства коэффициента корреляции (3) Коэффициент корреляции можно интерпретировать как наклон линии, которая отображает взаимосвязь между двумя стандартизированными переменными. наклон по мере подъема над трассой
r = .50 поднимает вас .5 на трассе подъема y с 0 на 1 на x
Как рассчитать коэффициент корреляции? • Сначала преобразуйте каждую переменную в стандартизированную форму (т.е.э., z-баллы). • Умножьте z-показатели каждого человека вместе. • Наконец, усредните эти продукты среди людей.
Пример
Почему продукты? Важное примечание о 2 x 2 Соответствие z-показателей через продукты
Важное примечание о 2 x 2
Вычисление корреляций в SPSS • Перейдите в меню «Анализ». • Выберите «Коррелировать» • Выберите «Двустороннее …»
Вычисление корреляций в SPSS • Выберите переменные, которые вы хотите коррелировать • Снимите их в крайнем правом окне • Нажмите кнопку «ОК».
Величина корреляции • Когда корреляция «большая» по сравнению с «маленькой»? • Коэн: • .1 маленький • .3 средний •> .5 большой
Каковы типичные корреляции в психологии личности? Типичные размеры выборки и величины эффекта в исследованиях, проводимых в психологии личности. Заметка. Абсолютное значение r было использовано в расчетах, представленных здесь. Данные основаны на статьях, опубликованных в томах JPSP за 2004 год: PPID и JP.
Выбор размеров эффекта из различных областей исследований Примечание.Таблица адаптирована из таблицы 1 Meyer et al. (2001).
Величина корреляций • корреляции «реального мира» редко становятся больше, чем .30. • Почему это так? • Любая переменная может зависеть от сотен других переменных. В той степени, в которой переменная является мультиопределенной, корреляция между ней и любой одной переменной должна быть небольшой.
Квалификация • В целях данного класса я хочу, чтобы вы описали соотношение: Что это численно? И, качественно говоря, это в значительной степени ноль (<.1), «маленький» (от .1 до .29), «средний» (от .30 до .49) или «большой» (> .50).
ENTJ Тип личности — «Главный» Профиль
Экстравертный (E), Интуитивный (N), Мышление (T) и Судящий (J)
Тип личности ENTJ по прозвищу «Главный» и принадлежит интеллектуальному темпераменту NT. ENTJ — естественные и решительные лидеры. Oни аналитичны, эффективны и трудолюбивы. Они живут в мире идей и имеют отличная способность спорить. Их целенаправленная и уверенный в себе характер позволяет им взять на себя ответственность. Они процветают на достижении.
ENTJ направляют свою энергию наружу.Они общительны, разговорчивы и очень напористы. Они восторженные и выразительные. Руководители интуитивно понятны и ориентированы на будущее. Они образны, сложны и абстрактны в своем мышлении. ENTJ — мыслители. Они логичны и объективны. Они принимают решения головой, а не сердцем. ENTJs рациональны, безличны и критически настроены. Они крепки с людьми и с толстой кожей. ENTJs являются решающими, любят завершать задания и стремятся к закрытию. Им нравится структура и графики.Они дисциплинированы и ответственны.
ENTJ независимы. Они ищут автономных и продуктивных отношений. Они конкурентоспособны и заинтересованы в том, что знают другие люди. Они превращают большую часть своих отношений в возможности для обучения или наставничества. Хотя они очень ориентированы на карьеру, когда они стремятся к отношениям, они прилагают немало усилий.
«Я люблю аргумент. Я люблю дебатировать. Я не ожидаю кто-нибудь просто сидеть там и согласись со мной, это не их работа.« — Маргарет Тэтчер
Руководители часто заядлые ученики и ненасытные читатели. У них неограниченное любопытство и желание получить знания и мастерство. Они преуспевают в школе, пока они заняты. Они мотивированы и могут учиться очень сами по себе. Им может быть трудно расслабиться. Руководители не любят тратить время.
Описание ENTJ
ENTJ часто можно описать этими словами. Они обычно обладают следующими сильными и слабыми сторонами.
Характеристика ENTJ
- Стратегический
- Напористый
- Рациональный
- Организованный
- Уверенный
- Аналитический
- Трудолюбивый
- Выраженный
- Ориентированный на будущее
- Эффективный
- Энтузиазм
- Ориентировочный
- Любопытный Gregarious
- Толстокровный
- Лидер
- Конкурентоспособный
- Целенаправленный
- Безличный
- Интеллектуальный
- Амбициозный
- Выразительный
- Ответственный
- Творческий
Типичные преимущества
- Прямые и откровенные Прямые и откровенные деньги
- Хорошо воспринимает критику
- Выполняет обязательства
- Устно и красноречиво
Возможные слабости
- Контроль и запугивание
- Может показаться злым
- Замедление комплимента
- Импульсные
- ENTJ составляют 4% от всех 16 типы личности.ENTJ являются одними из наименее распространенных типы личности. Из Экстравертных типов ENTJ являются наиболее редкий (наряду с ENFJ).
- 1 на каждые 18 мужчин является ENTJ (5,5% все мужчины). 1 из каждых 40 женщин является ENTJ (2,5% всех женщин). Женщины ENTJ являются одними из самых редких тип-пол сочетания.
- значительно больше мужчин ENTJ чем есть женщины ENTJs, с мужчинами численность женщин больше, чем на 2 к 1. Одна из причин, почему мужчин больше ENTJ что мужчины склонны к мыслителям (T) в то время как женщины чаще — Feelers (F).
Предпочтения ENTJ
Предпочтения ENTJ: Экстраверсия , Интуиция , Мышление и Оценка . Они определяют Тип личности ENTJ.
Экстравертированный (E)
Экстраверсия характеризуется предпочтением сосредоточиться на мире вне себя. ENTJ получают энергию от общественных мероприятий, вечеринок и групповых мероприятий. Экстраверты обычно полны энтузиазма, общительны и оживлены.Их стиль общения устный и напористый. Как Экстраверты, ENTJ часто должны говорить. Они наслаждаются центром внимания.
Мышление (T)
Мышление отдает приоритет объективности. Как мыслители, ENTJ принимают решения, основываясь на фактах. Они управляются их головой вместо их сердца (но не без эмоций). ENTJ судят о ситуациях и других на основе логики. Они ценят правду, а не такт и могут легко выявить недостатки. Они являются критическими мыслителями и ориентированы на решение проблем.
Интуитивно (N)
Люди с интуицией живут в будущем.Они погружены в мир возможностей. Они обрабатывают информацию через шаблоны и впечатления. Будучи интуитивными, ENTJs ценят вдохновение и воображение. Они собирают знания, читая между строк. Их абстрактная природа привлекает их к глубоким идеям, понятиям и метафорам.
Судья (J)
Судья, ENTJs мыслить последовательно. Они ценят порядок и организацию. Их жизнь запланирована и структурирована. ENTJ стремятся к закрытию и получают удовольствие от выполнения заданий.Они серьезно относятся к срокам. Они работают , затем они играют. Судебные предпочтения не означают судейские . Судя по тому, как ведется повседневная деятельность.
ENTJ Когнитивные функции
Каждый человек знакомит мир с четырьмя когнитивными функциями. Основная функция ENTJ — Экстравертное мышление , а вторичная — Интровертная интуиция .
Экстравертное мышление (первичное)
ENTJ чаще всего используют эту функцию .Размышляя (T), ENTJ принимают решения на основе логики. Функция «Экстравертное мышление» позволяет им организовывать и классифицировать такие элементы, как мысли и аргументы. Это способность видеть логические последствия действий. Следует последовательность и организация.
Introverted Intuition (Secondary)
ENTJs использование этой функции несколько высоко. С Intuition (N) ENTJ обрабатывают данные с помощью впечатлений, возможностей и значений. Интровертная интуиция позволяет вождям иметь представление о будущем.Это способность понять шаблон или план. Информацию, которую трудно понять и анализировать, легче обрабатывать с помощью интровертной интуиции.
Экстравертное зондирование (третичное)
ENTJ используют эту функцию, но в меньшей степени. С помощью Sensing (S) ENTJ обрабатывают данные с помощью пяти чувств. Функция Экстравертного Чувства позволяет им обрабатывать жизнь через свой опыт. Это осознание того, что видят, нюхают, трогают, слышат и пробуют на вкус. Он заряжается опытом и живет «моментом».«
Интровертное Чувство (минимум)
ENTJ используют эту функцию минимум из четырех. Когда Чувство (F), Руководители принимают решения на основе чувств, поэтому функция Интровертное Чувство позволяет им знать, что они ценят. Это способность видеть через других и знать, на что они похожи, как если бы ENTJ имел внутренний радар. Есть желание подключиться, когда идентифицируют человека с похожими ценностями.
ENTJ и Work
ENTJ — это работяги, которые стремятся к достижению целей и делают все правильно.Они процветают на руководящих должностях, где они могут направлять, разрабатывать стратегии и мобилизовать людей для достижения общих целей. Они — провидцы, которые верят в свою способность вести к успеху и оптимальным результатам. Они ценят компетентность и прогресс. У них очень мало терпения для лени. ENTJ могут извлечь выгоду из развития навыков людей на рабочем месте.
Соответствие карьере ENTJ
Люди с типом личности ENTJ могут получить удовлетворение от следующих профессий, которые, как правило, хорошо соответствуют их личности Главы.
- Бизнес-администратор
- Исполнительный
- Предприниматель
- Менеджер
- Политик
- Компьютерный консультант
- Юрист / адвокат
- Судья
- Ученый
- Банкир
- Системный аналитик
- Преподаватель
- Профессор
Вот выборка известных людей и вымышленных персонажей, которые могут иметь тип личности ENTJ.
Заключение
ENTJ постоянно стремятся к самосовершенствованию.Они часто приглашают окружающих к самосовершенствованию. Они одаренные стратеги. Их величайшим вкладом является способность уверенно лидировать и превосходно достигать целей.
.